автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Греки в Колхиде

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Цецхладзе, Гоча Ревазович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Греки в Колхиде'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Греки в Колхиде"

РГ6 од

? О 1ПП5 -пп1;-».

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

ЦЕЖПАДЗЕ ГОЧА РЕВАЗОВИЧ

ГРЕКИ В КОЛХИДЕ (ЭЮОИЦМИЧВСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ВЭЛИМООПИШЕНИЯ В Т1-11 вв. до н. э, >

Специальности! 07.00.03 ~ всеовва* история (древниП мир) 07.00.08 - аркеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторически* наук

Москва 199Э

Раоота выполнена в отделе классической археологии Институте археологии Российской академии наук

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

Г. А. КОШЕЛЕНКО

Официальные оппоненты - доктор историческим наук, профессор

я 6. шелов кандидат исторических наук С. В. НОВИКОВ

Ведущая организация - Институт российской истории Российской

академии наук

Завргга состоится 1вез года на sac«Дании

Специализированного совета D.003.01.01 при Институте востоковедения РАН (Москва, ул. Рождественка, lg).

С диссертацией можно ознакомиться в вмалиотеке Института востоковедении РАН.

Автореферат разослан "_"__ 1ввэ года.

Ученый секретарь

Специализированного совета

кандидат исторически* наук ■

/А. Г. Володин/

« Институт востоковедения РАН, 100Э г.

ОВ1ЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Великая греческая колонизация важнейшее явление о мировой истории. Греческие города-колонии выли основаны на огромной территории по всему поеережью Средиземного и Черного морей.

Эти греческие города и поселения играли Оольшую роль в истории негреческих племен, на территории или по соседству с которыми развивались эллинские города-колонии. Благодаря постоянным связям этик городов с греческим миром Средиземноморья местное население причерноморского региона оказалось тесно связанным с судьеами античного мира. Длительные взаимоотношения греческой и местных культур привели к созданию не только своеовразных вариантов античной культуры, но и своего рода синкретически* культур (гроко-фрагийс* ой, греко-скифской н т.д.).

Работа посвяиона одной из сложнейших проблем истории античного Причерноморья и в целом античного кнрэ - взаимодействия греческой и местной колхидской культур.

Проалома греков в Колхиде является ключевой в изучении дрэвнвй истории Восточного Причерноморья. Благодаря сведениям античных авторов и результатам археологических раскопок грузинских археологов присутствие гракоз а Колхиде на вызызало сомнений. Спорным ск-тавался и до сия пор остается вопрос о характера гроческой колонизации Колхиды, о роли греков в истерии страны, о колхидской гос ударе таенное ти и царской власти, о характер» нонет "еолхидок" т. д. Причины крайней дискуссионностн правдами заложены D источниковедческой еазо истории и археологии дрэвн ой Колхиды. Письменны» источники противоречивы, археологические жэ материалы н& всегда позволяют ответить на fCtcrua созгшкакхшгэ вопросы и. что самоа главное, до сих пор на налдэны круттайспо грэчоскиэ города Колхиды Фасис и Диоскурия.

D послодноо десятилетие навладаеттгя сак вы "кризис" прояяены грскоа в Колхиде и осовенко еэ важнейшего Donроса - какой является гроческагт колонизация Восточного Причерноморья. 13 который ряз поаторпкгтея одни и то м выиодн, тиражируется та жэ аргуиантация. Еиэгодньв» раскопки приносят в основном тол м- о

количественно новые источники. Настало время искать новые *»тодологическ ив приемы интерпретации старых, хорошо известных источников, нового взгляда как на всю проблему, так и на отдельные ее аспекты.

Степень изученности темы исследования. Трудно найти сегодня равоты по древней истории и археологии Колхиды, в которых не затрагивалась вы проблема греков в Восточном Причерноморье, особенно вопрос оо эллинской колонизации этого региона Понта. Благодаря же Цхалтубо-Ванским симпозиумам по древней истории Причерноморья, организованным Центром археологических

исследований Академии наук Грузии, эта проелема приняла "мировые масштабы" и е? исследованием занимаются не только грузинские И русские ученые, но и специалисты Великоеритании, Германии. Франции, США и других стран, которые регулярно приникают участие в раооте этих симпозиумов.

Несмотря на такую популярность проблемы греков в Колхиде, специального объективного монографического исследования этой проблемы на протяжении всего Фактического сущэстиований Колхидского царства (У1-Ц вв. до н.э.) на сегодня нет. Как правило, этой проблеме посвящены отдельные главы в книгах, статьи или книги, в которых рассматриваются отдельные аспекты проблемы эллинов в Восточном Понте.

Объект исследования. Цели и задачи. Объектом исследования являются все имеющие, я на сегодня источники: письменные, археологические, нумизматические, эпиграфические.

Целью и задачей работы является комплексный анализ веек инающлхся источников, проведенный н<1 основе современных методов историк с археологической науки (петрографический анализ керамики, статистихо-количественные методы, палеогеографические данные и др. >. На этой основе ставится цель рассмотреть все этапы взаимоотношений греков с местным колхидским населением начиная с инрокого колонизационного освоения греками берегов Помтв Звксинского о VI в. до н.э. вплоть до II в. до н.э., когда Колхида практически прекращает свое сувюствоооние как неэвсисимое гскудагс1венное образование и переходит под власть Илтридати VI Евпат«?ра.

Вместе с тем. наша задача мы состоит в том, чтсхзм представить вещественную историю греков в Колхиде - чисто археологический анализ вещественным источников дай в многочисленны* статьях, опубликованных как нашими коллегами, так и автором данной работы. Мы попытались дать о«тип историко-врхоологический очерк, проследить основание полисов, и* историю, эволюцию, развитие в местных условиях, упадок; рэмэслэнную деятельность греков в экономике колхов; эллинизацию местного населения Восточного Понта.

Научная новизна исследования состоит прежде всего в том, что впервые в отечественной историографии ставится так широко (ее н® только с точки зрения торговли, как это делали наии предшественники) сама проблема греков в Колхиде во всея &а проявлениях, многие вопросы разрабатываются впервые, развиваются некоторые новые подходы к решению "старых". Так, в разот©

- впервые ставится и, по возможности, решается прсслэна греческих городов и поселений а Колхиде как самостоятельных организмов; даэтся их история от основания до упадка;

- впервыэ дана объективная интерпретация Пичвнарскего городища, его могильников и окруясаюагэй территории;

- впервые изучены граффити из Пичвнарского городища;

- впервые сделана попытка обосновать датировку основания гречески» колоний а Колхиде серединой 71 8. до м. э. и передатировку так называемых ионийского и аттического этапоэ в колонизации Восточного Причерноморья;

- впервые широко ставится вопрос о хоре Диоскурии;

- впервьаэ рассматривается поселение в Саканчия в кснтэкстэ греческой городской культуры в Колхида;

- дана новая модель греческой колонизации Колхиды; впервыэ исследуются причины трансформации и упадка грэчэскня городов с точки зрэния местных палеогеографических и климатических особенностей Восточного Понта;

- впервыэ сделана попытка изучения доли внешней торговли з экономик© Колхиды; высказывается и ©еосновыва«»тся тезис о невысокой ©0 доле;

- впервые устанавливается Факт 'торговых отношений Колхиды С Херсона он и его ХОрОЙ;

- впервые научается ремесленная деятельность греков в Колхиде;

- впервые исследуются клейма на колхидской керамике; обосновывается колхидское происхождение клейм с именем Тимарх; прослеживается организация керамического производства в Колхиде;

впервые даны хронологическая и типологическая классификации колхидских амфор;

- впервые изучен петрографически состав глины колхидской керамики; устанавливается факт участия греков в производстве амфорной тары и Колхиде, а также существования и специализации мастерских, обслуживавших внутренний и внешний рынок;

впервые исследуются все эпиграфические источники, содержащие имя Колх, и обосно, ивается тезис о принадлежности-людей с именем Колх к греческому этносу;

- впервые изучается вопрос о работорговле и о корхскик расах; *

- впервые ставится вопрос о двух уровнях эллинизации о Колхиде - простых производителей и элиты и о раной степени эллинизации в разных регионах самой Колхиды;

- впервые ставится и исследуется вопрос о приглашенных в Колхиду странствующих греческим мастерах. Высказывается тезис о притоке таких мастером из малоазийских греческих центров и о распространении эллинских черт через ним в центральные районы. Колхиды.

Натодологическая саза исследования. | Анализ археологических ситуаций и сопоставление-синтез с письменными, нумизматическими и эпиграфическими данными. Атрибуция и интерпретация материальной культуры греков с целью выявления общих и локальных вариантов эллинской культуры в Восточном Причерноморье; и культуры колхоа с целью определения местных и греческих черт. Использование мировой историко- археологической литературы и достижений мировой науки в изучении других частей античной ойкумены для рассмотрения истории Колхиды в широком контексте истории античного мира в целом и выявления общего и специфического в "колхском варианте" Великой греческой колонизации и эллинской цивилизации в целом.

Практическое значение работы. Работа может выть использована при подготовке лекционных курсов по истории и археологии античного Причерноморья, а также при разработке в дальнейшем лровлемы греков в Понте. Она Также окажет ломоть музейным работникам при подготовке экспозиций по различным аспектам жизни эллинов в Причерноморье.

Апросация работы. Основные выводы н многие частные, чисто археологические вопросы диссертации опубликованы в статьях и будут отображены в находящихся в настоящее время а печати трех монографиях. Результаты были представлены в качестве докладов на республиканских, региональных, всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах (Москва. Санкт-Петербург, Киев, Харьков,. Одесса, Симферополь, Севастополь, Кишинев, Казань, Ужгород, Берлин, Лондон, Оксфорд) и в отдельных лекциях г университетам Великобритании (Лондон, Оксфорд, Кембридж, СоуФхамптон, Ворик, Некаствль), Франции (Париж, Безамсон), Германии (Росток, Констанц), Испании (Мадрид, Сарагоса) и США (Пью Йорк, Принстон, Вашингтон, ФиладельФия, Колумвус, Чикаго и др. ). »типы работы докладывались о отделе классической археологии Института археологии РАН и я отделения» древней истории и классической археологии Оксфордского университета.

Структура работы. Диссертация (объем 351 стр. ) состоит из Предисловия, Введе!ия, четырех Глав, которые разделены на параграф«, и Заключения. К работе прилагаются примечания, список сокращений, библиография« список иллюстраций и иллюстрации (всего 44 йлл. ).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ В Предисловии выражает.я благодарность коллегам и тем университетам, институтам, музеям и организациям в России, Грузии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Италии и СИЛ, чья поддержка и помощь позволили завершить данную работу.

Во Введении показано место проблемы в контексте истории античного Причерноморья, намечены пути исследования, указано на Новизну и актуальность постановки проблемы, ряскрыпается источниковедческая база исследования, обосновываются

хронологические рамки работы.

в

Глава Парная "Греческие города 'и поселения в Колхиде" посошдона рассмотрению всего Фонда данных ов истории гречески* городов и поселений в изучаемый период. Глава открывается овсуждениам вопроса о так называемых "доколонизацнонных" связях Восточного Причерноморья с греческим миром. Geo археологические свидетельства, указывающие как будто cu на ранние связи населения Восточного Понта с греками, датируются, в основном, VU о. до н.э. Очевидно, эти связи образовались после основания Синопы и других колоний в Южном Причерноморье. К этому же периоду относится первое упоминание Колхиды в письмэнных источниках (Евмел, Гесиод).

Греческая же микологическая традиция первые контакты греков с населением Восточного Причерноморья относит еще к микенскому периоду и связывает с походом аргонавтов в Колхиду за золотим руном. Хотя в литературе неоднократно встречается использование легенды ос аргонавтах как источника информации о реальных событиях древнейшего прошлого Колхиды, все же но следует эааызать о сложности и деликатности задачи использования» мифоа как исторического источника.

Греко-римские авторы помещали на территории Колхиды три греческих города: Фасис, Гиэнос и Диос курию.

1. Фасис. Несмотря на точное указание местонахождения города Фасиса в античных письменных источниках (Strabo, £1, 2, 17 ; ¿non. Poriplua, 44; Agath. Justin. Ill, IB), атот греческий город до сих пор не обнаружен. Из письменных свидетельств ясно, что его следует искать в окрестностях нынешнего города Поти. Однако поиски фасиса и точное определение его местонахождения затруднены из-за частого перемещения русла реки Риони и неустойчивости морского cepera.

Город Фасис упоминается довольно часто у греко-римских и византийских авторов. По некоторым источникам, этот город выл основан мнлетянами CPoupon. Hela, I.. 10В; йпоп. Poriplue, 3; Staph. Bys. Kthn., u. v. tacna и др.). Более же ранний источник "Азия" Псевдо-Скилака (81) называет Фасис эллинским городом, а Помпоний Мала сосхзщает и имя ойкиста - Фемист&гор Милетский (I, 100). Исходя из сведений Гераклита, можно предположить, что и

город© существовала определенная организация самоуправления полиса.

Фасис выл основан Милетом в середине VI в. до н. э. В городе существовал культ Аполлона Гегемона и храм в его честь. Милвтян», собравшись плыть к берегам Колхиды для основания Фасиса, обратились за советом к оракулу Аполлона в Дилинях. Город чеканил И свою монету начиная с последней четверти VI в. до н.э. (колхидские дидрахмы I типа), на которой имелось изображение лежащего льва с повернутой головой и раскрытой пастыа. Город был укреплен, укрепления состояли в частности из деревянных стен и земляного вала. Римляне лишь заменили их крепостными стенами из обожженного кирпича (Arrien. РР8, в).

С V-IV вв. до н. э. кроме Аполлона почитались и другие боги греческого пантеона! АФина Азиатская, Apec, Геката. Здесь же существовала и статуя Фасианской богини Реи, Артемиды - Агг1лп. РР8, 8; Zob. Hlet. «ova, I, 20).

Имя города негреческое, местное, он являлся торговым центром для колхидских племен.

Археологически изучаются только поселения местного населения, находящиеся в зоне предполагаемого расположения древнего Фасиса - по нижнему течению одноименной раки; не исключено, что они относились г хоре Фасиса. Самая ранняя греческая (ионийская) керамика, правда, немногочисленная, датируется первой половиной VI в. до н. э., но основная нассл относится к середине - второй половине VI в. до н. ».

2. Гиэнос. Город Гиэнос упоминается только Псевдо-Скнлаком (01) и локализуется в районе нынешнего города Очамчирв у устья р. Джихимур. Раскопки последнего десятилетня показали, что на позднее середины VI до н. э. возникло поселение, которое было расположено на трех искусственных холмах. В гречаской керамике преобладает ионийская, указывающая, что город был основан Пилотом. Колонисты при возведении жилищ использовали материал, который в изобилии представляла им сама природа, - дерево. Раскопками выявлены деревянные постройки полуземляночного типа, надземная часть которых сложена из бревен. Среди кухонных отбросов часто попадаются раковины, мидии и устрицы.

Жизнь выла очень интенсивной - за полтора века на данной территории образовался культурный слой VI-V вв. до н.э. мощностью более 390 см. В нижнем горизонте памятника выразительных экземпляров местной керамики 413. импортной - 77Q. Население города (скорее всего смешанное) занималось ремеслом, земледелием, охотой и рыболовством.

В начале I? *. до н. »■ жизнь полиса (ср. описание г. Панопея Пввсанием, X. 4) внезапно прекращается. В IV в. до н.э. один и» наиболее исследованных холмов бывшего города (к сожалению, раскопки носят нерегулярный характер) служил местом погребения конских голов. Город прекратил свое существование в конце II в. до h.j.

Э. Дноскурия и окрестности. Город был оскован Нилетом (Arrlim. РРК, 11) в середине VI в. До н.э. (ионийская керамика из Эшеры; ионийский щит и» Красномаяцкого некрополя). Он локализуется в районе нынешней Сухумской бухты (соар. г. Сухуми). Ранний город (VI-V вв, до к.э.) сегодня находится под . водой Черного моря, имел греческий некрополь (стела 430-^20 гг. до и. ». с изображением трахфигурной композиции). В этом городе почитался культ Диоскуров и Деметры (Киаолы?). Зллинистичоский город застроен современным городом. ИМались каменные, монументальные здания и жилища. Город являлся "эмпорием для близживущих народов" (Strabo. XI, 2, 10).

Город был окружен местными племенами зикоо, гениохов и ахеев, которые занимались пиратством и жили в условиях дикости (Dlod. ßtoul. XX, 25; Strabo, XI, 2, 12, 10; £1, 3, 0). Отношения между греками и местными племенами были немирными, на что указывают как археологические материалы (во . веек мужекик захоронениях находят оружие), так И письменные (Plin. НИ, 15, 10). Поэтому эагаита земель Диоскурии било делом важный и сложным. В окрестностях города часто встречаются шлемы У-1Л? вв. до и. s. (всего в трех пунктах! Лх у л-лаза, зона реки Коласуры и в Эпюра);' их картография должна, по-видимому, указывать но границы кори Диоскурин. Особенно важно, что крайней точкой распространения шлемов (аттических.и коринфских) является Эюара, гдо находились городища, хорион Диоскурии.

Самая ранняя греческая (ионийская) керамика на Эшерском городище датируется первой половиной VI в. до н. э. (находки единичны), а основная масса - серединой VI в. до н. э. Город, площадь которого 4 га, занимает один из холмов в 10 км от Диоскурим на расстоянии более одного км от берега моря. Население было смешанным (греческие изделия составляют 10* по отношению к мастной керамике). Скорее всего местное население представляло собой часть оседлых племен и занималось гончарством, земледелием и скотоводством.

Во время пребывания Колхиды в составе державы Митридата VI Евпатора Этарекое городище укрепляется, обносится рвом, здесь строятся монументальные здания.

Жители города пользовались греческим письмом, здесь обнаружены греческий стиль для письма и 10 фрагментов очень Фрагиентированной бронзовой стелы с греческой надпись» конца IV -начала III вв. до и.э., которая представляет совой особо важный документ типа декрета или исторической хроники, где шла речь о неких военных событиях (борьба Диоскурин с местными племенами?).

Рядом с городищем, в 100-120 м к северо-востоку от него, существовал могильник, ныне совершенно разруганный. 0 одной из могил была обнаружена расписная аттическая омФора конца третьей четверти VI в. до н. •>.

4. Пичвнари и окрестности. Городище Пичвнари и связанною с ним могильники находятся в 1О км севернее г. Ковулети а междуречье р. Чолокн И Очхамури, в заболоченной местности, что затрудняет раскопки »того уникального для Колхиды памятника.

Хотя и принято считать, что в классическую эпоху площадь городища, названия которого в античных письменных источниках к® сохранилось, достигала 33-40 га, а в эллинистическую эпоху -ВО-59 га, на самом деле сложно судить о размерах этого города. Ведутся раскопки только двух многослойных поселений но искусственных холмах й шурФовка. Ранняя греческая керамика единична (ионийская первой половины VI в. до н.э.), более многочисленны изделия середины - второй половины VI в. До н. э.

В Пичвнари к VI в. до н. э. возникает крупное местное население, но до того времени.' пока не будет раскопана территория

городища широкими площадями, трудно 'сказать, имели ли греки свой обособленный квартал в городе или они жили смешанно с колхским населением.

Раскопки греческого некрополя V-IV вв. до н. э. показывают, что в Пичвнари эллинское население появляется о 70-00-х гг. V в. до н. э. Все погребения ориентированы на восток. И здесь тоже можно наблюдать, как греки приспосабливались к местным условиям жизни (ср. ситуацию в Фасисе и Гиэносе): покойников хоронят в деревянных гробах, каменные надгробия не ставятся (исключением является погребение И 20). Захоронения ингумационные, костяки не сохранились, имеются кремационные погребения и площади тризны. Инвентарь богатый, встречается в большом количестве аттическая керамика, среди них 74 расписных ваз, амфоры, бронзовые сосуды, золотые украшения, монеты и т. д.

Предполагается существование В Пичвнари афинского населения - керамика исключительно аттическая. Это, конечно, не исключено, но утверждать преждевременно: только по керамике мы не , можем делать столь важных выводов. Отсутствуют (пока) надписи, афинские монеты крайне редки.

Изучение граФФити из Пичвнари показало, что и -десь, как и в Фасисо, был распространен культ Аполлона. Основная же масса граффити относится к так называемым "погребальным надписям" (по А. Джонс тону).

Раскопками изучаются также погребения местного населения V в. до н. э. (ориентировка в основном северная; практически вся керамика местная, редко импортная) и эллинистического периода. Эти погребения показывают сильную эллинизацию колхского населения (росточная ориентировка, "обол Харона", амфоры, кремация, площади тризны).

Пичвнарское городища гианет ко II в. до н. э. из-за возрастаюсэй заболоченности территории.

Недалеко от Пичвнари раскопаны погребения конца VI-III вв. до н.э. (Боооквати-Цихисдзири), где часть захоронений - греческие (особенно амфорные конца VI - III ва. до и.э.), а часть -колхскив. Материалы не опубликованы. Погребения здесь более архаичные, чем в Пичвнари; население было смешанным. Но

ис*лючено, что греки (ионийцы) спо рва поселились именно здесь, а уже потом расселились в Личвнари.

Недалеко от Батуми выло раскопано поселение (Батумис Цихе), где было обнаружено около 40 Фрагментов ионийской керамики первой половины VI в. до н.э. Это дало исследователям основание предположить наличие здебь раннего ионийского населения, что кажется неоправданным (фрагменты керамики не могут указывать на наличие греческого населения). Исходя только из того, что эти «Зрагментм были обнаружены в слое, носившем следы пожара, нельзя так»® д©яать вывод,- .что происходил» столкновения первых колонистов с мастным населением. Эти Фрагменты скорее ссего попали сюда (как и в. других поселениях Колхиды) после основания Синопы. Поэтому неоправданной является датироака ионийского этапа колонизации началом 71 в. до н.э. (А. Квхидэе). Этот этап начинается с середины 72 в. и заканчивается к ВО гг. этого жэ столетия, когда Мшют был вынужден прекратить сбой колонизационную деятельность (а ив г начале V в. до н.э., как считает А. Кяхидзо).

Также игдапра®данным представляется кыдэявммэ аттического этапа в колонизация Колхиды (А. Кахидэо). Если выэадвниа Афинами поселений в Колхиду .и имэда кэсто (М. П. Инадэ® связывает это с экспедицией Пермхлв). то, это совэряэн?аэ !:нра йвлйннэ, а мэ колонизация.

3. Сакамчйя. Поселение в Сакейчия располсжшга на рввмШэ нэжду реками Риозги й Сулори, к северо-востоку от Вале к ого городища, на расстоянии 1 гм от него. В свое время оно наиодмяое ь на берегу р. Фасйс. чья русло с тех пор сместилось.

Раскопками установлено, что поселение суавспаЖаяо с конца 121 по 23 вак да н.э. Оямаружениэ здесь распространенного по всему эллинскому миру, греческого -домаянего составного алтаря, построенного из плоских черепиц (конец III - начало II вв. до и.э.), показывает, что гракм жили на только в приморской полос®, но и в иинтгрландв. Сооружения имели хамвнныЯ Фундамент, стэна были построены из деравэ, перекрытия - из черепицы.

В поселении проживали ремесленники и торговцу (мнего амфорной тары из Родоса и Синопы). Греки наладили здесь

производство терракотовых статуэток по формам, привезен) ¿м из Греции (Родоса?). Здесь же имеются следы бронзолитейной мастерской. Это поселение, уникальное для Колхиды, возникло первоначально специально для приглашенных греческих мастеров, когда началось грандиозное строительство в Вани; поселение получило облик эллинского города и стало частью (производственным кварталом) городища а Вани.

Прекранение жизни на поселенки в Саканчия следует связывать с вурныии событиями во всей Колхиде, которые начались о конце И в. до н. э. с включением восточного Причерноморья в состав империи Митридата VI Евпатора (не исключено, что городище в Вани выло одной из резиденций и опорным пунктом Нитридата в Колхиде).

в. К проблеме греческЬй колонизации Колхиды. В иоде дискуссии о характер« греческой колонизации выявились дзэ крайние» позиции. Согласно одной изг «их,. колонизация Колхиды ннчзи принципиально не отличалась от колонизации ' в Семеркой Причерноморье. На территории Восточного Понта основывались независимые греческно полисы, оаладавЕсТо сваей

сельскохозяйственной территорией - корой.

Согласно второй точке зрения, колонизация Колхиды а силу наличия местного высокоразвитого Общества (царская власть)' принципиально отличалась от того, -что иы видим в Северном. Причерноморье. Греческие поселения, возниксио в ' Колаидв, на обладали самостоятельной экономической - базой, на икали политического суверенитета; это выли нееальии© поселки рядом с ' мзетиими городскими центрами илй даче только кварталы в тузомншв городах; их экономической основой выла исключительно торговля.

Рассмотрев грекотримскую традицию о греческих города» Колхиды, можно придти к выгоду, что ионийские греки, отправляясь о Колхиду в середине в. до н.э. основывать сбои города, - июли оэ этой стране довольно смутные и керэальлы® предстарлэшя. .На . знания о Восточном Причерноморье . ограничивались кифом ' оЗ ; аргонавтах, реальная ко история к ' природою'1 условия

Колхиды оставались за пределам:! их представлений. Этот регион сил нй столь о&жвн для греков и ко очгньннторасооалн«.

Прибыв в Коляиду, греки-колонисты основали там обычны* полисы, но вскоре (с IV в. до н. э. ), оказавшись в реальной и вовсе не благоприятной ситуации, эти полней потеряли свое первоначальное значение, и* целью стала торговля с местным населением. Говоря о причинах и процессе трансформации полисов в Колхиде, следует обратить внимание, на наш взгляд, на очень важный фактор - это климатические и Природные условия Колхиды, о которых сообщают сами же греки (Рв.-Шрроог. De aete, 22t Btrabo, I, 3. 7; XI, 2, 17).

Палеогеографические и археологические исследования подтверждают сообщения древних авторов о климате» Колхиды. Сильная заболоченность территорий началась именно с I? в. до н. э. Она имела t-iscTo и до этого - все приморские поселения располагались на искусстэенньгх холмах. Начало Лазской, трансгрессии, во время которая уровань мирового океана повысился на 4-0 метров, оказалось трагическим для причерноморских поселений и городов Колхиды. Части прибрежных городов оказались под водой, началоеь заболачивание та* частей аккумуляционных долин, которыэ осуайлись в период ФэнагориЛекоЙ регрессии (до конца III в. да м. а. ). Тем с в мим потеряли экономическую основу сугцзгтвсвания прДОражмэ города Колхида. По этой причина Все они ко II в. до м. э. сильно ослааели, та оторке прекратили croe с yejoe твовамие (Пичаиари, гиэиос).

Слэду1ощз-:м важным обстоятельством является вопрос о sépííé о Колхиде. . 0 Восточном Поите почти не выраяиаали хлева. АРяео.логичэскме и Егроэтнографнчасккэ исследования показывают, что основной зерновой культурой Западной Грузин (Колхиды) являлось просо (ср. такяаэ 3trabo, 7, 1, 118; XII, 3, 16). Хлеб привозили с Боспорэ.

Итак, полисы или Фактории? Мы полагаем, что осмоввннЬв сначала как полисы города со временем, в силу изменившихся природных условия (а не из-за наличия сильной царской власти), превратились о центры торговли и oseлуживаюцаго ее ремесла. Греки мзтрололин скоро потеряли г ним интерес; Колхида осталась для них, как это выло и до колонизации, мифической страной золотого руна и Медеи.

Глава Вторая "Колхида в система античной экономики" посвящена экономическим аспектам препинания греков в Колхиде.

1. Торговые отношения Колхиды с греческим миром. С переселением греков в Восточное Причерноморье Колхида включается в систему античной торговли.

Самый ранний импорт из Колхиды датируется первой половиной VI в. до н.э., но говорить о; сколько-нибудь тесных торговых отношениях Восточного Понта с античным миром в это время не приходится, так как находки Фрагментов этой керамики единичны! С середины VI в. до н.э. начинается регулярное поступление.импорта, при этом прослеживается . активная роль восточногречоских торгоро-ремасленных центров. С последней четверти VI в. до н. э. на поселениям и городищах Колхиды встречается й аттический импорт, который с V в. до н.э. становится доминирующим. Кроме аттической керамики находят также амфоры тех центров, которые выли связаны с афинской посреднической торговлей (Хиос» Фасос', Кенде, Лес бос и др. ). это обстоятельство объясняется тем, .что .в период разгрома Персией ионийски^ Центров в конце VI ' начала V вв. до н.э. и позднее Афины достигают определенного пероваевво взаимоотношениях с колхами (то же выло и в других регионах Причерноморья).

В политике Афин особую роль осуществляла Сипопа. . С" о© помошыо Афины проводили экономическое освоение понтийскик регионов. На исключено, что аттические поселения (если 'они и Ъ самом деле существовали) еылиосновани в Колхиде с пойощью Сннопы (ранние синопские монеты V е до н.э.). Как Н в других регионах Причерноморья, монеты '•кизйкины*' в Кол к идя играли роль международной монеты. В центральный районах Колкидц до оллннистической эпохи обращались только.'.'колхидки".

После ликвидации гегемонии Афин ведущая роль о торговле с Колхидой переходит к Синопй. Уже с серадины IV о. до н.э. ощущается преобладание синопского импорта и монет. Большая часть «энет датируется 300-320 гг. до и. г>. , к этону в»" орензни относится и налаживание синопскнми гончарами мастной колхидской ймфорной тары. В серадине IV в. до н.э. происходит параселанио сииолскии греков в Колхиду. ■

Эллинистическая эпоха в Колхиде, как и во всем античном мира, . являлась периодом экономического оживления и подъема торговли. В течение этой эпохи взаимоотношения Восточного Понта с греческими городами Средиземноморья и Малой Азии расширились. Ведущим является импорт из Синопы и Родоса. Можно полагать также, что увеличились масштабы торговых связей с эллинистическими империями Востока (Египтом, Сирией, Бактрией. Партией и др.) вследствие Функционирования международного торгового пути через Колхиду.

В момвтком обращении также появляются новые импульсы -повсеместно в Колхиде распространяются монеты Александра Македонского и Лисийаха; &скоре появляются местные подражания им. С III в. до н. э. выпуск "колхидок" прекращается.

•. особо следует отметить торговые отношения Колхиды с Северным Причерноморьем. эти связи началась в V е. до н.э. сперва с Боспором, в середине IV в. до н.э. в эти операции включились Херсонее со irsoén хорой и Ольвия. В эллинистическую эпоху именно экономические связи с городами Северного Причернонорья были для Колииды наиболее важными;

. Колхида снабжала античный йир строевым и корабепьньгм лесом, воском, смолой, медом, льняными тканями и маслом, вином, фазанами. В страну ввозили оино, посуду, украшения, зерно, соль. Вывозили и рабов, но их число было небольшое. В эпиграфических Источниках имя Колх радкй укаэьгааэт на рабов Из Колхиды, о основном, это имя носили греки.

, Исслодсеаталь, занимающийся древней историей Колкиды, сталкивается с имторесным Фактом: з Восточном Причерноморье очень нало нипорта по сравн&кйю с мастной корамикой, и то ароня как в других "варЬарских" регионах мира Фрагменты греческой керамики исчислтзтся тысячами.. Например, а Сёвэрном Причерноморья только еинспскйх клейм обнаружено вольта 10 тысяч, а в Колхиде - около двух десяткоэ. Число родосских клэйм в Средиземноморье и на эллн/гистичэском Востоке исчисляэтся до ЮО тысяч, а о Колхида •> чуть гюльоо ста. 0 этом «акте м отраяяится особенности колхидской торговли в систомэ античной.

К сожалению, во время расгопок городищ и поселений Колхиды не ведется статистического учета, и поэтому невозможно представить процентное соотношение импортной и местной керамики. Выходом может стать определение этого соотношения по хорошо изученным могильникам из разных районов Колхиды. Нами учтены только погребения простых производителей, так как они составляли основную часть населения страны. Погребения знати изобилуют инвентарем, в том числе импортным, который по большей части представляем собой дары греческих купцов (высокохудожественная Керамика, торевтика, ювелирны© изделия). Составленная нами таблице показывает, что в погребениях, импортная керамика о среднем составляет »0-20«, в зависимости от того, слизко или далеко от греческого города находилось мэстноо , поселение (могильник). Подсчеты н анализ археологической ситуации показали, что торговые отновенля шли в основном между Средиземноморьем и греческим населением Колхиды, . а помтиЯски<з греческие города и поселения вели торговца операции с вертушкой местного холиского общества, которая и была заинтересовано в -этих связях. Основное насолени» в силу высокого развития местного ремесла »г экономики было на очень заинтересовано в импорт© изделия. Примечателен н тот Факт, что в Пичвнари на греческом некрополе крайня редки находки колхидской керамики-и других изделий.

Все вышесказанное даот возможность. сделать вшзд, что внешняя торговля не играла бояыдаЯ роли в экономике Колхиды,' е© доля преувеличена в научной литератур»©. Эта торговля оослуяашапг нужды греческого населения Коля иды и вэр.чугап колхсксго общества.

2. Ремесленное производство греков в Колхндд. Влияние античной экономики на колхидскую. Сегодня не должгго одзьтсть сомнений существование в Колхиде ' греческого производства керамич©с*ик изделий (светильников, террзхотовш стптуэток, посуды). Эллины же завезли сюда культуру маслин (Ванн). Найдены и греческие каменныэ ручные мельницы.

Интересные и важные результаты дали исследования коляидских амфор и черепиц, а также клейм, которые были на них нанесены. Исследование проводилось как в типолого-хронологич-,."- ком. так и в

петрографическом плане.

Производство колхидских амфор, как и черепиц, выло начато в середине I? s. до н. э. синопскими мастерами. В них выделяются три типа (Тип А - сер. IV - III вв. до н. э. ; В - конец III - I вв. до н.э.; С - первые века н.э.), которые являются хронологическим развитием этих ш*$ор. Важен вопрос о клеймении колхидских амФор, черепиц и пифосов. Клейма бывают как эпиграф« ыа (ДЮГ/KOY, TIМАРКOY), так и анэпиграФные (изображения крестов, лука и стрел, оттиски пеЧа- эй). Изучение этих клейм , показало, что в Колхиде существовала такая же организация керамического производства, что и в других эллинистических государствах: существовали государственны® 'мастерские (с . клеймами AIOE/KOY); царские мастерские (клейма на черепицах: BAZIAIKH/MHAABHS; здесь жа другиэ клайка с именами эргаСтвриархоэ 0РА20, ХОРЕ1П, ЕРМП...); мастерские, принадлежавшие сквптухам или другим представителям Каляевой взрхисакн (крестообразньга клейма) и нас таре к ио простых генчароэ (знаки по сырой глине, клейка на черепице НРАКДЕ1AOY).

Петрографический анализ глиняного теста колхидской керамики И особенно амФорной тары показал, что вся ока изготовлена из гмстнЬГ!, колхидской глины, при этом выделяется три подгруппы.

Амфоры первой подгруппы изготовлены в мастерских, гдэ работали только еинопские гончары. Здесь н рецептура, и отощитоль - скмопскио.

амфоры второй подгруппы изготовлены в |«ст®рских, где работали только местные, еолхские гончары. Все компоненты амфоры изсткиэ.

Есть екэ промежуточная группа, где присутствуют черты первых двух подгрупп; возможно, их изготовляли в смешанных, грвко-колхския мастерских.

ПзтрограФичаскип анализ даэт возможность едэлать еще один важный вывод. Амфо^.<ая продукция греческих (частаров в Колхиде укодила почти вся на экспорт, а частности, в Северно® Причерноморье (1-ап подгруппа), это вполне объяснимо, так как еймз организация амфорного производства в Колхида была вызвана потребностями черноморской торговли. Наоборот, образцы из 2-ой подгруппы , в подавляющем большинстве найдены о Колхида. Таким

образом, продукция местных керамических мастерски* в основном шла на внутренний рынок по внутренним речным и морским путям . и экспортировалась в значительно меньшем количестве.

Кроме Колхиды подобная специализация керамических мастерских на обслуживании или вневзней или внутренней торговли известна на Родосе в I в. до н. э. - I в. н. э.

Археологически© данное? показывают, что колхи издревле применяли ткацкий станок так называемого древнеегипетского типа, а с переселением сюда греков получили повсеместно® распространение вертикальные ткацкие станки. Греческое влияние прослеживается и на весовой системе Колхиды - в эллинистическую эпоху в Восточном Понте распространяется аттическая весовая система. "Колхидхи". как и монеты Миле-гы,' сперва чеканились по эгинской монетной системе, а потом - по персидской.

Итак, Колхида квк часть эллинской ойкумоны испытала на . себе греческое влияние.' что отразилось в экономике. Включение городов и поселений Восточного Причерноморья о ооцээллннсхую торговли потребовало ориентации и перестройки экономики страны на внешний рынок, вызнало преимущественное интенсивно® развитие сельского хозяйства. Это было необходимо по той причин©, что именно сельскохозяйственные продукты и природные ресурсы..были главной статьей экспорта из Колхиды в Средиземноморье и Прнч.зрио?юрье. Греческое население Колхиды приняло самое активно© участие в переориентации Колхиды на внешний рынок. Правители страны именно греков (синопян) приглашают для налаживания производства специфических, характерный только для эллимою отраслей ремесла, каковыми являлись изготовление вмсориоЯ тары и черепицы; они пользуются монетным двором г. Фасисо.

Глава Третья "Греческая культура и Колхида" рассматривает культурологические аспекты влияния греческой цивилизация на местное общество. Это влияние (т.н. процесс эллинизации) н® еыло однородным и мгновенным. Ее степень была разной в различны» регионах Колхиды в силу неодинакового уровня развития местных племен. Греческую культуру восприняли по-рплному. Следует различать два явления: эллинизацию основного нлс^и^мня и правящей верхушки.

I. Основное население Колхиды и греческая культура. Се эллинизации основного производящего населения Колхиды мы имеем скудные источники. Главным материалом для выяснения этого вопроса являются их погребения. Влияние греческих традиций на колхские раньше всего проявляется в религии, в частности, в погребальном обряде, изучение которого показывает, что этот процесс начался в V в. до н.э. , а не в конце IV, как считают некоторые ученые (О. Д. Лордкипанидзе). Именно с V в. до н.э. погребения колхов (Пичвнари) частично ориентированы на восток (40,8>«), как это характерно для греков, проживающих в Пичвнари. Здесь же имеем обряд "обол Харона" (11,44). амфоры в погребении (Э,05<). С эллинистической эпохи это влияние углубляется. В погребениях этого периода в Пичвнари уже практически все погребенные имеют восточную ориентацию, каждое третье погребение содержит монету, появляются площади тризн.

В северной Колхиде, где греки и местное население противостояли друг другу, процесс эллинизации мэстных племен прослеживается в погребальных обрядах только вокруг Диоскурии и на хоре (при этом очень слабо), горные районы этим процессом на затронуты.

В центральных районах Колхиды, где греческое население появилось в эллинистическую эпоху, ранее влияние эллинских традиций практически не прослеживается. С эллинизма здесь распространяется обряд кувшинных погребений. Греческое влияние отражается только в эллинизированных Формах местной керамики (в среднем 13?<) и в обычае "обол Харона" (а среднем 29-30ну, реже встречаются в захоронениях гмфоры (9.04).

Среди основного населения Колхиды были также люди, который использовали греческую письменность, но их число незначительно.

Таким образом, греческое влияние на основное население Колхиды, судя по имеющимся на сегодня источникам, происходило в основном в области религии. Очевидно, если оно затронуло такую консервативную сферу /хавкой культуры, как погребальный обряд, оно не могло обойти и другие стороны жизни. К сожалению, нам об этом ничего не известно.

Э. Греки и элитарная культура Колхиды. Имеется гораздо больше свидетельств влияния греческой культуры на правящую верхушку Колхиды. В первую очередь много материала дают раскопки городища в Вани, где выла расположена резиденция знати. Городите такого же характера в последние годы изучается и в Свирхе, но лучше исследовано городище в Вани. Поэтому интересующий нас вопрос рассматри,^-«тся в основном на примере Венского городища, при этом привлекало' материалы также из раскопок и других памятников. •

Археологическими исследованиями на городища

засвидетельствована непрерывная жизнь в течение почти всего I тысячелетия до н. э. К настоящему времени выделяются 4 основные Фазы развития: первая датируется VIII-VII вв. , вторая - концом VII- первой половиной IV вв. , третья - второй половиной IV первой половиной III вв.• четвертая - концом III - серединой I вв. до н. э. В главр дается характеристика каждой из эти* Фа», а так же деятельности греков и реакции местной колхскоя энати на эллинскую культуру,

К первой фазе относится жертвенная площадка, где сипи обнаружены глиняные Фигурки, изображающие Фантастических животных.

Археологические памятники второй Фазы довольно многочисленны и разнообразны. В Вани в VI-IV вв. до н. э. находился центр одной из административных единиц Колхидского царства, которые Страбон называл скептухиями (XI, 2, 18). Открыты богатые погребения, деревянные святилища и т. д. В таких же центрах концентрировались основные отрасли ремесленного производства, особенно те, которые должны были обслуживать правящую верхушку колхского общества. К таким, в частности, относится глиптика. Знать не довольствуется привозными перстнями-печатями из ионийских центров, Южной Италии, и Аттики, - вскоре налаживается и собственное колхсков производство перстней из золота, серебра, железа и бронзы. Для этого приглашались ионийские мастера. Среди перстней-печатей выделяются колхидские и греко-колхидские печати.

Следующей "элитарной" отраслью художественного ремесла, обслуживающей местную власть, было златокузнечеегео Типология

золотых вещай показывает, что ведущее место принадлежало местным мастерам, но прослеживается также и греческое, и ахвменидсroa влияние:'

Такая же картина наблюдается в Саирхе, где обнаружены не только богатые погребения, но и остатки монументального храма дорического типа V IV вв. до н. э. Интересны и материалы из села Итхвиси.

На третьей Фазе развития городища в Вани появляются каменные сооружения. Со второй половины IV е. до н. э. эллинские черты проникают во все стороны жизни элиты колхского общества (погребальный обряд, ювелирное икусство. антропонимы и т. д. ). К этой Фазе относится и Производство царских черепиц греческими мастерами. С конца IV - начала III вв. до н.э.. государственным и религиозным языком Колхиды становится греческий. На это указывает не только греческая надпись из Эшеры, ко и сакральный декрет, обнаруженный о Ванн. Техника исполнения надписи целиком греческая, и она вырезана ремесленником-эллином, одним из тех, кто в поисках ангажемента кочевал по всему эллинистическому миру, добираясь до самых отдаленных его уголков. Декрет находит отдельные параллели в Налой Азии, и имя воина Двдатоса, погребенного в Вани, - каппвдокийское. Этот документ важен и тем. что из него можно заключить, что название городища, которое раскапывается в Ваки. было EOYPIE (ор. Ptln. КН, VI, 13; Ptolea. V. 8, 8>.

На последней четвертой Фазе в ЕОГР1Е начинается грандиозное строительство! холм обноеитгя мощными оборонительными стенами, внутри строятся здания культового назначения - храмы, алтари, жертвенники. В этот период мы имеем 'здесь своевразный город-святилида, или храмовыЛ город типа малоаэийских храмовых оашин.

Для ведения строительства приглашались греческие пастора техника возведения фортификационных и монументальных сооружений типично греческая, как и украшения и убранство зданий. эллинские жэ мастера отливали в Вани бронзовые скульптуры. В это время распространяются культы Диониса, Демотры, Геракла. Наблюдаются и синкретические культы.

Глава Четвертая "Греки и колхидское общество: Некоторые итоги (страницы истории)" посвящена общим проблемам истории колхского общества, роли греков в его развитии, путям распространения греческой культуры в местном обществе, характеру городской культуры колхов с точки зрения участия греков в общеетаенной жизни Колхиды. Колонизация Колхиды греками оценивается исходя из общеколонизационной практики Средиземноморья и Причерноморья.

Делается вывод, что нельзя механически переносить колонизационную модель, сложившуюся в одном регионе Средиземноморья или Причерноморья, на другой (как это часто делается в научной литературе): каждая колония имела свои собственные причины для основания, свои, присущие только ей одной черты, свою историю.

В главе устанавливается, что элитарная культура Колхиды создавалась усилиями приезжих из Налой Азии греческих мастеров и ремэсленников. а не мослами, переселившимися из соседней Иберии (О. Д. Лордкипанидзе). Здесь же рассматривается вопрос о мифологических данных о древнеколхском обществе и его актуализации у авторов эллинистического времен» - вопрос, который живо дебатировался в последнее время среди грузинских историков и археологов.

Падение города XOYPIТ. в середине I в. до н. э. выло последним аккордом крушения древней Колхиды. Причерноморская часть ©э, где находились гречески© города и поселения, которые со ц в. до н.э. практически прекратили существование (кроме Диоскурии и Фаспса), попадает в зависимость Римской империи, а восточная - Иберии, Греческое население Колхиды сменилось римским.

В Заключении суммируются важнейшие выводы исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Эллинизация местного населения Колхиды (по данным некрополей) // Di© Antike und Europe. Zentrus und Peripherie in der antiken Seit. Resüeees der 17. internationalen BIRBNE-Ronfereme. Berlin, 1868, 0,1 п. л.

S. Колхидский импорт а Херсонесе а элликнстичессую эпоху // l-fe: тория и культура X ере ок.^с о н Западного Крыма в античную и срадиевоеезуп злаки. Тезисы докладов конференции нолодих ученых. Севастополь, 1GU7, 0,1 п. л, (в соавторстве с О. О. Созник)

3. Колхидекко погребения гак источник по эллинизации местного населении Восточного Причерноморья // Исторически® чтения памяти М. П. Грязнова. Омск, 1Q37, 0,3 п. л.

4. Торгово-экономические связи Северного и Восточного Причерноморья в VI - I ва. до н.э. (по археологическим данным) // Актуальные проблемы историко-археологнческих исследований. Тезисы докладов республиканской конференции молодых ученых. Киев, ISO?, 0,1 п. л.

О. К вопросу об этнической принадлежности носителей имени Коля в античном мирэ // Вестник Харьковского университета. Т. 31О. Вып. £3. История. Харьков, 1089, О,п.л.

О. Колхидские амфоры эллинистического периода а городах Северного Причерноморья // /¡ровнее производство, ремесло и торговля по археологическим данным. Тезисы докладоэ Всесоюзной конференции молодых ученых. М. , 1838, О. Й л. л.

7. Названия народов Восточного Понта о античных эпиграфических источниках Северного Причерноморья // Проблемы античной культуры. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Симферополь, 1083, 0.1 п. л.

0. О монетах Диоскуриады из Херсонеса // Проблемы исследования античного и средневекового Хореоноеа. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию археологических расколок в Херсонэсе. Севастополь, 168 >, 0,1 п. л.

О. Colohio in the SyetoH of Ancient Trade // 18th International HIRKHB Сопдгвоа: Sunnarloe. Budapest, 1868, 0, 1 п.л.

10. О государственности у колхов // Лингвистическая реконструкция и древнейшая истсрия Востока. Тезисы докладов международной конференции востоковедов. Часть Ш. Н. » 1В80, 0,1 п. л.

11. К вопросу об одне i статье экспорта из Боспора в Колхиду // Скифия и Боспор. Тезисы докладов симпозиума, посвященного М. И. Ростовцеву. Ленинград. Ю89, 0,1 п. л.

12. Царская керамическая мастерская в Вани и проблема

воепореко-колхидских связей в эллинистическую эпоху // Проблемы истории и археологии древнего населения Украинской ССР. Тезисы докладов республиканской конференции. Киев. 1980. 0,1 п.л.

13. Клейма на колхидских амфорах // Проблемы скиФо-сарматской археологии Северного Причерноморья. Тезисы Первых Граковских чтений. Запорожье, 1889, O.l п. л.

14. Монеты Лискуриады из Херсонеса Таирическог.о // Вестник древней истории. 1989. 4. О.В

15. се имени колх в античном мире // Сообщения Академии наук Грузинской ССР. 1989. 138. 3. 0,4 п. л. (в соавторстве с Д Браундом)

1С. Georfilari Editions of ¿noient Groeh Authors' âooounts of Georfiio // Instruaenta etudiorua. IX Congresa FIEC. Pina, 1088, 0,1 п. л.

17. The Bxport of Slaves froa Colchln // C'iaoeioal Quarterly. 1989. 39(1), 1.9 п. л. <в соавторстве с Д Браундом)

18. Северное и Восточное Причерноморье в VI-I вв. до н. э. (из истории торговых отношений) // Археолог1я. Киев, 10Q0. 8, 1.Е п. л. (на украин. ) ■

19. Zu den holohieohen Sklaven in der fjrioohloohen Boit // Blio. 1980. 72в 1. 0,8 п. Л.

20. Organisation of Ceraaio ■ Production in Colohie durin^ the Hellenietlo Feriod // Kireno. 1000. 27, 0,7 п. л.

21. Новые материалы oa экономических связях Колхиды с Северным Причерноморьем // Памятники Юго-Западной Грузин (ПЮЭГ). XIX. Тбилиси, 1991, О,О п. л. (на груз. )

га. Фрагмент колхидской &мфоры с клеймом иэ Чолоки // Там же. 0,4 п. л. (в соавторстве с И. Иаювили. на груз. )

23. Колхидские амфоры Северо-Западного Крыма // Памятники железного века в окрестностях Евпатории. М. , 1991, 1 п. л. (в соавторстве с С. J0. Внуковым)

24. Колхидские амфоры эллинистического периода в Херсонесв (к вопросу об экономических связях Колхиды и Херсонесв) // Вестник дровней истории. 1991. е. О,в п. л. (в соавторстве с В. В. Соэник) 83. О происхождении одной группы коричневоглиняных амфор из Херсонесв // Археолог!*. 1691. 1. 0.0 п. л. (с соавторстве с

С. Ю. Внуковым и В. В. Соэник)

го. Die koluhischen Öteepel // Klio. 1031. 73. 2, 1,7 п. л. 87. The Rai1цiun of Colchia: Greet Influences // Proceedings of the Classical Association. Vol. LXXXV1II. London, 1881, 1 пл. га. Colchis a/id 0reek Culture: The Probien of Hellenization // Mesopotasia. 1001. 20. l.S п. л.

SO. Las aephorea Colchidiennea // Anatolia antique. 1881. 17, 1.3 п. л. (в соавторстве с С. D. Внуковым)

30. The Cult of tllthraa In Ariaient Colchia // Revue de l'hlstolre dea Religions. 1982. 2. 0,9 п. л.

31. Colahian Aephorae: Typology, Chronology and Aspects of Produotlon ff Äruiußl of the British School of Archaeology at Athena. 1892. 87, 3 п. л. (в соавторстве с С. D. Внуковым)

32. The Colonisation of the Hestern Black Sea Littoral (Colchis) // Dialogues d'hiatoire onaienne. 1882. 18. 2, 2,5 п. л.

33. Colohls and the Persian Hep ire: The Problees of Their Relationship ff Silk Road Art and Archaeology. Tokyo, 1992. Vol.

3, 4 п. л.

34. The Foundation of Cheraoneaua in the Crises: Traditional Point of Viet« and Мен Discoveries // The (1 roe bo on the Black. Sea. ProceedInße of the Centre for Hellenic Studies, King's College. London, 1082, 0,5 п. л.

39. Die Griechen In Kolchla: tfirteohftftliohe Aspekte // tlUnatorache Beiträge cur antiken Händelegeechiahte. 1802, 1, 1,2 п. л.

ЗО. Kolohle 1в (tanrfelssyBtea der Antike ff Ibidea, 1882, 2, 1,5 п. л.

37. Производство амфорной тары в Колхиде ff .Греческие амФоры. Проблемы развития ремесла и торговли в античном мире. Саратов, 10Q3. 1,9 п. л.

за. On the Buaieaat'os of Colahis: The Classical Archaeologist's Perspective ff Dialogues d'histoire ancienno. 1883, 10, 1, 2 п. л. 39. The Interpretati i of Plohvnari ff Dialogues d'hiatoire onolenne. 1883. 18, 1, 2 п.л.