автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Греки в Колхиде (экономические и культурные взаимоотношения в VI-II вв. до н.э.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Греки в Колхиде (экономические и культурные взаимоотношения в VI-II вв. до н.э.)"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи
ШШ1АДЗЕ ГОЧА РЕВЛЗОВИЧ
ГРЕЮ1 В КОЛХИДЕ . (ЗШЮЮГШСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ГОЛИМДОПКШЭМЯ В 71-11 во. до и« о, >
Спвцналыюсти: 07.00.03 - всеобщая история (древниЛ пир) 07.00.08 - археология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторически* наук
Носкпа 1903
'У ' . " ,
Рваота выполнена о отделе классической археологии Института археологии Российской академии на/к
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор"
Г. А. КОШЕЛЕНКО
Официальные оппоненты - доктор исторически* наук, профессор
Д. Б. ШЕЛОв кандидат исторических наук С. В. НОВИКОВ
Ведуцая организация - Институт российской истории Российской
академии наук
Защита состоится .-¿/¿2.Л- 1 вез года на
Специализированного совета 0.003.01.01 при востоковедения РАН (Москва, ул. Рождественка, 18).
С диссертацией можно ознакомиться в сиолиотеке востоковедения РАН.
Автореферат разослан " ¿¡¿^/¿¿%/и 1 ооз года.
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат историческим на/к -
__ /А. Г. Володин/
ф уьктитут востоковедения РАН, 1й&3 г.
заседании Институте
Института
t
ОВЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАВОТЫ
Актуальность исследования. Велик ал греческая колонизация -важнейшее явление в мировой истории. Греческие города-колонии выли основаны на огромной территории по всему повережью Средиземного и Черного морей.
Эти греческие городя и поселение играли оольшую роль в истории ногреческих племен, на территории или по соседству с которыми развивались эллинские города-колонии. Благодаря постоянным связям этих городов с греческим миром Средиземноморья мэстноэ население причерноморского региона оказалось тесно связанным с судьоами античного мира. Лпитольныэ взаимоотношения греческой и местных культур привели к созданию не только своеовразных вариантов античноП культуры, но и своего рода синкретически» культур (греко-Фракийскоп, гроко-скифской и т.д.}.
Робота посвяшэна одной из сложнейших проблем истории античного Причерноморья и о целом античного мира - вэашгэдаПстсию грэчэской и мэстноП колхидской культур.
Прозломэ гроков в Колхида является ключовйП в изучении дрпвиоП истории Восточного Причерноморья. Благодаря сведениям античных авторов и результатам ар.чсологичэских раскопок грузински* археологов присутствие» грокоа о Колхида но вызывало ссмзюний. Спорным оставался и до сих пор остаотся вопрос о явракторо грочо-ской колонизации Колхиды, о роли грокоа в истории страны, о колхидское* гсеударстппшюсти и царскоП власти, о хпракторэ ггсзнаг "колхидок" т. д. Причины крайней диск ус с ионное ти прсизлзмы заложены а источникоседчоскоЯ оазэ истории и археологии дрэвмэП Колхиды. Письмянныэ источники противоречивы, архоологичаскиэ ,тэ юторналы нэ всегда позволяют ответить на н?!сгно соэиикаЕЭДЭ вопросы и, что самоа главноэ, до сих пор нэ напдоны крупиэПсз'.э грэчэскиэ города Колхиды Фасис и Диоскурил.
D псслэднсэ д^я-литотие» наолвдаотег» евк ом "кризис" проблемы греков о Кол*идо И осовзннэ оо ваяашЛшэго вопроса - кпкой ппляэтея грачеекая колонизация Восточного Причерноморья. В который pnj позторяптся одни и то ста выводи, тиражируется та жэ оргуткзнтация. Екэгоднич раскопки приносят в основном только
количественна новые источники. Настало время искать новые »«тодологическно приемы интерпретации старых, хороню И5ВвСТНЫ* источников, нового взгляда как на всю проблему, так и на отдельные ее Аспекты.
Степень изученности теми исследования. Трудно найти сегодня работы по древней истории и археологии Колхиды, в которых не затрагивалась оы проблема греков в Восточном Причерноморье, осооенно вопрос ов эллинской колонизации этого региона Понта. Благодаря же Цхалтубо-Ванским симпозиумам по древней истории Причерноморья, организованным Центром археологических
исследований Академии наук Грузии, эта проблема приняла "мировые масштабы" и eq исследованием занимаются не только грузинские И русские ученые, но и специалисты Великовритании, Германии, Франции, США и других стран, которые регулярно принимают участие в раеоте этих симпозиумов.
Несмотря на такую популярность проблемы греков в Колхиде, специального объективного монографического исследования этой
проблемы на протяжении всего Фактического .существования
«
Колхидского царства (VI-II вв. до н.э.) на сегодня нет. Как Правило, этой проблеме посвящены отдельные главы в книгах, статьи или книги, в которых рассматриваются отдельные аспекты проблемы эллимов в Восточном Понте.
Объект исследования. Цили и задачи. Объектом исследования являются все имвшдиь^.я на сегодня источники: письменные, археологические, нумизматические, эпиграфические.
Целью и задачей работы является комплексный анализ всех имеющихся источников, проведенный H<=i основе современных не годов историк с археологической науки (петрографический анализ керамики, сташстико-количественныв методы, палеогеографические данные и др. ). На этой основе ставится цель рассмотреть все этапы взаимоотношений греков с местным колхидским населением начиная с широкого колонизационного освоения греками берегов Понта Эвксинского в VI в. до н.э. вплоть до II в. до н.э.. когда Колхида практически прекращает свое существование как независимое rocу/шретеемноо образование и переходит под власть Илтридата VI Еепет^рп.
Вместе с тем, наша задача н&> состоит в том, чтоеы представить вещественную историю греков в Колхиде - чисто археологический анализ вещественных источников дам о многочисленных статьях, опубликованных как нашими коллегами, так и автором данной работы. Мы попытались дать общий историко-археологический очерк, проследить основание полисов, их историю, эволюиию, развитие в местных условиях, упадок; ремесленную деятельность греков в экономике колхов; эллинизацию местного населения Восточного Понте.
Научная новизна исследования состоит прежде всего в том, что впервые в отечественной историографии ставится так широко (в не только с точки зрения торговли, как это делали наюи предшественники) сама проблема греков в Колхида во всех вэ проявлениях, многие вопросы разрабатываются впервкэ, развиваются некоторые новые подходы к решению "старых". Так, в работе
- впервые ставится и, по возможности, ревается проблема греческих городов и поселений в Колхиде как самостоятельных организмов; даэтея ия история от основания до упадка;
- впераьк? дана объективная интерпретация Пичэнарского герояиса, его могильннхоа и окруваюзай территории;
- впервые изучены граФ^мти из Пичвнарского героднгза;
- впервые сдолане попытка обосновать датировку основания греческих колония а Колхида сорадиноЛ 71 в. до н. э. и передатировку так называемых ионийского и аттического этапов а колонизации Восточного Причерноморья;
- впэрвыэ еироко ставится вопрос о хоре Дноскурии;
- впервьзэ рассматривается поселение а Саквмчия в кснтекстз греческой городской культуры в Колхиде;
- дана новая модель греческой колонизации Колхиды; впервые исследуются причины трансформации и упадка греческих городов с точки зрения местных палеогеографических и гллматичеекмк особенностей Восточного Понта;
- епврвыэ сделана попытка изучения доли внэинэй торговли в экономик® Коляиды; высказьшается и обосновывается тоэие о новыеокой о© доле;
- впервые устанавливается Факт »торговых отношений Колхгды с Херсонесом и его хорой;
впервые изучается ремесленная деятельность греков в
Колхиде;
впервые исследуются клейма на колхидской керамике; оеосповываетея колхидское происхождение клейм с именем Тимарх; прослеживается организация керамического производства в Колхиде;
впервые даны хронологическая и типологическая классификации колхидских ам«ор;
- впервые изучен петрографически состав глины колхидской керамики; устанавливается фвкт участия греков в производстве аифорной тары и Колхиде, а также существования и специализации мастерских, обслуживавших внутренний и внешний рынок;
впервые исследуются все эпиграфические источники, содержащие имя Колх, и оеосно. ивается тезис о принадлежности-людей С именем Колх к греческому этносу;
- впервые изучается вопрос о работорговле и о корхских равах; «
- впервые ставится вопрос о двух уровнях эллинизации в Колхиде - простых производителей и элиты - и о раной степени эллинизации в разных регионах самой Колхиды;
- впервые ставится и исследуется вопрос о приглашенных в Колхиду странствующих греческих мастерах. Высказывается тезис о притоке таких мастеров из малоазийских греческих центров и о распространении эллинских черт через них в центральные районы Колхиды.
Методологическая саза исследования. | Анализ археологических ситуаций и сопоставление-синтез с письменными, нумизматическими и эпиграфическими данными. Атрибуция и интерпретация материальной культуры греков с целью выявления общих и локальных вариантов эллинской культуры в Восточном Причерноморье; и культуры колхов с целью определении местных и греческих черт. Использование мировой историро-археологической литературы и достижений мировой науки а изучении других частей античной ойкумены для рассмотрения истории Колхиды в широком контексте истории античного мира в целом и выиплення общего и специфического в "колхском варианте" Великой Греческой колонизации и эллинской цивилизации в целом.
Практическое значение работы. Работа может выть использована при подготовке лекционных курсов по истории и археологии античного Причерноморья, а также при разработке в дальнейшем проеломы греков в Понте. Она также окажет помощь музейным работникам при подготовке экспозиций по различным аспектам жизни эллинов в Причерноморье.
Апробация раооты. Основные выводы и многие частные. чисто археологические вопросы диссертации опубликованы в статья* и будут отображены в находящихся в настоящее время в печати трех монографиях. Результаты были представлены в качестве докладов на республиканских. региональных, всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах (Москва. Санкт-Пвтераург, Киев. Харьков, Одесса. Симферополь, Севастополь, Кишинев, Казань, Ужгород, Берлин, Лондон. Оксфорд) и а отдельны» лекциях г университетах Великобритании (Лондон, Оксфорд, Кембридж, СоуФхамптон, Ворик, Нэкастель), Франции (Париж, Безаисои), Германии (Росток, Констанц), Испании (Мадрид, Сарагоса) и СПЛ (Нью Йорк, Принетои, Взсингтон, Филадельфия, Колумвус. Чикаго и др. ). Этапы работы докладызались в отделе классической археологии Института археологии РАН и а отделения* древней истории и классической археологии ОхсФордекого университета.
Структура работы. Диссертация (овьем 331 стр. ) состоит из Предисловия, Введе)ия, четырех Глав, которыэ разделены на параграфы, и Заключения. К работ» прилагаются примечания, список сокращений, библиография, список иллюстраций и иллюстрации (всего 44 илл. ).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В Предисловии выражает-Я благодарность коллегам и тем университетам, институтам, музеям и организациям в России. Грузни, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Италии и СПА, чья поддоряска и поьгощь позволили завершить данную работу.
Во Введении показано место проблемы в контексте истории античного Причерноморья, намечены пути исследования, указано на новизну и актуальность постановки проблемы, раскрывается источниковедческая база исследования. обосновываются
хронологические рамки работы.
Глава Первая "Греческие города "и поселения в Колхида" посаявдна рассмотрению всего Фонда данных оа истории греческих городов и поселений в изучаемый период. Глава открываетеп Обсуждением вопроса о так называемых "доколонизационних" связях Восточного Причерноморья с греческим миром. Deo археологические свидетельства, указывающие как будто ou на ранние связи населения Восточного Понта с греками, датируются, в основном, VII в. до и. э. Очевидно, эти связи образовались после основания Синопы и других колоний в Южном Причерноморье. К этому ш периоду относится первое упоминание Колхиды в письменных источники« <Еэмвл, Гесиод).
Греческая же мифологическая традиция первые контакты гроков с населением Восточного Причерноморья относит ещэ к микенскому периоду и связывает с походом аргонавтов в Колхиду за золотим руном. Хотя в литературе неоднократно встречается использование легенды ое аргонавтах как источника информации о реальных событиях древнейшего прошлого Колхиды, все же не следует зазывать о сложности и деликатности задачи использования, мифов как исторического источника.
Греко-римские авторы помещали на территории Колхиды три греческих города: Фасис, Гиэнос и Диос курию.
1. Фасис. Несмотря на точное указание местонвхохгдения города Фасисa в античных письменных источниках (Strubo. XI, 2, 17; Aitón. Porlplua, 44; At! nth. Jutstin. III, 10), этот греческий город до сих пор не обнаружен. Из письменных свидетельств ясно, что его следует искать в окрестностях нынешнего города Поти. Однако поиски Фасиса и точное определение его местонахождения затруднены из-за частого перемещения русла реки Риони и неустойчивости морского espera.
Город Фасис упоминается довольно часто у греко-римских и византийских авторов. По некоторым источникам, этот город был основан милетямами (Ровроп. Hela, I, 1011} Anón. Porlplua, 3; Stdph. By в ■ Kthn., s. v. footer и др. ). Более же ранний источник "Азия" Псевдсг-Скилака (01) называет Фасис эллинским городом. а Помпоний М&ла сообщает и имя ойггиста - Фемист&гор Милетский (I, 100), Исходя из сведений Гераклита, можно предположить, что а
город© существовала определенная организация самоуправления полиса.
Фасис выл основан Милетом в середине VI в. до н. я. В городе существовал культ Аполлона Гегемона и ярам в его честь. Милетяне, собравшись плыть к берегам Колхиды для основания Фасиса, обратились за советом к оракулу Аполлона о Дилимах. Город чеканил и свою нонету начиная с последней четверти VI в. до н. э. (колхидские дидрахмы I типа), на которой имелось изображение лежащего льва с повернутой головой и раскрытой пастью. Город выл укреплен, укрепления состояли в частности из деревянных стен и земляного вала. Римляне лишь заменили их крепостными стенами из обожженного кирпича (Arrian. РР8, 0).
С V-IV во. до н.э. кроме Аполлона почитались и другие боги греческого пантеона! Афина Азиатская, Apee, Гокатв. Здесь яге существовала и статуя Фасианской богини Реи, Артемиды - Arrian. РРН, 0; Zoa. IJlet. flora, I, 20).
Имя города кеграчвскоэ, местное, он являлся торговым центрам для колхидских племен.
Археологически изучаются только поселения местного населения, находясяеся в зоне предполагаемого расположения древнего Фасиса - fio нижнему течению одноименной реки; не исключено, что они относились к хоре Фасиса. Самая ранняя греческая (ионийская) керамика, правда, немногочисленная, датируется первой половиной VI в. до н. э., но основная масса относится к середине - второй половине VI в. до н. э.
2. Гиэнос. Город Гиэнос упоминается только Псевдо-Скилаком (01) и локализуется в районе нынешнего города Очамчире у устья р. Джмкимур. Раскопки последнего десятилетия показали, что нэ позднее середины VI до н. э. возникло поселение, которое было расположено на трех искусственных холмах. В греческой керамике преобладает ионийская. указывающая, что город выл основан Нилотом. Колонисты при возведении «илид использовали материал, который в изобилии представляла им сама природа, - дерево. Раскопками выявлены деревянные постройки полуземляночного типа, надземная часть которых сложена из бревен. Среди кухонных отбросов часто попадаются раковины, мидии и устрицы.
Жизнь выла очень интенсивной - за полтора веке на данной территории ойразовалея культурный слой VI-V вв. до н.э. мощностью воле* 330 см. В нижнем горизонте памятника выразительных экземпляров местной керамики 413. импортной - 770. Население города (скорее всего смешанное) занималось ремеслом, земледелием, охотой и рыеюловс твои.
В начал» IV в. до и. э. жизнь полиса (ср. описание г. Панопея Павсаиием, X, 4) внезапно прекращается. В IV в. ДО н.э. один и* наиооле* исследованных холмов вывшего города (к сожалению, раскопки носят нерегулярный характер) служил местом погребения конских голов. Город прекратил свое существование в конце £1 в. до н. э.
Э. Дноскурия и окрестности. Город выл основан Милетом (Дгг1ап. РРК, It) в середине VI в. До н.э. (ионийская керамика из Эшеры; ионийский щит из Красномаяцкого некрополя). Он локализуется в районе нынешней Сухумской еухты (совр. г. Сухуми). Ранний город (VI-V вв. до м. э.) сегодня находится под . водой Черного моря, имел греческий некрополь (стела 430-1120 гг. до и. э. с изображением трехФигурной композиции). В этом город» почитался культ Диоскуров и Деметры (Кисели?). Эллинистический город застроен современным городом. Имелись каменные монументальные здания и жилища. Город являлся "эмпорием для влизживущих народов" (Strabo, XI, 2, IS).
Город еьш окружен местными племенами зихоо, гвииохов и ахово, которые занимались пиратством и жили в условиях дикости (Died. Stoul. XX, 25; 8trabo, XI, 2, 12» 18; XI, 3, О). Отаошвкия между греками и местными племенами Выли немирными, на что указывают как археологические материалы (во . всех мужски* захоронениях находят оружие), так и письменные (Pliu. Hit, IS, 10). Поэтому запита земель Диоскурии выло делом важный и сложным. В окрестностях города часто встречаются шлемы V-EV вв. до н. . (всего в трах пунктах! Лхул-Ааао, зона реки Келасуры и в Эшара);' их картография должна, по-видимому« указывать иа границы хоры, Диоскурин. особенно важно, что крайней точкой распространения шлемов (аттических и коринфских) является Эшера, где находились городище, хорион Диоскурии.
Самая ранняя греческая (ионийская) керамика на Эшерскои городище датируется первой половиной VI в. до н. э. (находки единичны), а основная масса - серединой VI в. до н.э. Город, площадь которого 4 га, занимает один из холмов в 10 км от Диоскурии на расстоянии Солее одного км от берега моря. Население было смешанным (греческие изделия составляют 10W по отношению к местной керамике). Скорее всего местное население представляло собой часть оседлых племен и занималось гончарством, земледелием и с к отоводс твом.
Do время пребывания Колхиды в составе державы Митридата VI Евпатора Эшарское городище укрепляется, обносится рвом, здесь строятся монументальные здания.
Жители города пользовались греческим письмом, здесь обнаружены греческий стиль 'для письма и 10 фрагментов очень фрагментированной бронзовой стелы с греческой надписью конца IV -начала 111 вв. до н.э.. которая представляет собой особо важный документ типа декрета или исторической хроники, гда шла речь о неких военных событиях (борьба Диоскурии с местными племенами?).
Рядом с городищем, в 100-120 м к северо-востоку от наго, суп5вст8оиал могильник, ныне совершенно раэруоэнный. В одной из могил была обнаружена расписная аттическая омфоря конца третьей четверти VI в. до н.
4. Пичвнари и окрестности. Городище Пичвнари и связанные с ним могильники находятся в 10 км севернее г. Кобулвтм а междуречье р. Чолоки и Очхамури, в заболоченной местности, что затрудняет раскопки этого уникального для Колхиды памятника.
Хотя и принято считать, что в классическую эпоху плоетдь городища, названия которого в античных письменных источниках не сохранилось, достигала 33-40 га, а в эллинистическую эпоху -S30-59 га, на самом деле сложно судить о размерах этого города. Ведутся раскопки только двух многослойных поселений на искусственных холмах и шурфовка. Ранняя греческая керамига единична (ионийская первой половины VI в. до н.э.), более многочисленны изделия середины - второй половины VI в. до н. э.
В Пичвнари к VI в. до н. э. возникает крупное местное население, но до того времени.' пока не будет раскопана территория
городища широкими площадями, трудно 'сказать, имели ли греки свой обособленный квартал в городе или они жили смешанно с колхским населением.
Раскопки греческого некрополя У-1У вв. до н. э. показывают, что в Пичвнари эллинское население появляется о 70-00-х гг. V в. до н.э. Все погребения ориентированы на восток. И здесь тоже можно наблюдать, как греки приспосабливались к местным условиям жизни (ср. ситуацию в Фасисе и Гиэносе): покойников хоронят в деревянных гробах, каменные надгробия не ставятся (исключением является погребение II 20). Захоронения ингумационные, костяки не сохранились, имеются кремационные погребения и площади тризны. Инвентарь богатый, встречается в большом количестве аттическая керамика, среди них 74 расписных ваз, амфоры, бронзовые сосуды, золотые украшения, монеты и т. д.
Предполагается суидествованче в Пичвнари афинского населения - керамика исключительно аттическая. Это, конечно, не исключено, но утверждать преждевременно: только по керамике мы не можем делать столь важных выводов. Отсутствуют (пока) надписи, афинские монеты крайне редки.
Изучение граФФити из Пичвнари показало, что и ~десь, как и в Фасисе, был распространен культ Аполлона. Основная же масса граффити относится к так называемым "погребальным надписям" (по А. Джонс тону).
Раскопками изучаются также погребения местного населения V в. до н.э. (ориентировка в основном северная; практически вся керамика местная, редко импортная) и эллинистического периода. Эти погребения показыоакгг сильную эллинизацию колхского населения ((•веточная ориентировка. "обол Харома", амфоры, кремация, площэди тризны).
Пичвнарсков городища гибнет ко Ц в. до н.э. из-за возрастающей заболоченности территории.
Недалеко от Пичвнари раскопаны погребения конца VI-III вв. до н.э. (Бобокватм-Цихисдзири). где часть захоронений - греческие (особенно агаорные конца VI - III вв. до н.э. ), а часть -колхские. Материалы не опубликованы. Погребения здесь более архаичные, чем в Пичвнари; население было смешанным. Не
исключено, что греки (ионийцы) споров поселились именно здесь, а уже потом расселились о Пичвнари.
Недалеко or Батуми выло раскопано поселение (Батумис Uitxe), где выло обнаружено около 40 <№агм»нтоа ионийской керамики первой половины VI в. до н.э. 'Это дало исследователям основание предположить наличие здесь раннего ионийского населения, что кажотся неоправданным («toarменты керамики не могут указывать иа наличие греческого населения). Исходя только из того, что эти «зрагнэнти сыли овна рулены в слое, носивювм слэды пожара, нельзя также делать вывод, что происходили столкновения первых колонистов с местным населением. Эти Фрагменты скорее всего попали сюда (как и в других поселениях Колхида) посла основания Синопы. Поэтому неоправданной являетея датировка ионийского этапа колонизации началом 71 в. до н.э. (А. Кахидэе). Этот этап начинается с сэродины 72 в. и заканчивается к ВО гг. этого ».о столэтия, когда Пилот выя вынужден прекратить своя колениэацмоину» яоптэльность (а не э начале 7 в. до н.э.. как считает Л. Кахидзо).
fa*:**? иаслраэдвшшм . прадставляется выдэлямпэ аттического этапа в колонизация Колхиду (Л. Кяхидза). Если еызодотю М-илам» посоленип в Колхиду ,н икало тсто {М П. Кмядзв связывает это с экспедицией Перикла), то это с cv ар ammo цноз пэдзиНэ, а из колонизация.
Э. Сахаичия. Поселений О Сакамчия расположи го м"а раан'ниэ между реками Рлоня и Су лори, к сеЕэро-ссстску от Езкекого городзшпэ» иа расстояний» i гм от него. В esos время оно находилось на берегу р. Фасис, чье русло с тех лор сместилось.
Рвскспх ени установлэ»ю, что поселение с угйе теонв по с к oí та 211 по 21 ада: до н.э. Обнаружения эдвеь распространенного по всему эялине»сму миру. греческого домагзшго составного алтаря, построенного «э плоских черепиц (конец 121 - начало II вя. до и.э.), показывает, что гряки жили на только я пртюрскоя полосе, но и в яинтэрлэндо. Сооружения имели хамэиння Фундамент, стона были построены из дерева, перекрытия - из черепицы.
Э поселении проживали psnecленники и торговцы (иного аиорн ой тары из Родоса и Сииотш). Греки наладили здесь
производство терракотовых статуэток по Формам, привезен! 1М из Греции (Родоса?). Здесь же имеются следы арон эолитейной мастерской. Это поселение, уникальное для Колхиды, возникло первоначально специально для приглашённых греческих мастеров, когда началось грандиозное строительство в Вани; поселение получило ослик эллинского города и стадо частью (производственным кварталом) городища в Вани.
Прекращение жизни на поселении в Саканчия следует связывать с бурными событиями во всей Колхиде, которые качались в конце II в. до н.э. с включением Восточного Причерноморья в состав империи Митридата VI Евпатора (не исклюкемо, что городище в Вани выло одной и» резиденций и опорным пунктом Нитридата в Колхиде).
в. К проолеме греческой колонизации Колхиды. В ходе дискуссии о характере греческой колонизации выявились.до® крайние позиции. Согласно одной из шх, колонизация Колхиды ничзк принципиально не отличалась от колонизации в Северном Причерноморье. На территории Восточного Понта основывались независимые греческие полисы, сфюдавшЯо своей
сельскохозяйственной территорией - хорой.
Согласно второй точке зрения, колонизация Колхиды в силу наличия местного высокоразвитого общества . (царская власть)' принципиально отличалась от того, -что мы видим в Северном. Причерноморье. Греческие поселения, возниксие о Колиндо, нэ ооладали самостоятельной экономической базой. но' (¡ноли политического суверенитета; это были набольшие поселки рядом с ' местными городскими центрами или .даче только.кварталы в туземным городам; их экономической основой была исключительно торговля.
Рассмотрев греко-римскую традицию о гречески» городок Колхиды, можно придти к выводу, что ионийские греки, отправляясь в Колхиду в середине VI в. до к.», основывать свои города, иМали Об »той стране довольно смутные и нереальные продствсзлакия. .Их знания о Восточном Причерноюрье .ограничивались мифом оЗ , аргонавтах, реальная ж® история и природкш услосия
Колхиды оставались за пределами их продетоолвкий. Этот рвгиог) спя н« столь оах»н для греков и не очень•интересовал ик.
Прибыв в Колхиду, греки-колонисты основали там обычны® полисы, но вскоре (с IV в. до н.э. ), оказавшись в реальной и вовсе не благоприятной ситуации, эти полисы потеряли свое первоначальное значение, их целью стала торговля с местным населением. Говоря о причинах и процесс» трансформации полисов в Колхиде, следует обратить' внимание, на ная взгляд, на очень важный Фактор - это климатические и Природные условия Колхиды, о которых сообщают сами жэ греки (Ps.-Illppoor. De aero, 22; Ctrabo, 3, 3, 7; XI, 2, 17).
Палеогеографические и археологические исследования подтверждают сообщения древних авторов о климата Колхиды. Сильная эвсолоченность территорий началась именно с 17 о. до н. э. Она имела мэсто и до этого - все приморсхиз поселения располагались иа искусственных холмах, Начало Лазской трансгрессии, во вроия которой, урепапь мирового океана повысился но 4-9 мо-гродэ, оказалось трагическим для причерноморских поселений и городов Колхиды. Части Прибрежных городов оказались под водой, началось заболачивание» тай частей аккумуляционные долин, которыэ ссугзщи'сь D период СэнпгориЛской регрессии (до конца III Ь. до и.э.). Тем евмым потеряли экономическую осисау супгетропаннл npiíOpajaí'ua городя Колхидн. По этой причине все они ко II в. до н.э. сильно ослабели, некоторые прекратили croa сущеетЕввацив (Пичеиери. Гиэное).
Слзду&зкМ сагйИгм овстоятольстам является вопрос о зерно о Колхидо. D Восточном Понте почти не выраиивали хлеба. Ар;; со. лог ич se к и о и егроэтквграфмчоекке исследования показывают, что основной зериссвоЯ культурой Западной Грузим (Колииди) являлось просо (ср. такяаэ gtrnbo, 7, 1, 110; XII, 3, 15). Хлеа привозили с Боспора.
Итак, полисы или Фактории? Кы полагаем, что оеноваит» сначала как полисы города со . временем, в силу иэмэикввихся природню« условий (а но из-за наличия сильной цврской власти), превратились п центры торгооли и обслужиЕлюсого ромэсла. Греки метрополии скоро потеряли г ним интерес; Колхида осталась для них, как это было и до колонизации, мифической странеп золотого руна и Медеи.
Глава Вторая "Колхида в система античной экежэмики" посвящена экономическим аспектам пребывания греков в Колхиде.
1. Торговые отношения Колхиды с греческим миром. С переселением греков в Восточное Причерноморье Колхида включается в систему античной торговли.
Самый ранний импорт из Колхиды датируется первой половиной VI в. до н.э., но говорить о ; сколько-нибудь тесных торговых отношениях Восточного Понта с античным миром в это время не приходится, так как находки Фрагментов этой керамики единичны. С середины VI в. до н.э. начинается регулярное поступление импорта, при этом прослеживается активная роль вое•пэчногрвчвеких -торгово-ремесленных центров. С последней четверти VI о. до н. э. на поселениях и городищах Колхиды встречается й аттический импорт, который с V в. . до н.э. становится доминирующим. Кроме аттической керамики находят таг«« вмфори тех "центров, которые выли связаны с афинской посреднической торговлей (Хиос, Фасос, Нейдо, Лесоос и др. ). это обстоятельство объясняется тем, .что в период разгрома Персией ионийских центров в конце VIначале V вв. до н.э. и позднее Афины достигает определенного перевэевво взаимоотношениях с колхами (то же выло и в других регионах Причерноморья).
В политике Адон особую роль осуществляла Синапа! С со помошыо Афины просолили эгономичоское освоение поктийских регионов. На исключено, что аттические поселения (если они и в самом деле существовали) еьши основами Ь Колхиде с помощью Синопы (ранние синопские монеты V с до н.э.). Как К о других регионах Причерноморья, монеты "кизикины" и Колхиде играли роль международной монеты. В центральных районах Колхиды до оллинистической эпохи обращались только ^колхидки".
Поело ликвидации гегемонии Афин ведущая роль о торговлэ с Колхидой переходит к Синопе. V*® с середины IV в. до н.э. ощущается преобладание синопского импорта и монет. Большая часть монет датируется зоо-эго Гг. до н. э; , к этому &э времени относится и налаживание смнопскими гончарами мастной колхидской амфорной тары. В середине I? в. до н, э. . происходит переселение синодских греков а Колхиду.
Эллинистическая эпоха в Колхиде, как и во всем античном киро, являлась периодом экономического оживления И подъема торговли. D течение этой эпохи взаимоотношения Восточного Понта с Греческими городами Средиземноморья и Малой Азии расширились. Ведущим является импорт из Синопы и Родоса. Можно полагать также, что увеличились маситавы торговых связей с эллинистическими империями Востока (Египтом, Сирией, Бактрией, Партией и др. ) вследствие Функционирования международного торгового пути через Колхиду.
В монетном оерашенин также появляются новые импульсы повсеместно в Колхиде распространяются монеты Александра Македонского и Лисккака; вскоре появляются местные подражания им. С Iii в. до'и. э. выпуск "колхидок" прекращаете«.
осово следует отметить торговые отношения Колхиды с Северным Причерноморьем. эти связи началась в 7 в. до н.э. сперва с Боспорои, в середине IV е. до н. э. а эти операции включились Херсонэс со своей xopori ,и Ольвия. В эллинистическую эпоху именно экономические связи с городами Северного Причерноморья выли для Колхиды наиеолэо важным«.
Колхида снаажала античный кир строевым и коравепьным лесом, соской, смолой, медом, льняными тканями и маслом, вином, il-азанамм. В страну ввозили оино, посуду, украюоиия, зерно, соль. Еизозили и. равав, на их число выло невольшое. В эпиграфических источниках имя Колх . радкЬ указывает на равов из Колхиды, в основном« это имя нбеили греки.
> Исследователь. занимающийся ' древней историей Колхиды, сталкивается с инторесным Фактом: в Восточном Причерноморье очень иало импорта по сравн&ння с пастиой керамикой, и то с;раня как в других "варварских" регионах мира Фрагменты греческой коракики исчисляются тысячам!«:..Например, - а Сёзэрном Причерноморья только синопскин клейм ознаружвно вольшэ 10 тисяч, а в Колхида - около двух десятков. Число родосских клайм в Средиземноморье и на эллинистическом Востока исчисляется да ЮО тысяч, а о Колхида ~ чуть вольво ста. В этом Факто и отражаются осозонноета колхидской торговли э систома-античной.
К сожалению, во время раскопок городищ и поселений Колхиды не ведется статистического учета, и поэтому невозможно представить процентное соотношение импортной и местной керамики. Выходом может стать определение этого соотношения по хоров» изученным могильникам из разных районов Колхиды. Нами учтены только погребения простых производителей, так как они составляли основную часть населения страны. Погребения знати изобилуют инвентарем, в том числе импортным, который по большей части представляем собой дары греческих купцов (высокохудожественная Керамика, торевтика, ювелирные изделия). Составленная нами таблица показывает, что в погребениях импортная керамика в среднем составляет Ю-гон, в зависимости от того, близко или далеко от греческого города находилось местное поселение (могильник). Подсчеты и анализ археологической ситуации показали, что торговые отношения или в основном между Средиземноморьем н греческим населением Колхиды,.а понтнйские греческие города и поселения вели торговые операции с верхушкой местного колхского общества, которая и была заинтересована о этих сйяэях. Основное населенна в силу высокого развития местного ремесла н эконом)«и было не очень заинтересовано в импорте изделия. Приг-хзча телом и тот фэкт, что в Личвнври на грочаском некрополе крайне редки находки колхидской керамики-и других изделий.
Все вышесказанное дват возможность сделать вмвад, что внешняя торговля не играла солыкзй роли в экономик© Колхиды, оо доля преувеличена в научной литератур®. Эта торговля обслуживала нужды греческого населения Коляиды и сорлугас и колхского общества.
2. Ремесленное производство греков в Колхндо. Влияннэ античной экономики на колхидскую. Сегодня но должно вызывать сомнений существование в Колхиде ' греческого производства керамических изделий (светильников, терракотовых статуэток, посуды). Эллины же завезли сюда культуру маслин (Вани). Найдены и греческие каменныэ ручныэ мельницы.
Интересные и важные результаты дали исследования колхидских амзор И черепиц, в также клейм, которые выли на них нанесены. Исследование проводилось как в> типолого-хронологиче^цом, так и в
петрографическом плаке.
Производство колхидских at*top, как и черепиц, выло начато в середина IV о- Д° н. э. синопскими мастерами. В них выделяются три типа (Тип А - сер. IV - III вв. до н. э. ; В - конец III - I вв. до н.э.; С - первые века Н.э. >■ которые являются хронологическим развитием эти« аМФор. Важен вопрос о елвймэкии колхидских амФор, черепиц и пифосов. Клейма вызают как эпиграфные (ДЮГ/КО/, Т1МАРЙОТ). так и анэпиграфные (изображения крестов, лука и стрел, оттиски пеЧа- эй). Изучение этих клейм показало, что в Колхиде сукзстповала такая ко организация керамического производства, что и о других эллинистических государствах: существовали государствэнккэ мастерские (с клеймами MOX/KOY); царские касторскиа (клейка на. черепицах: В ATIAIКН/МНЛАВНЕ; здесь же другие клейма с именами эргайтериархоэ CPAZO, ХОРЕ1П, ЕРМГ1..,); мастерские, принадлежавшие скоптухам или другим представителям колкской ЕврхиЕки (кростоовразниэ клейма) и маетарегив простых гончаров (знаки по сырой глине, клайка на черепице НРАКЛЕ1AOY).
Петрогра;шчоский анализ глиняного тоста колхидской керамики И особенно амфэрной тары показал, что осп она изготовлена из t истггал, колхидской г ли км, при этом вияадяотся три подгруппы.
Лмфсрц первой подгруппы изготовлены о мастерских, гдэ работали только смнопские гончары. Здесь и рецептура, и отощитоль
- снкопскио.
' амфоры второй подгруппы иэготозлзни в мастерских, где работали только мастные, колхские гончары. Все компоненты ам-горы
- - кэс тниэ.
Есть есэ лремакуточиап группа, где присутствуют черты пвраых двух подгрупп; возможно, их изготовляли в смешанных, грако-колкссии мастерских.
Петрографический анализ даэт возможность сделать еще один езжшяК вывод. Агиои.тя продукция грачаекия мастеров в Колхиде укодмла почти вел на экспорт, о частности, в Северное Причэрнеморьо (1-ая подгруппа). Это вполне объяснимо, так как ссггз организация анкерного производства о Колхида выла вызвана потребностями черноморской торговли. Наоборот, образцы из 2-ой подгруппы в подавляющем большинства иапдоны о Колхида. Таким
образом, продукция местных керамических мастерских в основном шла на внутренний рынок по внутренним речным и морским путям . и экспортировалась в значительно меньшем количестве.
Кроме Колхиды подобная специализация керамических мастерских на обслуживании или внешней или внутренней торговли известна на Родосе в I в. до н. э. - 1 в. н. э.
Археологические данное показывают, что колхи издревле применяли ткацкий станок так называемого древнеегипетского типа, в с переселением сюда греков получили повсеместно® распространение вертикальные ткацкие станки. Греческое влияние прослеживается и на весовой системе Колхиды - в эллинистическую эпоху в Восточном Понте распространяется аттическая весовая система. "Колхидки", как и монеты МИлеты,- сперва чеканились по эгинской монетной системе, а потом - по персидской.
Итак, Колхида как часть эллинской ой* ума ни 'испытала fia себе греческое влияние.' что трлэилось в экономике. Включение городов л поселений Восточного Причерноморья в оец^эллммскую торговлю потребовало ориентации и перестройки экономики страны на внешний рынок, вызвало преимущественное интенсивное развитие сельского хозяйства. Это было необходимо по той причина, что именно сельскохозяйственная продукты и природные ресурсы, были гласной статьей экспорта из Колхиды о Средиземноморье и Прнчорноморьо. Греческое население Колхиды приняло самое активно» участие в переориентации Колхиды на внешний рынок. Правители страны именно греков <синопян> приглашают для налаживания производства специфических, характерных только для эллинов отраслей регкгсла. каковыми являлись изготовление вмзормоП тары и черепицы; они пользуются монетным двором г. Фасиса.
Глава Третья "Греческая культура и Колхида" рассматривает культурологические аспекты влияния греческом цивилизации ив местное общество. Это влияние (т. м. процесс эллинизации) не сило однородным и мгновенным. Се степень еыла размой в различны» регионах Колхиды в силу неодинакового уровня развития местных племен. Греческую культуру восприняли по-рядному. Следует различать два явления: эллинизацию основного нлч'ччмия и правящая верхушки.
1. Основноа население Колхиды и греческая культура. Об эллинизации основного производящего населения Колхиды мы имеем скудные источники. Главным материалом для выяснения этого вопроса являются их погревэния. Влияние греческих традиций на колхские раньше всего проявляется в религии, в частности, в погребальном обряде, изучение которого показывает, что этот процесс начался в V в. до н. э. , а не о конце IV. как считают некоторые ученые (О. Д. Лордкипанидэе). Именно с V в. до н.э. погребения колхов (Пичвнари) частично ориентированы на восток (40,8Х). как это характерно для греков, проживающих в Пичвнари. Здесь же имеем овряд "овал Харона" (11,4Х). акцвры 0 погребении (З.в^). С эллинистической эпохи это влияние углубляется. В погребениях этого периода в Пичвнари уже практически все погребенные имеют восточную ориентацию, каждое третье погребение содержит монету, появляются площади тризн.
В северной Колхиде, где греки и местное население противостояли друг другу, процесс эллинизации местных племен прослеживается в погребальных обрядах только вокруг Диоскурии и на хоре (при этом очень слабо), горные районы этим процессом не затронуты.
В центральных районах Колхиды, где греческое населенна появилось в эллинистическую эпоху, ранее влияние эллинских традиций практически но прослеживается. С эллинизма здесь распространяется овряд кувшинных погребений. Греческое влияние отражается только в-эллинизированных Формах местной керамики (в среднем 13«) и в обычае "обол Харона" (в сродном 39-30«), реже встречаются в захоронениях гмфоры (в,ан).
Среди основного населения Колхиды были твкжо люди, которые использовали греческую письменность, но их число незначительно.
Таким образом, греческое влияние на основное население Колхиды, судя по имеющимся на сегодня источником, происходило в основном в области религии. Очевидно, если оно затронуло такую консервативную сфйру уховкой культуры, как погребальный обряд, оно на могло овойти и другие стороны жизни. К сояэлвнию, нвм об этом ничего но известно.
2- Греки и элитарная культура Колхиды. Имеется гораздо больше свидетельств влияния греческой культуры на правящую верхушку Колхиды. В первую очередь много материала дают расколки городища в Вани, где выла расположена резиденция знати. Городите такого же характера в последние годы изучается и в Саирхе. но лучше исследовано городище в Вани. Поэтому интересующий нас вопрос рассматриця в основном на примере Венского городища, при этом привлек ei,.:;. >7 материалы также из раскопок и других памятников. •
Археологическими исследованиями на городище
засвидетельствована непрерывная жизнь в течение почти всего I тысячелетия до н. э. К настоящему времени выделяются 4 основные «азы развития: первая датируется VIII-VII вв., вторая - концом VII- перпоя половиной IV вв. . третья - второй половиной IV nspnoft половиной III вв.. четвертая - концом III - серединой I вв. до н. э. В главр дается характеристика каждой из этих Фаз, & так же деятельности греков и реакции местной коляской знати на эллинскую культуру.
К первой Фазе относится жертвенная площадка, где выли обнаружены глиняные Фигурки, изображающие Фантастических животных.
Археологические памятники второй Фазы довольно многочисленны и разнообразны. В Вани в VI-IV вв. до н. э. находился центр одной из административных единиц Колхидского царства, которые Страйон называл скептухиями (XI, 2, 10). Открыты богатые погребения, деревянные святилища и т. д. В таких же центрах концентрировались основные отрасли ремесленного производства, особенно те, которые должны были обслуживать правящую верхушку колхского общества. К ■таким, в частности, относится глиптика. Знать не довольствуется привозными перстнями-печатями из ионийских центров. Южной Италии, и Аттики, - вскоре налаживается и собственное колхское производство перстней из золота, серебра, железа и бронзы. Для этого приглашались ионийские мастера. Среди перстней-печатей выделяются колхидские и греко-колхидские печати.
Следующей "элитарной" отраслью художественного ремесла,* обслуживающей местную власть, было златокузнечестес Типология
золотых ведай показывает, что ведущее место принадлежало местным мастерам, но прослеживается также и греческое, и ахеменидское влияние."
Такая же картина наблюдается в Саирхе, где обнаружены не только богатые погребения, но и остатки монументального храма дорического типа V-IV вв. до и. э. Интересны и материалы из села
Итхонси.
На третьей фазе развития городища в Вани появляются каменные сооружения. Со второй половины IV в. до и. э. эллинские черты проникают во все стороны жизни элиты колхского общества (погребальный обряд, ювелирное икусство, антропонимы и т.д.). К этой Фазе относится и производство царских черепиц греческими мастерами. С конца IV - начала III ев. до н.э. , государственным и религиозным языком Колхиды становится греческий. На это указывает не только греческая надпись из Эшеры, но и сакральный декрет, обнаруженный а Вани. Техника исполнения надписи целиком греческая, и она вырезана ремесленником-эллином, одним из тех, кто о поисках ангажемента кочевал по всему эллинистическому миру, довираясь до сп Kui« отдаленных ого уголков. Декрет находит отдельные параллели о Малой Азии, и имя воин..! Двдатоса, погребенного в Вани, - каппадокийскоэ. Этот документ важен и тем. что из него гкзэото заключить, что название городища. которое раскапывается в Вани, было ГОУРХЕ (ор. Plin. Htl, VI, 13; ftoleo. V, О, О). ,
На последней четвертой Фазе в ZOYP1Z начинается грандиозное строительство! холм обносится мощными оборонительными стенами, внутри строятся здания культового назначения - храмы, алтари, жзртпеккики. В этот период мы инеем 'здесь своебразиый город-святилищэ, или храмэвый город типа малоаэийекик храмовых СНЗШИИ.
т Для ведения строительства приглашались греческие ftac-repa техника возведения фортификационных и монументальны* сооружений типично греческая, как и украшения и убранство зданий. Эллинские аэ мастера отливали в Вани бронзовые скульптуры. П это вр«ия распространяются культы Лиоииса, Дематры, Геракла. Наблюдаются и синкретически» культы.
Глава Четвертая "Греки и колхидское общество: Некоторые итоги (страницы истории)" посвящена общим проблемам истории колхского общества, роли греков в его развитии, путям распространения греческой культуры в местном обществе. характеру городской культуры колхов с точки зрения участия греков в общественной жизни Колхиды. Колонизация Колхиды греками оценивается исходя иэ овиеколонизвционной практики Средиземноморья и Причерноморья.
Делается вывод, что нельзя механически переносить колонизационную модель, сложившуюся в одном регион* Средиземноморья или Причерноморья. на другой (как это часто делается в научной литературе): каждая колония имела свои собственные причины для основания, свои, присущие только ей одной черты, свою историю.
В главе устанавливается, что элитарная культура Колхиды создаваласъ усилиями приезжих иэ Налой Азии греческих мастеров и ремэсленников. а не мое*амл, переселившимися иэ соседней Иберии (О. Д. Лордкипанидзе). Здесь же рассматривается вопрос о мифологических данных о древнек олх с к ом обществе и его актуализации у авторов эллинистического времени - вопрос, который живо дебатировался в последнее время среди грузинских историков и археологов.
Падение города ГОУР1Е в середине I в. до и. э. было последним аккордом крушения древней Колхиды. Причерноморская чисть ее, где находились греческие города и поселения, которые со II в. до и. э. практически прекратили существование (кроме Диоскурии и Фасиса), попадает в зависимость Римской империи, а восточная - Ибарии. Греческое население Колхиды сменилось римским.
В Заключении суммиружггся важнейшие выводы исследования.
По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Эллинизация местного населения Колхиды (по данным некрополей) // Die Antike und Europa. Zontrun und Peripherie in der antiken Belt. Resünees der 17. internationalen BIRHNH-КопГвгвпж. Berlin, 1900, 0,1 п.л.
2. Колкндскнй шшорт а Херсонвс® о зллйкистичаскую эпоху // История и культура Херсоиэса и Западного Крыма а античную и сродноеоссвуо эпохи. Тезисы докладов конференции молодых уч-ных. Севастополь, 1С07, 0,1 п. л, (В соавторства с О. 0. Созник)
3. Колхидские псгрзсения как' источник по эллинизации местного населения Восточного Причерноморья // Исторические чтения памяти М. П. Грязнова. Омск, 1G37, О.Э п.л.
4. Торгово-эконсмнческия связи Северного и Восточного Причерноморья в VI - I ез. до н.э. (по археологическим данным) // Актуальны» проблемы ксторико-архаологнчаскнх исследований. Тезисы докладов республиканской конференции колодьм ученых. Киев, 12(37, 0,1 п. л.
3. ¡C вопросу об этнической принадлежности носителей нкэни Колх в античном нира // Вастник Харьковского университета. Т. Э10. Вып. еа. История. Харьков, юса, о,4-п. л.
в. Колхидекно пнсюри эллинистического периода о городах Северного Причорноьюрья // Древнее производство» ранэсло и торговля по археологическим данным. Тезисы доклздеэ Ссесоэзной конференции молодых ученых. М. , 1ОЗО, 0,2 п. л.
7. Названия народов Восточного Понта В античных эпиграфических источника» Сзвэрного Причерноморья // Проблемы античной культуры. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Симферополь, 1С8Э, 0,1 п. л.
О. О моиэтпх £иоскуриады из Херсонаса ■// Проблемы исследования античного и средневекового Хорсонеса. Тезисы докладов конференции, посвященной lOO-летию археологических раскопок в Херсонэсэ. Севастополь, 108J, 0,1 п. л.
Q. Colohla In the Syatea of Anoient Trade // ,18th International П1ПШ1В Сопдгооа: Cunaariaa. Budapest« 1000, 1 п. л.
10. О государственности у колхов // Лингвистическая реконструкция и древнайшля истерия Востока. Тезисы докладов международной конференции востоковедов. Часть III, М. , 108в, 0,1 п.л.
11. К вопросу сю одне i статье экспорта из Воспора в Колхиду // Скифия и Боспор. Тезисы докладов симпозиума, посвященного М. И. Ростовцеву. Ленинград. 1GG9, 0,1 п. л.
12. Царская керамическая мастерская а Вани и проблема
боспорско-колхидских связей в эллинистическую эпоху // Проблемы истории и археологии древнего населения Украинской ССР. Тезисы докладов республиканской конференции. Киев, 1Q89, O.I п. л.
13. Клейма на колхидских амфорах // Проблемы скиФо-сарматской археологии Северного Причерноморья. Тезисы Первых Граковских чтения. Запорожье. 1989. O.I п. л.
14. Нонеты Лискуриады иа Херсоиеса Таирическог.о // Вестник древней истории. 1В89. 4, О,В
13. сю имени колх в античном мире // Сообщения Академии наук Грузинской ССР. 1999. 138. 8, 0,4 п. л. (в соавторстве с Д Браундом)
10. Georgian Edit lone of Anoient Qreek Authors ' Aooounts of Georgia // Instrumenta studiorua. IX Congress FIEC. Plea, 1900, 0,1 п. л.
17. Tho Export of Slaves froa Colchis // Clasaioal Quarterly. 18B8. 39(1), l.O п.л. (в соавторстве с Я Браундом)
18. Северное и Восточное Причерноморье в VI-I вв. до н. э.(из истории торговых отношений) // Археолог1я. Киев, 1000. 8. 1,В п. л. (на украии. ) •
10. Zu den kolchiBohen Sklaven in der flriechleohen Halt // Ello.
íoao. 72e 1. 0.8 п.л.
20. Organisation of Ceraaio • Production in Colohie during the Hellenistic Period // Bireno. 10B0. 27. 0.7 п.л. 31. Новые материалы об экономических связях Колхиды с Северным Причерноморьем // Памятники Юго-Западной Грузии (ПЮЗГ). XIX. Тбилиси. 1091, О,О п.л. (на груз.)
22. Фрагмент колхидской амфоры с клеймом и> Чалоки // Там же. 0.4 п. л. (в соавторстве с И. Иапшили, на груз. )
аз. Колхидские амфоры Северо-Западного Крыма // Памятники железного века в окрестностях Евпатории. И., 1991, 1 п.л. (в соавторстве с С. Р. Внуковым)
24. Колхидские амфоры эллинистического периода в Херсоиеса (к вопросу об экономических связях Колхиды и Херсоиеса) // Вестник древней истории. 1991. е. 0.В п.л. (в соавторстве с В. В. Созмик) 29. О происхождении одной группы коричиевоглинямых амФор из Херсоиеса // Археолог1я. 1091. 1, 0,0 п.л. (о соавторстве с