автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношение

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гараканидзе, Эдишер Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношение'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношение"

и 9 а

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ГРУЗИНСКОЙ ССР

ГРУЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНА;! ИНСТИТУТ ИМЕНИ ШОТА РУСТАВЕЛИ

На правах рукопиои

ГАРАКАНЙДЗК Эдишвр Георгиевич

ГРУЗИНСКИЕ ИУЗиКАЛЫ'.иЕ ДИАЛЙШ И ИХ ВЗАИМООТНОИгЛ.ИВ

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искуоомо

АВТОРЕФЕРАТ дисоерташш на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Тбилиси 1990г.

Работа выполнена на кафедро грузинского народного музыкального творчества Тбилисской государственной консерватории им.В.Сарадхишвилч,

Научный руководитель - доктор искусствоведения,профессор

Г.З.ЧХИКВАДЗЕ

Научний консультант - и.о.доцента Е.Д.ЧОХОНЕЛИДЗЕ Официальные оппоненты - доктор историчеоких наук,

Н.М.ЫАИСУРАДЗЕ

кандидат искусствоведения,доцент И.Д.ЖГЕНТИ

Ведущая организация - Тбилисский государственный университет им.И.Джавахишвили

„ _ ее

Защита состоится "¿Я " У/СДПРУъ п/3 " ч. на заседании Специализированного совета К 092.05.01 по присуждении ученой степени кандидата искусствоведения в Грузинской государственном театральном институте имени Шота Руставели (380008,г.Тбилиси, пр.Руставели, 19).

С диссертацией мо^но ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан V ^ " сХ'Г^? ьР.Д 1990г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат искусствоведения

/доц.М.Г.КАМНДАРШШШ/

м/.гсгюш?

НВ„.ЛТЕНЛ 1 и' г )

. I. Я. I з

тдел |

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЮТЫ

Актуальность темы исследования. Грузинская народная музыка своии многообразной,сложностью форм вокального многоголосия, высокий уровней полифонического мышления привлекает внимание как советских, так и зарубежных специалистов. С течением времени интерес к ней все возрастает.Поэтоыу всестороннее изучение грузинского неродного музыкального творчества является весьма актуальный.

"Грузинская народная музыка" - понятие собирательное так как оно представляет собой совокупность музыкальных диалектов.Следовательно, исоледовани» всех музыкальных диалектов моашо придать значение изучения грузинской народной музыки вообще,Полноценное изучение диалектов невозможно без их точной классификации.Установление и классификация музыкальных диалектов должно опиратьоя на определенные принципы,одинаково употребляемые по отношений ко всем региональный стилям, Принципы и признаки установления и классификации музыкальных диалектов в грузинском музыкознании до сих пор не были определены нужным образом,что подчеркивает актуальность исследуемой темы.

Исследователи музыки письменной традиции,устанавливая этапы ез развития,опираются,как правило, на письменные источники. Исследователи же музыки устной традиции такой возможности не ииеют{ восстанавливая историческую картину тысячелетней, а зачастую большей давности, они вынуадены строить разные гипотезы,опираясь на данные сменных наук - этнографии археологии,историография и т.д. Но самую значительную

г . 4 -

услугу может оказать музыкальная диалектология: музыкальные диалекты всегда содержат элементы,отражающие разные этапы развития музыкального мышления: анализируя диалекты рдновремеино, в совокупности,появляется возможность проследить процесс исторического развития народной музыки, что ещо раз подчеркивает значение исследования грузинских музыкальных диалектов.

Целью исследования является определение основных принципов и иризпаков установления и классификации музыкальных диалектов,установление и классификация грузинских музыкальных диалектов! выявление факторов,способствующих процессу дифференциации единого музыкального языка и формированию региональных стилей,. на основе сопоставления разных диалек-•го-квалифицнрогание грузинского многоголосия,как явления стадиального щи «естадиальшп'о; определение путей развития грузинского музыкального языка;сопостовление данных музыкальной диалектологии а данными смежных наук.

Научная новизна и практическое значение работы состоят в !сом, что ока является первой попыткой классификации грузинских музыкальных диалектов на основе обширного наторкала, в том числе и новейшего,добытого автором во время полевых экспедиций и котированного икае.Использование неизвестного до сих лор музыкального матер/ала, а также употребление в виде критериев установления и классификации музыкальных диалектов оешкркого спектра сосгз^ьых элеиегтов музыкального языка,позволяло получить новую,отличающуюся от прежних, картину классификации; впервые отдельной группой выделены диалекты Аго-ЗападноЁ Грузии, гынвлеки кзкоторые

наречия (составное чести диалектов), неизвестные в музыкальной диалектологии.

Впервые в качеотве отличительных признаков диалекта предложены такие параметры, как уровень развития,репертуар, тейп исполнения; большее,чей когда-либо,значение.придается цетру и манере исполнения) одним из ванных факторов анализа народных музыкальных произведений выступает слуховое восприятие.

Также впервые показана некоторые отдельные этапы развития грузинского народного песнетворчеотва посредством кристаллизации эву.горяда,использования ладогарионичэских завоеваний одноголосия в сфере многоголосия,усложнения структуры и т.д.

Результаты исследования могут быть использованы музыковедами, этнографами,историками,филологами, а также, в учебном курсе Тбилисской государственной консерватории и музыкальных училищ Грузии "Грузинское народное музыкальное творчество",

Методологическая база исоледования. Работа опирается на комплексно-интенсивный метод анализа, а во второй части, в целях решения поставленных задач,используется также сравнительно-исторический метод.

Апробация работы.Диссертация прошла опробпцию на кафедрах Грузинского народного музыкального творчества й '!отории музыки Тбилисской государственной консерватории им.В.Сарад-хишвили.Основные положения диссертации опубликованы в виде статей,материалов и резисов научных конференций (всего 10 публикаций).

Структура работы.Диссертация сготоит из введе1.ия,дву." частей (первая часть содержит шесть глав) и закдючгчия, К ней приложены образцы грузинских народных песен, узынал^ао-

- 5 а-

диалектологическая карта Грузии,список использованной литературы и сборников песен.

ОСНОВНОЕ СОДЕРМНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности избранной темы и представлен обзор научной литературы; излагается общая методологическая база исследования, показано творческое н практическое значение результатов работы.

Здось ке дано определение музыкального диалекта кап______

ответвления национального музыкального фольклора.Диалект распространен на определенной территории, в среде той или • иной этнической группы и характеризуется комплексом стилистических свойств.

Представлены принципы установления диапектовгисторико-политцчоски,этнический и собственно музыкальный.Под последний подразумеваотсяггосподствупгдай тип многоголосия,уровень развития,гармония (з узком понимании), лзд.аккордика,кадансы, мелодика,интонационные формулы,Ы5тр,ритм,тейп,формы исполнена!,структура,манера исполнения,ганры,репеотуар,словесным текст.Из этих признаков наиболее ванными представляются тил многоголосая и уровень развития.Отличие, де,например, в области исполнительской манеры или репертуара недостаточно для зыдеяенуш отдельного диалекта ,хотя может стать поводом для разделения одного дмчекта на два наречия.

Во введении приводятся одна оговорка: при рассмотрении отдельных диалектов принимается во внимание традиционный фольклор, так как городская или церковная музыка - это отдельные сфсрн исследования? кро^е того,по принятом в гр;;з;ш-скск мувк.созкании традвд^диаллчти устанавливается и ¡:лас~

- 6 -

оифицируютоя на основе песенного творчества,поскольку инструментальная музыка в грузинском музыкальном фольклоре играет гораздо меньшую роль ивмеото с тем слабо изучена.

Часть I.Обзор региональных стилей и установление диалектов",включает в себя шооть глав. В каждой из них рао-омотрена музыка отдельных групп территориальных единиц -уголков Грузии; на основе интонационного анализа устанавливаются диалекты и наречия грузинской народной цузыки.

Глава I.Горная часть Восточной Грузии Г.Хевсурети.Музыка Хев^урети отличается обилием архаических признаков,свойственных ранним этапам развития музыкального мышления.К этим признакам относятся высотно-ин-тонационная неопределенность звуков,тяжелая манера исполнения,близкая к возбужденной речи,частоз использование неполных звукорядов,нисходящая с вершины источника мелодия и т.д. Особенно характерны для хевсурских песен нисходящие,ивнотон-но повторяющиеся двухтактовые лелодии.Это ни что иное,как древнейшая традиция напевания стихов.

В Хевсурети особо популярны сольные песни, в разное время здесь зафиксированы и образцы хорового унисона,что свойственно не для всех уголков Грузии и что ми считаем пережитком отдаленных эпох в грузинской народной музыке.

Несмотря на сходство о песенным творчеством других ( в особенности - соседних) провинций Грузии,наличие большого количества признаков архаики и ряд других свойств выделяет хевоурскуга муаыку отдельным диалектом груайнской народной музыки.

2.Пшави . Пшавокая музыка наиболее близка к хевсурской.Однако, в пшавских песнях запечатлен более высокий уровень развития музыкального мышления,звукоряды отличаются большей интонационной ясностью,манера исполнения более мягкая, мелодии характеризуются большей эластичностью,певучестью,вместо гдиссандированних нисходящих ходов появляются вспомогательные звуки,мелизматика. В Ниавскоы музыкальном обиходе менее популярны сольные песни;здесь доминирует двухголосна $ аителям Пшави чужда унисонная форма исполнения.

Следует отметить и наличие т.н. "пшовского лада"(фригийский лад с высокой шестой ступенью) с характерной нисходящей интонацией увеличенной квинты кЫ! од«$нз8*&зш зздкгаю ¡.ак в "штоком",так и фригийском ладу. Весьма характерны для пшавских песен и "дополнительные построения"(так мы именуем однострочные напевы,состоящие вместо одного из двух гаи более нисходяща мелодических золн,заканчивающихся на тонике).

Исходя из всего вышесказанного,иузыка Пшави представляет цтдейышй диалект грузинской народной музыки.

З.Туиети. Еще яснее вопрос с туиским диалектои,который раньше всех обособился от горно-восточьой музыкальной общности в качестве отдэльной единицы (Н.Майсурадзе ).

В тупском песнотворчостве выделяются два слоя,именуемые песнями "старой и новой формации" (Щ.Асланишвили). Песни старой формации исключительно одноголосны: Довольно часто встречается унисонное исполнение.С другой стороны,одноголосные тушение песни часто гораздо более развиты,чем - хев-сурскйо.Соз.-.анзв такого впечатления способствует мягкая на-

нера исполнения,кристаллизованный звукоряд, а такие ряд интонаций,указывающий на более высокий уровень мелодичео-кого развития - изобилие нисходящих оеквонций,наличие мелодического пред-^зма,восходящий секун^овый ход о квартового на квинтовый звук лада о ритмическим подчеркиванием, последнего.

Ряд тушских песен отарой формации имеют предпосылки многоголосия. (Ш.Лсланишвили,Е,Чохонелидзе,М.Иашв.и1и).

Песни новой формации м'ногоголооны.Появление многоголосия - это, с одной стороны,логический итог развития песен старой формации, а с другой стороны - результат резкого уси-леиия контактов мекду тушами и кителями равнинной части Грузии,особенно - Кахети, Сегодня туиокие песни новой формации весьма популярны по всей Грузии.

А-.Хеви. Музыка Хеви представляет собой своеобразное промежуточное звено меаду горными и равнинными диалектами грузинской народной музыки.Мохевские песни (наряду о мтиуль-скими) дают возможность проследить процесо формирования некоторых видов картлийско-кечских песен из хевсурских.пшав-ских или мохевских и ытиульских прототипов»

От песнетворчества Хевсурети,Пшави и Тушети мохевское песнетворчество отличается в первую очередь более развитым гармоническим языком и наличием трехголосия.

Следует отметить своеобразный грузино-европейский слой в «охевской музыке - праобраз грузинских городск,пс песен западной ветвч. По нашему мнению,этот стиль возник в начале XIX века в результате синтеза грузинской и русокой музыки.

Еще одна характерная черта мохевского песнетворчества - наличие комплексно-параллельного типа многоголосия,хотя этот тип не проявляется здесь о такой рельефностью, о какой в сванских песнях.

Манера исполнения мохевцев отличается резкостью,гром-коотью и частым глисоандированием.

5.Мтиулети. Какого-либо существенного различия меаду ..киевским и итиульским песнетворчеством не существует.В мтиульском отсутствует грузино-европейский слой,манера исполнения более мягкая» есть некоторые отличия в репертуаре. В целом эти различия недостаточны для разделения музыки этих соседних провинций на два диалекта,но вполне достаточны для разделения на два наречия.

Таким образом,мохевскин и итиульский являются двумя наречиями единого мохево-мтиульскогО музыкального диалекта.

6.Гудаыакари. Музыка Гудамакари занимает проыекуточ- • ное место нему хевсурским и пшавским с одной стороны и мохево-мтиульскиы диалектами о другой. По гармоническому развитию гудамакарские песни отстаю? от мохево-мтцульскюс, но стоят выше хевсурских и пшавских (Н.Иайсурадзе).Вообще,

в гудамакарском диалекте налицо несколько слоев - хевсур-ский,пшавский и ыохево-мтиульский. Несмотря на то, что какого-лиСо особого свойства гудамакарские песня не имеют,-явное наличие разных слоев и отличие в уровне развития от всех соседних диалектов выделяет гудамакарский как отдельный диалектах.

Музыка равнинной части Восточной Грузии представляет ♦ картлийско-кахский диалект,который делится на картлийский. и кахский наречия.

Глава Ш.Юяиая Грузия /

1.Месхети.Ыесхский музыкальный фольклор в основной восточно-грузинского типа: наиболее близок он к картлиВ-окоиу наречию.Но неблагоприятная политическая и демографическая ситуация, в которой оказалась эта провинция Грузии в последние три-четыре отолетия,отрицательно повлияли на народную музыку; особьнно пострадало многоголооие. Лишь благодаря неустанному тоуду композитора В.Маградзе, удалось зафиксировать многоголосные мвохокие песни.Поэтому неудивительно, что меохокое пеонетворчество не достигает высот картлййско-кахского диалекта.Однако меохская музыка представляет огромный научный интерес: сравнительно низкий уровень развития вызван о одной стороны процессом деградации,но, с другой стороны, в месхском фольклоре произошла консервация ситуации 300-400 литней давности; поэтому представллют двойной интерес уе явления,которые находят параллели не в соседних, а в охдаленных горских диалектах,отличавшихся сохранением многих архаичных явлений.Особенно интересна форма исполнения песен тремя хорами, что встречается только в 'Гушетии.

Рлятш 1У. Горная часть Западной Грузии.

1.Сванети. Вванети справедливо считается очагом ком-плокснорпараллельного типа иногоголос<ш;данный тип присутствует в Чолызикстве сванских песен.Кроме типа многоголосия,сванское песнетворчество выделяется большим удельным весом хороводов,дг^хорного исполнения,громким пением,глис-санди^овлнно" манерой звукоизвлечешш,частым соучастием а хорах иунчин и Еенщин/чличиеи л.и."сванского каданса" (тер-

иин Х.Аракелова): 1-УП-Л-УП-1 и т.д.

Эти и другие свойства выделяют сванский как отдельный музыкальный диалект.

12.Рача. Рачийокая песня объединяет свойства как за-падногругйнских,так и восточногрузинских песен - к этому заключении пришел Д.Аракишвили еце в начале века.Однако,по нашему мнении, была переоценена роль "восрочного слоя".Дело в том, что зафиксированные в Раче картлийские или ках-окие пески были приняты авторами за чисто рачийские.На самом деле,несмотря на то, что в рачийском песнетворчеотве существует не только картлийско-кахский,но и горно-восточно-грузинский слои - рачийский все яе западногрузинского типа. Особенно близск он к сванскому диалекту (видная роль комплексно-параллельного типа многоголосия,ооилие хороводов,существование счесанных хоров,схокесть мелодики,гармонии,ритма и т.д.).Однако преимущество трехдольных хороводных над двухдольными,наличие песен,содернащих частые модуляции (типа "Алило"),собственно-чисто рачийский репертуар,большее разнообразие музыкальных образов и канров - дает все основания дли выделения рачийского как отдельного диалекта.

В самом рачийском диалекте,принимая во внимание особенности исполнительской манеры (более близкой к сванской), репертуара (наличие неизвестных в других местностях видов песен - траурной генсяой трехголосной "Зруни:,,обрядово-трудовых пКоркели","Гугуни"),можно выделить горно-рачийское наречие.

З.Дедчу/ыи. Лнчхукская музыка до последних лет была плохо изучена.Большинство)! автором она считалась частью

- 12 -

рачийско-лсчхумского диалекта.Однако,благодаря добытому за последнее десятилетие О.Чидаавадзе и Р.Симоновой материалу, можно с полной ответственностью сказать, что леч-хунекий - это отдельный диалект.От рачийского его отли-чают:неньший удельный вес комплексно-параллельного типа многоголосия, более высокий уровень развития (чт- особенно наглядно проявляется в гармоническом языке), почти полной отсутствие трехдольности,медленных темпов,хороводов и, наоборот - ооилие песен коллективного труда.Лишь только этот перечень достаточен для отделения лечхумокого от рачийского.

Г.ПЙЧН У.Равнинная часть Западной Грузии...

Т.Имерети, Как рачийское.так и имерскоо песнотвор-чество считается объединяющим черты восточно - и западно. грузинских музыкальных диалектов.Это действительно так.Но при этом обязательно следует отметить, что в самой Имере-ти выделяются две части: Верхняя и Нижняя Ииерэти, и что в музыкальном отношении мы »'меси дело с двумя единицами. Пузика Нижней Имерети имеет очень много общего с гурийской и мегрельской музыкой; музыка ш Верхней Иыерети более близка к картлийскому наречив.В конечном счете эти две ■широкие единицы" больше всего близки друг к другу.Однако, по ьашему мнению, еще в недалекой прошлой (дане сто лет тому назад) разница была более ощутиноЙ.Так или иначе, определенные различия в репертуаре,манере исполнения, а отчасти и по уровню развития,дают основание квалифицировать нияне- и верхнеимерский как даа нарз-аяиаерского иу-зыкальнс-о диалекта.

2,Идмегрело. Мегрельское песнотворчество значительно роднитоп о гурийский и имьроким.хотя, по сложности музыкального языка уступает им.В мегрельских песнях редки диссонирующие кадансы,не культивируется мариеобразный ритм, видноо иасто саиииавт в репертуаре лирические песни,манера исполиашш нзеравнокно мягче,со своеобразными интонациями "сгона".Особой исахичьостьв наделены венские песни.Весьма популярен в могрольскок песнетпорчестве фригийский каданс, кохорнк здесь проврацаетон в стилистическую черту.

Мегрельский диалект обличает и обилие "новых" песен, созданиях в XIX и XX столетиях.Можно сказать,лишь в Самег-рело песня данного типа состязаются по эстешческой ценности о традиционным фольклором.Волг/кипе на интонациях старых песен, они гыдсляются хснгкиютивкоЛ структурой,рядои новых .'виразйтзлькщс срсдстз ,срхг/.;:алышм ¡шоызанемзнгом неродного струнного иисгрумепта чо.-хура к т.д.

},Гурия. Сложности цузикально.'-о язЪ:а гуркйсккй диалект стоит на первой мсс.-е.Гурийская песня - это ертана грузинской народной пови$опаи.Линеарное мшлепае здесь достигпог такого урэвш1,чго зизаилии 1-оьорлхь о грузинской полифонии, как об отдельной системе.Всэ то,чаи хар^ктври-ауэтея другие диалекты разнинной части Западной Грузя:», здзоь дано в болоо слоаноа и развитом зиде.

Особенностями гурийского диалекта,среди лроч:«,могло назватл:с.уа;остзо28иио окенчателько сфэрмирсзаБззгося функционального четырехголосия (в других диелзктах четвертый

голос часто представляет результат гетерофонного отвеавле-ния и не имеет строго выраженной функции),наличие специфического высокого голоса - криманчули,крайн& развитого баса (который часто начинает песню),сложнейшего гармонического языка,обилие секвентных и дисоонантных кадансов,форма исполнения песен терцетом,своеобразная "пиччикатная манера" ^ (Д.Аракишвили) исполнения,наделенная форшлагами,оссбым подчеркиванием диссонантных созвучий и т.д.

Глава У1. Юго-Западная Грузия.

1.Аджара. Аджарское песнетворчество наиболее близко к гурийскому,но гораздо менее развито.Оно как бы представляет тот этап,который для гурийского уже давно пройден.Большая часть аджарских песен двухголосны,часто встречаем образцы,наглядно показывающие процесс перехода с двухголосая на трехголосие.Несмотря на это,нельзя заключить,что аджарская музыка,бытующая в горах Юго-Западной Грузии,по уровню развития повторяет горские диалекты.На самом деле,по слог.ности музыкального языка, и особенно уровню полифонического мышления аджарские песни не то что находятся выше песен других горцев Грузии,но порой состязауются даже с мегрельским и имерским диалектами.

Другое дело, что наряду с высокоразвитым,в аджарском музыкальном фольклоре существуют и образцы самых ранних ступеней развития музыкального мышления - это и унисонное пение,и использование аккомпанементом разных действий выкриков (один из праобразов пения).

Особый интерес представляют аджарские женские песни. Наличие в них трехдольности (почти полностью отсутствующей

- 15 -

г- равнинных и лечхумском диалектах Западной Грузии),ведущая роль мелодии "Иавнан а также некоторые параллели в области репертуара роднит их с картлийско^кахским диалектом,

2.Кавч1ети.Почти все,что было сказано об аджарской музыке, иок'-о сказать и о шавшской.Единственное,что следует отметить о различии - это отсутствие в существующих малочисленных ыавшских запася« трехголосных песен и некоторые отличия в репертуаре. Эти различия дают основание для квалификации аднарс;сого и шавшского, как двух наречий адяаро-шавиского диалекта.

3.Лазети.Лазский лишь условно можно назвать диалоктом грузинской музыки, так как в нем довольно мало обнаружено схожих с другими диалектами элементов.

Исследование лазской музыки особенно затрудняет тот факт,что на нынешней территории Грузии осталась лишь одна лазская деревня - Сарли, Вся остальная территория Лазети ныне в п^делах Турции.

Существующие записи лазских песен - одноголосны. В некоторых из них чувствуется определенная близость с сольны-м.х песнями горновосточных диалектов.Есть также большое сходство ыекду лазским и аджарским вариантами песни "Власа", По утвервденшо информаторов> еще в 30-ых годах нашего столетия лазы пели многоголосные песни.

В Турции лазы играют на двухствольной тулуме (волынке), исполняя двухголосные произведения.

Эхо все,что нам известно о лазской музыке.

- 16 -

Часть П.Взаимоотношение грузинских музыкальных диалектов«Роль взаимоотношения диалектов в установлении исторических процессов.

Установление взаимоотношения диалектов необходимо для представления полной картины грузинской народной музыки,оп- ■ ределения особенностей национального музыкального языка,установления механизмов возникновения диалектов, а также для установления исторических этапов развития национальной музыки и восстановления некоторых исторических процессов(ииг-рации,ассимиляции и др.)

Самое ощутимое различие ыеаду диалектами чувствуется при сравнении диалектов Западной и Восточной Грузии.Разница особенно наглядна в ведущих типах многоголосия - бурдон-ного в Восточной,комплесно-параллельного и полифонического - в Западной Грузии,хотя все типы существуют в обоих ареалах.

л

В пределах диалектных ареолов более о пунша разница ' в уровне развития.Как правило,меньше развиты горские диалекты.Большая изолированность и вытекающая из этой изоляции консервация многих элементов социально-экономических отношений и культуры.слособствовали сохранению в этих диалектах признаков архаики.По уровню развития диалекть/ . Восточной Грузии можно представить следующей восходяцсТ линией:хевсурский,туаский,пиавский,гудамакарский,месхский, кохево-цтиульский,картлийско-кахский (юнногрузинский диалект - месхский,как уже отмечалось,восточногруз..нского типа). В Западной Грузии восходящая линиг таковагсванский, рачийский,лечхуиский,адгаро-шавшский,мегрельский,имерский и гурийский.

- ш —

Кроив сравнительно низкого уровня развития,горский диалектам свойственна строгая,громкая,часто-глиссандиро-ванная манера исполнения.Вообще по уровни развития,по исполнительской манере и некоторым другим параметрам грузинские музыкальные диалекты можно делить не на западный и восточный, а на горный и равнинный ареолы.

Несмотря на то, что между диалектными ареалами существуют серьезные различия (особенно отдалены друг от друга высокоразвитые диалекты), все-таки приходится говорить о большем сходстве.Наиболее важным представляется единство .принципов мышления. Все без исключения грузинские диалекты объединяет стремление к многоголосии (строго функциональному), использование одних и тех же типов многоголосия, единый гармонический язык,единая ладовая основа,монотони-кальность и,следовательно,существование аккордов "свободного строя" (Е.Чохонелидзе), одинаковые названия участвующих в песне голосов,идетичность жанров применение одинаковых глоссолалия и многое другое, Если учесть, что в народной музыке процесс дифференциации протекает гораздо быстрее нежели процесс интеграции, - можно лишний раз заключить (предположен!"« об этом высказывались еще в XIX веке),что все грузинские музыкальные диалекты исходят из одного и того-же музыкального праязыка.

Что же способствует возникновению диалектов? Среди факторов(способствующих этому процессу,следует назвать И' :орико-политический,этнический,природный и собственно музыкальный. Например,на формирование облика месхского диалект: особенно сильно повлияла - нахождение в течение

веков под игои инородних завоевателей - т.еъ "сработал" историко-политический фактор,Другой - этглческий фактор повлиял на интеграции верхне- и нижнеимерского наречий, сыграло роль этническое самосознание.Большое значение для формирования психики,темперамента и соответственно - музыки, имеют природные и климатические условия} следовательно,существует разница в музыке людей,проливающих в разных природных и климатических условиях (Д.Аракишвили,З.Кака-бадзе).Но самый главный - это все же собственно музыкальный фактор.В музыке изначально заложен импульс развития} ведущая роль в воплощении этого импульса принадлежит личности, его творческому чутью и таланту,Индивидуальности, наделенные талантом импровизации,интуитивного нахождения новых выразительных средств,развивали музыкальное мышление} чем больше появлялось музыкальных ресурсов,тем больше отличались находки народных гениев в разных местностях бытования национального музыкального языка; при этом частота появления этих гениев и условия расцвета юс дарования за-висили от самых разных социальных,религиозных,политических,природных и других условий.Поэтому внедрение в музыкальную практику новшеств проходило разными темпами в отдельных местностях, что также способствовало появлению диалектных различий.

Изучение взаимоотношения диалектов цдает возможность проследить за некоторыми вехами развития грузинской народной музыки.Основной признак, характеризующий грузинское пес-нетЕ'рчество - это многоголосие.Существуют две точки зрения относительно возникновения грузинского многоголосия.

Согласно первой - грузинское многоголосие - явление стадиальное,т.е. результат развития«-- .ч-Лдноголосия (Д.Ара-кишвили,Е.Чохонелидзе).Согласно второй - изначальное (И.Иордания)^ самых разных диалектах существует традиция унисонного пения} существуем также множество образцов,указываю-щих на переход с одноголосия к двухголосна (имеется в виду функциональное, а не гетерофонное двухголоснасам 8а себя говорит также древний народный термин "бани"обозначающий одновременно басовый голос и сопровождение.Думается,народ не придал бы аначание сопровождения изначальному явлению.Поэтому,по нашему мнению,грузинское многоголосие исходит из одноголосия и представляет собой явление стадиональное. Возникновению многоголосия способствовало с одной стороны появление протяжного тона в партии хора в конце мелодических фраа «листа {Г.Чхиквадзе,Е.Чохонелидзе), а с другой стороны - наложение партий солиста и хора в реслонсоркых песнях. г4

В развитии гармонического языка грузинских народных песен огромное значение имело возникновение ¿'П ступени в басу. Предпосылкой атому явлению справедливо считается чоо-пииятие интервала секунды как диссонанса при сочетании I и П ступеней в ызлодии и в баоу, в результате чего,для снятия напряжения бао спускается с I на Л1 ступень (Е.Чохонелидзе). Но аналиэ разных диалектов выявляет еще один путь возникновения УП ступени в басу: в ьелогдях некоторых одноголосных пе^ен, в силу ладовой переменности,сосуществуют два ладовых центра,расположенных на расстоянии секунда, что при повторении воспринимается как УП и I ступени.Посла

- 20

появления бурдонного басового, голоса,который поначалу звучит лишь в кадансах,эти УП и I ступени уже приобретают гармоническую функцию. Два пути возникновения УП ступени способствовали появлению двух соответствующих гармонических формул :1-УП-1 и УП-1,Последняя формула сыграла видную роль в осложнении гармонического языка и,по нашему мнении,кроме всего прочего,стала опорной точкой для развития сложного модулирующего квартового каданса.Появлению гармонии У1 ступени также способствовали как диссонант-носгь интервала секунда, так и наложение партий солиста и хора в респонсорных песнях ( в мелодии хора уже была представлена "готовая" У1 ступень).

Наблюдение над музыкальными диалектами показывает, что в развитии грузинской музыки огромную роль сыграло усложнение структуры,Эта тенденция чувствуется и в пределах одноголосия, но более заметна в условиях многоголосия.Чем больше развит тот или иНой диалект,чем больше располагает он готовыми нелодико-интонационными и гармоническими формулами, - тем больше возможностей для построения новых "музыкальных зданий" талантливыми исполнителями. В работе рассмотрены этапы создания картлийско-кахской песни "Гогов, гогов шавтвала",гурийской "Хасанбегура" и имерской "Чемо натлидедао",за счет упрощения стругтуры установлен пр: 1-лизительный архетип кахского "Чакруло", который в результате по своему строению почти повторяет пссню "Лилэ",такого отдаленного от кахского диалекта,каким являе.ся сванский.

Могло сказать, что усложнение структуры было одной

из значительных предпосылок для развития музыкального языка.Структура усложнялась постепенно,новые песни возникали из интонации старых, в позднее сформировавшихся жанрах насаждались интонации древне{'лшх: жанров,происходило сплетение этих древнейлих и простейших (вплоть до секундовых) интонаций в ьиде разных комбинаций,песни росли по масштабу, обогищалиоь новыми построениями,гармоническим языком.мелоди-ко-интонационнымл формулами,зарождалась модуляция.Отдельные псони настолько выросли и усложнились, что можно говорить не столько об их формах,сколько о драматургии.

Взаиаоотнодекке дкалоктов порой кожат указывать на те или иные событкя в хиэхи народа, в том числе и миграционные процессы (Д.Аракишвилк), что в случае надобности можно использовать для правзрки положений других дисциплин, в том число и историографии, а гакие для выдвижения научных гипотез.

Например,аджаро-иазшские параллели с восточногру-аииокиим диалогами подтверждают сведения о переселении * восточяогрузинеких племен на территорию Западной и Юго-Западной Грузии в Ш—11 вв. до н.э.,а завам - в УШ в. Особая близость верхнеимерского наречия с картлийским должна быть вызвана не только географической близостью,сколько единством этих двух территориальных единиц в разных эпохах истории Грузии: Верхняя Имерети входила в восточногру-зинское политическое объединение еще в Шв.до н.э.,такая же оитуация была в У1в.,а порой и в позднем средневековье. То, что сванский диалект несравненно более развит,нежели другие горские диалекты (хотя бы хевсурский,пшавский,туш-ски:: ),подтверад. тт существующее в историографии и языкознании предположение, что Сванетк в историческом прослои

зашмада кргае сегодняшней и обширную ранинную территории Западной Грузии (И.Днавахишаили) и,тем самым, сваыкий джыест никогда представлял равнинный диалект.

В заключении подытоживаются результаты исследования: I.Музыкальней диалект - ъчо ответвление национального ыуомгодышго 4сльклора, он распространен на определенной террнтерн;;, ь среде той ►ли иной этнической группы л характеризуется комплексом стилистических свойств.

2.3 процессе установления и классификации музыкальных длалел'хов могут использоваться музыкальный,этнический и лотор/ло-пелитический принципы.¿едущдио роль должен играть собственно музыкальный принцип,остальные ш г.ред-отамяит з^оиогатояьные средства и используются лишь при леойсздшо'згп.иод собственно музыкальным принципом понимается совокупность музыкальных признаков, в тон число ггосподс-.Бувцкй тип многоголосия,уровень развития,гар-аоп.;я ( в узком понимании),лад,аккордика,кадансы,мелоди-Ка,интоноЦйС|К1аэ формулы,швтр,ритм,темп,формы исполнения, структура,какера исполнения,ааиры,репертуар,словесный текст.Среди данных признаков лишь господствующий тип многоголосия и уровень развития могут отдельно стать критерием установления дчалектр; остачыше призиа;{й следует применять в говокупнозтн.^о отдельности они могут стать предпосылкой лишь для установления наречия.

Наречие - это часть диалекта,распространенная на меньшей территории.

3.Грузинские музыкальные диалекты группируются сле-

д.у:оакц образов: а) Горсххз дгалекгк Восточно;! Грузии:хевсурокяй, па^-ск:С5т;-еск«й,1:ох' .^о-атиульский (ыоховскаа и мтяульекпм нар*?-

- 23 -

чиями),гудамакарский;

б) Равнинный диалект Восточной Грузии: картлийско-кахский (картлийским и кахским наречиями); в Южногрузинский дИалекг: месхский; у)Горскио диалекты Западной Грузии: сванокий,рачинский (о горнорачийскиы наречием),леч-умский;

д) Ралнкнные диалекты Западной Грузии: имерский(верхне-и шшшимерскиы наречиями),мегрельский,гурийский;

е) Диалекты Юго-Западной Грузии: аджаро-шавшский (аджарским и шавшским наречиями),лазский.

^.Возникновению музыкального диалекта способствуют как собственно музыкальный,так и историко-политический,этнический и природный факторы.Под собственно музыкальным фактором подразумевается изначально заложенный в музыке импульо развития, в воплощении которого ведущая роль принадлежит личности,его творческому чутью и таланту.

5.Грузинское шюгоголооив возникло в недрах одноголосия. Следовательно, оно - явление стадиальное.За этапом одноголосия следует этап двухголосия, а затеи - трехголосия. Хотя в груэинокой народной музыке и существуют четырехголосные песни, но подавляющее большинство песен трехголосны,потому что грузинский музыкально-эстетический идеал воплотился именно в трехголосии.

¿.Развитие грузинского народного песнетворчества протекало под знаком усложнения музыкального языка.Особую роль сыграло усложнение структуры песен,

7.В разных музыкальных диалектах отражены явления самой глубокой древности.Изучение взаимоотноиения диалектов дает возможность ¿оосоздать карти :ы исторического прозлого.

Основные положения дисоертации нашли отражение в следующих публикациях»

1.К вопросу об единых истоках одной части западно- в восточно-грузинских песен. - Тезисы докладов научной конференции ТГК. Тб.,1982 (на груз.яз),оЛ-2.

2.Многоголосие в Картли на сегодняшней этапе.- Сб.йВопросы народного многоголосия".-Тб.,1985 (на русск.яз,),с.33-35

3.Размышления об исполнительстве грузинских народных песен (об исполнительской манере),-яурн."Сабчота Хеловнеба",1985, №1 (на груз.яз. ),с.72-83 (1п.л.)

4.0 взаимоотношении кархлийско-кахетинских и имеретинских песен. - Тезисы докладов ХХУ научной конференции Координационного совета фольклора при АН Грузии.-Тб.,198б (на груз.яз.) с.50-52.

5.0 взаимоотношении аджаро-шавшского,гурийского и сванского диалектов грузинской народней музыки.-Тезисы докладов II научной конференции Союза Композиторов Грузии и ТГК "Вопросы народного многоголосия".-Боржоми,1986 (на русск.яз.),с.38-39

6.Для установления некоторых грузинских диалектов.-нурн. "Сабчота Хеловнеба" К°б (на груз.яз.),с91-96 (0,5 п.л.)

7.Взаимоотношение хевсурского,пшавскогО и тушинского музыкальных диалектов.- Тезисы докладов ХХУП научной конференции Координационного совета фольклора при АН Грузии.-То., 1988 (на груз.яз.),с.43-44.

8.Еще раз об адз:.аро-шавшском музыкальном диалекте.-журн. "Сабчота Хеловнеба" 1988 (на груз.яз. ),с.36-42 (0,5 п.л.)

Э.Виды импровизации в грузинских народных песнях. - Сб.нэуч. трудов ТГК "Вопросы полифонии грузинской иузыки"-Тб.,1938, (на груз.яз.с.62-76 (0,6 п.л.)