автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношения

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Караканидзе, Эдишер Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношения"

с ь

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ. ГРУЗИНСКОЙ ССР

ГР>ЗИ1ЮКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ¡1 ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И1АЕ1Ш JOTA РУС ГА Bh'ЛИ

На правах рукописи

ГАРАКАНИДЗК Эдишер Георгиевич

ГРУЗИНСКИЙ МУЗиШЬКПВ ДИАШЛ'Ы И ИХ ВЗАИМООТНОИМИЕ

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искуоство

АВТОРЕФЕРАТ дисоертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Т а И Л и О И 1990г.

Рабою выполнена на кафедре грузинского народного музыкального творчества Тбилисской государственной Консерватории им.В.Сарадиишвилч,

НаучниЛ руководитель - доктор искусствоведения,профессор

Г.З.ЧХИКВАДЗЕ

Научний коноультант - и.о.доцента Е.Д.Ч0Х0НШДЗЕ Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

Н.М.иАЙСУРАДЗВ

кандидат искусствоведения,доцент И.Д.ШШТИ

Ведущая организация - Тбилисский государственный университет им.И..Диавпхишвили

Зещита состоится в 4Г* ч. на заседа-

нии Специализированного совета К 092.05,01 по присуждении ученой степени кандидата искусствоведения в Грузинской государственном театральной институте имени Шота Руставели (ЗВ0008,г.Тбилиси, пр.Руставели,19).

С диссертацией ыо;..но ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан ох.ТД 1990г.

УченыЦ секретарь Специализированного совета, кандидат искусствоведения

/доц. и. Г.КАЛАНДАРИШВ^и;

- з -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Грузинская народная |узыка своим многообразием, сложностью форм вокального мно-•оголосия,высоким уровнем полифонического мышления привле-саат внимание как советских, так и зарубежных специалистов.

течением времени интерес к ней все возрастает.Поэтому юееторонное изучение грузинского народного музыкального творчества является весьма актуальный.

"Грузинская народная музыка" - понятие собирательное :ак как оно представляет собой совокупность музыкальных диа-[ектов.Следовательно, исследовании всех музыкальных диалек-:ов мо*но придать значение изучения грузинской народной музы-си вообще,Полноценное изучение диалектов невозможно без их гочной классификации.Установление и классификация музыкальных (иалактов должно опираться на определенные принципы,од^нако-ю употребляемые по отношению ко всем региональный стилям, 1ринцилы и признаки установления и классификации музыкальных ;иалектов в грузинском музыкознании до сих лор не были оправлены нухныа образом,что подчеркивает актуальность исоле-;уемой темы.

Исследователи музыки письменной традиции,устанавливая »гапы ее развития,опираются.как правило, на письменные источники. Исследователи не музыки устной традиции такой воз-юкности не имеют; восстанавливая историческую картину тыся-?елетней, а зачастую большей давности, они вынуждены строить разные гипотезы,опираясь на данные смежных наук - этнографии археологии, историографии и т.д. Но самую значительную

- - Ч - ■

услугу может оказать музыкальная диалектология: музыкальные диалекты всегда содержат элементы,отражающие разные этапы развития музыкального мышления: анализируя диалекты рдновреиешю, в совокупности,появляется возможность проследить лроцесо исторического развития народной музыки, что еще раз подчеркивает значение исследования грузинских музыкальных диале*:тов.

Целью исследования является определение основных принципов и признаков установления л классификации музыкальных диалектов, ус«ановление~и-классификация-трузинских-музыкал ь-ных диалоктов, выявление факторов,способствующих процессу дифференциации единого музыкального языка и формированию региональных стилей, на ос;:ове сопоставления разных диалек-Ю-квалифицироЕакие грузинского многоголосия,как явления стадиального или кестадиальжн'о; определение путей развития грузинского музыкального языка;сопостовление данных музыкальной диалектологии0 данными смежных наук.

Научная новизна и практическое значение работы состоят в (¡ом, что она является первой попыткой классификации грузинских музыкальных диалектов на основе обширного материала, в том числе и новейшего.добытого автором во время полевых экспедиций и котированного иьке.Использование неизвестного до сих лор кузккального материала, а также употребление в виде критериев установления и нл8сси$,п(ацил музыкальных диалектов обширного спектра сосгаькых элеыекюг музыкального языка,позволила получить новую,отличакпуася от прекних, картину классификации; впервые отдельной группой выделены диалекты Юго-Западной Грузик, гынвлеки некоторое

- 5: -

тречия (составные части диалектов), неизвестные в аузыналь-юй диалектологии.

Впервые в качества отличительных признаков диалекта федлонены такие параметры, как уровень развития,репертуар, :еип исполнзния; большее,чем когда-либо, значение . придается штру и манере исполнения} одним из важных факторов анализа тродных музыкальных произведений выступает слуховое вос-фиятие.

Также впервые показаны.; некоторые отдельные этапы раз-1ития грузинского народного песнетворчеотва посредством фисталлизации зву.:оряда,использования ладогарыонических твоеваний одноголосия в сфере многоголосия,усложнения струк-;уры и т.д.

Результаты исследования могут быть попользованы музыко-1едами,этнографами,историками,филологами, а также в учебном :урсе Тбилисской государственной консерватории и музыкальных 'чилищ Грузии "Грузинское народное музыкальное творчество".

Методологическая база исследования. Работа опирается на :оиплексно-интенсивныЙ метод анализа, а во второй части, з [елях решения поставленных задач,использувтоя такие сравни-юльно-исторический метод.

Апробация работы.Диссертации прошла опробацию на кафед-1ах Грузинского народного музыкального творчества й Чотории гузыки Тбилисской государственной консерватории ии.В.Сарад-ютгаили.Основные положения диссертации опубликованы в виде ¡татей,материалов и рвзисов научных конференций (всего 10 [убликаций).

Структура работы.Диссертация с<-отоит иа введекия,дву:' [астей (первая часть содержит шесть глав) и заключгчия. К [ей приложены образцы грузинских народных песен, узыкал^ао-

- 5 а -

диалектологическая карта Грузии,список использованной литературы и сборников песен.

ОСНОВНОЕ СОДЕРМНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности избранной темы и представлен обзор научной литературы} излагается общая могодологическая база исследования, показано творческое 1! практическое значение результатов работы.

Здсс5 «е дано определение музыкального диалекта как_____

ответвления национального музыкального фольклора.Диалект распространен на определенной территории, в среде той или иной этнической группы я характеризуется комплексом стилистических свойств.

Представлены принципы установления диалектов:историко-политнчоски,этнический и собственно нуяыкшгькый.Под последним подразумеваются:господствупций тип многоголосия»уровень развития,гармония (в узком понимании), лв.д,аккордита,кадансы ,мелодика,интонационные формулы,а»тр, ритч,темп,формы исполнения,структура,манера исполнения,занры,репертуар,словесный текст.Из этих признаков наиболее важными представляются тип иногсгслосия я уровень развития.Отличие же,например, в области исполнительской н&иеры или репертуара недостаточно для выделения отдельного д'и.электв,хотя может стать'поводом для разделения одного дкалекта на два наречия.

Во введении приводится одна оговорка: при рассмотрении отдельных диалектов принимается во внимание традиционный фольклор, так как городская или церковная музыка - это отдельные сфорк исследования; кроие того,по принятой в грузинской ыуг»ы.созкаики тредкщя',диалекты усхбназяия&гося 45 ¡пас-

- 6 -

ифицируитоя на основе песенного творчества,поскольку ин-трументальная музыка з грузинском музыкальной фольклора грает гораздо меньшую роль и вместе с тем слабо изучена.

Часть 1Р0бзор региональных стилей и установление диа-актов".включает в себя шость глав. В каждой из них рао-ютрвна музыка отдельных групп территориальных единиц -годков Грузии; на основе иитонационного анализа устанав-кваются диалекты и наречия грузинской народней музыки.

Глава I.Горная часть Восточной Грузии 1.Хевоурети.Музыка Хевлурэти отличается ойилием ар-шческих признаков,свойственных ранним этапам развития иу-¿кального мышления.К этим признаком относятся высотно-ин-шационная неопределенность звуков,тяжелая манера исполне-1я,близкая к возбужденной речи,чвстиэ использование непол-IX звукорядов»нисходящая с вершины источника мелодия и *.д. ¡обеыно характерны для хевсурских песан нисходя шю,манотон-) повторяющиеся двухтактовые иелодии.Это ни что иное,как )евнейшая традиция напевания стихов.

В Хевсурети особо популярны сольные песни, в разное >емя здесь зафиксированы и образцы хорового унисона.что юйственно не для всех уголков Грузии и что мы считаем пе-гаоткои отдаленных эпох в грузинской народной музыке.

Несмотря на сходство с песенным творчеством других в особенности - соседних) провинций Грузии,наличие большого 1личества признаков архаики и ряд других свойств выделяег 'воурскую музыку отдельным диалектом грузинской народной •зыки.

2,Пшави . Пшавокая музыка наиболее близка к хевсурской.Однако, в пшавских песнях запечатлен более высокий уровень раавития музыкального мышления ,зв„коряды отличаются большей интонационной ясностью,манера исполнения более мягкая, мелодии характеризуются большей эластичностью,певучестью,вместо гдиссавдированши нисходящих ходов появляются вспомогательные звуки,мелизматика. В Вшавском музыкальном обиходе менее популярны сольные песни;8десь доминирует двухголосна; кителям Пиави чужда унисонная форма исполнения.

Следует отметить и наличие т.н. "пшавского лада" (фригийский лад с высокой шестой ступенью) с характерной нисходящей интонацией увеличенной квинты 1г-б£»1-бед8«г*хйрахт«за-кой «ифндвяваи здузггаю ¡.ак в "пшавском" ,так и фригийском ладу. Весьма характерш для пшавских песен и "дополнительные построения"(гак мы именуем однострочные напевы,состоящие вместо одного из двух или Солее нисходящих мелодйче«-ких золи,заканчивающихся на тонике).

Исходя из всего вышесказанного,музыка Пшави представляет Отдельный диалект грузинской народной музыки.

3.Туиети» Еще яснее вопрос с туиским диалектом,который раньше воох обособился от горно-восточкоИ музыкальной общности в качестве отдельной единицы (Н.Майсурадзе).

В тушском песнетворчостве выделяются два слоя,именуемые песнями "старой и новой формации"(Ш.Асланишвили). Песни старой формации исключительно одноголосны: Довольно часто встречается унисонное исполнение.С другой стороны,одноголосные тушские песни часто гораздо более развиты,чем - хев-сурскае.Созвала» татсого впечатления способсгвует мягкая из-

нера исполнения,кристаллизованный.звукоряд, а такие ряд интонаций,указывающим на более высокий уровень мелодичео-кого развития - изобилие нисходящих оеквонций,наличие мелодического предима, восходящий сакунлэвий ход о квартового на квинтовый звук лада о ритиичеокии подчеркиванием, последнего.

Ряд тушоких песен старой формации имеют предпосылки многоголосия. (Ш,Асланишвили,Е.Чохонелидзе,М.Иашв.1Ли).

Песни новой формации многоголосны,Появление многоголосия - зю, с одной стороны,логический итог развития песен старой формации, а с другой стороны - результат реакого усиления контактов меаду тушами и аителяии равнинной части Грузии,особенно - Кахети. Сегодня туоокие песни новой формации весьма популярны по всей Грузии.

^.Хеви. Музыка Хеви.представляет собой своеобразное промежуточное звено между горными и равнинными диалектами грузинской народной музыки.Мохевские песни (наряду о мтиуль-скишО дают возможность проследить процзоо формирования некоторых видов картлийско-кгчских песен из хевсурских,пшав-ских или мохевских и мтиульских прототипов»

От песнетворчества Хевсурети,Пшави и Тушети мохевское песнетворчество отличается в первую очередь более развитым гармоническим языком и наличием трехголосия.

Следует отметить своеобразный грузино-европейский слой в «охевской нузыке - праобраз грузинских городск»!х песен западной ветв4. По нашему мнении,этот стиль возник в начале XIX века в результате синтеза грузинской и русокой музыки.

- э -

Еще одна характерная черта мохевского песнетворчества - наличие комплексно-параллельного типа многоголосия,хотя этот тип не проявляется здесь о такой рельефностью, о какой в ованоких песнях.

Манера исполнения мохевцев отличается резкостью,громкостью и частыиглиссиндированием.

5.Мгиулеги. Какого-либо существенного различия между лохевоким и мтиульским песнетворчеством не существует.В мтиульском отсутствует грузино-европейский слой,манера исполнения болев мягкая, есть некоторые отличия в репертуаре. В целен эти различия недостаточны для разделения музыки этих соседних провинций на два диалекта,но вполне достаточны для разделения на два наречия.

Таким образом,мохевскик и итиульский являются двумя наречиями единого мохево-мтиульского музыкального диалекта.

6.Гудамакари. Музыка Гудаыакари занимаит промежуточное место мевду хевсурским и пшавским с одной стороны и мохево-ытиульскиы диалектами с другой. По гармоническому развитию гудамакарекзе песни отстелг оз? мохево-мтиульских, но стоя! выше хевсурских и пшавских (Н.Майсурадзе).Вообще, в гудамакарском диалекте налицо несколько слоев - хевсур-ский,шлавский и мохево-мтиульский. Несмотря на то, что какого-либо особого свойства гудамакарские песни не имегот,-явное наличие разных слоев и отличие в уровне развития от всех соседних диалектов выделяв! гудамакарский как отдельный диалектах.

Музыка равнинной части Восточной Грузии представляет картлийско-кахский диалект,который делится на картлш';ский и.кахский наречия.

Глаза Щ4Юяиая Грузия /

1.Ыесхети.Ыеохский музыкальный фольклор в основной сточно-грузинского типа» наиболее близок он к картлий-ому наречию.Но неблагоприятная политическая и демогра-чеокап ситуация, в которой оказалась эта провинция Гру-и в последние три-четыре отолетия,отрицательно помаяна народную музыку; особьино пострадало многоголооие. шь благодаря неустанному тоуду композитора В.Маградзе, алось зафиксировать многоголосные цвохокие песни.Поэму неудивительно, что меохское песнетворчество не достает высот картлййско-кахского диалекта,Однако меохская зыка представляет огромный научный интерес: сравнитель-ниакий уровень развитии вызван о одной стороны процес-м деградации,но, о другой сторона, в ыесхском фольклоре оизоала консервация ситуации 300-400 литней давности; этому представляют двойной интерес ре явления,которые ходят параллели не в соседних, а в оад зленных горских алектах,отличавшихся сохранением многих архаичных явле-И.Особенно интересна форма исполнения песен тремя хора, что встречается только в Тушегии.

Глава П. Горная часть Западной Грузии.

1.Сванети. Вванети справедливо считается очагом кои-зкснорпараллельпого типа многоголосая{данный тип присут-зует в 1олызинстве сванских песен.Кроме типа многоголо-1,сванское песнетворчество выделяется большим удельным юн хороводов »дсхорного исполнения,грошпш пением,глис-щи^овлино" ыанер.о?! звукоизвлечения,частим соучастием 3 ¡ах иуячин я Еенщин,"1личкеи *.н."сванского каданса'1 (тер-

мин Х.Аракелова)! 1-УП-У1-УП-1 и т.д.

Зги и другие свойства выделяют сванский как отдельный музыкальный диалект.

12.Рача. Рачийскан песня объединяет свойства как за-падногругйнских,так и восточногрузинских песен - к этому заключению пришел Д.Аракишвили еще-в начале века.Однако,по нашему мнению, была переоценена роль "восточного слоя".Дело в юм, что зафиксированные в Раче картлийскив или ках-окие лески были приняты авторами за чисто рачийские.На самой деле,несмотря на то, что в рачийском песнетворчеотве существует не голько каргл1Шоко-кахский,но и горно-восточно-грузинский слои - рачийский все же западногрузинского типа. Особенно близок (111 к сванскому диалекту (видная роль коцп-лвксно-параллельного типа многоголосия,обилие хороводов,существование смешанных хоров,схожесть мелодики,гармонии,ритма и т.д.).Однако преимущество трехдольных хороводных над двухдольными,наличие песен,содеркащих частые модуляции (типа "Алило"),собственно-чисто рачийский репертуар,большее разнообразие музыкальных образов и жанров - дает все основания для выделения рачийского как отдельного диалекта.

В самом рачийском диалекте»принимая во внимание особенности исполнительской манеры (более близкой к сванской), репертуара (наличие неизвестных в других местностях видов песен - траурной венской трехголосной "Зруни:|,обрядово-трудовых "Коркш111,,,пГугуни"),иожно выделить горно-рачийское наречие.

З.Леичхг/ыя. Лнчхукская музыка до последних лет была плохо изучена.Большинством автором она считалась частью

— 12 -

рачийсгсо-лечхунского диалекта.Однако,благодаря добытому аа последнее десятилетие О.Чидкавадзе и Р.Симоновой материалу,можно о полной ответственностью сказать, что леч-хумский - зго отдельный диалект.От рачийского его отличают :мены!Шй удельный вес комплексно-параллельного типа мно-гоголосия,б'олве высокий уровень развития (чтг особенно наглядно проявляется в гармоническом языке), почти полное отсутствие трехдольности,медленных темпов,хороводов и, наоборот - ооилие песен коллективного труда.Лишь только этот перечень достаточен для отделения лечхумского от рачийского.

Глава У.Равнинная часть Западной Грузии.

1.Имерети. Как рачийское,так и имерское песнетвор-чество считается объздиняющим черты восточно - и западно-грузинских музыкальных диалектов.Это действительно так.Но яря этом обязательно следует отметить, что в отой Имере-тя выделяются две части: Верхняя и Нижняя ймерети, и что в музыкальном отношении мы имеем дело с двумя единицами. Иузыка Нижней ймерети имеет очень много общего с гурийской и мегрельской музыкой; музыка во Нервней Ймерети более близка к картлийскому наречию,В конечном счете эти две "имерские единицы" больше всего близки друг к другу.Однако,по нашему мнению, еще в недалеком прошлом (даже сто лет тому назад) разница была более ощутимой.Так или иначе, определенные различия в репертуаре,манере исполнения, а отчасти и по уровню развития,дают основание квалифицировать пиане- и верхнзимерский как два иаре,,и<> пиарского музыкального диалекта.

2,Вамегрело. Мегрельское песнотворчество значительно роднится о гурийским и иисреким,хотя, по сложности музыкального языка уступает им.В мегрельских песнях редки диссонирующие кадансы,не культивируется ыаршообразный ритм, видно о моею вашшавт в рапертуерз лирические песни,манера исполишш косравнокно мягче,со своеобразными интонациями "сгона".Особой псзтичьостьы наделены венские песни.Весьма популярен в мегрельскск пескетворчестве фригийский каданс, KOicnpiu; здесь проврог'сстсц в стил-.".стическун черту.

Иегрольскяй дкалекг о?личаег и обилие "новых" песен, соэданнкх в XIX и XX столетиях.Мохко сказать,ливь в Санег-рело поенн данного лила состязрптся по эстел!ческой ценноо-ти о традиционным фольклором.Возникико на анзонациях старш песен, оки выделяются ¿ямигаиамтивкой структурой,ркдоц яо-£ых выразктзлькш: срсдстз,ор2Г«:а1Ы:ыл азкоклакекзЕтом неродного струнного инструмента чо.-туря к т.д.

},Гурия. Сложности аузукальнсг-о язЪ:а гурийский диалект стоит на первом исс;е.Гурийская песня - oso ераина грузинской народной полифонии.Линеарное иыалениэ здесь достигав? такого урошш,чао аозаидио говорл;ь о грузинской полифонии, как об отдельной сасгпкв.Веэ го.чоа xapáK.rapH-аузтея другие диалектыравнинной ч&аги 8аяадной'Грузя;*, адаоь дано в белое слозноа и развитом виде.

Особенностями гурийского диалекта,среди яроч:1х,мозяо назвать¿оуцеотзозваио окончательно сфорннрозавазгося функционального' четырехголосия (з других диалектах четвертый

- -

голос часто представляет результат гетерофонного отвезвле-ния и не имеет строго выраженной функции),наличие специфического высокого голоса - криманчули,крайне1 развитого баса (который часто начинает песню),сложнейшего гармонического языка,обилие секвентных и дисоонантных кадансов,форма исполнения песен терцетом,своеобразная "пиччикатиая манера" СД.Аракишвили) исполнения,наделенная форшлагами,оссбым подчеркиванием диссонантных созвучий и т.д.

Глава У1. Юго-Западная Грузия.

ЬАдаара. Аджарское песнетворчество наиболее близко к гурийскому,но гораздо менее развито.Оно как бы представляет тот этап,который для гурийского уже давно пройден.Большая часть адкарских песен двухголосны,часто встречаем образ-щ^наглядно показывающие процесс перехода с двухголоскя на трехголосие.Несмотря на это,нельзя заключить,что аднарская музыка,бытующая в горах Юго-Западной Грузии,по уровню раз-тития повторяет горские диалекты.На самом деле,по сложности музыкального языка, и особенно уровню полифонического мышления аджарские песни не то что находятся выше песен других горцев Грузии,но порой состязауются даже с мегрельским и имерскии диалектами.

Другое дело, что наряду с высокоразвиты,в аджарском музыкальном фольклоре существуют и образцы самых ранних ступеней развития музыкального мышления - это и унисонное пение,и использование аккомпанементом разных действий выкриков (один из праобразов пения). .

Особый интерес представляй! аджарские женские песни. Наличие в них трехдольности (почти полностью отсутствующей

- 15 -

в равнинных и лечхумском диалектах Западной Грузии),ведущая роль мелодии "йавнан 'а также некоторые параллели в области репертуара роднит их с картлийско*кахским диалектом.

¿.Шавшети.Почти все,что было сказано об аджарской музыке, мои'-э сказать и о шавшской.Единственное,что следует отметить о различии - это отсутствие в существующих малочисленных иаяшских записям трехголосных песен и некоторые отличия в репертуаре. Эти различия дают основание для квалификации адяарского и шавшского, как двух наречий ад наро-шавиского диалекта,

З.Лазети.Лазский лишь условно можно назвать диалектом грузинской музыки, так как в нем довольно мало обнаружено схожих с другими диаликтами элементов.

Исследование лазской музыки особенно затрудняет тот факт,что на нынешней территории Грузии осталась лишь одна лазская деревня - Сарпи» Вся остальная территория Лазети ныне в пределах Турции.

Существующие записи лазских песен - одноголосны. В некоторых из них чувствуется определенная близость с сольными песнями горновосточных диалектов.Есть также большое сходство меаду лазским и аджарским вариантами песни "Злеса". По утверждению информаторов, еще в ЗО-ых годах нашего столетия лазы пели многоголосные песни.

В Турции лазы играют на двухствольном тулуме (волынке), исполняя двухголосные произведения.

Это все,что нам известно о лазской музыке.

- 16 -

Часть П.Взаимоотношение грузинских музыкальных диалектов.Роль взаимоотношения диалектов в установлении исторических процессов.

Установление взаииоотношения диалектов необходимо для представления полной картины грузинской народной музыки,оп- • рвделения особенностей национального музыкального языка,установления механизмов возникновения диалектов, а также для установления исторических этапов развития национальной му-' зыки и восстановления некоторых исторических процессовфшг-рации,ассимиляции и др.)

Самое ощутимое различие, между диалектами чувствуется при сравнении диалектов Западной й Восточной Грузии.Разница особенно наглядна в ведуцих типах многоголосия - бурдон-ного в Восточной,комплесно-параллельного и полифонического - в Западной Грузии,хотя вое-типы существуют в обоих ареалах.

В пределах диалектных ареолов более онутима разница " в уровне развития.Как правило,меньше развиты горские диалекты.Большая изолированность и вытекающая из этой изоляции консервация многих элементов социально-экономических отношений и культуры,способствовали сохранен™ в этих диалектах признаков архаики.По уровни развития диалекта . Восточной Грузии можно представить следующей восходяцсТ линией:хевсурскйй,туаский,пшавский,гудамакарский,месхский, ыохево-мтиульский,картлийско-кахский (анногруэинский диалект - месхский,как уже отмечалось,восточногруз».нского типа). В Западной Грузии восходящая линиг такова:сванский, рачийский,лечхумский,адгаро-шавшский,мегрельский,имерокий и гурийский.

Ктнгые сравнительно низкого уровня развития,горским диалектам свойственна строгая,громкая,часто-глиссандиро-ванлая манера исполнения.Вообще по уровню развития,по исполнительской манере и некоторым другим параметрам грузинские музыкальные диалекты можно делить не на западный и восточный, а на горный и равнинный ареалы.

Несмотря на ю, что между диалектными ареалами существуют серьезные различия (особенно отдалены друг от друга высокоразвитые диалекты), все-таки приходится говорить о большем сходства.Наиболее важным представляется единство .принципов ыышления. Все боз исключения грузинские диалекты объединяет стремление к многоголосию (строго функциональному),использование одних и тех ке типов многоголосия, единый гармонический язык,единая ладовая основа,монотони-кальность и,следовательно,существование аккордов "свободного строя" (Е.Чохонелидзо),одинаковые названия участвующих в песне голосов,идентичность жанров,применение одинаковых глоссолалии и многое другое. Если учесть, что в народной музыке процесс дифференциации протекает гораздо быстрее нетели процессинтеграции, - моашо лишний раз заключить (предположения об этой высказывались еще в XIX веке),что все грузинские музыкальные диалекты исходят из одного и лого-аа музыкального праязыка.

Чхо «о способствует возникновению диалектов? Среди факторов,способствующие этому процессу,следует назвать и; ?орико-политический,этнический,природный и собственно музыкальный. Например,на формирование облика ыесхского диалект.' особенно сильно повлияла - нахождение в течение

веков под игом инородних завоевателей - т.л "сработал" историко-политический фактор.Другой - этгчческий фактор повлиял на интеграции верхне- и нижнеимерского наречий, сыграло роль этническое самосознание.Большое значение для формирования психики,темперамента и соответственно - музыки,имеют природные и климатические условия} следовательно,существует разница в- музыке людей,пропивающих в разных природных и климатических условиях (Д.Аракишвили,З.Кака-бадзе).Но самый главный - это все же собственно музыкальный фактор.В музыке изначально заложен импульс развития} ведущая роль в воплощении этого импульса принадлежит личности, его творческому чутью и таланту.Индивидуальности, наделенные талантом импровизации,интуитивного нахождения новых выразительных средств,развивали музыкальное мышление; чем больше появлялась музыкальных ресурсов,тем боль-ле отличались находки народных гениев в разных местностях Зытования национального музыкального языка; при этом частота появления этих гениев и условия расцвета их дарования за-зисили от самых разных социальных,религиозных,политических,природных и других условий.Поэтому внедрение в музыкальную практику новшеств проходило разными темпами в отдельных местностях, что также способствовало появлению зиалектных различий.

Изучение взаимоотношения диалектов ¡лает возможность троследить за некоторыми вехами развития грузинской карод-шй музыки.Основной признак, характеризующий грузинское пес-1етЕ"рчество - это многоголосие.Существуют две точки зре-шя относительно возникновения грузинского многоголосия.

Согласно первой - грузинское многоголосие - явление стадиальное,г.е. результат развития г ~ ^ Одноголосия (Д.Ара-кишвили,Е.Чохонелидзе).Согласно второй - изначальное (И.Кор-дания),В самых разных диалектах существует традиция унисонного ления| сущеотвуе? также множество образцов,указывающих на переход с одноголосия к двухголосны (имеется в виду функциональное, а не гетерофонное двухголосие)| сам ва себя говорит также древний народный термин "бани",обозначающий одновременно басовый голос и сопровождение.Думается,народ не придал бы значение сопровождения изначальному явлению.Поэтому,по нашему мнению,грузинское многоголосие исходит из одноголосия я представляет собой явление стадиональное. Возникновению многоголосия способствовало с одной стороны появление протяжного тона в партии хора в конце мелодических фраз со ;иста (Г.Чхиквадзе.Е.Чохонелидзе), а о другой стороны - наложение партий солиста и хора в респонсорных песнях.

В развитии гармонического яаыка грузинских народных песен огромное значение имело возникновение УП ступени в басу. Предпосылкой этому явлению справедливо считается чос-пшягие интервала секунды как диссонанса при сочетании I н П,ступеней в мзлодии и в басу, в рез"льтате чего,для снятия напряжения бао спускается с I на УП ступень (Е.Чохо-нелидзе). Но анализ разных диалектов выявляет еще один путь возникновения УП ступени в басу: в ьелогдях некоторых одноголосных пе^ен, в оилу ладовой переменности,сосуществуют два ладовых центра,расположенных на расстоянии секунды, что при повторении воспринимается как УП и I ступени.После

-20 - •

оявления бурдонного басового, голоса,который поначалу вучит лишь в кадансах,эти УП и I ступени уже приобре-ают гармоиическув функцию. Два пути возникновения УП ступе-;и способствовали появлению двух соответствующих гарио-:ических формул:1-УП-1 и УП-I.Последняя формула сыграла идную роль в осложнении гармонического языка и,по нашему 1нению,кроме всего прочего,стала опорной точкой для раз-ития сложного модулирующего квартового, каданса.Появленшо армонии У1 ступени также способствовали как диссонант-юсть интервала секунды, так и наложение партий солиста и :ора в респонсорных песнях ( в мелодии хора уже была пред-тавлена "готовая" У1 ступень).

Наблюдение над музыкальными диалектами показывает, но в развитии грузинской музыки огромную роль сыграло усложнив структуры,Эта тенденция чувствуется и в пределах од-юголосия, но более заметна в условиях многоголосия.Чем 1ольше развит тот или иЬой диалект,чем больше располагает iH готовыми мелодико-интонационными и гармоническими формами, - тем больше возможностей для построения новых 'музыкальных зданий" талантливыми исполнителями. В работе »ассмотрены этапы создания картлийско-кахской песни "Гогов, 'огов шавтвала",гурийской "Хасанбегура" и имерской "Чеио 1атладедао",за счет упрощения стругтуры установлен пр: 5-шзительный архетип кахского "Чакруло", который в резуль-;ате по своему строению почти повторяет песню "Лилэ",тако-■о отдаленного от кахского диалекта,каким являемся сван-¡кий.

Могло сказать, что усложнение структуры было одной

- 21 -

из значительных предпосылок для развития музыкального языка.Структура усложнялась постепенно,новые песни возникали кз кнтонацки старых, в позднее сформировавшихся жанрах насаждались интонации лревнейшкх: жанров,происходило сплетение этих древнейших и простейших (вплоть до секундовых) интонаций в ьиде разных комбинаций,песни росли по масштабу, обогащались новыми построениями,гармоническим языком,иелоди-ко-интонационными формулами,зарождалась модуляция.Отдельные песни настолько выросли и усложнились, что можно говорить не столько сб их формах,сколько о драматургии.

Взалаоотноаение диалектов порой moxiít указывать на те или иные события в хизки народа, в том числе и мэтрационные процессы (Д.Аракилвилк), что в случае надобности можно использовать для проверки положений других дисциплин, в том числе и историографии, а такие для выдвижения научных гипотез.

Например,аджаро-иазшекие параллели с восточногру-аинскима диаликиами подтверждают сведения о переселении * восточаогрузинских племен на территории Западной и Юго-Западной Грузии в Ш-И вв. до н.э.,а завей - в УШ в. Особая близость верхнеимерского наречия с картлийскнм должна быть вызвана не только географической близостью,сколько единеввом этих двух территориальных единиц в разных эпохах истории Грузии: Верхняя Имерети входила в восточногру-зинскоа политическое объединение еще в Шв.до н.э.,такая же оитуация была в У1в.,а порой и в позднем средневековье, lo, что сванокий диалект несравненно более развит,нежели другие горские диалекты (хотя бы хевсурский,пиавский,туш-сюС),подтверад 1ет существующее в историографии и языкознании предположение, что Сванети в историческом прошлом

ааикша xpsae свгодняиной и обширную ранинную террито-рно Западной Грузки (И.Днавахишвили) и,тем оамыц,сваьокий диаде кг никогда предсгавляя раишшный диалект.

В заключении подытокивавтоя результаты исследования: I.Музыкальна диалект - &vo ответвление национального «узиксдышго £х;льклора, он распространен на определенной территория, h среде той ыш иной этнической группы и характеризуется комплексом стилистических свойств.

2.3 процгссб ус.халозлsiiля и классификации музыкальных дл&далтог ысгут использоваться музыкальный,этнический я ийтор/ао-поли1кч(Зский принципы, ¿едущш роль долнен играаь собственно музыкальный принцип,остальные ае г.ред-огав;;як>1 азлоногаяблыше средства и используются лишь при необходимое г д. ¡Год собегвекио музыкальным принципом понимается совокупность музыкальных признаков, в той числа »оолодс^вувщй хая ыногл'олоеия,уровень развития,гар-ао;;.;и ( в узкем понимании),лад,аккордика,кадансы,мелоди-кг^гнгонйцгйккаэ формулы,метр,ритм,темп,формы исполнения, сгрукгуре,г£акзра исполнения,жанрй,репертуар,словесный текот.Среда данных признаков лишь господствующий тип многоголосия и уровень развития могут отдельно стать критерием установления дталектр; остальные признаки следует применять в совокупноз!и.ио отдельности они могут стать предпосылкой лиаь для установления наречия.

Каречу.е - это часть диалекта,распространенная на меньшей территории.

3.Грузинские музыкальные диалекты группируются сле-

а/ Fopczzs дгзягкт Восточно;] Грузна:хезсурски2,пе-íb-

ски;;,г"пск1'й,!.'охс.зо-мтл.ульский(аохезскиа и ктаульск;ш наро-

- гз - , чияии),гудамакарский}

б) Равнинный диалект Росточной Грузии: картлийско-кахский (картлийским и кахским наречинми);

в)Южногрузинский диалект: месхский;

г)Горокие диалекты Западной Грузии: сванский,рачинокий (о горнорачийским наречием),леч-умский;

д) Реишкиные диалекты Западной Грузии: имерский (верхне-и нижнеиыерскии наречиями),мегрельский,гурийский;

е) Диалекты Юго-Западной Грузии: аджаро-шавшский (аджарским и шавшским наречиями),лазский.

^.Возникновению музыкального диалекта способствуют как собственно музыкальный,так и исхорико-политический,этнический и природный факторы.Под собственно музыкальным фактором подразумевается изначально заложенный в,музыке импульс развития, в воплощении которого ведущая роль принадлежит личностного творческому чутью и таланту,

5.Грузинское многоголосие возникло в недрах одноголосия .Следовательно, оно - явление стадиальное.За этапом одноголосия следует этап двухголосия, а затем - трехголосия. Хотя в грузинской народной музыке и существуют четырехголосные песни, но подавляющее большинство песен трехголосны,потому что грузинский музыкально-эстетический идеал воплотился именно в трехголосии,

¿.Развитие грузинского народного песнетворчества протекало под знаком усложнения музыкальчого языка.Особую роль сыграло усложнение структуры песен,

7.В разных музыкальных диалектах отражены явления самой глубокой древности.Изучение взаимоотношения диалектов дает возможность ¿ооооздать карп: и исторического прошлого.

- 24 -

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях: :.К вопросу об единых истоках одной части западно- и восточно-'рузинских песен. - Тезисы докладов научной конференции ТГК. 'б.,1982 (на груз.яз),о, 1-2.

Многоголосие в Картли на сегодняшнем этапе.- Сб."Вопросы [ародного многоголосия".-Тб., 1985 (на русск.яз.),с.33-35 ¡.Размышления об исполнительстве грузинских народных пеоен [об исполнительской манере),-журн.иСабчота Хеловнеба",1985, ■■ ¡1 (на груз.яз.),с.72-83 (1п.л.)

-.0 взаимоотношении картлийоко-кахетинских и имеретинских поен. - Тезисы докладов ХХУ научной конференции Координацион-гаго совета фольклора при АН Грузии.-Тб.,1936 (на груз.яз.) .50-52.

1.0 взаимоотношении адкаро-шавгаского,гурийского и сванского [иалектов грузинской народной музыки.-Тезисы докладов II тучной конференций Союза Композиторов Грузии и ТГК "Вопросы народного многоголосия".-Боржоми, 1986 (на русск.яз.),о.38-39. 1.Для установления некоторых грузинских диалектов.-нурн. 'Сабчота Хеловнеба" 1й6 (на груз.яз.),с91-9б (0,5 п.л.) .Взаимоотноиение хевсурского,пгаавского и туиинского музы-:альных диалектов.- Тезисы докладов ХХУП научной конференции Координационного совета фольклора при АН Грузии.-То., :988 (на груз.яз. ),сЛЗ-Щ.

|.Ещз раз об адх.опо-иаяиском музыкальной диалекте.-журн. Сабчота Хеловнеба" 1988 (на груз. яз. ), с. 36-42 (0,5 п.л.) '.Виды импровизация в грузинских народных песнях. - Сб.науч. 'рудоз ТГК "Вопросы полифонии грузинской цузыки^-Тб.,1988, [на груз.яз.),с.62-76 (0,6 п.л»)