автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Художественная феноменология Е.И. Замятина: нравственно-религиозный аспект
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кудрявцева, Ольга Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. МОТИВЫ ГРЕХА И ПОКАЯНИЯ В ПРОЗЕ
Е. И. ЗАМЯТИНА.
ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЯ И ЭТИКА ХРИСТИАНСКИХ И ЯЗЫЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА.
1. СТОЛКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО И ЯЗЫЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПОВЕСТИ «ПОЛУДЕННИЦА» И ЦИКЛЕ «НЕЧЕСТИВЫЕ РАССКАЗЫ».
2. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПРОЗЫ Е.И. ЗАМЯТИНА В СВЕТЕ ТОТЕМИЧЕСКОГО КУЛЬТА ЯЗЫЧНИКОВ И
ХРИСТИАНСКОЙ СИМВОЛИКИ.
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Кудрявцева, Ольга Николаевна
В последние годы в отечественном литературоведении наблюдается тенденция исследования творчества писателей в религиозном аспекте. Православные мотивы изучаются в творчестве практически всех русских писателей. Многолетнее табу на данную проблематику породило не только поток работ, но и нередкое искажение подлинности материала. Религиозный аспект художественного творчества - чрезвычайно трудная проблема, требующая от исследователя глубоких теософских знаний, знакомства с богословскими трудами, умелого и уместного их использования.
И литература, и религия отражают определенный взгляд на окружающую действительность. Религия делает это на основе всеобщей истины и вытекающего из нее мировоззрения. Литература же передает субъективный взгляд того или иного писателя на мир и лишь интерпретирует материал и религиозную тематику. Таким образом, изучение религиозных мотивов в творчестве художника предполагает не просто констатацию факта использования им тех или иных элементов религиозной традиции, но и формулировку мировоззрения писателя на основе христианских, языческих или иных представлений о мире.
Православная вера так или иначе оказала влияние на мировоззрение и творчество почти всех русских писателей. Совершенно особенное ее воздействие испытали представители русской классики конца XIX — начала XX веков, когда полемика о роли религии и о влиянии ее на нравственное здоровье общества стала неотъемлемой частью философских, идеологических споров русской интеллигенции. В конце XIX века интеллигенция считала атеизм и материализм признаками просвещения. Но догматический атеизм представителей прогрессивного слоя российского общества и моральный кодекс его поведения находились в глубоком противоречии. Придерживаясь принципов материализма и отвергая христианские догматы, они «проповедовали священный долг служения народу, были готовы разделить народные страдания и снизойти до социального и экономического уровня жизни в крестьянской общине» [1].
Русская интеллигенция исповедовала христианство искаженное, «христианство без Христа», она хранила одни евангельские заповеди и не соблюдала другие. Однако православная церковь присутствовала во всех областях российской жизни. Хотя многие интеллигенты были скептиками, агностиками и даже атеистами, только в редких случаях они совершенно порывали с церковной жизнью. Православная вера, как никакое другое учение, выражало характер русского народа и его взгляды на окружающий мир.
Во второй половине XIX - начале XX веков интеллектуальная элита России обратила пристальный взор на мир русской религиозной традиции и оценила значение православного аскетизма для русской культуры. Как замечает историк русской церкви XX века Н.М. Зернов, «до этого пропасть была настолько глубока, что современники — величайший русский поэт Александр Пушкин и величайший русский святой XIX века препод. Серафим Саровский (1759 -1833) даже не слышали друг о друге» [2]. В 1900 году «Мир искусства» опубликовал исследование Д.С. Мережковского о Достоевском и Толстом, где он одним из первых рассмотрел религиозные аспекты творчества этих писателей, ранее не замечавшихся русской интеллигенцией. Эта работа вызвала горячие споры, «завершила длительный период антихристианских настроений, характерных для левого крыла интеллигенции, и явилась поворотным пунктом в эволюции русской культуры» [3]. Однако, как и в любой стране, в России были и скептики и верующие. Каждый писатель сам решал вопрос о степени своей религиозности. Но, проживая в стране, культура которой буквально пропитана религиозными традициями, где нравственные представления общества неразрывно связаны с христианскими заповедями, в творчестве просто невозможно обойти религиозные мотивы.
Творческое наследие Е.И. Замятина вызывает пристальный интерес исследователей русской литературы XX века. Оно не велико, однако, как тонко заметил A.M. Ремизов, «за 29 лет литературной работы осталось - под мышкой унесешь; но вес - свинчатка» [4].
Творчество Е.И. Замятина исследуется сегодня достаточно активно. Многое сделано как отечественными, так и зарубежными литературоведами: Л. Геллером, А. Гилднер, Р. Гольдтом, Т.Т. Давыдовой, В.Н. Евсеевым, Н.Ю. Желтовой, H.H. Комлик, М.Ю. Любимовой, О.Н. Михайловым, JI.B. Поляковой, И.М. Поповой, Е.С. Скороспеловой, Ж. Хетени, И.О. Шайтановым, А. Шейном, Н.В. Шенцевой, В. Шмидом, JT. Шеффлер и другими. На страницах их работ исследуются особенности творческой эволюции писателя, своеобразие поэтики его произведений, оценивается вклад Е.И. Замятина в историю русской литературы. Поставлена и проблема религиозной атрибуции замятинского ми-ромоделирования. Однако пока можно говорить лишь о постановке проблемы, а не о ее решении.
Исходным в исследовании религиозных мотивов творчества Замятина стал общий вопрос - об отношении писателя к религии, поскольку замятинское художественное наследие зафиксировало явное, отнюдь не благосклонное, расположение автора к церкви. Замятиноведы пытались, определив насколько был религиозен или антирелигиозен писатель, объяснить критическое, а чаще ироническое описание церковных служителей. Отечественные исследователи М.Ю. Любимова, Т.Т. Давыдова, Т.А. Майорова, немецкий замятиновед Р. Гольдт значительную часть своих работ о Е.И. Замятине посвящают выяснению причин «своеобразного еретизма» писателя и влияния такого мировоззрения на его художественное творчество. В докторской диссертации «Творческое наследие Е.И. Замятина в истории культуры XX века» М.Ю. Любимова отмечает критическое отношение писателя к религии: «Отношение Замятина к церкви и духовенству на протяжении почти всей его жизни было негативным. В начале 1910-х годов он отошел от христианской веры, и в последующие годы отрицательно относился к русской ортодоксальной церкви. Религию Замятин рассматривал как составляющую культуры.». Но, несмотря на негативное отношение писателя к религии, по мнению М.Ю. Любимовой «Замятин не только обращается к проблемам из религиозной сферы, но и пытается их решить, используя жанровые и стилистические особенности церковной литературы, которую он хорошо знал с детства» [5].
Воспитанный в семье священника лебедянской церкви Покрова Богородицы, отлично знавший как лицевую, так и оборотную сторону жизни поместного духовенства, Е.И. Замятин становится приверженцем революционных взглядов, как бы переходит тем самым в оппозицию к своей прежней жизни и взглядам своей семьи. Именно это, по утверждению немецкого исследователя Р. Гольдта, становится причиной отхода писателя от норм традиционной религии: «политическая оппозиция к родительскому дому и государству коренится в религиозном кризисе Замятина, который уже в первые годы пребывания в Петербурге приводит его к отказу от христианской веры. В то время, как его политическая ангажированность останется эпизодом, обращение же Замятина к атеизму означает решение, которое никогда уже не будет пересмотрено. Возможно, к изоляции его в годы изгнания привел не столько категорический отказ публиковаться в эмигрантской прессе, сколько его отрицательное отношение к русской ортодоксальной церкви» [6]. Другую причину перехода Замятина в «стан еретиков» исследователь усматривает в его конфликте со своим отцом и в перемене представлений о жизни вообще после смерти отца в 1916 году: «Зарождающиеся религиозные сомнения, - пишет Р. Гольдт, — неразрывно связаны с отчуждением от отцовского авторитета, который двояко представлял христианскую веру. Замятин переживает интенсивный конфликт с отцом, который отражается в его литературном творчестве» [7]. Определение принадлежности Замятина к «конфессии еретиков» повлекло за собою характеристику его в за-мятиноведении как атеиста, отрицающего все нормы и традиции ортодоксальных религий. Т.Т. Давыдова в своей монографии высказывает предположение о том, что «в произведениях "Колумб" (1918), "Мы" (1921), цикле "Нечестивые рассказы" или "Чудеса" (1917-1924), "Житие Блохи" (1926), как и в дореволюционном творчестве писателя, проявляется присущее ему стремление расшатать веру в Бога» [8]. С предположением Т.Т. Давыдовой об атеизме писателя полемизирует Н.Ю. Желтова: «Замятин никогда — ни прямо, ни косвенно — не заявлял о своем личном отвержении Бога как такового и религии как таковой. Напротив, православные христианские ценности, очищенные от затвердевшего панциря догматических предрассудков, признавались им единственно истинными. Костный нарост, которым они покрыты, всегда находится на поверхности, снаружи, поэтому и вскрывается в его произведениях в первую очередь, но не для того, чтобы разоблачить и осмеять скрытое внутри, но — чтобы освободить подлинное, главное и настоящее, то есть отделить те самые "зерна" от "плевел"» [9]. Также с предположением Т.Т. Давыдовой не соглашается и А. Гилднер. Польский замятиновед высказывает свое видение этой проблемы: «Замятинские стилизации на церковнославянские жанры, а также трактовка sacrum во всем творчестве была своеобразной игрой, вызовом читателю, которого автор стремился вывести из колеи привычек, литературных канонов, также посредством создания антижанров и шуткой. Это не оскорбление религии, не ересь в значении, которое придает этому слову церковь» [10].
Как бы то ни было, писатель на протяжении всей своей жизни придерживается нейтральной позиции в отношении официальной религии России и формирует для себя свои личные нормы духовной жизни, которые условно называет «еретическими». В научной литературе «еретичество» Замятина обычно связывается с разработанной им теорией энтропии: «Адогматизм, еретизм - идеология Замятина, - уточняет В.Н. Евсеев. - В философском еретичестве Замятин весьма последователен, а еретичество понимается не как бесцельная скачка "скифа", а целеполагание культуры, самовозобновляющейся в движении идей»
И].
Придерживаясь гипотезы о «еретическом» характере творчества писателя, Т.Т. Давыдова исследует повесть «Уездное». Если оставить за скобками антирелигиозную оценку исследователем повести, да и всего творчества писателя, работа Т.Т. Давыдовой представляется важной вехой в исследовании религиозных мотивов замятинской прозы. «Уездное» - одно из первых произведений, в котором замятиноведы исследовали религиозную проблематику творчества писателя. Повесть не обошел своим вниманием практически ни один замятиновед.
Анализируя религиозные мотивы в произведении, исследователи отмечают антижитийный характер канвы произведения, отражение в характере Анфима Ба-рыбы образа закоренелого грешника, а также чрезвычайно интересную гипотезу о сходстве сюжетов повести и библейской притчи о блудном сыне. «Библейская притча», разворачивающаяся на провинциальной почве патриархальной православной Руси, становится, по мнению замятиноведов, отражением внутреннего состояния духовной культуры русского народа конца XIX — начала XX века.
Исследование Т.Т. Давыдовой факта переложения в повести библейской притчи о блудном сыне побудило замятиноведов к выявлению в творчестве писателя других библейских мифологем. Наибольший интерес у замятиноведов вызвала новелла «Наводнение». Повесть обычно трактуется как одно из самых метафоричных произведений Замятина. В ней рассматриваются вопросы жизни и смерти, страсти и ненависти, преступления и наказания, признается проекция реальных событий сюжета на библейское сказание о всемирном потопе. В работах Н.Ю. Желтовой, Ж. Хетени, М.А. Резун, Т.В. Ивановой библейская мифологема наводнения рассматривается как лейтмотив всей новеллы. Так же за-мятиноведы исследуют символическое количество глав повести, сопоставляя его с метафорой числа «семь»; этимологию имен главных героев произведения, привлекая к анализу библейское их толкование; чрезвычайно важный для писателя, проходящий через все его творчество мотив материнства и сходства женщины-матери с Богородицей.
В своем монографическом исследовании В.Н. Евсеев высказывает гипотезу о библейской мифологеме пещеры, играющей в одноименном рассказе Замятина смыслообразующую функцию. На этом этапе исследования религиозных мотивов прозы писателя замятиноведы сосредотачивают свое внимание именно на вычленении из текста произведения религиозных образов, еще не давая целостных и теософски обоснованных выводов.
Результатом начального этапа изучения данной проблемы становится констатация современным замятиноведением факта присутствия в творчестве
Замятина таких религиозных мотивов, как грехопадение и раскаяние, библейских мифов о потопе, древе познания, Адаме и Еве, Аврааме и Сарре, Самсоне, блудном сыне. Особо выделяется исследователями образ Богоматери, проходящий через все творчество писателя. Формируется оценка жанрового своеобразия прозы писателя, выявляются такие жанры как житие, антижитие, притча.
Следующим этапом в изучении религиозных мотивов творчества Замятина становится решение вопроса, почему писатель, при достаточно критическом отношении к церкви, столь часто обращается в своем творчестве к этой проблематике. В современном замятиноведении наблюдается тенденция к философскому осмыслению творчества писателя, выявляются его религиозно-эстетические взгляды. Наиболее яркими исследованиями этой проблематики замятиноведения, на наш взгляд, являются работы H.H. Комлик и А. Гилднер. Вышедшая в 2000 году монография H.H. Комлик «Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры» стала важной вехой в изучении творчества писателя в общем и религиозной проблематики, в частности. Внимательный подход к изучению в прозе писателя не только христианских мотивов, но и языческих традиций, обусловил попытку елецкого исследователя объяснить особенности их использования писателем. Достоинством исследования является рассмотрение фольклорных, народных мотивов за-мятинского творчества. Такой подход позволил более объективно и убедительно проанализировать религиозную тематику.
Чрезвычайно интересен подход польского исследователя А. Гилднер. В статье «Sacrum или Profanum? Несколько замечаний о «святом» у Е.Замятина» польский исследователь анализирует образы замятинской прозы, связанные с христианской верой, и непосредственно описания монастырей, храмов, священников, монахов. Особое внимание А. Гилднер уделяет образу колоколов. Автор статьи прослеживает развитие образа колокола в рассказах «Один» (1907), «Уездное» (1912), «Алатырь» (1914), «Русь» (1923), «Колумб» (1918): «Кресты и колокольни появляются в большинстве произведений писателя как постоянный, чаще всего центральный элемент провинциального пейзажа; колокола - как самый характерный мотив провинциальной атмосферы. <.> Замя-тинские колокола выполняют разные художественные функции. С их помощью писатель определяет характер церковных праздников, настроение героев или атмосферу местности». Сопоставляя образы церкви и колокольного звона, автор статьи пишет: «.церковь, а точнее, ее метонимический заменитель - звук колокола — возведенный в развернутый поэтический образ, становится символом русскости, элементом вездесущим и самым прочным в русском пейзаже, культуре и традиции Руси». Делая вывод о значении образа храма в творчестве писателя, А. Гилднер отмечает: «Его храмы всегда выполняют одну и ту же функцию — собирания людей, создают возможность совместного, соборного переживания Бога или являются местом убежища из жестокого внешнего мира, местом очищения и обретения покоя и, наконец, местом эстетических переживаний». Данный вывод подтверждает предположение об амбивалентном отношении Е.И. Замятина к религии. Трудно назвать писателя, в творчестве которого образ храма несет в себе такие функции, антирелигиозным.
Полемизирует польский исследователь и с традиционным в замятинове-дении представлением об отрицательном описании в произведениях писателя священнослужителей. «В образах священников, монахов, монашек Замятиным часто подчеркиваются черты, совершенно неподобающие христианскому характеру этих лиц, - пишет она. - Уже в «Уездном» показаны монахи, внешность и поведение которых совершенно не соответствуют их традиционному статусу». В то же время А. Гилднер отмечает у писателя противоположное к ним отношение: «Сравнение с ласковыми зверями и уменьшительные формы, употребляемые рассказчиком в описаниях священников, подсказывают замя-тинскую к ним симпатию» [12]. Таким образом, современные замятиноведы переходят от решения вопроса о «еретичестве» писателя к исследованию религиозных мотивов и образов, их значения и влияния на проблематику произведений.
Обсуждение религиозной проблематики в литературе предполагает обращение в первую очередь к морально-этическим аспектам. Решение вопроса о безнравственности того или иного поступка героя, зачастую повлекшего за собой преступление, нередко становится основой конфликта всего произведения. Американский литературовед П. Фишер, пытаясь определить наиболее значимую проблематику творчества Е.И. Замятина, пишет: «Мне кажется, что вообще у Замятина только одна тематика - и она, как я уже теперь понимаю, сугубо русская. Он занят некой центральной метафорой, имя ей — провинциализм, всемогущий провинциализм, духовный и нравственный застой, по терминологии самого Замятина - энтропия.» [13] (выделено нами - O.K.). Именно в направлении анализа взглядов писателя на духовную, нравственную жизнь человека, на наш взгляд, должно развиваться современное замятиноведение. Изучению религиозной основы творческого наследия Е.И. Замятина, его взглядов на духовную, нравственную жизнь человека посвящено диссертационное исследование.
Актуальность исследования нравственно-религиозной концепции Е.И. Замятина посредством анализа его художественной феноменологии обусловлена объективной востребованностью научных идей, обращенных к углубленному изучению религиозной проблематики творчества писателя во взаимосвязи с традициями христианской и языческой культур, с ведущими тенденциями современной религиозно-философской мысли.
Материалом исследования избраны повести и рассказы Е.И. Замятина, в которых так или иначе обозначена религиозная тема. Их идейно-художественная структура стала объектом анализа. Предмет изучения в диссертации - нравственно-религиозный аспект прозы писателя.
Целью диссертационного исследования является осмысление нравственно-религиозного контекста прозы Е.И. Замятина посредством анализа его аксиологии и поэтики. С этим связаны и основные задачи исследования: - проанализировать сложившиеся в современном замятиноведении представления о значимости религиозных мотивов замятинского творчества, обозначить новый подход в изучении данной проблематики, основываясь на теоретической базе богословия и религиозной философии;
- раскрыть смысл духовного содержания поступков героев Е.И. Замятина, художественных образов, «затемненных» особыми сугубо замятинскими метафорами, мотивами, конфликтами, сюжетными ходами, «потоком сознания» и внутренними монологами;
- выявить особенности нравственно-религиозной концепции прозы Е.И. Замятина посредством анализа мотивов греха и раскаяния;
- рассмотреть специфику проявления в прозе писателя его аксиологических и эстетических взглядов на симбиоз в русской культуре языческих и христианских традиций;
- через обращение к христианской и языческой символике определить художественное своеобразие анималистических образов прозы Е.И. Замятина.
Большие возможности для решения поставленных выше задач предоставляет феноменология, являющаяся «априорной наукой о сущности человеческой духовности» [14]. Феноменология - одно из основных направлений современной философии. Буквально она означает учение о феноменах, понимаемых ею как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Основателем научного направления стал Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938). Феноменология по своей сути является наукой факта - предельно обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называл ее дескриптивной, т.е. описательной наукой. Главные цели феноменологии — построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Гуссерль рассматривал свое направление в философии как науку о феноменах сознания.
Феноменологическая философия оказалась чрезвычайно созвучной настроениям русской мысли конца XIX - начала XX веков. Работы Гуссерля были впервые переведены в России в начале XX века. Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, ИА. Ильин, А.Ф. Лосев, Л.В. Карсавин и некоторые другие стали популяризаторами и трансформаторами идей немецкого ученого, их адаптерами к русским традициям философии сознания и собственным модификациям феноменологических взглядов. Именно в работах русских религиозных философов прочитывается понятие художественной феноменологии как материала искусства, в котором акцентируется внимание на чувственном восприятии жизни, и это чувственное начало можно постичь лишь с помощью представлений о феноменах, явлениях, постигаемых чаще всего на уровне интуиции.
О том, «насколько Гуссерль был популярен в России, косвенно свидетельствуют шуточные строки, широко ходившие в академических кругах в начале 1920-х годов: "Нет бога, кроме Гуссерля, и Шпет пророк его» [15]. Е.И. Замятин, которого отличал постоянный интерес к естественнонаучным открытиям и всевозможным философским учениям своих предшественников и современников, не мог не знать о популярности феноменологии в новых условиях формирования человека и возобновления в этой связи интереса к «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля, который был впервые переведен в России Г.Г. Шпетом в начале XX века. К тому же сама природа, характер художественного творчества Е.И. Замятина, первостепенное его внимание к тайнам человеческой психики, к абстрактно-духовной активности, в частности религиозности, и самопознанию человека, к «чистому (трансцендентальному) сознанию» (Э. Гуссерль), эксплуатации таких средств художественного анализа, как «поток сознания» и внутренний монолог, экспрессивный сюжет, неординарность литературных характеров, - все располагало писателя к художественной феноменологии.
Заметное место в понимании феноменов как явлений, постигаемых в чувственном опыте, действительности как мира феноменов, который упорядочивается наукой или искусством, занимают вопросы религиозной веры.
Феноменология — это изначальное знание вещи как определенной осмысленности, созерцательное схватывание и формулирование всех возможных видов и степеней смысла, заключенных в исследуемых предметах, на основе их адекватного видения. Именно феноменология позволяет рассматривать эстетические проблемы в концептуальном поле философии культуры, т.е. на стыке двух философских дисциплин. Исходные феноменологические принципы дают основания выделять особый мир феноменов культуры, открытых сознанию, схватываемых в непосредственном культурном созерцании. Когнитивный характер феноменов, с помощью которых человек соотносит окружающий мир и восприятие его через собственное сознание, становится основой построения эстетической и моральной концепции человека.
Все, чем занимается феноменология, можно кратко сформулировать как изолирование смыслов, то есть вынесение их наружу, в область естественного бытия из состояния слитности со всеобщим, абсолютным смыслом. В сущности, феноменологическое знание как таковое можно познать только предварительным знанием, так как оно не столько объясняет, сколько описывает.
Художественная феноменология базируется на отношении писателя к явлениям (феноменам) в жизни героев, постигаемым в чувственном опыте и приводимым в определенную эстетическую систему писательской миромоде-лирующей концепцией, когда формообразующую роль в становлении «духа» героев и осознании ими самих себя играет в первую очередь нравственность как единство индивидуальности и субстанции, объективной жизненной реальности.
Обращаясь к феноменологии в своем исследовании, автор диссертации пытается понять, почему Е.И. Замятин, явно критически относящийся к институту церкви, столь часто использует в своем творчестве именно религиозные мотивы. Для нас не столь важно употреблять специфическую феноменологическую терминологию. Главное - вникнуть в феноменологическую природу замя-тинской прозы, обозначить систему взглядов писателя на нравственные основы человеческой жизни сквозь призму этических христианских постулатов, на взаимодействие и пересечение их с философскими и культурными традициями России.
Такой подход к анализу проблемы обусловил синтез методов и подходов исследования - историко-литературного, структурно-поэтического, системного.
Теоретико-методологическая база исследования создавалась с учетом различных научных концепций, отраженных в трудах отечественных и зарубежных философов-феноменологов и литературоведов, использовавших феноменологический подход в изучении творчества художника: Г.В.Ф. Гегеля (о «феноменологии духа»), Э. Гуссерля, И.В. Кирсберга (о феноменологии жизни), А.Ф. Лосева, М. Мерло-Понти и В.А. Подороги (о феноменологии телесного), В.Н. Назарова (о феноменологии мудрости), B.JI. Лехциера (о феноменологии художественного), О.В. Когана (о феноменологии символа), A.B. Сапель-никова (о феноменологии изображения рационального и эмоционального в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»), В.А. Бачинина (о феноменологии преступления в творчестве Ф.М. Достоевского), Н.В. Пращерук и Г.К. Шлегеля (о художественной феноменологии И.А. Бунина). В работе учтен опыт феноменологического исследования и интерпретации художественного текста коллектива кафедры русской литературы Уральского государственного университета, возглавляемой профессором Г.К. Щенниковым.
В диссертации нашли отражение труды русских и зарубежных религиозных философов и богословов об аксиологии русской духовности и о нравственных постулатах православия, а также многочисленные исследования философов и литературоведов о взаимовлиянии православия и русской литературы: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, Н.М. Зернова, епископа Игнатия (Брянчанинова), И.А. Ильина, архиепископа Иоанна Сан-Францисского, A.B. Карташева, Н.О. Лосского, архимандрита Нектария (Анта-нопулоса), М. Олесницкого, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Г. Шиманского и других.
В процессе создания концепции диссертации изучены некоторые научные идеи в области философии художественного творчества, теоретической и исторической поэтики: А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтина, Ф.И. Буслаева, Н. Буало, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, A.A. Потебни.
При написании диссертационной работы автор опирался на достижения отечественных и зарубежных исследователей творчества Е.И. Замятина: Л.В. Поляковой - о теоретических аспектах истории русской литературы XX века и творчестве Е.И. Замятина; Л. Геллера, А. Гилднер, Р. Гольдта, Т.Т. Давыдовой, В.Н. Евсеева, Н.Ю. Желтовой, H.H. Комлик, М.Ю. Любимовой, И.М. Поповой, Ж. Хетени и других — о разнообразной проблематике и поэтике творческого наследия Е.И. Замятина.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Художественная феноменология Е.И. Замятина —это неповторимое, индивидуальное писательское восприятие окружающей реальности, переданное в творчестве. Сформировавшись на основе мировоззрения Замятина и став его составляющей, художественная феноменология отразилась в религиозных традициях, мотивах, образах прихожан и священников, библейских мифологемах и аллюзиях его произведений, в замятинской историософии в целом.
2. Столкновение и взаимопроникновение в произведениях писателя христианских и языческих традиций демонстрируют позицию писателя в вопросе о первичности духовного или телесного. По Е.И. Замятину, исключение из жизни человека телесной или духовной составляющей значительно обедняет ее, лишает гармонии в процессе самопознания.
3. Мотивы греха и покаяния являются сюжетообразующими в прозе Е.И. Замятина, отражают попытки писателя осмыслить постулаты русского православия, определить свое отношение к нормам христианской традиции.
4. Анималистические образы в прозе Е.И. Замятина, воспринятые в свете тоте-мической традиции язычества и христианской символики, значительно обогащают образную палитру произведений писателя и вводят дополнительный символический, феноменологический подтекст в его творчество.
5. Вопросы религии становятся основой для размышлений писателя о нравственной природе человека и базисом замятинской нравственно-философской концепции.
Научная новизна исследования заключается в попытке осмысления специфики художественного универсума Е.И. Замятина через анализ нравственно-философских смыслов религиозных мотивов творчества писателя на базе феноменологии и христианского богословия, на основе изысканий в области языческой культуры Древней Руси и историко-культурных открытий в целом.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении и конкретизации теории культурно-философского контекста художественной литературы путем анализа прозы Е.И. Замятина, потенций его художественного образа, использования ведущего, программного, априорного постулата феноменологии: нравственность есть живое единство индивидуальности и субстанции.
Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов в практике изучения творческого наследия Е.И. Замятина и истории русской литературы XX века, в лекционных курсах по истории русской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах для студентов-филологов, при подготовке дипломных сочинений и курсовых работ.
Апробация исследования осуществлялась на V юбилейных международных Замятинских чтениях (Тамбов - Елец, 2004), международной научной конференции «Русское литературоведение третьего тысячелетия» (Москва, 2005), международной научной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2005), всероссийской научно-практической конференции «Славяно-русские духовные традиции в культурном сознании народов России» (Тюмень, 2005), ежегодных Державинских чтениях (Тамбов, 2004, 2005), заседаниях кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г.Р. Державина, аспирантском объединении и семинарах. По материалам диссертации опубликовано 6 статей и тезисов научных докладов.
Структура работы включает введение, две главы, заключение. Приложен список использованной литературы, состоящий из 206 наименований.
18
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная феноменология Е.И. Замятина: нравственно-религиозный аспект"
Заключение
1. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А.Есаулов.
- Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - С. 159.
2. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. - С. 18.
3. Карташев, A.B. Русское христианство / А.В.Карташев // http://www.wco.m/biblio/books/kart3/Main.htm.
Список научной литературыКудрявцева, Ольга Николаевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Замятин, Е.И. Записные книжки / Е.И. Замятин. М.: Вагриус, 2001.- 253 с.
2. Замятин, Е.И. Соч.: в 4 т. / Е.И. Замятин. München: A.Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1972 - 1988.
3. Замятин, Е.И. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Романы. Пьесы / Е.И. Замятин; сост. А.Ю. Галушкина; предисл. В.Б. Шкловского; вступ. ст. В.А. Келдыша. — М.: Сов. писатель, 1989. — 766 с.
4. Замятин, Е.И. Избранные произведения: в 2 т. / Е.И. Замятин; сост. и примеч. О.Н. Михайлова. М.: Худ. лит., 1990.
5. Замятин, Е.И. Изранное / Е.И. Замятин; вступ. ст. О.Н. Михайлова. — М.: Изд-во «Правда», 1989. — 461 с.
6. Замятин, Е.И. Мы. Романы, повести, сказки / Е.И. Замятин; сост. и автор вступ. ст. И.О. Шайтанов. М.: Современник, 1989. - 559 с.
7. Замятин, Е.И. Повести. Рассказы / Е.И. Замятин; предисл. О.Н. Михайлова.- Воронеж: Центрально-Черноземное кн. из-во, 1986. — 332 с.
8. Замятин, Е.И. Собр. соч.: в 5 т. / Е.И.Замятин; сост., подгот. текста и ком-мент. Ст.С. Никоненко и А.Н.Тюрина; вступ. ст. Ст.С. Никоненко. М.: Русская книга, 2003.
9. Замятин, Е.И. Сочинения / Е.И. Замятин; вступ. ст. М.О. Чудакова, ком-мент. Евг. Барабанова. М.: Книга, 1988. - 574 с.
10. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина. Письма Е. И. Замятина: Публикации; Письма, телеграммы, зап. и др. док. / сост. Л. И. Бучина, М. Ю. Любимова; предисл. и коммент. М. Ю. Любимовой. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1997. - 436 с.148 II.
11. Александр (Милеант). Заповеди Божии / епископ Александр (Милеант) // www.wco.ru/biblio/books/list037/Н1 -T.htm.
12. Аничков, Е.В. Язычество и древняя Русь / Е.В.Аничков. СПб., 1914.- 386 с.
13. Антоний (Сурожский), митрополит. Радость покаяния / Антоний Сурож-ский // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/antony/repentance/contents.html.
14. Аристотель. Соч.: в 4 т. / Аристотель. — М., 1984.
15. Архангельская, H.H. «Не убий»?! (по новелле Е.Замятина «Наводнение») / H.H. Архангельская // Кредо. 1993. - № 54-55. - С. 10-14.
16. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси / А.И. Асов. — М.: Вече, 1999.- 544 с.
17. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А.Н. Афанасьев. -М.: Современный писатель, 1995.
18. Афанасьев, А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству / А.Ю. Афанасьев // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 71-83.
19. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1972. - 468 с.
20. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
21. Бачинин, В.А. Достоевский: метафизика преступления (художественная феноменология русского протомодерна) / В.А. Бачинин. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 407 с.
22. Бердяев, H.A. Русская идея / Н.А.Бердяев. М.: ACT, 1999. - 400 с.
23. Бердяев, H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н.А.Бердяев. — М.: Советский писатель, 1990. 346 с.
24. Бобков, К.В. Символ и духовный опыт православия / К.В. Бобков. — М.: ТОО "ИЗАН", 1996. 309 с.
25. Бощановский, В. Жизнь во Христе: уроки по христианскому православному нравоучению / протоирей В. Бощановский. Mönchehof bei Kassel: Посев, 1946.-52 с.
26. Буало, Н. Поэтическое искусство / Н.Буало. М.: ГИХЛ, 1973. 101 с.
27. Буланов, A.M. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике / A.M. Буланов. — Волгоград: Перемена, 2003. 190 с.
28. Булгаков, C.B. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной церкви / C.B. Булгаков. М.: Современник, 1994. - 575 с.
29. Булгаков, С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви / С.Н. Булгаков. M.: ТЕРРА: Ассоц. совмест. предприятий междунар. об-ний и орг., 1991.-413 с.
30. Булгаков, С.Н. Соч.: в 2 т. / С.Н. Булгаков; сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. И.Б. Роднянский, В.В. Санова; ред. Н.М. Колопов, М.И. Потапенко. М., СПб.: Искусство, ИНА-Пресс, 1999.
31. Буслаев, Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство / Ф.И. Буслаев. СПб.: Изд-во ХГИ: Лига плюс, 2001. - 351 с.
32. Вейдле, В.В. Искусство как язык религии / В.В. Вейдле // Вестник РДХ. -1958. -№50 -С. 2-10.
33. Велецкая, H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов / H.H. Велецкая. М.: Наука, 1978. - 235 с.
34. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; вступ. ст. И.К. Горского, коммент. В.В. Мочалова. М.: Высш. шк., 1989. - 404 с.
35. Виноградов, В.В. Избр. труды. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1976. — 511 с.
36. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов; по-слесл. акад. Д.С. Лихачева. М.: Высш. школа, 1971. - 240 с.
37. Виноградов, В.В. О художественной прозе /В.В. Виноградов. М.: Рос. изд., 1930.- 187 с.
38. Виноградов, B.B. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. -М.: Гослитиздат, 1959. 655 с.
39. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В.Виноградов. М.: АН СССР. Отделение языка и литературы, 1963. -255 с.
40. Возвращение Евгения Замятина: Круглый стол «Литературной газеты» // лит. газета 1989. -№ 32. — 31 мая.
41. Гайденко, В.П. Природа в религиозном мировосприятии / В.П. Гайденко // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 43-52.
42. Гарджа, В.И. Религоведение / В.И. Гарджа. М.: Аспект Пресс, 1995. -531 с.
43. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. М.: Наука, 2000. - 495 с.
44. Гече, Г. Библейские истории / Г. Гече. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
45. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. М.: Наука, 1987. - 217с.
46. Григорий (Круг). Мысли об иконе / инок Григорий (Круг). М.: Изд. дом «Лествица», 1997. - 157 с.
47. Гура, A.B. Символика животных в славянской народной традиции / A.B. Гура. М.: Индрик, 1997. - 910 с.
48. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология : Введ. в феноменол. философию / Э. Гуссерль. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004. - 398 с.
49. Гуссерль, Э. Статья об обновлении / Э. Гуссерль // Вопросы философии. -1997.-№4. -С. 110-117.
50. Давыдова, Т.Т. Антижанры в творчестве Е.Замятина / Т.Т. Давыдова // Новое о Замятине. Сб. материалов / Сост. Л.Гелл ер. М.: «МИК», 1997.- С. 20-35.
51. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века / Т.Т. Давыдова. М.: Изд-во МГУП, 2000. 364 с.
52. Демин, В.Н. Тайны русского народа: В поисках Руси / В.Н. Демин. — М.: Вече, 2005.-318 с.
53. Дунаев, М.М. Православие и русская литература: в 5-ти ч. / М.М. Дунаев.- М.: Христианская литература, 1997.
54. Дьяченко, Г. Борьба с грехом / протоирей Григорий Дьяченко. — Дивеево, 1999.- 153 с.
55. Дьяченко, Г.М. Борьба с грехом / протоирей Г. Дьяченко. Дивеево: Свято-Троице-Серафимо-Дивеев. жен. монастырь, 1999.— 94 с.
56. Евсеев, В.Н. Проза Е.И. Замятина (вехи творчества, поэтика, опыт анализа рассказа «Пещера») / В.Н. Евсеев. Ишим: Изд-во ИГТТИ, 2000. - 114 с.
57. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А.Есаулов.- Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. 288 с.
58. Желтова, Н.Ю. Проза Е. И. Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера / Н.Ю. Желтова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003.- 184 с.
59. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М.Жирмунский. JL: Наука, 1977. - 405 с.
60. Замалеев, А.Ф. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности / А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинникова. JL: Лениздат, 1991. - 206 с.
61. Зеленин, Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917-1934 / Д.К. Зеленин. М., 1999. 348 с.
62. Зернов, Н.М. Русское религиозное возрождение XX века / Н.М. Зернов.- Париж: YMCA-PRESS, 1991. 368 с.
63. Игнатий (Брянчанинов). О чудесах и знамениях / епископ Игнатий (Брян-чанинов). СПб.: Сатисъ, 2000. - 43 с.
64. Ильин, И. А. Собр. соч.: в Ют. / И.А.Ильин; сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1996.
65. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха / архиепископ Иоанн Сан-Францисский. — М.: Атлас-Пресс: Лепта, 2002. — 297 с.
66. Карсавин, Л.В. Путь православия / Л.В. Карсавин. М.: ACT: Фолио, 2003. -557 с.
67. Карташев, A.B. Русское христианство / А.В.Карташев // http://www.wco.ru/biblio/books/kart3/Main.htm.
68. Катасонов, В.Н. Хождение по водам (религиозно-нравственный смысл повести A.C. Пушкина «Капитанская дочка») / В.Н. Катасонов. Калуга: Изд-во Н.Бочкаревой, 1999. - 175 с.
69. Колесникова, B.C. Праздники Руси православной / B.C. Колесникова. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 304 с.
70. Комлик, H.H. Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры / H.H. Комлик. Елец: Елецкий государственный педагогический институт, 2000. - 265 с.
71. Котельников, В.А. Язык церкви и язык литературы / В.А. Котельников // Русская литература. 1995. - № 1. - С. 5-26
72. Крючков, В.П. Еретики в литературе: По страницам литературной классики / В.П. Крючков. Саратов: Лицей, 2003. — 285 с.
73. Кулаков, А.Е. Религии мира / А.Е. Кулаков. М.: АРКТИ, 1997. - 180 с.
74. Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времен / архимандрит Лазарь (Абашидзе). — М.: Сретен. монастырь, 2003. — 415 с.
75. Лебедев, А. «Святой грех» Зеницы Девы, или что мог прочитать инок Еразм (два произведения Е. Замятина в церковно-литературном контексте) / А. Лебедев // Новое о Замятине. Сб. материалов / Сост. Л.Гелл ер. — М.: «МИК», 1997.-С. 36-55.
76. Лежнев, A.B. Повесть Е.И. Замятина «Уездное». Учебно-методический комментарий / A.B. Лежнев; науч. ред. Л.В. Полякова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. — 56 с.
77. Лихачев, Д.С. Заметки о русском / Д.С.Лихачев. М.: Сов. Россия, 1984. -61 с.
78. Лихачев, Д.С. Избр. работы: в 3 т. / Д.С.Лихачев. Л.: Худ. лит., 1987.
79. Лосев, А.Ф. Проблемы символа и риторическое искусство / А.Ф. Лосев.- М,: Искусство, 1976. 367 с.
80. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. -367с.
81. Лотман, Ю.Н. Структура художественного текста / Ю.Н. Лотман. М.: Искусство, 1970. - 384 с.
82. Максиан (Архангельский). Христианство и язычество / монах Максиан (Архангельский). М.: Знание, 2003. - 233 с.
83. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.- 407 с.
84. Мерло-Понти, Морис. Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понти.- С.-Петербург: «Ювента» «Наука», 1999. — 605 с.
85. Миролюбов, Ю.П. Сакральное Руси: в 2 т. / Ю.П. Миролюбов. М.: Изд-во ассоц. духов, единения «Золотой век», 1996.
86. Михайлов, О.Н. Литература русского зарубежья / О.Н. Михайлова. — М.: Просвещение, 1995. 429 с.
87. Нектарий (Антонопулос). Возвращение. Покаяние и исповедь / архимандрит Нектарий (Антонопулос) // http://www.wco.ni/biblio/books/nektarl/Main.htm.
88. Николай (Охридский), епископ. Символы / Николай (Охридский) // http://www.russia-hc.ru/rus/culture/oldart/simvol.cfm.
89. Новак, В. О православном миропонимании (онтологический аспект) / В. Новак // Вопросы философии. 1993. - № 4. - С. 135-150.
90. Новое о Замятине: Сб. материалов / под ред. А.Геллера. М.: «Мик», 1997. -328 с.
91. Носова, Г.А. Язычество в православие / Г.А. Носова. М.: Наука, 1975. - 150 с.
92. Овчинников, А.Н. Символика христианского искусства / А.Н. Овчинников. -М., 1999.-519 с.
93. Олесницкий, М. Нравственное богословие / М.Олесницкий // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/14o/olesnicki/mtheology/contents.html.
94. Пивоваров, Д.В. Религиозная символика / Д.В. Пивоваров. Оренбург: Кн. изд-во, 1995.-21 с.
95. Пивоев, В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В.М. Пивоев. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 109 с.
96. Подорога, В.А. Феноменология тела / В.А. Подорога. М.: Изд. фирма "Ad Marginem", 1995.-339 с.
97. Полякова, JT.B. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций / JI.B. Полякова.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000. 238 с.
98. Попова, И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский) / И.М. Попова. Тамбов: ТГТУ, 1997.-149 с.
99. Потебня, A.A. Теоретическая поэтика / A.A. Потебня. М.: Академия, 2003.-373 с.
100. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика слова / A.A. Потебня. Киев: Мистецтво, 1985.-302 с.
101. ИЗ. Православие: PRO ET Contra: Осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви / Сост. В.Ф. Федоров. -СПб.-.РХГИ, 2001.-791 с.
102. Православные вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках: Этнографические исследования и материалы / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Малая. М.: Наука, 2002. - 468 с.
103. Православные праздники / Авт.-сост. А.Топорков. М.: СП «Корона»: РИФ «Корона-принт», 1990. - 63 с.
104. Прист, Р. Язычество в христианстве / Р. Прист. — СПб.: Шандал, 2003.- 94 с.
105. Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса / архимандрит Рафаил Карелин // http://www.wco.ru/biblio/books/rafaill/Main.htm.
106. Резун, М.А. Миф и индивидуальное сознание в рассказе Е.И. Замятина «Наводнение» / М.А. Резун // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в
107. XIII кн. Кн. III. / под ред. JI.B. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. - С. 67-79.
108. Розанов, В.В. Апокалипсис нашего времени / В.В. Розанов. СПб: Азбука, 2001.-404 с.
109. Розанов, В.В. Метафизика христианства / В.В. Розанов. М.: ACT: Фолио, 2001.-536 с.
110. Розанов, В.В. Религия и культура / В.В. Розанов. М.: ACT Харьков: Фолио, 2001.-637 с.
111. Русский Эрос, или Философия любви в России / сост. и авт. вступ. ст. В.ПЛИестаков, коммент. А.И.Богословского. — М.: Прогресс, 1991.-448 с.
112. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.- 782 с.
113. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: София: Ге-лиос, 2002. - 586 с.
114. Серафим (Роуз). Православие и религия будущего / иеромонах Серафим (Роуз) // http://www.wco.ru/biblio/books/rouz2/Main.htm.
115. Скороспелова, Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа / Е.Б. Скороспелова. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 263 с.
116. Соловьев, B.C. Соч.: в 2 т. / В.С.Соловьев. — М.: Наука, 1990.
117. Соловьев, B.C. Тайны русской души: вопросы, ответы, версии / В.С.Соловьев. М.: Рус. яз.; Курсы, 2001. - 198 с.
118. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.
119. Телегин, С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации / С.М. Телегин. М.: Община, 1994. - 140 с.
120. Томашевский, C.B. Теория литературы. Поэтика / C.B. Томашевский. М.: Аспкект-Пресс, 1999. - 134 с.
121. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. (Исследования в области ми-фопоэтического) / В.Н. Топоров. М.: Прогресс. Культура, Б.Г., 1995.- 621 с.
122. Трубецкой, E.H. Умозрения в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / E.H. Трубецкой. М.: Центр науч.-инж. проблем, 1990. - 44 с.
123. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М.: Наука, 1983. - 277 с.
124. Уваров, A.C. Символика древне-христианского искусства / A.C. Уваров.- М.: Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т, 2001. 255 с.
125. Уголовный кодекс (УК) Российской Федерации : с изм. и доп. на 10 марта 2005 г.: офиц. текст и справ, материалы. М.: ЭКСМО, 2005. - 255 с.
126. Ферпосон, Дж. Христианский символизм / Дж. Ферпосон. М.: Ассоц. духов. единения "Золотой век", 1998. —332 с.
127. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. М.: Наука, 1978. - 605 с.
128. Фрэзэр, Дж. Золотая ветвь. Исслед.магии и религии / Джеймс Джордж Фрэзер; послесл. и коммент. С. А. Токарева. М.: Политиздат, 1980.- 831 с.
129. Фрэзэр, Дж. Фольклор в Ветхом завете / Дж. Фрэзэр. М.: Политиздат, 1990.-542 с.
130. Хетени, Ж. Мифологемы в «Наводнении» Е.Замятина // Новое о Замятине. Сб. материалов / Сост. JI.Геллер. М.: «МИК», 1997. С. 9-19.
131. Хопко, Фома (прот.) Основы православия / под ред. прот. Андрея Трегубо-ва. Нью-Йорк: RBR, 1989. - 338 с.
132. Храпченко, М.Б. Познание литературы и искусства: Теория. Пути современного развития / М.Б. Храпченко. М.: Наука, 1987. - 575 с.
133. Храпченко, М.С. Горизонты художественного образа / М.С. Храпченко.- М.: Худ. лит., 1986. 439 с.
134. Чельцев, Михаил, протоирей. Христианское миросозерцание / Михаил Чельцов. — М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов, ин-та, 1997.- 175 с.
135. Шейн, А. Жизнь и творчество Замятина / А. Шейн. — Лос-Анджелес, Беркли, 1968.
136. Шенцева, H.B. Художественный мир Е.И. Замятина: Учебно-методическое пособие / Н.В. Шенцева. Йошкар-Ола: МГПИ, 1996. - 137 с.
137. Шеппинг, Д.О. Мифы славянского язычества / Д.О. Шеппинг. — М.: Изд. центр «Терра», 1997. 239 с.
138. Шестов, Л.И. Апофеоз беспочвенности. Начала и концы. Великие кануны / Л.И. Шестов. Томск: Водолей, 1996. - 444 с.
139. Шиманский, Г. Конспект по нравственному богословию / Г.Шиманский // http://www.dorogadomoj.com/dr643shi0.html.
140. Шкловский, В. Гамбургский счет: Статьи / В.Шкловский. М.: Сов. писатель, 1990.-544 с.
141. Шмид, В. Орнаментальный текст и мифическое мышление в рассказе Е. Замятина «Наводнение» / В. Шмид // Рус. литература. 1992. - № 2. С. 23-31.
142. Шпет, Г.Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на тему Гумбольта / Г.Г. Шпет. М.: УРСС, 2003. - 217 с.
143. Шпет, Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы / Г.Г. Шпет. Томск: Водолей, 1996. - 191 с.
144. Ярыгин, H.H. Язычество и христианство / H.H. Ярыгин. Киров, 2001. - 30 с.1.I.
145. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910-1930-х гг.: дис. . д-ра филол. наук / Давыдова Татьяна Тимофеевна. М., 2001. - 346 с.
146. Джанашия, Л.Г. Формы художественной условности в русской прозе 20-х годов. А.Грин, М.Булгаков, Евг. Замятин: дис. . канд. филол. наук / Джанашия Лилиана Гурамовна. — М., 1996. — 169 с.
147. Евсеев, В.Н. Художественная проза Е.И. Замятина: Творческий метод, жанры, стиль: дис. . д-ра филол. наук / Евсеев Валерий Николаевич. М., 2001.-380 с.
148. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе XIX-XX веков: автореф. дис. . д-ра филол. наук / Есаулов Иван Андреевич. — М., 1996. -47 с.
149. Желтова, Н.Ю. Проза Е.И. Замятина. Поэтика русского национального характера: дис. . канд. филол. наук / Желтова Наталия Юрьевна. — Тамбов, 1999.- 193 с.
150. Зюлина, О.В. Повествовательная структура прозы Е.И. Замятина: дис. . канд. филол. наук / Зюлина Ольга Владиславовна. — М., 1996. — 276 с.
151. Капустина, С.Н. Русский дом и семья в творческой эволюции Е.И. Замятина: пути художественных решений: дис. . канд. филол. наук / Капустина Светлана Николаевна. Тамбов, 2002. — 199 с.
152. Кдырбаева, Б.А. История и личность в творчестве писателей 20-30-х годов XX в. А.Толстой, М.Алданов, В.Набоков, Е.Замятина: дис. . д-ра филол. наук / Кдырбаева Бибисара Ахметовна. М., 1996. - 354 с.
153. Кирсберг, И.В. Феноменология жизни: Ветхий Завет и первые христиане: автореф. дис. . д-ра филос. наук / Кирсберг Игорь Викторович. М., 2004. -70 с.
154. Коган, О.В. Феноменология символа: гносеологический и онтологический аспекты: дис. . канд. филос. наук / Коган Ольга Валерьевна. Самара, 2001.- 130 с.
155. Комлик, H.H. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры: дис. . д-ра филол. наук / Комлик Надежда Николаевна. Тамбов, 2001. - 457 с.
156. Лехциер, В.Л. Феноменология художественного: Трансцендентные основания художественного опыта: дис. канд. филос. наук / Лехциер Виталий Леонидович. Самара, 1998. - 228 с.
157. Любимова, М.Ю. Творческое наследие Е.И. Замятина в истории культуры XX века: дис. . д-ра культурол. наук / Любимова Марина Юрьевна. -СПб., 2000.-359 с.
158. Майорова, Т.А. Концепция человека в творчестве Е.И. Замятина: дис. . канд. филол. наук / Майорова Татьяна Радиславовна. Иваново, 1997. — 254 с.
159. Назаров, В.Н. Феноменология мудрости: Нравственно филосовское исследование: дис. . д-ра филос. наук / Назаров Виктор Николаевич. - М., 1993.-415 с.
160. Попова, М.Р. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский): дис. . д-ра филол. наук / Попова Ирина Михайловна. — М., 1997. — 425 с.
161. Пращерук, Н.В. Феноменология И. А. Бунина: Авторское сознание и его пространственная структура: дис. . д-ра филол. наук / Пращерук Наталья Викторовна.- Екатеринбург, 1999. 366 с.
162. Сапельников, A.B. Феноменология изображения рационального и эмоционального в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: автореф. дис. . канд. филол. наук / Сапельников Алексей Витальевич. Волгоград, 2004. - 16 с.
163. Шлегель, Г.К. Художественная феноменология Ивана Бунина: Дух. Душа. Плоть: дис. . канд. филол. наук / Шлегель Георг Кристиан. Иркутск, 2001.- 188 с.1..
164. Азбука христианства. Словарь-справочник / сост. А.Удовенко. М.: МАИК «Наука», 1997. - 228 с.
165. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В.Бауэр. М.: Крон-пресс, 1998. - 512 с.
166. Белякова, Г.С. Славянская мифология / Г.С. Белякова. М.: Просвещение, 1995.-238 с.
167. Библейская цитата: Словарь-справочник / Ин-т системного анализа РАН.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. 223 с.
168. Библейская энциклопедия / сост. архимандрит Никифор. M.: ТЕРРА, 1990. - 904 с.
169. Библейская энциклопедия / сост. К. Вуттон. — Б. м.: Рос. библ. об-во, 1998.- 352с.
170. Библейская энциклопедия: в 2 т. — M.: NB-press: Центурион АПС, 1991.
171. Власова, М.Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь / М.Н. Власова. СПб.: Азбука, 1998. - 670 с.
172. Грушко, Е.А., Медведев, Ю.М. Словарь славянской мифологии / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. Ниж.Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1995. - 367 с.
173. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. -М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1955.
174. Ивлиев, O.A. Полная энциклопедия символов / O.A. Ивлиев. М.: Мир книги, 2004.-416 с.
175. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник / Ф.С. Капица. М.: Флинта: Наука, 2001. - 215 с.
176. Керлот, Х.Э. Словарь символов. Мифология. Магия. Психоанализ / Х.Э. Керлот. M.: REFL-book, 1994. - 601 с.
177. Колесникова, B.C. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму / B.C. Калесникова. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 589 с.
178. Купер, Дж. Энциклопедия символов / Дж. Купер. М. :Ассоц. духов, единения "Золотой век", 1995.-401 с.
179. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. Д.Н. Ни-колюкин. М.: НТК Интелвак, 2001. - 1600 с.
180. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
181. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / под ред. С.А.Токарева. М., 1980.
182. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1982. - 816 с.
183. Православная энциклопедия: в 3 т. / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001.
184. Православный Катехизис. Барнаул: ГИГТЮ «Полиграфия», 1990. - 77 с.
185. Славянская мифология. Словарь-справочник / сост. JI.M. Вагурина. М.: Линор & Совершенство, 1998. - 320 с.
186. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и научн. ред. С.И.Кормилов. М.: Олимп, ACT, 2000. - 704 с.
187. Фоли, Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. М.: АО "Вече": ТКО "ACT", 1996.-428 с.
188. Христианство: Словарь / сост. Л.П. Андронова. М.: Республика, 1994. - 556 с.
189. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков; ООО «Торсинг», 2002. - 670 с.
190. Шипов, Л.А. Православный словарь / Л.А. Шипов. М.: Современник, 2000. - 277 с.1. V.
191. Gildner, A. Proza Jewgienija Zamiatina / А/ Gildner. Krakow: Uniwersytet Jagielloriski, 1993.- 146 p.
192. Gold, R. Thermodynamid als Textern. Die Entropiesatz als poetologische Chiffre bei E.I.Zamjatin / R. Gold. Mainz, 1995. - 136 p.
193. Shane, A. The Life and Works of Evgenij Zamjatin / A. Shane. Berkeley-Los Angeles, 1968.- 106 p.
194. Scheffler, L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik / L. Scheffler. Köln, Wien, 1984. - 306 p.