автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественная концепция человека в творчестве Тембота Керашева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная концепция человека в творчестве Тембота Керашева"
^ П ЗУ-
АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ГРУЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ШОТА РУСТАВЕЛИ
На правах рукописи УДК 82.009 /470.621/
ХАЧЕМИЗОВА Мира Нуховна
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ ТЕМБОТА КЕРАШЕВА
10.01.02 — Литература народов СССР /советского периода/
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ТБИЛИСИ — 1990
Работа выполнена в Институте грузинской литературы им. Шота Руставели АН Грузинской ССР
Научные руководители — доктор филологических наук,
профессор Бекизова Л. А. — кандидат филологических наук Картвелишвили М. Е. Официальные оппоненты — доктор филологических
наук Лордкипанидзе И. П. — доктор филологических наук Шаззо К. Г. Ведущая организация — Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики
Защита состоится « 3 » « » 1990 года
в « / часов на заседании Специализированного совета Д 007.11.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте грузинской литературы им. Шота Руставели АН Грузинской ССР.
Адрес: 380008, Тбилиси, ул. Ленина, 5 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института. Автореферат разослан « » « //_ » 1990 года.
Специализированного совета, ] ^^Т^^о^^Р
Ученый секретарь
канд. филол. наук ч ¡("ЧЙ. к). КА<РБЕЛАШВИЛ Н
й
чал
¡тация (
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Адыгейская советская литература, начиная с 20-х годов, нтенсивно развивается в контексте советской многонациональ-ой литературы. Творчество основоположника повествователь-ых жанров адыгейской литературы Тембота Керашева — авто-а первого национального романа, удостоенного Государствен-ой премии, предоставляет возможность для всестороннего сследования целого ряда кардинальных проблем, связанных особенностями формирования в новописьменных литературах ворческого метода, концептуального осмысления проблемы ге-оя, шире — национального характера. Полувековое творчество одоначальника адыгейской литературы в настоящее время остаточно хорошо изучено. Основное внимание исследователей аследия Т. Керашева в основном ограничивается поисками (анровых характеристик, изучением различных аспектов его розы.
Процессы, связанные с эволюцией национального характе-а, личности человека, всегда привлекали писателя, являлись 1ерилом его ценностных ориентаций. Национальная самобыт-ость и своеобразие художественных образов, созданных Т. Ке-ашевым в своих произведениях, является выражением инди-идуального своеобразия человека с его духовным миром, пред-тающим, как правило, е сочетании с жизнью всего адыгского общества, его социальными и классовыми особенностями. Ху-южественная концепция человека в произведениях писателя, юплощаясь в яркие национальные характеры, раскрывается ерез своеобразный, оснащенный традициями устно-поэтическо-о творчества адыгов стиль писателя. Вот почему творчество (ерашева-прозаика является богатым арсеналом для исследо->ания актуальных литературоведческих проблем.
Актуальность темы. Выбор темы — художественная кон-
цепцня — определяется многими факторами. Главный из т состоит в неразработанности этой важной проблемы, обусло ленный тем, что никогда не снижался интерес мастеров худ< жественного слова к вопросам человеческой личности. А. М. Гор кий называл литературу человековедением. Литература как ч-ловековедение ставит вопрос: Что есть Человек? Каковы е! возможности? В понятие «человек» вкладывается большой с< циально-исторический, гуманистический пафос и смысл. Чел< век является основной фигурой, находящейся ныне на передне крае острой идеологической борьбы. Усиление «человеческого фа1 тора» в современном общественно-историческом процессе д( лает особенно актуальным всестороннее изучение проблемы ли» ности. Научное обобщение принципов воссоздания художестве! ной концепции человека в творчестве Т. Керашева, являющей ся классиком всех адыгоязычных литератур, будет способствс вать решению важной исследовательской задачи, стоящей пере учеными.
Художественная концепция человеческой личности, утверж дающей идеи мира и гуманизма, нашла выражение в литерг турах народов СССР, адыгейской в том числе. Характерно чертой современного литературного процесса является усилени идейных, духовно-нравственных исканий героев. Литератур борется за понимание того, что без глубокого и прочного нрав ственного фундамента задачу формирования нового человек не решить. Закономерно и то, что изучение художественно концепции человеческой личности, национального характер стало одной из актуальных проблем современного литературо ведения. Герой, наделенный обостренным чувством обществен ной ответственности, является основой художественной кон цепции личности, воссозданной во всей многогранности в проз Т. Керашева. Нравственные критерии в подходе к перестройк жизни, труда, ко всем сферам человеческой жизнедеятельност: являются определяющими в характеристике его героев. Исто ризм характеров, созданных Т. Керашевым, обусловлен боль шими изменениями, произошедшими в жизни адыгов, в сами: героях. Отсюда многообразие проблем, новых тем, новых ха рактеров, выражающих движение времени, движение народно! жизни. Герой, который смог бы донести до читателя идею ( высоком предназначении Человека, о его духовной силе, ка! нравственном идеале народа, находится в центре художниче ского внимания классика адыгских литератур Т. Керашева нг всех этапах развития его творчества. В период перестройк! и обновления всех сфер нашей жизни, когда ускорился про цесс демократизации и гуманизации национальных культур
¡учение национальной самобытности литератур выходит на пе-дний план. Художественная концепция человека и принципы воссоздания являются центральной и в решении проблем: рой и жизнь, герой и исторические судьбы народа. В послед-!е два десятилетия (70—80 годы) в литературоведении за-зтно активизировалось внимание ученых к проблеме личности литературе. Все это делает очевидной и весьма актуальной му художественной концепции человека в творчестве адыгей-:ого писателя Т. Керашева.
Цель и задачи исследования. Опираясь на опыт отечественно литературоведения в области изучения литератур народов ССР, на опыт изучения проблем, связанных с концепцией ге-)я, настоящая работа ставит своей основной целью изучение лдожественной концепции человека в контексте движения жиз-1 народа, его исторического, социального и духовного опыта, связи с этим автор ставит решение ряда задач, связанных выдвинутой проблемой. В первую очередь необходимо про-1едить сам процесс становления художественной концепции шности в прозе Тембота Керашева; указать на принципы во-тощения писателем единства личного и общественного в жиз-I героев; определить роль принципа историзма в изображе-№ человека; исследовать национальный характер как осново-элагающий фактор художественного познания писателем жиз-л народа; показать мастерство Тембота Керашева в изобра-ении «древнего адыга» и «нового» человека во взаимосвязи гих понятий; проследить эволюцию героев Керашева, в особен-эсти женских характеров, и в этой связи некоторые особен-эсти реалистического стиля писателя в изображении человека.
Методологической и теоретической основой работы являют-ч принципы марксистско-ленинской эстетики. Автор руковод-гвовался ленинской концепцией развития национальных куль-/р в диалектическом рассмотрении проблем национального и нтернационального. Интернациональный пафос адыгейской итературы предопределил особенности процесса обогащения ационального характера, наполнил художественную концеп-ию человека новым содержанием. Новые, общечеловеческие зани личности рассмотрены в диссертации с позиций интер-ационализма, в их исторической динамике и постоянного обо-ащения под воздействием социальных, эстетических и идеоло-«еских факторов. Изображая человека как носителя общестенных интересов, выразителя новых гуманных идеалов, Т. Ке-ашев делает акцент на революционных факторах формирования ародного самосознания. Он утверждает в адыгейской литера-уре человека социального.
В решении выдвинутой проблемы автор опирался на теор тические труды Л. И. Тимофеева, М. Б. Храпченко, Д. С. Лих, чева, Г. И. Ломидзе, Н. Надъярных, 3. Османовой, Г. Ш. Циц; швили, В. Р. Щербины, Ч. Гусейнова, А. Бочарова, Ф. Кузнец< ва и др.
Научная новизна. Художественная концепция человека ^ материале призведений Керашева рассматривается впервы Адыгские литературоведы — Л. А. Бекизова, X. X. Хапсироко М. Ш. Кунижев, М. Т. Тутукова, А. А. Схаляхо, К- Г. Шазз Т. Н. Чамоков, Г. Ш. Куваева, У. М. Панеш, Л. Г. Мамий, X. X. Б, ков, Н. М. Шиков и др. внесли существенный вклад в историк! литературное изучение творчества Тембота Керашева, в иссл< дование его жанровой системы. В этом контексте ученые к; сались и проблемы героя и национального характера.
Художественная концепция личности в прозе Тембота К' рашева во всем объеме стала предметом специального иссл( дования. Опираясь на проделанную адыгскими литературов( дами работу с учетом их опыта в изучении отдельных аспекте решаемой в диссертации проблемы, с учетом трудов Е. М. Ш< бановой и Е. П. Шибинской, автор диссертации предприня комплексное исследование художественной концепции личност на материале прозы Т. Керашева. Согласно принятой период{ зации творчества Т. Керашева, проблема героя, воссозданна им художественная концепция личности рассматривается историко-литературном и проблемном планах. Диссертационна работа, посвященная кардинальной проблеме, призвана воспо; нить существенный пробел в адыгейском литературоведенш На основе конкретного анализа художественных произведени в ней прослеживается идейно-эстетическая эволюция национал! ного характера в творчестве Тембота Керашева. Становлени образа нового человека рассматривается как сложный диале( тический процесс взаимодействия традиций адыгского фольклс ра и реалистического стиля письменной литературы.
Теоретическое и практическое значение работы. Основны выводы диссертации существенно дополняют в теоретическо плане имеющиеся обобщающие исследования по творчеств Тембота Керашева. В процессе исследования конкретных л^ тературно-художественных произведений автор работы опирает ся на философские принципы единства «общего» и «частного «истории и личности», «природы и человека».
С практической стороны работа поможет исследователя: адыгейской литературы глубже представить себе значение х) дожественной концепции человека в литературном процесс» лучше понять творчество самобытного писателя. Ряд положе
ий и выводов работы можно использовать при прохождении /рса по литературам народов СССР, в изучении целостной стории адыгейской советской литературы в школах, училищах вузах. Помимо этого, отдельные положения работы могут ыть . использованы учителями-словесниками, филологами в це-ях нравственного воспитания подрастающего поколения. Вы-эды и комментарии, содержащиеся в работе, могут быть ис-ользованы студентами-дипломниками для формулировки отельных положений их дипломных работ. Монография (в случае ; издания) может стать дополнительным учебным пособием ля студентов.
Материалом для исследования послужило творческое нас-едие родоначальника адыгейской "литературы, классика адыг-<их литератур Тембота Керашева, его социальные и истори-еские романы, исторические повести и новеллы, его эссеистика, удожественно-этнографические и публицистические произведе-ия. Материал исследования охватывает все наиболее харак-;рные и значительные произведения писателя, начиная с рас-каза «Арк» (1925) и кончая его последним романом «Одино-ий всадник» (1973). За основу взяты издания: Тембот Ке-ашев. Избранные произведения в трех томах.— Майкоп: Ады-;йское отделение Краснодарского кн. изд-ва, 1981 —1983; Лэрэщэ Тембот. Ытхыгъэмэ ащыщхэр тхылъищ хъоу.— Мые-ъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап!эм и Адыгэ отделение, 987—1989.
Апробация работы. Работа обсуждалась на расширенном зседании сектора литературы Адыгейского НИИ, на заседании афедры адыгейского языка и литературы Адыгейского госпед-нститута и в Отделе литературных связей Института грузинкой литературы им. Шота Руставели Академии наук Грузинкой ССР. Отдельные части работы опубликованы в альманахе Зэкъошныгъ» («Дружба») и в Материалах межрегиональных онференций. Одна из глав помещена в ученых записках «Проб-емы адыгейской литературы и фольклора».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех пав, заключения и списка использованной литературы, вклю-ающего 167 наименований на русском и адыгейском языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение. Во введении обоснованы цели и задачи диссерта-ии, актуальность и новизна выдвинутой темы, ее практическая начимость для новописьменной литературы. Здесь же заявлена
методология исследования, комплекс исследуемых вопросо] Исходная мысль автора базируется на конкретном вкладе Тел бота Керашева в создание художественной концепции челов* ка. Во введении обосновывается связь проблемы с методом жанром.
Глава первая — «Философско-нравственные основы конце! ции человека в творчестве Тембота Керашева». В этой глав рассматриваются такие вопросы, как: единство личности и об щества — условие проявления гуманистической сущности челе века; историзм — необходимое условие в изображении челе века; человек — неотъемлемая часть природы.
Самое главное, что отличает человека от остального ж} вого мира, это то, что человек социально-общественное сущ( ство, размышляющее над своим предназначением в жизни, на смыслом своего существования. Герой Т. Керашева наделе обостренным чувством общественной ответственности, он явл* ется выразителем духовного мира народа, носителем его лучши нравственных и философских воззрений. Вся передовая литере тура современности изображает человека в многообразии ег связей со своей средой, с обществом, с историей, так как раг витие индивидуальности может быть понято как часть целогс Вместе с тем единство человека и общества нельзя считат неким статичным, раз навсегда данным явлением, которое не по,п вергается изменениям, отклонениям в ту или иную сторону. Внут ри этого единства личности и общественной среды действуют не зримые пружины отталкивания и притяжения. Человек и общест во, человек и его отношение к миру, к людям, к самому себе — эт важнейшие вопросы находятся сегодня в центре внимания обще ственной мысли и в центре внимания писателей. На современно! этапе проблемы человек и общество, человек и среда обрел: философское и нравственное звучание. Мысль о ценности не повторимой человеческой личности, своеобразия ее мировоспри ятия и мироощущения — одна из самых ведущих в советско) многонациональной литературе. В современной адыгейской ли тературе заметно активизировался интерес писателей к пробле мам личности и общества, труду как нравственной категории к связям времен и поколений, к духовым истокам. Творчеств! Тембота Керашева, отмеченное обостренным интересом к на званным проблемам, устремленностью к личности человека представляет интерес в осмыслении художественной концепцш личности. Мир героев Т. Керашева соизмерим с представлени ями народа, его идеалами. Он выражает представления писа теля об обществе, о человеке. Т. Керашев исходит из того, чт< поведение человека зависит от исторического опыта народа, ег<
[равственных традиций. Человеческая личность формируется на лазах у общества. Социальная активность человека является видетельством значимости его как личности общественной. Адыгейская поговорка «Нелегкая доля быть человеком» часто опровождает героев Тембота Керашева. Она лежит в основе го художественной концепции, определяя национальную само-¡ытность героя. Это подтверждается образом абрека из одно-ценной повести Т. Керашева.
Повесть «Абрек» («Хьаджрэт») посвящена теме абречества. 'ема абречества широко освещена в литературах Северного (авказа. Каймет — герой повести, воплощает характерные нер-ы народного заступника, чей образ предстает в фольклоре [дыгов как героическая личность, защищающая бедных и обез-юленных. В повести «Абрек» проводится мысль о том, что удьба отдельного человека может быть понята лишь в един-тве с судьбой народа. Отважный Каймет погибает с сознанием воего правого дела, так как его свобода и его личное счастье [емыслимы без счастья и свободы всего общества.
В повести «Дочь шапсугов» Т. Керашев опирается на фольк-юрные мотивы, в которых речь идет о героических образах. Тисатель сохраняет подлинные имена фольклорных образов: (атхе Мхамет — народный герой, предводитель военных отря-юв; Мое — участник Бзиюкской битвы, которая была большим юбытием в жизни адыгов конца XVIII века; центральное место (анимает девушка Гулез. Как и фольклорная героиня, Гулез >не благополучия народа не мыслит своего благополучия, себя :читает частицей народа. Вот почему о себе она говорит: «Я, шчтожное существо, лишь соблюдаю законы своего народа». Гражданские чувства героев Керашева перед обществом вос-юздаются в его прозе в тесной связи с образом жизни народа, то исторической судьбой. «Люди, находящиеся среди людей» — лавная исходная мысль, определяющая концепцию героя Тем-юта Керашева, которая своими корнями уходит в традиции шродной этики, в неписаные законы «адыгэ хабзэ». Народное )бщественное мнение — это неподкупный судья, не прощающий шкому бесчеловечного поступка, нарушения «адыгэ хабзэ».
Жизнь неабсурдна до тех пор, пока человек продолжает ебя в человечестве. Но если человек — одиночка, если он — диница, не имеющая будущего, тогда смерть абсолютна, как новелле «Последний выстрел». Оторванный в жизни от обще-тва, Алэбий остается непрощенным и после смерти. Народ не озволил хоронить его на аульском кладбище. «Предание го-орит,— пишет автор,— что могила Алэбия находилась на от-
лете от общего кладбища, и путники с суеверным страхом обхо дили ее...» (1,416).
Сущность человека, по мысли Тембота Керашева, предста ет лишь во взаимоотношениях его с обществом, с историей, < природой. Чувство истории, интерес к истории — признак вс( углубляющегося самосознания каждой национальной литерату ры. На современном этапе в адыгейской литературе наблюдаете? тенденция к углублению историзма характеров. Заложенные Т. Керашевым традиции воздействия через героя на жанровьк структуры прозы определили динамику их развития, своеобра зие историзма художественного мышления. Стремление лучше понять людей, осмыслить жизнь и самих себя — таковы пара метры исторической концепции, цементирующие принцип худо жественного историзма в подходе к изображаемой действитель ности и человека в творчестве Т. Керашева на всех этапах раз вития. Художественное воссоздание человека невозможно бе: глубокого осознания и понимания истории своего народа, бе; бережного сохранения и развития духовного наследия предков народного творчества, обычаев и традиций, без уважительногс отношения к своей родословной.
Писатель выступает в своих произведених неутомимым по борником и хранителем всех лучших традиций своего народа «Всякий адыгеец должен хранить в чистоте все лучшие черть своего народа, понимать и ценить все хорошее, что пронес нар oí через свою прошлую историю»,— пишет он. Поэтизация герои ческой личности, романтическое воплощение жизни героя, < одной стороны, а с другой — пристальное внимание к жизненнс достоверным характерам, подлинным историческим событиям — таковы характеристические черты созданных Т. Керашевым ха рактеров. Он в своем творчестве плодотворно развил традицш историзма образов адыгских народных сказаний, преданий, ле генд, песен. Фольклор стал для писателя важным инструменто\ для раскрытия национальных особенностей, национальной пси хологии героев. Писатель хорошо понимает, что каждый Hapoi берет из своего прошлого то, что соответствует его духовном} уровню, его жизни, его идеалам и мечтам. Вот почему осмысле ние прошлого с позиций настоящего придает новое качество егс исторической прозе, деяниям личности. Писатель охватывает все временные пласты, национальное содержание жизни народа стремится возвести воссоздаваемое до общечеловеческого зву чания. И в этом он опирается на гуманистические традиц^ фольклора. Человек и история есть неразрывное целое, одно временно дополняющие друг друга. Отсюда и ценность мирг души героев писателя. Т. Керашев хорошо понимает, что историк
;елают люди. Своей беспрерывной борьбой за справедливость, :воими мучительными страданиями, своей гибелью ради спра-зедливости герои Т. Керашева прокладывают путь к новой «изни. Готовность его героев, как и лучших героев фолькло-)а, идти на самопожертвование ради защиты свободы, чести I достоинства народа составляет сердцевину героико-этической сути личности.
Исторический . взгляд на все: на время, на человека, на трироду — является неотъемлемой частью художественного ми-товидения Т. Керашева. Художественная концепция человека } творчестве любого художника не может быть понята до конца Зез выявления его отношения к природе, к этой «малой родите» и, с другой стороны, вне человеческого не может быть по-тята и сама природа. Природа и люди находятся в сложном диалектическом взаимодействии и взаимосвязи.
Начиная с устного народного творчества природа всегда трисутствует в произведениях художественной культуры ады-чов. Диалектическая взаимосвязь человека и природы высту-тает как важный исторический и эстетический фактор и в твор-1естве Т. Керашева.
Люди и окружающая их среда выражают сходные, созвуч-ше картины социальной жизни и явлений природы. Идея еди-тения человека и природы, познания личности человека через тризму его отношений к окружающей среде, постижения уди-5ительного мира животных и растений постоянно находились з поле зрения Керашева-художника. Суровый облик древнего здыга дается рядом с величественными горами. Величавый чэрный ландшафт несет глубокий, обобщающий, социально-фи-юсофский смысл. Мотивы вечности, силы и величавости гор тасто повторяются в произведениях писателя. Тембот Керашев тодчеркивает мысль о том, что горы величавы, их вершины тедоступны, но человек сильнее их, ибо он наделен даром мыс-тить, чувствовать; человек сильнее этой мощной природы своим ^ухом. Жизнь природы соотносится с миром человеческих чувств, эазмышлений о вечной в мире борьбе между добром и злом.
В творчестве писателя природа выступает и как средство фавственного возвышения и очищения человека. Человек нравственный всегда испытывает радость от соприкосновения с жи-юй природой. Образ всадника — самый любимый образ писателя Т. Керашева. Конь поэтизируется в произведениях писате-тя наравне со всадником. Эта особенность творчества Керашева зосходит к традициям адыгского фольклора, отмеченного осо-5ым любованием хорошим скакуном. Взволнованное авторское тувство всегда присутствует при описании лошадей адыгской
породы. Конь — неизменный спутник древнего адыга. Начина5 с нартского эпоса, где конь Саусырыко «Тхожий» может раз говаривать с богатырем, разделить с ним его порывы и настро ение, кончая историческими новеллами Тембота Керашева, кош играет важную роль в раскрытии национального характерг адыга, героя, всегда стремящегося к одолению врага, сверше нию доброго поступка во благо людей.
Глава вторая — «Характер — основополагающая катего рия художественного познания человека». В этой главе рас сматриваются истоки национального характера и его эволюци5 в произведениях Т. Керашева: образ «древнего адыга», обра; «нового человека», женские образы.
Историзм характера явился важным идейно-художественным достижением Тембота Керашева как писателя. Через кон кретные характеры, через человеческие судьбы художник позна/ жизнь и душу адыгейского народа. Национальный характер отражает в творчестве писателя историю развития адыгейской: народа, его жизнь и борьбу. Историческая активность личности побуждаемая добрыми чувствами к народу, творческая неуспокоенность, инициатива, бунтарство и революционность всегда противостоят у Керашева самоуспокоенности, консерватизму и смирению. Человек труда является носителем лучших национальных и нравственных качеств во всех жанрах прозы Т. Керашева.
Уважение к старшим — существенное качество нравственного человека. В народе говорят: «Если почитаешь старость, то почитаешь себя». В книгах писателя идея почитания старшего присутствует постоянно — в действиях героев, в их поведении.
Романтическая окрашенность новелл, повестей и романов писателя способствует расширению границ познания национального своеобразия жизни адыгов в прошлом. Древний адыг предстает перед нами со всеми атрибутами походной жизни. Писателя давно волновала фигура древнего адыга: героического и трагического, гордого и человечного, отважного и скромного. Национальный характер адыга складывался не в одно столетие. Образ древнего адыга в книгах Керашева помогает нам сегодня ощутить истоки национального характера, его психологию. «Жизнь, заполненная отчаянной и постоянной борьбой за существование, за кров свой, за родную землю, породила у адыгов и соответствующее понятие мужской красоты: привлекательным и достойным уважения почитался лишь суровый облик мужа-воина...»,— пишет писатель (111,193).
Роман «Одинокий всадник» («Шыу закъу») стоит на первом месте по исторической отдаленности изображаемой эпохи, хотя
I является последним романом писателя. События, описываемые ¡втором, относятся к тому далекому прошлому в истории ады-ов (начало XVIII века), когда социальная борьба в адыгском бществе носила стихийный и единичный характер. Особенностью того исторического романа Керашева является то, что, создавая го, автор опирался целиком на устные предания об абадзехе фстеме Залэкъо. Народная эпическая традиция и художествен-[ый вымысел выступают в романе основными жанрообразующими юмпонентами. Вымысел основывался на прочном фундаменте [ародной памяти, памяти талантливых адыгейских народных казителей, с чьих уст автор записал не одно произведение народ-юго эпоса. Творческий процесс создания такого исторического юмана, как «Одинокий всадник», отличается тем, что устная [ародная эпическая традиция трансформируется в художествен-юе авторское видение мира. Тембот Керашев обращался к истори-¡еской прозе и раньше, но в романе «Одинокий всадник» писатель юказал более обстоятельно исторические истоки социальной юрьбы у адыгов, истоки свободолюбивого национального ха-1актера через внутренний мир древнего адыга. С начала романа I до его конца присутствует герой Ерстэм Залэкъо — абадзех-кий всадник. Автор связывает с этим образом все лучшие [ерты характера мужа-воина. Ерстэм — представитель сословия зокотлей, т. е. свободный крестьянин, и кроме того, он — абадзех. История свидетельствует, что абадзехи не имели в своей среде ;нязей. Вот такое свободное положение абадзехов и определяет юведение героя. Ерстэм в 30 лет своим мужеством прославился о всей адыгейской земле. Главная особенность его характера — это стремление помочь человеку, приходить на выручку по-[авшим в беду. Он — сама воинствующая человечность, всюду [щет «человеческое в человеке». Образ Ерстэма воплощает главою авторскую концепцию человека. Ничто человеческое не [уждо герою, но ему не дает сбиться с пути главный ориентир — [еловечность. «Человечность — твоя доля, Ерстэм»,— говорит му другой герой, старик Темган Таур.
Народный взгляд на мир является основой художественной ;онцепции писателя, открывшего в своей исторической прозе уманистическую концепцию свободного человека, руководствующегося в жизни высокими нравственными принципами человеч-юсти, социальной справедливости.
В работах ученых об адыгских литературах верно отмечает-:я, что становление характера нового человека тесно связано : социально-историческими изменениями в жизни народов Север-[ого Кавказа. Писатель Т. Керашев еще в 20-е годы почувство-1ал, какое громадное значение имеет изображение процесса
рождения нового человека для адыгейской литературы. Новы человек рождается в процессе сложного исторического развити народа. Тембот Керашев, как художник-новатор, первый адьн ский романист впервые художественно открывает новые сторон! действительности, новые формы для отображения новой жизш Образы новых людей в прозе Керашева были первыми удачным шагами адыгейской литературы 20-х и 30-х годов. Национальны характер, исторически видоизмененный в соответствии с течение1 времени, ясно ощущается в романах «Дорога к счастью» (1932 г.) «Состязание с мечтой» (1955 г.), «Куко» (1967 г.) и др. Писател отдает предпочтение героям деятельным, активным борцам з новое в жизни, таким, как Биболет и Доготлук, Шумаф и Долет черий, Нафисет и Куко... Извечная борьба адыга за свобод и справедливость поднялась на новую ступень. На смену герою одиночке приходит борец-революционер, который сплачивае вокруг себя всех единомышленников и ведет их за собой. Много роднит жизненный путь самого писателя с главным героем рома на «Дорога к счастью» Биболетом Мозоковым. На родство и душ обращают внимание исследователи и писатели. «Навернс останется тайной,— писал Савва Дангулов,— как писатель, ег< жизнь, его мироощущение, его страсти сказываются на душев ном складе его героев».
Основным предметом раздумий Т. Керашева становитс: личность и сложный процесс ее становления. Нельзя до конц. понять образы современников, явивших собою новый тип личност] адыга, без постижения сути традиционных, нанесенных фолькло ром образов адыгов, воссозданных в повести «Абрек» и многи. других. Уже в первые революционные годы в адыгской сред формируется новая личность, которая поднимается до величи: тех задач, которые требуют от человека служения новым, рево люционным идеалам. Доготлук («Дорога к счастью») — первьп человек в ауле, открыто выступивший против несправедливосте: старой жизни, основой которых служит социальная угнетенность Судьба Доготлука, как представителя победившего народа,-типичная судьба бедняка-адыга. Типична и его социальная биогра фия. Мальчик-сирота, служивший батраком у имущих, становит ся активным строителем новой жизни в ауле. Образы стариков доживших до счастливых дней возрождения народа, взятые и: жизни, составляют художественную находку Т. Керашева. Судь бы таких стариков, как Халяхо, Карбеча, Емсука, Орзамес; в корне изменила революция. Революция внесла кардинальны^ перемены в их жизнь. Образ Карбеча («Дорога к счастью»^ является ярким тому подтверждением: столетний Карбеч заме чает, что труд бедняка приобрел другой смысл и значение, 01
;тал цениться. При несомненной заслуге Т. Керашева в художественном воплощении новых, рожденных в ходе революционных преобразований характеров и типов, не следует забывать л о том, что роман «Дорога к счастью» писался в определенное зремя, в условиях «идеологического диктата» в литературе. Отсюда некоторая социологизированность новой личности, их характеристик.
Развитие современного мирового реалистического искусства показывает, что национальное начало в условиях современности не исчезает, но изменяется, приобретает новое содержание, новые формы. Некоторые черты психического, национального склада характера с изменением условий их породивших безвозвратно ушли в прошлое; появились и новые качества как следствие новых исторических обстоятельств. Национальный характер несет в себе весь исторический жизненный опыт нации, который всякий раз неповторимо преломляется через индивидуальное своеобразие личности. По мере поступательного развития общества изменяются и требования к человеку, раз и навсегда данного и неизменного отношения между человеческой личностью и обществом нет.
Одна из важных тем произведений Т. Керашева — тема братства народов. Писатель между тем показывает и то, что адыгу с трудом удавалось ранее реализовать заложенные в характере и присущие с давних времен качества, как дружелюбие, гостеприимство, незлобивость. Социалистическая действительность наполнила новым содержанием традиционное представление о куначестве, святом отношении к гостю. Уважение к своему народу и к народностям всей земли является важнейшей нравственной чертой характера личности, выражением гуманистической сути национального характера. Художественная концепция человека у писателя направлена на воспитание личности высоконравственной, интернациональной, живущей по законам добра и справедливости, красоты и мужества. Т. Керашев показывает то, что привносит новая историческая эпоха в национальный характер. Особенно наглядно это прослеживается на новой судьбе женщины-адыгейки, принимающей участие в переустройстве общества.
Исследователи творчества Тембота Керашева справедливо считают, что особенно удачными являются в произведениях писателя образы женщин-адыгеек, что его проникновение в человеческие характеры сильнее сказалось в раскрытии женских образов. Женские характеры-типы из исторического прошлого адыгов показываются автором исторично, в достоверных типических обстоятельствах. Так, в «Одиноком всаднике» в образе Мэзаго писатель сосредоточивает с удивительной глубиной и прозорливостью все женские радости и горести, умеет показать в повсе-
дневности каждодневный героизм женщины-матери, котора; является прародительницей рода, началом жизни и счастья Т. Керашев рассматривает женские характеры в эволюции. СН отмечает произошедшие изменения в их психологии, равно ка]-изменилось и отношение общества к женщине. Но извечные нравственные ценности остаются мерилами их человечески> качеств — это чистота и чуткость их сердец, зоркость ума и благородство нравов. Под этим углом зрения Т. Керашев изображает в произведениях разные судьбы и разные характеры. Старый строй принес много горя Амдехан («Дорога к счастью»), но свежий ветер перемен принес надежду на избавление и она смелс бросает вызов несправедливой судьбе, находит в себе силы порвать со старой жизнью. Вступила на путь борьбы и Айшет, другая героиня этого романа. Движение характера Айшет есть развитие и расширение того, что было заложено в ней под влиянием брата Биболета. Особое место в романе занимает образ Нафисет, семнадцатилетней девушки из аула. Нафисет растет с мечтой о новой, отличной от других женщин, судьбе. Она была непохожа на своих сверстниц, «как дикая утка, выведенная домашней курицей». Она борется за свою судьбу так, что никакие посягательства на ее свободу, на ее мечту не смогут остановить ее... Целеустремленная, в ней угадывается скрытая, напряженная не по летам духовная жизнь. Первые люди, поддержавшие ее, были Биболет и Доготлук. Биболет для Нафисет становится маяком новой жизни, счастья, любви.
В романе «Состязание с мечтой» («Типшъашъэхэр») (1956 г.) образы женщин находятся в несколько ином положении. Круг интересов наших девушек расширился: они трудятся в колхозе, учатся, ставят опыты. Девушки эти отличаются от своих предшественниц раскованностью, напряженной устремленностью к цели и уверенностью, что счастье в их руках. Необычайно прекрасен образ девушки Даус, богато одаренной талантом певицы, скромной по натуре, нежной. Художественные открытия, сделанные Т. Керашевым в раскрытии женских характеров в романах «Дорога к счастью», «Состязание с мечтой», были им развиты в повестях «Умной матери дочь» и «Куко», созданных в 60-е годы.
Итак, в художественной концепции человека Тембота Кера-шева 60—80-х годов определяющим направлением ценностных ориентаций становятся духовность и нравственность. Его гуманизм вырастает из всестороннего исследования взаимоотношений человека и общества, человека и истории, человека и природы. В его творчестве прослеживается процесс осознания трудящимися своей исторической роли, расцвет личности, глубокий смысл
счастье человека, достигшего единства со своим народом. Пи-атель обращает особое внимание на духовно-нравственные тношения человека и общества. Нравствен Каймет («Абрек»), сертвующий своей жизнью во имя свободы людей, нравственна улез («Дочь шапсугов»), готовая на все ради счастья народа; равствен Ерстэм («Одинокий всадник»), для которого «делать обрые дела, помогать людям в беде» является смыслом жизни; равствен столетний старик Карбеч, у которого уважение к окру-<ающим впитано с молоком матери: «Как же я сяду, когда весь ул стоит?» — говорит он, когда ему предлагают стул на аульском обрании. Но личность, оторванная от людей, чуждая обществу, акая, как Алэбий («Последний выстрел»), безнравственна. Алэбий был как хищный зверь — сам никого не любил и его !Икто не любит. Ему чужда человечность. Общество проклинает то: «Поднявший руку на женщину — не человек»,— таково мнете людей. Как верно заметил Чабуа Амирэджиби, «нравствен-1ый опыт, он — едва ли не самое главное при воплощении на >умаге человеческого облика, человеческого характера».
Национальный характер у Тембота Керашева основан на сатегории нравственности, исповедуемой народом. В духовном формировании человека моральное начало становится основным фактором, определяющим его характер. При этом писатель широко юльзуется богатыми традициями национального художествен-10Г0 опыта. Он обращается, к истокам и традициям народной трудовой нравственности. Обязанность трудиться — одна из глав-1ейших и простейших норм нравственности и справедливости / писателя. Адыги годами и тысячелетиями вырабатывали эту моральную традицию. Уважение к человеку-труженику являет-:я естественным фактором в концепции человека и у писателя Керашева. У героинь ценится не только красота, ум, но и умение грудиться. Мастерством рукодельницы-швеи прославлялась не каждая. Такие женщины «умудрялись по ночам заниматься украшением жизни — вышивали чудесные узоры, пряли и ткали, и по одному лишь взгляду могли, точно как по мерке, сшить одежду близким» (III, 311).
Тембот Керашев создал прекрасный образ женщины-матери. Слово нан — «мать» окружено ореолом святости и почтения. Именем матери произносятся нерушимые клятвы. Есть пословица: «Пчъэшъхьа1ум плъакъо иудзыгъэми, уянэ къыоджагъэмэ къэ-гъэзэжь» («Пусть ты перешагнул порог, но возвращайся, если позвала мать»). Когда заклинают именем матери, нельзя отказать. Этим пользуется герой Ерстэм («Одинокий всадник»), когда просит о помощи своего соотечественника: «Если ты вскормлен молоком адыгейской матери..., ты должен помочь нам» {III, 429).
Сильные духом, мужественные люди — пример для подраж; ния молодежи. Мужество воспевается в произведениях Т. Керг шева. Жизнь, заполненная отчаянной и постоянной борьбой з существование, за кров свой, за родную землю, породила у адь гов и соответствующие понятия мужской чести, женского достоиг ства, человеческого обаяния. Чувство прекрасного является не отъемлемой частью национального характера, в котором ског; центрированы многовековые традиции народа, его неповторимы психический склад, образ мышления, эстетический вкус, т. ( все то, что В. Г. Белинский называл «взглядом на вещи». Дл писателя национальный характер — категория историческая социально-психологическая и нравственная. Новаторство писа теля Керашева проявилось в том, что он первым в адыгейско! прозе•запечатлел рождение нового человека и наполнение на ционального характера новым содержанием. Нельзя не заметит] процесса интенсивного взаимодействия национального и обще человеческого в формировании духовного мира личности совет ского человека в произведениях Керашева.
Глава третья — «Особенности реалистического стиля Тембот; Керашева в изображении человека». В данной главе речь идет об индивидуальных особенностях выражения художественно} концепции человека в прозе Керашева в связи с ocoбeннocтям^ его стилевой манеры.
Творчеству писателя присуще жанровое многообразие. Оь автор рассказов, повестей, романов, публицистических очеркоЕ и статей. Это писатель-трибун, постоянно призывающий человечество к красоте и нравственности. Особое место в творчестве писателя занимает новеллистический жанр. Новеллистическая форма повествования традиционна для устной прозы адыгов. Она дала возможность писателю вобрать основные мотивы и сюжеты фольклора, освещающие проблемы нравственности, человеческого достоинства и мужества. Идейно-эстетическая направленность содержания его исторических новелл требовала обращения к традиционным формам повествования. Само обращение Тембота Керашева к исторической прозе является закономерным. Характер времени обусловил интерес к вопросам истории народа, его прошлому и настоящему.
Исторический роман «Одинокий всадник» завершает творчество писателя. В этом романе прослеживаются стилевые особенности Керашева-прозаика. Появление в молодой литературе исторического романа — свидетельство возросших возможностей жанра, формирование которого связано с именем Т. Керашева-писателя, вдохновленного верой в человека, в его историческое предназначение.
Жанровое многообразие форм, в особенности романных, дает громный материал, позволяющий проследить особенности инди-идуального воссоздания типов и характеров в творчестве Кера-1ева. Обращаясь к различным сторонам жизни, писатель стре-[ится передать ее течение во многих исходных между собой отоках. Он изображает жизнь как опору и критерий естествен-ых начал человеческого бытия, выявляя ее противоречия, слож-ый внутренний мир героев.
Композиционной особенностью повествования писателя яв-яется наличие экспозиции. Экспозиция подготавливает читателя ; встрече с героем, выражает предысторию событий, происходящих в произведении.
Используемый часто композиционный прием «рассказ в рас-казе» придает повествованию большую достоверность, усиливает [ациональный колорит и дает возможность многим героям оце-[ить героя, выразить их мнение. «Рассказ в рассказе» очень близок радиционным зачинам из устного народного творчества и Ке->ашев вводит в повествование традиционный образ рассказчика. Рассказчик вспоминает случай из жизни, воспроизводит хабар, ;оторый он слышал от других. Так между автором и героем юявляется третье лицо — рассказчик. Герой, рассказывающий 1Сторию, которая произошла с ним или с его участием, является шстым приемом писателя. Образ рассказчика позволяет автору шсказывать мысли, идеи, а главное — создать экспрессивно-шоциональный настрой повествовательной структуры. Такой трием дает возможность изобразить человека в разных аспектах \ ракурсах.
Тембот Керашев часто воспроизводит от первого лица традиционную для адыгов беседу в кунацкой, интересный рас-:каз о каком-нибудь событии или герое. Кунацкая искони была местом для бесед о чести и доблести, о долге и совести, «здесь учились правилам поведения, мужеству и человечности» (3,227). Писатель знакомит нас с героем еще до встречи с ним через разговоры в кунацких. Кунацкая была тем местом, где сходились все новости о происшедших событиях в дунае («мире»). Гость, приезжавший из далеких мест, был всегда желанным. Некоторые кунацкие достойных мужей славились своим многолюдством. Здесь получали первые уроки мужества молодые люди. Они почтительно, не вмешиваясь в разговор старших, слушали все, о чем говорили уважаемые люди. Это было местом их просвещения и исторического, и эстетического, и нравственного. Отводя много места в своих произведениях разговорам в кунацких, писатель достигает определенную цель, определенное достижение в раскрытии национального характера. Без кунацких образ
древнего адыга невозможен. Они дополняют друг друга. Геро может раскрыться не только в действиях, но и через поведение кунацкой. Сложный этикет, которым сопровождается встреч гостя, осваивается в кунацких. Таким образом, писател: начиная свои произведения через разговоры в кунацки: настраивает нас на давно желаемую, интересную с герое встречу, давая отзывы других действующих лиц о нем. О Kai мете («Абрек») автор слышал много раз от людей, знавши знаменитого абрека; о Гучипсе («Абадзехский охотник» ходила молва, как о знаменитом охотнике; в рассказе «Испыта ние мужества» герои Кизбеч и Алэ заочно узнают друг о друг из разговоров в кунацких. По ходу действия рассказчик дае описание людей, пейзажа, деталей, которые помогают раскрытш характера героя. В повести «Дочь шапсугов» беседа в кунацкой достоинствах коней заканчивается рассказом старого Кизбеча случае, который часто рассказывал его дед. Слова: «История .. произошла вскоре после Бзиюкской битвы ...» (1,300) настраивае читателя на то, что последует достоверный рассказ о необыкновен ном случае.
Финальный момент в произведениях Т. Керашева, с одно] стороны,— это художественный итог изображенного во всеи произведении развития характеров и фабулы, а, с друго! стороны — это сгусток стилевого выражения, обладающей «дополнительным» своим смыслом, вносящего порой значитель ные коррективы в ценностный и оценочный человеческий фактор Концовка произведения может содержать информацию о( остальной жизни героя, ее краткую характеристику. Обычнс для этого пользуются словами типа: «говорили ...», «рассказы вали ...», «он узнал, что ...», «предание говорит, что ...»
Велика роль стиля в выражении авторской позиции писателя i отношении изображаемого, в осмыслении нравственных стороь человеческого бытия. Авторский стиль определяет и степень постижения человеческих характеров, полноту выражения егс внутреннего мира. Характеры в произведениях Тембота Керашева выявляются по-разному: в действиях, в поступках, в столкновениях с окружающей средой или в прямых авторских характеристиках. Писатель так строит и ведет линию развития характера, что легко проследить центральный всепоглощающий жизненный интерес каждого лица, вокруг которого группируется все остальное. У Ерстема («Одинокий всадник») жизненный интерес и счастье состоит в том, чтобы «... делать добрые дела, помогать людям в беде ...». Каймету («Абрек») нужно «присоединиться к большой борьбе людей, отстаивающих правое дело».
Последовательно, с нарастающим усилием изображая одно
I то же качество, человека, Тембот Керашев выпячивает ведущую !ерту характера. Храбрость и благородство Ерстема под-■верждается неоднократно в последующих событиях романа. Тиния развития характера идет по нарастающей вверх.
Принцип отбора и обобщения позволяет писателю создать юстоверные, выразительные, неповторимые человеческие сарактеры. При этом автор исходит из того, чем живет, чем 1анят человек, что он делает, чему посвящает свою жизнь. Человек труда является идейным рупором автора.
Много места отводится этикету адыгов, его соблюдению, "ерои Керашева исповедуют адыгский этикет, кодекс чести — гадыгэ хабзэ». По манере держаться, по внешнему виду, по речи «ожно многое понять о характере человека. Все это является и формообразующим средством. Внутреннее движение души отражается и во внешнем облике и на манерах человека: к... Суанд, едва начав играть, внезапно преобразилась. .. И то необыкновенное, что она ощущала, светилось на ее лице невыразимым наслаждением и торжеством» (3,270).
Как правило, у Тембота Керашева нравственно чистый и :ильный духом человек держится с достоинством, подобающим носителю лучших национальных черт характера. В развитии повествования и характера важное значение имеет портрет. Тембот Керашев идет от портрета к внутреннему миру человека. Человеческие качества героев у писателя соответствуют внешнему виду — внешне красивый человек и внутренне красив. Эталон мужской красоты у писателя — это стройная фигура «с тонко перетянутой талией, могучим размахом плеч, мощными мускулами» (11,547). Портретная характеристика человека переходит у Керашева в психологический анализ. Сочетание внешних признаков с внутренними душевными свойствами позволяет писателю проникнуть в психологию человека.
Одежда — говорящий компонент, свидетельствующий о характере героя, поэтому ни одна малейшая деталь костюма не ускользает от глаз писателя. Особенно красочно описывает писатель поэтический национальный костюм черкешенки, подчеркивая материал, цвета, узоры, украшения, фасон и т. д., с таким знанием, что малейшая деталь имеет важное значение и работает на образ.
Противопоставление является частным стилистическим приемом писателя, когда внешний вид одного является противоположностью внешнего вида другого человека, соответственно и характеры не сходятся. При экстремальных условиях происходит столкновение этих характеров.
В произведениях Тембота Керашева немало пейзажных
зарисовок, которые создают фон повествованию, способ ствует раскрытию чувств и настроений человека. Картинь природы наталкивают героя на философские размышления с жизни и борьбе, о месте человека в этой борьбе. Писатель не отождествляет человека с природой, а подтверждает их родствс и зависимость друг от друга.
Человеческое общение является необходимым условием развития гуманистической концепции человека. Человек в произведении обретает свою жизнь через язык. Язык персонажей, художественная речь писателя являются одним из главнейших характеризующих элементов стиля писателя. При совершенном использовании словесных средств стиль обнаруживает глубокую смысловую нагрузку. Совокупность речевых средств выражает характер действующего лица.
Ощутима близость стиля Керашева к устно-поэтическому творчеству. Эпична речь представителей народа — мудрецов, у них каждое слово — символика и образ, каждое слово — история.
Внутренний монолог в форме несобственно-прямой речи часто применяется автором. Он используется не только для раскрытия духовного мира, психических состояний, но и для отражения диалектики души героя. Монологизм способствует раскрытию внутренней ориентированности человека.
Язык каждого персонажа индивидуализирован. Индивидуальная фразеология обладает характеризующей силой. Слова и выражения, постоянно употребляемые человеком, становятся частью его человеческой сущности. Слово-образ часто применяется писателем для характеристики человека.
Гиперболы, сравнения, иносказания, эстетические знаки служат усилению эмоционального восприятия человеческих качеств: «дыша огнем», «волком смотрел», «бровями бодает небо»...
Диалог очень экспрессивный, четкий, сталкивает разные взгляды на вещи, разное мышление.
Одним из стилевых потоков, которым часто пользуется Тембот Керашев, является юмор. Он пишет, что «неумение понимать шутку у адыгов считается самым большим пороком» (II, 498).
Выразительные детали способствуют раскрытию душевного состояния человека.
Стилю Т. Керашева присущ ретроспективный показ событий. Это дает возможность проследить то, какими путями шло формирование человеческих характеров. Исторические экскурсы, часто употребляемые автором, имеют большое значение для полного представления характера и психологии адыга.
Тембот Керашев широко использует в своем творчестве штивы, идеи и образы повествовательных жанров фольклора. Диалектическая подвижность самой наполняемости националь-1ых фольклорных образов хорошо освоена писателем. Он ¡водит сказочные элементы в том случае, когда необходимо федставить то или иное явление жизни в выразительном пироком или лаконичном сравнении с тем образом, который одерживается веками в сознании народа. Эстетически впе-1атляющий образ придает национальную окраску литературному ерою, усиливает его восприятие. Не случайно образ ведущей ероини Нафисет сближен со сказочным образом Адыиф — шрод соединял понятие прекрасного с представлением о добре, ) человечности.
Язык произведений Керашева вбирает и афористические :редства выражения мысли: пословицы и поговорки несут юльшую идейно-эстетическую нагрузку.
Итоговая мысль писателя состоит в том, что человек должен ьелать только достойные человека дела и поступки, быть юстойного поведения. Все приемы художественного изображена человека подчинены этой главной задаче писателя.
В заключении излагаются основные выводы и наблюдения по -еме диссертации, главный из которых можно сформулировать ■ак:
Произведения Тембота Керашева позволяют нам сделать 1ывод о том, что основным источником гуманистической философии его творчества является конкретная национальная (ействительность, образ жизни и психология трудового народа, ^работавшего веками высоконравственные принципы челове-1еского поведения. Художественная концепция личности, содер-кащаяся в произведениях писателя, утверждает веру в человека 1 неразрывную связь людей труда с демократическими ■радициями народа.
ЭСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
1. Воспитание учащихся в процессе изучения исторических новелл Тембота <ерашева //Тезисы докладов юбилейной научно-практической конференции.— Найкоп, 1982 г. (0,25 п. л.).
2. Взаимодействие национального и интернационального в формировании духовного мира личности советского человека (На материале адыгейской штературы) //Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве ¡ародов Северного Кавказа (Материалы региональной конференции 18—29 юября 1987 года).—Орджоникидзе, 1988.—С. 9—19 (1,0 п. л.)
3. Нелегкая доля быть человеком //Альм. «Дружба», 1989.—№ 1,— С. 66—68 (0,5 п. л.)
4. Использование традиций народной педагогики в творчестве Тембот; Керашева /Проблемы воспитания и обучения в адыгейской школе.— Майкоп, 1990,— С.123—136 (1,1 п. л.)
5. Особенности реалистического стиля Тембота Керашева в изображенш человека //Проблемы адыгейской литературы и фольклора.— Майкоп, 1990 г (2,0 п. л.) — в производстве.