автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Керашева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Керашева"
Адыгейский государственный университет
На правах рукописи
ЖАЖИЕВА Разьет Схатбиевна
ПРИРОДА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ И ДУХОВНО-ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ТЕМБОТА КЕРАШЕВА
10.01.02 - Литература народов РФ
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
9 ? /'-. и I ^
Майкоп - 2009
003466101
Работа выполнена на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор Учужук Масхудович Панеш
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Мира Нуховна Хачемизова,
кандидат филологических
наук Мариет Ибрагимовна Алиева
Ведущая организация: Адыгейский республиканский
институт гуманитарных исследований им. Т. Керашева
ЛО
Защита диссертации состоится г. в/-£ часов на заседа-
нии Диссертационного совета Д 212 001 02 в Адыгейском государственном университете по адресу 385000, г. Майкоп, ул Университетская, 208
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета
Автореферат разослан г
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор —«=—■- Л И Демина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
О мастерстве Тембота Керашева, основоположника адыгейской литературы, написано достаточно много книг, диссертаций, статей и рецензий. В большинстве из них затрагивается и вопрос взаимоотношения писателя и его героев с природой Однако природа (окружающий мир) как система духовных, нравственных ценностей, оказавших значительное влияние на формирование творческого сознания Т Керашева, фактически не изучалась К тому же проблема природы как важнейшего звена в цепи осмысления писателем особенностей национального характера и психологии вообще не ставилась А проблема вовсе не простая и не второстепенная, как может показаться на первый взгляд Давно существуют такие понятия, как пейзаж А С Пушкина, пейзаж И А Бунина, пейзаж М М Пришвина и т д Философию лирики К Ш Кулиева не осознать без его размышлений о горах и горском народе С Н Булгаков приоткрыл миру почти мифическую картину, в которой сосуществуют как воплощение высших идей Л Н Толстой и природа Великий философ органически почувствовал единство Льва Толстого, русской природы и русского народа, указав на духовную общность, нравственное взаимовоплощение и взаимовыражение Подобная адекватность личности писателя и воссоздаваемой им картины природы достигается не всегда
Тембот Керашев, который до известного времени писал социально ориентированные произведения, никогда не терял нить, связующую дух с природой, личность с окружающим миром Эта сторона творчества писателя почти не исследована Е М Шабанова, которая написала первую книгу о Темботе Керашеве, сосредоточилась на том, что составляет «социальное звено» в лаборатории писателя Работа У.М Панеша «О мастерстве Тембота Керашева» ограничивается анализом стилевых и языковых особенностей писателя Более концептуальные идеи сформулировала М Н Хачемизова в книге «Художественный мир Тембота Керашева» Автор касается вопроса о роли природы в нравственных исканиях героев Тембота Керашева, но связывает
их более всего с социальными и политическими интересами персонажей То есть духовное и эстетическое начало в отношении Т. Керашева к природе трактуется не более, чем объяснение социальных причин поведения героев Поэтому актуальной остается проблема «Керашев и природа», «Кера4 шев и духовно-нравственные проблемы в его отношении к природе» и т.д Не романтический уход героя в природу, как было свойственно классической литературе XIX века, а осознанное противостояние социально-общественным и технократическим силам, которые «во имя прогресса» способны разрушить все до основания, и самое дорогое - природу и духовное к ней отношение человека Подобными обстоятельствами объясняется отражение идеи прекрасного в природе как объекта художественного познания и выражения, тем более в духовно-моральном облике горца, аскетически ограничивающего себя любованием красотой окружающего макрокосма Данная проблема и ее решение в творчестве одного из выдающихся писателей Кавказа - Тембота Керашева - становятся весьма актуальными для литературоведения
Пейзаж как средство удовлетворения функциональных и духовно-эстетических интересов личности нашел отражение во многих исследованиях отечественных авторов1. Их анализ привел нас к выводу о том, что природа и пейзаж редко становились объектом изучения, но они оказали существенную помощь в формировании проблематики и методологии исследования. В основном мы опирались на идею В.Е Хализева, согласно которой формы присутствия природы в литературе разнообразны Это и мифологические воплощения ее силы, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их портреты, и, наконец, собственно пейзаж - описание широких пространств Кроме содержащихся в ука-
1 Сводник В Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева М , 1911, Архангельский А Природа в произведениях СТ Аксакова. М , 1916, Белецкий А И В мастерской художника слова М , 1923, Кирпотин В Тема природы в «Тихом Доне» М Шолохова М, 1946, Ачкасова Л Гуманизм в творчестве К. Паустовского М, 1972, Яблоков Е Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20-30-х гг М, 1990, Чанкаева Л Р Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Автореф дне када филол наук. Майкоп, 2006 и др
занных источниках положений, для нас важнейшей стала взаимосвязь природы с национальным характером и психологией
Научно-методологическая основа диссертации заключается в широком использовании сравнительно-типологического и исторического подходов, разработанных в трудах исследователей М М Бахтина, Г И Ломидзе, А Н Веселовского, К Л Зелинского, Б Е Галанова, Л В Гурленовой, С А. Липина, Н С Надъярных и т.д. Поскольку поставленная проблематика оказалась актуальной не только применительно к творчеству Тембота Керашева, но и ко всей национальной литературе, мы нередко обращаемся к осмыслению другими писателями сущностных характеристик природы (пейзажа, состояния окружающей среды) Это позволило объемнее выразить параметры духовно-философского обоснования идей через природу в творчестве Т. Керашева. Исторический срез оказался достаточно выигрышным, так как философия природы, ее художественно-эстетическая значимость прошли значительную эволюцию в творчестве автора
Степень изученности проблемы. В национальном литературоведении существует немало исследований, касающихся творчества Т. Керашева1 В них природа, пейзажные картины, как правило, включаются в общий контекст анализа художественно-изобразительных средств произведений А между тем в творчестве писателя пейзаж (природа) играет важнейшую роль в развитии сюжета, организации композиционных решений, отражении национального характера Поэтика пейзажа как часть целостной картины образного мира в полной мере не представлена в современном литературоведении
Объектом исследования стали художественные произведения Тембота Керашева ранние рассказы, романы «Дорога к счастью» и «Состязание с мечтой», исторические новеллы
1 Панеш УМ О мастерстве Тембота Керашева. Майкоп, 1971, Шаззо К.Г Современная адыгейская новелла // Проблемы адыгейской литературы и фольклора Майкоп, 1988 № 8, Бекизова Л Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности Черкесск, 1989, Хачемизова М Н Художественный мир Тембота Керашева Майкоп, 2005 и др
Предметом исследования является идейно-художественный и нравственно-философский смысл пейзажного текста в произведениях Тембота Керашева
Цель работы - исследование характера и роли пейзажа (природы) в творчестве Т Керашева, что позволяет осветить проблему взаимодействия личности и природы в свете философских и эстетических исканий писателя Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи-
• определить художественное своеобразие и функции пейзажа, их влияние на формирование национального характера и мастерство писателя,
• выстроить алгоритм работы Тембота Керашева над пейзажным текстом, выявить при этом эволюцию природной картины мира, связанной с развитием творчества художника,
• показать характер отношений, внутреннюю связь героев с природой, обозначив духовно-нравственный аспект проблемы,
• изучить природный материал произведений в свете его воздействия на сюжетно-композиционный строй, стиль и образный мир Т. Керашева,
• раскрыть философское содержание писательского мира, связанного с нравственно-эстетическими идеалами народа и национальным эстетическим мышлением
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы и определения, содержащиеся в ней, помогут уточнить положения о роли пейзажа (природы) в процессе формирования национального характера и национальной психологии Анализ и обобщения должны обогатить теоретические разработки проблем литературного пейзажа как эстетического явления
Практическое значение. Результаты исследования могут быть учтены при изучении творчества Тембота Керашева в средней и высшей школе, написании диссертаций, квалификационных работ, создании спецкурсов и
спецсеминаров по истории национальной литературы, при изучении природы края, формировании духовно-нравственных представлений у детей школьного и дошкольного возраста
Положения, выносимые на защиту:
1 В период первоначального развития молодых литератур роль фольклорных традиций была значительной Подобное положение характерно и для адыгейской литературы тексты, содержащие картины окружающего мира, природно-пейзажные зарисовки, с одной стороны, в основном были порождением устно-поэтической образно-обобщенной абстрактности (день был красив, ночь была темна, шумел ручей и тд) С другой стороны, первые авторы стремились создать реальный пейзаж, подчинить его социально-идеологическим категориям (бедный любит природу, богатый не понимает или ненавидит ее).
2 Ранние произведения Тембота Керашева воссоздавали события из новой действительности, и писатель наполнял пейзажные зарисовки социальными идеями, которые сопровождались сравнениями из мифологических сюжетов
3 В романе «Состязание с мечтой» природа выступает как важный компонент художественного мышления Она оказывается не просто фоном, на котором происходят события, но персонажем, принимающим активное участие в сюжетосложении, формировании характеров, то есть в создании образной картины мира
4 Масштабные природные зарисовки, будучи смыслообразующим началом и одним из главных составляющих художественного мира Т Керашева, значительно увеличиваются, усиливается их эстетическая функция в исторических новеллах и романе «Одинокий всадник» Важнейшую роль в этом случае сыграло знание
автором истории, духовного опыта народа, его отношения к окружающему миру, к явлениям природы 5 Пейзаж Тембота Керашева на последнем этапе творчества имеет явно выраженный национальный характер, поскольку связан с народной жизнью, родной природой, климатическими условиями родного края Мотивы, обусловленные социальной жизнью, остаются, но они отступают на задний план Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые делается попытка монографического исследования роли и места природы (пейзажа) в создании поэтической картины Т Керашева
Систематизация и обобщение литературного пейзажа ряда наиболее характерных произведений помогают осознать важнейшие проблемы писательской философии, его нравственно-эстетические взгляды, своеобразие образного мышления
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические положения и фрагменты содержания в виде статей и тезисов изложены в материалах научных конференций (Всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука Образование Молодежь» - Майкоп, 2007, Международный конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2007» - Нальчик, 2007), научном журнале на адыгейском языке «Псалъ» («Слово») - Майкоп, 2006 № 3 (6), 2009 № 5 (8), а также апробированы на научно-методических семинарах кафедры литературы и журналистики АГУ в 2006-2008 гг
Структура работы обусловлена ее исследовательскими задачами Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографического списка, включающего 177 источников научной литературы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи работы, определяются методы исследования, актуальность проблематики, степень ее изученности, представляются положения, которые выносятся на защиту
В первой главе «Отражение в природе (пейзажах) новой социальной жизни адыгов в ранних рассказах Тембота Керашева» на материале первых рассказов писателя исследуются вопросы, связанные с содержанием и ролью природы (пейзажа) в социально-общественной жизни героев, в формировании их духовно-эстетического и этического сознания В произведениях характер и содержание пейзажного текста максимально ограничены, сужено и поле идейно-философского его наполнения. Это имеет объективное объяснение во-первых, молодые писатели, в том числе и Тембот Керашев, социально и идейно были более вооружены, чем художественно-эстетически, во-вторых, писать о «красотах» природы, об исключительности национального пейзажа было делом далеко не безопасным: автор мог оказаться с ярлыком националиста в «местах, не столь отдаленных» Следовательно, пейзаж в художественном тексте мог бьггь только социальным («черно-белым») И любовь тоже осмысливалась молодыми авторами не как глубокое чувство одного к другому, а как социально детерминированное состояние человека Этого требовала новая, большевистская эстетика, что входило в программу «выпрямления», «переделки человеческого материала» (А Фадеев)
В рассказах «Водка» («Аркъ»), «Позор Машука» («Мэщыкъо ишъ-хьак1у»), «Тайна Сариет» («Сарэты ишъэф») писатель осваивает материал новой действительности в контексте идей «переделки», и пейзаж соответствует их структуре и содержанию. Но и он в исследуемый период творчества писателя претерпевает определенную эволюцию, совпадает с этапами роста духовного и социального сознания героя, правда, со значительным преобладанием в нем социального начала Некогда Исхак («Водка») мечтал о ладной,
семейной жизни, но, будучи человеком неустойчивых нравственных представлений, вскоре оказался в стане людей «уходящего класса», которые специально спаивали его, чтобы недюжинную энергию направить против «новых властей и порядков» Метаморфозы, происходящие в поведении и сознании героя, социальный статус писатель стремится зафиксировать и в мрачно-серо-безжизненных пейзажах, которые сопровождают героя «Октябрьский день был темным, мрачным, серые тучи опускались низко к земле, что-то тяжелое ложилось на сердце»1 (подстрочный перевод наш - Ж Р) Таким же видится и состояние главного героя рассказа, лицо которого в этот день было «мрачнее неба» Мрачно-холодный день еще больше обострил внутреннее состояние героя, который, «увлекшись зеленым змием», все невзгоды стал сваливать на новую власть Этому его «учили» и опытные собутыльники
Исхак не выдержал испытания идеей «переделки человеческого материала» По пути обретения новых мыслей и чувств, новых духовно-нравственных ценностей пошла его супруга Фатимет она оставила дом, пошла к новым людям Пейзажные детали, которые появляются в тексте Тембота Керашева, озарены солнцем, теплом, свежим ветром
Эволюция социальных конфликтов, идея «переделки человека» иначе раскрыты в рассказе «Позор Машука», который сюжетно смотрится как продолжение первого, хотя герои совсем другие В рассказе видимые события нового времени писатель «перемещает» во внутренний мир героя, и процесс «выпрямления» наполняется психологической энергией, которая аккумулирует и социальные, и личностные взгляды героя и выводит его на путь правды из состояния социального унижения герой самостоятельно поднимается на вершину осмысления цены человеческого достоинства, вырабатывает гордое чувство уважения к себе и людям
Мотивы «майданниковского трудного вступления» в колхоз или опасения героя в «Усомнившемся Макаре» (А Платонов) открыто не проявляются
1 Керашев Т М Избранные произведения в 2 т Т 1 (на адыг яз) Майкоп, 2002 С 367 10
в рассказе Т Керашева «Позор Машука», но некоторое присутствие этих мотивов подтверждается тем, что Машук долго не вступал в колхоз, «якшался» с людьми, которые стали подвергать сомнению его идеи Преодолеть барьер глупой, невежественной «незыблемости» позиций помогла его же убогая, «голая» хатенка, которую и жильем не назовешь Она и пейзаж вокруг нее передают глубокую психологическую драму, которую герой переживает с большими усилиями Машук посмотрел на то, что на крыше дома вырос сорняк, и пришло долго обдумываемое им решение - покончить с этим. И он сбрасывает с крыши прогнившую солому, которая и в его мыслях, и в рассуждениях писателя является символом старого мира Машук только сейчас расстался с уходящей жизнью, и пришло к нему твердое решение — жить иначе Таким образом, Т Керашев психологически точно, социально осмысленно раскрывает процессы во внутреннем мире героя, опираясь исключительно на пейзаж и социальные предпосылки.
Возрождение Машука автор связывает не только с вступлением героя в колхоз, но и с пришедшим осознанием происходящего вокруг, что повлияло на возвращение к вечным, природным ценностям
Структурные связи внутренних закономерностей рассказов писатель обозначил четко Фатимет («Водка») через испытания, но решительно пошла навстречу новой жизни, в сложной борьбе с самим собой к пониманию нового пришел Машук («Позор Машука»), Сариет («Тайна Сариет») смело стала на путь, ведущий к радикальному обновлению действительности, но она стремится приобщить к ней весьма сложного по характеру супруга. Эволюция пейзажных идей в этом процессе просматривается в том, что из пейзажа в рассказе «Тайна Сариет» ушли мрачные, серые, безжизненные тона, уступив мажорным интонациям и цветам, что доказывается в работе скрупулезным анализом текста, который предшествовал роману «Щамбуль» («Дорога к счастью»)
В отличие от рассказов в романе «Дорога к счастью» пейзаж многолик он и просто пейзаж, рисунок с натуры, он и социальное суждение, многообразие жизни природы, и воплощение мощных, созидательно-творческих сил человека, пейзаж и осознанный, творчески воссозданный взгляд на национальный характер и психологический менталитет народа, и, в конечном итоге, выражение логики духовно-нравственных исканий народа Сложная система пейзажных идей в романе как бы заключена в рамки вводный, минорный, почти полуфеодальный облик затерявшегося в предгорных равнинных местах адыгейского аула, мотивы и формы его сосуществования с прекрасной природой гор, свободной и величественной в начале повествования, и в конце его — весенне-цветущие краски, аккорды мажорно-приподнятого пейзажа
Автор обозревает природу с высоты птичьего полета на фоне прекрасной природы Предкавказья угрюмо, серо, убого живет аул Видно, что над ним бушевали не одно столетие «ветры угнетения и унижения» Таким образом, пейзаж становится средством раскрытия глубинных социальных процессов, происходящих в жизни аула Пейзаж этот будет повторяться в отдельных деталях, меняться, наполняться идеями социальных изменений «Аул пучился высокими стогами сена На огородах дозревала взлохмаченная рыжая кукуруза и блестели лысые тыквы »'
Это мажорное начало будет активно возрастать в общем пейзажном арсенале романа и кульминационно завершится в начале его последней части Так в символико-поэтической образности, передающей живую картину природы, в ее красках и звуках, в спокойном и уверенно-могучем течении Кубани, которая «несет свои полные воды», автор передает атмосферу обновляющейся действительности, внутреннее состояние главного героя, который недюжинным умом и осознанно-позитивным стремлением привел людскую энергию в движение
'КерашевТ М Избранные произведения вЗт Т 1 Майкоп, 1981 С 55 В дальнейшем указываем в скобках том, страницу
Анализ системы пейзажных идей романа позволяет прийти к выводу, что Тембот Керашев продемонстрировал высокое мастерство в раскрытии социальных, философских, духовно-нравственных и национальных аспектов изображаемой им природы Впервые в романе нашли широкое природно-пейзажное осмысление горы, реки, озера, леса с конкретным показом узнаваемого ландшафта, его геологических и иных характеристик, с отличным знанием флоры и фауны, природных ресурсов Однако пейзаж блистательно использован и в сфере чисто человеческой - в нем мы видим настроения героев, молодых и старых, женщин и мужчин
Таким образом, первый период творчества - период зарождения и укрепления таланта писателя - завершился высоким уровнем мастерства Тем-бота Керашева в осмыслении и раскрытии неповторимого по красоте и богатству родного края пейзаж по-керашевски узнаваем по гамме цветов и по тому, что в его «пейзажной живописи» всегда присутствуют народный опыт и суждение многомудрого человека, неуловимая интонация народного поэтического мышления Этими и другими качествами значительно обогатилась «пейзажная живопись» Тембота Керашева в романе «Состязание с мечтой» («Типшъашъэхэр»)
Во второй главе «Духовно-нравственный опыт адыгов в «пейзажной живописи» Т. Керашева» (по роману «Состязание с мечтой») исследуются формы и способы изображения пейзажа в романе. Природа здесь стала самостоятельной системой, которая определила художественную палитру всего произведения, его общефилософскую идеологию Она предстает как законченная структура в повествовательной ткани текста
Ни в одном произведении Т. Керашев не отвел столько места пейзажу (природе), сколько в романе «Состязание с мечтой» В многочисленных исследованиях роман рассматривается в контексте «производственно-колхозной» прозы с ее вульгарно-социологической системой художественного мышления Внешние признаки «Состязания с мечтой» действительно по-
вторяют проблематику канонического «колхозного романа» дела колхозные идут из рук вон плохо, председатель не справляется с обязанностями, молодых, инициативных людей не допускают к управлению сложным хозяйством, труженик-колхозник фактически не получает ничего за свой труд, простой человек становится рабом обстоятельств и аульской чиновничьей верхушки В один из таких аулов приезжает главный герой, Шумаф, чтобы написать роман о колхозной деревне
Подобные выбор Керашева означал, что опытный автор не пойдет по пути набившей оскомину эстетики «колхозного романа» сначала Шумаф думал, что жизнь в ауле изменится, если народ изберет «инициативного» председателя колхоза, но, познакомившись с делами, он убедился, что проблемы деревни требуют радикальных перемен в идеологии землепользования Сказать об этом Тембот Керашев прямо не мог, и герой-писатель Шумаф тоже не идет на прямое столкновение с власть имущими Он внутренне задается вопросом как же случилось, что большинство людей села живут в тяжелых условиях, когда окружающая их природа так богата, красива, так плодородны земли? Размышления Шумафа привели к драматическому выводу труженик и земля стали чужими друг другу, чему изрядно поспособствовали идеологи разных уровней. Осознание сложности конфликта, более того, невозможности его разрешения в данных обстоятельствах и стало причиной невысказанной драмы героя И он «ушел» полностью в природу, с которой никогда не расставался, которая была его вторым домом, а теперь стала и главным
Дальнейшее исследование всего спектра пейзажно-природной структуры романа позволило прийти к выводу, что наряду с внешне обозначенным в «Состязании с мечтой» каноническим конфликтом, а может быть, и вопреки ему, Тембот Керашев строит совсем другой, который зиждется на невидимом невооруженным глазом, но мощном противостоянии людей, из которых эпоха и обстоятельства вышибли все духовно и нравственно здоровое, превратили их в манкуртов, с животворящими силами природы Писатель Шумаф решил
помочь «униженным и оскорбленным» выйти из плена социальных обстоятельств и вновь обрести духовную и нравственную свободу
Чтобы не выглядеть критиком господствующей идеологии, Т. Керашев дает детали вроде бы обновившейся жизни цветы во дворах, «свежевыбе-ленные хаты» Но здесь же отмечает, что благоустроенность домов была лишь кажущейся1 старая форма строений все еще сохранилась Далее на глазах Шумафа аульский «строительный» пейзаж расширяется полевым, а через некоторое время автором вводится обобщающий пейзаж, в котором обращают на себя внимание и «затянутый черной буркой» небосклон, и «неподвижный воздух»
Это был момент, когда у Шумафа появилась осознанная оценка деревенской действительности, понимание настоятельной необходимости ее изменения. Главный герой включился в повседневную жизнь аула и понял, что молодые люди - Биба, Даус и другие - не могут и не желают жить прежней жизнью Биба - биолог, Даус поет, обе любят природу, находят в ней и утешение, и вдохновение для творческого труда А Наташа почти слилась с природой, знает язык птиц, животных, она «несколько раз свистом воспроизвела соловьиную трель. Соловей вскоре снова неуверенно попробовал голос, защелкал, переведя свою песнь в восторженную, захлебывающуюся руладу »(2,51) Казалось бы, писатель не дает широкого описания природы, только называются некоторые ее представители (лес, речка, соловей и т д), а создается впечатление, что герои и вместе с ними писатель находятся на фоне необычайно красивого, мощного в своем величии пейзажа
Как ни тяжела жизнь в ауле, все-таки мажорно-восторженные краски преобладают в пейзажных зарисовках Т. Керашева. «Чистые» пейзажи занимают немало места в романе, художник изображает их, подмечая мельчайшие детали, обращает внимание и на «оранжево-лиловую муть», и на «пепельный свет», плавно переходящий к «нежно-голубым» тонам Пейзаж передает настроение и психологическое состояние девушек, жаждущих всту-
пить в новую жизнь так же стремительно, как приходит яркий, золотой, многообещающий новый день
В торжествующей жизни природы писатель передает романтические грезы молодых, идущих навстречу восходящему солнцу к своей мечте Герои романа часто оказываются один на один с природой, словно исповедуясь перед нею, и природа приводит в порядок мысли и чувства, которые так перепутались в «суетной» жизни
Возвращение к природе Довлетчерия показывает чувство подлинного родства с окружающим миром. Весь духовно-нравственный арсенал, заложенный в природе, открывается в герое, возвращая его к неповторимым первородным началам Так в глухое время «колхозной безнадеги» Т Керашев поставил проблемы подлинного возрождения общества и решил их, раскрыв мощную духовную энергию природы
Пейзаж приобрел историческую окраску в романе «Одинокий всадник» Здесь в облике природы для писателя важней всего первородная нетронутость, почти непроходимые смешанные леса, «места непуганых зверей»
Третья глава «Пейзаж как духовно-философская и художественно-этнологическая категория в новеллах Т. Керашева» посвящена исследованию высокого уровня раскрытия философского, национально-духовного и общегуманистического содержания природы, которого Тембот Керашев достиг в произведениях на тему прошлого адыгов Здесь пейзаж немногословен, он проникнут опытом жизни человека, в данном случае адыга, осознанными его раздумьями о глубинных связях духа и таинственной сущности природы Новелла «Дочь шапсугов» посвящена высокому чувству чести, свободы, долга перед родной землей, незыблемым понятиям адыгсгва (свод правил поведения в жизни) уважения к старшим, любви к родному дому, законам гостеприимства, преданности идеалам, выработанным народом в течение веков и т д И во всем тексте новеллы нет ни одного пафосного слова Ее героиня бросила клич молодому мужскому сообществу Шапсугии, в котором призва-
ла готовиться к осенним скачкам на лошадях, пообещав победителю руку и сердце В полусказочный сюжет автор вложил глубокое содержание Шапсу-гия тогда была демократической страной, и шапсуги опасались нападения других полуфеодальных адыгских государств Каждый шапсуг должен был иметь для отражения возможной атаки хорошего коня и достойное оружие Поэтому неотъемлемой частью пейзажа, картин природы становятся конь и всадник-воин
Как и в других новеллах, в «Дочери шапсугов» пейзаж весьма концентрирован, «сжат» до предела, то есть дан отдельными мазками, штрихами, которые в результате смыслового наполнения обретают статус законченного пейзажа Ехал Хатхе-Магамет Гуаз с русско-французской войны, ехал усталый, не спеша, рядом тянулся густой лес Всадник видит «обработанные поля», «рожь и просо были уже убрань/, но кое-где дозревали полоски кукурузы» (1,301) Никаких цветов осени, но ясно, что это происходит осенью Усталый путник радуется родной земле, но, как воин-адыг, он не может открыто выразить свое чувство, и писатель рисует природу скупо, в редких проявлениях пейзажности, несмотря на это возникает ощущение величавости и красоты природы Путника, повоевавшего в России и в Европе, увидевшего много стран и народов, охватило необыкновенное ощущение всепоглощающей тишины не слышно ни топора, ни пилы, да и птицы уже улетели в теплые края Но вдруг он «увидел свежие следы Часть дороги была сильно истоптана, виднелись следы коня, которого на всем скаку круто остановили, и копыта его пробороздили в земле длинные рытвины Похоже было, что здесь кто-то джигитовал Очевидно, здесь кто-то и аркан бросал .»(1,301 -302)
Так писатель открывает пейзажное пространство, в котором появляются главные герои и близкие им родные места- Хатхе-Магамет Гуаз, оказавшись на поляне, откуда раздавался какой-то шум, увидел необыкновенную схватку юноши с медведем Хатхе-Магамет понял, что юноша готовит подарок для возлюбленной в те времена адыги цветов не дарили, золото не кида-
ли под ноги любимой, но приносили ей шкуру медведя или леопарда Писатель, стремясь показать силу и мощь молодого адыга, делает это на фоне совершенной природы Мы ее не видим, мы ее воспринимаем как нечто сильное, бесконечно длящееся пространство, как живое единство человека, зверя и окружающего мира Рассмотрев десятки примеров пейзажного текста в новелле «Дочь шапсугов», мы приходим к выводу о том, что в единстве и борьбе противоположностей, составляющих пейзажную структуру окружающего нас мира, проявляется полная духовная и нравственная энергия человека
Существенно обогащенной и еще более философски осмысленной эта идея предстает в других новеллах, в частности, в новелле «Абрек» Перед нами напряженные размышления об адыгах, их прошлом, настоящем, будущем, их духовных и нравственных стремлениях, где горы - символ великой мечты народа о совершенстве человека в его сокровенных желаниях
Пейзаж, жизнь и дыхание природы в новелле «Абрек» - настоящая опера о величественной и трагической любви, о великом чувстве единства двух родственных душ, главным свидетелем которого были горы Автор-повествователь сделал попутчиком человека (Василя), который всем существом своим остался в горах. Человек из русских степных далей, оказавшись волею судьбы в горах, так и не смог расстаться с ними
В самом начале произведения автор показывает грозную мощь и опасную красоту горной реки, в шуме которой можно было различить множество пугающих звуков Здесь пейзаж содержит не одну мысль это и пейзаж (хотя в тексте написанного с «натуры» весьма немного), который возникает как огромное пространство, охваченное шумом бурлящей реки, он и живое, грозное, неприступное существо, и мощный, созданный рукой и разумом художника пролог к предстоящему рассказу о столь же сильных, как и природа, духом людях Пейзаж выполняет функционально-композиционную роль, что подтверждается текстовым материалом « любить горы можно по-разному Тосковать по горам, вдалеке от них Так любят горы только гор-
цы Горы ласковы лишь к смелым, сильным и безжалостны к слабым и беспечным» (2, 539) Таким был главный персонаж новеллы Каймет Эти строки завершили трудный, насыщенный пролог к основному повествованию, героями которого являются Каймет, Зара, Василь.
Тембот Керашев, как художник-философ, подготовил читателя к восприятию и оценке сложнейшей судьбы двух одаренных, близких природе людей, приоткрыл их невероятно богатый и неповторимый духовный мир Герой новеллы «Дочь шапсугов» Хатхе-Магамет после долгой разлуки с родной землей, поражающей пейзажным великолепием, возвращается домой спокойный, уверенный в том, что жил и поступал в жизни так, как следовало бы поступать горцу-адыгу И родная земля встретила его с распростертыми объятиями Герой новеллы «Абрек» Каймет живет последние месяцы в горах, где он был многократно счастлив и горд, где ни разу не переступил порог чести, совести, любви к людям, где испытал необыкновенное чувство духовной близости с девушкой, которую пытался вылечить от роковой болезни
Автор анализирует этот сюжет через осмысление духовного и эстетического богатства природы Обстоятельства сложились так, что Каймет должен покинуть альпийское стойбище, и трагическое прощание со всем тем, что дорого ему, что подарило ощущение радости жизни, теперь вылилось в пение среди совершенных красот природы горного края Но перед этим в новелле «Абрек» еще одно пейзажно-философское рассуждение Величественную картину, мощную и совершенную в своей грозной красоте, писатель передает через ощущение Василя, которого «вдруг охватило жуткое ощущение собственной ничтожности перед горными исполинами» (2, 569)
Это было началом завершения оригинального сюжета, в основе которого судьбы людей, переплетенные с судьбами всего народа, опытом и духовно-этнологическим сознанием, выраженными в живом, многосложном бытии природы «И вдруг раздалась песня . Тихие, приглушенные звуки, казалось, исходили из недр гор, напоминая то отдаленный гул обвала, то шум ураган-
ного ветра, проносящегося по верхушке векового леса Спокойная, суровая мелодия сменилась вдруг страстным призывом Теперь песню пел человек -его нельзя было спутать ни с ветром, ни с горными обвалами Наймет, позабыв все на свете, с вдохновенной одержимостью отдавался песне, и в песне слышались отголоски жизни и борьбы адыгейского народа» (2,569-570)
Таков прощальный аккорд трагической оперы о судьбе народа, о тяжкой доле человека, но главное, о том, что величие духа и веры его в свободу не поколебало тревожное время начала XX века Это все выражено в пейзажах Т Керашева, исполненных великолепными красками, наполненных фи-лософско-духовным и нравственным опытом народа
В Заключении сформулированы основные выводы из анализа произведений Т. Керашева, отмечается особая философско-эстетическая функция природы и пейзажа в творчестве писателя, подчеркивается мысль о сложном и плодотворном их воздействии на формирование художественного мира автора
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
I. Рецензируемый, реферируемый научный журнал, рекомендованный ВАК:
1. Жажиева, Р С Взаимосвязь человека и природы в повести Т Керашева «Абрек»(1959г)/РС Жажиева//Вестник АГУ.Сер Филология - Майкоп, 2008 -Вып 1 (29) -С 65-68
II
2 Жажиева, Р С Молодые люди в окружении природы (по роману Тембота Керашева «Состязание с мечтой») / Р С Жажиева // Псаль (Слово) — Майкоп, 2006. - № 3 (6) - С. 63-65 (на адыг. яз)
3 Жажиева, Р С. Человек и природа в исторической повести Т. Керашева «Месть табунщика» / Р.С Жажиева // Наука. Образование Молодежь мате-20
риалы IV Всерос науч конф молодых ученых, 8-9 февраля 2007 года Ч II -Майкоп Изд-во АГУ, 2007 - С 54-57
4 Жажиева, Р С Особенности классификации литературного пейзажа / Р С Жажиева // Перспектива - 2007 материалы Междунар конгресса студентов, аспирантов и молодых ученых - Нальчик Изд-во Каб -Балк. ун-та, 2007 - С 89-90
5 Жажиева, Р С Природа в рассказах Тембота Керашева / Р С. Жажиева // Псалъ (Слово) - Майкоп, 2009 -№5(8) - С 102-108 (наадыг яз.)
ЖАЖИЕВА Разьет Схатбиевна
ПРИРОДА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ И ДУХОВНО-ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ТЕМНОТА КЕРАШЕВА
Автореферат
Сдано в набор 13 01 09 Подписано в печать 20 01 09 Бумага типографская Ksi Формат бумаги 60x84 Гарнитура Times New Roman Печл 1,05 Тираж 100 экз Заказ 035
Отпечатано на участке оперативной полиграфии Адыгейского государственного университета. 385000, г Майкоп, ул Университетская, 208
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Жажиева, Разьет Схатбиевна
Введение.3
I. Отражение в природе (пейзажах) новой социальной жизни адыгов в ранних рассказах Тембота Керашева.23
1.1. Смыслообразующая роль пейзажа в рассказах Тембота Керашева.
1.2. Характер взаимоотношений героев с окружающим миром в романе «Дорога к счастью».
1.3. Представления эпохи и волнующих ее проблем сквозь призму изображаемой природы.
1.4. Особенности выявление групп пейзажей в романе «Дорога к счастью».
II. Духовно-нравственный опыт адыгов в «пейзажной живописи» Тембота Керашева (по роману «Состязание с мечтой»).79
2.1. Общий пейзажный фон романа «Состязание с мечтой».
2.2. Выражение в природе (пейзаже) духовной жизни человека.
2.3. Образ главного героя на фоне изображаемого пейзажа.
2.4. Два противоборствующих мира в романе.
III. Пейзаж как духовно-философская и художественно-этнологическая категория в новеллах Тембота Керашева.116