автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Гочияева, Лейла Юзефовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах"

На правах рукописи

ГОЧИЯЕВА Лейла Юзефовна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РУССКОЙ И СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ЛИТЕРАТУРАХ

10 01 02 — Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

^ л

□0305Э30Э

Нальчик 2007

003059309

Диссертация выполнена на кафедре литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им У Дж Алиева

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор Бекизова Лейла Абубекировна

доктор филологических наук, профессор Гутов Адам Мухамедович кандидат филологических наук Курмангулова Шахцдат Азаматовиа

Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований им В И Абаева ВНЦ РАН и Правительства PCO-Алания

Защита состоится «До » мая 2007 года в 10 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 076 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им X М Бербекова (360004, г Нальчик, ул Чернышевского, 173)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им X М Бербекова по адресу 360004, г Нальчик, ул Чернышевского, 173

Автореферат разослан «_£_£» апреля.2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета А. Р. Борова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс Много общего обнаруживается в изображении героя литературы, в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительно стью

Литературы народов Северного Кавказа являются частью художественного общекавказского феномена, сформировавшегося в контексте всероссийской историко-культурной традиции XX столетия Художественная мысль народов Северного Кавказа во все времена была сосредоточена на изображении человека—носителя этнической культуры и художественной традиции своего народа, его идеалов и устремлений Генетически и исторически родственные литературы Северного Кавказа — карачаевская, черкесская, абазинская, ногайская, адыгейская, балкарская, кабардинская, осетинская, чеченская, ингушская, как и литературы народов Дагестана, схожи по типу своего развития, по принципам изображения национального характера

Литература каждого народа своими корнями уходит в национальную почву Представление о национальном эстетическом идеале, включающем в себя этические и эстетические воззрения, накопленные народом на протяжении своего развития, выдерживает проверку временем, историей народа, его судьбой

Актуальность избранной темы проистекает из назревшей необходимости научного осмысления кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с принципами типизации и художественного изображения главного объекта национальных литератур — человека, национального характера горца в эволюционном, типологическом и историческом освещении

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале литератур народов Северного Кавказа, является на сегодняшний день первоочередной задачей в силу важности и актуальности исследования эволюции художественного сознания литератур, путей формирования реалистических традиций в изображении национального характера

Аюуальным является принцип рассмотрения проблемы с учетом того, что литературы Северного Кавказа формировались в общероссийском контексте художественного развития, в ходе усвоения всероссийских художественных традиций, прежде всего традиций реализма русской литературы

Материалом исследования послужили фольклорные тексты, эпос Нар-

ты, бытующие у народов Кавказа, этнографические материалы, творчество русскоязычных писателей-просветителей, заложивших основы литературных жанров, создавших образы героев с опорой на реалистические традиции русской литературы и на мифоэпические традиции родного фольклора, предопределившие принципы создания художественной концепции в литературах народов Северного Кавказа

Заявленная проблема исследуется на материале творчества писателей Северного Кавказа, сформировавших концепцию человека как представителя этноса, как носителя этических традиций своего народа В свете избранной темы анализируются произведения классиков русской литературы—А Пушкина, М Лермонтова, Л Толстого, М Горького, положивших начало созданию художественной концепции образа горца и образа Кавказа

Цели и задачи исследования. Поставлена цель исследовать и охарактеризовать принципы изображения человека, национального характера, особенности мира художественных образов, созданных в национально-художественной традиции народов Северного Кавказа, в общекавказском эпосе Нарты, исследовать мир национальной действительности и способы изображения национального характера в творческом наследии русскоязычных писателей-просветителей, ориентировавшихся на опыт А Пушкина, М Лермонтова, Л Толстого, М Горького и других, охарактеризовать творческую концепцию национального мира народов Кавказа и образа горца в соотношении с концепцией изображения национального характера в творчестве русскоязычных писателей-просветителей в их типологических связях

В ходе исследования ставятся следующие задачи:

— проследить процесс формирования концепции национального характера на материале мифоэпичесмэй традиции народов Северного Кавказа (эпоса Нарты),

— исследовать концепт «человек» в качестве ключевого концепта в этнокультурной и художественной традиции народов Кавказа,

— выявить генетические истоки, легшие в основу художественной концепции героя в литературах народов Кавказа,

— исследовать особенности художественной характеристики национального характера и национального мира в творчестве русскоязычных писателей-просветителей,

— осмыслить на материале писателей национальных литератур опьгг русских реалистических традиций изображения Кавказа,

— исследовать в рамках кавказского литературного феномена эволюционный процесс изображения национального характера, создание его художественной концепции

— исходя из проблем взаимодействия русской и национальных литератур, определяя результаты этого взаимодействия, исследовать художественную специфику, проявляющуюся в изображении Кавказа и кавказских горцев, принципы типизации национального характера, созданного русскими, русскоязычными национальными писателями, а также представителями генетически и исторически близких литератур народов Северного Кавказа

Научная новизна работы. Предлагаемая диссертационная работа практически является первым монографическим исследованием кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с опытом создания образа горца, художественной концепции национального характера и национальной действительности в этнокультурной и художественной традиции народов Северного Кавказа, в русской литературе и в русскоязычной прозе северокавказских просветителей Заявленная тема впервые исследована на смежном уровне, на стыке фольклора, этнографии, литературы

Исследуемый материал подчинен новаторским задачам и целям, организован структурно в соответствующих проблемных главах диссертации Научная новизна исследования заявленной темы состоит в выявлении принципов художественного осмысления национального мира, национальной действительности и героя в анализируемых произведениях - как фольклорных, так и литературных, в создании эпической картины национального образного мира Степень изученности темы. Выдвинутая тема относится к наименее изученным Нет единичных подходов к определению понятий национального характера, не сформулированы составляющие критерии понятия «художественная концепция национального характера» В работах этнографов, литературоведов и фольклористов исследованы лишь отдельные аспекты, связанные с принципами изображения национального характера и национального мира в литературах народов Кавказа и национально-художественной традиции Целостное исследование заявленной темы с опорой на смежные науки осуществляется впервые

Методологической и теоретической основой диссертации являются общетеоретические положения литературоведения, фольклористики, эстетики, этнографии, касающиеся в той или иной степени заявленной нами темы Это работы С Аверинцева, А. Агаева, С Арупоняна, Э Баграмова, М Бахтина, Ю Бромлея, Г Гачева, С Кона, Ф Кессиди, Д Лихачева, 3 Османовой, К Султанова, К Юнга, А Холмогорова и других, исследовавших различные аспекты теории национального характера А также работы северокавказских литературоведов, посвященные различным аспектам становления и развития литератур народов Кавказа, фольклору и этнографии, в которых осмыслены фило-

софские и нравственные традиции воссоздания образа человека и этноса

Это работы X Бакова, Л Бекизовой, Г Гамзатова, А Гутова, А Караевой, М Кунижева, X Малкандуева, А Мусукаевой, У Панеш, А Схаляхо, Ю Тха-газитова, А Хакуашева, X Хапсирокова, Р Хашхожевой, Ш Хут, Т Чамоко-ва, К Шаззо, Р Юсуфова и других, послужившие важным подспорьем в исследовании заявленной темы

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что с опорой на ее результаты возможно продолжение исследования актуальной литературоведческой проблемы героя, в первую очередь принципов создания художественной концепции национального характера, решение которых до настоящего времени ограничивалось исследованием образов положительных героев, созданного в литературах советского периода

Наблюдения и выводы предпринятого исследования будут способствовать новаторским подходам в исследовании проблем, связанных с художественным воссозданием концепции национального характера в художественной культуре народов Северного Кавказа, прошедших типологически сходный путь развития Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблемам теории и практики литератур Северного Кавказа на филологических факультетах гуманитарных вузов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, при составлении учебных пособий по истории литератур народов Российской Федерации, в научной разработке проблем изображения национального характера как основополагающей задачи национального литературоведения

На защиту выносятся следующие положения

— фольклорно-эпическая традиция в художественном изображении героя как представителя народа (эпос Нарты),

—этнокультурные традиции народов Кавказа, нравственные идеалы, легшие в основу художественной концепции человека, образа горца в литературной традиции народов Северного Кавказа,

— концепция национального характера, образ Кавказа и кавказских горцев, воссозданный в русской классической и современной литературах,

—значение русской литературы в создании художественного образа Кавказа, роль реалистических традиций в творчестве русскоязычных писателей-просветителей,

— проблема создания художественной концепции национального характера в его эволюции, в обусловленности историческим временем и преемственных связях с этическими и эстетическими представлениями народа, воссозданного в литературе северокавказских народов

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им УДж Алиева (20 октября 2006 г), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (октябрь 2006 г) Результаты исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций (Армавир -2006, Краснодар - 2007)

Структура диссертационного исследования определена целью и поставленными задачами работы Диссертация состоит из введения, трех проблемных глав, заключения и библиографии

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы выбор темы диссертации, ее актуальность, научная новизна, определены цели и задачи, методологические и теоретические подходы Обоснован отбор фактического материала, на основе которого проводится исследование заявленной темы в содержании проблемных глав диссертации

В первой главе «Этнохудожественные традиции изображения человека как нравственного идеала в этнонациональной культуре и мифо-эпической традиции народов Северного Кавказа и в литературном творчестве русскоязычных писателей-просветителей» исследованы этно-ху-дожественные традиции изображения человека как нравственного идеала, отраженного в фольклоре народов Северного Кавказа Исходной является мысль о том, что традиционная художественная культура народов Кавказа во все периоды своего развития была направлена на формирование этических и нравственных качеств, характеризующих этнос, на воспитание человека в нравственных традициях, выработанных на протяжении веков Эпос Нарты как общее достояние, бытующее у всех народов Северного Кавказа, содержит много общего в эпических и эстетических характеристиках главных героев - Сосруко, Бадыноко, Сатаней и других

Художественные открытия, присущие нартскому эпосу, получили выражение в его сюжетах и образах, в художественной концепции изображения героя эпоса Главное содержание героических деяний составляют борьба и победа противоборствующих сил, свершение героических поступков во имя добра, во благо народа В этой связи особое значение имеет мотив добывания героем огня во имя сограждан, во спасение от гибели замерзающих от холода соплеменников

Главный герой эпоса Сосруко наделен героическими чертами, которые помогают ему одолеть темные силы, различных чудовищ, одноглазых великанов и прочих Другой герой - Бадыноко - прославлен тем, что свою незаурядную силу и храбрость использует для совершения добрых дел Он предотвращает расправу нартов над сгариком-отцом, который может пригодиться соплеменникам своей мудростью и жизненным опытом

В образах эпических героев нартского эпоса народы Северного Кавказа выразили свои гуманистические идеалы Фольклористы Северного Кавказа во всех подробностях исследовали поэтику, структуру образов нартского эпоса, проследили эволюцию эпических жанров фольклора, осмыслили эпические традиции фольклора, эстетический идеал народов Кавказа, понимание ими важнейших событий, отношение к историческим деятелям

Типологический аспект рассмотрения принципов изображения человека в художественной и этнокультурной традиции народов Северного Кавказа дает возможность воссоздать общее понимание идеала, воплотившего лучшие качества народа Сопутствуя жизни народа, фольклор облекал в эпические формы все деяния своих богатырей-нартов, героев историко-героических и ли-роэпических творений народа

В эпических традициях народов Кавказа отразилась борьба добра со злом, с враждебными силами Этические и нравственные представления народа воплотились в сюжетах и образах, в художественной концепции эпических героев нартского эпоса и других жанров фольклора народов Кавказа

В данной главе в типологическом аспекте рассмотрены принципы изображения человека в этнохудожественной и этнокультурной традиции народов Северного Кавказа, в первую очередь карачаево-балкарской и адыгской с учетом типологии означенной проблемы

В контексте поставленной проблемы в главе исследована проблема нравственных ценностей, связанных с любовью к родине, к родному очагу, к природе, к земле итд В этой связи в главе подробно исследованы эпические характеристики героев, принципы изображения человека этноса как носителя ценностных ориентацией народа, его нравственных представлений, проанализирована героика образов, защитников родины, родного очага Обозначены характеризующие черты фольклорного героя в свете художественной традиции Анализ текстов приводит к выводу о том, что человек как представитель своего этноса, как носитель художественного мировидения предстает уже в нартском эпосе, на ранних и поздних этапах развития фольклорных жанров Словом, в национально-художественных традициях народов Кавказа были определены художественные контуры человека, выявлены гуманистические основы образов эпических героев

Человек-личность, смысл и цель существования на земле человека, его взаимоотношения с окружающим миром всегда находились в центре внимания традиционных художественных форм искусства и культуры народов Кавказа Поиск национально-художественных традиций народов Кавказа — это поиск принципов изображения и воссоздания личности и человека как представителя народа

Горцы стремились воспитать в человеке трудолюбие В песнях прославлялись имена умельцев, образы людей, отмеченных честью и достоинством Имена женщин-мастериц, владеющих тайнами золотошвейного мастерства, умением валять бурки, шить черкески, выделывать кожу для ноговиц, были известны далеко за пределами родного аула О них слагали песни, как о достойных представителях народа

Более всего горцы ценили умное слово и человека, владеющего им Молва о красноречивых людях ходила по всей округе Слово непревзойденных ораторов, умеющих в образной форме выразить в тосте свое отношение к тому или иному событию, дать характеристику достойному человеку, в честь которого произносится слово, всегда ценилось у горцев, способствуя утверждению в их умах этических идеалов

В нартском эпосе народов Кавказа герой Прометей и другие нарты не обходятся без мудрых советов прародительницы рода Сатаней В нартской колыбельной песне звучат строки, в которых выражено этическое представление народа о том, что должно составлять суть характера будущего мужчины или женщины

Воспитание человека в человеке было основной задачей родителей, особенно матери, которая вскармливала ребенка не только молоком, но и воспитывала его согласно этикету народа

В главе делается акцент на художественные характеристики образного воссоздания человека как носителя кавказской этнической культуры Эти традиции имеют типологическую общность у северокавказских народов — носителей нартского эпоса Поиск принципов изображения человека, начатый в нартском эпосе и продолженный в художественной культуре Северного Кавказа, тесно связан с поиском гуманистической концепции человека, утверждением человека как носителя определенных этических норм В главе подробно исследован поиск принципов изображения нравственных достоинств человека, его отношения к людям, любви, справедливости

В нартском эпосе народов Кавказа, по мнению исследователей, были выработаны формулы, призванные характеризовать героя нарта, выразить его эпическую и этическую суть Эти формулы занимают особое место, поскольку они вбирают в себя эпитеты и другие словесные характеристики и выражения, составляющие существенную черту эпических традиций

Традиционные формулы и эпитеты, заимствованные из языка народа, призваны характеризовать силу героя, его храбрость, его внешний облик, его боевое снаряжение Будучи традиционными для языка-носителя, эти формулы и эпитеты не только воссоздают образ эпического идеала, но и философски определяют его назначение в жизни народа, его место в окружающей действительности

В этом смысле для нас представляют научный интерес образы, связанные с формульными характеристиками эпических героев нарского эпоса Эпитеты, сравнения, образные характеристики, широко представленные в нартском эпосе и других жанрах фольклора, дают возможность исследовать осо-

бенности мировосприятия действительности и человека, художественной ментальное™ народа — создателя эпоса

Традиционные формулы, которыми характеризуются эпические герои в национальной и художественной традиции народов Северного Кавказа, восходят к глубокой древности, отражая особенности поэтического мышления народа

В главе исследованы приемы изображения эпического героя, положившие начало мифоэпической традиции осмысления человека в этнохудожественной культуре народов Северного Кавказа Основу концепции человека, воссозданного в традиции, составляет вера в преобразующую силу человеческого разума и духа

В осмыслении мира и человека в художественной традиции народов Северного Кавказа нами учтены исторически сложившиеся связи фольклора с этнологией, с особенностями исторического бытия, объясняющими психологический уклад, систему ценностей в различных категориях этики, сущностными определениями которых являются понятия добра, чести, правды, справедливости

В ходе анализа разнообразного фольклорного, этнографического, литературного, художественного материала мы приходим к выводу о том, что в системе существования этносов народов Кавказа важное место отводится фольклору, в жанрах которого получила отражение эволюция художественного сознания, базирующаяся на исторической реальности, на жизни народа, его политическом, экономическом и духовном существовании Не будучи прямым отражением национальной действительности, исторические формы художественного сознания, обнаруживающие себя в многообразии жанров, в образах, сюжетах, в характеристиках героев, очертили контуры определенной модели мира, присущие народам Кавказа, отражающие сходные оценки тех или иных явлений, связанных с мировидением и миропониманием человека

Без учета этнического полигенеза, опираясь только на эпос народов Кавказа, невозможно обосновать художественную концепцию образа человека, героя действительности в русской и национальной литературах, определить эволюцию изображения национального характера

В первой главе исследуется наследие народных поэтов, осуществивших переход от фольклора к индивидуальному литературному творчеству В ходе исследования произведений народных поэтов Каспота Кочкарова, Кязима Мечиева и других выявляется художественная концепция жизни и судьбы народа, образ человека кавказской действительности, который складывается под

влиянием национально-художественной традиции, выраженной в фольклоре и этикете

В первой главе на материале литературного творчества, обозначенного русскоязычными северокавказскими писателями-просветителями, исследованы поиски подходов художественного осмысления и выработки концепции национального характера и действительности В этой связи анализируются идеи и характеристики национального мира кавказской действительности и представителя народа, получившие выражение преимущественно в публицистических жанрах северокавказских просветителей, подчеркивается мысль о том, что в своем анализе национальной действительности и характеристики героев просветители опирались на богатый общественно-исторический опыт, получивший отражение в многожанровом фольклоре, в культурном наследии, этикете, обычаях и нравах народов Кавказа, а также в трудах русских этнографов и историков, характеризовавших бытие кавказских народов

Таким образом, начиная с XVIII века, предопределившего новый этап художественно-философского осмысления народов Кавказа, просветители с опорой на общероссийскую художественно-философскую мысль о Кавказе и кавказских народах демонстрируют в творчестве свое видение проблем кавказских народов, их жизнь и бытие

С этого времени наблюдается процесс художественно-исторического формирования народов Северного Кавказа, начало которому было положено в публицистическом и литературном творчестве северокавказских просветителей

Таким образом, говоря словами литературоведа РЮсуфова, «традицио-налисгическое сознание, основанное на всепоглощающей эпической духовности, на символической общности, вступило в творческое общение с поэзией действительности, с поэзией жизни»

В заключение делается вывод о том, что идейно-философские завоевания просветительской мысли были осмыслены русскоязычными писателями Кавказа в XIX веке в конкретных образах, символизирующих новые тенденции образного мышления писателей Фактически начался новый процесс создания основ новой художественной культуры, в том числе и своей национальной письменности Было положено начало освоению опыта русской действительности и национальной художественной культуры

Во второй главе «Принципы художественной типизации национального характера в русской литературе и художественной беллетристике северокавказских просветителей» речь идет о проблемах формирования художественной концепции национального характера и национальной

действительности в литературах Северного Кавказа, о роли русской литературы в создании реальной концепции национального характера в литературном творчестве.

В начале XIX века на Северном Кавказе начинается процесс преодоления барьеров разобщения и обособления духовных культур народов России Новые исторические обстоятельства, связанные с вхождением народов Северного Кавказа в состав Российского государства, способствовали единению народов посредством диалога культур Деятельность русских литераторов, путешественников, этнографов в связи с освоением образа жизни, быта, культуры многонационального кавказского региона способствовала активизации диалога и явилась проводником между русской литературой и художественной культурой народов, вступивших на путь литературного развития

В этом смысле художественно-этнографические очерки играли огромную посредническую роль в деле формирования художественного воссоздания и познания мира Кроме того, их открытия и наблюдения способствовали созданию достоверных реалистических образов, раскрывающих особенности быта и обычаев кавказских народов Этнографический материал в очерках писателей-просветителей по аналогии с русской публицистикой становится структурообразующим началом, определяющим жанровую специфику этнографических очерков и рассказов

В творчестве русских писателей А А Бестужева, А. С Пушкина, М Ю Лермонтова, А С Шишкова художественно воссозданы события, связанные с военными действиями на Кавказе В поэзии АС Пушкина и декабристов воспеты свободолюбивые горцы, осмыслена философия их жизни Пушкин и Лермонтов утверждали идеал человека в живой связи с действительностью

В основном это романтические герои, исповедующие высшие духовные ценности, связанные с идеалами свободы и независимости родины Герои в поэме «Измаил-бей» М Лермонтова гибнут в битве за родину и волю, как и сыновья старого лезгина в его же поэме «Хаджи- Абрек» Защита горцем своего человеческого, кавказского достоинства, утверждение себя в битве за идеалы своей родины характеризуют концепцию национального характера, воссозданного русскими писателями в произведениях, обращенных к кавказской тематике

Русские писатели, обратившись к кавказской действительности, обозначили проблемы формирования личности, философия которой проистекает из художественной характеристики человеческих характеров, связанных с образом свободолюбивых горцев, с образом вольного и героического Кавказа Роль русских классиков в литературных судьбах народов Кавказа связана с

опытом воссоздания в своих произведениях образа героического Кавказа, который выражал утопический идеал раннего русского реализма Русская литература, развивающаяся в живом контакте и в культурном сообществе с народами России, в ходе взаимодействия с ними не только обогащала их, но и сама обогащалась ими

Гуманистические традиции познания истории и созидательной деятельности человека смыкались с социальной философией, просветительской и исторической реальностью России, идеи которой выразились в активизировавшемся интересе к национальному колориту, этническим особенностям народов, населяющих Кавказ Произведения Н В Гоголя, как и произведения А С Пушкина, положившие начало изображению глубин России и народов их населяющих, явились новым этапом художественного исследования концепции национального характера и жизни народа

В ходе приобщения горцев к русской культуре изменилось представление о Кавказе не только у русских писателей, обратившихся к кавказской тематике, но и у русскоязычных северокавказских литераторов, предпринявших попытку осмысления в литературных жанрах традиционных идеалов и вступивших на путь создания новой концепции человека, базирующейся на новой и новейшей исторической основе Обращение к опыту русских писателей давало возможность освоить опыт реалистического изображения национального характера, реалистических жанровых форм литературы Тем самым традиционное художественное сознание получило возможность своего развития с учетом опыта и в ходе освоения реалистичных традиций русской литературы Это сказалось на качественных характеристиках формируемой художественной концепции национального характера горца и национальной действительности

Романтические образы социально активной личности, связанные с философскими идеями века, вдохновили северокавказских просветителей на создание первых произведений, в которых фигурируют образы горцев Через творчество просветителей впервые российский читатель ознакомился с историей, фольклором, этнографией горских народов Произведения писателей-просветителей были написаны на русском языке Вместе с другими северокавказскими просветителями карачаево-балкарские и адыгские просветители принимали активное участие в пропаганде новых взглядов на национальную действительность, историю, на будущее своих народов, на образ горца

Эти и другие проблемы стали предметом художественного исследования беллетристических жанров северокавказских газет и журналов, издававшихся во Владикавказе, Ставрополе, Краснодаре, Пятигорске Впервые в творче-

стве северокавказских просветителей, отражающем различные темы, связанные с бытом, нравами, фольклором народов Кавказа, предметом анализа становятся повседневная жизнь горцев, ее социальная характеристика, положение народа

Литературовед Т Биттирова, обстоятельно исследовавшая творческое наследие карачаево-балкарских деятелей культуры юнца XIX—начала XX века, подчеркивает мысль о том, что творчество первой плеяды карачаево-балкарских просветителей шло в общем русле развития северокавказской публицистики и в то же время имела свое неповторимое самобытное лицо Знакомство с культурой России неизбежно приводило первых интеллигентов карачаевцев и балкарцев к пониманию оторванности их народов от большого мира Они пытались преодолеть замкнутость горных ущелий, вырвать их из теснин к европейской культуре, приобщить его к передовым общественно-политическим процессам, вооружить современной технологией сельскохозяйственного производства И в этих своих исканиях просветители опирались на нравственный опыт народа, выраженный в тау адет — своде горских обычаев и этических норм—ив фольклоре, отражающем художественно-эстетические представления народа

Вступление в культурный диалог с Россией, ориентация на прогрессивных деятелей культуры ускорили переход от традиционной эстетики к новой, опирающейся на историко-философский опыт изображения жизни народов Кавказа в русской литературе, расширение философской концепции человека и мира Новый взгляд на концепцию мира и человека способствовал новым открытиям в поэтике и стилистике произведений, написанных с опорой на художественные завоевания русского реализма XIX — начала XX века Это составило основу концепции художественно-философского изображения национального характера В результате складывалась и обозначалась динамика художественно-философского развития национальной культуры, рожденной в результате взаимодействия и взаимопроникновения, в ходе которого формировался новый тип художественного сознания

В творчестве писателей-просветителей национальные и гуманистические традиции взаимодействовали и переплетались с идеями российского Просвещения XVIII—XIX веков, в результате чего рождались новые нравственные идеалы, стремление бороться за счастье народа, чувство ответственности за его судьбу В центре внимания оказался идеал социальной справедливости, основанный на действенном гуманизме

Деятельность А С Пушкина, М Ю Лермонтова, Н В Гоголя, Л Н Толстого значительно обогатила национальную гуманистическую и эпическую

традицию кавказских народов, связанную с воспитанием личности Фило-софско-этическая традиция, идущая от опыта российского Просвещения через посредство образов, созданных классиками русской литературы, обращенной к кавказской тематике, явилась примером в деле освоения новых подходов к изучению природы человека как гражданина общества Сформированный в русской литературе идеал гражданско-патриотической личности в соответствии с идеалами российского Просвещения XVIII века был положен в основу новой философско-этической традиции изображения человека в его связях с жизнью и судьбами народа

Исследователи творчества адыгских писателей просветителей XIX века, составляющие звено просветительской мысли Северного Кавказа А Схаля-хо, Р Хашхожева, А Хакуашев, Ш Хут и другие высказали мысль о том, что лучшие произведения русскоязычных писателей-просветителей Ш Ногмова, С Хан-Гирея, С Адиль-Гирея, У Берсея и других складывались под влиянием и непосредственным воздействием идеи русского романтизма, творчества А Пушкина, Н Гоголя, М Лермонтова, Л Толстого и других писателей-реалистов

Идеи, положенные в основу концепции национальной действительности произведений писателей-просветителей, формировалась под непосредственным воздействием просветительской идеологии передовых русских писателей, а также под влиянием мотивов и образов фольклора, выражающих представление народа о человеке, характере горца

Следует отметить и значение того фактора, что почти все представители горских народов получили образование в кадетских корпусах, служили в кавказско-горском эскадроне и принимали непосредственное участие в нескольких военных кампаниях вместе с русскими К примеру, в 1837 году писатель-этнограф и фольклорист Хан-Гирей был назначен командиром Кавказского горского эскадрона Любопытное суждение о причинах выхода в отставку С Хан-Гирея высказала литературовед Р Хашхожева «Убежденный сторонник русской ориентации, он принимал деятельное участие в действиях Правительства до тех пор, пока верил, что русский царизм мирным путем разрешит кавказский вопрос и будет способствовать переходу адыгского народа на путь прогрессивного общественно-политического и культурного развития»

Концепция творчества Хан-Гирея с его ориентацией на союз с Россией, на мирные отношения между Россией и Кавказом была тождественна концепции писателей-просветителей, которые осуждали идею вражды, чрезмерной воинственности, ратуя за мирное сосуществование, полагая, что все это

можно достичь посредством взаимопознания, просвещения народа

В ходе общественной и литературной деятельности писатели глубоко интересовались положением своего народа, заботой о его благе, о лучшем будущем Эта идея положена в основу концептуальной мысли, выраженной как в научном, так и в литературном творчестве писателей-просветителей

Так, например Султан Хан-Гирей в труде «Предложения о средствах приведения черкесов в гражданское состояние кроткими мерами, с возможным избежанием кровопролития», в статье «Адыги (черкесы) и все близкие им племена» высказывал мысль о преобразовании родного края и переустройстве внутреннего порядка адыгского общества, о просвещении адыгов, об открытии школ и обучении детей, — как дворян, так и крестьян, создании и введении письменности Он ратовал об осуществлении политики сближения адыгов с Россией без кровопролития, мирным путем Эта задача была подчинена концепции его трудов по истории, этнографии «Записки о Черкесии», «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов», а также легли в основу его художественных произведений «Черкесские предания», «Князь Канбулат», «Наезд Кунчука», «Бесльний Аббат» и других

В этих произведениях воссоздан образ национального характера, образ мужественного, любящего свою родину горца, проявляющего чудеса храбрости в борьбе с иноземными захватчиками Характеристика этих образов заимствована у черкесских преданий о жизни замечательных людей, оставивших след в народной памяти, воссозданной на русской языковой основе Национальные образы давали русскому читателю возможность увидеть этический идеал горцев, их нравственные ориентиры, воплощенные в характерах

Хан-Гирей, следуя жанровым традициям адыгского фольклора, создал серию очерков — биографий о знаменитых адыгах-черкесах, об их нравах и характерах Так, в своих произведениях «Бесльний Аббат», «Князь Пшьской Аходягоко», опираясь на реальные факты национальной истории, получившие выражение в фольклоре, Хан-Гирей художественно исследует события,

происходившие на его родине и с его народом в конце XVIII-в начале XIX

столетий

Литературное наследие Султана Кази-Гирея, современника Пушкина и сослуживца Шоры Ногмова, примечательно тем, что оно помогает уяснить роль культурной и литературной среды в формировании концептуальных воззрений его литературного творчества Повесть Кази-Гирея «Долина Ажитугай» была напечатана в первом томе журнала «Современник» в 1836 году Значение первого литературного шага Султана Кази-Гирея было восторженно отмечено А С Пушкиным в предисловии к повести

«Вот явление неожиданное в нашей литературе, сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей Черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно, живописно Мы ни одного слова не хотели переменить в предложенном отрывке»

Третья глава «Концепция национального характера в исторической перспективе и динамике развития». В главе подчеркнута мысль о том, что историзм мышления развивается и обогащается в ходе освоения и овладения художественным мастерством, реалистическими принципами создания образа героя национального характера, обусловленного временем и обстоятельствами На конкретном материале исследуются принципы изображения человека как представителя этноса, характеризуются типологические черты образа кавказца, ведущие свое начало от эпических традиций нартского эпоса, принципы изображения человека в эпическом времени

Динамика развития образа кавказца, художественная концепция национального характера рассматриваются в связи с освоением эпической традиции народов Северного Кавказа, художественных принципов типизации Развитие исторической прозы в национальных литературах способствовало овладению историзмом мышления, росту мастерства писателей в создании национального характера

В трудах литературоведов и фольклористов Северного Кавказа сформировались теоретические положения, связанные с развитием эпических жанров историко-революционной прозы Новаторские тенденции писателей-прозаиков связаны с достижениями в изображении национального характера и бытия

В фундаментальных трудах теоретиков северокавказских литератур (Н Джусойты, А Караевой, 3 Караевой, Р Мамий, А Мусукаевой, У Панеш, А Схаляхо, Ю Тхагазитова, 3 Толгурова, Ф Урусбиевой, Р Фида-ровой, М Хачмизовой, А Хакуашева, К Шаззо) исследованы проблемы формирования эпических жанров романного мышления, в том числе ими затронуты вопросы, связанные с художественной концепцией национального характера

Их труды послужили отправной точкой в исследовании художественной концепции национального характера, воссозданного в литературах Северного Кавказа с позиции историзма в качестве наиболее плодотворного способа его изображения Анализ основывается на творческом опыте ряда крупных писателей, внесших вклад в формирование литературного, историко-революционного эпоса X Абукова, X Аппаева, X Байрамуковой, М Батчаева, К Джегутанова, М Дышекова, Н Джусойты, Т Керашева, А Кешокова,

Д Кубанова, И Машбаша, А Суюнчева, А Теппеева, 3 Толгурова, Б Тхайцу-хова, О Хубиева, Ю Чуяю и других

Анализ произведений названных писателей позволяет говорить о том, что принцип изображения человека в его общественных связях основывается на социальном анализе отношений человека и общества В создании концепции национального характера писатели опираются на традиции изображения человека в эпосе, что способствует изображению нравственных основ личности

В данной главе динамика развития литературы в исторической перспективе исследуется с учетом реалистического опыта создания образа человека, горца, накопленного в общероссийской практике, реалистической традиции в русской литературе, на которую опирались национальные художники слова на всех этапах развития своих литератур

Концепция национального характера вызревала в ходе преодоления писателями Северного Кавказа фольклорной поэтики, утверждалась в поисках средств типизации героя Словом, проблема создания национального характера, образа кавказца, представителя этноса происходила с использованием всего арсенала приемов и средств, выраженных в фольклорно-эпической традиции, в нравственных представлениях народа, этикете Процесс поисков проходил параллельно с творческой учебой и в ходе освоения опыта русской и других литератур

Исследование концепции национального характера, образа горца, кавказца в динамике его развития послужило основой для рассмотрения проблемы в связи с периодами становления и развития национальных литератур, имеющих между собой много общего

В этой связи исследована художественная концепция героя первых национальных романов карачаевских и черкесских писателей X Аппаева «Черный сундук» (1936), X Абукова «На берегах Зеленчука» (1930), М Дышекова «Зарево» (1934) и других, появившихся в 30-е годы в национальных литературах, базирующихся на новом представлении писателей о героике и героической личности, защитнике обездоленных масс Новым было то, что в основу создания концепции героической личности, выдвинутой к жизни историей, были положены качества, обусловленные новыми историческими обстоятельствами и принципами реалистической характеристики героя, гуманистическими идеалами, выдвинутыми временем

В 1960—80-е годы обозначился новый этап развития национальных литератур Северного Кавказа Обретение ими новых качеств обусловлено усвоением принципов реалистического воссоздания национального характера, действующего в конкретно-исторических обстоятельствах Писатели создали произве-

дения на основе дифференцированных образов национальных типов Это защитники родины, родного очага и родной земли, действующие в определенном времени и определенных обстоятельствах Таковы герои романов Д Куба-нова «Два времени», Т Керашева «Дорога к счастью», А Кешокова «Вершины не спят», А. Шортанова «Горцы» и других, посвященных историко-революционной и исторической теме, символизирующих переход от старых принципов изображения героев к новым Историзм мышления обусловил принципы типизации национального героя и художественной концепции горца в жанрах исторической прозы, в произведениях о войне

Выдвинутая проблема исследована в главе на различном материале, свидетельствующем о развитии в национальных литературах реалистических жанров прозы, в создании художественной концепции национального характера Это позволяет говорить об определенных завоеваниях, достигнутых в изображении художественной концепции горца во времени и в исторических обстоятельствах В этой связи подвергнуты анализу романы, в которых изображены яркие представители кавказских народов — Б Тхайцухова «Горсть землю>, И Машбаша «Раскаты далекого грома», М Эльберда «Страшен путь на Ошхомахо» и другие - свидетельства зрелости жанра

В данной главе делается вывод о том, что творческий метод реализма определил не только концепцию человека как объекта изображения и художественного осмысления, но и концепцию образа кавказского мира и действительности, а также художественное исследование истории народа с гуманистических позиций, с позиций того, как происходил процесс обретения человеком свободы

В заключении обобщаются результаты, подводятся итоги диссертационного исследования, а также формулируются выводы и положения, выносимые на защиту

1 XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс, созданием героя литературы, образа человека, сформированного историческими обстоятельствами и временем

2 Художественная концепция национального характера вызревала с опорой на изображение человека как носителя этических и нравственных традиций своего народа, его идеалов и устремлений

3 Концепт «человек» является ключевым концептом культуры Отталкиваясь от этого положения, нами исследованы данные традиционной художественной культуры, эпос Нарты, жанры фольклора, творчество русскоязычных писателей XIX века, литературы адыгской и карачаево-балкарской, выявлены культурные ценности народов, их идеалы, национальный космос и место человека

в реальном мире

4 В работе проанализированы данные фольклора, пословицы, поговорки, изречения, характеризующие представление этноса о том, «что есть настоящий человек» и «что означает понятие человечность» Эти понятия относятся к числу важнейших системообразующих элементов более широкого определения «человек-человечность» Опираясь на эти ключевые понятия, в соответствующих плавах анализируются этические и эстетические представления народов, легшие в основу изображения идеала человека как представителя этноса

5 В работе прослежены этнические традиции народов Кавказа, народные представления о герое и героике, начиная от мифоэпического принципа изображения до конкретно-исторического изображения героя действительности на материале творчества карачаево-балкарских и адыгских писателей

6 Национальный характер воплощает этническое своеобразие своего народа, он обладает чертами, выработанными исторически, присущими его народу как национальной общности На конкретных примерах подчеркиваются качества национального характера, объединяющие его с другими народами Это общечеловеческие представления любовь к родному очагу, к народу, к отчизне и т д

7 В основу художественной концепции образа горца, воссозданного в карачаево-балкарской и адыгской литературах, особую смысловую нагрузку несут понятия «совесть», «честь», «достоинство» как атрибуты ментальное™, которых должен придерживаться каждый член общества, а также чувство долга Долг, как показывают характеристики героев, обязывает любить родину, родной очаг, быть толерантным, быть защитником, не посрамить чести, не запятнать достоинства народа Эти традиционные представления легли в основу художественной концепции как в национально-художественной традиции народов, в его культуре, фольклоре, этикете, религии, определив мировоззрение, миропонимание героев как представителей народа, так и художественной концепции образа горцев в литературе

8 Национальная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения Она олицетворяет дух нации, ее творческий потенциал Феномен этнической культуры горских народов, легшей в основу художественной концепции человека, принципов художественной характеристики национального характера— представителя этноса, создавался на стыке двух культур, в ходе взаимообогащения и взаимопроникновения культур Запада и Востока

9 Национальное самосознание, отраженное в обычаях, нравах, стереотипах мышления, нормах поведения и привычек, определило национальные

образы мира и человека в художественной традиции карачаевцев, черкесов и абазин, выразило в художественной концепции образа горца этические и нравственные представления народа о том, что такое понятия «человек», «человечность», «человеческое достоинство»

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

I. Ведущий рецензируемый научный журнал, рекомендованный ВАК

1 ГочияеваЛЮ Динамика развития национального характера в исторической перспективе //Культурная жизнь Юга России —Краснодар КГУКИ, 2007 — №3 — 0,5 п л

П.

2 ГочияеваЛЮ Этнохудожественные традиции изображения человека как нравственного идеала в фольклоре народов Северного Кавказа// Образование Наука Творчество — Армавир, 2006 — №3 — С 22—27

3 Гочияева Л Ю Концепция национального характера в эпической традиции народов Кавказа // Материалы 5-ой международной научно-практической конференции «Наследие В В Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России» — Армавир, 2006 — Часть 1 —С 167—172

4 ГочияеваЛЮ Концепция национального характера в исторической перспективе и динамике развития // Образование Наука Творчество — Армавир, 2006 — №5 - С 65—70

Подписано в печать 20 04 2007 заказ № 50, Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная Тираж 100 экз ИПЧП Малинина НВ , ОГРНИП 306091719500030, ИНН 090103061926, 369000, гЧеркесск, ул Ленина, 50,

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гочияева, Лейла Юзефовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛО ВЕКА КАК НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ЭТНОНАЦИОНАЛЬ НОЙ КУЛЬТУРЕ И МИФОЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ- ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬ НОГО ХАРАКТЕРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕ ННОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕ ЛЕЙ.

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕС

КОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ И ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Гочияева, Лейла Юзефовна

Актуальность темы исследования. XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс. Много общего обнаруживается в изображении героя литературы, в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительностью.

Литературы народов Северного Кавказа являются частью художественного общекавказского феномена, сформировавшегося в контексте всероссийской историко-культурной традиции XX столетия. Художественная мысль народов Северного Кавказа во все времена была сосредоточена на изображении человека - носителя этнической культуры и художественной традиции своего народа, его идеалов и устремлений. Генетически и исторически родственные литературы Северного Кавказа - карачаевская, черкесская, абазинская, ногайская, адыгейская, балкарская, кабардинская, осетинская, чеченская, ингушская, как и литературы народов Дагестана, - схожи по типу своего развития, по принципам изображения национального характера.

Актуальность избранной темы проистекает из назревшей необходимости научного осмысления кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с принципами типизации и художественного изображения главного объекта национальных литератур - человека, национального характера горца в эволюционном, типологическом и историческом освещении.

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале литератур народов Северного Кавказа, является на сегодняшний день первоочередной задачей в силу важности и актуальности исследования эволюции художественного сознания литератур, путей формирования реалистических традиций в изображении национального характера.

Актуальным является принцип рассмотрения проблемы с учетом того, что литературы Северного Кавказа формировались в общероссийском контексте художественного развития, в ходе усвоения всероссийских художественных традиций, прежде всего традиций реализма русской литературы.

Материалом исследования послужили фольклорные тексты, эпос Нарты, бытующие у народов Кавказа, этнографические материалы, творчество русскоязычных писателей-просветителей, заложивших основы литературных жанров, создавших образы героев с опорой на реалистические традиции русской литературы и на мифоэпические традиции родного фольклора, предопределившие принципы создания художественной концепции в литературах народов Северного Кавказа.

Заявленная проблема исследуется на материале творчества писателей Северного Кавказа, сформировавших концепцию человека как представителя этноса, как носителя этических традиций своего народа. В свете избранной темы анализируются произведения классиков русской литературы - А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, положивших начало созданию художественной концепции образа горца и образа Кавказа.

Цели и задачи исследования. Поставлена цель исследовать и охарактеризовать принципы изображения человека, национального характера, особенности мира художественных образов, созданных в национально-художественной традиции народов Северного Кавказа, в общекавказском эпосе Нарты, исследовать мир национальной действительности и способы изображения национального характера в творческом наследии русскоязычных писателей-просветителей, ориентировавшихся на опыт А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького и других, охарактеризовать творческую концепцию национального мира народов Кавказа и образа горца в соотношении с концепцией изображения национального характера в творчестве русскоязычных писателей-просветителей в их типологических связях.

В ходе исследования ставятся следующие задачи:

- проследить процесс формирования концепции национального характера на материале мифоэпической традиции народов Северного Кавказа (эпоса Нарты);

- исследовать концепт «человек» в качестве ключевого концепта в этнокультурной и художественной традиции народов Кавказа;

- выявить генетические истоки, легшие в основу художественной концепции героя в литературах народов Кавказа; исследовать особенности художественной характеристики национального характера и национального мира в творчестве русскоязычных писателей-просветителей;

- осмыслить на материале писателей национальных литератур опыт русских реалистических традиций изображения Кавказа; исследовать в рамках кавказского литературного феномена эволюционный процесс изображения национального характера, создание его художественной концепции.

- исходя из проблем взаимодействия русской и национальных литератур, определяя результаты этого взаимодействия, исследовать художественную специфику, проявляющуюся в изображении Кавказа и кавказских горцев, принципы типизации национального характера, созданного русскими, русскоязычными национальными писателями, а также представителями генетически и исторически близких литератур народов Северного Кавказа.

Научная новизна работы. Предлагаемая диссертационная работа практически является первым монографическим исследованием кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с опытом создания образа горца, художественной концепции национального характера и национальной действительности в этнокультурной и художественной традиции народов Северного Кавказа, в русской литературе и в русскоязычной прозе северокавказских просветителей. Заявленная тема впервые исследована на смежном уровне, на стыке фольклора, этнографии, литературы.

Исследуемый материал подчинен новаторским задачам и целям, организован структурно в соответствующих проблемных главах диссертации. Научная новизна исследования заявленной темы состоит в выявлении принципов художественного осмысления национального мира, национальной действительности и героя в анализируемых произведениях - как фольклорных, так и литературных, в создании эпической картины национального образного мира.

Степень изученности темы. Выдвинутая тема относится к наименее изученным. Нет единичных подходов к определению понятий национального характера, не сформулированы составляющие критерии понятия «художественная концепция национального характера». В работах этнографов, литературоведов и фольклористов исследованы лишь отдельные аспекты, связанные с принципами изображения национального характера и национального мира в литературах народов Кавказа и национально-художественной традиции. Целостное исследование заявленной темы с опорой на смежные науки осуществляется впервые.

Методологической и теоретической основой диссертации являются общетеоретические положения литературоведения, фольклористики, эстетики, этнографии, касающиеся в той или иной степени заявленной нами темы. Это работы С. Аверинцева, А. Агаева, С. Арутюнова, Э. Баграмова, М. Бахтина, Ю. Бромлея, Г. Гачева, С. Кона, Ф. Кессиди, Д. Лихачева, 3. Османовой, К. Султанова, К. Юнга, А. Холмогорова и других, исследовавших различные аспекты теории национального характера. А также работы северокавказских литературоведов, посвященные различным аспектам становления и развития литератур народов Кавказа, фольклору и этнографии, в которых осмыслены философские и нравственные традиции воссоздания образа человека и этноса. Это работы X. Бакова, Т. Биттирова, JL Бекизовой, Г. Гамзатова, А. Гутова, А. Караевой, М. Кунижева, X. Малкондуева, А. Мусукаевой, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, Ш. Хут, Т. Чамокова, К. Шаззо, Р. Юсуфова и других, послужившие важным подспорьем в исследовании заявленной темы.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что с опорой на ее результаты возможно продолжение исследования актуальной литературоведческой проблемы героя, в первую очередь принципов создания художественной концепции национального характера, решение которых до настоящего времени ограничивалось исследованием образов положительных героев, созданного в литературах советского периода.

Наблюдения и выводы предпринятого исследования будут способствовать новаторским подходам в исследовании проблем, связанных с художественным воссозданием концепции национального характера в художественной культуре народов Северного Кавказа, прошедших типологически сходный путь развития. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблемам теории и практики литератур Северного Кавказа на филологических факультетах гуманитарных вузов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, при составлении учебных пособий по истории литератур народов Российской Федерации, в научной разработке проблем изображения национального характера как основополагающей задачи национального литературоведения.

На защиту выносятся следующие положения:

- фольклорно-эпическая традиция в художественном изображении героя как представителя народа (эпос Нарты);

- этнокультурные традиции народов Кавказа, нравственные идеалы, легшие в основу художественной концепции человека, образа горца в литературной традиции народов Северного Кавказа;

- концепция национального характера, образ Кавказа и кавказских горцев, воссозданный в русской классической и современной литературах;

- значение русской литературы в создании художественного образа Кавказа, роль реалистических традиций в творчестве русскоязычных писателей-просветителей;

- проблема создания художественной концепции национального характера в его эволюции, в обусловленности историческим временем и преемственных связях с этическими и эстетическими представлениями народа, воссозданного в литературе северокавказских народов.

Диссертация состоит из введения, трех проблемных глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале генетически родственных литератур Северного Кавказа, является одной из самых актуальных задач северокавказского литературоведения. В подходе к исследованию выдвинутой темы мы исходили из принципа того, что главным объектом изображения национальной художественной традиции народов Северного Кавказа был человек как представитель этноса. Эта традиция была продолжена в литературах народов Северного Кавказа в поисках концепции героя как главного объекта изображения.

Художественная концепция образа кавказца вызревала с опорой на изображение человека как носителя этнических и нравственных традиций своего народа, его идеалов и устремлений. Эволюция и динамика формирования национальной и художественной традиции, выверенной концепции образа горца, рассмотренной в диссертации на материале мифоэпической традиции, этикета, исторической действительности, а также на материале литературного эпоса, сформировавшегося^ на базе повествовательных жанров в литературах Северного Кавказа дали возможность проследить преемственность связей фольклора и литературы, выявить роль усвоения традиций изображения Кавказа и кавказских горцев в русской литературе в художественном осмыслении и реалистическом изображении национального характера, в литературах Северного Кавказа с опорой на карачаево-балкарскую и адыгскую литературы.

Художественная концепция национального характера в русской и северокавказской литературах прослежена с учетом периодизации национальных литератур: в 30-40-е годы, когда закладывались национальные литературы, военные, послевоенные годы развития, а также в 60-80-е годы, связанные с успешным развитием романистки Северного Кавказа, с овладением историзма мышления, реалистическими принципами изображения героя.

XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс. Много общего обнаруживается в изображении героя литературы в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительностью.

Развитие обществознания во второй половине XX века дало возможность преодолеть кризис, проистекавший из фундаментализма, классической социологии которое нивелировало локальное индивидуалистическое и специфическое в культуре народа. Во второй половине XX века в российской социалистической мысли наметилась тенденция постепенного отхода от методологических принципов марксизма-ленинизма как единственно верной научной теории, позволяющей осмысливать концептуальные подходы в изображении национального характера в литературе и художественной культуре. Опираясь на пересмотр понятийного и категориального аппарата, на принципы формирования современной методологии исследования в гуманитарных дисциплинах, мы рассмотрели в работе проблему национального характера как феномена этничности, исследовали на материале этнокультурной и этнохудожественной традиции народов Северного Кавказа, принципы * создания художественной концепции национального характера.

Проблема исследована с учетом мировоззренческих, нравственно-этических данных философии, социологии, этнологии и других гуманистических наук. При разработке проблем, связанных с национальным характером, его художественной концепции на материале русской и северокавказских литератур, осмыслением традиций его создания в фольклоре и литературе народов Кавказа, мы опирались на труды по обществознанию, в которых разработана теория национального характера человека.

Проблема национального характера представлена в трудах А.Г. Агаева,

С.М. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Ю.А. Бромлея, Э.А. Гачева, И.С. Кона, Ф.Х. Кесснди и других исследовавших различные аспекты теории национального характера.

Отсутствие работ по этнологии, фольклору, литературам с постановкой и решением проблем, связанных с понятием «национальный характер», затрудняло анализ и интерпретацию фактического материала, легшего в основу проблемных глав диссертации.

Исследование литературоведов и фольклористов, культурологов и историков послужили опорой в исследовании путей формирования концепции национального характера с учетом данных смежных дисциплин.

В своей работе мы пришли к выводу о том, что «концепт» человек является ключевым концептом культуры. Отталкиваясь от этого положения, нами исследованы данные традиционной художественной культуры, эпос Нарты, жанры фольклора, творчество русскоязычных писателей XIX века, адыгской и карачаево-балкарской литератур, выявлены культурные ценности народов, его идеалы, национальный космос и место человека в реальном мире.

Заявленная проблема исследована с учетом традиций и того значения, которое вкладывается народами в понятие человек. Этическая проблема, лежащая в основе художественной концепции человека решена с учетом традиционных понятий «стать человеком», «быть человеком», «выйти в люди».

Все эти характеристики связаны с особенностями этического самосознания народов Северного Кавказа как носителей своей этнической культуры. В работе проанализированы данные фольклора, пословицы, поговорки, изречения, характеризующие представление этноса о том, «что есть настоящий человек» и «что означает понятие человечность».

Эти понятия относятся к числу важнейших системообразующих элементов более широкого определения «человек-человечность». Опираясь на эти ключевые понятия в соответствующих главах анализируются этические и эстетические представления, идеалы народов, легшие в основу изображения • * идеала человека как представителя этноса.

В работе прослежены этнические традиции народов Кавказа, народные представления о герое и героике, начиная от мифоэпического принципа изображения до конкретно-исторического изображения героя действительности на материале творчества кабардино-балкарских и адыгских писателей.

Заявленная тема прослежена в эволюции с учетом освоения принципов реалистического создания образов в его обусловленности временем и обстоятельствами, эволюция национального характера, исследованы параметры художественной концепции.

В работе мы пришли к выводу о том, что национальный характер воплощает этническое своеобразие своего народа, он обладает чертами выработанными исторически, присущими его народу как национальной общности. На конкретных примерах подчеркивается качество национального характера, объединяющее его с другими народами. Это общечеловеческие представления: любовь к родине, к родному очагу, к народу и.т.д.

В этой связи прослежена диалектика общего, особенного и единого в их конкретных проявлениях. В работе мы пришли к выводу о том, что понятие национального характера включает в себя три компонента: этническое самосознание, ментальность (мироощущение), стереотип поведения.

В основу художественной концепции образа горца, воссозданного в творчестве русских писателей и в карачаево-балкарской и адыгской литературах, особую смысловую нагрузку несут понятия «совесть», «честь», «достоинство», «чувство долга» как атрибуты ментальности, которых должен придерживаться каждый член общества. Долг, как показывают характеристики героев, обязывает любить родину, родной очаг, быть толерантным, быть защитником, не посрамить чести, не запятнать достоинства народа. Эти традиционные представления легли в основу художественной концепции как в национально-художественной традиции народов, в его культуре, фольклоре, этикете, религии, определили мировоззрение, миропонимание героев как представителей народа.

Мы пришли к выводу о том, что национальное художественное мышление в области культуры отражает способность человека видеть мир в понятиях и I представлениях народа, представителем которого он является.

Человеческое сознание и духовная культура взаимосвязаны. Мы придерживаемся точки зрения современных исследователей, утверждающих мысль о том, что национальная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения. Она олицетворяет дух нации, ее творческий потенциал. Мы согласны с доводами исследователей культуры, свидетельствующих о том, что феномен этнической культуры горских народов, легшие в основу художественной концепции человека, представителя этноса, создавался на стыке двух культур в ходе взаимообогащения и взаимопроникновения культур запада и востока.

Мы пришли к выводу, что национальное самосознание, отраженное в обычаях, нравах, стереотипах мышления, нормах поведения и привычек, определило национальные образы мира и человека в художественной традиции карачаевцев, балкарцев, адыгейцев и абазин, выразили в художественной концепции образа горца этические и нравственные представления народа о том, что такое понятие человек, человечность, человеческое достоинство.

145

 

Список научной литературыГочияева, Лейла Юзефовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Акачиева С.М. Карачаевский роман. - Ставрополь, 1980. - 158 с.

2. Андреев-Кривич С.А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. Нальчик, 1949. - 134 с.

3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. - 183 с.

4. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М., 1972. - 190 с.

5. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 252 с.

6. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983 .-416с.

7. Бадахова Р. Я. Творчество М. Батчаева в контексте нравственных исканий северокавказских литератур 60-80-х годов: Автореферат. Карачаевск, 1999. -23 с.

8. Баранов Е. Кабардинские легионы. Пятигорск, 1971. - 257 с.

9. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502 с.

10. Белинский В.Г. Собрание сочинений. М., 1981. Т.6 - 568 с.

11. Белинский В.Г. Избранное. М., 1959. - 559 с.

12. Берберов Б.А-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии. Автореферат. Нальчик, 2002. - 23 с.

13. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. - 288 с.

14. Биттирова Т. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX века. Избранное. Нальчик, 1993. - 262 с.

15. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М., 1978. -280 с.

16. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 1. М.', ч.1,2,1823. - 465 с.

17. Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований. -Л., 1969.-228 с.

18. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.

19. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., 1976.-511 с.

20. Вопросы истории адыгейской литературы, в 2-х кн. Майкоп: Кн.1, 1979. -176 е.; кн.2,1980.-204 с.

21. Воробьева Н. Изображение характера в современной литературе. М., 1985. -127 с.

22. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера. М., 1978. -264 с. ,

23. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. М., 1982.-328 с.

24. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968. - 303 с.

25. Герцен А.И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.З. М., 1955. - 535 с.

26. Гинзбург Е. Я. О литературном герое. Л., 1979. - 229 с.

27. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. М., 1988.-319 с.

28. Горький М. Полное собрание сочинений в 25-ти томах. Т. 24. М., 1971. -523 с.

29. Жирмунский В.М. Средневековые литературы как предмет сравнительного литературоведения. -М., 1971. 120 с.

30. История советской многонациональной литературы. Т.6. М., 1974. - 640 с.

31. Караева А. И. Обретение художественности. М., 1979. - 176 с.

32. Караева А.И. Становление карачаевской литературы. Черкесск, 1963.-157 с.

33. Караева А.И. Герои невымышленные и вымышленные. Жизнь. Герой. Литература. Черкесск, 1978. - 147 с.

34. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. - 318 с.

35. Караева А.И. О военной прозе в современной карачаевской литературе.1. Черкесск, 1971. i 44 с.

36. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? - М., 1968. - 485 с.

37. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период). Грозный, 1966. - 129 с.

38. Краткий словарь по эстетики. М., 1962. - 569 с.

39. Кумахов М.А. Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. -М., 1985.-221 с.

40. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкарокарачаевцев в XIX нач. XX в. - Нальчик, 2002. - 444 с. . • *

41. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1984. - 330 с.

42. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. - 263 с.

43. Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996. - 284 с.

44. Мамий Р.Г. Вровень с веком: Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. Майкоп, 2001.-338 с.

45. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.-297 с.

46. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. - 406 с.

47. Мусукаева А. X. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. - 192 с.

48. Нигматулина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. -Казань, 1970.-211 с.

49. Османова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. Традиция и современность. М., 1972. - 266 с.

50. Осанов Ю.Н. Очаг балкарского жилища: XIX XX в. - Нальчик, 1972. -вып. 6. - 330 с.

51. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981. - 400 с.

52. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. - 274 с.

53. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. - 325 с.

54. Сказание о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969. - 162 с.

55. Степанова Т.М. Поэзия и правда. Структура и поэтика публицистической прозы Бориса Зайцева. М., 2003. - 267 с.

56. Султанов К. К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа.-М., 1989.-152 с.

57. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышление о творческом методе. М., 1973. - 503 с.

58. Схаляко А. А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. - 190 с.

59. Схаляко А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. - 280 с.

60. Так это было. В 3-х томах. Т. 3. М., 1993.-352 с.

61. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. - 357 с.

62. Тресков И.В. Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974. - 197 с.

63. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. -Нальчик, 1994.-241 с.

64. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, 1996. - 256 с.

65. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман (Национально-эпическая традиция и современность). Нальчик, 1987. - 111 с.

66. Урусбиева Ф. Метафизика колеса. Вопросы русского культурогенеза. -Сергиев Посад, 2003. 248 с.

67. Урусбиева Ф.А. Древний перекресток нового романа: О современной исторической прозе // Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1991. - 176 с.. 149

68. Федоров Ф.П. Человек в романтической литературе. Рига, 1987. - 157 с.

69. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. - 459 с.

70. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. - 448 с.

71. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители (дореформенный период). -Нальчик, 1978.- 257 с.

72. Хапсироков Х.Х. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1960. - 64 с.

73. Хашхожева Р.Х. Адыгская публицистика конца XIX начала XX века. -Нальчик, 2005.-358 с.

74. Хашхожева Р.Х. Адыль-Гирей Кешев. Нальчик, 1971. - 30 с.

75. Хашхошева Р.Х. Адыгские писатели просветители XIX начала XX века. -Нальчик, 2003. 171 с.

76. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970. - 406 с.

77. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972. - 406 с.

78. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. - 334 с.

79. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998. - 384 с.

80. Чеккуева JI. Проза X. Байрамуковой: Традиции и новаторство. -Автореферат. Нальчик, 2003. 22 с.

81. Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 238 с.

82. Шакова М.Э. Проблема характеров в кабардинском романе. Диссертация. -Нальчик, 2002. 157 с.

83. Шаханов Б. Избранная публицистика. Нальчик, 1991. - 288 с.

84. Шульженко В.И. Кавказский феномен русской прозы (вторая половина XX века). Пятигорск-, 2001. - 364 с.

85. Юсуфов Р.Ф. Историософия и литературный процесс: средние века и новоевремя. М, 1996. - 300 с.

86. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М., 1985. - 265 с.

87. Юсуфов Р.Ф. Проблемы национальных культур у русских романтиков 2030-х годов XIX в. Махачкала, 1968. - 380 с.

88. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX в. и национальные культуры. -М., 1970.-424 с.

89. Эстетика. Словарь. -М„ 1989.-445 с.1.

90. Бекизова JI.A. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

91. Бекизова JI.A. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа // Традиция и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.

92. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. М., 1962.

93. Виноградов И.А. Борьба за стиль // Теория литературы. Л., 1937.

94. Гутов А. Кавказ пленила пушкинская Русь // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик, 2004.-вып. 11.

95. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий // Вопросы литературы. -М., 1971.-№9. . .

96. Джусойты Н. Все начинается с размышления // Вопросы литературы. М., 1976.- №5.

97. Жантиев С.А. Мотивы исторического эпоса северокавказских горцев // Записки Северо-Кавказского НИИ. Ростов н/Д., 1929. - т.2.

98. Зелинский К.Л. Особенности творческого взаимодействия // Что дают русской литературе народы СССР // Литература и искусство. М., 1965, №5.151

99. Караева З.Б. Исторические этапы развития переводческой традиции // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

100. Караева З.Б. Проблемы соотношения истории и современности в литературах Карачаево-Черкесии // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

101. Караева А.И. Позиция автора и стиль повествования // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.

102. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории национального вопроса истории // Вопросы истории. М., 1967. - №1.

103. Кондаков Б.В. Анализ художественного мира литературного произведения: методологический аспект // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи. Сборник статей всероссийской научной конференции. Соликамск, 2002. - т. 1.

104. Многонациональный советский роман: Сборник статей. М., 1966. - 308 с.

105. Мижаев М.И. Хан-Гирей как фольклорист // Вопросы кавказской филологии. Нальчик, 1994. - вып.2.

106. Новиченко Л. Вечно новый реализм // Вопросы литературы. М., 1982. -№7.

107. Современник. Спб., 1836. — тЛ.

108. Султанов К.К. Самосознание национальных1 литератур // История национальных литератур. М., 1955. - вып. 1.

109. Султанов К. От схемы к характеру // Заметки к прозе Северного Кавказа. // Дружба народов. М., - 1980. - № 1.

110. Схаляхо А.А. Писатели публицисты конца XIX нач. XX в. // История адыгейской литературы. - Майкоп, 1987. - т.1.

111. Ш.Тугов В.Б. Формирование исторического романа (на материале северокавказских литератур) // Традиция и современность. Метод и жанр.1. Черкесск, 1986.

112. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник. СПб, 1842, т.5, отд. 2.

113. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Подготовка текста к изданию и вступительная статья Б. Гарданова и Г. Мамбетова. Нальчик, 1978.

114. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. СПБ, 1836,- РГВИА, оп. 7, д.5 (ч. 1), 536 л; д.6 (ч 2). л. 537-855

115. Хан-Гирей, Черкесские предания // Русский вестник. СПб, 1841, т.2, кн.4.

116. Хапсирокова З.Х. Историзм традиционного образа // Современный литературный процесс. Проблема историзма. Черкесск, 1989.

117. Хашхожева Р.Х. Античные традиции в творчестве Хан-Гирея // Филологические труды. Сб. статей, вып. 1. Нальчик, 1977.

118. Хашхожева Р.Х. Идеи дружбы с русским народом в творчестве адыгскихf Iпросветителей дооктябрьского периода // Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа. -Орджоникидзе, 1988.1.I

119. Абдулжалилов Ф. А. А цветы жили. Черкесск, 1971.

120. Абдулжалилов Ф.А. Семья сильных. Черкесск, 1956.

121. Аппаев Х.А. Черный сундук. Роман. кн. 1. - Микоян-шахар, 1935.

122. Байрамукова X. Айран: повесть, рассказы. М., 1984.

123. Байрамукова Х.Б. Мелек. Черкесск, 1981.

124. Байрамукова X. Утренняя звезда. Роман. М., 1974.

125. Байрамукова Х.Б. Чолпан. Роман. -Черкесск, 1970.

126. Батчаев М. Быть человеком: повести, рассказы, новеллы. М., 1987.

127. Братов Г. Когда цветут подснежники. М., 1984.

128. Джусойты Н. Реки не текут вспять. М., 1981.

129. Евтых A.M. Баржа. М., 1984.

130. Жиров X. Пробуждение гор. Роман. Черкесск, 1982.

131. Жуковский В. Избранное. М., 1968.

132. Кавказский легион. Повести и рассказы русских писателей XIX века. -Нальчик, 1996.

133. Кази-Гирей С. Долина Ажитугай // Современник. Спб, 1836. - т.1.

134. Капаев И. Вокзал: Романы, повести, рассказы. М., 1982.

135. Капаев И. Гармонистка : повести, рассказ. -М., 1985.

136. Капаев И.С. Уплывающие тени. Ставрополь, 1999.

137. Капаев С. И-А. Бекболат. М., 1975.

138. Капаев С.И.-А. Очаг. М., 1969.

139. Капаев С.И.-А. След времени. -М., 1980.

140. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983.

141. Керашев Т. Избранное. Майкоп, 1997.

142. Керашев Т. Избранные произведения в двух томах. Т.2. - Майкоп, 2002.

143. Кешоков А. Вершины не спят. М., 1973.

144. Кешоков А. Восход луны. М., 1979.

145. Кешоков А. Сломанная подкова. М., 1976.

146. Кохова Ц.М. Фатимат. Кн. 1. - М., 1974.

147. Кубанов Д. Два времени. Ставрополь, 1984.

148. Кубанов Д. Голос в горах. Черкесск, 1978.

149. Кулиев К. Скачи мой ослик! // Юность. М., 1986. - №7.

150. Кулиев К.Ш. Так растет дерево. М., 1975.

151. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. -М., 1994.

152. Лермонтов М. Ю. Избранное. М., 1968.• *

153. Машбаш И. Восход и закат. Майкоп, 2005.

154. Машбаш И. Жернова. Майкоп, 1993.

155. Машбаш И. Тропы из ночи. М., 1973.

156. Машбаш И. Собрание сочинений в семи томах. Майкоп, 2001. - т. 1.

157. Машбаш И. Сто первый перевал. Роман М., 1985.

158. Машбаш И. Раскаты далекого грома М., 1988.

159. Песни народов Северного Кавказа. Составители: Кулиев К. Джусойте Н. -М, 1976.

160. Пушкин А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1982. - т.1.

161. Пушкин А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1982. - т.2.

162. Суюнчев А.Д. Двойной узел. Карачаевск, 2002.

163. Табулов П.А. Азамат. Черкесск, 1963.

164. Теппев А. Тяжелые жернова. -М., 1982.

165. Туаршев А.У. Испытание мужества. М., 1976.

166. Тхайцухов Б. Горсту» земли. М., 1974.

167. Хан-Гирей. Князь Пшьской Аходягоко.//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. - №17.

168. Хапсироков Х.Х. Ночь в горах. М., 1975.

169. Хубиев О. Аманат. Черкесск, 1961.170. Хубиев О. Люди. М., 1974.

170. Чуяко Ю. Милосердие черных гор или смерть за горной речкой. Роман. -Майкоп, 2003.

171. Шинкуба Б. Последний из ушедших. М., 1988.

172. Эльберд М. Страшен путь на Ошхомахо. Нальчик, 1980.