автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественная теургия К. Д. Бальмонта

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Давлетбаева, Тамара Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная теургия К. Д. Бальмонта'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Давлетбаева, Тамара Михайловна

1. Введение 3

2. Глава 1. Образ героя-теурга в лирике

К. Д. Бальмонта (1894 - 1900) 17

3. Глава 2. Теургическое мироздание К. Бальмонта в сборниках "Горящие здания" и "Будем каклнце" 93

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная теургия К. Д. Бальмонта"

Заключение

Завершая исследование по проблеме художественной теургии К. Д. Бальмонта, мы отмечаем, что нами достигнута цель исследования, то есть выявлена специфика художественного мира Бальмонта, проанализированы художественно-религиозные искания поэта и определены закономерности формирования художественной теургии Бальмонта. Для этого были решены все поставленные задачи.

В итоге нашего исследования мы выявили, что художественная теургия Бальмонта является результатом художественно-религиозных исканий поэта. Определены религиозно-философские корни мировоззрения Бальмонта: христианство, индуизм, буддизм, дзен-буддизм, философия Плотина, Ницше, Бла-ватской, Соловьева, К. дю Преля, Штайнера. "Всеядность" Бальмонта - его разноплановые религиозно-философские интересы - продиктованы его желанием познать божественное - Абсолют, открыть тайну бытия человека. Бальмонт проникает в мудрость пророков разных религий и постигает великие истины посредством своего героя. Этот духовный поиск выражен в эволюции религиозного сознания героя, постепенное становление которого мы и наблюдаем, так как герой, выступающий в разных обликах пророков, выражает их мудрость и прозрения.

В результате анализа поэтического творчества Бальмонта 1894 - 1903 гг., мы доказали, что поэзия Бальмонта представляет собой бытие художественной теургии. Мы выявили эволюцию "сознания" героя "нового" типа - героя-теурга, обладающего "сознанием", "душой", "интуицией", посредством которого поэт созидает особое духовное бытие - художественную теургию. Эволюция героя Бальмонта проявилась как результат его многоликости, представленного в образах-символах героя-духа, Данте, Христа, странствующего бедуина, Брахмана, Дон-Жуана. Этапы эволюции героя отражают его религиозные искания,

160 в результате которых мы наблюдаем изменение духовного "облика" героя: герой-дух, герой-мист, герой-теург. От демонического неустанного поска божественного герой-дух переходит к мистическому познанию Бога (герой-мист) и к проникновению в божественный мир (герой-теург). Герой-теург обнаруживает в себе Я-трансцендентальное (сверчувственное, божественное), что объясняет наличие постоянных внутренних противоречий героя.

Двуединое начало героя проявляется на протяжении всего творчества Бальмонта. Несмотря на то, что о двуедином начале человека говорили многие древние философы - Аристотель, Плотин, двуединство человека мы обосновываем с позиций философии К. дю Преля, так как он являлся современником Бальмонта и его философия, обобщив богатый опыт философов в этом вопросе, на наш взгляд, является универсальным учением о монистическом начале души. Бытующие в поэзии Бальмонта категории души, сознания, Логоса, разума, смерти обоснованы с точки зрения философии Плотна, Ницше, Блаватской, Соловьева. Основанием для нас послужили не увлечение Бальмонтом философскими идеями названных авторов, а опора на концепцию архетипа, проявляющегося в сознании и на бессознательном уровне.

В ходе исследования установлена сущность Я-творящего поэта, проявляющаяся в двуединстве божественного и земного начал. Художник-теург воплощает в себе божественное, творческое начало, проявляющееся как Слово-Логос. Таким образом, Бальмонт заявляет о себе как о Творце, подобно Богу он создает свой художественный мир - теургию, постигая божественное. Установлено также, что художник-творец в понимании Бальмонта имеет и дьявольскую сущность. Земное, "дьявольское" проявляется в художнике как дерзновение - творение уникального, уходящего за грань возможного, к запредельному. Художник -Дьявол Бальмонта предстает в роли демиурга, творящего мир зла и разрушения, но тоскующего по божественному миру. Художественно-философская трактовка библейского образа Дьявола привела к выявлению и

161 обоснованию в поэзии Бальмонта философско-эстетической категории "красоты чудовищного".

Определены смыслообразующие образы-символы духовных миров Бальмонта - "христианского", "индуистского", мира "космических стихий", мира "земной реальности" и "земной идеальности". Центральным образом христианского мира является Христос. Этот образ определяет основные мысли Бальмонта относительно сущности жизни и смерти человека, соотношения земного и божественного в мире и человеке. Христос интерпретируется и с точки зрения библейских канонов и с мистической точки зрения. Основным образом "индуистского" мира является Брахман - творящий божественный принцип вселенной, из которого разворачивается весь явленный мир. Ему противопоставлена Майя как иллюзия, мираж неистинного мира - земного. В результате бытия мира "христианского" и мира "индуистского" выявлены атрибуты баль-монтовского Абсолюта, восходящего к плотиновскому. Идея неопределимости божественного, непостижимости его сущности (выявленная и у поэта, и у философа) выражена в символе Бездна, которая у Бальмонта называется бездонностью, пропастью, бесконечностью, безбрежностью.

В теургическом мироздании Бальмонта характеризуютя два других мира - "космических стихий" и "земной". Поэт-теург создает их с позиций знания о совершенном (божественном) бытии. Символы космических стихий - Огонь, Вода, Воздух, воплощают красоту Бога и сочетают в себе полярности - созидательную мощь и разрушительную силу. Выявлена специфика образов и символов, определяющих "земной" мир поэта. Ими явились Дон Жуан и символ "кровь". Поиск божественного героем-теургом в земном мире - это поиск совершенной Красоты и Любви. В связи с этим образ Дон Жуана представляется с новых эстетических позиций. Определяется, что мир земной любви - это мир конечного, познаваемого, доступного. В страсти герой находит "красоту чудовищного" - восторг гибели, самосожжение. Символ "кровь" выражает как со

162 зидательные силы человека, так и разрушительные. Символ "кровь" выражает несовершенство человека и его мира. Несоответствие совершенного (божественного) мира и несовершенного земного приводит героя к проблеме теодицеи, которая рассматривается через соотношение "красоты чудовищного" Бальмонта и "Цветов зла" Бодлера выявляется общая особенность их творчества - ирония и фантасмагория, с помощью которых сопоставляются общие темы поэтов Бога и Дьявола, Жизни и Смерти, Красоты и Безобразия.

Таким образом, нами выявлена специфика поэтики художественного мира теургии, проявляющаяся в философско-эстетической категории "красоты чудовищного", художественно-философском содержании "мгновений", в многозначности символов "бездна", "кровь", и символов космический стихий Огня, Воды, Воздуха.

Подведя итог проделанной работы, мы делаем заключительный вывод, что теургия в творчестве Бальмонта, являясь ноуменальным миром поэта, явилась "светом" новой духовности, в ней выражен пафос будущего творчества.

Данная тема - художественная теургия - представляется нам весьма перспективной, поскольку она является неотъемлемой частью творчества поэтов-символистов, являясь феноменальным явлением своего времени. Как пишет Н. Бердяев, символисты стали предтечами и провозвестниками "грядущей мировой эпохи творчества", творчества самой жизни на новых духовных основаниях. Символисты создавали духовную основу не только будущего творчества, но и будущего человечества. Их творчество "проектировало" человека новой эпохи, названного Ницше "сверхчеловеком", обладающего новым мышлением, сознанием, высоко духовностью. Э. Клюс, оценивающий влияние философии-Ницше на символистов, пишет о сути его сверхчеловека: ".последнее оправдание бытия таится в будущем, в явлении сверхчеловека. Его можно рассматривать как высшую ступень реализации раскепощающего, плодотворного, дио

163

1 AT нисийского начала" . Создавая героя нового типа - сверхчеловека, обладающего сознанием, душой, божественным провидением и т.д. символисты тем самым творили свою новую художественную реальность - духовное бытие, основанную на мистико-философских и религиозных исканиях. Отсюда наблюдаются общие темы и образы, которые определяют теургическое мироздание символистов: сюда входят Бог и Дьявол; жизнь, смерть и бессмертие; прекрасное и безобразное; любовь и ненависть; вечное и мгновенное; божественное и земное и т.д.

В перспективе нашей работы мы и предполагаем выявить художественную теургию художников-символистов в соотношении с теургией Бальмонта.

163

Клюс Э. Ницше в России. - СПб:Гуманитарное агентство "Академический прогресс", 1999. - С. 34.

164

 

Список научной литературыДавлетбаева, Тамара Михайловна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Азадовский К. М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М.: Наука, 1991. -187 с.

2. Амфитеатров А. В. К.Д. Бальмонт. // Амфитеатров А. В. Современники. -М.: Заря, 1908.-С. 199-232.

3. Аничков Е. В. Бальмонт. // Русская литература XX в. Под ред. С. А. Венге-рова. Т.1. М.: Мир, 1914. - С. 65 -100.

4. Анненский И. Ф. Бальмонт лирик. // Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Художественная литература, 1979. - С. 93 - 123.

5. Архипов Е. Вопросы вечности в лирике К. Д. Бальмонта. // Архипов Е. Миртовый венец. М.: Жатва, 1915. - С. 49 - 56.

6. Асоян А.А. Данте и русская литература 1820-1850-х. Пособие по спецкурсу. Свердловск, 1986. 79 с.

7. Аствацатуров А. Властитель дум. // Ницше Ф. Лук и лира. Стихотворения. Философская проза. СПб: Художественная литература, 1993. - С. 5 - 60.

8. Ашвагхоша. Жизнь Будды (Перевод К. Бальмонта). М.: Художественная литература, 1990. - 572 с.

9. Бальмонт К. Д. Белые зарницы.- Спб: Издание М. В. Пирожкова, 1908. -209 с.

10. Бальмонт К. Д. Собр. Соч. в 2-х тт. Т.1. Можайск: Терра, 1994. - 854 с.

11. И. Бальмонт К. Д. Где мой дом. Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма. М.: Республика, 1992. - С. 303 - 326.

12. Бальмонт К. Д. Горные вершины. М.: Гриф, 1904. - 209 с.

13. Бальмонт К. Д. Стихотворения, переводы, статьи. М.: Правда, 1990. С. 501 - 569.

14. Н.Бальмонт К. Д. Золотая россыпь. Избр. переводы. М.: Сов. Россия, 1990. -320 с.165

15. Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии. // Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Сост. Н. А. Трифонов. М.: Просвещение, 1987. - С.368 - 370.

16. Банников Н.В. На рубеже веков. "Серебряный век" русской поэзии. М.: Художественная литература, 1993. С. 3 - 16.

17. Белый А. Бальмонт. // Белый А. Луг зеленый. М.: Альциона, 1910. С. 206 -221.

18. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Соч. в 2-х тт. Т.1. М.: Искусство, 1994. - 480 с.

19. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Соч. в 2-х тт. Т.2. М.: Искусство, 1994. - 576 с.

20. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

21. Бекк P.M. Космическое сознание. // Космическое сознание. М.: Ник, Одиссей, 1995. С. 5-345.

22. Бердяев Н. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-445 с.

23. Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда. // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. - С. 6 - 26.

24. Берков В. П., Мокиенко В. М., Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. М.: Издательство "Русские словари", ООО

25. Издательство "Астрель", ООО "Издательство ACT", 2000. 624 с.

26. Библейская энциклопедия. В 4-х вып. Вып. 1. Труд и издание Архимандрита Никифора. - М.: Типография А. И. Снегиревой. - 1891. - 902 с.

27. Библия. М.: Духовное просвещение, 1990. 960 с.

28. Блаватская Е.П. Скрижали кармы. М.: М Ц Ф, 1995. - 510 с.

29. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. - 637 с.166

30. Блок А. О назначении поэта. // Блок А. Очерки, статьи, речи. 1905-1921. Соч. в 6-ти тт. Т.4. JL: Художественная литература, 1982. - С. 413 - 421.

31. Брюсов В. Стихи. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на- Дону : Феникс, 1995. - 576 с.

32. Брюсов В. Ключи тайн. // Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Сост. Н. А. Трифонов. М.: Просвещение, 1987. С. 370 - 372.

33. Брюсов В. К.Бальмонт. // Брюсов В. Далекие и близкие. М.: Скорпион, 1912. -С. 73- 106.

34. Брэнтон П. В поисках сокровенной мудрости Индии. // Космическое сознание. М.: Ник, Одиссей. 1995 - С. 507 - 568.

35. Бодлер Шарль. Цветы зла. М.: Высшая школа, 1993. - 511 с.

36. Бур дин В. В. Мифологическое начало в поэзии К. Бальмонта 1890-1900-х годов: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Иваново, 1998. - 15 с.

37. Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма. //Полигнозис, 1990. №1. - с.83 - 104.

38. Великовский С. И. Ображенное сердце Шарля Бодлера. // Великовский С. И. В скрещенье лучей: групповой портрет с Полем Элюаром. М.: Сов. писатель, 1987. - с.56 - 79.

39. Введенский А.И. Буддийская нирвана. // Русский вестник. 1901. - № 6. - С. 422 - 434.

40. Выгодский Д. О творчестве Бальмонта. // Летопись. 1917. - № 5 - 6. - С. 251 - 256.

41. Гарин И. И. Пророки и поэты. В 2-х тт. Т.1. М.: "Терра", 1992. - 668 с.

42. Гуревич П. С. Мистика как культурная традиция. // Общественные науки и современность. 1994. - № 5. - С.136 - 145.

43. Гуртуева Г. Б. Литературные портреты "серебряного века" (Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, К. Бальмонт). Нальчик, 1996. - 45 с.

44. Дантовские чтения. Под ред И. Белзы. М.: Наука, 1979. - 278 с.167

45. Дике Б. К. Д. Бальмонт. // Книга о русских поэтах последнего десятилетия (Под ред. М.Гофмана). Пб - М.: Вольф, 1909. - С. 37 - 44.

46. Дю Прель К. Философия мистики. - Киев, 1911.

47. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма.- М.: Прогресс, 1989. -216 с.

48. Иванов А.В. Принципы формирования культурного космоса. // Вестник Московского ун-та. Философия. 1994. - № 2. - С. 19 - 27.

49. Иванов Вяч. О лиризме Бальмонта. // Аполлон. 1912. - № 3 - 4. - С.36 - 42.

50. Иванов Вяч. Собр. Соч в 3-х тт. Т. 2. Брюссель, 1974. - 432 с.

51. Измайлов А. В покинутой кумирне (О поэзии К. Бальмонта). // Измайлов А. Пестрые знамена. М.: Изд-во Скаткина. -1913.-С. 73- 81.

52. Кант И. Критика чистого разума. / Пер. с нем. Н.Лосского. М.: Мысль, 1994.-690 с.

53. Карельский А. Повесть романтической души. // Немецкая романтическая повесть. М.: Прогресс, 1997. - с.5 - 39.

54. Кедров К.А. Поэтический космос. М.: Советский писатель, 1989. - 478 с.

55. Клюс. Э. Ницше в России. СПб: Гуманиратное агентство "Академический прогресс", 1999.-239 с.

56. Коган П. Бальмонт и современность. // Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. М., 1912. - С. 184-210.

57. Колобаева Л. А. Концепции личности в русской литературе рубежа XIX -XX в. М.: 1990. - 174 с.

58. Коробка Н. Поэма конца века. ("В безбрежности" К.Бальмонта"). // Русский бег, 1897.-№ 6.-С. 1 - 19.

59. Косиков Г. К. Шарль Бодлер между "восторгом жизни" и "ужасом смерти". // Шарль Бодлер. Зветы зла. М.: Высшая школа, 1993. - С. 5 -39.168

60. Краснов П. Неоромантическая и мистическая поэзия. (К.Бальмонт. Под северным небом, 1893. В безбрежности, 1895 ). // Книжки "Недели". - 1897. - № 10. - С. 140- 150.

61. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. -1056 с.

62. Куприяновский П. В. Поэтический Космос К. Д. Бальмонта. /Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX в. Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: Иван. гос. университет, 1998. - С. 5 - 17.

63. Купряновский П. В. Молчанова Н.А. Письма К. Д. Бальмонта к Н. М. Минскому. // Русская литература. 1993. - № 2. - С. 187 - 190.

64. Лермонтов М. Ю . Соч. в 2-х тт. Т.1. М.: Правда, 1988. - 720 с.

65. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого завета. Монреаль, 1986. 402 с.

66. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. - 720с.

67. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: ООО "Изд-во ACT", 2000. - 970 с.

68. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Издательская группа "Прогресс", VIA, 1992. - 208 с.

69. Львов-Рогачевский В. Бальмонт и русская литература. // Путь. -1920. №7. -С.80 - 84.

70. Македонская Е. И. Данте по-русски. // Русская речь, 1998, №1. С.28 - 32.

71. Мандельштам А. И. Серебряный век: русские судьбы. Спб, 1996. 320 с.

72. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. // Русская литература XX в. Дооктябрьский период. Сост. Н. А. Трифонов. М.: Просвещение, 1987. С.364 - 368.

73. Мистики XX века. Энциклопедия. М.: "Миф" - "Локид", 1996. - 522 с.

74. Миртов О. Бальмонт. // Русский вестник, 1901. № 8. - С.460 - 482.

75. Миртов О. Бальмонт. //Новая жизнь 1912. - № 3. - С.139 - 146.169

76. Мочульский К. Бальмонт К. Д. Сонеты Солнца, Меда и Луны. Песня миров.//Лепта, 1917.-С.129- 130.

77. Никитин В. От магии символов к мистике слова. // Наука и религия, 1997. -№ 4. С.26

78. Ницше Ф. Веселая наука. // Ницше Ф. Лук и лира. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993. - С. 250 - 257.

79. Орлов В. Л. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Художественная литература, 1976. 398 с.

80. Плотин. Эннеады // Антология мировой философии. Античность. Мн.: Хорвест, М.: ООО, Издательство ACT, 2001. - С.851 - 908.

81. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы, сказки.- М.: Художественная литера тура, 1977.-782 с.

82. Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М.: Республика, 1992. 233 с.

83. Севастьянов С.В. Проблемы мировоззрения и поэтики B.C. Соловьева. Архетип. в контексте художественного бытия. Автореф. дис.канд. филол. Наук. Магнитогорск, 1999. - 149 с.

84. Семира и В.Веташ. Астрология и мифология. Спб.: Антон, 1998. 1072

85. Слободнюк С. Л. "Дьяволы" "серебряного века" (древний гностицизм и русская литература 1890-1930). СПб: Алатейя, 1998. - 425 с.

86. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн.: Харвест, 1999. - 912 с.

87. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.-701 с.

88. Сэкида Кацуки. Практика дзен. M.:"REFL-book", 1993. 276.

89. Судзуки Д. Т. Наука Дзен Ум Дзен. - Киев: Издательство "Преса Ук-раши", 1992.-274 с.

90. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 814 с.170

91. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. // Пер. с нем. С.Бромерло, А.Ц.Масевича и А.Е.Барзаха. Спб.: Академический проект. - 1999. - 512 с.

92. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-преса, 1997. -715 с.

93. Холл М. П.Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1997. - 794 с.

94. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. / Пер. с нем. Минск: ООО "Попурри", 1998. - 688 с.

95. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Калуга : Кни-га-Принтшоп, 1997. - 280с.

96. Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности.-Ереван: Ной, 1991. 154 с.

97. Эллис. Русские символисты: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый. Томск, 1996. 310 с.

98. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

99. Энциклопедия мировой литературы. СПб: Невская книга. - 645.

100. Энциклопедия мистицизма. СПб.: "Литера", 1996. - 480 с.

101. ЭрбергК. Путь и цель в искусстве. // Аполлон, 1912. № 3. -С.51.

102. Юнг К. Г., Нойманн. Психоанализ и искусство. M.:"RIFL-book",1. Ваклер", 1996.-302 с.