автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е. Носова 50-х - 60-х годов

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Филиппов, Юрий Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е. Носова 50-х - 60-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е. Носова 50-х - 60-х годов"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГН11ЕСКШ1 ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УШШЕРСИТЕТ имени В. П. ЛЕ1ШНА

Специализированным сонет К 053.01.19

На правах рукописи

ФИЛИППОВ Юрии Леонндопнч

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е. НОСОВА 50-х - 60-х ГОДОВ

Специальность 10.01.02 — литература народов СССР (советский период)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учено/! степени кандидата филологических наук

Москва 1994

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века Московского ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогического государственного университета плени В. И. Ленина.

И а у ч н ы й руководитель:

доктор филологических наук, профессор В. Л. ЛАЗАРЕВ

Официальные оппоненты:

доктор филологических паук, профессор В. А. СУРГАНОВ,

кандидат филологических наук, доцент И. А. БИККУЛОВА

Ведущая организация — Московский государственный открытый педагогический университет.

Защита состоится «.......¿Ь^У.Х-.тР[ 9Г)4 г. в часов

па заседании специализированного совета К 053.01.19 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических паук по специальности 10.01.02 — литература народов ССОР (советского периода) п Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Лешгаа по адресу: г. Москва, 119882, М. Пироговская ул., д. 1, ауд..............

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина (М. Пироговская ул., д. 1).

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь сг1е1£Ь^лпзцровапного совета

ГА. В. КАРАВАШКИН

Обаая характеристика работ.

Исследование приемов и методов художественного вопло^екил. народной визни в произведениях Е.М.Носова 50-х-60-х годов- а.а.ВТ| возможность проследить становление писателя в условиях развития, так называемой "деревенской" прозы,а так ке в контексте трздиг» ционного изображения народной иизни в классической русской литературе.Великим достижением Е.Носова всегда било чувство- органичной связи с народом и народной жизнью.Истинная,не показная № не казенная народность его творчества проявляется в глубине и, самобытности мысли,в приметливости к народным характерам,» образном строе,языке.

Актуальность данного диссертационного исследования гролмк'» товвна необходимость«),изучить литературный процесс 50-х-60-х седое XX века,определить в ийм место писателя,внасшего зм^»'!*?.*'" ный вклад в развитие " малого" жанра,в становление "яеря!г»«»а1''к прозы как неотъемлемой части современной яр8встеенно-»йт>м$с«от* прозы.Творчество ЕИ<осоза в основе своей глубоко народно.3 цгмт-ре его внимания - человек,препстзаляащий самые еирокие демократические круги соорег.гнной *изни.

0 свят с этим в нашей работе поставлены цепь и задача -Определить эстетическув и нравственнуи значимость прозы Носова • историко-литературном процессе 50-К-60-* годов,охарактеризовать начальный этап творчества писателя,менее всего изученный совре-иенной критикой и соотнести этот период с некоторыми тенденция-пи раззития послевоенной прозы.Ксследооать уровень художествен» но-$игологичесхсго и этического восприятия традиций,показать особенности худоянической ззолвции писателя,раскрыть авторскув индивидуальность,выявить систему творческих контактов з современном писателя худояественном мире.

Научная новизна реферируемой диссертации заключается а том, что это одна из первых диссертационных работ,посаявВиных исследования проблемы художественного воплощения народной яизни « творчестве Е.Носова 50-х«60-х годов.

Теоретической и методологической основой настоявего амьоер-тациоиного исследования стали научные работы зедувих учених-лм-тературоведоэ в области нравственно-$илоео»ской прозы^.Дакюва^ Л.Ермва,Ф.Кузнецова,А.Овчарвико м других.

Диссертация имеет определ5ннув практическув значимости.

Материалы санного исследования могут быть использованы в лекционных курсах,спецкурсах и спецсеминарах в вузах,при методических разработках уроков внеклассного чтения в общеобразовательных вко лах,а так ше при дальнейшем изучении творчества писателя.

Ванниая работа прошла апробации при обсушдении на' заседании аспирантского объединения и заседании кафедры.По теме диссертации опубликованы три работы.

Структура и объем диссертации.Диссертация состоит из введения,двух глав и заключения.Общий объём основного текста машинописных страниц.Основной текст дополнен списком использованной литературы,включаювим___ наименований.

Во введении дается обоснование темы,определяется цели и задачи дмссеотации.

Н 1 главе "Начало творчества £.Ноеова:тоадицие и некоторые аспекты развития прозы 50-х-60-я годов" осмысливается пооизведе-ния Е.Носова в контексте развития послевоенной прозы.

В диссертации отмечается,что в связи с прозой О деревне всегда неизбеяно заходит разговор о традициях.Автор исследования отмечает,чтс ьта проза традицмонна в лучшем смысле этого слове,как традиционно для русской литературы и проблема "человек и земля".Практически все крупные писатели отечественной классики внесли свой вклад в рассмотрение этой вечной для России темы. Кроме того были в отечественной истории периоды,когда складывались целые литературно-исторические иаправления,прямо связывавшие представления о нравственном с национально-иеторическм* У*" ладо« народной кизни.Бкли в истории отечественной литературы писатели и поэты,почти всецело посвятившие свое творчество дере- ■ венсюй тематике,» произведениях которых философия и поэзия крестьянской «изни,его,культура занимали центральное место.Волновавшие их проблемы,по-новому преломились уве. в наше время в творчестве современных писателем «.Абрамова и Е.Носова,В.Аста»ь-ева и В.Шукшина,В.Распутина и В.Белова.

В этом нет ничего удивительного ияш случайного,потому что "крестьянская" цивилизация - самая древняя и долговечная,самая поэтическая из веек когда-либо существовавших...

»втоо диссертация рассматривает некоторые аспектн этой проблемы в творчестве Г.Успеиского,И.Вояьнова,С.Поаъячг»а,С.Есеиииа; отголоски наоодно-христианской этики в 20-е-30-е гови иажояили

отравенне в произведениях таких писателей как И.Булгаков и

A.ряатоноо,весьма далеких, от деревенской тематики.Крестьянская речь в ряде «отитов не утрачивала своей подлинности о прозе ♦.Панферова,въедливы?« критицизм "му»иков" бояьве других сохраняли рассказы И.Катаева,неподдельным знанием деревни были отмечены произведения 8.Смирнова и В.Овечкина,последний начал писать именно в эти годы.Наконец,все основные представления о духовных ценностях,выработанных в недрах русского народного быта,прополола «ать в творчестве крупнейвих писателей века -Н.Шолохова и Л.Леонова.

Современная проза о деревне изображает народный характер в связи со сформировавшими его естественными условиями я обстоятельствами,во взаимодействии со средой,в которой создавалась и хранилась духовная культура,отраваквзя народные представления о добре и зле,прекрасном и безобразной.Отноаеняен к выработанным народом ценностям (это и есть "память" .в современной литературе) проверяется истинная культура человека.С этой точки зрения Вихров П.Леонова не .отличается от героев В.Астафьева,в.Белова,Е.Носова,

B.Распутина.Яевяу Л.Леоиовыя я соврем^ияя писателя*** мяалшего поколения нет существенного различия в понимании нгциомэгьмой гулътуры,ег значения для современного и будущего развитая обпе-ства.Моральным подход к ссяысяени® и изображения действительности органически присущ худояествепио;г.' г.кровоззрениэ 1рупнейаих еозгтскмх писателей и составляет ссносу гуманистического пафоса :;х произведений.

Согреяеинэя ссп'-аг^ио-^иг.осс^скЕ'а проза оба*й вопрос о моральной првезе и неправде перенесла з с^еру отношений человека с згпяёй и природой н рассматривает его з историческом перспектива.Поскольку моральность проявляется только в оценочных е*иозеияах,С1^з понятие "земля". нес£т в себе то традиционное ценностное содержание,которое.всегда склепывала э него аеко-ератяческва руелкая т,1тервтура,зиде?,вая в труд? на згмлс первооснову еаясй гизн» и духор.нэЗ еуяьтури.

Слеьо "зепля",употребляемое согрекенной литературой в качестве Сянгояа,образованного пересечен«« «ногих понятий,в кото-рцх осмысляется проблем "человек а земля",замечает в себе глубокое ссциально-?илосо?сксо соверавмяе.

?е«лп не только источник материального,'.^ я основа и спогой

его духовного,нравственного сгмоутгершпения^в труг.е на земле V сложились нравственные устои,поддервиеавгие нгциональную жизнедеятельность.Поэтому неуважение к земледельческому труду,разрушение нравственных и гармоничны* связей,сломившихся а условиях этого труда «екду человеком и природой,влечвт за собой невосполнимые духовные потери для общества.

Понятие "земля" охватывает так ше комплекс идей,чувств и представлений,связанных понятиями "дом","мать","семья".В идейно-, ) эстетической структуре произведений-переключение социально-кбЙ- ''■ кретной Нроблематики в социально-#илосо«скую достигается соотнесением смыслового ряда земля - дом - родовая память с другим рядомтех «е понятий.,но социвльно-обобвКнного уровиялеиля -родина - судьба - историческая память народе.

Палее диссертант рассуждает о традиционности героя лроги о деревне.Это - человек из народа,крестьянин,хотя нравственно-философское,социаяьно-психологическое наполнение этого традиционного образа осуиествтпгетс* качественно иным способом,чем это било в предшествующей литергагтуре.

Направление поисков в вопловении образа человека в произведениях современных писателей определяется соотношением индивидуального и обцего « чгарвктерах героев,взаимосвязь» общих процессов народной жизни и личностного становления героев.Коллективное и личностное,обвее и -единичное,синтезируясь в народном характер», обретает общечеловеческое содержание.

Автор диссертации'счит«(т,чт0 обоими чертгии для современных авторов-"деревенциков" (при-всем различии их творческих манер) являются:глубинный интерес к -истокам народной нравственности, поиски нового в национальном характере,интерес к узловым моментам истории,интенсивность жанрово-стилевых исканий.

При всей самобытности М.Алексеева^.Аста»ьева,В.Белова,В. Козько,Е.Носова,П.Проскурин«,В.Фоменко можно обнаружить обжее, что их объединяет.Новый принцип художественной интврпритации характера крестьянина состоит • стремлении авторов воплотить в нем историческое бытие наоова от давних времён и ¡ш'наших «ней,делая основной упос на окжечеяовечеювих'иравственных иен- . костях.

Автор исследования утвео««ает,что как-г»в*«н1Ионна вся "двое-венская" проза,так традиционно и творчество С»Носова,Сан писатель

т5-

е этим охотно соглашается.Он называет своими учителями И.Бунина, ♦.Достоевского,Л.Толстого.Его любимые поэты А.Пушкин,».Тютчев, А.ФетьВелика честь быть учеником прославленных русских классиков.Но репутация и слава писателя не могут измеряться связью с традицией.Формируясь как художник и личность в нових исторических условиях,» живом творческом процессе,писатель призван не только выразить время,породившее его,но и "преобразовать/обно-" вить литературную традицию".^ Только в этом случае ему обеспечено право бить причастным великому.

Первые рассказы Е.Носова,которые собраны в книгах:"На рыбачьей тропе","Тридцать зерен","Рассказы",относятся к 19561958 годам.

Это были годы,когда начиная со второй половины 50-х голов, всей нашей литературой с особенной остротой осознавались проблемы глобального порядка,когда художник обнаружил всю обозри- '» мость нашей планеты и нерасторжимую кровную связь личных судеб . Отдельного человека с судьбами всего мира,не метафизически,а в причинно-следственных зависимостях.В эти годы складываются новы! концепции действительности и судьбы человека,в которых типичное раскрывается через искпючительное и небывалое,становяие-еся закономерным и неотврзтимым;создаютея книги о войне и человеке в ее экстремальных условиях,о человеке в экстремальных условиях города,о крестьянстве,переживающем невипвнные потрясения и перемены.Проза о деревне все больше начинает заниматься злобо-практическими проблемами жизни села,заостряются вопросы материально-экономического положения деревни,организации колхозного труда,руководства сельскохозяйственным предприятием.

Диссертант дает краткую характеристику роли В.Овечкина в "развертывании" "деревенской" темы.Опубликованные на страницах Твардовского "Нового мира" "Районные будни" В.Овечкина стали событием не только в литературе,но и в жизни общества.

Вслед за И,крановым и А.Овчаренко автор исследования рассматривает влияние жанра очерка на круг интересов и тем,характер проблематики,тип героя,художественный язык грозы.

Постепенно вслед за первыми успехами очерка появилась острая потребность в психологическом,пластически разработанном образе,так как где-то в перспективе наметивяегоея движения *у-ДРЕМТРМр*, прозы, возникла реальная угроза - угроза натурализма. 1.Эллек Р.Уоррен 0.Теория литературы,- П.,1978,с.114.

-6-

с

С появлением "Вождей" С.Антонова,"Ночного гостя" И.Нагибина, "Ухабов" ВДендрякова,рассказов «.Казакова "м«лая" ^орма вновь обрела энергию и решительно,как в лучшую свою лору,заявила о себе.Поэтому можно с уверенность») говорить о тон,что направле- , ние движения в литературе 50-х годов указал не только очерк,но и рассказ. ,

Первые сборники Е.Носова характеризуются взаимопроникновением двух прозаических жанров:рассказа и очерка.Границы этих «аиров в сборниках "На рыбачьей тропе","Тридцать зРрен","Рассказы" размыты,ч^тко не определены.За иаНровой формой рассказа проступают черты очерка,и,наоборот,порой очерк принимает «орму ■■ рассказа.

Очерки писателя,очражая обдие тенденции развития сайра, вместе с тем,неповторимы своей интонацией.В них писатель размышляет о нравственных сторонах того или иного явления,события, приглядывается к драматическим судьбам.В этих первых опытах писательского труда привлекает- строгая организация материала,зв-верийнность композиционных решений.

Автор диссертации дает краткий обзор публицистики Е.Носова, которая составила определенный этап в. творчестве, писателя.

Есть род пуолицистики,которая занята не только чисто утилитарными, сиюминутными вопросами,но главной цель» ставит проблемы психологические и нравственные.Такая публицистика берйт свой начало в творчестве А. Герцена, Г. Успенского, В .Короленко, ^Куприна,очерки которых,рядом t их же художественными произведениями, живут и поныне и,собственно,неотделимы,невыделимы из их творчества.

Е.Носов - мастер высочайшей художественной прозы,Но'он в не меньшей степени талантлив и в публицистике."На дальней станции сойду...","С сединою на висках","Холмы,холмы..." Что siró било? Рассказ,очерк,эссе? Газеты печатали их под рубрикой "Писатель и обвество","Монолог о времени и о себе",которая очень точно отражает гражданское содержание этих носовских вевей.И в то se время это в высшей степени художественные произведения,написанные блистательным языком талантливого писателя.Они рождаются естественно, *а* итог трудных раздумий над самыми острыми,самыми жизненными вопросами,которые поставило пере* писателем время.

Рыоэтительна и емка публицистика E.Hotoea.Напряженность его р)г5л*цистики возрастает от статьи к статье,от очерка к

очерку.Пронзительные картины нашего бытия,которые 1исСаал'5ьг . писатель,неиЗ/"/1а/)имы не только по 0лечаггению,но прркде всего по их правде.В них не топысо красота и радость,но и боль,и трагедия человека.Не торопясь он ведёт разговор с читателем о правде,которая не может быть полуправдой,о том,как разлад в деревне-обернулся страшным бедствием для города,о том,как. с узурпированием власти различными фролами палычами и Толкуновыми,у народа создалась "благоприятная среда для шабашки,халтуры,нздоимст-ва,спекуляции.-. '

Такие произведения,как публицистика Е.Носова,появля^тс я по настоятельному велению времени,они диктуются жизнью,но они и диктуют низни:какой ей быть,куда ей опасно сворачивать.

Постепенный переход писателя от очерка к рассказу оюозил .эволюции художественной мысли писателя,потребность в худо^сст- -веннных формах обобщения.Это ле внутриродовсе движение от оче.п.г» к рассказу определило переход Е.Носова ,от локальности к худмаест-венно-философскому- осмысленны действительности.

Одной из примет этого внутриродозого процесса явилось изменение способа изображения.Перед читателем теперь предстают не отдельные наблюдения,мысли,факты личной биографии писателя,а целая система авторского художественного сознгния,утверждая в герое суверенное право.

Эстетический принцип познания отношений человека с землёй, природой на раннем этапе творчества Е.Носова одномерен,однозна-• чен - природа - это храч.а человек - созерцатель еб чудес первооткрыватель её тайн.За этой одномерностью сток характерная для писателей-фронтовиков,для всей послевоенной литератуоы в целом,система мироощущения,эмоционального восприятия жизни как чуда.Но,в отличие от чистых анималистов,Е.Носоза с самого начала больше'приэлекали не глухие,заповедные уголки,а территория об^итач людьми.И природа,как праеило,ь его рассказах это то,что полно встретить повсеместно.Всё обыденно в переых его рассказах. Привычно'герой идёт на рыбалку,привычные предметы его окружают. Писатель избегает повествования па«росного,торжественного,приподнятого.

Емкие и лаконичные рассказы Е.Носова содержат "почти есенинское" поклонение ровной земле и человеку,пслоряют искренним, опоэтизированным отношением к окрукаюцену миру.Б них образно 1.Носов Е.Красно» ричо победы.- К.,1.<?92,с.286.

ожила Россия во всем своём богатстве своей природы:в скромной стыдливости и музыкальной звучности лета и осени,бурной весны и зимнего покоя.Е.Носов обнаруживает себя как тонкий живописец, зорко подмечакщий невидимые нетренированному глазу оттенки,детали природа,умевший подробно разглядеть каждую травинку,каждый цветок.

Способ письма "с натуры" становится для писателя художественным принципом творчества.Он не дя^т возможности писателю замены а' лиоическом рассказе предмета описания его липическим отражением.Предмет' вхолит в рассказ воссозданным в сппие,сот*орРнмым в нем.Слово обоетает эстетическую значимость,но не само по себе, а как материал,снимаюпий границы',отделяющий искусство от действительности.Нередко на пути к открытию "поэзии действительного" писатель еще оступается/оказывается во власти книжного,искусственного.Иногда он перегружает рассказ деталямигувлекается или забывает о золотом законе экономии.Часто искусственное преукрави-вание оказывается у него рядом с неожиданно тонким,словесно зрительным образом.

6 создании художественного образа писатель отказывается от обеих планов.К условному рисунку образа он идёт через отдельную деталь.Образ становится живописен именно потону,что он конкретен, точен,зрителен.В раскрытии характера изображаемого Е.Носов открывает для себя приемы ассоциативных связей.Образ возникает на стыке двух явлений,и это придаёт ему колорит,неожиданную яркость.

В небольших рассказах-этюдах писатель как бы готовится к более «ирокому и углубленному познанию мира,к создания социально-значимых произведений.Но уже а ранних своих рассказах,таких как "Лесной хозяин","Чир и чириха","Таинственный музыкант"/'Трудный хлеб","Коварный крючок",намечена та *илосо»ская позиция Носова, которая наиболее полно и глубоко будет раскрыта в "Вубе","Помой эа матерью","Вумит луговая овсяница" м других произведениях периода зрелого мастерства писателя.

За образами и картинами природы,за внеяме незначительными событиями,исподволь,где-то в контексте,затрагиваются морально-этические и эстетические проблемы.Автор утверждает единство кра- • соты и добра,ои говорит о том,что безобразно разрушать красоту природы,что прекрасны лишь добрые дела м поступки.

ваа начала'.поэтизацйя единения человека с миром природы и

драматизм отношения с ней,наметят выход писателя к главной теме в его творчестве,принявшей характер широкого обобвения - гармония и дисгармония человека и мира.

Вслед за В.Селезневым диссертант считает,что рассказ Е.Носова "Живое пламя" явился "своеобразным фокусом" художественного видения писателя,где проявилось умение писателя концентрирован- •'. . ' но выразить философскую проблему.

Анализируя рассказы "Равуга","Во поле березонька стояла", "Маркелыч","Портрет",автор диссертации показывает как решается Е.Носовым.проблема соотношения искусства и действительности,законы художественной меры,соотношение художественного и проб"лемно-аналитического начал. , ' . *'

Трогательная любовь писателя к родной природе,вдумчивое к ней отношение,особое видение художника позволили наиболее полно подойти к раскрытия темы "Природа и человек",« первое постижение духовной жизни современника вплотную подойти * осмыслению проблемы национального характера,к широкому и глубокому раскрытию поэзии и драмы народной жизни,художественное осмысление которой , наибольшее воплощение наело в повестях и рассказах писателя вес-тидесятых годов.'

Вторая глава "Поэзия и драма иародйой жизни в произведениях Е.Носова 60-х годов" посвявена прозе-писателя 60-х годов.Ванная глава диссертации содержит анализ художественного решения проблем, поставленных писателем в свовм творчестве:"Человек и общество", "Человек и война","Единство мире человека и природы".'

Рассматривая проблему "Человек на войне" диссеотзмт еч*л возможным влючитъ в исследование анализ повести "Усвятские вле-моносиы",считая эту повесть веожиной твоочества Е.Носова.

В 60-е год» писатель вступает в иовуж полосу творческого развития.Его проза не изменит кардинально своего русла,но качественно расширит его и углубит,вобрав в его лирические берега социальную проблея»тику,саиим характерен своего творчества писатель продолжит линя* Великой- Отечеетвеююй войны.

В реферируемой работе утверждает«*,что произведений,которое, с одной сторон«,вобрало » себя содержание раннего периода прозы писателя,а е «ругой - наметило дальнейшее направление поиска,-можно считать рассказ "Есть ли жизнь на «руги* планета*?" Автор ванной работы подробно анализирует рассказ,связывая его конфликт

, ■ ----

с конфликтом "Капли росы" В.Солоухина и рассказом ».Нагибина "Слезай,приехали..."

Анализируй произведения Е.Носова "Юуи'ит луговая овсяница."/ "Пятый денв осенней выставки","Вуба" автор диссертации исследует особенности характеров косовских героев,их высокую нравствен" ность,трудолюбие,душевную красоту.

Красота человека,по Носову,в доброте,ува*в*ельном внимании . к родным и близким,к незнакомым и дальним.Душевная красота, доброт а,и есть та мера,которой писатель определяет ценность человекам тому *е у носовских reoose душевная доброта всегаа самоотверженная,созидательная.Чуть ли не единственно по доброте своей Ваоькз влюбляется в Савку-цыгана.("Варька").Анисья Квасова подбирает саны* захудалых в деревне коров и выхаживает их.("Пятый день осенней выставки").Преисполнены желанием помогать людям Вунянка и ПелэгейС'Шубз"). ; В диссертации утверждается,что для писателя неизменны черты ' истинной нравственности - это совестливость * пояиодумие,,чест-ность и доброта,малость ко всему живому,уважение к родителям, старшим,ответственность за младвих,за слабых,за всех,нушдаювих-ся а помощи.А исток всех этик черт - е привязанности'к трусу, к рдботеЛруд - осчова »изии,основа нравственности.Е..Носов лвбу-ется сио^ми героями в тоуяе,всякую v>x дуеевнув тревогу лечит трул0",у^л01' работой влвблявт в себя друг дружку его персонажи,умелость,приспособленность к шизни - главная ллвекая оценка для кашсого.С трудом красна и смерть на мару и жизнь,без пристрастия к труду,без истовости в работе и без умелости - 5езра-досtbe,ущербность,бесцаетие.

. Мерило человечности в человеке для Е.Носова - отнояение к вещи.С пой позиции вслед за И .Ростовцевой автор данного исследования анализирует рассказ "Вубз".0 необходимости видит носов- • ский герой поекрасное,а в излишнем для него нет и не мояет быть красоты.Поэтому и шуба,купленная дамой из "Волги",не квяется ей красивой.Ворого и красиво неказистое,"деревенское" пальто Вуняа-ке,оплаченное трудовыми,самой заработанными деньгами,чистый восторгом ей дуюи.

Эстетическое у Носова выраяает себя через социальное,трудовое.Неумение трудиться огорчительно,на поправимо.Нежелание *е трудиться - безнравственно,бблее того - преступно.Так всега»,

i незапамятны* воемИн,считалось в няооле,и это убонпемче несут в себе геоои носояских вемей.няд'-гяинные хоть в кягои-то море авторской симпатией.

Однако истолкочнвать нпавгтпенноет^лухочность,проявление человеческой сущности единственно через отноиение к тоупу,считает диссертант, было бы делом поспевшим.Естественно,что читатель не буя»т симпятизиоовать лоянпа'и тунеядцу,если пл»е пиеятевь ■ напишет их обоази с теплотой и пумевнпй страстьч.Ио обрязное раскрытие привычки к Общественно полезному тоулу,тяги к не*у, осознание тоуяа как смысл? жизни,вдумчивое,убеждинчое проеяялл»-ние созидательного действия,дисциплинированности s отношении к порученному делу - это не просто свойство тяп?мтя,зто пи'сятель- •*' екая стоатегия.Иля геоое* Носова повеление их в тоул? - приметя-их социального здоровья ипи признак явного недомогания,ппичетя нравственной зрелости или безнравственности,свидетельство социальной надежности или никчемности,душевной привлекательности или порочности,бесцветности,черствости.

Автор исследования отмечает,что в своих пооизвепенитх Но- , сов так или иначе обращается к теме детства.Тема детства - одна из вечных в искусстве:к ухе пройденному отрезку жизненного пути нас неумолимо возврашает память в поисках1 утроенного и истоков обретенного с тем,чтобы яснее увидеть себя в нынешнем,и по велению закона приоолч передать свой накопленный опнт новому поколению.

В пзссказзх "Подпасок","В чистом поле за проселком","Мост", "Лом за триумфальной аркой" Носов пробует найти в e«t? несложившихся хаоактерэх какие-то коренные,исконные черты русского человека,прослеживает вечную преемственность трудовых навыков и традиций,передавая дыхание времени через образы мяльчивек.Найдя смысл жизни в любимом труде,юные герои писателя вырастают до типических представителей своего наоола. •

В диссертации утверждается,что- в каждом из пооизведений писателя оиуюается настоятельная'потребность сказать нечто очень важное о будничном,повседневном,обычном.Так в рассказе "Во субботу,пень. Ненастный..." писатель говорит о своем желании написать "что-нибудь простое,бесхитростное,нимало не вмешиваясь в течение жизни...Зтот озссказ,пп «нению диссертанта,относится к тем рассказам,которые_ведут к познанию творческого метода 1.Носов Е.Избранные произведения в 2-х томах,- М.,1983,т.2,с.?6?Д£3(

писателя.Рассказ отличается широким спектром охвата событий, многосложность».Эстетические права в нем получают все летали и фрагменты общей картины:бнтовое,поэтически возвышенное,драматическое, лирическое,философексе,социальное,психологическое,юмор и серьезность ситуации.

"Больные вопросы",прокравшиеся в рассказ Носова "Во субботу/день ненастный...",» полный рост встали в рассказах "За до-"лами,за лесами" и в "и уплывают пароходы,и остается берега". Эти вопросы связаны с проблемой заброшенности наших деревень,с оттеком людей в горол?.

Анализируя эти произведения,диссертант считает,что писатель не может мириться с разовом российских деревень,поэтому и рисует он рядом с пустующими богатырскими избами,терем-крепость Семена Яуткоез ("îa долами,за лесами"),где все,как и прежде,во времена "первого дома",исправно:« рыиик/ засоленные,и скатерти 'похрустывают »ол*свые,и дети растут.Не из одного только упрямства,не из одной тихой любви к опустевшей земле держится Семйи за нчегедственный дедовский кров и свою наследственную землю,а в налекде,что когда-нибудь Опять полюднеют и заполнятся новыми избами поредевшие посавы.

По мнению диссертанта»та же боль за деревню,за наоод явственно окутается читателем и в повести,где в паяной мере проявилась глубимч «эблюлемий писателя за теми последствиями,которые несет отток людей из селя,сме«ение нравственных понятий "И уплывают пароходы,rf остаются берега".

' Автор данного исследования приходит к выводу,что Е.Носов одну из причин безлюдья русских ейл и деревень видит в последствиях войны.Он уви1ел,что война надломила деревню,обезлюдила и обескровила ее.В годы воины и послевоенные госы - как никогда раньше - традиционные формы крестьянской жизни вступает в догматическое. взаимодействие С современностью.Сверхвавление истории жестко испытывают все без исключения стороны деревенского уклада, этических представлений,психики,интеллекта.

Герой повести живет по исходной нравственной системе,исторически формировавшейся самой иизнью:обязаниостями перед семьей, перед миром (перед родстеенникзми,односельчанами,соседями,лрузь-яни/голлсгами,перед сословием).Он не становится "винтигом" громадной обиественно-государственяой иавины,он сохраняет свободу.

ибо нравственная система,по которой он тивйт,усваивается им отнюдь не механически,но ценою внутренней работы,не только рациональным, но и эмоциональным,ассоциативным,интуитивным путРи.

О диссертации утверждается,что богат и приволен поостона-родный мир геооев рассказов и повестей Е.Носова.Это все трудовой,занятый ляд.Тут безделье,поаздность немыслимы,безоговорочно осуядены.У этих людей своя мера векей,мера яизненных ифилоЬоф-ских ценностей,свой отнооение к будничности и праздничности бытия.Под этим углом зрения автор исследования рассматривает рас-сказй "Варька" и "Пятый день осенней выставки",героем которых является яенвина.С особой любовь» и берехностьи рисует писатель »енаи'н.Подлинная геооиня его прозы - деревенская баба:мать,иенэ, ' невеста,вдова и солдатка.Даие в Веоувке-сорояке ("За долами,за лесами") разглядел он "маленькую шеншину",расслышал и растрогай-йо оценил в ней яенское сердце,способное переносить и обиду,и бе' «у,и горе,готовое ободрить хорошего человека в ненастный час.

Автор реферируемой работы согласен с Н.Подзоровой,котооая ■ заметила,что "если собрать воедино все рассказы Е.Носова,где героиня - яенаина,они сольются в прекрасную песню о русской крестьянке,песню величавую,но е грустинкой,« с озорством,с-.застенчивым запевом и с обпегчаюиими сердце сле$ами."^ ' . * .

Размышляя о такой категории как память,диесеотант приходит к выводу,что меяду памятью и ценностным содержанием иизненного поведения - прямая причинно-следственная связь:в своих отновени-ях 6 миром духовны и нравственны герои,сохраняввие память,и бездуховны,безнравственны,утратившие eS.

С этой точки зрения в диссертации рассматривается история Игната Заварова ("Объездчик") и судьба Васюкеева ("Еомой за матерью".) Это люди,вышедшие из народа,«*) забыввие его,забыввие . откуда повли их корни,порвавшие их,лору«иввие коренные связи. Эгоизм,етоемление свалить свою вииу иа кого угодно и иа что угодно ивышить за счйт других не возникают вдруг как результат внезапного перерождениями* закономерно.обусловлены свойствами характера.В исследовании утвер«аает«*,что индивидуализм' закономерно предполагает разорванность естественных человеческих связей,обособленность,изолированность от других людей,от общества, которые сопровождаются утратой человеческого в человеке. 1,Подзорова и.Корни и побеги.Прозе 60-X-70-* годов.- П.,1979,е.46

Иеоу человечности в человеке автор определяет отноагнием геооя к власти.Но в отличие от административной власти Игната 5аварова,("Объездчик"),Васюкеев ("Помой за матерью") Утверждает Себя с помощью денег.

Попутку определить меру человечности в человеке,автор исследования видит и в повести "Моя Джомолунгма",придерживаясь позиции И.Баскевича,который назвал повесть "светлой,солнечной и мужественной."^

От "дня последнего" ко "дню первому" - так можно назвать внешнюю и внутреннюю динамику произведений Носова о .войне.

В диссертации говорится о толстовски* традициях в освещении темы/'Человек на воине".

Отмечается,что Тема памяти о войне звучит у писателя в целом ряде повестей и рзссказ0в,сйжетн0 не связанных с войной, б них встречается многие поиметы войны,конкретная обстановка,в которой оказались фронтовчки,их дети,солдатские вдовы,- /йди,на лицах которых,в их душах война оставила свою стозвную нету.Мы• находим эти приметы и в повести "Нв!> Джомолунгма",в "Вунит луговая овсяница",в "К уплывают п1роход«,к остаются берега*'.

Сана война в произведениях Евгения Носов» г.регст&ет не столько б виде боевых действий,сколько е виде определенной эпохи в жизни народа * героической и трагической.Война определяет поведение нссовских героев,опознание ими происходявих событий, в этом писатель до конца следует жизненной правде,стремясь наиболее полно отразить настроения и чувства народа ь дни со5ны.

С диссертации пристальное внимание уделяется рассказу "Коэсног вино -победы"^ котором писатель сумел передать настроение народа,состояние бойцов,находившихся в госпитале в Пень Победы.Война здесь предстает не фразой,не деталью,» стала содериг-ниеи повествования,хотя в рассказе кзк и в другчх произведениях Носова,мет живописно нарисоааммых батальны? сц*:н,эпизодов Соя. Подчеркивается,что Победа 6 произведениях Носова - это к? только торжество над врагом,не только скончание неи^ояерних физически* и нравственных страданий.г,е только освобождение от трудностей военной визим,но и итог нравственных испытаний,это рубеа, через который д&мо было пройти лишь сильный сухом.

В реферируемой работе утверждается,что для Е.Иоеовб проблема "человек и война"-.это я» только место человеке с игторк-1.&8Скевич «.Светло и мужественно.КятературиЕй Роесий.- Ш4,г4вяреля

ческн? судьбах нации,ко и нравственная оценка жизненны«» идеалов личности,е» мооальное испытание и самораскрытие .В центре внимания - человек с его внутренним миром и переживаниями,егг» пуи?в-ныни движениями.Писателя занимает не столько внешня? сторона войны,сколько то,как ведут на войне люди,какие свойства натуры они при'этом обнаруживают.

1

Нам ррепставляется,что особое место срепи произведений' Носова занимает его повесть "Усвятские шлемпноецы".

В этой повести писатель описал события войны,соотнося и* С предшествувиими событиями русской истооии."Усвятские шлемо-мосцы" стали новым этапом в изображении Великой Отечественной войны.Повесть да?т о войне представление более углублений? и масвтабное,чем пре'диествуювие.События отражены через призму народного сознания.

Продолжая анализ военной прозы Е.Носова,мы папч^ркиваг»., что внимание автора повести обрааено к скромным,внешне незаметным труженикам войны,которые болывей частые и на войне,на солдатской своей службе исполняли извечную крестьянскую работу. Так,например,главный герой повести "Усвятские влемоносды" был. на действительной военной службе полковым фуражиром.Другой ре герой этой повести дедуека Селиган на войне бил плотником>Иван копрвкии ("Красное вино победы") числился в обозе,ездовым слу-иит и владелец верблида Товарников ("Переподвч"),

В диссертации подчеркивается,что вслед за Л.Толстим Носов истоки героизма народа видит в лвбеи к ролине,е том,что Толстой называл "духом войска",

В исследовании уделяется внимание и теме воинской преемственности.

Анализируя творчество писателя мы исходим из того,что проблема нравственности народной жизни,проблема "чвяомк и им/»*" рассматривается Иоеовуи не только в плоскостях "человек и обвество","человек и война",но м в аспекте взаимоотношений человека с природой.В гармоничном *динстве с тирадой склепывается национально-исторический уклад жизни,формируется духовная культура народа. •

Прирова у Носова,как и у В.Астафьева или 8.Белова,помогает постигать Лчдей,живуви* с ней в мире и согласии,овутить вся поироаиость,естеетвенность и* быта,и потому чистоту их жизни и

иравтенчости.

6 диссертации утверждается,что ках и беловский Иван канович из повести "Привычное дело",герой повести Е.Носов?) "и уплывают парохояы,и остаются берега..." Сааоня не отделяет себя отбытия земли и еова.Человек и природ* живут по естественным первородным законам.Носовские героя не отделят себя от пэировы, на открещиваются от ие*,всегда чувству* горькую человеческую ви-«у,в том числе и собственную,за непрестанную эксплуатацию tS вил,еВ доброты..

6 заклачении диссертации подводятся итоги проделанной работы, делаются некоторые выводы,накачает« перспектива заяъмей-вего изучения творчества Носове.

Содержание диссертации отражено в «лсдувазх публикациях:

1.Поэзия и драна народной пизии а творчестве Е.Носова 50-Х-60-* годов,- КурскiKyptK'.id государственную пэпагогический ви«т*тут,1992 - 29 {.- Сепониэовзна в ИНИОН РАН 4*4977 от 3,09.92.

2.0 ммторах нравств5икч* аспекта« изображения Д€о«**неко& казне в творчаств» Э.Вуыпша н Е.Коювэ. ¡0.Й.Ву«вци.1и1мь и творчество.(Труду краевого музея истории литературы,искусств»^ культуры Алтая).- 6армауя,1992, 0,5 п.я.

3.Русские вдеяоносцы от Я.Тояетого to Е.Нчеова.(Традиции в яатературе.(Сборник научных трудов)- Курск'.КуоскиЯ гос.г<»д^И4тю-тут,1993> 0,5 п.*.