автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественные искания в современной каракалпакской лирике (80-ые годы)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Оразымбетов, Куанышбай Келимбетович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нукус
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Художественные искания в современной каракалпакской лирике (80-ые годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные искания в современной каракалпакской лирике (80-ые годы)"

РГб од

I '

1 4 ШОН 1993

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КАРАКАЛПАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ БЕРДАХА

на правах рукописи

ОРАЗЫМБЕТОВ КУАНЫШБАЙ КЕЛИМБЕТОВИЧ

УДК — 894.3

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КАРАКАЛПАКСКОЙ ЛИРИКЕ (80-ые ГОДЫ)

10. 01. 02.— КАРАКАЛПАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НУКУС-1093

Работа выполнена на кафедре каракалпакской литературы Каракалпакского Государственного университета имени Бердаха.

Научный руководитель—заслуженный деятель науки Узбекистана и Каракалпакстана, лауреат государственной премии Каракалпакстана им. Бердаха, доктор филологических наук, профессор АХМЕТОВ С. А.

1. Доктор филологических наук Бахадырова С.

2. Кандидат филологических наук Курбанбаев И.

Ведущая организация — Ургенчский государственный университет.

час,в на заседании специализированного совета Д. 067.10.21. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук по филологическим наукам при Каракалпакском Государственном университете им. Бердаха (742012, г.Нукус, ул. Университетская, 1- Каракалпакский Государственный университет имени Бердаха 1

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальнсГ' библиотеке Каракалпакского Государственного Университета (г.Нукус, ул. Университетская, 1)

Автореферат разослан «/<? » 1993 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Защита состоится < ВО у> 1993 года в /6

Ученый секретарь специализированного со^сга. кандидат филологических на"

] 2 У

ЖАРИМБЕТОВ К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Исследхемая тем,! ;;гз ¡ясгся одной из неразработанных в каракалпакском лптературове-дешш; до настоящего времени нет специальных исследований по каракалпакской лирике 80-х' годов.

В 80-ые годы каракалпакская лирика иступила на качественно новые ступени развития. Прежде всего это связано с изменением общественного сознания, с изменением идеологии и политики в стране. В связи с этим наблюдается обновление художественной мысли, напряженный и упорный поио-' новых форм в литературе в целом, и в лирике, в частности Некоторые поэты сосредотачивают свое внимание на свободной форме выражения своих мыслей и чувств (па верлибре), а другие вглядываются в художественные традиции классиков (Махтумкули, Ажииняза, Бердаха, Аббаза и др.).

В данном исследовании предпринимается попытка восполнить тот пробел п каракалпакском литературоведении, о котором отмечено выше, н научно осмыслить новые художественные явления в каракалпакской лирике 80-х годов.

Степень изученности темы. Каракалпакская поэзия советского периода изучалась в ряде монографических трудов и статьях. Из них можно отметить труды С. Ахметова, К. Ху-дайбергепова, М. К. Нурмухамедова, Н. Жапакова, К. Бай-ниязова, Т. Мамбетниязова, С. Ннпетуллаева, А. Пахрат-динова, Г. Есемуратова, К. Султанова. А. Насруллпгпя,' К Жарнмбетова. К. Муратбаева и др. Но они рассматривал!' периоды до 80-х годов. Естественно, требовалось спеичал'-пое исследование по лирике 80-х годов, чтобы выявлять ее художественные особенности. Этим и продиктован г.ыбоо данной темы в качестве объекта исследования.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней выявляются художественные связи лирики 80-х го.юг, с поэтикой предыдущих периодов, то есть вскрываются вопросы традиций и преемственности, выявляются идейно-тематические,' жанровые и другие художественные обновления

которые й сталй объектом данного исследования. В орбиту анализа, было привлечено большое ► количество лирически:--произведений, опубликованных в 80-годах отдельными книгами или в журналах и газетах. Эти материалы послужили предметом исследования.

Цель и задачи исследования. Каракалпакская лирика 60-х годов пережила новый этап развития. В ней можно наблюдать интересные художественные явления; сочетание традиций с новым поиском форм, соответственно новые имена, бурно заявившие о себе, наконец, раскованное выражение идей.

Исходя из конкретного материала и цели работы, предстояло решить следующие задачи;

—раскрыть степень развития и своеобразия каракалпакской лирики 80-х годов;

—на основе анализа произведений наиболее известных н молодых поэтов определить идейное, тематич?ское и жанио-вое многообразие лирики;

—рассмотреть вопросы преемственности традиций; —исследовать такие малоизученные, но широко развивающиеся формы, как двустишие, трехстишие, свободный стих:

—раскрыть своеобразие творческих исканий отдельных авторов.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационной работы послужили труды видных ученых бывшего Советского Союза, посвященные лирическому жанру.

При освещении теоретических вопросов в диссертационной работе использовались труды М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, К. И. Бунчука, М. Л. Гаспарова, Л. Гинзбург; М.М. Гпршмана, Г. Н. Поспелова, Н. К. Рахпмджанова, Л. И. Тимофеева, У. Туйчиева, М. Хамраева, М. Б. Храи-ченко, 3. Ахметова, С. Ахметова, К. Максетова, К. Худайбер-генова и Др.

Исследования проводятся на основе сопоставления и обобщения. Сопоставляются традиционные и новые явления в лирике, формы стиха, произведения отдельных поэтов и группы поэтов, на основе сопоставлений делаются обобщения и выводы.

Теоретическая значимость и практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что се тсорстичес-кис ' результаты и положения могут быть использованы при

составлении учебников по истории современной каракалпакской литературы, проведении исследовательской работы г, современной лирике, изучении творчества отдельных поэтов а также в качестве спецкурса по современной каракалпакской литературе.

Апробация. Работа обсуждалась на кафедре каракалпакской литературы Каракалпакского госуниверситета им. Бер-даха и рекомендована к защите. Основное содержание диссертационной работы изложено в одной монографии, 5 статьях, на научно-теоретической конференции профессорско-пцс-подавательского состава Каракалпакского госуннверси'гета (1992), па конференциях молодых ученых этого университета (1991, 1992 г. г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двуу глав, заключения, списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается тема диссертационной работы, се актуальность, новизна, прослеживается историография данной темы. Автор анализируя труды своих предшественников по каракалпакской поэзии советского периода, ставит цель и задачи исследования, одновременно говорит о методологии и методике исследования.

Первая глава. «Своеобразие развития современной каракалпакской лирики». Поскольку -художественная литература отражает так или иначе реальную действительность, происходившие в 80-ые годы политические и идеологические п^ ремены в обществе наложили сво'й отпечаток и на каракалпакскую лирику. В произведениях известных каракалпакских поэтов И. Юсупова, Т. Матмуратова, М. Сейтпиязова имело место открытое высказывание горькой правды современности, у этих и других поэтов усложнилась драматизация лирического ощущения мира, углубились поэтические переживания.

Каракалпакская лирика 80-х годов характеризуется ростом творческой активности поэтов, расширением процесса преодоления догматизма, приукрашивания действительности, интересом к национальной истории, быту и культуре народа. Определяющим в творчестве поэтов был новый подход к вечным проблемам; добра и зла, жизни и смерти, нравст-

вениости и духовности и т. д. В лучших стихах явно ощущалась соединение лирических и публицистических начал, "а также углубленное исследование соцальных конфликтов общества

Особенно часто стали появляться стихотворения, относящиеся к «философской», «медитативной» поэзии (некоторые ученые, в частности, А, Павловский, А. Ф. Грызун «философскую поэзию» называют «интеллектуальной поэзией»1). Молодые поэты Ш. Аяпов, С. Ибрагимов, X. Даулетназаров, Б. Генже-муратов, чьи имена стали известными только в 80-ые годы, создают свои произведения именно на таких формах.

Если поэт Т. Сейтжанов в своем стихотворении «Державший меч умрет от меча»2, написанном в 1982 году, дает общечеловеческие, гуманистические взгляды, то в ряде стихотворений, написанных в эти же годы, поэт И. Юсупов3 раскрывает горькую правду времени. В них прослеживается преобладание духа публицистики, медитативных, агитационных мотивов.

Было бы несправедливым утверждать о том, что в каракалпакской лирике открытое высказывание горькой правды о природе, жизни н обществе началось только во время так называемой перестройки. Оно имело место еще задолго до этого. Например, поэт Т. Матмуратов в своем стихотворении «Думы на песчанном берегу»4, написанном в 70-ые годы, затрагивает проблему Арала, лирический герой, шагая по песчаным берегам высыхающего Арала, страдает за его тяжелую судьбу. Это конечно же, была смелая позиция для того времени. '

Если в каракалпакской лирике 50-60-х, а также 70-х годов лирическое «Я» во многом означало сознание коллектива, класса и выражало их мировоззрение, то уже в начале 80-х годов лирический герои вырисовывался в сугубо индивидуальной форме, выражал индивидуальное сознание личности. Отношение лирического героя к происходящему выражалось, как отношение индивидуального человека. Это не только повышало уровень художественности лирических про-изведени'й, но-и обогащало содержание, освобождало эти произведения от скучных, однородных схем.

'Грызун А. Ф. Развитие философских мотивов в украинской советской

поэзии /60-70-годов/, Киев, 1988, с. 67.

2Сейтжанов Т. Жайхуц жананлары, Некие, 1987, с. 15.

зЮсупов И., Аласатлы дуиья бул, Некие, 1987, с. 29, 52,82.

«Матмуратов Т., Жулдызлар'жанар, Некие, 1989, с. 76, 77.

Б диссертации сделана попытка дать теоретическую окраску и подпорку анализу лирических произведений.

Поэтическая манера поэта Т. Матмуратова выражается в том, что он передает своп мысли через контрастные образы н детали.

Душпаплык татпаган тилимиз жа^сы; Болып шьщты, жеп весе- де шапалак.) Хэзиргп гей жастын тиллери аппиы, Удайына жеп вссе де шоколад/

Хотя мы росли, не вкусив сладкое, Но ,язык наш стал сладким и нежным, У иных молодых во рту шоколад, Но язык у них горше яда.

Здесь поэт ставит проблему нравственного облика молодого человека. Окончательно дорисовать образ, дать ему окончательную оценку как бы представляет своему читателю Это еще раз подтверждается тезисом Л. И. Тимофеева, который констатировал, что лирический герой, возникает не и творческом процессе, а в процессе его восприятия.'1

Читая некоторые произведения, мы улавливаем жизненные и человеческие позиции самого автора, потому что поэт в свое произведение вкладывает весь свои талант, знание, совесть. Как здесь не вспомнить великого русского критики В. Г. Белинского, который писал, что в Пушкинском «Онегине» вся жизнь, вся душа, вся любовь его: здесь его чувства, понятия, идеалы.7

Жууылып гиршнктей коцплдиц даты, Татлы сезим шэмеилери оянсын, Эрман кестесиннц жииек сабапл, Жаксылык бояуы менеп боялсын.8

Вымывая чисто грехи души, Пусть проснутся сладкие чувства, Шелковые нити кружевной мечты, Красятся краской доброты.

Е.Матмуратов Т., Жулдьплар жапар, Некие, 1989, с. 154. /Здесь' п далее даются подстрочные переводи/ . «Тимофеев Л. И., Стих как система, М„ 1987, с. 254.

'Белинским В. Г., Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, М„ 198*1, с. 18. еМатмуратов Т., Жулдызлар жанар, Некие, 1989, с. 138.

Бизде сез бар; мийман Ырыс-берекет, Кона^ 1\утиу знйнети хэр адамныц, ' Егср уйге бес кун мийман келмесе, Ша'йы 1\°»бас мениц байгус анамиыц.8 Есть у нас понятие: гость-к добру и счастью, Принимать гостей долг каждого человека, Если пять дней не приходит к нам гость, Не до чаепития моей бсдняшке матери.

Вот вам сердце поэта, лицо поэта, его миропонимание. Здесь чувствуется, что через призыв к доброте, совести, человечности поэт Т. Матмуратов в данном случае стремится показать сво'й внутренний мир, а И. Юсупов представляет характер родного народа.

Изменения экологического состояния в Аральском регионе, изменение общественно-политических - отношений сильно воздействует на ндейпо-тематическое, жанровое развитие лирики 80-х годов. Вдруг одной из центральных тем у поэтов становится судьба Аральского моря, здоровье людей и будущее народов этого ригиона. Правда, в 70-ые годы нелегко было пробиваться этой теме в печати: был партийный запрет. В 80-ые годы все-таки плотина прорвалась и появился целый поток стихов, поэм и художественной публицистики на эту тему. Так поэт Ш. Аяпов в цикле своих стихотворений «Чаяние века»10 говорит о неординарности исторического развития XX века. А поэта Б. Генжемуратова волнует пессимистическое настроение народа. Все это он связывает с катастрофой Арала и Амударьи.11 Поэт И. Юсупов так же посвятил ряд своих произведений трагедии Арала.

Стихотворение Щ. Сейтова «Молитва каракалпакского старика богу» также посвящено трагедии Арала. В нем выражается личное переживание поэта , его психологическое состояние.

«Бендем» демей-ац ^ой тилесем де нан, ■ Сеннен сорамайын тажы-тахт, ийман, Хэтте дозагыца тап-тайын турман, ;

ЧОсупов И., Тацламалы шыгармалары, 1-том, Некие, 1978, с. 48. 1°Аяпов Ш„ Лирика, Некие, 1990, с. 35. нГенжемуратов Б., Саратан, Некие, 1990, е. 29.

е

Тек сен ^айтарып бер Э\шудорьямды.12

Не называй меня рабом божьим, если молю о куске

хлеба.

Не прошу я трона и не отпустить мне грехи, Я готов даже в ад, Но только верни Мне Лмударью. В стихотворении затронута не только трагедия Аму, но и трагедия всего народа, времени. Все больше драматизируются эмоциональные чувства. Живя с верой в такое абстрактное понятие, как коммунизм, мы чуть не загубили не только реку и море, по и самих себя, свой язык. Острота проблем, публицистический накал—своеобразная старта произведений поэта Ш. Сейтова. Близость вышеназванного стихотворения к народной поэзии просматривается в том что народный жырау Ж. Сырымбетов включил его в своп репертуар и оно стало очень популярным у слушателей.

Ряд произведений поэта X. Даулетназарова также посвящены трагедии Арала, Лму. В его стихотворении «Каракалпаки на чужбине» говорится об исторической трагедии народа. В нем творческий замысел поэта удачно переплетаемся с художественным исполнением. Лирический герои глубоко переживает за судьбу каракалпаков, которым нелепа было пронести свой язык,' свое духовное и культурное наследие через толщу времени, говорит он п о необходимости донести все это будущим поколениям.

Характерной стороной многих лирических произведений является их публицистичность. На эту тему на страницах журнала «Амударья» (№7, 1989) были опубликованы статьи ученых и писателей С. Бахадыровой, К. Камалова, И. Кур-банбаева, С. Салиева. И. Курбанбаев и С. Салиев поддерживают публицистический стиль в художественной литературе. С. Бахадырова анализирует его «положительные» и «отрицательные» стороны. А К. Камалов категорически отвергает, посчитав, что это и есть отклонение от художественного принципа.13

Если же мы обратимся к литературе других народов, то увидим следующую картину. Так казахский литературовед

12СеПтов III. Каракалпак гаррысыиыц кулайга кол жайьш жалбарипыуы,

«Очпудорьи», Лз 5, 1990, с. 6.

'^Качалов К., «Омпударья» журналы, №7, 1989, .с. ,104,

Е. Исмайлов на примере произведений Джамбула, Аскара, Саядыла, Нурпейса,н русский литературовед Л. Ф. Ершов на примере произведений Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского,15 В. В. Гииломедов на примере произведений ряда белорусских поэтов,16 узбекский литературовед Н. К. Рахимджанов на примере произведений А. Арнпова, А. Матчана, М. Али, М. Солнха17 доказывают обратное: по их мнению, публицистический стиль, публицистический пафос не вредит литературе, а повышает ее боевитость, сближает с жизнью.

Соглашаясь с мнениями вышеназванных ученых, а также анализируя произведения каракалпакских поэтов И. Юсупова, Ш. Сейтова, Б. Генжемуратова, X. Даулетиазарово, диссертант приходит к выводу, что нельзя считать отрицательным явлением публицистический пафос в лирике.

Публицистичность лирики—это разновидность лирического жанра. Она может проявляться только с большей или меньшей остротой в зависимости от обстановки и времени. 80-ые годы—это время общественно-политического накала, ' оно, время, разумеется, не могло не отразиться на лирике, в данном случае в виде острой публицистичности.

В каракалпакской литератураведческои науке наблюдается ряд недостаточно исследованных теоретических вопросов Одним из них является повод. Об этом писал покойный литературовед К. Худайбергенов в своей работе «Время и долг». Л. Гинзбург в книге «О лирике», Ю. Н. Тынянов в книге «Поэтика. История литературы» делают ряд теоретических выводов по поэтическим поводам. Е. Невзглядовл высказывает интересную мысль: «Повод—посредник между мыслью и темой, позволяющей теме избежать прямого называния».1®

Диссертант учитывая мнения вышеназванных авторов, а также сопоставляя статьи Т. Мамбетниязова «Писать стихи не легко», Б. Генжемуратова «Поэзия—это святой мир», опубликованные в журнале «Амударья» (№11, 1991), делает и свои выводы. Нельзя путать повод с деталями в сти-

|411смаилон Е. Эдебмет жанлы оГынр, Алма-Ата, 1968, с. '11. |5Ершов Л. Ф., История русской советском литературы, Л1., 1988, с. 512. |6Гниломедов В. В., Современная белорусская поэзия, .Минск, 1986, с. 146. 'Фахимджаиов Н. К., Тенденция развития современной узбекской поэзии, дисс. на соиск. учен. степ. д. ф. п. Ташкент, 1989, с. 192.

18Невзглядова Е., Ленинградская панорама, Л., 1988, с. 324.

хотворепии. Это рассматривается на примере произведений поэта С. Ибрагимова «Жить, стремясь к восходу» и И. Юсупова «Человек». В них встречаются такие детали как «камень» (тас), «дракон» (айдарха), «эгоизм» (жэ^нллик), «коварство» (зулмет), «кааба» (священный камень), «дьявол» (эзазул), «мамонт», «его детище», «первобытный дикий человек» (дослспкп жабайы адам), «камера», «дети», «фашист», «крематорий» и другие. Но стихотворения пи об одной иг этих детален. Анализируя же стихи, можно прийти к выво ду, что они написаны о человеке, о его жестокости. Как видно, у этих стихотворений поводы одинаковые или схожи»: Но каждое из них имеет свои задачи, свое художественное решение. Значит, целесообразное использование повода представляет возможность появлению талантливых произведений.

До недавнего времени у многих поэтов встречались лозунги, типа «слава партии» , «слава интернационализму»-«бурли Аму», «обязательно построим коммунизм» и т. д. Л кпитикн зачастую судили о таланте, поэта по наличию этих лозунгов в произведениях. Диссертант, анализируя творчество ряда поэтов, показывает, как ныне каракалпакская лирика освобождается от таких пустословий.

Конкретный анализ многих лирических произведении 80-у годов показывает, что многие из них не поддаются традиционной схеме разновидностей лирики, таких как философская лирика, социально-политическая, любовная или пензажна«-лирика. В них присутствуют и чувства любви к человеку, к Родине,к природе, есть одновременно и философские "размышления. Например, в стихотворении И. Юсупова «Ночевка в.старожнвом шалаше» выражены и природа, и любовь, есть и интересные размышления. Видно, что поэта мучают противоречия времени, жизни. Трудно отнести к какому-либо виду лирики стихи X. Даулетназарова «Воробьи», «Пожар», С. Ибрагимова «Жить, стремясь к восходу».

В последние годы каракалпакская лирика отказалась от схематичного сюжета, больше наблюдается загадочный, необычайный сюжет. В некоторых же стихотворениях нет четкого сюжета. Его мы можем только почувствовать, представить. Необходимо отметить, что сюжет как важная деталь лирики каждым воспринимается по^восму и приобретает различные форму.

Б стихотворении X. А'йымбетова «Невыстреленная пулй», описывается обессиленный жаждой в безводной пустыне олень Чтобы утолить жажду, он идет на поиски родинка. Найти его в пустыне—значит выжить. Наконец, олень отыскал родник, но он не замечает притаившегося в засаде охотника. Знакомый нам сюжет. Сейчас охотник Должен заСтр'елнть оленя. Но нет. События, течение мысли принимают другой оборот. Утолившего жажду, кувыркаЮщеГОсй от радости оленя охотник не смог застрелить. Его рука дрогнула. Выкинув пулю, охотник возвращается домой. Поэт показал здесь человека: он не только жесток, в нем живут п добрые чувства.

В стихотворении Б. Гепжемуратова «Перед порогом» и в нескольких стихотворениях Н. 'Горсшовой отсутствуют какие-то происшествия, события. Потому и сюжет не сразу бросается в глаза.

Л теперь остановимся па построении сюжета в каракалпакской лирике последних лет. Во-первых, в связи с отсутствием происшествий, событий, стихи стали короткими, более емкими.

Во-вторых, повышалась изящность, художественность, усиливалось эстетическое влияние лирики, построенной па мыслях, чувствах.

В-третьих, стало как бы необязательным присутствие в лирике повествовательного, сразу бросающегося в глаза сюжета. Рождаясь в восприятии читателя, он создает больше условий для размышлений.

Рассматривая развитие и основные тенденции, характсп-ные особенности каракалпакской лирики 80-х годов, нельзя не отметить, что лирика данного десятилетия имеет принципиальные отличия от лирики предыдущих десятилетий. Отмена цензуры в литературе привела к тому, что поэты стали мыслить свободнее, проводят глубокий анализ происходящих перемен. Они не стеснены выбором темы, сюжета, стремятся к индивидуальности.

Интерес к истории народа, боль за прошлое и настоящее, национальная гордость, достоинство—все это мы находим и произведениях И. Юсупова, Ш. Сентова, X. Даулетиазаров"-Б. Генжемуратова. Налицо свободное мышление • авторов, обращение их к малоиспользованным ранее образам, деталям н предметам (бог .святой мир, национальное сознание, нация и т. д.).

Конечно, в данном труде, посвященном изучению произведен ий поэтов одного десятилетия, ист возможности. раскрыть все индивидуальности, особенности стиля каждого поэта. Тем не менее, в будущем такая работа должна быть проведена, так как каракалпакские поэты освобождаются от заказных тем, от указании вышестоящих органов. У каждого из них спои путь, свои идеалы.

И-ГЛЛВЛ. «ХУДОЖЕСТВЕННЫГ: ИСКАНИЯ В СФЕРЕ ФОРМЫ ЛИРИКИ»

Форма лирики является одной из малоразрабогапных проблем в каракалпакском литературоведении. Пс—.югр:! ¡:а то что в трудах С. Ахметова," К. Максегова,гп К. Худапбергпп-ва,2' К. Султанова,í2 К. Муратбаева" изучены особенности языка, стихосложения некоторых поэтов, в целом этот вопрос еше не разработан.

В бывшей Советской лптературавсдческон науке сложилась несколько научных концепций о стиле поэтов, с шло отдельных произведений. Например, группа ученых (■"!. II. Тимофеев, Я. Е. Эльсберг, Н. К- Геи) считает, что стиль по своей природе явление неповторимо индивидуальное п должен изучаться только стиль отдельных произведений пли отдельных поэтов.

А сторонники другого подхода (А. Н. Соколов, Г. Н. Поспелов, В. И,- Гусев) говорят, что индивидуальный стиль является индивидуальным вариантом общего стиля и сосредотачивают свое внимание па общих закономерностях индивидуальных стилей.

M. М. Гиршман признает и общность, и индивидуальность стиля. Академик М. Б. Храпчепко, литературовед . Г. И. Лубянская пишут о существовании «стилевых потоков», реально существовавших внутри различных литературных нап-

|9А\.мстон С, Талаптка талан, Нокпс, 198ÍÍ, его же: Каракалпак сосет

иоузнясы, Некие. 1988.

:"Л\аксетоп К.., Каракалпак кахармаплык дэетанларыпын поэтпкасы,

Ташкент, 1965.

-''Худайбергаюв К. Доунр ,\\>м парыд, Некие, 1987.

"Султанов К., Заманлас жаным меннц, Некие, 1972.

--'3Л\уратбаев К., Каракалпак поазиясында косык курылысы, Некие, 1977.

равлений, и об актуалыюсги их исследования. Б. В. Гнило-медов подчеркивает существование в современной белорусской поэзии по крайней мере пяти художественных стилевых течений.

Таким образом, вопрос о стиле в лирике, в своей ' основе противоречивый, привел к созданию двух больших концепций. Первая из них об индивидуальности стиля, втооая— общности стиля.

Но у нас нет научной гипотезы, доказанной на примере каракалпакской лирики и дающей возможность высказать, какая из них является правильной. Да и мы не ставили перед собой подобной задачи.

Стихотворение ценится не только своим внутренним содержанием, поставленной проблемой, чувствами лирических героев, близостью к правде жизни и другими подобными критериями, но важно и своей внешней формой, так как именно она доводит до читателя, слушателя ее суть. Мы воспринимаем некоторые художественно написанные произведения, хотя внутреннее содержание у них не очень привлекательно Известный казахский литературовед 3. Ахметов подчеркивает, что стих должен обладать внешней притягательностью.24 Я. Гордин сравнивает творения стиха .со сбором нектара, особенно отмечает, что его форма должна притягивать к себе.25 А. В. Огнеев высоко оценивает творчество Маяковского, внесшего в русскую поэзию новую форму стиха.26

Каракалпакский литературовед С. Ахметов. оценивая произведения И. Юсупова, отмечает, что он (И. Юсупов— О. К.) пользуется методом переноса мысли и этим своеобразно выбирает формы.27 В работе «Стихосложение в каракалпакской поэзии» К. Муратбаев на основе трудов ученых Каракалпакстана и других тюркских народов дает спою концепцию по стихосложению каракалпакской поэзии: слог, ритм, рифма. «Форма стиха является оружием в доведении до читателя определенного содержания, определенной идеи Поэтому элементы формы в определенной степени участвуют в изложении содержания».28

2|Лхметов 3., влей сэздиц тори не и. Алма-Ата, 1973, с. 8'!. ""'Соснора В., Возвращение к морю. Л., 1989, с. 8. ^Русская советская поэзия, М„ 1990. с. 5. "Ахметов С., Каракалпак совет иоэзнясы. Некие, 1988. с. 33G. 28Л\уратбаев К., Каракалпак пачзпясыпдч кос и к. курылысы, Некие, 1977, с. 51.

В произведениях И. Юсупова мысль художссггспна. В сю стихах каждая строка выполняет определенную функцию. Очень привлекательная художественная форма как бы затушевывает мысль. Только подготовленный читатель может постичь идейный замысел поэта. Такие формы имеют место в стихах Т, Матмуратова, К. Рахманова. В ряде стихов Н. Торешовой направления мысли развивается очень дина мпчио, они нанизываются как камни, бусы и рождают целостное мнение.

Иносказательность—испытанная форма лирики. И поэт X. Даулетназарои в такой же форме написал несколько стихов. В диссертации обстоятельно анализируется ряд его стихотворении.

Мысль развивается ровно, и вдруг делается неожиданный вывод. Но если глубже вдуматься, такое окончание закономерно. Поэт Ш. Аяпов многим своим произведениям придает подобную форму.

В стихах С. Ибрагимова мысль развивается неровно, принимая неожиданный вид, как ранний весенний лед, который неизвестно где дает трещину. Мысль, окутавшись в таинственные чувства, становится трудной для восприятия читателя. Загадочно начавшаяся, она заканчивается так же таинственно.

Есть свои сторонники этой формы стихов. Она оберегает от стандартности, проторенности мышления. Вместе с тем, синтаксический состав стихотворений С. Ибрагимова в корне отличается от классической формы. Если в классической форме каждая строка начинается с большой буквы- то стихах С. Ибрагимова заглавную букву мы видим как в начале строки, так и в середине. Это образует в стихотворение необычный ритм. Изысканность в подборе формы стиха прослеживается и в творчестве Б. Генжемуратоаа.

Через создание басенно-аллегорического, чегафорнч.-'-уо-го образа выражать совсем иную, подтекстную мысль— )П форма стиха чаще встречалась в годы застоя.' В литер.тп р:1 других народов, например, в узбекской литературе, как подчеркивает Ботирхаи Икрам, она чаще всего использована и творчестве таких известных поэтов, как Мухаммед Солих, Лб-дулла Дрипов, Рауф Фарфи, Усман Азим.29

"''Ботирхаи Икрам, Хакикат собаклярм, «Узбекистон адабпетн па санъатн ». 21-февраль, 1992,

Б 50—80-х годах в русской литературе поэты Генрих Сап-тир ,Йгорь Холпп, Всеволод Некрасов, Йн СатуНоЬскнП, lie преодолев крепкого «заслона» прессы, перешли на «партизанское движение». Они читали свои произведения в кругу своих единомышленникои. А в каракалпакской литературе в басснпо-аллегорпческой форме больше всех писал Д. Айт-муратов. Удачны в этом отношении его басни «Замок и вор», «Мнение обезьяны», «Собака».

Более сложная форма—метафорический образ, переносящий признаки одного явления на другое, как бы сопоставляющий два чем-либо сходных явления. Например, могут сопоставляться природное и человеческое. Здесь, в отличие от аллегории, где «маску» можно мысленно «спять» и воспринимать выражаемый ею человеческий характер, метафора не поддается подобной операции: для восприятия метафорического образа необходимы оба сопоставляемых » нем явления. \

В стихотворении К. Каримова «Зеленые окна»30 дастся хороший образец того, как можно создавать метафорический образ. Вием за зелеными окнами «видны» ссмья,; человеческое счастье.

Создавая символический образ, поэт выбирает «определенные предметы, детали для того, чтобы придать особое значение выражаемой мысли. Используемый в стихе/ предмет становится близким к выражаемой мысли поэта и' по своей внешней форме, и по внутреннему содержанию. ;

Шо^ цумлардыц 1^айнауында, В середине густых песков, Мой бермеп ургии, дауылга, Не поклоняясь метелям и

: ветрам

Шашау бул бизиц ауылда, В нашем разбросанном ауле

Жайкалады цызыл жыцгыл.31 Растут красные тамариски

В этом стихотворении, принадлежащем X. Айымбетовч красный тамариск избран символом жизненности, красоты

3,JKapiiMOB К., Мешщ тсрезелсрим, Некие, 1985, с. 24. з'Айымбетов X., Улкен шацарак, Некие, 1991, с. 17.

Потому что, он является одним из самых стойких растений в наших климатических условиях. Он как бы напоминает этим наш терпеливый народ.

А в стихотворении поэта «Следы коня» следы аргамака (породистого коня) являют собой символ богатыря, героизма

Если бы в этих стихотворениях красный тамариск, следы аргамака воспринимались бы в прямом смысле, то все равно они не потеряли бы своих значений, потому что эти предметы близки к своим символическим значениям. Главны» отличия символических образов от аллегорических, метафорических проявляется именно в этом.

Мы проследили художественные искания каракалпакских цоэтов в подборе формы стиха , сделали вывод, что в этом у каждого поэта свой путь, свой метод. Свои особенности имеют, скажем, не только два поэта, но и два произведения одного поэта, потому что каждое произведение—это продукт отдельного явления, индивидуального творческого процесса. Значит, стараться увидеть однотипность формы в творчестве любого поэта—это не только нарушение принципов исследования „художественного произведения, но и непризнание своеобразности этого произведения.

В современной каракалпакской лирике наблюдается существование двух форменных устройств. Первая—простота в выражении мысли. Вторая — сложность в выражении мысли.

Первый вид формы характеризуется тем, что он присущ творчеству многих поэтов. Они сочиняют свои стихи по этой форме- Почему? Потому что, она понятна читателям, легка и самим поэтам. (Об этом вы сможете подробнее ознакомиться на 95—96 страницах диссертационной работы).

Выражение мысли в сложной, загадочной форме требует эт поэта больших знаний, таланта. В таких стихотворениях зо многих случаях через один предмет, деталь изображается :овсем другое. Например, поэт в своем стихотворении может юворить о летнем месяце, но основная речь здесь не о нем. 1 о другой, засекреченной вещи. Об этом поэт прямо не--оворит или не хочет говорить. Эту затаенную мысль каж-тый читатель воспринимает по-разному. Такие формы стиха, йогут помочь читателю в повышении своего интеллектуального уровня, поэтической образованности. Но число почитате-тей поэта в этом случае ограничено.

«

Таким образом, красота формы является одним из основных признаков настоящей поэзии. Общее содержание поэзии должна составить красота в выражении мысли. Здес(,-слово должно превращаться в эстетический фактор, в фактор, который при участии этих слов составляет прекрасны''1 мир. Красота формы должна одинаково соблюдаться и I' силлабическом, и в свободном стихе.

Когда ведется исследование о форме стиха, нельзя не останавливаться и на стихосложении. Порядок расположения рифмованных строк в строфе, их количество тоже игрлют немаловажную роль в определении формы стиха. Об этом уйгурский поэт и летературовед М. Хамраев пишет: «Мы отличаем рубай от мухаммаса, мусаддас от маспашш не только благодаря метрике, но и, в основном благодаря определенному, строго обязательному для каждой формы классического стиха порядку рифмующихся строк».32

Как и у многих тюркских народов, в каракалпакской лирике двустишие является исконной формой. Даже есть предположение, что слово «косъщ» (стих) когда-то обозначило сложение двух строк («кос — по-каракалпакски «сложение»). Например, К. Максетов придерживается такого предположения.33 Поддерживает эту гипотезу и К. Муратбаев.34

Под двустишием мы понимаем стих, где подряд рифмованы две строки. Такие стихи могут составлять строфу по двум, четырем строкам, а иногда не разделяться на строфы. Последняя форма (маснавнй) встречается в каракалпакских эпосах, а в современной поэзии—в жанре поэмы, в стихах с повествовательным сюжетом.

Если объем этих стихов всегда большой, то у стихов с четырьмя строками, объем как обычно гораздо меньше состоит всего из 4—5 строф. Если в вышеназванной форме обычно каждая строка образуется из 7—8 слогов, то в этой форме она состоит из 8 и 11 слогов. Эти строфы обозначают определенную законченную мысль, синтаксическую единицу.

Двустишие, где в каждой строфе по две строки, по сравнению с вышеназванными двумя формами меньше встречается в творчестве каракалпакских поэтов, "згхамраев М Основы тюркского стихосложения, Алма-Ата, 1903, с. 133. ззМаксетов К,, Каракалпак ка^арманлык дэстанларыныц поэтикасы,

Ташкент, 1965, с. 293. з«Муратбаев К- Каракалпак, поэзиясьшда косык курылысы, Некие,

1977, с. 9. - ■

В лирике последних лет появился еще один вид стиха— фрагментарная лирика.35 Грузинский литературовед А. О. Ни-колаишвили стихи, состоящие всего из двух, трех строк, условно так называет. Этот вид стиха в уйгурской, узбекской, азербайджанской, туркменской литературе называют фард. Он хотя и сжатый, но означает закопченную мысль. Бросается в глаза схожесть этого вида стиха афоризмами, поговорками.

Х^аялга сыр а'йтпаган еркек, 1

Бул дуньяда жок яки сипрек.3"

Мужчин, не поведавших тайну жене, Нет на этом свете, или очень мало.

Трехстишие в каракалпакской лирике в основном появи- -лось в 80-ые годы. Большинство из них сложены поэтами Ж. Избаскановым, X. Айымбетовым, К- Каримовым. В трехстишии рифма в основном располагается так: а, б, а или а, а, б, в редких случаях а, б, б. В отличие от двустишия оно обязательно делится на строфы.

Одна из особенностей трехстишия проявляется в его ритме. Ритм на первых двух строках, как и в четырехетн-шии читается с особым ударением, которое в третьей строке немного понижается. Такая изменчивость ритма влияет и на развитие течения мысли. .

Трехстишие является формой, рожденной в результат^ искании каракалпакских поэтов в последнем десятилетии. Кроме того, в современной каракалпакской лирике четы-рехстншие, мухаммес (пятистишие), мусаддас (шестистишие), мусабба (семистишие), мусамма (восьмистишие) пишутся многими поэтами.

Появляются хорошие образцы газели, сонет, поэтические диклы.

Верлибр—это новая форма в каракалпакской лирике. О тем еще нет теоретических выводов в нашем литературове-Хвции.

В бывшей советской литератураведческой пауке имеется эяд трудов о верлибре. Белорусский литературовед В. В.

35Николаишвили А. О. Грузинская советская лирика /шестидесятые годы/, дисс. на соис. учен. степ. д. ф. н. Тбилиси, 1983.

3бЮсупов И., «Эмиудэрья» журналы, Л» 5, 1984, с. 7.

Гниломедов Делает такие выводы: «Верлибр, сохраняя стихотворную строку со свойственной ей внутренней подвижностью, с одной стороны, граничит с прозой, с другой, с метрически организованным стихом. Основной значимой единице*'1 верлибра становится слово: слово—какое-нибудь одно, на фоне других—выделяется в строке. Недооценка особого значения словесной единицы в верлибре ведет к его инфляции.

превращению в раздробленную па стихотворные строку прозу».3' Л украинский ученый Б. И. Бунчук тоже высказывает похожие па это мнения: «Верлибр—всего лишь фоо-ма, использование ее само по себе еще не определяет творческого успеха. Важно то, какое содержание оно выражает. Отсутствие «правильного» ритма н систематической рифмовки" не облегчает, а, наоборот, усложняет задачу поэта. Верлибр—суровый судья' таланта».38

Известный казахский литературовед 3. Ахметов в своем труде «Элен сездиц теориясы» тоже отмечает значение слова в верлибре.

Таким образом, содержательность слов в верлибре имеет особое значение. Вместе с тем, не секрет, что. пренебрежение техникой верлибра, безответственное отношение к это'П форме во многих случаях приближает верлибр к прозе.

В каракалпакском литературоведении о верлибре писали П. Нуржанов, в журнале "«Амударья» (№4, 1990), поэт X. Айымбетов в газете «Жас Ленинши» (5-январь, 1990).

Сегодня в каракалпакской поэзии верлибр или свободный стих присутствует в поэзии Ш. Сейтова, К. Каримова, С. Ибрагимова, Ш. Аяпопа, Б. Генжемуратова, К. Реймова и других литераторов.

В свободных стихах Ш. Аяпова наблюдается близость к традиционной форме, музыкальность, ритм, рифма. Правда, в его стихах не всегда равное количество слогов в строках. Но они рифмуются через определенные циклы.

Близки к свободным стихи Б. Генжемуратова,

37Гниломедов В. В., Современная белорусская поэзия, Дисс. на соис. учен степ. д. ф. н. М„ 198G, с. 212.

38Бунчук Б. И., Свободный стих в украинской поэзии, Дисс. на соис. учен, степ. к. ф. н., Киев, 1991, с. 118.

А^зынан

Цац кебнк бурцырап Цара нар

ийесиз, эменгерсиз кацгырып баратыр. Кара нар жер Дизерлеп

С кровавой пеной

бесхозный, беззащитный, скитается черный верблюд,

Когда черный верблюд на

колени в землю упал,

из рта

цулаган мэхэл % ынранды бул дунья— жацгырып баратыр

Простонал этот мир—

гремит, гремит...

жацгырып баратыр...35

Поэт в данном стихотворении выражает большое горе, грусть, печаль. Каждая строка, каждое слово, словно выплесканное пламя из сердца поэта, обжигает душу читателя. Поэтическими повторениями углубляет и конкретизирует свою мысль. В своих произведениях поэт большое значение придает каждом}- слову. Пена с кровью изо рта верблюда, потрясенный мир—все это переживания поэта, душевное состояние лирического героя. Среди поэтов, слагающих стихи в форме верлибра, выделяется неустанно ищущий свои путь поэт С. Ибрагимов. Стихи его в корне отличаются от традиционных стихов, они соограничиваются чуть ли не с прозой. Вовсе не соблюдается рифма, ритм, соотношения слогов в строках.

Можно сделать некоторые выводы о проявлении в каракалпакской лирике последних лет верлибра или свободного стиха.

1. Несоблюдение соотношения слогов в строке, рифма в строфе дают возможность свободно высказываться, придают семантическое значение каждому слову.

2. В свободном стихе мысль выражается подтекстом остро. Больше интеллектуальной чувственности, медитативной мысли, философских выводов—вот явные признаки свободного стиха.

Я. Придаваемые особые значения, являющиеся ключевым в выражении мысли слова, повторяются, тем самым усиливая эмоциональное воздействие. Несколько однородных членов предложения, нанизываясь, подчиняются одному слову или словосочетанию, и это, хотя и не. периодически, по обеспечивает переменный ритм.

З'-Теижемуратон Б., Саратан. Некие, 1990, с. 54

4. Свободный стих по своему характеру требует сжатости и медитативностп.

5. Некоторые авторы свободного стиха допускают чрезмерную изощренность, загадочность, Неопределенность. мыслей. Это снижает интерес читателя к стихотворению (Об этом более подробно говорится в соответствующих разделах диссертации).

6. Чрезмерный разброс в форме и пренебрежение к ней затрудняют восприятие и нередко оборачиваются неудачен для автора.

7. Верлибр не поддается музыке. Он теряет свою музыкальность.

В заключительной части автор обобщает положения, сделанные в основной части работы, высказывает свои соображения по современной каракалпакской лирике и указывает на те проблемы, которые необходимо разработать в будущем.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Художественные искания в современной каракалпакской лирике (80-ые годы), Некие, 1992, 6, 5п. л.) на каракалпакском языке).

2. За емкость и конкретность мысли в лирике.—Вестннк К КО АН Узбекистана, №2, (па каракалпакском языке).

3. Стих — сложное явление. «Эмиудорья», № 10, 1992 (на каракалпакском языке).

4. Свободный стих—критерии таланта, «Эмиудорья», №11. 1992 (на каракалпакском языке).

5. За конкретность мысли в лирике. Материалы IV ой научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов ККГУ, Нукус, 1992, с.21—23. (па каракалпакском языке.)'

С. Женская поэзия нуждается в оценке, «Арал цызлары»к №1, 1993 (на каракалпакском языке).