автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественные особенности творчества Мадины Маликовой

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Хисматова, Лилия Котдусовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Художественные особенности творчества Мадины Маликовой'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные особенности творчества Мадины Маликовой"

На правах рукописи

Хисматова Лилия Котдусовна

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА МАДИНЫ МАЛИКОВОЙ

Специальность: 10.01.02 - литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань - 2009

003474168

Работа выполнена на кафедре татарской литературы ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный руководитель - Галимуллин Фоат

Галимуллинович, доктор филологических наук, профессор

Официальные оппоненты: Кадиров Октябрь Халикович,

доктор филологических наук, профессор КГУКиК; Зарипова Равия Салимовна,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Тобольский

педагогический институт имени Д.И.Менделеева»

Защита диссертации состоится «30» июня 2009 года в 10.00. часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.03 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, д. 2, ауд. 206.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» « 28» мая 2009 года.

Режим доступа: http://www.tggpu.ru

Автореферат разослан « 28» мая 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, /7 /

доцент / Р.Г.Мухаметдинова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Мадина Габдулхаковна Маликова (1935) - известный татарский писатель, публицист, общественный деятель; автор многочисленных романов, повестей, рассказов, пьес на татарском языке. Проза Мадины Маликовой выделяется своеобразием тематики и индивидуальным стилем. До сих пор ее творчество не подвергалось системному и комплексному научному анализу в контексте литературного процесса второй половины XX века. В проблематике и стиле произведений М.Маликовой, в ее авторских находках, безусловно, нашли отражение перемены в социальной, культурной и литературной жизни, привнесенные непростым историческим периодом.

1960 - 1980 годы - особенный этап в историческом развитии культуры и литературы народов Советского Союза. В качестве одного из ярких итогов хрущевской оттепели 1960-х годов, наряду с развенчанием культа личности, историки отмечают, пусть и относительную, пропаганду свободы слова и творчества.

Однако уже в конце 1960-х годов вновь наблюдается ужесточение литературной цензуры. Основным «орудием» настойчивого воздействия партийных органов на литературный процесс становятся творческие союзы писателей. Главными ценностными критериями литературных произведений признается тенденциозное освещение перемен в социальной жизни и человеческом сознании, связанных со стремлением общества к коммунистическому будущему. Идеологическая направленность литературы определяет тематику, проблематику и систему образов литературных произведений: центральное место в литературе отводится произведениям, описывающим сложные, порой неразрешимые, нравственные искания представителей различных профессий и слоев общества.

Именно в это непростое для татарского искусства слова время пришла на литературу Мадина Маликова. Первые произведения писателя, пронизаны тонким женским лиризмом и гуманизмом; но ее прозу отличает увлекательность сюжетной канвы, идейно-тематическая злободневность, а также глубокое проникновение в психологию героев. М.Маликова - писатель, остро чувствующий пульс времени, его тенденции, нравственные идеи.

Произведения прозаика вызывают живой интерес среди читателей и литературных критиков, но, тем не менее, до сих пор

творчество М.Маликовой не становилось предметом специального научного исследования, направленного на объективную оценку художественного своеобразия ее текстов. Актуальность исследования определяется необходимостью целостного изучения творчества прозаика, анализа приемов создания характеров, языковой и стилистической индивидуальности.

Степень изученности проблемы. Библиография о творческом пути М.Маликовой представлена в основном статьями мемуарного, публицистического или литературно-критического характера.

Отдельные проблемы начального периода творчества М.Маликовой затронуты в выступлениях литературоведов Ф.Миннуллина, Ф.Галимуллина.

Начальному периоду творчества М.Маликовой посвящена статья Ф.Миннуллина «Ступеньки развития» («Усеш баскычлары») 1 , в которой ученый рассматривает, как положительные стороны, так и недостатки данной прозы. Автор отмечает целостность рассказов и повестей, умение точно описывать жизненные детали и своеобразие создания образов, в особенности женских образов.

В статье «Сияние венков» («Такыялар балкышы») Ф.Галимуллин обращает внимание на мастерство М.Маликовой в создании портретов и пейзажей; на неповторимый язык и стиль ее произведений2.

В статье «Сияние цветов» («Теслэр балкышы») Г.Хантимерова оценивает прозаика, как писателя, обратившегося к высококультурным, нравственным проблемам современности, а так же как мастера создания увлекательных сюжетов3

В кандидатской диссертации Р.Галиуллина «Эволюция детектива в татарской литературе» проанализирован роман «Вихрь» («Эермэ»), в качестве образца классического детектива4.

1 Мицнуллин, Ф. Усеш баскычлары / Ф.Миннуллин И Ф.Миннуллин. Якты юллар. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан, Татарстан китап нэшр., 1975. — Б.65-74.

1 Галимуллин, Ф. Такыялар балкышы: М. Маликовага 50 яшь / Ф.Г.Галимуялин // Казан утлары. - 1985. - №9. - Б.162 - 166.

3 Хантимерова, Г. Теслэр балкышы / Г.Хантимерова// Казан утлары. - 1981. -8.-Б.133-138.

4 Галиуллин, Р. Эволюция детектива в татарской литературе. / Р.Галимуллин // Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Казань, 2007. - 24 с. - С. 15-17.

Необходимо отметить многочисленные рецензии литературных критиков и читателей, в которых высказываются различные мнения о творчестве М.Маликовой.

В целом, научные труды, монографически изучающие художественное своеобразие творчества М.Маликовой в контексте общего литературного процесса второй половины XX века, практически отсутствуют, что еще раз подчеркивает об актуальности темы исследования.

Цель и задачи исследования. Главной целью нашей исследовательской работы является монографическое изучение художественных особенностей творчества М.Маликовой, как зачинателя традиций «женского» романа в современной татарской литературе.

Настоящая цель предусматривает решение следующих задач:

- изучение творческой эволюции М.Маликовой; исследование предпосылок создания произведений, а также влияния общественной деятельности и личной жизни на творчество писателя;

- рассмотрение женских образов, воссозданных в прозе М.Маликовой;

- анализ средств передачи психологии и духовного мира героев способов создания характеров в произведениях М.Маликовой;

- выявление проблематики произведений М.Маликовой;

- исследование взаимозвисимости сюжета произведений М.Маликовой и системы образов;

' Эхмэтэк;анов, М. Алтын ятьмэдэ ж;ан бэргэлэнэ («Алтын ятьмэ» китабына рецензия) / М.Эхмэтвднов // Мэдэни Яфмга. - 2002. - 5 июль.; дхмэт^аное, М. Басып сайрар талы бар / М.Эхмэтзканов // Мэйдан. - 2004. - № 7. - Б. 180-184.; Эхмэдуллин, А. «Ожмах балалары»ныц бэхетсез тормышы / А.Эхмэдуллин // Татарстан яшьлэре. - 1990. - 2 июнь.; Взлиев, М. Кешелэргэ якынаю («Янар таулар яктысында» китабына рецензия) / М.Вэлиев // Социалистах Татарстан. - 1980. - 29 август.; Гззизова, У.И. Уйчан тыйнаклык («Юлдашлар» китабына рецензия) / У.И.Газизова // Казан утлары. - 1968. - № 9. - Б. 29-31.; Галимуллин, Ф. Кайда сез, Кадембикэлэр? («Басып сайрар талы бар» китабына рецензия) / Ф.Г'алимуллин // Социалистах Татарстан. - 1987. - 19 сентябрь. ; Галимуллин, Ф.Г. Халатын ак, куцелец пак булса... / Ф.Г.Галимуллин // Казан утлары. - №9. - 1983. - Б.156-157.; Хащиева, А. Премьера унаеннан берничэ суз / А.Хажиева // Элмэт таннары. - 1990. -

1 январь.; Ханнанов, Р.Г., Хисматоеа, Л.К. Ьэр эсэре - тэрбия дэресе / Мэгьрифэт -2007. - 14 апрель.; Хаюпимерова, Г. Теслэр балкышы / Г.Хантимерова // Казан утлары. - 1981. - № 8. - Б.133-138; Яруллин, Ф. «Егетлеккэ бер адым» китабына рецензия / Ф.Яруллин // Социалистик Татарстан. - 1978. - 10 сентябрь.

- систематизация языковых и художественных средств, использованных писателем;

- анализ поэтики романа «У каждого соловья свой сад» («Басып сайрар талы бар»).

Материалы и источники. В ходе исследования изучены эпические произведения М.Маликовой, а также ее многочисленные публицистические статьи, посвященные проблемам литературного творчества и истории создания отдельных произведений; документы из личного архива автора; статьи и рецензии, посвященные творчеству прозаика. Для сравнительного анализа были привлечены произведения татарских, русских и зарубежных писателей. Рассмотрены труды, посвященные общественно-политическому, литературно-культурному движению, а так же вопросам теории литературы.

Методы исследования. Основными методами проведенного научного исследования являются методы системного анализа, историко-аналитический и сравнительно-типологический методы. Литературный процесс рассматривается с учетом особенностей изучаемого периода, литературных направлений, жанров.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили труды Е.Анненкова1, А.Ахмадуллина2, М.Бахтина3, Ф.Галимуллина 4, Т.Галиуллина 5, А.Есина 6, Д.Заги^уллиной 7,

1 Анненкова, Е.И. и др. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя. / Е.И. Анненкова и др. - М.: Просвещение, 1987. - 176с.

2 Эхмэдуллин А. Дереслеккэ ирешу юлында / А.Эхмэдуллин. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1993. - 255 бит; Эхмэдуллин А. Офыклар ющэйгэндэ: Эдэби тэнкыйть мэкапэлэре / А.Эхмэдуллин. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2002. - 239 бит.

3 Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.Бахтин. - М.: Худ.лит-ра, 1975. - 502 с.

4 Галимулпин, Ф. Офыкларны алдан куреп./ Ф.Галимуллин, - Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. - 2006.; Галимуллин, Ф. Такыялар балкышы: М. Маликовага 50 яшь / Ф.Г.Галимуллин // Казан утлары. - 1985. - №9. - Б. 162-166.; Галимуллин, Ф. Халатьщ ак, к^целед пак булса... / Ф.Г.Галимуллин // Казан утлары. - №9. - 1983. - Б.156-157.

Галиуллин, Т. Дэвамлылык: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Т.Галиуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991.-2086.

6 Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б.Есин. - 2-е издание, испр. - М.: Флинта; Наука, 1999. - 248 е.; Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя. / А.Б. Есин. -М.: Просвещение, 1988,- 176с.

7 Занидуллина, Д. Татар эдэбияты: теория. Тарих. / Д.Ф.ЗаЪидуллина h.б., - Казан: Мэгариф, 2006. - 319 б.; Занидуллина, Д. Мэктэптэ татар эдэбиятын укыту методикасы / Д.Ф.ЗаЬидуллина. - Казан: Мэгариф, 2004. - 367 б.; Занидуллина, Д. Яна дулкында /

б

А.Закирзянова 1, М.Залялиевой2, Ф.Миннуллина3, Ф.Мусина4, Й.Нигъматуллиной 5, Р.Сверигина6, В.Хализова7, Ф.Хатипова8 и др., а так же издания историко-литературного и литературно-теоретического характера.

Научная новизна работы заключается в комплексном и системном изучении художественного своеобразия творчества М.Маликовой в контексте современной литературы. В работе проанализированы система образов, сюжетное, идейно-тематическое своеобразие, поэтика произведений М.Маликовой, выявлены основные тенденции развития творчества писательского мастерства.

Теоретическая значимость диссертации заключается в монографическом исследовании творчества М.Маликовой.

Практическая значимость. Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории литературы XX века, создании учебников по татарской литературе, при разработке учебных курсов, факультативов, спецсеминаров по изучению следующих тем: эпоха и герой, сюжет, психоанализ, особенности создания образов и поэтика произведений.

Д.ЗаЬидуллина. Казан: Магариф, 2006. - 2556.; Заьидуллина, Д. Эдэби эсэргэ анализ ясау / Д.Ф.ЗаЬидуллина. - Казан: Мэгариф, 2005. - 110 б.; Занидуллина, Д. Ике корылтай арасында татар прозасы / Д.ЗаЬидуллнна // Татарстан язучыларыньщ XV корылтае // Казан утлары. - 2005. - № 9. - Б. 119.

1 Закирщанов, Э. Заман белэн бергэ / Э.Закиржанов. - Казан, 2004. - 175 б.; Закирщанов, Э. Яцарыш юлыннан (Хэзерге татар эдэбият белеме мэсьэлэре) / Э. Закиржанов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2008. - 3036.

2 Щэлэлиева, М. Эдэбиятыбызнын жырлы чишмэлэре / М.Дэлэлиева. - Казан: Мэгариф, 2001.- 1286.

3 Мицнуллин, Ф. Балта явызлар кулында / Ф.Миннуллин. - Казан, 1994. - б. 344.; Мгщнуллин, Ф. Yceuj баскычлары / Ф.Миннуллин // Ф.Миннуллин. Якты юллар. Эдэби тэккыйть мэкалэлэре. - Казан, Татарстан китап нэшр., 1975. - Б.65-74.

4 Мусин, Ф. Заман сулышын тоеп: Бугенге эд. тур. / Ф.Мусин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1967. - 2046.; Мусин, Ф. Кемеш кезге: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Ф.Мусин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - 256 б.

5 Нигматуллина, Ю. Национальное своеобразие эстетического идеала. / Ю. Нигматуллина. - Казан: Изд-во КГУ, 1970. - 212.

6 Сверигин, Р. Туксанынчы еллар эдэбияты / Р.Сверигин // Казан утлары.- 1999. -№ 6. - 126-128 б.; Сверигин, Р. Яна замана, яна геройлар / Р.Сверигин // Казан утлары. -2004. -№ 11.- 157-1686.

7 Хализов, В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализов. - М.: Высш.шк., 2002. - 437 с.

8 Хатипов, ФМ. Эдэбият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары очен кулланма. Тулыландырылган икенче басма / Ф.М.Хатипов. - Казан: Раннур, 2002. - 352 бит.

На защиту выносятся следующие положения:

1. М.Маликова - одна из многочисленных писателей пришедшая в литературу через публицистику. В ее произведениях остро ощущается пульс времени, поднимаются актуальные проблемы современной жизни. Для системного и целостного исследования творчества М.Маликовой необходимо изучить биографию автора, предпосылки создания произведений, а также публицистику и общественную деятельность писателя.

2. Герои М.Маликовой - современные женщины. Для выявления обусловленности женских образов временем, необходимо исследовать отдельные направления создания женских образов, в частности образа матери в произведениях писателя.

3. Особо выделяются в произведениях М.Маликовой взаимосвязь сюжета и особенности раскрытия образов. Для исследования данной особенности назрела необходимость системного изучения данной взаимозависимости.

4. Творчество М.Маликовой отличается своей тематикой, психологизмом и «женским» почерком, что требует особого внимания, определения своеобразия творчества данного писателя.

5. Литературоведы, изучившие творчество М.Маликовой, обращают внимание на высокий уровень поэтического языка и стиля. Этим обусловлено необходимость изучения художественных средств, используемых автором при создании произведений.

Апробация работы. Основные положения по теме исследования были представлены на конференциях различного уровня: Международной научно-практической конференции «Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию», посвященная 130-летию ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Казань, 2006); Международной молодежной научной конференции «Туполевские чтения» (Казань, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (Казань, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» (Москва, 2007), Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (Москва, 2007), Всероссийской научно-практической

конференции «Восток-Запад: диалог культур в полилингвальной среде» (Казань, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики ее преподавания в вузе и школе» (Елабуга, 2008)), VI Республиканской научно-практической конференции:

«Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященная памяти Т.А.Геллер (Казань, 2009) и др.

Результаты научного исследования отражены в десяти публикациях.

Структура диссертации определяется поставленной целью и намеченными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной научной литературы и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы и проблемы диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы и прослежены этапы апробации результатов проведенного научного исследования.

В первой главе - «Эволюция творчества М.Маликовой» -анализируется биография М.Маликовой, влияние факторов общественной деятельности, личных и профессиональных достижений на творческую деятельность писателя; определяются основные этапы творческого развития М.Маликовой.

Известно, что М.Маликова, как и многие писатели второй половины XX века, приступила к литературному творчеству, накопив определенный опыт работы в публицистике: в журнале «Азат хатын» (ныне «Сююмбике»), она ведет рубрики посвященные семьи, нравственному воспитанию, культуре, медицине. В этот период издает в соавторстве книги «Свадебные обряды татар» («Котлы булсын туегыз») и «До и после свадьбы» («Чэчлэр чэчкэ бэйлэнгэч»). Идеи нравственности, преданности, духовного богатства и здоровья, принесшие М.Маликовой успех в публицистике, прослеживаются в дальнейшем ее творчестве.

Творческий путь М.Маликовой можно разделить на два значительных периода. Первый из них - ранний период и творчество до 1990 годов, то есть до времен перестройки

В период работы в журналистике, она создает свои первые значимые произведения. Ранние рассказы М.Маликовой пронизаны идеей нравственности и неразделенной любви. На появление первой повести «Казан каласы - таш кала» («Свет улыбки Моны Лизы») повлияли личные душевные переживания автора. На первый взгляд повесть о любви, но если вчитаться, то легко заметить, что на фоне личных переживаний героев определяется роль женщины в обществе, в работе и в семье. С помощью увлекательного сюжета и специфических образов автор увлекательно раскрывает идею и проблематику своего произведения. Эта особенная черта ее пера оттачивается в дальнейшем в каждом новом произведении.

На рубеже веков М.Маликова оставляет перо и активно включается в общественную работу. Создает благотворительный фонд «Красного полумесяца» и более десяти лет активно работает президентом данной организации, помогая малоимущим, пострадавшим в результате войн и различных стихийных бедствий. Деятельность благотворительного фонда часто находит отражение в средствах массовой информации.

Второй период творчества М.Маликовой так же, как и первый начинается с публицистики. Она пишет очерки и статьи на различные темы. Далее выходит на свет цикл рассказов под названием «Полевая дивизия» («Кыргый дивизия'») и роман «Вихрь» («вермэ»), в которых в жанре прозы описываются особенности благотворительной работы, ее трудности, и чувство удовлетворенности. В то же время рассказы М.Маликовой ценны актуальностью поставленных проблем, запоминающимися образами, мастерски построенным сюжетом, и поэтикой повествования.

Позже автор переходит к более масштабным проектам, и друг за другом выходят в свет повести, романы, посвященные современной жизни. Герои данных произведений - это герои наших дней. Как и многие наши современники, они переживают житейские трудности. В отличие от первого периода творчества эти произведения М.Маликовой пронизаны тонкой сатирой, что объясняется жизненным опытом и изменениями своей душевного состояния.

В результате изучения этих периодов творчества М.Маликовой, можно сделать следующие выводы: на творческое становление М.Маликовой как прозаика существенно повлияли как внешние (историко-культурная ситуация, литературный

процесс конца XX века), так и личные (биография, профессиональная и общественная деятельность) факторы. Центральное место в системе образов в произведениях М.Маликовой занимают наши герои-современники. Автор поднимает самые актуальные и животрепещущие проблемы общества, острая проблематика и идейная основа ее произведений мастерски скрыты за увлекательным сюжетом.

Вторая глава исследования называется «Отдельные направления создания женских образов в произведениях М.Маликовой». В первом разделе «Обусловленность женских образов временем» анализируются многочисленные рассказы, повести, романы прозаика, рассматриваются средства воссоздания женских образов, их место в системе образов произведения.

В татарской литературе немало произведений, где правдиво и честно описана драматичная судьба женщины (в диссертации дается эволюция создания женских образов в татарской литературе). Но одним из особенностей творчества М.Маликовой является то, что все главные герои ее произведений - женщины. В галерее женских образов писателя встречаются представители различных профессий: врачи, следователи, судьи, архитекторы, артисты, поэтессы, химики, ученые, художники, бизнесмены, руководитель благотворительного общества, первый секретарь обкома и т.д..

В свое время известный татарский писатель А.Гилязев назвал М.Маликову «интеллигентным писателем». Действительно, М.Маликова тактично и свойственной ей мягкой манере, достоверно освещает полную противоречий жизнь представителей интеллигенции. Прозаик не описывает суть той или иной профессии, а скорее характеризуют ее влияние на становление личности.

В 1960 - 1970 годах в татарской литературе через образ женщины раскрываются многие духовно-нравственные и социально-политические проблемы. Эта же тенденция наблюдается и в произведениях М.Маликовой. В романе «Фидая» главная героиня Фидая - совместила в себе две стороны современной женщины: женщина-мать, потерявшая мужа и воспитывающая дочь и женщина-руководитель. М.Маликова, уделяя в романе больше внимания деловым качествам Фидаи, еще больше усугубляет ее личную драму: дошедшая по «карьерной лестнице» до должности секретаря обкома, Фидая в один миг остается в одиночестве - ее отстраняют от должности. Этим

романом М.Маликова показывает, насколько трудно женщине работать в мужском коллективе, построить свою карьеру; вдвойне труднее, если она красива, умна и одинока.

Детективный роман М.Маликовой «Вихрь» охватывает все те же проблемы бытия. Простая женщина - Жаухария, видя все трудности жизни: нищету, голодных и голых детишек, инвалидов, организует благотворительное общество, делает все возможное, чтобы помочь им. Но, к сожалению, есть такие люди, как Даниф, для которых нет ничего святого, своей корыстью они разрушают все, что создано во благо людей.

В произведениях «Свет улыбки Моны Лизы» («Казан каласы таш кала»), «Огнедышащие горы» («Янартаулар яктысында»), «Красный цветок» («Кызыл гел»), «Потерянные сокровища» («Югалган якутлар») и др. также можно встретить яркие образы современных женщин, преодолевающих жизненные трудности и при этом сохраняющие в себе благородный дух.

Во втором разделе «Образ матери в произведениях М.Маликовой» изучается эволюция образа матери в татарской литературе и в произведениях М.Маликовой. Женщины во все времена несли в себе не только идеалы материнства и преданности семейному очагу, но и являли собой пример народной нравственности и морали, духовности. В этой связи справедливы слова ненецкой писательницы Анны Неркаги: «Мать помнит о том, о чем иногда забывает сама жизнь» ' . Еще в XIX веке татарский просветитель Р.Фахретдинов писал, что необходимо дать образование и уделять особое внимание воспитанию девочек, ведь именно они связывают настоящее с будущим. Материнская судьба в своей философской сути, как раз выступает, как хранительница всего лучшего, что накоплено развитием человечества и каждого народа в отдельности. М.Маликова в своих произведениях раскрывает данную истину через призму времени, новых героев, через поэтику повествования.

В произведениях М.Маликовой можно встретить образы матерей, как живущих ради семьи и детей, так же больше думающих о материальном благе, нежели о детях. В этом аспекте интересна повесть М.Маликовой «Шаг к мужеству» («Егетлеккэ бер адым»), где в параллели раскрываются две противоположные по своим человеческим качествам образы матерей.

1 Моя судьба; Повести и рассказы / Сост., вступ ст. В.В.Дементьева. - М.: Современник, 1991.-462с.-С. 4.

«Романом милосердия и нравственности» называет критика произведение М.Маликовой «Милосердие» («Шэфкать»). Роман о врачах-гинекологах, которые дарят людям не только здоровье, но и жизнь, надежду женщинам, счастье семьям. В данном произведении встречаются многочисленные образы матерей. Основная мысль автора заключается в том, что материнство - дар природы, которым награждаются лишь самые достойные и заслужившие, выстрадавшие его женщины. Несмотря на высокий пафос эпизодов, повествующих о радости материнства, автору удается представить героинь романа как обычных людей с житейскими проблемами, семейными неурядицами, несчастной любовью. Так рождается концепция миропонимания автора о чистоте помыслов и духовной черствости, предательстве и необходимости быть милосердным.

В пьесе «Дети рая» («Ожмах балалары») автор поднимает проблему сиротства при живых родителях. М.Маликова использует своеобразные приемы раскрытия проблемы (повествование, выражающее психологию ребенка, сюжетные коллизии и богатая палитра художественных средств выразительности).

Тема родительских ошибок и детских судеб находит продолжение в повести М.Маликова «На вершине» («Мендем биек тауларга») и романе «Красный цветок» («Кызыл гол»). На примере жизненных переживаний героинь повести Рашиды и армянки Зары, автор подчеркивает необходимость осознания нравственных последствий каждого шага будущей матери.

В повести «Цветочный мед» («Чэчкз балы») повествуется о судьбах двух мальчиков, которых по невнимательности врачей поменяли еще в роддоме. Каждая семья жила по-своему. Макар -сын влюбленной пары Гамиля и Сагдии, жил с родителями-алкоголиками и строил свою жизнь сам: связался с уличными бандитами и стал наркоманом, преступником. Джамиль, родившийся с алкогольным синдромом, воспитывался и был любим в семье Гамиля. По мнению автора, именно женщина-мать способна из больного ребенка вырастить полноценного гражданина и наоборот. Центральное место в сюжетной линии повести отведено судьбам двух женщин-матерей. Сагдия - жена Гамиля, представляет эстетический идеал женщины-татарки: благодаря ее терпению и любви Макар вылечивается от наркомании, семья приобретает сына. Эльза же, жена Геннадия, не смогла сохранить семью. Сын - наркоман, дочь - пока

13

маленькая девочка, судьба ее еще неизвестна, но судя по укладу семьи уже предрешена. В финале произведения у М.Маликовой традиционная счастливая развязка: семья Сагдии и Гамиля возвращают родного сына Макара (Мухтара), вылечивают его от страшных привычек.

Образы матерей в творчестве М.Маликовой так же раскрываются в зависимости от времени. Несмотря на это, автор всегда остается верной своим некоторым особенностям. Прозаик, описывая героев и их жизнь, проводит тест-соответствие на святое название «мать». Лишь прошедшие все испытания судьбы, поборовшие жизненные трудности и сохранившие при этом нравственность, человечность заслуживают материнское счастье.

В третьем разделе «Сюжетные особенности и образы» были рассмотрены взаимовлияние системы образов и сюжета.

На примере повести «Где дорога заблудшемуся?» («Адашканга юл кайда?») рассматривается влияние композиции, жанра, сюжета на создание характеров и раскрытие образов. Необходимо отметить, что данное произведение детективного жанра. Описывая расследование убийства, автор разрушает хронологию событий, при этом в выгодном для себя порядке раскрывает образы. В результате получается увлекательное по своему содержанию произведение. Читатель, сам того не подозревая, делает выводы, что «не все то золото, что блестит».

В данном разделе так же анализируются характеры героев. Творчество М.Маликовой интересно еще и созданием противоречивых характеров, где четко наблюдается борьба ума и сердца, нравственных наследий и жизненно-бытовых ситуаций. В повести «Любовница» («Сеяркэ») противопоставлены зов сердца и требования общества. Автор отмечает, что такая борьба нередко приводит к жертвам.

На рубеже веков М.Маликова обрела новое дыхание. В ее индивидуальном стиле параллельно с мелодраматическими средствами все больше становятся заметны энергичные, острые и сатирические приемы миропонимания. Это проявилось в ее произведениях начала XXI века, в особенности, в повести «Золотые цепи» («Алтын ятьмэ»). Автор обращается к проблеме личности, живущего в период социальных катаклизмов. Судьбу героини повести Таслимы круто и трагично переменили коренные изменения в стране. Раньше Таслима, служившая красоте, искусству, руководившая детским танцевальным кружком, была счастлива и уверена, что нашла свое призвание и место в жизни,

что имеет любимую семью, детей, работу. Но жизнь все изменила, и все рухнуло: дворец культуры остался без средств, детские кружки распались, Таслима и ее муж остались без работы и средств к существованию. Чтобы прокормить семью, Таслима против своих жизненных ценностей стала «челночницей-торгашкой», чтобы прокормить семью. В дом вернулся достаток, но исчезли душевное равновесие и покой. В повести описывается все душевные переживания героини. Произведение отличается своим психологизмом, увлекательным сюжетом, и неординарным финалом.

Роль патриархальных, освященных веками народных обычаев и традиций в жизни человека, и трагичность их утраты и забвения показана М.Маликовой в повести «Утраченные сокровища» («Югалган якутлар»). Идеи, положенные в основу повести, придают оттенок нравоучения, однако в силу мастерски построенного сюжета и композиционной подачи, произведение способно увлечь читателя. Повесть привлекает читателя философской глубиной, твердостью нравственной позиции автора.

Анализ произведений М.Маликовой показывает, что автор часто выбирает интригующие сюжеты, выстраивает композицию с нарушенной хронологической последовательностью событий, иногда выбирает даже специальные жанры, чтобы в достаточной мере доходчиво выразить идею. Этому способствует богатство используемые писателем языковых (лексических, синтаксических, стилистических) средств и поэтических приемов.

Третья глава диссертации «Общие особенности творчества М.Маликовой» в свою очередь состоит из трех разделов.

В первом разделе "Проблематика и психологическая индивидуальность творчества М.Маликовой" исследуется влияние особенностей женского мышления, мировосприятия и психологии на творческую лабораторию писателя. Изучение произведений М.Маликовой в данном аспекте предусматривает анализ психологии воссозданных образов и проблематику.

В татарской литературе первые женщины-писательницы, женщины-просветители (Гапимателбанат Биктимерова, Ханифа Гисматуллина, Галима Рахматуллина, Хабира Насыйпия, Газиза Самитова) начинают публиковаться в середине XIX века. В своих произведениях они рассказывают о воспитании детей, нравственности, семейных отношениях и поднимают другие жизненные проблемы.

В XX веке развитие татарской женской литературы набирает обороты, появляются новые имена: Гульшат Зайнашева, Сажида Сулейманова Лабиба Ихсанова, Эльмира Шарифуллина, Набира Гиматдинова, Фаузия Байрамова, Клара Булатова, Лена Шакирзянова, Шамсия Жигангирова и др. Среди них М.Маликова занимает особое место. Именно она является автором первого романа на татарском языке написанной пером женщины.

В данном разделе диссертации творчество М.Маликовой прослеживается с целью определения тематики и женского «почерка». В татарской литературной критике достаточно много исследований психологии произведений, но тем не менее в этом аспекте творчество М.Маликовой остается неизученной. Проанализировав произведения «Свет улыбки Моны Лизы» («Казан каласы - таш кала»), «Огнедышащие горы» («Янар таулар яктысында»), «Милосердие» («Шэфкать»), «Любовница» («Сеяркэ»), позволяют сделать ввод, что они написаны с женской точки зрения.

Рассмотрев в целом творчество М.Маликовой, на основе анализа' отдельных произведений, можно сделать выводы, что прозаик критически оценивает современную реальность, неустроенность быта, бесконечные материальные трудности, разрушающие семьи, всеобщее ожесточение душ, черствость, грубость и невнимание к людям. Все эти пороки общества в первую очередь ложатся на хрупкие женские плечи. И уже привычные для всех картины семейных скандалов, разводов, детей-сирот при живых родителях, спившихся родителей, молоденьких проституток, наркоманов, алкоголиков заставляют создать новые произведения.

Во втором разделе «Мастерство создания языкового и художественного полотна произведения» анализируются поэтические средства используемые автором. В результате изучения творчества М.Маликовой, было обращено внимание и проанализированы следующие художественнно-стилистические формы и методы:

- создание эффекта неожиданности при употреблении особых конструкций обычных слов и фраз;

- использование профессиональной лексики при описании героев разных профессий в нужном и необходимом объеме;

- создание речевых портретов героев, в которых отражаются особенности их социально-бытового окружения, душевное

состояние, нравственные установки, глубоко личностные, мировоззренческие основы;

- введения пейзажа для предсказания будущих событий, состояния души героев;

- наличие символов и слов с переносным значением;

- использование сравнений, метафор, эпитетов, гипербол, и других изобразительно-выразительных средств;

- частое употребление фразеологизмов, поговорок и пословиц;

- использование фольклора, а именно поверий, сонников, предсказаний, сказок, песен, легенд;

- введение стилистических средств, как повторение, инверсия;

- наличие лирические отступления.

В третьем Поэтика романа «У каждого соловья свой сад»

проводится комплексный анализ одного из самых высокохудожественных романов М.Маликовой «У каждого соловья свой сад» («Басып сайрар талы бар»). Это многоплановое произведение о людях искусства, сложных жизненных судьбах актеров национального театра. В романе раскрываются тайны о закулисной, повседневной, частной жизни актеров, драматургов, режиссеров.

Обращает на себя поэтика названия произведения, которое в дословном переводе звучит как «Есть у пташки ветка, на которой будет петь». Это цитата из народной песни, которую можно интерпретировать следующим образом: птица нашла себе ветку и теперь будет на ней петь. .

В основу сюжета романа легли события из жизни национального театра, коллектив которого работает над постановкой очень сложной исторической драмы «Кадимбике», требующей неординарной режиссуры и тонкой актерской игры. Собственно, вокруг этой пьесы и строится сюжет романа. М.Маликовой, образом Кадимбике проверяются - по замыслу автора - творческая и человеческая суть персонажей, вовлеченных в работу над спектаклем.

В произведении перед читателем предстали люди искусства -их нравственный мир, творческий поиск, мечты, идеалы, духовные ценности. Анвербеков, Рамзи, Шафика, Сафия, Наргиза, Исмегуль честно служат театру, но каждый из них по-разному оценивает свой талант, свое предназначение в искусстве. Главный пафос

романа - утверждение творческого поиска и творческого начала во всем противопоставлен бездуховности и потребительству (об этом много размышляют герои произведения). Творчество понимается и оценивается как высшее достижение человеческой личности, как наиболее яркое проявление нравственных начал. Высветить разные грани этой проблематики романа помогают образы, сгруппированные вокруг главного героя - Сафии.

К несомненным достоинствам романа относится динамичность сюжета. В каждой главе произведения происходит что-то существенное, раскрывающее новые качества героев.

Необходимо отметить сочный, богатый язык произведения. Он насыщен народной философией - пословицами, поговорками, фразеологизмами. Автор особое внимание уделяет песням. Интертекстами и цитатами из песен, в том числе колыбельных, автор также описывает душевное состояние своих героев, их переживания.

М.Маликова использует все богатство средств художественной выразительности. В романе непринужденно и изысканно употреблены художественные, образные определения, метофорические характеристики образов - эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, позволяющие глубже и ярче представить образ.

Повествование о жизни театра перерастает в философские рассуждения, в которых автор осмысливает вопросы о положении жены и мужа в современной семье, роли ребенка в семье.

Роман М.Маликовой «У каждого соловья свой сад» в современной татарской литературе является единственным произведением такого объемного жанра, повествующем о судьбах современных женщин, в частности женщин-актрис.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования и сформулированы основные выводы:

1. М.Маликова одна из многочисленных писателей пришедшая в литературу через публицистику. В ее произведениях остро ощущается пульс времени, поднимаются актуальные проблемы современности. Эта особенность писателя связана с ее профессией. Проанализировав в системности и целостности данное творчество, мы можем сказать, что на него активно влияет воспитание, педагогическое образование, долгие годы работы в журналистике, общественная работа, личная жизнь и многолетний жизненный опыт.

2. Герои М.Маликовой - современные женщины, несущие в себе всевозможные житейские проблемы, трудности и яркий свет материнства. При изучении обусловленности женских образов со временем выяснилось, что все женские образы - это обычные люди, которые живут, творят, ошибаются и дорого расплачиваются за свои ошибки.

3. В произведениях М.Маликовой особо выделяется взаимосвязь сюжета и раскрытия образов. При исследовании выяснилось, что для полного раскрытия образа автор выбирает особые формы повествования и сюжета.

4. В своих произведениях М.Маликовой удалось точно описать женскую психологию, последовательность мыслей женщины, ее логику. «Женский» взгляд проявляется и в том, что очень большое внимание уделяется таким понятиям, как семья, дом, верность, муж, жена, любовница, неверность, жертва ради любви, карьера, личная жизнь. Даже страна описывается не с точки зрения политики, отношения с внешним миром, а ситуаций на работе, в семье, на улице, в интернате, в театре, в больнице и т. д.

Особенностью творчества М.Маликовой является и то, что она есть исследование социально-психологических и нравственных координат современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа обычного, "маленького" человека для этой прозы не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Основные задачи, решаемые прозаиком - это проблема отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы отношения и сохранения нравственности.

5. Главная причина популярности произведений М.Маликовой, конечно же, в искренности, задушевности, эмоциональности и поэтическом языке. Как истинный художник слова, прозаик пишет словно акварелью, умея передать тончайшие движения человеческой души. При этом она мастерски использует всевозможные художественные средства создания произведений. Она достоверна, поэтому во многих ее романах и повестях читатели узнают себя. А ведь именно в этом и заключается высшее назначение литературы - установить духовную связь с читателем.

6. Роман М.Маликовой «У каждого соловья свой сад»(«Басып сайрар талы бар») отвечает всем художественным требованиям. В нем четко определяются все необходимые сюжетные и временные

требования к роману. Произведение отличается своей необычной композицией и уместным использованием всех поэтических средств создания художественных произведений, данный роман М.Маликовой поистине можно назвать творческой удачей автора.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

Публикации в издании, рекомендованном ВАК:

1. Хисматова, J1.K. Женские образы в современной татарской женской прозе / Л.К.Хисматова // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2008. - №4. - С.324-328.

2. Хисматова, J1.K. Идейно-художественное своеобразие романа М.Маликовой «У каждого соловья свой сад» / Л.К.Хисматова // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2009. - №1. - С.312-316.

Другие публикации:

3. Хисмэтова, Л.К. М.Маликованьщ татар балалар эдэбиятына керткэн елеше (Роль М.Маликовой в развитии татарской детской литературы) / Л.К.Хисмэтова // Деньяда университет белеме: аны устерудэ заманча инновацион чаралар: «Татар дэулэт гуманитар-педагогика университеты»ныц 130 еллыгына багышланган халыкара фэнни-гамэли конференция материаллары (г.Казан, 2325 октября 2006 года). - Казан: Алма-Лит, 2007. - Б.273-276.).

4. Хисмэтова, Л.К. Эдэби эсзрлэрнец тэрбияви бурычы (Воспитательная роль художественных произведений) / Л.К.Хисмэтова // Воспитательный потенциал национальной культуры: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (24-25 октября, 2007г.). - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. - Ч. 2. - С. 362-364.

5. Хисматова, Л.К. Своеобразие женской прозы / Л.К.Хисматова // Диалог культур: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» VII Кириллло-Мефодиевских чтений (16 мая 2007 г.). - М.-Ярославль: Ремдер, 2007. - С.51-54.

6. Хисматова, Л.К. Образ татарской женщины в прозе Мадины Маликовой / Л.К.Хисматова // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (чтения имени профессора Сергея Александровича Леонова) (7-8 декабря 2007 г.). - М. - Ярослвль, 2007. - С.287-289.

7. Хисматова, Л.К. Поэтика прозы Мадины Маликовой / Л.К.Хисматова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы филологии и методики ее преподавания в вузе и в школе», посвященной 55-летию филологического факультета Елабужского государственного педагогического университета. - Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2008. - С.430-433.

8. Хисматова, Л.К. Образ татарской женщины в прозе Мадины Маликовой / Идель. - 2008. - №6. - С. 66-67.

9. Хисмэтова, Л.К. Татар эдэбиятында ана образы (Образ матери в татарской литературе) / Л.К.Хисмэтова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Восток-Запад: диалог культур в полилингвальной среде», 31 октября 2008 года. - Казань, 2009. - Б.294-299.

10. Хисматова, Л.К. Речевые характеры персонажей в прозе Мадины Маликовой / Л.К.Хисматова // Сборник материалов VI Республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» (Татьянин день) посвященной памяти Т.А.Геллер, 21-24 января 2009 года. - Казань: РИУ «Школа», 2009. - С. 102-106.

Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ

Подписано в печать 27.05.2009. Формат 60x84 Тираж 120 экз. Усл. печ. л. 1,5 г. Казань, Кремль, подъезд 5 Тел. 292-95-68,292-18-09

 

Текст диссертации на тему "Художественные особенности творчества Мадины Маликовой"

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический

университет»

20 0.9 09231 " На правах рукописи

Хисматова Лилия Котдусовна

Художественные особенности творчества Мадины Маликовой

(диссертация на татарском языке)

Специальность: 10.01.02 - литература народов Российской Федерации

(татарская литература)

ДИССЕРТАЦИЯ

НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Галимуллин Фоат Галимуллинович

Казань - 2009

Россия Федерациясе Мэгариф Ьэм фэн министрлыгы

Мэгариф эшлэре буенча Федераль агентлык «Татар дэулэт гуманитар-педагогика университеты» югары Ьенэри белем биру дэулэт мэгариф учреждениесе

Кулъязма хокукында

Хисмэтова Лилия Котдус кызы

Мэдинэ Маликова юцатыныц сэнгатьчэ узенчэлеклэре

Белгечлек: 10.01.02 - Россия Федерациясе халыклары эдэбияты

(татар эдэбияты)

ФИЛОЛОГИЯ ФЭННЭРЕ КАНДИДАТЫ ГЫЙЛЬМИ ДЭРЭДЭ АЛУ ОЧЕН тэкъдим иткэн ДИССЕРТАЦИЯ

Фэнни ж;итэкче -филология фэннэре докторы, профессор Галимуллин Фоат Галимулла улы

Казан - 2009

Эчтэлек

Кереш.........................................................................................................4

I булек. Мэдинэ Маликованыц иж;ат эволюциясе................................20

II булек. М.Маликова эсэрлэрендэ хатын-кыз образларын тудыруныц а.ерым юнэлешлэре

2.1. Хатын-кыз образларынын, заман белэн шартланышы...................51

2.2. М.Маликова эсэрлэрендэ ана образы..............................................65

2.3. Сюжет узенчэлеклэре Ьэм образлар системасы............................81

III булек. М.Маликова иждтынын, теп узенчэлеклэре

3.1. М.Маликова ижщыньщ проблематикасы Ьэм психологик индивиду альлеге..................................................................................................92

3.2. Тел-сурэтлэу тукымасын барлыкка китеру осталыгы...................113

3.3. М.Маликова иж;атына хас булган сэнгатьлелек чараларыныц

"Басып сайрар талы бар" романында гэудэлэнеше..............................134

Йомгак........................................................................................................147

Библиография

Фэнни эдэбият...........................................................................................157

Чыганаклар.................................................................................................165

Кереш

Хезмэтнец актуальлеге. Алтмышынчы елларда ук татар эдэбиятына журналистика аша ныклы адымнар белэн килеп кергэн, хатын-кыз тарафыннан татар телендэ иж;ат ителгэн беренче роман авторы,; 'бугенге кендэ дэ актив язучы Мэдинэ Габделхак кызы Маликованыц иж;аты элегэ кадэр системалы рэвештэ фэнни яктан ейрэнелмэгэн булып кала бирэ. Билгеле бер эдипнец иж;ат узенчэлеклэрен, язу стилен, проблематикасын ейрэнергэ керешкэнче, шул чор эдэбиятына хас булган сыйфатларны барлап чыгарга кирэк.

Белгэнебезчэ, эдэбият белэн сэясэт Ьэм тарих бик тыгыз бэйлэнештэ торалар. Димэк шул чорныц юк;тимагый-сэяси Ьэм мэдэни шартларын карап уту зарури. Билгеле булганча, 1960 - 80 елларда "Хрущев ясепшеклеге" атамасы белэн тарихка кереп калган демократик куренешлэр эдэбият-сэнгать усешенэ дэ купмедер дэрэж;эдэ уцай йогынты ясый; идеологик басым бераз кими тошэ, иж;атчыга билгеле бер дэрэж;эдэ иреклерэк эш иту мемкинлеге бирелэ. Эмма тиздэн партия йогынтысы яшэешнец бетен елкэлэренэ утеп керэ башлый; ил тормышында торгынлык дип аталган чор башлана; миллэтлэр дуслыгы, интернационализм идеялэре ж;ирлегендэ гомуми совет халкын формалаштыруга юл алына; рус теле зур тизлек белэн башка теллэрне аралашудан кысрыклап чыгара; милли теллэрнец, милли мэдэниятлэрнец усешенэ зур тоткарлыклар тудырыла. Дэмгыятьтэ барган шартлар эдэбиятка дэ йогынты ясамый калмый. Коммунистик идеология яцадан тотрыклы усеш алып, татар эдэбияты аныц кечле йогынтысында калса да, социалистик реализм иж;ат методы да кайбер узгэрешлэргэ дучар була; тормыш-яшэешне ботен тулылыгында, катлаулылыгында чагылдыру Ьэм, киресенчэ, берторлелектэн, шаблонлыктан качу

максатларына бэйле рэвештэ татар эдэбияты да традицион реализмга борыла; талантлы калэм иялэре, идеологияне читлэтеп утеп, эдэбиятныц эстетик асылына морэж;эгать итэ, халыкныц гасырлар дэвамында тупланып килгэн эхлакый кыйммэтлэрен яклап чыга Ьэм сэнгати югары эсэрлэр иж;ат итэ.

1960 - 80 елларда партия тарафыннан турыдан-туры и^итэклэнгэн Ьэм аныц идеологиясенэ хезмэт иткэн рэсми юнэлеш хекем серэ. Ул елларда бу юнэлешне публицистика жанры алып бара Ьэм ул шактый кечэеп тэ китэ. Бу жанрга прозаиклар гына тугел, шагыйрьлэр, драматурглар Ьэм хэтта тэнкыйтьчелэр дэ актив мерэж;эгать итэлэр. Алар, Язучылар берлеге командировкасы буенча, республикадагы яца тезелешлэргэ, сэнэгать оешмаларына, районнарга чыгалар, урыннардагы хезмэт дэрте Ьэм казанышлары турында матбугат битлэрендэ, радио-телевидение аша чыгышлар ясыйлар, социалистик чынбарлыкныц рухи-эхлакый мэсьэлэлэре белэн дэ кызыксыналар.

Заман тормышын публицистик жанрда чагылдырудан эдиплэр тиз арада эдэби формаларда яктыртуга кучэлэр. Нэтиж;эдэ, чын тормышны чагылдырган, бай эчтэлекле эсэрлэр туа.

Алтмышынчы еллардан татар прозасы чынбарлыкныц яцадан-яца елкэлэренэ мерэ^эгать итэ Ьэм узенец тормыш географиясен кицэйтэ. Аерым алганда, интеллигенция тормышына игътибар кечэя. Эдэбиятка галимнэр Ьэм укытучылар, врачлар Ьэм сэнгать кешелэре, журналистлар Ьэм архитекторлар образлары килеп керэ. Аларны без А.Расихныц "Ике буйдак" (1965), "КаЬарманнар юлы" (1968) Ьэм "Сынау" (1979), Г.Эпсэлэмовнын, "Ак чэчэклэр" (1965) Ьэм "Яшел яр" (1968), А.Гыйлэжевнен, "Урамнар артында яшел болын" (1968), М.Маликованыц "Шэфкать" (1985) романнарында, Э.Касыймовныц "Бир кулыцны, дустым" (1969), Г.Мехэммэтшинныц "Йерэктэге эзлэр" (1971), М.Маликованыц "Казан каласы - таш кала" (1967),

М.Зариповныц "Узецнеке - узэктэ" (1976), С.Селэйманованыц "Гелбадран" (1979) Ьэм башка повесть л ары н да курэбез. Мондый эсэрлэрнец эЬэмияте - татар прозасындагы тематик бушлыкларны тутырудан бигрэк, узенчэлекле профессия иялэрен сурэтлэу аша заманнын, меЬим проблемаларын Ьэм конфликтларын яктыртуда. Моца ирешу очен, язучыдан барыннан да элек герой профессиясен, хезмэтен яхшы белу сорала. Гомумэн, бу эшнец язучы ечен принципиаль эстетик эЬэмияте бар. Хезмэт кешесен эштэ, хэрэкэттэ курсэтеп, язучы аныц характерын конкрет тестэ Ьэм дэлиллэп ачуга ирешэ. Бу нэрсэ ахыр чиктэ эдэбиятныц реалистик анализ кечен арттыра. Геройныц хезмэтен сурэтлэу, беренче чиратта, аныц Ьенэрен ачу дигэн суз. Бу эшнец язучы ечен эЬэмиятен Л.Леонов> болай билгелэгэн иде: "...геройныц профессиясен ейрэну табигать тарафыннан бирелгэн вакытныц теп елешен хезмэттэ уткэруче кешелэр рухыныц бетен тирэнлеклэренэ утеп керергэ ярдэм итэ. Андый белемнэрдэн ышандыргыч психологик характеристикалар туа. Кечкенэ "профессиональ" деталь кайчак характерны бетенлэй башка яктылыкта курсэтергэ сэлэтле"1. Бу уцайдан М.Маликова эсэрлэре аерым игътибарга лаек. Эдибэнец Ьэр эсэрендэ диярлек ("Казан каласы - таш кала" (1967), "Кояш купере" (1973), "Хекем" (1975), "Янартаулар яктысында" (1977), "Басып сайрар талы бар" (1987), "Шэфкать" (1985), "Фидая" (1990) геройлары - уз елкэлэрендэ казанышларга ирешкэн терле Ьенэр иялэре. Авторныц билгеле Ьенэр даирэсен, аныц усеш тенденциялэрен Ьэм конфликтларын яхшы белуе аца фэн кешелэре тормышы аша заманныц меЬим проблемаларын яктыртырга булыша. Шул ук вакытта язучыныц иж;ат йезен тулырак кузалларга мемкинлек бирэ. Гомумэн эдибэнец ике сыйфаты кузгэ ташлана. Беренчедэн, ул тормыштагы яца куренешлэрне,

1 Литература и современность, Сборник седьмой. - М., 1967. - 368с. - С. 357.

аныц> елгереп ж;итмэгэн мэсьэлэлэрен уз вакытында тотып ала Ьэм ж;эмэгатьчелек алдына куя белэ. Икенчедэн, тормышнын, уз чоры рухында алга барышын калку итеп Ьэм гражданлык пафосы белэн курсэтергэ омтыла, моньщ ечен уцай геройларнын, урнэк булырлык куркэм образларын тудыруга алына. Шул ук вакытта тискэре образларныц прозабыз ©чен эЬэмиятле булуын истэ тота. Бу образларда М.Маликова традицион тискэре типныц яцача гэудэлэнешен бирэ. Яцалык бу типны катлаулы Ьэм каршылыклы характер итеп Иэм усештэ курсэтудэ чагыла. Каршылыклы. персонажны мондый* планда тасвирлау эдэбиятта аналитик фикерлэу кечэю белэн- бэйлэнгэн* Ьэм бу тенденция 60 еллар прозасында шактый нык сизелэ. Кайбер эсэрлэрдэ бу образлар хэтта узэк геройг рэвешендэ курсэтелэ башлый. Э.Еникинец "Рэшэ" (1963), А.Гыйлэж;евнец "9ч аршын ж;ир" (1963), Б.Камаловныц "Куршелэр" (1970) повестьлары шундыйлардан.

1980 еллар уртасында илдэ башланып киткэн демократик узгэрешлэр, хэбэрдарлык, социалистик системаныц нигезен какшата, аныц бетен каршылыклары ачыла. Элеге ж;эмгыятьнец* тоткасы булган коммунистлар партиясенец хакимлеге бетерелу икенче терле икътисади юнэлешкэ - базар менэсэбэтлэренэ юл ача. Нэтиж;эдэ, СССР таркала; Россиянен; терле тебэклэрендэ милли мэсьэлэлэр кен тэртибенэ куела; 1990 елда Татарстан суверенитет турында Декларация кабул итэ; татар теле дэулэт теллэренец берсе дип игълан ителэ; иж;тимагый фикердэге кискен узгэрешлэр милли узац усешенэ китерэ; ж;эмгыятьтэ Октябрь инкыйлабына (1917) карашлар узгэрэ.

Ж^итмешенче-сиксэненче еллардан башлап ижтимагый фикердэ кайбер узгэрешлэрнец пэйда булуына язучылар сизгерлек курсэтэлэр: Тарихка менэсэбэт узгэру нэтиж;эсендэ, язучылар документлар белэн дэлиллэнгэн тарихи эсэрлэр язарга керешэлэр. Язучы хыялы белэн тудырылган эсэрлэрдэ дэ уткэндэге хэллэрне гомумилэштергэндэ

тормышчанлыкка тугрылык саклана. Ж^эмгыятьтэге, кеше куцелендэге узгэрешлэр эдэби хэрэкэткэ дэ йогынты ясый: тоталитар системанын, кешелексез якларын фаш иткэн купсанлы эсэрлэр языла (М.Хэсэнов "Язгы аж;аган" (1987), Р.Мехэммэдиев "Сират купере" (1992), Н.Фэттах "Кичу" (1991), А.Гыйлэжев "Йэгез, бер дога" (1997), Г.Тавлин "Афэт" (1991) Ьэм башкалар); эдэбият тарихындагы "ак таплар" бетерелэ башлый: киц катлау укучылар Г.ИбраЬимовныц "Адэмнэр", Ф.Эмирханныц "Шэфигулла агай", Г.Рэхимнец "Идел", Г.Толымбай эсэрлэре белэн таныша; Г.Исхакыйныц исеме, бай^ мирасы кире кайтарыла; татар халкынын, ерактагы Иэм якындагы тарихына игътибар арта, тарихи дереслеккэ нигезлэнгэн эсэрлэр донья курэ (Р.Батулла "Соембикэ"(1992), М.Хэбибуллин "Сеембикэ ханбикэ Ьэм Иван Грозный" (1994), Э.Рэшитов "Колшэриф" (1995), "Мохэммэдьяр" (1995), "Соембикэ" (1996), М.Маликова "Йерэк ничек тузсен?" (1989) Ьэм башкалар); татар халкынын; уткэн тарихын, иж;тимагый-рухи тормышын ацларга омтылу кечэя (Н.Фэттах "Сызгыра торган уклар"(1985), М.Хэбибуллин "Кубрат хан" (1985) Ьэм башкалар); миллэт язмышы, анын; бугенгесе Ьэм килэчэге очен борчылуга бэйлэнешле рэвештэ тел, гореф-гадэт, традиция мэсьэлэлэре эдэби чараларда гэудэлэндерелэ (М.МэЬдиев "Бэхиллэшу"(1990) М.Галиев "Нигез" (1996) Ьэм башкалар); татар халкыныц каршылыклы тарихында 5 тирэн эз калдырган шэхеслэрнец эдэби образларына морэщэгать ителэ

(Ж;.Рэхимов "Батырша" (1994), Ю.Сафиуллин "Идегэй" (1994) Ьэм башкалар); эдэбиятныц социалистик реализм иж;ат методыннан баш тартуы; традицион реализмныц алгы планга чыгуы; шул ук вакытта романтик сурэтлэргэ, натурализм элементларына актив морэж;эгать иту; хэзерге вакытта модернистик сурэт-алымнарга игътибар арту кузэтелэ; > бу исэ бугенге яшэешне гадэттэн тыш, еш кына кетелмэгэн хэллэргэ

бэйле Ьэм ер-яца форма-чаралар аша сурэтлэудэ чагыла

(Н.Гыйматдинова "Ак торна каргышы" (1997), М.Маликова "Эермэ" (2001) Ьэм башкалар).

Белгечлэрнец совет чоры эдэбиятына карата фикерлэре каршылыклы. Хэзер аны кайберэулэр кире кагылган идеология ж;имеше, норматив эдэбият, шартлылык хасияте нык я^уелган Ьэм бугенге кендэ кыйммэтен югалткан эдэбият дип саныйлар. Шулай да социологизмны эстетик категория буларак тэмам кире кагу юлына басу дорес булмас. Г.ИбраЬимов, К.Нэжми, М.Галэу, Г.Бэширов,. Ф.Хесни, И.Гази, М.Эмир Ьэм башкалар калэме белэн тудырылган эсэрлэр моныц ачык мисалы. Бу традициялэрне Н.Фэттах, Э.Баянов, М.МэЬдиев, Г.Ахунов, А.Гыйлэж;евлэр, заман талэбенэ туры китереп, алга таба дэвам иттерэлэр. Суз сэнгате фэне И.Гази, Ф.Хесни, Э.Еники, М.МэЬдиев, Н.Фэттах, А.Гыйлэж;ев Ьэм башкаларныц эсэрлэрендэге объективлыкныц шактый кочле булуын искэртэ. Э.Еники, Н.Фэттах, А.Гыйлэж;ев, Г.Бэширов, М.Маликова и>^ат иткэн эсэрлэрнец социалистик реализм кысаларына гына сыймавы моны ачык курсэтэ.

Гомумэн, М.Маликова иж;аты эдэбият тарихыныц узенчэлекле чорларына туры килэ. Элеге дэверлэрдэ иж;ат ителгэн эсэрлэр чорларныц эдэби мирасын гына тугел, милли фикер усешен, сэясэтнец торышын, жэмгытьнен; ничек яшэвен тасвирлый.

Дурт дистэ ел дэвамында эдибэнен; иж;аты киц катлам укучыга вакыт, заман талэбе белэн тэкъдим ителэ. Аныц эсэрлэрен уку рухи кыйммэтлэребезне, уткэнебезне Ьэм бугенгебезне кабул итугэ, тормыш тэяфибэбездэ булган уцай Ьэм тискэре якларны анализларга, шул хаталардан гыйбрэт алырга ярдэм итэ.

М.Маликова иж;атыныц сэнгатьчэ узенчэлеклэре эЬэмиятле Ьэм фэнни яктан ойрэнелерлек олкэ булып тора. Хронологик яктан карала торган чор да тарихи, сэяси, мэдэни, эдэби яктан катлаулы. Без моны алдарак искэртеп уттек. Ул яшэгэн дэвер узенчэлеклэрен истэ тотып,

язучы булу эволюциясен, кутэргэн проблемаларын, сэнгатьчэ узенчэлеклэрен ейрэнеп, аца тиешле объектив бэя биру хезмэтнец актуальлеген тээмин итэ.

Теманыц Ьэм проблемаларныц ейрэнелу дэрэя<эсе. Бугенге кендэ М.Маликова шэхесе турында замандашларыныц куп санлы мэкалэлэре Ьэм язучы иж;атына багышланган фэнни эчтэлектэге берничэ мэкалэ бар. Эмма анын, характер тудыру алымнары, сурэтлэу чаралары, тел-стиль индивидуальлеге, хатын-кыз язучы буларак узенчэлеклэре бетенлэй ейрэнелмэгэн диярлек.

Аныц иж;атыныц башлангыч чорын ейрэнугэ беренчелэрдэн булып эдэбият белгечлэре Ф.Галимуллин, Ф.Мицнуллин зур елеш кертэлэр. М.Маликованыц куп кенэ эсэрлэренэ алар тарафыннан ж;ентекле анализ ясала. Эйтик, Ф.Галимуллинныц "Такыялар балкышы" 1 дип аталган мэкалэсендэ М.Маликова эсэрлэренец сэнгатьчэ узенчэлеге шактый тулы яктыртылган. Галим авторныц суз ярдэмендэ кеше портретын, тирэ-як куренешлэрен, вакыйганыц асылын нечкэлек Ьэм зэвыкъ белэн тудыра алуын эйтеп утэ. Автор, шулай ук, язучыныц образлы телен дэ игътибарсыз калдырмый. Ф.Галимуллинныц элеге хезмэте М.Маликованыц купкырлы башлангыч чор иж;атын бербетен итеп кузалларга ярдэм итуе белэн эЬэмиятле. Бу, алда эйтелгэнчэ, элеге язучыныц ищатына багышланган мондый характердагы беренче хезмэтлэрдэн була.

Ф.Мицнуллинныц "Усеш баскычлары" мэкалэсендэ шулай ук М.Маликованыц башлангыч чор иж;аты анализлана. Эдибэ иждтыныц кайбер йомшак яклары: местэкыйльлек щитенкерэмэве, авторныц кемнэргэдер ияреп, кемнэрдэндер ейрэнеп язуы, темаларныц бик ук ачык булмавы курсэтелэ. тэнкыйтьче яшь язучы калэменец отышлы

1 Галимуллин, Ф. Такыялар балкышы: М. Маликовага 50 яшь / Ф.Галимуллин // Казан утлары. - 1985. - №9. - Б. 162-166.

якларын да: "хикэялэр шактый ж;ыйнак Ьэм бетеннэр, автор кузэтэ белэ, тормышчан детальлэр тота ала, Ьэр хикэясендэ истз калырлык образлар, матур эпизодлар очрый"1 дип билгели.

Хантимерова Г. "Теслэр балкышы" исемле мэкалэсендэ шулай ук М.Маликованыц беренче эсэрлэренэ бэя бирэ. Автор эдибэне кызыклы сюжетлар коручы, меЬим эхлак проблемаларын кутэруче икэнлеген, килэчэктэ вметле язучы булачагын билгели.

о

Г.Ахунов кебек аксакал язучыбыз да М.Маликованыц иж;атына узенен, тиешле менэсэбэтен белдерэ. Юбилей уцаеннан чыккан "Сарман кызы Мэдинэ" исемле мэкалэдэ М.Маликова иж;атын аныц шэхси биографиясе, я^эмэгать эшчэнлеге белэн бэйлэнештэ кузэтугэ омтыла.

Яшь галим Р.Галиуллин "Татар эдэбиятында детектив жанрыныц эволюциясе" темасына язган кандидатлык диссертациясенец 4 бер булекчэсендэ, классик детективныц бер урнэге сыйфатында М.Маликованыц "Эермэ" романын анализлый Ьэм аны югары бэяли.

Вакытлы матбугатта эдэби тэнкыйтьчелэр Ьэм гади укучылар тарафыннан язылган рецензиялэр5 бихисап.

1 Мицнуллин, Ф. Усеш баскычлары / Ф.Мицнуллин // Ф.Мицнуллин. Якты юллар. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан, Татарстан китап нэшр., 1975. — Б.65-74.

2 Хантимерова, Г. Теслэр балкышы / Г.Хантимерова // Казан утлары. — 1981. — № 8. -Б.133-138.

3 Ахунов, Г. Сарман кызы Мэдинэ: Язучы Мэдинэ Маликова турында / Г.Ахунов // ШэЬри Казан. — 1995. — 12 август.

4 Галиуллин, Р. Эволюция детектива в татарской литературе. / Р.Галиуллин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Казань - 2007. - 24с.

5 Эхмэтжанов, М. Алтын ятьмэдэ жан бэргэлэнэ («Алтын ятьмэ» китабына рецензия) / М.Эхмэтжднов // Мэдэни жомга. - 2002. - 5 июль.; Эхмэтжанов, М. Басып сайрар талы бар / М.Эхмэтжанов // Мэйдан. - 2004. - № 7. - Б. 180-184.; Эхмэдуллин, А. «Ожмах балалары»ныц бэхетсез тормышы / А.Эхмэдуллин // Татарстан яшьлэре. — 1990. — 2 июнь.; Вэлиев, М. Кешелэргэ якынаю («Янар таулар яктысында» китабына рецензия) / М.Вэлиев // Социалистик Татарстан. — 1980. — 29 август.; Газизова, У.И. Уйчан тыйнаклык («Юлдашлар» китабына рецензия) / У.И.Газизова // Казан утлары. — 1968. - № 9. - Б. 29-31.; Галимуллин, Ф. Кайда сез, Кадембикэлэр? («Басып сайрар талы бар» китабына рецензия) / Ф.Галимуллин // Социалистик Та