автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Художественный металл в архитектуре Киева середины XVII - начала ХХ веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественный металл в архитектуре Киева середины XVII - начала ХХ веков"
министерство висшкго И среднего специального образования рсфср
ордена трудового красного знамени МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ худояестВЕНно-проыышленнОЕ учшп® (Б.СТРОГАНОСКОЕ)
На правах рукописи УДК 7^5,5:739,8
могилквикий ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ
художественный МЕТАЛЛ В архитектуре ШВА середины Ш1 - начала П ВЕКОВ
17.00.05 - декоративное и прикладное искусство
авторефкрат
диссертации на соискание ученой степеня кандидата искусствоведения
Москва- 1990г.
Работа выполнена в Киевском государственном художественном институте на кафедре теории, истории архитектуры и синтеза искусств.
Научный руководитель доктор архитектуры
¡З.С.Асеев
Официальные оппоненты доктор искусствоведения
Лащу к
кандидат архитектуры В.А.Никитин
Ведущая организация Музей истории города Киева
Защита диссертации состоится " /Зг X/_19^£рода
в }р11 часов на заседании специализированного совета МВХПУ /б.Строгановское/ по адресу: 125080, г.Москва, Волоколамское шоссе, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ /б.Строгановское/.
Просим принять участие в защите и направить на отзыв автореферат диссертации в двух экземплярах по указанному адресу.
Автореферат разослан ода
Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения
Рост и реконструкция исторических городов обострили проблем сохранности наследия прошлого, совместимости нового со старым, что крайне важно для достижения гармонии художественного облика в целом. Проблема обрела* масштабы международные. Это подтверждается Мевдуыародной хартией по охране исторических городов, с^инятоЗ на ХУШ Генеральной Ассамблее ИКШ0С"а, в октябре 1987 года, где в качестве ценностей, подлежащих охране, определены "исторический характер города и совокупность его материальных я художественных элементов, форма и облик построек /¡внутренний и внесяеЗ вид/, такие, как они определены своей структурой, объемом, стилем,масштабом, материалами', цветом и декоративными элементами".*
В числе первостепенных задач, стоящих перед архитекторами, Художниками, специалистами по историко-зоммурнозэ наследим исторических городов и Киева в их числе - умелое использование и сохранение традиций прошлого в облике застройки исторического ядра города, сохранность и применение лудохестгешей гсоаки, чугунного и бронзового литья как важного средства худеаеетввгяоЯ выразительности архитектуры. В отечественной творческс! практике немало примеров умелого использования художествен*его металла в убранстве городских фасадов, что способствует обогащении их пластики, акцентирует стилевые особенности постройки, помогает успеано решать задачи архитектурного ансамбля.
Отдельные попытки исследования художественного металла в застройке Киева, предпринятые украинскими искусствоведами и архитекторами в разные годы, не утратили научной и познавательной ценности, хотя преимущественно они посвящены отдельным памятникам
I. Международная хартия пи охране исторических городов. ИКШОС. Октябрь 1987 г. с.2.
или небольшим их типологическим группам. Попыткой более глубокого и широкого по охвату изучения художественного металла в архитектуре Киева является работа А.И.Маринченко, в которой автором рассматривается художественное литье и ковка в застройке Киева 1840-1940-х гг., определяется их значимость как средства художественное выразительности отдельных построек и архитектурных ансамблей.®
Сведения о киевское скульптуре из металла ХУШ в., творчестве отдельных мастеров, особенностях цехового производства приводятся в работах Н.П.Жолтовского^, М.З.Петренко5., ф.С.Уманцева6. Однако специального труда, обобщающего сведения о стилевых, художественных, конструктивных особенностях художественного металла в архитектуре Киева, его места в культурном наследии прошлого, еще не создано. Необходимость разработки темы подтверждается творческой практикой киевских художников и архитекторов 1970-1980 гг., в активе которых имеется примеры удачного применения традиционных
2. Гуцало 0. Надбанн! хрести ущшнських дерков ХУП-ХУШ ст. -в кн.3б!рник секцН ыистецтв. - Бипуск I. - Ки!в. Держание видавництво Укра!ни, 1921, с.31-38., фемич С.П. Наглавные кресты киевских церквей ХУ11-1У1II в. - в сб. Археологическая летопись Шной России 1904, с.31-36., Щербаш вський Д. Рел1к-вН ки1вського сам о вряду вання в кн. Ки!в та його околши в 1сторН I пам"ятках. - Ки1в, Деркавне видавництво Укра!ни, 1926, с.217-264., Пархоменко I. Визначний тв1р металопластики. -"Образотворчв мистецтво" 1980, Л 4, с.ЗО и др.
3. Ыар1нченко 0.1. Нетал в арх!тектур! Киева. -Ки1в-Льв1в, Держ-твхвадав Укра1ни, 1948. - 82 с.
4. Лолтозський И.П. Художне лиття на Укра1н1 в Х1У-ХУ111 ст.-Кн!в.; "Наукова думка", 1973. - 132 с.
5. Петренко 11.3. Укра1нське золотарство ХУ1-ХУШ ст.- Ки!в.; "Наукова думка", 1970. - 226 с.
6. Уманцев Ф.С. ТроГцька надбрамна церква Киево-Печерсько! лаври.-Ки1в.; "Мистецтво", 1970. - 217 с.
мнения традиционных типологических разновидностей и форм художественного металла, совместимых с современной архитектурой'.
Целью исследования является восполнение пробела, существу«>-щего в украинском искусствоведении, в области изучения худозе-ственной ковки, литья, как средства художественной выразительности облика архитектуры исторического города на примере застг^йкп Киева.
Основными задачами, которые решаются в диссертации, являются:
- определение стилевых, семантических, композиционных признаков произведений художественной ковка и литья в киевской архитектуре, их роли как средства художественной выразительности сооружений;
- атрибуция ключевых памятников, определение и уточнение времени создания малоизвестных произведений круга архитекторов, художников, мастеров, предприятий /заводов, фабрик, частных фирм, мастерских/, работавших в рассматриваемой области творчества в Киеве на протяжении ХУП - начала XX веков;
- систематизация и обобщение фактологического материала, необходимого специалистам, занимающимся проектно-творческой, реставрационной деятельностью, охраной и музеефикацией памятников истории, искусства, материальной культуры Киева.
Предметом исследования являются композиционные чер и характер применения художественного металла в архитектуре К.^ва середины ХУ1I - начала XX веков.
Объектом исследования служат произведения художественной ковки, литья, рельефы и круглая скульптура из металла на фасадах киевских сооружений, музейных коллекциях, на территории истори-ко-архитектурных комплексов, а также их типологизация в работах по истории украинского искусства.
В диссертации не рассматривается художественные металл в интерьерах культовых, общественных, хилых построек, а также городских некрополей, где уцелело немало высокохудожественных произведений кузнечного искусства и литья. В силу специфики, композиционных особенностей и малой изученности они представляют те-цу отдельного исследования.
Основой для написания работы явилась комплексная методика. Исторический и социально-экономический фон общей картины эволюции художественного металла в архитектуре Киева середины ХУ1I -начала XX вв. базируется на работах и исследованиях, посвященных истории, архитектуре, декоративному, изобразительному искусству России, Украины, Киева, а также архивных материалах и документах.
Фактологической основой исследования служат материалы, полученные в результате натурных обследований застройки города, изучения музейных собраний Киева и Львова, архивных, литературных и иконографических источников. Анализ и оценка стилевых и композиционных особенностей исследуемых памятников проводился с учетом ознакомления с аналогами в застройках городов Таллина, Москвы, Ленинграда, Риги, Одессы, Львова.
Произведения художественного металла в киевской архитектуре рассматриваются во временных границах конкретного стилевого периода и направления, преобладавшего в архитектуре, декоративном и изобразительном искусстве на определенном этапе их исторического развития.
Научная новизна заключается в тем, что впервые в украинском искусствоведении предпринята попытка изучения художественного металла Киева как средства художественной выразительности архитектуры за период со средины ХУП - начала XX веков. Предложена новая классификация произведений и установлены мена
создателей ряда из них, благодаря чему вперше удалось составить указатель-имен, включающий фамилии 43-х архитекторов, художников, гражданских инженеров, 32-х мастеров - кузнецов и литейщиков, работавших над созданием произведений художественного металла в металлопластвки для киевских построек. Впервые составлены перечень предприятий - изготовителей /23 наименований/ и список свыше трехсот памятников художественного металла и металло-пластики в архитектуре Киева Uli - начала XX века, представляющих научный интерес и художественнуп ценность, известных по документальным, иконографическим источникам и сохранившихся в застройке города. Исследована иконография наиболее важных из них. В научный обиход включены сведения, помогавшие с большей полнотой воссоздать особенности развития художественного металла в архитектуре Украина и Киева.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВВДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Текстовой и иллюстративный материал диссертации внедрен в курсовое и дипломное проектирование студентов архитектурного факультета Киевского государственного художественного института /справка й 718 от 3.07.1985 г./, в работе института " Укрпроект-рестаЕрация" при разработке проектной документации по реставрации беседок в сквере у Андреевской церкви, на откосах Владимирской горки /справка № 1223 от 14.08.1985 г./.
Материалы диссертации использованы при составлении тематико-экспозиционног'о плана общественного музея художественного металла, создаваемого в Киеве, и в работе реставрационного участка РС7 "Фасадремстрой" при воссозданий балконных решеток, ворот и оград /справка Ii 2717 от 13.01.1986 г./.
Иллюстративный материал диссертации использован в проектах благоустройства Киево-Печерской лавры и застройки урочищ Гончары и Кожемяки специалистами института "Киевпроект" /справка а 06-2940 УОП-1 от 08.08.1986 г./.
На защиту выносятся следующие положения диссертации: Художественный металл в архитектуре как важный раздел украинского декоративного искусства с ярко выраженными композиционными, типологическими признаками и спецификой техник исполнения.
Роль и значение художественного металла в исторически сложившейся городской среде.
Атрибуция произведений киевского художественного металла X7III века, рассматриваемых в диссертации, определение авторства и времени создания произведений художественной ковки и литья второй половины XIX - начала XX веков, вводимых в научный обиход.
Регламентация производства художественного металла для киевской архитектуры в стилевые периоды, рассмотренные в работе.
апробация материалов диссертации
Результаты и выводы исследования апробированы в докладе на городской научной конференции, посвященной 200-летию Первого генерального плана разватия Киева 1787 года и 150-летио реконструкции средневековой части города по плану 1837 года, проводившейся музеем истории города Киева в мае 1987 г., в публичной лекции "ХудскестссЕшй металл в архитектуре Киева" в республиканском доке худогника /г.Киев/ в феврале 1989 года, а также публикациях в республиканской печати.
Хронологические граница исследования определены серединой ХУП - началом XX веков /до 1917 года/.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав /Глава I. "еталл в архитектуре Киева середины ХУП - ХУШ вв., Глава П. Металл в архитектуре Киева конца ХУШ - первой половины'XIX вв. Глава Ш. Металл в архитектуре Киева второй половины - конца
XIX в., Глава 1У. Металл в архитектуре Киева конца XIX - начала
XX вв. /до 1917 г./, заключения, текстовых и иллюстративных приложений, которые составлены на основе изучения архивных, литературных, иконографических источников, результатов натурных обследований и включают список использованной литературы, указатель имен создателей произведений художественной ковки и литья для фасадов киевских построек, перечень предприятий - изготовителей, список произведений, представляющих научную и художественную ценность, известных по документальным, иконографическим источникам, а также сохранинпихся в исторически сложившейся застройке города.
ГЛАВА I. МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕВА СЕРЕДИНЫ ХУП - ХУШ ВЕКОВ.
ХУП - ХУШ века на Украине характеризуются ростом городов, появлением новых типов построек светского характера /учебных заведений, полковых канцелярий/, а в городах, пользовавшихся привилегиями Магдебургского права, зданий ратуш и магистратов, возводимых на-главных площадях.
Развитию я обогащению архитектуры, декоративного и изобразительного искусства способствовали непосредственные контакты киевских мастеров с видными представителями русской художественной льтуры Д.В.Аксамитовым! О.Д.Сгарцевым, П.И.Нееловым,А.В.Квасовым, В.В.Растрелли, И.Ф.Мичуриным, И.Г.Шеделем во время их
пребывания в городе, связанного с сооружением ряда культовых в светских.эдайий.
В экономической укладе города преобладает цеховое производство. Ведущее место занимали кузнечных и зологарский цеха. Качественный уровень изделий во многом обуславливались жесткими требованиями, предъявляемыми к исполнителям н работе, зафиксирован-г
шм "Уставом ремесленный цехов" и предусматривали ощутимые интервальные и моральные санради к нерадивым работникам.
Композиционные и стилевые особенности барочной архитектуры Киева обусловила использование ограниченного числа типологических разновидностей, кованого металла в фортификационных, культовых и гражданских постройках города в качестве знаков визуальной информации, геральдических эмблем, указателей ветра, архитектурных деталей фасада. Наиболее употребляемые архитектурные завершения флюгера, спицы, репиды, наглавные кресты и скульптура из металла. Лучшие произведения художественного металла и металлопластики Киава ХУП - Ulli веков выполнены с учетом особенностей форм барочной архитектуры, их масштабов, пропорциональных особенностей.
В композициях и формах художественного металла Киева данного периода влияния барочного искусства Западной Европы и России сочетаются с особенностями, характерными для искусства Ущ>аины и Киева. В архитектурных завершениях это находит выражение в формах репид, создатели которых исходили из форм церковных опахал, известным по мозаикам Софийского собора и Михайловского златоверхого монастыря, сюжетным мотивам флюгеров /русалка, крылатый воин/, отходом от традиционных схем в сторону большей декоративности, усложнении силуэтов крестов, использовании позолоты.
Для композиций архитектурных завершений характерны зеркальная симметрия, простой линейный метроритм, уменьшение пропорциональных
членений по мере увеличения высоты.
В декоре завершений ХУП века преобладают геометрические формы / с,У, 6,£Е - образные спирали, мотивы "елочка", "бегу-нец", звездочка/. Начиная со средины ХУ1II века чаще используются растительные1 мотивы /преимущественно цветы с пятью лепестками, ветви с побегами, бутон, виноград, листья/, которые удачно сочетаются с геометрическим орнаментом, а в ряде случаев доле вытесняют его полностью.
Металлические рельефы и круглая скульптура отличаются асси-метрией композиции, плоскостностью и детализацией скульптурной формы.
В круглой скульптуре и рельефах доминируют изображения, связанные с городской эмблематикой или образами святых, особо чтимых в Киеве /архангел Михаил, апостол Андрей, самострел -
"куша"/.
На формирование стилистических и семнатических особенностей художественного металла в архитектуре Киева ХУП - ХУП1 веков существенное влияние оказывает альтовое ювелирное искусство /изделия из золота, серебра, золотое шитье/, живопись /парсуна и иконопись/, книжная и станковая графика /гравюра на дереве и металле/, что находит выражение во фронтальной трактовке фи17Р, их в - образном изгибе, традиционности композициойЬых схем /большой овал или круг, в который вписываются идентичные формы меньших размеров/, плоскостности объемов полихромии, тщательности проработки растительной орнаментики, почти полностью заполняющей поверхность рельефов, а также в отдельных технических приемах, характерных для мастеров золотарского и серебряных цехов.
Богатство и разнообразие художественных и технических приемов в произведениях киевских мастеров обусловлено знакомством с
западноевропейским и русским искусством через отдельные произведения, попадавшие в Киев, а также благодаря непосредственным контактам с художниками и мастерами - выходцами из Польши, Германии, России, приезавшими в Киев для временной работы.
Среди исполнительских техник преобладающей остается ковка. Кованные элементы убранстьа фасадов и скульптуру из металла использовали в своих постройках И.Г.Григорович-Барский и И.Г.Шедель. Произведений художественного литья из чугуна на фасадах киевских построек почти не сохранилось. Они датируются серединой ХУШ в. к связаны с именами В.В.Растрелли, И.Ф.Мичурина, их коллег и помощников по "Архитектурной команде", возводивших Андреевскую церковь /архитектурные детали, картуши, орнаменты на фасадах/ и цар-сккА дворец /ограда участка перед дворцом по проекту В.В. Растрелли не сохранилась/.
Однако, фрагменты бронзового литья, кон. - ХУ1 - нач.ХУН в., обнаруженные В.А.Харламовым при раскопках монастырского сада на верхней территории Киево-Печерской лавры в 1988 году, а также иконографические источник позволяет .^едполагать, что художественное литье на фасадах киевских сооружений появилось уже в конце ХУ1 -середине ХУП вв., то есть за столетие до появления в Киеве "Архи-
7
тектурной команды" В.В.Растрелли и И.Ф.Мичурина.
МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕВА КОНЦА ХУШ - СЕРЕДИНЫ XIX вв.
В конце ХУШ - первой половине XIX в. в Киеве активизируется строительная, деятельность. Централизация и расширение государственного аппарата, развитие торговли, промышленности, потребность в торговых, промышленных постройках, жилье, учебных кррпусах обусловили появление большого объема проектного материала в распространение типового строительства. Реализации этих задач способствовал .
7. Харламов В.О., Мэгильовський В.^.Лаврськ1 знах1дкк.К1лька rtno тез кро походження фрагмент!а бронзового лиття.-"Образотворче мкстецгЕО", 1989, И 5.
классицизм. По сравнению со столичными центрами на Украину и в Киев он приходит с некоторым запозданием. Типовое строительство унифицировало архитектурные детали, используя которые архитекторы могли создавать бесконечное число вариаций композиций, не нарушая при этом стилевых особенностей архитектуры. Удельный вес художественного металла к композициях фасадов заметно возрастает. Отдельные его типологические разновидности, характерные для барочной архитектуры Киева /флюгера, круглая скульптура из металла/ не попользуются. Строже по силуэтам становятся нагланные кресты, завершающие культовые сооружения.
ч
На фасадах киевских домов появляются балконы, навесы, светильники. Приусадебные участки ограждаются металлическими решетками, что также является новым по сравнению с предшествующим периодом.
Потребность большого числа архитектурных деталей, обусловленная расширением строительной деятельности, способствовала активному применению чугунного литья. Распространению художественного литья способствовала и плодотворная творческая деятельность видных киевских зодчих-классицистов, воспитанников Санкт-Петербургской Академии художеств отца и сына В.И. и А.В.Беретти, Д.Н.Мелек-ского, Ф.И.Меховича, П.И.Спарро и др.
Характерными особенностями композиций классицистически рз-
V
шемк балконов и ограждений становятся использование вертикальной зеркальной симметрии, простого метрического повтора, акцентирующего статичность композиции, трехчесгное горизонтальное членение, где верхний фриз обычно равен по высоте нижнему, либо несколько превышает его разшраыи.
В классицистическом литье попользуется Ограниченный круг мотивов геометрической, растительной и зооморфной орнаментики.
Преицущественнр это соединенные между собой круги, стебли, побега ■ листья .аканта, венки из дубовых листьев, пальметты, львиные головы и лапы.
В композициях решеток конца 1840-1850-х гг. заметно влияние стиловых форм готики, что выражается в использовании вертикальных членений, стрельчатых арок, трех- и четырехлистников, заключенных в круг, графической изящности рисунка и линейности кавдой формы.
ЧУ1Унное латье в классицистических постройках Киева испытывает определенное воздействие петербургских образцов, особенно в выявлена* декоративных особенностей архитектурных деталей фасада. из чугуна, пришедшим на смену каменным и органично включенным в его композиции.
В отличие от отоличных центров,, где с распространением чуянного литья кованный металл, практически, исчезает из фасадов, в классицистической архитектуре Киева литье находит применение, в основном в государственных, общественных сооружениях и особня-тех аристократии, расположенных в центральной части города. В этом заключается одна из причин сохранения традиций кузнечного исадсства в Киеве и его расцвета в последующие десятилетия, что подтве решается целым рядом высокохудожественных произведений художественной ковки, сохранившихся на фасадах киевских построек второй половины XIX - начала XX веков.
ПАВА. Ш. ЫЯТШ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕВА ВТОРОЙ ПОЮШНЫ -КОНЦА XIX В.
Вторая половина - конец XIX века - время наивысшего расцвета художественного металла в киевской архитектуре.
В последней четверти XIX века город застраивается особенно интенсивно. Строительство доходных дшов, промышленных зданий,
деловых контор, магазинов, гостиниц, корпусов учебных заведений, театров, больниц, особняков, работы по благоустройству поставили перед архитекторами и художниками задачу поиска соответствующих средств художественной выразительности, которые отвечали бы образу н функциональным особенностям возводимых сооружений.
Зодчие находят выход в обращении к форшм исторических архитектурных стилей прошлого. В застройке Киева этого периода встречаются сооружения в формах романской, готической архитектуры,позднего классицизма и русокого зодчества допетровского времени, итальянского и французского ранаоаяса, барокко, преобладающими среди которых становятся формы поаднего классицизма и французского искусства ХУП в. /застройка Старокиевского плато/и так называемого "кирпичного" стиля /северо-западная часть центра Киева, Подол/. Натаял? отводится в постройках роль декора и композиционного акцента фасада.
В композициях большинства решеток сохраняется характерная для предшествующего периода трехчастность членения. Отличие заключается в отатичности, меньшей прозрачности и тяжеловесности форм нижних ярусов, в то время как верхние - динамичны, легки и прозрачны. Активно цргаеняется зеркальная /вертикальная И горизонтальная/ сгаметрня. Встречаются примеры использования элементов симметрии центрической.
В ритмических построениях продолжает преобладать линейный ритм. В отличие от классицистического металла, всецело подчиненного стилевым формам архитектуры, в сооружениях второй половины -конца XIX века использование металлических элементов и форм нередко строится на принципе контраста с декоративным убранством фасада, превращая их в основное звено общего декора.
В декоре геометрические форлы соседствуют с растительными.
Преобладают мотивы колец, спирали, арабесок, цветов с 6-ю и 8-ю лепестками, бутонов, листьев и побегов аканта, ветвей и кистей винограда, усложненных завитками элипсовидных медальонов с монограммами. Реже встречаются мотивы "плетенки", "лроросшего" креста /преимущественно в культовых зданиях или сооружениях, включенных в храмово-монастырские ансамбли/.
В 186СМ880 гг. литье остается преобладающей техникой, , но при этом наблвдается тенденция увеличения объема кованого металла в фасадах киевских построек. Художественное литье и ковка рассматриваемых десятилетий испытывают заметное воздействие украинского народного искусства /обработка металла, ткачество, вышивка/, из которых заимствуются отдельные принципы композиции,формы
декора, технические приемы обработки кованого металла. Новым, по сравнению с предыдущим периодом, является использование металла при создании малых архитектурных форм в садово-парковом строительстве /беседки на Андреевском спуске, откосах Владимирской горки,, фонтаны в киевских садах и скверах/.
Потребности городского строительства в художественном металле обеспечивает местная металлообрабатывающая промышленность и мастера-ремесленники. Высоким качеством отличалось чугунное литье, производимое на заводе Термена. Заказы на художественное .литье и ковку выполнялись и в других городах, в том числе и за границей, например в Берлине.
ГЛАВА 1У. МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХвв.
В конце 1890-х годов - начале XX века Киев застраивается особенно интенсивно. Происходят качественные изменения в архитектуре, переоценка ценностей и пересмотр критериев, выработанных ранее.' Поиски ведутся в русле двух основных направлений - историзма, продолжающего традиции второй половины - конца XIX века и нового стиля "модерн".
Увеличение производства металла приводит к его удешевлению и дает толчок более широки® применению художественной ковки и чугунновд литыэ.
Художественный металл в архитектуре Киева начала XX века суммирует достижения и творческие находки предшествующих периодов /главным образом второй половины - конца XIX века/, в полной мере отражает творческие искания модерна, связанные с решением задач синтеза искусств и архитектуры.
Дань прошлому выражается в применении традиционных типологических разновидностей архитектурного художественного металла, исторической ретроспективе форм, с учетом особенностей искусства и эстетики модерна, устоявшейся трехчастности композиций, пропорционального и ритмического строя, увлечении характерными фордами растительной и геометрической ирнаментики.
Качественно новым явлением по сравнению с предшествующими периодами следует считать стремление архитекторов и художников к максимальному выявлению декоративных качеств металла и металлических конструкций с целью использования их как средства худояестзен-но-образной выразительности архитектурных сооружений д ¡.алых архитектурных форм из металла.
Композиции металлических решеток и оград в постройках Киева начала XX века характеризуются динамичностью, асоиметрией, использованием непростого метрического повтора ярко выраженной плоскостностью и графичностыо форм.
В техническом отношении господствующее мзсто занимает художественная ков?:а.
Стилевые и композиционные особенности зудогественного металла в киевских постройках модерна сформировались под влиянием творчества представителей отечественного и западноевропейского изобразительного и декоративного искусства рубежа веков, нового
понимания материала.
Богатству и разнообразию художественного металла Киева начала IX века способствовало творчество киевских архитекторов П.Ф.Алешина, М.Г.Артшова, М.П.Бобрусова, А.М.Вербицкого, В.В.Городецкого, И.А.Зецкера, А.В.Кобелева /историзм/, Э.П.Брадтмана, Г.Ю.Гая, И.КЛедоховского, Г.П.П1лей$ера, В.А.Шретера /модерн/, а также мастеров-кузнецов, среди которых следует особо выделить И.Дзюбу и мастера Недашковского.
ВЫВОДЫ
Художественный металл в архитектуре Киева середины ХУН -начала XX веков является важным разделом декоративного искусства истерической и художественной значимости в системе культурных ценностей украинского народа.
Композиционные, семантические особенности художественной ковки, чугунного и бронзового литья, скульптуры из металла, малых архитектурных форм в садово-парковом строительстве обусловлены социально-экономическим укладом, эстетическими запросами и композиционно-образным мышлением архитекторов, художников, мастеров барокко, классицизма, эклектизма и модерна.
В художественном металле в архитектуре Киева середины ХУ1I -ХУШ з. преобладает изобразительное начало, поэтому в фасадах барочных построек ему отводится роль изобразительного акцента. В классицистических сооружениях металлические элементы, выполняя функции архитектурных деталей, обогащают пластику сдержанных по декоративному убранству фасадов, выступая в роли средства художественной выразительности равноценного по значимости архитектурной форме, в органическом единстве с которой образуют цельный архитектурно-художественный ансамбль, формирующий облик городского квартала.
Б условиях стилевого разнообразия архитектуры второй половины'-конца XIX века, когда фасад здания, выходящий на "красную линию" уланы,"становится сосредоточением всех видов архитектурного и пластического декора, чугунное литье и ковка становятся непременными элементами убранства фасада. Усиливается декоративное начало металла. Художественная ковка и литье превращаются в своеобразных "носителей" признаков исторического стиля, в формах которого построено сооружение, композиционно и логически ^оправданный акцент декора конкретного сооружения, одновременно компонентом, формирующим эстетический облик улицы'в целом.
Б лучших произведениях архитектура Киева начала XX века металл становится логическим продолжением пластической формы, образуя с ней нерасторжимое единство, налагающее на облик сооружения печать индивидуальной неповторимости, что отличает произведение искусства, от тиражированной формы.
Б орнаментике применяются формы геометрического и растительного декора. Наиболее устойчивыми из них являются мотивы спирали, напоминающие буквы с, з, х; и их вариации, усложненные завитками.
Среди растительных форм преобладают цветы с 4-6-ю или 8-ю лепестками, бутоны, кисти винограда, крыны, трансформирующиеся в пальметты, стебли и листья аканта. Зооморфные мотивы для художественного металла в архитектуре Киева малохарактерны. Их круг ограничивается изображениями львиных касок и лап, фигурок петуха, голубя, геральдического двуглавого орла и изредка грифона.
Характерной особенностью композиций киевского художественного металла, присущей всем историко-стилевым периодам, рассмотренным в исследовании, является использование зеркальной симметрии
/вертикальной, горизонтальной, диагональной/, простого метрического повтора трехчастности композиций решеток и принципов текто-низации.
Основой формообразования в композициях середины ХУ1I - первой половины ИХ в. является вертикаль. С 40 гг. до конца XIX в. ею становится горизонталь, а'начиная с конца XIX в., экспрессивная криволинейная форма.
Наличие в городе развитого ремесленного производства и объединений мастеров-ремесленников, в их числе и кузнецов, прекративших свое существование ухе в советское время, способствовало сохранению традиций художественной ковка и приемов обработки металла. Они пресекаются к середине 1920 г. Мастера-кузнецы в связи с переориентацией направлений творческих поисков архитекторов и внедрением в архитектурно-строительную практику чугунного литья были вынуждены переквалифицироваться на изготовление утилитарных изделий, либо в поисках работы покинуть город и осесть в небольших местечках.
Художественный металл в архитектуре выполняет и определенную воспитательную функцию, способствуя формированию у населения "чувства малой родины" и "чувства города", во многом сегодня утраченных.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Могилевский B.J. Кружево из металла., "Танок", 1981, J6 II /0,15 п/л/. /на укр.языке/.
2. Могилевский В.й. Беседки на холмах., "Укра1на", 1985, А 15 /0,2 п/л/. /на укр.языке/.
3. Могилевский В.У. Металл в архитектуре Киева. "Строительство и архитектура", 1985, К 12 /0,3 п/л/.
. 4. Могилевский В.Ю. Легевды твоей улицы., "Ранок", 1986-, * 6 /0,15 п/л/. /на укр.язике/.
5. Могилевский B.D. Металлические украшения Киева. "Образотворче мистецтво", 1986, »4/0,4 п/л/. /на ущ).языке/.
6. Могилевский В.Ю. Два крыла. "В1тчизна", 1986, # 12 /0,3 п/л/. /на укр.языке/.
7. Могилевский В.Ю. Надпись с поскриптумом. Из нотории металло-пластики. "Мктники Укра!ни", 1987, X 2, /0,5 п/л/.
/на укр.языке/.
8. Могилевский В.Ю. Статьи о видах художественной обработки металла, ^отдельных памятниках металлооластики, персоналии архитекторов, художников, мастеров - кузнецов и литейщиков для энциклопедического четырехтомника "Украинское искусство", подготавливаемого к изданию издательством "У1фа1нська Радянська Енвдклопед1я" /I п/л/ - в печати. 1987 г. /на укр.язике/.
9. Могилевский В.Ю., Авраменко Е.И. Статьи для "Свода памятников истории и культуры СССР" /том Киев/ /0,25 п/л/, в печати, 1987 г.
10. Могилевский В.Ю. Я чего оно стоит? , "Пам"ягники Укра1ни",
1988, № I /0,4 п/л/. /на укр.язике/.
11. Могилевский В.Ю. Загадки медного архангела. "Людина 1 св!т",
1989, № 2 /0,35 п/л/. /на укр.языке/.
12. Могилевский B.D. "Кружево, сотканное молотом" / в сб.очерков
об укр.художниках. От замысла к воплощению./"Радянська школа"
1989, /0,5 п/л/. /на укр.языке/.
13. Харламов В.А., Могилевский В.Ю. Лаврские находки. Несколько
гипотез о происхождении фрагментов бронзового литья. "Образотворче мистецтво", 1989, й 5 /0,3 п/л/. /на укр.языке/.
14. Металл в архитектуре Киева. Фотоальбом. /0,5 а/л/. Автор вступительной статьи Б.Ю.Могилевский. Составители В.Ю.Моги-левский и А.В.Ермакова. - В печати.
15. Могилевски1 В. У. Металл в архитектуре Киева конца XIX -начала XX 1. В сб. украинское искусство кон.Х1Х - нач.XX вв. /О,-5 п/л/ - в печати, /на укр.языке/.