автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Художественный металл в архитектуре Киева XVII - начала XX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественный металл в архитектуре Киева XVII - начала XX веков"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
ОГДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МОСКОВСКОЕ ВЫСШКЕ ХУ ДОЖЕСТВЕННи-ПРОМ ЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (Б.СТРОГАНОСКОЕ)
На правах рукописи УДК 745,5:739,8
МОГИЛЕВШШЙ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ ШВА СЕРЕДИНЫ ХУП - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
17.00.05 - декоративное и прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусс твоведеяия
и о о к в а - 1990г,
Работа выполнена в Киевском государственном художественном институте на кафедре теории, истории архитектуры и синтеза искусств.
Научный руководитель доктор архитектуры
¡0.С. Асеев
Официальные оппоненты доктор искусствоведе
Лащук и.Ф.
кандидат архитектуры В.А.Никитин
Ведущая организация Музей истории города Киева
Защита диссертации состоится Х(_19^р1 ода
в /р^ часов на заседании специализированного совета МЕШУ /б.Строгановское/ по адресу: 125060, г.Москва, Волоколамское шоссе, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИШУ /б.Стро ганозское/.
Цросим принять участие в защите и направить на отзыв автореферат диссертации в двух экземплярах по указанному адресу.
Автореферат разослан " __ 19^>ода
Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения
Рост и реконструкция исторических городов обострили проблему сохранности наследия прошлого, совместимости нового со старым, что крайне важно для достижения гармонии художественного облика в целом. Проблема обрела масштабы международные. Это подтверждается Мевдународной хартией по охране исторически* городов, принятой на ХУШ Генеральной Ассамблее ИКОМОС"а, в октябре 1987 года, где в качестве ценностей, подлежащих охране, оцределены "исторический характер города и совокупность его материальных и художественных элементов, форма и облик построек /внутренний и внешний вид/, такие, как они определены своей структурой, объемом, стилем,масштабом, материалами, цветом и декоративными элементами"Л
В числе первостепенных задач, стоящих перед архитекторами, художниками, специалистами по историко-культурному наследию исторических городов и Киева в их числе - умелое использование и сохранение традиций прошлого в облике застройки исторического ядра города, сохранность и применение художественной ковки, чуянного и бронзового литья как важного средства художественной выразительности архитектуры. В отечественной творческой практике немало примеров умелого использования художественного металла в убранстве городских фасадов, что способствует обогащению их пластики, акцентирует стилевые особенности постройки, помогает успешно решать задачи архитектурного ансамбля.
Отдельные попытки исследования художественного металла в застройке Киева, предпринятые украинскими искусствоведами и архитекторами в разные годы, не утратили научной и познавательной данности, хотя преимущественно они посвящены отдельным памятникам
I. Международная хартия по охране исторических городов. ИКОМОС. Октябрь 198? г. с.2.
или небольшим их типологическим группам. Попыткой более глубокого и широкого по охвату изучения художественного металла в архитектуре Киева является работа А.И.Маринченко, в которой автором рассматривается художественное литье и ковка в застройке Киева 1840-1940-х гг., определяется их значимость как средства Художественной выразительности отдельных построек и архитектурных
з
ансамблей.
Сведения о киевской скульптуре из металла ХУШ в., творчестве отдельных мастеров, особенностях цехового производства приводятся в работах Н.П.Жолтовского4, М.З.Петренко5, Ф.С.Уманцева6. Однако специального труда, обобщающего сведения о стилевых, художественных, конструктивна* особенностях художественного металла в архитектуре Киева, его места в культурном наследии прошлого, еще не создано. Необходимость разработки темы подтверздается творческой практикой киевоких художников и архитекторов 1970-1980 гг., в активе которых ииевгся примеры удачного применения традиционных
2. Гуцало 0. Надбанн! хрести украшських церков ХУН-ХУШ ст. -в кн.3б!рник секцН мистецтв. - Випуск I. - Ки!в. Держание видавництво Укра1ни, 1921, с.31-38., Дремич С.П. Наглавные jqpecTu киевских церквей ХУП-ХУШ в. - в сб. Археологическая летопись Шно* России 1904, с.31-36., Щербак1вський Д. Рел1к-вН ки1вського самоврядування в кн. Ки1в та його околиц! в iCTopil i пам"ятках. - Ки1в, Державве видавництво УкраТни, I92S, с.217-264., Пархоменко I. Визначний твгр металогиастики. -"Образотворче мистецтво" 1980, * 4, с.ЗО и др.
3. Мар1нченко 0.1. Метал в арх!тектур} Киева. -Ки1в-Льв1в, Держ-техвидав Укра1ни, 1948. - 82 с.
4. Жолтовський М.П. Художне лиття на Укра1н1 в Х1У-ХУШ ст.-Ки!в.; "Hayкот думка", 1973. - 132 с.
5. Петренко Ы.З. Ущшнське золотарство ХУ1-ХУШ ст.- Ки!в.; "Наукова думка", 1970. - 226 с.
6. Уманцев Ф.С. Тро!цька надбрамна церква Киево-Печерсько! лаври,-Ки1в.; "Мистецтво", 1970. - 217 с.
шения традиционных типологических разновидностей и форл худо-£ественного металла, совместимых с современной архитектурой'.
Целью исследования является восполнение пробела, существую-1его в украинском искусствоведении, в области изучения художе-:твенной ковки, литья, как средства художественной выразительнос-■и облика архитектуры исторического города на примере застройки Сиева.
Основными задачами, которые решаются в диссертации, являются:
- определение стилевых, семантических, композиционных приз-!аков произведений художественной ковки и литья в киевской ар-ситектуре, их роли как средства художественной выразительности зооружений;
- атрибуция ключевых памятников, определение и уточнение вре-гени создания малоизвестных произведений круга архитекторов, ху-Южников, мастеров, предприятий /заводов, фабрик, частных фирм, гастерских/, работавших в рассматриваемой области творчества в Сиеве на протяжении ХУП - начала XX веков;
- систематизация и обобщение фактологического материала, не-збходимого специалистам, занимающимся проектно-творческой, реставрационной деятельностью, охраной и музеефикацией памятников «тории, искусства, материальной культуры Киева.
Предметом исследования являются композиционные чер и характер применения художественного металла в архитектуре К.^ва зередины ХУП - начала XX веков.
Объектом исследования служат произведения художественной ковки, литья, рельефы и круглая скульптура из металла на фасадах киевских сооружений, музейных коллекциях, на территории истори-¡со-архитектурных комплексов, а таете их типологизация в работах ао истории украинского искусства.
В диссертации не рассматривается художественный металл в интерьерах культовых, общественных, хилых построек, а также городски некрополей, где уцелело немало высокохудожественных произведений кузнечного искусства н литья. В силу специфики, композиционных особенностей и малой изученности они представляют теку отдельного исследования.
Основой для написания работы явилась комплексная методика. Исторический и социально-экономический фон общей картины эволкН-1 цяи художественного металла в архитектуре Киева середины ХУЦ -' начала XX вв. базируется на работах и исследованиях, посвященных истории, архитектуре, декоративному, изобразительному искусству России, Украины, Киева, а также архивных материалах и документах Фактологической основой исследования служат материалы, полученные в результате натурных обследований застройки города, изучения музейных собраний Киева и Львова, архивных, литературны: и иконографических источников. Анализ и оценка стилевых и композиционных особенностей исследуемых памятников проводился с учета ознакомления с аналогами в застройках городов Таллина, Москвы, Ленинграда, Риги, Одессы, Львова.
Произведения художественного металла в киевской архитектуре рассматриваются во временных границах конкретного стилевого периода и направления, преобладавшего в архитектуре, декоративно и изобразительном иседсстве на определенном этапе их исторического развития.
Цаучная новизна заключается в том, что впервые в украинском искусствоведении предпринята попытка изучения художественного металла Киева как средства художественной выразительности архитектуры за период со средины ХУП - начала XX веков. Предложена новая классификация произведений и установлены имена
создателей ряда из иих, благодаря чему впервые удалось составить указатель-имен, включающий фамилии 43-х архитекторов, художников, грагданскях инхенеров, 32-х мастеров - кузнецов и литейаи-ков, работавших над созданием произведений художественного металла и металлопластяки для киевских построек. Впервые составлены перечень предприятий - изготовителей /23 наименований/ и список свыше трехсот памятников художественного металла а металлопластам в архитектуре Киева ХШ - начала XX века, представляющих научный интерес и художественную ценность, известных по документальным, иконографическим источникам и сохранившихся в застрой* ке города. Исследована иконография наиболее важных из них. В научный обиход включены сведения, помогающие с большей полнотой воссоздать особенности развития художественного металла в архитектуре Украины и Кие т.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Текстовой и иллюстративный материал диссертации внедрен в курсовое и дипломное проектирование студентов архитектурного факультета Киевского государственного художественного института /справка й 718 от 3.07.1985 г./, в работе института " Укрпроект-ресгаврация" при разработке проектной документации по реставрации беседок в сквере у Андреевской церкви, на откосах Владими$>-ской горки /справка Л 1223 от 14.08.1985 г./.
Материалы диссертации использованы при составлении тематико-экспозиционного плана обиественного музея художественного металла, создаваемого в Киеве, и в работе реставрационного участка РС7 "Фасадремстрой" при воссоздании балконных решеток, ворот и оград /справка ¡5 2717 от 13.01.1986 Г./.
Иллюстративный материал диссертации использован в проектах благоустройства Киево-Печерской лавры а застройки урочищ Гончары и Кожемяки специалистами института "Киевпроект" /справка а 06-2940 УШ-1 от 08.08.1986 г./.
На защиту выносятся следующие положения диссертации: Художественный металл в архитектуре как важный раздел украинского декоративного искусства с ярко выраженными композиционными, типологическими признаками и спецификой техник исполнения.
Роль и значение художественного металла в исторически сложившейся городской среде.
Атрибуция произведений киевского художественного металла ХУШ века, рассматриваемых в диссертации, определение авторства и времени создания произведений художественной ковки и литья второй половины XIX - начала XX веков, вводимых в научный обиход.
Регламентация производства художественного металла для киевской архитектуры в стилевые периода, рассмотранные в работе.
Anpogftip? mmmog дасдатдм
Результаты и выводы исследования апробированы в докладе на городской научной конференции, посвященной 200-летиа Первого генерального алана развития Киева 178? года и 150-леткю реконструкции средневековой части города по плану 1837 года, проводившейся ¡•узеем истории города Киева в мае 1987 г., в публичной лекции "ХУДОкестЕошшй металл в архитектуре Киева" в республикански доме художника /г.Киев/ в феврале 1989 года, а также публикациях в республиканской печати.
Хронологические граница исследования определены серединой ХУП - началом XX в жоп /до 1917 года/.
в.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав /Глава I. Металл в архитектуре Киева середины ХУП - ХУШ вв., Глава П. Металл в архитектуре Киева конца ХУШ - первой половины'XIX вв. Глава Ш. Металл в архитектуре Киева второй половины - конца
XIX в., Глава 1У. Металл в архитектуре Киева конца XIX - начала
XX вв. /до 1917 г./, заключения, текстовых и иллюстративных приложений, которые составлены на основе изучения архивных, литературных, иконографических источников, результатов натурных обследований и включают список использованной литературы, указатель имен создателей произведений художественной ковки и литья для фасадов киевских построек, перечень предприятий - изготовителей, список произведений, представляющих научную и художественную ценность, известных по документальным, иконографическим источникам, а также сохранившихся в исторически сложившейся застройке города.
ШВА I. МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕМ СЕРЕДИНЫ ХУП - ХУШ ВЕКОВ.
ХУН - ХУШ века на Украине характеризуются ростом городов, появлением новых типов построек светского характера /учебных заведений, полковых канцелярий/, а в городах, пользовавшихся привилегиями Магдебургского права, зданий ратуш и магистратов, возводимых на-главных площадях.
Развитию а обогащению архитектуры, декоративного и изобразительного искусства способствовали непосредственные контакты киевских мастеров с видными представителями русской художественной здльтуры Д.В.Аксамитовым^ О.Д.Старцевым, П.И.Нееловым,А.В.Ква-совам, В.В.Растрелли, И.Ф.Мичуриным, И.Г.Шеделем во время их
цребывания в городе, связанного с сооружением рада культовых в светских .зддйий,
В экономическом укладе города преобладает цеховое производство. Бедущэе место занимали кузнечных и золотарский цеха. Качественный уровень изделий во многом обуславливались жесткими требованиями, предъявляемыми к исполнителям и работе, зафиксирован-ида "Уставом ремесленный цехов" и предусматривали ощутимые материальные и моральные санкции к нерадивым работникам.
Композиционные и стилевые особенности барочной архитектуры Каева обусловили использование ограниченного числа типологических разновидностей, кованого металла в фортификационных, культовых и гражданских постройках города в качестве знаков визуальной информации, геральдических эмблем, указателей ветра, архитектурных деталей фасада. Наиболее употребляемые архитектурные завершения флюгера, спицы, репиды, наглавные кресты и скульптура из металла. Лучшие произведения художественного металла и металлопластики Киева ХУП - 1УШ веков выполнены с учетом особенностей форы барочной архитектуры, их масштабов, пропорциональных особенностей,
В композициях и форлах художественного металла Киева данного периода влияния барочного искусства Западной Европы и России сочетаются с особенностями, характерными для искусства Ущзашд и Киева. В архитектурных завершениях это находит выражение в формах репид, создатели которых исходили из форм церковных опахал, известным по мозаикам Софийского собора и Михайловского златоверхого монастыря, сюжетным мотивам флюгеров /русалка, крылатый воин/, отходом от традиционных схем в сторону большей декоративности, усложнении силуэтов крестов, использовании позолоты.
Для композиций архитектурных завершений характерны зеркальная симметрия, простой линейный метроритм, уменьшение пропорциональны:
членений по мере увеличения высоты.
В декоре завершений ХУИ века преобладают геометрические формы / в, ¡4 - образные спирали, мотивы "елочка", "бегу-нец", звездочка/. Начиная со средины 2УПI века чаще используются растительные-мотивы /преимущественно шеты с пятью лепестками, ветви с побегами, бутон, виноград, листья/, которые удачно сочетаются с геометрическим орнаментом, а в ряде случаев деле вытесняют его полностью.
Металлические рельефы и круглая скульптура отличавтса асси-метрией композиции, плоскостностью) и детализадаей скульптурной формы.
В круглой скульптуре и рельефах доминируют изображения, связанные с городской эмблематикой или образами святых, особо чтимых в Киеве /архангел Михаил, апостол Андрей, самострел -"куша"/.
На формирование стилистических и семнатических особенностей, художественного металла в архитектуре Киева ХУ1I - ХУ1II веков существенное влияние оказывает культовое ювелирное искусство /изделия из золота, серебра, золотое шитье/, живопись /парсуна и иконопись/, книжная и станковая.графика /гравюра на дереве и металле/, что находит выражение во фронтальной трактовке фигур, п I - образном изгибе, традиционности композициогЬшх схем /большой овал или круг, в который вписываются идентичные формы меныаих размеров/, плоскостности объемов полихромии, тщательности проработки растительной орнаментики, почти полностью заполняющей поверхность рельефов, а также в отдельных технических приемах, характерных для мастеров золотарского и серебряных цехов.
Богатство и разнообразие художественных и технических приемов в произведениях киевских мастеров обусловлено знакомством с
западноевропейским и русским искусством через отдельные произведения, попадавшие в Киев, а также благодаря непосредственным контактам с художниками и мастерами - выходцами из Польши, Германии, России, приезавшими в Киев для временной работы.
Среди исполнительских техник преобладающей остается ковка. Кованные элементы убранстш фасадов и скульптуру из металла использовали в своих постройках И.Г.Григорович-Барский и И.Г.Шедель. Произведений художественного литья из чугуна на фасадах киевских построек почти не сохранилось. Они датируются серединой ХУШ в. ■ связаны с именами В.В.Растрелли, И.Ф.Мичурина, их коллег и по-mobbikob по "Архитектурной команде", возводивших Андреевскую церковь /архитектурные детали, картуши, орнаменты на фасадах/ и царский дворец /ограда участка перед дворцом по проекту В.В.Растрелли не сохранилась/.
Однако, фрагменты бронзового литья, кон. - ХУ1 - нач.ХУП в., обнаруженные В.А.Харламовым при раскопках монастырского сада на верхней территории Киево-Печерской лавры в 1988 году, а также иконографические источники позволяет лхедполагать, что художественное литье на фасадах киевских сооружений появилось уже в конце ХУ1 -середине ХУЛ вв., то есть за столетие до появления в Киеве "Архи-
7
тектурной команды" В.В.Растрелли и И.Ф.Мичурина.
МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕВА КОНЦА ХУШ - СЕРЕЩИШ XIX вв.
В конце ХУШ - первой половине XIX в. в Киеве активизируется строительная, деятельность. Централизация и расширение государственного аппарата, развитие торговли, промышленности, потребность в торговых, промышленных постройках, жилье, учебных кррцусах обусловили появление большого объема проектного материала и распространение типового строительства. Реализации этих задач способствовал
7. Харламов В.О., Могильовський В.Ю.Лаврськл зкшдки.Киька rino тез про походження фрагмент1в бронзового лиття.-"Образотворче мистецтвэ", 1989, К 5.
классицизм. По сравнению со столичными центрами на Украину и в Киев он приходит с некоторым запозданием. Типовое строительство унифицировало архитектурные детали, используя которые архитекторы могли создавать бесконечное число вариаций композиций, не нарушая при этом стилевых особенностей архитектуры. Удельный вес художественного металла г композициях фасадов заметно возрастает. Отдельные его типологические разновидности, характерные для барочной архитектуры Киева /флюгера, круглая скульптура из металла/ не используются. Строже по силуэтам становятся наглавяые крести, завершающие культовые сооружения.
ч
На фасадах киевских домов появляются балконы, навесы, светильники. Приусадебные участки ограждаются металлическими решетками, что также является новым по сравнению с предшествующим периодом.
Потребность большого числа архитектурных деталей, обусловленная расширением строительной деятельности, способствовала активному применению чугунного литья. Распространению художественного литья способствовала и плодотворная творческая деятельность видных киевских зодчих-классицистов, воспитанников Санкт-Петербургской Академии художеств отца и сына В.И. и А.В.Беретти, Д.Н.Мелек-ского, Ф.И.Меховича, П.Й.Спарро и др.
Характерными особенностями композиций классицистических ре-
ч
пегок балконов и ограждений становятся использование вертикальной зеркальной симметрии, простого метрического повтора, акцентирую-иего статичность композиции, трехчестное горизонтальное членение, где верхний фриз обычно равен по шсото яшсне?<?, либо несколько превышает его рагмэраии.
В классицистическом лчтье используется ограниченный круг мотивов геометрической, растительной в зооморфной орнайеягяка.
Преивдществешр это соединенные между собой круги, стебли, побеги в листья .ахаята, венки из дубовых листьев, пальметты, львиные головы в лапы.
Б композициях решеток конца 1840-1850-х гг. заметно влияние стиловых форм готики, что выражается в использовании вертикальных членений, стрельчатых арок, трех- и четырехлистников, заключенных в круг, графической изящности рисунка и линейности каждой формы.
Чугунное литье в классицистических постройках Киева испытывает определенное воздействие петербургских образцов, особенно в выявлении декоративных особенностей архитектурных деталей фасада из чугуна, пришедшим на смечу каменным и органично включенным в его композицию.
В отличие от столичных центров,, где с распространением чуянного литья кованный металл, практически, исчезает из фасадов, в классицистической архитектуре Киева литье находит применение, в основном в государственных, общественных сооружениях и особняках аристократии, расположенных в центральной части города. В этом заключается одна из причин сохранения традиций кузнечного искусства в Киеве и его расцвета в последующие десятилетия, что подтверждается целым рядом высокохудожественных произведений художественной ковки, сохранившихся на фасадах киевских построек второй половины XIX - начала XX веков.
ГЛАВА. Ш. МЗТШ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕВА ВТОРОЙ ПОЛОШНЫ -КОНЦА XIX В.
Вторая половина - конец XIX века - время наивысшего расцвет художественного металла в киевской архитектуре.
В последней четверти XIX века город застраивается особенно интенсивно. Строительство доходных домов, промышленных зданий,
деловых контор, магазинов, гостиниц, корпусов учебных заведений, театров, больниц, особняков, работы по благоустройству поставили перед архитекторами и художниками задачу поиска соответствующих средств художественной выразительности, которые отвечали бы образу а функциональным особенностям возводимых соодужаний.
Зодчие находят выход в обращении к формам исторических архитектурных стилей простого. В застройке Киева этого периода встречаются сооружения в формах романской, готической архитектуры,позднего классицизма и русского зодчества допетровского времени, итальянского в французского ронзсанса, барокко, преобладающими среди которых становятся формы позднего классицизма и французского искусства Uli в. /застройка Старокиевского плато/и так называемого "кирпичного" стиля /северо-западная часть центра Киева, Подол/. Металлу отводится в постройках роль декора и композиционного акцента фасада.
В композициях большинства решеток сохраняется характерная для предшествующего периода трехчастность членения. Огличве заключается в отатнчности, меньшей прозрачности и тяжеловесности форм нижних ярусов, в то время как верхние - динамичны, легки и прозрачны. Активно применяется зеркальная /вертикальная в горизонтальная/ сгаметрия. Встречаются примеры использования элементов симметрии центрической.
В ритмических построениях продолжает преобладать линейный ритм. В отличие от классицистического металла, всецело подчиненного стилевым формам архитектуры, в сооружениях второй половина -конца XIX века использование металлических элементов и форм нередко строится на принципе контраста с декоративным убранством фасада, превращая их в основное звено общего декора.
В декоре геометрические формы соседствуют с растительными.
Преобладают мотивы колец, спирали, арабесок, цветов с 6-ю и 6-ю лепестками, бутонов, ли отъев и побегов аканта, ветвей и кистей винограда, усложненных завитками элипсовидных медальонов с монограммами. Реже встречаются мотивы "плетенки", "дроросшего" креста /премиущественно в культовых зданиях или сооружениях, включенных в храмово-монастырские ансамбли/.
В 186СМ880 гг. литье остается преобладающей техникой,.не при этом наблюдается тенденция увеличения объема кованого металла в фасадах киевских построек. Художественное литье и ковка рассматриваемых десятилетий испытывают заметное воздействие украинского народного искусства /обработка металла, ткачество, вышивка/, из которых заимствуются отдельные принципы композиции,формы
декора, технические приемы обработки кованого металла. Новым, по сравнению с предыдущим периодом, является использование металла при создании малых архитектурных форм в садово-парковом строительстве /беседки на Андреевском сдуске, откосах Владимирской горки,, фонтаны в киевских садах и скверах/.
Потребности городского строительства в художественном металле обеспечивает местная металлообрабатывающая промышленность и мастера-ремесленники. Высоким качеством отличалось чугунное литье, производимое на заводе Термена. Заказы на художественное литье и ковку выполнялись и в других городах, в тем числе и за границей, например в Берлине.
ЭДАВА 1У. МЕТАМ В АРХИТЕКТУРЕ КИЕВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХвв
В конце 1890-х годов - начале XX века Киев застраивается особенно интенсивно. Происходят качественные изменения в архитектуре, переоценка ценностей и пересмотр 1фитериев, выработанных ранее.' Поиски ведутся в русле двух основных направлений - историзма, продолжающего традиции второй половины - конца XIX века а нового стиля "модерн".
Увеличение производства металла приводит к его удешевлению и дает толчок более широкому применению художественной ковки и чугунному литью.
Художественный металл в архитектуре Киева начала XX века суммирует достижения и творческие находки предшествующих периодов ¿главным образом второй половины - конца XIX века/, в полной мере отражает творческие искания модерна, связанные с решением задач синтеза искусств и архитектуры.
Дань прошлому выражается в применении традиционных типологических разновидностей архитектурного художественного металла, исторической ретроспективе форм, с учетом особенностей искусства и эстетики модерна, устоявшейся трехчаотности композиций, пропорционального и ритмического строя, уаяеченЕИ характерными формами растительной и геометрической орнаментики.
Качественно новым явлением по сравнению с предшествующими периодами следует считать стремление архитекторов и художников к максимальному выявлению декоративных качеств металла и металлических конструкций с целью использования их как средства художественно-образной выразительности архитектурных сооружений и малых архитектурных форм из металла.
Композиции металлических решеток и оград в постройках Киева начала XX века характеризуются динамичностью, ассиметрией, использованием непростого метрического повтора ярко выраженной плоскостностью и графичностью форм.
В техническом отношении господствующее место занимает художественная ковка.
Стилевые и композиционные особенности зу доке ст.венного металла в киевских постройках модерна сформировались под влиянием творчества представителей отечественного и западноевропейского изобразительного и декоративного искусства вубежа веков, нового
понимания материала.
Богатству и разнообразив художественного металла Киева начала XX века способствовало творчество киевских архитекторов П.Ф.Алешина, М.Г.Артынова, М.П.Бобрусова, А.М.Вербицкого, В.В.Городецкого, И.А.Зецкера, А.В.Кобелева /историзм/, Э.П.Брадтмана, Г.Ю.Гая, И.К.Ледоховского, Г.П.Шлейфера, В.А.Шретера /модерн/, а также мастероэ-кузнецов, среди которых следует особо выделить И.Дзюбу и мастера Недашковского.
ВЫВОДЫ
Художественный металл в архитектуре Киева середины X7II -начала XX веков является вазным разделш декоративного искусства исторической и художественной значимости в системе культурных ценностей украинского народа.
Композиционные, семантические особенности художественной ковки, чугунного и бронзового литья, скульптуры из металла, малых архитектурных форм в садово-парковом строительстве обусловлены социально-экономически.! укладом, эстетическими запросами и компо-зкщонно-образшм мышлением архитекторов, художников, мастеров барокко, классицизма, эклектизма и модерна.
В художественном металле в архитектуре Киева середины ХУП -ХУПI в. преобладает изобразительное начало, поэто:ду в фасадах барочных построек ему отводится роль изобразительного акцента. В классицистических слоруженнях металлические элементы, выполняя функции архитектурных деталей, обогащают пластику сдержанных по декоративному убранству фасадов, выступая в роли средства художественной выразительности равноценного по значимости архитектурной форме, в органическом единстве с которой образуют цельный архитек-турно-худсзвствешшЗ ансамбль, формирующий облик городского квартал
В условиях стилевого разнообразия архитектуры второй половила' -конца XIX века, когда фасад здания, выходящий на "красную лкнпз" уляпы,"становится сосредоточением всех видов архитектурного и пластического декора, чугунное литье и ковка становятся непременными элементами убранства фасада. Усиливается декоративное начало металла. Художественная ковка и литье превращаются в своеобразных "носителей" признаков исторического стиля, в формах которого построено сооружение, композиционно и логически ^оправданный акцент декора конкретного сооружения, одновременно компонентом, формирующим эстетический облик улицы'в целом.
В лучших произведениях архитектура Киева начала XX века металл становится логическим продолжением пластической формы, образуя с ней нерасторжимое единство, налагающее на облик сооружения печать индивидуальной неповторимости, что отличает произведение искусства. от тиражированной форлы.
В орнаментике применяются Форш геометрического и растительного декора. Наиболее устойчивыми из них являются мотивы спирали, напоминающие буквы с, з, х; и их вариации, усложненные завитками.
Среди растительных форм преобладают цветы с 4-6-ю или 8-ю лепестками, бутоны, кисти винограда, крыны, трансформирующиеся в пальметты, стебли и листья аканта. Зооморфные мотивы .для художественного металла в архитектуре Кйева малохарактерны. Их круг ограничивается изображениями львиных масок и лап, фигурок петуха, голубя, геральдического двуглавого орла я изредка грифона.
Характерной особенностью композиций киевского художественного металла, присущей всем историко-стилевым периодам, рассмотренным в исследовании, является использование зеркальной симметрм
/вертикальной, горизонтальной, диагональной/, простого метрического повтора трехчастности композиций решеток и принципов текто-низации.
Основой формообразования в композициях середины ХУП - первой половины XIX в. является вертикаль. С 40 гг. до конца XIX в. ею становится горизонталь, а'начиная с конца XIX в., экспрессивная криволинейная форма.
Наличие в городе развитого ремесленного производства и объединений мастеров-ремесленников, в их числе и кузнецов, прекративших свое существование ухе в советское время, способствовало сохранению традиций художественной ковки и приемов обработки металла. Они пресекаются к середине 1920 г. Мастера-кузнецы в связи с переориентацией направлений творческих поисков архитекторов и внедрением в архитектурно-строительную практику чугунного литья были вынуждены переквалифицироваться на изготовление утилитарных изделий, либо в поисках работы покинуть город и осесть в небольших местечках.
Художественный металл в архитектуре выполняет и определенную воспитательную функцию, способствуя формированию у населения "чувства малой родины" и "чувства города", во многом сегодня утраченных.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Могиле вский B.D. Кружево из металла., "Ранок", 1981, * II /0,15 п/л/. /на укр.языке/.
2. Могилевский В.З. Беседки на холмах., "Укра!на", 1985, К 15 /0,2 п/л/. /на укр.языке/.
3. Могилевский B.Ï). Металл в архитектуре Киева. "Строительство к архитектура", 1985, Л 12 /0,3 п/л/.
ь. Могилевский Б.К). Легенды твоей улицы., "Ранок", 1986-, № 6 /0,15 п/л/. /на укр.языке/.
¡. Могилевский В.Ю. Металлические украшения Киева. "Образотворче мистецтво", 1986, А 4 /0,4 п/л/. /на уэд.языка/.
I. Могилезский В.Ю. Два крыла. "В1гчизнан, 1986, Я 12 /0,3 п/л/. /на укр.языке/.
Могилевский В.Ю. Надпись с поскридтумом. Из истории мегалло-пластики. "Пал&тники Укра1шГ, 1987, й 2, /0,5 п/л/. /на укр.языке/.
!. Могилевский В.Ю. Статьи о вида* художественной обработки металла, 'отдельных памятниках металлопластики, персоналии архитекторов, художников, мастеров - кузнецов и литейщиков для энциклопедического четырехтомника "Украинское искусство", подготавливаемого к изданию издательством "Укра1нська Радянська Енциклопед1я" /I п/л/ - в печати. 1987 г. /на укр.языке/.
). Могилевский В.Ю., Авраменко Е.И. Статьи для "Свода памятников истории и культуры СССР" /том Киев/ /0,25 п/л/, в печати, 1987 г.
[О. Могилевский В.Ю. Л чего оно стоит? , "Памятники Укра1ни",
1988, Я I /0,4 п/л/. /на укр.языке/.
II. Могилевский В.Ю. Загадки медного архангела. "Людина ! св{т",
1989, А 2 /0,35 п/л/. /на укр.языке/.
[2. Могилевский В.Ю. "Кружево, сотканное молотом" / в сб.очерков об укр.художниках. От замысла к воплощению./"Радянська шкапа" 1989, /0,5 п/л/. /на укр.языке/.
[3. Харламов В.А., Могилезский В.Ю. Лаврские находки. Несколько гипотез о происхождении фрагментов бронзового литья. "Образотворче мистецтво", 1989, й 5 /0,3 п/л/. /на укр.языке/.
14. Металл в архитектуре Киева. Фотоальбом. /0,5 п/л/. Автор вступительной статьи В.Ю.Могилевский. Составители В.Ц.Моги-левский и А.В.Ермакова. - В печати.
15. Могилевски! B.D. Металл в архитектуре Киева конца ИХ -начала XX в. В сб. украинское искусство кон.XIX - нач.XX вв /0,5 п/л/ - в печати, /на jkp.языке/.