автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественный мир "Шарманки" Елены Гуро в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Строганова, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Художественный мир "Шарманки" Елены Гуро в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Строганова, Ирина Александровна

Введение

ГЛАВА 1. Творчество Е. Гуро в контексте философско-эстетических исканий эпохи

1.1. Личность и творчество Е. Гуро в оценке современников

1.2. Елена Гуро и Екатерина Низен: грани судьбы и творчества

ГЛАВА 2. Художественный мир книги Е. Гуро «Шарманка»

2.1. Время и пространство в рассказах цикла

2.2. Хронотоп в разделе «Мелочи»

2.3. Пространственно-временная организация в стихах

2.4. Время и пространство в пьесах сборника

2.5. Лиризм как циклообразующий компонент художественной структуры

Шарманки»

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Строганова, Ирина Александровна

Актуальность и научная новизна исследования

Предметом исследования является художественный мир первой самостоятельной книги Елены Гуро (1877 - 1913) «Шарманка» в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века.

Исследователи творческого наследия Е. Гуро касаются различных аспектов ее художественного мира. Существующие научные наблюдения можно сгруппировать по следующим направлениям. Во-первых, это тексты, посвященные общей характеристике художественного метода Е. Гуро, определяющие принадлежность писательницы к тем или иным стилевым тенденциям в искусстве рубежа XIX — XX веков; далее можно отметить работы, содержащие анализ некоторых произведений Е. Гуро («Бедный рыцарь», «Небесные верблюжата», отдельных текстов из сборника «Шарманка»), выявляющие особенности их поэтики; третья группа исследований посвящена сопоставлению определенных граней творчества Е. Гуро с произведениями философов и поэтов рубежа веков.

К первому типу научных исследований можно отнести следующие. Н.И. Харджиев приводит краткие биографические сведения о Е. Гуро и характеризует ее как «замечательного мастера лирической прозы», называя писателем переходного периода: «Связанная с поэтической культурой символизма, Е. Гуро вместе с тем наметила пути к новому поэтическому мироощущению»1. Автор исследования замечает, что новаторские тенденции Е. Гуро проявились наиболее отчетливо в прозе: «Ломая традиционные каноны, она создала своеобразный фрагментарный жанр» , в котором стираются границы между стихом и прозой (присущие стиху ритмичность, эмоциональный синтаксис внедряются писательницей в прозаическую речь).

По мнению Н.И. Харджиева, Е. Гуро смешивает жанровые признаки в своих произведениях, а ее прозаические наброски . напоминают импрессионистические живописные и музыкальные «этюды».

Е. Ковтун в статье «Елена Гуро. Поэт и художник» также замечает, что писательница «вошла в литературу, когда русский символизм клонился к закату. Она была художником переходной эпохи, и может быть, поэтому обаяние ее творчества испытывали как символисты, так и молодые поэты-будетляне»3. Творчество Е. Гуро в движении кубофутуристов занимает особое место и по мнению Е. Ковтуна: не увлекаясь геометризацией в живописи, она опережает развитие стилевых тенденций в искусстве и обращается к природной составляющей бытия. Исследователь- называет Е. Гуро одним из «пионеров жанра короткого рассказа в русской литературе», написанных в импрессионистическом стиле, при этом ее миниатюры не сумма рассказов, а «кирпичики», из которых она «возводит» книгу как целостное произведение. Анализируя живописный опыт Е. Гуро, Е. Ковтун находит, что художница эволюционирует от точных натурных зарисовок, импрессионизма к «синтетизму», максимально обобщая цвет и форму. И в живописи, и в поэзии Е. Гуро исследователь отмечает ощутимое движение к природе и приходит к выводу, что «художественные идеи Елены Гуро, малозаметные в период господства кубистической геометризации и конструктивизма, дали начало новому движению в русской живописи, принесшему замечательные плоды в 1920-е годы в работах школы Матюшина»4, подразумевая опыты последнего в сфере расширения художественного видения.

Подробно анализируя созданный Е. Гуро миф о воплощении юноши-сына, В.Н. Топоров подчеркивает (наряду с Н. Харджиевым и Е. Ковтуном) «переходный» характер наследия писательницы и утверждает, что неверно рассматривать ее творчество только как футуристическое, поскольку в равной мере имеет ценность «дофутуристический» и «нефутуристический» периоды. «Ряд ее открытий позже был усвоен другими, а иногда по неведению и переадресован им»5, — высказывает мнение В.Н. Топоров, отмечая несомненную заслугу Е. Гуро в формировании зарождающегося направления (футуризм) в начале XX века и указывая на оригинальность текстов писательницы. Миф, созданный Е. Гуро, таким образом, отражает атмосферу раннего футуризма, считает В. Н. Топоров, являет собой истоки его «основного мифа»: мотивы отцеубийства, детоубийства, самоубийства, получившие впоследствии воплощение в творчестве В. Хлебникова и В. Маяковского, но, с точки зрения исследователя, это в основе своей другой, не связанный с мыслями о самоубийстве миф, выражающийся не только в прозе и поэзии, но и в живописи и графике. Сущность сквозного для творчества Е. Гуро мифа о смерти и воскресении юноши-сына В.Н. Топоров видит в «материнском сознании» писательницы по отношению ко всему окружающему: чувстве жалости-сострадания, ожидания-радости, прощания-горечи; отсюда герой Е. Гуро — страдающий, гонимый, непонятый. Наиболее полное выражение этот миф получает в последнем произведении Е. Гуро («Бедный рыцарь»), благодаря идее «утраты, неожиданной недостачи, нарушающей привычные природные законы», что переводит миф в сферу космически-природного: «<.> Елена Гуро нашла некую предельно "идеальную" форму мифа, в которой утраченное компенсируется, но следы скорби матери (в ее образе человеческое и природное входят в нерасторжимую связь друг с другом) никогда не стираются»6. В.Н. Топоров отмечает также сходство религиозно-поэтической концепции Е. Гуро и религиозно-философских идей Н.Ф. Федорова («Общее дело») о воскрешении всех мертвых.

В.Ф. Марков, описывая историю футуризма в России, тоже неоднозначно интерпретирует творческий метод Е. Гуро, характеризуя ее как казавшуюся чужой в среде ранних футуристов: «Единственная женщина среди мужчин <. .> она была тихой и замкнутой, избегала общества и в своей ч работе сосредоточилась на тончайших нюансах» . Отмечая ее малую известность среди поэтов и художников-новаторов, В. Марков называет Е. Гуро одной из самых оригинальных и талантливых русских писательниц, незаслуженно забытой. Именно в книге «Шарманка», по мнению автора, Е. Гуро заявила о себе как о зрелом и интересном художнике, но в прозе и поэзии ее, а особенно в драмах, «безошибочно угадывается влияние о символизма» . В отличие от самобытной прозы, поэзия Е. Гуро не кажется таковой автору книги «История русского футуризма». Редкое участие писательницы в публичных выступлениях будетлян, отсутствие в ее творчестве духа разрушения приводит В. Маркова к мысли, что «Елена Гуро - камень преткновения для каждого, кто хочет нарисовать цельную картину русского футуризма»9. Определить должное место творчества Е. Гуро в искусстве начала XX века возможно, считает В.Ф. Марков, если учитывать важную роль импрессионизма на раннем этапе футуристического движения.

Вышеназванные исследователи художественной манеры Е. Гуро, таким образом, в качестве характерной особенности ее творчества указывают на его «переходность» как впитавшего не только элементы символистской эстетики, но и отразившего поиски поэтами-кубофутуристами способов обновления поэтического языка. Значительное место в поэтике писательницы цитируемые авторы отводят импрессионистическому взгляду на мир.

J1.B. Усенко, исследуя художественный метод Е. Гуро, приходит к однозначному выводу об импрессионистичности стиля писательницы. Определяя этапы эволюции и анализируя прозаическое и поэтическое наследие Е. Гуро, автор монографии критически суммирует оценки, данные творчеству поэтессы в научных исследованиях, и на основе ее литературных текстов пытается доказать принадлежность ее художественного мира к импрессионизму. Изучая архивные документы Е. Гуро, Л.В. Усенко уделяет: большое внимание особенностям письма писательницы: по внешнему виду рукописи напоминают исследователю «тонкое кружево линий-паутинок»; просветы между строками ассоциируются с игрой света и тени; необычный почерк создает впечатление «импрессионистической» манеры письма. Развитие и формирование литературного и художественного таланта Е. Гуро Л.В. Усенко определяет как движение от ранних (ученических) работ к символизму и затем; к импрессионизму «как своеобразной реакции на футуризм», полагая тем самым, что писательница преодолевает как первое, так и последнее. Среди любимых книг Е. Гуро, отмечает Л.В. Усенко, оказываются те, в которых «зримо ощутимы черты импрессионизма, соприкасающегося с реализмом или романтизмом»10, а именно: «Посолонь» А. Ремизова, «Солнцеворот» О. Дымова, «Тихие зори» Б. Зайцева. Эти книги, по мнению исследователя, привлекательны для Е. Гуро методом изображения человека, дающим представление о «состоянии его духа сквозь череду времен года»11. Опираясь на дневниковые записи художницы, Л.В. Усенко приходит к выводу, что интерес к пейзажам Н. Крымова у нее связан с искренностью и поэтичностью ранних работ художника, выступающих «в импрессионистически-размытой серебристой дымке». Подводя: итог изучению литературно-художественных взглядов Е. Гуро, исследователь приходит к выводу, что проблема импрессионизма как пограничного с реализмом явления занимает одно из ведущих мест в творческих исканиях писательницы.

Полемизируя с утверждением автора монографии «Импрессионизм в русской прозе начала XX века», И. Минералова высказывает противоположное мнение, согласно которому «Импрессионизм в русской литературе, во всяком случае, никогда не был литературным течением, четко себя выявившим наподобие того, как четко выявили себя символизм или позже кубофутуризм»12, и замечает, что «применительно к Е.Г. Гуро наблюдения JI.В. Усенко явно касаются проблематики синтеза искусств»13, а импрессионизм является «знаком», «особенностью культурного стиля эпохи»14.

Значительное количество исследовательских работ посвящено изучению творчества Е. Гуро в контексте русского авангардного искусства. Рассматривая особенности поэтики Е. Гуро, Г. Айги ставит ее творчество в один ряд с такими мастерами слова, как В. Хлебников, В. Маяковский, ранний Б. Пастернак, тем самым однозначно связывает ее литературные поиски с областью экспериментального в русском искусстве начала XX века, считая, что именно этим поэтам-новаторам удалось «добиться зрелого слова». Елену Гуро Г. Айги называет замечательной художницей, поэтом, прозаиком и драматургом, в чьем творчестве «успели проявиться все основные черты, характерные для русского поэтического авангарда»15. Е. Гуро разрабатывает, по мнению критика, «описательно-повествовательный» и «разговорно-ораторский» виды верлибра, начинает вводить в прозу и поэзию «кубистические», «динамо-футуристические» приемы, сознательно пользуется «заумными моментами». Оценивая живописные работы Е. Гуро, Г. Айги отмечает ее как художницу постимпрессионистического направления.

Сарычев В.А. в книге «Кубофутуризм и кубофутуристы», соглашаясь с наличием некоторых перекличек между творчеством Е. Гуро и символистов в частности, боль за красоту), в основе ее творческих связей с футуристами видит интерес к природе как единственному источнику истинной красоты и отмечает особое место поэтессы среди представителей русского авангардного искусства. Согласно мнению Сарычева В.А., Е. Гуро осуществляет поиск цельного человека, обращаясь (как и футуристы) к примитивно-природному или доисторическому его существованию, но не в разрушительном смысле, а в созидательном, стремясь осуществить синтез жизни на иной, чем у символистов, антирелигиозной основе, создавая неоязыческую концепцию воззрения на природу. Это, в частности, проявляется в одушевлении деревьев и обращении к небу, стремлении к слиянию с миром — мистифицированной природой, способности слышать просьбы земли; но язычество Е. Гуро, по мнению исследователя, пронизано христианскими мотивами, отличными, тем не менее, от идеи символистов, которые «<.> мечтали о новой земле и новом небе, сотворенных или преобразованных в результате духовной, религиозной деятельности человека»16. По мнению Сарычева В.А., «<.> Е. Гуро видит смысл человеческого самосознания и преображения мира в его возвращении к природе, первоистоку всякой жизни»17.

Е. Бобринская, рассматривая натурфилософские мотивы в творчестве Е. Гуро, также акцентирует внимание на созданной ею особой философско-религиозной концепции, выражающей собственное мировоззрение, и выявляет романтическую линию в восприятии природы писательницей. Возможными источниками этой философии Е. Гуро Е. Бобринская называет теософию, буддизм, европейскую и православную мистическую традицию, герметическую философию, впоследствии развитую немецкими романтиками, работы Я. Бёме, идеи Сведенборга, Франциска Ассизского, К. Фламмариона, имя которого упоминается в дневниках Е. Гуро, спиритуализм, сочинения П. Успенского, наследие декадентской культуры (творчество А.

Добролюбова и И. Ореуса-И. Коневского). В сфере изобразительного искусства Е. Бобринская отмечает влияние на творческую манеру Е. Гуро искусства модерна (стилизация и «философичность» формы) и импрессионизма (опора на прямой контакт с натурой, нелюбовь к отвлеченности и умозрительности). Сутью философии природы Е. Гуро, по мнению Е. Бобринской, является мифология земли (на что указывает и В.А. Сарычев), наиболее последовательно представленная в последнем произведении «Бедный рыцарь» и сказке-поэме «Пир земли». Центральной идеей натурфилософских построений Е. Гуро Е. Бобринская считает мотив искупления и преображения всего материального мира в процессе его творческого переживания и открытия красоты в мельчайших его элементах: «Интуитивное проникновение в логику традиционных натурфилософских построений стало для Гуро основой ее своеобразной "религии" красоты, в которой христианская идея спасения, искупления и жертвы реализуется через искусство и творчество»18.

Анализируя религиозный опыт Е. Гуро, Е. Успенски также утверждает, что «религиозный контекст ее творчества полигенетичен», но основан на личном духовном переживании. Не последнее место в становлении религиозной концепции Е. Гуро автор отводит общекультурной ситуации в России рубежа XIX — XX веков: научным открытиям и философским течениям, с которыми писательница была знакома. Истоки религиозного знания Е. Гуро исследовательница видит в учении Н. Кульбина о наличии жизни в неодушевленных предметах, в теории панпсихизма Лейбница, идее B.C. Соловьева о безусловной любви-единстве, в Евангелиях, учении Иоакима Флорийского о трех веках, соответствующих трем ликам Святой . Троицы. Таким образом, вера Е. Гуро, делает вывод Э. Успенски, носит неконфессиональный характер и может быть определена как экуменическое христианство, вбирающее идеи буддизма и язычества. Заметный след в убеждениях Е. Гуро, по мнению исследовательницы, оставили теософские и антропософские учения, особенно работа Р. Штейнера о X. Розенкрейце, образ которого Э. Успенски соотносит с воздушным юношей Вилли из повести «Бедный рыцарь»19.

Объектом исследования О. Тарасенко становятся доминирующие мотивы радуги, воды, камня (кристалла) в живописи Е. Гуро и М. Матюшина., Подчеркивая единство живописи и литературы в творчестве Е. Гуро, исследовательница считает, что в ее образах естественно зафиксированы архетипы, составляющие внутреннюю форму произведений, и явлена их духовная наполненность. Именно радуга, вода и кристалл становятся первообразами, воплощающими совершенство формы и игру цвета. О. Тарасенко устанавливает связь этих мотивов с культурными традициями: неоплатонизмом, средневековой философией и идеями В. Соловьева, Е. Трубецкого, П. Флоренского20.

По мнению Д.В. Сарабьянова, в творчестве Е. Гуро «<.> совмещались и живописные и поэтические опыты, находившиеся в тесной зависимости друг от друга. Она сама иллюстрировала ею же написанные книжки»21. Искусствовед полагает, что на рубеже XIX — XX веков художественные опыты Е. Гуро сближают ее с неопримитивистами; впоследствии, «отталкиваясь от натурных впечатлений, в своих рисунках и акварелях Гуро шла к преодолению предметности, но сохраняла не только природные реминисценции, но и природную основу своих лирических образов» .

В статье «"Лучезарная суть" Елены Гуро и пути органического развития» С. Бирюков рассматривает значение личности и творчества Е. Гуро в контексте ее влияния на окружающих поэтов и художников-новаторов. Самыми близкими по духу людьми для Е. Гуро С. Бирюков считает В.

Хлебникова и Б. Эндера. Именно со смертью Е. Гуро, по мнению С. Бирюкова, что-то распалось во взаимоотношениях членов кубофутуристической группы «Гилея», в деятельности которой принимала участие писательница. Творческий метод Е. Гуро таков, по утверждению CL Бирюкова, что «<.> она и в живописи и рисунке была поэтом», «ей как бы даже и не нужны были слова, она и жизнь строила по принципам поэзии» . Затрагивая проблему жанрового определения поэзии и прозы Е. Гуро, исследователь отмечает ее «излюбленный и постоянно варьировавшийся» жанр - лирический фрагмент, который не является каким-либо отрывком, а отражает весь мир, существующий в неразрывной цельности, не куски действительности, а «слепок Божественного бытия».

Н. Башмакова также уделяет внимание творческому методу писательницы и утверждает, что она сознательно использует прием эхозондирования окружающей природной среды с целью распознать и передать посредством своего творчества предметный мир. При этом исследовательница приходит к выводу, что городское пространство в поэтике Е. Гуро предстает как среда замкнутая, гулкая, сковывающая и отражающая свет и звук, соотносимая с ящиком-шарманкой; в отличие от нее, мир природный являет собой пространство открытое, поглощающее звуки — глухое. Отсюда поэт как бы находится меж миров, на границе между светом и не-светом, звуком и его отсутствием, то есть в пространстве поэтического «домира» или «замирья»24. Во второй части работы, посвященой поэтике Е. Гуро, Н. Башмакова устанавливает влияние финской среды и природы Карельского перешейка на поэтическую палитру писательницы и отмечает, что вся дачная местность воспринимается ею как переходная, пограничная. Анализируя художественное наследие Е. Гуро (в том числе записные книжки, зарисовки и наброски), Н. Башмакова отмечает существующие в ее творчестве отклики на финские культурные модели. Так, например, звукосочетания финской речи воспринимаются Е. Гуро как часть пейзажа, в частности, впечатление о них переданы в стихотворении «Финляндия». В итоге, исследовательница высказывает мнение, что Е. Гуро свободно пользуется финскими темами в соответствии со своим творческим замыслом25.

В статье «В пространстве "до Mipa"» Н. Башмакова рассматривает проблему соотнесенности времени и пространства в культуре русского авангарда и приходит к выводу, что в этот период заостряется переживание сдвигов в духовной картине мира, в частности, иным становится подход к вечному и преходящему, к видам и свойствам времени вообще. В этом контексте творчество Е. Гуро (художественное и поэтическое) предстает как «желание проследить путь творения, заглянуть в творящее начало, в утробу Земли-Матери»26 и, по мнению Н. Башмаковой, переходит в религию Земли, в жертвоприношение себя ей. Мысли исследовательницы, таким образом, перекликаются с точкой зрения В.А. Сарычева и Е. Бобринской, выделившими в мировосприятии Е. Гуро особый, мистифицированный взгляд на природу.

На основе некоторых духовно-пластических тенденций в сфере художников русского авангарда А. Повелихина выявляет «органическое» направление, у истоков которого, по ее мнению, находилось творчество Елены Гуро и Михаила Матюшина (именно их она называет «ключевыми фигурами», тем самым отводит ведущее место наследия Е. Гуро в искусстве русского авангарда). «Целостное Органическое мировоззрение предполагает синтез человека и Природы, его нерасчлененность с ней»27, - утверждает исследовательница, свидетельством чему оказывается художественный опыт

Е. Гуро с ее умением внимательно вслушиваться и вглядываться в окружающий мир.

Исследуя сущность Органического направления в русском авангардном искусстве начала XX века, В. Ракитин называет именно творчество Е. Гуро как «первый росток» нового наряду с работами В. Хлебникова28. Д. Боулт рассматривает художественные поиски Е. Гуро (а также эксперименты М. Матюшина, Бориса, Марии, Ксении и Георгия Эндеров) в контексте освоения синестезии художниками и поэтами, стремившимися увеличить зрительные, слуховые и осязательные способности организма так, чтобы возник единый комплекс восприятия29.

Неизвестные материалы о творчестве Е. Гуро, хранящиеся в фонде РО ГММ (изобразительные работы, фотографии, рукописи, тетради прозаических и поэтических этюдов, до конца не расшифрованных), предлагаются к рассмотрению Е.Ю. Иныпаковой. Исследовательница, приходит к выводу о значении личности Е. Гуро как «некоего эмоционального, связующего звена в цепочке коммуникативных связей культуры русского авангарда»30. Соотнося ее живописные работы с поэтическими и прозаическими текстами, Е.Ю. Иныпакова считает, что Е. Гуро «<.> пыталась не только отразить реальные картины окружающей действительности, но и воплотить в своих литературных опытах ощущения пространства, широты и мощи мира, его независимость от человека и, одновременно, гармоничной и таинственной власти над ним»31.

Н. Гурьянова, анализируя творчество Е. Гуро в контексте русского авангардного искусства начала XX века, отмечает яркую субъективность и «непохожесть» наследия писательницы, проявившуюся в тонком чувстве природной органики, естественной музыкальности, почти болезненной интуиции, духовной кроткости. Исследовательница определяет художественный метод Е. Гуро как «замкнутую систему», в которой в полной мере выразилась насущная проблема эпохи - стремление к синтезу и универсальности. Особенностью художественного метода Е. Гуро Н. Гурьянова называет искусство явить настроение, сам процесс творчества, при этом исследовательница отмечает важность внутреннего развития поэтессы (интуитивное сознание, созерцание) при отсутствии значительных внешних событий в ее жизни. В поэзии и живописи Е. Гуро испытала, по мнению Н. Гурьяновой, влияние символистов: А. Блока, В. Брюсова, А. Белого, Вяч. Иванова, М. Врубеля, Борисова-Мусатова, а также метода художников объединения «Мир искусства» (Е. Поленовой, М. Якунчиковой), которые изначально ориентировались на культуру Германии и скандинавских стран, в частности, Финляндии (что было связано с общим увлечением в России на рубеже XIX - XX веков шведской, норвежской, скандинавской живописью). Н. Гурьянова замечает в произведениях Е. Гуро интерес к народной сказке, мифологии, средневековому эпосу Севера; отмечает способность писательницы «играть» в предмет с целью проникнуть в его суть, познать «душу» вещей. Исследовательница приходит к выводу об определенном влиянии идей и личности Е. Гуро на взгляды членов объединения «Союз молодежи» периода 1910 - 1914 годов32. В работе «"Бедный рыцарь" и поэтика алхимии: феномен "творчества духа" в произведениях Елены Гуро» Н. Гурьянова высказывает предположение, что идея «творчества новой жизни» была «предсказана» деятельностью Е. Гуро, незавершенная форма фрагментарных эскизов, записок, писем которой отразила текучий процесс самого творения. Исследовательница отмечает эклектичный характер взглядов Е. Гуро, совмещающий черты пантеизма, мистицизма, православия, протестантизма, ницшеанства33.

В научном издании «Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов)» творческая манера Е. Гуро определяется как единство двух соразмерных и неделимых элементов - литературы и живописи: «Пожалуй, только опыт Гуро среди ее соратников и современников дает чистый вариант такого гармоничного соединения»34. Анализируя особенности художественного метода Е. Гуро, авторы исследования отмечают влияние на ее творческую индивидуальность «скандинавского бума» в России начала XX века (увлечение литературой и живописью Севера), поэтики и живописи символизма, идей Ницше. Учитывая эклектичный характер творчества Гуро, «проявляющийся в способности свободно обращаться с идейными и философскими течениями ее времени», авторы ставят творчество Гуро вне школ и направлений; жанровая специфика созданных ею текстов, обладающих текучей структурой, выражает сам процесс творения и различные иррациональные, неоромантические, антипозитивистские идеи.

Вышеназванные исследователи, таким образом, рассматривая творчество Е. Гуро в контексте русского авангардного искусства, тем не менее отводят ее наследию особое место, указывая в качестве отличительных свойств художественного мира писательницы единство живописных и поэтических опытов, синтетичный характер ее философских и религиозных воззрений, отразивших духовные искания культурного сознания Серебряного века, выразившиеся как в стилистической манере, являющей органичный синтез элементов символизма, импрессионизма и футуризма, так и в своеобразной жанровой структуре произведений Е. Гуро.

Вторая группа научных материалов, посвященных творчеству Е. Гуро, ограничивается рамками анализа отдельного произведения или некоторых текстов писательницы; исследовательский интерес обращен в основном к книгам, опубликованным после смерти Е. Гуро, - «Небесные верблюжата» и «Бедный рыцарь».

Вопросам мотивного строения «Небесных верблюжат» посвящена к* IS статья М. Иованович . М. Цимборска-Лебода ставит проблему соотношения в творчестве Е. Гуро эротики и этики на основе анализа дневников писательницы, эпистолярного наследия и незаконченной повести «Бедный рыцарь», в которой она выявляет поликультурный контекст произведения36. Е. Тиришкина исследует православную традицию в повести Е. Гуро «Бедный рыцарь», обращаясь к апокрифическим памятникам37. В контексте поиска новых способов постижения действительности на рубеже XIX - XX вв. В. Гехтман делает попытку определить точку зрения Е. Гуро и М. Матюшина на соотношение «знания» и «веры» на основе текста «Бедный рыцарь» . Рассматривая генезис и структуру этого произведения, З.Г. Минц указывает на романтическое начало в повести, младосимволистскую традицию и на связь с футуризмом39.

Без внимания, в итоге, остается первая книга Е. Гуро «Шарманка», заслуживающая отдельного исследования не только в контексте становления творческой манеры писательницы, но и как произведение, отразившее литературные и мировоззренческие поиски в культуре рубежа XIX - XX веков.

К третьей группе научных работ, касающихся изучения наследия Е. Гуро, относится сравнительный анализ некоторых текстов писательницы и перекликающихся с ними произведений других поэтов и философов.

И. Лощилов сопоставляет художественный мир Елены Гуро и Николая Заболоцкого40, поэтическую систему Е. Гуро и В. Хлебникова сравнивает В. Терёхина41. Ю.Б. Орлицкий, анализируя «Из книги невидимой» А. Добролюбова и «Небесные верблюжата» Е. Гуро с точки зрения композиционной организации, приходит к выводу о «прозиметрической» структуре двух произведений (цикле сменяющих друг друга прозаических и стихотворных отрывков)42. В. Гехтман соотносит книги Е. Гуро «Бедный рыцарь» и «Tellium organum» П.Д. Успенского и выявляет некоторые переклички в текстах и мировоззрении обоих авторов43. ТЛ. Никольская прослеживает влияние творчества Е. Гуро на последующее поколение поэтов, приводя в качестве примера поэзию Ады Владимировой, Марии Шкапской, Бориса Эндера и Александра Туфанова44. В статье «Слово и изображение в творчестве Е. Гуро и А. Крученых» Е. Бобринская выявляет некоторые мотивы, «возникающие на пересечении поэтического и изобразительного искусства кубофутуристов», в частности, воплощение образа будущего в их творчестве45.

Итак, все исследователи художественного мира Е. Гуро подчеркивают творческую индивидуальность писательницы и сходятся во мнении, что в ее произведениях отразились различные стилевые тенденции искусства рубежа XIX — XX веков, но их удельный вес, роль и значимость определяется по-разному. На «переходный» характер творчества Е. Гуро указывают Н. Харджиев, Е. Ковтун, В.Н. Топоров, отмечая влияние на ее творческую манеру эстетических установок символизма, импрессионизма, футуризма. В.Ф. Марков, считая Е. Гуро зрелым и интересным художником слова, также замечает отголоски в наследии писательницы достижений поэтов-символистов (в частности, А. Белого и А. Блока), утверждая, что только в контексте изучения русского импрессионизма можно выявить место Е. Гуро в литературном процессе. Между тем, JI.B. Усенко приходит к однозначному выводу об импрессионизме как этапе движения к реализму в творческих исканиях Е. Гуро. С авангардным искусством связывает новаторство поэтессы Г. Айги, органическую поэтику в ее творчестве рассматривают А.

Повелихина, В. Ракитин, Д.- Боулт. На полигенетичный характер мировоззрения Е. Гуро, на ее стремление к синтезу различных стилевых тенденций указывают Е. Успенски, Н. Гурьянова, авторы исследования в труде «Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов)», М. Цимборска-Лебода, 3. Минц, Е. Бобринская. По мнению последней, а также В.А. Сарычева и Н. Башмаковой, Е. Гуро обращается к мифологии земли, создавая собственную мистическую концепцию восприятия природы. На единство поэзии и живописи как основу художественного метода писательницы указывают О. Тарасенко, Д.В. Сарабьянов, С. Бирюков.

Несмотря на проявленный в последние годы интерес исследователей к художественному миру Е. Гуро, далеко не все его стороны изучены в полной мере. Наибольшее внимание в настоящее время привлекают «Небесные верблюжата» Е. Гуро и ее незаконченная повесть «Бедный рыцарь», в то время как сборник «Шарманка», опубликованный в 1909 г. и вторым изданием вышедший в 1914 г., после смерти писательницы, до сих пор не становился предметом отдельного, специального, всестороннего рассмотрения. Отсутствие целостного анализа первой книги Е. Гуро в контексте культурной ситуации рубежа XIX — XX вв. обусловливает актуальность обращения к ее раннему произведению, так как «Шарманка» дает возможность проследить истоки творческой манеры писательницы, определить направление ее развития, своеобразно увязанное с философско-эстетическими исканиями эпохи. Мировоззренческие «прорывы» и стилевые эксперименты Е. Гуро позволяют увидеть в ее творчестве отблески всех направлений и течений художественной жизни Серебряного века. Интерес к мистическим учениям сближает творчество Е. Гуро с протосимволистами (А. Добролюбов, И. Коневской); принципы организации текстов частично перекликаются с «симфоническими» экспериментами А. Белого, образной системой пьес А. Блока; приемы воссоздания картины мира посредством фиксации мимолетного впечатления соотносят метод Е. Гуро с импрессионистической манерой; стремление обнаружить «душу» как в предметной, так и в природной сферах бытия определяют поиски органичности в окружающей жизни; словесные эксперименты, поэтика сдвига позволяют заметить элементы авангардистской эстетики; внимание к вещным деталям сближает ее с акмеизмом. В настоящее время не высказаны точки зрения исследователей творчества Е. Гуро на близость ее к акмеистам, что усиливает актуальность и проблемность обращения к наследию писательницы и в этом ракурсе, тем более, что «Шарманка» Е. Гуро непосредственно отсылает к «Старой шарманке» И. Анненского. Анализ многогранного художественного мира писательницы, находившейся в эпицентре напряженных философско-эстетических исканий эпохи, способствует более глубокому и полному постижению сложного литературно-художественного процесса, теоретически значимому проникновению в природу переходных явлений.

Новизна исследования заключается в том, что впервые предлагается целостный анализ «Шарманки». Произведение определено автором как сборник рассказов, хотя состоит из четырех разделов, объединяет разнородовые художественные тексты и отличается жанрово-стилевой пестротой и разнообразием, провоцирующим ряд исследователей говорить о его эклектичности. Однако, думается, что «Шарманку» можно рассматривать как законченное, целостное произведение, воплощающее сложно организованную художественную концепцию. В качестве важнейшего объединяющего компонента в книге выступает пространственно-временной континуум, что позволяет исследовать возможности хронотопа как циклообразующего фактора, поскольку во всех частях сборника прослеживается художественное претворение городского и пригородного пространств в соотнесении с календарным и суточным ритмами, скрепленных системой сквозных мотивов, включающих широкий культурный контекст, ориентированный на достижения предшествующих эпох. Показательна роль хронотопа, организующего художественный мир произведения как совокупность взаимопроникающих, подчас полярных элементов бытия посредством слияния с музыкально-лирической стихией. Подтекстовые и сверхтекстовые связи в разделах книги дают возможность представить многостороннее наследие Е. Гуро в качестве определенного «кода» эпохи, стремившейся к синтезу во всех сферах культуры, в том числе и в искусстве. Новизну диссертационной работы обусловливает также довольно широкое введение архивных материалов, ранее не использовавшихся, в частности, неизданной пьесы сестры Е. Гуро Екатерины Низен «Освобождение земли», неопубликованных рисунков к ней Е. Гуро, чернового драматургического эскизного наброска «Вечер».

Цель научного исследования - выявить единство художественного мира «Шарманки», составленной из разнородных текстов, и изучить, как достигается эта целостность; показать, в частности, поэтику хронотопа как циклообразующего компонента, рассмотреть подтекст и сверхтекст как отражение идей культурного синтеза Серебряного века, определить семантическое наполнение и структурную роль музыкальных образов, в частности мотива шарманки, давшего название всей книге и, значит, играющего роль объединяющего начала. Сформулированные цели предполагают решение следующих задач:

• Представить целостную картину мира «Шарманки» Е. Гуро в контексте литературного процесса рубежа XIX — XX вв.

• Рассмотреть художественные принципы пространственно-временной организации в текстах первой самостоятельной книги Е. Гуро.

• Выявить элементы подтекстовой и сверхтекстовой структуры хронотопа в сборнике «Шарманка».

• Проследить содержательно-структурную роль музыкальных мотивов и принципов в эмоционально-смысловом пространстве сборника.

Объектом исследования является первая самостоятельная книга Е. Гуро «Шарманка», не переизданная (после 1914 года) до настоящего времени, выражающая целостную художественную идею и представляющая собой циклическое образование.

Теория и методология исследования опирается на теоретические концепции М. М. Бахтина, Л. Я. Гинзбург, М. Л. Гаспарова, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, В. Н. Топорова, Б. В. Томашевского, Б. А. Успенского и других исследователей.

Многообразие возможностей анализа пространственно-временной организации художественного мира произведения определяет комплексный подход к ее изучению, включающий историко-культурные, структурные, типологические, лингвистические и интертекстуальные методики, а также привлечение элементов семиотической и герменевтической интерпретации текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество Е. Гуро представляет синтез различных стилевых тенденций, отражающий особенности культуры рубежа XIX — XX вв., что сближает поэтессу с такими фигурами, как ранний Б. Пастернак, А. Ремизов и др.

2. Книга «Шарманка» представляет собой эстетическую целостность, своеобразный цикл, воплощающий мозаичный, раздробленный и в то же время единый художественный мир.

3. Важнейшим циклообразующим фактором в названном сборнике является пространственно-временная организация, выстраивающая координаты художественного мира. А. Установка культуры рубежа XIX — XX вв. на синтез искусств находит отражение в поэтике Е. Гуро, включающей в сложную речевую организацию сборника многосторонне представленное музыкальное начало.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в общих вузовских курсах по истории русской литературы XX века, поэтике художественного цикла, при разработке спецкурсов и семинаров по творчеству Е. Гуро, изучении особенностей культуры рубежа XIX — XX вв.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и теории литературы Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, служили основой докладов на научных конференциях в МГОПУ им. М.А. Шолохова: «Культура — Образование — Педагогика искусства» (Москва, 2002), «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2002, 2003, 2004), «На рубежах эпох: стиль жизни и парадигмы культуры» (Москва, 2004), «Пастораль как стиль жизни и модус искусства» (Москва, 2004), в Московском городском педагогическом университете: «VIII Виноградовские чтения» (Москва, 2004) и др. Основные положения диссертации нашли отражение в шести публикациях.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный мир "Шарманки" Елены Гуро в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При анализе творчества Е. Гуро на материале сборника «Шарманка» выявлено, что ее художественный мир отражает особенности культуры рубежа XIX - XX веков, в частности, общую установку на синтез как различных видов искусств, так и внутрилитературный (межжанровый). Элементы стилевых тенденций Серебряного века, впитываясь, своеобразно сочетаются в поэтике Е. Гуро. Принципы органического направления, отчасти реализованные уже в ее первой книге, предопределили стремление к синтетичности, к слиянию мистических чаяний и натурфилософских прозрений,, к уловлению и отражению сложного взаимоперехода био- и ноосферы, что приводило к самобытному варианту сочетания символизма, импрессионизма и авангарда. Сакрализация природы и внутреннего мира человека, своеобразно преломленная романтическая ирония (особенно в пьесах), ощущение единства земного и неземного - все это элементы символистской эстетики в творчестве Е. Гуро. Текучесть, поэтика настроения, едва уловимая смена состояний, зыблющихся переживаний как главный сюжет «Шарманки» роднит ее художественный мир с импрессионистическим видением. Неоднозначность в восприятии города, поэтика сдвига, специфическая натурализация позволяет выявить в поэтике писательницы элементы авангардного искусства.

На основе исследования первой самостоятельной книги Е. Гуро «Шарманка» определена ее эстетическая целостность, своеобразная цикличность. Несмотря на внешнюю раздробленность составляющих ее текстов (проза, стихи, пьесы) художественный мир сборника образует единство, структурирующим фактором в котором является пространственно-временная организация, отражающая особую авторскую концепцию бытия.

Картины городского и природного хронотопов, представленные в «Шарманке», лишены однозначной негативной или позитивной окрашенности, они варьируются, взаимопроникают, совмещаются, что определяется, в том числе, субъективным восприятием действительности лирическими героями. Художественный мир книги, таким образом, несводим всего лишь к оппозиции город/природа, что значительно схематизировало бы картину мира Е. Гуро.

Ведущие темы города и природы, представленные в сборнике, разворачиваются не только по принципу их механического повтора (что соотносится с движением шарманки-ящика), но и подобно музыкальной симфонии, чем можно объяснить четырехчастную структуру «Шарманки». Широко представленное музыкальное начало, включенное в речевую организацию книги, претворяется не только на уровне внешнего жанрового синтеза («музыкальные» названия), но и в вариантах развития ведущих тем, которые сводятся в финальной, четвертой части сборника, а также в общей лиризации художественных текстов, включенных в сборник.

Подтекстовые и сверхтекстовые связи «Шарманки» расширяют и дополняют смысловое поле произведения, становясь еще одним скрепляющим фактором между разделами цикла. Многочисленные реминисценции и отсылки демонстрируют стремление Е. Гуро к культурному синтезу, что выражает общую установку эпохи.

 

Список научной литературыСтроганова, Ирина Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. «Амазонки авангарда». М., 2001.

2. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001.

3. Айги Г. Реализм авангарда (Беседа с Бирюковым С.) // Вопросы литературы, 1991. № 6.

4. Айги Г.Е. Елена Гуро (1877- 1913)//В мире книг. 1989. № 1.

5. Альфонсов В.Н. Слова и краски.Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М. Л, 1966.

6. Анненский И.Ф. Поэзия / И. Анненский, М. Кузмин. М., 2000.

7. Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М., 1989.

8. Асеев Н.Н. Елена Гуро // РГАЛИ. Ф. 2577. On. 1, ед. хр. 1449.

9. Аскин Я.Ф. Проблема времени: Ее философское истолкование. М., 1966. Ю.Баак ван И. Авангардистский образ мира и построения конфликта. //

10. Russian Literatur. Vol. XXI -1. - Amsterdam, 1987

11. Баевский В. История русской поэзии. Смоленск, 1994.

12. Баевский B.C. История русской литературы XX века: Компендиум / B.C. Баевский. М., 1999.

13. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М., 1916.

14. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. СПб., 2000.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

16. Башмакова Н. «Над далекой полосой отзвука». Финские отголоски в творчестве Елены Гуро // Stadia Russica Helsingensia et Tartuensia/ Vol. 2. Тарту, 1990.

17. Башмакова Н. «Над крайней призывной полосой.» Местность и пространство в творчестве Елены Гуро // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1987. Т. IV.

18. Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы, 1992. Вып. 3.

19. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

20. Белый А. Симфонии / Андрей Белый. Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. А.В. Лаврова. Л., 1991.

21. Белый А. Сочинения: В 2 т./ Вступ. ст., сост. и подгот. текста В. Пискунова. М., 1990.

22. Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». М., 1998.

23. Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1990.Кн. IV V.

24. Бенчич Ж. Барокко и авангард // Russian Literatur. Vol. XX-I. -Amsterdam, 1986.

25. Бенчич Ж. Инфантилизм // Russian Literatur. Vol. XXI - I. - Amsterdam, 1987.

26. Бенчич Ж. Инфантилизм в произведениях Елены Гуро // Europa Orientalis 13: 1. 1994.

27. Бердяев Н. Кризис искусства // Репринтное издание 1918 г. М., 1990.

28. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994.

29. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

30. Биневич Е. Гуро и ее «Бедный рыцарь» // Гуро Е. Жил на свете рыцарь бедный: лирическая повесть, СПб, 1999.

31. Бирюков С.Е. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов, 1998.

32. Блок А.А. Письмо к Гуро // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 24.

33. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. М., 1999.

34. Бобринская Е. Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства // Вопросы искусствознания. 1996, №21.3 5.Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания. 1995. №№ 1-2.

35. Бобринская Е. Натурфилософские мотивы в творчестве Елены Гуро // Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003.

36. Бобринская Е. Слово и изображение в творчестве Е. Гуро и А. Крученых // Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003.

37. Бобринская Е. Футуризм. М., 2000.

38. Богомолов Н. В зеркале «Серебряного века»: русская поэзия начала XX века. М., 1990.

39. Боулт Д. Органическая культура и наследие символизма // Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде XX века / Выставка в галерее Гмуржинска. Кёльн. 1999 2000. М., 2000.

40. Бурлюк Д. Елена Генриховна Гуро // РГАЛИ. Ф. 2577. On. 1, ед. хр. 1456.

41. Вагнер Г.К. В поисках истины: религиозно-философские искания русских художников середины XIX начала XX вв. М., 1993.

42. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард. Екатеринбург, 2000.

43. Венгров Н. Новые книги («Осенний сон», «Шарманка», «Небесные верблюжата») / Современник, 1914 // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 40.

44. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

45. Винокур Г. Футуристы строители языка // Винокур Г.О. Филологические исследования. — М., 1990

46. Вислова А.В. «Серебряный век» как театр. Феномен театральности в культуре рубежа XIX XX вв. М, 2000.

47. Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сбоник научных трудов. Самара, 1994.

48. Время Дягилева. Универсалии Серебряного века: материалы Третьих Дягилевских чтений. Пермь, 1993. Вып. 1.

49. Гаспаров М. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.

50. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2002.

51. Гаспаров M.JI. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2001.

52. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст — 1974: Литературно-теоретические исследования. М., 1975.

53. Герчук Ю. Русская экспериментальная поэтическая книга 1910-х // Искусство книги. М., 1987. Вып. 10.

54. Гете И.В. Собрание сочинений. В. 10 т. М., 1980.

55. Гехтман В. «Бедный рыцарь» Елены Гуро и «Tertium organum» П.Д. Успенского // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Вып. 1 (Новая серия). Тарту. 1994.

56. Гинзбург Л .Я. О лирике. М., 1997.

57. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Степугина Т.В.М, 1996.

58. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

59. Громозова O.K. Воспоминания о Е. Гуро. Рукой М.В. Эндер // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.2, ед. хр. 17.

60. Гуревич А.Я. "Эдца" и сага. М., 1979.

61. Гуро Е. Биографическая справка // РГАЛИ. Ф. 341. Оп.1, ед. хр. 270.

62. Гуро Е. Драматическая элегия «Осенний сон» // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 10.

63. Гуро Е. Еще несколько слов о выставке Поленовой // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.2, ед. хр. 3.

64. Гуро Е. Жил на свете рыцарь бедный // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 9.

65. Гуро Е. Записные книжки с литературными и дневниковыми записями (1890)//РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 1.

66. Гуро Е. Небесные верблюжата. Бедный рыцарь. Стихи и проза / Сост., авт. ст. и примеч. Усенко Л.В. Ростов-н/Д., 1993 (XX век: Редкие книги. Забытые имена).

67. Гуро Е. Небесные верблюжата. Избранное. СПб., 2001.

68. Гуро Е. Письмо Громозовой O.K. // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 22.

69. Гуро Е. Письмо к А. Крученых // РО ГММ. Ф. 7. On. 1, ед. хр. 5.

70. Гуро Е. Проза: «Да будет», «Так жизнь идет» и др. // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 11.

71. Гуро Е. Пьесы: «В закрытой чаше», «Вечер», «Осенний вечер» // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед.хр. 12.

72. Гуро Е. «Песни города», «Порыв», «Приезд в деревню», «Рождественские снега» и др. // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 7.

73. Гуро Е. Сборник рассказов и стихов «Шарманка» // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 14.

74. Гуро Е. Тетради с литературными и дневниковыми записями. Часть 1. (1890 1909) // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 2.

75. Гуро Е. Тетради с литературными и дневниковыми записями. Часть 2. (1890 1909) // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 3.

76. Гуро Е. Тетрадь стихов и прозы // РО ГММ. Ф. 7. On. 1, ед. хр. 3.

77. Гуро Е. Ученические тетради по анатомии, нем. языку, рисованию с литературными и дневниковыми записями // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 4.

78. Гуро Е. Шарманка. Рукопись // РО ГММ. Ф. 7. On. 1, ед. хр. 1.

79. Гуро Е. Шарманка. Рассказы. СПб., 1909.

80. Гуро Е.Г. Из записных книжек (1908 1913) / Сост. и вступ. ст. Е. Биневича. СПб., 1997.

81. Гурьянова Н. Елена Гуро и русский авангард // Scanda Slavica. Т. 36. Копенгаген, 1990.

82. Гурьянова Н. От импрессионизма к абстракции: живопись и графика Елены Гуро // Искусство, 1992. № 1.

83. Гурьянова Н. Толстой и Ницше в «творчестве духа» Елены Гуро // Europa Orientalis 13: 1. 1994.

84. Гурьянова Н. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда // Вопросы искусствознания, 1996. № 2.

85. Гусман Б. Елена Гуро // Гусман Б. Сто поэтов. Тверь, 1923.

86. Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995, № 3.

87. Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987.

88. Дуганов Р.В., Никольская Т.JI. Гуро // Био-библиографический словарь русских писателей. Т. 2. М., 1993.

89. Е. Гуро. Дневники // Russian Literature Vol. XXI - II. - Amsterdam. 1987.

90. Елена Гуро, поэт и художник, 1877-1913: Живопись. Графика. Рукописи. Книги. Кат. выст. / Гос. Музей истории Санкт-Петербурга и др. СПб.: Мифрил, 1994.

91. Есаулов И. Генеалогия авангарда (начало XX века) // Вопросы литературы, 1992. Вып. 3.

92. Жирмунский В.М. Язык. Литература. Эпос. СПб., 2001.

93. Замятин Е. И. О синтетизме // Избранные произведения. М., 1990. Т. 2.

94. Зарубежная литература средних веков / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1974.

95. Зверев А. XX век как литературная эпох // Вопросы литературы. 1992. Вып. 11.

96. Зотова С.С., Усенко Л.В. Параллельные миры: (Е. Гуро о Е. Поленовой) // Поэтика русской литературы: Пушкинская эпоха. Серебряный{ век. Краснодар, 1999.

97. Иванов Вяч. Хлебников и типология авангарда 20 века // Russian Literatur. Vol.XXVII -1. Amsterdam, 1990.

98. Ингольд Ф.Ф. Портрет автора как безличности: К вопросу об эстетике и поэтике русского кубофутуризма // Автор и текст. Вып. 2. СПб., 1996.

99. Иныпакова Е. Ю. На грани элитарной и массовой культур (к осмыслению "игрового пространства" русского авангарда) // ОНС: Общественные науки и современность. М., 2001. № 1.

100. Иныпакова Е.Ю. «До конца я тоже избегаю быть женщиной.» Неизвестные материалы о творчестве Елены Гуро (По материалам коллекции Государственного музея В.В. Маяковского) // «Амазонки авангарда». М., 2001.

101. История всемирной литературы. М., 1987.

102. История русской литературы: XX век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды и Е. Эткинда. М., 1987.

103. Ичин К., Иованович М. «Финляндия» Елены Гуро: попытка интерпретации сюжета // Slavia, 1992. Т. 2.111. Калевала. М., 1977.

104. Капелюш Б.М. Архивы М. Матюшина и Е. Гуро // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 год. JL, 1976.

105. Келдыш В. На рубеже художественных эпох: О русской литературе конца 19 начала 20 века // Вопросы литературы. 1993. Вып. 11.

106. Клеберг JI. К проблеме социологии авангарда // Вопросы литературы, 1992. Вып. 3.

107. КовтунЕ. Русская футуристическая книга. М., 1989.

108. Ковтун Е.Ф. Е. Гуро. Поэт и художник // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1976. — М., 1977

109. Кожевникова Н.А., Петрова Г.Ю. О словарном описании паронимов // Поэтика русского авангарда. Тамбов, 1993.

110. Кормилов С.И. Двадцатый век и литературный процесс в России // Русская литература XX века. М., 1995.

111. Крусанов А. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В 3-х т. Т. 1. Боевое десятилетие. СПб., 1996.

112. Крученых А. Душегубство творки Е.Гуро // А. Крученых, И. Юнон, К. Малевич. Тайные пороки академистов. М., 1916.

113. Крученых А. Заумная книга / Рис. О. Розановой. М., 1916.

114. Крученых А. Кукиш прошлякам. Фактура слова. Сдвигология русского стиха. Апокалипсис в русской литературе. Москва — Таллинн, 1992.

115. Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996.

116. Крылова Н. Очерк теории и литературной практики русского авангарда. Петрозаводск, 2002.

117. Культура русского модернизма. М., 1993.

118. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.

119. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

120. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.

121. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. работы. СПб.,1997.

122. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999.

123. Лихачев Д.С. Петербургская художественная жизнь (1900 — 1916). СПб., 2001.

124. Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.

125. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

126. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История литературы и культуры. СПб., 2002.

127. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман. СПб., 2001.

128. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб., 1998.

129. Макарова И. Очерки истории русской литературы XX века. СПб., 1995.

130. Мандельштам О. Собрание соч. в 4 т. М., 1993.

131. Манифесты и программы русских футуристов / Изд. В.Марков. 1967.

132. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПБ., 2000.

133. Матюшин М. Дневник // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.2, ед. хр. 24.

134. Матюшин М. Опыт художника новой меры // Харджиев и др. К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976.

135. Матюшин М. Опыт художника новой меры. Введение (верстка с правкой) // РО ГММ. Ф. 11. On. 1, ед. хр. 3.

136. Матюшин М. Опыт художника новой меры. Статья // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.2, ед. хр. 21.

137. Матюшин М. Памяти Елены Гуро (ретроспективная картинка футуризма с натуры). Машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1334. Оп. 2, ед. хр. 323.

138. Матюшин М. Русские кубофутуристы // Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. Терехина В.Н., Зименков А.П. М., 2000.

139. Матюшин М. Я видел сон. Статья // РГАЛИ. Ф. 134. Оп.2, ед. хр. 22.

140. Маяковский В. о Е. Гуро. Запись рукой М.В. Эндер от 23.03.1934 // РО ГММ. Ф. 11. On. 1, ед. хр. 10.

141. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

142. Минералова И. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. М., 1999. С. 213.

143. Минц З.Г. Неопубликованное произведение Елены Гуро "Бедный рыцарь" // Russian Literature. Vol. XXIX -1. Amsterdam, 1991.

144. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1992.

145. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке / Отв. ред. д-р филос. наук С.Ю. Сачков. М., 1990.

146. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

147. Мухина Т.Д. Русско-скандинавские художественные связи XIX — начала XX в. М., 1994.

148. Наков А. Русский авангард. М., 1991.

149. Наков А.Б. Беспредметный мир: абстрактное и конкретное

150. Нива Ж. Русский символизм // История русской литературы: XX век:, Серебряный век. М., 1995.

151. Низен Ек. Освобождение земли. Пьеса // РГАЛИ. Ф. 134. Оп. 2, ед. хр. 31.

152. Никольская Т.Л. О рецепции творчества Елены Гуро в русской поэзии 1910 — 1920-х годов // Никольская Т.Л. Авангард и окрестности. СПб., 2002.

153. Нильсон Н. Елена Гуро и «Гилея» // Поэзия русского и украинского авангарда. Херсон, 1990.

154. Нойхаузер Р. Авангард и авнгардизм (по материалам русской литературы) // Вопросы литературы, 1992. Вып. 3.

155. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке // Жили-были. Русская литературная сказка XIX века. М., 1993.

156. Осипова Н.О. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. Киров, 2000.

157. От Луки святое благовествование // Книги Нового завета. Chicago. 1990.

158. Павловский А. Ночь в Гефсиманском саду. Избранные библейские истории. Л., 1991.

159. Пастораль. Идиллия. Утопия. Сб. статей. М., 2002.

160. Письма Е. Гуро к мужу // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 44.

161. Письмо А. Блока к Е. Гуро // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 24.

162. Повелихина А. Мир как органическое целое // Великая утопия. Русский авангард. 1915-1932. Каталог выставки. Берн Москва, 1993.

163. Популярная история русской живописи // Авт.-сост. Конькова Е.А. М., 2002.

164. Поспелов Г. О развитии чувства времени в русском искусстве XIX века: живопись, литература, театр // Мир искусств. М., 1995.

165. Поспелов Г.Г. Русское искусство XIX в.: Вопросы понимания времени. М., 1997.

166. Поспелов Г.Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России. М., 2000.

167. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. М., 1983.

168. Поэтика русского авангарда. Материалы международной конференции. Херсон, 1991.

169. Поэтический текст и текст культуры. Международный сборник научных трудов. Владимир, 2000.

170. Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984.

171. Пространство и время в литературе и искусстве. Конец XIX -XX век. Даугавпилс, 1987.

172. Ракитин В. Тенденции в русском художественном авангарде // Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде XX века / Выставка в галерее Гмуржинска. Кёльн. 1999 — 2000. М., 2000.

173. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

174. Розинер Ф. Искусство Чюрлениса. Жизнь. Личность. Живопись. Музыка. Поэзия. Философия творчества. М., 1993.

175. Ростиславов А. Выставка Союза молодежи / Речь, 1913 // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 40.

176. Ростиславов А. Неоцененная / Речь, 1913 // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 40.

177. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.

178. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995.

179. Русские писатели: 1800 1917 (Биографический словарь). М., 1994.

180. Русский кубофутуризм. СПб., 2002.

181. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000.191. Садок судей. СПб., 1910.

182. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. М, 1993.

183. Сарабьянов Д.В. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М., 1992.

184. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов. М, 1971.

185. Сарычев В.А. «Утренние страны» Е. Гуро // Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. Липецк, 2000.

186. Сарычев В.А. Русская литература и эстетика к. XIX н. XX в.: Сб. статей. Липецк, 1999.

187. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». Воронеж, 1991.

188. Сахно И. К вопросу о взаимодействии поэзии и живописи в русском кубофутуризме // Серебряный век русской поэзии. Проблемы. Документы. М., 1996.

189. Сахно И.М. Русский поэтический авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М., 1999.

190. Сильман Т.И. Подтекст это глубина текста // Вопросы литературы. 1969. № 1.

191. Сироткин Н.С. Эстетика авангарда (футуризм, дадаизм, экспрессионизм) // Вестник Челябин. ун-та, сер. 2, филология. Челябинск, 1999. №2.

192. Спандиков Э. Елена Гуро / Искусство коммуны, 1919 // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 40.

193. Стенограмма беседы директора ГММ А. Езерской с Н. Добычиной от 11.05. 1941"// РО ГММ 13384.

194. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX вв. М., 1984.

195. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 — 1910-х годов. М., 1988.

196. Стихотворения Владимировой А., Гончаровой Н., посвященные Е. Гуро //РГАЛИ. Ф. 134. Оп.1, ед. хр. 41.

197. Терехина В.М. Женщины русского авангарда. // Человек. 1993, № 6.

198. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002.

199. Топоров В.Н. Из истории русской литературы. М., 2001. В 2-х т.

200. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

201. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983.

202. Тютчев Ф.И. Лирика. М., 1997.

203. Усенко Л. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Р.-н/Д. 1988.

204. Усенко Л. Русский импрессионизм и Е.Гуро. Р.-н/Д., 1993.

205. Успенский Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996.

206. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

207. Ученические тетради Гуро по анатомии, немецкому языку, рисованию // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 4.

208. Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // Священник Павел Флоренский. Соч. в 4 т. М., 1993.

209. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

210. Футуризм // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). В 2-х кн. М, 2001. Кн. 2.

211. Футуристы. Первый журнал русских футуристов. М., 1914.

212. Харджиев Н. Борис Эндер. 1893 — 1960 // Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде XX века / Выставка в галерее Гмуржинска. Кельн. 1999 2000. М., 2000.

213. Харджиев Н. Поэзия и живопись // К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976.

214. Харджиев Н.И. Елена Гуро: К 25-летию со дня смерти // Харджиев Н.Р. Статьи об авангарде: В 2 т. М., 1997. Т. 1.

215. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. В 2-х т. М., 1997.

216. Хлебников В. Письмо Михаилу Матюшину // Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде XX века. / Выставка в галерее Гмуржинска. Кельн. 1999 2000. М., 2000.

217. Хлебников В., Крученых А., Гуро Е.: Трое. Спб., 1913.

218. Ховин В. Ветрогоны. Сумасброды. Летатели. / Очарованный странник. Вып. 10,1916 // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 8.

219. Ховин В. Елена Гуро / Очарованный странник, 1914 № 5 // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 40.

220. Ходасевич В. Елена Гуро. Небесные верблюжата / Русские ведомости, 1915 // РГАЛИ. Ф. 134. On. 1, ед. хр. 40.

221. Хольтхузен И. Модели мира в литературе русского авангарда // Вопросы литературы, 1992. Вып. 3.

222. XX век. Литература. Стиль: Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900 1950). Екатеринбург. 1998. Вып. 3.

223. Цимборска-Лебода М. Герменевтика любви. Эротич. сознание и эрот. мимесис в творч. Гуро. Варшава, 1999.

224. Цимборска-Лебода М. О поэтике Елены Гуро. Символическое и сакральное в « Бедном рыцаре» // Europa Orientalis 13:1. 1994.

225. Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и познание человека. Ереван, 1990.

226. ПЬоре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. М., 1990.

227. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000.

228. Эндер 3. Велимир Хлебников и Елена Гуро // Велимир Хлебников: Стихи, поэмы, проза. Сост. С. Блох и В. Ройтман. Нью-Йорк, 1986.

229. Эндер 3. Влияние Е.Гуро на ее современников и на последующее поколение писателей и художников // Europa Orientalis 13:1. 1994.

230. Эндер 3. Мир как органическое целое // Великая утопия: русский и советский авангард 1915-1932. М. 1993.

231. Энциклопедия русского авангарда / Сост. Котович Т.В. Минск, 2003.

232. Эткинд Е. Единство «Серебряного века» // Звезда, 1989. № 12.

233. Эткинд Е. Русская поэзия как единый процесс // Вопросы литературы, 1988. № 10.

234. Эткинд Е. Там, внутри: О русской поэзии XX века. М., 1997.

235. Эткинд М.Г. Русское искусство конца XIX начала XX века (18901917). М., 1968.

236. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1998.

237. Юнггрен А. «Песни города» Елены Гуро: варианты текста и проблема жанра // Поэзия и живопись. Сб. тр. Памяти Н. Харджиева / Под ред. М.Б. Мейлаха, Д.В. Сарабьянова. М., 2000.

238. Языки и тексты: Анализ нетрадиционных форм русской словесной культуры XX века. М., 1990.

239. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987.

240. Baschmakoff N. В пространстве «до Mipa» // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

241. Birjukov S. «Лучезарная суть» Елены Гуро и пути органического развития // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.2.

242. Cymborska-Leboda M. Вершины эроса: эротика и эроэтика Елены Гуро («Дневник», «Бедный рыцарь») // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

243. Flaker А. Об иконичности словесного авангарда // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.2.

244. Gehtman V. «Знание» и «чувство» у Матюшина и Гуро // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

245. Gerver L. О музыкальных ориентирах Елены Гуро // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki. 1999. 16.2.

246. Gur'janova N. «Бедный рыцарь» и поэтика алхимии: феномен «творчества духа» в произведениях Елены Гуро // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

247. Icin К. К мотиву шарманки в творчестве Гуро // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki. 1999. 16.1.f

248. Jovanovic M. Некоторые вопросы мотивного и лейтмотивного строения сюжета «Небесных верблюжат» Елены Гуро // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

249. Loscilov I. Елена Гуро и Николай Заболоцкий: к постановке проблемы // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.2.

250. Orlickij Ju. В. Малая проза в составе прозиметрического целого (А. Добролюбов и Е.Гуро) // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

251. Povelihina А. Возврат к природе. «Органическое» направление в русском авангарде XX века // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

252. Tarasenko О. Сакральные мотивы в системе символоживописи Е. Гуро и М. Матюшина (радуга, вода, драгоценный камень) // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.2.

253. Terehina V. «Птичий код» в творчестве Е. Гуро и В. Хлебникова // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

254. Tyryskina E. Религиозная концепция E. Гуро и принципы авторской репрезентации в свете апокрифической традиции // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.

255. Uspenski E. Елена Гуро: реальные впечатления и религиозный опыт // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1999. 16.1.