автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художник и мир в лирических циклах А. Блока 1907-1916 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художник и мир в лирических циклах А. Блока 1907-1916 гг."
СКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И.ЛЕНИНА
Специализированный совет К 053.01.19
На правах рукописи
ГОРБАНЕВА Анна Ивановна
ХУДОЖНИК И МИР В ЛИРИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ А.БЛОКА 1907-1916 гг.
10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москба 1992
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В.ИДенина
Научный руководитель: гошдвдз.? филологических наук, профессор Л.В.Тврногсхий
Официальные оппоненты:
Доктор филологических наук, профессор Карпов A.C. Канд.вдат филологических наук Ревяхина И.А.
Ведущая организации - Московский педагогический университет
Зашгеа диссертации состоится ¡992 г,
в "/L" часа* на "заседании специализированного совета К 053.01.193 по присуяшетаоу ученой степени кандидата йилологических наук в московском педагогической государственном университете шденй В. И,Ленина по адресу: Москва, Малая йирогов-скг ул.. дсм I, едд.2099
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ШГУ ж.Ленина по адресу II9935, Ыосгза, ¿{ахал Пироговская ул., дсы.1.
&торвфврат р&аослам "ff " cb^Ai^c^A' 1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совать Т.Б.Зуева
Нкя Александра Блока занимав! одно из виднейших мест в нашей национальной художественной культуре. Творчество поэта оказалось удивительно созвучным нашей эпохе.
Основные качества лирики Еюка - нравственная высота,глубина проникяовення в жизнь,чуткость к многоликим проявлениям красот« - является одной из главна причин неослабевающего интереса к Блоку читателей и критики.
Нестояща« работа посвящена анализу филососрско-эстетических аспектов проблема "художник и мир" в лирических циклах л.Блока 1907 -1916 г.г.
Актуальность исследованип. В творчестве Блока одной из основных, постоянных, никогда не исчезающих тем била "вечная" тема - художник и мир. Следует отметить, что эта тема для поэта глубоко личная, жизненная. В мировоззрении Блока, в выражении ого литературной позиции она имела исключительно большое значение. Об этом хорошо сказал Д.Макс1шов:"Позиция, соответствующая образу художника, давала Блоку в окружающей его мире -стихийной, зыбком, неустойчивом и несвободной - некую относительно определённую точку зрения и освящённую давней традицией формулу духовной свободы и внутренней правоты."1
Тема художник и мир - одна из основных тем в мировой литературе - непосредственный образом связана с проблемой человека, с выяснением его природы и сущности, назначения и устремлений, с вопросом о месте и роли личности в жизни общества»
Этой темы в творчестве Блока в той или иной мере касались многие исследователи, но в основном, попутно. Однако, до сих пор на дано сколько-нибудь полного представления о реализации этой теми в творчестве поэта,- в частности, в его лирических циклах. А между тем, изучение наследия Блока в этом аспекте позволяет глубже понять логику внутренних "переходов" от одного цикла к другому, внутреннюю эволюцию творчества в целом.
Новизна работы вытекает из недостаточной изученности лирических циклов - зрелого Блока. Кроме того, в своей работе
1. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока,- Л,- Сов.писатель, 1975,- С.279.
- г -
мы берём за основу не последовательность расположения циклов, а соотнесённость их как компонентов трилогии. Такая соотнбсён-аостъ "позволяет худоанику воплощать непосредственно не наблюдаешь, сущностные взаимосвязи явлений, углублённо постигать мир в его многокачесгвеяности, противоречивости, текучести и единстве."* Сопоставление циклов, далеко отстоящих друг от друга, и исследование образной структуры при такой сопоставлении открывает новые аспекты их содержания. Обращаясь к произведениям, не однажды попадавший в поле внимания исследователей, и менее "счастливым" в этом отношении - циклам "Арфы к скрипки", "Разные стихотворения", .- мы анализируем их в таком ракурсе, который до сих.пор не был применён к изучению творчества поэта.
.Цель и основная задача предпринятого исследования - получить представление о реализации темы художник и мир в лирических циклах Блока ISO? - 1916 г.г. Для этого аы выделяем в анализируемых текстах оппозицию двух типов отношения к искусству и екэни, определяем соотнесённость членов оппозиции с мировым "музыкальным" оркестром, выявляем в калдом из членов оппозиции элементы "хаоса" и "гармонии".
Методологическую основу работы составляют научные достижения в области современного литора-г туроведения.
Многогранность предмета исследования диктует разные аспекты подхода к нему - комплексный подход.Методика исследования одновременно включает элементы историко-литературного и сравнительно-типологического принципов анализа.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения матер-:юв и виводов, содержащихся в диссертации, для дальнейшего вьучеигя творчества Блока и символизма в целой, а такге яр:; разработке вузовски х курсов и спецсеминаров по русс ко»! поэжл лХ ьека.
Апробация руботы осуществлялась не ка&едре русской литераторы Дисвовского государственного педагогического
I. Лктерагуоный• энциклопедически!» словарь. - L'.. - Сов.энциклопедия, C.IG4.
- з - -
университета им.В.й.Ленина (сообщение ко гене диссертации в апреле 1291 н в январе 1592 г.г.). Содержание основных иоиен-вов работы отражено в трёх научнюс публикациях (спксог. приводи! ся в конце автореферат).
С?руктура диссераацй'л. Работа сосгоит аь введения, пяти глав, заключения и библиографического раздела.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования,, раскрываемся его проблематика, определяются цели, задачи, научная новизна и возгонное ни практического применения. Введение включает историографический обзор литературы, теоретическую часть о композиции третьего тона блоконекой лирики, о структуре лирического цикла и о его нанровой характеристике. Во введении гакзе содержится краткое изложение материала о таких блоковских категориях, как "стихия", "музыка", связанных с образом художника, даётся обзор работ, в которых обосновывается необходимость постановки дроблены "худоаник и мир".
Последовательно и глубоко дан анализ содернательного объёма блоковского.слова "художник" в работе Д.Максимова "Поэзия и проза Ал.Блока". Отмечая иироту характеристик в образе художника - от патетической до иронической- исследователь видит определённую связь этого образа с "высокой романтической традицией.И далее эта линия прослеживается в известных теориях Вл.Соловьёва, Бяч.Иванова, А.Белого о преобразовательно-теургическом значении искусства. Таким образом, Д.!,5акс;шовнм раскрыты истоки к традиции блоковского понятия "художник", но проблема "художник и мир" не была предметом специального изучения в его работах.
О связи этой проблемы с проблемой личности ставится вопрос в монографии К,А.Медведевой. Исследователь утверждает, что "мысль Блока о человеке концентрировалась к полнокровно воплощалась именно в сфере искусства, поэтическими средствами, т.е. в том способе познания, отражения и воздействия на
I. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. - Л. - Сов.писатель, 1975. - С.278.
_ ц. _
мир, который являл наибольшую его силу - художника."*
Философская проблема поисков Блоком диалектического единства личного и всеобщего в своём творчестве, гармонии с "мировым оркестром" жизни продолжав! быть предметом внимания учёных, но всё ещё не отличается полнотой освещения. Нет единого мнения о трактовке таких понятий, как "дионисизм", "аполлониз:.:", связанных для Блока с творческим началом.
Не ставя перед собой цели всесторонне осветить названные проблемы, автор диссертации опирается на наиболее авторитетные исследования блоковедов (В.М.Паперный, Д.Ц.Магоыедова) и не стренигся дать какие-либо определения этим понятиям.
П е р в а я .т л а в а "Проблема "культура" и "стихия" и место художника в процессах их взаимодействия в лирическом цикле "Итальянские, стихи" рассматривает две позиции художника, которые выделены Блоком в этом цикле. Первая позиция - позиция "чистого искусства" - определяется Блоком как "творческая ложь", так как если художник уходит от мира в "лёгком челноке искусства1,' он уподобляет своё творчество праздному дню, не отражающему будней кузни. Вторая позиция есть "служение", долг, подвиг - искусство - "ноша на плечах'1. От избрания той или иной позиции зависит, какова будет роль' этого художника в истории культуры, в "мировом оркестре" жизни.
В главе подробно анализируются подциклы '"Венеция" и "Флоренция" как противопоставленные друг другу и выражающие противоположные позиции, а также другие подциклы и стихотворения.
Позиция "чистого искусства" - позиция худоаника, заслоняющегося от жизни, от её мрачных тязёлшгсторон, оборачивает-.: ся утратой жизненной силы., ритма. Поэтому в яодцикле "Флоренция", связанном с декларацией этой позиции, ш встречаем мотивы "безнадёжности", "безысходности", обмана, й стихотворении "Умри, Флоренция, Иуда", написанном в форма публицистического памфлега, Блок выступает с обличением "цивилизации" от тонн "культуры". Современная Флоренция, 'Предавшая Флоренцию Леонардо
I. Медведева К.А. Концепции "нового человека" и идея "артистизма" в творчестве А.Блока. - Владивосток. - Изд-во Дальневосточного ун-та, 1384.- С.12.
¡1 фра Бзато Аняеллко, становится частью "странного мира", тема "сперм" ззучиг здесь с большш па^осои. Б шестой сгихогзоре-Иии подцикла "Флоренция" "лёгкий челнок искусства" несет в себе семантику "смерти", он напоминает о гондолах-'гробах" из подцикла "Венеция" ("Гондол безмолвные гроба")(3.102). Флоренция, в отличие от Равенны (город - "сияний младенец"), для Блока - город-"мертвец", город-Иуда, а нём царствует "цизплизация", похоронившая под собой "культуру" Ренессанса. Ко в то же время Флоренция - колыбель Прекрасного, "ирис неяныл", с помоцыэ которого легко погрузиться в манящий обман, отрешиться от мира.
Во флорентийской цикле худозник - раб своей мечты, со "стареющей душой", опьянённой ядаии "тонких сладких гармоний". Его искусство, успокаивающее, гармонически умиротворённое, но не жизненное, оно ллиено истинной окрыляющей силы. Уход в мир "мечты о запредельной", мир гармонии, "пезных тонов" сопровождается лейтмотивами "безысходности", "хмельного забвения". ".Мир "культуры" трактуется как иллюзорный мир "сна и хмеля", где "всё происходит по каким-то чуть-чуть изменённым, нездешшм, нелюдским законам".(5.353) "Великий сон и разымчивый хмель" "культуры"(5.353) противостоит просыпающейся "стихии".*
"Стихия", по Блоку, соединяется с теми явлениями, в которых проявляет себя движение мировой жизни (природа,искусство) 3 первом стихотворении цикла - "Равенна"- даётся оппозиция смерти-яизни. Причём эта оппозиция "перевёрнута": "живыыи"для Блока являются лишь те явления действительности, которые он называет "стихийными". Современный город выглядит как кладбище ("дома и люди - всё гроба")(3.99), тогда как древние надгробья :.:ивы, оли "поют", будят и призывают, их"голос" слыыен в мёртвом безмолвии. Существуй! определённые "преграды" на пути проявления притаивпе::ся, как бы ушедшей под землю "стихии" - "безмолвны гробовые залы, Тенист и хладен их иорог"(5.98),"розы оцепили ,вал"(3.99).Лейтмотив "ограды" соединяет подциклы "Равенна" и "Венеция", в первом стихотворении "Равенна" он обнару-кивает консонантную цепочку со словом "гробница'Ч гробница-порог-
I. Папершлй В.м. Блок и Ницше.- Уч.зап.хГУ.- Вып.491.-Таоту.-1S79.-C.I05.
- б-
ограда).
Но несмотря на "прегради" глубокие связи со "стихией" не прерваны. Они восстанавливаются, об этом свидетельствует образны;! строй с?:1хотвореш1Я:"печаль о невозвратной поре", пророческая "тень Данта", обращающаяся к блоковскому художнику черзз века, облик современных равеннских девушек, которые £ воображении поэта становятся персонификацией Мадонны, ожидающей появления на свет младенца - будущего Мессии.
Наблюдаемая оппозиция "культура-цивилизация";принимает разнообразные формы противопоставления: смерти-низки, бренности-бессмертия, прошлого-будущего.Она по-разному реализуется в художественных клетках цикла, из контекста которого ясно, что "цивилизация" обречена на умирание, а возрождение "культуры" ожидается таи, где громче голос "стихии" и где она познана художников.
Основным критерием оценки художников, их розяцки является для Блока их близость к стихии (жизни народа). Искусство будет детищем культуры только тогда,- когда художник воплощает е нём движение и дыхание стихии.
Вторая позиция художника - позиция - "служение" просле-киьастся в педцикле"Венеция", триптихе о деве "арии, где стремление Блока к изображению жизненного "бытового" наало отражение ъ мотивах поругания, унижения, осквернения красоты. Блок создаёт образ художника, способного интуитивно предощущать грядущее обновление.Таким художником, поэтом-нророком является для Блока Данте. Поверх столетий и национальных культур Данте подаёт руку блоковскому художнику - носителю "культура и музыки будущего, заглуиасмой пока нестройным хором голосов носителей бсзмузыкальноИ цивилизации".
После поездки з Италию Блок писал, ч: '.го мысли об искусстве здесь "разъяснились и подтвердились". В цикле "Итальянские стихи" наметился ответ на. поставленную проблему - проблему выбора позиции. Художник избрал позицию деятеля "культуры", Блок - концепцию "человека-артиста", и следующий рассматриваемый цккл "Кармен"- это рассказ о сложных, трагических,но и радостных взаимоотношениях художника, принявшего идею со 'Ьлужсииеы" со стихией, воплощённой в образе Кармен.
Вторая глава "Взаимоотношения худохника и "стихии" в цикле А.Блока "Кармен"" з своей основе содержи? наблюдения над геи, какую роль сыграл цикл "Кармен" з общем движении эстетических представлений Блока, в философской решении проблемы "худохник и мир". Тема Кармен - тема не подвластности личности ничему - ни жизненным устоям, ни закопай, ни плоти, ни чувственности ("О, никогда моей, к ты ничьей'не будешь!"). Не сбиваясь, не "фальшивя" ведёт она свою партиз до конца, не изменяя себе, ни га что не цепляясь в "пзпи, ни в чём из её внешних атрибутов не нуждаясь. Мифологически" с го-кет, связанный с образоы-сицволом Каркенситы, дак в блокозскоа цикле в виде отдельных свободны:: описаний (сцена гадания, одинокий Хоэе у "серых стен Ночной таверны Лиллас-Пастья", влюблённый Эскамильо, идущий к Карман), Ко поэт далеко выходит за рачки этого сюнета, строит свой "миф о Кармен", Кармен -"царице блаженных времён", родина которой "берег счастлпзий", "сини;"!, сини;;, певучий, певучий, неподвиаио-блахешшй, как рай". Кармен многолика: это "демон утра" и грозная комета, героиня оперы и современная женщина, славянка, которую ндёт возлюбленный " у плетня на закате горячего дня" и гордая испанка, за которой "спеват пёстрой толпою" поклонники. Образ героини цикла бесконечно синтетичен, потому что это сама "стихия" в её разнообразных "воплощениях". Стихия природы (океана, необычной снежной весны), стихия космоса, самая тёмная и странная из стихий - стихия всепоглощающей страсти и стихия творческая, просветлённая "мыслью мира" - стихия "музыки". Проявление стихии "музыки" в героине очень активно, это наход-.1 иг выражение в музыкальных словесных образах:"стан певучий", "дивный голос","всех линий - таянье и пенье", "песня Ваших ненных плеч".
Развитие взаимоотношений художника и "стихии", воплощённой в образе Кармен, является основой лирического сюжета в цикле "Кармен", оно обуславливает структуру цикла - расположение стихотворений. Как известно, Блок нарушил хронологическую последовательность стихотворений, стремясь к последо-
вательиосгк драматической.*
Высолю эмоциональную ноту, напряженность сообцаеи* произгедашз тот масштаб вселенского, который задан в начальном стихотворении - "Как океан меняет цейг" и повторён с космическим размахом в финальном. Прекрасная и грозная стихия природы (океана, грозы, бури) и "сердца строй" даны во взаимосвязи. Ожидание рождения любви и томительное воскресение природы весной - это завязка сиге та, предвестие "музыкальной волны, идущей от "мирового оркестра". Необычная снежная весна - отражение "смятенной" души героя, она сродни "белым" ночам (цикл "Арфы и скрипки", стихотворение "Май жестокий с белыми ночами"), призрачным, сбивающим обычный ритм природы. Новые ритмы, внесённые в жизнь "стихией", управляют и человеком. Этот ритм, ритм айвой лизни должен быть,но Блоку, мерилом искусства. Говоря о мощном внутреннем ритме художника, творящего в согласии с'"мировым оркестром", Блок думал,в конечном счёте, о гармоническом согласии художника с жизнью - страшной и прекрасной, ненавистно!; и влекущей.
Но трагизм отношений с ней в том, что художник существует на рубеже культуры и стихии, и пот<2му он, с одной стороны, ощущает общность с творческой стихией, с другой, отделён позицией рефлектирующего созерцателя. Саги навстречу "стихии" неизбежно влекут за собой потери ценностей "культуры" - л самой древней из них -"памяти об отчизне". Отгороженность, замкнутость- "состояния", характерные дли герои цикла,.состояния "демонические", которые можно преодолеть только в творчестве,' воспроизводящем деятельность стихии в культуре. 3 финале цикла художник разрешает трагическое противоречие - из "первородного хаоса" X"дикого сплава миров") здссоздаётся "гармония светил", "музыка и евот", но для этого необходимо определённое нравственное усилие. В восьмом стихотворении цикла - "Ты - как отзвук забытого гимна", приближаясь к героине, лирический герой видит, что и во "сне" она уходит, ин
I. Горелов А. Гроза над соловьиным садом.-Л.- Сов.писатель, 1975.- С.387.
начинает понимать, что соединение "сумрачной" отчизны ¡¡"Слаженного брега" невозможно, и он навсегда останется по другую сторону от "недоступной" мечты. Б ''зркен поэт видит свою мечту о былом, утраченном равновесии, потерянной жизненной гармонии.("Ты - как отзвук забытого гимна"), но в то ко время он страстно келает увидеть в душе героини то, что связывает ее с будущим - строгий образ пути.("Пусть эта мысль предстанет строгой, Простой и белой, как дорога, Как.дальний путь, Кармен!").
Б финальном стихотворении - "Нет, никогда мое';, и ты ничьей не будешь" - смысловые линии цикла, уяе данные ранее мотивы повторяются на ином уровне ( например, мотив "иной, отчизны" переходит в мотив стремления к "созвездиям иным"). Происходит диалектический переход как в объективном, так и в субъективном плане: в отношениях героев, мучительных и вместе с тем радостных, возникает так страстно желаемое чувство сближения - чувство родства.("Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.") Впервые оно начинавг проявляться со стороны героини в седьмом стихотворении - "Еербы - это весенняя таль") - в изменении её облика, в сближении его со "славянским". Эта рсзпоЕОсприимчивость, свойственная Кармен, своеобразный космополитизм - одна из характерных черт чело- . века-"артиста". Источник духовной близости героев в особом "художественном" восприятии мира. Творческое начало сос п-ляет сущность героини, это "жадное стремление нить удесятерённой иизньн, стремление создать такую яизнь"(6.567), поэтому ото низнь-"полёт"', вечная Юность ("младость").
Воплощение идеи творчества, понятого как нисг^ндеппе в Ад и восхождение в Рай (к вершинам жизни) мы наблюдаем в лирическом цикле Блока "Арфы и скрипки".
В т р е т ь е й , г л а в е "Два типа отношения к жизни и искусству" путём анализа цикла "Арфы и скрипки", -системы его оппозиционных неразрывно связанных лейтг;?тивов выявляется наличие в нём двух типов отведения к искуссву и. жизни.
Цикл "Арфы и скрипки" - один из самых трагических циклов Блока, в нём по-новому прозвучали темы "страшного
мира", особенно раздела "Пляски смерти".
Лирический герой цикла "Арфы и скрипки" - носитель • индивидуалистического типа сознания, сформированного "лонг: пой" культурой. Это проявляется, прекде всего, в реальной жизненной позиции - в моральном поведении, в противопоставленности обществу. Для типа индивидуалистического сознания характерны склонность к "уходам" от жизни и полная потеря общезначимых критериев различения "добра" и "зла", утрата "голоса будущего" и самолюбование своей гибелью. Для Блока, этот тип сознания ассоциируется с полной дисгармонией с "мировым оркестром" жизш..
Типу индивидуалистического сознания Блок в цикле "Арфы и скрипки" последовательно противопоставляет иное, "артистическое" отношение к жизни и искусству. В условиях недельной "негармонической" цивилизации оно встречает непонимание,злобу, чаще всего это даётся в цикле как ситуация "глухоты", непонимания песен, танца.(например, в стихотворении "Испанке"). В стихотворении "На смерть Коммисаркевской" - одном из ключевых стихотворений цикла - такое непонимание, "безо-ответкость" современников ведёт к утрате "зова будущего. С...ерть такого художника - предвестие грядущего обновления для "слепьк" и "глухих" людей."Худокник -провозвестник будущего, его воплощённый символ, его гибель закономерна,так как воплощение покамест-нестойко, лишь предварительно".*
Т. 11.Родина считает необходимым сопоставить образные построения поэмы "Двенадцать" и стихотворения о Коммиссар-яевской. Прежде всегс, её внимание привлекает слоано сконструированная метафора - "развёрнутое ветром знамя" и образ Христа-флага - "плещущийся флаг" в записанном С.М.Дяянским рассказе Блока о видении Христа.Наблюдения её очень существенны. Здесь Блоком создана структура многоплановая, развивающаяся от произведения к произведению, Заслуживают внимания и другие аспекты трактовки образа души художника. Например, образ крыльев, претерпевший в поэзии Блока определённую
I. Родима Т.М. Блок и русский театр начала XX века. - !.!.: Наука, 1979. - С.221.
трансформацию.* В стихотворении "На смерть Коммиссаряев-ской" крылатость дуаи худокника отражает "мятеж исканий, смертельную тревогу тех взлётов и тадсний, хивым воплощением, ко торта била Вера Фёдоровна К о мм к с с а р:?. о в с к а я ". (5.416). Тревога художника - "отзвук" мятека и тревог ."стихии", "рыдание" ег. идёт от "струнного плача" небесного музыкального начала. "Зпутренний" голос художника - один из голосов "мирового оркестра". Так, "голос" Коммисар.~евской для Блока был "лирической нотой на сцене" и ассоциировался с "нежнейшей скрипкой". "Земная" судьба худояника случайна, по утверждению Блока, "ей он платит за неслучайный путь", часто она трагично. Но ху-дошшк обязан глядеть прямо в лицо мира, принимать и познавать кизнь во всей её сложности и противоречивости,• иначе его "голос" "фальшив".( стихотворение "Голоса скрипок").
Позиция созидательная, творческая вырахека в стремлении создать цельное произведение, своими ритмами, звучанием отражающее гармонию внутреннего мира поэта. В условиях недельной, "цивилизованной" действительности это оказывается невозможным, так как существует множество обстоятельств вне художника и в нём самом, которые способны помешать о тому намерению. Утрата "музыки", утрата мира Идеала вызывает активность "тёмных сил стихии", е^' "демонизм", дисгармонию, которая приводит к трагическому разрызу в системе лейтмотивов: тьмы-света, ада-рая, полёта-скованности, застывания-горения, приобретая комплексное внрзиение в противопоставлении "арф" и "скрипок" к: : двух начал музыкального бытия.
Лирический герой "Арф и скрипок" осознаёт трагическую противоположность целей и результатов своего отношения к низни, но не может отказаться от "пламенного" хоровода праздных страстей, от самопревознесения над "дру-
I. Ленчик Л.Е. О трансформации художественного образа в поэзии А.Блока. // Научные труды Новосибирского гос, пед. ин-та. - 1970. -Вып.59. - C.II6-IS9.
гими". "Полёг" и "скованность" - состояния дуии героя, которая двинется по кругам "ада" страшного мира, порываясь к 'иному , но вовлекается всё глубае и глубже в-водоворот "мирового колеса", заглушающего звучание "мирового оркестра".
Для художника переходной эпохи характерна замкнутость в определённой среде, лирика как "особый способ перекивания гизни".(6.3^3) Лирическая стихия делает художника своим инструментом, "свирелью" (статья "О лирике"), искусство его становится тем опаснее ("отрава лирики"), чем оно совершеннее. С лирикой как субъективной стихией связана в цикле тема "смыкания: кругов". Символ :сруг", в последнее время всё более привлекающий внимание исследователей, связан не только с темой безысходности, судьбы, смерти, как пишет об этом исследователь И.В.Абрамец,1 но также, по-видимому, с роковой неизбежностью для худонкика погрузиться в "ад" кизни, пройти все его круги, вобрать в себя все ритмы. В "Араах и скрипках" как цикле, связанном с семантикой круга, основным "музыкальным" ритмом ыокет быть назван ритм вальса, танца, передающего движение по кругу (самого крунащегося и идущего по кругу). Ритм был важен для поэта тем, что давал возможность вылазить "музыкально", образно.то или иное явление, так, например, ритм мазурки он сделал лейтмотивом поэмы "Возмездие". В цикле "Арфы и.скрипки" ритм "лёгкой музыки вальса" таинственным образом совмещается с ритмом "механического колеса" ■ цирчлизации, символом которой становится стальная летательная машина, могущая "легко раздавить и пожрать человека..." (4.124). В стихотворении "В неуверенном зыбком полёте" вальсовый ритм крунения передан тагсха в ритмике стиха, конечно это не вальс, но намёк на него.("Но под лёгкую музыку вальса Остановится сердце - и винт")(3.137).
Для Блока "музыка" неразрывно связана с понятием ритма или, что вернее, ритмов. Ритмы эти сталкиваются, услок-няются, но.кивой индивидуальный ритм подчинён общему ритму.
I. Абрамец И.В. Символ "круг" в лирике А.Блока. - Филоло-
ги- 4ские науки. - 1984. - - С.64.
Ригми жизни и смерти, противостоящие друг другу, переданы Блоком в образах "пляски смерги"(раэдел цикла "-^Странный пир") и "пляски хизни"(стихотворения "Опустись, занавеска линялая, на больные герани мои"., "Когда- то гордый и надменный" из цикла "Арфы и скрипки"). Ритм как фактор временных соотношений имел для Блока большое значение. 'Оценить художников по признаку "артистичности" означало для него оценить их по той степени мастерства, с каким "жизнь мира отразилась в их рит-мах"(6.Ш)"Л •
Четвёртая глава "Цикл А. Блока "Разные стихотворения'^ 1908-1916 гг.) - "стихотворная публицистика" проблемы "художник и ыир". Анализ стихотворений, составляющих художественное единство цикла "Разные стихотворения", подтвера-дает, что проблема "художник и мир" в нём актуализирована,даётся в связи с явлениями текущей жизни. Несомненно, что смысловой центр цикла составляют послания поэтам-совремеш. кам. Близость художников определяется не наличием реминисценций, не внесшей полемикой, но именно близостью, сходством концепций, в которых так иди.иначе воплощены художественные и человеческие миры, разнообразие судеб художникоз-тсовременников -показатель "воплощённости" и "невоплощённости" личностью своего духовного потенциала. Таким, "невоплощённым", предстаёт тип "литератора модного", данный в цикле, несущий в себе "неживое" начало ("мертвец") в противоположность настоящему худогчику с характером сложным, противоречивым, мятущимся (стихотворения "Поэты",""Друзьям", "Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух"), связанному с "живым", стихийным.
Художник, по Блоку, не причастен к житейскогу тлс.,ьп (отсюда мотив - "В дни ваших свадеб, торжеств, похорон"). Если даже "средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он", величие художника в том, что он может "поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину духа".(б.163) Творческое начало трактуется как стихийный эрос (стихотворение "Художник"), как преображение жизненн... форм, в процессе которого происходит "убийство" ради "рождения". Явно "демо-ническим"началам противостоит антидемонизм, но связан он не со смирением, не с уходом от"жизни торопливой", но с решением
I. Магомедова Д.М. Блок и Вагнер.// Тезисы I Всесоюзной конференции "Творчество Блока и русская культура ХХвека.-С.Ю".
...... - 14-
выстоять, не обиться с пути,"воплотиться" через отказ от себя ради счастья другого человека (стихотворения "О нет! не расколдуешь сердца ты", "Перед судом", "Ты тзердшаь, что я холоден, замкнут и сух").
Пятая глава "Цикл "Родина" и реализация в нём сознательного творческого отнокения человека к культуре и истории." "Родина" - глубоко философский цикл, где не только концепция, но вся трактовка личности развёртывается преимущественно в философском аспекте.
Название цикла - ""одина" - имеет какое-то не сов-се: общепринятое. значен^. Об этом пикет в своей статье Г.И. Дербенёв: "... название цикла мы понимаем по-современному. На;, самом деле корень слова "родина" - "род"... Может быть, смерть и рождение, смерть и родина слиты для Блока в едином явлении?" Родина, для поэта, живое существо, которое"живёт и дышит". "Чем более чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе как живой организм": "... на каждый удар и укол она поднимает гневную голову, под каздой лаской становится нех-чой. и страстной"(9.89-30). Взаимоотнонения с ней похожи на взаимоотношения с возлюбленной, но в то же время в ней есть материнское начало. Эти аналогии говорят о стремлении автора выразить то синтезирующее, незыблемое начало в необозримых просторах Времени, которое является одними и .зми же вратами - рождения и смерти. Значение родины открывается во взаимосвязи человека через родину со всей землёй, со всем человечеством, с космосом.
Анализ отдельных стихотворений, а также некоторых тем и лейтмотивов (например, лейтмотив "сердца") юзво-ляет сделать следующий вывод: образ России отождествляется поэтом с комплексом всех нравственных и жизненных ценностей. Историческое значение собственного душевного развития осознаётся только как неотделимое от целого. Это
I. Г.ербенё-ч Г.И. Антимония Борьбы и Покоя в поэзии А.Блока.// Поэзия А.Блока и йольклорно-литературные традиции. - Омск. - 1984. - С.87.
детство, первые, ещё далеко не осознанные мечты о подвиге ( стихотворение "Сны"), воспоминания о Первой любви (стихотворение "Посещение"), зрелость (стихотворение "Русь моя, яиэнь моя"), уход из яизри (стихотворение "Последнее на-путсззпо").
.'.'иуологи.чески целостно и глубоко соотнесены в цикле "прошлое" с "будущим". В исторической значении.прошлого (освобождение России от монголо-татарского ига) была заложена идея спасения России настоящей. В 1912 году в примечаниях к третьему тому стихотворений Блок писал: ."Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям сундено возвращение. Разгадка их еще впереди". Грандиозную социальную бит--ву ецё предстоит перенить России, всегда преодолевающей невозможное ("к невозможное возможно"),'России, как бы заново мучительно роздащейся ("сквозь кровь и пыль"), с.ре-кящейся воплотиться в "артистическое человечество".
Путь-рождение, путь-битва происходит не в конкретно ограниченном художественном пространстве (стспь, река, кровавы.1: закат, туч::). Из пространственного он переходит во временное, он связан со взлетами и падениями, но надысто-рьческое значение России раскрывается не в "фактах" постыдного, "тёмного" и "страшного" мещанской Руси, но в светлой . сущности, соотнесённой с"духоц музыки", - "Новой Амери' ". 'Историческая победа светлого начала зависит от каждого . представителя "рода", от творческого, созидательного отно-сенкя человека к культуре и истории своей страны, от избранной позиции.
3 заключеаи и излагаются основные выводи, определяются перспективы для изучения лирики Блока в будущем.
Интерес к кивни и творчеству А.А.Блока с кандым годом всё возврастает, поэт притягивает к себе многогранностью поэтического видения мира и напряжённой работой иисли. "Поэт -величина неизменная, - утверждает Блок.-¡íurys устареть его язык, tro приёмы; но сущность его дела не ус герое ."Нельзя сопротивляться могуществу гармонии, внесенной в мир поэгоц."(3.138.КО).
По тема диссертации опубликованы следущие работы:
1." "Культура" и "стихия" и место художника в процессах их
взаимодействия в цикла А.Блока "Итальянские стихи".-Деп. в ИНИОН АН СССР ( № 26238 от 1.08.86 г.) - 22 с.-Ук. Нов.пов.лит-ра по общественный наукаи.-Литерагуро-вадениэ, 198?. - Й I.
2. Художник и "стихия" и их взаимоотношения в цикле А.Блока "Кармен".- Деп. .в:ИНИОН АН СССР (В 42674 от 13.08,90г. - 19 е.- Ук. Нов.сов. лиг-ра по общественный наукаи,-
Ль ге"агуровадениеД991,-11;1 .
3. К вопросу о позиции лирического героя в цикле А.Блока "Через двенадцать лет". -// Проблемы советской литературы: Меквуз.сб.науч.труд./Цоск.гос.пед.ун-т им. В.И, Ленина. - П.,1991.- С.13-20. ^
Подл, в печ. 03.04.92 г. Тираж 100 экз. Заказ » 13731
Централизованная типография.ГА "Союзстройматериалов"