автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Влияние ислама на духовную культуру народов (социально-философский анализ)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мансуров, Акбарали Насирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Влияние ислама на духовную культуру народов (социально-философский анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние ислама на духовную культуру народов (социально-философский анализ)"

МЫЖСТЕРСТЗО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛ1Н0ГС ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Ташкентский ордена трудового Красного Знамени государственный университет имени В.И. Ленина

На правах рукописи

МАНСУРОВ АКБАРАЛИ НАСИРОШН ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА. НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ НАРОДОВ (Социально-философский анализ)

Специальность 09.00.Об - научный атеизм,религия

(история и современность)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташхэнт

Работа выполнена в Ташкентском ордена Трудового Красн< Знамени государственном.университете ем. Б.К.Бенина. Научный руководитель -кандидат философских наук,

доцент ЕГЖЕЕРДКЕВ Н.У.

*

Официальные оппоненты -доктор философских наук, профессор,

Ведушее учреждение -Ташкентский государственный институт

Защита состоится "30" января 1932 г. в 16— часоЕ на заседании специализированного совета Д, 067.02.07 по присуждению ученой степени доктора философских наук в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете км. В.К.1енпна (70000и, г. Ташкент, ул.ок-гелвса, 60 - а, ИПК при ТашГУ им. Б.И.ленкна, ¿-ь зтак, актовый зал).

С диссертацией мокно ознокомиться- в научное библиотеке университета (Вузгородок).

Автореферат разослан "28" декабря 1291 года.

Ученый секретарь

заслуженный деятель,науки республик! Узбекистан АРТЬКОВ А.А.

-кандидат философских наук КУРБ0Н0В С.К. •

доцент

I. ОШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ЛИССЕРТАЩ®.

Актуальность темы исследования обусловлена задачами со -вершенствования общественных отношений, развития и обновле -ния нашего общества,, что невозможно без всемерной активиза -ции интеллектуального, духовного потенциала» обращенности к человеку, внимания к его реальному облику,.потенциальным возможностям, потребностям.

Реализация курса преобразования всех сторон жизни советских людей требует новых подходов к проблеме духовной куль -туры, к анализу её истоков, структуры и задач в современных условиях, к исследований места и роли в ней религиозного' фактора, к изучению соотношения национального и религиозного в духовной культура народов, в частности народов Средней Азии.

3 советской историко-философской, социальной литературе проблема влияния ислама на духовную культуру народов изучена недостаточно. Исламское богословие и" духовно-академическую религиозную философию татке не принято рассматривать как часть исторического культурного наследия народов Востока, как своеобразную сторону единого историко-культурного процесса, . сконцентрировавшего в себе черте и особенности времени.

' Ныне гн уже не ишом права легкомысленно спахиваться от весомых пластов в нашей исторической культуре, в нашем ду -ховном наследии. Интьрес-к вопросу изучения влияния ислама, на духовность народа необходим для возрождения целостности .отзчествэнной культуры и распространения духовного наследия ислама. ■~"г "•""" "

Характерным для наших д£ей является возросший интерес населения, республики к исламу, его рола в истории развития региона, в становления й развитии духовной -культуры узбек -ского народа. Ншп опрэдг лённая часть общества и'духовенства связывают с исламом возрождение национальной культуры, ос -мкеление нравственного идеала мусульман, видят в нем сред -ство активизации социальных и политических,сил, метод решения некоторых проблем экономической и общественной жизни в республике. Объективный подход; к изучению истории узбекского народа,. исследованию культурно/духовного наследия прошлых • эпох будут служить обогащению духовности и обеспечению со -

труд-шчества верующих и неверующих в решении социальных, экономических к политических задач современности. Проведение радикальных реформ в стране и в республике будет возможным только при условии, еслг в них примут активное участие как верующие, так и неверующие.

В условие: принятия нового союзного Закона "О свободе совестя и религиозных организациях",а также и соответствую -шего ему республиканского Закона, закрепивших правовой ста -туе религиозных организаций, расширивших границы их деятельности, возрастает значение поиска норм наиболее продуктивного диалога между людьми различной мировоззренческой, конфессиональной и национальной принадлежности, выявления новых граней сотрудничества между ними, поддержания гражданского согласия, гармонизации социальных и нравственных отношешг';, консолидации различных общественных сил. Возможность осуществления этих задат находятся в прямой зависимости не только от решения таких вопросов как обеспечение равенства граждан в политической, общественной, экономической и культурной областях, но и в немалой степени от обеспечения гарантий сво -боды совести. ' . ■

Демократизация, и .гуманизация общественной жизни5 расни -рение гласности, возрастание социальной.активности трудящихся приводят к усилению роли суждений масс в регулировании и стимулировании мэяличностных отношений. Немалое и неоднозначное влияние на формирование общественного мнения оказывает при этом религиозно-политическая пропаганда,ислама как уни -версальной теории и способа жизни, что выдвигает задачу специального научного исследования причин сохранения и возрас -тания интереса к исламу в наш дни.

Рост социальных ожиданий от реализации нравственного потенциала ислама приводит нередко к абсолютизации религиозных ценностей, их решающему влиянию.на формирование общественного »/¡нения, к искаженному предстгшлетт о месте религии и атеизма в системе духовных ценностей. Сложность и неодно -значность происходящих ннне в кашей стране процессов требует разработки социально-психологических и нравственных принци -сов консолидации чбществекных сил с целью недопустить развития дезинтегращонных зндрчций национализма и конфессионалъ- '

иол розни. Сотрудничество людей, придерживающихся различных взглядов на мир,- различного шровоззренпя,- по-разному относящихся к религии - боъективная необходимость и условие нормального функционирования государства. К последние годы на глядно подтвердили, что основные kolJibiktu в обществе происходят не по линии мировоззренческих различий, хотя некоторые силы.и хотели бы их изобразить таковыми. Несмтрл на существующие трудности экономического и политического порядка,и ве -рующие, и неверующие совместно выступают за проведение конструктивных реформ в стране и установления порядка.

Современные кризисные проявления в развитии ку :ьтуры, в 'межнациональных отшдониях, падение авторитета былых соцзаль-ных идеалов во многом явились результатом попыток подаеаить идейную борьбу, противостояние намного и религиозного кпро-воззрений, ыетодакн ком^дно-административного диктата в духовной кизпи общества. Анадз современного противостояния материализма и идеализма, свободомыслия и религии -.ввд^тель-ствует о том, что поверхност1гте, политизированные оценки роли и места религии в духсЕной жизни народов пс;сазаш5 свою полную несостоятельность. Необходимо ответственно взглянуть к на реальнее положение религии в нашем обществе,, и на представление об этом лолояешав, которое возобладало в официальной идеологии.

Следовательно, актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью её философского анализа,- вызванного потреб -ностями социального развитая нашего.общества, идущего к своему качественно новому состоянию, а такге необходимостью анализа диалектических процессов развития духовной кужтуры и противоречивостью их отражения в общественном сознании. Она обусловлена также необходимостью формировать у советских гаодей активную гражданскую позицию, стремлением сознательно и объективно оценивать происходящие в жизни события, умение . влиять на их развитие, .убедительно зашишать сбои мировоззренческие позиции. Назрела и настоятельная необходимость пере -осмысления концепции ^теистической работы, подчинения её решение задачи развития духовной культуры народа.

Степень разработанности проблемы. Данную проб,;.'': несмотря на ее актуальность, пелзя считать достаточно изучен -

ной и разработанной и специально исследованной, хотя вопросы развития д^ровной культуры и анализа места в её структуре и функциях религиозного феномена являются предметом междисциплинарного, исследования.

Изучению роли ислаш в жизни народов Среднем Азии посвя-. щены многочисленные исследования союзных, зарубежных и рес -публиканских учёных, рассматривающих-поставленные проблемы в гносеологическом, методологическом, социологическом и г.сто -рическом аспектах. Большое место в них отведено и анализу вопроса взаимосвязи ислама с духовной культурой народов, принявших данное вероисповедание. Следует отметить, что не все научные труды по проблемам исследования имеют одинаковую историческую ценность и практическую значимость; ряд них содержат неточные оценки, рассматривает религию как пережиток прошлого, не связывает 'её воспроизводство с современными социальными деформациями. Тем не менее они содержат богатый эмпирический материал и-теоретические вывода, представляющие значительный интерес для исследования данной проблемы»

- Общие вопросы духовной культуры, её структуры, законо -мерности развития проанализированы в работах Арнсльдова А.Н., Боголюбова C.B., ИпатоЕа А.Н.,Кучинского С.А., Межуева З.М., и др. Философский аспект взаимосвязи культуры и религии в определенной мере .лшёл отражение в научных трудах Зоц В., Тэнасе А., Угринонача Д., и в ряде коллективных монографий: : Специальному изучению различных вопросов истории ислама, свободомыслия и их места в духовной культуре - народов Средней Азии посвящены научные исследования Абдусамедова А., Артыко-ва А., Бартольда В., Г"одшева Ш., Джаббарова И. „ Исхакова А., Ыакатова И., Саидбаева Т., Усманова М., Хайруллаева М., Шу-курова Ж. и др. ' _

Ряд научных трудов посвяшён анализу материальной и духовной культуры народов Средней Азии в эпоху утверждения и дальнейшего развития ислама на этой территории. Речь идет о трудах Абдуллаева М., Аликулова X., Бартольда В., Керимова Г., Саидбаева Т., Смирнова 0., Сухаревой 0., Шукурова Iii. и др.

I. Культура и религия.// Л., IS77; Взаимовлияние форм культуры в духовной 5шзни общества.// Л., ,1985«

Внимание исследователей республики привлекают тякдэ вопроси анализа причин сохранения религиозности и возрастания интереса к исламу в современных условиях- Среди них исследования Ашкрова В., Багабова М., Валиева М.,. Худайбердиева Н., Эгамбердиева Н. и др.

Последние годы обусловили появление ряда публикаций учёных, заново переосмысливающих концепции и оценки религии, её место, в том числе и ислама, в общественной и духовной жизни народов, разрабатывающих новые подходы к атеизму и атеиста -ческой работе среда населения. Интерес представляют работы Арипова М., Бабинова Ю., Валиева М., Митрохина I., Султано -ва А. и др. "

■ Между тем проблема глиякпя ислама на духовную жизнь и духовную культуру народов Средней' Азии не была предметом целостного и специального исследования. Это и обусловило выбор автором в качестве теш диссертационного исследования. На защиту выносятся результаты исследования влияния ислата на-духовную культуру народов Средней Азии;, разработки современных подходов к концепции атеистической- работы ср-зди населения, утверждению нового мышления в отношении к религии и атеизму 1г обеспечению подлинной свободы совести как важной-шего компонента и показателя высокого уровня развитая духовной культуры общества.

Цель исследования состояла в том, ; чтобы.на основе сяло-са£ско-исторпческого анализа изучить и выявить роль ислама ъ развитии; духовной культуры народов. Узбекистана, особенности современного соотношения элешнтов духовной культуры нашего общества и перспектив её рфвя^ия.

Для реализации данной цели диссертант ставил перс д со -бой следующие задачи:

— раскрыть соотношение нациопального и религиозного в духовной культуре; .

— выяснить роль ислама в духовной ;кизни народов Средней Азии;

— выявить и охарактеризовать основные направления социально-этических и укладно-бытовых ориентация мусульман;

— раскрыть диалектику национального, интернационального'и общечеловеческого в развитии духошюй культуры народов ис -

/

сл-даекого рэгиоаг.;

- ьскра^х, прачани и псслгдстнвя возрастания вшзнаяаа к взд 5 соврзыгнЕаЬ первой^

- разработать новнэ подхода к формированию рацЕошишотачас кого» материалвстачеохого сознался у населения республанк.

Научная новизна работн заключается в том, что в ней:

- предпринята попытка раскрыть содернанве понятий: "неханиэ торможения секулярязагда", "форма проявления нового политичесг мышления в религиозном вопросе";

- раскрыта диалектика национального, религиозного и общеча; веческого б развития духовной культуры народов Средней Азне;

- выяснены малоисследованные аспзхтс воздействия Еслаш аа духовку« культуру узбекского народа, зволюояе его духовной кпз)

- вскрыты доЕшшяеЦикнэ (ктеы котсрко- езбзстны) прачшш возрастаная вляваяя едсудьмааскаг нравстаенко-этическвх л сша ХЕЗНЗнкых орйант&цзй на общэстЕзннсс^аазиЕЗ в современный пара

- ыквлекд общэчелозеческвЕ вдев содераэдхся в Коране, ка ате и хадшсах в .пзавзаны.вс значащее в вдейдо-воопвтательной рабоге;

- осущосхггса дашхзйагаВ кряткческЕй анализ концепции кусу к?исках бсгослсзав о.ка, что вссоза духошой культуры народа е его нравственна ценяозиа шгут форкароваться и развязаться на основе Еслааа; •

- б ваучшШ оборот вздели козна катерзалн соцЕОЛогически исследований;

- дана- характерном.® нового шшлегш б раЕвгиозяш воцрс< и новых подходов к работе по ^оркарованав материалистического нерелЕгаозного сознания в совреиеяных условиях.

N

- 9 - '

Теоретическое и практическое ,-начекие исследовать сос-оит втом, что. оно дает системное представление о роли ие -ама в становлении и развитии духовной культуры народов Среден Азии, вносит определенный, вклад в дальнейшую разработку роблемы эволюции национальной культуры узбекского народа а удет способствовать развитию как традиционных, так и ноьнх одходов советского исламоведения к этим проблеме.; в услови-х демократизации медду государством и церковью.

Выводы и предложения диссертации представляются важными да понимания особенностей проведения' воспитательной работы . определения основных её направлений в современный период.

Проведенный в диссертации научный анализ соотносения [слама и духовной культуры на различных этапах развития на-юго общества имеет определенное значение дня преодоления ■прощенного, далекого от жизни стереотипа о несовместимости :оциально-нравствешшх норм ислама и общества, дня более шодотворного диалога с оппонентами научко-материаетстичес-юго мировоззрения.

Материалы проведенного исследования когут быть исполь -¡ованы.в обязательном и факультативном курсе яКо?ер;!я религии и свободогшсляя", ври чтеюга_курса философии,, истории .яровой-и отечественной .культуры-в внсшйхуч'вбиас -заводепн- . к, .техникумах и иколах республики. Они посдузат ваянш пед-зпорьем в лекционной пропаганде при чтении курсов по рели -доведению и отечественной истории. Возможно применение дак-того материала при разработке кетодичзсяих рекомендаций об- , цэства "Знание" для лекторов и пропагандистов.

Методологической..основой,.деферитдомой диссертации явля. -зтея диалектическо-материалистический подход к анализу об -пественннх явлений, в том числе к исламу.

В связи с предметом исследования автор широко опирался за труды советских историков, философов, изучал богословские груды и религиозную литературу» архивные докут,тенты, касающиеся истории ислама- и его влияния на духовную культуру наро -нов Средней Азии.

Особое значение для диссертационного исследования имели союзный и республиканский Законы о свободе совести и религиозных организациях, материалы съездов народных депутатов республики.

- 10 -

. Источниковедческую базу диссертации составили данные результатов шализа конкретно-социологических исследований,' проведенных в форме анкетного опроса, интервьюирования, личных наблюдений. Исследованием охвачено свыше 2000 человек, в более чем 140 махаллях и трудовых.коллективах а также пред -ставигели духовенства, служители мечетей "Тилля шайх" и " "Тухтабай" города Ташкента. Анализу подвергнуто такие содержание ряда проповедей, прочитанных представителями мусульманского духовенства за последние годы.

Апробация паботн: Диссертация обсуждена в одобрена на заседаниях кафедры "Истории религии и свободомыслия" ТашГУ им. В.Й.Ленина, на кафедре философии ТГПЕИН им. Ф.&нгельса.

Результаты и выводы исследования докладывай! съ на ХУШ-ой научно-методической конференции ТШИ им. Низами к нашш отражение в публикациях -автора.

Структура „работн. Диссертация coctc.it из' Введения, четырёх разделов, Заключения, Сгшска использованной литературы и приложения.

• II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. . '

Б перврю разделе. —"Соотношение национального и религи -.. оздо.го в,.духовной .уу-ртуре народов Средней Азт". — дается общая характеристика содержания понятия "духовная культура", раскрывается смысл вопроса об истоках, генезисе и структуре духовной культуры среднеазиатского народа, проводится анализ различных подходов к проблеме духовной культуры, существующих в современной философской науке, выявляется диалектическая взаимосвязь религиозного и национального в культуре любого народа. Подчеркивается, что религия, сама являясь частью духовной культуры, объединяла в себе, возникала и развивалась в тесной связи с народнши, позднее нацпональнши. обычаями и - традициями. Она органически впитывала в себя специфические национальные черты жизни и психологии народов, содействовала и содействует сохранению исконно, национальных форм жизнедеятельности и воспроизводству их б новых поколениях. *»

Диалектическое взаимопроникновение и взаимообусловлен -ность религиозного и национального в духовной культуре

обусловили позицию ислама как мощного идейного стимула со -циальной и политической активности шсс и восприятия его в массовом сознании в качестве эталона норм духовной культуры народов, принявших данное вероучение.

Однако религия, веками служившая способом регулирования и ориентации не только внешнего поведения, но и "внутреннего мира людей", как отмечено в диссертации, не является определяющим элементом культуры ттародов, обусловливающим осо -бенности и своеобразие всей духовной жизни и духовной культуры общества. Материальная, и духовная культура представляет собой неотъемлемый способ существования человека г. челове -ческого общества, выступает выражением спеорфически человеческого (а не божественного, сверхъестественного) единства с природой и обществом. Она включает в себя не только предметные результаты деятельности людей ( технические'сооружения, результаты познания, произведения искусства, норгдг права и морали л т.д.), но и субъективнее человечоскте сглы и способности, реализуемые в деятельности, а именно знания и умения, производственные и профессиональные навыке, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы йзага.®ого"об1рн!ая~ладвй~в -реалках.;коллектива и общества, даже обыденное сознание и глировоззрениа человека. . . "...

В. разделе отмечается, что духовная культура народов Средней Азии сегодня в её цивилизованном статусе должна' включать на уровне.обыдённого сознания всю гамму воззрений отдельных слоев общества и забвение мощных струй антиклерикализма и свободомыслия в творчестве-мыслителей и просве-. тителе^ прошлого, сведение духовности только к религиозному может привести к обеднению духовной яизни общества, как это. в своё время обусловило отрицание религии. Поэтому необхо -димо избегать всякой Си атеистической и религиозной) маски- . ровки противоречивого хода истории, признавать неотъемлемое право на свободу совести всех людей, как верующих, так и неверующих, признавать и утверждать атеизм как элемент духовной культуры и его историческую форму, прошедшую идео -логическую редакцию, утратившую присущий ему гуманисззчес-кий пафос и направленность.

Во втором разделе - "Влияние ислама на духовную культуру среднеазиатских-народов". - отмечается, что религия и культура явления не одноиорядковые по своему месту и роли в истррии человечества. Из этого тезиса некоторые исследо -ватели делают весьма поспешные выводы о том, что "исследо -вание культуры как специфического общественного явления вполне возможно без обращения к изучению религии". Безус -ловно такой подход неправомерен по отношению ко всем религиям и прежде Есего применительно к исламу, поскольку в исламской традиции нет, во-первых, деления на светскую к ре -лигиозную с..еру жизни общества, привычного для последователей других вероисповеданий, и, во-вторых, деления на духовное и политическое.

Ислам как основная форма выражения культуры средневековья, как доминирующая форма общественного сознания того периода, охватывал различные стороны общественного бытия, воздейство -вал пй все другие формы общественного сознания, на систему массовой информации, политическую гизнь общества и служил социально-духовным механизмом соединения нормативной и санк -ционированной культуры с остальным духовным производством, выполнял важнейшие функции по соединению идеологического с мифологическим, элитарного с массовым. Однако даже такая тесная связь, преплетенность религии с разного рода'-компонентами общественной жизни не означала тотального совладения культу -ры и религии, безусловного подчинения всех сфер общественной жизни монополии религии. На протяжении дсего многовекового господства ислама в недрах среднеазиатского средневекового общества происходило обособление светской культуры в самостоятельную, отдельную сферу, приобретавщую характер светской, вольнодумной, стихийно-материалистический. В этой связи вывод о сплошной безграмотности народов Средней Азии в дооктябрский период, распространенный в советской исторической литературе, гредставляется не вполне обоснованным. Ибо, ив работе этот вопрос раскрывается подробно, на территории Средней Азии сложилась мощная традиция арабо-мусульманской культуры, была создана обширнейшая и. разнообразная книжно-письменная литература, которую составили идеологические, научные, художественные, этические произведения многих сотен авторов; возникли

мея». кйнтрн культуры как Бухара, Самарканд, Хива» Марв, ГурУ'чпж; местная религиозная градютная интеллигенция оеспри-ггятственио читала и писала на арабском, фарси и тюркском языках; учение Средней Азии сыграли огромную роль в развитии всех отраслей науки, функционировали мактабы, медресе, био -лиотеки, частике домашние сколы; у народа воспитывалось беспредельное уважение к знаниям, книге, светскому искусству.

Концепция неразрывной связи религии и культуры усиленно выдвигалась и защищалась буржуазными учеными и .мусульманскими идеолога!®.. .Согласно их взглядам основным признаком культуры является не национальная, но политическая и не экономическая, а религиозная обюрость. В последнее время в обшес -твенном сознании таете постепенно утверждается новый, но к сожалению, ложный стериотип, согласно которому основой и источником духовной культуры является только ислам, а атеизму отказано в признании зго ках элемента культуры.

В диссертации отмечается, что и религия, и атеизм явля -ются результатами культурной деятельности человечества, ис -■торическими формами духовности,, а сала духовная культура общества, его духовность есть высшая общечеловеческая ценность, монополизировать которую не возможно, да и не имеют права ни ислам, ни атеизм, ни кажая-лгбо другая мировоззренческая система. П в современных условиях наше общество гложет иметь опору для возрождения национальной культуры как в ислаио, так и в атекзкв. Например, в 70 - ом оятз 17 - ой суры' Корана сказано: "Ва'лакзд г&рраггяа баш одат", который означаем, что человек является зкпе всего,, чего нэ отрацает-я материалистическая философия}' Таких адекватных внсказьшакии можно обнаружить очень часто» что и подтверздает наше мнение.

Ислам в определённые исторические периоды развитиг среднеазиатского общества, сливаясь с культурой его'народа и выступая как госпдствукгая идеология и государственная ре-лягия своего времени, выполнял ваянуя роль и оказывал сильное влияние на духоЕнуи сферу жь^нз людей, канонизируя её и устанавливая нормативные раакп. Вдшянне ислама на развитие духовной культуры среднеазиатского общества было ведущим, решающим, но не абсолютным, не полным и не однозначным.

Наряду с религиозной духовной культурой существовали и развивались её светские формы, блестаюшие традициями фольклорной, смеховой культуры, безудержного антиклерикализма и лшзнерадостного свободомыслия великих поэтов, ученых, мыслителей средневековья, а.именно Фараби, Беруни, Хоразш, йбн -Сина, позднее Улугбек, Навои, Умар Хайям и др.

■Отражая творческий гений узбекского народа духовная культура всех предшествующих зпох (архитектура, прикладное искусство, книжная миниатюра и т.д.) содержали в себе противоречие между светским и религиозным, отратали жизнь народа во всей её противоречивости к брали своё начало в неисчерпаемом мифологическом потенциале народного творчества, питающего и оплодотворяющего её вплоть до наших дней.

В третьем разделе — "Причины возрастания интереса к ис. -ламу р современных условиях"?— отмечается, что в нынешний период наблюдается устойчивая тенденция роста религиозности населения, усиливается его тята к исламу, развивается престик мусульманских коры зшзни. . . _ .

Сбъектавнне щетина этого явления коренятся в базисных социалькс-эконсьтесвих о-шоаениях общества, в условиях жиз -недеяхелькости, ~ труда н бытч людей,,испытавщих на себе дефор-шруЕщее йлияние. командао-адалинстратиЕНых злетодов управления и даЕяеквя со стороны государственно-бюрократического аппарата. Они поракдены практикой утверждения сырьевой направленности экономики, разрушением самой природы духовной культуры, разрывом её связи с традициями и обычаями народа, нарушениями свобода». совести, повлекшим за собой большие издержки в ду -уовном разштги общества.

В диссертации дается подробна характеристика трех групп факторов, обусловливавших воспроизводство ислама в молодом поколении и расширение религиозности в республике в современный период: с01даальн0^Э1адЕ0ми*тееких, политических, социально-психологических и субъективных факторов.

В своей совокупности эти. факторы выступают тем "механиз- • ¡мы торможения" секуляркзапии, которгй обусловливает воспроизводство религиозности среда населения нашей республики. Они ис-своеиу преломляясь в каждой личностной-сушбе, определяют условия прямо или опосредованно содойстпукш^с ■развитию инте-

peca к исламу в современный период. 3 условиях Узбекистана все негативные явления проявились и продолжают проявляться ■ в особо острых формах, пороудал чувство растерянности я неуверен тости, которые неизбряно приводят к деформации общест -венного сознания, к упадку гуманизма и нравственности.

Пожалуй самой болезненной негативной проблемой в узбекяе-тане является незанятость многих юношей и девушд, с также аенщян коренной, национальном;* в общественном производстве. Оторванность от общественного труда несет с собой негативные последствия в развитии личности, неустойчивые г.лровоз& зренческие ориентиры, большую безразборчивую приверженность традициям ислама.

На основании научно-критического, философского анализа отмеченных положений, в диссертации делается вывод о том, что общественное мнение в республике в современны! период в значительной степени формируется под влиянием мусульманского духовенства, которое активизировало свою ^егтелпссть среда всех слоев населения. Колам ныне рассматривается- духовенством как единственное средство реиения острых социальных проблем, воспитания высоконравственной льчностп н воз -рождения национальной культуры народа. Такие попытки наносят вред науке, в том-числе философии, морали и светской культуре» . . • '•

Идеализация ислама на всех уровнях социальной•структуры общества сопряжена с непременны.! усилением критических замечаний в адрес научного атеизма, с дескрздатацией, 'шельмованием, очернением атеистов, с■Нормированием перекосов в восприятии свободолюбивых традиций в духовной'культуре своего народа. Последнее ке мояет не вызвать тревоги и ставит перед обществом новые задачи воспитательной работы с людьми в условиях развития демократии и гласности, а также переоценки, переосмысления роли атеизма и религии в духовной культуре, признания реальных ценностей ислама, и отказа от вымышленных, мнимых, иллюзорных идеалов.

Четвёртый раздел — "Современные, подходы к Формированию материалистического,. атеистического....сознания", — раскрыва-■ ет значение процессов формирования нового отношения к рели -геи, выявляет специфические особенности переориентации воспитательной работы в современных условиях. Б диссертации отмечается, что в последнее врет возобладало пренебрежитель -ное отношение к атеистической работе к в этом такке прояв -ляется знакетлая уае позиция шарахания из стороны в сторону и попытка решить проблемы кризисной ситуации общества в той же плоскости; либо религия, либо атеизм. 'Как отмечал президент роспуС ак: И^А.Каримов, "... не так давно коммунист, особенно занимающий Заметную должность, не мог придти на ' кладбище* чтобы проводить своих близких. Участие в обряде погребения приравнивалось к смертному греху, человека выгоняли из партии, с работа"^ Теперь, когда уже нет коммунистической партии, преувеличивается роль религии в воспитании духовно богатой личности, которое проявляется в повальном увлечении молодежью религиозной обрядностью, активизацией наставнической роли духовенства, ростом интереса к религк-озно^богослбвской литературе.

Духовная культура личности формируется главным образом в процессе .восстания, путем выработки и'-стимулирования у молодежи стремления к высшим духовным ценностям, .гуманиста. -ческой морали* научному мировоззрению.

В диссертации.раскрывайте;: основные положения, с учетом которых должна сТрктся воспитательная.работа по формированию научно^материалистического мировоззрения у населения республики, особенно молодёжи в современный период. К числу их на наш взгляд, относятся: — Существенные изменения отношений -между государством и церковью, суть которых заключается прежде всего в глубокой демократизаций и гуманизации их, в переходе от конфронтации к взаимопониманию между государством и религиозными объединениями, оТ взаимного отчуждения к углубленному дапогу между верующими и'неверующими. Происходящаяся в современных

I. До всего долины дойти сами. Известия., 1991 г. 22 января.

условиях демократизация и гуманизация отношений меяду го -с^дарством и религиозными организациями способствует рас- . ширению сети религиозных объединений и организаций респуб -лиеи.

— Значительная активизация общественно-политической и культурной деятельности религиозных организаций и мусульманского духовенства, участие их в социальных, экологических, миротворческих и благотворительных мероприятиях.

— Утверждение в общественном мнении теш религии как способа обсуждения.широкого круга социально-неотложных проблем, а именно сохранение и приутлножение прогрессивного духовного наследия прошлого, решение проблем нравственного воспитания молодежи, борьба с бездуховностью, социальной несправедливостью.

— Изменение самого общественного мнения к различным про -явлениям и аспектам общественной, духовной жизни, в том числе и к религии. Установилась тенденция не слепого отрицания религии, -а углубленного изучения её 'содержания, понимания её сути, интереса к деталям культовой практиэд, ;язучения истории религии, истории ислс.ма в республике:.

— Недостаточность конкретных знаний о .хща??рзре и содерсгл -< ней вероучений и современной религиозности населения. Это требует п[ введения новых исследований по -принципиально иной методике изучения уровня религиозности щ-селения.

— Стремление к национально-этническому, самоутверждению. Мощные процессы национального возроядения определяют рост интереса к корням истории своего народа, истокам своей культуры, самым тесным образом связанным с_.исламом и с друтами более древнии, которые исповедовали народности и этннчес -кие группы Средней Азии.

В реферируемой диссертации подчеркивается положение о том, что главная задача госштательной работы среди населения заключается в утверждении непреходящих общечеловеческих духовных ценностей и идеалов, без чего невозможно обновление нашего общества на светских началах, на научно-материалистической основе.

I диссертации предпринята попытка определить основные направления.практической деятельности среди населения республики по формированию научно-материалистического мировоззрения: преодоление догматической ограниченности и замкну -тости воспитательной работы на рационализированных и политизированных лозунгах; по четкому представлению характера и содержания религиозности населения; материалистически ориентированная деятельность по формированию общественного мнения и активной гражданской позиции личности; научная организо -ванность и поиск новых форм и методов воспитательной.работы; выработка нового политического мышления в отношении к религии; представление свободы каедому человеку в возможности на основе приобретенных объективных.'научных знаний в области религии и атеизма делать свой сознательный выбор.

В Заключении диссертации подводятся итоги научного ис -следования, обобщаются философские факты, даны и краткие примера, даются некоторые практические рекомендации по организации и проведению атеистически ориентированной восштатель-,ной рабрты;

Основное содешание диссертации отоа-кено в следующих, публикациях диссертанта:

1. "Уйла узгалар далин ободлигин". Общество "Еилим".

Тшкеят - 1990.

2. "Прошлое ■ и' настоящее не разделимы". Газета "Учитель

Узбекистана". 1390 , 30 июня.

3. "Пслом динининг. Урта Осиё шдашятида тутган урни".у Общество "Белим". Ташкент - 1991.

Подписано в печати - 25/Ш - 1991 г.

Форыат бумаги 60x84 fyl6. Бумага типографская й I. Начать "РОТАПРИНТ*. Объём 1,0, Тира« 100 экз. Заказ Ъ 215 Ротапринт общества "Знаши" Узбекистана • Ташхент, ул. А.Кадари, 13*