автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Идеологические представления кумранской общины (Учитель праведности и кумранский мессианизм)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеологические представления кумранской общины (Учитель праведности и кумранский мессианизм)"
/ 7 ШОН 1393
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
не
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ШАЫЕНИ '^ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНШ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. КУБАНСКОЙ ОБЩИНЫ (УЧИТЕЛЬ ПРАВЕДНОСТИ И КУМРАНСКИЙ МЕССИАНИЗМ)
07.00.03 - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
На правах: рукописи
ТАНТЛЕВСКИЙ Игорь Романович
0АНК7-ПЕТЕРВДТ-1993
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ , ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
На правах рукописи
ТАНТЛЕВСКИЙ Игорь Романович
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КУМРАНСКОЙ ОВЦИНН (УЧИШЬ ПРАВЕДНОСТИ И КУИРАНСКИЙ МЕССИАНИЗМ)
07.00.03 - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
САНКТ-ПЕТЕРВДТ-19ЭЗ
Диссертация выполнена в секторе Древнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.
Научный руководитель -
доктор исторических наук
Игорь Михайлович ДШКОНОВ
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук
Абрам Григорьевич ЛУНДИН,
доктор исторических наук
Севир Борисович ЧЕРНЕЦОВ
^едущая организация: Санкт-Петербургский государственшй университет.
Защита-диссертации состоится "18 " июня 1993 г. в II часов на заседании специализированного совета Д 003.01. СБ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН го адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д.18, Зеленый зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН (Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д.18).
Автореферат разослан "18 " мая 1993т.
Ученый секретарь
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш. Ыессианско-эсхатологические представления Кумранской общины (П в. до н.э.- I в. н.э} занимают центральное место, в системе ее идеологических воззрений. Кумран явил первый из известных нам опытов мессианизма 1п ас£и, теоретической осно вой коего гослужил синтез соответствующих доктрин, содержащихся в книгах еврейской Библии, и идей, рожденных в недрах самой секты и близких к ней в идеологическом отношении религиозных течений. Мессианско-эсхатологическая концепция кумранитов проливает новый свет на генезис апофатической теологии в Палестине, предлагает нетрадиционное решение вопроса о реализации трансцекдент■ ным Богом своей относительной имманентности мирозданию, содержит самобытные религиозно-этические воззрения на исторический процесс, "Конец дней" и Метаисторию. В рукописях Мертвого моря мы встречаемся с эксплицитно выраженной идеей божественного происхождения Мессии, его апофеозом, оригинальным взглядом на фо-риы реализации им своих сотерологических функций, что по-новому освещает происхождение и эволюцию основополагающих доктрин пер-воначалг.чого христианства, гностических течений, сект мелхиседе-киан, сампсеев, караитов и других религиозных движений. Адекеат ное отражение и интерпретация идеологических (прежде всего,мессианских) представлений, зафиксированных в свитках Мертвого горя, позволили бы также лучше понять причины возникновения ес-сейско-куыранского движения и многие коллизии его истории,определить его место в ряду неортодоксальных религиозно-политических течений, выявить некоторые аспекты взаимоотношений между раввинистическим (ортодоксальным) и сектантским иудаизмом. Наконец, в свете идеологии Кумрана, как кажется, проясняются многие трудные для истолкования места апокрифов, псевдэпиграфов, талму дических сочинений.
К настоящему времени в куыранологии выкристаллизовалось два подхода и,соответственно, два направления в рассмотрении мессианской концепции общшш, которые условно можно было бы назвать как "статический" и "эволюционный". Абсолютное большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что основные доктрины кумранского мессианизма (и прежде всего, центральное, по их мнению, положение - дуализм Мессий (Помазанников).греческого
о
и светского), раз появившись, уже не претерпевали с течением времени существенных изменений. Лишь немногие исследователи (2.Старки, Да.Фитцмайер, Р.ЬЬаун, А.Како, Ф.Стрикерт, Дк.фук) справедливо, на наш взгляд, полагают, что на протяжении более чем 250-летней истории общины мессианские представления кумра-нитов качественно изменялись, и пытаются вычленить основные этапы данной эволюции. Однако, существенным недостатком предложенных к настоящему времени реконструкций развития кумран-скпх мессианских воззрений является,прежде всего, то, что при определении главных этапов эволюции мессианской идеи в Кумра-не, практически не делается попыток идентифицировать историче-схсяе события, отраженные в текстах, содержащих ыессианско-эс-хаго логические пассажи. Это приводит к тому, что предлагаемая исследователями относительная датировка рассматриваемых рукописей тдчас носит произвольный, умозрительный характер, (н.ъ.: В дошедших до нас рукописях Мертвого моря отсутствуют абсолютные и относительные датировки (за единственным исключением; сь 1:5—11), намеки на исторические события носят иносказательный характер, а почти все из упоминаемых здесь деятелей и все группировки фигурируют под условными обозначениями). Далее, при рассмотрении эволюции мессианских воззрений .кумра-нитов не предпринимается попыток выявить роль харизматического лидера общшш, Учителя праведности, в формировании оных; не обращается также внимание на процесс "мессианизации" фигуры самого Учителя (исторического и эсхатологического, гей^злта), постепенное изменение взглядов общинников на его роль и функции. Сказанное, а также то обстоятельство, что в конце 1391 года ученые-кумранологи шлучили возможность ознакомиться о неопубликованными рукописями (некоторые из которых содержат чрезвычайно важные для исследования идеологических (в том числе и мессианских) представлений Кумранской общины сведения), как каается, является достаточным основанием для того, чтобы еще раз обратиться к рассмотрению мессианско-эсхатологических воззрений кумранитов.
Научная новизна диссертации. В работе представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общшш и,в частности, дан ряд новых идентификаций исторических событий, отраженных в рукописях Мертвого моря, и очождеотвлениЗ упоминаемых в них
лиц и сект. Установление относительной (а в нескольких случаях и абсолютной) датировки ряда ключевых для данного исследования текстов позволяет автору реконструировать мессианско-эсхато-логичэскую хронологию кумранитов и представить новую концепцию эволюции их мессианских доктрин. Диссертация проливает также новый свет на отдельные обстоятельства жизни и деятельности харизматического лидера общины - Учителя праведности, его роль в создании и развитии мессианско-эсхатологических концепций сектантов, место данной фигуры в системе их идеологических представлений.
Практическая значимость. Содержащиеся в работе материалы могут быть использованы исследователями, занимающимися историей Иудеи в эпоху эллинизма и ранний период римского господства, а также историей иудаизма и раннего христианства, при написании научных статей и монографий и цри подготовке и чтении лекций и спецкурсов на восточных факультетах университетов.
Методологической и теоретической основой диссертации'послужили диалектический метод исторического исследования, достижения российской и мировой науки в области кумраяологин, осново-голагавдие труды по истории и культуре Иудеи в эллинистический период, а также основные еврейские и арамейские грамматики. .
Хронологические рамки диссертации ограничиваются,в основном, эпохой эллинизма и ранним периодом римского госшдства в Иудее.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании сектора Древнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН 5 мая 1993 г. Основные положения диссертации получили свое отражение в 'брошюре, шести статьях и пяти тезисах к докладам (общий объем - 9 а.л.),а также изложены в шести докладах, сделанных автором на заседании сектора Древнего Востока СПб.Ф Института востоковедения РАН, посвященном памяти В.В.Струве! в феврале 1988 года, на конференции "Страны сеЕеро-западной Африки и Красногорского региона в древности и раннем средневековье" в Институте востоковедения (Москва) в декабре 1988 г., на '71-х Сергеевских чтениях" в Московском государственном университете в январе 1989 г., на ХНУ-й годичной сессии СПб.Ф Института востоковедения РАН в марте 1989 г., на заседании сектора Древнего Востока, посвященном памяти Й.Д.Амусина, в ноябре 1990 г. и на международном коллоквиуме по рукописям
цертвогс моря в Могилянах (около Кракова) в июле 1991 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных работ.
'ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дано обоснование актуальности теш, плана, методов и концепции исследования, сформулированы цели работы.
Глава I. "Письменные источники по истории ессейско-кумран-'ского движенля. Археология Хирбет-Куырана".
I. К настоящему времени в II-ти пещерах, расположенных в местности Еади-Куыран (близ северо-западного побережья Мертвого моря), обнаружены фрагменты около 800 свитков на еврейском (их абсолютное большинство), арамейском .и греческом языках, составлявших библиотеку проживавшей неподалеку (в местности Хирбет-Кумран) религиозной общины. Палеографически эти рукописи датируются концом Ш в.до н.э.- с.70 г.н.э. Осуществленный в IS90 г. радиокарбошшй анализ кожи, на которой был написан ряд рукописей, показал, что она цринаддежала животным, убитым между 388/ /353 гг. до н.э. и 21 г. до н.э./ 61 г.н.э.
• Рукописи Мертвого моря можно условно разделить на три группы: (I) тексты еврейской Библии и девтероканонические сочинения; (2) апокрифы; (3) произведения, созданные кумранитама. Последнюю группу сочинений мэжно подразделить на три подгруппы: (1) уставы; галахические и литургические произведения; (2) комментарии (пешарим) на книги еврейской Библии и флорилегйи; (3) апокалиптические произведения (включая псевдэпиграфы).
Сопоставление основных социально-экономических характеристик Куыранской общины, ее центрачышх идеологических представлений и отдельных положений галахи с образом жизни и мировоззрением иудейской религиозно-политической секты еосеев не ос- ' тавляет сомнений в том,что рукописи Мертвого моря принадлежали ес-сейской конгрегации. Основные дошедшие до нас сведения о ессеях содержатся в трудах философа Филона Александрийского ("0 том, что каждый добродетельный свободен", ХП, 72-91; "Апология" Отрывок об ессеях сохранился в сочинении Евсевия Кесарийского "Приготовление к Евангелию" УШ, II, I-I8; "0 созерцательной жизни"), риг.сшго ученого Нлшшя Старшего ("Естественная история", У, 17, 73), иудейского историка Иосифа Флавия ("Иудейская война", i, 7tí-a0; II, III-II3, 119-151; 566-Е68; Ы, 9-12; У, 142-145;
"Иудейские древности", ХШ, I7I-I72, 371-379; ХШ, II, 18-22; "Автобиография", 10-12), отцов церкви Ипполита Римского ("Опровержение- всех ересей, или Философумена", IX, 18-28) и Епифапия Саламинского ("Пазарион", X; XIX; XX, 3, 1-4; XIX). Отдельные сведения о ессеях содержатся также в сочинениях Синесия Кирен-ского ("Дион", 3, 1-3 (отрывок из недошедшей до нас работы Лиона Хрисостома)), Евсевия ("Церковная история", 1У, 22, 4-7 (пассаж из несохранившейся работы Гегесиппа) ), Порфирия ("О воздержании", 1У, 11-13), Иеронигла ("О знаменитых мужах", XI), Солина ("Собрание достопримечательностей мира", 35, 9-12),Фи-ластрия ("1{нига о различных ересях", IX), Нила Синайского ("Трактат о монашеской практике", 343-345), Исидора Севильского ("Этимологии", УШ, 5, 5), Михаила I Антиохийского ("Хроника", У1, I), в "Апостольских конституциях", У1, 6 и Суда-Лексиконе, 3123 ("Ессеи").
Создатели талмудических сочинений, а также раннемусульман-ские и караитские авторы в своих работах не употребляли наименование "ессеи". В раввинистической литературе представители кум-ранско-ессейского движения, по-видимому, фигурируют.. (чаще всего) под обозначениями "цадокитч" (sdwqym; не путать с одноименной аристократической группировкой "саддукеев" (sdwqym /Zdibiov^"^)) и "боэтусеи". Секты "цадокитов" и "боэтусеев" упоминаются таете в трудах церковных писателей Псевдо-Климента, Иеронша и Фила-стрия, а также в сочинениях средневековых еврейских и.караит-ских авторов Якуба апь-Киркясани, Абу аль-Сари, Саадии Гаона,' Саула бен-Мацянаха, Хасана бен-Машиаха, Иуды Хадасси, Моисея' Маймонида и Азарии деи Росси. Аль-Киркисани замечает в "Книге светил и сторожевых башен", что приверженцу учения "цадокитов" назывались "пещерными людьми" (magäriyah),"поскольку их (священные) книги были обнаружены в пещере". О секте "пещерных людей" сообщают также мусульманские авторы Абу Райхан аль-Блрунп и Мухаммед аль-Шахрастани и караит Бен Тахир аль-Ыакдиси.
Ряд исследователей (и в том числе автор этих строк) находят следы антиессейской полемики в произведениях Нового Завета, излагают, что ессеи упоминаются здесь под наименованиями "иродиа-не", "лжепророки", "евреи", "евнухи", "животные" (1Лк.1:13, I Кор.15:32) и некоторыми другими.
2. На'основе данных раскопок Хирбет-Кумрана (3 км к северу от оазиса Айн-Фешха), зафиксированных в работах Р.'де Во, Е.-14.
о
Лаперуза, П.ВЛэппа и П.Бар-Ацона, автор диссертации предлагает следующую археологическую периодизации этого поселения: период I (разделяется на две фазы:.1а - первая четверть П в. до н.э. - вторая четверть П в. до н.э. -ий- начало I в. до н. э. - 31 г. до н.э.); период II. (начало I в.н.э. - 68 г.н.э.); период Ш (68 г.н.э. - 134 г.н.э.).
Ргава П. "Очерк историй Кумранской общины. Учитель праведности" .
I. На основе анализа и сопоставления кумранских текстов 1аз ("Устав общины"), 401), си ("Дамасский документ") и 1Ен.£0, Завещания Левия, 17-18,Дан.II: 14 автор диссертации приходит к выводу, что Кумранская община'(заложившая основы ессеиского движения) возникла в среде радикально настроенных раббанитов (прото-фарисеев) около 197/196 гг. до н.э. В поисках возможного "ответа!' на эллинистический Вызов, основатели общины, вдохновляемые апокалиптическими сочинениями III в. до н.э. (в частности, произведениями енохического цикла), призвали сограждан немедленно отрешиться от всего мирского, покаяться и принять участие в "приготовлении пути Господа" в мир (Ис.40:3-143 8:13-14,9:19-20) в рамках конгрегации "сынов Света" (=лротоессеи), яшяющей собой прообраз общества Царствия Божьего.
Установить социальную принадлежность общинников в настоящее время не представляется возможным. Можно говорить лишь о том, что ядро конгрегации составляли священники садокитской линии.
Кумраниты с самого начала рассматривали свою общину как духовное "святилище человеческое", противостоящее'оскверненному, с их точки зрения, иерусалимскому Храму.
Первым руководителем Кумранской общины был,' по мнению автора работы, ученик Симона П Праведного Антигон, "мук из Сохо". В 1<5з 5:5-6 это имя, как кажется, зашифровано по принципу поЪаг^оп ('(г^уещ!в) '(уз) т(звку-)). В 153, 412510, 40511 И 10Н 2:17-18 С'Клагодарственп:;гамн " й 2 ) основатель и первьш лидер общины ..шурирует иод обозначеншшл МавкЗ.1 ("Вразумляющий") и озЪег ("Мух"), а в 1Ен.£0:8 (т.н. "Апокалипсис шшотннх") и Зав.Иосифа 19:6-8 - соответственно "Ягнёнок" и "Теленок". Основатель Кумранской контре нации стремится к рацио наиьному дастихетш 1Ъсиода (Ш1 2:1Iй| ср. И^й 4-.21,-?2). В период кегду с. 19'/196п 177/176 гг. до и.?, рм (цпи при его пепосредет венюм участии) бал и созда-
ны "Устав общины"(чэ), "Устав благословений" (чзъ) и оригиналы текстов, фигурирующих в кумрансшогии под.сигаами 4<35Ю и АЧЗИ.
Автор диссертации усматривает рад параллелей мевду идеями и деятельностью осшватедя Кумранской общины и Иоанна Крестителя (которого некоторые исследователи считают выходцем из одной из ессейских общин). Так, оба деятеля призывали Израиль выйти в Иудейскую пустыню под знаменем стиха Ис.40:3 ("Еяас вошгощий(г) в пустыне (:) приготовьте путь Господу, выровняйте в степи дорогу для Бога нашего"); не считали себя пророками, но ожидали приход пророка-предтечи в ближайшем будущем; проповедовали "баптизм покаяния", эгалитаризм и пацифизм.
Первый лидер Кумранской конгрегации, возмогло, пал от руки своих религиозно-политических противников.
2. Около 177/176 гг. до н.э. общину возглавил Учитель праведности (ттггь (ь)зйц). Этот харизматический лидер конгрегации может быть отождествлен с учеником Антигона Цадоком (Садоком) -эпонимом движения "цадокктов" (=ессеи-кумрашгш). В Зав. Левин 18:2-14 Учитель фигурирует под обозначением "Новый священник", в 1Ен.90 - "Баран" с "ощзмным рогом", а в Зав.Иосифа 19:6-8 - "Агнец". Учитель праведности считал себя и рассматривался своими адептами в качестве пророка ех Нете^1опе, на которого Бог "возложил Свой Святой Дух", и первосвященника духовного храма-общины. Он отождествлялся также со страдающим "Рабом" ХЪспода, о появлении которого предвещал Второ-Исайя, "Елаговестником" Ис.52:7и 61:1-2 (ср. Матф. 11:5, Лк. 4:17-21) и добрым "Пастырем" Зах. 11-13.
Ери жизни Учителя праведности среди кумранитов получает распространение доктрина, согласно которой еще до Эсхатона они должны будут овладеть иудейской столицей и ее Храмом, перестроить их и установить в Новом Иерусалиме богослужение в соответствии со своими воззрениями на этот процесс. Учитель, будучи священником седокитской линии, претендовал на роль первосвященника иерусалимского Храма. Кумраниты также полагали, что в Конце дней Господь сотворит Себе духовный Храм (историческим прообразом коего сектанты, по-видимому, считали свои общгну-святилище).
Учитель праведности вал жесткую полемику с ортодоксальными раббанитами-протофарисеями (-'толкователи скользкого"), возетев-
лнешш законоучителем и проповедником йосе, сыном Йоэзера из Цереды (="Проповедующий ложь", "Проповедник", "Человек глумления", "Предписание" Caw)).
Свои взгляды на религиозно-политическое и социальное устройство Иудеи Учитель праведности изложил в т.н. Храмовом свитке (QT). Автор, по-видимому, выдавал свое произведение за Тору (Учение) для "конечных дней", написанную Самим Господом Богом, данную Моисею на горе Синай, но сокрытую в начале эпохи Судей до установленного срока. Думается, -что натолкнуть Учителя на мысль о создании данного произведения могаи тексты Исх. 24:1215,25:10-16,40:20-21 и Втор.31:9,24-26. Помимо QT, Учителем праведности были созданы текст qukt, а также все таи большинство "Благодарственных гимнов" (он).
В начале религиозных гонений Антиоха 1У Епифана (="DiaBa царей Лавана"), ex hypothasi в 166. году до н.э., общинники вынуждены были бежать в Дамаск (конец кумранского археологического периода 1а). Здесь в период между 166 и 152 гг. до п.э. создаются т.н. "Свиток войны" (QU),"Комментарий на книгу Исайи (А)" (Qpiaa) и текст, один из списков которого фигурирует в кумрансдо-гии под сигаом 4Q285. Центральное место в данных произведениях отводится теме борьбы с "киттиями", т.е., очевидно, с селевкидс-кими греками и македонянами. Приблизительно в это же время были написаны т.н. текст "Двух колонок" (QSa), или "Устав всей общины Израиля в конечные дни", "Флоригегиум" (QEior) и "Благословения патриархов" Сорв).
В конце 40-х - начале 30-х годов П в. до н.э. сектанты возвращаются в Иудею н поселяются в Иерусалиме. Около 137/136 гг. до н.э. Учитель праведности, по-видимому, был арестован и предстал перед судом Великого Синедрионй, будучи обвинен в богохульстве. По приговору суда он, очевидно, был распят (ср. CD 19:6-11, 4QAhA »4QTeetlevld,fr.24,11,4-6, lQpHab5:8-l0 и Завещание Jlевия 4:4,16: 3-5, Премудр.Ссш .2:12-20).
Незадолго до ареста Учителя'(или даже во время судебного процесса над ним) в Кумранской общине имела место открытая схизма, возглавляемая "Человеком лжи". Не исключена возможность, что име» но От" и его приспешники донесли властям на Учителя праведности (ср. 14Н 5:24-26 и lQpHab 5:8-12), По мнению диссертанта, "Челсве лжи" может быть отовдестплен с учеником Антнгаш из Сохо и одним
из лкцеров цадокитов Бозтусом, а отколовшаяся от вумраштов группировка - с сектой боэтусеев.
3. Одним из цреемников {или непосредственным преемником) Учителя праведности на посту руководителя. Кумранской общини был, по мнении автора диссертации, священник Иуда (lQpHab 2:7-9,8:1,12:45, 4QpPs 37 2:13-19, CD 4:11), который может быть, как кажется, отождествлен с упоминаемым Иосифом Флавием в "Иудейской войне", 1,78-80 и "Древностях", НИ,3II-3I3 ессейским лидером ("старцем") Иудой. В последней трети П в. до н.э. сектанта создает (вероятно, при участии Иуды) "Дамасский документ" (CD), QTeatimonia, "Комментарий на Псалом 37* (QpPs 37), "Мвдраш Мепхиседека" (QMaloh), '"Мессианское видение" (41 521). На основе предложенного священником Иудой 'кстал кования" книги пророка Аввакума во второй половине 90-х - начале 80-х гг. I в. до н.э. создается "Комментарий на Аввакума" (QpHab). Упоминаемого в lQpHab 8:3-10:5, 11:2-8 (а также в 4QpPs 37 4 = 7-10) "Нечестивого священника" (I) - антагониста Учителя праведности - автор работы отождествляет с Лэнатаном I Маккавеем (152-142 гг. до н.э.); фигурирующий же в КЗрнаЪ 11:812:10 "Нечестивый священник" (П) - притеснитель и гонитель Иуды и его паствы - может быть идентифицирован с первосвященником Александром Яннаем (=Ионатан П) (103-76 гг. до н.э.). Упоминаемых в QHab (а также в QNah) "киттиев" автор отождествляет с римлянами.
Общинники, по-вициыому, приняли участие в народном восстании 94/93-88 гг. до н.э. против Александра Янная, Отдельные события данного восстания рассматриваются в кумранском "Комментарии на книгу пророка Наума" (Qtfah). По мнению диссертанта, в этом произведении получила отражение ситуация, сложившаяся в Иудее в 88 г. до н.э. в результате поражения, нанесенного Яннаю (^"Яростный молодой лев") сирийским царем Деметрием Ш Эвкером в битве у города Сихем. В результате, в стране возникло двоевластие фарисеев (="В£-рем", "толкователи скользкого"), которым помогал Деметрий, и саддукеев (="Манассия"), на которых опирался Александр. (Ср. 4QpHah 2:2-5 и 4:3). Комментарий был создан в 88 г. до н.э.
Восстание подавлялось Яннаем с величайшей жестокостью. Спасаясь от его преследований, сектанты бежали из Иерусалима в Иудейскую пустыню и вновь поселились в Хирбвт-Кумране (начало археологического периода 1ь).
4. В 31 г. до н.э. кумранское поселение было разрушено вследствие землетрясения (конец археологического периода 1ь). В начале I в. н.э. оно было вновь отстроено и заселено (начало археологического периода П).
Кумранпты принтаи участие в войне 6S-74 гг. н.э. против Рима. В 68 г. н.э. кумранское ессейское поселение было уничтожено римскими войска?® (конец археологического периода П).
Ршва Ш. "Эволюция мессианских цредставлений Кумранской общины".
Осветив вопрос о том, кто подразумевается, под термином mSsíah ("помазанник", "мессия") в еврейской Библии и интертес-таментальной литературе, а также предложив краткий обзор основных научных концепций развития кумранского мессианизма, автор диссертации представляет.собственную реконструкцию эволюции сектантских мессианско-эсхатаяогических воззрений, ввдалив четыре основных этапа данной эволюции.
1. На первом этапе (c.I97/I96-I77/I76 гг. до н.э.) кумрани-ты ожидают прихода пророка, подобного Моисею (ср. Втор.18:15-19), и "Мессий Аарона и Израиля", т.е. Мессии-Первосаященника (сддокита) и Мессии - идеального Даря (Князя) Израиля (давиди-та), о появлении которого предвещается в Ис.11:1-5 (1QS 9:9-11; QSt). Кречеокий Мессия будет доминировать над светским. Наступление Эсхатона ожидается в ближайшее время.
2. На втором этапе (c.I77/I76-I37/I36 гг. до н.э.) сектанты отождествляют своего Учиталя с пророком, подобным Моисею, и
. жреческим Мессией (qt, qm, QSa, vifior, qh, Qpisa, ieh.90, Зав. Левия 18, Зав. Иосифа 19:6-8, Пс. Сол. 18:6-10; ср.: Исддор Севильский, Этимологии, УШ,5,5); под его водительством они заключают "в стране Дамаска" Новый Завет с Богом. В определенной мере можно говорить о том, что в лице кумранского Учителя праведности мы встречаемся с последним великим израильским пророком по Откровению "осевого времени", который, в отличие от своих "канонических" предшественников, не только осознал коренной конфликт между трансцендентными и мирскими порядками и декларировал его, но и попытался самостоятельно практически преодолеть его.
До явления в мир сгетского Мессии - нового Давида Мессия-
Первосвященник будет выполнять Функции духовного и светского главы общества. Первосвященник, по-видимому, сохранит положение верховного "главы всего общества Израиля" даже по пришествии Мессии-Царя (Князя). Основными задачами последнего будут: освобождение Иудеи от сеяевкидского ига, разгром всех внешних врагов страны, возрождение великого Израиля и справедливое управление им. Цредполагалось, что Господь Бог будет небесным духовным Отцом нового Давида (4СР1ог 1:10-13, КЗЭа 2:11-12; ср. 2Сам. 7:14 - 1Хр. 17:13, Ш. 2:7,12; ср. также: Епифаний, Панарион, ХШ1, 1,5-6; XXX, 3,6; 13,6; Иероним, Кош. на Ис. 11:2; Ипполит, Опровержение всех ересей, УШ, 34,1; Пистис София, 129 (об Иисусе)).
На данном этапе среди кумранитов получает также распространение доктрина о всеобщем воскресении из мертвых в Конце дней (который, как они полагали, наступит еще при их яизни). (См., например, 44 385, 10Н 4:21-22,6:29-30,11:11-14, 44 181; ср. 44521 (!), 1 <ЗрНаь, СБ; Ипполит, Опровержение всех ересей, IX,27). При этом, сектанты верши, что до времени Страшного Суда души праведников пребывают на небесах, а души нечестивцев томятся в Шеоле. (См., например, Щ1 3:19-22; ср.: 1Ен. 39:641:2; Ипполит, Опровержение всех ересей, IX,27; Иосиф, Иудейская война, П, 154,156).
На основе анализа текстов 10П 3:7-12, 8:4-12, 4<ЗЕВ, 1Ен. 62:4-8 и Зав. Иуды 24:3-6 автор диссертации попытался показать, что при жизни Учителя праведности сектанты рассматривали свое сообщество - ГаЬай (сущ. м.р., букв. "Единство"; наиболее часто встречающееся самоназвание Кумранской общины) в качестве потенциального духовного земного отца светского Мессии, который, как они оиицали, появится "в конечные дни" именно в их среде благо-и даря их благочестивой деятельности и богоугодным устремлениям; или же, используя кумранскую аллегорическую "растительную" терминологию, можно сказать, что общинники, по-видимому, полагали свою секту "садом", "производящим" "плод" в виде прихода Мессии-Царя (Князя), "корнем(ями)" и "стволом" Иессея, дающими жизнь "святому" даввдическому "Побегу" (ср. Ис.II: I); другими словами члены Кумранской общины, как кажется, рассматривали свой УаЬай как олицетворение новою Иессея, который породит и взрастит но-
вого Даввда. Так как Кумранская конгрегация,-очевидно, положила основание ессейскому движении, диссертанту представляется возможным предположить, что обозначение "(и)ессеи" ('Eewoíua / •Eee»jvoí. (»Ебцуос ), 'leööocToi. ) могло быть произведено от имени отца царя Давида - Иессея (евр.- арам, ysy ('ysy, 's', ув'); греч. 'Icóáccí , 'Ietíoct (Ис.П:1; Синайский кодекс), 'l£ö<s«~os (Иосир Флавий, Древности); лат.-isai, iesss (Вульг.)). (Ср.: Епифаний, Еанарион, XXIX, 1,4;4,9(!)). Арамейско-сирийский оригинал обозначения "(и)ессеи" мог вышодеть ex hypothesi следующим образом: (')ys(y)'(y) (в st. det. (emph.)) / С)уз(')(у)-уа (в st. aba.).
В работе отмечается, что этимология термина "(и)ессеи" от имени Иессей дает возможность попытаться ответить на следующий сложный вопрос: почему это наименовать не встречается в Новом Завете, а его семитский оригинал - в раввинистической литературе? Автор полагает, что раввины и ранние христиане, знавшие, очевидно, истинную этимологию обозначения "(и) ессеи", не использовали это наименование потому, что рассматривали его как бласфемичное (аналогично тому, как, например, древние евреи, да и многие современные, избегали и-подчас воздерживаются в наши дни от уют- •• реблешш термина "христиане").
3. Третий этап развития кумранского мессианизма (с. 137/136 гг. до н.э. - первая половина I в. до н.э.). По смерти Учителя (точнее, по "приобщении" его духа к небожителям), когда стало очевидно, что ему не удалось осуществить большинство функций жреческого Мессии, Конец дней так и не наступил, а нацряженпо ожидаемый светский Мессия не пришел, кумраниты бьши вынуждены внести коренные изменения .в свои мессаинс'ко-эсхатологаческие доктрины. Прежде всего, выдвигается идея о втором пришествии Учителя праведности (redivivus) в Конце дней (cd, 4QDb, 4Q 521, 4QpPs 37, llQlíelch, lQpHab, 1Q 173, Зав. Левия 16:3-5), который наступит через 490 лет по предании »ip.su в руку Навуходоносора П, т.е. с. 97/96 гг. до н.э. (cd 1:5-11,20:15. 4QpPs 37 2:6-8, llQMaloh 2:7-8,15, 4<! 3go 1:7-8; ср.: Дан. 9:24-27; Иосиф, Древности, ХШ, 301; Евсевий, Евангелическое доказательство, УШ,2,87-88). После 97/96 гг. до н.э. срок наступления Эсха-тона, по-видимому, неоднократно отодвигался на более позднее время (в первый раз, вероятно, на 87/86 гг. до н.э.; ср. lQpffib
7:1-14, 4Qpîfah (ср. также:Иосиф, Иудейская, воина, 1,70 и Древности, ХП, 322) ).
Кумраниты также полагали, что по своей смерти Учитель (происходивший из калена Левин) стал "Мессией (от) Аарона и (от) Израиля", т.е. совместил функции жреческого и светского Мессий (CD, 4QDb, 4QDd, 4Q 521, 4Qp£s 37, lQpHab, 4Q 246 (ps Dan Aa), 4QTest, llQUaich). (Ср. новозаветное Послание к евреям, сопласно которому Иисус - светский Мессия ("воссиявший из калена Иуды") .становится также "Первосвященником по чину Мелхн-седека" (т.е. жреческим Мессией) лишь погашав шотский, материи альный мир).
Выдвигается идея о том, что исторический Учитель праведности в качестве жреческого Сессии реализовал свою сотералогичес-кую Функцию, искупив своей благочестивой деятельностью, страданиями и мученической смертью грехи всею человечества (4QAhA = 4QTastLevid, fr.g и 24i ср. Ис.52:13-53:12) ; теперь праведники "спасутся своей верой в Учителя праведности" (lQpiiab 7:17-8:3) ср. Рим. 1:17, 3:11, Евр. 10:38-39). (Автором последней доктрины бЫЛ, по-ВЦЦИМОМу, СВЯЩенКИК Иуда; ср. lQpHab 2:7-10). В свой вторичный приход па землю Учитель redivivus - "Избранник" Бога (ср. Ис. 42:1, 43:10, 49:7) "воскресит мертвых" (mtym ybyh; 4Q 521,fr.1,12), учинит Суд над нечестивцами всего мира и утвердит для праведных вечное Царствие Божие (cd, llQMeloh, 4q 246, 4Q 521, 4QpPs 37, lQpHab). (Автор диссертации полагает также, что Учитель праведности отоэдествлялся кумранитами с предсущест-вующим "Избранником" Еош - Мессией 1Ен. 37-71).
Историческая миссия Учителя рассматривалась сектантами как "первое Посещение" (hpqwdh hr'swn<h> ) земли Самим Господом, а его Парусил в Конце дней - как второе "Посещение" Богом мира (CD 7:11-8; 1, 8:3,9-12, 19=6,8 (ср. Зах. 11:4~14), 10-15. 21-24, 6:8} 4^pPs 37 3:15-16, 4Q 521; ср. 1QH 2:24-25. 4:8,27-28, 23, 5;15). Таким образом, кумраниты, чо-видпмому, близко подошли к идее Воплощения.
Среди общинников получает также распространение вера в то, что Учитель праведности является духовним "единородным" (hyhyd; ср. CD 20:1,14,32, Зав. Вениамина 9:2 и Зах. 12:10) "синил Бо-ЖИИМ" (brh dy Ч (4Q 246 (= 4Qpbûan А.а) 1:8-2:1); СМ. такзе 4Q Ma as ar 1:10, Премудр. Сол. 2:16,18; ср. 4Qîest,l4-l7i ср. так-
же: ЕшфаниЁ, Панарион, XXX, 16,3), "сыном Всевышнего" (Ьг °1у-угп (44 246 2:1); ср. Лк. 1:32-35). (Не исключена возможность, что сам Учитель провозгласил 1Ьспода своим небесным Отцом (ср. 10Н 9:30-36, Зав. Левия 4:2,4-5, 18:6-8, Зав. Иосифа 19:12),и это богохульство (с точки зрения ортодоксального иудаизма) по-слуглло основной причиной того, что он был приговорен к позорной казни - распятию (ср. Премудр. Сол. 2:12-20 (!), Зав. Вениамина 9:2-5, Зав. Левия 4:5 (армянская версия); ср. также тексты Ин. 18:31-32, 19:7,15-16, сошасно которым у иудеев бил "закон", по которому Иисус должен бил быть распят, "потому что он сделал себя Сыном Еониим")).
Наконец, приблизительно с последней трети П в. до н.э. Учитель праведности стал, по-видимому, отожествляться кумра-шггами с Мелхиседеком-фигурой, объединяющей функции жреческого п светского Мессий. (Ср. коптский гностический трактат "ГЛелхи-седек" (Наг ¿аммади IX, I), где с этой личностью отождествляется Иисус; ср. также Евр. 7:3). В кумранском тексте 110Ые1оЬ Мелхиседек рассматривается в качестве "Бога" (ЧтгЪут , 'X); или, иными словами, здесь он выступает как Сеис 1п га, как божественная ипостась, благодаря которой трансцендентный Сущий- ' Творец реализует свою относительную имманентность творению. (Ср. Ис. 9:5).
Диссертант усматривает ряд параллелей между кумрансккм учением о Мелхиседеке и филоновской концепцией Логоса. (Ср., в частности, "Аллегорическое истолкование", 111,26, где Мелхи-седек рассматривается как воплощенный Логос; ср. также ГЕм. 90:38, вде эсхатологический Мессия (ех Ъуро^в! Учитель праведности) отождествляется со "Словом" (га^)). В работе обращено также внимание на концепцию непорочного зачатия Малхи-седека, нашедшую свое отражение в 2Ен. 23 (Уваровский список) (ср. Евр. 7:3; Епифаник, Панарион, IV,7,1) и доктрину о рождении "девственницей" жреческого Мессии (=Учигеля?), зафиксированную в Зав. Иосифа 19:8. (Ср. Кс.7:14 (ьхх)!).
4. Во второй половине I в. до н.э. - I в.н.э. кумраниты, по-ввдимому, продолжали придерживаться основных доктрин, разработанных на предыдущем этапе развития их мессианско-эсхато-логических представлений. Это, прежде всего, относится к ожиданию ими второго пришествия Учителя праведности в Конце дней
(ср.: Иосиф, Древности, ХМ, 18;ср. также: idem, Иудейская война, П, 145, 152) и Страшного Суда (ср.: Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 27; ср. также: Филон, 0 созерцательной жизни, 13, 21). В то же время, ессейский эскапизм и попытки убедить мир переустроиться на основах высшей справедливости, главным образом, силой примера благочестивой жизни окончательно сменяются в последней трети I в. до н.э. включением представителей данной секты (в том числе, очевидно, и собственно кумранитов) в активную религиозно-политическую жизнь. (Ср.: Иосиф, Иудейская война, П, III-II3; idem, Древности, 2У, 371-379, ЛУП,346-348и Миша, ватага, 11,2). Вероятно, около 55 г.н.э. кумраниты открыто присоединяются к зе-лото-сикарийскому движению (ср.: Иосиф, Иудейская война, П, 254-265; ср. также: Ипполит, Опровержение всех ересей, IX,26). Вспыхнувшее в 66 г.н.э. иудейское восстание против Рима общинники, по-видимому, восприняли как начало так долго и напряженно ожидаемых ими Мессианских войн, непосредственно предшествующих наступлению Эсхатона (ср. Иез. 38-39, Зах.12-14, Дан. 9:26-27; ср. также: Иосиф, Иудейская война, У1, 312; Тацит, Истории, У, 13; Светоний, Веспасиан, 4; 2Бар. 40:1-2; 4 Езра 2 Ездра_7 12:32-34), и приняли в этом восстании активное участие. В огне антиримской войны Кумранская община погибла.
В заключении автор работы пытается выявить место Кумранской конгрегации и ее мессианско-эсхаталогических представлений в истории и системе идеологических воззрений Цудеи эпохи аллшшз-ма и раннего периода римского господства. Диссертант отмечает, что Кумранская община откликнулась на призыв еврейских пророков "осевой эпохи" к устранению различий между порядками трансцендентными и мирскими и попыталась реализовать его на практике. Ожидание прихода идеального Правителя, который переустроит мир на принципах высшей справедливости, сменяется кропотливым трудом группы "ищущих праведности" отшельников, возглавляемых ^же пришедшим "Мессией", по созданию общины, которая должна явить человечеству образец истинного благочестия и социальной гармонии, указать пути обновления всего мирового сообщества.
Человечество стоит на пороге Эсхатона, история заканчивается. В эпоху "конечных дней" уже нельзя удовлетвориться "стары-
ми" Законом, Пророками и Писаниями; и вот появляется новая Тора (Храмовый свиток), новые Пророки (Енох,Завещания ХП патриархов, Второ-Иезекпил, Псевдо-Даниил и т.д.) и новые Писания (Псалмы Иисуса Навина и Соломона, Благодарственные Гимны и т. д.), т.е., по сути, новая Библия. Нельзя также войти в новый мир (в котором небеса и земля будут едины), не заключив Новый Завет с Богом.
Коцт.а Учитель погиб, а мир так и продолжал пребывать в грехе, была выдвинута идея о том, что кумранский Мессия, не смотря ни на что, все же реализовал свою сотерисяогическую функцию, и праведники будут спасаться (и уже спасаются) своей верой в него; его же Парусин заставит трепетать нечестивцев всех народов. Эта доктрина, вкупе с идеей об индивидуальном избранничестве (включая прозелитов), открывавшей возможность спасения для всех лвдей (а не только для одного этноса), позволяла сектантам привлекать сторонников сколь угодно долго (и опыт христианства тому наглядное подтверждение); так что earn m не война 66-74 гг. н.э. ...
Для непредвзятого исследователя очевидны параллели между кумранской мессианской концепцией и рядом основополагающих доктрин первоначального христианства. В то же время, очевидно п центральное отличие христианства от всех других религиозных учений: адепты этой религии верят, т£го Бог воплотился в конкретной исторической личности - Иисусе из_ Назарета.
Основные положения и выводы диссертации наложены в следующих о публикованншГ работах диссертанта:
1. Являлся ли Учитель праведности основателем Кумранской общины? (Тезисы доклада, прочитанного 3 февраля 1988 года в СПб. Ф. Института востоковедения РАН на заседании памяти акад. В.В.Струве).- Народы Азии и Африки. 1988, J65, с.Г» (0,02 п.лJ,
2. Учитель праведности и Нечестивые священники в кумранс-ких библейских Комментариях. (Тезисы доклада, прочитанного на Конференции."Страны северо-западной Африки и Красноморского региона в древности и раннем средневековье" в'Институте востоковедения (Москва) 21 декабря 1988 года)Народы Азии и Африки. 1989, JIO, с.169 (0,02 пл.).
3. К вопросу об истолковании исторических событий, отраженных в кумранской Комментарии на книгу пророка Наума. (Тезисы доклада, прочитанного на ШУ-оШ годичной сессии.сотрудников СПб. Ф. Института востоковедения 28 марта 1989 года).- Народы Азии
и Африки. I99Q, №1, с.161 (0,02 пл.).
4. "Избранник" Бога и "избранники Бога" в текстах свитков Мертвого моря,- Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. ХНУ. Часть I. Москва, 1991, сс. ТО-80 (0,4 пл.).
5. "Упоминания" кумранской Торы CllQT) в еврейской Библии. (Тезисы доклада, прочитанного в СШ. Ф. Института востоковедения) .- Восток. 1991, №3, с.139 (0,02 пл.).
Сданы в печать следующие работы по теме диссертации:
6. Являлся ли Учитель праведности основателем Кумранской общины? - Мероэ, й5, 1993, сс.177-209 (1,3 ал.).
7. Исторический фон кумранского Комментария на книгу пророка Аввакума.- Мероэ, (2,3 ал.).
8. Следы антикумранской полемики в Послании к евреям 9:28.-Письмешше памятники и проблемы истории культуры народов Востока. ХШ. Москва (0,4 ал.).
9. Учитель праведности и Священник в кумранских Комментариях на Аввакума (lQp Наь) и Псалом 37 (4Qp is 37).- Письмегаше памятники и проблемы истории культуры народов Востока. ХХУ1. Москва. (0,4 ал.).
Ю. Etymology of the term "Essenes" in the light of the Qumran messianic expectations. (Abstract of paper offered in honour of J.T.Milik at the 3rd International Colloquium in lio-gilany on the 25th of July, 1991)." ^h® Qumran Chronicle. Vol. 3, Ho. 1, 1993, Krakow (0,2 ал.).
11. Etymology of the term "Essenes" in the light of the Qumran messianic expectations.- Festschrift in Honour of Jozef Todeusz i<iilik. Vol.11 (Qumrauica iiogilanensia No.8), ed. Z.J. Iiapera. Krakow, 1993 (1 а.л.).
12. Two Wicked Priests in the Qumran Commentary on Habak-Imk.- Qumranica iiogilanensia Ho.12. Krakow, 199? (3 ал.).