автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Идея глобального эволюционизма: когнитивный и социокультурный аспекты
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идея глобального эволюционизма: когнитивный и социокультурный аспекты"
г
о
\'государственный комитет российской федерации по ' ' высшему образованию
томский ордена октябрьской революции и ордена трудового красного знамени государственный университет им. в.в.куйбышева
На правах рукописи
ЧЕРНИКОВА Ирина Васильевна
УДК 11+167/168
идея глобального эволюционизма: когнитивный и социокультурный аспекты
09.00.01- диалектика и теория познания
АВТОРЕ Ф'Е PAT диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Томск - 1993
Работа выполнена в Томском государственном университете им. В.В.Куйбышева, не философском факультете.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор В.И. Метлов
- доктор философских наук, профессор А.К. Черненко
- доктор философских наук, профессор В.В. Чешев
Ведущая организация - Институт философии РАН,
сектор физики
Защита состоится " 15 " ноября 1993 г. в 10 чао. на заседании специализированного совета Д 063.53.06 при Томском государственном университете им. В.В.Куйбышева по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, учебный корпус 3, ауд. 2.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Томского'государственного университета.
Авто реферат разослан
_1993г.
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат филооофских наук, доцент
о.г.мазавва
общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
Термин "глобальный эволюционизм" вошел в язык современной философии в начале 80-х годов. Прежде всего об идее глобального эволюционизма стали говорить в аспекте изучения интегративных. .явлений в науке, связанных с обобщением эволюционных знаний, полученных в разных отраслях естествознания. В этой связи такое явление, как стремление эволюционных дисциплин - биологии, геологии, астрономии, физики к экстраполяции и обобщению закономерностей, механизмов эволюции, стали обозначать как глобальный эволюционизм. Во всяком случае, именно этот смысл вкладывался в термин "глобальный эволюционизм" на первых порах.В 80-е годы она была одной из самых актуальных проблем методологии науки. Ее обсуждение было нацелено на повышение эффективности исследований в эволюционном естествознании. Речь' шла не только о совершенствовании теоретических методов эволюционного познания, поиске новых интегральных закономерностей эволюции, ко и о человеческой смысле глобального подхода к эволюции.
Так; академик H.H. Моисеев обратил внимание на тот Факт, что "универсальный эволюционизм" позволяет приблизиться к ответу на вопрос о встрече интересов человечества и биосферы с целью избежать глобальной экологической катастрофы. Обсуждение идеи' глобального эволюционизма не ограничивалось рамками методологии науки, поскольку была совершенно очеЛдна особая мировоззренческая нагруженность этой идеи, отличающая ее от традиционного эволюционизма.
Многие современные оценки идеи глобального эволюционизма в развитии научного мировоззрения выступают как альтернативы. Высказывалось убеждение, что глобальный эволюционизм является основанием научной картины мира, обеспечивает интеграцию наук о природе и человеке, то есть подчеркивалось ее фундаментальное значение в развитии естествознания. Идее глобального эволюционизма отводилось место одной из фундаментальных составляющих оснований науки о природе. В связи о этим актуальность исследо-
оснований науки о природе. В связи с этим актуальность исследо-• ваний идеи глобального эволюционизма определялась необходимостью понять процессы становления и характер новой эволюционной парадигмы.
Вместе с тем, звучало сомнение в том, что идея глобального эволюционизма способна воплотиться в эвоюциокную концепцию, хотя при этом признавалось, что основной формой ее реализации является экстраполяция и интеграция эволюционных знаний естественный наук . Сторонники такого подхода склонны оценивать идею глобального эволюционизма, как мировоззренческое образование, понимая под этим м более высокий по сравнению с естественнонаучными понятиями уровень эволюционных обобщений.
С конца 80-х годов наиболее ярко высветилась именно эта сторона идеи глобального эволюционизма - ее мировоззренческий аспект, что произошло, по-видимому, на Фоме обозначившегося глобального кризиса < обострение кризиса научной рациональности, вступление науки в новый, постнеклассический этап развития; углубляющийся глобальный экологический кризис; социально-экономический кризис в России). Сегодня в сложнейший для нашего существования период наиболее острыми становятся проблемы непосредственно касающиеся человека, затрагивающие те или иные стороны его бытия. Относится ли к их числу обсуждение идеи глобального эволюционизма?
По мнению автора ответ на этот вопрос должен быть положительным. Во-первых, как будет показано в данной исследовании, фокусом глобально-эволюционной проблематики является человек. Это касается всея аспектов идеи глобального эволюционизма, предстает лм она в Форме мифа эпохи» или в форме фундаментальной составлявшей оснований науки, или кок эволюционная концепция.
Во-вторых, обращение к проблема эволюции означает стремление понять сущность мира и человеке а мире. Как сказал С. Поп-пер, существует ло-крайней мере одна фундаментальная проблема, интересующая всех думающих людей. Это проблема космологии: проблема понимания мира, включающего нас самих и наше знание. А на современном этапе научного отношения к миру как никогда актуально изучение его эволюционных аспектов. Мир уже не мохет
рассматриваться, отмечает нобелевский лауреат И. Пригожин, как своеобразный музей, в котором каждым бит информации сохраняется; мир - это процессы, разрушающие и генерирующие информацию и структуру. Стремление понять мир как процесс и место человека во всеобщем процессе развития важно с точки зрения выработки стратегии будущего развития человечества.
В-третьих, идея глобального эволюционизма сопричастна экологической проблематике, которую среди глобальных проблемы современности называют проблемой номер один. Настало время " поиска новой цивилизационной парадигмы" считает акад. H.H. Моисеев и, присоединяясь к этому мнению, мы пытаемся показать, что идея глобального эволюционизма - активный участник этого поиска.
Наконец, актуальность исследуемой проблемы очевидна в контексте ведущей мировой тенденции нашего времени - современном стремлении к созданию целостной цивилизации. Эта тенденция задает не классово-формационный и не идеологический ракурс видения, а соотносится с естественными законами развития. Реализм и здравый смысл этой тенденции опирается на соответствие "хода идей" ходу вещей. Человечество, осознав возможность самоуничтожения, озабочено поисками способов единения и сотрудничества. В русле этой ориентации очевидна значимость идеи глобального' эволюционизма, которая нацелена на выявление интегральных механизмов эволюции человека и природы. В частности, новая картина мира, включающая человека не только как продукт эволюции, но как существо ответственное за эволюцию, не соизмерима о прежним потребительским отношением к природе поскольку опорными понятиями новой картины мира стали "нелинейность", "неопределенность" ,, ^стохастичность" и т.д.
Идея глобального эволюционизма явилась новой метафорой эволюции, современной формой историзма. В отличие от прежней трактовку эволюционизма, сводящего его к медленным постепенным изменениям, глобальный эволюционизм механизм изменчивости не ограничивает непрерывными процессами, напротив, включает взрывы, сальтации, бифуркации как Форму изменчивости.
Термин "глобальный'* обозначает не распространение непрерывной изменчивости до беспредельных масштабов, а указывает на рождение нового взгляда на эволюцию - это внутренне противоре-
чиьый процесс, антиномичный, протекающий и как прерывный, и как непрерывный, как направленный и ненаправленный, как закономерный и как случайный..., процесс, в котором постоянство и стабильность есть необходимое условие изменчивости. Фокусом глобального эволюционизма является человек ответственный за эволюцию, ее самосознание. Поэтому глобальный эволюционизм это социокультурный Феномен, что коренным образом отличает его от других форм эволюционизма.
Глобальный эволюционизм, или, как его еще называют, универсальный эволюционизм, возник как убеждение, интуиция естествознания второй половины XX века в наличии универсальных эволюционных закономерностей, позволяющих говорить о "едином мировом процессе развития" (H.H. Моисеев) от космогенеза до человека.
Проблема в том, чтобы исследовать и обосновать эуо убеждение. Оно не вытекает из естественнонаучных данных, превосходя их по уровню эволюционных обобщений, но вместе с тем, основывается на результатах современного эволюционного естествознания. Именно эту проблему мы и фиксируем как центральную в ряду других, связанных с_иде«гй глобального эволюционизма, совокупность которых обозначается нами как проблематика глобального эволюционизма. Спектр ее довольно широк в силу параяигмального характера самой идеи, это стержневая идея современного мировидения.
Степень разработанности проблемы
Проблематика глобального эволюционизма обсуждалась (шогчши современными философами. Это ф. Капра (Сарга), Б. Бон (Böhm), Е. Янч (Iantsch), Лима-де-Фариа (Lima-de-Farla), И. Р. Пригожин (Prlgogin), Дж. Николис (Nicolie), Дж. Лавлок (Lovelock) и др. исследующие проблему универсальной эволюции в естественнонаучном ключе', а также Т. Роззак (Rozzak), Б. Калликотт (Callicott), Х.Ролстон III и др., акцентирующие внимание на социально-нравственной стороне проблемы. Среди работ отечественных авторов следует выделить те, в которых анализируется непосредственно природа идеи глобального эволюционизма. Речь идет прежде всего об исследованиях В.В.Каэютинского, Р.С.Карпинской, Н.Н.Моисеева, а также В.А. Аршинова, А.И.Алешина, З.В. Сагановой, В.Н. Михайловского и Г.Н. Хона. Важные аспекты, касающиеся
проблематики глобального эволюционизма, рассматривались A.C. Арсеньевым, И.А.Акчуриным, J1.И. Василенко, Ф.И. Гиренком, Т.П. Григорьевой, В.Е. Ермолаевой, Э.И. Колчинским, А.Н. КоблоЕым, С.П. Курдюмовым, C.B. Мейеном, А.M.Миклиныы, В.В. Налимовцм, В.А.Подольским, В.Г. Торосяном, А.Турсуновым, П.Д. Тнщенко, Л.В.Фесенковой, И.Т. Фроловым, Ю.В. Чайковским, А.Д. Урсулом и ДР.
В хода проведенных исследований были предложены естественнонаучные модели глобального эволюционизма, обсуждались механизмы влияния идеи универсальной эволюции на развитие знания. Была поставлена проблема статуса идеи глобального эволюционизма, что позволило выявить значительное разнообразие мнений по исследуемому вопросу и огромную потенциальную значимость этого интеллектуального феномена, способного питать широкий спектр воззрений на первый взгляд не связанных о идеей глобального эволюционизма.
Однако, на этом Фоне Фактически отсутствуют работы, в которых бы ставилась И решалась проблема обоснования идеи глобального эволюционизма как мировоззренческого убеждения, лежащего в основании процессов интеграции знания об эволюции в различных дисциплинах естествознания, в основании научной картины мира, в основании мировидения, связующего в единое динамическое целое человека и космос. Между тем, эта проблема далеко не тривиальна. Во-первых, . до сих пор встречается старое понимание эволюционизма якобы не соотносящегося с современным представле-. кием tf" бифуркационном характере' развития, или наоборот с представлениями о постоянстве, неизменяемости каких-то явлений, и следовательно есть потребность в разработке новой философской концепции эволюционизма. Во-вторых, совершенно не очевидно, как возможна интеграция эволюционных разделов естествознания, если и в биологии нет подлинного единства среди "большой пятерки". В-третьих, следует учесть, что анализ какого-либо мировоззренческого Убеждения, даже основанного на опыте науки, требует не только и не.столько описательности, сколько глубокой рефлексии по-поводу этого убеждения.
Таким образом, обобщая выше схазанное можно заключить, что глобального эволюционизма входит в число наиболее фунда-
того она имеет социокультурную размерность, детерминируя деятельность, выбор ценностей, осознание смысла человеческого бытия. Возникла необходимость ее философско-методологического анализа, обоснования этой изначальной интуиции, поиска ее интеллектуальных смыслов. Актуальность и нерешенность данной проблемы и обусловили окончательный выбор цели настоящего исследования.
-ЦЕДИ И. задачи исследования
Основная цель диссертации - построение философской концепции современного эволюционизма: исследование природы и различных смыслов идеи глобального эволюционизма, механизмов ее воздействия на современное научное мышление, философская рефлексия идеи глобального эволюционизма как важнейшей составляющей формирующейся новой метафизики (философии).,
В этом контексте решаются следующие задачи: 1. Исследовать предложенные в литературе различные подходы к определению статуса идеи глобального эволюционизма, выявить категориальный каркас эволюционизма. 2. Проанализировать формирование глобального эволюционизма в контекстах философского, естественнонаучного, междисциплинарного знаний. 3. Показать ту теоретическую погруженность, которую приобретает идея глобального эволюционизма в современном естествознании: универсальность законов-механизмов. факторов природного процесса, ' связующего Ч единое целое космогенез, геогенеэ, биогенез, антропогенез. 4. Применить идею глобального эволюционизма при построении методологии эволюционного исследования, показав ее эвристичность при выборе исследовательских программ эволюционного естествознания, обосновать единотво в способах познания эволюции разных природных систем, 5. Проанализировать генезис идеи глобального эволюционизма в социокультурном контексте. Обозначить тот социокультурный Фон, на котором стал возможен новый взгляд на природу и человека как неразрывно связанные в единой глобальной динамике. 6. Выявить социокультурные предпосылки новой эволюционной парадигмы . Показать участие идеи глобального эволюционизма в динамике науки - ядре современной культуры, ее роль в формировании
г
днгмы. Показать участие идеи глобального эволюционизма в динамике науки - ядре современной культуры, ее роль в Формировании идеалов постнеклассической научности. 7. Предложить версию построения экологической этики на основе идеи глобального эволюционизма в результате анализа ее воздействия на Формирование этики науки. 8. Применить обоснованный вариант концепции глобального ' эволюционизма в обсуждении важнейших глобальных проблем современности - преодоления кризиса эпохи, поиске путей развития человечества.
Методологическую основу диссертации составляют общефилософские принципы целостности, историзма, системности, сформулированные классиками и разрабатываемые в современной философии. В методологическую базу исследования вошли научные положения системного и исторического подходов, описанные в работах И.В.Блауберга, ¡0. А.Урманцева, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина, М.А. Барга, Б.А.Грушина, Э.В.Ильенкова, В.С.Швырева и др. Особую роль в выборе темы Исследования сыграли работы по динамике науки и культуры выполненные Л.Б.Баженовым, П.П.Гайденко, Т.П.Григорьевой, П.С.Дышлевым, Л.М.Косаревой, В.А.Лекторским Е.А.Мам-чур, М.К. Мамардашвили, В.И.Метловым, В.Н.Порусом, Ю.В.Сачко-вым, В.С.Стегшным, К.А.Свасьяном, А.К.Сухотиным, В.В.Чешевым и др., а также такими крупнейшими мыслителями как М.Хайдеггер, А.Н.Уайтхед, М.Вартоф'ский, М.Полани, К.Поппер, Т.Кун, С.Тулмин, Дх. Холтон и др.
В качестве эмпирического привлечен материал Физики, астрономии, геологии, биологии, химии, а также нового междисциплинарного знания - синергетики, что позволило "изнутри" подойти к обоснованию идеи глобального эволюционизма, то есть проанализировать ее в контексте современного естествознания, а также глубже понять происходящие в нем процессы формирования постнеклассической научности ,1
Научная новизна и конкретные результаты исследования■ выносимые на защиту.
В соответствии с основной целью в диссертации проведен Фи-лооофско-методологический анализ идеи глобального эволюционизма, выявлены и исследованы конкретнонаучныеобщенаучные, мировоззренческие, социокультурные.,, смыслы и соответствующие им Формы концептуализации идеи глобального эволюционизма, создана философская концепция современного глобального эволюционизма, выдвинуто и обосновывается положение - идея глобального эволюционизма выполняет функцию поиска универсализма разных форм бытия:
-Выделена специфика современной трактовки эволюционизма -коэволюции. Среди новых метафор эволюции проанализированы такие понятия как "универсальность", "метасгабильность", "системность", "нелинейность", "самоорганизация". Показано, что среди понятий "пространство", "время", "причинность"... все возрастающую роль играет идея глобального эволюционизма, вместе с ней в естествознание вошли антропоморфные категории "цель", "смысл", "память" ...
-Выдвинута идея о существовании различных концептуальных Форм идеи глобального эволюционизма: философские доктрины, естественнонаучные модели, научная картина мирр, универсалия культуры, миф.
Проанализированы философские доктрины глобального эволюционизма {Г.Спенсера, А.Бергсона, Тейяра де Шардена, А.Уайтхеда), естественнонаучные концепции глобального эволюционизма,среди которых особое внимание уделено модели самоорганизующейся Вселенной Э.Янча. Он выделил десять унифицирующих принципов применимых к широкому спектру эволюционирующих систем, что дает основание рассматривать исследование Э.Янча как естественнонаучную модель глобального эволюционизма. Показано, что самоорганизация - необходимое, но не достаточное условие эволк^ии, что идея глобального эволюционизма содержит более богатый смысл, чем самоорганизация. В диссертации рассматривается не только логико-методологическая, но прежде всего социокультурная значимость подхода Янча, обосновывающего в контексте глобального эволюционизма взаимосвязь подсистем человеческой культуры, новый тип мышления, основанный на диалоге человека с человеком, человека и природы, диалоге культур. .
Естественнонаучный эволюционизм - это необходимое, но не достаточное условие для формирования идеи глобального эволюционизма, поскольку она является реализацией не только принципа историзма, но вырастает на почве онтологии, в которой природа и
человек едины/ Она "ооритнична" ряду представлений русского космизма о бытии ( эволюционная активность бытия, трактовка эволюции как внутренне противоречивого процесса, понимание природы как целостности, включающей человека), во многом напоминает образы мира культур Востока... Идея глобального эволюционизма, будучи выраженной на языке конкретных наук по уровню эволюционных представлений превосходит конхретнонаучное знание и может рассматриваться как научная картина мира. Новый взгляд на природу как на глобальный процесс, складывающийся с человеком способствует преобразованию характера мышления ( недуальное мышление) и серьезно трансформирует представление о социальных процессах.
Идею глобального эволюционизма правомерно рассматривать как миф современной эпохи по тому влиянию, которое она оказывает на личный выбор и ценности.
- Обосновано, что в современном естествознании формируется новый обьект исследования - модель единого мирового процесса, охватывающего космогенез, геогенез, биогенез и имеющего универсальные Факторы, механизмы, законы эволюции. Исследование впервые проведено путем анализа знаний не одной науки, а основных
л
разделов эволюционного естествознания (астономии, геологии, биологии, эволюционной термодинамики). Интегральный анализ результатов эволюционных исследований позволил показать ту теорэ-г тичвскую нагруженность, которую ■ приобретает идея глобального эволюционизма & современной науке.
Используя полученный результат исследования, то что идея глобального эволюционизма может служить одним из оснований интеграции эволюционных дисциплин в естествознании, предложено применение идеи глобального эволюционизма в качестве основания интеграции естественных наук в системе образования (колледжи, лицеи, школы), составлены прогрел«" соответствующих интегральных курсов.
- Показано, что универсальность природного процесса Фиксируется и в концептуальных структурах, то есть.в общности способов познания эволюции разными областями естествознания. Выявлены две альтернативные исследовательские программы эволюции в равной степени применимые в биологии, геологии, астрономии, что
/
• 1меет методологическое и эвристическое значение при выборе путей построения эволюционной теории.
- Исследован социокультурный аспект идеи глобального эволюционизма. Показано, что идея глобального эволюционизма впервые в истории западной культуры соединила в себе как целостности идею эволюции и идею гармонии человека и природы. Резонируя с представлениями о системности, самоорганизации, нелинейности, стохастичности, идея глобального эволюционизма способствовала формированию нового взгляда не только на природные процессы, но и социальные. Ее социокультурная значимость в том, что общество , человек, мышление, этика, религия, нравственность, другие сферы человеческого бытия рассматриваются как динамическая целостность, как глобальный мировой процесс.
- Обосновывается участие идеи глобального эволюционизма в Формировании постнеклассической рациональности: введение человека в контекст внутринаучных исследований, в этой связи анализируется антропный принцип, через который схвачена современной наукой активность бытия; гуманизация науки через ответственность человека за эволюцию; формирование новой прое: гиеной эпистемологии (снимается субьектно-обьектный дуализм, процесс познания - есть смыслопорохдение путем диалога). Тем самым вносится вклад в обретение концептуального единства Нира. и человека.
-Предложена версия построения экологической этики на основа идеи глобального эволюционизма, исходя из сопричастности глобал'ьного эволюционизма экологической проблематике. Показано, что эволюционная способность систем может быть включена в ряд ценностей, на основе которых строятся нормативные модели.
- Выдвинута идея об участии глобального эволюционизма в построении нрвой метафизики (философии), выявлены некоторые из намечающихся контуров новой метафизики. В этом контексте проанализировано воздействие современной метафоры эволюции на менталитет эпохи, обосновывается ее. включенность не только в систему рационализированного знания, она возникает, например, в "новом язычестве", в глубинной экологии, в оккультизме, в гЬ-лографической психологии... Показано, что мышление, реализующее идею глобального эволюционизма, обнаруживает по ряду параметров
черты мифологического, что а совокупности с воздействием, оказываемым идеей глобального эволюционизма на менталитет современного общества, позволяет оценивать ее и как миф современной эпохи. Идея глобального эволюционизма выполняет функцию поиска универсализма разных форм бытия.
Специфика авторского подхода к проблеме:
- эмпирическим базисом исследования послужил анализ знаний иэ разных областей естествознания - биологии, геологии, астрономии, физики, это необходимое условие для исследования универсального эволюционизма.
- идея глобального эволюционизма обосновывается как современная Форма историзма, имеющая разнообразные смыслы и по-разному выражаемая концептуально. Формируясь вместе с естествознанием, идея глобального эволюционизма не является только научной, рна имеет социокультурную размерность, пронизывает разные сферы деятельности, способствует обретению концептуального единства Мира и Человека. Человех и человеческая культура являются той приймой, через которую автор рассматривает этот процесс.
Теоретическая значимость результатов исследования в том, что диссертация выполнена как когнитивный н социокультурный анализ идеи глобального эволюционизма - важнейшей составляющей оовременого менталитета. Обосновано, что идея глобального эволюционизма является современной"формой историзма. Выявлены ее многообразные смыслы, проявляющиеся на самых разных интеллекту-алькьос уровнях и различные формы концептуализации. Высказана идея об участии глобального эволюционизма в формировании новой метафизики (филооофии >. Предлагается новая модель интеграции естественонаучного знания на основе идеи глобального эволюционизма .
Практическая значимость диссертационного исследования. Во-первых, полученные в диссертации результаты были положены в основу хурса "Филос кфия естествознания", читаемого автором на философском факультете Томского госуниверситета, подготовлена и
- 14 -
опубликована программа этого курса.
Во-вторых, положенный в основу диссертационного исследова- ■ ния богатый эмпирический материал из области эволюционного естествознания, истории науки и философии, истории развития отношений "природа-общество" позволил разработать и предложить курсы лекций по темам "Человек и экология", "Мир и человек (взгляд на проблему с позиций идеи глобального эволюционизма)", "Краткий хурс истории науки: от научных программ античности к пост-неклассической науке современности".
В-третьих, результаты диссертационного исследования были использованы в работе философских методологических семинаров разных уровней. Опубликован библиографический указатель "Идея эволюции в биологии, геологии, астрономии: философско-методоло-гический аспект", брошюра опубликована Центральным Советом философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР.
Важным практическим применением является использование результатов исследования в процессе не только вузовского образования, но и в системе профессиональной и общеобразовательной школ. Идея глобального эволюционизма была положена в основу интеграции естественнонаучных дисциплин при разработке курса "Естествознание" или "Природа и человек" принятого для чтения в 10-11 классах общеобразовательной и профессиональной школ. Интегральный курс "Естествознание", где основанием интеграции знания выступает идея глобального эволюционизма, обосновываемая в диссертационном исследовании, нацелен на формирование обобщенной картины мира, целостного представления о природе наряду с получением суммы знаний по предметам, кроме того, на реальное достижение гуманизации естественнонаучной мысли, благодаря включению человека в картину мира.
Апробация работы.
Основные положения диссертации докладывались автором, на ЦП Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки ( Москва, 1987), на XIX Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993), на Международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное
образование" (Омск, 1992), и на Всесоюзных'научно-теоретических и научно-практических конференциях, в частности, на III Всесоюзном Совещании по философским проблемам естествознания ( Москва, 1981), на Всесоюзной конференции по философским вопросам астрономии (Москва, 1986), на Всесоюзном совещании по филбсофс-ким проблемам науки и техники (Москва, 1987), на Всесоюзной конференции лосвяшенной памяти П.В.Копнина ( Томск, 1986), на Всесоюзной - конференции "Методологические проблемы взаимосвязи фундаментальных исследований и разработки интенсивных технологий" (Москва-Обнинск, 1907) и др.
Результаты исследования автор докладывал на расширенных заседаниях Проблемного Совета по материалистической диалектике Минвуза РСФСР, в частности, "Противоречия, как источник развития" (Ленинград, 1984), "Диалектика, и творческое мышление" (Ленинград, 1987) и друвих.
Многие идеи, изложенные в диссертации, автор апробировал, участвуя в школах докторантов и Всесоюзных школах философов 1979, 1981, 1983 и 1986 гг. Апробация результатов проводилась также на республиканских, региональных конференциях в гг. Томске и Новосибирске.
В результате выполненного исследования опубликованы:' монография, брошюра и 29 статей общим объемом 25 п.л.
Структура работы.
ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы исследования, приводится описание проблемной ситуации, излагается степень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, расхрываютя методологические основания работы, показывается научная новизна результатов исследования, специфика авторского подхода к проблеме.
РАЗДЕЛ I. "Идея глобального эволюционизма в когнитивном аспекте1' состоит из трех глав, в которых осуществляется исторический и логико-методологический анализ идеи глобального эволюционизма, а также предисловия к разделу. В нем осуществлена эк-
спликация понятия "эволюция", определены некоторые понятия, в которых формулируется проблема и через которые раскрываются смыслы современной трактовки эволюционизма, рассмотрено соотношение понятий "развитие" и "эволюция". Различие мехду ними можно усмотреть, и в начале исследования автор придерживался этого мнения, в разной степени абстракции этих понятий: "развитие" есть философская категория, а "эволюция" - естественнонаучное понятие.
Однако в ходе анализа идеи глобального эволюционизма выявилось ее парадигмальное значение, эволюционизм-в современной культуре приобретает новые смыслы, которые не ограничиваются рамками естественнонаучного знания. Разнообразные смыслы идеи глобального, эволюционизма, ее роль в современной ментальности позволяют рассматривать идею глобального эволюционизма как современную форму историзма. Под эволюцией подразумеваются не только постепенные, но и скачкообразные изменения, не только изменчивость, но и постоянство, системность являются ее основным условием. В ракурсе системного подхода эворция трактуется как коэволюция. Главная особенность глобалэного эволюционизма заключается в том, что Человек и- человеческая культура являются той призмой, через которую рассматривается гкобальная динамика. В предисловии объясняется логика исследования в этом разделе.
ПЕРВАЯ ГЛАВА "Идея глобального эволюционизма: история и современность" состоит из четырех параграфов, в которых идея глобальной эволюции исследуется в контекстах философского, естественнонаучного. междисциплинарного знаний.
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ " На пути к эволюционным концепциям" выявляются истоки эволюционизма от динамизма античности до трансформизма в естествознании ХУШ в. Рассматривается Формирование эволюционизма в астрономии, биологии, геологии, дается сравнительный анализ различных Форм эволюционизма, включая современную трактовку эволюции как коэволюции, понимание природного процесса как системной целостности, единой глобальной динамики. Показано, что Формирование эволюционизма в естествознании явилось одной из важнейших предпосылок становления идеи гло-
бального (Эволюционизма. В естествознании Х\Ш-Х1Х вв. быЛо постигнуто понимание природных процессов как естественноисторичес-ких, сделаны определенные шаги к трактовке эволюции как глобального процесса: экстенсивное распространение эволюционного подхода в биологии и геологии, включение человека как Фактора эволюции в дарвинизме.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "философские доктрины универсальной эволюции" выявляются истоки идеи глобального эволюционизма в контексте философского знания. Показано, что в XIX - первой половине XX века было создано несколько философских учений, в основе которых лежала идея глобального эволюционизма. Это синтетическая философия Г. Спенсера, теория творческой эволюции А. Бергсона, философия организма А. Уайтхеда, глобальный эволюционизм Тейяра де Шардена. В творчестве всех этих философов с нарастающей четкостью прослеживается то, что можно назвать традицией различных воплощений идеи глобального эволюционизма. Это взгляд на мир как единый природный процесс, включающий человека, соединение целостности и процессуальности, стремление к снятию дуализма и антинамичности в трактовке бытия • и познания (недуальность мышления). У Г.Спенсера акцент сделан на объединении всех конкретных наук и истолковании их истин в контексте эволюции: все, включая человека, есть ее "продукт".
Идея А.Бергсона • о творческой силе эволюции воплотилась в метафизике А.Уайтхеда. Автор философии организма стремится избежать дуализма в описании бытия, показать связь психического и физического. Материя не противостоит сознанию, а субьективное -обьектийному. Природные реальности - суть "события" в природе,-которые происходят при взаимодействии субьекта и обьекта, мир "проговаривает" себя через человека, складывается вместе с человеком. В глобальном эволюционизме Тейяра де Шардена сливаются бытийная и нравственная составляющие - Человек ответственен эа эволюцию.
В ПАРАГРАФЕ ТРЕТЬЕМ "Универсальность развития и современное естествознание" показано, что в современном естествознании Формируется новая форма эволюционизма - глобальный эволюцио-
- 18 - ..
ниэм. Смысл его не только во все большей экспансии эволюционизма, расширении той области естествознания, куда проникла идея эволюции, хотя и это имеет место. Наиболее существенный признак новой формы эволюционизма в том, что эволюционный процесс рассматривается не только как специфический для каждого уровня ор--
ганизации материи (эволюция живого, минералов, космического вещества ...), но и как имеющий общие закономерности, как единый мировой процеос и в этом смысле универсальный. Идея глобального эволюционизма в современном естествознании реализуется через интеграцию, экстраполяцию эволюционных закономерностей, механизмов, свойств.
Начало зарождению нового взгляда на эволюцию положили работы В.И.Вернадского. Он не только осознал плодотворность идеи универсальной эволюции, но реализовал ее в своем творчестве. В.И.Вернадский предложил совершенно новый подход к явлению жизни, понимая живое в системном единстве с небиотическим, проводя идею универсальной взаимосвязи, целостности эволюции природы. В создаваемую В.И.Вернадским картину универсальной эволяции природы через учение о ноосфере включается человек. В параграфе анализируется развитие идей В.И.Вернадского в современном ес-тествознаии, сделан вывод о том, что постепенно складывается понимание эволюционного процесса как универсального, . имеющего общие закономерности на разных уровнях организации, включающего человека как составляющую и как специфический Фактор эволюции.
В ПАРАГРАФЕ ЧЕТВЕРТОМ "Междисциплинарное знание и глобальный эволюционизм: системность, самоорганизация, эволюция" идея глобального эволюционизма анализируется в контексте специфического слоя знания, называемого общенаучным или междисциплинарным. Выдвинута идея, что существует преемственность в развитии этого знания от системных исследований, через теорию самоорганизации к концепциям глобального эволюционизма: от статики систем (ОТС) -> через динамику систем (синергетика) -> к динамике , процесса (глобальный эволюционизм). До исследований общей теории систем и синергетики конкретная наука ничего не говорила о том, как возможно возникновение жизни и других антиэнтропийных явлений в энтропийной среде.
- 19 -
Синергетика дает отэет, при каких условиях происходит самопроизвольной возникновение пространственно неоднородных устойчивых структур- Вызола синергетики явились серьезным достижением на пути конкратнокаучного обоснования идеи универсальной
- • \ эволииии, поскольку выявлено* чтд необходимые для развития условия - возникновение неустойчивого состояния, динамическое равновесие, самоорганизация - это универсальные характеристики процесса, они не связаны со спецификой субстрата развития. Самоорганизация - необходимое, но не достаточное условие для эволюции, которая характеризуется еще и преемственностью, и направленностью, поэтому" создание универсальной теории самоорганизации не означало создания теории глобальной эволюции. Опираясь на эти достижения, известный ученый Э.Янч предпринял попытку построить модель универсальной эволюции, основанную на парадигме самоорганизации.
В диссертации представлена модель самоорганизующейся Вселенной Э. Янча. На ее примере, главным образом, а так же на примере исследований других авторов, среди которых А. Лима-де-Фариа. Д.Бом, В.С.Голубев, авторский коллектив: Э.Н.Елисеев, Н.В.Белов, К.О.Кратц, Ю.В.Сачков и яр., обосновывается, что идея глобального эволюционизма формируется в современном естествознании, созданы первые модели универсальной эволюции.
Подробно анализируется < не только в этом параграфе, но и во втором разделе, "Как того требовала логика диссертационного исследования) первоисточник - книга "The self-organizing Universe: scientific and human Implications of the emerging
paradigm, of evolution". Утверждается, что исследование Э. Янча,
t'
создавшего на основе теории самоорганизации модель всеобщего природного эволюционного процесса и выделившего десять унифицирующих принципов эволюции, описавшего его механизм, факторы, направленность, можно оценивать как естественнонаучную концепцию глобального эволюционизма.
ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ "Эволюция в научной картине мира" выявляются признаки универсальной эволюции, ее общие закономерности, факторы, механизмы, направленность. Основная проблема, решаемая в этой главе, связана с недостаточной проработанностью вопроса
об общности эволюции природных образований, принадлежащих разным уровням организации материи. В литературе обращалось внимание на тот факт, что повторяемость путей развития — феномен малоизученный, в то время как от его решения зависит объяснение многих конкретных проблем ( А.М.Ыиклин, В.А.Подольский). Предложено выявленные общие закономерности эволюции биологических, геологических, астрономических систем классифицировать следующим образом: системные сходства в развитии разных материальных образований, обусловленные системной организацией всех развивающихся обьектов; физико-химические параллелизмы, вытекающие из физико-химической природы живых и неживых эволюционирующих систем; генетические сходства детерминированные целостностью процесса, единством его механизма. На данном этапе исследования поставлена цель - обосновать, используя достижения современного эволюционного естествознания, объективную реальность единого мирового процесса. Глава содержит три параграфа.
ПЕРВЫЙ ПАРАГРАФ "Эволюция природы как следствие системной организации развивающихся обьектов". Все развивающиеся обьекты необходимо рассматривать как системы характеризуемые со стороны субстрата и структуры. На это одним из первых обратил внимание Б.А. Грушин. Системная организация развизающихся обьектов определяет ряд общих свойств обьектов, независимо от различия их субстратного состава. Показано, что и биологические, и геологические, и астрономические обьвкты-оистемы характеризуются как целостные. Универсальный механизм Формирования целостности содержит "расслоение" системы на уровни.
Одним иэ самых распространенных типов уровневой организации является иерархия. Целостность возникает за счет Формирования самостоятельного системообразующего отношения в ходе специализации частей. Иерархия - характерный тип организации космической материи, ■ живого вещества и геологических систем. Интегральный анализ эволюционизма (с позиции всех основных разделов эволюционного естествознания) позволил показать, что иерархичность организации не случайное свойство эволюционирующих оистем и не результат" субьехтмвной реконструкции, а универсальная закономерность, которая представляет способ и результат эволюции.
Еше одна универсальная закономерность эволюции, детерминированная системной организацией, заключается а существовании общих для всего эволюционного естествознания законов систематики (таковая имеет место не только в биологии, но и в астрономии, в геологии, в химии, в геохимии ...). Основываясь на работах A.A. Любищева, Ю.А. Урманцева, Г.А. Заварэина, Ю.С. Старка высказано предположение, что эти общие законы систематики (систематика как теоретическое отражение многообразия форм систем) есть проявление универсальности эволюции, что также является косвенным подтверждением объективной реальности единого мирового процесса.
В ПАРАГРАФЕ ВТОРОМ "Универсальность развития обусловленная законами самоорганизации и историей процесса"- выявляются такие универсальные свойства эволюционирующих систем как открытость и сходство форм. Эти свойства объясняются с позиций синергетики. Термодинамическая открытость или нелинейность является необходимым условием эволюции.
Современная наука обьясняет совпадение форм природных образований, будь то галактика, бацила или кристалл... законами самоорганизации. Например, обьяснение распространенности спиральных форм найдено при изучении автоволн - одного из видов дисеипативных систем. Так в контексте парадигмы самоорганизации обосновываются открытость и сходство форм как универсальные ха- . рактеристики эволюции.
Указывается на наличие универсальных механизмов эволюции, таковыми являются конвергенция и дивергенция, как следствие структурного изоморфизма и полиморфизма. Универсальным Фактором эволюции является также отбор. Он действует не только в специфических формах, но имеет и универсальную тенденцию - образовывать устойчивые "структуры, системы, оптимально использующие энергию (Э. Яки), устойчивые полиморфы <Ю.А. Урманцев).
Показано, что характер универсальных приобрели еще ряд закономерностей эволюции, которые раньше рассматривались как прерогатива какой-то отдельной науки. Пользуясь методологией глобального подхода к эволюции, автору удалось увидеть те параллели между процессами эволюции живого и процессом геологической
эволюции, которые до сих пор не были выявлены даже специалистами. В литературе указывалось, что биогенетический закон, известный как закон Геккеля, действует и в геологии, но считалось, что он применим для описания эволюции минералов только в той части, где говорится о повторении онтогенией Филогении. Нами показано, что он экстраполируется в геологию и в отношении явления предварения признаков.
Обозначился круг проблем, например, вопрос о возникновении жизни, которые не могут быть реаены вне глобального подхода к эволюции. В результате обобщения выявленных и проанализированных в параграфе универсальных закономерностей природного процесса делается вывод о том, что в современном естествознании утверждается понимание эволюции как единого мирового процесса, имеющего универсальные характеристики, хотя глобальный эволюционизм нельзя назвать единственной или господствующей в естествознании концепцией.
В ПАРАГРАФЕ ТРЕТЬЕМ "Направленность эволюции природь." поставлена проблема направленности универсального процесса, которая анализируется в трех аспектах: а) отдельные направления и Формы развития; б) причины и направляющие факторй; в) соотношение направленности и целенаправленности. Следуя этой- логике, осуществлено дифференцированное исследование проблемы направленности развития в каждой из рассматриваемых- наук . (биологии, геологии, астрономии). Проанализирован вопрос о детерминации направленности. Направленность возникает в ходе эволюции,благодаря запретам и ограничениям, поэтому направленность не следует трактовать телеологически, она не предзадана,' а возникает по ходу процесса. Среди многообразия запретов и ограничений,"канализирующих" поток изменчивости, современная наука выявила системные и динамические.
При рассмотрении понятий "цель" и "направленность" отмечена их раэноуровневость, показано, что категория "направленность" имеет как гносеологический, так и онтологический смысл, в то время как понятие "цель" не имеет онтологического значения в применении к природным процессам, в противном случае приходится допустить существование абсолютного разума. В результате
- ¿a -
направленность характеризуется как обьехтивное проявление эволюции природы. Именно направленность отличает эволюционный процесс от отдельного акта новообразования. Направленность понимается как ограничение возможных направлений изменчивости, как канализованность процесса, причем, ока выявляется не только апостериорно, но и в некоторых случаях априорно (запреты; системные и динамические). Направленность глобальной эволюция не означает однонаправленности.
В модели глобальной эволюции, включающей человека как составляющую глобальной эволюционной динамики к детерминантам процесса добавляется еще и обусловленность эволюции ее результатом - жизнью, человечеством. В этом контексте рассматривается ант-ропный принцип. В диссертации обращение к нему встречается неоднократно, не только в данном параграфе, но и во втором разделе , поскольку антропный принцип служит основой эволюционного обьяенения существования человечества. В работах В.В.Казатинс-кого отмечалось, что если не рассматривать вариант случайного совпадения фундаментальных постоянных, то элтропному принципу приходится предпослать гипотезу о существовании законов глобальной эволюции.
ч
Глобальная эволюция характеризуется как универсальный лро-кесо возникновения новых иерархий возрастающей сложности, апостериорно он трактуется как направленный к человеку.
ТРЕТЬЯ ГЛАВА " Логико-методологический анализ глобального эволюционизма" нацелена на разрешение вопроса, не содержит ли идея глобального•эволюционизма логического противоречия, возможна ли научная модель универсальной эволюции,- и каковы особенности теоретического отражения эволюции вообще и глобального эволюционного процесса, в частности?
Нетривиальность этой проблемы фиксировалась неоднократно. А.Бергсон писал о невозможности средствами науки выразить -движение, известный методолог С.В.Мейен указывал на неясность того, как современная биология "ошеломленная" разнообразием жизни и разделенная на внутринаучные подразделения будет интегрироваться с другими науками, хотя сама идея интеграции эволюционного знания порождена не кабинетным прожектерством, и не может
быть отвергнута. Наконец, далеко не ясно, как формализовать процесс ( создание естественнонаучной модели унииверс'ального процесса подразумевает его формализацию согласно со сложившейся в науке традицией), если сущность эволюции видеть в новообразовании, в индивидуальном. Таков круг проблем, обсуждаемых в этой главе,
В ПАРАГРАФЕ ПЕРВОМ "Категориальный каркас современного эволюционииэма" проанализирована современная трактовка понятия "эволюция", выявлены метафоры эволюции, те понятия, которые соотносятся о эволюцией, дополняют, раскрывают ее смысл. Приведено множество определений эволюции, среди которых выделено, как наиболее методологически плодотворное определение эволюции A.A. Любишева, указывающее на многоаспектность самого феномена эволюции и содержащее четырнадцать пар антитез, с помощью которых описывается это явление: эволюция как развертывание задатков (преформизм) и эволюция как развитие с новообразованием (эпигенез ); эволюция как постепенное и непрерывное развитие и эволюция как революционное развитие, скачкообразное;.эволюция прогрессивная и эволюция регрессивная; эволюция на основе случайностей (тихогенеэ) и эволюцияvна основе твердых ааконоа фомооб-разования (номогенез)... ПохазанО, что смысл, вкладываемый современным естествознанием в понятие глобальной эволюции, отвечат ет именно такому видению процесса, как внутренне противоречивого и многоаспектного явления.
Ученые говорят об универсальности эволюции не потому, что все обьекты, изучаемые естествознанием развивающиеся (допустимо и достаточно распространено статичное видение, когда нз выявляют внутренний изменчивость или абстрагируются от нее), а потому, что те, которые развиваются, обнаруживают общность, универсальность в развитии. Заметим, что внутренняя изменчивость или автопоэзис ( autopoesiB, по терминологии Э.Янча) означает способность к самовоспроизведению и сохранению автономии по отношению к окружающей среде и отличает статичные системы от динамических.
Среди новых метафор эволюции, трактуемой как коэволюция, помимо универсализма следует выделить метастабильность как один
из универсальных признаков глобальногоного процесса, указывающий на то, что периоды относительной стабильности и покоя, необходимы для развертывания морфогенеза; очеловеченность или че-ловекоразмерность эволюции, означающую включенность человека в эволюционный процесс; нелинейность, как условие, обеспечивающее новообразование, необратимость изменчивости; системность, означающую организованность процесса, наличие в нем уровней. Суть ' переориентации эволюционной мысли со статического видения на системный в том, что всякая эволюция оказывается коэволюцией системы и ее среды.
Показано, что универсальность как характеристика глобального эволюционизма не противоречит случайности в эволюции. Рассмотрен вопрос о соотношении случайного и закономерного в эволюции. В модели Э.Янча одновременность стохаотичности и за-кономернбсти, взаимодействующих комплементарным образом, Подтверждается на основе'эволюционной термодинамики.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "Пути построения эволюционного знания" рассмотрен вопрос об особенностях теоретического отражения эволюции, в этом контехств обсуждается проблема: ■обусловлены ли дополнительность системного и исторического подходов в познании эволюции, а также наличие альтернативных эволюционных концепций { в биологии-это селекционизм и номогенез, в астрономии - классическая и неклассическая космогонические концепции, в геологии . - концепции субстративистского и униформистского толка) свойствами познаваемого явления - эволюция, или несовершенством теоретического видения?
Дополнительность как специфика теоретического отражения эволюции присуща и отдельным наукам, например биологии, на что указывали A.A. Любищев, C.B. Мейен, Ю.В. Чайковский, Ю. трейдер, но особенно" "очевидна в контексте глобального .подхода, в котором обобщаются знания разных наук об эволюции. В диссертации выделено три аспекта дополнительности теоретического отражения эволюции: 1) методологический аспект, как дополнительность методов эволюционного познания, раскрывающийся в контексте анализа системного и исторического методов; 2) теоретический аспект, как дополнительность концепций. Показано, что среди
многообразия эволюинонних концепций можно выделить две основных видения эволюции, две альтернативных программы исследования, которые являются сквозными, то есть характеризуют универсальную эволюцию. Одна из этих программ представлена такими концепциями эволюции как селекционизм (биология), униформизм (геология), классическая космогония (астрономия), другая соответственно — концепциями ноыогенетического толка, субстративистского и неклассической космогонией; 3) исторический аспект отражает внут-ринаучную и социокультурную обусловленность генезиса исследовательских программ эволюции, отмечено совпадение во времени зарождения одинакового способа описания эволюции в разных науках.
Выдвинута идея, имеющая значение при построении и выборе эволюционных моделей, согласно которой дополнительность теоретических описаний развивающихся систем отражает имманентное свойство, следовательно альтернативные трактовки эволюции оказываются необходимыми для передачи присущих ей смыслов. Используется одна из программ в зависимсти от того, на какой из проблем эволюции делается акцент - на прогрессе, приспособлении или разнообразии. '
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ' "Логические основания эволюционных теорий в контексте проблемы обьяснения" исследуются метопы объяснения универсального природного процесса. Показано, что объяснение глобальной эволюции не исчерпывается установлением причинных связей, но существует также детеминаиия структурными (композиционными) закономерностями. Что касается телеологического обьяонения, то его "права" обусловлены логическими потребностями, то есть потребностями обьяснения природных взаимодействий детерминированных глобальными характеристиками (целостностью) , но это не означает целеустремленности в буквальном смысле. Три типа детерминации: каузальный, структурный, телеологический соответствуют трем составляющим коэволюции - эволюции взаимодействия, Эволюции Форм и эволюции функций. Формирование новых (постнеклассических) нормативов обьяснения в рамках эволюционной парадигмы Пригокина-Янча рассмотрено во второй главе II Раздела.
II РАЗДЕЛ "Социокультурный аспект идеи глобального эволюционизма" состоит из двух глав и предисловия, в котором подводится итог проведенного в первом разделе анализа: в современном естествознании Формируется взгляд на мир как на единую глобальную динамику, одной из Фундаментальных в этой картине мира является идея глобального эволюционизма, основной формой ее реализации в естествознании служит экстраполяция и интеграция эволюционных знаний.
В предисловии к разделу отмечаются также границы когнитивного анализа идеи глобального эволюционизма. Преследуя цель обьяснить ее влияние на научное знание, необходимо учитывать движение не только "от объекта", но и "от культуры". Социокультурный подход позволяет понять динамику научного мышления в полнбте образов, ассоциаций, находящихся эа пределами науки, но участвующих в Фомировании оснований науки. Так метафора эволюции многократно преломляется в разных гранях современной культуры, а также в хультурах прошлых эпох. В разделе ставится задача проанализировать идею глобального эволюционизма в социокультурном аспекте, выявить мировоззренческую значимость этого интеллектуального феномена, обозначить ее участие в формировании новой метафизики.
I ГЛАВА "Идея глобального эволюционизма в основе метафизики гармоничного косыоса" содержит три параграфа, в которых в контексте социокультурного анализа дается ответ на. вопрос, как стало возможным новое видение мира, обосновывается, что идея глобального эволюционизма способствует обретению концептуального единства Человека и Мира.
В ПАРАГРАФЕ ПЕРВОМ "Новая эволюционная парадигма" излагается современное научное представление о бытии как глобальной эволюционной динамике. Новое видение эволюционного процесса очень далеко от привычной для западной науки трактовки движения как последовательности состояний (кинокадров в кинематографической модели А. Бергсона). 3 новой парадигме эволюция трактуется как коэволюция систем, а универсальный процесс как структура, в этом суть так называемой системной парадигмы эболииян.
с идеей глобального эволюционизма в единый мировой процесс включается человек, причем, не только как ячейка процесса, но как его самосознание. В этом параграфе поставлен вопрос о статусе идеи глобального эволюционизма, он не обсуждался в первой разделе, поскольку там рассматривалась только одна из концептуальных Форм идеи глобального эволюционизма - естественнонаучная модель универсального процесса, при переходе к исследованию других концептуальных Форм идеи глобального эволюционизма уместен анализ вопроса о статусе.
При рассмотрении вопроса о статусе идеи глобального эволюционизма использовались результаты исследований А.И.Алешина, В.И.Аришнова, Р.С.Карпинской, В.В.Казютинского, Л.В. Фесенко-вой, в которых развернута дискуссия: идея глобального эволюционизма - миф или реальность? В диссертации обосновывается, что идея глобального эволюционизма - это реальность, которая существует ■ может выражаться в различных концептуальных формах.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "Концепция "человек-природа" в свете идеи глобального эволюционизма" ставится задача обозначить'идею глобального эволюционизма как культурный феномен, как "новый смысл приходящий к бытию'-. Проанализировано развитие отношений Человека к Миру от античности до современности. В результате выдвинута идея, что после синтеза двух важнейших составляющих в воззрениях на природу: идеи историзма, с одной стороны, и идеи гармонии человека и природы, с другой, стали возможными пара-дигмальные изменения so взглядах на природу, происходящие в современной науха. Обосновывается, что таким синтезом явилась идея глобального эволюционизма - стержень современного ыирови-дения, нового взгляда на природу как на глобальный процесс, складывающийся вместе с человеком.
Предпринята попытка выявить не только научные идеи, но и ва пределами науки интеллектуальные смыслы, умонастроения, резонирующие с идеей глобального эволюционизма. В этой связи проводится сравнение складывающегося образа мира с тем образом, который сформировался в культурах Востока, с русским космизмом.
ПАРАГРАФ ТРЕТИЯ "Эволюционизм и всеединство в русском кос-
миэме" посвящен выявлению той связи, которая существует между идеей глобального эволюционизма и русским космизмом как особым пониманием природы, Науки и человека, что позволило пролить новый свет на идею глобального эволюционизма, хотя и возникающую на магистральной линии развития западно-европейской культуры, но в то же время не примыкающую к классическим традициям ни в понимании мира и человека, ни во взглядах на науку.
В параграфе дается характеристика религиозно-философской ветви русского космизма < В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.Ф.Федоров, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев) и естественнонаучной (К.Э.Циолковский, И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.Г.Холодный,..). Выявлены и обоснованы следующие параллели русского космизма и глобального эволюционизма: понимание мироздания как целостности , в которой все составляющие связаны и имеют эволюционный смысл, включенность человека в космический процесс, убежденность в особой роли, занимаемой человеком в космической эволюции, "склеивание" бытийной и нравственной составляющих мировоззрения, нетрадиционное'для западно-европейской культуры по- . нимание научности, стремление русского космизма к синтезу знания и интегративная функция идеи глобального эволюционизма < в первом разделе показано, что идея глобального эволюционизма может рассматриваться как одно иэ оснований интеграции естественнонаучного знания).
Идея глобального эволюционизма и идея всеединства русского . космизма -сосуществуют в культуре, выполняя близкие задачи - поиски универсализма разных Форм бытия. Одна из важнейших черт русского космизма - это активно эволюционная позиция, проявляющаяся в глубинно-онтологическом преобразовании мира, в совершенствовании самой природы человека, в деятельностно-проектив-ной трактовке познания.
Среди наиболее общих, идущих от космизма установок, реализующихся в постнёклассической науке выделены: ориентация на общесистемную постановку проблем, привнесение идеи активности бытия ("космос сам рождает в себе силу, которая им управляет"), согласующейся с современной парадигмой самоорганизации, понимание природы как целостности, включавшей человека, разрушение субьектно-обьектной структуры познания и формирование нового
проективного мышления.
II ГЛАВА "Идея глобального эволюционизма в современной ментальное™" состоит из четырех параграфов. Рассматривается взаимодействие метафоры эволюции с ментальными образами, ставится цель показать, что идея глобального эволюционизма участвует в преодолении кризиса науки, кроме того, она способна пролить новый свет на многие глобальные проблемы современности.
В ПЕРВОЙ ПАРАГРАФЕ "Динамика науки и глобальный эволюционизм" логика исследования такова: коль скоро появилась новая картина бытия, основанная на идее глобального эволюционизма, объединяющая историческое видение с идеей гармонии человека и природы (предыдущая глава), то и в науке, как одном из способов постижения реальности, должны произойти соответствующие изменения: появиться адекватные новой картине бытия способы объяснения, доказательства оценки на истинность. Для этого рассмотрена динамика науки и научной рациональности в эарадной культуре, проанализирована ситуация кризиса совреценной научности и возможные пути его преодоления. Материал этого параграфа включает анализ тех идей в западной культуре, которые обусловили именно такую научную динамику, какую мы имеем. Это идеи М.Хайяеггера об активности бытия, П.Флоренского об активности бытия и природе познания как "соритмичнок бытию биении духа". Рассмотрен переход от взгляда на науку как на инструмент человечества- в покорений природы к новому пониманию целей Науки .и целей человека. Показано, что в западно-европейской и отечественной культу->■ ре было подготовлено поле, на котором предстояло появиться росткам новой наукй, что условием ее осуществления и бытия в культуре является преодоление дуализма в мышлении.
ПАРАГРАФ ВТОРОЙ "Черта постнеклассичвсжой науки в современном эволюционизме" призван показать'',. что с идеей глобального эволюционизма связана потенциальная возможность рождения новой науки, хотя это и на единственная точка роста научной рациональности. Если принять излагаемую в современной методологии науки концепцию о постнеклассическом этапе в развитии науки
(В.И. Аршинов, П.П.' Гайденко. Е.А. Мамчур, Ю.В. Сачков, B.C. Степин, В.Г. Федотова и др.). и соотнести с нею новую аволюци-онную парадигму Пригожина-Янча, выстраиваемую на основе идеи глобального эволюционизма, для которой, как это показано в ходе предпринятого в параграфе исследования, характерно: а) снятие субьектно-обьектного дуализма и отказ от абсолютного наблюдателя; 6} конструирование истины в процессе диалога; в) смыслопо-рождение как объяснительный процесс; г) включение человека во внутри научный контекст исследования и "человеко размерных" объектов как объектов научного исследования; д) отказ от идеала ценностно-нейтральной науки, то можно утверждать, что новая научная рациональность складывается с участием идеи глобального эволюционизма.
В параграфе акцентируется внимание на том, что с идеей глобального эволюционизма связан процесс гуманизации современной пауки и современного образования. Объекты современной науки становятся ценностными сущностями, идеал научной рациональности связан с зарождением отношения к природе не как к сущности, а как к существу, аксиологические факторы включаются в состав объясняющих предложений, познание приобретает проективный, диалоговый характер. Эти процессы, как показано в параграфа в значительной степени связаны о тем влиянием, которое оказывает идея глобального эволюционизма. являясь фундаментальной составляющей научной картины мира; и ее'стержнем, скрепляющим воедино природу и человека, космос и разум.
Обосновывается -вывод: наука, фундаментальные основания которой вкдючают идею глобального эволюционизма, может преодолеть дуализм: антинаука или классическая наука; наука, ведущая к иррационализму или наука, отчуждающая человека от природы.
В ПАРАГРАФЕ ТРЕТЬЕМ "Аксиологический аспект современной эволюционной парадигмы" указывается на причастность идеи глобального эволюционизма экологической проблематике. Ставится задача показать, что одна из важнейших проблем аксиологии науки -проблема поисков оснований этики науки, в частности экологической этики, может решаться с участием идеи глобального эволюционизма. Исходным на данном этапе исследования явилось утвержде-
ние Б. Калликотта, согласно которому нынешняя экологическая ситуация нуждается не столько в практическом экспериментировании, сколько в радикальном пересмотре западных моральных и метафизических парадигм.
В контексте анализа поисков оснований натуралистической этики (в качестве основания предлагались: баланс, целостность экосистем...) выдвинута идея принять эволюционную способность природных систем в ряду ценностей, на основе которых могут строиться нормативные модели. Эволюционная способность экосистем с позиций глобального эволюционизма означает не только способность к новообразованию, но и сохранение целостности экосис-темных взаимодействий. Наука в этом случае будет иметь целью расширение взаимодействия человека с миром (ценности науки), проявление потенциально заложенного в нем (законы не открываются, а конструируются, складываются во взаимодействии бытия и сознания) с тем, чтобы развиваться, быть жизненной. Человек в своей деятельности будет ориентирован при таком характере ценностей на тот выбор, который позволяет в природе сохранить разнообразие, в обществе — многообразие. Тем самым'будет увеличи- • ваться эквипотенциальная возможность, полнота функционирования любой системы, будь то человек, общество, экосистема, планета___
ПАРАГРАФ ЧЕТВЕРТЫЙ "Метафора; эволюции - ключ к пониманию судьбы человека". Основной вопрос, который в нем рассматривается: живет ли и в каких формах идея глобального эволюционизма за пределами науки и вообще - рационального видения мира? Ответ на этот вопрос дается положительный, обосновывается ее включенность не только в систему науки и мировоззрения как рационального осмысления действительности, но и в более широкую область - в менталитет. Проанализирована социокультурная значимость идеи глобального эволюционизма, показано, что ее правомерно оценивать как миф современной эпохи, по тому влиянию, которое она способна оказывать на личный выбор и ценности современного человека. С этой целью мифологическое мышление, согласно приз-' накам выделенным Э. Кассирером, А.Ф. Лосевым и др.. соотносится с идеей глобального эволюционизма. Когда с позиции глобального
эволюциоиниэма начинают анализировать возможное направление социального прогресса ступают на почву мифа.
Показано,' что мышление, способствующее реализации идеи глобального эволюционизма обнаруживает по ряду параметров, которые выделены и проанализированы в параграфе, черты мифологического .
Рассмотрено отношение глобального эволюционизма к следующим сферам современной жультуры: глубинная экология (новая Форма экологической этики, которая не столько академическая теория или система, сколько путь, практика человека в.экологизации сознания)! оккультные законы эволюции; "новое язычество" как печальная характеристика современной ментальности, один из возможных сценариев развития человечества; голографическая психология, основанием которой является голографическая парадигма -физико-космогонические построения, в которых утверждается целостное динамическое видение мира. Вое это разные пути, на которых ищется выход из глобального кризиса эпохи, коренящегося в обнищании человеческой духовности. В контексте этого поиска ■ идея глобального эволюционизма предстает как активный его участник, указывающий возможный путь развития человечества, как миф эпохи. Здесь еще раз по-новому высвечивается главное - Фокусом глобального эволюционизма является Человек.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ кратко подводятся итоги исследования, делаются обобщающие выводы, указываются границы предпринятого в диссертации подхода к анализу идеи глобального эволюционизма, намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Содержании работы изложено в следующих публикациях автора:
1. Монография "Глобальный эволюционизм (философеко-методологический анализ)".- Томск.: Изд. ТГУ, 1967.-162 с.
2. Некоторые методологические вопросы астрономического знания// Современная наука и научное познание. Томск, 1979, о. 121-138.
3. Взаимодействие общенаучной и астрономической картин ми-ра//3акономерности развития современной науки. Томск, 1951,
с.125-133.
4. Проблема развития в астрономии//Диалектика естественнонаучного и социального познания. М., 1979, 35-38.
Б. Особенности становления астрономического знания// марксистско-ленинская философия как мировоззрение и методология современного научного знания. М.,1981, с. 134-138.
6. Глобальный эволюционизм как фактор гуманизации знания// Человек, философия, культура. М., 1984, с.37-40.
7. Эвристическая роль философских принципов и картины мира в истории астрономии// Диалектика связи философского и конкрет-нонаучного познания. Иркутск, 1980, с.107-114.
8. К вопросу об эволюционных концепциях в астрономии// Вопросы гуманитарных' наук в исследованиях молодых ученых. Томск, 1980, с.41-44.
9. 0 релятивизации понятий в процессе становления системного и исторического методов// Современная наука и закономерности ее развития. Томск, 1984, с.84-95.
10. Специфика Фактуального знания в современной ас.'роно-мии//Проблемы методологии науки. Иркутск, 19В4, <Ь. 124-134.
11. Понятие развития в философии и встествоэнании//Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса. Пермь, 1985, с. ЙЗ-95.
12. Идея эволюции в биологии, геологии, астрономии: фило-соФско-методологический аспект//'Методическое пособие для слушателей методологических семинаров. М., 1985, 20 с.
13. Глобальный эволюционизм и философия// Структура философского знания. Томск, 1986, с. 63-67.
14. Методологические проблемы геологии, астрономии, Физики, биологии//Программы занятий методологических семинаров ТГУ (Размножено на ротапринте), 1983, 16 с.
15. Глобальный эволюционизм и его значение в современном естествоэнании//Методологичесхие проблемы научно-технического прогресса. Новосибирск, 1987, с. .246-257.
16. философская идея всеобщности развития и ее источники// Специфика философского знания и общественная практика. Вып. V. М., 1986, с. 76-80.
17. Методы и формы научного познания (в соавторстве с
»
Л.М.Нагзозовой, Н.И.Зейле, Л.С.Родос //Проблемы диалектического материализма. Томск, 198S, с. 180-216.
1Q. Предмет философии, ее функции и роль в обществе (в соавторстве с В.Ф.Макаровым, А.К.Сухотиным, И.П.Элентух)//Проблемы диалектического материализма. Томск» 1906, с. 5-21.
19. Программа курса "философские проблемы естествознания (астрономия, биология, геология) для студентов философской спе-циальноети//Методическое пособие для студентов философской специальности. Томск, 1987, 1В о.
20. Мировоззренческое значение астроноиии//Марксистско-ле-нинское мировоззрение и диалектика научного познания. Иркутск -Улан-Удэ, 1980, с. 63-65.
21. Эффективность научных исследований.и проблема гуманизации науки//Методологические проблемы взаимосвязи Фундаментальных исследований и разработка интенсивных технологий. М., 1987, с.193-197.
22. The idea of global evolution in modern natural science.//Материалы Ulli Международного конгресса по логике и • философии науки. М. , 1987, с. 446.
23. Противоречивость эволюции и ее отражение в позиа-
*
Н11и//Яиалектика и научное мышление. М. , 1988, о. 155-160.
24. Антропный принцип и его значение для развития современной науки//Современная наука и закономерности .ее "развития. Томск, 1938, вып. 5, с. 59-67.
25. О развитии историзма в геологии// Принцип развития и историзма в геологии и палеобиологии. Новосибирск, 1990, с.59-68.
26. Русский космизм ' и идея глобальной эволюции//Труди двадцать первых-двадцать третьих чтений, посвященных разработка научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. Секция "К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса". М-, 1991, с. 43-51.
27. Новая концепция эволюции и мировоззрение// Наука. Закономерности ее развития. Томск, 1992, с.39.
23. О значении идеи глобального эволюционизма в процессе гуманизации образования// Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование, т.2. Омск, 1992, с. 73-75.
29. Новая концепция эволюции и мировоззрение// XIX World Congress of Philosophy. Мовоом. 22-23 August 1993. V 1 book of abstracts, section 2.