автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Идея и образ человека в лирических циклах У. Блейка "Песни невинности" и "Песни опыта"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идея и образ человека в лирических циклах У. Блейка "Песни невинности" и "Песни опыта""
ТБйЖСКИЙ ГОСУХАРЭТВШНЫЯ ЗШВЗРСИТЕГ
ïfiSK и.дадаззшили
На правах рукогшоа (Лайоутадзе Марана Вахтангошга
УДК 820 i 73) .09 + 820.09
"ЩЩЯ И ОЬТЛЗ ЧЕЛОВЕКА В МШЕСЮК IÍHKKÍVZ Т.ШША "ШХЖ НЕВИННОСТИ" И "ПЕСНИ ОПЫТА *
СпепазЕЪЕость 10.01.05 Лагорагура стрзн БападиоН Европы» Америка и Аэотраяив
Азторефера т
диссертация ш ооасханве ученой стэивкв кандидата фягюпогнческях наук
Тбадвся - 19ЭЗ
у/ Ч-'
Wr
/
,1
Работа вигоднена в ^апссгом гос.университете • имэня И.Дсавахиивяли
Научный руководитеяь - кандидат фяяожотачестх наук, дс.'^цт ВД.Лебавэдзе
Официальнао олгоненга - доктор филодог. зесгох
каук, профессор Э.Е.Топурвдзо
кандадаг фйдодогачйсют наук З.Л.Кзругэдзэ
Ведущая организация « Енотятут грузинской лзтеразуры
2МЭ1Ш ВЫУставела ГрузвконоЗ ССР
Защита оосговтоя " ' I " г>
в та сов ш заоедангп евэдаагшяровашвдго совета Д 0570318 в Тбилисском гос.университете имена И.Дат -ахишвгот ■¡¡о адрвоу:
380079, Тбилася, пр.Н.Чадчавадвз.Зо, г.орп.У, ауд.45
С яяссвртецяей кояяо ознакомиться в научной библиотека Тбилшоокого государственного университета
Автореферат разосдай и Х990 г.
Утакиб секретарь
Сшива шзарошшгаго оогога, ■ (Г. п ¿>
У, {Ш'М-Н'Ъг »V *
кандидат фллояоги'геомх ааук • Р.А.Цгзадатргаввяи
¿fSS2aSsE25Sfi_IiK3« Огро:.:ясо знзчеша тоиз человека в гзор-чоотво У.ЬтоЯаа У1757-1827/, хотя л не вызывает сомнения в сов, реиеняоЗ блеЗгастакв, однако,, яробдкла взаимоотношения идеи ¡г образа человека в ого лирических ib"мах "Еэсна невинности" и "Пески опыта" в ваогокцей диссертация ставится впорэае. Актуальность теш рофэрзруеиой работы определяется таете слэдугадгми мокеяташ:
Т. значением У.БдеЙка г, n тарвуя очередь, бяейковекой темы человека - для современности;
2. нэойсодимосгьа исследовагля ги.ричеслого пахла как самостоятельного поэтачесмсого аонра;
3. Недоогаточной изучэкноотьп даричестах патов У.Бяе2ка "Пэсня незанносчл" и "Пэогаз спита" в отечественной бгойкиоткка.
7» БтеЗк является одним из тзда поэтов з мноавтвяей, творчество которого на только не гогшостьв умоталось в рамкз мировоззренческого контвгота его здагл, но было явственно нацелено lía будущее. Как говорит Г.Н.Ваозяьэва, "будущее признало в нем гения", йнтерео к У.Едей.чу стал стреклтотыо расти на рубеже .JX-XX вв., т.е. в начало соврэиекной эпоха я о тех пор и но ослабевал.
У.Б.Йатоу, как ба заново открываем^ У.Бдейжз для современности, принадлежат слова: "Существовали люда, сденаЕизе будущее срооЗ возлоблвнноа. И оно сызиало свое дыхание с их дыханием, опутало zx сзсигя волосамя .чгебы оставить ах неизвестными длч своего времэнп. Кленна одним аз' таких лвдой бил Блейк". Тагам se образок, оча-гадно справедливы слова К.Ройа: ..."эра Блэйка sea ещё в црспессе зароадоная".
Актуальность У.Блейка - поэта и адолвтекя - для совремон-
- г -
шот: ыгродбяяэтся^в первув очередь, оиатсгельксотьи и своеоб-развем разработка у него теш; человека. Но, так как У.Бде&и. был о Д2 каково ватах как кцодитвлъ и как поэт, тема человека соединяла в aro творчестве два аспэхта - миро воззроцчеокув идеи человека в его поэтический образ.
Как известно, творческое наслэдаз У.БгюЗка состой™ из двух, разумеется, глубинно ьзавмосвязакнУ!', но вое го вполне саыоотоя-гельша групп цроязведэгай. В серзуп группу входит лирика, в наиболее законченной форме прэдстзвлонкая в "Насшпс нэвикшети и опыта, шказтаюцих два црогнЕополэш« состояния чеяовычео-кой дула" /икошю так озаглавил поэт свой сборник о тагов, издании в 1794/.
Вторую ко груицу сосгавжшвя т.н. "Цророческпэ книга", вн-ракакцае юэзическух кл$ойогпю автора. В наг, как известно, поэт переосмысляя вс» истории человечества, и воссоздал вЗ в мафояогичосклЕ образах, каждый кз которых символизирует какой-то аспект внутренней оутн человека: разум, амоша, любовь в т.д. Однако впервые и в наиболее яркой форма бкейковская тема человека - его поэтическая ангрогояогия - кайла вопояощегош в лирических циклах "Песни навивлсота" и "Пески оште".
Обретение полоотности - гармоничноохи внутреннай оути человека, обновление aro утраченных гаяээй о внашним миром, с кос-носок, о Богом,.покав voto, как эгя овязи могут бить восстановлены - вот цела, которио ставил шрад собой У.Блэйк в овоих ли-ржчеонах циклах. . ■ .
Как яоно показнваэт упомянутый выше подзаголовок сборника, обг.едаияэедго эти два лирически цикла, их гаоиктаяьЕО-поэгачос-куи основу соотавжяет осьислакяе поогоы человек как вдев и воп-
яощекяе этоЗ идея в поэтические о dpa г ы "неванпого" и "опытного" человека. Для понимания "Посек" необходимо Екратцо о Срисовать фидософжут платформу У.Е~аСка на этапа их создания.
По мнении поэга, человек в течоаио своей влзша проходит несколько дупевных состояний. В "Еэсшос" /уолоию I789-I794, т.к. работать над ним доэг лродо.тазя и поел &/, У.Бяз Зву духовное раз ей иге человека тгредставяялось прохоадеииеы трот, сту-г о не й. квзинаооги, опыта и "сю л во дасо::ой невинности" /Р.Ф.Гяэя-нер/, которая в.иикяах цредставленд лить з кике первоначальных контуров. Имзнко раскрытие оутя этих душевных состояний человека, т.е. установление диалектики, кзгией в основу заадсла "Пасен", является, оэнозной задач,У реферируемой диссертации.
Вторым моментом, определяющим актуальность избранной вами теш, является опредоленае яапровой особенности этих пимов. Несмотря ка рйапросгранекнов в советском литературоведении иноиае, что "шрическвй вдкя, как особый тэтичеоияй жанр, окончательно сформировался пешь в начагсэ XI е." /Фоменко И.В./, мы показали, что вое вндэленниа И.В. Фоменко х?рзктернко черты лирического цикла, уже голноотъп присуща блзйковекам "Песням невилдаота" и "Песням опыта". Тем самим, • опровергается мыс® о том, -что лзрическай цикл в своей законченной Форш - явление исключительно нашего времени.
Одним из моментов актуальности нашего исследования нам представляется все еще нодостатотая степень изучения "Песен" У.Елейна в отечественной аятявстихе. Несмотря на то, чго творчество У.Блэйка гяубог.о и основательно освещено в трудах Т.И.Ва-оильовой, А.М.Зверева, Н.И.ДьяковоЯ а H.A.' Ноаргоовой, пока едЗ отсутствуют ыонографаческае исследования, ноовадеянуе "Песням невшнссгя" z "Песяям опыта". Но ведь пшено эта лирические
пз к ли составляют важнейшую часть творчества У.Елочка. Как говорит А.Нлколь: "Совокушость мыси л эмоцаи, формы в содержания, дают нам этот вэгшчайпий иадаЕр".
Научная говязка ^иссер^аггиу. Впервые в отечественной англистике предориншается носата кокографичесхого изалэдовэнм идейного, го этического, сташстзчоского аспектов "Бооен иезияноств в огота" У.&тейка. Моменты ношзш нашей дассергаши когко сфор-кулировать в следующих пунктах:
I- эиерЕиэ ставагся цробаэ&з взаимоотношения бгоЕковской идеи я образа человека в лирических циклах "Пасвя яовнвноста" я "Песгш ошта"; ,
2. впервые дается развернутая интордротагшя двух полярно протавогологных гоэтачоскзх фзгур "Пзсон" - Воэта-овврелыцииа и Барда-яророка, в которых волнотияось бкойковс.^ое понжаше идеального человека. Суть этах фигур раскрывается о точка зре-нля ех фушшии б смысловой структуре "Песен";
3. впервые в отечественной аагяиогаяо выделяются в анализируются символическая свстома и тематическая структура этих двух ¡ирзчеокях пякпоБ и устанавливается овлзь мэаду этими аспектами бдейковсгах цркюб;
4. вяервие анализируется гагеео сиотемз мотивов в егах дак-ггах /их котивная структура/ в показывается, что внявяешше наш в "Песнях нэванксоти" мотива дня в кота, вместе с системой поэтических обрезов, играют реиащую рояь не тояько в этом цикле, ко остеютоя значимыми и в "Песнях опыта", как бы подготавливая его всявлеше и, тем самым, в гштатояьвой степени определяя . блейковскув диалектику;
5. втарвыа выдвигается мысль о глубинном ршыэ в "Яеонях новпнтота", подразумевавшем не тоаько накичиэ, но в определен-
sos развитее мотивов дня и ночи, моторке в свою очередь, опираются на соотвстсхчустнэ мокента Нового Зэпета;
6. впервые етдх-ггзегоя шсяъ о т.н. "Дгадаческом™ я "триа-дичзскок" принципах в рлшзчоской структуре "Шюоя опыта"» Рэо-кравается суть этгх торшжэв в сшслоеом контексте этого лирического цикла. IIa этой основе, a так&е англизируя поэстчосое обрагн "Пбоод о шла"» га пытаемся определить, смог та У.&гейк Еап.тотпта а "Песнях" ту трехступенчатую спстзиу в духовной рзз-нжи чэловска-илевингооть - огшт - "более высокая невинность" , ж которой, нвсоиненяо, стремился;
7» впервые ставзгся вопрос о тэорогичоскоч обосновании ная-ровай сути "Песе::". Поглзано, тто "Ееснв повяшмота" Ш "Песня опнта" язпяютея лирячсскиш шкяэга в современном понимании этого тершая.
?122LJKÍ2S2.,ÍJ2ESS состоит в том, чтобы выявить взапдаотпоие-Еяв идея и образа человека а "Песнях невинности" и з "Песнях опыта" н проазалззировать ра злачнао аспэзста поэтики этих зирв-чэская шклов. Уяснить какова логика развитая каждого из них к указать на связь мэнду их «провоз зракчее тема я образно-поэт-е-чеекзш аспектами, Одной аз основшх шшзх целей является выявление двух ззротивошлсааь'х а, в rose время, тесно взаимэсгязан-ннх образов человека, поэтачеокл запечатленных в пактах, т.е. црооледять пронвео вошгоаекш блейковской идеи человека в поо-тачэсгаэ образа "невинного" и "опытного" человека.
Методологическую ОСНО!ЗТ ДЯЙОврТЭПЕВ составляют МОТОДОЯОГКИ современной поэтика л ста/шстл:м вкупе с обидами методами советского литературоведения. В дкссортацли широко использована работа советская: и зерубенных автороз, тосвяз;еЕнно творчеству У.Вгейка в цело:,: 2 ¿-экоторак аспектам "Несен навзшностл н опыта*
- в частности. ИсгоЕьзэягкы тгкзэ некоторое, г. отечественные, так и зарубежные нссгвдовашая да романтизму, работе го поэтика я стилистике. Кроме того, в отдельных случаях привлечены евангельские текст, необходима длг более годного осшслекмя идейного аспекта "Песен".
Тооветачеокоэ и практическое Теоретическое значе-
ние реферируемой диссертации состоит в следующем:
а/ освежается одзн из инторесиах и актуальных вопросов на только ангарского, но и всего литературного романпззет;
б/ пораоомыог 'вается даого и сжчегае в гсторки литература такого жанрового образования, как лврачеокяй цикл;
в/ углубляется понимание взаимосвязи мезду мировоззренчео-изм к образш-яз&тическим аспектами лирических циклов "Песни невнншова" и "Посш; опыта";
г/ лссдедуются ?аизе аспекты поэтического текста, как взаимосвязь »..жду его тематическими, мотившш и символическими структурами.
Щадтячеохоо значение диссертации заключается в возможности использования её материалов па специальных фа:у,чьтетах при чтение курса истории аарубутшо® литература, а также при дальнейшем изучении творчества У.Бдойка.
Ащюбапяд шбо.тн. Отдельные глава и дзссертапионкая работа в полном объеме обсукдэласъ на заседания кафедры истории зарубежных литератур Тбилиоокого университета им.К.Дяавахиавиав. Основнаа половэюш в результаты исследования, проделанного в дасоергацта, были изложены в статьях, оцубгакованшлс в грузинских литературных куриалах.
сгтотугл/а стсо<фтзиил. Дйссертазкя состоит из введения, трех глав, к заютчателыих кто до в. Во введении определяется предке? всс1?дош!1Ия и обоыоьиваетоя её актуальность.
<l0jj22z2js2_i
В первой г.тязэ. озаглавленной "Соврекэидэя блеЗмстака я основное тенденция ¡жерцретацни лирических гшклов У.БлеЗка "Песни псвянчоста* и "Птепн охша" анализируется научдо-фзлс-логячеакзя ляторзтура, пзовяцешия творчеству этого поота. Излагаются точка зрения лееледоватеязй» относящиеся, в основном, к обшзЗ таорчэской и философско-религиозной платс^рме У.Еяейка -поэта н ивсяяталя.
В ооврэмекшй ЬгсеЯюстако существует несколько магистральных линий исследования его творчестга, в основе которых лег-ат следующие шс туга та, относящиеся, в основном, к мировоззрению поэта:
а/ разнообразие истоков этого мировоззрения нэ повлекло за coöoa ovo эглепизиа, напротив, оно характеризуется цедост-ноотью и одпнотром;
C¡ для У.Бяейкэ, как и значительной часта романтиков вообще, вообрагониэ было принципом и овлоЗ» определяющей внутреннюю природу кос:.íоз и человека;
в/ Таг для У.Еяэйка - только Христос - "Божаотвоншэ Воображение", чзлсвеческзй аспект которого в его творчество выдвигается на первый план;
г/ блейковскзя конвошгая человека - его поэтическая антропология - являотоя своеобразие синтезом антнчннх а христианках. представление.
В рефэрируомой главе анализируются исследования, в которых проояехивается возможное влияние античности и христианстве на тзорческую ¡.и с ль У,Елейна. Откечается, что его отношена в к античности протерпело значатеяъяуз траноборглэма. Ibra и своих ранних письмах он своей задачей провозглашал "обноалэкзе искус-
етва греков", то о 1803 г. он радикально мэкяет сво® точку зрения ¡¡, на первый взгляд, гак бн полностью отрицает античность а переходит на позиции христианства. Однако это только еа первый взгляд. В дейсителънастя ?ш зиекно с этого поркода У.Влойк пытается осуществить синтез античности я хряотааяствз. Этим синтезом оплачена на только его "Пророческие книги", но И "Поснл ызз£Ниосп!'.;п ошта". Иоолейователи /У.Стивоцоон и др./ отаочгют, что осуществивший У.Еяейком синтез опирается на дав-нш традицию, уходящую своим яорюн.а в эдоху Ренессанса. Именно б этот период произошло "слияние платонизма и христианства, что дало толчок к разному повороту от дуагшзш Ела тона а моаиз-ыу неоплатонизма и хриоизанасва".
Для белое рзпьефиого виявдеция мировоззренческой позяции У.Екеакг. в рафорируэюв главе сюзэнтаруяяся те аспеятн иссяа-дозаций ого творчества, в которые излагается бяейковская вдтер-Еретеция гаках релжгзозшх понятий, как бкагодать, грехопадение, носастороннссть, аотуоторокшеть и т.д. Прояснение этих иомон-гов не только цроиававг свет на режгвозко-эотогичеонаа взгляда У.Елдйка, но и дает ответ на воцроо: каково его отпопвниа к шейкам, предолга текш трздвэдв которых счззтаззт его некоторне западные Есоиэдоштела. В работе отиечаатся, что как ¡5 по отно-иеавю к другим мировоззренческим истокам своего творчоотвэ, так и в случае мистической философии /Я.Беыа, К.Сведеыборг/, У.Блойк занимал актавиув творческую позицию. Его нельзя счи-тзть прямым иоокедоватолш эгах: каолитолай, т.к. идеи европейского иаовдизиа былз ш только усвоеш им, во за зьачдтэдько трз ^сфориарованн.
Творчеаюи активную юэициэ занимал У.Бггейк т. дри осааояе-Е2И образа самого Христа. Гак, Ь'.Шорер отмечает, что еоди "Бе-
ш настаивал на tarai качествах Христа, как кротость и повиновение, Еюйгс, кеи&вядщвй эта качества, старался Есхорокаи. sx из образа Хриота". В "Бракосочетаний Неба к Ада" оп пишет: "йсттлнпя добродетель не пожат существовать баз ив рудый я десяти ззгомдеЗ. Хриотоо oes« бия воплощением добродетели, и действовал импульсивно, а по но правилам".
Все сказанное логически приводит гас к такой центральной дяя У.Вгейка категории, как Воображение. В оскиелзгаги этой категории ой 6ш особенно близок к цементам рсмэнтикгм, но, в кие зреют, проявлял большую демократичность. Ездя то наделяли Воображоиис:! только человека искусства, худомгака, Блойк, напротив, считал, что этим свойством обладают все поди, розетка ять в степени эго грошшэкяя в том я.та агоя человеке.
Яеудлвиголыю, что современна исслодовзтегэ вндеяявт в его поэтическом имении два четких сеь.онтако-понятиШшх рдда: Человек - Восбракеотз - Бог /Хряотос/ а Баденлэ ~ Искусство -Христос, причем, мекду компонентам! нзвдого из этих рядов отоит знак равенства. Воображение /видение/ занимает центральное по-яохэнло в кавдом из них и, как tía определяет два остальных компонента. Именно Воображение должно сыграть рошащуи роль в грядущем восстановлении гармонии в саиоы человеке в, отсюда, во везлеииой в целом. Дисгармония, воиарлшзяся в человека в следствии "грехопадения", в какоЗ-то стелена дате благотворно, т.к. без ней не било бы в отремле.'шя к воссгановгениз целостности.
Один параграф рефорируомоЗ' главы посвящен анализу точек зрения, существу щнх в блейнистяко вокруг лирических шклов У.Клейка "Несли невинности'' а "Песня оштаи. С ггозипда ксоледова те лей определяется их место в творчество У.ЕлиЭка, дается общая характернотика этих воэтичес-их сборников. В этой части
гиосертагши делается поттка задаяять осношше кнда интерпретации блвйкоааких циклов, чтс в дальнейгшм отталкиваться от оонсвних кокшшбй блейетстекв» касакцдася "Песен".
Бторяя гяэ^а диссертации госвящева Еробкекз пдон и образа человек в "Деают невзшюстк". В ьей ш касаемся такях вопросов, Ears хацровая особенность этого лирического цикла, а тгето взаимоотношение мэжву бяайковокой концепцией "новякности" в его пониманием человека.
Ашггизирушоя сяизоначссхая система, гематачеокая структура и мотлЕные аспекты этого поэтического цикла.
В глубинной связи о символической системой пикяа находится фигура ПЬэта-овирояьщпка, - пвдого ез непосредственных выразителей блэЗ'.-свексго гогжакия гдэлаьнох'о человека /вторая сходная фягу^а - Еард -щорок в "Песнях Опнта"/.
Фигура По о та рассматривается наш в неотрывдой связи с центральной сзшволнческоЗ фигурой Ребенка - вдохновителя его творчества, Одна из существенных черт этого творчества - его внутренняя диадогичиоск.: Поэт ведет диалог с Ребенком, а через него со всошз остальными 'лерсона&ака""Песен н^пнк.остл".
Именно в поэтических фигурах Еоэтз к Ребенка выразилось, в первую очередь/ бяейковское понимание "невинности" - душевного состоящая чеяозека, в котором он, несмотря 5-и полное осознание неблагополучное!!! и неапгаведошвостп окрузащего его шра, не становится судьей суцес: ' увдего положения вещей; а вовсе не потому, что он равнодушен к окрукашей действительности, но потоку, что он, ivx%ot быть дааэ иэдеазцательно, ощущает себя часть» чего-то бодое значительного 2 касштабкого, чем этот мир. В работе гаскЕзиааотоя кгсль, что в таксы кировонЕмании "кованного" человека, человека, который соворлзкно естественно osjynjaet Бога-
Хргогг в свозя существе» явстаеюю проявястгся черта хрзеотаво-когс мировоззрения. Глубшщуэ связь "Песен невинности" с Новым • Зпвотои - выявляет трэхчшгнзя езега.та сда/водов этого никла: Ребенок, Отец Ус ним созшэдзот Еог-Хрястсс/ и Ягнэиок /агнец/. Однако в самой структуре эгех отвалов проявляется в некоторый отход от евангельского миропонягтгия. /Степ совпадает с 2рз?с~ тс:.'/. Сгмвояа этого откла акаляззрувгоя з двух а&мэреьшяг вх функплогшровэашл: в я.™Еаигкз и как иерархическая система. В герзои случае налицо вхогденкз я йуншяюнзрозазтаа кавдого из язх; ояючается хоти допояиатевышиа атрихакз обогаиевтея этт езмпогш в кэадок госотдутасн стихотворении тшага.
Ео втором язиеропзга га га допускаем бозмэглость того, что один из этзх оикзолов моют оказаться ядром сгивоавческого поля этого иарнчоокого никла, а другие, в тэео?л случае, создадут его периферию.
Пзраялегько с сгооотаческой скотомой рассматривается г полая группа ключевух слов "Пэгея невинности", тагах кап: смех, плач, слеза, ночь, облако, восторг, счастпзк&З, радость, татори э могут бить проанализированы тонко вкупе с символами, Эта каочаине слова переходят в столовую ткань я второго пделя, реализуя, тем самим, вместе с другими эл.. .'энтэмз, идейно-образнув связь мьлду 1г,:::ла!П. Крона того, нзе огненна роль этих ключевых слов в конструирован::« сиотека мотивов "Пэсеа невзнностя", о чом речь пойдет
При анализе символов и ключевых слов "Несен невинности" обращалось внимание не только на их сущностную сторону, но и на количественное соотноиешге пЩзатояьныг и отрзпатальиых по смислу сигаогов к юшчевкх олоз в заедем стихотворения. Оказалось, что количественная показатель определенных сюпюлов 7.
чевах егоз играет значительную роль во внутреннем развития этого цакяа.
В следствии дродеяанного енализа СЕмводаческоЗ систека "Пасен невинности" ки пришла к вывода*, что симвою этого цикла: Ребенок, Ягненок /Агнец/ и Отец /Бог-Храстос/ не состоят 2 Еврархитаскюс отношениях друг о другом* Система символов в «ьк-же построена ш врваииду христианской троик члени, /в экы случае символы/ которой хоть а составляют единое целое, как бы даке переходят в друг друга, ко, в токе гремя, годностью сохраняют свои санов""«
'Хеиатичсогимюитная отруктура "Еэсея кевинаости" осногг-ваехся на символической система этого лирического цикла, а все эти гри асиокта псзкшй лрох.-ведения служат внраизиир "невинности " - иоЕгрзкькой идеи цикла. Б качества главках тем вцогу-геюг детство и Еог-Хрвотоо, которым "подчинены" другие токи: тема забега, огншоевя детей а родителей, а также теш потерянности. Основной гадачой в этой части нашей работа явидоя анализ, о одной сторона, взаимоотношения самих этих тем, ь о другой, -связь конду гомтичоской и котивкой структурам этого лирическое ЦЯК53. •
У.ЕйоЗк изобретает детство как кечго юо&вдкксэ для воплощения семой идей чедовочяооти, человека, точна8, чьдовека-ху-дотлглка, твори а /эти два понятая - человек а чзяовек-творев -для наго раадозкйчвд/, Однако улв во "Езадодик" тем детства сооедогвуэг о темой аоторйнноств, на что указывает присутствие в нам кявчезего слова "облако", которое фигурирует всего в трах стихотворениях блойковских циклов и характеризуется отчетливо виракекши огриаатз/шшм ионнотанноялим значением. Тома потерянности в пикле вводигод дав бн исподволь и, в тоао время, в двух.
ооотавюжцю: нераздельную тру стихотворениях -- "ПоторяякиЙ тачая" а "НайдоагыЗ мальчик" - совершенно явственно. Интересно, что источником как "потерянности", так а "найдэнноотк" мальчика яэялотся отоц. Но, в порвом случзе - ато ото зошой отец, его родитель, тогда как зо bto^jm - зто Христос - итец всех детей я вообще всех .твдей в киро.
3 "Поснях невинности" выделяются два основных мотива - кэ-ïhbu дня и ночи. Прячем, последний тесно связан о отцовским началом, темой отца /в этом случао яэ Бога/. Но1», как ^-рмз гизюз и космоса, явогуюет кок только поязляето^ а вступает в салу отец - один зз родителей Ребенка. О другой сторона, именно в результата появления Ïpiïoia /Отаа/ в "Иейденноы мальчике" рассеивается ночь, воцаряется день. В этом ао ствхотеорзнии происходит ебттгокзэ тема сгиовства о темой Боуа, что привода г к полной трансформации перзой.
Чередование мотивов щц» к пота происходит во всех после-дуащгх стихотворениях цикла. Соглашаясь о некоторыми другим вссггедователпт творчества У.Елейна, /например, Э.Д.Хари/ ш считаем евангельскую-нить в "Пвопях нэвяшкпти" довольно зна-татеяы'.ой и, походя из этого, предполагаем, что внутренний рята этого цикла, созданная вназуказаитот чередованием мотивов дня з кочя, явственно перекеткаотся о евангельской такоЗ борь-би этах двух коокачосках сил. Сяиг'ез', однако, сраг - же отает»», что несмотря на нрисутогБяе н "Деснях повинности" хргатианоко-го мировоззрения, в этом кз гриле еогь стихотворения /"Ко.табаль-ная", "Еокоатвеннай образ" и т.д./, яоторнэ наказывают, что поэт но принимал никакого мировоззрения, накатов религиозной сяото-мз, так сказать, в "гм.вом виде", без того, чтобы не трансформировать их к, тем овшм, создать нечто оригинальное нз
базе давно существующего. Имезно благодаря этому. ДР2 озна-Еомдешш о ого творчеством, в первую очередь о "Песнями", появлх-отся чувство чего-то знакомого и в том время совершенно нового.
Одним ез дохсазатэльств новизна, црнзнесэнноИ У.Елайком в гриотяаноаоз кгрошниманке яв-хяется с х* хотворенке "Ночь". В нем употшнзмтоя "новые мири" /нон 3 кар/. Дело в той, что невинность существует в нашем кпре только каз потенциальная данность, ко в "новых мирах" она станет сутью, предстанет в новом своем качестве. Это новое качество означает ковуя ступень состояния невинности /"более высокая невинность"/. Аналиг пооледуг;-щзх стихотворений покапывает, что этот "копай необязательно подразумевает потусторонность, что реализация "более высокой неЕЕЕкоотЕ1* потенциально возмозна и в этом, человеческом мире.
Рассмотрэкйа симьо.тачаской в тематической структур "Шоэн невинности" праводдт к выводу, что они служат выражению ноезе-носта как человеческого начала, а структура мотивов выявляет его внутренашз суть. Выделенные в диссертационной работе мотавы дня и ночи в свое-а противоположности варанам бяейковское осьао-кенае космоса, /ваявляк один из аспектов этого осмысления/. Однако в "Песнях ьавинностя" эти :.ютува на то,..ько противопоставлена друг другу, но даны такгю и в дк:-пщке. Другаш словами, в лирическом цикле показаны взаЕМоотношения атих мотивов а в вертикальном разрезе, что выражается внутренним коташим ритмом, щшчаызавдвм весь тага.
Проделанный анализ "Пасен невинности" позволяет предположить, что "опыт" ~ дуаовное состояние человека противопояэтшоо "кезлшзости" в доэтичэска воплощенное в "Песнях опыта", зарок-деетоя уко в саыой "невинности".
.Й223<Л_£ЕШ работы госащаэтся анализу дираческог" пекла У. Клейка "Песни опыта" /179-5/. Основное содорханяе глава -взаимоотношение иекду банковской вдееЯ огшта я его кокдапцдеЗ •человека. В связа с о там обсувгчются такие моменты. как: поэтическая фигура Бзрда - пророка, шракаищзго вазете с Шэтом -сваредыцлкок из первого цикла, блейкоьское гашпянсе идеального человека; выявляется рлтшческая структура дама; ашлнзируется система символов "Песен опыта". Цель данной гезел - раскрыть внутронша суть "Онзтвого" человека и путем сопоставления двух лирических цнг.лоэ, показать их взаимосвязь.
Дя.ХоилоузЗ так охарактеризовал "Поена опита": в них "заразилось, обнаружением Кийком проклята а, навзо'хео над человечеством в течение воеЗ его истории; это проклятие ставит под вопрос ввдонав, запечатленное в "Песнях невинности".
3 г том тезисе Да.Холяоуя проявляется тгатгшо-даструт.тав-ное отиоионзе второго такла 1« идейному содерканиз первого. В реферируемой работе же акцентируется •созидательио-ксазтрзткнвноз содержание "Пооен ошта", тараненное уже в обращения Барда -пророка к Земле /"Взедегоге"/. Это обращение аакятаэт в себе вразкэ к обновлению, Именно этой мнсоиэЗ Барда и определяется основное различие цодпу Шэтом - евнрелыдчкои из "Песен нэзикаоо-та" и Бардой. Поэт и Бард - два протлвопологлиг ногаса. Первая получал творческий имцуяьс от Бобенка, лвиь в диалоге с которым и бит возможно осуществление его творческого гктз.
Совершенно иаую миссию выполняет Бард. Он нэ нуждается в далучении творческого импульса от кого ба то кг бале, наоборот, он сем является лоточнидсол таких импульсов. Он как он посланец Христа и должен пробудить,трансформировать искривленное, погрязшее в земных делех и пробяешх ооэвакае человека, освободить его
от оков его не собственного сознания.
Второе основное отлзачие "Песен опыта" от первого цаияа проявляется в том, что один кз основных сгчтонов "Песен иевин-иоотх" - Ребенок отходят ка второй план, чеч предопределяется полная перемена идейной атмосферу во втором никле.
Запечатленный в "Песнях оектз" Бог уао не Христос, а ш>о-токнЕ "эгоист - о тон лядой", к которому Зокля не шеот, да и не копает повернуться лицом, не понимая, что он, точнее, его образ, создан ею ко самой.
Такыл образом, в циклах проявилось двоякое видение Бога, каждое из которых свидетельствует о душевном состоянии чеяоззка.
В "Песнях опыта" уже но заметен внутренний ритм, образованный чередозангем мотивов дня и ночи, что определяется нэ только симметричностью, но и асимметричностью взаимоотношений мзжду пяклами. Второй пикл не только противоположен первому, по берет на себя функщш создания сложной диалектика отнозекий этих циклов. Именно эта 2 следовало бы обьяонить отсутствие цроти- . вопоставлэшгости котезое дня и иочи по втором накле. В "Баснях ' ошга" меняется сама ирчрода мотива. Вели в "Песнях невинностз" день в ночь воплощали хоомчесгае сали, вторгающиеся в челове-чзсе^ю казнь, то в "Песнях опыта" соответствующие функции выполняются ухе на космическими, а антропологическим /чисто человечески®!/ оглама. Именно ка этом тезное основывается выдвинутая в реферируемой работе шойь о оуществозанив в "Песнях опыта" стихотворений, построенных по "двадичеокому" л "триадическому" пркнпяпах.
Что мы подразумеваем гад этий? В двух нвкяах есть немало, как бы горных, - гчоэдих один в тот ка заголовок, но по емноло-вой направленности протиаотяошшх - стихотворений. То, что
утверждается в одном, отряпаагся - в другом /в "Песнях опыта"/. Это мы и подразумеваем под "дзадичеаккм" принципом, в котором соодяеяптся два акта - утверждение л отрицание. Этот диадачес-кай прашпщ дерьпй, бояеэ яростой тап гдубакноА связи между шишка. /Хотя есть сяучай, когда этог врпяцап цроявиется з раджах одного стихотворения/. Главное то, что в просеках действия "диадичеспого" пришила человек не Еогвзашется над "опитом" как дуиовншл состояние;,:.
Второй ка, йодее слогашЯ тип взаимосвязи циклов выражает-оя в "триадичэском" щапщипе, котсриА реализуете з двух пэр-гшх стихотворениях б"Шо:-ш опыта" - "Потерянная девочка" л "Найденная девочка". Главный персонах этих стихотворения как будто бы действительно выхода? за рама "опита* и переходе в состояние "богг&е высокой невишоост", в котором человек иоает сказаться только после того, как опыт ¡как йи своя на нет все, что ¡Задо сутьи кевзнноста. Но это тояько т нервна взгляд. Не саном дека, "невинный" чешзва!:, точнее, нехсоторае аз "нэвзншг" в какой-то отепена сохраняют ово» невянноось а в состоянии опыта и только они и способна пэрейтл з "более еыоокую невинность", только они н достигнут вечности на земле, к которой Бард - пророк прививал Землю. Мокно схсазать, что У.Блойж но только воздает нвф, он з тоже время, меняет темпоральное ззмзреязо мифа. ЗЗвяа в мифах обычно раооказшззотоя о крспясм, то (ЗлеЗковокай щф проецирован нэ будущее. ГЬэгмцу неправомерно говорки, о У.ЕчеЗкэ как об утописте» т.к. он не высказывает оуяденяа о будущем, а создает кинологический образ будущего.
На основе дальнейшего' анализа "Песеа опыта" а реферируемой работе делается заплаченаа, что на этане создания "Песен* «Зяоймвокяй человек до конца и иоетосгьв на ског реализовать
трехступенчатую да а язи тику, к которой стремился - нэ достиг "более вксокой кбЕйннаста", хотя контуря её оове^гзенко явственна.
Анализ пгрэтосжЕ циклов.У.Клейка показал, что невозможно прямое, {юрьяльно-логичеокое сопоставление их символических саотеаа. Одни из центральных символов "Пеоен невинности'' - Ребенок, хоть и сохраняется во Етором вжле, ко он лзлается таких смпутствущзх: ему символов, каятш являлись в первом цикле Отец /Бсг-Хрязтоо/ и Ягненок /Агнец/, а без них Ребенок уже нэ иовот быть прежним, этот образ перемещается в периферию овшо-кичеокого шля "Пасен опыта".
Центральную ко стквоггичзскув фушда в этом никле выполняет "Земля", сиызолмиаруодая "опытного" человека вообще и, как бы раападащаяся ш ряд "нодсг.кволов", таках как: твгр, подсолнух в т.д., врззваших сикволлзировать отдельные сдаост-вде грана "опытного" человека.
Таким образом, символы "Песен еовшшоотй" - Ребенок, Отец /Бог-Хрястос/ и Ягненок /.Агнец/ значительно трансфсретруатся в "Песнях оита". Рейоноя нерэходат в перпфергш, как бы претерпевает внутреннее "стареете"; Яткешк /Агнед/ хоть в сохраняется, но с весьма ослабленной фушошолальной нагрузкой; что ха каоаогся сзквола Огэц /Бог-Хриотос/ - он исчезает вовзе, что, в коночном итого, определяет идейную оуть "Пэсон опыта" - человек, обрекший себя на жазнь без Бога, цревратвлся в "опытного" человека, который в "Песнях" так и не сйог избавиться от этой своей "оштаости", не смог азново обреотв онаоитоля.
Вывода
1. Творческое ютяегаэ У.БлеЗка радикально проигвопогог-но основным мировоззренческим црзшшам 1УШ-го вепа - дожгу и атовзму. Из этого вытекает его резко отряпательдоо относз-нзе к Вольтеру, 1уссо а Ньютону, .воззренаям хоторкх он противопоставляет своеобразно осмысленное христианство.
2. Современные исследователя У.ЕлэЯкэ рассматривают его творческие кзровоззрэнческиз лряжллш преимуществе. но в историческом и хсультурпом контексте его эпохи. У.Блейк считается своеобразным прсдоляателек английской л паровой зтературпо-шровоззрзнческой трэяяпкв.
Подобно бояьшгастзу ро:.ини;ков, У.йгеСк сделал Воображение ооновкой опорой своих игровоззренчеоко-эстетачесгах и религиозных взглядов. Он считал Воображение овязуздям звеном между человеком и Богом..
4. Одной из особенностей осмысления У.БлеЗкои христианства является го, что основной акцент у наго приходитоя на второго члена христианской троица - на Сии - ЗГраста. Храатоа для него единственный достойный лохяоыеняя Бог. В тоже вра?>и он отанат знак равенства шаду Христом, Еоображенае?д и Человеком. Знак равенства поставлен у него и меаду видение«, искусством л Христом. Осмысление У.Блейком категория видения до.та-ло действительность завиоишы от сознания чояовэка. Но, в отличая от шатгков, У.БлеЙк но о три да я объективный, реальный мир - он считал, что мир таков, каким видит его человек.
У.Блейк не отрицает божественность 1риста, но все же акцент в ого мвшлоши /как и в Евангокия/ приходится на человеческую суть христиатяого Бога.
- го -
5. С 1803 г. У.БяэЯк новатакая осуществить синтез христианства с античностью. Однако он реализовал синтез не ортодоксального траотзаиства и античности, ок реализовал этот синтез в
г "убоко оригинальной фзрьо. Еоэт как бы воззратился к ортодоксального христианству, внутренне воссоздал ого, в только носка атого синтезировал его о первозданном виде осмысленной античностью.
6. "Пзош Невинности к Oiara" являются идейным и гоэти-чесгсим ядром творчества У.БлеВка. Эта два лирических плюю обладает Еоеыа качествами викла, кап самостоятельного литературного ганра» "Взсш" сзковававтся на специфическом понимают понятия "нэвйннооть" и "опит". Это-два противоположных, ко, в тояе время, взаиг^сзлзанных, гребущих один другого, дуиезнах ооскшяя человека» Диалеютческэя связь ш::ду "невинностью"
в "опытом" проявляется в том, что без кх прохождения человек на кокэт взо5ти на более высокую ступень своего душевного развития, перейти в "более высокую невинность" /Р.&.Глвшер/, которая в "Песнях" представлена ллсь в вида первоначальных контуров.
7. "Песням неввняссти" свойственна внутренняя диалогич-ность. В них поэт представил образ человека-творца /Поэт/.
8. Тра сзмвоиа "Еесеп невинности": Ребенок, Отен /Бог-Храстос/, Ягненок /Ашви/ достроены до првнцвцг христианской троицы: они в полной мэра сохраняет свою индивидуальность, но,
в то iw время, соединяются в одпн вдоицопный символ. Превращение Ребенка в одаи из центральных сгстояов невинности определяется esaurei ,ско5 логикой вещей.
9. В тематаческой структуре "Песен невинлоотл" выделяют-ся'дво основные тега - тема деотва в теш Христа, которым под-
чэткютоя другие: темы забота, отношения детей и родителей а текз потерянности.
10. В системе иотввов "Бзоен кезятаюстк" выделяются два протавоголоюшх мотива - дня в ночя, постоянно 3 борьбой которых олицетворяется гонзаанив У,Елйй ком космоса в пелом на этом этапе aro творчества. Борьба этих космических сил /дня л ночи/ перекликается о ооотватогдуэдимя момеатещ в Евангелии. В "Шснях яеваннооти'* дается не только протаводоотавление мотивов дня я ночи, но и их развитие, что позволяот выявить опре-дэяешшй внутренняя рдет вш. Ночь, как окружающая среда опыта, - душевного состояния чодавека, - зароадается оцЗ в состоянии неванюота, что овадетеяьотвувг о дгаяахтичоокой взаиьюовязи между оташ двумя лира .coma пиклзкя.
11. "Песня невинности" и "Пеони опита" лротиЕопоотвшсяэт-оя и в антропояогачеоком аспекте. Это проявилось во взаимоотношения двух поэтических фигур - Поэта и Барда-пророка. ЩвапьтЪ человек - Бард определяется в тесной связя со временем и "Святам Словом" /Богом-Христом'. Он олицетворяет гот идеал, к достегай которого призывает "оштного" чеиовека, а "Святое Слово" - это максимально приближенный к человеку Бог,
к возвращенаа к которому «ажоА человек долхен поотояшю стре- , штьоя.
12. Если в "Песня:: неввкноотя" ночь представилась нотавом, , т.е. определенной оятуаваей во вселенной, которая непременно
преодолевалась, з "Песнях опыта" мотив ночи отсутствует. В атом лирическом цикле цролоходнг.теизетзапия ночи га>а враждебное силы.
13. Фунютя ввутрокваго ритма, создаваемого в "Пасни нввзняосгн" чередованием мотивов дня и ночи, в "Песнях опыта" выполняется чередованием антропологических сил, выраженных цри-чутотвзеы в этом лирическом цикле отихотворензЗ, построенных
ш пряная нам, обозначенным в реферируемой работе как "диадичес-киё" в "триадаческкй".
14. "Песнями нвзинаоота" в "Паснямя ошта" У.Бле2я стре-шяоя показать духовное развитие человека через прохождение трех студеней, которае условно можно обозначить триадоческам взаимодействием ююямчвских сил: день-ночь-день / невинность-огшт- "более выоокая невинность"/. Ко человек, показанный в "Песнях", не подпишется на ату третью студень своего духовного разнятая.
15. Бзавшотаошегае двух бяейковских лврячеоких циклов не может быть выявлено цреотш логвчэско-форкальЕыи сопоставлением их симвошчооких сястзм. Собирательнь-8 обобщенный ой»-вол человеческого бнгия - "Зеыяя" в "Песнях опыта" расчленяется на отдэшне компоненты, - обитатели земли, каждый из кото-рих находятся в таком же несовершенном духовном ооотоянал, что и она сама.
Основные тяогхгмя двссерташа ззяоаиш в олэдшздх зублпкапкях:
1. Идея и образ человека в творчестве y.Eaatea: "Сауадао" 1987 S I. Ни груз.яз.
2. Улровозареняа я гоэтяка в лирзачеонон цикле У.Клейка "Песет невинности": "Токари" 1988 й 2. Нз груз.яз.
3. Даряческвй пмкд У.Елейгл "Песни «яга" я поэтическая антропология У.ЕлвЗка: "Критика", 1989 й 6. **-.! груз.яз.
JtS/«.', <'■%>> -»s-,