автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Идея патриотизма в курдском языковом сознании

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Сальников, Анатолий Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Автореферат по филологии на тему 'Идея патриотизма в курдском языковом сознании'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идея патриотизма в курдском языковом сознании"

На правах рукописи

САЛЬНИКОВ Анатолий Сергеевич

ИДЕЯ ПАТРИОТИЗМА В КУРДСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

10.02.19-теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Волгоград-2010

004605740

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет».

Научный руководитель -

Официальные оппоненты:

Ведущая организация -

доктор филологических наук, профессор Карасик Владимир Ильич.

доктор филологических наук, профессор Воркачев Сергей Григорьевич (Кубанский государственный технологический университет);

кандидат филологических наук, доцент Сатцаев Эльбрус Батрбекович (СевероОсетинский институт гуманитарных и социальных исследований).

Институт лингвистических исследований Российской академии наук.

Защита состоится 24 июня 2010 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.01 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: http://www.vspu.ru 18 мая 2010 г.

Автореферат разослан 18 мая 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент ~ f H.H. Остринская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данная работа выполнена в русле лингвокультурологии. Объектом изучения является идея патриотизма, в качестве предмета исследования рассматриваются этнокультурные характеристики данной идеи в курдском языковом сознании.

Актуальность настоящей работы обусловлена следующим: 1) лингво-культурное моделирование концептов является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики, вместе с тем их разновидности (в частности, идеи) еще недостаточно разработаны в лингвокультурологии; 2) специфика их осмысления в восточных языках редко становится предметом специального изучения в языкознании; 3) идея патриотизма отражает важные характеристики отношения человека к действительности, однако эти характеристики еще не были проанализированы в лингвистике у народов, не имеющих государственности; 4) понимание специфики чувства патриотизма в курдской лингвокультуре позволит оптимизировать межкультурное общение.

В основу выполненной работы положена следующая гипотеза: 1) идея патриотизма представляет собой регулятив, содержание которого кореллиру-ет с ключевыми концептами лингвокультуры и может быть представлено в виде набора определенных поведенческих и психологических установок; 2) данная идея имеет сложную структуру, в которой выделяются ядерные и периферийные признаки.

Цель исследования состоит в комплексной характеристике идеи патриотизма в курдской лингвокультуре.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1) определить конститутивные признаки лингвокультурной идеи как особого типа ментального образования;

2) установить понятийные характеристики идеи патриотизма в курдской лингвокультуре;

3) описать образные характеристики этой идеи в исследуемой лингвокультуре;

4) выявить ценностные характеристики данной идеи в курдском языковом сознании.

Материалом исследования послужили данные выборки из словарей курдского языка, поэтических и публицистических текстов на современном курдском языке и интернет-источников. В качестве единицы анализа рассматривался текстовый фрагмент, в котором обозначены или выражены компоненты структуры идеи патриотизма. Всего проанализировано 6000 текстовых фрагментов. В работе использовались также ответы информантов (всего было опрошено 140 информантов).

Методами исследования являются дефиниционный, этимологический, контекстуальный, интерпретативный анализ, анкетирование и интроспекция.

Научная новизна работы заключается в определении специфики идеи как лингвокультурного ментального образования, в определении и описании понятийных, образных и ценностных характеристик идеи патриотизма в курдском языковом сознании и коммуникативном поведении.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие лингвоконцептологии и линг-вокультурологии, характеризуя одну из важнейших идей в курдской лингво-культуре.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее результатов в курсах языкознания, лексикологии курдского языка, лингвострановедения, межкультурной коммуникации, в спецкурсах по линг-вокультурологии и лингвоконцептологии.

Основу работы составили следующие положения, доказанные в научной литературе:

• Основной единицей переживаемой информации в индивидуальном и коллективном сознании является концепт - сложное ментальное образование, которое может находить выражение в языке (А. Вежбицкая, С.Г. Ворка-чев, В.И. Карасик, H.A. Красавский, В.П. Нерознак, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов).

• Лингвокультурные концепты могут быть объективно установлены и описаны с помощью анализа словарных дефиниций, ценностно маркированных универсальных высказываний и индивидуально-авторских расширений содержания концептов с учетом этимологии слов, концептуальных метафор, результатов ассоциативных экспериментов (В.В. Красных, В.П. Москвин, М.В. Пименова, З.Д. Попова, И.А. Стернин).

• Идеи - ментальные образования, отправляющие к представлениям об основах человеческого существования. Отличительные признаки этой группы концептов включают: 1) мировоззренческую направленность, связанную с представлениями о конечной цели (телеономность); 2) аксиологичность (оценочность) и переживаемость (эмоциогенность); 3) сложность (многомерность и иерархичность) признакового состава; 4) теоретичность как системность организации этого состава - выводимость одних признаков из других (С.Г. Воркачев).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Лингвокультурная идея - это сложное многоуровневое ментальное образование, которое включает в себя понятийную, образную и ценностную составляющие, обладает признаками проприальности (осмысление противо-

поставленности «своих» и «чужих») и нормативности (обязательность для исполнения), а также функциями интеграции, самоидентификации и ориентации на практическую реализацию для коллектива, разделяющего данную идею.

2. Понятийные характеристики идеи патриотизма в курдской лингво-культуре таковы: 1) осмысление Курдистана как исторической геополитической родины курдов, под родиной понимается географическое и геополитическое пространство, которое принадлежит своему народу и является основой и первопричиной его существования, местом его рождения, проживания и гибели; 2) осмысление патриотизма как наличия качеств, присущих своему народу, которые предполагают осознание себя его частью, наличие сильных положительных чувств по отношению к нему и к родине, подчинение собственных интересов его интересам, стремление защитить либо освободить его, желание и требование иметь родину, готовность к самопожертвованию ради своего народа.

3. Образные характеристики идеи патриотизма в курдской лингвокуль-туре символически насыщены и сводятся к следующим знакам: 1) родина -мать курдского народа; 2) гора - символ независимости, свободы и жизни; 3) солнце - символ света, веры и надежды; 3) весна - символ возрождения Курдистана; 4) орел - символ независимости; 5) тюльпан - символ жертвенной крови борцов за национальную идею; 6) ветер - символ свободы.

4. Ценностные характеристики идеи патриотизма в курдской лингво-культуре сводятся к следующим: высшими ценностями для курдского патриота являются родина, собственный народ и их свобода и независимость. Данные ценности отсылают к следующим ориентирам поведения: 1) следует поддерживать в своей душе и в душе всех курдов надежду на обретение государственности; 2) следует испытывать положительные чувства к родине и своему народу, важнейшим из которых является любовь; 3) следует проявлять патриотизм на практике, важнейшим из проявлений является самопожертвование ради родины и своего народа; 3) следует ценить свою культуру (язык, литературу, песни, танцы, национальную одежду и обычаи) и уважать национальную символику (флаг и гимн).

Апробация. Основное содержание работы докладывалось на научных конференциях Астраханского государственного университета (20072009 гг.), заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском государственном педагогическом университете (2008-2009 гг.). По теме диссертации опубликовано 7 работ объемом 2,7 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения, в котором приводится очерк истории и культуры курдов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава «Курдская лингвокультура как объект лингвокультуро-логического исследования» включает в себя общетеоретический раздел, а также раздел, в котором рассматриваются ключевые концепты курдской лингвокультуры.

В разделе «Идея патриотизма - от концепта к идее» первой главы проводится анализ точек зрения относительно понятия «идея». Соглашаясь с С.Г. Воркачевым в том, что разработка лингвокультурных идей является продуктивным направлением развития лингвокультурологии и лингвокон-цептологии, мы выделяем в дополнение к конститутивным признакам телео-номности (ориентация на высшие ценности бытия) и эмоциогенности (маркированная переживаемость) признаки нормативности (обязательность для исполнения), проприальности (ориентация на противопоставление «своих» и «чужих»), а также функции интеграции, самоидентификации, ориентации на практическую реализацию для конкретного коллектива, разделяющего данную идею. Лингвокультурная идея представляет собой регулятив особого типа, прескриптивность которого является признаком идентичности той социальной группы, которая разделяет соответствующую идею. Такую обязательность мы предлагаем назвать признаком нормативности. Обосновывая этот тезис, мы считаем нужным подчеркнуть, что все регулятив ы в определенной мере прескриптивны, но лишь некоторые из них подтверждают идентичность группы, т.е. при своем самоопределении члены этой группы так или иначе характеризуют свое отношение к определенной идее. С признаком нормативности тесно связан признак проприальности, который мы понимаем как осмысление противопоставленности «своих» и «чужих».

На значимость понятия «идеологема» при рассмотрении идеи указывает ряд ученых (Г.Ч. Гусейнов, Р. Барт, Е.В. Какорина). Под идеологемой понимается минимальная вербально закрепленная значащая единица идеи (идеологии), которая представляет собой единство формы языкового знака, его содержания и ценностей, стереотипов, мировоззренческих и поведенческих установок и стандартов коллектива, разделяющего данную идею (идеологию).

Согласно С.Г. Воркачеву, идея патриотизма включает в себя три основных блока: 1) предметный, совпадающий в целом с предметной семантикой нации (территория, язык, культура, население); 2) эмоционально-аксиологический, включающий преимущественно личностные чувства и переживания, связанные с родиной (любовь, гордость, обида и пр.); и 3) императивно-праксеологический, включающий императивы патриотического сознания (долг перед родиной, стремление её оберегать и защищать, жертвенность) (Воркачев, 2008). Основываясь на данной структуре идеи патриотизма, мы предлагаем

следующую модель ее структуры: 1) понятие о предмете, явлении, непосредственно лежащем в основе конкретной идеи (в идее патриотизма в качестве такого явления мы выделяем понятие патриотизма); 2) понятийные характеристики концепта «родина»; 3) идея патриотизма, обладая признаком про-приальности, в основе своей содержит разделение на «свое» и «чужое». В масштабе нации в качестве «своего» можно выделить родину как «свое» пространство, «своих», т.е. курдов, и «свое», т.е. все, что имеет признак «курдский», при этом значимо для всех «своих» (например, язык, культура). Ценностная сторона идеи, ее нормативность и ориентация на практическую реализацию формируют определенное отношение к данным явлениям, а также поведение со стороны субъекта по отношению к ним, что позволяет утверждать, что третьим компонентом идеи патриотизма являются ценностные характеристики «своего» пространства (родина), «своих» (курды) и «своего», анализ которых включает в себя также императивный и модально-интенционный аспекты патриотического сознания.

В разделе «Ключевые концепты курдской лингвокультуры» рассматриваются особенности ключевых концептов курдской лингвокультуры и их связь с идеей патриотизма.

Отсутствие в лингвокультурологии работ по курдской ментальности обусловливает выявление и исследование в данной лингвокультуре ключевых концептов и их связь с идеей патриотизма. Для выявления ключевых концептов представителям курдской лингвокультуры (140 чел.) было предложено назвать три важнейших явления для курдского народа. В результате было выявлено 5 ключевых концептов: «родина» (100%), «свобода» (98,6%), «социальный протест» (95,1%), «гора» (91,6%) и «солнце» (87,4%). Выделению данных концептов также способствовали их высокая номинативная плотность (концепт «гора» - 54 леке, ед.; концепт «свобода» - 14 леке, ед.; концепт «солнце» - 23 леке, ед.; концепт «социальный протест» - 13 леке, ед.), а также учет экстралингвистических факторов.

Лексические единицы, репрезентирующие концепт «свобода», подразделяются на статические (состояние удовлетворения потребности) -[БегЬеБИ] «свобода, независимость» и «¿¿»■■ЧЛ" [ьегЬехоуТ] «независимость»; динамические (выход из состояния неудовлетворенности и переход в состояние удовлетворения) - [г'^ап] «свобода, освобождение»; статико-динамические (в различных значениях имеют свойства либо первых, либо вторых) - [агасИ] «свобода».

Единственным компонентом смыслового содержания, присущим всем репрезентантам концепта «свобода», является «наличие и обретение государственности». Данный факт позволяет утверждать, что «свобода» в курдском сознании ассоциируется, прежде всего, с наличием собственного независимого государства.

Ряд компонентов смыслового содержания репрезентантов концепта «свобода» (наличие государственности; возможность обладать собственными государственными атрибутами; возможность изучать родной язык и говорить на нем; возможность обладать собственной культурой и развивать ее; возможность иметь право на национальное самоопределение; смерть за собственный народ и за родину) отражают отношения «курд - родина», «курд -свой народ», «курд - свое» и выступают в качестве одного из аспектов идеи патриотизма.

Свобода в курдском сознании включает в себя два аспекта - ментальный и физический. Ментальной свободой курд обладает. Отмечается наличие признака «глубокая внутренняя локализация» у ментальной свободы, она в душе, сердце, крови и в глазах у курда. Она постоянна, не зависит от окружающих факторов. Однако при наличии ментальной свободы отсутствует свобода физическая (нет государственности, невозможно говорить на своем языке, развивать свою культуру и др.). Об этом говорит прямое наименование себя «свободным узником», а также противопоставление телесного духовному в обладании свободой и прямое указание курдом на отсутствие свободы. Полная свобода для курда может быть представлена в форме «ментальная свобода + физическая свобода = свобода», к чему курд и стремится: ."Са^ - J с .¡и ^.З^ЬУ - «Разница между телом и душой - полет» (Хошанг Шех Мохаммад); - «Я - свободный узник» (Хама

Сайд Хасан).

Концепт «свобода» обладает высокой степенью символизации. Символы свободы в курдском сознании - гора, солнце, ветер, воздух, флаг, весна и орел. Гора - в качестве символа выступает либо сама гора, либо вершина горы, стремление обрести свободу ассоциируется с восхождением к вершине горы. Солнце - символ родины, обретающей государственный статус; необходимо упомянуть, что солнце является одним из компонентов курдского флага, одного из главных атрибутов государственности. Ветер и воздух -символы свободы, что, по всей видимости, продиктовано ассоциацией с отсутствием факторов, ограничивающих свободу. Орел - символ свободы, что обусловлено ассоциативной связью полета птицы с отсутствием преград, границ. Весна - весна и, в частности, ноуруз (новый год по солнечному летосчислению, отмечается 21 марта) ассоциируется в сознании как освобождение природы от зимы, возрождение, начало новой жизни. Флаг - выступает в качестве одного из государственных атрибутов, а значит, показателей государственности, независимости. Анализ дефиниций, выявленных в курдской литературе, а также императивный и модально-интенционный блоки позволяют утверждать, что свобода, высшей формой которой являются наличие и обретение государственности, ассоциируется с отсутствием внешних ограни-

чивающих факторов, однако вседозволенность и нарушение свободы другого человека исключаются и осуждаются.

Курд упрямо сопротивляется всякому стремлению подчинить его, всякой попытке навязать ему неприемлемые для него условия, а также стремится не подчиниться судьбе, року. Амбивалентное отношение к протесту обусловлено религиозностью курдов. С одной стороны, понимается отсутствие необходимости в протесте, так как судьба человека во власти божьей, и он не может изменить се ход. С другой стороны, осознается необходимость протеста как единственного средства изменить существующие неприемлемые для курда условия. Выявленные в результате анализа материала на курдском языке цели протеста являют собой практическое воплощение отношений «курд - родина», «курд - собственный народ», «курд - свое». Главной целью протеста является обретение государственности. В качестве компонентов цели протеста выступают «свое пространство», «свои» и «свое», при этом ни одна из выявленных целей протеста не ограничивает свободу «чужих», не направлена на обладание «чужим пространством», «чужими» и «чужим» (все, что имеет при себе признак «не курдский»). В императивном и модаль-но-интенционном блоках отмечаются обусловленность протеста отсутствием государственности, положительное отношение к субъектам протеста, оборонительный, навязанный извне характер протеста, а также подчеркивается, что важнейшим проявлением протеста является самопожертвование на благо родины и своего народа.

Временное пространство актуализируется в двух концептах - «гора» и «солнце». В концепте «гора» актуализируется компонент «прошлое» временного пространства, т.е. мысли о горах обеспечивают неразрывную ментальную связь курда с прошлым своего народа и преемственность культурно-исторического опыта курдского народа: М О?-'-2 / иЪ^ инЬ^ с^Ь оЪ^"

JJл^л - «Любящие в память о тех, кого любили, / Каждой весною отправляются в горы» (Ахмад Бдаги). Наблюдается высокая степень символики гор: символ непокорности, свободы, неповиновения, гордости, непослушания. Анализ дефиниций горы, выявленных в курдской литературе, позволяет утверждать, что горы воспринимаются как неотъемлемая часть родины, любовь к ним связана с любовью к родине и присуща патриотам. В императивном и модально-интенционном блоках подчеркивается стремление курда обособиться в горах от «чужих», бороться за горы, испытывать положительные чувства к ним.

Солнце в сознании курда теряет качество единства и универсальности, приобретает характер конкретности и многочисленности, выступает в качестве некой сущности, обладание которой наделяет конкретный народ государственностью и, следовательно, свободой, независимостью, счастьем, благополучием. Отмечаются многочисленные примеры типа «курдское солнце»,

«солнце Курдистана», которые являются подтверждением вышесказанного: ^ 3$ 3 / 3 <иЗ 3 1 j / ¡¿1 J А! ^^ ^"

/ 11 > ,П1 ААлш ^^Зо / ^ ^к'Ь^^-м) ¿¡ЬоЛи / ^и £ / ^Ьл з

.'"ч ¿-^""Л»- - «Курдское солнце из-за тумана вышло. / Мужчины и

женщины, мал да велик, / Счастливы и улыбаются, / Потому что теперь свободны, / И родина стала свободной. / Флаг наш на каждой вершине / Пусть развевает ветер» (Хемын). Солнце становится символом надежды на положительные изменения, важнейшее из которых - обретение государственности, что подтверждается также анализом дефиниций, выявленных в курдской литературе. Анализ императивного и модально-интенционного блоков указывает на нежелание и неспособность курдского народа смириться с неприемлемой существующей действительностью и на внутреннюю интенцию к практической реализации желаемого.

С точки зрения актуализации временного пространства концепт «солнце» противопоставлен концепту «гора» и направлен исключительно на «будущее», на преобразование действительности от отрицательной знаковости к положительной: несвобода —» свобода; отсутствие собственного государства —> приобретение собственного государства; печаль, грусть —► радость, веселье и т д.: (¿^'.До / (Ах <1 „Л/Лл / ¡¿ь ¿а. ^ и ¿и з^и з»^

лй^З51^ / (¿АКя^ - «Я иду к горизонту, / Чтобы с

прошлым порвать, / Попрощаться с печалью, / Сорвать бусы отчаяния с шеи, / И оковы последние рабства сломать» (Авезан Нури).

Ценность и сакральность данных концептов проявляются в том, что они выступают компонентами клятвы. Человек всегда клянется тем, что ему дорого, что для него священно, сакрально, что является гарантом исполнения клятвы и не позволяет ему, давшему клятву, нарушить ее: ^ ^ с4^" ." ^ _) J J з ¿1^ -ъ / ^ _ «Клянусь последними лучами солнца, / Горами, ущельями, степями» (Хаври).

Во второй главе «Языковое выражение идеи патриотизма в курдской лингвокультуре» рассматриваются понятийные характеристики концептов «патриотизм» и «родина», ценностные характеристики «своего» пространства (родина), «своих» (курды) и «своего», которые входят в структуру идеи патриотизма, а также проводится анализ эксперимента над представителями курдской лингвокультуры.

В разделе «Понятийные характеристики концепта "патриотизм"» показано, как концепт «патриотизм» в курдской литературе репрезентируется семнадцатью лексическими единицами: (Л'-и^ [кигс!ауеИ] и [кигсНуй] «курдский патриотизм, национальное самосознание курдов»;

[пТЗитапрепйИ] и ^У^Уз [\vilatperisti] «патриотизм, любовь к родине»; и^^и1^^ [кигс^апрепзй] «патриотизм, служение курдскому народу и родине курдов, любовь к курдам и Курдистану»;

[тТПефепзА], [де1реп51Т], ^^з4^ [пе(е\уереп51Т],

[шШйреглеп], [киг(1рспзй] «патриотизм, любовь к своему народу»;

[пТБ^тапрегл'еп] «патриотизм, служение родине»; LíJíJJ<í■1JJs [киг(1решеп] «курдский патриотизм»; [пТ^тшпхоЗелТБИ],

[\vilatxosewistT], [хакрег\уегТ], и;[\YilalparezT] и

[гшПтапх\уа2Т] «патриотизм». Для рассмотрения понятийных характеристик концепта «патриотизм» проводится анализ словарных дефиниций и этимологии вышеуказанных лексических единиц.

Понятийный компонент концепта «патриотизм» в курдской лингво-культуре представлен следующими признаковыми составляющими: 1) определенное внутреннее ментальное состояние, особый тип мировоззрения, восприятия окружающей действительности, определенный набор поведенческих особенностей, определенный образ жизни, присущие субъекту курдской лингвокультуры, которые можно обобщить термином «курдость»; 2) осознание себя частью своего народа; 3) наличие сильных положительных чувств по отношению к своему народу и родине; 4) подчинение собственных интересов интересам своего народа и родины; 5) осуществление протеста на благо родины и своего народа как выражение положительного отношения к ним; 6) стремление защитить либо освободить родину; 7) требование либо желание, потребность иметь родину; 8) стремление выработать в себе и в «своих» качества, присущие собственному народу; 9) самопожертвование на благо родины и своего народа.

Все лексические единицы, репрезентирующие концепт «патриотизм», можно разделить на две группы: 1) с компонентом «курд» («^Чи^ [кшч1ауе1:1], [кигсНуеГ], ^[кигс^апрспЧи],

[кигсфепБ^] и [кигс!регоег7]); 2) без компонента «курд»

(^.ДуЬйй^ [пТЙтапрепзИ], [\vilatperistT], [§е1реп51Т],

[тТИйрешИ], ^^^уОчд [шечуерепБЯ], (¿.л*/*-»^ [шТПсфеглуегТ], [пШтапхоЗелтоО], J

[\vilatxo.SewTstT], Lsj¿Ji^)¡J [\vitatpare7Jj, [пТйипапреп.уеп],

-У[хакрегоеп] и сО'-РО1-*5*^ [пШ1тапх\¥аг1]). Основано такое разделение на необходимости подчеркнуть значимость патриотизма в курдском сознании, а также его специфичности и своеобразии.

В составе дефиниции лексических единиц, в этимологии которых представлен исключительно компонент «народ» ||»е1реп5й]), присутствует компонент «родина», а в составе дефиниции лексических единиц, в этимологии которых лежит компонент «родина» [кигс^апрепБ-й], присутствует компонент «народ». Данный факт говорит об определенной взаимообусловленности отношения к родине и к своему народу, т. е. положительное отношение и привязанность к родине предполагают соответствующее отношение к собственному народу, и наоборот.

Подчеркивается необходимость внешнего проявления чувства патриотизма, которое выражается в конкретных деяниях курда. Наивысшим из этих проявлений является самопожертвование. Готовность курда жертвовать собой на благо родины и своего народа является неотъемлемым качеством настоящего курдского патриота, вызывает высокую положительную оценку со стороны «своих»: JjS J^S ijhji ^ЛД / ^ ii Jjjl j? / isjbli» j ^-Ujj" jajj^jj5 'jji 1-ilj, / _ «Верный курдский сын, / Он жил для курдов и погибал за них, / Душу отдал ради народа. / Он мудрым был, был патриотом» (Хемын).

Наличие чувства патриотизма у курда отмечается независимо от его политических и религиозных убеждений: -ь lwS-ь lS^'j t^bjjS" ajj j Ч5о i':il niNiji ч] ^ jl^jjjb l-iji ч] ^SHj e

."u ji ls-^JU j ts^ J3 _ «Курдский патриотизм - это, прежде всего,

независимо от своих убеждений защищать родину от оккупантов и стремиться, как и другие народы, жить в мире и свободе» (газ. «Асо»).

Патриотизм рассматривается курдами как необходимое условие для духовного совершенствования: 1J^i иVj^bji ts^j"

/4La4lJj ^^j-ubji 4inilj Ijojjj {Aj j^AJ ¿J <»J- «Путь набожности проходит через мост патриотизма, и без моста этого невозможно достичь истинной набожности» (Абдульмуамин Дашти).

Словосочетание «уроки патриотизма» говорит нам о преемственности курдского патриотизма и о важности развития чувств патриотизма у «своих» как одного из признаков понятийной структуры концепта «патриотизм»: ,'bjS jjj i_yyjb<« ^Мдл* (j^j^jUuiui ^jij - «Он давал детям в школах уроки патриотизма» (газ. «Курдистан»).

В разделе «Понятийные характеристики концепта "родина"» рассматриваются базовые понятийные характеристики этого концепта.

Концепт «родина» актуализируется в курдском языке восемью лексическими единицами, шесть из которых имеют непосредственно значение «родина»: сР^Ф [nistiman] «родина как место жительства»; [wilat] «родина как геополитическое образование»; ¿r^j [weten] и [mewten] «родина»; [хак] и -Ч j [zed] «родина как место рождения и смерти, гибели»; а две остальные являются конкретным наименованием родины: jl^jjS [kurdistan] и с[kurdewarT] «родина как геополитическое образование».

Понятийные характеристики концепта «родина» таковы: геополитическое пространство; пространство проживания и обитания; пространство, принадлежащее своему народу; первопричина, основа и место рождения; причина, результат и место смерти, гибели; географическое пространство.

Из вышеперечисленных лексических единиц, репрезентирующих концепт «родина», признаком «место жительства» обладают [nTStiman], cjVj [wilat] и j!j^jjS [kurdewarT]. В свою очередь, если у [nistiman]

данный признак является единственным и исчерпывающим, то oVj [wilat] и ^jljojjjS [kurdewari] также обладают признаком «геополитическое образование», которым обладает [kurdistan], <_[kurdewari] и [kurdistan], в отличие от [wilat], являясь конкретным наименованием родины, указывают на связь с конкретным народом. В лексической единице ¿lUijjjjS [kurdistan] отсутствует семантическое уточнение (место рождения, место проживания и т. д.), указывается лишь принадлежность определенному народу. Лексические единицы j^j [weten] и [mewten] не несут в себе семантической значимости, так как были заимствованы в готовом виде из арабского языка. У лексических единиц ajj [zed] и '-Я-*, [хак] при наличии ведущей семы «место рождения» в смысловом содержании наблюдается прямо противоположный ей компонент «место смерти, гибели». Отсюда следует ряд моделей: родина как место рождения и гибели (отмечается интенция субъекта родиться и умереть на родине); родина как объект самопожертвования (отмечается интенция субъекта жертвовать собой за родину); самопожертвование за родину как обретение жизни.

Анализ идеи патриотизма в курдской поэзии позволяет нам утверждать следующее: лексические единицы, репрезентирующие концепт «родина», в курдской поэзии представлены следующим образом (в порядке убывания): (jUL^i [nTstiman] (31%), [kurdistan] (22,55%), ^'ij [wilat] (18,84%), ^

[xak] (14,83%), u^j [weten] (8,45%), «jtj^jjS [kurdewari] (2,81%), [zed] (1,33%), [mewten] (0,14%). Из этого следует, что родина в поэзии представлена, прежде всего, как ассоциация «свое место жительства и поселения». Причиной, по всей видимости, является зарождение и развитие поэзии в условиях, когда необходимо было отождествлять себя и побуждать «своих» отождествлять себя, прежде всего, с местом проживания собственного народа. Следует отметить, что лексическая единица [zed] в каждом четвертом случае употребления стоит в паре с лексической единицей ¿Р3-? [niStiman], Данный факт подтверждает, что родина как «место рождения» и «место смерти, гибели» наиболее значима для курда в отношении постоянного места жительства своего народа.

Связь с родиной в сознании курда состоит из двух компонентов - физического и ментального. Физическая связь заключается в непосредственном нахождении на территории родины. Постоянство и устойчивость физической связи с родиной, по всей видимости, обусловили наличие в понятийной структуре концепта «родина» признака «место смерти, гибели». Вероятность смерти на территории родины не только не является причиной разрыва физической связи, вынуждая курда покинуть родину, но, напротив, является одним из условий ее постоянного характера. Ментальная связь более устойчива, она сохраняется даже в случае разрыва физической связи. Ее наличие отмечается в следующих ситуациях (как при наличии физической связи, так и в

случае ее отсутствия): положительное эмоциональное состояние (танцы, смех, веселье); отрицательное эмоциональное состояние (плач, траур); отсутствие сознания (сон); активная трудовая деятельность (охота, земледелие); нахождение в активном контакте со «своими» (общение с друзьями, свидание с любимой женщиной); отсутствие свободы (заключение в тюрьме); наивысшая степень физической и ментальной напряженности (агония). Все это говорит о наличии ментальной связи независимо от душевного и физического состояния субъекта и его деятельности.

Наблюдается интенция каждого курда жертвовать собой ради родины независимо от имущественного и социального положения. В то же время отмечается ярко выраженное отрицательное отношение к субъектам, не готовым к самопожертвованию: ¿¡ь^ 3? ц^у^ / ¿р_>« (^аз (Дл*1 ^ " -«Сын мой, умереть естественной смертью / Для курда - позор» (Хемын).

В курдской поэзии 44% употреблений лексической единицы «дом» связано с родиной, либо является ее наименованием. Данный факт подтверждает, что отождествление с родиной идет от большего круга (страна, государство) к меньшему (отчий дом, родной край): /'»^ицр " - «У него был лишь один дом - родина» (Джемал Гамбар); ^и " _ «Курдистан - дом курдов» (Хажар).

Ключевой образ родины в сознании курда- «родина - мать курдского народа». В данном образе метафорически воплощаются такие чувства по отношению к родине, как любовь, сострадание, нежность и др., наиболее важным и широко представленным из которых является любовь. Основные ее признаки: превосходство и исключительность по сравнению с другими видами любви; отсутствие сомнения в ней; самопожертвование; постоянство и устойчивость; высокая степень; отсутствие компонента «корысть»; обязательный атрибут «своих»; без любви к родине невозможна либо несовершенна вера в Бога; любовь к родине является стимулом к самосовершенствованию и освобождению; любовь к родине предполагает любовь к своему народу-

Говоря о ценности собственного народа для курда, следует отметить его вторичность по отношению к родине. Это обусловливается тем, что родина выступает в качестве ключевого фактора, объединяющего курдов в единое целое: <»у-Ь4£и оЦ^ а! ^ / «_5<1Ы£<и 1_£Ь <1 "

^ _ «Пока Курдистан разноцветный от врага не очистим, / О себе не подумаем и назад не посмотрим» (Хажар).

Связь курда со своим народом проявляется в трех аспектах, которые тесно взаимосвязаны между собой: стремление к обретению качеств, присущих собственному народу, курдости, или наличие их; физическая связь со своим народом и ментальная связь с ним. Важнейшим из них является первое. Эти качества отличаются постоянством и своеобразием, особостью. По-

стоянство отмечается как на родине, так и за ее пределами, независимо от физического и душевного состояния курда. Отмечается отсутствие имущественного ценза в обладании курдостью. Своеобразие курдости состоит в каком-то особом мировидении, оторванном от неприемлемой для пего реальности (Курдистан существует лишь в сознании курда), особом образе жизни, отношении к жизни и смерти. Примером могут служить словосочетания типа «жить по-курдски» и «умереть по-курдски»: ^joj ls-jj£ 4 " /

«По-курдски буду жить, по-курдски и умру» (Хажар).

По прочтении курдской поэзии группу «своё» молено разделить на две подгруппы: 1) этнокультурные явления (курдский язык, поэзия, литература, музыка, танцы, песни); 2) государственная символика (флаг).

В подгруппе «этнокультурные явления» наиболее всего представлен курдский язык (38% всех выявленных фрагментов текста в данной подгруппе). Помимо обязательного атрибута, присущего «своим», курдский язык в условиях отсутствия государственности является одним из важнейших условий сохранения им самобытности и самоидентификации, способствует консолидации курдского народа.

Анализ примеров из поэзии относительно значения изображения курдского флага позволил нам выделить два ведущих компонента («самопожертвование» и «надежда на положительное будущее»), что говорит о наличии данных черт у курдского народа, так как флаг, будучи государственным атрибутом, отражает общенациональную специфику.

Результаты анализа идеи патриотизма в курдской публицистике следующие:

Лексические единицы, репрезентирующие концепт «родина», в курдской публицистике представлены таким образом (в порядке убывания): [kurdistan] (61,41%), и'^ [nlstiman] (17,93%), ¿tij [wilat] (13,22%), -su. [xak] (4,16%), lijb^jj* [kurdewarl] (2,17%), ^'j [zed] (0,9%). Родина в курдской публицистике, прежде всего, ассоциируется со «своим геополитическим пространством». Мы полагаем, что зарождение и развитие публицистики, в отличие от поэзии, происходило в момент, когда курдская нация уже сформировалась и полностью произошло отождествление курдского народа с родиной как «своим пространством жительства и обитания». Возникает необходимость отождествления народа с родиной как «своим геополитическим пространством». Немаловажным фактором является установление и развитие курдской автономии под названием «Курдистанский район» на севере Ирака (у курдов Южный Курдистан), своего рода небольшого де-факто полунезависимого курдского государства.

Данный факт позволяет утверждать, что в историческом контексте в курдском сознании отождествление с родиной движется от «родины как своего места жительства и поселения» к «родине как своему геополитическому

пространству», чему в значительной степени способствуют геополитические факторы.

Если в поэзии отношение к родине, своему народу, чувство патриотизма, как правило, выводятся через призму отдельной личности как представителя «своих» (1-е л. ед. ч.), то в публицистике преобладает тенденция вывести данные чувства через призму всего народа как единого целого, через призму «целостной общности» (1-е л. мн. ч. - курдский народ, курды), а затем уже через призму отдельной личности. Данный факт позволяет утверждать следующее: наблюдается стремление к консолидации курдской нации; стремление подчеркнуть первостепенность качеств, присущих курдам как единой нации по отношению к качествам индивидуальным.

В отличие от поэзии в публицистике отсутствуют примеры разрыва физической связи с родиной. Все это, вероятно, обусловливается тем, что в случае обретения собственного независимого государства отсутствует вынужденная необходимость разрыва связи с родиной, возникают полностью приемлемые для курда условия жизни.

Для курда важным в межличностной коммуникации является отношение к его родине, разделяемое либо неразделяемое другими участниками. На основе данного критерия курд определяет статус личности в системе «свой-

Ь1^ ЫлЦш ^и^^ ОаЛЗ»« ^ - «Г-н Мохаммад Кази к своим

личным врагам проявляет сдержанную обходительность, к друзьям - преданность, однако к врагам родины проявлять сдержанную обходительность не может» (газ. «Курдистан»).

В результате анализа курдской публицистики были выявлены следующие характеристики любви курда к родине: 1) любовь к родине является необходимым условием для духовного совершенствования курда; 2) любовь к родине предполагает любовь к своему народу.

Так же, как и в поэзии, связь курда со своим народом проявляется в трех аспектах, которые тесно взаимосвязаны между собой: наличие либо стремление к обретению качеств, присущих собственному народу, курдости; физическая связь со своим народом и ментальная связь с ним.

Принадлежность к своему народу имеет более важное и первичное значение, чем родственные связи. Рождаясь, курд, прежде всего, осознает себя курдом, частью курдского народа, а затем уже сыном своего отца и членом семьи: ."0^ зуль ¿г1^" - «Нам необхо-

димо смотреть на наших детей, прежде всего, как на детей курдского народа» (журн. «Твежинава»).

Положительное отношение возникает к субъектам протеста, наиболее значимыми и национально-специфичными из которых являются шахид и пешмерга. Пешмерга характеризуется такими положительными качествами,

как патриотизм, самоотверженность, самопожертвование, мужество, преданность, воинственность, мстительность, отсутствие корыстных и материальных интересов в процессе протеста. Шахид- это человек, погибший в борьбе за правое дело, за идею. Однако в отличие от общеисламской интерпретации в курдском сознании у шахида отсутствует религиозный компонент (примеры жертвенности шахида за религию в материале на курдском языке отсутствуют). Символ жертвенной крови шахидов, борцов за национальную идею, мученической смерти в борьбе за правое дело - тюльпан. Показатель высокой степени уважения к шахидам - традиция минуты молчания в память о курдских шахидах на всех официальных собраниях и церемониях: " еН'Аг*^ сгД^ ^ Су Л ЛЬ Я J j ^ уМ сг^Ч-Я-

."... - «После прочтения национального гимна и минуты молчания в

знак уважения ко всем шахидам Курдистана ...»(газ. «Курдистан»).

В подгруппе «этнокультурные явления» более всего представлен курдский язык (34% всех выявленных фрагментов текста в данной подгруппе). Говоря о курдской культуре, мы констатируем пуристические тенденции. Резко осуждается привнесение «чужих» элементов в свою культуру: "

чему же песни арабских артистов поются на курдском, ведь это не служение, это - предательство» (Насери Разази).

В поэзии и публицистике отмечается прямое указание на следующие неотъемлемые качества, присущие курдам: подчинение собственных интересов интересам родины и своего народа; любовь к родине; сочувствие к своему народу; уважение к шахидам; знание своего языка. Наличие данных качеств является показателем высокой степени патриотизма и вызывает положительную оценку со стороны «своих», их отсутствие, напротив, вызывает крайне негативную оценку.

В анкетировании принимали участие 140 представителей курдской лингвокультуры в возрасте от 15 до 72 лет, проживающих на территории Ирана, обоих полов (35,7% жен. и 64,3% муж.), различных профессий и социальных групп (в том числе 22,4% респондентов не имеют образования, 34,2% - студенты). Респондентам было предложено написать короткие сочинения по следующим темам: 1) «Когда я думаю о родине, я представляю себе...»; 2) «Когда я думаю о патриотизме, я представляю себе...»; 3) «Когда я думаю о патриоте, я представляю себе...».

«Родина» в сознании курдов ассоциируется, прежде всего, со «своим геополитическим пространством» (16,8%), а далее - «местом рождения» (14,7%), «своим близким пространством комфорта и положительных эмоций» (13,3%) и «местом проживания» (10,5%). Наблюдается конфликт патриотического сознания курда с реальностью, поскольку в действительности у курдского народа не существует собственного независимого государства.

Данный конфликт не подавляет, а, напротив, стимулирует развитие чувства патриотизма, выводит на первый план значимость родины как «своего геополитического пространства».

Ассоциации родины со своим народом (25,9%) представлены намного шире, чем ассоциации с семьей (18,9%). Отождествление с родиной и с собственным народом идет не от меньшего круга (отчий дом, родной край, семья, род, племя) к большему (страна, государство, народ), а наоборот. Связь родины со свободой, независимостью представлена широко (14%), по всей видимости, причиной является отсутствие собственного независимого государства. В число широко представленных ассоциаций также входит природа родины (11,9%), что подчеркивает значимость родины как «своего географического пространства».

Наличие у 42,9% респондентов в ответах слова «чувство» и у 7,7% респондентов слова «дело» относительно патриотизма позволяет нам утверждать, что патриотизм можно представить в виде набора установок для человека, обладающего им, который включает в себя два взаимосвязанных компонента: психологический (набор психологических установок), т.е. проявление патриотизма посредством чувств, и поведенческий (набор поведенческих установок), т.е. проявление патриотизма на практике. В ответах относительно патриотизма поведенческий компонент является преобладающим (77,7% -повед., 76,3% - псих.), т.е. курды подчеркивают необходимость проявления патриотизма на практике, нежели посредством чувств, и в большинстве связывают его с родиной (42,7%) (защита родины - 13,3%, служение родине -2,1%, усердие ради процветания родины - 4,9%, усердие на благо родины -4,2% и т. д.); со своим народом (8,4%) (служение соотечественникам - 2,1%, хорошее отношение к соотечественникам - 0,7%, борьба за права своего народа- 0,7%, служение соотечественникам -2,1% и т. д.) и со «своим» (культура, традиции, язык и т. д.) (8,4%) (сохранение собственной культуры -1,4%, сохранение традиций своего народа - 0,7%, передача собственной культуры и традиций своим детям - 2,8%, передача собственной культуры и традиций будущим поколениям -2,1%, сохранение родного языка - 1,4% и т. д.), указывая при этом на зависимость их поведения от патриотизма (7%). В ответах '3,5% респондентов подчеркивается высокая степень этого чувства у своего народа.

При описании патриота, напротив, психологический компонент является преобладающим (51,1% - повед., 82,6% - псих.). Курды склонны описывать характер патриота (42%) (искренний - 1,4%, отзывчивый - 2,8%, добрый -0,7%, с жизненным опытом - 7%, умный - 0,7%, сообразительный - 1,4%, совестливый - 1,4%, оптимист - 2,8%, терпеливый - 1,4%, усердный - 3,5%, самоотверженный - 0,7%, храбрый - 5,6%, во всем знает меру - 1,4%, с высокими жизненными принципами - 1,4%, спокойный - 1,4%, набожный -

5,6% и т.д.) и подчеркивают первостепенность проявления патриотом чувств к родине (23,8%) (любит родину - 7%, считает родину своей матерью - 1,4%, уважает родину - 1,4%, готов к самопожертвованию ради родины - 2,8%, переживает за родину - 3,5%, ему трудно покидать родину - 2,8%, никогда не забывает родину - 0,7% и т. д.), своему народу (6,3%) (любит свой народ -2,1%, переживает за свой народ - 2,1%, считает свой народ своей семьей -0,7% и т. д.) и необходимость уважения к родине других народов (6,3%). В ответах 2,8% респондентов есть указание на тот факт, что собственный народ является весьма патриотичным. Следует отметить, что 33% мужчин в возрасте от 50 лет склонны указывать на наличие признака «градуальность» у патриотизма и прямую его зависимость от возраста человека (у детей это чувство развито в меньшей степени, чем человек старше, тем он патриотичнее и т. д.).

Мы полагаем, что ассоциации относительно патриота интроспективны и опираются на реальное восприятие действительности, на восприятие и оценку окружающих: курдский народ при всей своей внутренней патриотичности не имеет возможности проявить в полной мере свой патриотизм на практике. Напротив, ассоциации относительно патриотизма отражают желаемую картину действительности: курду необходима в полной мере практическая реализация патриотизма при сохранении чувства. В основе, по всей видимости, лежит тот факт, что патриотизм, как явление абстрактное, способствует определенной идеализации.

Модально-нтенционные блоки позволяют нам утверждать, что курд более всего стремится обладать чувством патриотизма и развивать его в себе (8,4%), а также осознает необходимость внешнего его проявления, прежде всего, самопожертвования ради родины. Значимость самопожертвования подчеркивается и при описании поведенческих черт патриота, наибольший процент из которых принадлежит слову «шахид» (3,5%), т.е. человеку, погибшему в борьбе за национальную идею (примеры самопожертвования за религию в ответах отсутствуют).

Перспективы дальнейшего изучения идеи патриотизма мы видим в исследовании идей курдской лингвокультуры в сопоставлении с идеями других лингвокультур.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

Научная статья в журналах, входящих в реестр ВАК РФ

1. Сальников, A.C. Концепт «гора» в курдской лингвокультуре / A.C. Сальников II Гуманит. исслед. - 2009. -№ з (31). _ с. 71-77 (0,5 пл.).

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций

2. Сальников, A.C. Ценностные характеристики концепта «социальный протест» в курдской лингвокультуре / A.C. Сальников // Альманах современной науки и образования. - Тамбов : Изд-во «Грамота», 2009. - № 8 (27). -Ч. 1.-С. 131-134 (0,37 п.л.).

3. Сальников, A.C. Ценностные характеристики концепта «родина» в курдской публицистике / A.C. Сальников // Альманах современной науки и образования. - Тамбов : Изд-во «Грамота», 2009. -№ 8 (27). - Ч. 2. - С. 171175 (0,59 пл.).

4. Сальников, A.C. Понятийные характеристики концепта «патриотизм» в курдской поэзии / A.C. Сальников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Изд-во « Грамота», 2009. - № 1 (3). - С. 174— 177 (0,36 пл.).

5. Сальников, A.C. Концепт «свобода» в курдской лингвокультуре / A.C. Сальников // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2009. -№ 8 (27). - Ч. 1. - С. 134-137 (0,38 пл.).

6. Сальников, A.C. Понятийные характеристики концепта «родина» в курдской лингвокультуре / A.C. Сальников // Альманах современной науки и образования. - Тамбов : Изд-во «Грамота», 2009. - № 8 (27). - Ч. 2. - С. 175177 (0,17 пл.).

7. Сальников, A.C. Ценностные характеристики концепта «солнце» в курдской лингвокультуре / A.C. Сальников // Вопросы лингвистики и литературоведения. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. -№1(5).-С. 26-31 (0,43 пл.).

САЛЬНИКОВ Анатолий Сергеевич

ИДЕЯ ПАТРИОТИЗМА В КУРДСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано к печати 06.05.10. Формат 60x84/16. Бум. офс. Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,3- Тираж 110 экз. Заказ

ВГПУ. Издательство «Перемена» Типография издательства «Перемена» 400131, Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27