автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Идейно-эстетическое своеобразие творчества Гаяза Исхаки, 1897-1906 гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Яруллина, Рамиля Асхадулловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Идейно-эстетическое своеобразие творчества Гаяза Исхаки, 1897-1906 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-эстетическое своеобразие творчества Гаяза Исхаки, 1897-1906 гг."

т6 он

На правах рукописи

ЯРУЛЛИНА РАМИЛЯ АСХАДУЛЛОВНА

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ГАЯЗА ИСХАКИ (1897-1906 г.г.)

10.01.02. - Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань - 1998

На правах рукописи

яруллинд рамиля асхадулловна

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ГАЯЗА ИСХАКИ (1897-1906 г.г.)

.01.02. - Литература народов Российской Федерации

° автореферат

диссертации на соискание ученой, степени кандидата филологических наук

Казань -1998

Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, .литературы, и искусства им.Г.Ибрагимова АН Татарстана

• " '.•>.. . ^ К Г' ^ /• м ■"• ' ' '

Научный руководитель: д'бктор филологических наук,

академик Хасанов М.Х.

Официальные оппоненты:

Ведущее учреждение:

доктор филологических наук, професссор Ганиева Р.К.

кандидат филологических наук, доцент Галиева Э.Р.

Башкирский государственный университет

Защита диссертации состоится "8" декабря 1998 г. в 11.00 часов на заседании дисссертационного совета Д 184.01.01. в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН Республики Татарстан.

Адрес: 420503, г.Казань, ул. Лобачевского, 2/31, а/я 263

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН Татарстана ( ул. Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан " ^ " И&Л^глЛ' 1998 г.

Ученый секретарь диссер- # Г) * С

тационного совета / Рамеев 3.3.

Актумльвастъи^гемы. В результате общественно-политических и духовных изменений в жизни страны, начавшихся в конце 80-х годов, были реабилитированы многие известные в прошлом деятели культуры, которые в эпоху тоталитаризма по идеологическим соображениям предавались забвению и получали "статус" "врагов народа".

Одной из таких личностей, обреченных на сложную и трагическую судьбу, по праву считается Гаяз Исхаки (1878-1954). Имя этого писателя, посвятившего свою многогранную деятельность борьбе за национальное. возрождение и развитие культуры родного народа, занимает особое место в общественной и духовной жизни татар начала XX века. В этой его деятельности ведущее место занимало литературное творчество.

Возвращение творческого наследия Г.Исхаки ныне имеет концептуальное значение в деле подлинно научного осмысления истории татарской литературы и культуры XX века в целом.

Состояние,изученности проблемы я. темы. Изучение и оценка деятельности Г.Исхаки, в том числе литературного творчества, пережили заметную эволюцию. В начале века его многогранная деятельность находилась в центре внимания общественности. О его литературном творчестве писали такие известные деятели культуры, как Ю.Акчура, Дж.Валиди, Г.Ибрагимов, Г.Губайдуллин, С.Рамиев, Ш.Хусаинов, Н.Гасри, Ш.Ахмадеев и другие, выводы и наблюдения которых представляют научный интерес и по сей день.

На родине творчество Г.Исхаки после его эмиграции продолжали исследовать вплоть до первой половины 20-х годов. Как общественно-политического деятеля, публициста и писателя Г.Исхаки высоко ценили Дж.Валиди и Г.Сагди.

Несмотря на то, что в советское время говорить о Г.Исхаки на родине запрещалось, за рубежом интерес к его творчеству не иссякал. Так, в исследованиях ученых Мирзы Эреле, Лябиба Карана, Сайда Шамиля, Садри Максуди, Хидаята Яшина из Турции, Гали Акыша, Мингаза Исмагили из Германии освещалась деятельность писателя в годы его жизни на Родине. В 1978 году турецкая общественность, татарские политические эмигранты, ученые и писатели отметили 100-летие со дня рождения Г.Исхаки, был выпущен сборник, посвященный многосторонней деятельности великого сына татарского народа.

Неоценимый вклад в дело возвращения народу доброго имени и творческого наследия Г.Исхаки внесли литературоведы,

в частности, профессор И.Нуруллин и Х.Махмутов. Последний составил богатую картотеку произведений писателя, изучил сценическую историю его драматургии. Также следует отметить труды А.Каримуллина, Х.Миннегулова, Д.Абдуллиной, Л.Гайнановой и других, посвященных творческому наследию писателя.

Еще более важным этапом в изучении творчества великого писателя являются исследования таких крупных литературоведов, как Ф.Мусин, Р.Ганиева, М.Хасанов, Т.Галиуллин, А.Ахмадуллин, А.Сахапов, Ф.Галимуллин, историков Р.Амирханова, И.Тагирова, Р.Хакимова, Я.Абдуллина. В их трудах многогранная Деятельность писателя в основном рассматривается в общем плане. Несмотря на повышенный интерес к творчеству видного деятеля национальной культуры, актуальной остается задача изучения различных аспектов его творчества.

Целью нашей работы является научное осмысление формирования литературной и публицистической деятельности Г.Исхаки в 1897-1906 гг., и раскрытие роли этого начального периода во всей деятельности писателя. Мы также попытаемся осветить значение творчества Г.Исхаки в общественной и духовной жизни татарского народа в начале XX века. Данная цель определила ряд задач нашего исследования:

- исследование жизни и творчества Г.Исхаки в 1897-1906 гг.;

- рассмотрение связи писателя с общественно-литературым движением в татарской культуре конца XIX - начала XX веков;

- анализ идейно-эстетических взглядов писателя;

- раскрытие эволюции его творческого пути;

- определение места и значения начального периода творчества Г.Исхаки в истории татарской литературы.

Источники исследования- труды Г.Исхаки 1897 -1906 гг., в которых, на наш взгляд, наиболее полно отразились особенности его литературной, политической и публицистической деятельности.

В диссертации использованы материалы о просветительском движении в татарской, турецкой и других тюркских литературах и о влиянии джадидизма на жизнь татар в этот период. Изучены татарская литература и периодическая печать, история просвещения и общественно-политическая жизнь конца XIX - начала XX веков.

' ! ! Научно-лрактическая зиачимость исследования состоит в'том, что собранный материал й его теоретические выводы помогут

в дальнейших исследованиях в области истории татарской литературы начала XX века. Результаты и выводы работы могут быть использованы пфй составлении программ и учебников, лекционных курсов в вуза:х, а также при созданий коллективных монографий по истории1 татарской литературы .

Апробация работы.. Результаты исследования отражены в восьми статьях, опубликованных в научных изданиях, республиканской и зарубежной периодической печати. Кроме того, некоторые положения диссертаций были изложены в докладах и выступлениях на научных конференциях молодых ученых и преподавателей г.Казани.

Теоретической, основой диссертации являются труды известных татарских ученых Г.Халита, М.Гайнуллина, М.Хасанова, И.Нуруллина, Ф.Мусина,: а также русских литературоведов А.Н.Айзенштейна, Л.Алйкаёвой, В.Бабаева, посвященные вопросам разработки новой методологии, на материалах исследования литературного процесса. Также использованы труды по истории, философии, интересные с точки зрения изучения жизни татарского народа в данный период.

Методы исследования. В работе применялись сравнительно-сопоставительный и историко-литературный методы.

Научная новизна диссертации в том, что предпринимается попытка научного осмысления художественного творчества и публицистики Г.Исхаки 1897-1906 годов.

В целях выявления идейно-эстетического своеобразия творчества Г.Исхаки начального периода его сочинения рассматриваются в сопоставлении с произведениями русских, турецких писателей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основное содержание диссертации.

Во^введении обосновываемся актуальность темы, рассматривается состояние ее изученности, определяются цели и задачи, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы. Формулируются методологические1 п^иегцйпы исследования. ' ' .

Первая.^глава - "Общественно-политическая:1 й публицистическая деятельность Гаяза Исхакй" - состоит из двух параграфов. 1

В-перважмараграфе ("Г.Исхаки - политик") основной упор делается на раскрытие процесса формирования Г.Исхаки как

общественно-политического деятеля. Однако глубокое изучение политической деятельности Г.Исхаки не является основной целью нашей работы. Эта проблема - компетенция исторической науки. Нас же эта деятельность Г.Исхаки интересовала преимущественно с точки зрения ее влияния на процесс формирования его идейно-эстетических воззрений.

Верно сказано, что сама эпоха порождает необходимых ей личностей. Г.Исхаки появился на исторической арене в момент великих революционных потрясений, когда татарская нация стала пробуждаться от многовекового сна и становиться на путь национального возрождения. Еще будучи шакирдом, Г.Исхаки зачитывался единственной издаваемой в тюркском мире газетой "Тарджиман" ("Переводчик"), знакомился с трудами, призывающими мусульман к национальному пробуждению» сплочению и приобщению к европейской цивилизации. Все это сыграло важную роль в формировании мировоззрения молодого Исхаки, жадно впитывавшего все новое и прогрессивное.

Вследствие усиления демократического движения в 80 -90-е годы XIX столетия стала претворяться в жизнь идея новометодного обучения в школах-медресе. Как пишет в одном из своих трудов Г.Сагди, "...бразды правления в этом движении взяла в свои руки татарская буржуазия".1 Вплоть до середины 80-х годов нашего столетия деятельность татарской буржуазии в этом направлении обрисовывалась только в черных тонах. Между тем, ее вклад в развитие татарского просвещения достоин высокой оценки. Шакирд Татарской учительской школы Г.Исхаки под влиянием своего учителя джадидиста Х.Максуди с головой уходит в движение джадидизма, содействовавшего развитию культуры татар. Будущий политик и писатель, видевший светлое будущее народа в изменении системы просвещения, свой трудовой путь начинает именно с учительской деятельности.

Важную роль в формировании мировоззрения Г.Исхаки сыграла его учеба в 1898-1902 гг. в Татарской учительской школе. Эта школа отличалась от "традиционных медресе" повышенным вниманием к изучению точных наук, истории мировой и художественной культуры. Она в те годы была самым оживленным центром национально-культурных устремлений,, татарской молодежи. Здесь получали образование такие в будущем крупные общественно-политические деятели, как С.Максуди, Ф.Туктаров,

1 Сэгьди Г. Татар адэбияты тарихы - Казан:Татгосиздат.- 1926. - 72 б.. ^,

Ш.Мухамедов, Х.Ямашев, Г.Кулахметов. В период обучения в стенах этого учебного заведения Г.Исхаки делает первые шаги в своей общественно-политической, деятельности: организует общество шакирдов "Швкертлек" ("Шакирды'') и издает газету политического толка "Терэкъкый" ("Прогресс''). И в дальнейшем, как учитель медресе "Хусания", и как Мулла в родной деревне, Г.Исхаки решительно выступал за обновление системы просвещения и всей национальной жизни. Первую русскую революцию Г.Исхаки встретил в Казани как лидер татарских эсеров и стал одним из активных деятелей революционно-освободительного движения среди татар. В этой связи следует отметить, что в начале XX века татарские эсеры в пробуждении общественно-политического самосознания своего народа сыграли более действенную роль, чем большевики.

Под влиянием революционных событий в стране Г.Исхаки организует новую партию социалистического толка "Тацчылар" ("Тангисты"), которая ратовала за создание Российской Республики, за равноправие татарского и русского народов.

Позднее Г.Исхаки и его соратники, подчинив идею социализма национальной идее, подключились к национально-освободительному движению.

Общественно-политическая деятельность Г.Исхаки неотделима от его публицистики. Поэтому во втором параграфе ("Г.Исхаки - журналист и публицист") публицистика Г.Исхаки рассматривается как главное оружие в его борьбе за национальное освобождение.

Первые статьи Г.Исхаки, опубликованные в печати (газеты "Тэрз^еман", "Шэркый рус"), были посвящены знаменательным историческим событиям в жизни татар. Его по праву можно назвать одним из родоначальников татарской печати. Г.Исхаки является организатором и идеологом печатного органа эсеров - газеты "Тац йолдызы" ("Полярная звезда") (1906), сыгравшей заметную роль в общественной жизни татар в начале века.

Избрав слова "Лишь в борьбе найдешь ты свои права" лозунгом классовой борьбы, газета "Полярная звезда" ставила цель защитить интересы крестьян и изменить порядок в стране. В зависимости от того, какие стороны революционной борьбы они освещают, заглавные статьи (а их автор - Г.Исхаки) можно разделить по тематике на следующие группы*. 1) поясняющие важность революции, 2) отражающие ход борьбы и участия в ней татар, 3) освещающие события и достижения, происходящие

внутри татарской нации, 4) затрагивающие проблему дружбы наций. . : г

Идейное направление этого издания определяет публицистика Г.Исхаки1'Рйд его статей посвящен деятельности Государственной Думы (например, "Открытое письмо татарским членам Государственной Думы", "Государство и народ", "Почему Дума не смогла работать" и др.) Автор возлагает на Думу большие надежды, но с другой стороны, критикует ее бессилие. С горечью пишет Г:Исхаки в Своих статьях о том, что Дума ничего не делает для народа, о том, что мусульманские депутаты пассивны, и вся их деятельность сводится к "пустой болтовне".

; Г.Йскаки участвовал на съездах вошедшей в нашу историю партий "Союз мусульман". В программе этой партии, в отличие от "тангистов", не рассматривается классовая борьба отдельно. Здесь делается акцент на создание национальной автономии. Поэтому "тангисты", делившие общество на богатых и бедных, остро критикуют членов "Нттифак"а. В газете мы можем видеть спор между партией "Союз мусульман" и "тангистами" и в виде острых фельетонов (например, "Непорочный сват Бикмулла", "Утроба", "Ответ представителю газеты "Вакыт" ("Время") Мухаметфатыху-эфенди" и др.).

Борьбу между этими двумя партиями отразил в своем труде "Группы мелкобуржуазного "социализма" (1926) Г.Ибрагимов. Следует заметить, что стремление критика свести средство борьбы "тангистов" только к ругательству, хвастовству и высказываниям ими отрицательных мыслей о деятельности таких представителей интеллигенции, как Ю.Акчура, Г.Баруди, Ф.Туктаров, является результатом воздействия на известного писателя советской идеологии.

Определенную часть своих статей Г.Исхаки посвятил царскому самодержавию, угнетающему народ. Воспользовавшись возможностями, которые "предоставляла" цензура, он пишет о том, что на протяжении многих столетий татарская нация притеснялась со стороны бюрократов, что татары находились в более униженном положении по сравнению с другими народами России. В статье "Наши принципы и нация" автор требует полной свободы и независимости для своей нации, объявления татарского языка государственным наравне с русским.

1 Не остается без внимания Г.Исхаки и жизнь школ-медресе, в том числе и жизнь преподающих в них учителей. Автор призывает пересмотреть учебно-воспитательную работу в медресе ("Медресе

"ХУсания" в Оренбурге", "Шкблы-медресе"), в то же время обращается к шакирдам с идеями активного распространения социализма среди народных масс.

Газета "Полярная звезда", выступавшая с резкими и для того времени революционными идеями, просуществовала недолго. После'ее запрещёнйя, Г.Исхаки становится идеологом газет "Тац мэя<й^гасы" ("Сборник зари") и "Тавыш" ("Голос"), которые фактически были продолжением его первого детища - "Полярной звезды".

Итак, общественно-политическая й публицистическая деятельность Г.Исхаки взаимосвязаны. Будучи лидером партии эсеров, он в этот период своей общественно-политической деятельности все оценивал с классовой точки зрения и призывал народ на борьбу с самодержавием и бюрократйзмом. Несмотря на односторонний взгляд на решение национальной проблемы, публицистика Г.Исхаки дает возможность разобраться во многих тонкостях общественного и литературного движения начала века.

Вторая глава - "Этапы формирования творчества Г.Исхаки" состоит из двух параграфов.

Первый параграф называется "Идейно-эстетические взгляды Г.Исхаки в прозе начального периода".

В конце XIX века, когда в обществе стали устанавливаться капиталистические отношения, в духовной жизни татар, в том числе и в литературе, наблюдаются признаки, присущие эпохе Возрождения. Возрожденческие идеи в татарскую среду проникают из Европы через русскую и турецкую литературы.

Г.Исхаки, как писатель, также сформировался под воздействием турецкой литературы. Об этом можно прочесть и в его автобиографии: "Во время пребывания в медресе много читал, главным образом турецкие романы (орйгийальньге и переведенные с французского)".1 Как справедливо заметил И.Нуруллин, в таких ранних произведениях Г.Исхаки, как "Девушка, шьющая тюбетейки", "Сын бая", "Жизнь с тремя женами" особенно ощутимо влияние турецкой литературы: "В ник (романах -Р.Я.) также ставится целью исправление морали, бросаются в глаза такие особенности, как идеализация положительного героя и разрешение конфликта в его пользу, гиперболизация отрицательных черт характера", - пишет исследователь.2

1 Нуруллин И. Исхаки о себе // Советская Татария - 1991. - 21 февраля.

2 Нуруллин И. Исхакыйга йогынты // Казан утлары - 1993. - N 2. - 155 б.

В своем первом рассказе "Счастье в просвещении" (1897) на примере судьбы шакирда Халима Г.Исхаки высказал мысль, уходящую корнями в древнетатарскую литературу (например, в произведении Ю.Баласагуни "Кутадгу белек" ("Знание, приносящие пользу") о том, что стремление к знаниям, просвещению - залог счастья в будущем. Так как в те годы татарской периодической печати еще не было, свое отношение к событиям, происходящим в стране, свои мысли Г.Исхаки доносил народу устами героев художественных произведений. Поэтому рассказу "Счастье в просвещении" свойственен публицистический дух. То, что Халим выступает в защиту знаний, новометодного обучения, уже, дает нам понять, что за этим образом стоит сам автор.

Язык вышерассмотренного произведения пестрит арабизмами и персизмами, богат на сложные обороты. Рассказ Г.Исхаки содержит в себе элементы драматического жанра: он представляет собой сочетание диалогической и монологической речи.

Свою литературную деятельность Г.Исхаки начал с освещения проблемы освобождения женщин, и эта тема проходит красной нитью через все его творчество. Она является одной из актуальных не только для татарской просветительской литературе, но и для турецкой и всей тюркской литературы вообще. Как верно заметил Дж. Валиди, на примере судьбы Камэр из повести "Девушка, шьющая тюбетейки" Г.Исхаки раскрыл все язвы буржуазного общества. Распутство, проституция, равнодушие к судьбе ближнего, получившие широкое распространение в обществе той эпохи, в повести показаны как факторы, ведущие нацию к гибели. Главная особенность творчества Г.Исхаки - это публицистичность и психологизм, что хорошо видно уже в его первой повести. Изображая несчастную жизнь Камэр, разочаровавшейся во всем и отвергнутой всеми, автор не жалеет черных красок. В то же время он сочувствует Камэр, переживает за свою героиню.

Г.Исхаки, будучи просветителем, возвеличивает знания и возлагает на литературу воспитательную функцию. То, что его герои сбились с истинного пути, писатель также объясняет двумя факторами: неправильным воспитанием и необразованностью. В романе "Сын бая", через трагическую судьбу "плода неправильного воспитания" Карима Г.Исхаки показал, что эти факторы приводят к гибели не только одного героя, но и всей семьи, а значит, и нации. Будущее своего народа, автор хочет видеть в людях

терпеливых, умных, как Бадрия, и образованных, старательных, как Рифгат. Их образ жизни, воспитание преподносятся как пример в назидание другим. Этот роман Г.Исхаки созвучен драме Г.Камала "Несчастный парень" в татарской литературе и произведению Н.Кемаля "Приключения Али бея" в турецкой. Г.Камал также объясняет трагедию сына бая тем, что он не получил надлежащего воспитания в семье. Н.Кемаль же призывает молодое поколение не растрачивать жизнь на пагубные страсти, быть морально чистыми и гуманными, хранить семейный уют и стремиться к просвещению, знаниям.

На начальном этапе творчества Г.Исхаки стоит на позиции джадидистов той эпохи. В своих произведениях он проводит мысль о том, что отсталое общество, существующие порядки возможно исправить только путем рационализма, обновления системы образования. Подвергая критике пороки, широко распространенные в тогдашней жизни татар, Г.Исхаки создает образы идеальных героев. В произведениях писателя преобладают присущие той эпохе дидактизм, агитационно-публицистический дух, однако, серьезное внимание обращается и на внешность, душевные переживания и раздумья героев.

Ранние произведения Г.Исхаки - это плоды первого литературного опыта и в них еще не сформировался творческий метод писателя. Он находится в поиске своего стиля.

В первом параграфе второй главы уделяется внимание и на язык произведений Г.Исхаки. В "споре о языке", организованном на страницах газеты "Нур" ("Луч") под рубрикой "На каком языке нам писать?", Г.Исхаки рассматривает литературный, (рык в единстве с р»азговорным, народным и уже в первых своих произведениях опирается на последний. Усвоив все особенности нар<^1ого языка, он удачно использует фразеологизмы, пословицы и поговорки, широко распространенные в народе. Наряду со словами, ставшими нормой литературного языка, автор обращается и к разговорной речи, к диалектизмам (например, кели, сач, йер, йимеш), использует и слова арабского и персидского происхождения, свойственные только для письменного языка (гайне, гайре, гарыз).

Как известно, временные формы глагола в конце XIX века не были окончательно выяснены. Так, и у Г.Исхаки в ранних произведениях глагол употребляется в двух временных формах. Например, глаголы "барыр", "килер" используются как глаголы настоящего и глаголы будущего времени.

Свою мысль Г.Исхаки доносит до читателя четко, вполне понятно. Его произведения Дж.Валиди назвал "стихотворениями в прозе". Наряду с этим в языке Г.Исхаки есть и явные недостатки. Как пишет Г.Сагди, "автор часто портит созвучие стиля неуместными повторениями, вспомогательными глаголами "иде", "торган" и окончанием "ганга".1

Невнимание Г.Исхаки к языковым неточностям и недостаткам в ранних произведениях объясняется тем, что он использовал литературу как средство для донесения своих мыслей.

Второй параграф называется "Первые шаги в драматургии".

Для разоблачения безнравственности, фанатизма и безграмотности Г.Исхаки начинает использовать и жанры драмы. Первые драматические произведения написаны в духе просветительства. Речь идет о драме "Жизнь с тремя женами" (1900), где центральной проблемой ставится женский вопрос, и комедии "Двое влюбленных" (1902). По сравнению с первыми татарскими пьесами эти произведения Г.Исхаки выигрывают своей образной системой и жизненностью материала. Известный литературовед А.Ахмадуллин пишет: "Действия в пьесах происходят по законам драматургии. Диалоги и монологи довольно гармоничны и зачастую совпадают с характерами персонажей".2

В драме "Жизнь с тремя женами" Г.Исхаки показал плачевные результаты многоженства, явления пусть и не характерного для татарского общества, но встречающегося. Для того, чтобы трижды женившийся и превративший свою семейную жизнь в сущий ад бай Карим сам понял свою ошибку и раскаялся в совершенных грехах, Г.Исхаки использует удачный ход: распутничая, Карим неизлечимо заболевает, тратит кучу денег, чтобы скрыть "неприглядные дела свои". Затем вторая жена Марьям доводит его до банкротства и в конце он просит прощение у своей первой жены - умной и терпеливой Асмы. Судьба Сорур, третьей жены Карима - яркий пример отношения к женщине в татарской среде той эпохи.

Важное место в драме отведено и образу Ризы, который осмысливается как антипод Карима. Идеальный образ Ризы доводит до читателя важные мысли и размышления Г.Исхаки о правах женщины в обществе, об образованности, единоженстве и нравственности.

1 Сэгьди Г. Назв. работа. - 137 б.

2 бхмэдуллин А. Г.Исхакый Ьем татар драматургиясе // Мирас. - 1995. - N 12. - 57 б.

В драме "Жизнь с тремя женами" не просто читается мораль. Очевидно и то, что поступки и деяния героев объясняются уже и социальными условиями жизни. Эта пьеса примечательна еще тем, что на ее основе был поставлен официальный национальный спектакль.

Другое свое сценическое произведение "Двое влюбленных" Г.Исхаки сам назвал комедией, хотя в нем нет сколько-нибудь заметного комедийного эффекта. Профессор Р.Ганиева определяет жанр произведения как сентиментальную драму.1 А.Ахмадуллин считает, что пьеса близка к мелодраме.2

Материал для комедии "Двое влюбленных" взят Г.Исхаки из жизни татарских баев и мещан. Ее конфликт зиждется па борьбе старого и нового, т.е. на противостоянии Рахматуллы бая и его сына Каюма. Его главные герои уже не делятся, как у просветителей, только на положительных и отрицательных, а обладают сложными и противоречивыми характерами. Например, если вначале Каюм представляется как "образованный, мыслящий, европеизированный (посещает театр, библиотеки) тип сына бая", то в ходе сюжета выявляются такие свойства его характера, как непостоянство, неискренность. Г.Исхаки здесь выступает в защиту чистой, возвышенной любви и желает отгородить молодежь от обмана и пороков.

Третья глава называется "Развитие творчества Г.Исхаки по пути реализма" и состоит из двух параграфов.

В начале первого параграфа "Судьба нации. История и историзм" рассматривается влияние русской и мировой литературы на формирование мировоззрения и литературного творчества Г.Исхаки.

Общеизвестно влияние русской литературы на татарскую в начале XX века. Наряду с успешным освоением богатых традиций русской литературы, татарские писатели посредством ее познакомились с западной литературой.- Это проявлялось и в содержании, и в форме их творчества; Правда; освоение опыта русской литературы порой принимало форму подражания.'' Особенно заметно было влияние на татарских писателей таких реалистов, как Н.Гоголь, И.Тургенев, Л.Толстой, А.Островский, А.Чехов.

В результате получения в Татарской учительской шкбле светских знаний, в том числе и по русской литературе, молодой Исхаки уже в ранние произведения, написанные до революции

1 Ганиева Р. Исхакый ижаты (Махсус программа) // Мирас. - 1998. - №5. - 66 б.

2 Эхмэдуллин А. Назв .статья - 57 б.

1905 года, вносит элементы реализма. Здесь определенную роль, очевидно, сыграло и то обстоятельство, что он занимался переводами из русской литературы. Например, в 1900 году перевел на татарский язык "Капитанскую дочку" А.Пушкина и "Старосветских помещиков" Н.Гоголя.

Влияние русской литературы, особенно произведений Н.Гоголя, на творчество Г.Исхаки заметно в таких его рассказах, как "Галоши", "Счастье башкира" , "Долгожданная невеста". По мнению исследователей, "воспользовавшись лишь общими принципами Гоголя", он создал "глубоко национальные произведения",1 отражающие все тонкости татарской жизни. Определенное влияние на творчество писателя оказали И.Тургенев, Л.Толстой, Ги де Мопассан, Кнут Гамсун, Оскар Уайльд.

Посещение тайных революционных кружков и знакомство с разными политическими течениями и партиями в годы учебы в Татарской учительской школе, а также пробуждение национального самосознания татар в начале XX века, усиление национально-освободительного движения среди них повлекли за собой изменения в идейно-эстетических воззрениях Исхаки. В результате создается знаменитое "Ике йез елдан соц инкыйраз " ("Исчезновение через двести лет"), в котором автор сумел показать себя весьма разносторонне: как философ, политик и историк. Сосредоточившись на проблеме "быть или не быть татарской нации на земле", Г.Исхаки "бьет в набат", стараясь вывести татар из длительного полусонного состояния и заставить их трезво посмотреть на реальное положение вещей в татарском мире.

"Исчезновение через двести лет" вызвало в свое время разные мнения и суждения относительно его жанра: Сам Исхаки назвал свое произведение фантастическим рассказом. Профессор Г.Сагди определил его как сентиментальное произведение, пламенную проповедь автора. По мнению Г.Губайдуллина, "Исчезновение через двести лет" - общественный роман. Современные литературоведы определяют жанр произведения тоже по-разному - то как публицистико-фантастическую повесть (И.Нуруллин), то как антиутопию просветительства (Р.Ганиева). М.Сахапов в своей монографии "Исхаки и татарская литература XX века" пишет, что "Исчезновение через двести лет" по форме близко к жанру фантастической повести, а по содержанию - жанру реалистической литературы, основанной на критическом реализме".2

1 Нуруллин И. Назв.статья. - 156 б.

2 Сэхапов Э. Исхакый Ьвм XX гасыр татар вдэбияты - Казан: Татар "Мирас" китал нвшрияты. - 1997. - 89 б.

Г.Губайдуллин указывал еще на то, что Г.Исхаки написал это свое произведение под влиянием романа американского писателя Э.Беллами "Сто лет спустя". В формальном плане кое-какие сходства, конечно, между этими двумя произведениями можно найти. Однако они весьма заметно отличаются друг от друга по проблематике. Если Беллами занят творческим прогнозированием экономического прогресса своей страны через сто лет, то Г.Исхаки поднимает проблему судьбы татарской нации. Он предсказывает, что если нация и впредь будет так беспечна, то через двести лет она совсем исчезнет с лица земли.

Произведения "Мусульмане Дареррахата" И.Гаспринского (1887), "Книга путешествия по Европе" Ф.Карпми (1902) также были написаны в этом духе. Они тоже мечтали познакомить татар с далеко шагнувшей вперед наукой, техникой и культурой стран Европы и желали своему народу в будущем достигнуть уровня тех цивилизованных государств, которые были изображены ими в своих утопиях.

Естественно, эти произведения оказали определенное влияние на Г.Исхаки. Однако, "Исчезновение через двести лет" по идейному смыслу заметно отличается от вышеупомянутых книг. Центральная проблема повести, как уже упоминалось выше - "быть или не быть татарской нации", и именно в этом контексте Г.Исхаки рассматривает настоящее татар: феодальную отсталость и многое другое, что мешает прогрессу нации.

Во вступительной части автор разъясняет цель создания и указывает на пять причин, препятствующих "продвижению вперед" булгар, потомками которых являются татары: первая - реакционно мыслящее духовенство, особенно ишанство, вторая - школы-медресе, которые оно прибрало к своим рукам, и непрактичность знаний, которые в них даются; третья - бедность людей, готовых посвятить себя служению народу; четвертая - нежелание обучаться в русских школах; пятая - привычка не доводить до конца начатое дело, безрезультатность проделанного.

В основной части повести Г.Исхаки, размышляя относительно прошлого, настоящего и будущего наших предков, доводит до читателя свои раздумья об общественной жизни, о достижениях татар в области культуры, литературы и искусства.

Г.Исхаки, будучи сторонником просветительских идей, главную причину исчезновения в XXI веке татар как нации видит в разложении морали, в неправильном толковании религиозными деятелями основ исламской религии и считает, что, будь передан

точный смысл даже только одной сотой части той важности, которая вложена в Коран, татарская нация не оказалась бы в таком плачевном положении. И в том, что школы-медресе превращены в средоточие безнравственности, Г.Исхаки обвиняет ишанов, мулл и религиозных деятелей.

Размышляя о причинах, отрицательно сказавшихся на развитии нации, автор называет такие негативные явления татарской жизни, как массовая эмиграция в Турцию, отчуждение татарских мурз от своего народа, недостаток воспитания и образованности среди женщин, угасание торговли, потеря значения национальной литературы, музыки и изобразительного искусства в духовной жизни татар и целый ряд других духовно-нравственных причин.

Г.Исхаки, стоявший на позициях джадидизма, видит пути выхода татарской нации из создавшегося положения прежде всего в преподавании светских наук в школах-медресе, обучении в русских профессиональных школах и университетах, укреплении основ экономики. И еще: татары должны брать пример с наций, шагнувших далеко вперед.

Автор часто называет в своем произведении имена исторических личностей. Он склоняет голову перед деятельностью просветителей, положивших начало возрожденческому движению в общественной жизни татар конца XIX1 века: И.Гаспринским, К.Насыри, Ш.Марджани. Образ главного героя произведения Ягафара - живое воплощение булгарского хана, первым принявшего в Булгарском государстве ислам. В литературном образе Сююмбике также нетрудно" угадать царицу Казанского ханства. Будучи конкретно литературными героями повести, они символизируют образы трагической судьбы народа.

То, что Г.Исхаки в своем Произведении "Исчезновение через двести лет" называет казанских татар булгарами, вызвало разногласия в ученой среде. Например, Г.Сагди за такие определения, как "булгарская нация", "юноша-булгарин", "девушка-булгарка", обвиняет автора в тюркизме и отмечает впоследствии, что Г.Исхакй в последних произведениях все же вернулся к своей исконно-татарской сути. Возможно, называя казанских татар булгарамй, Исхаки хотел таким образом отгородить их от монголо-татар. На эту мысль есть намек и в трудах Г.Губайдуллина. ""'! '*"г

В 1903 году в результате просмотра цензором многие места из произведения "Исчезновение через двести лет" были изъяты,

что породило недоумение читателей. Статья профессора М.Усманова, написанная после долгих поисков в архиве Санкт-Петербурга, внесла ясность с сокращениями цензора. Как пишет ученый, последний хотел только смягчить столь суровые предупреждения Г.Исхаки своему народу. Цензор не хотел, чтобы народ узнал таких личностей, желающих пробудить свою нацию от векового сна, как И.Гаспринский. Также вычеркнуты былите места, где упоминались газеты, "вышедшие" в татарской среде и описывалось плачевное состояние школ-медресе. Несмотря на то, что Г.Исхаки в своем произведении немного идеализирует жизненный уклад и деяния русских, части текста, затронувшие русско-булгарские взаимоотношения, также были вычеркнуты безжалостной рукой цензора.

Публикация "Исчезновения через двести лет" вызвала широкие волнения общественности. Это произведение было высоко оценено в печати такими литературоведами начала XX века, как Н.Худжаши, Г.Губайдуллин, Г.Ибрагимов, Дж.Валиди, Г.Сагди, Н.Гасри, Ф.Амирхан, Г.Тукай, С.Рамиев и другие. Важное место в истории татарского народа вообще и в творчестве Г.Исхаки в частности отводят данному произведению и современные литературоведы Н.Нуруллин, М.Усманов, Ф.Мусин, Р.Ганиева, Я.Абдуллин, М.Закиев, Х.Махмутов, А.Сахапов, Ф.Галимуллин.

Тема и проблемы, поднятые Г.Исхаки в повести "Исчезновение через двести лет" вот уже многие годы остаются актуальными для татарской литературы и татарского общества в целом.

Второй, параграф третьей главы называется "Проблема свободы личности".

В литературе начала XX века усиливается изображение окружающей героя среды, трагедия человека объясняется уже не только с просветительской точки зрения, то есть нехваткой воспитания и образования, а общим отрицательным влиянием на него капиталистического общества. Поэтому тенденции просветительства, критического реализма и романтизма в татарской литературе часто сосуществуют. ■ ■...■'..•

С точки зрения данной тенденции могут быть рассмотрены два произведения Г.Исхаки, созданные в рассматриваемый нами период: это повесть "Встреча, или Гульгизар" и роман "Нищенка". Несмотря на то, что в центре данных произведений ставится проблема свободы личности, освобождения женщины, в разрешении этой проблемы мы видим сочетание разных

художественных методов.

В повести "Встреча, или Гульгизар" (1902), довольно свободной от назиданий, повествуется о горькой судьбе двух молодых людей, об их протесте против патриархальных порядков, господствующих в обществе, о желании самим решать свою судьбу. Профессор Р.Ганиева историю и философию романтической любви, изображенной в данном произведении, рассматривает в более широком плане, в контексте традиций восточной и западной литератур.

Главные герои изображаются автором в лучших традициях просветительства. Шакирд Габдулла, получивший образование сначала в медресе, затем в русской школе, в восторге от русских писателей и считает, что именно их произведения положительно воздействуют на характер человека. Он мечтает стать учителем, чтобы просвещать народ. Гульгизар же - одна из многих татарских девушек, вынужденная выйти замуж за человека, которого ни разу не видела. Несмотря на то, что она получила образование на русском языке, ее взгляды еще довольно ограничены. Гульгизар смирилась с тем, что ей придется создать семью без любви. Она во всем положилась на судьбу.

Автор, не конкретизируя, в трагедии личности обвиняет существующие в обществе порядки. Для этого он вводит образ "читающих намаз татар", который является символом патриархальности и регресса. Как заметил Г.Халит, живое воплощение "черной силы" или жестокой судьбы, получившего глубокий символический смысл в татарской литературе начала XX века, часто раскрывается в единстве с образом женщины1 . Изображение женского образа в условно-романтическом и символическом плане получило свое развитие в прозе 10-х годов, особенно в творчестве Г.Ибрагимова, Ф.Амирхана,: М.Гафури и Ш.Камала. с .

В образе Габдуллы в повести "Встреча, или Гульгизар" находит отражение психологизм. Молодые, несмотря на то, что решили строить свою жизнь по своему предусмотрению, не могут скинуть ига патриархального татарского уклада. От крушения любви в столкновении с реальной действительностью особенно страдает Габдулла (повествование идет от его лица). Это его духовная драма. Габдулла, считавший себя материалистом, вначале не желает смириться с философией жизни Гульгизар. Однако в

1 Халит Г. Татар вдабияты тарихы. Т.З. - Казан: Тат. кит. нашр., 1986. - 278 б.

конце повести и он приходит к выводу, что на все воля Аллаха, все мы жертвы судьбы. Таким образом,, как заметила Р.Ганиева, "проблема, поднятая в этом ,.,.

произведении, сводится к проблеме судьбы и свободы личности в духе учения Корана".1 I .

В повести важное место занимают; и .элементы романтизма. Например, излишняя сентиментальность героев, стремление их к идиллии, несчастная любовь, и др.

В романе "Нищенка" проблему свободы личности Г.Исхаки рассматривает в тесной взаимосвязи с борьбой за национальный прогресс и национальное освобождение. ;,Мы можем видеть эволюцию взглядов автора по отношению д проблеме свободы женщины. Вознося свою героиню Сагадетг Г.Исхаки создает идеальный образ татарской девушки, способной служить народу. Человеком, оказавшим значительное влияние на духовное развитие Сагадет, в повести является Мансур Аллаяров. В изображении Г.Исхаки образа жизни, желаний и устремлений данного персонажа преобладают просветительские идеи. В восторге Мансура от творчества великих писателей Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, в его любви к турецкой литературе и, более того, в его преданности нации мы видим самого Г.Исхаки. Дж.Валиди об этом пишет так: "Я не могу разъединить образ Мансура от самого Гаяза-эфенди. В этом образе он создал свой портрет. Однако он его слишком идеализировал".2

Кроме просветителя Мансура есть в повести еще образ Габдуллы, который также сыграл непоследнюю роль в указании Сагадет путей выхода из создавшегося положения. Исхаки знакомит читателей с прошлым сына бая Габдуллы, а также с его окружением. Автор делает особый акцент на том,,как абсолютно по-разному воспитаны Сагадет и Габдулла, что об'ьясняетря аде разным социальным происхождением.

То, что на создание романа Г.Исхаки "Нищенка" .сильное влияние оказал роман Л.Толстого "Воскресение", было замечено Дж.Валиди, Г.Сагди, И.Нуруллиным, О.Кадыровым. В чем же главная особенность произведения Толстого? Важный мотив творчества писателя - стремление личности к духовному совершенству. Через духовное обновление человека Л.Толстой хотел перестроить русское общество. Поэтому его герои часто

1 Ганиева Р. Назв. статья. - 67 б.

2 Вэлиди Ж;. Гаяз вфэнде // Мирас. - 1966. - N 7-8. - 73 б.

оказываются перед испытаниями и резкими переменами. У Л.Толстого обновление, подвижность психики и души человека -главный показатель твердости духа и жизнеспособности.

Г.йсхаки также подвергает своих героев Сагадет и Габдуллу душевным испытаниям. То, что под влиянием Мансура Габдулла испытывает угрызения совести и забирает Сагадет из публичного дома для того, чтобы жениться на ней, не убеждает читателя в верности поступка. Г.Сагди также находит образ Габдуллы неестественным. Условность некоторых явлёний объясняется желанием автора сравнить твердость духа представителей двух противоположных социальных слоев. Однако духовный мир и образ мыслей Габдуллы показаны как-то статично. Так, он считает, что можно отлично прожить и без служения народу. Далее наблюдается "угасание его совести", возвращение'к; ¡прежнему образу мыслей и жизни. Все это - поворот изображаемых в романе событий к реализму.

Внутренний мир Сагадет, борьба ее мыслей, ее Психологическое развитие даны в повеСЯ-й через ее отношение почти к каждому событию. В душе ''Сагадет борются- две противоположности: привычка к старому укладу жизни и стремление к новому. Учеба на курсах гимназии становится для Сагадет как бы, вторым рождением.

Внутренний мир своих героев Г.Исхаки дает во взаимосвязи с окружающей средой, обществом и раскрывает тесную связь психологии человека с действительностью. Портрет персонажей также соответствует их внутреннему миру. Этим произведением Г.Исхаки окончательно утвердил себя как мастер психологического анализа в татарской литературе.

Реалистическое йеро Г.Исхаки берется и за создание реальных картин национальной действительности той поры. Так впечатляюще полно изображает он жизнь бездомных и безземельных татар в гбродскбй казарме. Автор раскрыл во всей неприглядности и такбё явление, как проституция, которая представлена как один из главных факторов, ведущих татарскую нацию к исчезновению. Изображая жалких нищих, писатель делает акцент на то, что в их несчастье повинно общество. Г.Исхаки одним из первых в татарской литературе густыми красками рисует мир униженных, их психолоТикк Это одно из главных и важных свойств его творческого стиля.

Высоко оценили роман "Нищенка" в истории татарской литературы начала XX века такие ученые-литературоведы, как

Н.Гасри, Дж.Валиди, Г.Сагди, И.Йуруллин, Ф.Мусин, М.Хасалов, Р.Ганиева. .

В заключении следует отметить, что несмотря на различие сюжетных линий, изображаемы* событий, в произведениях "Встреча, или Гудьгизар" и "Нищенка" наблюдается идейное единство. Г.Исхаки видит счастье человека в духовной свободе и служении нации. Эта мысль получает свое развитие и в последующих его произведениях.

В отличие от ранних произведений Г.Исхаки в повести "Встреча, или Гульгизар" и романе "Нищенка" особенно заметны формирование творческого метода писателя и его приобщение к реализму.

В.заключении подведены итоги исследования, отражена роль Г.Исхаки в истории татарской литературы, намечены перспективы дальнейших исследований в этой области.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Reformçu Tukay ve Ishakinin Eserlerinde Millet Kaden Meselesinin Yansimaiari // Türk kültürü. - Ankara. - Mayis,1997. -306-313 S.

2. Мэгърифэтче Тукай Ьэм Г.Исхакый миллат язмышы турында / Тукай Ьэм XX гасыр мэдэнияте - Казан: ТФАнец Г.Ибрагимов исемендэге ТЭСИ, 1997. - 152 - 158 б.

3. Г.Исхакыйньщ "Зиндан" acape турында /Фэн.хезм.ж;ыент./ Гуманитарные науки: проблемы и аспекты изучения. - Казан: ТДГИ, 1997. - 161 - 166 б.,

4. Г.Исхакый миллат язмышы турында /Фэн.хезм.н^ыент./ Гыйльми язмалар - Казан: ТДГИ, 1997. - 30-39 б.

5. XX йез башы татар прозасында мирзалар тормышынын, чагылышы И Мирас. - 1998. - № 3. - 42:'49 б/"

6. Исхакый Ьэм XX йез татар эдабйяты /Фан.хезм.жыент./ Аспекты гуманитарных исследований. - Казан: ТДГИ. - 1998. - 914 б.

7. Г.Исхакый ищатында шэхес иреге проблемасы / Фэн.хезм.жыент./ Гыйльми язмалар. - IV чыгарылыш. - Казан: ТДГИ. - 1998. - 17-28 б.

8. Миллат язмышы турында уйланып... (Гаяз Исхакый ин^аты урнагендэ)/ Татарлар хазерге двньяда - Казан: Фан, 1998. -190 - 195 б.

 

Текст диссертации на тему "Идейно-эстетическое своеобразие творчества Гаяза Исхаки, 1897-1906 гг."

/

ТАТАРСТАН ФЭННЭР АКАДЕМИЯСЕ Г.ИБРАЬИМОВ ИСЕМЕНДЭГЕ ТЕЛ, 6ДЭБИЯТ ЬЭМ

СЭНГАТЬ ИНСТИТУТЫ

Кулъязма хокукында ЯРУЛЛИНА РАМ ИЛ Э ЭСХАДУЛЛА КЫЗЫ

ГАЯЗ ИСХАКЫЙ ИЖ.АТЫНЫК ИДЕЯ-ЭСТЕТИК УЗЕНЧЭЛЕГЕ (1897-1906 еллар)

10.01.02 - Россия Федерациясе халыклары едебияты

Филология фаннере кандидаты дигвн гыйльми дерэж.8 алу очен

ДИССЕРТАЦИЯ

Фэнни ж,итэкчесе:

Филология феннэре докторы, профессор, Татарстан Феннер академиясе академигы

М.Х.ХЭСЭНОВ

Казан - 1998

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

им. Г.ИБРАГИМОВА

На правах рукописи ЯРУЛЛИНА РАМИЛЯ АСХАДУЛЛОВНА

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ГАЯЗА ИСХАКИ (1897-1906 гг.)

10.01.02 -Литература народов Российской Федерации

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Татарстана

М.Х.ХАСАНОВ

Казань-1998

эчтолек

кереш...............................................................................4

i булек. г. исх акыйньщ и^тимагый-сэяси ьэм публицистик эшчонлеге

1.1. Г.Исхакый - сеясэтче..............................................16

1.2. Г.Исхакый - мехеррир Ьбм публицист.....................33

п булек, г.исхакый иж;атыныц формалашу этабы

ПЛ. Г.Исхакыйныц башлангыч чор прозасында идея-эстетик карашларыньщ чагылышы......................................58

II.2. Драматургиядэ беренче адымнар............................82

iii булек. г.исхакый и^атыньщ реализм юлыннан усеше

III. 1. Миллат язмышы. Тарих Кем тарихилык...............100

III.2. Шэхес иреге проблемасы....................................135

ЙОМГАК..........................................................................155

библиография.............................................................163

КЕРЕШ

Октябрь революциясен, болыпевиклар идеологиясен кабул итэ алмаган бик куп атаклы шэхеелэрнен, кайберлэре, Ватаннарын калдырып, чит иллергэ китэргэ мещбур була. Туган иллэрендэ калучыларныц кубесе термелэрдэ, сергеннврдв юкка чыгарыла. Тоталитар режим тарафыннан алар 70 ел буена хаксыз рэвештэ "халык дошманы" булып кала, эдэбият, сэнгать мэйданыннан, рухи тормыштан алып ташлана. Тик сискэненче елларда башланган сэяси-рухи узгэреш, местэкыйльлек вчен керэш нэтищэсендэ гене тарихыбызныц ачарга ярамаган сэхифэлэре ачыла баш лады. Эдэбиятта уткэннэргэ яцача караш, рухи байлыкларны яцадан бэялэу процессы башланды. Милли мираска бэя биргэндв ясалган гаделсезлеклэр, хаталар тезэтелэ, тарихи шэхеслэрнец, язучыларныц, сэнгать иялэренец урыны, роле ачыклана. Татар эдэбиятыныц уткон юлына яцача караш формалаша.

Соцгы елларда исемнэре Ьом ищатлары туган иленэ, уз халкына эйлэнеп кайткан зыялылар арасында Гаяз Исхакый аеруча меЬим урын алып тора. Торек-татар халкы азатлыгы, матур тормышы Ьэм социаль тигезлеге очен гомеренец алтмыш елын багышлаган бу олуг шехес татар тарихында тирэн эз калдырган. Патша хекумэте тарафыннан даими эзэрлеклэулэргэ дучар булган, куп тапкыр термэлэргэ ябылган, сергеннэргэ серелгэн Г.Исхакый - узенец кыйбласына, иманына тугры булып калган беек зат. Аныц яшэу принцибы - татар халкына хезмэт иту. Исхакыйныц миллэт язмышы очен керэше язучы, мехэррир 1юм сэясэтче буларак эшчэнлегендэ теп максат булып кала.

Г.Исхакый - татар вакытлы матбугатына нигез салучыларныц берсе. Ул - "Терекъкый", "Херрият", "Тан, йолдызы", "Тавыш", "Тац мол^мугасы", "Ил", "Суз", "Маяк", "Милли байрак" кебек газеталарньщ оештыручысы 1гэм ж;итекчесе, аларда басылган купсанлы ищтимагый-сеяси мэкалелер авторы. Мехэррир аларда Ид ел-Урал халыкларыныц азатлыгын, аларньщ Европа цивилизациясе дерещесене кутэрелу идеялерен яклый. Аньщ бу фикерлере бугенге кен терки халыкларнын,, шул исептен татар миллетенец омтылышларына аваздаш булуы белен аеруча еИемиятле.

Г.Исхакыйныц шокерте, куренекле ж,емегать эшлеклесе Гали Акыш билгелеп уткенче, "Гаяз Исхакый едип буларак 45 хикея, роман Ием сехне эсере белен Казан татар лары едебияты тарихыньщ алтын чорын барлыкка китеручелэрнец беренчелереннен" [104, 153]* . XX йез башында едипнец иж;аты Г.Тукай, Г.ИбраИимов, Ф.Омирханнар йолдызлыгы белен иц югары биеклекте тора. Аныц ищатын уз заманында тирен тикшерген едебият белгече Ж,.Велиди "бу исем хезер Ъжч шебЬэсез татар едебияты, татар поэзиясенец меркезенде тора" дип язган иде [130,69]. Г.Исхакый ия^атынын, теп узенчелеген Йосыф Акчура 1906 елда ук болай билгели: "...Миллэттэшлэрем арасында ике чын едип ящтеше, берсе сизгер, ялкынлы, ми л лет ечен тырышучы, идеалист Ьэм романтик Гаяз, икенчесе нервный, тешлеучен, миллетне чеметеп сея торган рационалист Ием реалист Фатыйх" [101,26].

Г.Исхакыйнын, терле шартларда ин^ат ителген "Кэлепушче кыз", "Ике йез елдан соц инкыйраз", "Теленче кызы", "Мулла бабай", "Зелейха", "Остазбикэ", "Тормышмы бу?", "Сеннэтче

* Беренче сан диссертация ахырында бирелгвн вдвбият исемлегенен, тэртип номерын, икенчесе китерелгэн еземтэнен, бит санын ацлата.

бабай", "Коз", "Дулкын эченде", "Олуг Мехеммед", "Ойге таба" кебек милли рух Иэм халыкчанлык белен сугарылган проза Ьэм драма осврлоре татар эдебиятында билгеле бер урын алып торалар. Терле жанр да язылган бу есэрлврнец узвгенв миллет язмышы месье лесен куеп, ул елеге проблеманы тврле яссылыкта яктыра. Миллвтенец "авыруларын", аянычлы деЬшетле якларын ачып биру белен берге, халкын инкыйразга илтуче куренешлерне, себеплерне heM аннан котылу чараларын да курсете. Г.Исхакыйньщ "Ике йез елдан соц инкыйраз" повестенда кутерелген темалар ниче ел инде татар эдебияты очен ейдеуче юнелеш кеч булып тора.

Г.Исхакый - XX йез татар едебиятынын, ейдоп баручы фигураларньщ берсе. Аныд ищаты шул чор вдэбиятынын, теп юнелешен билгели. Эдип мирасын ейрену - бу шохеснец эшчонлегено бея биру гене тугел, белки агымдагы гасыр эдэбиятыныц концептуаль мбсьэлэлэрен яктыру ©чен бай материал да. Исхакый иж;аты татар эдобиятын милли бдэбият итеп карау месьелесен алгы планга чыгаруны сорый, милли едебиятта метод, стиль, жанр месьелелерен фенни яктыртырга мемкинлек бире. Шулай ук татар вдэбиятынын, день я эдвбиятында тоткан урынын, гомуми кыйммэтен ачарга бай материал булып тора. Олуг затнын, мирасын кайтару Ием ейрену шундый зур месьелелерне ачуга шартлар тудыра. Теманыц _айренелдар-вщэсе. Октябрь революциясенв кадэр миллэт, халык бэхете ечен янып йеруче Г.Исхакый турында XX йез башы Ьем соцгы еллардагы матбугатта байтак фикерлэр эйтелгэн. Анын, эдэби эшчэнлегенэ кагылышы беренче мэгълуматлар, "Колэпушче кыз" повеете басылып чыккач, шул чорда нешер ителген берденбер терки газета

"Теря^еман"да 1900 елда курене башлый. Матбугатта тормыш юлына Ьэм ищатына бея биру, нигезде, 1905 елдан соцгы деверге карый. Замандашлары едипнец талантын, бай ищатын югары беялэп, л^ылы сузлер ейтеп калдырганнар. Меселен, Г.ИбраИимов "Эдебият мейданында хезер иц шеукетле ве беек урында карт реалист Гаяз ефенде тора. Бу мехтерэм зат татар едебиятында баш лап реализмны кертуче иде. Эле Иаман да аныц меукыйгсы (урыны) ялгыз дерэ}цеде диярлек" дип яза узенец 1910 елда басылган мэкалэсендэ [132,3]. Ш.Эхмэдиев исе: "Гаяз ефенде деньяга чыгу белен татар едебиятыныц агышы икенчеге борылды. Ул татар едебиятына яда мензаре бирде",-ди [253,2]. Шулай ук Н.Ашмарин, С.Ремиев 1юм Ш.Хесеенов, Г.Гобейдуллин, Н.Гасрый, Л^.Вэлиди, Ш.Мехеммедов, Ф.Туктаров, В.А.Гордлевский мекалелере де едипнен, тормыш юлын Ьем кицкырлы эшченлеген ейренгенде Ием аны тулырак кузаллауда билгеле дере>цеде нигез булып торалар.

Г.Исхакый эмиграцияге киткеч, аныц иж,аты хакында язу егерменче елларныц беренче яртысында да девам итэ эле. Галим 1т.ем тэнкыйтьче Л^.Велидинец рус те ленде басылган "Очерк истории образованности и литературы волжских татар" (1923) диген хезметенде автор аца ищтимагый-сеяси эшлекле, матбагачы, керешче Ием едип буларак югары бея бирэ 11ем аныц исемен яца татар беллетристикасында беренче урынга куя. Эдипнец башлангыч чор иж;атына мегълум Октябрь кутерелешеннен соц шулай ук профессор Г.Сегъди "Татар едебияты тарихы" (1926) диген китабында анализ ясый. Анда яшь Г.Исхакыйныц хелфэлек эшченлеген, щедитчелек херэкете идеологы булуын курсетуден тыш, едипнец едеби есерлэрене де тулы 1юм эзлекле кузету ясала. Дерес, месьелеге сыйнфый

ноктадан якын килу булса да, хезмэттэ язучы есерлеренен татар эдебиятында тоткан меИим урыны билгелеп утеле.

Г.Исхакый турында ватандашлары гына тугел, в едипне белген, аныц белен аралашкан кешелэр до узлэренен хатирелерен язалар. Теркияде Мирза Эреле, Лебиб Каран, Сеи,п Шамил, Садри Максуди, Ьидаят Яшин, Алманиядэн Гали Акыш, МинЬаж, Исмегыйли язмалары аныц туган илендэге эшченлеге турындагы истелеклерге таянып язылганнар. Совет чорында Г.Исхакый хакында Ватанында суз кузгатырга ярамаса да, бу мехтерем затньщ исеме чит иллерде яцгыравын девам ите. 1978 елда Теркияде киц ^емегатьчелек тарафыннан татар сояси эмигрант лары, галимнер, язучы лар оештыруында едипнец тууына 100 еллык юбилее уткерелэ. Шул уцай белен анын, тормышы Ьем эшченлеге турында торек теленде зур ж;ыентык басылып чыга. Китапта каЬарман кврешченен биографиясе, аныц турында кырыктан артык терле характердагы эчтэлекле мекалелер урнаштырылган. Анда ян€ едип есерлеренец библиографиясе бирелгэн. Бу - аныц турында хезерге кадер басылып чыккан фенни хезметлернец иц зурысы [272,29].

Демократия киллере утеп керген деверде де Г.Исхакыйныц ищатын халыкка кайтару каршылыксыз гыне бармады. Матбугатта аныц исемен, эшченлеген элеккече кимсетеп, каралтып курсетуне девам итерге тырышулар булугг карамастан, (аеруча К.Фасеев Ьем У.Беляев мекалелере' хакыйкать барыбер уз урынын алды. НиИаять, кечле шаукык булып татар деньясына Г.Исхакый ия^аты, аныц идеялере утег керде. Эдипнец бай мирасын халыкка кайтаруда аеруча едебияп галиме, профессор И.Нуруллин зур эш башкарды. Ул, сеясг эшлекле Ием язучыныц эзлереннен Теркияге барып, ань:

сыендырган икенче Ватанындагы эшчэнлеген до ейрэнде. Шулай ук Г.Исхакыйньщ купсанлы эсэрлэрен бар лап, аларныц библиографиясенец бай картотекасын туп лап калдырган, эдип драматургиясенец сэхнэ тарихын ейрэнеп, иэцатына тепле анализ биргэн Ьэнуз Мэхмутов эшчэнлеге зур игътибарга Иэм ихтирамга лаеклы. Калом иясенец махсус саклау урыннарында, архивларда ябылып яткан эсэрлэре, мвкалэлэре белэн киц катлау укучыларны таныштыруда текстолог Л.Гайнанованьщ хезмэте билгелэнеп утэрго тиеш.

Олуг эдип иж;атыныц терле якларын тикшеругэ эдэбият белгечлэре М.Хэсэнов, Ф.Мусин, М.Госманов, Х.Мицнегулов, Р.Ганиева, Т.Галиуллин, Э.Кэримуллин, А.Эхмэдуллин, Н.Ханзафаров, О.Кадыйров, Ф.Хатыйпов, Ф.Галимуллин, тарихчылардан Р.Эмирханов, И.ТаЬиров, Р.Хэкимов, фэлсэфэче Я.Абдуллин мэгълум елеш керттелэр.

1998 елнын, башында татар ж,эмэгатьчелеге Г.Исхакыйнын, тууына 120 ел ту луга багышланган бэйрэм-юбилейны зур лап билгелэп утте. Бу уцай белэн халыкара фэнни конференция уткэрелде, эдипнец унбиш томлык эсэрлэренец I томы басылып чыкты, кичэлэр, кургэзмэлэр оештырылды. Матбугатта Г.Исхакый иж,атын, аныц кицкырлы эшчэнлеген яктырткан хезмэтлэр, мэкалэлэр басылды. Мэсэлэн, академик М.Хэсэнов узенец "Татар Ренессансыныц беек каИарманы" диг исемлэнгэн мэкалэсендэ Г.Исхакыйны татар деньясындг прозаик, драматург, сэясэтче, тарихчы, публицист буларар меИим урын тоткан олы талант, тарихи шэхес итеп бэяли Аерым алганда, ул болай дип язды: "Милли рамкалар белэь генэ чиклэнмиче, киц тарихи рамкаларда карасац, аныь тормышы Ьэм эшчэнлеге, язмышы русларныц Иван Буниньн Ьэм Владимир Короленкосын, украинлыларныц Владими]

Винниченкосын, езербайждннарныц Эминбек Расулзадэсен хетерлате" [272,30]. Шулай ук профессор Р.Ганиева "Татарныц сеекле улы" диген макаласенде Г.Исхакыйны едип-керашче итеп карап, аньщ ия^атын "шартлы ревеште мегърифетчелек, тацчылык, миллетчелек, моЬазцирлек чорларына булеп ейранерге момкин"- дип билгели [153,4]. Галиме тарафыннан КДУныц татар филологиясе, тарихы Ьам кенчыгыш телларе факультеты студент лары очен Г.Исхакый асарлерен л^ентеклеп тикшергэн "Исхакый ищаты" исемле махсус курс программасы басылды.

Г.Исхакыйнын, тормыш юлын Иам ищатын колачлаган беренче монографик хезмэтлэр до донья курде. Эдип иж;атын

О О

халыкка каитаруга зур коч куиган галимнернец берсе,

адабиятчы Ф.Мусин "Гаяз Исхакый" диган китабында олуг

шехеснец иждтын тулы бетенлеге белен тикшера, язучынын,

туган илендеге Ием меИаж;ирлектеге кицкырлы едеби

и

эшченлеген миллилек, тарихлык принципларыннан ©ирене. Аныц алеге месьалаге кагышлы матбугатта басылган мэкалелере эдип ищатын хезерге заман талеплере нигезенде анализлауга багышланган.

Г.Исхакыйны едабиятчы буларак аньщ бу елкедеге хезматларен ©йрэну юнелешенда Э.Сахаповныц "Исхакый ищаты", "Исхакый Иам XX гасыр татар едэбияты" дигаь монографияларе донья курде. Аларда Исхакый иж;аты Ьэ]у аныц турында бай библиографик магълумат китерела, едипнек ил^ади эшченлеге, нигездэ, инкыйраздан коткару моделе буенч? тикшереле, есерлеренде милли яцарыш проблемасыныь ч:агылышы 1гем аныц XX гасыр татар едебияты беле! бейленеше карала.

Матбугатта шулай ук эдипнец аерым асарлерен едеб!

яссылыктан тикшеругэ багышланган (Г.Мехэммэтвалиеваныд "Кэлэпушче кыз" повестей да хатын-кыз язмышы", "Ике йез елдан сод инкыйраз" повестеныц Г.Исхакый ищатындагы урыны Иэм роле", А.Кэримованыд "Тормышмы бу?" романында мэхэббэт", Ф.Габидуллинаныд "Тормышмы бу?" романыныд жанр узенчэлеге" исемле мэкалэлэре), аларныд тел узенчалекларен ойрануга кагылышлы (В.Хаков "Исхакый Ьэм XX гасыр башы татар адэби теле", И.Бэширова "XIX гасыр ахыры - XX йоз башы татар адэби теле Иэм Г.Исхакый"), Г.Исхакыйныд болгар-татар атамасына монэсэбэте турында (М.Зэкиев "Одипнед этногенетик карашлары") язмалар басылды.

Г.Исхакый мэйданга татар доньясында щадитчелек харэкэте кочэйгэн чорда ил^тимагый-сэяси эшлекле буларак чыга. Бу тарихи куренешнед асылын тикшерудэ галимнэр Г.Ибракимов, М.Гайнуллин, Г.Халит, Я.Абдуллин хезмэтлэре меЬим чыганакларныд берсе булып тора.

Г.Исхакыйныд деньяга караты формалашуда Ьэм сэяси эшлекле булып китуендэ Казан Татар укытучылар мэктэбе эЬэмиятле роль уйный. Элеге уку йортыныд татарлар арасында прогрессив фикер тарату учагы булуы хакында В.Горохов, Х.Хэкимов, Р.Омирханов, Ш.Сафин мэкалэлэрендэ билгеле дэрэж;эдэ яктыртылган.

Без тикшерэ торган чорда Г.Исхакыйныд публицистик Иэм мехэррирлек эшчэнлеге аерым бер тармак тэшкил ита. Тарихчы Иэм XX гасыр башы вакытлы матбугаты белгече Р.Эмирханов узенед мэкалэсендэ эдипнед татар матбугатындагы эшчэнлегена гомуми кузэту ясый. Г.Исхакый нэшер иткэн Ьэм эшлэгэн газета-журналларны ачыклый, андагы мэкалэлэр белэн таныштыра. Шулай ук эдэбиятчы Ф.ИбраИимованыд

ИСХАКЫИ

газетасы" дигэн мэкалэсендэ "Тан, йолдызы" газетасыныц юнэлеше, мэкалэлэр тематикасы тикшерелэ. Татар матбугаты тарихыннан бетенлей тешерелеп калдырылган "Херрият" исемле кулъязма газета хакында И.Низамов тулы мэгълумат бируче галимнэрнец берсе.

Г.Исхакый исеме халыкка ейлэнеп кайту - гади бер куренеш кенэ тугел, э татар халкы тарихын яцадан язу, куп шахеслэргэ, тарихи вакыйгаларга объектив бэя биру, чорларны бэйлэу дигэн суз. Олуг шэхеснец бай мирасы мода кадэр галимнэребез тарафыннан тврле яклап, гомуми планда вйрэнелде.

Аерым чараларга булеп, меЬим проблемалар куеп ейрэнудэ икенче этап башлана. Безнен, фэнни хезмэтебезне яца этапка керуче беренче адымнардан дип карарга мемкин. Диссертацияде без олуг затньщ 1897-1906 еллар аралыгында уньеллык эдэби, сеяси Ьэм публицистик эшчэнлеген монографик планда тэфсиллэбрэк анализлауга алындык. Шул нигездэ бу чорныц Исхакыйныц бвтен эшчэнлеге тарихындагы урынын Ьвм шул вакытта татар иж,тимагый-мэдэни усешендэ тоткан ролен ачыкла .уны максат итеп куйдык. Бу максатка ирешу ечен хезмэттэ тубэндэге бурычлар куела:

1. Г.Исхакыйныц 1897 елдан 1906 елга кадэрге тормыш Ьэм иж,ат юлын тикшеру,

2. XIX гасыр ахыры - XX гасыр башы татар эдэбияты Ьем ищтимагый хэрэкэте белэн бэйлэнешен ачыклау,

3. идея-эстетик карашларын анализлау,

4. иж,ат эволюциясе юлын курсэту,

5. Эдип ищатыньщ татар эдэбияты тарихындагы урынын Ьэм эЬэмиятен билгелэу.

Шушы проблемаларны хел иту ©чен тикшерунед материалы

итеп Г.Исхакыйныц 1897-1906 еллардагы эдвби, сэяси Ъэм публицистик эшчэнлеге тора. Анализ очен шул чорда язылып, бугенге кенгэ кадвр сакланып калган барлык эдэби эсэрлэре, матбугаттагы эшчэнлеге Ьэм мэкалэлэре алынды. Тикшерену вакытында шулай ук татар, терек Иэм торки эдэбиятларда мэгърифэтчелек хэрэкэте турында, татар тормышына л^эдитчелекнед йогынтысы хакында язылган

материалларга меращагать ителде. XIX й©з ахыры - XX йез башы татар адабияты haM вакытлы матбугаты, магариф тарихы, яда гасыр башы иж;тимагый-саяси мехитка кузэту ясады.

Хезматнец фанни-гамали кыйммате: диссертацияда Г.Исхакыйныц башлангыч чор иждтыныц идея-эстетик асылы, аньщ татар адабиятында тоткан урыны билгелана. Болар диссертация материалын югары уку йортларыныц татар филологиясе, тарихы, кенчыгыш теллар, журналистика булекларенда, XIX гасыр ахыры - XX гасыр башы татар адебияты тарихы буенча лекцияле�