автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Информативный и тематический аспекты смысловой организации публицистического текста (на материале текста английского эссе)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Информативный и тематический аспекты смысловой организации публицистического текста (на материале текста английского эссе)"
Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет
На правах рукописи
ИЛЬИНОВА Елена Юрьевна
ИНФОРМАТИВНЫЙ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (на материале текста английского эссе)
Специальность 10.02.04 — германские языки
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва — 1991
IV
/
к
Работа выполнена на кафедре стилистики английского я^ыкг. Мяокоюкого ордена Дружбы нвродов государственного лингвистического университета.
Научный руководитель - кандидат филологических наук,
доцент К.Ы.Ш1СХАН0ВА Офшшялмше оппоненты - доктор филологических наук,
профессор О.Л.КАМЕНСКАЯ - кандидат филологических наук, доцент Т.А.КОНСТАНТИНОВА Ведущая организация - Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С.Серафимовича
Защита состоится " ^" Л-^О^С-Х"^ 199^года
в__часов на заседании специализированного совета
К 0C3.I7.0I по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Дружбы народов государственном лингвистическом университете.
Адрес совета: 119800. Москва, ГСП-3, ул.Остоженка, 38. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского ордена Дружбн народов государственного лингвистическо-;о университета.
»/0« 199_£Г.
Автореферат разослан
Ученый секретарь Н.М.Освопщскпя
ст^цяплипщтвшпюго сонета ^ —'
Проблема смысла текста существует в"лингвистике в связи с необходимостью адекватного восприятия и интерпретации текстовой информации. Она рассматривается исследователями различит направлений - коммуникативной лингвистики, прагматики, лингвистяки текста, семантики текста, семиотики, когнитивной науки, компьютерной лингвистики. Реферируемая диссертация выполнена в рамках современных лингвистически теорий - теории функциональных стилей и теории текста. В ней рассматриваются особенности организации информативного и тематического аспектов смысловой организации текста английского эссе, выявляются и систематизируются лиягвостаишс-тическнв особенности текста данной разновидности,
Исследование проводилось на материале текогов эссе английских авторов первой половины XI века по проблемам морали и нравственности, которые готовились для опубликования в-периодической печати, Анализируемый материал составил 600 текстов эсоэ общим объемом около 2000 страниц.
' Дуальность поставленной в работе проблемы сбуо--; ловлена необходимостью разработки новых подходов и ракурсов лингвистических исследований текста, направленных на выявление "его онтологических характеристик. Работа проводилась с учетом динамического подхода к изучении тематического аспекта смысловой организации текста английского эссе, что позволило рассмотреть некоторые важнейшие лингвистические особенности построения этой разновидности текста.
йШ® данной работа является исследование смысловой организации текста английского эссе по проблемам морали и нравственности с точки зрения характера развертывания информативного и тематического аспектов, а такте изучение ~ I -
йзшобшс средств, которые оказывают влияние на иг формирование.
О&цая цель достигается решением следующих конкретных задач:
- определение лиьтвостилистических характеристик текста английского эссе но проблемам морали и нравственности как разновидности публицистики ;
- опиоание тематико-сшсловых отношений между лексическими единицами текста эссе и выявление основных видов тематической организации текста;
- анализ особенностей информативного аспекта текста эссе по проблемам морали и нравственности ;
- рассмотрение логической схемы развертывания информации в тексте эссе ;
- исследование стратегий формирования субъективной оценочное™ текста эссе ;
.- выявление особенностей корреляции информативного и тематического аспектов текста эссе.
Научная новизна работы обусловлена, в первую очередь, выбором объекта исследования: текст английского эссе как разновидность публицистики не был ранее объектом монографического лингвистического анализа. Исследователи обращались к вопросам истории зарождения .английского эссе как жанра / В.И.Березкина, Л.И.Гургова, В.П.Зыкова /, к композиционно-стилевым особенностям эссе отдельного периода Д1.М.Кад-жарова/. Существуют работы, в которых отдельные лингьо-стилистические черты эссе изучались в сравнении с другн-ш жанрами публицистики / Ж.И.Маилиоаева /. Предпринимались попытки рассмотрения ^формативной структуры текста
в диахроническим аспекте на материале эссе /Е.М.Скурко/. В данной работе впервые выявлены и ошгеанн ведущие лингво-сгилистичесоте характеристики текста английского эссе. Кроме того, в ней формулируется представление о смысловой организации текста английского эссе как многослойном образовании, которое создается взаимодействием несколькшс потоков различного рода информации, и выявляются законо-мерностг построения информативной структуры текста эссе. Новым также является анализ специфической роли лексических единиц в формировании тематико-смысловой структуры текста английского эссе, йх влияние на информативную многоплановость текста.
Теоретическая значимость диссертация заключается в том, что проведенное исследование вносит вклад в дальнейшую разработку проблем теории функциональных стилей английского языка и тйпологкп текста, поскольку в нем выявляются и систематизируется данные о специфике смысловой организации английского публицистического текста. Анализ способов реализации ведущих лингвостилистэтеских параметров публицистики в тексте английского эссе позволяет описать стратегию построения смысловоЩ организации текста этой разновидности. Разработанная методика анализа смысловой организации текста через изучение соотношения информативной и тематической структуры может быть применена к текстом других разновидностей, принадлежащих как к публицистическому стилю, тек и к другим функпионачьнкм стилям английского языка.
Рттзеская, ценность работы заключается и том, что спдор.'кадаеся в ней положения, относительно принципов построения текста английского эссе, ясгичвегле схекн разрертивякяя - 3 -
аргументации, а также выявленные стратегии формирования оценочности могут быть использованы в теоретических курсах по стилистике английского языка и лингвистике текста, па занятиях по интерпретации текста. Полученные в результате проведенного исследования данные о специфике информативной структуры текста эссе могут быть использованы яри анализе смысловой организации текстов иных разновидностей. Практический выход работы видится в создании учебно-ыетодического посои'ия по практике английской устной ь письменной речи, нацравленного на обучение студентов навыкай композиции и эффективности построения речи в зависимости от задач и условий коммуникации.
Достоверность полученных результатов обеспечивается объемом языкового материала, а также использованием кошь* неясной методики анализа, вклвдакщей описательно-аналитический метод, предоплат аиций наблюдение лингвистических фактов с последующим анализом и выявлением закономерностей, метод супралинеарного анализа текста, элементы компонентного анализа.
Б работах по лингвостилистике и литературоведению смысл текста традиционно рассматривался - как смысловое содержание. Проводились многочисленные наблюдения, за внутренней формой литературного произведения, изучались смыслы поэтических образов, развивались идеи о наличии эстетической основы организации словесного текста лнтора-- 4 -
турноги произведения, о шгагослойности содержательной стороны текста, о ведущей роли индивидуально- авторского начала в смысловой организации текста /например, п работах А.А.Потебни, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, М.Бахтина, С.Ульмана, Р.Еарта, Р.Якобсона и других/. В современных работах по лингвостилистике смысл текста изучается с точки зрешн его информативности. В них развиваются идеи о папичии интегративных отношений между компонентами текста, о многомерности и целостности организации текстовой информации.
Несмотря на большой интерес исследователей к информативному. аспекту текста, вопрос о характере текстовой информации и сегодня остается открытым. В зависимости от задач исследования информацию, передаваемую с помощью текста, условно подразделяют на два вида и определяют как объективную и субъективную /Г.В.Колшанский, И.В.Арнольд и другие/, кат: смысловую и эстетическую /И.Р.Гальперин, С.Ф.Гоп-. чаренкй"/, как когнитивную и эмоциональную /Р.Якобсон/ и т.д. Понятия смысловой л содержательной информацид разграничиваются слабо, а порой употребляются синонимично. В реферируемой работе предлагается-, следующее разграничение между понятиями смысла и содержания текста. Содержание текста понимается как информация, создакщая в сознании читателя отобра-enra некоторого сегмента реальности или квазиреального мира, и информация об авторском отношении к нему. Смысл текста есть результат интерпретации содер-яавпя текста, информеция, которая возникает непосредственно под воздействием совокупности языковых еди-пчц, я тякяо при участии той .цополнитрльпсЗ лнформрщ-*;,
- 5 -
которая привлекается для понимания текста.
Подобное понимание соотношения понятий содержания и смысла текста позволяет предположить, что смысловая организация текста представляет собой многослойное образованна, в котором концентрируются потока различного рода информации, выраженной эксплицитно и шдлицитно. В зависимости от вида текста смысловая организация имеет определенную специфику, которая задается стилевыми параметрами этой разновидности текста.
Текст английского эссе традиционно относят к текстам публицистическим. Его установка состоит б воздействии на общественное мнение через убеждение и внушение. Эффект такого воздействия достигается не только логической стройностью изложения, но и, в значительной степени, формой изложения - через средства оценочности и художественно! образности, что непосредственно связано с такой особенностью текота эссе как неявно выраженное нравоучение. Необходимость скрыть дидактическую направленность текста оказывает влияние на особенности его смысловой организации: в не! одновременно существуют два плана - абстрактный и конкретный, взаимодействие которых делает авторский концепт наглядным. Ведущими стилевыми характеристиками текста эссе являются аргументированность изложения, авторская индивидуальность и субъективная оценочность, образность и символизм.
Аргументированность предполагает, что в тексте эссе убеадение достигается, в первую очередь, через аргументацию, т.е. информация подается в соответствии с общей моделью аргументации - тезис - многочленный аргумент - олед-- 6 -
ствие.
Не менее значимыми для определения специфики текста эссе являются такие его характеристики как авторская индивидуальность и субъективная оценочность, что связано с особым способом отражения мира, характерным для эссе -через призму индивидуальной, авторской позиции, основанной на личном опыте. Оепень выраженности авторского "я" в эссе не всегда одинакова - в отдельных случаях "я" автора нейтрализуется за счет преобладания в тексте сдержанной интонации и объективности изложения. Однако эссеист не просто фиксирует происходящее. Его внимание всегда направлено на личные переживания, впечатления, ощущения, размышления, вызванные этим событием, что подводит читателя к выводу об авторском концепте.
Оценочность, которая тесно связана с авторской индивидуальностью, предполагает выражение субъективного отяошз-няя и проявляется как результат выбора предметов и явлений объективной действительности, пх качественной оценки. Текст эссе на морально-этические теш является по сути текстом оценочши, Любой1 факт интересует автора нэ сам т себе, а в аспекте его социальных оценок. На лексическом уровне текста субьектлвнат оценочяость формируется соответствующими лексическими едкницши и их лексиЕО-семантп-ческикя варианта;® с модификациями типа "очень хорошо", "плоховато", "отлично" и т.д., а такте нейтральной лексикой с рздионалктс-оцеяо-шкмя коавотадиякя, известными нсоптелям данного .языка из ос5течзлог<этзското или кацксшаль-¡того опыта, В ссзнеяил ладей существует виработаннчй в коллективном опыте набор понятий, котсрм.т приюснвлст потоки- 7 -
Тельный шщ отрицательный знак оценки. Кроме того, в развитом обществе накапливаются оценочные представления об общеизвестных явлешис, которые откладываются в коннотациях соответствующих слов /например„lew, extremist, fascism/» На стилистическом уровне существенная роль в реализации субъективной оценочности в тексте эссе принадлежит образности и симовлизму. Эти явления существенно влияют на лингвистический механизм реализация установки текста на убеждение х эвдшда. Ееао'ходшлость и обязательность их присутствия в смысловой организации текста объясняется тем фактом, что в современном эссе значительно изменился способ представления нравоучений. Так, в частности иаш-нелся характер их выраженности - от зксшицитности к иышш-цитности. Для иллюстрации своих абстрактных /дидактических/ идей эссеист прибегает к простым битовой ситуациям, которые он подает образно. Использование образности поэва-ляеи значительно увеличить информативную емкость текста, поскольку образы способны вызвать определенные ассоциации, направить внимание читателя на особый индивидуальный ракуро авторского видения ситуации. На основании созданных образов автор проводят оценку рассматриваемой ситуации о морально-этической точки зрения, превращая созданный образ в символ какого-либо морально-этичаского понятия. Символическую .значимость в тексте приобретают отдельные признаки образа - цвет, форма, положение в пространстве. Такое распадение образа на символические элемэнты дает возможность для его интерпретации - некоторый размытый смысл текста распознается через конкретный образ, В текстах весе, оовещанцих проблемы морали и нравственвос-- 8 -
ти, автор порой вынужден прибегать к символике в целях придания имплицитно выраженному концепту большей воздеё^ ствсилости. Не все абстрактные понятия, какими являются категории карали и этики, легко доступны для понимания человека, не обо всем можно составить отдельное, четкое представление. Поэтому эссеист, выра-дая свое представление о некотором пбстрактном понятии, чтобы быть понята.!, . обртаетат. к легко достушшгл для большинства читателей конкретным обрззг.:.!, к фактупльпый ыэгериат текста становится средством раскрытия абстрактных ядей автора.
В рагдках текста спецксТшса смысловой организации эссе находит отрежете в информативных и тематических особенностях его построения, о соотношение этих"аспектов реализуется в таких его параметрах как аргументированнее развертывайте информации, стратегия формирования оценочностл и ого тематлко-егнеловая структура.
Способ развертызонпя информации в тексте английского ; оссе•грвдетпвляет собой скрытое аргументирование, суть которого состоит в тем, что прагматическая утуановкз текста нч убеждение требует рт автора* аргументированного обоснозпнпя своих позиций, -в защиту которых он внстугГает, однако, В тексте эссе маркеры введения тезиса к яотгц! аргу-".'ечташвг отсутствуют. Характернша для эссе является пеполь-зеведяе аггастемгческов группы речевых актов - уткертдегек?, «редполошгао, йтта"еш?е ккения, которые требуют даяыйЗ-шгх вояснетй, юшвтряцхП, толкований. Крове того, «т>ра-.;:г:?'.,гоп.'чгие и право.тлектге косят з тексте эссе игтсл"!-'.?"','*. тгэтгтер. !¡'иор"ятц;л об а-торгте:»- вкесдо 'Тч>р:,"фуртся г;тс1-ОГТ.Т'Т'ЛНКО. В Г^У.ТЬТ'ТГ ООПОСТ'РЛ"ЛР"П '"Г'Т'-ЭТТ^У.'НТ Г-'.'Гу:.
тов, анализа лингвистических способов их представления в некие. Автор разбивает свое исходное утверждение на два иди более тезиса и постепенно подводит читателя к следст^ вию посредством промежуточных выводов. Характерными для текста эссе являются следующие варианты основных моделей развертывания аргументации: цепочечные варианты - тезис. -аргумент I - аргумент 2 - следствие ; тезис I - аргумент I тезис 2 - аргумент 2 - следствие ; тезис I - аргумент 1 -промежуточный вывод - тезис 2 - аргумент 2 - следствие ; радиальные варианты -
тезис
а/
аргумент I
аргумент 2-
следствие ;
6/ аргумент I аргумент 3
тезис
аргумент 3
\
аргумент 2 аргумент 4
V"
следствие ;
в/
аргумент I
аргумент 2
тезис
. аргумент 2
аргумент I
аргумент 3
V
следствие
Выявленное, разнообразие вариантов отражает возможность использования в процессе аргументации на только дедуктивного, по и индуктивного способа изложения.
Имплицитный характер аргументации, который позволяет читателю самостоятельно сделать вывод об авторском концепте, реализуется также через усеченный вариант развертывания основной модели аргументации, в котором отсутствует следствие -
тезис аргумент I \
аргумент 3
аргумент 2 • « •
Стратегия формирования оценочности отражает основные закономерности влияния оценочности как ведущей ллпгвости-листическОй характеристики текста эссе па создание его информативной многоплановости.
'Оценка, как известно, всегда несет информацию о субъ-ектгпда-сценочном отношении к сообщаемому и. проявляется как результат выбора предметов и явлений объективной дойст-Еителинг.сти, нх качественной оценки. В тексте эссе'она отражает авторское представление о положительном или отрицательном содержании описываемой ситуации на основании дихотомии "хорошо - плоха".
Оценка предполагает сравнение какого-либо объекта с другим объектом или с имеющимися у субъекта представления-п о тем, что ценно. Стратегия формирования оцеиочноетги в тексте эссе создается в соответствии о тремя вотасслили способами внряяеплл сценки - относительной оценки /оценки - II -
посредством сравнения двух объектов/, всеобщей оценки /оценки с помощью этических и эстетических норм, представлений/, символической оценки /оценки через символ/.
Изучение способов выражения оценки, характерных для йссе, показало, что относительная оценка встречается довольно редко, поскольку при сравнении двух предметных ценностей автор чаще всего исходит из уже установившихся ценностных точек зрения. В отдельных случаях бшш отмечено присутствие символической оценки. Наиболее типичным для текста вссе является всеобщая оценка.
Перечисленные виды оценки реализуются в тексте эссе £ нескольких вариантах - вариант стратегии формирования однозначной оценки /представлению о ситуации приписывается однозначно положительная или однозначно отрицательная оценка/, бифокуон«! оценки /представлению о ситуации приписывается одновременно как положительная, так и отрицательная оценка/, сравнительной оценки /приписывание • оценки происходит через сравнение двух ситуаций/.' Резновид- ' ностью сравнительной оценки является символическая оценка. Механизм приписывания символической оценки состоит в том, что в представлении о ситуации выделяется отдельная характеристика, на основании которой вся ситуация становится символом какого-либо абстрактного понятия. В ряде текстов эссе данный вариант стратегии формирования оценочности осложняется появлением вспомогательного объекта, относительно которого оценивается основной объект. Наличие подобных отношений сопоставления в смысловой организации текста эссе влияет на особенности его информативной структуры - субъектшим-оценочная информация образует- 12 -
оч цвутля четко разграниченными потоками информации - с положительным и отрицательным знакам оценки.
Наблюдения за особенностями соотношения'перечисленных выше характеристик оцшючиости текста оссе позволило сделать вивод о том, что текст зссе обладает особой стратегией формирования оценочное™ - установка на убеждение читателя в истинности авторских моральных и этических оценок предполагает заранее данное основание и знак оценки, и выбранному объекту оцешш приписывается определенная цент-ность. Этот процесс можно представить в виде следуюцсй
схемы: Г _ |
__0) | ОБЪЕКТ I -
(?) —* характе- ¿ОБЪЕКТ ^ • |ристика )__
ОСНОВАНИИ ЗНАК
ОЦЕНКИ ОЦЕНКИ
ПРА1Ш.Т1НЕСЩ1
УСТАНОВКА
Продемонстрируем действие, фактора стратегия фордиро-□ания оценочности на призере. Так, в тексте "Оп РошПаапя" (Рг1) автор выражает сожаление по поводу исчезновения идеалов красоты и горьошш из жизни современного обществе!. Установка текста на убеждение ч».татидбИ и необходаглос-ти возврата этих идеалов задает осаоичше оценки ц ее положительный знак. Два док;:заччшьстш истснпооть подобной точки зрения пршюдлтея ситуация " Рошиа1п" в которой '(.оптаи продешя как нечто совершенное, гар;
шгеное и прекрасное -
... Th-зу enchant ma in daytime, when the sunlight ennobles their jets and sprays and turns their scattered drcps into diamonda. They enchant me after dark when coloured lights ате played on thea, and the night Teine emeralds, rubies, supphires...
... And, best of ell, when the last colour is whisfced ачву", and there they ere in dazssling white glory.- .
... The richest memory I hare of the Fairy Fountains which changed colour to the sounds of vmltzee, end таи »traight from the "Arabian Highte".
(ftrO
Эта ситуация сравнивается с ситуацией "life in the Еоттп",
г- которой гармония и красота отсутствуют -
... A definite issue could be »ads out of tbis, beginning
rith letters to the "Times", continuing with ffioetinga end snncnymous reBolutions to Downing 3traet aau ending if necessary with processions and шаяя demonstrations end some other up.ly scenes ...
... What ie the use of our being told that ire Иле. in a democracy if w« nant fountain® end haTe no fountains? Expansive? Their cost is trifling ccapsred to th«t of so Banj idiotic things ne ere given and ilo not «ant.' Ом tome ere' crnaurd tilth nil иаипег rubbish that no people ever asked for ...
(Fr1) , '
Гшсиу образом, фонтан представлен б тексте символом крчеотн и гармонии, которой, по-мнеюго автора, тач вг>ло57а«т в современной жизни города.
Информативная многоплановость текста в значительной сгепеня создается его тематико-смысловой структурой, которая подымается как система отношений между' лексическими единицами, образующий текст.
Известно немало сиособов установления тематической структуры текста. В данной работа предпринимается динамический подюд, основанный на изучении природы содержательных связей между лексическими единицами, составляющими текст. Главно! особенностью этого подхода является осознание в качества исходной посылки того факта, что за единым текстом стоит единая сущность - объект/ситуация - именно это берется за основу при выявлении тематико-смысловой структура текста. Её основными компонентами являются тема-тико-смысловые группировки. Тематнко-смысловая групгшровка определяется в работе как совокушость лексических единиц, объединенных на основе их понятийной принадлежности вокруг стержневого слова с учетом Логических, синтагматических и парадигматических семантических связей. В состав тематяко-смы еловых группировок включаются единицы, относящиеся к различным частям речи. Основу группировок составляют имена существительные, которые тесно связаны со стержневым еловой группировки. Глаголы выполняют структурные и интегрирующие функции. Наречия и прилагательные более детально характеризуют описываемое понятие.
В зависимости от преобладающего типа семантических отношений между лексическими единицами ошю выявлено три способа внутренней организации томатико—смысловых группировок - компактная /основанная преимущественно на гиперо-гипонимических связях лексических единиц/, диффузная
/оочщамная на ассоциативны! и синтагматических связях/ и сг.счианная /в группировке в равной мере присутствуют все типы семантических отношений/. Типичными для текстов эссе являются группировки диффузные и смешанные. Так, нзярштор, в тексте "Our Новез Сап Do it ior Us" (Гг2) группировка смшашюго вида "ГйАтаьыко" образуется на ocuqbo различных типов сачзей - гиперо-гипошшаческпх, пссоппатишшх п синтагматических -
а в диффузной группировке "ИАСВП между лексическими единицами складываются только ассоддстимшз' связи -
.где:
-^¡лвм»- гипо.ро-пшояльтч!-!г• iaЮ отН0Втецпя >
- сгагтап.тя'еские
сгнон'ркия :
wtitQ - сссошмтивнке out* hiti) ^нопсния ;
а
Тенятокс-смнолгоик» груятр^тот орг^шруштся р.округ тематической доминанты тенятя /очор-оК Г'ыслоссй елнпшш то»ста/ на основе асееипптшад, сиптг^-и-неуряк к гру-г!,".- гвп?£;к, ооот^втяя m^mwcsaKv^r-yr г •jy.*-yr,r ip^crcjr.o—orpyrrypg t^CU! 'Г",;'?'Л
ческого образования, в котором отдельные грутшровш! оказываются связанны:,ш с тематической доминантой прямо, непосредственно характеризуя ее, другие группировки соотносятся с доминантой опосредованно, указывая на частные особенности тематической доминанты. В рамках тематико-смысловой структуры текста выделяются фоновые группировки типа "гисв",- "ИКЕ", которые ограничивают пространственные и временные рамки ситуации. Обязательным компонент« тематико-сыисловоЙ структуры текста оесе является группировка "РЗЕЪИЮЗ". Иерархический характер тематнко-сшелоьоП структуры продемонстрируем на примере текста "Ош- Повез Сап Со ¡и ¿ог Ов'/см. след. страницу/.
Условно было выявлено два способа тематической организации текста эсса - интегратцвний и контрастивний. Интегративный способ предполагает, что отдельные группировки логически объединяются вокруг тематической доминант, многооланово характеризуя её. Контрастивний способ осиовси на логическом противопоставлении двух или носка«ышх те-матико-смыслошх группировок, в результате чех-о имеет место сопостахухение различных. аспектов ситуации. Однако для текстов эссе характерны более сложные иоделл тематической организации, в которых интегратпьиоегъ сочетпотия с элементами контраст¡шиости.
Тематшсо-ешеловая структура эсса отражает индиышу-алыю-авторокое ышение ситуации, которое харшггерияуетоя некоторой односторонность» ее предо, аняышн л тегсге. 13 состав текатнко-ипшлошк группировок ихоцит лвлспчисшю едшшцц, которые иаишьшг с;цг^нгош, ее отдошше ка•шиюь - 17 -
Схема к стр. 17
ты, раскрывают систему отношений мегсцу ниш - они несут сигналы фактуальной информации. Вместе с тем, отдельные теыатико-сшсловые группировки одновременно участвуют в ^армировании субъективно-оценочной информации, работая на создание определенной /заданной/ оценки, что свидетельствует о сопряжении способа тематической организации текста со стратегией формирования оценочности. Интегративная организация текста эссе оказывается связанной со стратегией формирования однозначной и бифокусной оценочности /теиатп--ко-смысловые группировки участвуют в создании не только фактуальной, но и субъективно-оценочной информации по отно • шешш к рассматриваемой ситуации/. В случае бифокусной оценки мевду тематико-смысловыш группировками происходит разделение - некоторые группировки участвуют в создании субъективно-оценочного потока информации с положительным знаком оценки рассматриваемой ситуации, в то время как другие группировки формирую^ шаток субъективно-оценочной информации с отрицательным знаком оценки по отношению к же ситуации. Контрастиьная организация текста эссе предполагает наличие отношений противопоставленности между группировками - одна группировка оказывается логически противопоставлена остальным группировкам. Зто свидетельствует о том, что в тексте проводится сравнение двух ситуаций /основной и вспомогательной/ в соответствии со «религией формирования сравнительной оценки. В этом случае тегд-тико-смисловне группировки принимают участие в создании {актуальной и субъективно-оценочной информации по отношению к ОСНОВНОЙ 11 ВС1Ю!'!ОГаг1(ЗЛЫЮ11 ситуациям. Лпракгернои особенностью cyó'ieitrui по-ои .'h<)4iioíi 'ш/Ьрмпцпн о лецо- м-а-- 19 -
тздыюй ситуации является наличие противоположного знака оценки по сравнению с субъективно-оценочной информацией об основной ситуации.
Итак, результаты проведенного, исследования позволяют сделать вывод о том, что выявленные в рабохо закономерности построения информативной и тематико-смыслояоЛ структур текста, а гаккэ особенности их соотношения являются ведущими факторами, определявдими смысловую многоплановость текста английского эссе. Они позволяют, с одной стороны, понять функционально-стилевую специфику текста изучаемоЗ разновидности, а с другой стороны, выявляют лингвистический . механизм формирования смысловой организации текста любой разновидности.
Диапазон исследований в области смысловой организации текста весьма широк и разнообразен. Поэтому представляется перспективным дальнейшее исследование в этом направлении о целью более детального анализа особенностей реализации сбраэ-ности в тексте английского эссе, изучение личностного аспекта этой разновидности публицистического текста, сопоставление специфики лингвистического механизма формирования смысловой организации текста' английского эсоэ с текстами других жанров и стилей английского языка.
Цель и задачи исследования, специфика материале предопределили композицию работы, которая строится из введения, двух глав, заключения, приловения.
содержится сбоонозакие теми диссертационного нослрдоранял, формулируется цель и задаче, исследования, ?гс актуальность, новизне, теоретическая и грагтячоская ¡ч^аччиостъ.
Л^к^смно—п^р^рноо постройнрэ дарроГ: ^глдев продиктова-<0 -
но необходимостью прэдвармйдьиохчз теоретического осшслъ--ния некоторых современных подходов к проблема смысловой организации такота. Здесь же рассматриваются особенности смысловой организации текста английского эссе с учетом его лингвостшшстических характеристик, а также тематического аспекта.
Вторая глава работы посвящена рассмотрению специфики информативного и тематического аспекте« текста английского эссе к анализу особенностей их взаимодействия' в смысловой организации текста асов,
В заключении содержатся основные выводы по работе, намечаются перспективы дальнейшего использования предлагаемой методика исследования смысловой организации текста отдельной разновидности как в теоретических, так к в прикладных целях.
В конце работы приведены библиография, спжсок зссе, описок анализируемых в работе текстов. Работа содержит приложение, в котором приводятся анализируемые в работе тексты, даются схемы,
1 X х
Основные положения диссертации отражены:
X. Особенности процесса обучения студентов логико-смысловой организации иноязычного текста // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Медвузов. сб. науч. тр./ Волгоградский политех, ин-т. -Волгоград, 1989. - 0,1 п.л,
2, Сынпловея роль тематической организации текста английского эссе // Индивидуальное и социальное в тексто-гбрчзоващш: Сб. науч. тр. / Моск. гос. лингв. ун-т. -1991. - Внл. 376. - I п.л. .
Принятые сокращения:
Гг1 - Рт1вяИ»у Л.В. Еявауз оГ Р1те 1>ясваея. - 1пй.,
1369. - Г. 179-160. Iг? - теви*,т 3.В, ОвЗ^М;. - Тов., 194-9. - Р- 255-257.