автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Интегративная природа инженерной деятельности

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петряев, Виктор Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Интегративная природа инженерной деятельности'

Текст диссертации на тему "Интегративная природа инженерной деятельности"

/

Нижегородский государственный архитектурно-строительный

университет Кафедра философии и политологии

ПЕТРЯЕВ Виктор Владимирович

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРИРОДА ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 09.00.11. - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Зеленов Л.А.

/

Нижний Новгород -1999 год

Содержание

Введение 3

1 Глава. Основные этапы и место инженерной дея- 16 тельности в системе общества

1.1. Духовный этап инженерной деятельности 16

1.2. Проектный этап инженерной деятельности 20

1.3. Практический этап инженерной деятельности 40

2 Глава. Мировоззренческие основы инженерного 58 мышления

2.1. Обыденное сознание - традиционалистское ми- 58 ровоззрение

2.2. Мифология - символическое мировоззрение 65

2.3. Религия - догматическое мировоззрение* - 90

2.4. Искусство - образное мировоззрение 112

2.5. Наука - номологическое мировоззрение 127

2.6. Философия - концептуальное мировоззрение 138

3 Глава. Основные аспекты совершенствования ин- 146 женерной деятельности

3.1. Педагогический аспект 146

3.2. Управленческий аспект 162

3.3. Практический аспект 167 Заключение 179 Литература 185

Введение

В настоящее время судьбы мира более, чем когда бы то ни было, определяются фактором технизации. Современность характеризуют как эпоху передовых технологий, научно-технического прогресса вообще. Открытия, новые интерпретации и внедрение прежних; узкая специализация, прагматизм, стремление к максимальным эффектам. Невозможно не признать реальность мощного развития в мире многих отраслей производства.

Сам уровень развития общества принято характеризовать в соотнесении с индустриальностью - "индустриальное общество", "постиндустриальное общество". Перспективы последнего чаще всего ставятся в зависимость от информатизации; идеи преобразования его в "информационное общество" базируются, в своем большинстве, на высокоразвитых технологиях, в частности - информационных.

Одновременно с огромными надеждами, возникающими в связи с этим, имеют место и не меньшие опасения. При этом имеется в виду, что человеческому существованию угрожают вызванные технической экспансией неконтролируемые враждебные силы. Так, особенно в конце XX века, часто говорят об упадке и даже гибели, под влиянием одностороннего рационализма, культуры, сложившейся на основе греко-римской античности и христианства. "Ожидание гибели - основной лейтмотив нынешней истории философии; идея апокалипсического конца, крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец - все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры" [54, с. 315].

Техническое развитие вызывает все большую тревогу и недоверие. Возраставший неоднократно, особенно в периоды кризисов, страх перед войной и возможностью применения ядерного оружия приводил к тому, что техника начинала представляться враждебной силой, которая все более выходит из-под контроля. Ничто, связанное с развитием техники, не избегло участи быть названным "демоническим" и апокалиптическим. И даже мирная по своим

целям техника, по меткому выражению Н.Агаджаняна, подвергает жизнь цивилизованного человека экологическому сомнению [63, с. 21].

Более того, опасны для человека не только отдельные направления -экологический вред, производственно-экономические "ознобы", техногенные катастрофы и фобии; реакцией на это является экологический, экономический, и так далее, пессимизм. Но еще опаснее, по нашему мнению, необоснованный, не подвергшийся осознанию экономический (и, соответственно, прочие) оптимизм. Мировоззренческая "обезболенность" в отношении к реальности способствует по-настоящему значительной тенденции - "отехничи-ванию" человека, его "расчеловечиванию". Человек все больше превращается в функцию научно-технического развития, все очевиднее истончается ценностная основа его взглядов и действий. С одной стороны этому способствует выхолащивание рациональности до однобоко понимаемой рассудочности и целесообразности. С другой стороны - новая волна мистики, сопровождающая естественное возвращение ко многим полузабытым, продолжительное время гонимым духовным ценностям. Такое положение дел говорит как о неудовлетворенных духовных потребностях, так и об искусственно формируемом спросе на все оккультное, магическое, волшебное. Эти процессы протекают на фоне непрекращающегося, хотя зачастую и драматического, научно-технического развития.

В такой ситуации становится все более отчетливой необходимость дальнейшей научной разработки проблем, связанных с функционированием инженерной деятельности, как механизма "технизации" общества. С одной стороны, влияние инженерии принято сводить, в основном, к производственно-экономической сфере общества, а саму инженерную деятельность ограничивать профессиональными рамками, что не соответствует реальному положению вещей. С другой стороны, отсутствует достаточный уровень осмысления мировоззренческих корней и ориентиров инженерной деятельности.

В связи с изложенным можно утверждать, что большая практическая значимость названных тенденций, а также недостаточная их исследованность

образуют актуальность нашей работы, выражающую назревшую потребность в выработке развитого отношения к данным проблемам.

Степень разработанности проблемы. Социально-философские исследования инженерной деятельности во многом связаны с разработкой философии техники. Последняя сложилась и получила свое наибольшее развитие в последние десятилетия, имея при этом глубокие исторические корни и логические предпосылки.

Данная область в настоящее время обладает всеми параметрами научной дисциплины - сформированы и развиваются различные исследовательские программы, накоплено огромное количество монографий и статей, изданы обзоры и библиографические указатели. При всем различии философских концепций техники выделяются и наиболее фундаментальные проблемы, относящиеся к этой области.

Сложности социально-философского исследования связанных с техникой проблем обусловлены не только тем, что оно выходит далеко за рамки изучения методологии технического знания и технических наук, но и с тем, что оно должно включать в себя громадный комплекс разнородных вопросов - отношение инженерной деятельности и техники, техники и человека, техники и природы, техники и бытия, места техники в социокультурном мире, оценки технических инноваций и научно-технического прогресса, социологических, экономических и социально-психологических условий и последствий технического прогресса, взаимоотношений техники и труда, техники и окружающей среды, экологических последствий научно-технического прогресса и так далее.

В отечественной литературе до последнего времени основное внимание уделялось философско-методологическим проблемам технического знания и технических наук (Г.Г.Бычков, В.И.Белозерцев, В.Г.Горохов, С.Гудожник, Б.И.Иванов, Б.И.Козлов, Ю.С.Мелещенко, А.Д.Московченко, Н.П.Онищенко, Л.И.Покатаев, А.И.Половинкин, Я.В.Сазонов, С.Товмасян, В.В.Чешев, Г.И.Шеменев).

Работы В.П.Захарова, Ю.К.Корнилова, Э.С.Чугуновой, В.Я.Ядова посвящены изучению социально-психологических особенностей творческой активности инженеров, вопросам психологии инженерного творчества, социально-психологическим проблемам, связанным с развитием научно-технического прогресса - влияние мотивации, социальных установок, а также личностных характеристик на формирование творческой активности в сфере профессиональной инженерной деятельности.

Проблемам функционирования инженерной деятельности в обществе и в системе основных типов мироосвоения, потребностям и перспективам ее развития - в том числе с учетом возрастания роли информации, посвящен ряд монографий (А.В.Дахин, Л.А.Зеленов, Н.К.Оконская, О.П.Фролов, Н.Н.Храменков, В.А.Щуров) и сборников докладов к международным академическим симпозиумам Общероссийской академии человековедения, в частности, по темам: "Проблема человека в системе основных типов мироосвоения", "Человек в системе сфер общественной жизни", "Методология социального проектирования", "Народное мироосвоение: народный опыт, народная культура", "Судьба России - альтернативы развития" и другие.

Ознакомление с различными аспектами исследований инженерной деятельности привело нас к убеждению: уровень разработки данной проблемы не адекватен реальному значению инженерии в современном мире и многообразию существующих концепций. Кроме того, что собственно философия техники до сегодняшнего дня играет незначительную роль внутри самой философии, налицо также взаимная нескоординированность подходов, неразвитость целостных оснований, зауженность определения инженерии и ее социальных и мировоззренческих функций.

Методологической основой исследования является общефилософский - диалектический метод в своем сущностном (единство противоположностей) и содержательном рассмотрении.

Диалектический метод анализа опирается на принципы системности, развития, комплексного подхода. Благодаря данному методу возможно рас-

смотрение с единой позиции всех аспектов системы "Универсум - Человек", в частности - гносеологического, аксиологического, методологического, праксиологического, телеологического и онтологического. Применяемый нами диалектический метод преодолел крайности однозначного детерминизма и многозначного индетерминизма, и вместе с тем позволил привлечь широкий круг литературы и источников мировой и зарубежной философии, социологии, теологии, политологии, экономики, психологии и других областей исследований, имеющих различную мировоззренческую ориентацию.

Важную роль для освоения и применения в диссертации диалектического метода сыграли работы И.И.Гарина, Г.В. Ф.Гегеля, В.Г.Горохова, Л.А.Зеленова, Б.И.Иванова, А.В.Иконникова, М.С.Кагана, В.А.Кутырева, М.К.Мамардашвили, Н.Н.Моисеева, О.П.Фролова, Н.Н.Храменкова, В.В.Чешева, Г.А.Ширшица.

Теоретическими основаниями работы являются исследования по философии техники и проблемам инженерного творчества, выполненные

A.В.Дахиным, Л.А.Зеленовым, В.А.Кутыревым, В.М.Фигуровской,

B.А.Щуровым, П.К.Энгельмейером, Х.Блюмбергом, А.Кестлером, X. Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггером. При этом особенно значительное влияние на успешность раскрытия темы оказали, благодаря ряду ярких прогрессивных отличий, соответствующих специфике нашей работы, труды представителей Общероссийской академии человековедения. Названные отличия, не исключая развития заслуженно признанных позитивных тенденций, представленных, например, исследованиями таких известных авторов, как В.Г.Горохов, В.М.Розин, Г.П.Щедровицкий, выражают, вместе с тем, специфику своего подхода. Последний, характеризуясь системностью во взглядах на деятельность и общество в целом, универсальностью отношения к потенциалу человека, развитием нового комплекса знаний - человековедения, а также инте-гративностью мироотношения, позволило снять такие моменты, как: связывание кризиса инженерии и техники только с производственно-экономической и экологической сферой [115, С. 164 - 166]; ограничение

влияния техники на человека зависимостью его от технических систем обеспечения и технических ритмов жизни [там же]; исключение из картины мира человековедения как относительно самостоятельного междисциплинарного комплекса [18], [128]; ассоциация нетрадиционных путей развития технических наук только с усложнением их научных основ [18]; сведение проектирования к промышленному производству и науке [128, с. 329]. Указанные работы авторов данного направления, а также целый ряд других посвящены, преимущественно, рассмотрению внутриструктурных аспектов инженерной деятельности, которая, как нами показано ниже, "разлита" в обществе и не должна, под угрозой потери гуманистических критериев своего функционирования, искусственно обособляться.

То есть, как мы считаем, необходим интегративный взгляд на инженерную деятельность, заключающийся в рассмотрении ее в качестве инженерного аспекта социальной целостности.

При этом мы стремились диалектически ассимилировать драматические моменты и взаимные противоречия трудов данных авторов с тем, чтобы, по возможности, способствовать образованию более развитой точки зрения на проблематику нашей работы.

Актуальность затронутых проблем определила выбор цели и задач исследования.

Целью настоящей работы является осмысление существующего опыта в данной области и выработка предложений по оптимизации функционирования инженерной деятельности, гармонизации ее отношений с другими дея-тельностями в системе общества, совершенствованию человека как в процессе, так и благодаря качеству воздействия результатов инженерии. Данная работа должна послужить становлению целостного, внутренне скоординированного отношения к современному состоянию и перспективам развития инженерной деятельности.

Достижение поставленной цели требует последовательного решения следующих задач:

1. Соотнесение существующих взглядов на место инженерной деятельности в системе общества с современными тенденциями научно-технического развития, требующими анализа и освоения.

2. Рассмотрение различных сфер общественной жизни в их отношении с компонентами инженерной деятельности, анализ динамики развития последней, гуманистических оснований оптимизации ее функционирования.

3. Исследование мировоззренческих ориентиров инженерной деятельности, вскрытие их положительных и отрицательных аспектов; изучение мировоззренческого потенциала совершенствования инженерии.

4. Определение основных принципов инженерной деятельности, позволяющих формировать практические рекомендации по ее совершенствованию.

Цель и задачи работы, будучи связаны с новизной исследования, обусловили соответствующую структуру последнего.

Новизна исследования состоит в следующем:

- показывается место инженерной деятельности в системе социума;

- уточняется понятийный аппарат исследуемого предмета, разграничиваются понятия "инженерная деятельность", "инженерное мышление", "техническая деятельность" и так далее;

- приводится характеристика образно-рациональной природы инженерного мышления;

- дается анализ интегративной природы инженерной деятельности;

- на основе комплексного подхода и выявленных закономерностей функционирования инженерии в обществе, а также показанной в настоящей работе мировоззренческой открытости инженерного мышления, предпринята попытка сформулировать основные аспекты совершенствования инженерной деятельности.

Теоретическое значение работы состоит в формировании основ для осмысления проблем построения истории и теории техники, как новой комплексной дисциплины, имеющей развитое отношение ко всем основным областям знания и мироотношения вообще, и призванной служить одним из весомых факторов гармонизации развития общества и прогнозирования процессов его развития.

Практическое значение работы обусловлено тем, что полученные в результате проведенного исследования выводы могут быть использованы при разработке целого ряда проблем, связанных как с педагогическим, управленческим и собственно практическим аспектом совершенствования инженерии, так и с местом инженерной деятельности в обществе и ее мировоззренческой природой.

Область развития и применения результатов настоящей работы включает в себя широкий диапазон педагогических, организационных и прикладных форм - спецкурсы, факультативы; совершенствование схем планирования, организации, руководства и контроля социальных процессов, и так далее.

Структура работы включает введение, три главы и заключение.

Первая глава делится на три части, которые представляют собой изложение нашего взгляда на место духовного, проектного и практического этапов инженерной деятельности в системе общества. Такое деление вызвано стремлением к более подробному анализу предмета, и предполагает различие масштабов восприятия (смысла) названных аспектов.

В широком смысле практикой нередко называют деятельность в целом. При этом возникают следующие трудности. Во-первых, с соотнесением мира, как духовно освоенной реальности, и среды, как реальности, освоенной предметно, объектно-вещно. Во-вторых, на наш взгляд, широкое понимание инженерной деятельности не может ограничиваться различением трех названных выше этапов последней, а включает такие формы ее функционирования, которые дают возможность трактовать роль инженерной деятельности в обществе, выходя за формальные рамки одноименной профессии.

Исходя из этого, в данной главе представлен троякий подход к разрешению проблемы, включающий, соответственно, три уровня рассмотрения. Формально-специаль