автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Интернационалистские ценности советского народа как новой исторической общности людей (теоретико-методологические аспекты)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Интернационалистские ценности советского народа как новой исторической общности людей (теоретико-методологические аспекты)"
Академия наук СССР
¿гд
ж/
(71 (А ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
ФСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА
На правах рукописи
САЛИКОВ Рашит Абдулович
ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКИЕ ЦЕННОСТИ СОВЕТСКОГО НАРОДА КАК НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
(теоретико-методологические аспекты)
Специальность 09.00.02 — Теория научного социализма и коммунизма
Л?
Автореферат О (У
I \ г
гации на соискание ученой степени , г I «л доктора философских наук \уУ лСд^ л ^
Г , V У^
Москва — 1989
Работа выполнена в секторе теории интернационализма и национальных отношений отдела философских проблем развития социализма Института философии АН СССР.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ
Доктор философских наук С. М. БРАИОВИЧ.
Доктор философских наук профессор Э. В. ТАДЕВОСЯН.
Доктор философских наук профессор Г. М. ТАВАДОВ.
Ведущая организация — Институт марксизма-ленинизма при ЦК, КПСС, сектор теории нации и национальных отношений.
Защита состоится «_» _ 1990 г
в ___ час. на заседании специализированного совета
Д.002.29.05 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии АН СССР по адресу: 121019, Москва, ул. Волхонка, 14.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Инсти тута философии АН СССР.
Автореферат разослан _» _ 1989 г
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук
А. В. ЧЕЧЕН01
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ,
Актуальность темы. В платфорле КПСС "Национальная политика партии в ооврьменных условиях", принятой на сентябрьском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС, подчеркивается: "Национальная политика КПСС требует новых подходов к организации .комплексных теоретических и этносоциологических исследований объективных процессов развития наций и национальных отношений в стране, освобождение теории и практики от догматизма и-стереотипов... выработки научно обоснованных рекомендаций".1 ,
Ускорение социально-экономического развития общества, мобилизация творческого потенциала советского народа немыслимы без дальнейшего совершенствования социально-классовых и национальных отношений, дальнейшей консолидации советского народа как социальной и интернациональной общности. Это - важнейшие задачи коренного революционного обновления социалистического общества, решение которых настоятельно требует разработки научных принципов управления социально-классовыми и национальными отношениями, определения эффективных методов и путей их развития, своевременного разрешения назревающих в ходе этого развития противоречий.я новых проблем.
Историческое развитие социалистического общества включает е себя прогрессивные изменения в производстве, общественных отношениях, духовкой кизи;!. Этот процесс связан не только с преобразованием угсе сложившихся элементов ¡жизнедеятельности общества, но и с формированием новых феноменов, которых не знало человечество. Их возникновение исследуется общественной наукой, находя отражение в ее категориальном аппарате. Так, марксистско-ленинская теория разработала категорию "советский народ", которая используется в теоретических документах КПСС и в Конституции СССР.
Важнейшие теоретические выводы, творчески развивающие и углубляющие марксистско-ленинское положение о формировании 5той качественно новой социальной общности людей, раскрыва-
1 Маториата Пленума ЦК КПСС 19-20 сентября 1989. - М. 1989.- С. 31.
вщие ее сущность и развитие, рассмотрены на сентябрьском (1989.г.) Пленуме ЦК КПСС. Осуществление социалистической программы по национальному вопросу характеризуется Пленумом как историческое преобразование, органической частью которого явились интеграционные процессы, обусловленные как экономическими потребностями, так и единством целей и идеалов, которые вели .к формированию новой социальной общности - советского народа'1.
Понятие "советский народ" употребляется как определение новой целостной социальной и интернациональной общности людей, которая сложилась в условиях социализма и имеет свою качественную определенность и специфические черты, отличающие ее от других ввдов общности. Ее образование является фактором всемирно-исторического значения. Поэтому исследование основных этапов формирования и развития советского народа, его структуры, социальных функций занимает все большее место в трудах философов и историков, правоведов и лингвистов, психологов и этнографов.
В труде Института философии АН СССР "Строительство ком- . мунизма и духовный мир человека" СМ., 1966) были впервые рассмотрены объективные и субъективные условия формирования советского народа как нового социального феномена. В 70-е годы в разработку этой сложной и комплексной проблемы включились представители многих областей обществоведения.
В исследовании теоретических вопросов становления и сути качественно новой социальной и интернациональной общности активно участвовали: И.Ф.Аношин, Э.А.Баграмов, ¡0. В. Бромлей, Т.Ю,Бурмистрова, Ю.Ю.ВейаголЬД, ЗЕ.Г.Голотвин, Ф.Я.Горовсний, А.Ф.Дашдамиров, М.С.Дкунусов, С.Т.Калтахчян, М.'П.Ким, Ф.Т.Кон-стаятинов, М.И.Куличенко, Л.В.Метелица, П.М.Рогачев, М.Н.Росен-ко, В.Ф.Самойленко, Ц.А.Степаняя, В.С.Семенов, А.П.СерцоЕа, М.А.Свердлин, Г.Т.Тавадов, Э.В.Тадевосян, П.Н.Федосеев, А.И.Холмогоров, И.П.Цамерян, В.Б.Шерстобитов и другие2.
.1 Материалы Пленума Щ КПСС 19-20 сентября 1989. - М. 1989. - С. 7.
2 Перечень.работ этих и других авторов дается в прилагаемом к диссертации списке использованных источников и литературы.
В результате обобщения исторического материала и разработки теоретических аспектов проблемы изучение новой исторической общности позволило углублять и конкретизировать ее характеристики, наполняя все более богатым содержанием понятие "советский народ". Можно согласиться с авторами, которые утверждают, что развитие этого понятия в общественной науке свидетельствует о сложности исследуемого объекта, о многообразии его черт и признаков. Именно этим, видимо, объясняется'наличие множества определений понятия "советский" народ". Несмотря на различные точки зрения, выразившиеся в определенаях "советского народа", их выработка знаменовала собой продвижение в изучении отражающегося в этом понятии объекта, в познании разных аспектов новой социальной и интернациональной общности, людей; они сыграли важную роль в ее дальнейшем научно-теоретическом осмыслении.
В ряде работ о советском народе делаются теоретические выводы и обобщения, в которых подчеркивается синтетический характер новой социальной общности. На основе 'марксистско-ленинского учения об интернационализации общественной жизни авторы рас-, сматривали советский народ в единстве социально-классовых и интернациональных аспектов, анализировали влияние экономического, социально-политического, культурного и идеологического развития советского общества на формирование советского народа.
Важное значение для исследования различных аспектов становления советского народа имело выявление специфических закономерностей формирования новой социальной и интернациональной общности людей, связанных с общесоциологическими закономерностями1.
* См.: Степанян Ц.А, Социологический закон развития наций - объективная основа сочетания интернациональных и национальных задач советского народа. // В кн.: Советский народ - новая историческая общность людей. - Волгоград, 1969. - С. 19-40. Он же. Диалектика становления коммунистической формации. - М. 1985. - С. 187; Джунусов М.С. Научные основы ленинской национальной политики КПСС. - Кишинев. 1968; Тадавосян Э.В. Советский народ - новая историческая общность лвдай. // Вопросы ио-
Однако сегодня, й-условиях революционного обновления советского общества, его целостного качественного развития необходимо углубление научно-теоретической разработки всех проблем, связанных с советским народом, Еырабогка новых, нестандартных подходов к изучению' основных тенденций его развития, преодоление догматизма-и максимальное приближение к жизни. В свате решении ХХУБ съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС активизация научных исследований социалистическое сущности, интернациональной природа советского народа, его интернационалистских ценностей'является важнейшей задачей обществоведов. Автор считает, что особое теоретическое и практическое значение в условиях перестройки приобретает исследоааняо интернационалистских духовных ценностей советского народа, которые представляют собой динамич-. ную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений людей об пх социалистическом сообществе, их оценочных суждений и идеалов. Среди них особое место принадлежит таким "ключевым" ценностям, как социалистический интернационализм, советский патриотизм, общесоаетская гордость, коллективизм, справедливость, равенство, гуманизм и оптимизм.'
Социалистическое общество объективно заинтересовано в том, чтобы интернационалистские ценностикплои&лись в образе жизни советских людей на производстве, в быту, культуре межнационального общения. "Каждый народ в составе СССР получает возможность участвовать в формировании и развитии общих духовных ценностей, приобщаться к ним".1 Исследование этого объективно-
торпи КПСС. - 1972, & 5; Бутенко A.A. Социализм как общественный строй. - М. 1974; Ковалев A.M. Некоторые актуальные проблемы теории научного коммунизма. - М. 1979; Куличенко М.И. Закономерности формирования и развития новой исторической общности - советский народ. // Вопросы философии. - I960. К I; Холмогоров А.И. Национальные отношения в социалистическом обществе. - Киев. 1982 и др.
1 Материалы Пленума ЦК КПСС 19-20 сентября 1989. - М, IS89.- - С. 15.
прогрессивного феномена имеет большое познавательное, теорати-ко-методологическсэ значение и непосредственно овязало с практикой обновления социализма. .
Цель и основные задачи исследования. Диссертант ставит основной целью исследования разработку тзоретимо-матодологичес-ких проблем изучения духовных интернационалистских ценностей советского народа как целостной системы, теоретический анализ их интегрирующего воздействия на социально-политическую и духовную жизнь советского общества.
Учитывая многогранность и сложность теми, автор реализует поставленную цель через решение следующих задач:
- рассмотреть диалектику формирования советского народа как носителя интернационалистских ценностей, объективные основы и субъективные факторы этого процесса;
- выявить сущность социально-классовых и национальных общностей, составляющих советский народ, а таккз основные интегрирующие факторы, лежащие в основе фор-шроваяия советского народа как социальной общности;
- исследовать процесс усиления роли общих социальло-илтер-национадкстсклх черт а жизни социалистических наций и народностей;
- раскрыть противоречия развития советского народа, дать их классификацию (мевду классами и социальными слоями, мезду нациями и народностями-, мезду классовым и национальным);
- дать анализ сущности деформаций в годы сталинизма и застоя;
- проанализировать генезис и сущность интернационалистских ценностей;
- показать соотношение интернационалистских и национальных ценностей;
- рассмотреть особенности межнациональных отношений в процессе качественного обновления социализма, раскрыть понятие "единство наций";
- дать определение связанных с,понятиями "советский народ" и "интернационалистские ценности" категорий и понятий, уточнить содержание некоторых из них;
- на базе теоретического анализа поставленных проблем предложить конкретные рекомендации по активизации научно-исследовательской работы в области изучения советского народа и повышения эффективности решения практических задач в сфере национальных отношений. "
В диссертации дается теоретико-методологический анализ функционирования и развития социальной к интернациональной общности. В работе советский народ раскрывается как сложное целостное социальное образование, обладающее интегративными качествами. Подробно, анализируются особенности- фундаментальных духоеных интернационалистских ценностей, их отличие от национальных ценностей. Прослехивается тенденция и перспектива повышения роли интернационалистских ценностей в условиях обновления социалистического общества.
В проведенном исследовании уточняется, систематизируется ряд понятий и категорий марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений.
Теоретическая значимость и практическая ценность исследования состоит в том, что сделанные в ходе его проведения выводы вносят качественно новые элементы в познание интернационалистских ценностей новой социальной и интернациональной общности людей. Они могут быть использованы в дальнейшей разработке теории социально-исторических общностей и в практике совершенствования межнациональных отношений.
Методология и источники исследования. Марксистская диалек-тико-материалистическая концепция развития общества составляет методологическую основу познания процесса становления и функционирования советского народа как целостной системы. Исходя из зтого, при написании диссертационной работы широко используются труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, в которых из-, лагаются основополагающие положения учения о социалистическом развитии наций и национальных отношений, о пролетарском интернационализме и патриотизме, национальной гордости.
Всесторонне использован в работе теоретический и практический опыт национальной политики КПСС и Советского государства по. решению национального вопроса, формировании национальных
- ? -
отношений нового, социалистического типа, который отражен в решениях ХХУП съезда КПСС, XIX Всесоюзной партконференции, сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС, в платформа КПСС "О национальной политике партии в современных условиях", в документах Съезда народных депутатов.
В своих концептуальных разработках автор опирался на теоретические достижения представителей различных направленна общественной науки. В диссертации использованы работы зарубежных ученик.
Научная новизна исследования. Документы и материалы партии, платформа КПСС "О национальной политике партии' в современных условиях, материалы Съезда народных депутатов ориентируют советских обмсстаоведоз на разработку проблем, связанны:: с углублением теории л практики перестройки, развития метшциональних отнсаешй н условиях революционного обновления социализма. Диссертационная работа я.Еляется первым комплексным исследование!,', целостной систем: интернационалистских ценностей советского народа как новой социальной и интернациональной общности. В работе обосновывается, что это актуальное и перспективное направление в изучении советского народа имеет на современна.! зтапс болыгоз социально-политическое и идеологическое значение.
На защиту выносятся следующие, имею-дае новизну, научные результаты:
- положения и выводы осуществленного в работе теоретико-методологического исследования элементов сложной структуры со- • ветского парода как качественно нового образования в развитии социальных к национальных отношений, показаны их социально-экономическая обусловленность, место и роль этих структурных элементов в становлении новой социальной и интернациональной общности людей как целостной интегрирующей система;
- определен статус новой социальной а интернациональной общности кап объекта и субъекта духовно-нравственного развития советского общества, со специфическими для нее социально-психологическим особенностями;
- впервые дается целостныЯ структурно-функциональный анализ духовных ценностей интернационалистского типа, определяет-
ся их место в развитии и совершенствовании советского народа, в укреплений этой новой социальной и интернациональной общНости людей, в формировании их.'интернационалистского сознания; азу-. чен вопрос о соотношении интернационального и национального-а идеалах и нормах, нравственной практики .межнациональных отношений;
- раскрывается сущность интернационалистских ценностей советского народа, соотношение интернационалистских и национальных ценностей; ...
- осуществляется анализ, внутренних' противоречий советского народа, их причин и источников, дана классификация видов и форм проявления противоречий; '
- раскрыты особенности современно'! национальной политики КПСС в процессе совершенствования социализма, гармонизации межнациональных , отношений ;
- рассмотрен вопрос о сущности процесса формирования единства наций; .
- раскрывается сущность позитивных изменений в развитии советского народа, происходящих под воздействием революционного обновления общества.
Научно-практическая значимость исследования. Теоретико-методологическое значение диссертации автор видит в том, что сформулированные в ней итоговые. выводы и обобщения могут способе гвовать повышению эффективности теоретических исследований советского народа, межнациональных отношений в условиях совершенствования социалистического общества. Содержащиеся в диссертации научно-практические рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности работы по патриотическому и интернациональному воспитанию в вузах, школах, техникумах, профессионально-технических училищах и трудовых коллективах для совершенствования контрпропаганда, преодоления усилившегося на современном этапе влияния различных проявлений бурлсуазного национализма и шовинизма. '. ......
По данной теме в вузовском курсе общоствешшх наук монет быть прочитан спецкурс, особенно в педагогических институтах
к
- s -
и университетах. Отдельные положения диссертации можно использовать по конкретным .темам учебных курсов: "Проблемы теории современного социализма", "Исторический материализм", "Марксистско-ленинская этика", "Педагогика".
Полученные при разработке темы диссертации обобщения и выводы использованы при подготовке аналитических записок в директивные органы (объемом более 30 а.л.), при чтении лекций в системе партийно-политического просвещения.
Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации изложены в монографиях и брошюрах, в тал числе: "Национальные процессы в СССР". - М., Наука, 1987. 20,1 п.л. (Рецензии: "Правда", 25 июля IS88; "Правда Востока", 7 феврачя 1938; "Украинский юторичный журнал", ЦК КП Украины, К 10, 1988; "Коммунист Узбекистана, К 5, 1988"). и др.
Наиболее важные теоретические положения изложены в статьях, тезисах докладов и в других работах, которые получили положительную оценку в партийной, научной и научно-популярной литературе. Отдельные выводы исследования представлялись автором на ХУ Всемирном философском конгрессе (Варна, 1973): на Всесоюзных конференциях: "Рабочий класс и его ведущая роль в строительстве коммунизма" (Москва, 1974); "Социальное развитие села в период строительства коммунизма" (Кишинев, 1975); "Советский народ на современном этапе развития социализма и строительства коммунизма" (Фрунзе, 1977); "Интернациональное и национальное в образе аазни советского народа" (Фрунзе, 1980); "Интернационализация социалистического образа жизни и коммунистическое воспитание трудящихся" (Фрунзе, 1985); на республиканской конференции "Ленинизм и современная идеологическая борьба в области национального вопроса" (Каунас, 1970). Отдельные результаты исследования были долояены на Ш философских региональных чтениях (Алма-Ата, 1987) и на других научно-практических конференциях и симпозиумах.
Структура и объем работы. Специфика, комплексного изучения проблемы определила логику исследования и структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
0СН03Н0Е С0ДЕР2АНИЕ РАБОТЫ
Зо введении обосновываются актуальность, и. значение темы, рассматриваются основные методологические предпосылки исследования, показана степень разработанности проблемы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные результаты исследования.
В первой главе - "Советский народ - субъект интернационалистских ценностей" - анализируются основные социальные предпосылки, объективные и субъективные условия формирования новой социальной и интернациональной общности людей, ге сущность (§1), освещаются методологические проблемы исследования советского народа (§ 2), раскрываются особенности новой исторической общности людей как целостной социальной интегрированной системы (§3), рассматриваются реальные проблемы и противоречия в развитии советского народа.
Характеризуя сущность советского народа, автор исходит из того, что формирование первой в истории человечества социальной и интернациональной общности людей, представляющей собой целостную социальную систему качественных признаков, неопровержимо подтвердило предсказание В.И.Ленина, что социалистическое движение создает "... новые, высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональна/, единстве". *
Проведенный в диссертации анализ методологических установок основоположников марксизма-ленинизма в применении к исследованию высших форм человеческого общежития дал возможность критически оценить существующие в научной литературе подходы к определению сущности советского народа и раскрыть зго сущность, определить его основные признаки.и черты, охарактеризовать его генезис, этапы его формирования. Обращено внимание на то, что сущность советского народа трактуется в литературе неоднозначно.
Ленин В.И. Положение п задачи социалистического Интернационала. // Пслн. собр. соч. - Т. 26. - С. 40.
Таи, одни авторы утверждает, что такой общности не существует, что эта идея не имеет реальной почвы. Другие авторы считают, что образование новой исторической общности означает слияние всех наций и народностей в одну сверхнацию, которая является новым этническим образованием. Есть ученые, которые преувеличивают социально-классовые аспекты советского народа и недооценивают вторую ее сторону - интернациональное единство наций и народностей, органически связанное с их сближением и расцветом. Четвертая точка зрения состоит в том, что в советском народе в диалектическом единстве переплетены два взаимообусловленных начала: с одной стороны, он суть общность людей, независимая от их социально-классовых различий, а с другой, - интернациональное братство свободных, находящихся в расцвете наций, народностей. -
Раскрывая сущность новой исторической общности людей, автор диссертации приходит к выводу, что она имеет свою качественную определенность к специфические черты, отлетающие ее от других функционирующих ныне видов исторически сложившихся общностей. Во-первых, - это общность социалистического типа. Она является следствием развития социалистического общества и формируется в процессе его становления и созревания; она отражает соответственный уровень развития социалистической экономики, государственности, культуры, социалистического образа жизни. Во-вторых, советски!) народ обладает рядом специфических черт, характерных для социализма кал первой фазы коммунистической формации, сохраняющей "родимые пятна" прошлого. В-третьих, это общность социально-классовая, основанная на определенном уровне морально-политического единства классов и социальных групп, на союзе и всестороннем сотрудничестве рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции. В-четвертых, это интернациональная общность,/представляющая собой дальнейшее развитие братской дружбы и единства народов СССР, имеющих общую социально-экономическую базу, однотипную социально-классовую структуру, единую марксистско-ленинскую идеологию и общую Родину - Союз Советских Социалистических Республик. •
Формирование к развитие советского народа - ото закономерный прогрессивный процесс,'обусловленный всем, ходом развития социалистического общества. В основе его лекат объективные процессы а преэде всего развитие производительных сил и производственных отношений. В.связи.с этим в диссертации показано, что создание единого народнохозяйственного комплекса явилось материальной базой формирования к.развития .советского народа. Уделено большое гкиманиз анализу проблем интернационализации и ее влияния на формирование и развитие новой социальной и интернациональной общности людей.. Это обусловлено тем, что в литературе еще не полностью раскрыта сущность, все многообразие этого сложного общественного явления.' В глава дается систематизация и критический анализ имеющихся в научной литературе точек зрения на ицтернапноналязаикю. и ее влияние на национальные отношз-пгя (совпадение интернационализации и сближения наций,.'отождествление интернационализации с закономерностями развития наций; совпадение интернационализации с двумя тенденциями в развитии наций; сведение сущности интернационализации'к слиянию наций). - ' •
Постановка и решение вопроса о роли интернационализации в формировании и развитии советского народа стали возможны только на основа марксистско-ленинской методологии. Характеризуя сущность интернационализации, основоположники марксизма-ленинизма отмечали, что она является одним из ускорителей прогресса общества, воздействуя на развитие производительных сил и производственных отношений, преобразование всех общественных отношений, развитие и сближение наций. Интернационализация оказывает большое влияние на все сферы общества, в том числе и на духовную жизнь. Она лежит в основа возникновения новых социальных критериев поведения людей, интернационалистских ценностей - таких, как социалистический интернационализм й патриотизм, о&десоветская гордость, - воплотивших в приложении к межнациональным отношениям принципа справедливости, равенства, коллективизма и последовательного гуманизма.
Значительное место в данной глазе отведено анализу социально-классовой основы объединения людей в новую интернациональную общность. Как отмечается в Конституции СССР, "совет-
ский народ сложился на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей" . Равенство последних сложилось благодаря тому, . что многонациональный рабочий класс выступил не только выразителем своих классовых интересов, но и интересов всех трудящихся. В.И.Ленин, отмечая эту черту, писал, что рабочий класс "выражает действительные интересы громадного большинства трудящихся"^, а идеи, выдвинутые.Коммунистической партией - политическим авангардом рабочего класса, "носят общенародный характер"^. Он стал,классом, "на котором зиждется вся сила нации и ее способность к дальнейшему развитию"'*. Автором показано, что революционная идеология и мораль, коллективистская психология, интересы и идеалы рабочего класса все больше становятся достоянием всех слоев общества.
Постепенное количественное накопление всех этих факторов и обусловило качественный скачок: образование новой социальной и интернациональной общности людей - советского народа. Перечисленные объективные и субъективные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс формирования советского народа происходил в непростом взаимодействии различных сложных и противоречивых социальных и национальных процессов. Таким образом, для формирования советского народа, представляющего собой целостную систему с наличием коренных признаков, необходимым был путь качественных социально-экономических, политических, идеологических и культурно-бытовых преобразовании в стране.
В нашей литературе проблема формирования и развития советского народа кап целостной социальной оистемы долго оставалась
1 Конституция (Основной Закон СССР). - а. 1977. - С. 4.
^ Ленин В.И. Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата. // Полн. собр. соч. - Т. 40. - С. 23.
® Ленин В.И. Экономическая и политическая стачка. // Полн. собр. соч. - Т. 21. - С. 319.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. // Соч. Т. 2. - С. 463.
)
малоразработаяной.* Между тем, советский народ как новая соци-альнач и интернациональная общность людей является типичной целостной системой. Давая ключ для понимания сущности такого рода систем, К.Маркс писал,„что "органическая система как совокупное целое щеет свои предпосылки, и ее развитие в направле-. нии целостности состоит мменно в тем, чтобы подчинить себе все элементы общества ила-создать из него еще недостающие ей органы. Таким'путем'система в ходе, исторического развития превращается в целостность.; Становление системы такой целостностью образует момент ее системы, процессов ее развития"2.
В диссертации.осуществлена попытка применения системного , подхода для теоретического анализа советского народа как новой социальной и интернациональной общности людей.
Руководствуясь марксистско-ленинской методологией, диссертант анализирует структуру новой исторической общности людей. Составляющими ее элементами являются рабочий класс, колхозное крестьянство,.народная интеллигенция и более ста наций, народностей и этнических групп нашей страны. Каждый элемент не яв-
1 См.: Саликов Р.А., Скибицкий М.М. Советский народ - новая историческая общность людей. // В сб.: Актуальные философские проблемы общественного развития. - М. 1973. -.С. IQ7-II4; Дкунусов ¡Л.С. Общественный прогресс а национальные отношения.
- Алма-Ата, 1976. - С. 132-136; Шермухамедов С.Ш. Методологическое значение понятия "советский народ". // Вопросы философия. - IS80. - & 5. - С. 85; Куличенко М.И. Закономерности формирования и развития новой исторической общности - советский народ. // Вопросы философии. - 1980, & 9. - С. 8; Семенов B.C. Диалектика взаимовлияния процессов развития социальной структуры общества и прогресс советского народа. // В кн.: Советский народ - строитель коммунизма. - М.. 1981. - С. 122-129; Лааук Л.П. Об исторической необходимости возникновения социально-интернациональной общности трудящихся СССР. // В кн.: Социальные аспекты истории советского народа как новой социально-интернациональной общности людей. - М. 1983. - С. 32-50.
2 Маркс К., Энгельс О. Критика политической экономки. // Соч. Т. 46. Ч. I. - С. 229.
ляется изолированным, а выступает как часть, по отношению к целому, в которое оа входит. Характеризуя эту систему, академик Ю.В.Бромлей отмечает, что "советский народ,-представляющий собой принципиально новое явление в качестве первой во всемирной истории социалистической интернациональной общности (общности, не имеющей классово антагонистических противоречий, отличающейся морально-политическим единством и поэтому особенно прочной), вместе с тем представляет закономерное звено всемирно-исторического процесса постепенного возрастания этнокультурной целостности человечества"*. 3 ходе строительства социализма вызревали отдельные элементы социально-классовой структуры и интернациональной общности советского народа. В резолюции ХУШ съезда ЕШ(б) отмечалось, что в СССР сложилась новая классовая структура общества, Есе элементы которой изменили свою социальную природу.2 В диссертации подробно рассматривается место и роль каждого из основных элементов повой исторической общности людей.
Качественное изменение классовой структуры обеспечило основу социального единства советского народа. Утверждение социального единства, показывает автор, проходило в сложных и трудных условиях деформации социалистического общества, которые не смогли разрушить социальное единство советских людей, показавшее реальную силу в борьбе за социализм, в совместном труде, в битвах Великой Отечественной войны.
Диссертант подчеркивает, что советский народ как целостное социальное образование есть преаде всего социально-классовая общность, морально-политическое единство классов и социальных групп, основывающихся на единой интернациональной сущности социализма. Раскрывается, что в процессе общественного развития социализма, становления и сплочения советского народа в качестве новой социальной и интернациональной общности людей системо-
т .
х Брешей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - M. 1987. - С. 93-94.
2 См.: КПСС в резолюциях и решениях'съездов, конференций а пленумов ВД. - M. 1971. - Т. 5. -С. 366-367.
образующей основой выступил рабочий класс. Структуру советского народа как системы составляют прежде всего взаимосвязь, взаимоотношения входящих в эту историческую общность людей рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции.
Анализируя структуру нового феномена истории, диссертант отмечает, что советский народ является не только социально-классовой, но и интернациональной общностью. При анализе ее содержания и тенденций развития важную „роль играют понятия "национальное" и "интернациональное"1. В качестве категорий теории социализма эти понятия имеют важное методологическое значение при исследовании вопросов формирования и развития советского народа. '..•-'
Характерной ;чертой новой исторической общности людей является то, что она как целостность детерминирует развитие своих структурных элементов - социально-классовых и интернациональных. Вместе с тем, в диссертации обосновывается мысль о том, что уровень развития социально-классовой и Национальной структуры выходит за исторически и традиционно сложившиеся рамки понятия "класс", 'Ьация" и сами классовые и национальные образования становятся предпосылкой формирования новой социальной целостности - советского народа, возникающей в результате их интеграции в новый качественный тип структурной целостности.. Структуру данной системы, т.е. совокупность устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств, скрепляет социалистический образ кизни, охватывающий все стороны жизнедеятельности советского народа, обеспечивая его социальное и интернациональное единство.
Рассматривая социалистический образ жизни, диссертант по-
1 См.: Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. - Ашхабад. 1988. - С. 7-106; Калтехчян С.Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. - М. 1983. -С. 181-188; Куличенко М.И. Нация и социальные! прогресс. - Ы.. 1983. - С. 29-54; Тадевосян Э.В., ЦМилюк З.А. Интернационализация хизни народов СССР в условиях социализма. - М. 1980. -С. 7.
называет, что советский народ есть субъект жизнедеятельности, существенной характеристикой которой является наличие общезначимых интернациональных черт. Вся совокупность условий становления и развития социалистического.общества (общность исторических судеб наций и народностей, единая система материальных и духовных ценностей) определили интернациональные элементы образа жизни всех народов, характерные черты именно советского социалистического образа жизни.
На основе проведенного анализа социалистического образа жизни в диссертации обосновывается вывод о том, что утверждение общезначимых интернациональных черт в советском обществе не отрицает наличия национально-специфических особенностей в образе жизни каждой нации и народности, а также особенностей в развитии образа жизни многонационального населения отдельных регионов. Социалистический образ жизни советского народа - явление социально-классовое. Единый в своей классовой основе, он в то же время представляет собой единство многообразия. В жизнедеятельности рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, внутриклассовых слоев и групп наряду с общими и сходными чертами есть и особенности, обусловленные спецификой социальных функций, выполняемых каждым из этих структурных элементов. В ходе строительства и развития социализма, в процессе постепенного стирания классовых различий черты характера их жизнедеятельности сближаются под воздействием идеологии и практического примера рабочего класса.
Значительное внимание уделяется в диссертации анализу психологии советского народа. Поскольку эта общность - многообразное образование, ее психология более сложна и многообразна, чем психология класса или нации. В структуре психологии советского народа в работе выделены и проанализированы два среза:
а) она состоит из интернационалистического самосознания, общесоветского характера и ряда устойчивых общасоветских чувств;
б) она включает в себя интернациональное и национальное в их диалектическом взаимодействии и взаимозависимости. Анализ этих сторон психологии советского народа позволяет более конкретно представить специфику самосознания ноеой исторической общности,
понять его классовый характер и роль в развитии и укреплении советского народа. Этот вопро'с получил в диссертации раскрытие на основе анализа активной творческой роли.интернационального по характеру самосознания советского народа, выступающего важным фактором утверждения принципов интернационализма.
Автор Подробно анализирует диалектические противоречия советского народа. Развитие качественно новой социальной и интернациональной общности людей, как и развитие всякого сущего явления,, связано с. единством и борьбой противоположностей, являющихся источником его развития. В процессе исследования данного феномена дается.классификация его структуры, включающая три группы противоречий:
- противоречия между классами и социальными слеями.социалистического общества;
- противоречия между социалистическими нациями и народностями;
- противоречия между классовым и национальным в советском народе.
Первая группа противоречий связана с.существенными социально- экономическими, культурно-бытовыми и социально-поселенческими различиями между,городом и деревней. Существенную роль играют и противоречия, связанные с разделением в обществе исполнительских и управленческих функций, монополизацией последних в руках определенного елся.
Вторую группу противоречий - между социалистическими нациями и народностями - диссертант рассматривает в виде следующей системы:
- внутренние противоречия развития национальных отношений социализма, включающие в себя: а) противоречия, порожденные оставшимися в наследство от прошлого факторами и не разрешенные в переходный период строительства социализма; б) противо- ■ речия, связанные с ошибками в планировании производства и потребления, проявлениями социальной несправедливости и неравенства, недостатками в патригическом и интернациональном воспитании; в) противоречия, имманентно присущие социализму. Особенность последних состоит в том, что разрешение этих противоречий
ведет к уничтожению одной из их сторон, а обеспечивает про-
грессивное развитие каждой из них. Важное методологическое значение имеет высказывание В.И.Ленина о роли противоречий как внутреннего импульса к развитию, о тем, что противоречие 'Сеть корень всякого движения п жизненности; лишь поскольку что имеет в себе самом противоречие, оно двинется, обладает импульсом и деятельностью... Противоречие не следует считать просто какой-то аномалией, встречающейся лишь кое-где; оно есть... принцип всякого самодаияения"*. К числу таких противоречий относится, в частности, противоречие между расцветом и сближением советских народов.
Наконец, третья группа противоречий между классовым и национальным в новой социальной и интернациональной общности людей основана на том, что хотя классовое и национальное, как указывалось вшпе, взаимосвязаны ме;;сду собой и в этой взаимосвязи классовое является определяющем, - в то же время классовое и национальное существенно различаются по своему содержанию а форме. Кроме того, классовое имеет тенденцию опережать развитие национального, а последнее отставать от классового.
В социалистическом обществе заложена реальная возможность разрешения неантагоннстических противоречий, которые связаны с объективными и субъективными факторами его развития. В то не время смеются возможности обострения этих противоречий, которые при известных условиях могут приобретать конфликтный характер.2 В связи с отмеченным диссертант подчеркивает, что в современных условиях низненно важно для развития советского народа своевременное выявление противоречий и создание условий для их разрешения.
Автор указывает на возрастающее значение теоретической деятельности КПСС в этом направлении для активизации человеческого фактора в условиях революционного обновления общества.
* Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики (учение о сущности)". // Поля. собр. соч., Т. 29. - С. 125.
2 См, : Баграмов Э. О противоречиях в сфере мегнациональ-Ш1Х отношений и путях их разрешения. // Политическое образование. 1989. № 12. - С. 47-57.
У
- -
Во второй главе -•"Интернационалистские духовные ценности советского народа" -" 'рассмотрены сущность и система интернационалистских ценностей (§1),: советский.патриотизм и социалистический ' интернацяон&вдзм (§ 2),..дается. сощально-философский анализ национальной гордости народов Советского Союза и.обще-советской гордости'советского народа,(§-3), раскрывается, сущность советского'коллективизма, социальной справедливости и равенства,'. гугланизма и.оптимизма новой социальной и интернациональной общности (§'4 ).,
Практика:показывает * что в -условиях нового политического мышления возрастает роль интернационалистских ценностей в, экономической, социально-политической "и духовной сферах аизни советского, народа. .В процессе Воздействия человека на мир, субъекта на объект так или иначе решаются задачи познания, оценки и преобразования данного объекта; при этом "ценность представляет себо:; объективную значимость явлений (вещей, идей, процессов, отношений) в качестве ориентиров человеческой деятельности, содержание которых обусловлено общественными потребностями и интересами*субъекта"1.. Важно учитывать, что "если потребности и интереса состазляют материальные компонента общения, то в ценностях ,заключается, его духовный аспект"2.
Советский народ как субъект исторического процесса регулирует свою жизнедеятельность с.помощью духовных ценностей, которые являются интернационалистскими, ибо они присущи всем нациям и народностям, входящим в новую историческую общность людей. Из этой системы ценностей автор выделяет "ключевые", "опорные": советский патриотизм, социалистический интернационализм, общесоветскую гордость, коллективизм, социальную справедливость, равенство, социалистический гуманизм и оптимизм. Именно они образуют своеобразную основу всей системы социалистических ценностей,.образуя общезначимое ядро их содержания.
1 Марксистско-ленинская теория исторического процесса. -1931. - С. 157.
2 Здравомыслов А.Г. Потребности, Интересы, Ценности. -1986. - С. 167. ■
М.
м.
к
Одновременно автор подчеркивает, что.длительное время вне поля зрения теоретических исследований оставались проблемы, связанные с реальными, практическими трудностями формирования у советских людей интернационалистских ценностей..Эти трудности особенно проявились в застойный период,-когда интернационалистские ценности подвергались' существенным деформациям.•На февральском Пленуме ЦК КПСС (1988 г.) отмечалось, что "задача социализма -г покончить с социальным отчуждением человека ... от власти, от средств производства, от результатов своего труда, от духовных ценностей"^' Особенно важно обеспечить схимническое усвоение интернационалистских ценностей подрастающими поколениями.
В платформе КПСС "Национальная политика партии в современных условиях" указывается, что "интернациональное и патриотическое воспитание молодого поколения должно стать первостепенной задачей партии Советов, профсоюзов, трудовых коллективов, комсомола, семьи и щколы"^.
. Одной из важнейших идейно-политических основ формирования духовного облика и психологии.советских людей является патриотизм. Поскольку в нааей. литературе имели место (и не преодолены полностью до сих пор) суждения о "национальном патриотизме", автор на основе ленинского методологического положения о генезисе патриотизма^ рассматривает сущность советского патриотизма.
3 диссертации отмечается, что с победой Великого Октября родилось новое"социалистическое Отечество, а вместе с'ним и качественно новый, более высокий тип патриотизма - советский патриотизм. В сознании трудящихся всех национальностей понятие Родины, ограниченное ранзе рачками родного края, национальной нуль-
^ Горбачев М.С. Революционной перестройке - идеологию обновления. - Ы. IS38. - С. 9.
2 Материалы Пленума.ПК КПСС 19-20 сентября IS39 г. - М. ISS9. - С. 23.
3 См.: Ленин 3,il. Ценное.признание Патирша Сорокина. // Полн. собр. соч. Т.' 37- С. ISO.
туры, обычаев и традиций, ныне наполняется интернациональным содержанием. В условиях социализма отношения всех наций и народностей г, Отечеству приобретает интернациональный характер, а их патриотизм становится сбщесоветским.
В.И.Ленин считал главным из всего того, что образует социалистическое Отечество, социализм*, социалистические общественные отношения. Социалистическое Отечество по своему содержанию и формам проявления юлеет интернациональную природу, где патриотизм перерастает национальные границы, выходит за рамки национальной принадлежности. Это превращает советский патриотизм в качественно новое явление, в интернационалистскую ценность.
Социалистическое Отечество характеризуется единством содержания, т.е. существенными признаками, которые определяются социалистическими отношениями, в то же время обладая национальными формами, что предполагает рассмотрение интернационального и национального как общего и особенного. Советский патриотизм выражает единство социально-классового и национального, которое характеризует особенности проявления общих черт социалистических наций и народностей. Недопустимо как игнорирование особенного, так и его абсолютизация, поскольку национальное не существует изолированно, само по себе, а лить в единстве с интернациональным.
В исследовании показано, что советский патриотизм - одна из важнейших интернационачистских ценностей советского народа как новой социальной и интернациональной общности людей, раскрыто его качественное превосходство над мнимой ценностью таких противоположных ему явлений, как местничество, пережитки родо-племенных отношений и др. На практике они проявляют себя, например, как выражение провинциального "патриотизма" населения или руководителей того или иного географического административного района. Продолжают иметь место факты национального
1 См.: Ленин В.И. Главная задача наших дьей. // Поли, собр. соч. Т. 36.- С. 62.
эгоизма и кичливости, и^венческих настроений и местничества.1
Местничество как.мнимая-ценность - это предпочтение, основанное, как правило, на эгоистической заинтересованности обеспечения превосходства местных интересов над общими - "ценность", которая выступает как форма проявления национального эгоизма. В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что партия выступает "против мелконациональной узости, замкнутости, обособленности, за учет целого и всеобщего, за подчинение интересов частного интересам общего"2.
В диссертация анализируются объективные и субъективные факторы, которые обусловливают проявления местничества - антипода советского патриотизма. Делается вывод, что гносеологическими корнями местничества являются одностороннее преувеличение национального момента и противопоставление его обцесоват-ским, интернациональным интересам и ценностям.
В диссертации исследуются причины, которые делают возможным проявление этих негативных явлений в жизни общества. Они разнородны по своей природе и различны по роли в определении действия местничества. К ним относятся: различия в достигнутом уровне развития наций, народностей в целад; существование определенных различий в уровне их социально-экономического и культурного развития; ошибки в организационно-экономической, культурной и идеологической работе, связанной с решением сложных и актуальных задач по обеспечению гармонического сочетания общесоюзных интересов с республиканскими, которые не совпадают автоматически, нарушение диалектики национального и интернационального, когда отдается предпочтение национальным интересам, и т.д.
Логическим продолжением предиествующего анализа является рассмотрение родопдеменннх пережитков у народов Советского Союза, миновавших некапиталистический путь развития. Необходимость
1 См.: Дискуссию на Пленуме ЦК КПСС 21 сентября 1989 г. - Правда. 21 сентября 1989.
2 Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. // Полн. собр. соч. Т. 30. - С. 45.
данного анализа обусловлена том,.что имеются попытки возродить родовые связи, внедрить их. в. структуру социалистических общественных. отношений. Б итоге проведенного исследования обосновывается внвод отважности учета .этой особенности у народов,.у которых. до революции отсутствовало представление об Отечестве, слабо было развито чувство национального единства, сильно давало' себя' знать местничество и.родопдеменные отношения. Понятие "Родина" ограничивалось, зачастую, собственным городом.или кишлаком,, и они противопоставлялись друг другу как самостоятельные '"земли". Здесь ■'можно указать, что данная проблема нуждается в углубленном теоретическом анализе, так как е.советской литературе не исследована особенность формирования советского -патриотизма у народов, миновавших .капиталистическую стадию развития. ,.,-.-.. '
, Большое место отведено в диссертации рассмотрению социалистического интернационализма, диалектически взаимосвязанного с советским патриотизмом. В. советской литературе, посвященной проблеме'социалистического интернационализма, существуют различные, точки зрения. Так, одни авторы неоправданно расширяют его до содержания марксизма-ленинизма, в целад. Другие сужают его только до границ интернациональной идеологии, необоснованно игнорируя психологию и практику. Третьи отождествляют сущность и проявления интернационализма, ,
Категория "пролетарский'интернационалиам" органически связана.с. иарксизмш-ленинизмш, Е целом пнтернацнонглиам органически Еытекает из философии, политической экономии марксизма-ленинизма и является в ажн е йшим. компонент ом научного коммунизма. В свою очередь, марксизм-ленинизм немыслим:без пролетарского интернацксналиача. Последовательный интернационализм марксистско-ленинского учеши определяется, во-первых, тем, что марксизм-ленинизм возник на основе обобщения интернациональных достижений науки и международного революционного опыта рабочего класса..Во-вторых, марксистско-ленинское учение является теоретическим выражением интересов рабочего класса разных национальностей и его союзник02 во всех странах и в мире в цзлсм. В своем содержанки марксизм-ленхккзм выражает диалектическое единство яаш:р;;алы/ого и'интернацасиельиого. В-третьих, ингер-
национальный характер марксизма-ленинизма обусловлен самой природой' коммунистического движения,-.теоретической основой которого он.является,"общностью коренных интересов й Целей рабочего класса,, выступающего под руководством коммунистических и.рабочих партий. В диссертация раскрывается, не только!,сущность интернационалистских ценностей советского народа - социалистического интернационализма, - но и показывается его" качественное превосходство над мнимыми ценностями: национализмом, шовинизмом, .и- т.д. . "
3 систему новых; социальных, ценностей советского народа, * органически взаимосвязанных с советским патриотизмом и с социалистическим интернационализмом, входит общзсоветская гордость новой социальной и интернациональной'общности людей,. В диссертации анализируется.общесоветская -гордость - нравственно-психологический феномен, в. котором в чувственной-форме отражается сложившаяся новая историческая общность, социальная.и интернациональная по своей природе. Даегся научный анализ различных терминов, употребляемых для обозначения форм существования общесоветской гордости новой социальной и интернациональной общности людей: "общенациональная", "общенародная", "интернациональная", "сбцесоЕетскзя" и'др. -
Проведенное в диссертации исследование обобщает имеющиеся в литературе разработки категорий "интернационализм", "патриотизм" и "национальная гордость", их взаимодействие, результатом которого а выступает смысловая определенность общесоветской гордости, а также анализируются проблемы субъекта общесоЕетской гордости. Рассматриваются сущность, структура и условия Формирования и перспективы развития общесоветской гордости. Четко проводится авторское понимание соотношения общесоветской и национальной гордости народов Советского Союза в отличие от существующих точек зрения в литературе.
Общесоветская гордость - новый этап развития социального чувства гордости. Она синтезирует в себе-социально-классовую гордость, а также национальную гордость народов СССР. Ойиесо-ветсная и национальная гордость народов - явления одпотипяцо и близкие, они взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Алтор делает вывод, что диалектическое единство обгдессветсксй к пзцно-
нальной гордости не означает их тождества и отсутствия между ними различия. Если общесовчтская гордость - социальное и интернациональное чувство, являющееся эмоционально-психологическим отражением прогресса социалистического общества, то национальная .гордость - эмоционально-психологическое чувство нации, отражающее ее место и роль в общественном развитии.
Отличительной особенностью общесоветской гордости является и то; что она формировалась на основе единства материальных и духовных сил советского народа, источником которого является социализм, где органически.сливаются национальное и интернациональное/ Б обцесоветской гордости более ярко выражена классовая определенность, в ней реализованы социальные ценности и ориентиры рабочего класса, с позиций которого решается подход к оценке национальных ценностей, В атом отношении дается новый материал длл размышления над проблемами марксистско-ленинского анализа социальной низни, в частности над проблемой теоретико-методологического соединения социально-философского анализа социально-исторических общностей людей как объективных форм общественного строя и анализа личностного уровня в существовании и развитии этих общностей.
В диссертации анализируется природа коллективизма, который выступает в условиях социализма одной из высших ценностей советского народа; коллективизм, как и все интернационалистские ценности, носит объективный характер. Его социально-зконсшчес-кая основа - общественная собственность на средства производства и вытекающие из нее коллективистские общественные отношения. Сбылись научные предвидения К.Маркса, что в будущем обществе "предполагается коллективное производство, коллективность как основа производства"*.
В период совершенствования социализма, отмечает автор, происходит переход предприятий на хозрасчет, самофинансирование и самоуправление, при котором имеет место развитие в направлении коллективизма во всех сферах общественной кизни со-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. // Соч. Т. 46. Ч. I. - С. 116.
ветского общества. Коллективизм стал определяющей характеристикой отношений всех социальных-общностей, основной форлой социальных связей. Реально сложившийся коллективизм социалистического общества -важнейший фактор становления и развития коллективизма как интернационалистской духовной ценности советского народа.. ...
При анализе системы интернационалистских ценностей"автор выделяет социальную справедливость и равенство, которые определяются реальными отношениями существующей практики в социалистическом обществе. Социальная справедливость, отмечалось на XIX Всесоюзной партконференции, воплощается в подлинном народовластии, в прогрессирующей демократизации общества. На большом фактическом материале показано, что несправедливость - антипод социальной справедливости в национальных отношениях - порождает и развивает тенденцию к обособлению, национальную отчужденность. В условиях социализма интересы разных социальных групп не только не совпадают, но и различаются. При одностороннем подходе возможно мнение, что учет их интересов достигается автоматически, в силу коллективистской природы общественных отношений. Здесь Basen точный экономический и политический расчет, активность трудовых коллективов для того, чтобы находить в данный момент решение, отвечающее особенностям момента. Коренное самообновление, демократизация общества и гласность создают возможность реализации социальной справедливости на осно-' ве удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов советского народа. Проблема социальной справедливости, по мнению автора, недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем теоретическом осмыслении.
В диссертации уделено внимание анализу социального равенства, входящего в систему интернационалистских ценностей новой исторической общности. Социалистическое равенство выражается в равенстве всех граждан перед законом, равноправии и фактическом равенстве всех социалистических наций и народностей. Цельная, сильная социальная.политика КПСС создает благоприятные условия для претворения в жизнь принципа социального равенства трудящихся. Исследуя эту проблему, автор показывает специфические "особенности социального и национального равенства, ко-
торые создают возможность для реализации общесоветских и нацио- • нальных интересов, развития национальных ценностей, усвоения всеми нациями, народностями интернационалистских ценностей»
Партия в принятой платформе КПСС "Национальная политика партии в современных условиях" на сентябрьском (1989 г.) Пленуме ЦК ставит задачу, чтобы в процессе революционного обновления общества обеспечить постепенное сужение остающегося еще неравенства в разных сферах и развитие социального равенства.*
Одну из важнейших задач исследования проблемы интернационалистских ценностей представляет собой раскрытие гуманизма и оптимизма советского народа. Гуманизм - социально-политический и нравственный принцип, признающий ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающий благо человека критерием оценки социальных институтов, а ценности справедливости и равенства, человечности - нормой отношений ыежлу людьми. Диссертант разделяет мнение о там, что гуманизм в первую очередь связан с социальным положением труженика, участника социалистических преобразований^, предполагает создание условии для "обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества"^. Для осуществления этой цели ее необходимо конкретизировать в более близкие и непосредственные цели, выдвигаемые на конкретных этапах развития социалистического общества.
Гуманизм как духовная ценность советского народа порождает цепное мировоззренческое и психологическое качество - оптимизм. Естественно, что оптимизм сочетает в себе эмоциональное и рациональное, идеологически и психологически соответствует определенному мировоззрению. Исторический оптимизм советского
1 См.: Материалы Пленума ЦК КПСС 19-2.0 сентября 1989, -М. 1989. - С. 17,
2 См.: Ковалев,С.М..Формирование социалистической личности. - М. 1980; Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М. 1980 и др.
3 Ленин В. И. Замечания на второй проект программы Плеханова. // Полн. собр. соч. Т. 6. - С. 232.
народа особенно проявляется в условиях перестройки общества, когда партия определяет магистральные гуманистические направления совершенствования социализма. В диссертации показывается, что наличие научно обоснованной, отвечающей интересам советского народа перспективы развития страны - условие оптимистического восприятия жизни людей, реальное основание их активной жизненной позиция.
Исследование интернационалистсних ценностей советского народа позволяет сделать вывод не только о взаимосвязи и взаимодействии, но я взаимопроникновении социалистического интернационализма, советского патриотизма, общесоветской гордости, коллективизма, социальной справедливости, равенства, гуманизма и оптимизма, их неразрывном единстве..Ведущую роль в соотношении этих категорий играет социалистический интернационализм: он - наиболее характерная и глубокая черта, определяющая убеждения и норму поведения советского человека.
Третья глава - "Проблема дальнейшей консолидации советского народа в процессе революционного обновления социализма" - состоит из трех параграфов: "Развитие единого народнохозяйственного комплекса и интернационалистских ценностей" (§ I), "Проблемы совершенствования структуры новой социальной и интернациональной общности" (§ 2) и "Методологические проблемы повышения роли интернационалистских ценностей в патриотическом и интернациональном воспитании" (§ 3).
В этой главе обоснована точка зрения, что развитие народнохозяйственного комплекса страны - основа для решения проблем как ближайших, так и перспективных - в политических, экономических, социальных сферах. По мнению автора, для того, чтобы развить единый народнохозяйственный комплекс - материальную базу дальнейшего упрочения советского народа, необходило успешно осуществлять радикальную экономическую реформу, дать целостную, эффективную и гибкую систему управления, позволяющую всесторонне реализовать потенциал социализма.
Автор критически анализирует сложившуюся ситуацию в современных условиях в экономической, социальной и духовной сферах, когда деформация ленинской национальной политики привела к
нарастанию негативных явлений в развитии экономики национальных республик, являющихся составной частью единого народнохозяйственного комплекса страны. Показано! что прогрессивные интеграционные процессы в рамках этой системы замедлились, в итоге это привело к нарушению механизма функционирования народнохозяйственного комплекса, нарушению диспропорций и в межреспубликанских поставках,'ущемлению тем самым интересов республик и страны п целом. Диссертант вскрывает основные причины нарушения экономических норм взаимоотношений в рачках народнохозяйственного комплекса.
Как показывает практика, командно-административный метод управления, бюрократическая централизация подрывают демократические основы, ведут к отчуждению человека от средств производства. В условиях качественного самообновления социализма, революционной перестройки происходит существенное изменение отношения к социалистической собственности, переход от единообразия к нарастающему'многообразию. Важной стороной экономической реформы является качественное улучшение использования, наряду с общегосударственной собственностью, таких форм.собственности, как кооперативная и различные модификации собственности, связанные с развитием индивидуальной и семейной трудовой деятельности. Это позволит добиться решения ключевых задач, обеспечивающих реализацию положения "больше социализма". Перестройка решает проблемы развития многообразных форм реализации государственной собственности, включая в ее структуру отношения, основанные на базе коллективного подряда, индивидуальных и групповых форм хозяйствования. Это требует нового экономического мышления - перехода о? простого линейного понимания собственности к осознанию ее сложной внутренней структуры.
Пути повышения эффективности экономической интеграции з рамках народнохозяйственного.комплекса, ход экономической реформы автор связывает с вопросами внедрения нового хозяйственного механизма. Перестройка направлена на полную и всестороннюю реализацию возможностей социализма. "Цель начатой в стране, радикальной экономической рафорлы... обеспечить переход от чрезмерно централизованной, командной системы управления к демократической , основанной преимущественно на экономических
методах, на оптимальном сочетании централизма и самоуправления. Она предполагает разное расширение самостоятельности объединений и предприятий, переход их на полный хозрасчет и самофинансирование".
В работе.показывается, что в условиях сложившейся в период застоя организационной структуры управления неизбежен и другой аспект - ведомственный подход к экономике. Ведомственный подход не может в полном объеме учитывать общесоветские и республиканские интересы, так как он имеет в основном технократический характер. Отсюда и вытекает остаточный принцип планирования социально-культурного развития. В этих условиях особо актуален вопрос, отмечается в платформе-КПСС "Национа^ная политика партии в современных условиях", о "создании действенных государственных, общественных и экономических механизмов, обеспечивающих органическое сочетание национальных и интернациональных ценностей й интересов"2.
Укрепление единого народнохозяйственного комплекса связано с дальнейшим выравниванием экономического развития.советских республик, ибо на его основе наиболее полно развертываются творческие силы наций, народностей к обеспечивается максимальный вклад отдельных республик в экономический потенциал страны. Рассматривая проблемы развития единого народнохозяйственного комплекса страны, автор выступает против суждения в нашей литературе о том, что сегодня нет таких национально-территора-ачьных районов, которые бы отставали в своем развитии от центральных областей, и поэтому не целесообразно в дальнейшем руководствоваться принципом рационального размещения производительных сил. Показывается, что ряд национальных республик выступают поставщиком сырья и не имеют достаточно мощной перерабатывающей промышленности. По мнению автора, частичное отставание отдельных национальных республик в экономическом и еоци-
1 Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. - М. 1987. - С. 35.
2 Материалы Пленума ЦК КПСС 19-20 сентября 1969. - М. 1989. - С. 19.
альном развитии невозможно,ликвидировать без ускоренного роста промышленного производства там, , где оно было менее развито, а также без перехода республик и регионов на принципы хозрасчета о четким определением их вклада в решение общесоюзных программ.
Таким образом, совершенствование единого народнохозяйственного комплекса ведет к развитию интеграционных процессов и укреплению экономических связей между республиками и регионами, к усилена» его органической целостности. Этот процесс в экономической сфере неотделкм-от социально-классового, политического и духовного развития, советского народа.
Важную роль в совершенствовании социалистического общества играют социально-классовые отношения, поскольку они определяют все другие формы общественных связей, в частности укрепление социально-классовой общности советского народа - субъекта интернациональных ценностей. . Как ,показано ,в диссертации, в новой исторической общности людей проявились целостность и динамизм социально-классовой системы социализма, определенный этап ее развития, характеризующийся более высоким, чем прежде, уровнем целостности и темпами развития. Существование и развитие советского народа нз означает в современных исторических условиях преодоления классовых различий,.но это важный этап на пути решения данной всемирно-исторической„задачи.
Изучая проблему совершенствования социально-классовой структуры советского народа, автор делает вывод, что различия в социальной структура наций, народностей нашей страны оказывают воздействие на формирование интернационалистских ценностей новой исторической общности людей. Социалистические преобразования изменили социальную природу- крестьянина, создали условия для преодоления его ограниченности, мелкособственнической психологии - основы национализма. Однако приверженность к национальным традициям (прогрессивным и консервативным) у крестьян сильнее, чем у рабочих. В этих условиях совершенствование социально-классовой структуры наций и народностей - важное условие укрепления единства советского народа.
■ В условиях качественного обновления социализма, как показано в диссертации, создаются предпосылки .для совершенствования национальных отношений, в результате чего укрепляются ин-
тернациснальная сущность советского народа - субъекта интернационалистских ценностей. .■''•■:.
Для общеметодологического, анализа развития социалистических наций, народностей'важное значение'имеет'учет действия двух тенденций; суть его в том, что, во-первых, происходит экономическое, социально-политическое и культурное развитие каждой нации и народности. Во-Еторых, на основе социалистической интернационализации идет объективный процесс сближен/л наций, народностей, усиливается' их взатлообогащеняа, осуществляется более полное сплочение и единство вс всех сферах жизни.
Данное фундаментальное положение, обобщающее основные тенденции развития наций, народностей-при социализме позволяют сделать вывод, что тенденция к,'рассвету наций, народностей выражают рост экономики, совершенствование социально-классовых отношений, становление социальной однородности, обогащение духовных ценностей. Поэтому эта тенденция выступает объективно необходимым моментом их исторического прогресса. По мнению диссертанта, расцвет нации, народности носит диалектический, противоречивый характер. Он выражается'в том, что в этом процессе есть национально-специфические элементы, которые придает относительную устойчивость данной социально-этнической общности,-язык, традиции, национальное самосознание, - есть и интернациональные элементы, которые способствуют качественным сдвигам в определенных областях ее жизни, выводя за увненациональные рамки. Важнейшими среди интернациональных элементов выступают производительные силы, интернационалистские ценности. Начичие национально-специфических черт требует учета национального своеобразия наций и народностей в процессе качественного совершенствования научного управления национальными отношениями в современных условиях.
Тенденцию сближения социалистических наций, народностей нельзя рассматривать просто как расширение' и углубление экономических и культурных связей между ними, поскольку такой подход упрощает ее сущность. Данная тенденция наряду с расширением и качественным развитием всесторонних связей включает в себя возрастание взаимопомощи, взаимовлияния и взапмообогащония наций, народностей во всех cíepax их материальной, соигальнпй
и духовной жизни на принципах Социалистического интернационализма. Расцвет и сближение наций, народностей это не обособленные, параллельно идущие, а. диалектически взаимосвязанные процессы. Сочетание двух прогрессивных тенденций имеет всеобщий характер и составляет сущность процесса развития наций, народностей в условиях перестройки общества. В диалектическом взаимодействии двух.тенденций ведущей, определяющей является всестороннее сближение наций, народностей.' Но она не исключает прогрессирующего значения и роли тенденции всестороннего расцвета каждой нации и народности. Именно■с функционированием двух тенденций и связано возрастающее значение интернационалистских ценностей в жизни как наций и народностей, так и советского народа в целом.
В диссертации значительное место уделено анализу положения Программы КПСС о достижении в определенной перспективе полного единства наций. Прежде всего, полное единство наций нельзя смешивать с их слиянием. Видимо, это один из важных этапов в данном прогрессивнид процессе сближения наций и народностей, который завершится "в отдаленной исторической перспективе" .
Определенный уровень единства наций, народностей в нашем обществе достигнут. Утвердились, вошли в сознание десятков, миллионов людей идеи и чувства дружбы народов, уважение к их национальной культуре и национальному достоинству. Советский народ выступает как качественно новая социальная и интернациональная общность, имеющая единство экономических интересов, идеологии и политических целей. В диссертации раскрыто, что это диалектическое единство является основой самого существования советского народа как новой исторической общности людей.
В диссертации показано, что это единство не является еще полным. Современная история свидетельствует, что развитие национальных процессов вследствие. деформации и застоя носит противоречивый характер.2 Это подтверждает, что достигнутое едш-
1 Материалы ДУЛ съезда КПСС. - М. 1986. - С. 156.
2 См.: Философские проблемы, теории и практики национальных отношений при социализме. Материалы "круглого стола". // Вопросы философии. № 9, 1988. - С. 35.
ство наций, народностей попа нельзя назвать полным.
При рассмотрении проблемы консолидации советского народа в условиях совершенствования общества в диссертации показано, что ногая историческая общность, состоящая из разнородных структурных элементов (классов и наций, народностей), в силу специфики исторического развития имеет различный социально-экономический и культурный уровень. Это обусловливает реачьные противоречия внутри советского народа, который требует постоянного учета и дальнейшего теоретического исследования.
Опыт нашего государства показал, что, несмотря на допущенные деформации и ошибки, советская федерация во всем своем'многообразии форм и совокупности составных частей продолжает оставаться важнейшим средством решения задач КПСС и советского народа в области национальной политики.Советская союзная и национальная государственность республик в их единстве является реальной силой, обеспечивающей прогресс социалистического общества, успешное решение задач, поставленных ХХУП съездом, XIX Всесоюзной партийной конференцией и сентябрьским (1989 г.) Пленумом ЦК КПСС в области экономики, социальных отношений, формирования и развития интернационалистских ценностей советского народа.
Диссертант полагает, что развитие национальных отношений, советской национальной государственности - чрезвычайно слояшй и многогранный процесс. В ходе его, с одной стороны, сохраняются и будут держаться еще очень долго национальные различия. С другой - всесторонний расцвет наций и народностей. Интернационализация тлеет объективные предпосылки при социализме для своего проявления, которое ведет ко все большему сближению социалистических наций и народностей. Этот процесс, по мнении автора, имеет следующие основные направления: во-первых, развитие самих форм государственного строя наций и народностей, их преобразование и демократизация в системе советской федерации;
1 См.: Тадевосян Э.Б. О новом политическом мышлении в национальном вопросе. // Политическое образование. 1988, 13. - С. 90.
во-вторых, совершенствование,ее функций е процессе социалистического строительства; в-третьих, национальная советская государственность развивается в направлении изменения ее содержания, суцности, ее перерастания из национально-государственной формы диктатуры пролетариата в национально-государственную форму Советского общенародного государства и, наконец, перерастания вместе со всей советской социалистической государственностью в общественное самоуправление.
Главная тенденция развития национальной государственности народов в условиях перестройки,-по мнению автора, - усиление ее интернационального характера. Уже сейчас происходит усиление интеграционных процессов всех сторон жизни социалистических наций и народностей. Поэтому, естественно, форды государственности народов не могут находиться в стороне от этой магистральной тенденции общественного прогресса, они неизбежно должны развиваться, совершенствоваться. Интернационализация советской национальной государственности - это объективный исторический процесс развития и углубления ее интернационалистического содержания и все большего накопления и расширения на этой основе интернациональных общесоветских черт в национальных формах государственности советских наций и народностей.
Решение задач, поставленных ХХУЛ съездом, XIX Всесоюзной партконференцией, сентябрьским (1389 г.) Пленумом ЦК КПСС в области национальных отношений, требует дальнейшего совершенствования управления процессом их развития. Рассматривая проблемы национального развития, автор делает вывод, что в нашей многонациональной стране, кроме Комиссий по делам национальностей в Верховных Советах СССР, союзных и автономных республик, которые уже созданы или создаются, необходимо образовать Комитет по делам национальностей СССР (союзно-республиканский), который на основе теоретической разработки актуальных проблем национальных отношений давал бы практические рекомендации по научному управлению национальными процессами, выявлял бы вновь возникающие проблемы национальных отношений и входил бы в директивные органы с научно обоснованными предложениями. Цель управления национальными отношениями и национально-государственным строительством в условиях перестройки социализма состоит в
- ЗУ -
том, чтобы оптимизировать прогресс, упрочение и совершенствование Есей системы союзной и национальной государственности и обеспечить ее наиболее эффективное воздействие на все стороны жизни.
Автор приходит к выводу, что в условиях расширения суверенитета национальных республик, дальнейшего,развития советского народа - особенно актуальней становится проблема формирования интернационалистских ценностей. "Учет национального фактора, органическое сочетание национальных и иятернационалистскнх ценностей и интересов должны стать неотъемлемым элементом всей партийной работы"1, - подчеркивалось на сентябрьском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС. В диссертации поставлен ряд методологических проблем, позволяющих более полно раскрыть взаимосвязь патриотического и интернационального Боепитания в современных условиях, утверждение в сознании советского человека интернационалистских ценностей. Решение этих проблем и их практическая реализация смогут способствовать повышению эффективности патриотического и интернационального воспитания в условиях перестройки, более глубокому пониманию, уяснению интернационалистских ценностей, укреплению их связи с жизнью, практикой развитие и совершенствования социалиама.
В "Заключении" диссертации сделаны обобщающие выводы, формулируются итога, результаты исследования, рассматриваются перспективы, основные проблемы дальнейшего исследования роли интернационалистских ценностей в развитии и укреплении советского народа - новой социальной общности людей. Автором также дается ряд практических рекомендаций по совершенствованию патриотического и интернационального воспитания в условиях революционного обновления социализма.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
Монографии и брошюры
I. Национальные процессы-в СССР. - М. : Наука. 1987.--
1 Материалы Пленума ЦК КПСС 19-20 сентября 1989. U. IS89. - С. 42-43.
-.3820, I п. л. (в соавт.)
2. Проблемы научного управления строительством Советского многонационального государства. - К.: Наука. 1982. - 20,1 п.л. (в соавт.).
3. По закону братства. - И.: Советская Россия, 1981. -8,61 п.л. (в соавт.).
4. Ленинская национальная политика КПСС и ее фальсификаторы. - М.: Московский рабочий, 1982. - 7 п.л, (в соавт.).
5. Развитие конституционных основ Советского многонационального государства. - Ташкент: Узбекистан. 1985. - 13 п.л. (в соавт.).
6. По закону братства. - М.: Прогресс, 1985. - 15 п.л. (на языке дари - Афганистан), (в соавт.).
7. Строительство коммунизма я развитие национальных отношений в СССР. - М.: Знание, 1582. - 3,5 п. л. (в соавт.).
8. Молодени о патриотизме. - М.: Знание. 1975. - 2,5 п.л. (в соавт.).
9. Советский народ - новая историческая общность людей. - М.: Знание. 1972. - 3,5 п.л. (е соавт.).
10. Осуществление ленинской национальной политики. - М.: Знание. 1972. - 2 п.л.
11. Советский народ: сущность и проблемы развития. -25 п.л. (в соавт.) (в производстве).
Главы в коллективных моиоггафиях, сборниках и журналах
1. Общесоветская гордость - интернациональная черта новой исторической общности. - В кн.: Коммунизм и нации. - М.; Наука. 1985. - 2 п.л.
2. Единство социалистического интернационализма а патриотизма советских людей. - В кн.: Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. - М.: Наука. 1981. - 1,5 п.л. (в соавт.).
3. Непримиримая борьба с национализмом - важнейший долг марксистско-ленинских партий. - В т.: Пролетарский интернационализм - мощное оружие революционного преобразования мира. - . М.: Мысль, 1980. - 1,5 п.л. (в соавт.).
4. Интернационалистская природа новой исторической общности - советского народа. - В кн.: Советский народ - строи-
тель коммунизма. - М.: Наука. 1981. - 0,5 п.л. (в соавт.).
5. Ведущая роль рабочего класса в становлении и развитии социалистических национальных отношений. - В кн.: Рабочий класс СССР и его ведущая роль в строительстве коммунизма. - М.: Наука. 1975. - I п.л. (в соавт.).
6. Проблемы интернационального воспитания. - В кн.: Социальное развитие села в период строительства коммунизма. -Кишинев: Картя Молдовеняска, 1976. - 0,5 п.л. (в соавт.).
7. Интернационализм, патриотизм и общенациональная гордость граждан СССР. - В сб.: Советский образ жизни. - Орел: Т. 74, 1976.- 2,5 п.л. (в соавт.).
8. Советский народ - новая историческая общность людей. В сб.: Актуальные философский проблемы общественного развития. - М.: ИФАН, 1975. - 0,5 п.л. (в соавт.).
9. Общенациональная гордость народов стран социалистического содружества. В сб.: Социально-политический аспект национальных отношений в социалистическом содружестве. - М.: ИФАН. 1980. - 0,5 п.л.
10. Социалистический образ жизни и структура психологии советского народа. В сб.: Интернациональное и национальное в сознании социалистической личности. - Москва-Фрунзе: ИФАН, 1980. - 0,2 п.л. (в соавт.).
11. Формирование и развитие гордости советского народа. В сб.: СССР - интернациональное единство социалистических наций и народностей. - М.: ИФАН. 1983. - 0,5 п.л.
12. Критика буржуазных фальсификаций права наций на самоопределение. В сб.: Критика буржуазных концепций национальной политики КПСС. - М.: ИФАН. 1986. - 0.5 п.л.
13. Принципы сочетания социалистического интернационализма и патриотизма и управление межнациональных отношений. В сб.: Социальное управление в советском общество и опыт социального планирования. - М.: ИФАН. 1968. - 0,6 п.л.
14. Культурный национализм - оружие империализма. Коммунист Туркмении. - Ашхабад. 1978, № 10. - 0,8 п.л. (на туркменском язнке) (в соавт.). ,
15. Проблемы сочетания пролетарского интернационализма и патриотизма в документах Международного совещания коммунист::-
ческих и рабочих партий 1969 г. В сб.: Ленинизм и современная идеологическая борьба в области национальных отношений. -Москва-Каунас:-ИФАН. 1970. - 0,5 п.л.
16. К.Марно и Ф.Энгельс о взаимосвязи вролетарского интернационализма и патриотизма. - М.: ИФАН. 1969. - 0,5 п.л.
17. Советский народ - новая историческая общность людей. - Русский язык в национальной школе. 1972. & I. - 0,5 п.л. (в соавт.).
18. Советский народ как целостная социальная система. В сб.: Проблемы и противоречия в национальных процессах. - М.: ИФАН, 1988. - 0,5 п.л.
19. Союз нерушимый республик свободных. - Русский язык в национальной школе, 1972. й 6. - 0,5 п.л. (в соавт.).
20. Теоретические проблемы социалистического интернационализма. Вопросы философии. 1968, К 12. - 0,5 п.л. (переведен на немецкий язик) (в соавт.).
21. "НсЕоа" идеологическое оружие антисоветизма и его бессилие. - Фрунзе: Коммунист, 1978, ¡1 8. - 0,5 п.л. (на киргизском языке) (в соавт.).
22. Единство интернационализма и патриотизма. - Улан-Батор: Унэн. янв. 1973. - 0,2 п.л. (на монгольском языке).
23. Ленинская национальная' политика: достижения и перспективы. Философские науки. 1978, № I. - 0,5 п.л. (в соавт.).
24. Интернационализм внутренней политики КПСС. - Научный коммунизм, 1977, № 3. - 0,3 п.л. (в соавт.).
Кроме указанных работ, автором по проблемам новой социальной и интернациональной общности людей опубликованы статьи в газетах "ИзЕестия", "Советская индустрия", "Труд", "Гудок", "Пресс-бюро" Правды и др. общим объемом более 5 п.л.
Кроме того, диссертант является, членом редколлегии коллективных трудов по проблемам социальных и национальных отношений, интернационализма, советского образа жизни, вопросам патриотического и интернационального воспитания: "Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе". -Ы.: Наука. 1981. - 21 а.л.; "Коммунизм й нации". - М.: Наука. 1585. - 21 п.л.; "Социально-политические аспекты национальных отношений в социалистическом содружестве". - М.: ИФАН. 1981 -
6,9 п.л.; "СССР - интернациональное единство социалистических наций и народностей". - М.: ИФАН. 1983. - 7 п.л.; " Диалектика интернационального самосознания в процессе совершенствования социалистического образа жизни". - М.: ИФАН. 1985. - 21 п.л.; "Формирование и утверждение социалистического образа жизни в процессе некапиталистического развития и социалистического строительства (на примере СССР и МНР)" - советско-монгольский труд. - М.: Наука. - 20 п.л. (в производстве); "Критика буржуазных фальсификаторов ленинской национальной политики КПСС". -М.: ИФАН. 1986.- 6,5 п.л.; Проблемы и противоречия в национальных отношениях. - М.: ИФАН. 1988 - 7,6 п.л. и другие.
е
Зак. /ЗбС'нТнп. Л13 РСФСР
Тир. /СО