автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного распева

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Захарьина, Нина Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного распева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного распева"



[МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ САШТПЕТЕРЕУРГСКАЯ КОНСЙРЗАТОРИЯ ИМЕНИ Н.А.РИСКОГО-КОРСАКОВА

На правах рукописи

ЗАХАРЬИНА Ника Борисовна

К-092-09.01

ИНТОНАЩОННЫЛ СЛОВАРЬ И КОМПОЗИЦИЯ ПЕСНОПЕНИЙ-ОСМОГЛАСНИКОВ ЗНАМЕННОГО РОСПЕВА

/Специальность 17.00.02 - Музыкальное жлдгсстьо/,

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1992

Работа выполнена «а -афедре истории русской музыки Санктпетербургской консерватории имени <Н.А.Римского-Корсакова

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент

Кручлнина А.Н.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Ручьевсная Е.А. кандидат искусствоведения Лозовая И.Е.

Ведущее научное учреждение: Всероссийский институт искусствознания.

Защита состоится -Я" 992 г. на заседании специали-

зированного совета К-092-09.01 по- присуждению -степени

идата искусствоведения Санктпетербургской консерватории.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санктпетербургской консерватории

Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения Зайцева Т.А.

О!" " '^ЛЛ

I: £Н,)ЛЯ ИБЛИОТЕКА

77^ ] Художественная ценность знаменного роспева ннне признана и

. I

но: яуядается в доказательстве. Каждое из песнопений является неповторимым художественным явлением, концентрируя и преломляя в себе принципы древнерусского певческого искусотва. Однако основной корпуо песнопений знаменного роспева не подвергался детальному изучению (за исключением небольшого числа авторских и местных роспевов*). Современное состояние пауки о древнерусской музыке и, в первую очоредь, разработанность общих проблем строения древнерусской монодии позволяют перейти к рассмотрению художественного смысла и ценности отдельных песнопений.

Представленная работа посвящена комплексному иэучепию пес-нопепиЛ-осмогласников, существовавших в певческой традиции с ХП века. Мы концентрируем внимание прежде всего на их интонационном словаре и принципах композиции. В поле зрения исследователей эта проблематика до сих пор не находилась, хотя теоретическое осмысление закономерностей художественного творчества русских рос-певщиков - насущная задача современного периода изучения русской средневековой певческой традиции. Б этом мы видим актуальность представленного исследования.

Материалом работы стали девятнадцать пэонопепшЧ-осмогласпиков знаменного роспева. Осмогласник - песнопение, разделённое на

2

восг-ь частей, каждая из которых роспета одним из гласов.

1. См., например: Бражников М.В, Фёдор Крестьянин - русский роопевщик ХУ1 века //.Фёдор Креотьяниг. Стихиры ,'Пуол., расшифровка и I. .след, М.В.Бракниково.М., 1974. С.^Л-22<. Безуглоля И.ф. Каноническое л индивидуальное в творчестве роспевщиков ХУП века: /Опекалг.пскиЙ роспев/: Автореф. дис. ... канд.искусствоведенигс. Л., 1982'. 18 с. 1

2. Иногда в конца песнопения повторяется глас, о которого „

Эти песнопения фиксируются в певческих книгах Стихирарь и Обиход и принадлежат к разным жанрам: отихиры (славники и стихиры на целование плащаницы), песнопение на входе, тропарь, богороди-чен, Символ веры. Их объединяет структура, которая моделирует оо-могласие - важнейшую музыкально-каноническую систему оредневеко-вья. Эти песнопения известны на всём протяжении бытования древнерусской монодии, что заставляет рассматривать их как явление, приоущее знаменному роспеву и отражающее его ключевые закономерности.

Еелью работы отало выявление художественного омысла, заключённого в этих песнопениях, через анализ особенностей музыкального языка и приЕ ипов композиции. Кроме того, на материале осмо-гласников мы стремились выяснить, как в рамках средневековой музыкальной культуры формировались предпосылки музыкального мышления нового времени.

Сказанное определило методику исследования, в основу кото-

ч *

рой ле^ло требование контекстного подхода. Насколько позволяет

изученность знаменного роопева,' пеонопения-осмоглаоники введены в контекст музыкально-исторического процесса и развития музыкальной теории Древней Руси. Кроме того', песнопения рассматриваются в связи о внемузыкальными явлениями средневековья: философией, эстетикой, литургической "рактикой.

Дня определения времени создания каждого осмогласника пот-

оно начиналось. В этом случае разделов будет девять.

П. Фролов C.B. Историческое - современнее: Опыт научной рефлексии ■// Сов.музыка. 1990. * 3. С.27-Я7.

ребовалооь привлечение методов общей и музыкальной палеографии, описанных'М.В.Бражниковым в стетье "Русокие певческие рукописи и русс 1я музыкальная палеография".* История текста исследуемых песнопений рассматривалась при помощи методов текстологии, разра-

с с

ботанных Д.С.Лихачевым 3 и применяемых в музыковедении. ° Изучение музыкального языка осмогласников потребовало составления свода интонационных формул. Подобный метод исследования является специфическим для средневековой моподии и развит в трудах Д.В.Разумовского, М.В.Бранникова, А.Н.КртчшшноЙ, С.П.Кравченко и других исследователей. ^

Анализ композиции осмогласников опирается на метода традиционного музыкознания, пренде всего на функционально-логический подход и анализу, что позволяет вскрыть принципы, лежащие в основе структуры исследуемых песнопений. Основной "точкой опоры" был

о

.при этом труд Е.В.Назайкинского. Наконец, для исследования связи

4. Бражников М.В. Статьп о древнерусской музыке. Л., 1973. С.28-58.

5. Лихачёв Д.С. Текстология: На материале русской литературы

Х-Х7П вв. 2. Изд; перераб. и доп.Л;, 1983. 639 с.

6. Проблемы русской.музыкальной текстологии: (По памятникам русской хоровой литературы ХП-ХУШ вв.). Л., 1983. 197 с.

7. Разумовский Д.В. Церковное пение в Р-ссии. М., 1867. 362 3 о. Бражников М.В. Лица л фиты знаменного роспева. Л., 1984. 301 с. Кручинина А.Н. Попевка в русской музыкальной теории ХУП в. Дис. ... канд.искусствоведения. Л., 1979. 164 с. Кравченко С.П. Фиты знаменного роспева: На материале певч. кн."Праздники": Дис. ... кавд.искусствоведения. Л., 1981. 193 о'.

8. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. 318 о.

о.

музыки о философскими установками средневековья потребовалось обратиться к истории философии и эстетики, реконструировав положения е музыкальном времени, божественном образе гласа.®

Научная новизна работы состоит, во-первцх, л её материале: впервые исследование посвящено специально осмоглазпик'г.м; проанализированы все известные пам осмогласники, девять из ник впервые введены в научный обиход. Это песпопения: Усекновению глатгн Иоанна Предтечи "Днесь безакопообразная", сб. ПаптолеГшсну "Всемилостивый господа", св. Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его Давиду и Константину "Радуйся и веселися граде Ярославль", св. Прокошш Устюнскому "Яко течение добре скончаваеиу" и "Босая днесь светлая память твоя", Покрову "Цпесь возрадуемся еве на пз-беси", явлению иконы Богородицы на реке Колош в 1413 году "Све-тообразная и святая икона", св. Маккавеям "Душа праведная в руца господне", св. Артемию "По Христе законно", "Бесплотное естество херувимское".

Во-вторых, в работе существенно дополнен текстологический аспект изучения песнопений, поскольку впервые динамика текстов

9. Творения святых отцев б русском переводе. Т. 4-7. М., 1845-1862. Серегина Н.С. Музыкальная эстета Древней Руси: (по памятникам философокой мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1974. Вып. 13. С. 53-78. Лозовая И.Е. "Ангелоглас-пое пение" и оомоглаоие как важнейшая оторона его музыкальной 'иконографии //Мисе VIM. Qiydgozucz,

1988. Vol. I. Ac/ta. on u«>'i co^< S. 649-665. Ьладышевская ' Т.Ф. Музыкальная эстетика Киевской Руси J J Там. ке.S. 1047-1060.

рассматриваемся на сопоставлении йотированных и ненотированных источников, в том числе Уставов и Миней. Интонационный словарь и композиция изучаются по спискам начала ХУП века (времени расцвета осмоглаоников), однако при исследовании каждого лз них непременно учитывается специфика истории текста.

В-третьих, составленный и откомментированный нами свод интонационных формул осмоглаоников о их расшифровкой не только даёт материал для анализа осмоглаоников, но и позволяет сделать ещё один шаг к понимании осмогласия в целом. В работе выявлены принципы композиции осмоглаоников, что вносит_ вклад в учение о музыкальных формах монодаческой музыки. -Затем, нами найден новый ракуро анализа композиции древнерусских песнопений: мы выявляем степень свобода роопевщика, исходя из того, что за каждым песнопением стоит его автор. Роль автора по отношению к анонимным песнопениям ранее не учитывалась.

Далее:, в работе вводятся новые данные о влиянии философских установок средневековья на знаменный роспев. Мы рассматриваем представления древнерусских музыкантов о гласе как подобии

божественного образа, реконструируя основные параметры (графичес-»

кие и интонационные) каждого гласа. Впервые по отношению к древнерусской монодии рассматривается категория музыкального времени " её реалькз воплощение в осмогласниках. И, наконец, результаты исследования интонационного словаря и композиции осмоглаоников позволили по-новому взгляЕ1уть на осмогласие. Оно г^едста-ёт как синкретическая система, включавшая б себя календарные. философово-эстег'че' <ие и ооботвегшо ¡«узыкальные законр.

Практическая значкмоот: работы заключается й раоширеник исследовательской базы истории дреЕнеруосоЙ музыки л её теоретического .осмысления. Свод интонационных формул осмоглаоников до-

полаявт имеющиеся своды и монет служить поообием при расшифровке нормативных песнопений. Расшифровки оомоглаоников, сделанные автором, могут быть включены в репертуар хоровых коллективов. Работа монет быть использована в учебном процессе при чтении курсов истории, теории и эотетики древнеруоской музыки.

Апробация работы состоялаоь на кафедре иотории русской музыки Санкт-Петербургской консерватории. По её материалам опубликованы статьи, подготовлены доклада на конференциях в Москве (1987), Быдгоще (ПНР, 1988), Ленинградской консерватории (1988) и Государственной Публичной библиотеке (1988 и 1991 гг.).

Структура и содержание работы. Диосертация ооотоит из вступления, трёх глав и заключения. Б приложении I приводится словарь попевок, лиц и фит осмогласников начала ХУП века, содержащий 580 формул; в приложении 2 дайы расшифровки осмогласников Уопе-нию Богородицы "Богоначальным мановением" и св. Прокопию Устюжскому "Яко течение" и "Восия днесь" в описках начала ХУП века. Список попользованной литературы оодержит 128 названий, список

источников - 102 единицы.

/

Во Вступлении обосновывается актуальность теш, даётся характеристика материала, описываюгоя о'оновные методы исследования. Здесь же содержится обзор литературы о осмоглаонкках. Эти пеопо-пения упоминалиоь во многих трудах о древнерусски музыке, начиная с книги Д.В.Разумовского "Церковное пение в России".11

10. См. онооку 7. '

11. Разумовский Д.В. Церковное пение в юсоии: (Опнт г^.-г шехн. излож.). М., 1867Г Вып. I. С. 102."

Самая ооновательная характеристика осмоглаоников содержится в книге М.В.Бражникова "Древнерусская теория музыки" в главе "Оо-могласьз".12 Все иооледоватэли говорят об этих песнопениях как о выдающихся образцах знаменного роспева, однако специального исследования, посвящённого осмогласникам, нет.

Первая глава содержит источниковедческий и текстологический анализ оомоглаоников. Основой для её написания поолужило изучение около двухсот вотированных рукопиоей, при котором было выявлено 19 осмоглаоников в 85 рукопиг-х ХП-ХУШ веков. Задачей источниковедческого анализа было выявление репертуара осмоглаоников, динамики его формирования, а также обнаружение наиболее распространённых и, напротив, редких пеонопвний.

В рукописных книгах ХП-ХУ веков встречается четыре осмоглас-ника. Это олавники Уопению Богородицы "Богоначальным мановением" Сретению Господню "На херувимах оедяи"св. Пантелей-

12. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки: По рукоп. материалам ХУ-ХУШ веков. Л., 1972. С. 225-232.

13. Обнаружен в рукописях: ГПБ Qnl 15 (ХП в.) Л.171, Соф. 384 (ХП в.) Л.85. ГБЛ Ф.304 J» 439 (начало ХУ в.) Л. 134 об., ГПБ Кир.-Бел. 637/894 ( 2-я четверть ХУ в.) Л.51, ГБЛ Ф.304 J» 440 (2-я четверть ХУ в.) Л.118, Л 407 (1-я половина ХУ в.) Л.203 об.; ГПБ Кир.-Бел. 654/911 (50-60-е гг. ХУ в.) Л.177» ГБЛ Ф.304 I* 408 (3-я четверть ХУ в.) Л.278 об, * 412 (4-я четверть ХУ в.) Л. 334 об., » 409 (конец ХУ в.) Л. 155 об.

14. ГПБ Кир.-Бал. 637/894 Л. 33 об., ГБЛ Ф.304 Л 412 Л. 297, » 409 Л. 112 об., J» 418 (4-я четверть ХУ в.) Л. 417.

уо ну "Всемилостивый Господи",^ Усекновению главы Иоанна Пред-

тс

течи "Днесь безаконообразная". Во второй половине ХУ1 века к

^ ним присоединился ещё один осыогласник - Символ веры "Верую во Т7

единого Бога".

В конце ХУ1 - начале ХУП века количество осмогласников в рукописях увеличилось до четырнадцати. Были созданы следующие песнопения: стихиры на целование плащаницы Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его Давиду и Константину "Радуйся и весоли-ся граде Ярославль" и Зосяме и Савватию Соловецким "Днесь прес-встлая нам наста память", славппки Покрову "Днесь возрадуемся еже на небеси", Прок опия Устюжскому "Яко точение добре скончав-, шему" и "Воспя днесь светлая память тдоя", явлению иконы Богородицы на реке Колочл в 1413;году "Светообразная и святая икона", Маккавеям "Душа праведная в руце Господне", тропарь "Воскресение Христово видевше", богородичеи "Преблагословена еси", песнопение

TQ

на входе "Свете тихий". Кроме того, в втот период продолжали Фиксироваться ранее известные осмоглаоники. В рукописях середины ХУП века, кроме перечисленных, появились осмоглаоники: св. Артемию, второй осмоглаоник Успению "Днесь* владычица и Богородица"*® и осмоглаоник за здравие государя Алексея Михайловича "Днесь воструби труба".20

15. ГПБ Qnl 15 Л.172, Соф. 384 Л. 76 об., ГБЛ Ф.304 Я 440 Л. 128, JMI2 Л. 325, * 418 Л. 392.

16. ГПБ QI 15 Л. 187 об., Соф.334 » 92 об.; ГБЛ Ф.304 Л 439 Л. 149 об., » 440 Л. 125, » 412 Л.342.

17. ГПБ 01 898 (1573 г.) Л. 528 об.

18. Наиболее репрезентативны рукописи: ГПБ Погод.380 (1602г.) Кир.-Бел! 665/922 (.1604 г.), 586/843 (начало ХУП в.).

19. ГБЛ Ф.37Э Л 63 и 66.

Ю. 20. ГПБ Погод. 424 пол¡ХУП bJ Л. 449.

В конца ХУП века количество осмогласников уменьшается. Из известных ранее продолжают фиксироваться осмогласники Успению

рт

"Богоначальным мановением" и Сретению,й в единичных списках обнаружены Символ веры 22 и осмогласник Успению "Днесь падачица п Богородица".23 Появляются и новые: "Бесплотное естество херувиы-' сков"24 и "Достойно есть".25 В потные издания св. Синода во второй половине ХУШ века вошли осмогласнпкп Успению "Богоначальным

'1С

мановением" и Сретению. "

Причины, обусловившие появление и исчезновение осмогласников в рукописях, зависели от изменений в литургической практике: канонизации святых русской церкви в ХУ1 веке, увеличения количества роспеваемых песнопений в это же врем, исправления богоолу-кебных книг в ХУП веке. Стабильная фиксация двух славников (Успению и Сретению) объясняется высоким рангом праздников (двунадесятые праздники). Однако причины использования именно данной формы роспевания текста >- осмоглаоника - леаат вне области литургии (осмогласники не предусматриваются Уставом), искать их следует в закономерностях, музыкальных процесов того времени.

Следующий раздел главы посвящён исследованию истории музыкального л литературного текстов осмогласников. Предметом текстологического анализа стал осмогласник Успению' "Богоначальным ман"зением". Р". его примере рассматривалось место в службе, занимаемое осмогласником в разное время, история литературного и

21. Эти песнопения ил:еютс, в какдой певческой книге Праздники.

22. ШБ Кпр.-Бел. 677/034 (конец ХУП в.) Л. 119.

23. ГПЬ Кир.-Бел. 538/895 (начало ХУШ в.) Л. 231.

24: ГПБ Сол. 277/282 (конец ХУП в.) Л. 244.

25; Кир.-Бел. 577/934 (Конец ХУП в.) Л. 120'об.

26. Праздники нотного пения. М»: Счнод. тип., 1772. - II.

музыкального текстов.

Для того, чтобы выявить "конвой" осмогласяика, его место в службе, мы сопоставили ненотированные богослужебные книги -Уставы и Минеи, - содержащие службу Успению, и вотированные Стихирари ХП-ХУШ веков. При этом выяснилось, что ненотированные источники отражают норму службы, её канон. ' '

Мы располагали опубликованным отрывком из Студийского устава и Минеи ХП века, содержащим службу Успению . 28 Фиксация службы в них практически одинакова, г.е. сохраняется одинаковый порядок песнопений и их состав. Б свою очередь, списки Иерусалимского уотава (о Х1У века и далее 29)и Минеи того же времени -имеют одинаковый сосиз и "орядок песяо1..ний и отличаются лишь подробностью, записи службы.

В отличие от ненотированных источников, певческие рукописи ХП-ХУ веков отражали практику богослужения. Состав и порядок пе-онопений службы варьируется в каждой рукошюи. С ХУ1 века певческие рукописи были подчинены требованиям Устава, и фиксировали закреплённый в нём нормативный порядок богослужения. Это объясняется общей идеологической ситуацией того времени: усилением /

государственности¿' централизацией, ролью церкви в государства и

/

вытекающей отсюда унификацией богослужения.

Сравнение списков литературного текста песг опекая в Минеях

27. Термин Д.С.Лихачёва. Лихачёв Д.С. Текстология... С.З

28'., Лисицын м. Первоначальный славяно-русский типикон. СПб.i I9II. С. 183-184. /' 29. Например, ГПБГ.,1 25 (1408 :.), Титов. 718 (ХУ-ХУ1 в.)

,й мр'.

30. ГПБ Соф. 372 (1475 г.),F I 168 (ХУ1 в.) и др.

я Стихирарях показало, что текот в йотированных рукописях несколько дольше - до второй половины ХУП века сохранил независимость о" текста в Минее. В ХП веке списки осмогласника в Минее и Стихирарях практически одинаковы. В ХУ веке в Минее появился, очевидно, другой перевод текста (разночтения касаются нескольких синтагм). В Стихирарях аа текст остался неизменным, но с ХУ века фонетическая редакция постепенно менялась с истшшоречия на райдельноречие, которое и закрепилось в середине ХУ1 Еека. В 1669 г. текст осмогласника был исправлен по Минее: он стал истин-норечным, разночтения были уничтожены.

Анализ музыкального текста осмогласника позволил выявить

от

три редакции, последовательно сменяющие друг друга. Какдая редакция отрааает определённый этап развития музыкального мышления. При этом существует тенденция к постепенному закреплению звуковысотной линии напева, ко всё более точной её фиксации, к

I

стабильности музыкального текста.

по

Первая редакция бытовала в ХП - начале ХУ века. Для неё характерно варьирование вида знамён внутри семейства, причём изменению может подвергнуться любой знак в строке. Кроме того, в разных описках озвучиваютоя не все гласные текста, знаки смеща-

31. При выявлении редакций мы пользовались критерием целенаправленности изменений оогласно известному определению В.М.Истрина. Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы домоягольокого периода: (П-13 вв.). Пг., 1922, С. 59.

32. ГПБ дп I 15, Соф. 382, 01 418, Кир.-Бел. 637/894, ГБЛ Ф.304 » 439, Я 440.

I

та.

ются о одних слогов на другие. Гласовые обозначения нестабильны. По нашему мнению, единицей музыкального мышления в этой редакции являлась музыкальная интонация, выраженная невмой.

Вторая редакция находится в рукописях конца ХУ - первой половины ХУЛ века и отражает становлеьае формульного музыкального мышления. Эта редакция отличается стабильностью окончаний отрок (т.е. архетипов формул). В этих участках обнаружено восемь разночтений, которые касаются замены знаков, В серединах отрок возможны' варианты вида знака внутри семейства, они встречаются в двух-трёх списках в одном-двух знаках в строке. В раздельно-речных пометных списках ХУП века обнаружены разночтения высоты • знаков. Гласовые обозначения постоянны.

Третья редакция зафиксирована в истинноречных рукописях второй половины ХУП-ХУШ вв. и записывается нрюковой пометной или линейной нотацией. ^ Она не присутствует в изданиях св.Синода (до 1688 г.). Киноварные пометы или ноты точно показывают высоту звука, разночтения почти не возникают (обнаружено всего вооемь, все они касаются замены знаков).' Унифицированность зву-ковысотной линии, использование специальных знаков дня её записи позволяет предполагать, что единицей музыкального мышления в этой редакции стал музыкальный звук.

Таким образом, история музыкального текста осмоглаоника показывает, что песнопение прошло, несколько этапов музыкального мышления: от главенства интонации через мышление формулами

33. КУЛИ Причуд. 97, ГПБ Соф. 472, Кир.-Бел. 600/863, 91 184, QI 898, 0 I 488, БАН Строг. 44.

34. Спяоки о киноварными пометами: ГПБ 01 458,. Погод. 402, 01 85, Ноголинейныв списки: ГПБ Титов. 2803, 2082 и др.

Н.

Например: о\ $ ^ О I -

^ о)

Кроме последнего знака, попевки имеют одинаковый роспев.

Кадансирование в первом гласе представляет собой нисходя- . щее движение крупными длительностями и записывается знаками "статья закрытая малая" ■■ "статья простая"^ или "стрела громная" - "статья простая"^/" ^ .

Второй глас насчитывает 44 попевки и лица от 31 архетипа п 10 фит от 7 начертаний. Степень тайнозамкненнооти велика - в большинстве формул последний два-три знака имеют тайнозамкйен-ный роспев, представляющий собой опевание конечного тона.

Например:

Опевание является ведущей кадансовой интг'ацией в гласе и записывается различными знаменами: С ; ? ; ; ^ ^ . Последними знаками попевок вместо "статьи простой"

у '

становятся "статья закрытая средняя" ^ х или "стрела повздная" * . Попенка при этом отличается от прототипа не только последним зн-"ом, но веер роспег^м.

Например:

Отметим также рядное раэпределение по слогам при одном роспеве-

£

щ

Третий глас отличает -большая стабильность начертаний (16

графических типов попевок и 5 типов фит), минимальная тайно-

замкнепность, силлабический роспев, "покачивающиеся" питона. »

ции (часто записываются знаком "два в челну ) в под-

водах и окончаниякформул.

Формулы четвёртого лласа имеют силлабический роспев, малую степень тййнозалишенности, стабильность начертаний ( 14 графических типов). Кадансовые интонации - '..'е же, что встречались в,предыду.".ис гласах. четвёртый глас собирает, кончеит-

рирует интонации, свойственные "первой мчтвёрке" гласов.

К обобенностям графического облика попенок относится ко:.;бини-роьанке устойчивых элементов, например, дного подвода с разными археыпами: - ■ ^ ^ ^

ХУ' V ) ?о -л £

^ v^/ о

Пятый глао содержит 15 графических типов, минимальную тай-нозамкненность, в основном силлабический роспев о внутрпслоговым роспевом в окончаниях формул. Последнее часто связано с осноеной особенностью графики этого гласа - прибавлением знака "паука" к Стабильным начертаниям попевок: сг\/~ ;

Б кадансах встречаются нисходящее д;лженпе целыми нотами, а также интонационная фигура "паука":

Формулы шестого гласа основаны на 20 графических типах,тайнозам-кненны, роспевны. Для них характерно опевание конечного тона или восходящее движение, последний знак попеЕКИ заменяется на "статью закрытую среднюю" , "стрелу поволную" ?^ ,

"стрелу мрачнокрыкевую" £ , "змеицу"

Седьмой глас содержит 18 графических типов, попевки предельно стабильны, роспев силлабичен, тайнозамкненность невелика. В этом гласе встречаются вое упоминавшиеся типы каданоов. Восьмой глас осмогласников включает 15 графических типов, роспе-внооть и тайнозамкненность велики, последний знак попевки заменяется на "змеицу" ^ и "двойную змеицу" ¿Х^у « Для каданоов характерно опевание.

По соотношению¡опева с текотом и тайнозамкненнооти гласы группируются следующим образом: первый, третий, четвёртый, пятый, седьмой (силлабические, нетайнозамкненные) и второй, шестой, восьмой (роспевныб, тайноза'.жненные), что не соответствует исследовательской установке .на родство чётных и нечётных

глаоов.38

Данные характеристики глаоов не носят всеобъемлющего характера: ойи определены только для осмогласников и лишь статистически, по. большинству формул (роспев неко*'9рых распространённых попевок - например, "кулизмы" ¿о £\ ^ - противоречит нашему описанию глаоов). Основной реальный результат исследования - выявление нормативной характеристики глаоа. Она необходима для анализа принципов ооздания осмогласников, ибо роопевщик ооновы-валоя именно на нормативе, оледуя ему или нарушая его. Характеристики. гласов в 8тих песнопениях могут также служить основой для изучения оомоглаоия на более широком материале.

Б третьей главе предпринят анализ композиционных закономерностей осмоглаоников. Последова ельнооть анализа направлена от общих закономерностей знаменного роопева к частным принципам отроения оомоглаоников, от технических закономерностей к их фи-лооофско-эстетичеокому ооыыолениш.

В § I. уточняются и дополняются сведения о принципах композиции знаменного роопева, на основании работ И.И.Вознесенского, Н.С.СерёгиноЗ, И.Е.Лозовой и соботвенных наблюдений. Основное

38. Упомянем работы: Разумовский Д.В. Церковное пение в Роооии. Алексеева Г.В. Древнерусское певческое иокуоство: Строение пеонопений энаменного роопева. Владивосток, 1983. 170 о.

39.; Вознеоенокий И.И. О церковном пении прославленной гре-ко-российокой церкви: Большой знаменный напев. Киев, 1887.207 с. Серёгина Н.С. О принципах формообразования в песнопениях знаменного роопева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л», 1975. С.173-180. Лозовая И.Е. Самобытные черты знаменного роопева: Автореф. дно. ... кавд.иокусствоведения. Кпев, 1987. 24 0.

Качество композиции знаменных песнопений - прарывнооть, рао-чл,нённость на строки. Строки автономны, законченны, независимы от контекста. Из них складывается мозаичная, статичная, принципиально разомкнутая фоиа» получившая название цент компози-

§ 2 посвящён соотношению текста и напева осмоглас ников.1 Нас интересовала отепень свободы роопевщика при создании песнопения. Анализ соотношения акцентности музыкального и литературного текстов показал, что они рядоположены, но не соподчинены.

мулами, не всегда соответствует делений векота на оинтагмн. Наконец, напев регулирует протянённооть слова (роопевщик вносил коррективы в его фонетическую редакцию, уменьшая или увеличивая количество гласных в слове).

В § 3 рассматривается явление повторности в осмогласниках. Задачей исследования было выявление роли повторений знаков и интонаций в этих песнопениях. П0вторность в осмогласниках имеет коммуникативную функцию, скрепляя форду и способствуя целостности восприятия. В контексте певческого цикла повторность может приобрести и семантическую нагрузку.

40. Литер^уроведческий термин, применён я древнерусской музыке И.Гарднером: (Jaro(n4-c X фа«, Се^-До -с/ас Tropierwn^ unoi £e.",ne. (becfeu^umç fur cJ>e

^ctaho^Mus-.k rVOs-fe^s. В. I. ¡962. -2. Юб-<2(.

41. Термин Б.В.Шиндина. Ниндин Б.A. Деместве. .шй росит : H тация, попреки, принципы композиции: /-торрф. чис. канд. пг-усстроведения. Л., 1980. С. 13.

ции .или нормативной композиции.

40

41

Сегментация литературного текста, создаваемая музыкальными фор-

Повторность реализуется аа двух уровнях: интонационном и графическом. Б графике возможны повторы отдельных знаков и начертаний формул, в мелодической.линии - интонаций й роопевов формул.

Расположи? анализируемые осмоглаоникя по хронологическому принципу, мы выявили историческую последовательность появления разных типов повторности. Воем осмоглаоникам присуща повторно-сть одной интонации (индивидуальной для каждого песнопения), часто записанной одним и тем же знаком, в разных частях строк. Этот тип можно считать древнейшим.

Осмогласник Сретению (известный с ХП века, но переживший большие измедг'зя при смене редаг ий в середине ХУ века) и осмогласник Ярославским святые содержат сложную сиотему повторов, включающую все её виды, упомянутые выше, и аналогичную плетёному орнаменту или стилю "плетение словес". ^ Отметим, что литературный текст осмоглаоника Ярославским святым представляет собой ^.негирвд - жанр, для которого и характерно "плетение словес". Такой тип повторности в напеве возник в оомогласниках в ХУ веке - одновременно с появлением панегирического стиля в литературе.

Повторность как приём находится в развитии, и в начале ХУЛ века в осмогласнике Соловецким сеятым появляется новый тип, предвосхищающий репризную повторность. В этом песнопении имеется почти буквальный повтор на расстоянии строчной группы, зву-

, 42. К човаюва О.Ф. "Плетение сЛовес" .. плетёгый орнг.лент кснца Х1У века: (К вопросу о соот1._лиенип) // Взаподействие л.;хературы изобразительного искусства в Древней Руси. М.; Л., 19и6.'(Т0ДРЛ; т.22) С. Ю1-Ш. -22.

чащей сначала во втором, а затем в шестом гласе.

Л 4 посвящён гласовой композиции исследуемых песнопений. Здесь досматриваются принципы её строения, интонационное наполнение, соотношение с цепгонкомпозицией и музыкальной формой.

Формальным признаком гласовой композиции служит порядок гла-совых обозначений в песнопенииПо порядку чередования гласов ос-могласникп делятся на группы: а) I, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, (I) -пэснопония св. Пантелеймону, Соловецким святым, Прок опии Уотмс-скому "Яко течение", все осмогласники из Обихода; б) I, 5, 2, 6, 4, 3, 7, 8, (I) - Успению Богородицы "БоГояачальянм мановением", Покрову, Прокопию Устанскому "Вооия днесь"; в) другие варианты чередования гласов: I, 5, 2, 6, 3, 7, 4, 8 Усекновению; 8, 2, 3, 4, 5, 6, 7, I Маккавеям; 8, 4, 7, 3, 6, 2, 5, I Явлению иконы Богородицы. ■

С одной стороны, сам принцип осмогласника представляет собой центонкомпоэицию (исследование гласонкх разделов в произвольном порядке), с другой стороны, осмогласяикам свойственна регулярность чередования гласов и типология структур. В этом мы видим проявление принципов музыкальной формы, свойственных музыке нового времени.

В § 5 внявляются философские основания строения осмогласнп-ков. Осмогласник - образ, модель осмогласия. Поскольку осмогласие тесно овязано с церковным календарём, ос-овннм предметом рассмотрения стала категория времени. Музыкальное время выступает в двойном значении: как календарная организация исполнения песнопений и как организация временной структуры осмогласников, т.е. их композиции.

Круг осмогласия является частью подвижного годового круга (исчисляется от Пасхи до Пасхи) и опредзляет исполнение писно-пений Октоиха. Оомоглпсники не входят в этот круг, они относят-

23. '

ся к песнопениям не подвижного годового круга (осмогласншш из Стихираря) и дневного круга (осмогласншш из Обихода). Возможно, именно это поззоляет им моделировать круг осмогласия.

Первичную роль в олукбе играет литургическое действо; важнейшие. его события (например, вход) вызывают изменения в течении времени, его. замедление. Для этого существует ц'елий арсе-г нал средств. Тексты службы, повторяя сюжеты праздника в различном порядке, разрушают земное, последовательное восприятие событий, настраивают на иное течение времени. Такая же задача решается ?хив описью, где нередко одновременное изображение разновременных событий. Наконец, музыкальная цеитонкомпозиция, в силу произвольного порядка формул, также заставляет настроиться на восприятие божественного времени, иле вечности.

Наличие фит понимается как полное•отключение от событий, остановка времени (аналогия - каденция в концерте, ария в опере). Осыогласншш обладают ещё одним средством: они могут следовать календарному порядку гласов (от первого до вооьмого) или нарушить его, предложив другой порядок.'

.Б § 6 мы останавливаемся на проблеме творчества средневековых музыкантов. Осмогласншш - самогласные песнопения, поэтому на их примере можно рассматривать принципы творчества роо-пев'циков. Для этого сравниваются разные роспевы одного литературного текста (осмогласник и одвогласовый, роспевы стихир Соловецким святым и Прокошш Устюжскому). Осмогласншш более ро-спеты, их музыкальный текст сегментирован более мелко и более насыщен формулами, чем одноглаоовый роспев. Осмогласншш имеют более сложную систему повторнооти. Вместе с тем наличие альтернативных росг^вов показывает.• что причиной создания осыогласни-ка была творческая инициатива рэспевщика. 24.

Обобщая выводы, сделанные в предыдущих разделах работы, мы констатируем, что большинство осмогласяиков было создано в конце ХУ1 - начала ХУЛ века - в то время, когда в древнерусской . музыке стали появляться авторские роспевы. В начале X: Л века ос-могласники максимально приближаются к феномену музыкяльногв про- 1 изведения. За это говорит стабильность музыкального текста, за -конченность, регулярность гласовой композиции. Вместе с тем в осмогласниках проявилось формульное мышление, о чём свидетельствует их интонационный словарь.

В результате сделан вывод'о свободе творчества роспевщика при наличии организующей основы - музыкального стиля знаменного рсопева. ^тиль, как формальная категория, служил связующим звеном между философокими предетавлениями эпохи и музыкально-композиционными закономерностями. Опорными точками творчества были текст, жанр, глас - показатели музыкального канона.

В Заключении подытоживаются результаты исследования, важнейшими из которых мы считаем раскрытие связи философских установок с композиционными принципами осмогласников, а также описание динамики музыкального мышления, отражённой в осмогласниках. Это позволяет сделать ещё один шаг к адекватному пониманию памятников отечественного леснетворчества.

В перепек' чве возможен поиск новых песнопений-осмоглосни-ков, а также применение методов их анализа к другим песнопениям значенного роспева.

По теме диссертации опубли.' ланы статьг I. Осмогласнри -ак жанр древнерусского певческого "скусст-вя//Миа;еа »п+1(|иа VI" &у^С52Сг,1эдз. тс/5",со(. 5.1087-1125.

2. Песнопения-осмогласкикп в древнерусских нотир- чанных

рукописях // ИсточЕШКоведческое изучение памятников письменной культуры: Сб. науч.тр. Л., 1990. С.26-38.

Подписано к печати 20,08.92. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ.л.1,6. ^сл.кр.отт.1,6. 1 ^.изд.лЛ.О. Тираж 150 экз. Заказ № 80

Издательство Российской национальной библиотеки,СП. I9I069,С.-Петербург,Садовая ул., 18.

Лицензия К» 020246