автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Иррационально-эзотерические версии культуры

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Израилев, Юрий Львович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Иррационально-эзотерические версии культуры'

Текст диссертации на тему "Иррационально-эзотерические версии культуры"

ИЛ*

РОССИЙСКАЯ. АКАДЕМИЯ НАУК Институт философии

На правах рукописи

ИЗРАИЛЕВ Юоий Львович

ИРРАЦИОНАЛЬНО-ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ КУЛЬТУРЫ

Специальность 09.ОО.! 3 - философская антропология и философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени

доктора философских наук

М XI П

о

У 9

Москва -1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

ЧАСТЬ I

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 1. Постижение культуры в античности .......................................................49

Глава 2. От провиденциализма до Нового времени.............................................64

Глава 3. Просветительская версия культуры........................................................67

Глава 4. Культурфилософские взгляды немецкой классической философии .......73

Глава 5. Трактовка культуры в русской философии.............................................83

Глава 6. Аналитическая философия и структурализм...........................................95

ЧАСТЬ II

МИСТИКА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Глава 1. Мистика и философия ..............................................................................104

Глава 2. Мистика как феномен ...............................................................................116

Глава 3. Соотношение религии и мистики .............................................................119

Глава 4. Мистический опыт....................................................................................135

ЧАСТЬ III

ФИЛОСОФИЯ О.ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ ОПЫТЕ КУЛЬТУРЫ

Глава 1. Романтизм: идея многообразия культур..................................................155

Глава 2. Философия жизни: XIX в., культуроборческие концепции.....................173

Глава 3. Философия жизни: XX век.......................................................................196

Глава 4. Психоаналитические версии культуры....................................................214

ЧАСТЬ IV

НОВЕЙШИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Глава 1. Эзотерическое учение Шмакова ...............................................................236

Глава 2. Теософия и антропософия........................................................................258

Глава 3. Феномен метакультур в эзотеризме .........................................................273

Глава 4. Нагваль и тональ: культурный смысл......................................................285

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................310

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................316

ВВЕДЕНИЕ

Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на ментальность человека, об эзотерической символике гностиков или о современной тайнописи культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса, о мифе или о постмодернизме, о романтических версиях культуры, нашедших свое продолжение в "философии жизни", мы пытаемся пробиться к современному пониманию культуры, к осмыслению ее судеб. Многие феномены искусства оказываются более прозрачными, когда их исследование сопряжено с общими социально-философскими медитациями.

Актуальность проведенного исследования обусловлена прежде всего возрастающей ролью гуманитарного знания. На протяжении последних веков точные науки постоянно сравниваются с человековедческими. В недавние времена пальма первенства неизменно принадлежала так называемым конкретным наукам. Когда же речь заходила о постижении человека, человечества, общества, культуры, человеческого духа, то складывалось впечатление, будто гуманитарные науки менее важны для социальной динамики, не всегда конкретны и доказательны.

Феномен гуманитарной культуры, как показывает анализ многочисленной философской и культурологической литературы, исследован мало. Даже само это понятие встречается относительно редко. Между тем гуманитарно-культурные ценности крайне важны для человеческого рода, общества и личности. Общеизвестно, что проблема возникновения духовной культуры является крайне сложной и недостаточно разработанной.

По мнению отечественного ученого И.М.Орешникова, современная наука (археология, этнография, антропология, историческая психология, лингвистика, фольклористика и др.) приводит многочисленные факты в пользу естественного, земного происхождения духовной культуры (предкультуры). В частности, гуманитарная культура, мораль, религия, искусство, мифология и обыденное социальное познание порожде-

ны определенными человеческими потребностями в условиях длительного периода ан-тропосоциогенеза. Многие ученые считают, что мораль, религия и искусство возникают где-то в период верхнего палеолита (40-20 тыс.лет до н.э.), когда жили кроманьонцы. Крайне интересный материал на этот счет содержится в трудах Л.Леви-Брюля, А.П.Окладникова, С.А.Токарева, Э.Тайлора, Дж.Фразера и других.

Актуальность темы определяется также и тем, что в гуманитарнокультурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные произведения, "семь чудес света" и прочее. В то же время в рамках гностицизма осмысливались вопросы о том, кто мы, кем стали, куда стремимся, как освобождаемся, что такое рождение и возрождение.

Для создания современной гуманитарной культуры опыт прошлых эпох оказывается сверхценным. "Люди минувших эпох, - отмечает отечественный философ Э.Ю.Соловьев, - живут для нас благодаря особого рода общественной практике - мемориальной. Она обеспечивает постоянное присутствие прошлого в актуальном сознании и препятствует тому, чтобы мы его подменяли или сочиняли, те, кого уже нет, продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие"1.

Сегодня мы осознаем безусловное значение гуманитарного знания. Оно многолико и разнообразно. Но как обрисовать его? Культура - это всеобъемлющее, "сквозное" явление, оно присутствует в различных сферах общественной жизни. Гуманитарное знание непосредственно включает в себя философию, обществознание, человековедение, культурологию, право, мораль, искусство, мифологию, религию, педагогику, филологию. Его предметом являются "человеческие" общественные отношения, нравственно-

1 Соловьев Э.Ю. Прошлое творит нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991, с.3-4.

этическое поведение людей, гуманитарное образование, воспитание и просвещение. Именно эта область научного знания и называется гуманитарной1.

Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеуст-роения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.

Вот почему в современной философии выявился обостренный интерес к культуре как фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже целого региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику. Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа.

Но вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным и субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества.

1 Орешников И.М. Феномен гуманитарной культуры. Социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Уфа, 1994, с.7.

Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и разрушением экологической среды. Истончение озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение океана и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь встают вопросы: "Не враждебна ли культура природе", "Есть ли возможность гармонизировать их отношения?"

Актуален и еще один аспект культурфилософского анализа - культура и общество, культура и история. Какое воздействие оказывает культурный процесс на общественную динамику? Что принесет культуре движение истории? В прошлом социальный цикл был гораздо короче культурного. Индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей. Она не менялась в течение многих столетий, регулируя жизнь многих поколений. В XX в., как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего столетия. Теперь на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох.

Оторвите человека от родной культуры и бросьте в совершенно новое окрухсение, где ему придется мгновенно реагировать на множество совершенно новых представлений о времени, пространстве, труде, религии, любви, сексе и т.п., вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимете у него всякую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологическое онемение - жуткий симптом сегодняшних дней.

Современные люди, ускорив темпы перемен, навсегда порвали с прошлым. Они отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от былых приемов приспособления к изменившимся условиям жизни. Именно это ставит под сомнение способность человека к адаптации: выживет ли он в новой среде? Сможет ли приспособиться к новым императивам?

Можно указать еще на один аспект исследования, связанный с актуальностью темы. Накопление знаний в современном мире происходит гораздо медленнее, нежели

осуществляются социальные перемены. Стремительная динамика опережает процесс осмысления общественных закономерностей, тайнодействия механизмов культуры. В связи с этим особую значимость приобретает способность исследователя уловить те обусловленности, которые характерны для культурной практики.

Актуальность проведенного исследования определяется также кризисом современной - просветительской и постпросветительской культуры. В современном общественном сознании просветительская модель культуры переплетается с постпросветительской, что создает довольно сложные коллизии в сегодняшнем понимании самого феномена культуры. Поэтому автору представляется важным показать, как различные компоненты просветительской модели культуры становятся объектом нового философского толкования, вызывают стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Исследование современных культурных процессов невозможно без глубоких парадигмальных сдвигов в философии культуры, которые произошли за последние два столетия.

Нет сомнения в том, что в философскую литературу последнего времени все чаще проникают размышления о враждебности культуры изначальной человеческой природе. Такого рода представления разрабатывают приверженцы таких философских направлений, как психоанализ, философская антропология, социобиология. Современные философские антропологи предупреждают: социальность, точно железный обруч, сковала природные импульсы человека.

Еще одна проблема, побуждающая к глубинному социокультурному анализу - невиданный всплеск национальных и расовых умонастроений в XX веке. Длительное влияние универсализирующей тенденции обернулось ростом национального и расового самосознания. В связи с такой ситуацией рождается еще одна группа вопросов. Насколько сейчас возможна национальная идентификация и каковы ее границы? Каковы современные формы мессианства? Что является альтернативой современному национализму? Как вообще в культуре реализует себя иррациональное содержание? Обсуждение

этих вопросов стимулирует разработку философских проблем культуры. Многие актуальные проблемы осмысливаются сегодня в специфических культуроведческих терминах.

Одна из самых очевидных тенденций современного мира - интенсивный рост разнообразия культур, выходящих на историческую арену в качестве самостоятельных субъектов после нескольких веков безраздельного доминирования Запада. Последнее обстоятельство обусловило психологическую сопряженность культурных идентификаций с подавляемым комплексом неполноценности, который выражается агрессивными настроениями конфронтации по отношению к культуре-лидеру" х.

Можно согласиться с исследователем: процесс диверсификации, безусловно, драматичен и чреват неоднозначными последствиями. Европейски ориентированный исследователь, безусловно, испытывает дискомфорт при встрече с потоком эксцентричных верований, ценностных ориентаций, жизненных укладов и цивилизационных признаков. Все это разрушает привычные шаблоны культурфилософского анализа, порождает множество подходов к теме.

Весьма заметное явление современной культурной ситуации - религиозный ренессанс. Американский социолог Даниэль Белл, развивая в наши дни концепцию, согласно которой мир переживает сейчас стихийное и непредвиденное религиозное возрождение, отмечает: ни один европейский философ прошлого века, кроме, пожалуй, Фридриха Шеллинга, не подозревал, что в будущем религия сохранит себя.

Белл, разумеется, неточен, его суждение не относится, например, к русским религиозным мыслителям, которые, напротив, исходили из представления о взращивании религиозного сознания. Однако Белл прав в главном: многие культурфилософы были убеждены в том, что век религии недолог. Многие ученые прошлого века, не только философы, полагали: незачем специально критиковать религиозные воззрения, поскольку чистый свет науки обнаружит изначальные тайны бытия. Многие футурологи нашего

1 Назаретян А. "Столкновение цивилизаций и"конец" истории" // Журнал "Общественные науки и современность", 1994, N 6, с. 141.

столетия, прикидывая, какой будет последняя треть столетия, были убеждены, что сакральная зона культуры окажется потесненной. Никто не мог помыслить, что в конце XX века вопросы веры займут огромное место в зоне культуры.

Разумеется, многие канонические ожидания теологов во многом не оправдались. Мало кто из известных теологов прошлого столетия мог предположить, что спустя несколько десятилетий самим церковникам придется размышлять о кризисе и возрождении веры, о крушении традиционных форм богопочитания. Американский социолог Х.Уорд в книге "Религия в 2101 году" полагает, что религия в грядущем превратится в своего рода "духовный туризм". Будущее, по его мнению, может потребовать радикально новых образов Бога. Прихожане покинут церковь, как это сделали молодые мистики. Изменится отношение религии к сексуальной жизни. В храме можно будет совершать соитие. Не исключены праздники общенациональной оргии с религиозной окраской. Такой прогноз для мыслителей прошлого века выглядел бы кощунственным...

Американский журнал "Фьючерист" специальный номер посвятил будущему религии. Авторы его говорят о том, что традиционные религии, по сути дела, бессильны разрешить мировые вопросы. Они рассуждают о том, как трансформировать религии, чтобы извлечь максимум пользы из универсальных ценностей. Отмечают, что сегодня имеется множество противоречивых концепций относительно природы Бога. Спрашивают: что значит понятие о Боге вездесущем, если человек с помощью компьютеров может в определенном смысле приблизиться к состоянию вездесущего сознания?

Вместе с тем современное религиозное сознание приобретает этическую проблем-ность, универсальность, тревожное неспокойствие духа. В конце тысячелетия раскололось традиционное представление о космосе, о истории, о человеке. Рождается новая картина мира, которая включает в себя множество культурфилософских сюжетов. При этом отчетливо просматривается тенденция выявить трансцендентальное содержание культуры.

В мире обнаруживается не только распространение экзотических верований, рождаются мощные фундаменталистские тенденции. По ¿мнению видного американского философа-культуролога С.Хантингтона, "реванш Бога" найдет отражение в разностороннем и сильном фундаментализме. Это приведет к обострению противоречий и, вероятнее всего, к столкновениям между семью-восемью базовы