автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Искусство орнаментной росписи в жилой архитектуре Коканда XVIII - XX вв.

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Султанов, Мухтар Абдуллабекович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Искусство орнаментной росписи в жилой архитектуре Коканда XVIII - XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Искусство орнаментной росписи в жилой архитектуре Коканда XVIII - XX вв."

Г 5 Сч

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМ-ЗАДЕ

НИЯЗИ

На правах рукописи УДК 729; 745.50 СУЛТАНОВ МУХТАР АБДУЛЛАЕВИЧ

ИСКУССТВО ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ РОСПИСИ В ЖИЛОЙ АРХИТЕКТУРЕ КОКАНДА XVIII — XX вв.

Специальность— 17.00.04 — изобразительное и декоративно'

прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

ТАШКЕНТ - 1994

Работа выполнена' в Отделе декоратнвпо-прикладного искусства Ордена «Дружбы народов» Научно-исследовательского Института искусствознания им. Хамзы Министерства по делам., культуры Республики Узбекистан

Научный руководитель — доктор искусствоведения

А. А. ХАКИМОВ

Официальные оппоненты — доктор архитектуры, Заслуженный архитектор Республики Узбекистан П. Ш. ЗАХИДОВ

кандидат искусствоведения А. АЛЛАМУРАТОВ

Ведущая организация — Ташкентский государственный

Институт искусств им. М. Уйгура

Защита состоится « / » 1994 г. в ча-

сов на заседании Специализированного совета Д.092.11.21 по

защитам докторских диссертации в НИИ искусствознания им. Хамзы.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им. Хамзы по адресу: Ташкент, площадь Мустакнллнк, 2.

Автореферат разослан « »/¿«.¿'-^^ 1994 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат искусствоведения

ЕКОВ О. А.

ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Искусство орнаментальной росписи архитектурных памят-шков Коканда ХУИ-ХХ вавов занимает особое место в художест-збнной культуре Узбекистана. Расцвет этой отрасли декоратив-ш-прикладного искусства во многом связан с оживлением градостроительства и созданием, начиная с ХУ1П века в Коканд -¡ком ханстве целого ряда уникальных архитектурных сооружений.

К XIX вгчу Кокандское ханство превратилось в сильное, :амостоятвльноэ государственное образование, в котором были шсоко развиты науки, культура и ремесла. В этот период >десь творили такие талантливые поэты как Писанди, Нисбати, Аукими, Фуркат, Нодира, Увайси и другие. Здесь плодотворно работали и тысячи мастеров декоративно-прикладного искусства. 1о некоторым сведениям в 188? году в Коканд'е работало свыше 5 тыс. ремесленников, производивших художественные изделия го пяти-десяти видам промыслов. Выделялась особая группа ластеров-орнаменталистов, специализировавшихся на составлении эазнообразних узоров для памятников архитектуры. До сих пор з^народе хранятся имена таких искусных мо-ьморов-мастаров яэоропостроения как Ссуфали Мусаев, Домулла Азамат, "ухаммад Золиев, Хакимжон Холматов, Хояиали Солиев, Норкузи Норматов,. Заидмахмуд Норкузкев, Али Солиев и др. О высоком уровне раэ-зития. декоративно-прикладного искусства Коканда того времени, южно судить по различным памятникам традиционной-культовой 1 светской архитектуры: медресе, мечетям, мавзолеям, а тякяй ^хранившимся жилищам.

Наиболее значительные памятники зодчества Кокакца, такие как Дворец Худоярхана, Джума-мечеть и минарет, медресе Камола Казн, медресе Мкёна Хазрата - покровителя поэта Муки-ми, медресе Норбутаби, хазира Дахмаи Шохон и Модарихон, мечети Гиштлик и Мулкабад подвергались архитектурно-искусствоведческому изучению ( Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремшль). Ряд памятникоп жилой архитектуры таких как дом Алимхана Ходжи, дома Абдурахмана казн и Саъди -ханя казн были рассмотрены с архитектуроведческой стороны в работе И.Азимова "Памят -ники архитектуры Ферганской долины", посвященной исследова -нию архитектуры этого региона Х1Х-ХХ вв. В целом же историко-искусствоведческого комплексного, всестороннего исследования архитектурно-орнаментальной росписи тилых домов Коканда ХУ!£--XX вв. как самоценного явления с точки зрения изучения путей её эволюции и локальных художественных особенностей не проводилось. ,

В связи с тем, что- на памятниках архитектуры, исследуемых в диссертации, проводились местными мастерами периодические ремонтные работы, то сохранность росписей в интерьерах зависела от характера и уровня этих работ. Поскольку они не носили широкого масштаба, то длились недолго и порой закрашенные роспййи затем не восстанавливались.

В советский период неучтенные государством памятники использовались в различных целях. Многие из них разрушились, ряд памятников требовали восстановления и реставрационных работ, а такие фотофиксации. Перед интеллегенцией и архитекторами города встала проблема сохранения этой культурной

.оминанты. Во многом это обстоятельство послужило в настоя-[вй диссертации стимулом изучения поставленной здесь пробами. ' •

В процессе ознакомления со складывавшейся к началу 970-х годов ситуацией с памятниками жилой архитектуры Ко- ■ .анда, автор пришел к мысли о необходимости фотофиксации : исследовании богатейшего орнаментального декора, сохранившая во многих из них. Нами был детально изучен план города, роваденн и зпписаны многочисленные беседы со старожилами орода, непосредственному обследованию и изучению били под-ергнуты наиболее, интересные с архитектурно-художественной очки зрения памятники. В итоге были обнаружены и исследованы 21 традиционных домов на'территории площадью 320 га.

Начиная с 1978 по 1983 год были сфотографирована все.эти ома,.осуществлена их обмеры, сняты копии о имевшихся образов орнаментальной росписи. -При их изучении также были учтены: арактер планировки, оформление фасадов и интерьеров, архитек-урно-конструктивные приёми и элементы; Особое, внимание уделя-ось таким традиционным архитектурно-художественным элементам aft. резные колонны, орнаментальный потолки, изящно оформление ниши и'т.д. В результате этих работ был накоплен огромный актологический материал по орнаментальной росписи Коканда, втирающийся с ХУПЬвека по XX век. Практически эти образцы икем нэ изучались и Не были опубликованы, поэтому возникла' акономерная •• необходимость обобщения и историко-искусптвовед-вского анализа собранных материалов, что и послужило осноа-ой

для создания настоящей диссертации.

Первые исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы истории культуры Кокандского ханства и Коканда, носили историко-этнографический, обзорный характер. К ним относятся работы Истахри, Ибн Хаукаля, Якуба Хамави, Шам-сиддина Сами, А.Л.Куна, А.Ф. Миддендорфа, Н.Щербины-Крамарен-ко. Отдельные вопросы архитектурно-градостроительной истории Кокандского ханства были подняты в работах В.Л.Корониной, А.А.Балаева,' И.Ф.Бородиной, Б.А.Засыпкина, В.А.Лаврова, После них внесли свою лепту Г.А.Пугаченкова, В.А.Нильсен, С.М.Круковская, Н.М.Прибыткова, в исследованиях которых орнаментальная роспись, в том числе памятников Кокалда,рассматр; вались больше в архитектуроведческом аспекте.-

Специальное внимание архитектурному орнаменту памятниио1 Узбекистана было уделено в исследовании Б.П.Денике, а затем в фундаментальном труде Д.Й.Ремпеля. Орнаментальная роспись

V

памятников Коканда в этих трудах рассматривалась как один из подразделов и ей было уделено не столь значительное место.

Первые фотографии памятников Коканда, Андижана, Намангана' были . включены в раздел о Ферганской долине в альбоме архитектурных памятников Туркестана, подготовленного А.П.Ку-ном в 1871-72 годах. Однако ни в этом альбоме, ни в трудах, в большом количестве вышедших за последние 100 с лишним лет, вопросам изучения орнаментальной росписи жилой архитектуры Коканда так и не было уделено специального внимания.

Тем не менее ряд весьма ценных для темы нашего исследовг

ния 'Трудов бил издан.- К ним относится работа П.Ш.Захидова, "Ферганский орнамент" (Ташкент. 1960 г.). В книге особое внимание уделено творчеству знаменитого мастера орнаменталиста . Савдмахмуда Наркузиева, приводятся образцы его творчества, делается их анализ, позволяющий ставить вопрос о существовании самостоятельной школы Кокандского орнаментального искусства. Существенным подспорьем в изучении орнаментального искусства Ферганской долины явилась книга И.Азимова (Росписи Узбекистана. Ташкент 198? '".), в которой рассматривается вопросы художественных особенностей орнаментальной росписи Узбекистана.

В целом, несмотря на относительно обширную историографию вопроса и достаточное количество исследователей, так или иначе затрагивающих вопросы архитектурного декора Коканда, тем не менее специального изучения поставленной в нашей диссертации проблемы так и не проводилось. . .

Актуальность избранной теш. Актуальность исследования данной проблемы объясняется рядом причин.

Во-первых, в связи с провозглашением независимости Реопуб-лики Узбекистан закономерно вырос интерес к искусству в его традиционных формах, к художественному наследию узбекского народа, в целом, как к факто'рам формирования национального своеобразия художественной культуры.

Во-вторых, невостребованность в науке, практически полная неизученность столь богатого пласта национальной культуры заметно актуализирует данную проблематику.

В третьих, исследование этой проблемы носит актуальный характер и в методологическом плане, поскольку в нем рассматри -

вается вопрос о роли орнаментального декора в современной архитектурно-градостроительной среде, т.е. вопрос о соотношении традиционных форм искусства и современной художественной культуры.

В-четвертых, специальное изучение данной теш позволит представить в более полном объёме картину, формирования и развития архитектурно-орнаментального искусства Узбекистана в его локальных цроявлениях.

В-пятых, теоретические изыскания в этой области могут стать основной для скорейшего выполнения программы по сохранению и реставрации выявленных памятников с образцами орнаментальной росписи. •

Цели и задачи-исследования. Основная цель исследования -исходя из искусствоведческого анализа, систематизации и ха -рактеристики огромного накопленного материала, выявить худо -жественно-эстетические особенности орнаментальной росписи в интерьерах традиционной жилой архитектуры'Коканда.ХУИ-ХХ вв., вводя в научный обиход неиследойанный материал.

Исходя из цели исследования нами поставлен, ряд конкрет-1шх ¡з,адач:

- определить основные этапы развития искусства орнаментальной росписи Коканда на основе ретроспективного анализа образцов, начиная с конца ХУИ века по середину XX в;

- выявить зависимость характера орнаментальной росписи от конкретной исторической ситуации, планировки и архитектурно - конструктивных особенностей постройки,'индивидуальных '

вкусов заказчика, т.е.-выявить роль "внехудожественных" факторов в формировании стиля орнаментальных росписей;

- определить роль и значение орнаментальной росписи в архитектурном интерьере жилых домов Коканда как художественного и эстетического явления;

- определить специфические (технологические, художественные) приёмы работы мастеровцорнамзнталистов Коканда и дать характеристику индивидуальной манеры ведущих художников-орнаменталистов;

- выявить характер и особенности цвето-пластических, узо-рообразущих норм и элементов в орнаментальных росписях Коканда, в сравнении с другими регионами Узбекистана;

- определить роль и значение искусства орнаментальной росписи в современной архитектуре Узбекистана, а также проблемы, связанные с освоением этих национальных художественных традиций.

Научная новизна исследования состоит в том, что подобная тема впервые исследуется в искусствоведческой науке Узбекистана. В научней обиход впервые вводится огромный фактологический материал и его систематизированная, искусствоведческая с элементами архитектуроведения характеристика. Нами обследованы и изучены образцы орнаментальной росписи свыше ста ранее не-исследовавшихся памятников традиционной жилой архитектуры Коканда. Естественно, что и итоги исследования этого материала являются новыми в научном плане и дают основание для дальнейших разработок в исследовании данной проблематики, что

приобретает теоретико-методологическое значение-.

Новизна исследования заключается также в том", что впервые выявляются в широком плане локальные особенности одной из крупнейших школ архитектурно-орнаментальной росписи Узбекистана, даётся характеристика творчества ведущих мастеров- орнамен-талистов, имена многих из которых были впервые восстановлены благодаря нашим изысканиям, исследуются основные этапы развития кокандского орнаментального искусства.

Новизна исследования определяется также и тем обстоятельством, что впервые определяются специфические приёмы традиционной • технологической и художественной деятельности мастеров-орнаменталисто», позволяющие использовать их и в современной архитектурно-художественной практике.

Практическая ценность исследования. Результаты проведенного исследования имеют непосредственный выход в практику, т.к.

связаны с выполнением одной из научно-практических программ по

*

реставрации памятников города Коканда. Проведенные нами анализы, обмеры, фотофиксаций и типологические исследования памятников жилой архитектуры города могут быть использованы и учтены при составлении конкретных проектов по реставрации этих объектов • и восстановлению полусохранившихся или всчезнувших в них образцов орнаментальной росписи, а также созданию архитектурно-этнографических зон типа "Музея под открытом небом".

Материалы диссертации также могут быть использованы при составлении курсов лекций и методических пособий как для учащихся высших и средних специальных учебных заведений, так и для

ружков художественной самодеятельности.

Материалы исследования могут иметь практическое значение . для творчества современных мастеров орнамент влистов, создав-их росписи в многочисленных постройках, в том числе жилого' азначенйя.

Методологическая основа исследования. Поскольку исследуе-ий объект - росписи- тесно связан с архитектурой, то наряду принципами историка-искусствоведчаского анализа, нами были спользованы л методы архитектуроведческого рассмотрения отде-ьных аспектов исследования. Это касалось, в частности, выяв-ения роли и значения орнаментальной росписи в иктерьерном ;ространстве жилой архитектуры. Для выявления локальных особенностей Кокандской школы орнаментальной росписи был использо-1эн также метод сравнительно-сопоставительной характеристики [риёмов росписи других регионов Узбекистана. Такой комплексный, юторико-искусствоведческий, архитёктуроведческий и сравнитель-ю-сопоставительный подходы исследования позволили более широ-ю и полно решить поставленные в диссертации задачи.

* ■ Основа и источники исследования. Основу исследования сос-равляют материалы по росписям, .собранные автором на протяжении 5олее чем.10 лет по 121 жилому традиционной/ дому Коканда. В ' качестве источников сбора материала служили данные из архивов {окандского краеведческого музея.фотографии й рисунки из архивов республиканского объединения мастеров народного искусства 'Уето", других.: музеев республики. Нами также собранч материалы в Публичной библиотеке им. Навои, п библиотеках ШИ иокусст-

воанания им.Хамзы, в Центральном Государственном архиве РУз. Кроме того, в диссертации нами использовались архивные материалы "УзНШреставрации" 'г.Ташкента, представляющие собой рисунки, обмеры, фотоиллюстрации с образцами орнаментальных росписей и т.д.

Основные обмеры, фотофиксации и анализ исследуемых объектов производились непосредственно автором данной диссертации.

Структура диссертации.Исходя из целей и задач исследован ния, нами била определена следующая структура диссертации: она состоит из введения, двух глав, заключения, а также приложения в виде библиографии, списка архитектурно-орнаменталь-нмх терминов.

Основное содержание диссертации. Во введении даётся краткая история изучения/вопроса и обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, научная новизна и практическая значимость, опрёделяются цеди и задачи, методологические принципы, основа исследования, и источники сбора материала, структура диссертации. . '.

В первой главе "Место и значение .орнаментальной росписи в традиционных жилых домах Коканда ХУШ-ХХ вв," на основе исследования основных этапов развития искусства орнаментальной рос--ч

писи, его связи с эволюцией градостроительства * исторической средой и общекультурной атмосферой, выявляется роль росписей в интерьерах жилых домов как средства декоративного украшения и фактора эстетического характера. Как известно, характер орнаментального декора в различных видах, сооружений зависел

от целого ряда причин, среди которых, наряду с собственно художественными немаловажное-значение имели политические, социально-экономические и. и общекультурные. Поэтому в данной главе даётся краткая предистория и генезис развития архитектурного орнамента в регионе и характеристика основных этапов изучаемого периода в историческом контексте. В разделе,'посвященном взаимосвязи политико-экономических, социально-культурных и художественных факторов, отмечается,например, что расцвет торговли и ремесла в конце ХУЕ. в. в Кокандском ханстве сопровождался подъемом в развитии культуры (период правления Норбутаби и Умархана).

Здесь также отмечается влияние завоевания Царской Россией Кокандского ханства на развитие искусств, стиль сооружений и и£ архитектурный декор. Однако в этом разделе, как и во всех разделах диссертации, основное внимание уделено характеристике и изучению орнамэнтальных росписей жилых домов Коканда.

В данной главе исследуются не только орнаментальные росписи, сохранившиеся в интерьерах, но и даётся анализ декоративнбго оформления экстерьеров, фасадов жилых домов и роли в них различных форм архитектурного декора. Специальное внимание уделано роли эпиграфических надписей, играющих в интерьерном и экстерьер-ном'рространстве роль узорообраэующих элементов и в то же время несущих определенное,(большей частью религиозно-культовое или благопожелательноэ ) значение. Нами сделана попытка выявления основных принципов и специфических приемов узоропосгроения, характеристики ведущих орнамэнтальных мотивов и элементов, присущих Кокандским мастерам излюбленных колористических сочетаний. В Процессе исследования характеризуется также основной набор инстру-

ментов и способы их применения в осуществлении орнаментальных росписей, определяется последовательность стадий работы маете -ров-орнаменталистов.

В разделе, посвященном анализу декоративного оформления фасадной части жилищ, с новых позиций дается и архитектуравед-ческая характеристика и классификация основных типов традиционных жилых домов. Здесь „исследуется и такая проблема как особенности и основы устойчивости (сейсмостойкости, жароустойчивости и т.д.) традиционных жилых доцов Коканда,в связи с чем дана краткая характеристика соответствующих архитектурно-конструктивных и технологических принципов. Фасадная часть традиционни домов насчитывает пять основных разновидностей, которым в работе дана специальная характеристика. Выявляются архитектурно-планировочные особенности жилых домов и Коканда и их эволюция на протяжении исследуемого периода. Определяются их региональные особе ности и общность на основе сравнения с жилыми постройками других областей Узбекистана. Внутренняя планировка и оформление фасада кокандских жилищ, использование в них многообразных архи

тектурных элементов и декоративного оформления исследуется

♦ -

как цельное, органичное социо-культурноа и художественное явление. Гармоничность • и продуманность в решении этой задачи, проян ляемая ^бкандскими мастерами, свидетельствуют о глубоких-и богатых традициях кокандского школы зодчества и его органической части - архитектурной орнаментальной росписи. •

В этой главе также исследуется характер нанесения орнаментальной росписи в зависимости от места (интерьер или экстерьер) и архитектурного элемента (стена, потолок, карнизы, двери и др.) и дается оценка степени художественного соответствия и гармони-

:кой уравновешанности орнамента и архитектурной плоскости.

В результате было выявлёно, что мастера-орнаменталисты рого придерживались принципов соответствия узоров тем или иным ситектурным плоскостям и применяли орнамент, учитывая такие ктори как насыщенность и содержание узора, интенсивность цве-колористических построений, соразмерность элементов орнамента архитектуры, характер материала (дерево, ганч), на который гюсится роспись. Так, например, для целой группы кокандских до-в была выявлена следующая картина. Орнаментальная роспись в ;таточно насыщенных комбинациях наносилась на деревянные архи-ктурные элементы, а на,ганчевые поверхности наносился более эощенный орнамент, особенно, это касается колонн, балок, потолков ;р. Причем, эти примеры рассматриваются с точки зрения особенно-зй кокандской жилой архитектуры и орнаментального искусства зтных мастеров.

В разделе "Орнамент в интерьере и экстерьере традиционных пищ" исследуются приемы построения орнаментальных 'росписей, является основной круг мотивов и элементов узора, определяются шологические особенности и выявляется зависимость характера зписей от социального, имущественного положения и индивидуаль-е вкусов владельца дома. Исследование эпиграфичеоких надписей, эющих двойную функции - художественную и информационную, позво- . по выявить не только особенности архитектурно-декоративных инципов, но и косвенно раскрыть отдельные грани социо-культур-Й атмосферы того времени, когда функционировала традиционная стройкам

В данном разделе исследуются также характерные, отличительные

* черти используемых кокацдскимя маотерами-орнаменталистами в Процессе работы инструментов, красок и красителей, приемов нанесения узора, подготовительной и основной стадий построения и нанесения орнаментальных росписей.

Особое внимание нами уделено анализу узорообраэущих мотивов и элементов, изучению их художественной символики и поэтического значения. Исследуются'основные группы орнаментальных мотивов - геометрические, растительные и элементы тематического характера ( в основном зооморфного и знакового значения). В процессе длительного исторического развития произошла канонизация орнаментальных комплексов и принципов узоропострюения, однако и в устоявшихся* традиционных рамках талантливые иастера-орнамента-листы вносят собственные, новаторские элементы, не нарушая вековой гармонии искусства узоропостроения. Для мастера-орнаменталиста такие элементы как бацц (завиток), барг (лист), гуль (цветок), мадохиль (геометрический узор) и др. являются своего рода элементами семантического алфавита, комбинируя которые он составляет оригинальный художественно-поэтический текст, не теряющий в то жя время непреходящих ценностных свойств традиционной культуры. Это положение иллюстрируется и доказывается нами на целом ряде примеров и образцов.

Во второй главе, именуемой "Кокандская школа искусства орнаментальной росписи: локальные особенности и мастера" развиваются идеи и наблюдения, сделанные в первой части диссертации, однако в рассмотрении фактологического материала акцент, делается на выявлении своеобразия локального и индивидуального стилей мастеров Коканда. С этой целью исследуется генезис рада орнаментальных мотивов и приемов нанесения узора, подтверждающих их происхожде- .

нив и функционирование в данной интерпретации преимущественно в Кокандском архитекярном декоре. К такого рода элементам нами отнесены так называемые узоры "чор.калит", "айгуль", "юлдуз", "кушпати" и др., анализу которых уделено в диссертации достаточно большое внимание.

Здесь нами сделана попытка рассмотрения эволюции художественного стиля кокандских орнаментальных росписей на основе сравнения декора традиционных жилищ различного периода. В результате этого сравнительно-сопоставительного анализа мы пришли к выводу, что общее направление в развитии стиля тйо в сторону упрощения орнаментальных композицией и постепенному переходу от сдержанной, глубокой колористической гаммы (конец ХУГС-ХХ вв) к более открытым, порой излишне ярким цветовым сочетаниям (нач. XX в.). Устанавливается определенная зависимость между политическими событиями крупного масштаба и изменениями в стиле орнаментальных росписей.

В этой главе пристальное внимание уделено творчеству кокандских мастеров орнаменталистов, в частности, династии потомственного "усто" - мастера Саидмахмуда Норкузиева, Уста Мут'амада Салй, Уста Уринбая и его учеников, Уста Щукурхана и его школы и т.д. Наряду с изучением особенностей приемов и стиля их.работы в интерьерах жилых домов, исследуется их творческий опыт на примерах реставрации ими. орнаментальных росписей крупных исторических архитектурных памятников религиозно-культового и дворцового характера. Исходя из необходимости более полного и многогранного освещения творческой манеры кокандских мастеров-орнаменгалистов, наш проанализированы образцы орнаментальных росписей и в интерьерах

ряда современных сооружений Коканда - театра им.Хамэы, здания музея Хамзы, нескольких чайхан и других административных построек. Таким образом, возникает одновременно возможность сравнения архитектурного декора традиционных жилищ и других различных по функциональному назначению сооружений, что было и осуществлено автором диссертации.

Выявление локальных особенностей кокандской школы росписи, традиционных жилищ строилось также на основе сравнительного историко-искусствоведческого анализа с архитектурным декором традиционных жилищ Хивинского и Бухарского ханства, а с первой трети XX века"- Хорезмской и Бухарской областей. Наряду с выявлением рАзличий и локальных особенностей характеризуются общие черти в искусстве орнаментальных росписей различных регионов Узбекистана. В результате можно вделать вывод о существовании целостной узбекской национальной школы орнаментального искусства, формировавшейся на протяжении многих веков в процессе взаимодействия художественных традиций различных областей и регионов. Эти наблюдения и выводы иллюстрируются в исследовании на примере взаимодействия традиции Кокандской школы с такими центрами архитекрурно-орнаментального искусства как Чует, Наманган, Канибадам, Риштан, (т.е. Ферганская долина), атаккв Бухара, Хива, Самарканд. Анализ строится иа выявлении общих черт и различий в творческой практике кокандских орн&менталистов и наиболее известных мастеров раз личкже центров, среди которых выделяются имена андижанского мастера Хусайна Боборахима Суфи, маргиланского мастера Махеума Ходжи, самаркандского мастера Камол Ходжи, уратепинского мастера Якуба Рауфова и других. Основопологающими принципами и, критериями при определении художественного своеобразия школ и мастеров являлись

такие категории и средства художественной выразительности орнаментальных росписей как цвет, композиция, форма, ритм, уравномв-шанность и динамичность орнаментального риоунка, его пропорциаль-ная соответственность внутри раппорта и по отношению к другим частям архитектурного интерьера или экстерьера, характер содержания орнаментальных мотивов и особенности их интерпретации и т.д.

В этой главе затрагиваются и такие аспекты как эмоционально-психологические и эстетические воздействие архитектурного декора на зрителя в зависимости от цвето-яолористическо'го решения росписей. Здесь также обобщаются наблюдения, связанные с характеристикой орнаментальных росписей, их цветовым и композиционно-пластическим решением в зависимости от функционального назначения зданий и сооружений. В заключительной части главы анализируется творчество современных, но потомственных, мастеров орнаменталистов Кур-бона Махквмова, Мамаджана Бабаджанова, Фархада Аминова, Турахона Ао-харова, Ислама Мамадалиева и других, рассматриваются проблем* интерпретации традиционной орнаментальной росписи в новых по архитектурному решению сооружениях и жилицах.

В заключении суммируются выводи, сделанные в отдельных разделах диссертации, подводятся итоги и результаты проведенной исследовательской работы, даются практические рекомендация по вопросам" реконструкции старых кварталов Коканда, определяются перспективные задачи развития искусства орнаментальных росписей Кпканда и актуальные аспекты его изучения. Подчеркивается необходимость продуманного и осмысленного отношения в вопросах использования традиционной орнаментики в различных областях архитектурно-художественного дизайна, изобразительного искусства и промышленной эстетики. Важно осознать поэтическую, духовную, глубинную природу

орнаментального искусства в противовес встречающемуся нередко в оформлении интерьеров и экстерьером современных зданий, предметов быта и г.д. поверхносгно-мехаиичеойого, эклектичного использования национальной орнаментики, дискредитирующего высокие эстетические принципы и глубокие нравственные основы орнаментального искусства узбекского народа.

Одним из основных выводов исследования является доказанный нами факт существования своеобразной, самостоятельной школы кокандской архитектурно-орнаментальной росписи.

В заключении подведены итоги работы, определены основные этапы и характерные черты развития орнаментального искусства в жилой архитектуре Коканда ХУК-ХХ вв., выявлены особенноеги творческого метода Кокандских орнамвнталистов.

В результате'проведенного в основных главах диссертации исследования нами сделаны выводы:

I. История развития орнамента в традиционном жилоы архитектуре

Коканда ХУ1Д-ХХ вв., подразделяется на три основных этапа: с

а) начиная^ХУШ века до 70-х годов XIX в., когда еще сохраняются классические традиции местного архитектурного декора, б) начиная с 70 -х годов XIX в., до 1920-х годов в декоре традиционной архитектуре Коканда наблюдается сильное влияние.архитектурно-декоративной эстетики колониальной архитектуры, распространившегося здесь российского варианта стиля модерн, в) начиная с 1920-х по 1990 годи, когда изменения социально-экономического и идеологического характера оказали значительное влияние на художественный строй орнаментальной росписи Кокандской школы. .

В период Кокавдского ханства ХУ!?-нач. XX в., кокандский орнамент являлся по существу универсальным и единый стиль сохранялся в архитектурном декоре сооружений городов Ферганской долины, Ташкенте, Ходжента, Оша, Чимкента и др. fío уже во второй половине XX в., в декоре ряда сооружений Ташкента появляются совершенно новые приемы и колористические решения.

Кокандский орнамент имеет много общих черт с декором Бухарской школы. Во многом это связано о тем что долгое время Коканд находился в административном подчинении Бухарского ханства и мастера орнаменталисты Бухары нередко участвовали в создание росписей в архитектуре Коканда.

2. Орнамент жилой архитектуры отличается от росписей светской и культовой архитектуры более свободным от канонов характером декоративных композиции. Орнамент в интерьере я экстерьере жилой архитектуры располагается на плоскости почти всех архитектурных деталей в отличие от культовых сооружений, где роспись занимает определенное место. Отличие орнамента жилой архитектуры от культовой связано также и с содержанием орнамента и его колоритом. В жилой архитектуре преобладает теплые тона, и более распространен растительный узор, а в культовой архитектуре более активно выражен геометрический орнамент, строгих форм и более сдержанные, холодные и цветовые оттенки.

3. Особая колористическая тонкость и изящество начертания орнамента свойственны Кокандской школе росписи. Каждый узор состав--ляет определенную ритмическую схему. От типа сооружений зависела не только ритмическая схема и цвет, пропорции и компоновка орнамента. Так 'например, орнамент имея свой стиль, свой колорит в

- ее -

а отличие от декора других регионов проявляется более свободно-элементы орнамента заполняют фон в более живой, динамичном ритме. В орнаментальных композициях Кокандской школы • используются яркие традиционные цвета: красный, синий, зеленый, желтый с включением техники золотого пэстрения.

В стиле орнаментальных школ Бухар« и Коканда имеется много общего. Так например, применяются одни те же элементы, цвета, приемы растительного и геометрического орнамента, одни те же краски, кисти и рабочие инструменты. Но можно заметить что Кокан-дский орнамент развивался своим путем и сохранил черты своеобразия. Так например, Бухарский орнамент более сложный, строгий.и профессиональный, где между орнаментом и Аюном'имеется равновесие, а Кокандский орнамент простой, живой, в нем часто встречаются мотивы бутонов цветка. 1 •

Хивинский орнамент в отличие от Кокандского обычно сложный, располагается более скученно. Цветовой спектр невелик: голубой, белый, желтый , и охристый. Во всех орнаментах преобладает голубая глазурь. Кокандские же росписи более свободные, с включением разнообразних элементов орнамента и более многоцветны. Во всех орнаментальных композициях в качестве узора часто встречаются цветы Ферганской долины. Большое место уделяется фону и этот же фон раскрашивается .йркими тонами.

4. Рабочий стиль мастеров и в то время различался. Так например, некоторые из них предпочитали элементарные простые орнаменты, а другие считали интересными изображать роскошные, многолепестковые и многотоновые узоры.

Орнаменталист (наккош) Саидмахцуд Норкузиев использовал в

и л

своих орнаментах/начал применять новую технику, раскрашивая я придавая объемность стеблям растительного орнамента.

А мастера 70-х годов нашли более простой способ. Примером могут служить некоторые Кокакдскиа жилые дома. В этом случав в первую очередь одним светлым цветом раскрашивается весь потолок, а потом специальным шаблоном копируется орнамент и после этоЬэ только стебли орнаментов обводили кистью контурной линией. Контуры обычно были бронзовые и в редких случаях серебристые.

5. Постигая и по новому истолковывая традиция, мастера идут по пути, обогащения, развивая основные принципы орнаментального ' наследия в современном искусстве.

Орнамент остается главным художественным компонентом не только в архитектурном декоре Узбекистана, но и в остальмюс видах декоративно-прикладного искусства.

Орнаментальное искусство ХУШ-ХХвв., периода Кокаццского хан-отва развивалось » тесном контакте с другими орнаментальными школами, однако с уверенностью можно сказать, что в Коканде воз -никла самостоятельная оригинальная художественная школа. В формировании этой школы немаловажную роль играли политические, экономические, исторические и культурные факторы.

Таким образом Коканцский архитектурный орнамент стал своеобразной и неотъемлемой частью национальной художественной культура Узбекистана.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: '

1. "Дил мулкидаги сатоат" (" Искусство сокровенное души..."). "Саигат? Т., 1990. » 9. 0,3 п.л. - статья на узб.яз.

2. "Яхши одамляр" ("Прекрасные люди..."). - "Санъат'ЧТ., 1991. ДО 5. 0,4. п.л; - статья на узб.яз.

3. Орнаментальная роспись как художественный компонент архитектурного ансамбля. - Тезисы докладов УШ искусствоведческой научно-теоретической конференции. Т., 1990. 0,1 п.д.

4. "Ьодийникг иккинчи дарьозаси" - "Узбвкистон адабизти ва сакьатй" Т., 1994. 14 октябрь. 0,4 л.д. статья на угб.яз.

-Ä5-

СУЛТШОВ М.А. XiTlI-XX асрлар Кукои ывъморчилигида как ксилит

санъати'

иутахассислик 17.00.04.-Таовйрий ва амалий бв-закли eatfbaT. Санъатиумоеяик иомэоди ипмий да-ражасини олии учун такдим этилгаи диссертация

ДИССЕРГАЦИЯШНГ КИСКАЧА БАЁНИ

Диссертация ывъиорчилнк бвзаги иавзуеига багншлаигам булиб, увда Купон вахвр аиъапавнй турар жой бииолари нй*;в- • безоклари илмий тадки*. килиигая.

ХЛП-ХХ асрларра оид асосаи Куком хонлиги даврида ку-рилгап ушбу турар жой ёдгоряпклари муаллифнимг уаи тоиоии-дам топилкб, ¿ргагсиб чикилгаи иа илмий йщца биринчи булиб бу ёдгорликларга сат>атшумоелик пух те и назаридан ба^о бэри-лвди. .

Диссертация иаваусини взага квликига сабаб дносертанткииг иаъмор сифатида тобора йу*олкб бораётган ёдгорликларга диви-ескел, уларнй сацлаб колит ва квлажак авлодга втказиш иацеади булиб, бу ип .тараёгида ун йил давоиида салиоцли натериаллар туплаиган ва умумлаптйрилнб хулосалар чикарилгаи. Худди пу сабабларнинг узи айки ва*;тда илмий иига долзарблик жи'^атиим • юхлагаи. Баъыисоли очи*; осмон остидаги муэейии ташкил хилган 100 дан ортиц бу обидалар катта эътиборга лойик; булиб муаллиф томокидан топилиб илмий тахлил цилиниши бир вацтда фаи учуй аииц куриниб тургэн янгаликцир. Шубхасйз бу ёдгорликлар на*ш-безак-ларининг вхаыияти бециёсдир. Бу обидалар хамита маданий мероси-миэда алохида урин тутиб туради. Зеро Кукон онлиги даври сакьат ва мадания*и XiTlI-XX аср Туркистон мадамиятиникг уч асосидаи би-риии. /Бухоро, . Хива, Купон/ ташкил килган ва бу даврда анчагина

дтдатга еааовор ёдгорликлар куриб цолдирилгаики, буларии еакьатшукоо-М'ьмор тоыонидаи илмий-тадциц ва тавсиф килимиши Куб^оив етгьатщуносликка сввиларяи хисеа б у ли б кушилади ва влбаттв *аевирий-аыалий ва1гьвт турларининг янада ривожига йул очади.

Диссвртацияда куйидаги асосий рукклар овтида цуйилган ва-вифа ва иаеалалар та* ли л килииади.

I Нацш санъатмнинг тарихий тарацциётига тавсиф бвриб асосий урииларки шархлаб бврйш.

2. Твнлаяган ыавау буйича яратилгая барча асарларни так-риа цилиб цуноеабат билдирии.

3 Купон виъаиавий уйларини *ар тоыонлама та^лил цилиш. Улврдаги как;ш бе »а клерки саньатшуиос иуцтаи на зари билам куриб чи*иб анъанавий уйлар нацю-бвааклари иисолида тувуитириб бвриш.

4 Нацшу-кигорларнинг турар жой биноларидаги алоэ?ида услу-бн, йусини ва урнини белгилаШ." Улардв баъваи учрайдиган эпиграфик оаувлврнииг тахлили.

б Наккошлик еаиьатида шакл, ранг, тасвирий услуб, комуният-лар масала'ларини бритиш. Наци яратиш коидалари, иа цуроллари ва ив услубларими курсатиб бвриш.

6 Купон нацш мактаби мухнтидаги усталариинг ивларини бошца вилоятлар уета накцошлариникг ишлари билаи киёслаб, анъанавий иацт уелублари ва хуеусиятларини аниклаш.

7 Узбекистан ивъморчилигида нацкоиликнимг янги урни к?рин-ишлари, ааыонавий тасвирий саиъат турлари учун бадиий асос була олитини ва ацамиятиии курсатиб бврига.

Диссертация кириш цисыи, иккита боб ва хулоеа киемларидан ташкил топгаи.

Биринчи бобда Кук он анъанавий у й ларя ме-ьморчилиги иакш беэак-

ларииинг турлн чнхатдан »а еаиъатиуиоо нуцтаи каэаридаи та^лклига ба гнила яга к.

Иккинчи бобда Купон яащсовлик макваби ва яоенрги явной иаццошларининг иходий услуби киёеаи ёритилади.

Хулоса цисмидя тахлй^ардан «ниц якуний фикрлар чмцярнлиб квракли тухтвы ва фикрларгя келииади. Аввало нацв-бввакларшиг хвлц саетьзти сифатида замонввий таввирий - аыалий сакъат турларн учуй яяги роя,иакл,обрав . макбан булиб цоладя.

. Куком хонлиги даврида у вига хос сакъат нактаби ыавжуд бул-гйи двгаи якуяий фикр чицарилвди. Купен нащота уегаларитшг ижо~ дий успуби цацида умукий хулосяларгя хв ли пади.

Дессвртария сумггидч фойдалаиилгэи адвбиотляр руйхати вэ изкв-бваак сятлтида уиряйдиган атамэляр лугят сузлпгн бврялгаи.

SStltRI

the thesis Is devoted to the re soar ch of oroaaanfcation of traditional dwelling haueas in Kokand,' built in the KokanS Khanate during XTIII-XX centuries."

The ¿boya sentioned dwelling houses were diacoversd end researched by the candidate, the architect. And more iajjorteatiy for the first time these old nonooents and structures ore beleg evaluated for their artistic tradition«

The thesis ai«s at identifying th« relics of the past for preservation and documentation for future reference?.

The research has been carried out over a period of to years. As fa result the valuable Material is dokumaated and the inprotant eouclusi-Oiis have bean drawn. More than one hundred not ft worthy relics haven . bees Identified.

These monuments have been registered and now all of them are under the protection of the state. They are of great value,' ranking high aaowgst the cultural legacy of central Asia. Kokand,' Bukhara and Khiva Khanatea made a valuable contribution to the development of art culture of lurkisten in ZYIU-U centuries. During this pariod several unique architectural uowunents were constructed.

The investigation of these dwelling houses will provide valuable »

contribution to the Study of Art and. the developaeat of various interpretations of fine and applied arts.

The following subjects are covered in the thesis*

1. The historical development of ornamental art is described and it's main jocularities are recounted.

2. At the beginning all th.4 earlier researched works concerning

"ornamental art" or« investigated then tha cundidrt* drsars hln ora conclusion^.

3. Th» traditional dm>llin# houa»» 6f Kokand era amlyaed In detail. Their ornemontatton are researched from th» art standpoint.

4. The frera;' eoloi.tr and original style of the flirellljig houses* ornamentation are studied. Some oprigraphic inscriptions ar« Blsa enft-lysetfV

5. The questions concerning th« frra, colour, fins iitjrle and regularity of tha ornonents are documented. Tha rules gouerninj tha ornamentation, labour, technique of work scad it» a specific characters »re shorn.

6. The Kokand ornassnialist's créations ara coapsred with the works of th« ornmsentalist'a works of the othar regions. As a result the traditional styles and specific characters of ornaœ«its are defined,

7. The isportance of the ornaœents being researched for the nodern ornamental art are shewn.

The thesis consists of en introduction, tnraa parts end conclusion.

a) Rjrt of tha presentation the historical development- of ornemental art in Uzbekistan is perceived as a »hola with Kokand traditions in particular.

b) The sefcond part analyses the ornassent at ion of the traditional dwelling houses of Kokand, it is researched from the standpoint.

c) The third part is a comparative study of the Kokand orna-mentalists' creative styles with those of modem ornamentuli3ts.

At the end of the thesis Import eat conoluaioua are arrived at. Tin orneaaiitotiofa baing researched will prouida material and inspiration. for the deuelorment of art traditions In modern architectural concepts.

Tne bibliographies Index and the vocabulary of ornamental art are also Included'."

„Р Подписано в печать SV?

Формат: 60r i*f/f6 Объём: t, ° " J Тираж: /сг? Заказ: fZff

Типография Til ПО им. Ибн-Сино Ташкент — 70(1200 пр- Рланальный, 10.