автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры XX века

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Седов, Павел Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Седов, Павел Викторович

искусства Яши Хейфеца

Глава

I. Истоки исполнительского творчества Яши Хейфеца

Раздел

I. Школа Ауэра как фундамент исполнительской деятельности Хейфеца

Раздел П. Хейфец и русская вокальная школа

Раздел

III. Хейфец и Крейслер

Глава

II. Хейфец и американская культура

Раздел

I. Опыт сотворчества с композиторами Голливуда

Раздел П. Съемки в кино и документальные фильмы

Раздел Ш. Педагогическая практика

Глава

III. Хейфец — интерпретатор

Раздел

I. Исполнительское творчество Хейфеца а) Эволюция трактовок Хейфеца б) Интерпретация концертов симфонического плана и Поэмы Шоссона в) Интерпретация концертов виртуозного плана и виртуозных пьес г) Интерпретация музыки X X века на примере концертов Прокофьева и Кастельнуово-Тедеско д) Хейфец — ансамблист и интерпретатор камерной музыки е) Категория универсальности применительно к творчеству Хейфеца

Раздел

II. Стиль и категория эмоциональности в творчестве Хейфеца а) Взаимодействие стилей в исполнительстве Хейфеца б) Категория эмоциональности в художественной системе Хейфеца

Раздел III Исполнительское творчество Хейфеца в оценке мировой музыкальной критики

Глава

IV. Транскрипции и собственные сочинения Хейфеца

Приложение 1: Дискография Хейфеца 172П

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Седов, Павел Викторович

искусства Яши Хейфеца 4

Глава I. Истоки исполнительского творчества Яши Хейфеца 14

Раздел I. Школа Ауэра как фундамент исполнительской деятельности

Хейфеца 14

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры XX века"

Заключение

В настоящем исследовании искусство Хейфеца рассматривается как одно из ключевых явлений музыкальной культуры XX века. Наследуя основным принципам исполнительского искусства XIX века, он во многом преодолевает их (в том числе принципы, характерные для школы Ауэра), создавая свою цельную эстетическую систему, соотносимую с художественными открытиями в других видах исполнительства — пианизме, вокале, актерском мастерстве и т. д. Эта цельность, систематичность и одновременно разносторонность искусства Хейфеца позволяет говорить о его определяющем влиянии на все скрипичное исполнительство XX века

Хейфец, в чем-то трансформировав многие принципы школы Ауэра, сохранил ощущение фундаментальной значимости постулата, согласно которому техника должна быть лишь проводником эстетических идей.

Новаторство Хейфеца проявилось в трех принципиальных моментах:

1. Масштабность игры (ауэровская школа хотя и воспитывала звуковые качества, но мышления крупным планом практически не актуализировала).

2. Безусловное отторжение сентиментальности как способа художественного выражения.

3. Хейфец пересматривает также и некоторые технические приемы, присущие школе Ауэра.

В качестве итога можно сформулировать основополагающие принципы творчества Хейфеца-интерпретатора: и si ; if уI. xs, ,

1. Трактовка произведения, исходя из целостного восприятия его содержания и формы.

2. Принцип подачи произведения крупным планом.

3. Принцип сквозного развития музыкального материала.

4. Четкая структурированность произведения.

5. Создание многоуровневой драматургии произведения (не только динамической, но также темповой, тембровой и штриховой), т.е. использование всего спектра выразительных средств музыки в их взаимодействии.

6. Гармоничное совмещение драматургических и инструментальных задач, не всегда взаимообусловленных.

Суровая логика замысла в нем сочетается с выразительностью; .точность его никогда не переходит в холодность. Это вдохновенное спокойствие таит в себе кипучий внутренний темперамент, закованный в высокие гранитные берега классики и в какой-то мере несомненно исключает эффекты, направленные на чисто эмоциональные реакции" (И.Ямпольский [92, с. 92—93]).

Особого внимания заслуживает многолетняя целенаправленная творческая работа Хейфеца с современными ему композиторами, благодаря которой в XX веке значительно расширился скрипичный репертуар.

При этом необходимо заметить, что такой великий музыкант как Хейфец, утвердившийся в мировом исполнительском искусстве как один из замечательных и несравненных интерпретаторов скрипичной классики — произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Чайковского, Глазунова, Мендельсона, Сибелиуса, Прокофьева и др., не считал принижающим его искусство исполнение пьес малоизвестных композиторов, пишущих музыку, рассчитанную на вкусы "среднего американца", в основном в развлекательном жанре. Наоборот, Хейфец этим как бы утверждал свое вхождение в музыкальную атмосферу Америки, для которой классика, джаз и эстрада находились в одном ранге.

Хейфец таким образом предстает как фигура глобального значения, но, несомненно, наиболее органична его связь с музыкальной культурой двух великих стран — России и США.

Хейфец оставил после себя богатейшее наследие в виде записей своего исполнения, многие из которых могут считаться эталонами мастерства в широком смысле слова, и многочисленных транскрипций, значительно обогативших концертный репертуар скрипачей.

В сравнительно ограниченной области, какой является исполнительство на скрипке, Хейфец отразил некоторые существенные черты современной ему эпохи. Прежде всего ее динамизм, отход от уютной сентиментальности так называемого "мирного времени" — нескольких десятилетий, предшествовавших первой мировой войне, в каком-то смысле даже предчувствие космической эры.

В широком культурном контексте, карьера и образ Хейфеца — воплощение американской мечты об успехе и в исполнительстве, и в жизни.

Его исполнительское совершенство и непогрешимая точность техники также один из признаков эпохи, в которой малейшая ошибка или сбой в материально-технической сфере может нести за собой катастрофические последствия, несоизмеримые с масштабами прошлого. Но прежде всего искусство Хейфеца на многие десятилетия, а может быть и на века, остается эталоном высшего художественного совершенства.

 

Список научной литературыСедов, Павел Викторович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя. М., Музыка, 1991.

2. Амфитеатров А. Маски Мельпомены. М., 1910.

3. Аннотация к дискам «Хейфец-коллекции».

4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка, 1971.

5. Асафьев Б. "О Ф.И.Шаляпине" в кн.: Критические статьи и рецензии. М—JL, Музыка, 1967.

6. Асафьев Б. "О И.В.Ершове" в кн.: Критические статьи и рецензии. М— Л., Музыка, 1967.

7. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. Музыка: М., 1965.

8. Ауэр Л. Среди музыкантов. Л., 1927.

9. Бакалейников В. Записки музыканта. Нью-Йорк, 1943.

10. Баланчивадзе Л. "Мотив достижения и эффективность музыкально-исполнительской деятельности". В межвуз. сб. трудов Моск. и Магнитогорской консерваторий "Вопросы подготовки музыканта-педагога". Магнитогорск, Москва, 1997.

11. БахрушинЮ. История русского балета. 2-е изд., М., 1973.

12. Берлянчик М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. М., 1993.

13. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений Баха. М., Музыка, 1993.

14. Бочкарев Л. "Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей". Вопросы психологии, 1975, № 1.

15. Брянцева В. С.В.Рахманинов. М., 1976.

16. Бунин И. О Федоре Шаляпине. "Дон", 1957, № 10.

17. Вальтер В. Как учить игре на скрипке. СПб., 1910.

18. Вальтер В. Я.Хейфец. "РМГ", 1913, № 14.

19. Воспоминания о Рахманинове в 2-х томах. Сост., ред., коммент. и предисл. З.Апетян. 4-е изд. М., 1974.

20. Гинзбург Л. Я.Хейфец. В кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1971, М., 1970, с. 22—24.

21. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России, Л., 1959.

22. Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993.

23. Григорьев В. Император скрипки (рукопись).

24. Григорьев В. Исполнительское искусство: состояние, некоторые перспективы / Музыкальное исполнительство и современность, выпуск 2. Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, сборник 19, М., 1997. — с. 15—25.

25. Григорьев В. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1987.

26. Григорьев В. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением. В сб.: Актуальные вопросы струнно-смыч-ковой педагогики. Новосибирск, 1987. — с. 25—37.

27. Грошева Е. Ф.Шаляпин. Советская музыка, 1958, № 4.

28. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., Музыка, 1988.

29. Долгов П. Мои воспоминания о Л.С.Ауэре, рукопись.

30. Дорошевич Вл. Театральная Москва / Рассказы и очерки. Мое. рабочий, 1966.

31. Из истории музыкальной жизни России (XVIII — XIX веков), Сборник научных трудов. Московская консерватория, М., 1990.

32. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 6. Музыка, М., 1971.

33. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973.

34. Коллар В. 187 дней из жизни Шаляпина. Горький, Волжско-Кам ское изд-во, 1967.

35. Конен В. Пути американской музыки. Очерки по истории муз. культуры США. М., 1965.

36. Концерт Яши Хейфеца. "Витебский вестник", 1914, № 89.

37. Красовская В. История русского балета, Д., 1978.

38. Красовская В. Русский балетный театр XIX века. Искусство, М. 1958.

39. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века, ч. 1—2. Л. 1971—1972.

40. Лазарева Н. Индивидуальное и типическое как категории музыковедческого анализа. М., 1999.

41. Левик С. Записки оперного певца. М., Искусство, 1955.

42. Луначарский А. О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1—2. М. Искусство, 1958.

43. Луначарский А. В мире музыки. Статьи и речи. М., Музгиз, 1958.

44. Маккинон Л. Игра наизусть. Д., 1967.

45. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Д., 1971.

46. Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. Сов. комп., М., 1976.

47. Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке. Д. Музыка, 1982.

48. Нелидова-Фивейская Л. Десять встреч с Шаляпиным в Америке. "Новая Сибирь", 1957, кн. 36.

49. Никулин Л. Федор Шаляпин. М., Искусство, 1954.

50. Хейфец-педагог / Музыкальная жизнь, 1961, № 2, с. 15.

51. Перепелкин Ю. Аннотация к грампластинке «Фелия Литвин, сопрано» серии «Из сокровищницы., Вокалисты», М.: Мелодия, 1983.

52. Перепелкин Ю. Аннотация к грампластинке «Иван Алчевский, тенор; Лев Клементьев, тенор» серии «Из сокровищницы .мирового исполнительского искусства», «Вокалисты», М.: Мелодия, 1983.

53. Перепелкин Ю. Русский мастер бельканто. «Мелодия», № 3, 1985.

54. Петрушин В. Артистизм — это и тренировка. Сов. музыка, 1971, №12.

55. Похитонов Д. Из прошлого русской оперы. Л., Искусство, 1963.

56. Раабен Л. Яша (Иосиф Робертович) Хейфец / Жизнь замечательных скрипачей. М.—Л.: Музыка, 1967. — с. 221—234.

57. Раабен Л. Леопольд Ауэр, Фриц Крейслер / Жизнь замечательных скрипачей. Музыка, М-Л., 1967. — с.156—199.

58. Раабен Л. Стилевые и эстетические тенденции в современном исполнительском искусстве / Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4. Л.: Музыка, 1965, с. 69—86. j 18 с.

59. Раабен Л. Леопольд Ауэр, Музгиз, Л., 1962, 312 с.

60. Рахманинов С. Литературное наследие. Сов. комп., М., 1978—1980.

61. Руденко В. Аннотация к пластинке "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства". Часть III. Скрипка, альт, виолончель. Яша Хейфец. Мелодия, 1983.

62. Седов А. Шаляпин и выдающиеся певцы русской оперной сцены. Вокально-творческие параллели. / Шаляпинские чтения, 1992 г. Казань: Лит. музей им. А.М.Горького, 1992.

63. Светлов В. Современный балет, СПб., 1911.

64. Сивков 77. Ф.И.Шаляпин. Жизнь и артистическая деятельность. СПб., 1908.

65. СигетиЖ. Воспоминания. Заметки скрипача. М., 1969.

66. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., Музыка, 1973.

67. Соколова О. Сергей Васильевич Рахманинов. М., Музыка, 1983.

68. Соловцов А. С.В.Рахманинов. 2-е изд. М., 1969.

69. Старк Э. Шаляпин. Пг., 1915.

70. Стасов В. Статьи о музыке. М., Музгиз, 1949.

71. Струве Б., Токарский Б. Эстрадное волнение в музыкальном исполнительстве. Сов. музыка, 1936, № 11, с. 66—72

72. Теляковский В. Воспоминания. JL, Искусство, 1965.

73. Финкелъберг Н. Яворский об исполнительстве. "Музыкальное исполнительство", вып. 10. М., 1979.

74. Финклстайн С. Композиторы США сегодня. Сов. музыка, 1959, №10.

75. Флеш К. Воспоминания / Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8. М.: Музыка, 1977, с. 16—151.

76. Флеш К. Искусство скрипичной игры. М.: Музыка, 1964.

77. Хейфец-педагог / Советская музыка, 1959, № 12, с. 176—177.

78. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2. Сов. композитор, М., 1975.

79. Чернышевский Н. Эстетические отношения искусства к действительности. П. с. е., т. II. М.: Гослитиздат, 1949, с. 5—92.

80. Шаляпин Федор Иванович. В трех тт., т. I. М.: Искусство, 1976.

81. Шаляпин Ф. Маска и душа. М.: М. рабочий, 1989.

82. Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. JL, Музыка, 1990.

83. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., Музыка, 1965.

84. Шнеерсон Г. Современная американская музыка. М.,1945.

85. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1965.

86. Щепкина-Куперник Т. Театр в моей жизни. М., Искусство, 1948.

87. ЭнгельЮ. В опере. М., 1911.

88. Юный скрипач. "Путеводный огонек", 1912, №16.

89. Юрьев Ю. Записки. Т. 2. Л., Искусство, 1963.

90. Якупов А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации М., 1994.

91. Ямполъский И. Фриц Крейслер, Музыка, 1975.

92. Ямполъский И. Я.Хейфец / Советская музыка, 1934, № 6, с. 92—94.

93. Янковский М. Шаляпин. Искусство, JI. отд., 1972.

94. Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. JI.—М.: Искусство, 1947.

95. Я.Хейфец о своих планах. "МЖ", 1961, №2.

96. Яша Хейфец — филантроп. Советское искусство, 1939, 9 сент.97. 70 лет со дня рождения американского скрипача Яши Хейфеца. "МЖ", 1971, № 1, с. 23.98. 75 лет со дня рожд. скрипача Яши Хейфеца. "МЖ", 1976, № 1, с. 24.

97. Auer L. Graded course of violin playing. Book I.

98. Agus A. Heifetz as I knew him. Amadeus press, Portland, 2001.

99. Axelrod H. R. and T.M. Heifetz. 3d rev. ed. Paganiniana publ.: Neptune City, 1990.

100. HartnackJ. Grosse Geiger unserer Zeit. Munch., 1967.

101. Heifetz—Piatigorsky concerts. Musical America, 1964, v. 84, №10, 11.

102. Hirch N. Jascha Heifetz, l'empereur du violon. / Musica disques, № 102, Septembre, 1962.

103. Kammerer R. Heifetz in new role as professor at UCLA, «Musical America», 1959, v. 79, № 8.

104. Lochner L. Fritz Kreisler. London, 1951.

105. Pincherle M. Fritz Kreisler. Geneve, 1956.

106. Scholes P. The mirror of music 1844—1944, v. 1, L. 1947.

107. Siskovsky I. Sevcik: The Master Seen in his Clasroom. «Musical America», 1934, 10 February.

108. Spalding A. Rise to follow, N.Y., 1943.171