автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Исламский мир и крестовые походы на Ближний Восток
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Амро Назим Ахмед
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СИТУАЦИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ НАКАНУНЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
§ 1. Политическая ситуация.
§ 2. Социально-экономическое развитие.
ГЛАВА II. ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВО ВРЕМЯ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ.
§ 1. Собирание сил для противодействия крестоносцам.
§ 2. Вооруженное противостояние крестоносцам.
§ 3. Контакты двух цивилизаций на Ближнем Востоке.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ.
§ 1. Организационные формы крестоносного движения на Ближнем
Востоке.
§ 2. Военно-политическая организация арабов.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Амро Назим Ахмед
Крестовые походы были явлением огромной всемирноисторической важности. В них так или иначе оказались втянутыми массы людей в Европе и на Ближнем Востоке и, вне всякого сомнения, оказали далеко идущие последствия на судьбы многих людей. Многообразные и относительно длительные контакты Востока и Запада затронули более десятка государств в Европе и Азии, почти все области их жизни - церковь и религиозную мысль, политику, экономику, общественное устройство, литературу. Это было первое во втором тысячелетии явление, непосредственно сказавшееся на судьбах десятков тысяч людей, приведшее к массовым миграциям населения, к резкому расширению кругозора многих людей, к умножению культурных контактов. Можно сказать, что крестовые походы оказали влияние и на жизнь народов Западной Европы и на население Ближнего Востока.
Крестовые походы произошли на переломном этапе развития народов Европы и Ближнего Востока. В Европе начинался процесс складывания национальных государств. На Ближнем Востоке распался старый порядок, установленный арабскими завоевателями, и начиналось складывание нового миропорядка под властью турок-сельджуков. Дать четкое определение такому многоплановому явлению, каким были «крестовые походы», очень нелегко. За прошедшие с тех пор годы их оценки и отношение к ним менялись. Довольно распространено мнение, что крестовые походы были одним из способов приспособления населения Европы к новым обстоятельствам - возникновению и росту национальных государств. В крестовых походах участвовали мужчины и женщины всех слоев населения из всех областей Западной Европы: вряд ли ими руководили совершенно одинаковые чувства и понятия. Широко признано, что крестовые походы были средством укрепления института папства, попыткой римских первосвященников стать лидерами всего христианского мира.
Крестовых походов было много, далеко не все они были направлены на освобождение «святой земли». Были ли все они подлинными крестовыми походами? Среди историков нет единой позиции, что еще раз подчеркивает научную актуальность этой темы. Следует отметить, что в средние века термин «крестовый поход» часто применялся к военным походам против тех, кто не исповедовал христианскую веру, которые были язычниками (как, например, экспансия немцев на славянские территории), или мусульманами (реконкиста в Испании), или еретиками (поход против альбигойцев).
Первым фактором крестовых походов, по всей видимости, является именно религиозный порыв, подкрепленный призывом католической церкви к священной войне. Папы Римские и проповедники, призывая людей участвовать в походах, облекали богословие в общедоступные формы, и зачастую народные представления о Боге и справедливости использовались в официальной проповеди церкви. Например, теоретически крестовые походы должны были быть оборонительными, так как христиане не могут применять силу для обращения в свою религию силы, и миссионерские идеи буквально пропитали мысль и пропаганду крестоносцев.
Непосредственным поводом для крестовых походов была угроза мусульман турок-сельджуков Византии, взятие ими Иерусалима и развернутые ими преследования в отношении христианских пилигримов в Иерусалиме.
Конечно, многие крестоносцы были движимы идеалами, но их идеалы отличались от идеалов высших церковных иерархов. В исторической науке предметом оживленного обсуждения стал вопрос о том, что думали и к чему стремились дворяне и рыцари. Историки Маркус
Булл, Сайман Ллойд, Джонатан Рейли-Смит1 и другие сделали эту тему предметом своих исследований. Ими установлено, что на ранних стадиях развития крестоносного движения важным фактором, подвигавшим рыцарей к участию в крестовых походах, была обстановка внутри семей и особенно настроения женщин, а к концу ХТТТ в. главную роль в привлечении участников крестовых походов стали играть кровные и соседские связи крупных феодалов.
Большинство объяснений того факта, почему так много людей участвовало в крестовых походах, сводилось к тому, что его участники не обладали достаточной искушенностью и умом или что они стремились к материальной выгоде. Последняя точка зрения получила широкое распространение среди сторонников мнения, что крестоносцы были продуктом семейной стратегии экономического выживания. Еще Рансимен закончил свою «Историю» следующими негодующими словами: «Победы крестовых походов были победами веры. Но вера без мудрости опасна. В длинной истории взаимодействия Запада и Востока,2 из которой выросла наша цивилизация, крестовые походы были трагическим и разрушительным эпизодом. Там было много отваги и мало понимания. Высокие идеалы пятнались жестокостью и жадностью, предприимчивостью и живучестью слепого и узколобого самодовольства. Сама Священная Война была не чем иным, как актом нетерпимости во имя Бога, что является грехом против Святого Духа.
Арабские и европейские источники считают, что важнейшую роль в начале крестовых походов играли экономический и политический факторы. Историк Жильбер Ножен ссылается, в частности, на ухудшение экономической ситуации в Западной Европе. Отмечается, что Франция в конце XI в. была охвачена внутренними междоусобицами, что привело к дезинтеграции страны, голоду и обнищанию. Этим объясняется
1 См.: Riley Smith. A History of the Crusades. Oxford University Press, 1995.
2 См.: Rimciman. A History of the Crusades. 3 Vols. Cambridge, 1957. наибольший поток крестоносцев из Франции.1
Арабские авторы считают, что немаловажную роль играли политические мотивы, так как церковь имела огромное влияние на королевства западных франков. Они ссылаются, в частности, на тот факт, что Император Великой Римской империи Фридрих П за невыполнение обета отправиться в крестовый поход в назначенный срок был отлучен от церкви, что грозило ему лишением престола.2
Многие христианские церковные деятели, прежде всего папа Урбан П, считали крестовые походы средством отвлечения воинственного и жестокого феодального дворянства от междоусобных войн.
Все эти годы крестовые походы были объектом острой идейно-политической борьбы. Многие историки на Западе сильно преувеличивали значение крестовых походов, придавали им исключительное значение в истории человечества, определяющую роль в развитии западноевропейской цивилизации. Но вряд ли был прав и русский византинист Ф.И.Успенский, который считал негативным главный итог крестовых походов для Запада.3
Многообразием позиций и оценок отличаются и публикации позиций арабских авторов. Долгое время подчеркивалось, что для Ближнего Востока крестовые походы были только страшным бедствием, что народам этого региона нечего было заимствовать у «нищих крестоносцев», и что, если и было взаимовлияние, находившихся в стадии становления двух цивилизаций, то оно было односторонним - только Восток положительно влиял на Запад.
Очевидно, что крайние позиции неплодотворны. На сегодня мы располагаем возможностями для более взвешенной оценки событий, отстающих от нас более чем на 800 лет и опираясь на накопленный опыт,
1 См.: СаидАбдулъ ФтахАшур. Европа в средневековье. Каир, 1963 (на араб. яз.).
2 См.: Thompson J. W. Economic and Social History of the Middle Ages. 2 Vols. L., 1959.
3 Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб., 1900. С. 169-170. предложить свои подходы к оценке крестовых походов. Автор -палестинец, и поэтому стремится посмотреть на события с точки зрения своей родины и арабоязычных авторов.
Целью настоящей диссертации является комплексное изучение взглядов арабских и европейских ученых на такое сложное и многообразное историческое явление, каким являются крестовые походы. Диссертант выясняет, по каким путям шло взаимное влияние участвовавших в конфликте сторон во время крестовых походов.
В рамках данного исследования диссертант ставил перед собой следующие задачи:
- реконструировать социально-политическую ситуацию на Ближнем Востоке в соответствующее время;
- определить, по каким направлениям шло взаимовлияние по линии Восток-Запад и Запад-Восток в ходе крестовых походов;
- установить своеобразие позиции арабских авторов в отношении крестовых походов.
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней достаточно широко привлекаются работы арабских авторов, что помогло оценить крупнейшее явление во всемирной истории с более взвешенных и обоснованных позиций.
Диссертация выполнена на основании широкого круга литературы на арабском, русском и английском языках, что и определяет ее научную значимость.
Практическая значимость работы заключается в том, что приведенный в ней фактический материал способствуют более углубленному пониманию истории человечества в эпоху крестовых походов, особенностей культурного и технологического взаимодействия мусульманской и западной христианской цивилизаций. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории стран Востока в средние века, а также послужить основой для соответствующего специального курса.
Методологические основы и литературные источники.
В работе автор руководствовался основными положениями научной теории познания и главными принципами исторического исследования: историзма, научности и объективности. Широко использованы и общенаучные методы: исторический, логический, проблемный, классификационный, а также социально-исторические: периодизации, актуализации и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах российских ученых по теории методологии, историографии, источниковедения и библиографии.1
Значительную часть источников составляют книги арабских историков и писателей, современников крестовых войн. Правда никто из них не воссоздает связной и последовательной истории этих завоевательных предприятий рыцарства, однако практически ни один из них не обошел вниманием крестовые войны. В то же время в книгах Ибн аль-Асира, Ибн Джубайра, Усамы ибн Мункыза, Ибн Хальдуна, Ибн Василя, Аль Хасана Абдулы аль-Хирави, аль-Коди аль-Фадил, Имад ад-Дин аль-Исфахани и другие содержатся подробные описания многих эпизодов крестовых войн.
В отличие от западноевропейских хронистов, посвятивших крестовым походам немало специальных трудов, арабские авторы обычно включают сведения об этих военных экспедициях и о государствах крестоносцев на Востоке в исторические повествования о своих странах. Как правило, в этих сочинениях участники крестоносного движения
1 Например, см.: Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению истории русского военного искусства (с древнейших времен до первой мировой войны). Учебное пособие. М,, Издательство военной армии им. МВ.Фрунзе, 1954; Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., Наука, 1987. лишены ореола борцов за веру, а выглядят откровенными захватчиками.
Знаменитый арабский писатель Усама ибн Мункыз (1095-1188) играл заметную роль при дворах сирийских и египетских правителей. Будучи полководцем, участвовал в ряде сражений с крестоносцами. Путешествовал также по Палестине и Месопотамии. Богатая наблюдениями жизнь Усамы ибн Мункыза отразилась в «Книге назидания» - автобиографической хронике, многие страницы которой посвящены отношениям арабов с крестоносцами и повседневной жизни в государствах крестоносцев. Вот характерный отрывок из этой книги «.У франков, да покинет их Аллах, нет ни одного из достоинств, присущих людям, кроме храбрости. Одни только рыцари пользуются у них преимуществом и высоким положением. У них как бы нет людей, кроме рыцарей. Одни дают советы и выносят приговоры и решения. Все франки, лишь недавно переселившиеся из франкских областей на Восток, отличаются более грубыми нравами, чем тс, которые обосновались здссь и долго общались с мусульманами».'
Крупнейшим арабским историком конца ХП - первой трети XIII вв. был Ибн ап-Асир, участвовавший в войнах знаменитого египетского султана Саладина. Его главный труд «Совершенный в истории» или «Полная история» рассказывает о мусульманских странах от «сотворения мира» до 1231 г. При этом Ибн ал-Асир не оставляет без внимания и события, связанные с крестовыми походами.2
О военных экспедициях западноевропейских рыцарей на Восток упоминает Абу-аль-Фарад Бар-Эбрей (1226-1286), классик сирийской средневековой литературы, автор широко известной «Книги
1 См.: Усама ибн Мункыз. Кутаб аль-Итибар (Книга назидания). Принстон, 1930.
2 См.: Ибн ал-Асира. Ал Камил фи-Тарах (совершенство истории). Каир, 1963. знаменательных историй».1
В длительном процессе взаимодействия Западной Европы и Ближнего Востока в Х1-ХП1 вв. принимали участие рыцари почти всех стран Западной Европы и многие средиземноморские города. Это привело к тому, что европейские источники по данной проблеме крайне многообразны. Автор считает себя вправе не останавливаться подробно на характеристике этой группы источников, поскольку это уже блестяще сделано А. Д.Люблинской в монографии «Источниковедение истории средних веков», вышедшей в издательстве Ленинградского Университета в 1955 г. А.Д.Люблинская посвящает источникам по истории крестовых походов целиком IX главу своей книги. Среди главных источников по истории крестовых походов она называет путеводители для паломников, переписку римских пап и хроники, составленные летописцами, которые были почти при каждом рыцарском отряде. Благодаря этим хроникам, по оценке А.Д.Люблинской, мы и имеем «возможность восстановить события с большой подробностью, зачастую мы можем проследить действия крестоносцев не только по месяцам и неделям, но даже по дням».2
Разные периоды эпохи крестовых походов неравномерно представлены в источниках. Если военная часть их может быть восстановлена с большой степенью адекватности, то обустроительная деятельность крестоносцев на Ближнем Востоке и, главное, практика взаимодействия двух цивилизаций, представлена в документах значительно слабже.
А.Д.Люблинская констатирует, что «гибель иерусалимского
1 См.: Абу аль-Фарадж. Книги знаменательных историй. Каир, 1947.
2 Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Ленинград, Ленинградский Университет, 1955. С. 117. и королевства тяжело отразилась на сохранности богатого документального материала, отражавшего все стороны жизни. Погибли почти все документы финансового и административного характера, многие картулярии, уставы, различные грамоты и т.д. Уцелевшие источники представляют собой лишь небольшую часть из массы имевшихся документов».1
Имена не всех авторов хроник, написанных участниками событий дошли до нас. Так лучшим по точности источником по истории крестовых походов является анонимная хроника, которая называется «Деяния франков и других путников в Иерусалим - gesta francorum Hierusolyminorum. Она охватывает события 1095-1099 гг. Анализ хроники свидетельствует, что она написана рыцарем из ополчения Богемунда Таренского, то есть из южной Италии. После взятия Антиохии автор хроники не остался в городе вместе со своими сотоварищами, а присоединился к отряду Раймунда Тулузского и сним дошел до Иерусалима. В этой хронике сочетаются конкретные данные о действиях тех или иных отрядов и сжатая, не очень насыщенная фактами, история военных действия всего крестового войска.
Хроника представляет собой дневник, ведшийся в походе, во время стоянок, что называется по горячим следам. Язык хроник прост, безыскусен, текст практически не содержит цитат. Поэтому мы можем заключить, что автором был незнатный рыцарь, неискушенный в науке и богословии, правдивый и точный хроникер. В хронике «Деяния франков.» отразились настроения, мысли и суеверия рыцарской массы, участвовавшей в походе. Автор отдает должное храбрости турок, признает
1 Там же. С. 123. за ними право на военную доблесть.
Известно, что после завершения своего труда автор принес хронику в дар храму гроба господня в Иерусалиме, где ее видели и читали многие люди, делали с нее списки, а именно эти списки попали в Европу, где послужили основой для разных авторов.
Провансальский священник Раймунд Агильский написал «История франков, которые взяли Иерусалим». Являясь духовником графа Раймунда Тулузского, он был близок и к папскому легату, сопровождавшему войско крестоносцев. Сочинение Раймунда Агильского наполнено рассказами о необыкновенных происшествиях, из которых самым знаменитым является эпизод о так называемом «чуде святого копья». Стоит вкратце описать эту историю, поскольку она характеризует не только данную хронику, но и литературу того времени в целом. По свидетельству Раймунда Агильского, в середине июля 1082 г. крестоносцы, окруженные армией сельджукского эмира Кербоги Мосульского во взятой ими Антиохии, оказались в тяжелом положении. На всевышний не оставил их в беде. Он сообщил свою волю через апостола Андрея, который неоднократно являлся в видениях простому провансальскому крестьянину Петру Варфоломею. Узнав о местонахождении священной реликвии, подразумевается копье, которым, согласно Евангелию от Иоанна, римский воин пронзил распятого Христа, крестоносцы обнаружили ее и тем самым обрели средство для победы над грозным противником. Благодаря чудодейственному копью, армия Кербоги была разбита. Исследователи хроники Раймунда Агильского большей частью характеризуют его как религиозного фанатика, глубоко верующего человека. Но некоторые историки обратили внимание на то, что Раймунд Агильский иногда бывает достаточно «рационалистичен».1 Его религиозная экзальтация являлась сознательным приемом для поддержания духа воинов христовых.
Еще одним важным свидетельством о первом крестовом походе является «Иерусалимская история» французского клирика Фульхерия Шартрского.2 Сначала он был в свите герцога Роберта Нормандского, а позже стал капелланом графа Балдуина Фландрского. Дальнейшая жизнь Фульхерия оказалась тесно связанной с перипетиями политической судьбы Балдуина, ставшего графом Эдесским, а после смерти Готфрида Бульонского занявшего его трон Иерусалимского короля. Фульхерий Шартрский также сначала находился в Эдессе, а через два года, в 1100 г. перебрался в Иерусалим, где и прожил почти тридцать лет. Он стал историографом Латино-Иерусалимского королевства и выполнял другие важные поручения своего сюзерена. Как и многие средневековые хронисты, Фульхерий считал необходимым подчеркнуть достоверность сообщаемых им сведений: «Все это я, Фульхерий Шартрский, отправившийся вместе с остальными пилигримами, тщательно и заботливо собрал позже, как я видел своими глазами, чтобы передать памяти потомства». Благодаря сочинению Фульхерия, мы располагаем любопытными и достаточно точными данными как о самом крестовом походе, так и о возникших на Востоке государствах крестоносцев.
Фульхерий Шертский, в частности, свидетельствует, что в ходе крестовых походов проявились признаки зарождающегося общего западноевропейского самосознания. Он пишет, что, «хотя участники
1 Православный палестинский сборник. СПб., 1885. С. 8-9.
2 Fulcherius Carnotensis. Historia Hierosolymitana// Recueil des Historiens des Croisades. Historiens occidentaux. Paris, 1866. священных войн говорили на разных языках, казалось, однако, что не являемся братьями и близкими родичами, единодушными в любви к Богу».
В отличие от названных выше авторов многие хронисты пользовались материалами из вторых рук. Подобные компиляции сообщают крайне мало фактов, не известных нам по другим источникам. Но эти сочинения бывают интересны с историко-философской и литературной точек зрения. Такова, например, «История, называемая Деяния Бога через франков». Ее написал аббат Гиберт Ножанский, больше прославившийся своей «Автобиографией».1 В трудах Гиберта Ножанского подчеркивается, что поход европейских рыцарей на Восток явился осуществлением божьего предначертания.
Труд Гильома Тирского, уроженца Палестины, имеет большое значение. Он охватывает события на протяжении ряда десятилетий и представляет собой попытку осмысления 1фестоносного движения и одновременно свидетельствует о некоторой эволюции самой латинской хронографии. Портретные характеристики политических деятелей, рассказ
0 реальных фактах из жизни государств франкского Востока все больше теснят традиционное провиденциалистское повествование, типичное для первых глав «Истории деяний в заморских землях».2 Хроника Гильома Тирского пользовалась необычайной популярностью у современников, которые считали ее надежным источником сведений по истории государства крестоносцев.
Из византийских авторов следует отметить, прежде всего, Анн}' Комнину, дочь императора Алексея I Комнина. Анна в конце жизни удалилась в монастырь, где и написала «Алексиаду» - книгу, прославившую ее в веках. Умерла Анна Комнина в 1148 г. Анна сообщает важные подробности о первом крестовом походе. Будучи подростком, она
1 Фульхерий Шертский. Иерусалимская история. Перевод, вступительная статья и комментарий М.А.Заборова. М., 1993.
2 Documenti sulle relazione cittu toscane cori oriente cristiano e coi turchi sino all ano 1531. Ed. Ce Muller, Florence, 1856-1857. P. 1-3. наблюдала действия крестоносцев в Византии, а позднее пользовалась воспоминаниями очевидцев и официальными документами. Вот как она рассказывает о приближении к Константинополю крестоносного войска: «Это известие не было приятно Алексею, который справедливо опасался этого подозрительного сброда. Он знал крайнюю запальчивость франков, легкость, с которою они решаются на что-нибудь и снова изменяют свои намерения, их чрезвычайном двуличии. Подобные и другие качества, как дар природы, этот народ несет с собою безотлучно, в какую бы страну он ни являлся. Сверх того, что он сам знал по опыту, о франках говорили повсюду, что они умеют сплетать козни, а если и заключат договор, то нарушат его под самым ничтожным предлогом».1
На интерпретацию источников, самих по себе достаточно тенденциозных, в последующие столетия оказали влияние различные факторы: общий уровень исторических представлений, господствующие религиозные и политические идеалы, а также конкретные политические обстоятельства.
Не имея возможности подробно охарактеризовать даже наиболее известные труды по истории крестовых походов, обратим внимание лишь на некоторые основные тенденции в освещении этой проблемы в исторической литературе. К истории крестовых походов обращались отнюдь не одни теологи, но и светские авторы. Назовем имя французского ученого Шарля Дюканжа (1610-1688), составившего непревзойденный словарь средневековой латыни и словарь греческого языка.2 Он издал ряд памятников по истории Византии и уже знакомую нам хронику Виллардуэна о завоевании Константинополя. Дюканж подготовил обширные материалы по истории французской знати, обосновавшейся в Восточном Средизимноморье в эпоху крестовых походов. Для своего
1 Анна Комнина. Алексиада/ Вступительная статья, перевод и комментарий Я.Н. Любарского. М., 1965. С. 176.
2 Сайд Абдуль ФтахАшур. Тарих аль-Хруб Асалибия. Каир, 1976. С. 840 (на араб. яз.). просопографического и генеалогического исследования ученый привлек самые разнообразные источники хроники «Иерусалимские ассизы», картулярии духовно-рыцарских орденов, актовый материал, торговые договоры.
Полной противоположностью Дюканжу, ученому Эру Диту,1 прочитавшему неисчислимое количество древних и средневековых источников и скрупулезно выискивавшему пусть мелкие, но точные и конкретные факты, были историки-просветители. В советской литературе предшествующих десятилетий исторические взгляды просветителей, как правило, оценивались весьма высоко.
Коренным образом изменилось отношение к крестовым походам в начале XIX в., в период утверждения романтической историографии в европейских странах. Некоторые высказывания просветителей и романтиков, например, Вольтер в письме к Екатерине II заметил, что папское правление «в продолжение многих веков заливало кровью половину Европы и пыталось жителей ее сделать скотами».2 Более умеренный Майи называет религиозную экзальтацию в период подготовки первого крестового похода «разновидностью эпидемиологического бешенства», охватившего жителей Франции и других государств. Но вот в 1802 г. выходит сочинение Франсуа Рене де Шатобриана «Гений христианства, или красота христианской религии». Он принадлежал к аристократической фамилии, далекие предки которой принимали участие в крестоносном движении. Шатобриан оценивает походы европейского рыцарства на Восток с точки зрения защиты христианской веры. По его мнению, «дух магометанства - гонение и завоевание. Евангелия, напротив, проповедует лишь терпимость и мир». Таким образом, христианство -самая человечная из всех религий, а средневековье, когда «Гений
1 Там же. С. 842.
2 Там же. С. 852.
3 Сайд Абдуль Фтах Ашур. Тарих аль-Хруб Асалибия. Каир, 1976. С. 855 (на араб. яз.). христианства» преобладал, - эпоха высшей морали и высшего искусства.
Большой вклад в изучение эпохи крестовых походов внесли российские и советские исследователи. Мы отмечаем два момента. Те авторы, которые занимались преимущественно крестовыми походами, прежде всего, Михаил Абрамович Зебров, перу которого принадлежит пять книг на данную тему как популярного, так и исследовательского характера, акцентировали внимание на негативных моментах деятельности крестоносцев. В советское время все это было связано с религиозными движениями относилось к сфере «мракобесия» и носило «реакционный» характер. Даже в изданных в академических издательствах книгах этого автора «Крестовые походы», М., 1956; «Введение в историографию крестовых походов», М., 1966; «Крестоносцы на Востоке», М., 1980 -отдана дань разоблачительному подходу. М.А.Зебров выступает против того, что крестовые походы имели сколь-либо позитивное значение в истории человечества, утверждал, что для западной историографии характерна «переоценка подлинного значения крестовых походов, заведомо преувеличенное представление об их настоящем месте в истории». Но поскольку он опирался на документы и факты, то общий его вывод не был столь однозначен. В заключении своей первой книги М.А.Зебров писал: «Было бы неверным полностью отрицать роль крестовых походов и крестоносных государств в развитии средневекового общества на Западе. Они оказали известное влияние на судьбы западноевропейского феодального мира».1
Совсем другая оценка событий содержится в трудах российских специалистов по арабскому Востоку. И в книге профессора Б.Н.Заходера «История восточного средневековья (Халифат и Ближний Восток)», и в произведениях В.В.Бертолода, и в монографии О.Г.Блолынакова и в коллективном труде «Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв.»
1 Зебров М.А. Крестовые походы. М., 1956. С. 269-271. содержится взвешенный уважительный подход к истории и культуре арабских народов, их вкладу в развитие мировой культуры. Работы В.В.Бертолода - «История изучения Востока в Европе и России», «Культура мусульманства» и «Карл Великий и Харун ар-Рашид» оказали существенное воздействие на позицию диссертанта, помогли ему понять вклад российских ученых в изучение мусульманской цивилизации.1 Тоже в полной мере относится к монографии О.Г,Большакова «Средневековый город Ближнего Востока VII - середины XIII в.».2 Это подлинно новаторская работа, в которой на основе изучения многообразных документов и памятников материальной культуры, реконструируется хозяйственная жизнь и общественные отношения в городах Ближнего Востока.
В целом, русскоязычные авторы исходят из того, что в эпоху крестовых походов Ближний Восток стоял на значительно более высокой ступени культурного и технологического развития, чем Западная Европа.
Активно использовалась при подготовке к диссертации и книга У.М.Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу», которая содержит разнообразный фактический материал.
Автор стремился максимально внимательно относится к трудам своих предшественников. Он отдавал себе отчет в том, что взаимоотношения двух цивилизаций - проблема внешне политизированная, а, следовательно, позиция людей, писавших о ней, была предвзятой, заангажированной. Но каждый из людей, писавших о крестоносцах и о Востоке вносил что-то свое и новое в понимание темы, показывая ее под своеобразным углом и тем расширял и обогащал наши представления о ней.
1 Бертолод В.В. История изучения Востока в Европе и России. Сочинения, 1977. Т. 9. С. 199-482.; Бертолод В.В. Культура мусульманства. Сочинения, 1968. Т. 6. С. 143-203; Бертолод В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид. Там же. С. 342-366. ** Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока VIT - середины ХПТ в. М.,
1984.
19
Хронологические рамки работы определяются историей самого исторического явления - крестовые походы - и охватывает период Х1-ХШ вв.
Предметом исследования в настоящей диссертации является проблема взаимоотношений двух цивилизаций в ходе крестовых походов на Восток.
Апробация работы: диссертация обсуждена на заседании кафедры Всеобщей истории РУДН. Диссертант выступал с сообщениями на конференциях молодых ученых РУДН.
На защиту автор диссертации выносит:
1. Свое видение ситуации на Ближнем Востоке в начале второго тысячелетия.
2. Вклад арабских историков в изучение движения крестоносцев и политических процессов в регионе Ближнего Востока.
3. Авторское видение специфики взаимодействия христианской и исламской цивилизаций в ХТ-ХШ вв.
Диссертация состоит из введения, трех глав (семи параграфов) и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исламский мир и крестовые походы на Ближний Восток"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период крестовых походов западные военные методы были настолько устарелыми, что первый крестовый поход почти наверняка провалился бы, если бы мусульмане Ближнего Востока не были бы безнадежно разделены внутренними распрями. Однако первоначальный успех крестоносцев и последующее создание Иерусалимского Королевства и других латинских государств крестоносцев на Востоке имели далеко идущие последствия. Здесь произошло столкновение и смешение трех разных цивилизаций. Живучая византийская цивилизация уже до этого плодотворно взаимодействовала с высокоразвитой цивилизацией мусульманского Востока. Оба восточных общества смотрели со смесью благоговения, иронии и отвращения на грубое, феодальное европейское общество, военным клином расчищающее себе путь в их среду.
Хотя среди этих трех сообществ никогда не существовало настоящего мира за два столетия эры крестовых походов, тем не менее наблюдался значительный общественный контакт, отмеченный часто меняющимися союзами в их войнах друг против друга и неизбежным вмешательством соседей в беспрерывные внутренние разногласия каждого.
Из этих контактов, по мнению арабских авторов, наибольшую пользу извлекли крестоносцы - поскольку им больше всех было чему учиться. Военные уроки оказались такими же важными для Запада, как и уроки в области культуры, науки и экономики,
Среди тактического опыта, усвоенного крестоносцами, были применение маневрирования в форме охвата и засады, использование легкой кавалерии для разведки и прикрытия, применение конной стрелковой силы в виде конных лучников. И более всего уяснение важности согласованных действий объединенных подразделений пехоты и конницы, метательных орудий и фактора внезапности, когда имеешь дело с изобретательным и очень подвижным противником.
Очевидность влияния восточного опыта прослеживается на европейских укреплениях. Европейцев особенно поразили мощные византийские стены вокруг городов и крепостей, с двойными или тройными концентрическими рядами массивных стен с башнями. Ничего подобного на Западе в это время не было. В результате в Западной Европе после крестовых походов произошла полная революция в строительстве замков и городских укреплений. Самым ярким примером этого был Шато Гайял, построенный Ричардом Львиное Сердце в Нормандии после его возвращения из третьего крестового похода. Крестоносцы пересмотрели свои методы ведения боевых действий и орудия. Об оружии они тоже получили новые сведения, расширили свое представление о возможностях стрельбы из лука. Пожалуй, где они действительно почерпнули много нового для себя, была область вооружения и брони - они познакомились с новыми техническими способами о конструкциями, добившись изготовления таких средств защиты, которые позволили бы сохранить ударную мощь воина при более легкой экипировке.
Мусульманские правители обычно избегали фигуративных изображений на монетах, предпочитая им надписи на арабском языке. Однако в XII в. на Ближнем Востоке некоторые мусульманские принцы отступали от этого правила, и появились монеты с изображением правителей.
Влияние крестовых походов в позднейшие средние века на культуру мусульманских народов. Здесь можно сказать мало хорошего, хотя процесс наводнения арабами Передней Азии и Северной Африки основал богатый венец магометанских культурных государств: юношеская сила арабов умно воспользовалась результатами античной и христианской образованности и кое-где самостоятельно повела его дальше. Испанские государства еще во время крестовых походов показались христианам в блеске глубокого знания и богатых сил. Но затем здесь не явилось уже дальнейшего успеха. Племена, которые в течение крестовых походов захватили господство в области ислама, туркменские племена сельджуков и османов, мамелюки и монголы, не были в состоянии своими силами значительно расширить область человеческого знания. Они тратили капитал, который им предоставляли покоренные земли. Мало-помалу наступило затишье, а затем с каждым столетием все ускорялось падение. Правда, военная сипа ислама осталась еще достаточно сильна, чтобы изгнать христиан из Азии. Ее было достаточно и для того, чтобы сделать самые обширные завоевания в Европе, которая еще целые века страдала от многих из тех бедствий, какие уже причинили поражения ее на Востоке. Но господство мусульман все более и более ограничивалось формой военного деспотизма.
Когда пилигрим покидал тесные границы родины, он узнавал большую часть населенной земли. Перед его глазами тянутся меняющиеся картины. Вид чужих земель, странные животные и растения, веселое небо юга производили на него сильное действие. Он имел сношения с людьми, с которыми часто мог изъясняться только знаками. Их одежда и вооружение были для него новы. Характер местности, устройство домов, форма каждого бытового предмета заставляли его думать, В греческой земле, как и на Востоке, уцелели еще поучительные остатки античной жизни. От государственного управления Римской империи переходили из рода в род военные учреждения и основы податной системы, хотя различным образом измененные и ухудшенные. Ученые .люди на Босфоре прилежно собирали и хранили сокровища классической литературы. Среди мусульман с особенной любовью и умом изучались философия и естествознание эллинов в сельском хозяйстве, в большинстве отраслей промышленности, В художественных ремеслах жители древних культурных стран между Дунаем и Евфратом далеко превосходили современных франков. Драгоценнейшие произведения всех стран стекались к ним. Их большие города представляли любознательным пилигримам такой обильный материал, столько самых разнообразных вещей, что их нелегко было освоить и оценить.
Кроме того, греки не были католиками и не все мусульмане были врагами креста. Они не были чудовищами и демонами, как это представлялось многим современникам в Европе. Напротив, многие пилигримы отмечают, что они были поражены и восхищены добротой и щедростью, храбростью магометанских властителей. Крестоносцы приучались уважать врага и привыкали относиться к нему, как к себе подобному. Дух терпимости проникал в сердца и вместе с тем дух сомнения во всемогуществе пап и непогрешимости церковного учения.
Юная Европа ревностно и с большим успехом училась во время своих учебных странствий на Восток, как можно было бы назвать крестовые походы. Поразительно много восточных слов были заимствованы у магометан. Вместе с выражениями все чаще приходили впервые и самые вещи. Например: ситец (karran) и кисея (musselin), софа, матрацы и альковы, базар, магазин и арсенал, пошлина (donane), соляной налог (gabelle), тариф и цехины, алгебра, наряду с неисчислимым множеством других. Едва ли найдется какая-нибудь область политической, военной, торговой, промышленной, научной, художественной и даже церковной жизни, которая на получила бы обогащения с Востока. Даже всеобщее употребление венка из роз в позднейших средних веках Запада произошло опять из подражания восточному обычаю.
Крестовые походы оказали большое положительное воздействие на экономику и культуру Европы. Усилились прямые торговые связи Западной Европы с Византией и Ближним Востоком. Верхние слои западноевропейского общества ознакомились с более высокой культурой и благоустроенным бытом стран Ближнего Востока. Европейцы заимствовали на Востоке такие ценные сельскохозяйственные культуры как рис, арбузы, лимоны, фисташки и т.д.; гигиенические привычки и регулярное мытье в горячей воде, ношение белья. А это стимулировало
Список научной литературыАмро Назим Ахмед, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Источники на русском языке
2. Анна Колита. Алексиада. Вступительная статья, перевод и комментарий, А.Н.Любарского. М., 1965.
3. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.
4. ИбнДжубайр. Путешествие. Перевод с араб. Л.А.Семеновой. М., 1984.
5. Православный палестинский сборник. СПб., 1885.
6. Усама ибн Мункыз. Книга назидания. Перевод с араб. М.А.Салье. М., 1958.
7. ИСТОЧНИКИ НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ
8. Абу алъ-Фарадж. Книги знаменательных историй. Каир, 1947.
9. Абу Шама. Аль равдатин фи ахбар аль давлатин. Каир, 1870.
10. Алъ-Айни. Укд аль джаман фи тарих ахль заман. Дом египетской книги в Каире, 1887.
11. Алъ-Асфахани. Тарих дауля аль сельджук. Бейрут, 1978. ХО.Аль-Загаби. Тарих аль ислам Ва Табакат аль машахнр валь салям.
12. ДЕКК, ф.история, № 396.-А. .153-158 11 .Алъ-Маварди. Аль акхам аль султания. Каир, 1298 хирджри, 12.Ахмед Али Исмаш. Тарих аль-саладжика. Бейрут, 1892. ХЪ.Ибн аль Адили Зубдат аль Халеб фи тарих халаб. Дамаск, 1954.
13. Ибн аль Фурат. Тарих аль дуваль ва аль мулюк. Бейрут, 1936.
14. Ибн аль-Асир. Аль Кямиль фи тарих. Бейрут, 1965.
15. Ибн аль-Асир. История Атабекского государства в Мосуле. Каир, 1963. 11.Ибн алъ-Кульнусы. Зайлтарих Димик. Бейрут, 1908.
16. Ибн дакмад Аль джаухар ассамин. ДЕКК, ф. история, д. 1522, л. 281.
17. Ибн Джубайр. Путешествие. Бейрут, 1336 хиджры.
18. Литература на русском языке
19. Андреев Н. Священные войны или крестовые походы. СПб., 1908.
20. Бернгард Куглер. История крестовых походов. Перевод с немецкого. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998.2Н.Бертолод В. В. История изучения Востока в Европе и России. Сочинения. Т. 9. М., 1972.
21. Бертояод В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашнд. Сочинения. М., 1966.
22. Бертолод В.В. Культура мусульманства. Сочинения. Т. 6. М,5 1966.31 .Богданович М.И. История военного искусства и замечательных походов. Военная история средних веков. СПб., 1853.
23. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII -середина XIII в. М., 1984.
24. Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., 1971.
25. Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов. М,, 1966. 35.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. 36. Заборов М.А. Крестоносцы и их походы на Восток в ХТ-ХШ вв. М., 1962.
26. Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1956. 38.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. 39.Заходер Б.Н. История восточного средневековья (Халифат и Ближний Восток). М, 1944.
27. История Востока. Т. 2. Восток в средние века. Восточная литература, 1999.
28. История крестовых походов. Перевод с англ. Е.Дорман. М., Крон-Пресс, 1998.
29. Кардини, Франко. История средневекового рыцарства. Сокр. пер. с итал. В.П. Гайдуко. М., Прогресс, 1987.
30. АЗ .Левченко МЛ. История Византии. М, Госполитиздат, 1940.
31. АА.Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. ЛГУ, 1955.
32. АЪ.Мишо Г. История крестовых походов. Перевод с французского С.Л.Клячко. М., Алетейа, 1999.
33. Обозрение истории военного искусства. СПб., 1843.47.0черки истории арабской культуры. V XV вв. М., 1982.
34. Пузыревский А.К. История военного искусства в средние века (У-ХУГ). В 2 ч. СПб., 1881.
35. Разин Е.А. История военного искусства УТ-ХУТ вв. СПб., Полигон, 1999.
36. Разин Е.А. История военного искусства. Военное искусство феодального периода войны. М., Воениздат, 1952.51 .Семенова Л.А. Из истории Фатимидского Египта. М,, 1984.
37. Семенова Л.А. Сапах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
38. Строков А.А. История военного искусства. Рабовладельческое и феодальное общества. М., Воениздат, 1995.
39. Уотт УМ. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.
40. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 3 т. М., Л., АН СССР, 1948.
41. Федоров-Давыдов А .А. Крестовые походы. Историческая хроника. М., 1904.
42. Фшътинский КМ. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). М,, Муравей-Гайд, 1999.
43. Ясинский АЛ. История крестовых походов. Юрьев, 1911.
44. Литература на арабском языке
45. Абдул Сайд Фарандж. Кадат аль-харб аль-араб. Каир, 1958.
46. Абдул-Алъ-Азис. Саид-А л ь-Ахель. Айям. Салах-Эд-Дин. Бейрут, 1961.
47. Аддияр. Бакри-Тарих аль-камис. Каир, 1927.
48. Аль Джахиз. Аль баян валь Табиин, Каир, 1932.
49. Алъ-Калъкашандри. Субх аль Ааша фи сыная. Аль-инша-Каир, 1913.
50. Аль-Хассан бэн Абдулах бэн Мухаммад Ас Тараблуси туха аль маджахадши филь амаль фи маядин. Библиотека Аль-Ахмедия в Халебе, л. 854.
51. Анвар Ар-Рифан. Нузом аль-исламия. Бейрут, 1973.
52. Ахмед Бейли. Хайят С ал ах Ад-дин аль айюби. Каир, 1926.
53. Джамиль Ад-Дин Айяд. Нузом аль-Харб фи ислам. Каир, 1970. 68.,Джорджи Зайдан. Тарих аль-тамадан аль ислами. Каир, 1970. 69.Ибн Махзима. Килядат аль нахр фи вафият ааян ад дархрм матут.
54. История, д. 1343, л. 584. Ы.Рашид алъ-Дин алъ-Хамазани. Тарих аль-Магол. Каир, I960. $5.Саид Абдуль ФтахАщур. Тарих аль хуруб-асалибия. Каир, 1987 (на араб. яз.).
55. Саид Абдулъ ФтахАшур. Уроба фи ал усур алвуста. Каир, 1963 (на араб. яз.).
56. Сайд Абдуль-Фтах Ашур. Куброс ва аль хуруб-асалибия. Каир, 1957 (на араб, яз.),
57. Ш.Саид Абду-Фатах Ашур. Аль-хуруб асалибия. Каир, 1976 (на араб. яз.).
58. Тарих аль-араб. (пер.с фр.Адиля Зуайтера) Каир, 1948.
59. Хасан Ибрагим Хасан. История государства фатимидов. Каир, 1958. 91 .Хусейн Ахмед Амин. Крестовые походы. Каир, 1983.
60. Шафик Гулъбалъ и др. Аль-муяссара. Каир, 1965.
61. Эрнест Паркер. Крестовые походы (перевод с английского). Каир,1960.
62. Литература на иностранных языках
63. Bee 1er J. Warfare in feudal Europe. 730-1200. L.,1971.
64. Beeler John. Warbarebin feudal Europe. 730-1200,
65. Bilewis. The muslim discovery of Europe. L,, 1969;
66. Brundage J.A. The Crusades. A Documentary Survey. Mieloukee, 1962. 98 .Cabrieri F. Arab Historians of the Crusades. L., 1969.
67. Calhen CI. An introduction to the first crusade// Past and Present, 1954, N6.
68. Calhen CI. Notes sur l'histoire des croisades et de Г orient latin.// Bulletin de la faculté des lettres de l'Université de Strasbourg. 1950, N 2.
69. Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jerusalem. Vol. 1-3. Paris, 1934-1936.
70. Damiei NA. Islam and the West: The making of an Image. Edinburgh, 1960,
71. Delebrur H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der Politischen Geschichte. Berlin, 1900-1936.
72. Detpech H. La tactique du 13-eme siecle. Paris, 1886.
73. Document! sulle relatione cittu toscane cori oriente cristiano e coi turchi sino all ano 1531. Ed. Ce Muller, Florence, 1856-1857.
74. Duggen A. The Story of Crusades, 1907-1297. N 4,1964.
75. Fuicherim Carnotensis. Historia Hierosolymitona (Gesta Francoram Hierusalem peregrinantium). Recueil des historiens des croisades. Historiens ocsidentaux. Paris, 1866.
76. Fulcherius carnotensis. A history of the expedition to Jerusalem 10951127. Transi from Frances Rito Ruan. Konxvill, 1969.
77. GanshofF.L. Histoire des Relations Internationales. T. 1 Le moyen age. Paris, 1953.
78. Grousset R. Histoire des Croisades et du Royaume Franc de Jerusalem. Paris, 1934-1936.
79. Hill G. A History of Cyprus. Cambridge, 1940.
80. Konler G. Die Erkwickelung des kriegswesens und der Kriegführung inder Ritterzeit von Mitte des 11 janrhundererts fis zu den Hussitenkriegen. 3vols. Berlin, 1886-1890.
81. La Monte S. L. Feudal Monarchy in the Loutin Kingdom of Jerusalem. 1100 to 1291. Cambridge, 1932.
82. Laking G.F. A Record of European Annour and Amis through Seven Centuries. L., 1922.
83. Le Fevre I. Pierre l'Ermite et la croisade. Amiens, 1944.
84. Lyons M.C. D.E.P. Jackson. Saladin: The Politics of Holy War. Cambridge, 1982.
85. Mahon R. The Story of Hospitallers of St. John of God. Westminster. 1959.
86. Michaud J.F. Histoire des Croisades. Paris, 1817-1822.
87. Munro D. C. The Kingdom of the Crusaders. New York, 1935.
88. Munro D.C. The speech of pope Urban 11 at Clermont, 1095// American Historical Review. 1906. Vol. 1. No 2.
89. Norgate. Richard the Lion Heart. L., 1924.
90. Oman, sir Charles. A History of the Art of war in the Middle Ages. Sec.edition. L., 1924.
91. Prower DJ. Hie Latin Kingdome of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Ages. L., 1972.
92. Raimundi de Aguiliers. Historia Francorum gui ceperunt Herusalem// Recuel historiens des croisades. Historiens Ocsidentaux. Paris, 1866.
93. Richard. Le Royaume Latin de Jerusalem. Paris, 1953.
94. Riley Smith A History of the Crusades. Oxford University Press, 1995.
95. Runciman S.Q. History of the Crusades. Cambrige, 1951 -1954.
96. Setton K.M. A History of the Crusades. Pennsylvania, 1958.
97. Smail R. Crusading Warefare (1097-1193). A Contribution to Medieval Military by R. Ch. Smail. Cambridge, 1956.
98. Sruhhs. Seventeen Lectures on the Study of Medium and Modem History. Oxford, 1900.
99. Stevenson W.B. The Crusaders in the East Cambridge. 1907.
100. Thompson .1W. Economic and Social History of the Middle Ages. L,, 1959.
101. Verbruggen J.F. The art of Warefore in Western Europe During the Middle Ages: From the Eight Century to 1340. Transi, by Sumner W. Amsterdam, 1978.
102. Willermus archiepiscopus Iyrensis. Historia rerum in patfilris Gransmarinis gestarum// R.H.C.O.C.C. Paris, 1844.