автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Исполнительское искусство М.В. Юдиной. Черты стиля

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Федосеева, Стелла Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Исполнительское искусство М.В. Юдиной. Черты стиля'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Федосеева, Стелла Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ • 3-II

ГЛАВА I. Бах в исполнении М.Юдиной . . 12

ГЛАВА 2. М.Юдина - интерпретатор Бетховена . 55

ГЛАВА 3. Произведения романтиков и русских композиторов в исполнении МЛОдиной . . 82-

ГЛАВА 4. М.Юдина - интерпретатор современной музыки II8-I

ГЛАВА 5. Художественные принципы М.Юдиной , 146-175 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 176

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по искусствоведению, Федосеева, Стелла Леонидовна

Замечательная советская пианистка Мария Вениаминовна Юдина занимает почетное место среда прославленных мастеров отечественной пианистической школы, наряду с К.Игумновым, А.Гольденвейзером, С.Фейнбергом, Г.Нейгаузом, В.Софроницким. Художник-гуманист, свою главную миссию Лдина видела в просветительстве, пропагацце и демократизации искусства, в утверждении идеалов добра и справедливости. Ее неутомимая разносторонняя творя еская деятельность - исполнительская, педагогическая, литературная - всегда была направлена на служение людям.

Щцина - личность крупная, яркая, своеобразная, одухотворенная и мужественная. Она была удивительно восприимчива ко всем явлениям жизни и искусства. Ез отличали глубокие познания в области философии, истории, литературы, живописи, скульптуры, живой интерес ко многим проблемам естественных наук. Мир духовных интересов Юдиной был поистине неисчерпашш. И все, чем она занималась, делалось ею с горячей увлеченностью и самоотверженностью.

Творческое наследие Юдиной многогранно. Юцинские трактовки сочинений Баха, Моцарта, Бетховена - это целая эпоха в истории отечественного исполнительского искусства. Подчеркивая огромную этическую, нравственную силу воздействия музыки, она умела выразить в произведениях различных вршен черты мирооп^щзния современного человека.

Огромен вклад Шиной в пропаганду новой музыки, всего современного прогрессивного искусства. Она считала это своим прямым долгом и делала, невзирая ни на какие трудности. Как отмечал Г.Коган, "если теперь Стравинский и Прокофьев, Барток и Хиндемит занимают почетное место в даших учебных курсах и концертных программах, то немалая заслуга в этсм принадлежит Юдиной /131, 10/.

Важную сфер/ твориеских интересов пианистки составляло камерное исполнительство. Она рассматривала ансамблевую игру как возможность творческого общения, средство, воспитания музыкантов. Не случайно к совместным выступлениям Щцина чаще всего привлекала молодежь. В этом она видела одну из главных задач своей педагогической деятельности.

Е(дина обладала не только блестящим талантом исполнителя, но и настоящим литературным даровашем. Большой интерес представляет ее публицистическое, музыкально-критическое наследие. Разнообразные по тематике юдинские работы свидетельствуют о своеобразии мышления пианистки, о глубине ее понимания многих явлений жизни и искусства.

В последнее десятилетие значительно возрос интерес к Юдиной, что связано с большим влиянием искусства, личности артистки, на новые! поколения музыкантов. Это придает особую актуальность исследованию различных аспектов ее творческой деятельности и, прежде всего, исполнительства, которое до последнего времени оставалось малоизученным.

Цель настоящего исследования состоит в тш, чтобы определить место и значение исполнительства 1}щшой в истории отечественного исполнительского искусства; проследить его истоки и связь с традициями русской форхгепианнсй школы, а также прогрессивными направлениями в зарубежном музыкальном искусстве; показать прюломление в юдинсксм исполнительском стиле различных тенденций современного музыкального творяества, а также влияние исполнительства Юдиной на развитие фортепианного искусства наших дней.

В связи с этим в диссертации ставятся следующее задачи.

Первое. Дать анализ интерпретаций Юдиной произведений Баха, Бетховена, романтиков, русских, советских и современных зарубежных композиторов. Выделить характерные черты юдинского исполнительского стиля. Второе. На основе анализа интерпретаций охарактеризовать исполнительство Юдиной в его эволюции.

Третье. Рассмотреть основные художественные принципы Юдиной, показать преемственность в них традиций отечественного, искусства, идей романтизма, преломление важнейших эстетических принципов искусства XX века.

Определяя круг исследуемых проблем, автор не претендует на полюе и всеохватное освещение всеЖ сторон исполнительства Падиной. Взкоторые темы, такие, как "Юдина-ансамблист"f "Юдина и современное искусство" по причине масштабности исследовательского материала и его специфичности могли бы стать основой самостоятельных работ.

Методологической базой исследования являются основополагающие принципы советской эстетики и музыкознания в области теории художественных стилей и творческих методов, а также по вопросам традиционного и новаторского в искусстве .Целостный подход .к изучению исполнительства Юдиной предполагает сочетание в работе методов аналитических и. обобщающих, историко-теоретического анализа и исполнительского.

Основной материал исследования представляют юдинские записи. Задача исследователя состояла в том, чтобы найти и по возможности более полно использовать в работе редкие, единственные "их"экземпляры^. Кроме имеющихся грамзаписей Юдиной,

I/ Перетень граммофонных и магнитофонных записей Юдиной, использованных в работе, дается в Приложении Ш. для анализа были использованы сохранившиеся в фондах Всесоюзного радио .{далее - ЯДРРЗ), Фонотеке Московской консерватории (далее - МГДОЖ), Музее музыкальной эддьтуры им.Пяинки магнитофонные записи: почти все сочинения Баха из репертуара пианистки (прелюдии и Луги из "Хорошо темперированного клавира i", Концерт drmtti , Токката ), фантазии Моцарта, Пятый концерт Бетховена, "Фантастические пьесы" Щумана, брамсовские Вариации и фуга на тему Генделя, фуга Глазунова, другае произ

I/ ведения1*

Важную часть исследовательского материала составило публицистическое,. музыкально-критическое наследие Юдиной. Это статьи о высоко ценимых ею А.Горьком /124/, Б.Яворском /125/, Д.Шостаковиче /ТЕ6/, В.Софроницком /1£9/. Особый интерес представляют юдинские работы о %соргсксм /13£/, Брамсе /134/^Л Творчество

X/ Отрадно отметить, что возросший интерес к искусству Юдиной стимулировал появление новых пластинок пианистки. В ближайшее время фирма "Мелодия" начнет выпуск полного собрания ее записей. В 1.980 г. в ФРГ был выпущен альбом с юдинскими записями произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Мусоргского, Стравинского, Бэрга iJtbio&i - 301595-445). Он был удостоен высшей награды музыкальной критики. В восторженных отзывах прессы Юдину сравнивали с "открытием" для Европы /14?./. Сейчас та же фирма готовит новую серию пластинок с юдинскими записями Баха, Бетховена, Шуберта, Шостаковича. Ещз раньше при жизни пианистки в США вышла пластинка со Второй сонатой Шостаковича и Третьей сонатой Хиндемита /138/. Перечень опубликованных работ Юдиной дается в списке литературы. этих композиторов рассматривается Юдиной в широком историческом и культурном аспектах; их сочинения - в тесной связи с различными видами и жанрами искусства. Интересны размышления пианистки о проблемах исполнительства /127/, о направлениях

I/ и стилях в искусстве, в частности, о романтизме .

Неисчерпаемо эпистолярное наследие Юдиной. Она была знакома со многими выдающимися музыкантами современности, поэтами, прозаиками, художниками, архитекторами, видными деятелями р/ науки; со многими из них состояла в переписке '. Письма составляли неотъемлемую часть жизни пианистки. Они отражали важнейшие факта ее творческой биографии, знаменательные события культурной жизни нашего народа. В них особенно ярко запечатлен духовный облик Единой - художника, беспредельно преданного своему, делу, борца за новое прогрессивное искусство, человека бесконечной доброты и "эшщклопедических" познаний. К сожалению, "письма пианистки почти не опубликованы.

I/ К}цина М.В. Романтизм. Истоки и параллели (Лекции, прочитанные в Московской консерватории в феврале-апреле 1966 г.). рукопись.

2/ В архиве ,1Цдиной в Отделе рукописей. Государственной библиотеки СССР им.В.И.Ленина (фовд 5£7) хранится около 3000 писем. Среди ее корреспондентов - И.Стравинский, С.Прокофьев, Д.Шостакович, ©.Шапорин, В.Богданов-Березовский, А.Локпшн, С.Слонимский, П.Вулез, П.Данблон, А.Шоливе, Л.Мортон, Л.Ноно, К.Се-роцкий, К.Штокгаузен, М.Лозинский, К.Паустовский, Б.Пастерзнак,

Н.Заболоцкий, А.Кочетков, К.Федин, К.Чуковский, М.Шагинян, С .Дягилев, К. Голейз овский, Д.Баланчин, М. Бахтин, В. Люблинский, П.Оувчинский, В.Фаворский, А.Гаук, К.Зандерлинг, Е.Мравинский, Г.Рождественский, Г.Коган, В.Конен и др.

До последнего времени оставались неисследованными многие архивные материалы К]циной. Шзбросанное по различным архивам и частным собраниям большинство из них пока недоступно широкому кругу музыкантов и любителей, особенно его молодым представителям, которые подчас мало что знают о великой пианистке.

Авторам исследования были изучены материалы Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им.В.И.Ленина (далее -ОРГБЛ), Государственного музея музыкальной культуры им. Глинки (далее -.ГЦММК), Центрального государственного архива литературы и искусства (далее -.ЛГАЛИ). Поводятся фрагменты из рукописей ЭДциной о. Бахе, Бетховене, Мусоргском. Кроме того, в работе использованы материала личных архивов близких, друзей, учеников 10циной, музыкантов, работавших вместе с ней, в тем числе,, неопубликованные рукописи с воспоминаниями о пианистке, выдержки из ее писем, исполнительские .рекомендации, сохранившиесяв нотах. Интересные сведения почерпнуты автором в личных беседах с. людши, хорошо знавшими пианистку, в частности, с ее учениками. К работе привлекаются опубликованные материалы, о Юдиной.

Болшой интерес представляют рецензии на выступления пианистки. Это заметки о. первых концертах в ее родном Невеле в 1922 г. /109/, о выступлениях в. ленинградском, "Кружке .друзей, камерной музыки" в двадцатые годы, постоянным участником которого, а , чуть позднее и членом „Художественного совета, была Щина /59/. Это .отклики, .на. ее участие в первом в стране исполнении "Свадебки" "Стравинского.в 1926 г. /23/, в постановке "Орестеи" Танеева /27; 51/, восторлкешще.отзывы^о первом исполнении Концерта с. -т? ф , ф. 33 Meтнера /108/, ме тнеровского первого цикла "Забытых мотивов"., of). 38, исполнение которого было.названо "событием выдающегося значения" /26/, Второго концерта Прокофьева с оркестрсм под управлением автора /77/, Второй сонаты Шапорина, Сонаты Мих.Щцина JZ8/. В рецензиях нашли отражение выступления пианистки во многих городах нашей страны, ее неутомимая исполнительская деятельность в годы войны /43; 60; 61/.

Креме рецензий есть иного рода опубликованные материалы о Единой. Чаще всего это фрагменты воспоминаний или отдельные высказывания о пианистке выдающихся музыкантов - ее современников: Д.Шостаковича /71, 12Г-Т&6/, С.Савшинского /ТЕ, 258-277/, Н.Малько./76/.,. Н.Аносова ДТ/, А.Гольденвейзера /41/, Г.Нейга-уза /85/, Я. Зада /55/.

Первой коллективной работой о К^циной стал сборник статей и воспоминаний, вышедший в 1978 г./131/.Большинство материалов сборника составили очерки о жизни, творчестве пианистки. В него также вошли три статьи исследовательского плана. Банее были опубликованы несколько работ /10, 297-302; 80, 115-141/, в которых, наряду с различными проблемами исполнительского искусства рассматривались отдельные стороны исполнительства. 13цин ой. Анализ юдинских интерпретаций некоторых сочинений, содержат статьи,, посвященные вопросам, исполнения музыки Баха /93/, Бет-., ховена /20, 83-133/, Прокофьева /89, I40-X96; 33, 65-123/, Шостаковича /75. 57-74/.

При всей ценности этих работ их все же следует рассматривать как начальный этап в исследовании искусства Щциной, т.к., изолированное изучение отдельных его сторон не создает целостного облика К^циной-художника, не выявляет многогранности ее творнества. Например, в имеющихся высказываниях о стилевых истоках исполнительского стиля пианистки, ее репертуарных интересах нередко ащентир/ется внимание на какой-либо одной из сторон, или же дается характеристата исполнительства. Юдиной в конкретно определенный период. Однако, то, что было свойственно пианистке в ранние годы, позднее оказывалось оттесненным на второй план. Поэтому, исследуя искусство столь крупной индивидуальности, как Юдина, важно видеть его во временной перспективе, рассматривать те или иные характерные его черты в связи с эволюцией творческого пути артистки.

Б данном исследовании впервые исполнительство Юдиной рассматривается целостно, в русле основных тенденций развития современного музыкального творчества. Прослеживаются его истоки и связь с традициями русского искусства; дается характеристика основных тем юдинского творчества, направленности ее творческой деятельности. Определяются черты исполнительского стшш Юдиной как представителя русской фортепианной школы. В этом плане большое значение приобретает сопоставление интерпретаций Юдиной и других выдающихся советских пианистов: С.Фейнберга, Г.Нейгауза, В.Софроницкого, С.Рихтера, Э.Гилельса.

Определяются точки соприкосновения исполнительства Юдиной с прогрессивными направлениями в зарубежном исполнительском искусстве, в частности, творческими принципами Ф.Бузони, А.Шна-беля, Г.Гульда, дирижеров малеровской школы. Широко рассматривается проблема романтического; особенности юдинского понимания романтизма, связь художественных принципов Юдиной с воззрениями романтиков, отражение в ее исполнительстве некоторых характерных сторон романтического искусства. Определяется роль современного музыкального творчества в эволюции художественного мышления Юдиной, указывается на преломление в юдинском исполнительском стиле важнейших черт современного фортепианного искусства.

Изучение творческого наследия Юдиной имеет большое практическое значение. Рассмотрение ее художественных принципов, литературного, музыкально-критического, эпистолярного наследия обогащает многие аспекта искусствознания, в частности, область изучения стилей, показывает оригинальность и глубину юдинского толкования музыкальных и поэтических жанров, особенностей творчества композиторов, писателей. Анализ исполнитель-ства.Щциной вносит вклад в .теорию исполнительских стилей, классификацию типов пианистов. Изучение юдинских интерпретаций может оказать непосредственную практическую помощь исполнителям, дает возможность проследить некоторые этапы работы пианистки над сочинениями.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исполнительской и педагогической практике, в курсах лекций по истории и теории исполнительства.

Диссертация состоит из пяти глав, Введения и Заключения. В первых четырех главах рассматриваются особенности восприятия пианисткой музыки разных эпох и стилей, дается анализ юдинских интерпретаций (наиболее значительные из mix приводятся подробно). Основываясь на .этом фундаменте, в пятой .„главе делаются обобщения общеэстетического. и стилевого характера.

Выбор данной структуры объясняется, прежде всего, стрем-лениш представить исполнительство Юдиной ^целостно. Автор понимает, что широтами объем материала обусловливают возможную вариантность его изложения, и избранный им дуть является не единственным. Ццнако, казвдый из возможных вариантов неизбежно имел бы свои позитивные и негативные стороны. Избранная структура дает возможность сочетать последовательный аналитический разбор интерпретаций К^циной с рассмотрением ее эстетико-худо-жественных и исполнительских принципов, а также особенностей эволюции творчества пианистки.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Исполнительское искусство М.В. Юдиной. Черты стиля"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материал настоящего исследования позволяет сделать следующие выводы:

Первое.Решающее влияние на формирование индивидуальности Юдиной, особенностей ее исполнительства оказали традиции. русского искусства, а также идеи романтизма.-Исполнительство Юдиной— одна из ярких страниц отечественного исполнительского искусства; Выросшее на национальной почве,-тесно связанное с русской культурой оно вобрало в себя многие ее черты. Юдина - художник истинно русский. Об этом свидетельствует гуманистическая направленность ее творческой.деятельности,, эмоционально-образная сфера художественного мышления,. Подобно, лучшим представителям русской художественной интеллигенции,-, своей главной задачей Юдина считала просветительство, - демо-. кратизацию искусства; Для пианистки, процесс.исполнения был,. прежде всего, средством общения,-вовлечения слушателей в сферу высоких нравственных идеалов,. Основу выразительности. фортепианной игры она видела в. близости к. человеческой: речи,. В юдинской выразительности "русская.душа", .ведь именно с выразительным, "говорящим" пением связано, искусство лучших представителей отечественной исполнительской школы.

Характерная для Юдиной обостренность- восприятия явлений жизни и искусства рождала тяготение- к конфликтности, стремление не только не сглаживать отраженные в музыке сложности и противоречия мира, но, наоборот.,, подчеркивать.их,. В этом Юдина, подобно Шостаковичу,, предстает великим-реалистом нашего времени; . . .

По характеру мировосприятия Юйина. всегда оставалась, романтиком. Неудивительно, что многое в романтической эстетике было ей близко. Понимание неразрывной связи, преемственности искусства всех времен, стремление к философскому осознанию идеи синтеза искусств, к выявлению-духовного родства музыкальных, поэтических, живописных,-архитектурных образов -эти принципы романтизма являлись фундаментом, .эстетических взглядов пианистки. Сопоставление-различных .видов искусства, проецирование этих аналогий на музыку., составляло, важнейшую часть ее творческого метода.

Ассоциативный мир Юдиной - сложный и. многообразный,. Даже краткие сравнения, данные ею,-часто, указывают на прежде не замеченные нити, связывающие духовные миры, художников. . Юдинские аналогии не только раскрывают. механизмы ассоциатив?-но-образного мышления пианистки,.: но. и. многое дают, для расшиг-рения и углубления нашего понимания.творчества разных мастеров.

Юдинское толкование романтизма не. укладывалось в рамки научных теорий. Это была концепция художника, .поэта,Юдина говорила о романтизме не только, как об . ограниченном во време.-ни стилевом явлении, но, прежде всего,, как о "душе" искусства, важнейшей черте мироощущения человека.- Она придавала ро-. мантичности значение некоей силы,.окрыляющей,.вдохновляющей художника, независимо от стилевой направленности его творчества.

Второе"»" Исполнительство Юдиной - явление ярко индивидуальное и многогранное . Важнейшая -отличительная его черта -резко выраженное в нем личностное начало. Этим объясняется постоянная новизна образных концепций, своеобразие трактовки пианисткой исполнительских средств - темпоритма, динамики, артикуляции; Субъективное, личностное начало вело к усилению элементов импровизационности в игре Юдиной, что проявлялось в темггоритмической, агогической свободе исполнения,- в изменении отдельных деталей фактуры сочинений,- Однако, в подобного рода импровизационности пианистка всегда отталкивалась от устойчивых принципов, опиралась на тщательное .изучение текста исполняемых произведений,-о чем свидетельствует ана-. лиз юдинских интерпретаций сочинений.различных стилей,. Глубокие знания в соединении с тонкой, художественной интуицией давали ей возможность создавать свои неповторимые, и убедительные "устные1' исполнительские .редакции,. В таком подходе к процессу интерпретации нашла выражение активно-творчес.-. кая природа художественного мышления Юдиной,. Обладая подлинно композиторским ощущением музыки,, она как бы создавала сочинения заново;

Юдина - художник - трибун, В ее игре, как у. немногих пианистов ее поколения, с особой яркостью проявились ораторские черты, склонность к патетике., отсюда, свойственная ей декламация, экспрессивность интонирования,-Экспрессивность. юдинской игры, берущая свои истоки в традициях русского исполнительства, - не просто выразительность, :это способ обращения к слушателям, заостренная,- ораторски-приподнятая форма подачи мысли,

В своих интерпретациях Юдина неизменно, стремилась усилить драматические, трагедийные стороны.музыкальных образов; В этом качестве ее трактовки как бы продолжают линию,, намеченную в отечественном исполнительстве Ан.Тубинштейном, ^♦Шаляпиным, С.Рахманиновым, Особенно ярко такая тенденция проявилась в юдинском исполнении сочинений Баха,-Моцарта, Шуберта, Шостаковича,

Характерная черта исполнительства Юдиной - присущее ему властное дирижерское начало,- В юдинских интерпретациях в особо® степени это относится к -сочинениям. Бетховена) давши отражение традиции дирижеров малеровской школы,- среди которых пианистке было ближе всего искусство О.Клемперера; "Воинствующий гуманизм" - в этом сходство, индивидуальностей этих музыкантов. Подобно интерпретациям Клемперера, лодинский способ изложения мыслей в музыке можно условно-определить как "категорический императив" (И.Кант) - своего .рода.ре», шительное неприятие каких бы то ни было компромиссов в этических и эстетических позициях-. - Игре. пианистки присуща неумолимость , властная убежденность,, неукротимая экспрессия мыслей и чувств;

Анализ интерпретаций Юдиной показывает, что в своем бо--льшинстве они отражают глубокое постижение исторических путей развития искусства, чуткое понимание,, даже предвосхищение тех направлений в развитии исполнительства, которые определяют стиль и особенности исполнительского искусства последних десятилетий1.' Так, в юдинских трактовках сочинений Баха, Бетховена обнаруживаются многие черты, характерные для современной исполнительской бахианы и бетховенианы. Например, в ее подходе к исполнению произведений Баха можно выделить, с одной стороны, тщательное-изучение традиций музицирования баховской эпохи (специфики -трактовки инструмента ,основ импровизации, особенностей расшифровки орнаментики); с другой стороны, - охват всей исполнительской практик ки, начиная от последователей Баха и кончая традициями исполнения нашего времени. Идя от самых баховских истоков, через опыт, накопленный многими поколениями музыкантов, Юдина как бы суммировала достижения и в некоторых чертах уже в 30-40-е годы предвосхитила основные направления развития исполнительской бахианы наших дней;- Юдинское, исполнение цроизведений Шуберта, Брамса расширило и углубило возможности исполнительского воплощения драматического аспекта творчества этих композиторов.

Третье, Б исполнительстве Юдиной.прослеживаются, определенные стилистические тенденщш. Анализ юдинских интерпретаций показал, что многие черты ее исполнительского стиля тесно связаны с традициями романтического исполнительства. Это, прежде всего, романтическая образность ее трактовок, яркая эмоциональность исполнения, темпоритмическая импровизацион-ность. Характерна для Юдиной романтизирующая трактовка сочи- -нений неромантических стилей - Баха, классиков, композиторов послеромантической эпохи, что проявлялось в переосмыслении выразительных средств в соответствии с исполнительской эстетикой романтиков, Юдинские- интерпретации, произведений.

Баха, Бетховена, Прокофьева, Шостаковича дают многочисленные примеры детальной агогической нюансировки, ut/a^o , густой колористической педали.

Однако, особенности романтических черт в исполнительстве Юдиной во многом определялись своеобразием романтизма в русском искусстве в целом, для которого было характерно переплетение романтических тенденций с реализмом,, позднее -модернистскими влияниями, в частности, символизмом., В некотором роде сходный комплекс черт обнаруживается и у Юдиной, 7 Романтическая линия в ее творчестве, проявляющаяся во внутренней устремленности к будущему, соединялась с идеалами прюсветительства, подвижничества .^Романтическая образность юдинских интерпретаций, часто родственная образности поэзии символистов, использование в словесных характернотиках терминологии, характерной для романтического поэтического языка, соседствовали с глубоко реалистичным, порой беспощадным в своей суровости и остроте отражением современных конфликтов.

Выросшее на русской почве,' вобравшее в себя многие черты романтического искусства исполнительство Юдиной в то же время испытало большое воздействие современного, музыкально-. го творчества. В юдинском исполнительском стиле .нашла отражение стилевая многоплановость, исполнительства 20-?го века-,. Характерная для интерпретаций Юдиной, интеллектуальная углубленность, подчеркнутость метроритмической структуры произведения - черты, типичные для исполнительского искусства последних десятилетий; Однако, увлечение .пианистки.новой .музЫг-. кой со всеми вытекающими из этого .последствиями., (изменение. репертуара, акцент на иных выразительных .средствах), следуй ет рассматривать не как отрицание. романтизма, а как проявление классицистских черт в ее исполнительстве., подобно то- . му, как в свое время классицистские тенденции органично переплетались с романтическими в творчестве Брамса, Регера, а в исполнительстве первой половины 20-го века характеризобвали исполнительский стиль А.Шнабеля, Э.Фишера,Подобный сплав кажущихся разнородными исполнительских средств,, с одной стороны, обусловил стилевую многоплановость исполнительского стиля Юдиной, с другой стороны, - явился фактором,, определившим индивидуальную окрашенность-п.своеобразие искусства пианистки', Неся в себе комплекс, свойств, характерных . для исполнительского искусства-последних десятилетий.,, исполнительство Юдиной показало жизненность-традиций русского и романтического исполнительства в новых условиях, с учетом эстетических принципов нового искусства.

Четвертое, Юдина была одним из самых передовых музыкантов своего времени. Она умела раньше других "угадывать" и верно оценивать значение нового, умела видеть.в. новом прогрессивное, При всей своей внешней "старомодности" она как бы аккумулировала в себе достижения современности,.смело "вторгалась" во все сферы искусства, В этом заключается ее огромная роль художника - новатора;

Юдина чутко реагировала на-многие явления в. композитор--ском творчестве, исполнительстве,-Так,, она одна из первых еще в 20-е годы оценила прогрессивное.значение новаторства Бузони и Шнабеля; Борьба этих художников против консервативности и ложного понимания традиционности.в.исполнительстве,-этическая направленность их искусства полностью.совпадали. . с vie.do самой пианистки. Ее привлекали смелость,, новизна их трактовок, в частности, бузониевские принципы исполнения. . музыки Баха, шнабелевское "экспрессивное" слышание музыки Бетховена, "Шуберта,

Важнейшую часть творческой деятельности Юдиной состав-^ ляла пропаганда современного отечественного и зарубежного, искусства; Она внесла большой вклад в изучение новой музыки, в развитие творческих контактов музыкантов разных стран; Многое в исполнительстве Юдиной (контрастные репертуарные интересы, своеобразие трактовки классической, романтической музыки) говорит о сложности внутренних процессов, происходивших в ее творчестве, с другой стороны, - отражает способность пианистки к осмыслению самых противоречивых явлений музыкального творчества в их взаимодействии и развитии;1 При всей полярности творческих устремлений Юдиной, многоплановости исполнительского стиля, в ее искусстве можно выделить определенные закономерности. Во-первых, на всех этапах своей эволюции исполнительство Юдиной отражало важнейшие тенденции развития современного исполнительского искусства, во-вторых, оно всегда сохраняло черты,- присущие творческой индивидуальности пианистки.

Искусство Юдиной современно и актуально, оно имеет огромную силу воздействия. Как и музыка Бетховена,. Шостаковича, это обращение к миллионам. Утверждая.в своих лучших качествах идеалы добра и гуманизма,-оно.имеет- большое значение для нынешнего и будущих поколений людей.

Исполнительство Юдиной привлекало внимание, пианистов разных поколении. В частности, юдинские интерпретации-сочинений Бетховена оказали значительное воздействие на М.Гринберг; трактовки произведений Моцарта - на исполнение, моцар-товских сочинений Э.Вирсаладзе; исполнение современной музыки - на творческие поиски Ан.Ведерникова. Плодотворным было творческое общение Юдиной с. более.молодым поколением музыкантов, например, А.Любимовым., .Пианистке посвящен ряд произведений: Вторая фортепианная -соната Ю.Шапорина, Вторая -фортепианная соната Б.Тищенко, вокальные.сочинения. М.Гнесина,

В настоящее время, когда интерес к искусству Юдиной значительно возрос, предстоит дальнейшая работа по сбору, систематизации, изучению музыкально-критического, эпистолярного наследия пианистки. Необходимо продолжить исследование различных аспектов ее исполнительства, в частности, камерного, а также педагогических принципов.

184

 

Список научной литературыФедосеева, Стелла Леонидовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Об искусстве: Сб. В 2-х т. -3-е изд*— ТЛ. М., 1976»-576 с; Т.2. ГЛ.; Искусство, 1976. 718 с.2.' В.И.Ленин.О литературе и искусстве. 4-е изд.' - ГЛ.: Художественная литература, 1969. - 821 с.

2. А.Д. Дроздов А.Б. . Вечер фортепианных концертов в исполнении М.В.Юдиной. Советская музыка, 1935, 5, с." 85-86.4'. Аджемов К.Х. Бетховенский вечер М.Юдиной. Советская музыка, 1954, JS 4, с. II6-II7.

3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. 4.1, М.: музыка, 1962. 142 с. 4.2. М.: Музыка, 1967. - 285 с. Ч.'З. М.: Музыка, 1982. - 286 с;'

4. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка /Конец Х1Х-нача-ло XX в.'/.- М.: Наука, 1969. 391 с.

5. Аносов Н.П. Литературное наследие. Переписка. Воспошнаниясовременников /Сост. В.П.Варунц. М.: Советский композитор,1978. 215 с.

6. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. -278с,'

7. Асафьев Б.В. Опера. В кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. I /Б.В.Асафьев, А.А.Альшванг, И.Ф.Бэлза и др. - М.-Л.: Музгиз, 1947, с. 20-38.

8. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975. - 494 с.

9. Баренбойм Л.А. А.Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. T.I.-Л.: Музгиз, 1957у 455 с. Т.2. Л.: Музгиз, 1962. - 492 с.16."- Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М.: Музыка, 1978. -320с.

10. Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т., т. 5. М.: Художественная литература, 1971. - 490 с.

11. Бетховен Л. Письма. I787-I8II /Сост. Н.Л.Фишман. М.: Музыка, 1970. - 575 с.

12. Бобровский В.П. Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского. В кн.: От Люлли до наших дней /Сост. В.Дж. Ко-нен. - М,: Музыка, 1967, с.145-176.

13. Богданов-Березовский В.М. Дороги искусства. Л.: Музыка, 1971. - 280 с.

14. Богданов-Березовский В.М. Статьи. Воспоминания. Письма /Сост. Л.М.Кутателадзе и М.А.Бочавер. Л.-М.: Советский композитор, 1978. - 303 с.

15. Бэлза ИЖ "Орестея" С.И.Танеева. -Известия, 1946, 3 мар.

16. Вайнкоп Ю.Я. Музыкальное обозрение. Жизнь искусства, 1929; № 8, с. 13.

17. Вальтер Б. О музыке и музицировании. В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. I /Сост. Г.Я.Эдель-ман. - М.: Музгиз, 1962, cf 3-II8.

18. Вейнгартнер Ф.Исполнение.классических симфоний. Советы дирижерам, т. I. Бетховен. М.: Музыка, 1965. - 308 с.

19. Вол&ина Н. Музыкальное обозрение. Жизнь искусства, 1929, № 18, с. 15.

20. Волков ИЖ Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. 264 с.

21. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3 /Сост. Л.А.Баренбойм, Л.С.Гинзбург, А.А.Николаев, А.А.Со-ловцов. М.: Музгиз, 1962. - 348 с.

22. Габичвадзе Р.К. Молодость таланта. Вечерний Тбилиси, 1963, 22 янв.

23. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. Жизненный путь. М.: Музгиз, I960. - 439 с.

24. Громан А. Соловцов А.А. . М.В.Юдина. Московский большевик, 1942, 20 авг.

25. Грубер Р.И. Бах и Гендель. Советская музыка, 1935, № 3, с. 5-29.

26. Грубер Р.И. История музыкальной- культуры, т. I, ч, I. -М.-Л.: Музгиз, 1941. 514 с.46. 1Уревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 318 с.

27. Дадиани Н.Концерты М.Юдиной.~ Молодежь. Грузии,1963, 31 янв.48".* Данилевич Л.В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М.: Советский композитор, 1980. - 380 с.

28. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество- Д.Д.Шостаковича. М.: Советский композитор, 1971» - 246 с.

29. Друскин М.С. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1970. -III с,

30. Друскин М.С. Кла.вирная, музыка-Испании,- Англии,. Нидерландов, Франции, Германии. ХУ1-ХУ1П веков. Л.: Музгиз, I960. - 283 с.

31. Задерацкий В.В. Полифоническое мышление. ^.Стравинского. -М.: Музыка, 1980.' 287 с.55. 'Зак Я.И. Искусство,, обращенное к человеку. Советская музыка, 1974, № 9, с. 90-93.

32. Зетель И.З. Н.К.Метнер пианист^! Творчество* Исполнительство. Педагогика. - М.: Музыка, 1981. - 231 с.

33. Ивановский В. Концерт Юдиной. Вечерний Киев, 1929, 15 окт,

34. Киселев В.А. Концерты Юдиной. Вечерняя Москва, 1943, 10 июня.

35. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1962. - 461 с.

36. Коган Г.М. Об интонационной.содержательности фортепианного исполнения, Советская музыка, 1975, $ II, с. 94-96.

37. Коган Г.М. Ферруччио Бузони.: 2-е изд., доп. - М.: Советский композитор, 1971. - 233 с.

38. Конен В.Дж. История зарубежной музыки,, вып., 3. М,: ^зыка, 1972. - 528 с.

39. Концерты выдающейся пианистки, Красное знамя. Томск, 1958,- 9 февр.

40. Концерты профессора Юдиной и симфонического оркестра филармонии. Коммунист* Саратов ^ 1951,: 22 нояб.'

41. К обсуждению .двадцати четырех: прелюдий и. фуг. Л1остаковича,-Советская музыка, 1951, J£ 6, с. 55-58,

42. М.М.Беляков, С.М.Вильскер и др. Л.: Музгиз., 1962. -414с.

43. Михайлов М.К. .0 классицистских. тенденциях в музыке ХГХ-на-чала XX века. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2У Л.: Музыка, 1963, с.'146-180.

44. Музыкальное исполнительство, вып. 8 /Сост. Г.Я.Эдельман. -М.: Музыка, 1973. 240 с.76у> Малько Н.А. Воспоминания* Статьи. Письма /Общ. ред. Л.Н.'Ра-абена. Л.: Музыка, 1972. - 383 с.

45. Мильштейн Я.И.; Хорошо темперированный ялавир И.С.Баха и особенности его исполнения*. М.: Музыка,. 1967. - 392 с*

46. Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Советский композитор, 1973. - 660 с.

47. Нес.тьева М.И,"Творец лунных лучей и пламени.солнца". -Советская музыка, 1978, $ 3, с. 76-81.

48. Николаев А.А. Фортепианное .творчество Шостаковича. В кн.: Вопросы музыкознания, tV 2 /Ред;'; А.С.Оголевец. - М.: Музгиз, 1956, с. 112- 134.

49. Об исполнении фортепианной музыки .Баха,- Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. /Под ред. Л.А.Ба-ренбойма и К.Й.Южак, М.-Л.: Музыка^ 1965. - 214 с.

50. Очерки по истории советского фортепианного искусства /Реди и сост. А.А.Николаев и В.П. Чинаев. М.: Музыка, 1979.- 262 о.

51. Печерский П.Л. Музыкальный дневник. Советская Латвия, 1948, 5 дек;

52. Протопопов В.В. Сонатная форма в. поздних: произведениях Бетховена. В кн.: Бетховен Людвиг, ван:. Сб статей,, вып. I /Ред.-сост. Н.Л.Фишман. - М.: Музыка, 1971, с. 161-250.

53. Раппопорт C.X. Реализм и музыкальное .искусство. В кн. : Эстетические очерки, вып. 5 /Сост. И.А.Константинов,. С.Х.Раппопорт. - М.: Музыка, 1979, с. 26-64.

54. Рассказывает Глен 1Ульд. Советская музыка, 1974, № 6,' с.' 135-136.

55. Риман Г. Музыкальный словарь. М., 1896. - 1531 с.98.* Рубинштейн Вл. Замысел, композитора, ж .трактовка исполните-, ля. Советское искусство,. 1952,. 14 июня.

56. Русский романтизм /Отв. ред. К.Н.Григорьян. Л.: Наука, 1978.' - 283 с.

57. ЮО.Сирятский В.А. Три прочтения "Картинок с выставки" /М.Кди-на С.Рихтер - В.Горовиц/. - Советская музыка, 1976, № 3, с. 93-98".

58. ЮГ. Слушатель. На концерте М.Юдиной. Советская музыка, 1961,; $ 7, с. 89.

59. Смирнова М.А:. Артур Л1наб ель. Л.: Музыка, I979.1 - 95 с у

60. Соллертинский И.И. Исторические этюды. 2-е изд. - Л.: Музгиз, 1963. - 392 с.107." Сохор А.Н. Несколько вступительных, слов к очерку М Юдиыои.-Советская музыка,. 1974, & 9, cV 95.

61. Стрельников Н.М. Музыка. Жизнь искусства, 1923, 1% 10,с."7.109.' Сфинкс. Концерты М.В.Юдиной. Отклики. Витебск, 1922,28 авг. '

62. Фишман Н.Л, Людвиг ван. Бетховен.о. фортепианном исполни- . тельстве и педагогике.- В кн. : . Вопросы.фортепианной: .педагогики, выц. I /Ред. В.А.Натансон . - М.: Музгиз, 1963, с. II8-I57.

63. Фишман Н.Л. Эстетика Ф.Э-.Баха,. Советская музыка, 1964, № 8. с." 59-65.

64. Флорестан. Заметки на полях концертных, программ. Советская музыка, I960, I, с, 131.*

65. Хитров С, Концерты М.Цциной. Коммунист. Саратов, 1955, 17 марта.

66. Холопова В.Н, Вопросы, ритма н .творчестве-композиторов первой половины. XX века. М.: Музыка, 1971» -304 с.118.' Хохлов Ю.Н. Шуберту. Некоторые проблемы творческой биографии. М.: Музыка,. 1972." - 410 с.

67. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных, произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. - 241 с.

68. Швейцер1 А. И.С.Бах. М.: Музыка, 1965. - 724 с.

69. Юдина М.В.* Воспоминания о. Болеславе. Леопольдовиче. Яворе?-. ком. В кн.: Б.Яворский- Статьи. Воспоминания.1 Лерепис,- . ка, т. I /Ред.-сост. И.С.Рабинович, .-2-е изд*:, исп. ж доп.-М.: Советский.ж>мпозитор, 1972, с. 20I-2I31.

70. Юдина М.В. Дштрин^щитриевич. Шостакович.,. В т.-: М.В.Юдина. Статьи. Материады.Восдоминания-./Под, общ,- ред. С.,В.Ак-сюка. - М,.: .Советский композитор, .1978, с. 252-257.

71. Юдина М.В. Создание.„сборника,песен Шуберта,. В кн.,: М.В.Юдина. Статьи г Материалы. Воспоминания /Под общ. ред. С.В.Аксюка. - М.Советский композитор, 1978, с. 257-277.t .

72. Юдина Мария Вениаминовна,. Статьи. .Материалы. Воспоминания.

73. Под общ. ред. С.В.Аксюка. М.: Советский композитор,1978. -416с.

74. Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. -3-е изд., доп. Л:: Музыка, 1982. - 262 с,138s, Jh%dtttъ (f'Msttsdti, 1962, Ш 2, с. 28.139. Zt, ^С^Ь&^г'а- Wwi'cA.1979, J* II, с. 18.

75. J/tak*^. - /LcA- /TZuszyc-zsy, 1980, Д 17, c. 18;141. //. J& a^ut J^dc^uL. -Jm^it^L, 1962, Jfc 4, c. 10;

76. Я-Я JtUtntJ^ate. //tUe rie J/ZtU^^. JtAsU^ttb J^errrtcw j&Zuy 1980, В 28, с. 23.