автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Васильева, Тамара Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Васильева, Тамара Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ИССВДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЕ БАЛЕШОЙ ОСАНКИ

1. Осанка - качественный показатель профессионализма в балетном искусстве.

2. Факторы, влияющие на формирование балетной осанки ♦

3. Анатомо-физиологические ж психологические особенности детей школьного возраста и их значение для практики обучения артистов балета.

ГЛАВА П. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНШ БАЛЕШОЙ ОСАНКИ (на материалах экспериментального исследования).

1. Характеристика наблвдаемых групп: отбор детей, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, распределение учащихся на группы и подгруппы •

I. Отбор детей для обучения хореографии, П. Изучение индивидуальных анатомо-физио-логяческих и психологических особенностей учащихся и распределение их на группы и подгруппы

2. Построение урока классического танца. . . ПО

3. Краткая характеристика упражнений и движений, применяемых для формирования балетной осанки. ♦

I. Характеристика вспомогательных упражнений подготовительной части урока

П. Общая характеристика движений основной части урока - классического экзерсиса. . 130 Ш. Характеристика упражнений заключительной части урока • *.«.*.

4. Этапы формирования балетной осанки

I. Первый этап.

П. Второй этап

Ш. Третий этап.

ЗУ, Четвертый этап.

У. Пятый этап.

У1. Шестой этап • ♦

УП, Седьмой этан.

ЗАКЛЮЧЕН!!

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по искусствоведению, Васильева, Тамара Ивановна

Црограмма КПСС и решения ХХУ и ХХУ1 съездов партии выдвигают как первоочередную задачу воспитание нового человека нашего общества, физически и духовно гармонически развитого, способного решать сложные проблемы строительства развитого социалистического общества. Искусство, в том числе и классический балет, как одна из форм духовной жизни лвдей, играет в этом значитежьную роль.

Классический балет - одна из составных частей советского сценического искусства, ценнейшее достояние всей нашей духовной культур. В балете мы познаем красоту человеческого тела в неисчерпаемом многообразии его пластической выразительности. Как и всякое подлинное искусство, балет приобщает лвдей к прекрасному, развивает у них художественный вкус, духовно обогащает их.

В советском балете накоплен большой опыт художественного отражения жизни, созданы выдающиеся произведения, по идейной глубине и художественной силе поставившие его в один рад с непреходящими по своей духовной ценности творениями мирового искусства.

Достижения советского балета социально и исторически обусловлены. Они определяются, в первую очередь, коренными изменениями в мировоззрении советских художников, благотворным воздействием советского общественного строя, повседневным идейно-политическим партийным руководством в области искусства.

Русский балет как национальная школа сложился более двух столетий назад, использовав в процессе становления достижения других балетных школ, в частности, итальянской и французской. Педагоги приглашались в Россию из Италии и Франции. Несомненно это способствовало формированию русской балетной школы. Но в то же врешшеобходшо отметить и своеобразную природу русского исполнительного искусства. Известный советский балетовед-педагог Н.Эльяш, исследуя истоки русского балета и давая характеристику нашей отечественной школе классического танца, пишет, что "поэтические устремления всегда были характерны для русского балетного искусства" и приводит слова A.C. Пушкина, который дал полное и точное определение сути русского балета - "русской Терпсихоры душой исполненный полет".1

Наши первые выдающиеся русские танцовщицы и танцовщики Евгения Колосова, Авдотья Истошна, Екатерина Санковская, Тимофей Буликов, Андрей Нестеров определили стиль и манеру русской школы, которую утвердили и затем совершенствовали прославленные русские артисты Анна Павлова, Екатерина Гельцер, Галина Уланова, Марина Семенова, Наталья Дудинская, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Екатерина Марксимова, Ирина Колпако-ва, Наталья Бессмертнова, Алексей Ермолаев, Константин Сергеев, Владимир Васильев и другие.

О её традициях и особенностях старейший советский хореограф-педагог Р.Захаров говорит; "Самое основное и характерное в традицях русского классического балета - его содержательность, выразительность и одухотворенность".2

Критическое использование совокупности лучших традиций прошлого, связь с действительностью пороадают в балетном искусстве принципиально новые элемента. Неустанные творческие искания наших балетмейстеров, композиторов, актеров, привели т х Эльяш Н. Образы танца. - М.; Знание, 1970, с. 93.

2 Захаров Р. Записки балетаейстера. - М.: Искусство, 1976, с. 104, к небывалому обогащению тем, сюжетов и образов хореографического спектакля. Эпос и лирика, героика и драма нашли отражение в лучших балетах советских композиторов.

Пройдя испытания временем, русская школа классического танца стала ведущей в мире* Её первостепенное положение безусловно определила постановка хореографического образования, существующая в Советском Союзе» К концу 70-х годов в нашей стране функционируют 20 хореографических училищ, кроме того, при некоторых театрах оперы и балета имеются балетные студии. Подготавливаемые ш кадры артистов балета обеспечивают 42 профессиональные балетные труппы, которые работают в двадцати пяти союзных и автономных национальных республиках. вИмен-но школы способствовали высокой профессионализации советскоО го многонационального балета, вето < академичности". В этом большую роль, несомненно, сыграло наличие в стране высококвалифицированных кадров педагогов хореографии, многие из которых получили основательную педагогическую подготовку в Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского и в Ленинградской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова и стали педагогами классического танца.

Выдающийся советский педагог А.Я.Ваганова о значении классического танца говорила следующее: "Классический танец и классический экзерсис - это тот фундамент, на котором зидцетр ся все здание хореографического искусства". Уроки классического танца в связи с этим являются главным профилирующим предметом хореографических училищ, которому дети обучаются

1 Эдьяш Н. Балет народов СССР. - И.: Знание, 1977, с. 13. р Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. - Л.: Искусство, 1958, с. 65. на протяжении всех лет пребывания в училище; поэтому от постановки преподавания этого предмета во многом зависит формирование будущего артиста балета, его танцевальные возможности и срок "артистической жизни".

Классический танец сам по себе постоянно развивается и обогащается,особенно это заметно на данном этапе. Происходящая быстрая эволюция современного балета - усложнение техники классического танца, а также включение элементов гимнастики и акробатики требуют еще более высокого профессионализма исполнителей как в художественно-сценическом плане, так и в плане владения сложнейшей техникой танца. Так, например, талантливый балетмейстер Ю.Григорович в спектаклях "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак" гармонично вписывает в традиционную классику элементы гимнастики и акробатки. Широко используют эти элементы и балетмейстеры В.Василёв, Н.Касаткина, О.Виноградов, В.Васильев и др.

Поэтому современный балетный театр предъявляет еще более строгие требования к физической и профессиональной подготовке артистов балета. Будущий артист балета должен не только иметь крепкое здоровье, но и обладать комплексом профессиональных данных. В связи с этим подбор кандидатов для обучения классическому танцу связан с большими трудностями. Как известно, в хореографические училища довольно часто принимаются дети с теми или иными отклонениями как в отношении профессиональных данных, так и осанки, которые затрудняют квалифи-цировенную подготовку будущего артиста балета.

Педагогический опыт и многолетние наблюдения автора свидетельствуют, что отдельные недостатки физического развития могут быть успешно скорригированы в детском возрасте соответствующими приемами и введением дополнительных вспомогательных корригирующих упражнений. Так возникла научная гипотеза, определившая цель и задачи исследования.

Дель работы - совершенствование методов преподавания классического танца путем создания системы вспомогательных корригирующих упражнений, как дополнительных к основному методу -классическому экзерсису и направленных на исправление недостатков в физическом развитии и улучшение профессиональных данных детей на первом году обучения их в хореографическом училище.

Обучение классическому танцу - длительный и многоступенчатый процесс, и с точки зрения подготовки и воспитания артиста балета он представляет собой некую систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов (подсистем). В качестве таких элементов выступают общеобразовательная, общефизическая и профессиональная подготовка (в том числе эстетическое и музыкальное воспитание), Каждый из этих элементов обладает некоторой автономностью, но успех и эффективность образования и воспитания артиста балета зависит от правильного и умелого сочетания всех этих элементов в педагогическом процессе. Причем на разных ступенях (этапах) образования значение (влияние) и удельный вес того или иного элемента может быть неодинаковым. Поэтому на кавдш конкретном этапе хореографического образования детей необходимо выделить элементы, имеющие наибольшее значение и четко определить стоящую перед педагогом задачу по воспитанию артистов балета.

Поставив перед собой цель - повысить эффективность методов преподавания классического танца путем создания системы вспомогательных корригирующих упражнений, мы постарались органически включить их в число главных элементов обучения детей хореографии. Основой для этого явилось представление о Формировании профессиональной балетной осанки как ведущего звена в подготовке детей в начальных классах хореографических училищ и важности в её формировании комплексного подхода, что мы и определили как основную задачу.

Термин "балетная осанка** использован по аналогии с термином, применяемым в анатомии и спорте, где осанка определят ется как "одно из положений тела" или как "правильная осанка, зависящая от гармонического развития мышц всего тела".^ Следует сказать, что примерно так же понимали "осанку" классики хореографии. К.Блазис в работе "Искусство танца" еще в 1830 г. писал: "Красивая походка и красивая осанка (подчеркнуто нами - Т.В.) - качества весьма полезные, так как они составляют первое достоинство хорошего танцовщика".^

Однако в хореографии до настоящего времени понятию "балетная осанка" не придавалось первостепенного значения. Оно не получило четкого определения как в теоретическом, так и в практическом плане, не было выявлено конкретное содержание этого понятия. Хореографы интуитивно начали расчленять это понятие на целый ряд элементов, как-то: равновесие (апломб), выворотность ног, координация движений. Не выявлено содержание этого понятия и в программах для хореографических училиц по обучению классическое танцу, где под правильно сформированной осанкой подразумевается постановка корпуса, ног, рук Жванщкий М.Ф. Движения человеческого тела (анатомические очерки). - М.: ФиС, 1938, с. 185.

2 Щлемин А.М, Методика занятий основной гимнастикой с детьми школьного возраста. - В кн.: Гимнастика. - М. : ФиС, 1971, с. 161.

3 Блазис Карло. Искусство танца. - В кн. : Классики хореографии. - М.; л.: Искусство, 1937, с, 137, и головы.

Балетная осанка как осанка человека вообще - понятие комплексное. Б основе понятия "балетная осанка" лежит общее представление о "нормальной" (правильной) или "физиологической" осанке человека, существующее в анатомии и предполагающее гармоническое строение человеческого тела, симметричность его частей; в правильной осанке вертикальная ось тела (или линия тяжести тела) оканчивается впереди голеностопных суставов -на середине площади опоры. В ¡отличие от обычной осанки человека балетная осанка формируется в особом режиме: в выворотном положении ног.

Как теоретическое понятие - профессиональная осанка артиста балета - используется впервые и может быть определена как выработанная в соответствии с профессиональными требованиями манера держать тело (или динамический стереотип2 правильной позы тела) в статике и динашке. Она определяет пластичность и художественную выразительность движений ж поз, способствую-щихсозданию сценического хореографического образа.

В формировании балетной осанки участвует весь организм тренируемого, й бййетная осанка выступает не только как нечто внешнее, не только как идеальное телосложение с точки зрения эстетики, но ж как необходимое условие (предпосылка) освоения всего комплекса сложных движений, обязательных для будущего артиста балета. Сформированная балетная осанка с характ

Общий центр тяжести тела расположен в области таза примерно на уровне второго-четвертого крестцовых позвонков.

2 "Динамический стереотип - физиологическая форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражающаяся в фиксированном (стереотипном) порядке осуществления ими условно рефлекторных действий.". Словарь иностр. слов, 7-е изд. м.: Русский язык,1980,с.484.

- II верной ей выработанной выворотностью ног обеспечивает устойчивость тела, достигаемую путем координированной работы мышц всех частей тела. В таком понимании балетная осанка выступает как фундамент, определяющий физическое развитие ребенка, его способность к освоению и совершенствованию техники классического танца, и который закладывается на уроках классического танца в первые годы обучения, И чем успешнее удается решить эзу задачу, тем лучше осваивается дальнейший курс обучения в хореографическом учебном заведении.

Современные высокие требования театра к исполнительскому мастерству артистов балета определили первоетепенность задачи совершенствования хореографического образования, творческого осмысления значения подходов к профессиональному обучению и воспитанию артистов балета. Педагоги-хореографы ищут новые методы, которые способствовали бы оптимальному раскрытию и развитию способностей детей. В практику преподавания урока классического танца в последнее время стала вводиться так называемая "разминка* или разогрев | перед классическим экзерсисом и введены дополнительно уроки гимнастики.

Многолетняя педагогическая практика дала обширный материал для набладений и привела к мысли о необходимости систематизации и обобщения имеющихся достижений для разработки наиболее рациональных приемов формирования балетной осанки у детей в возрасте от - 9 до II лет.

При этом обяаательно учитываются:

I) возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей шадвего школьного возраста и конкретно каждого учащегося; 2) особенности общефизической подготовленности детей и каждого учащегося в отдельности; 3) соблюдение всех современных гигиенических требований для детей этого возраста.

Исходя из цели совершенствования методов преподавания классического танца в первый год обучения и в связи с основной задачей - формирование балетной осанки, мы поставили следующие частные задачи теоретической и практической значимости:

I) изучить и проанализировать состояние профессиональных данных и осанки детей в возрасте 9 - II лет при их поступлении в хореографическое училище и в процессе их обучения классическому танцу; 2) разработать для введения в хореографическую подготовку вспомогательные корригирующие упражнения и дополнительные методические приемы; 3) изучить и испытать комплекс специальных вспомогательных кооригируицих упражнений: а) для улучшения профессиональных данных, б) для исправления недостатков в осанке; 4) подобрать и испытать дополнительные методические приёмы к классическому экзерсису, которые могут быть применены для исправления недостатков в осанке; 5) проанализировать и ввделить основные этапы в формировании балетной осанки у учащихся на первом году обучения; 6) изучить возможность использования эффекта полученных данных в массовой хореографической подготовке детей.

Актуальность теш исследования определяется возросшими требованиями к артистическому мастерству и физической подготовленности артиста балета (введение в классический танец новых элементов, близких к акробатическим движениям, усложнение и сов@$шештшвавие классического танца) - с одной стороны, и сокращением срока обучения в хореографическом училище до 8 лет - с другой стороны, а также насущными потребностями расширения приёма детей в профессиональные учебные заведения и в связи с расширением сети самодеятельных балетных коллективов.

Источниками исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма по общим вопросам искусства; решения съездов и конференций партии и постановления правительства о воспитательной роли искусства; литература по эстетике, искусст воведению, истории балета; кроме того, важными источниками послужили специальная литература по методике преподавания классического танца* и работы по нормальной анатомии и физио-» логии человека, лечебной физкультуре, художественной и спортивной гимнастике, а также по педагогике, психологии и др.2

Вопросам методики преподавания классического танца и хореографического искусства посвящен целый ряд работ как советских специалистов, так и зарубежных авторов. Основополагающим трудом является книга А.Я.Вагановой "Основы классического танца", вышедшая впервые в свет в 1934 г. В этой книге Ваганова обобщила многовековой опыт преподавания классического танца. В 60-х - 70-х годах появился ряд методических пособий и учебников, в которых совершенствуются методы А.Я.Вагановой по преподаванию классического танца и в настоящее время создана довольно стройная система обучения классическому танцу. Большое значение в ней придается постановке тела (постановке корпуса, ног, рук и головы), выработке выворотности ног, координации движений, устойчивости тела и другим факторам. Каждый из современных педагогов хореографии старается выработать эти

1 Ваганова А.Я., 1934; Базарова Н. и Мей В. 1964; Костро-вицкаягВ. и Писарев А», 1968; "шрасов Н.й., 1970; Базарова Н., 1975; и др.

2 Ивашщкий М.Ф., 1938, 1956, 1961: Башкиров П.Н., 1962: Гурфинкель B.C., Коц Я.М., Шик I.E., 1965; Арестов Ю.М., 1970; Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А., 1973; Путилова A.A., Лихварь

А.Г., 1975; Властовский В.Г., 1976; Миронова 3.G., Баднин И.А., 1976; <Гапп&гУ, 1956; 5рс,гае^е, 1956; Андронеску А., 1970 (пер.); и др. d качества у учеников, однако до сих пор не выделено наиболее важное звено в системе обучения детей на первом этапе, не подчеркивается значение формирования балетной осанки, как основной задачи, хотя о необходимости освоения её отдельных элементов говорится многими авторами. Нужно также сказать, что изданные руководства посвящены общим вопросам преподавания классического танца и ориентированы на обучение способных к хореографии детей и в них не описываются вспомогательные приёмы обучения с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей*-детей младшего школьного возраста и индивидуальных физических способностей и возможностей каждого учащегося в отдельности, т.е. не указываются подходы к основное методу обучения - классическому экзерсису и не приводятся вспомогательные упражнения для детей, требующих индивидуального обучения. Не освещены также вопросы, связанные с современными представлениями об осанке человека и методы формирования балетной осанки.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что это - первый опыт обобщения методических приёмов обучения классическому танцу детей на основе комплексного подхода (обязательное использование вспомогательных корригирующих упражнений и дополнительных приемов к существующему традиционному методу - классическому экзерсису - с учетом индивидуальных ана-томо-физиологических и психологических особенностей детей), а также выделения наиболее важного этапа в системе подготовки артиста балета - начального периода обучения - и его ведущего звена на первом году пребывания в хореографическом училище -формирование балетной осанки. Кроме того, нами сделана попытка ввделения и анализа специфических для балета факторов, влияющих на формирование балетной осанки как одного из видов профессиональных осанок, а также введено понятие "балетная осанка" и предложено научное его определение.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при преподавании классического танца на первом году обучения в хореографических училищах, балетных студиях, школах, кружках и т.п., что позволит облегчить формирование балетной осанки, а это, в свою очередь, ускорит освоение программы классического таща и тем самым даст возможность расширить круг детей, принимаемых для обучения хореографии.

Методы исследования. Основным методом наших исследований бил метод педагогического наблюдения, который предполагал наблюдение за детьми с момента отбора в хореографическое училище (студию, школу), а в процессе занятий с ними, фиксирование этих наблюдений в дневниках и в разработанных нами анкетах профессиональных данных и состояния осанки, а также фотографирование» Одновременно был использован метод ретроспективного анализа хореографической подготовки обучаемых нами детей, в связи с чем мы не прерывали связей со своими учениками и после того, как они закончили обучение в хореографическом училище, наблюдали за их формированием как артистов балета (в Москве, Алма-Ате, в Гданьске ПНР и др.).

По мере разработки темы исследования совершенствовались и методы работы. Мы стали использовать также метод педагогического эксперимента, вводя в учебно-воспитательный процесс обучения детей хореографии новые элементы (физические упражнения, новые методические приемы) и фиксируя результаты*

База исследования. Базой для нашего исследования явились педагогические наблвдения в хореографических училищах г.г. Москвы, Алма-Аты, а также за рубежом: в Египте - в Каирском высшем балетном институте; в Кампучии - б Королевском университете изящных искусств в Пном-Пене; в Польше - в Гданьском балетной школе. За эти годы нам приходилось работать с детьми всех возрастных групп, но чаще всего это были дети младших групп, в отборе которых мы принимали непосредственное участие. В связи с тем, что в ряде случаев мы не имели возможности обучать детей с первого класса и принимали классы на среднем и старшем этапах обучения, в ходе работы нам приходилось уделять много внимания исправлению физических недостатков обучающихся и заниматься подбором соответствующих вспомогательных упражнений. Впоследствии же, когда была сформулирована цель исследования - разработка и совершенствование методок и приёмов преподавания классического танца при обучении детей в возрасте 9-11 лет - базой нашего исследования явились Алма-Атинское и Гданьское (Польша) хореографические училища,— где была собрана основная часть материала, представленная в этой работе.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе - "Принципы подхода к исследованию процесса формирования балетной осанки" рассматриваются вопросы комплексного понимания осанки человека, исходя из представления об осанке как о социально-биологическом явлении, в общем плане анализируется ряд её аспектов, а именно: анатомо-физиоло-го-психологический, инструментально-технологический, эстетический и социально-педагогический. Выделены и рассматриваются с позиций хореографии факторы, характеризующие балетную осанку как профессиональную для артиста балета, среда которых главным показателем выступает устойчивость тела (апломб), определяемая (достигаемая) координацией движений, на что в свой очередь влияют режим (условие), в котором находится тело артиста балета (выворотное положение ног), и его форма (пропорции). Обсуждаются вопросы возможности и степени управляемости этими факторами, оказывающими влияние на формирование балетной осанки. Ставится вопрос об обязательном подходе в педагогической практике при формировании балетной осанки с позиций биофизиологических особенностей детского организма. Предложены определения балетной осанки»

Вторая глава - "Методика формирования балетной осанки" построена на материалах экспериментального исследования. Показано использование комплексного подхода при формировании балетной осанки с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, а также управляемости основных факторов, могущих воздействовать на формирование балетной осанки. В связи с этим предлагается система вспомогательных к традиционному методу (классическому экзерсису) корригирующих, подготовительных и подводящих упражнений, которые направлены на исправление нарушений в осанке и улучшение профессиональных данных, что облегчает постановку корпуса, ног, рук и головы в классическом экзерсисе, т.е. ускоряет выработку динамического стереотипа правильной в профессиональном понимании позы тела. В конце главы описываются этапы формирования балетной осанки на первом году обучения детей хореографии.

Диссертация изложена на 180 страницах машинописи, приведено 5 таблиц и 16 иллюстраций, список литературы содержит 210 наименований. Приложение дается в отдельном томе на 48 страницах, в нем представлено 75 иллюстраций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета"

Результаты исследования использованы и как подтвердившие положительный эффект внедрены в практику преподавания уроков классического танца в ряде хореографических училищ (Алма-Ата, Гданьске ПНР, Воронеже), а также в школе эстетического воспитания детей в Академгородке поселка Черноголовки Московской области.

Проведенным нами исследованием решается лишь часть сложной проблемы подготовки мастеров балетного искусства, которая ждет дальнейшей разработки. И в связи с этим привлечение и использование данных других наук таких, как нормальная анатомия, физиология, психология человека и др., расширяют возможности для совершенствования хореографического образования, и в том числе для совершенствования и оптимизации педагогического процесса на уроках классического танца, и создают дополнительные предпосылки для повышения эффективности формирования балетной осанки - основы хореографического воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование особенностей профессиональной осанки артиста балета (балетной осанки) и процесса ее формирования позволили выяснить роль и взаимосвязь ряда факторов, от которых она зависит, таких как: пропорциональность тела, выворотность ног, координация движений, устойчивость. Причем степень устойчивости тела находится в непосредственной зависимости от телосложения (пропорций тела), наличия выворотности ног и владения нервно-мышечно-двигательной координацией. Пропорциональное телосложение облегчает артисту балета совершенствовать координацию движений и через нее добиться необходимой ддя балета устойчивости тела (апломба) в танцевальных движениях и позах с характерным для них выворотном положении ног. Перечисленные качества балетной осанки позволяют артисту балета овладеть многообразной и сложной техникой классического танца. При этом в понятие "балетная осанка" как профессиональной осанки артиста вкладывается несколько иной смысл, чем, например, в спорте, хотя в основе ее лежит также представление о "нормальной" или "физиологической" осанке человека, существующее в медицине. В отличие от обычной осанки человека профессиональная осанка артиста балета формируется в особом усложненном режиме: в выворотном положении ног.

Формирование балетной осанки - процесс длительный, продолжающийся в течение всех лет обучения хореографии, но ее основы закладываются в детском возрасте. Как показало экспериментальное исследование, анатомо-физиологические и психологические особенности детей в возрасте 9-11 лет являнэтся благоприятным для развития двигательных функций и, в том числе, профессиональных данных.

Данные исследования позволяют говорить о целесообразности применения на уроках классического танца комплексного подхода в формировании балетной осанки: сочетание традиционного метода - классического экзерсиса - с системой вспомогательных к нему корригирующих упражнений, которые облегчают и ускоряют процесс формирования балетной осанки.

Использование подобранного и проверенного при повторых экспериментах комплекса вспомогательных корригирующих упражнений позволяет утверждать возможность улучшения профессиональных данных и корригирования у художественно одаренных детей некоторых физических недостатков. Поэтому при приеме детей в хореографические училища порою можно пренебречь теми дефектами в физическом развитии, которые еще в первой функциональной стадии и могут быть скоррегированы.

Для более целенаправленного индивидуализированного использования вспомогательных корригирующих упражнений приобретает значение учет состояния осанки у детей путем введения единой карты профессионального обследования, так как существующие карты не позволяют проводить анализ процесса формирования на уроках классического танца балетной осанки.

Приобретает значение внесение некоторых изменений в программы хореографических училищ по классическому танцу 1-го года обучения, где подчеркнуть важность в профессиональной подготовке будущего артиста балета формирования балетной осанки.

В целях отбора и привлечения к обучению хореографии художественно одаренных детей является целесообразным создание в хореографических училищах для детей 7-9 лет подготовительных групп.

 

Список научной литературыВасильева, Тамара Ивановна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. ЭНГЕЛЬС Ф. Положение рабочего класса в Англии. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд.; т.2, с. 339.

2. ЭНГЕЛЬС Ф. Анти-Дюринг. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 20, с. 305.

3. ЛЕНИН В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч., 5-ое изд., т. 41, с. 33.

4. ЛЕНИН В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., 5-ое изд., т. 41, с. 336-337.

5. Вопросы идеологической работы. Сборник важнейших решений КПСС .1954-1961. М.: ГосПолитиздат, 1961, 327 с.

6. За тесную связь литературы и искусства с жизнью народов. Сборник документов. М.: Искусство, 1958, 74 с.

7. Материалы ХХП съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961, 464 с.

8. Материалы ХХШ съезда КПСС: М.: Госполитиздат, 1966, 304 с.

9. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 с.

10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.

11. ЛУНАЧАРСКИЙ A.B. Воспитание нового человека. Л.: Прибой, 1928, 48 с.

12. ЛУНАЧАРСКИЙ A.B. Ленин и искусство. Собр. соч. М.: Худож. литература, 1967, т. 8, с. 60-61.

13. ПЛЕХАНОВ Г.В. Искусство и литература. М.': Госполитиздат, 1948, 887 с.х х

14. Апломб. Словарь иностранных слов. 3-е изд. М.: Иностр. национал ьн. словарь, 1949, с. 59.

15. Апломб. Словарь иностранных слов. 7-е изд. М.: Русский язык, 1980, с. 48.

16. АРЕСТОВ Ю.М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания. Автореф. канд.дисс., М., 1970, 22 с.

17. АСАФЬЕВ Б.В. 0 балете. Статьи. Рецензии, Фоспоминания. Сост. А.Н.Дмитриев. Л.: Музыка, Лен. отд., 1974. 296 с.

18. БАЗАРОВА Н.П., МЕЙ В.П. Азбука классического танца. Л.; М., Искусство, 1964. 208 с.

19. БАЗАРОВА Н.П. Классический танец. Методика обучения в четвертом и пятом классах. X: Искусство, 1975. 182 с.

20. БАНКИРОВ П.Н. Учение о физическом развитии человека. М.: МГУ, 1962. 340 с.

21. БАХРАХ И.И., ДОРОХОВ Р.Н. Физическое развитие школьников 8 17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма. - В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск: Смоленский гос.инст. физв,, 1975, с. 39-47.

22. БАХРУШИН Ю.А. История русского балета. 3-е изд. М.: Просвещение, 1977. 286 с.

23. Бахчисарайский фантан. Сб. статей под ред. А.Бродского. М.: Изд. Гос. Муз. театра им. нар. арт. респ. Вл.И.Немировича-Данченко, 1936. 91 с.

24. БИРЮК Е.В. Исследование функций равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой. Автореф. канд. дисс. Киев, 1971. 29 с.

25. БЛОК Л.Д. Возникновение и развитие техники классического танца. Архив ГУМ им. А.А.Бахрушина (рукопись). Инв. 1 236646.

26. БОБРОВА Г.А. Художественная гимнастика в школе. Москва: Физк. и спорт, 1978, 208 с.

27. БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ В.М. А.Я.Ваганова. М.; Л.: Искусство, 1956, 108 с.

28. БОРИСОГЛЕБСКИЙ М. Материалы по истории русского балета. JI.: Ленинград, гос. хореогр. училище, 1938, 380 с.

29. Бояджиев Г.Н. Вопросы о классицизме. ХУП век. В кн.: Ренессанс, барокко, классицизм. М.: Наука, 1966, с. 290-340.

30. Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР, № 2 (Сб. статей на правах рукописи). М., 19581959, 170 с.

31. Бюллетень методического кабинета,.® 3 (Сб. статей на правах рукописи). М., i960, 240 с.

32. ВАГАНОВА А.Я. Основы классического танца. Л.: Огиз-Гихл, 1934, 192 с.

33. ВАГАНОВА А.Я. (статьи, воспоминания, материалы). Сб., Л.; М.: 1958, 342 с.

34. ВАНСЛОВ В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: Искусство, 1968, 301 с.

35. ВАНСЛОВ В.В. Статьи о балете. М.: Музыка, Лек. отд., 1980, 191 с.

36. ВАСИЛЬЕВА-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963, 390 с.

37. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. Сб. научных трудов ГИЖ. М., 1980, 183 с.

38. ВЛАСТОВСКИЙ В.Г. Акселерация роста и развития детей. М.: МГУ, 1976, 279 с.

39. Всё о балете. Сост. Е.Я.Суриц. М.; Л.: Музыка, 1966, 453 с.

40. ГАБОВИЧ М.М. Душой исполненный полет (об искусстве балета). М.: Молодая Гвардия, 1968, 173 с.

41. ГАБОВИЧ Михаил. Статьи. Воспоминания о М.М.Габовиче. М.: Искусство, 1977, 237 с.

42. ГАЛЬПЕРИН С.И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). 2-е изд. 1.: Высшая школа, 1974, 468 с.

43. ГАСТЕВ А.К. Как надо работать. (Практическое введение в науку организации труда). М.: Экономика, 1966, 472 с.

44. Гимнастика. Под общей ред. канд. нед. наук А.Т.Брыкина. М.: Физк. и спорт, 1971, 348 с.

45. ГЛУШКОВСКИЙ А.П. Воспоминания балетмейстера. Л.; М.: Искусство, 1940, 247 с.

46. Г0Н0БЕЛИН Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973, 240 с.

47. ГРМГОРОВ С. Балетное искусство и О.В.Федорова 2-я. Опыт с десятью портретами. М., 1914, 77 с.

48. ГРИВИДКАС В. Искусство танца. Автореф. канд. дисс. М., 1967. 17 с.

49. ГУРФИНКЕЛЬ B.C., K0II Я.М., ШИК МЛ. Регуляция позы человека. М.: Наука, 1965. 256 с.

50. ГУСЕВ A.C., СЕРГЕЕВ D.M. Анатомия. (С основами гистологии и эмбриологии). 2-е изд. М.: Медицина, 1970. 296 с.

51. ДШБО H.A. Основы медицинского отбора. Л., Ленинградское хореографическое училище, 1941, 55 с.

52. ДЕНИСКЙНА В.Е. Исследование двигательного качества прыгучести у художественных гимнасток различного возраста и квалификаций и обоснование методики ее развития. Автореф. канд. дисс. М., 1973. 23 с.

53. ДОНСКОЙ Д.Д. Биомеханика. М.: Просвещение, 1975, с. 239.

54. ДОРОХОВ Р.Н. и КРАВПОВА Т.А. Возрастная динамика скоростно-силовых возможностей детей и подростков обоего пола. В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск: Смоленский госуд. инст. физкульт., 1975, с. I08-II5.

55. ДОРОХОВ Р.Н., БАХРАХ И.И. Физическое развитие детей школьного возраста. В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск: Смоленский гос.инст. физкульт., 1975, с. 5-39.

56. ДОБРОВОЛЬСКАЯ Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. JI.: 1 , 1975. 182 с.

57. ДОБРОВОЛЬСКАЯ Г.Н. Федор Лапухов. Л.: Искусство, 1976. 319 с.

58. Ежегодник Московского академического хореографического училища, 1961, II 4, 1963. 127 с.

59. ЕРЕМЕЕВ А.Ф. Происхождение искусства. М,: Молодая Гвардия, 1970. 272 с.

60. ЕРМОЛАЕВ Алексей. Сб. статей. Ред. сост. М.А.Чурова. М.: Искусство, 1974. 231 с.

61. ШОРНИЦКАЯ М.Я. Народные танцы Якутии. М.: Наука, 1966. 168 с.10РНШШЯ М.Я. Состояние и задачи изучения хореографического искусства в СССР. М.: Наука, 1973. 23 с.

62. ЗАХАРОВ Р.В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 428 с.

63. ЗАХАРОВ Р.В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976, 351 с.

64. ЗАХАРОВ Р.В. Слово о танце. М.: Молодая Гвардия, 1977, 169 с.

65. ЗАХАРОВ Р.В. Жизнь в танце. М.: Советская Россия, 1982, 240 с.

66. ЖУКОВ A.C. Исследование координационных способностей и методов их совершенствования у юных гимнастов. Автореф. канд. дисс. М., 1968, 16 с.

67. ИВАНШКИЙ М.Ф. Движения человеческого тела (анатомические очерки). М.: Физк. и спорт, 1938, 246 с.

68. ИВАНШКИЙ М.Ф. Анатомия человека. М.: Физк. и спорт, 1963, 116 с.

69. ИВАНШКИЙ М.Ф. Анатомия человека. (Учебник для институтов физической культуры). М.: Физк. и спорт, 1965, т.1, 520 с.

70. ИВАНЩКИЙ М.Ф. Анатомия человека. М.: Физк. и спорт, 1969, 280 с.

71. ИВАНОВ И.О. и ШИПЗМАРЕВА Е.С. Воспитание движения актера. М.: Гос. изд-во худ. литерат., 1937, 468 с.

72. ИВАНОВ С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1970, 472 с.

73. ИВАНОВА С.Г. Марина Семенова. М.: Искусство, 1965, 195 с.

74. ИВАНОВСКИЙ Я.П. Бальный танец ХУ1-Х1Х вв. Л.; М.: Искусство, 1948, 215 с.

75. ИЛЬИЧЕВА М.А. Ирина Колпакова. Л.: Искусство. Ленингр. овд., 1974, 172 с.

76. КАГАН М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1972, 440 с.

77. КАЛИНИНА И.Ф. Возрастные изменения моторных и вегетативных функций при профессиональном обучении хореографическому искусству. Автореф. канд. дисс, Калинин, 1970, 27 с.

78. КАРСАВИНА Т.П. Театральная улица. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 197I, 247 с.

79. Классический танец. Программа для хореографических училищ по специальности № 2108 "Артист балета" (8 лет обучения). М., 1967, 29 с.

80. Классики хореографии. Л.; М.: Искусство, 1937, 357 с.

81. КОЛОВАРСКИЙ П.Б. Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии. Автореф. канд. дисс. М., 1974, 19 с.

82. КОНСТАНТИНОВА М.Е. Екатерина Максимова. М.: Искусство, 1982,261 с.

83. КОРОЛЕВА Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиница, 1977, 216 с.

84. К0СТР0ВИЦКАЯ B.C. Слитные движения. Методическое пособие для преподавателей хореографических училиц. М.: Сов. Россия, 1961, 55 с.

85. К0СТР0ВИЦКАЯ B.C. 100 уроков классического танца. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1972, 240с.

86. К0СТР0ВИЦКАЯ B.C., ПИСАРЕВ A.A. Школа классического танца. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1968, 262 е.; 2-ое изд., 1976, 271 с.

87. КОТЖЬНИКОВА Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. Учебное пособие. Л.: ЛГИК, 1980, 95 с.

88. КРАС0ВСКАЯ В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XII века. Л.; М.: Искусство, 1958, 309 с.

89. КРАСОВСКАЯ В.М. Русский балетный театр. Л.; М.: Искусство, 1963, 533 с.

90. КРАСОВСКАЯ В.М. Русский балетный театр начала XX века. I. Хореографы. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1971, 526 с.

91. КРАСОВСКАЯ В.М. Русский балетный театр начала XX века. 2. Танцовщики. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1972, 456 с.

92. КРАСОВСКАЯ В.М. История русского балета. Л.: Искусство, Ле-нингр. отд., 1978, 231 с.

93. КРАСОВСКАЯ В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины ХУШ века. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1979, 295 с.

94. КРУТЕЦКИЙ В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976, 303 с.

95. КРУШШИЙ В.А. Основы педагогической психолог™. М.: Просвещение, 1972, 255 с.

96. КУСКОВ Иван. Танцевальный учитель. СПб, 1794, 45 с.

97. ЛАФАЕГ П. Очерки по истории культуры. М.; Л., 1926, 239 с.

98. Ленинградский балет сегодня. Сб. статей. Вып. 2, Л.; М.: Искусство, 1968, 288 с.

99. Лечебная физическая культура. Под общ. ред. С.Н.Попова. М.: Физк и спорт, 1978, 256 с.

100. ЛОПУХОВ Ф.В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. М.: Искусство, 1966, 367 с.

101. ЛОПУХОВ Ф.В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972, 215 с.

102. ЛУКЬЯНОВА Е.А. Дыхание в хореографии. М.: Искусство, 1979, 184 с.

103. ЛЬВОВ-АНОХИН Б.А. Галина Уланова. М.: Искусство, 1964, 50 с.

104. ЛЬВОВ-АНОХИН Б.А. Новое в советском балете (на московских и ленинградских сценах). М.: Знание, 1966, 63 с.

105. ЛЬВОВ-АНОХИН Б.А. Галина Уланова. В кн.: Мастера музыки и балета. Герои социалистического труда. М., 1978, с. 187204.

106. МАРЙУС Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Соот. и авт. примеч. А.Нехендзи. Л.: Искусство, 1971, 476 с.

107. МАЧШСКИЙ В.И. Гимнастика, исправляющая осанку. М.: Медицина, 1964, 95 с.

108. МАКСИН А. Изучение балетных танцев. М., 1839, 46 с.

109. МЕССЕРЕР A.M. Уроки классического танца. М.: Искусство, 1967, 552 с.

110. МШЮВ30Р0ВА М.С. Анатомия и физиология человека. М.: Медицина, 1972, 231 с.

111. МИРОНОВА З.С., БАДНИН И.А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета. М.: Медицина, 1976, 320 с.

112. МИХАЙЛОВ М.М. Молодые годы Ленинградского балета. Л.: Искусство, 1978, 150 с.

113. МОРШ В., ТАРАСОВ Н., ЧЕКРЫГИН Д. Методика классического тренажа. М.; Л., 1940, 183 с.

114. МОТЫЛЯНСКАЯ P.E., СТОГОВА Л.И., ИОРДАНСКАЯ Ф.А. Физическая культура и возраст. М.: Физк. и спорт, 1967, 280.

115. Музыка и хореография современного балета. Сб. Статей. Л.: Музыка, 1974, 294 с.

116. Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. Вып. 2. Сост. Г.Д.Кремшевская. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1977, 240 с.

117. НАДЕЩША E.H., ЭЛЬЯШ Н.И. Большой балет. М.: Знание, 1964, 86 с.

118. НИКИФОРОВА A.B. Обучение хореографии при несообразных ногах. -В кн.: Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. Тезисы. Пермь, 1981, с. 30.

119. ОЖЕГОВ С.И. Осанка. Словарь русского языка. М.: Советск. энцикл. 1964, с. 449.

120. Осанка. Словарь русского языка. М.: Иностр. и наоиональн. сло-вар., 1958, т. 2, с. 879.

121. Основы эстетического воспитания. Учебное пособие под ред. Л.К. Дремова. М.: Высш. школа, 1975, 827 с.

122. Общая психология. Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова, С.Н.Шебалина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1973, 352 с.

123. ПАХ0М0ВА Л.А. Хореография и фигурное катание. М.: Физк. и спорт, 1980, 96 с.

124. Педагогика. Под ред. С.П.Баранова, Т.В.Воликовой, В.А.Слас-тенина. М.: Просвещение, 1976, 152 с.

125. ПОПОВА Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографий. М.: Искусство, 1968, 39 с.

126. ПЛАТОН. Законы. Полн. собр. соч., Пг., 1923, т. Х1У, с. 1-240.

127. ПРИВЕС М.Г., ЛЫСЕНКО Н.К., БУЖОВИЧ В.И. Анатошя человека. Изд. 6-е. JI.: Медицина, 1968, 812 с.

128. ПРОХОРОВА В.В. Константин Сергеев. Л.: Искусство, Ленингр. отд•, 1975, 246 с.

129. ПУТМОВА A.A., ДИХВАРЬ А.Т. Сколиозная болезнь. Киев: Здоровья, 1975, 174 с.

130. ПШЕНИЧНАЯ Г.Н. Исследование способностей сохранения равновесий и методов их совершенствования. Автореф. канд. дисс. М., 1969, 15 с.

131. Равновесие. Словарь русского языка. М.: Иностр. и национальн. словар., 1959, т. 3, с. 774.

132. Равновесие тела, или баланс. ЕйЭ, 2-е изд., 1962, т. 27, стб. 684-687.

133. РОЗИН Е.Ю. Исследование развития мышечной силы в связи с изучением ее прогностической значимости для отбора в ДШ. Автореф. канд. дисс. М., 1971, 32 с.

134. РОСЛАВЛЕВА Н.П. Майя Плисецкая. М.: Искусство, 1966, 125 с.

135. СЕРГЕЕВ Константин. Сборник статей. М.: Искусство, 1978, 206 с.

136. СЕРЕБРЕННИКОВ H.H. Поддержка в дуэтном танце. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1979, 151 с.

137. СИДОРОВ A.A. Современный танец. М.: Первина, 1922, 63 с.

138. ШЩ0Р0ВА B.C. Скульптура древней Индии. М., Искусство, 1971, 87 с.

139. СЛОНИМСКИЙ Ю.И. Советский балет. Материалы к истории Советского балетного театра. М.; Л.: Искусство, 1950, 367 с.

140. СЛОНИМСКИЙ Ю.И. Дидло. Вехи творческой биографии. Л.; М.: Искусство, 1958, 262 с.

141. СЛОНИМСКИМ Ю.И. Тщетная предосторожность. Л.: Гос. муз. издат., 1961, 67 с.

142. СЛОНИМСКИЙ Ю.И. Семь балетных историй. Рассказ сценариста. Л.: Искусство, 1967, 258 с.

143. СЛОНИМСКИЙ Ю.И. В честь танца. М.: Искусство, 1968, 370 с.

144. СОБИНОВ Б.М., СУВОРОВ Н. Поддержка в танце. М.: Искусство, 1962, 152 с.

145. Советский балетный театр. 1917-1967. Сб. статей под ред. В.М. Красовской. М.: Искусство, 1976, 376 с.

146. ООЛЛЕРТйНСКИЙ И.И. Статьи о балете. М.; Музыка, 1973, 208 с.

147. СОЛОВЬЕВ Н.В. Мария Тальони. СПб.: 1912, 49 с.

148. Спортивная гимнастика. Общ. ред. М.Л.Украна. М.: Физк. и спорт, 304 с.

149. Стереотип динамический. Словарь иностранных слов, 7-е изд. М.: Русский язык, 1980, с. 484.

150. ТАРАСОВ Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М.: Искусство, 1971, 193 с.

151. ТЕР-ОВАНЕСЯН A.A. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физк. и спорт, 1978, 104 с.

152. ТЕХШИРОВ Василий Дмитриевич. Артист, балетмейстер, педагог. Сб. под общ. ред. П.Ф.Аболимова. Составители: JE.jBI.Абрикосова-Тихомирова и Н.П.Рославлева. М.: Искусство, 197I, 392 с.

153. ИСАЧЕНКО Т.С. Народный танец. М.: Искусство, 1954, 682 с.

154. УРАЛЬСКАЯ В.М. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства. Автореф. канд. дисс. М., 1969, 29 с.

155. Устойчивость. Словарь русского языка. М.: Иностр. и национальн. словар., 1961, т. 4, с. 716.

156. ФАЙЕР Ю.Ф. 0 себе, о музыке, о балете. М.: Советский композитор, 1974, 573 с.

157. ФАРФЕЛЬ B.C., ШУРЫШЕВ H.A., ЯДОВКЕР Г.М. К методике измерения гибкости. В кн.: Гимнастика. М.: Физк, и спорт, 1977, вып. 2, с. 51-58.

158. ФАРФЕЛЬ B.C., КОД Я.С. Физиология человека. М.: Физк. и спорт, 1970, 343 с.

159. ФИЛИН В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: физк. и спорт, 1974, 232 с.

160. ФОКИН М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л.; М.: Искусство, 1962, 640 с.

161. ХОЛФШ С.С., ИВАНИШИЙ М.Ф. (составители). Методическое пособие по приему в хореографические училища. М., 1963, 49

162. ХУДЕКОВ С.Н. История танцев, ч. I, СПб., 1913. 308 с.

163. ХУДЕКОВ С.Н. История танцев, ч. П, СПб., 1914, 380 с.

164. ХУДЕКОВ С.Н. История танцев, ч. Ш, Пг., 1915, 400 с.

165. ЧАЮШН В.Д. и АБАЛЬМАСОВА Е.А. Сколиоз и кифозы. М.: Медици-- на, 1973, 225 с.

166. ЧЕБУРЕЕВ B.C., СОЛОВЬЕВ В.В. Тенденции в изыенении возраста, роста и веса у сильнейших гимнастов шра. В кн.: Гимнастика. М.: Физк. и спорт, 1977, в. I, с. 41-46.

167. ЧЙКИН С.Я. Физическое совершенствование человека. М.: Медицина, 1976, 120 с.

168. ЧУДНОВСКИЙ М.А. Викторина Кригер. М.: Искусство, 1964, 119 с.

169. ШАЦКИЙ С.Г. Опыт Педагогической деятельности. М.: Педагогика, 1976, 120 с.

170. ШВАРЦ И.Е. Новый прием в релаксопедии. В кн.: Тезисы Третьей республиканской научно-практической конференции по комплексной проблеме: "Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка". Пермь, 1977, с. 31-32.

171. ШЕРБО А.Б., ДЖОЛИ Д.Н. Красота воспитывает человека. Киев, Редянська школа, 1977, 103 с.

172. ШЛЕМЙН А.М. Методика занятий основной гимнастикой с детьми школьного возраста. В кн.: Гимнастика. М.: Физк. и спорт, 197I, с. 158-175.

173. ШУМИЛОВА Э.И. Национальное своеобразие балета. М.: Знание, 1976, 47 с.

174. ШУШКИНА 3. Ритмика. М.: Музыка, 1967, 79 с.

175. ЩАДРШ В.М. Психологические основы формирования двигательного навыка. Казань: Казан, ун-т, 1978, 176 с.

176. ЭЛЬЯШ Н.И. Зрителю о балете. М.: Знание, 1963, 47 с.

177. ЭЛЬЯШ Н.И. Русская Терпсихора. М.: Сов. Россия, 1965, 228 с.

178. ЭЛЬЯШ* Н.И. Образы танцев. М.: Знание, 1970, 235 с.

179. ЭЛЬЯШ Н.И. Пушкин и балетный театр. М., 1970, 343 с.

180. ЭЛЬЯШ Н.И. Авдотья Истомина. JI.: Искусство, Ленингр. отд., 197I, 187 с.

181. ЭЛЬЯШ Н.И. Балет народов СССР. М.: Знание, 1977, 166 с.

182. ЮСИМ М.Н. Некоторые результаты наблюдений за развитием координационных способностей у учащихся младших классов. В кн.: Профессиональное обучение хореографии и психологические особенности подростка. Тезисы. Пермь, 1981, с. 22.

183. ЯКОВЛЕВ В.Г. Воспитание физических качеств у детей школьного возраста. Теор. и практ. физич. культура, 1965, № 9, с, 9-15.

184. ЯРМ0Л0ВИЧ Л.И. Элементы классического танца и связь их с музыкой. Л.; М.: Музыка, 1952, 137 с.

185. Adis L. ) АДИС Л. Гимнастика театрального танца: пер. с фр. под ред. Л.Д.Блок. В кн.: Классики хореографии. М.; Л.: Искусство, 1937, с. 195-219.

186. Andronescu А. ) АНДРОНЕСКУ А. Анатомия ребенка: пер. с рум. -Бухарест: Меридиан, 1970, 363 с.

187. Baril Jacques. Dietiojmaire de Dan®e Paris. Ed. du Seul 1964, p. 43-44.

188. Beamond Cwond, Idzikowski Stanislav) БОМОНТ К. и ИДЗИКОВСКИЙ С. Учебник по теории и практике классического театрального танца, I960, 1 3, с. 58-81.

189. Burnonwii а. ) Бурнонвиль А, Моя театральная жизнь: дер. с датск. К.М.Жизаревой. В кн.: Классики хореографии. М.; Л., 1937, с. 249-327.

190. Biasic с. ) Блазис К. Полный учебник танца: пер. с франц. О.Н.Брошниовской. В кн.: Классики хореографии: М.; Л., 1937, с. 95-101.

191. Kirstein Lincoln). The classik ballet. Basic technique and terminology. New York Knopf 1952

192. Жотегге G. ) Новерр Ж. Письма о танце: пер. с франц. М.; Л., Искусство, 1965, 375 с.

193. Pavlova А. ) Анна Павлова, Ред. сост. А.Г.Франке: пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1956, 191 с.

194. Sparger Celia. Anatomy and ballet. A handbook for teachers of ballet. London, Adam Charles Black, 1970. 96 p.

195. Tanner J.M. Education and physical growth: Implications of the study of children's growth for educational theory a practica, London etc.: Hodder a. Stoughton, 1978. 194 p.61

196. Государственный ордена Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы Народов институт театрального искусства им. А.В.Луначарского1. ВАСИЛЬЕВА Тамара Ивановна

197. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРИГИРУЮЩИХ МЕТОДИК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ АРТИСТОВ БАЛЕТА1700.01 Театральное искусство)