автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Исследование ментальности

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Соколова, Анастасия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Исследование ментальности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Соколова, Анастасия Александровна

Введение.

Глава 1. От «психологии народов» к «теории ментальностей».

§ 1. История поиска ментальности.

§ 2. Обретение ментальности как концепта.

Глава 2. Ментальность как научная проблема.

§ 1. Поиски методологии.

1.1 Латентный характер явления, неясность дефиниции.

1.2. Проблема реконструкции ментальности.

1.3. Социальная стратификация ментальности.

1.4. Проблема изменчивости ментальности.

1.5. Классификация направлений изучения ментальности.

1.6. Структурный анализ.

§ 2. Генезис ментальности и ее функции.

2.1. Генезис.

2.2. Характерные черты и функции ментальности.

2.2.1. Функция эмоциональной поддержки и самозащиты в отношениях «человек-мир».

2.2.2. Аксиологическая функция.

2.2.3. Регулятивная функция.

2.2.4. Этическая функция.

2.2.5. Коммуникативная и социализирующая функция.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Соколова, Анастасия Александровна

Актуальность исследования. В последнее время в условиях «антропоцентрического поворота» в гуманитарных и социальных науках произошла переориентация научного интереса с изучения общественных структур и процессов на анализ их личностного, человеческого наполнения. Происходит явный рост интереса к антропологической интерпретации культуры в ее индивидуально-личностном аспекте, к реальному содержанию обыденной жизни и сознания людей, символическим системам, обычаям и ценностям, психологическим установкам, стереотипам восприятия и моделям поведения. Такая смена ориентаций столкнулась с известными методологическими трудностями: теории, анализирующие структуры и процессы социальной жизни, мало пригодны для изучения проблем человеческой индивидуальности, даже порожденных ее имманентной социальностью. Помимо психологии, по определению изучающей личностные свойства человека, был найден и уже освоен другой путь исследования этого феномена в его исторической динамике - историческая антропология, стремящаяся к реконструкции «картины мира» людей различных эпох, их образов жизни, норм социального поведения.

Этот поворот сопровождается и терминологическим поиском. Например, понятиям «этническое или национальное сознание», порой, не хватает исторической конкретности, политической неангажированности, -и поиск идет дальше, к максимально глубинному смыслу этнического или национального. Так, в научный обиход вводится термин - «ментальность» или «менталитет», обозначающий глубинные структуры национального характера, фундаментальные характеристики народного духа, архетипи-ческие проявления массовой психологии. Это «оазисная» картина мира, находящаяся где-то на границе сознательного и бессознательного, мотивирующая доведенные до автоматизма психологические и поведенческие реакции на должное и недолжное, добро и зло и пр., представляет собой некое «коллективное бессознательное», играющее значимую роль в мироощущении и поведении людей.

Изучение ментальности - не только особая сфера культурологических исследований, но и сравнительно широкое межотраслевое поле научных интересов. Ментальность сегодня является категорией культурологии, истории, социологии, этнологии, психологии, лингвистики и в каждой научной специальности получила свое специфическое истолкование.

Исследования ментальности стимулировали развитие ряда научных областей, таких, например, как история повседневности. Повседневность и есть та живая среда, которая способствует продуцированию стойких, не склонных к быстрым изменениям ментальных компонент. В современных исследованиях особой проблемой является соотнесенность ментальности со стереотипами поведения и ценностными ориентациями индивида и общества. Тесно примыкает к исследованию ментальности и проблематика социологии повседневности.

Ментальность выступает не только как система определенных психологических установок, но и как практическая технология. Ведь сами эти установки используются людьми (часто не вполне осознанно) в качестве инструментов познания и изменения окружающего мира и во многом формируют их мысли и поступки. Это функциональное свойство позволяет ставить вопрос о том, что изучение ментальности сегодня является одним из значимых направлений исследования культуры. Все это заставляет ученых искать пути постижения ментальности, раскрытия ее сущности и тех функций, которые она исполняет в культуре. Ментальность как научная категория открывает новые пути познания особенностей историко-культурного процесса в целом и его осмысления на уровне проблем отдельной человеческой личности.

Вместе с тем, несмотря на обилие работ на эту тему, ментальность остается еще не разгаданной загадкой человеческой психики и ее культу-рообразующих возможностей.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется потребностью в систематизации многочисленных разработок проблемы ментальности различными науками, национальными научными школами, проводимыми в русле разных методологий, и выявлении некоего набора характеристик данного феномена, с которыми согласны большинство ученых.

Степень разработанности проблемы. Задолго до появления в научном лексиконе специального термина «ментальность», изучение явлений, охватываемых этим понятием, предстало в науке как:

- многочисленные описания нравов в трудах античных историков, философов и политиков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбо-на, Цезаря;

- возникшее в XIX в. специальное учение о психологических особенностях и различиях между народами и принадлежащих к ним людей -«психология народов» М.Лацаруса и Г.Штейнталя, получившее свою дальнейшую разработку в работах В.Вундта;

- распространенные в отечественной традиции попытки реконструкции славянского и русского национального характера историками, филологами и философами (Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, А.Н.Веселов-ским, Н.Я.Данилевским, И.Е.Забелиным, Н.М.Карамзиным, И.В.Киреевским, М.В.Ломоносовым, Н.О.Лосским, С.В.Максимовым, П.Н.Милюковым, Д.С.Овсянико-Куликовским, А.А.Потебней, В.С.Соловьевым, П.А.Сорокиным, А.С.Хомяковым, П.Я.Чаадаевым, А.А.Шахматовым, М.М.Щербатовым и др.). Отдельные работы О.А.Добиаш-Рождественс-кой, Л.П.Карсавина, В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, С.М. Соловьева предвосхитили некоторые методы школы «Анналов», т.к. позволяли оценить особенности мышления и образа действий людей прошлого;

- направление социальной психологии, основанное на социологических теориях Э.Дюркгейма и М.Вебера, отраженное в трудах Г.Лебона, В.Мак-Дугалла, Г.Тарда, а также русского философа Г.Г.Шпета, разрабатывавших проблемы соотношения сознания индивида и групп;

- направление общей психологии (создание З.Фрейдом концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая позволила найти связи между индивидуальной и коллективной психологией; теория архетипов, лежащих в основании «коллективного бессознательного» К.Юнга; «социальный характер» Э.Фромма, отдельные работы В.Райха, О.Ранка, Г.Рохейма и др.);

- направление британской и французской антропологии (проблема так называемой «примитивной ментальности» в отдельных работах Б.Малиновского, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Строса, А.Леруа-Гурана, А.Рад-клифф-Брауна, М.Элиаде и др.);

- направление американской культурной антропологии «Культура-и-личность», где изучались процессы формирования человеческой личности, ее поведение, нормы, формы отклонений, их коррекция, воспроизводство культуры, создавались теории базовой и модальной личности (Р.Бенедикт, Дж.Доллард, А.Инкельс, Д.Т.Кемпбелл, М.Коул, Д.Левин-сон, М.Мид, М.Г.Сегалл, С.Скрибнер, Дж.Уайтинг, А.Х.Халлоуэл, М.Херсковиц, Дж.Хонигман, Э.Хьюз и др.).

Понятие «ментальность» как термин, интегрирующий в себе проблематику стереотипов поведения, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, рождающихся в сознании людей эпохи Средневековья, впервые применили в 30-е гг. XX в. французские историки школы «Анналов», основатели «новой исторической науки» (новой социальной истории) - Л.Февр и М.Блок; а затем еще четыре поколения последователей школы - Ф.Арьерс, Ф.Бродель, А.Буро, Ж.Дюби, А.Дюпрон, Ж.Ле Гофф, Р.Мандру и др. Их поддержали такие корифеи науки из разных стран, как Ж.-П.Вернан, Э.Панофски, П.Фран-кастель, Й.Хейзинга.

Исследованиями «обыденного человека» с использованием открытий антропологии, психологии, социологии и экономики в английской науке в рамках «новой социальной истории» занимались Дж.Робинсон, Д.Рюде, Э.Томпсон, Дж.М.Тревельян, К.Хилл, Р.Хилтон, Э.Хобсбаум. Основные направления истории народной культуры, ставшей эквивалентом французской «истории ментальностей», были заложены работами П.Берка, А.Макфарлейна, К.Томаса. Исследования в области «народной» религии и «народной» реформации проводятся Дж.Босси, Д.Оуэном, Ф.С.Файньюкейном.

В рамках отдельной дисциплины, где специальным предметом исследований является именно история ментальности, выступают немецкие ученые Р.Рейнхардт, Г.Фихтенау, Е. Хинрикс, Р.Шпрандель. За последние десятилетия немецкими специалистами были проведены серьезные теоретические и методологические разработки понятия «ментальность» (Э.Машке, Ю.Митке, О.Г.Оксле, А.Хаферкамп).

Отечественная школа изучения ментальности представлена именами основателя школы А.Я.Гуревича, а также Ю.Л. Бессмертного, В.Б.Даркевича, Л.П.Репиной, А.Л.Ястребицкой и некоторыми иными.

Определенный вклад в развитие этого направления внесен работами российских специалистов, не связанных с традицией «Анналов»: Л.С.Выготским и его соратниками по «культурно-исторической школе» (А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия и др.), историками культуры и национального сознания прошлого: Т.И.Баклановой, Л.М.Баткиным, А.Ю.Большаковой, К.Касьяновой, Б.Ф. Поршневым; специалистами по реконструкции языческого мировоззрения Б.А.Романовым,

Б.А.Рыбаковым, М.В.Поповичем, В.Н.Топоровым; исследователями русской духовной культуры: А.А.Ароновым, А.В.Арциховским, А.И.Килиба-новым, Д.С.Лихачевым, И.Я.Фрояновым, А.Л.Юргановым; семиотиками московско-тартуской школы В.В.Ивановым, Ю.М.Лотманом, Б.А.Успенским и др.

Если перечисленные ученые занимались преимущественно конкретно-историческими исследованиями ментальности тех или иных народов, то в самостоятельную группу необходимо выделить специалистов-теоретиков ментальности: германских ученых Ф.Грауса, П.Динцель-бахера, В.Ламмерса, У.Раульфа, отечественных исследователей Г.А. Абульханову-Славскую, А.В.Авксентьева, С.У.Алиева, А.А.Белика, Г.Д.Гачева, А.Я.Гуревича, А.Н. и Э.Я.Дмитриевых, Г.Н.Дрепу, И.Г.Ду-бова, Б.А.Душкова, А.Н.Ерыгина, Е.Ю.Зубкову, В.К.Кантора, Е.А.Климова, В.В.Козловского, А.А.Круглову, А.И.Куприянова, С.В.Лурье, В.П.Ма-карейко, А.П.Огурцова, А.И.Пальцева, А.С.Панарина, И.К.Пантина, A.A. Пелипенко, Л.Н.Пушкарева, К.К.Султанова, О.Г.Усенко.

Тема российской ментальности часто поднималась в последние годы на конференциях, где обсуждались различные ее аспекты: природа и пути формирования («круглый стол» журнала «Вопросы истории», 1999); история проблемы (Санкт-Петербург, 2000); социально-психологические аспекты (Смоленск, 1993, 1994); особенности провинциальной ментальности (Самара, 1994, 1997; Луцк, 1994); аспекты, связанные с аграрным развитием страны (Москва, 1994), с политическим - (Москва, 1996); региональная специфика модернизационных процессов и проблем выхода из духовного кризиса (Орел, 1999).

Объект исследования: ментальность как феномен культуры.

Предмет исследования: методологические аспекты и методы исследования ментальности.

Цель исследования: изучить ментальиость в контексте многообразия научных подходов к познанию ее генезиса и функционирования.

Задачи исследования:

1. Изучить ментальность как философско-методологическую проблему современных общественных и гуманитарных наук.

2. Очертить круг основных исследовательских трудностей при изучении ментальности.

3. Выявить истоки происхождения и формы проявления ментальности в процессе развития человеческой культуры.

Методология и методы исследования. В силу сложившейся традиции междисциплинарного изучения феномена ментальности в диссертации использован комплекс различных принципов, методологий и методов исследования. Нами задействованы принципы историзма, восхождения от абстрактного к конкретному, целостности и взаимодополнительности и др. Методологической основой нашей работы явилось сочетание элементов методологий классического эволюционизма, неоэволюционизма и структурного функционализма. Использовались методы системного анализа в целях устранения несоответствий между реальным содержанием ментальности и теоретическими представлениями о ней; генетического анализа при изучении происхождения ментальности; контент-анализа для определения места и функций ментальности в культуре; компаративного анализа - при сопоставлении научных подходов к ментальности учеными Франции, Великобритании, Германии и России.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоят в том, что впервые:

- проведена комплексная систематизация представлений о ментальности, характерных для ученых разных стран;

- прослежен генезис становления термина «ментальность» как научного концепта;

- обобщены и проанализированы основные трудности методологического и методического характера, с которыми сталкиваются ученые при исследовании ментальности;

- представлены авторские гипотезы генезиса и сущности ментальности.

Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы в процессах формирования национальной идеологии и развития наук о культуре в современной России. Материалы диссертации могут использоваться (и уже используются) в учебном процессе при разработке курсов культурологической, этнологической, этнопсихологической и историко-культурной направленности, а также специализированных курсов, посвященных собственно проблемам ментальности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучением проблемы ментальности занимаются ученые многих стран, среди которых можно выделить как ведущие центры Францию, Германию, Великобританию и Россию. Многих ученых объединяет признание ментальности реальным феноменом человеческой психики, но разделяют различные концептуальные подходы к этому явлению. При этом следует отметить, что размежевание во взглядах специалистов практически не зависит от принадлежности их к той или иной национальной школе.

2. Основная проблема, препятствующая полноценному постижению ментальности, заключается в латентном, скрытом характере самого феномена.

3. Для достижения наибольшей объективности в исследовании ментальности необходимо учитывать несколько факторов:

- использовать весь массив источников, доступных исследователю;

- учитывать влияние на результаты исследований собственного менталитета;

- не преувеличивать уровень духовного единства людей определенной эпохи и нации, учитывать специфику ментальности различных социальных страт;

- учитывать как коллективный, так и индивидуальный характер менталитета;

- обращать внимание на изменчивость ментальности во времени.

4. Поскольку ментальность проявляется, как правило, в стереотипи-зированных и нфвфлексируемых формах психологических и поведенческих реакций людей, мы полагаем, что в ее основе лежит древнейший инстинкт неосознанной или частично осознанной имитации действий, суждений, оценок какого-либо авторитета или коллектива в целом (аналогичный имитативному способу «вхождения в мир» маленьких детей). Этот тип полуинстинктивной социализации (как один из методов трансляции социального опыта) сохранился и у современных людей, дополняя рефлексивные методы познания мира.

5. По мнению большинства исследователей, мировосприятие людей первобытной эпохи отличалось повышенной эмоциональностью. На этом основании мы выдвигаем собственное определение ментальности, видя в ней стереотипизированные формы психологических реакций, поведения, оценок, суждений и т.п., закрепившиеся в социальном опыте общества посредством острого эмоционального переживания тех или иных событий. Иначе говоря, ментальность - это эмоциональная память общества. Эта особенность объясняет и специфический способ трансляции ментальности от поколения к поколению.

6. Хотя ментальность порождается в процессах коллективного существования людей и является частью их локального социального опыта, ее практическим выразителем, как правило, является отдельная личность,

12 демонстрирующая тем самым свою идентичность по отношению к данному коллективу.

Апробация работы.

1. Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях МГУКИ: «XXI век: Духовно-нравственное и социальное здоровье человека». Москва, 16-17 мая 2001 г.; «Новые пути наук о культуре». Москва, 6-7 декабря 2001 г.

2. Материалы исследования были опубликованы в научных статьях автора (см. список авторских публикаций в конце автореферата).

3. Материалы исследования были внедрены в содержание учебных курсов: «Антропология культуры» и «Теоретическая этнология», читаемых в Высшей школе культурологии МГУКИ, и «Культурная антропология», читаемого на кафедре теории культуры, этики и эстетики МГУКИ.

4. Диссертация было обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств 2 октября 2002 г. (протокол № 2).

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Исследование ментальности"

Заключение

Среди основных выводов нашего исследования следует назвать следующие.

Внимание к проблеме феномена ментальности выдвинуло на первый план изучение культурного механизма социального взаимодействия в разных областях общественного бытия и между его составляющими, его преломление в индивидуальной практике. Это позволяет осознать тот факт, что существует существенное различие между самой исторической реальностью и ее репрезентацией в идеологии, искусстве, массовом сознании и других областях ее репродукции и воспроизведения. Следовательно, необходимо вырабатывать определенные приемы и методы для того, чтобы провести границу между реальность как таковой и тем, как и в каких формах она осмыслялась современниками и отражалась в различных источниках. Особенно актуальны направления, изучающие социальные стандартизированные навыки мышления, область неосознанного (сны, фантазии, видения и др.) и их проекции на социальное.

Изучением проблемы ментальности занимаются ученые многих стран, среди которых можно выделить как ведущие центры Францию, Германию, Великобританию и Россию. Многих ученых объединяет признание ментальности реальным феноменом человеческой психики, но разделяют различные концептуальные подходы к этому явлению. При этом следует отметить, что размежевание во взглядах специалистов практически не зависит от принадлежности их к той или иной национальной школе.

Основная проблема, препятствующая полноценному постижению ментальности, заключается в латентном, скрытом характере самого феномена.

Для достижения наибольшей объективности в исследовании ментальности необходимо учитывать несколько факторов:

- использовать весь массив источников, попадающих исследователю;

- учитывать влияние на результаты исследований собственного менталитета;

- не преувеличивать уровень духовного единства людей определенной эпохи и нации, учитывать специфику ментальности различных социальных страт;

- учитывать как коллективный, так и индивидуальный характер менталитета;

- обращать внимание на изменчивость ментальности во времени.

Обращаясь к проблеме генезиса ментальности, нам представляется важным следующее. Поскольку ментальность проявляется, как правило, в стереотипизированных и нерефлексируемых формах психологических и поведенческих реакций людей, мы полагаем, что в ее основе лежит древнейший инстинкт неосознанной или частично осознанной имитации действий, суждений, оценок какого-либо авторитета или коллектива в целом (аналогичный имитативному способу «вхождения в мир» маленьких детей). Этот тип полуинстинктивной социализации (как один из методов трансляции социального опыта) сохранился и у современных людей, дополняя рефлексивные методы познания мира.

По мнению большинства исследователей, мировосприятие людей первобытной эпохи отличалось повышенной эмоциональностью. На этом основании мы выдвигаем собственное определение ментальности, видя в ней стереотипизированные формы психологических реакций, поведения, оценок, суждений и т.п., закрепившиеся в социальном опыте общества посредством острого эмоционального переживания тех или иных событий. Иначе говоря, ментальность - это эмоциональная память общества. Эта особенность объясняет и специфический способ трансляции ментальности от поколения к поколению.

Хотя ментальность порождается в процессах коллективного существования людей и является частью их локального социального опыта, ее практическим выразителем, как правило, является отдельная личность, демонстрирующая тем самым свою идентичность по отношению к данному коллективу. Люди осваивают социальный опыт не в полном объеме, а только в той мере, в какой этого требуют общественные функции каждого. Чем в большее число социальных связей человек вовлечен, тем больший спектр смысловых норм и стандартных поведенческих установок ему необходимо освоить.

В качестве перспективных направлений в рамках изучения ментальности, стоят анализ норм и ценностей, социальных установок, стереотипов сознания и поведения, а также социокультурно обусловленного содержания этих понятий, т.е. социокультурных смыслов. Кроме высокой

138 трудоемкости проводимых работ исследователям придется столкнуться с отсутствием адекватных исследуемым феноменам методических процеДУР

Практически малоизученными остаются социальные стереотипы. Изучаемые на современном этапе национальные и профессиональные стереотипы не ограничивают сферу изучения, ведь стереотипизации подвергаются все социальные объекты.

Необходимы экспериментальные и теоретические исследования особенностей ментальности различных социальных групп (этносов и народов, профессиональных групп и др.). Результаты этих экспериментов могут пригодиться в любой деятельности, связанной с воздействием на массовое сознание: будь то реклама товаров и услуг, политические технологии, межнациональное взаимодействие.

 

Список научной литературыСоколова, Анастасия Александровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамян JI.A. Первобытный праздник и мифология. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983.

2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -286 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

4. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. - 333 с.

5. Арнаутова Ю.Е. Ментальность в средние века: методологические и содержательные проблемы// Культура и общество в средние века: Реф. сб. к XVII Междунар. конгрессу ист. наук (Мадрид, август 1990 г.). М.: ИНИОН РАН, 1990. - С. 17 - 24.

6. Аронов A.A. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX -XX век: Учеб. пособие. -М.: Издат. центр A3, 1998. 360 с.

7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 517 с.

8. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М.: Наука, 1987. - 199 с.

9. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Изд. Группа «Прогресс»; Прогресс-Академия, 1992. - 528 с.

10. Ю.Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «Новой исторической науки»// Вопросы истории. 1984. - № 8. - С. 32 - 50.

11. П.Афанасьев Ю.Н. Эволюция теоретических основ школы «Анналов»// Вопросы истории. 1981. -№ 9. - С. 77 - 92.

12. Байбурин А.К. Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Вып. 1. -СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2001. 267 с.

13. И.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов.- СПб.: Наука, 1993.-238 с.

14. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Учебник. М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.

15. Бакшутов В.К. Философия чувств: информационная концепция. Екатеринбург: РАН. Урал, отд-ние. Центр, науч. б-ка, 1996. - 491 с.

16. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.

17. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общ. начала социал.-филос. антропологии. -М.: Онега, 1994. -252 с.

18. Баткин JIM. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ, 2000. - 1005 с.

19. Батурин А.П. Человек средневековья. Проблемы менталитета: Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. - 160 с.

20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

21. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие. М.: РГГУ, 1999. - 241 с.

22. Беликов Д.В. Взаимосвязь повседневного образа мыслей с философией как теоретическая проблема. Дис. .канд.филос.наук. - Тамбов, 1998. -163 с.

23. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995.-322 с.

24. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -222 с.

25. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с. -(Б-ка этической мысли).

26. Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. -227 с.

27. Блок M. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1986. - 254 с. - (Памятники истории, мысли).

28. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестеств. характере королев, власти, распростран. преимущественно во Франции и в Англии. М.: Яз. рус. культуры, 1998. - 712 с.

29. Боброва С.П. Мифологическое сознание: методологические проблемы исследования семиотического компонента: Дис.канд. филос. наук. -Иваново: Ивановский Госуд. Ун-т, 1997. 199 с.

30. Болотоков В.Х., Суниев З.Х. Этнопсихологические теории в России. -Нальчик: Кабардино-Балкарский научный центр РАН НИИ ПМА, 1997. 158с.

31. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 304 с. - (Сер. «Актуальная психология»).

32. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII вв. -М.: Наука, 1996. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - С. 7 - 38.

33. Букреев В.И. Нормативная система (духовный мир человека). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. - 224 с.

34. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: Наука, 1987. - 141 с.

35. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наук, думка, 1991. 197 с,

36. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики, 1999. 518 с.

37. Воронкова JI.H. Культурная антропология как наука. М.: Диалог -МГУ, 1997.-60 с.

38. Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов: Сб. науч. трудов /Сост. и отв. ред. Г.И. Зверева. М.: РГГУ, 2001. - 320 с.

39. Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1984.

40. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, 1995. - 480 с.

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Евразия. М.: Наука, 1999. — 368 с.

42. Гачев Г.Д. Образы Индии. М.: Наука; Изд. фирма вост. лит., 1993. -390 с.

43. Герд A.C. Введение в этнолингвистику. СПб.: Языковой центр СПбГУ, 1995.-92 с.

44. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.: Ин-т практ. психологии, 1996,- 144 с.

45. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание: Сознание в предмете философии культуры. Самара: Самар. ун-т, 1996. - 119 с.

46. Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема: Дис. канд. филос. наук. Пермь: Пермский с/х ин-т им. Акад. Д.Н. Прянишникова, 1993. - 167 с.

47. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М, 1994. - 273 с.

48. Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования.- М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1994. 342 с.

49. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

50. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь: В 2-х кн. М.: Ин-т Ди-Дик, 1992.

51. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.-336 с.

52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989. - 495 с.

53. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.-328 с.

54. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1984. -350 с.

55. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии// Одиссей. Человек в истории. 1989.-М.: Наука, 1989.-С. 114-136.

56. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396 с.

57. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М.: Олимп; ООО «Фирма «Изд-во ACT»», 1999. - 528 с.

58. Гуревич П.С. Философия культуры, М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. -315 с.

59. Гуревич П.С. Человек. М.: Изд. дом «Дрофа», 1995. - 336 с.

60. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. СПб: Наука, 1994. - 86 с.

61. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М.: Наука, 1988. - 344 с.

62. Диалог культур и духовное развитие человека. М.: ИНИОН РАН, 1998. - 229 с. - (Культурология. XX век: Дайджест, 98).

63. Дубинин И.И., Гуслякова Л.Г. Динамика обыденного сознания. -Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 135 с.

64. Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 448 с. -(Gaudeamus).

65. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии. -М.: Наука, 1991. 574 с. - (Социол. наследие: СН).

66. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-350 с.

67. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: В 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996 - 97.

68. Журавлева Н.И. Миф как способ построения картины мира: Дис. канд. филос. наук. Екатеринбург: Уральский госуд. технический ун-т, 1998. -205 с.

69. Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

70. Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1990. - 157 с.

71. Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул: Изд-во Алт.ин-та иск.; Фонд «Алтай - 21 век», 2000. - 240 с.

72. Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этнос сознания. СПб.: Изд-во С.-Пет. унта, 1999.-263 с.

73. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: РГГУ, 1996. - 255 с.

74. История первобытного общества. Эпоха классобразования. М.: Наука, 1988.-568 с.

75. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. -М.: Наука, 1986.- 573 с.

76. Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.

77. Касавин И.Т. Познание в социальном контексте. М.: ИФРАН, 1994. -174 с.

78. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994. - 367 с.

79. Катаев М.В. Бессознательное и менталитет: сущность, структура и взаимодействие. Дис. канд. филос. наук. - Пермь, 2000. - 186 с.

80. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств. Минск: Литература, 1996. - 576 с.81 .Ключевский В.О. Краткий курс русской истории, М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 497 с. - (Антол. мысли).

81. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.-336 с.

82. Козлова H.H. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М.: ИФРАН, 1996. - 216 с.

83. Козлова H.H. Социально-историческая антропология. Раменское: Ключ-с, 1999. - 187 с. - (Университетский учебник).

84. Козырьков В.П. Освоение обыденного мира: Социокультурный анализ.- Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. 340 с.

85. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социол. аспект. М.: Изд-во МГУ, 1993,- 141 с.

86. Кон И.С. Ребенок и общество: Ист.-этногр. перспектива, М., 1988. -271 с.

87. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 1991. - 618 с. - (Литер, пам.).

88. Кощей Л.А. Общественное сознание: проблемы, решения, поиски. -Барнаул: Изд-во Алтай, гос. ун-та, 1995. 75 с.

89. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. М.: Ин-т нац. пробл. образования, 1997. - 30 с.

90. Культура и общество в средние века раннее Новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований: Сб. аналитических и реферат, обзоров. - М.: ИНИОН РАН, 1998. -297 с.

91. Культурология. XX век: Антология. М.: Юристъ, 1994. - 703 с. - (Лики культуры).

92. Культурология. XX век: Словарь. СПб: Университетская книга, 1997.- 640 с. (Культурология. XX век).

93. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. - 363 с.

94. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Миф. Архетип. Бессознательное.-М.: РЕФЛ-бук: ACT; Киев: Ваклер. 1997. 382 с.

95. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издат. группа Прогресс; Прогресс - Академия. 1992. - 376 с.

96. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Ключ-с, 1999. - 223 с. - (Университетский учебник).

97. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Соц.-психол. анализ. 2-е изд., доп. - М.: ИЭА, 1997.-337 с.

98. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. - 608 с. - (Психология: классические труды).

99. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.384 с. - (Мыслители XX века).

100. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Изд. вост. лит., 1985. - 536 с. - (Этнографии, б-ка).

101. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Издат. группа Прогресс-Универс, 1993. - 206 с.

102. Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3 т. Л.: Худож. лит. Ленинград, отд., 1987.

103. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. -Л.: Наука. Ленинград, отд., 1984. 295 с.

104. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, М.: Политиздат, 1991.-524 с.

105. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семи-осфера - история. - М.: Яз. рус. культуры, 1996. - 447 с.

106. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры //Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т.: Т. 3. Таллин: Александра, 1993.-С. 326 -345.

107. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс Гнозис, 1992. - 272 с.

108. Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.

109. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исто-рич. и этнографич. материала. СПб: Тип. им. Котлякова, 1994. - 288 с.

110. Любарский Г.Ю. Морфология истории: сравнит, метод и историческое развитие. М.: Изд-во КМК, 2000. - 449 с.

111. Макарова Е.К. Обыденное сознание. Его роль в общественной жизни: Дис. канд. филос. наук. М.: МГУ, Ин-т Госуд. управления и социальных исследований, 1998. - 151 с.

112. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 416 с.

113. Маленкова Л.И. Человековедение. М.: ТОО «Интел-Тех», 1993. -207 с.

114. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Яз. рус. культуры, 1997. - 216 с.

115. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 119 с.

116. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. - 232 с.

117. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. - 384 с.

118. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-423 с.

119. Массовое сознание в социологическом измерении: Сб. М.: Изд-во РАГС, 2001.- 135 с.

120. Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. М.: ИАИРГГУ, 1997.-72 с.

121. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, Ин-т высш. гуманитар, исслед., 1994. - 133 с.

122. Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX вв.): Мат. меж-дунар. конф., Москва, 14-15 июня 1994. - М.: РОССПЭН, 1996. - 440 с.

123. Менталитет и культура предпринимателей России XVII XIX вв.: Сб. ст. - М.: ИРИ, 1996. - 216 с.

124. Менталитет и политическое развитие России: Тез. докл. науч. конф., Москва, 29-31 октября 1996 г. М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999. -150 с.

125. Менталитет россиянина: история проблемы: Мат. XVII Всерос. заоч. науч. конф. СПб.: Нестор, 2000. - 238 с. - (Историки России. Защита чести и достоинства).

126. Менталитет: региональная специфика модернизационных процессов и проблемы выхода из духовного кризиса: Мат. междунар. науч. сим-поз., 8- 10 апреля 1999 г.-Орел: ОГГУ, 1999.- 131 с.

127. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр. -Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 127 с.

128. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России. М.: РА Образования; Психологический ин-т; Имидж -Контакт, 1997.-474 с.

129. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человековедение.-М.: РГГУ, 1994.-319 с.

130. Мид М. Культура и мир детства. Труды по социальной антропологии. М.: Наука, 1988. - 429 с.

131. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры: В. 3-х т. М.: Прогресс. Культура: Газ. «Труд», 1993 - 1994.

132. Минюшев Ф.И. Социальная антропология, М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр.: Братья Карич, 1997. - 192 с.

133. Момджян К.Х. Социум. Общество. История: Кн. 1.- М.: Наука, 1994.-239 с.

134. Московичи С. Век толп: Ист. трактат по психологии масс, М.: Центр психологии и психотерапии, САНРЭЙ, 1998. - (Б-ка соц. психологии).

135. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии; КСП+, 1998. - 313 с.

136. Налетова И.В. Социокультурные основы духовности. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1999. - 112 с.

137. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального: Вероятност. модель бессознательного. М.: Мир идей: АО «Акрон», 1995. - 432 с.

138. Насонова Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. М.: Изд-во «Знак», 1997. - 312 с.

139. Насонова Л.И. и др. Рефлексия и рациональность в социальном познании.-М.: Знак, 1998.-218 с.

140. Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность теоретика. М.: РАН, Ин-т философии, 1992. - 118 с.

141. Образ человека XX века: Реферат, сб. М.: ИНИОН, 1988. - 234 с.

142. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. 2-е изд., стереотип. - М.: Тривола, 1996.-351 с.

143. Одиссей: Человек в истории: Культурно-антропологическая история сегодня. 1989 - 1997. - М.: Наука, 1989 - 1997.

144. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Изд-во МГИК: РИК, 1999. 214 с.

145. Пальцев А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей: (на примере субэтноса сибиряков). Дис. канд. фи-лос.наук. - Новосибирск, 1998. - 157 с.

146. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. - 880 с.

147. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система: Структур, морфология культуры. Единство онто- и филогенеза. Изоморфизммышления и ист.-культ. феноменологии. М.: Яз. рус. культуры; Коше-лев, 1998. - 276 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

148. Перфильев М.Н. Общественные отношения. М.: Изд-во ВИУ, 2001. -235 с.

149. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию М.: Изд. фирма «Ad Marginem», 1995. - 339 с.

150. Подорога В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникатив. стратегии в филос. культуре XIX-XX вв. -М.: Наука, 1993. -319 с.

151. Познание в социальном контексте. М.: ИФРАН, 1994. - 174 с.

152. Познание социальной реальности. -М.: Мысль, 1995. -430 с.

153. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритич. философии. -М.: Прогресс, 1983.-344 с.

154. Половнев C.B. Что не весть: Философия сознания. Брянск: Брянс. гос. с.-х. акад., 1997. - 71 с.

155. Попова И.М. Социальные представления в обыденном сознании// Социол. исследования. 1991. - № 11. - С. 66 - 76.

156. Портнов А.И. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX вв. - Иваново: ИвГУ, 1994. - 370 с.

157. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: (Проблемы палео-психологии). М.: Мысль, 1974. - 487 с.

158. Проблема сознания в отечественной и зарубежной философии XX в.: Мат. межрегион, науч. конф., Иваново, 19-20 мая 1994. М., 1994. -204 с.

159. Проблемы исторического познания. М.: Наука, 1999. - 300 с.

160. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнопсихологические очерки. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. «ВиМ», 1996. - 400 с.

161. Психоанализ и культура: Избр. труды К.Хорни и Э.Фромма. М.: Юристъ, 1995. - 623 с. - (Лики культуры).

162. Психология Петербурга и петербуржцев за 3 столетия: Мат. Рос. науч. конф., 25 мая 1999 г. СПб.: Нестор, 1999. - 156 с. - (Историки России. Защита достоинства).

163. Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1999. - 412с. -(Б-ка соц. психологии).165. 50/50: Опыт словаря нового мышления. -М.: Прогресс, 1989. 560 с.

164. Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1999. - 401 с.

165. Резник Ю.М., Велик A.A. Социокультурная антропология: (Ист,-теорет. введ.). М.: Союз, 1998. - 319 с.

166. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. -М.: ИВИ РАН, 1998.-278 с.

167. Российская ментальность: методы и проблемы изучения: Сб. ст. -М.: Ин-т российской истории РАН, 1999. 248 с. - (Мировосприятие и самосознание рус. о-ва. Вып. 3).

168. Российское сознание: психология, культура, политика: Мат. II Меж-дународн. конф. по истор. психологии россий. сознания «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем» (4-6 июля 1997 г., Самара). Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. - 437 с.

169. Савкин Ю.С. Человек и общество: проблемы теории воспроизводства. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 72 с.

170. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студентов вузов. М.: Издат. Центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - 304 с.

171. Сознание: опыт междисциплинарного подхода// Вопр. философии. -1988.-№ 11.-С. 3-30.

172. Сохань И.В. Повседневность как универсальное основание человеческой культуры: Дцсс. .канд. филос. наук. Томск: ТГУ, 1999. - 124 с.

173. Социокультурное исследование. М.: МГУ, 1994. - 96 с.

174. Социология и социальная антропология. СПб.: Алетейя, 1997. -433 с.

175. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем историч. науки вокруг франц. Школы «Анналов». М.: Наука, 1993. - 208 с.

176. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов вузов. -М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-320 с.

177. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М.: МГУ, 1996.-241 с.

178. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

179. Теория и жизненный мир человека. -М.: ПФР АН, 1995. 206 с.

180. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 440 с.

181. Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности: Психосемантический подход: Дисс.д-ра психол. наук. Ставрополь: СГУ, 1999.- 368 с.

182. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. - 629 с. - (Памятники историч. мысли).

183. Феномен человека. Антология. -М.: Высш. шк., 1993. 349 с.

184. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА, 1997. - 576 с

185. Философы России XIX XX ст.: Биографии, идеи, труды. - 3-е изд. -М.: Акад. проект, 1999. - 944 с.

186. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000.-458 с.

187. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России: Очерки. М.: МГУКИ, 2000. - 162 с.

188. Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в веках во Франции и Нидерландах. Соч. в 3-хтт. M.: Изд. группа «Прогресс»: Культура, 1995.- (Пам. ист. мысли (РАН)).

189. Хоружеико K.M. Культурология: Энцикл. слов.: 550 слов. ст. Рос-тов-на -Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

190. Человек в зеркале наук: Тр. методол. семинара «Человек». Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 125 с.

191. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового Времени. М.: РГГУ, 1996. - 376 с.

192. Человек и его символы: Сб. /Под ред. К.Г. Юнга. Спб.: Б.С.К., 1996.-454 с.

193. Человек: Энцикл. слов. -М.: Гардарики, 1999. 518 с.

194. Черносвитов П.Ю. Герои нашего времени, или об особенностях национальной ментальности// Человек. 1999. - № 6. - С. 108 - 114.

195. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. -М.: Гардарика, 1998. 400 с.

196. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 576 с.

197. Шевяков М.Ю. Менталитет: (сущность и особенности функционирования). Дисс.канд.филос.наук. - Волгоград, 1994. - 134 с.

198. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН; КСПА; Академический проект, 1999. - 447 с. - (Б-ка социальной психологии).

199. Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. - М.: Смысл, 1997.-505 с.

200. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История: (Введение в теоретико-методологич. основы историч. психологии). Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1990.-256 с.

201. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.-400 с.

202. Щюц А. Структура повседневного мышления// Социол. исследования. 1988. -№ 2. - С. 129- 137.

203. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб.:«Алетейя», 1998. - 249 с.

204. Эстерберг Э. Молчание как стратегия поведения. Социальное окружение и ментальность в исландских сагах// Arbor mundi. 1996. - Вып. 4.-С. 21 -42.

205. Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Мат. Всеросс. научн. конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 259 с.

206. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: АОЗТ «Талисман»: Аста-пресс, 1995. -281 с.

207. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: PENA ISSANCE, 1991. - 299 с.

208. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Изд. группа «Прогресс»; Универс, 1994. - 331 с. - (Б-ка зарубеж. психологии).

209. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. -319 с.-(История психол. мысли в памятниках).

210. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб., 1996. - 454 с.

211. Berry J.W. Introduction to methodology// Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. - Vol. 2: Methodology. - Pp. 1-28.

212. Burke P. Popular Cultural in Early Modern Europe. London, 1983. - Pp. 3-23.

213. Campbell D.T. Stereotypes and the perception of group differences// American Psychologist. 1967.-Vol. 22.-Pp. 817-829.

214. Faberman H.A. Manheim, Cooly and Meat. Toward a social theory of mentality// Socialogical quaterly. 1970. - V. II. - Pp. 3 - 13.

215. Riesman D. at al. The Lonely crowd: A study of the changind American character. New Haven: London: Yale univ.press, 1969. - 315 pp.155

216. Rude G. The Crowd in History, 1730 1848. - New York, 1964. - Pp. 7 - 14.

217. Stephan W.G., Abalakina-Paap M. Russia and West: Intercultural Relations// Handbook of intercultural training. Thousand Oaks (Cal.): Sage, 1996.-Pp. 366-382.

218. Shulman S. Cultural foundations of Ukrainian national identity// Ethnic and Racial Studies. 1999. - V. 22/N. 6.-Pp. 1011 - 1036.

219. Thomas K. Religion and the Decline of Magic. Studies in popular beliefs in XVIth and XVIIth century England. London; New York, 1971. - Pp. 3 -17.

220. Ullmann W. The Individual and Society in the Middle Ages. Baltimore, 1966.-Pp. 5-11.223. www.ethnopsychology.ru224. http://gardariki.ques/info225. www.psychology.ru226. www.sociology.ru