автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Источниковедческие проблемы истории киммерийцев

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Тохтасьев, Сергей Ремирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Источниковедческие проблемы истории киммерийцев'

Текст диссертации на тему "Источниковедческие проблемы истории киммерийцев"

Российская Академия наук Институт востоковедения Санкт-Петербургский филиал

На правах рукописи

Тохтасьев Сергей Ремирович

Источниковедческие проблемы истории киммерийцев

07. 00. 09 — Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург

1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава I. Киммерийцы как предскифское

население Северного Причерноморья

Истоки традиции. 17

Раздел 1. Источники античных сведений о киммерийцах как автохтонах

Северного Причерноморья 17

Раздел 2. Локальные (боспорская и тиритская) традиции в основе рассказа

Геродота, IV. 11-12 34

Раздел 3. Истоки локальных традиций 36

Раздел 4. Фиктивность локализации

киммерийцев на Севере Понта 44

Раздел 5. Гомеровское свидетельство

о киммерийцах 51

Глава П. Киммерийцы Авернского озера 64

Раздел 1. Эфор и Тимей у Страбона, V. 4. 5 64

Раздел 2. Ликофрон, 681 sqq. 79

Раздел 3. Силий Италик, Bellum Punicum, ХП, 130 sqq. 81

Раздел 4. Веррий Флакк (Фест), De significatione verborum, p. 37, 25 L. 82

Раздел 5. Ио. Цец, Chil. XII, 835 sqq. 84

Раздел 6. "Орфическая Аргонавтика", 1120 sqq. 91 Раздел 7. Антоний Диоген, "Невероятные приключения по ту сторону Туле" 92

Раздел 8. Sibylla Cimmeria 93

Раздел 9. Первые итоги 101

Раздел 10. Гипотезы К. Харди и др. об отсутствии наАверне прорицалища мертвых 103 Раздел 11. Эсхил, "Психагоги" 107

Раздел 12. Максим Тирский, Diss. VIII. 2 b-c Hobein 111 Раздел 13. Софокл, fr. inc. sed. 748 Radt и др. 115

Раздел 14. Выводы 120

Заключение 125

Приложение I. О времени основания Истрии 133

Приложение II. К истории треров 138

Приложение Па. К этнониму киммерийцы 150

Приложение IIb. Имя киммерийского царя ЛУГДАМГХ 165

Приложение Пс. Название ВОШОРО! 167

Приложение III. АРГ1ЛЛА1 и другие 171

Список литратуры и сокращений 182

ВВЕДЕНИЕ

Седьмой век до нашей эры, когда Малая Азия, в частности, населенные греками области, подвергались нападениям киммерийцев, был для Греции веком лирики. Единственное бесспорное свидетельство современника об одном из таких нашествий принадлежит древнейшему элегическому поэту Каллину из Эфеса:

5' ет Кг|Х|1ергюу атратод ёрхетаг ¿{Зргцоерусоу "Ныне ж орда киммерийцев ужасных на них наступает".

Речь идет о взятии киммерийцами Сард, столицы Лидии.1 Не исключено, что в одном из стихотворений современника Каллина -Архилоха (й\ 19 D.3) 2, упоминался разгром киммерийцами (или трерами)

1 Fr. 3 Gentili - Prato (Strab. XIV. 1. 40 = Callisthen. FGrHist 124 F 29). Предполагают, что о киммерийском нашествии Каллин говорит и в фр. 1, см. W. Jaeger. Paideia I (Berlin - Lpz. 1934) 136; J. Latacz. Kampfparaenese, Kampfdarstellung und Kampfwirklichkeit in der Bias, bei Kallinos und Tyrtaios (Muenchen 1977) 231.

2 Акме около 660 - 640 гг. до н.э., см. М. Treu. Archilochos II RE Suppl. XI 145 f.; H.D. Rankin. Archilochos' Chronology and some Possible Events of His Life // Eos 65 (1977) 5-15; 72-86; A.J Graham. The Foundation of Thasos // ABSA 73 (1978) 61 ff. Стих Каллина теперь надежно датируется около 644 г. (взятие Сард, смерть Гигеса) или около 638 г. (вторичное взятие Сард трерами, ликийцами и, возможно, киммерийцами, ср. Callisthen. Ibid. resp. Callin. fr. 4: Tpripeag avSpag aycov; об этом фрагменте см. еще ниже, Приложение I); к хронологии см. М. Cogan, Н. Tadmor. Gyges and Ashurbanipal // Orientalia N.S. 46 (1977) 78 ff., n. 25; A.I. Spalinger. The Date of the Death of Gyges and Its Historical Importance // JAOS 98/4 (1978) 405409; A.I. Ivantchik. Les Cimmeriens au Proche-Orient (Fribourg - Goettingen 1993) 104 suivv. resp. А.И. Иванчик. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII веках до н.э.(М. 1996) 109 слл.; Иванчик, вслед за рядом других исследователей (на которых он, правда, не ссылается, см. лит. в прим. 3), отрицает историчность сообщения Каллисфена о вторичном взятии Сард. К сожалению, он не рассматривает в этой связи гипотезу, согласно которой 638 г. до н.э., бывший для греческой

Магнезии на Меандре. 3 Но, во всяком случае, ясно, что подобных свидетельств было не слишком много, память о киммерийцах сохранялась главным образом в устной традиции (не только греческой, но и лидийской, фригийской и т.д.), из которой, наряду с лирикой впоследствии черпали информацию составители локальных 4, а также храмовых хроник и историки. Такой характер источников определил сосуществование различных версий одного и того же события. Так, Страбон (I. 3. 21) сообщает о том, что Лигдамис, царь киммерийцев, погиб в Киликии и его

хронографии вероятно, эпохальным годом (èrco%r|), стал таковым именно благодаря произошедшим тогда грандиозным событиям - разгрому лидийской армии, гибели царя Гигеса, взятию Сард, см. S.R. Tokhtas'ev. Zum Gruendungsdatum von Istria II Septiemes Semaines Philippopolitaines de l'histoire et de la culture thrace. Plovdiv, 9-22.10.1990. Resumes (Plovdiv 1990) 12 resp. Приложение I.

3 Ср. F. Jacoby.The Date of Archilochos // CQ 35 (1941) 98 ff.; W. Aly. Strabon von Amaseia (Bonn 1957) 350 f.; К. von Fritz. Griechische Geschichtsschreibung 1(1) (Berlin 1967) 377 f.; Rankin. Op.cit. 6.

4Одно такое свидетельство, в конечном счете, восходящее, вероятно, к местной хронике, сохранилось в письме Лисимаха самосцам, в котором, в частности, говорится о нашествии киммерийцев под предводительством Лигдамиса (Дугдамме ассирийских источников): "... Приенцы доказывали исконность владения ими области Батинетиды, ссылаясь как на исторические изыскания (сочинения?), так и на другие свидетельства и записи судебных решений (ёк те tcov icrcopico[v кш tcov ajXXcov jiaprupicov ml бгксасоцатюу) ... Они признают, что, когда в Ионию вторгся с войском Лигдамис (Л-иуба^есод éneXGôvtoç £7ii [ttjv] 'Icofvíav цгтсс 5u]và|i£cûç ), то и прочие оставили область, и самосцы выселились на остров (фигура ücrcepov - тсротероу); Лигдамис же, владевший областью три (?) года, вернул им эти владения и приенцы взяли их себе, из самосцев же не появился тогда и вовсе никто" и т.д., C.B. Welles. Royal Correspondence in the Hellenistic Period (New Haven etc. 1934) N 7,1. 11 - 19; cp. U. von Wilamowitz-Moellendorff. Panionion // SB Berlin (1906) 2 ff.; Welles. Op. cit. 50, ad 1. 12; G. Kleiner. Priene // RE Suppl. IX 1185 f.; C.P. Тохтасьев. К хронологии и этнической атрибуции памятников скифского типа на Ближнем Востоке и в Малой Азии // РА 1993: 3, 91. Под tcov icrcopirov подразумеваются, скорее, не собственно исторические сочинения (сочинение), а авторские хроники (хроника, вроде rüpoi Aaßy/aKrjväv Харона из Лампсака, младшего (?) современника Геродота; FGrHist IIIA 262), основанные как на ведшихся в городе погодных записях, так и на документах из архивов, ср. кш tcov áXXw jiocprupicov кос! 5ikaico|iárcov.

сведения, судя по всему, подтверждаются данными хроник Ашшурбанипала: Лигдамис - Дугдамме погиб на границе Ассирии на востоке Малой Азии (около 642-640 гг.) 5. Согласно Каллимаху (in Dian. 255 sqq.; ср. еще Aetia fr. 75, 23 Pf.), Лигдамис, напав на Эфес, попытался разорить храм Артемиды, но был наказан богиней - 'Eípéaoi) yàp àd тга tó^a тсрокегтаг (258), - причем контекст однозначно указывает, что святотатец погиб именно под Эфесом, не сумев исполнить свой замысел, - этого Артемида не могла допустить. Как справедливо отметил Г. Гельцер 6, Каллимах передает легенду храма Артемиды, сочиненную in maiorem deae gloriam, хотя и на основе реальных данных. Между тем, Гезихий (s.v. Avyöaßig), имевший в конечном счете "светский" источник, сообщает, что Лигдамис все-таки "сжег храм Артемиды" 1.

Интереснейший рассказ сохранился у Полиена (VII. 2.1). Когда против лидийского царя Алиатта ополчились киммерийцы, обладавшие отталкивающими и звероподобными телами (аХХокота коц 6ripicóSr|), он, вступив с ними в битву, помимо использования обычных средств ведения войны, напустил на них отважнейших псов, которые одних из варваров растерзали как зверей, других же обратили в позорное бегство. Вне зависимости от историчности эпизода с собаками 8, в основе рассказа лежит

5 См. R.S. Thompson. The British Museum Excavations at Nineveh, 1930 -31 (3): Inscriptions II Annals of Archaeology and Anthropology XX (Liverpool 1933) 88 f., 96 f.; idem. A Selection from the Cuneiform Historical Texts from Nineveh (1927 - 32 // Iraq VII (1940) 106 f.; A.R. Millard. Fragments of Historical Texts from Nineveh: Ashurbanipal // ibid. XXXI1 (1968) 109 f.; G.B. Lanfranchi. I Cimmeri. Emergenza delle élites militari iraniche nel Vicino Oriente (VIII - VII sec.a.C.) (Padova 1990) 119 s.; Ivantchik. Op. cit. 114 suiv., 266 suivv., N 47, 48 resp. Иванчик. Указ. соч. 119 слл. (здесь же см. и о датировке).

6 Н. Geizer. Das Zeitalter des Gyges // RhM 30 (1875) 258. Дугдамме -Лигдамис умер от какой-то болезни, см. лит. в прим. 5. Ср. легенду храма Деркето в Аскалоне, Hdt. I. 105: богиня наказала энарейством разграбивших ее храм скифов.

7 Ср. А.И. Иванчик. К вопросу об этнической принадлежности и археологической культуре киммерийцев. IIНВДИ1995:1, 6 сл.

8 Об использовании боевых собак в Малой Азии, Греции и на севере Балкан см. А.Р. VII. 304 (знаменитая эпитафия Гиппаймона, о которой см. теперь: А.И. Зайцев. Эпиграмма "Палатинской Антологии" VII. 304 // Hyperboreus 2 (1996): 1, 139 слл.); Plin. N.H. VIII. 142 sq.; Aelian. V.H. XIV. 46; H.A. VII. 38; Pollux V. 47; Polyaen. II. 25; IV. 2. 16; Hdt. V. 1; Ch.

факт: в конце VII в.9 Алиатту удалось, наконец, избавить Малую Азию от набегов киммерийцев (Шь I. 16. 2). Перед нами, кроме того, видимо, один из характерных примеров, как страшный, необычный вообще, облик врагов со временем превращает их в народных представлениях в неких чудовищ. В общем случае - это гиперболизация. "По пермским преданиям чудь была -богатыри"10. Часто имя ушедшего в небытие вражеского народа превращается в апеллатив со значением "великаны", "исполины" и т.п.; как пример нередко приводят грузинское gmiri, восходящее, возможно, к имени киммерийцев11.

Daremberg, Е. Saglio. Dictionnaire des antiquités grecques et romaines 1/2 (Paris 1875) 888 suiv., s.v. canis bellator; Orth. Hund II RE VIII (1913) 2566. В батальных сценах на клазоменских саркофагах часто изображаются собаки (обычно - среди всадников), что, несомненно, отражает реальную практику применения их на войне, как отметил еще Р. Цан (R. Zahn. Klazomenischer Tonsarg im Antiquarium der kgl. Museen zu Berlin II JDAI 23 [1908] 147 f. ), вопреки сомнениям некоторых исследователей (см. с лит. Е. Kirchner. Zum Bildprogramm klazomenischer Sarkophage H Ibid. 102 (1987) 156 f.; cp. L. et J. Robert. Une inscription grecque de Teos II Journal des savants, Juill.-Dec. (1976) 207 suiv., n. 215. Крайне искусственную интерпретацию рассказа Полиена предложил А.И. Иванчик (Воины-псы. Мужские союзы и скифское вторжение в Переднюю Азию // СЭ 1988: 5, 38 - 48 resp.: Les guerriers-chiens Il Rev.de l'hist. des religions CCX-3 (1993) 305 - 329); cp. I.M. Diakonoff. Two Recent Studies of Indo-Iranian Origins // JAOS 115 (1985): 3, 476b: "... a theory which I do not think holds water".

9 Алиатт захватил и разрушил Смирну около 600 г. (см. Е. Akurgal. Alt-Smyrna. I. Wohnschichten und Athenatempel [Ankara 1983] 75); едва ли это могло оказаться возможным до того, как он разбил киммерийцев. Правда, согласно Геродоту (I. 15). еше сын Гигеса. Ардис. "завоевал приенпев и напал на Милет": но это могло случиться как раз тогда, когда киммерийцы на время ушли к границам Ассирии и погиб дружески расположенный к Приене (см. Гл. I. Раздел 1) Лигдамис.

ю А.Н. Веселовский. Анты и чудь // Сб. отд. русского языка и словесности Росс. АН 32 (1883): 4, 86; ср. также А.Т. Илиев. Български предания за исполини, наречени елини, жидове и латини // Сб. на български народны умотворения Ш (1890) 189 слл.

il В.И. Абаев. Историко-этимологинеский словарь осетинского языка I (M.-JI. 1958) 530; ср. А.С. Львов. Из лексикографических наблюдений // Этимология 1965 (М. 1967) 193; см. также V. Haas. Die

В отличие от лидийцев, киммерийцы, нападая на греческие города Малой Азии, согласно Геродоту (I. 6.1), не ставили себе целью их захват и подчинение - ог> катастроф^ èyévETO tôv noXícov, akX' et, èrci5po|ifjç ссрлауп; ср. созвучные выражения у Страбона: Kijx^épioi ... еяебрацоу (I. 3. 21), Кгццерюг ... éTciôpaiiôvxeç (XI. 2. 5). Это не вполне так: город Антандр в Троаде долгое время находился в руках киммерийцев 12. "Когда Лигдамис пришел с войском в Ионию", сообщает нам упоминавшаяся выше надпись из Приены (письмо Лисимаха), греки бежали из центральных областей Милетского полуострова и с самосской перэи кто куда мог, Лигдамис же оставался там еще несколько лет ([трг]а? - 1. 16). Но по большому счету экспансия Лидии, начавшаяся еще до появления киммерийской угрозы и усилившаяся после победы Алиатта, была для греков гораздо опаснее. Затем они подпадают под персидское владычество. Эти значительные события должны были оттеснить на задний план память об исторических киммерийцах; к концу классическогой эпохи в среде греческих интеллектуалов особый интерес приобретает проблема гомеровских киммерийцев, упомянутых Поэтом в Nêxvia (Я) 14. Это место в "Одиссее" было важно в связи с проблемой времени жизни и деятельности Гомера, связанной с датировкой Троянской войны, от которой, в свою очередь зависела вся система раннегреческой хронологии.

Так, Феопомп (FGrHist 115 F 205), исходя из убеждения, что Гомер знал исторических киммерийцев, приурочивал его акме к периоду их нашествия на Ионию и тем самым устанавливал синхронизм Гомера с Архилохом, который как будто также упоминал об этом событии (см.

Daemonisierung des Fremden und des Feindes im Alten Orient // Rocznik orientalistyczny 41 (1980) 37 - 44.

12 Aristot. fr. 478 Rose3 apud Steph. Byz. s.v. "Avzavôpoçcoll. Plin. N.H. V. 123; впрочем, неясно являлся ли Антандр ко времени захвата его киммерийцами именно греческим полисом. Незначительный городок был в древности окружен легендой: здесь рядом происходил суд Париса (Strab. XIII.1. 51), сюда заходили по пути в Колхиду Аргонавты (Conon. Narr. XLI), Конон же рассказывает, что "Антандр заселили (roiKriaav) пеласги", о "пеласгическом Антандре" говорит и Геродот (VII. 42); Алкей называет его первоначально городом лелегов, другого полулегендарного народа; согласно Аристотелю (ibid., coll. Plin. ibid.; видимо, из "Антандрийской политии", см. А.И. Доватур. Политика и Политии Аристотеля [М.-Л. 1965] 136, 254), город назывался (первоначально: ср. prius vocata у Плиния) Эдонида, от имени заселивших его фракийцев эдонов, а затем в течении 100 лет Киммерида.

выше). Путем дальнейших комбинаций вычислялась акме Архилоха, resp. Гомера, - 23-я Олимпиада (688 - 685 гг.), откуда, с привлечением других данных, Феопомп выяснил и дату Троянской войны: она была за 500 лет до Гомера и Архилоха. Но почему Гомер изобразил киммерийцев "жалкими смертными", вечно покрытыми мраком? - Узнав - от Аристея Проконнесского, жившего якобы тогда же и побывавшего на родине киммерийцев13 (ср. ниже, Глава I, Раздел 1), - что те обитали в северной туманной стране по берегам пролива, носящего их имя, Гомер лоптикф тролф , поместил их в мрачную, лишенную солнца местность у самого царства Аида, отомстив таким образом киммерийцам за бедствия, принятые от них эллинами, именно - ионийцами (Феопомп считал Гомера ионийцем)14.

Подобных построений в древности было немало, их авторы вели между собой ожесточенные споры 15. У Гомера (В 851 - 854) в числе союзников троянцев названы пафлагонцы, пришедшие "из страны энетов" - ¿S, 'Evetcov (или 'Eveiöv). Среди историков и филологов преобладало мнение, что Гомер имел ввиду народ, обитавший в их времена в Северной Адриатике (Veneti): якобы они переселились туда после взятия Трои 1б. Но было и другое мнение: энеты были в военном союзе с киммерийцами в Малой Азии, а позже покинули свою страну, лежавшую близ Каппадокии, и ушли к Адриатике 17. Эрвин Роде удачно предположил, что это построение также призвано было доказать, что Гомер жил во времена киммерийского нашествия 18.

Между тем до сих пор находятся исследователи 19, которые не ставя даже вопрос об источниках хронографических данных подобного рода, оперируют ими как вполне достоверными фактами.

13 См. Е. Rohde. Psyche II (Tuebingen - Lpz. 19033) 93, Anm. 1.

14 E. Rohde. Studien zur griechischen Litteraturgeschichte // idem. Kleine Schriften I (Tuebingen - Lpz. 1901) 94 ff.; P. von der Muehll. Die Kimmerier der Odyssee und Theopomp // MH 16 (1959) 145 ff.; A.A. Mosshammer. The Chronicle of Eusebius and Greek Chronological Tradition (Lewisburg - Leiden 1979) 211 ff.

15 См. особенно Rohde. Studien, 91 ff.

16 См., например, Maeandr. Miles. FGrHist 491 F 4 (ср. FGrHist IA, ad 1 F 199) apud Strab. XII. 3. 25; V. 1. 4.

17 Cm. Strab. ХП. 3. 8 C. 543, с комментарием Ф. JIacceppa.

is Rohde. Studien, 95, Anm. 2.

19 Например, Т.Д. Златковская. К вопросу об этногенезе фракийских племен // СЭ 1961: 6, 88 слл.; И.В. Куклина. Этногеография Скифии по данным античных источников (Л. 1985) 51 сл.

Гомеровское свидетельство было оригинально использовано Гекатеем Абдерским в его утопическом сочинении "О гипербореях": киммерийцы обитали на крайнем севере в фантастическом "Киммерийском городе" -Ki]X|iepiç noXiç (ср. Ki|4iepicûv ... 7t6>aç Я14), и, по мнению Гекатея, видимо, являлись одним из гиперборейских народов 20.

Замечательное, уже чисто ученое, построение принадлежало грамматику Кратету Маллосскому, главе школы аномалистов в Пергаме 21. Кратет настаивал на элиминировании самого имени киммерийцев из текста "Одиссеи". Для интерпретации Я12 - 19 он привлек данные астрономии. Получалось, что плавания Одиссея происходили в Океане, и ради совершения некромантии (véruia) он посещал область Южного полюса, где находился вход в Тартар; там была шестимесячная ночь и такой же продолжительности день, но и днем солнце практически не освещало эту страну, потому что на полюсе концентрировался плотный слой тумана, не пропускающий солнечных лучей. У входа в Тартар, там же, где сидел Кербер, обитали керберийцы -Keppépioi, не киммерийцы. Если Аристарх и вся александрийская школа аналогистов вслед за Гекатеем Милетским (FGrHist 1 F 27) отвергали существование во времена Гомера самого имени Кербера (Поэт, говорили они, знает лишь безымянного kucov сггиуероа) 'Агбссо в 368, Я 623), то Кратет был убежден в обратном и поэтому читал в Я 14 evGa 8е Keppepicov, причем он, несомненно, использовал здесь комическую находку Аристофана, Ranae 187 (tiç ... èç KepPepioDç;)22, продемонстрировав, между прочим, отсутствие чувства юмора. И это при том, что он специально писал об аттической комедии (Tzetz. Proleg. 21, 68 Kaibel).

го Diels - Kranz9 73 В 1 = FGrHist 264 F 8 (= Apollodor. 244 F 157); FGrHist III A, 56 f.; E. Rohde. Der griechische Roman und seine Vorlaeufer (Lpz. 1900з) 223 ff.; W. Brown. Some Hellenistic Utopias H Cl.Weekly 48 (1955) 57 ff. (поверхностно); B.A. Гуторов. Античная социальная утопия (Ленинград 1989) 218 сл. Некоторые исследователи приписывают этот фрагмент Гекатею Милетскому (например, G. Nenci. Hecataei Milesii fragmenta [Firenze 1954] fr. 219), хотя уже Карл Мюллер (FHG II 388) показал несостоятельнос