автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Историческая роль закона "Их засаг" ("Великая Яса") Чингис-Хана в общественно-экономической жизни Монголии XIII века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Намерайн Ням-Осор
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Историческая роль закона "Их засаг" ("Великая Яса") Чингис-Хана в общественно-экономической жизни Монголии XIII века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческая роль закона "Их засаг" ("Великая Яса") Чингис-Хана в общественно-экономической жизни Монголии XIII века"

РГб од

22

■¡Г-"*1?

На правах рукописи

На!мсрайн Ням-Осор

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗАКОНА "ИХ ЗАСАГ" ("ВЕЛИКАЯ ЯСА") ЧИПГИС-ХЛИА В ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ МОНГОЛИИ XIII века.

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история

Автореферат „

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Улан-Удэ 1998

Работа выполнена на кафедре Всеобщей истории Бурятского государственного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Улымжиев Д.Б.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Чимитдоржиев Ш.Б., кандидат исторических наук Цыбиктаров А.Д,

Ведущая организация: Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Защита состоится «г?» 1998 г. в часов на

заседании диссертационного совета К 113.36.02. по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Бурятском государственном университете (670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а").

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета.

Автореферат разослан " _-¿¿д^ 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук —• • Григер Т.Б.

I. Общая характеристика диссертации

Актуальность исследования.

В настоящее время одной из основных задач современного востоковедения является глубокое, всестороннее исследование исторического наследия народов Востока, объективная оценка их вклада в мировую цивилизацию. Для Монголии сегодняшнего дня проблемы исторического наследия чрезвычайно актуальны, им даются различные интерпретации представителями не только научных, но также общественных и политических кругов стрзны. Многие черты прошлого органически вошли в жизнь современной Монголии и часто в новой модифицированной форме продолжают оказывать существенное влияние на многие аспекты монгольского общества.

Па родине Чингис-хана, в Монголии, до не давнего времени запрещено было говорить, тем более писать о нем как о выдающейся исторической личности, основателе единого Монгольского государства, как о великом государственном и военном деятеле. После революции 1921 года, историческая наука в Монголии во многом была поставлена на службу тоталитарному режиму. В результате многовековая история Монголии была сильно искажена, фальсифицирована, сведена на нет роль исторических личностей в истории страны.

Сегодня в Монголии происходят большие перемены в общественной и духовной жизни. Все большее значение приобретает идея самопознания и национального возрождения. Настало время достоверного правдивого освещения в научной литературе древней и средневековой истории Монголии, особенно периода существования Монгольской империи, созданной Чингисханом.

Одним из важных источников по истории Монгольской империи является постановление Чингис-хана "Их засаг", представляющее собой ко-

дификацию монгольского права и монгольских народных обычаев. "Их за-саг" ("Великая Яса")1 Чингис-хана мог бы быть одним из главных источников наших сведении о социальной структуре монголов XIII в.," - писал академик Б.Я.Владимирцов.2 К сожалению, этот первоисточник не дошел до нас в полном объеме. Но тем не менее, "Их засаг" Чингис-хана сыграл значительную роль в жизни созданной им империи и долго служил основным кодексом права. Этим определяется научная ценность данного источника по истории Монгольской империи.

В настоящее время исследователями различных стран, прежде всего монгольские ученые, проводят кропотливую работу по восстановлению этого важного источника по истории Монгольской империи и жизни Чингисхана. В Монголии готовится к изданию "Их засаг", охватывающий все основные положения и пункты этого весьма ценного источника по средневековой истории монголов.

Этим и был обусловлен выбор темы нашего диссертационного исследования "Историческая роль закона "Их засаг" в общественно-экономической жизни Монголии XIII века".

Следует подчеркнуть, что, начиная с XIII века исследования ученых разных стран в этом направлении сводились в основном к поискам в различных источниках, казавшихся утерянными, положений и фрагментов закона "Их засаг". Комплексного научного исследования по этой теме до сих пор нет. Данное диссертационное исследование представляет собой попытку дать комплексный анализ действия закона "Их засаг" в общественно-политической и экономической жизни Монголии XIII века с целью опреде-

1 Анхны хэлбэр нь "йэЬэ-йаза мен. Уунээс "йаза" буюу "казак" гэсэн хэлбэр ууссэн гэж олон судлаачид уздэг байна. Миний хувьд "йаза нь монгол хэлннй "йозо" буюу ёс гэсзн угний эртний хэлбэр байж магадгуй гэсэн таамаглалыг дзвшуулж байна.

2 Владимврцов Б.Я. Чингис-хан. - Берлин-Петербург-Москва, 1992. - С. 10.

лить место кочевой цивилизации, особенно при ее соприкосновении с оседлой цивилизацией со всеми вытекающими отсюда' проблемами международного права, сформированного еще в период Монгольской империи Чингис-ханом.

Источннковая база исследования

Документальной основой для написания научных трудов по истории Монгольской" империи и жизни Чингис-хана являются сохранившиеся до наших дней монгольские, китайские и мусульманские первоисточники и сведения первых европейских путешественников, совершивших свои вояжи в глубины Азии.

Имеются четыре источника первостепенной важности для любого автора, который собрался писать о Чингис-хане. Это "Тайная история" или в русском переводе акад. С.А.Козина "Сокровенное сказание" - эпическое повествование о Чингис-хане и его роде, написанное в середине XIII в., вскоре после смерти Чингис-хана; сам термин "сказание" С.А.Козин позаимствовал у Палладия Кафарова (см. [Старинное монгольское сказание] ). Наиболее распространенным является мнение, что данный памятник был составлен в 1240 г., т.е. через 13 лет после того, как умер Чингис-хан, хотя имеются другие суждения.

Академик Б.Я.Владимирцов очень высоко оценивал этот древнейший памятник монгольской исторической литературы: "Если ни один народ в средние века не удостоился такого внимания со стороны историков, как монголы, то следует отметить, что ни один кочевой народ не оставил памятника, подобного "Сокровенному сказанию", так образно и детально рисующего подлинную жизнь"/

Более определенно свои мысли о характере "Сокровенного сказания" высказал Б.Я.Владимирцов в своем фундаментальном труде

"Общественный строй монголов": "...сочинение это невозможно считать настоящей эпопеей и относиться к нему, как к произведению исключительно эпическому".4 По его мнению, "Сокровенное сказание" следует характеризовать не как "произведение богатырского эпоса", а как историю-хронику, переданную эпическим стилем, пропитанную "ароматом степи".5

"Сокровенное сказание" послужило одним из важных источников для написания Б.Я.Владимирцовым "Общественного строя монголов". Б.Я.Владимирцов указывал, что "Сокровенное сказание" не только повествует о генеалогии древних предков Чингис-хана, но и "рисует широко и вольно картины степной жизни, доставляя обильнейший материал для суждения о разных сторонах монгольской знати XII- XIII вв." Важно указать, что "Тайная история" и "Сокровенное сказание" не сохранились в записи на монгольском языке. Тот текст памятника, который дошел до наших дней и был найден русским китаеведом XIX в. Палладием Кафаровым (см. [Старинное монгольское сказание], был записан на монгольском языке в китайской транскрипции китайскими иероглифами. Реконструкция текста на языке оригинала - работа, которой наука занята около ста лет. От восстановления "подлинного" монгольского текста в известной мере зависит и перевод памятника на другие языки. Имеются переводы "Тайной истории" на русский, немецкий, английский, французский, венгерский, современный монгольский, китайский и японский языки. Русский перевод "Тайной истории" был опубликован С.А.Козиным в 1941 г.

Не меньшего внимания, чем "Тайная история" заслуживает и "Сборник летописей" Рашид-ад-Дина, законченный в 1310-1311 гг. Основные разделы труда Рашид-ад-Дина, касающиеся истории монголов, были основаны на сочинениях его предшественников, в том числе "Истории за-

Б.Я.Владимирцов Общественный строй монголов. - Л., 1934. - С.6.

4 Б.Я.Владимирцов Общественный строй монголов. - Л.. 1934. - С. 43.

воевателя мира" (Джувейни)6 и сохранившейся части "Золотой книги" ("Алтан дебтер")7 на монгольском языке - официальной истории Чингисхана, его предков и преемников, труде, не дошедшем до наших дней. Ра-шид-ад-Дин широко использовал и устную информацию, полученную от знатоков монгольской старины.

Третьим важнейшим источником является официальная история правившей в Китае монгольской династии Юань - "Юань ши".8 Указ о составлении этого коллективного труда был издан в 1368 г., сразу после изгнания монголов из Китая. Считается, что работа была выполнена очень быстро, за 331 день; столь же быстро книга была отпечатана ксилографическим способом и опубликована в 1370 г. Первый цзюань (глава) этого труда занимает жизнеописание Чингис-хана. Для нас значительный интерес представляют жизнеописания многих его сподвижников и сторонников. К сожалению, по китайской традиции опущены жизнеописания его соперников и врагов. Четвертым основным источником сведении о Чингисхане является труд "Шэн у цинь чжэн лу" ""Описание,личных военных походов Августейшего и воинственного (императора)9, т.е. Чингис-хана (Пельмо-Тамбис). Считается, что текст относится ко второй половине XIII в. и тогда же он был переведен с монгольского на китайский язык. Французские переводчики памятника Поль Пельо и Луи Гамбис возводят этот труд, как и "Сборник летописей" Рашид-ад-Дина, к оригинальному монгольскому сочинению "Алтан дэвтэр", как мы уже упоминали, не дошедшему до наших дней. Ту же часть "Юань ши", которая относится к жизни и деятельности Чингис-хана, они считают производной от "Шэн у цинь чжэн лу".

К сожалению, до нас не дошел полный текст одного из крупных

3 Там же, с.45

Жувейни "Дэлхийг дийлэн дагуулагчдын - Т.1,2. - Хухэ-Хото, 1985.

7 Дамдин Ш."Алтан дэвтэр", рукопись, Гос.библ. Монг.УБ.

* "Юаи улсыа судар" рукопись, Гос.библ. Монг, У Б.

источников по истории Монгольской империи "Постановления Чингисхана" и "Их засаг", представляющих собой кодификацию Монгольского обычного права и монгольских народных обычаев. "Их засаг" (Великая Яса) Чингис"'хана мог бы быть одним из главных источников наших сведений о структуре монголов XIII в." - писал академик Б.Я.Владимирцов. То, что известно о "Великой Ясе" Чингис-хана по сообщениям мусульманских писателей, главным образом, египетского автора Макризи, их сообщения носят отрывочный, неполный характер, что представляет мало данных для каких-либо выводов относительно общественного строя монголов. Но тем не менее исследователи, занимающиеся изучением истории монгольской империи, ссылаются на те или иные положения этого первоисточника, который не дошел до нас в полном объеме. На них ссылаются академик Б.Я.Владимирцов в своем фундаментальном труде "Общественный строй монголов" (1934) (см. с. 10, 20, 21, 25, 26, 51, 54, 56, 93, 104, 113, 1 19, 177), В.Д.Рязановский "Обычное право монгольских племен", с. 18-21, 43-45 и т.д.; Его же. "Монгольское право" (Харбин, 1931), с.9-23; Эренжен Хара-Даван. "Чингис-хан как полководец и его наследие". (Новое издание. Элиста, 1991) с.60-63, 136-145.; К.Д.Оссон. "История монголов". - Т.1; Чингисхан, - Иркутск 1937, с.231; Е.И.Кычанов Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Чингис-хан: личность и эпоха. - М., 1995, с.136, 145, 216, 223; и авторы коллективных трудов "История Монгольской Народной Республики". - М .,1983, с. 145-147; "Бугд Найрамдах Монгол Ард Улсын Туух". -Т.1.- Улаанбаатар, с.221-225.

Одним из первых упоминает о Ясе Чингис-хана персидский историк Джувейни, который дал подробный анализ Монгольских походов. Он издал свой труд в двух томах после завоевания Туркестана и Персии, затем ему пришлось много путешествовать по обширной территории Монгольской

v Богд баатар блезр дайлсан тэмдэглэл.

-Хухэ-Хото, 1988.

империи. В его хронике содержится много ценных сведений по истории монгольских походов. По сохранившейся записи у Джувейни, Яса Чингисхана создавалась в период завоеваний, так как в ней нашли отражение и условия земледельческого быта покоренных народов.

Автор допускает мысль, что оригинал закона может храниться в Пекине, так как в 1320 году один из монгольских сановников вынул из золотого сундука и прочитал золотое учение "Их засаг" Чингис-хана. Этот исторический факт был зафиксирован в стихах некоего Кежуса (1300-1358) под названием "Дворцовое пение".10

Подлинник закона мог также остаться в фондах Ирака или Китая "государствах с древней оседлой культурой.

Историография проблемы

До последнего времени в исторических исследованиях допускались искажения и фальсификация исторических фактов. Чингис-хана представляли не иначе, как агрессора или просто дикаря, не видя ничего прогрессивного в его личности и делах. Объективная научная оценка с учетом исторической эпохи того времени показывает, что Чингис-хан был и остается незаурядным стратегом, полководцем и дальновидным государственным деятелем, сумевшим объединить разрозненные монгольские племена и создавшим единое Монгольское государство. Историческая наука в Монголии во многим была подчинена тоталитарной идеологии. В результате многовековая история Монголии была сильно искажена, фальсифицирована, сведена на нет роль исторических личностей в этой истории.

Сегодня в Монголии происходят большие перемены в общественной и духовной жизни. Идет неуклонный процесс возрождения национальной культуры, традиций и обычаев, религии. Восстанавливается историческая правда, возвращаются народу имена выдющихся политических, госу-

''-> Намжил Чннгис хааны билиг ба засаг. - Хайлар, 1990. - С.45

дарственных и общественных деятелей, деятелей культуры и науки, подвергавшихся до недавнего времени идеологическому ошельмованию. Важное значение имеет переосмысление исторического нуги, пройденного народом.

Монголы - один из древнейших народов Центральной Азии, имеющих богатую историю и внесших свой вклад в мировую цивилизацию. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится прежде всего к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи н деятельности Чин-гис-хана.

В условиях сегодняшней перестройки общественной жизни, возрождения национальной культуры и традиций, переосмысления исторического прошлого монгольского народа необходимо объективно и правдиво освещать деятельность Чингис-хана в историческом аспекте во всей ее сложности и противоречивости. Только так можно высветить его историческую роль в образовании единого Монгольского государства и показать как крупного государственного деятеля, выдающегося полководца и национального героя Монголии.

В настоящее время в Монголии идет активный и необратимый процесс пересмотра прежних взглядов на место и роль Чингис-хана в истории страны и всемирной истории. Под этим углом зрения происходили встречи и симпозиумы ученых России и Монголии с начала 90-х годов. Так 19 апреля 1992 года в Москве состоялась встреча группы российских монголоведов и востоковедов с группой монгольских дипломатов и ученых, посвященная 830-летию со дня рождения Чингис-хана. Уже сам факт проведения такой встречи свидетельствовал о многом, о тех больших переменах, которые происходят в общественной и научной жизни двух стран, в том числе и в отношении к Чингис-хану. Это было, по'всей вероятности, одно из первых

совместных мероприятий, посвященных этому историческому деятелю. Участники этой научной встречи (доктор исторических наук, профессор Н.Л.Жуковская и другие) в своих выступлениях отметили, что монголы имеют полное право на свои собственные оценки своих национальных деятелей, в том числе и Чингис-хана, имеют право самостоятельно решить, где, кому и какие памятники ставить, чьими именами называть отели, площади, улицы и т.д.

Член-корреспондент РАН М.С.Капица в своем обстоятельном выступлении неоднократно подчеркивал, что "Монгольский народ имеет все основания широко отметить 830-ю годовщину со дня рождения Чингисхана, сыгравшего гигантскую роль в истории Монголии, в объединении военным путем всех монгольских племен, в создании единого мощного Монгольского государства, в форсированном развитии феодальных отношений у монголов, в выработке и реализации своеобразной военной доктрины, в организации армии, во введении уйгурской письменности и т. д.". Иными словами, до 1211г. деятельность Чингис-хана в целом носила безусловно прогрессивный характер. Однако сложнее обстоит вопрос об оценке исторической роли Чингисхана после 1211 г. - заметил М.С. Капица - когда Чингисхан увлек монголов на путь внешних войн и завоеваний, которые принесли многочисленные страдания и лишения многим народам в Азии и Европе, задержали их в своем развитии. Как известно, эта точка зрения была изложена М.С. Капицей в его статье "Еще раз о роли Чингис-хана в истории", опубликованной в журнале "Вопросы истории" в 1988 г.

Как показывает жизнь, писать портрет деятелей такого масштаба, как Чингис-хан, только черной или белой краской невозможно. Еще немало книг будет написано о нем - и научных, и научно-популярных, и романов, -будут созданы кино- и видеофильмы и всякий раз ученые, писатели и сценаристы будут стоять перед проблемой - как оценить Тэмучжина -Чингис-

хана, и будут решать её в зависимости от своей национальной принадлежности, своей эпохи, своего характера и даже своих личных симпатий и антипатий.

В августе 1990 г. в Улан-Баторе была проведена Международная научная конференция, посвященная 750-летию "Сокровенного сказания монголов" с участием ученых более 30 стран мира. Значительная научная работа по изучению истории Монгольской империи и жизни и деятельности Чингис-хана проведена в самой Монголии. Появились документальные исследования академика Ш.Нацагдоржа, доктора исторических наук Д.Майдара, а ранее - капитальные научные труды академиков Н.Ишжамца, Ч.Далая посвященные этому периоду истории Монголии. Особо следует отметить книгу известного монгольского ученого и писателя, академика Ш.Нацагдоржа "Чингис-хааны цадиг" (Биография Чингисхана), которая была издана в Монголии в 1991 г." Мон гольские читатели давно ждали появления именно такой книги, объективно и правдиво освещающей жизнь и деятельность Чингисхана. Не говоря о широком использовании источников, несомненным достоинством книги является конкрег-но-исторический подход автора при освещении деятельности Чингис-хана. Иными словами, деятельность его показана в разные периоды на фоне конкретной истории племен и народов Монголии, Центральной Азии, а также сопредельных стран. Ученые различных стран проявляли широкий интерес к истории монгольской империи, к жизни и деятельности Чингис-хана.

Начиная еще с конца 20-х годов и особенно в 30-х годах в странах Европы одна за другой вышли несколько работ по данной теме. В 1929 г. в Белграде на русском языке была издана книга калмыцкого автора Э.Хара-Давана "Чикгис-хан как полководец и его наследие" на его собственные средства. Среди произведений более поздних времен следует особо отме-

" Нацагдорж Ш. "Чингис-хааны цадиг". - УБ, 1991.

тнть труд П.Рачневского на немецком языке "Чингис-хан, его жизнь и деятельность" (Висбаден, 1983).

История древней и средневековой Монголии всегда привлекала внимание ученых России. Истории монгольской империи, жизни и деятельности Чингис-хана посвятили в разное время свои труды В.В.Бартольд, Б.Я.Владимирцов, А.Ю.Якубовский и другие. В советское время, в условиях тоталитарной системы, многие ученые и писатели не имели возможности объективно писать о Чингис-хане.

Вплоть до 70-х годов деятельность Чингис-хана освещалась весьма односторонне и тенденциозно. Лишь в 70-80-х годах стали издаваться книги известного ученого-историка Л.Н.Гумилева, пострадавшего в свое время от сталинских репрессий ("Поиски вымышленного царства", "Древняя Русь и Великая степь", "От Руси к России и др.), в которых Чингис-хан и его дея телыюсть получили правдивое и достоверное освещение.

Из современных изданий зарубежных авторов следует особо выделить фундаментальный двухтомный труд китайского исследователя Сай-шияла о Чингис-хане, опубликованный в 1987 г. в Хухэ-хото. Автор этой книги основательно изучил все имеющиеся в его распоряжении источники, преимущественно на китайском и монгольском языках и ввел в научный оборот громадный источииковедческий и фактологический материал. Достаточно сказать, что список использованных им источников и литературных трудов состоит из 212 названий (см. том 18, с. 1341-1373).

Историографический анализ степени изученности темы позволяет сделать вывод о том, что тема: "Историческая роль закона "Их Засаг" в общественно-экономической жизни Монголии XIII века" еще не стала предметом исчерпывающего исторического анализа и осмысления. Данное диссертационное исследование представляет попытку в определенной мере продолжить изучение этой темы

Цели и задачи исследования

Учитывая недостаточную изученность истории Монголии XIII в., в особенности истории создания и влияния закона "Их засаг" на общественно" экономическую жизнь Монголии, а также ее актуальность, научно-теоретическую и практическую значимость, в данном диссертационном исследовании ставится следующая цель всестороннее освещение исторической роли закона "Их засаг", как фактора, оказавшего значительное влияние на дальнейшее развитие Монголии. В соответствии с этой целью в нашем диссертационном исследовании ставились следующее конкретные задачи:

• Изучить особенности и характер закона "Их засаг" Чингис-хана.

• Рассмотреть исторические условия возникновения закона "Их Засаг"

• Исследовать влияние закона "Их засаг" на развитие Монгольской, государственности.

• Показать историческую роль закона "Их Засаг" в истории Монголии XIII в.

• Проанализировать влияние "Их засаг" на общественно-экономическую жизнь Монголии и других стран.

Методология исследования

В основе диссертационного исследования лежит принцип объективности и принцип историзма, позволяющие видеть исторические события и процессы в их развитии и взаимосвязи. При проведении данного исследования автор широко применил такие методы как историческое сравнение, посредством примеров, резюмирования положений исследования исторических источников закона "Их засаг".

Научная новизна и практическая значимость

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые в исторической науке делается попытка изучения закона "Их засаг" и его роли в истории Монголии. В исследовании впервые или заново пересмотрены

имеющиеся источники по названной проблеме, в связи с чем переосмыслены устоявшиеся прежде взгляды на существо рассматриваемых в исследовании вопросов.

Практические результаты исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории всех монголоязычных народов. Они могут быть учтены при создании правовых институтов и формировании новых законодательных актов современными структурами власти в монголо-язычных странах, а также для специалистов и студентов, изучающих право в Монголии.

Апробация работы

Диссертация обсуждена на заседании кафедры Всеобщей истории БГУ 15 мая 1998 г. По итогам обсуждения рекомендована к защите. Основные положения диссертации апробировались в статьях и книгах автора. Автор наряду с изучением этой темы в последние 6 лет, прочтением и изучением источников и исследовательских работ написал и опубликовал несколько статей по дайной теме, а также основал юридический институт "Их засаг". А также начиная с 1998 года постоянно издает теоретико-исследовательскую газету "Их засаг".

II. Структура и основное содержание работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Объем работы составляет 140 страниц машинописного текста.

Во введении дается обоснование, выбор и актуальность темы, показана ее теоретическая и научная значимость и дан обзор существующих по теме источников и историографии, позволяющий наметить конкретные цели и границы исследования.

Следует отметить, что изучение монголов началось почти одновременно с нашествием начала XIII века. До наших дней дошли монгольские, китайские и мусульманские первоисточники и сведения первых европейских путешественников, проделавших неблизкий путь в глубины Азии.

В период 1206 по 1254 г., когда действовал закон "Их засаг", кроме Чингис-хана государством правили ханы Угэдэй, Гуюк, Мункэ. Автор в ходе своего исследования установил, что эти ханы не дополняли закон "Их засаг", явившийся первым обязательным к исполнению общемонгольским законом. Этот закон вобрал в себя правовые нормы и обычай, переходившие из поколения в поколение устно еще со времени империи гуннов. Благодаря введению уйгурской письменности оказалось возможным кодифицировать монгольское обычное право под сильным влиянием самого Чингис-хана. "Их засаг" был обнародован на Курултае 1206 года с целью установления в государстве твердого правопорядка.

Академик Б.Я.Владимирцов писал: "Чингис был сыном своего времени, сыном своего народа, поэтому его и надо рассматривать действующим в обстановке своего века и своей среды, а не перемещать его в другие века и другие места земного шара.12

На родине Чингис-хана, в Монголии, до недавнего времени о нем запрещено было говорить и писать правдиво, тем более писать о нем как о выдающейся исторической личности.

Известный российский востоковед Е.И.Кычанов в своей книге "Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир" (1995) правомерно ставит вопрос: "...почему бы монголам не называть Чингис-хана выдающимся государственным деятелем своего государства?".1''

С конца 80-х начала 90-х годов как в Монголии так и в других странах

и Владимиров Б.Я. Чипгис хаан. - УБ, 1995. - С. 83.

1' Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. - М.. 1995. - С. ) 42.

наметилась тенденция объективного показа роли и места Чингис-хана в монгольской и мировой истории.

Первая глава - "Характер и особенность закона "Их засаг" является вводной и имеет обзорный характер. В ней прослежена этимология названия закона "Их засаг". Коренным значением слова "Засаг" является "исправить". В толковом словаре 21-го произведения XVIII века говорится "плохое исправить на хорошее, решать небесные дела". По повелению Чин-гис-хана, с 1189 года его указы фиксировались в сборнике -тетради "Их засаг", хранение которой доверялось самому старшему из монгольских князей того времени. Дополнения в "голубую тетрадь" вносились в 1206-1210, 1218 гг. Как писал Рашид-ад-Дин, в 1218 году сборник указов Чингис-хана был утвержден на Великом Курултае в качестве закона • под названием "Их Яса".14 Выявлена аналогия слова-"Яса" с тюркским словом, имеющим такую же форму написания в словаре древнетюркского языка, в алтайской семье языков наряду с монгольским.

Название "Их засаг" означает: "через исправление государства "исправить" гражданина. В более широком смысле - "исправить человеческое общество в рамках взаимодействия человека и природы".

В этой же главе дан анализ структуры и содержания закона "Их засаг". Принимая во внимание позицию Рашид-ад-Дина, автор исследования выдвигает предположение о том, что первоисточник закона "Их засаг" мог состоять в 1218 году из 64 положений и пунктов. По мнению автора, современные исследователи закона "Их засаг", пытающиеся обосновать наличие 100-200 и более пунктов в упомянутом законе, не учитывают в должной мере конкретно-историческую обстановку того времени. Проделанный диссертантом сравнительный анализ первоисточников показывает, что пункты (статьи) закона нельзя смешивать с изречениями Чингис-хана, поэтому в

14 Рашид ал-Дин. - Т.1. - Кн.2. - С. 230.

качестве материала данного исследования взяты именно те пункты, где оговаривается наказание за сделанное, за тот или иной поступок. Рашид-ад-Дин неоднократно отмечал в своих рукописях, что Чингис-ханом проводилась специальная правовая политика на всей территории созданной им обширной Монгольской империи. Закон этот был известен во многих сопредельных странах, даже в Египте.

Современный исследователь из Внутренней Монголии Сайшиял утверждает в своих работах, что закон "Их засаг" состоит из 216 пунктов.'3 Автор данного диссертационного исследования делает вывод о том, что сферой действия рассматриваемого закона были: государственное устройство империи, гражданское, уголовное и международное право. Здесь же оговаривалась мера наказания за нарушения статей закона.

Автор выдвигает версию о том, что поиск закона "Их засаг" приводит к 64 стальным пластинам, на которых высечен этот закон, а также к его копиям на бумаге. Копии эти не были засекреченными и имели свободное хождение.

По утверждению исследователя, закон этот не был "диким и жестоким", наоборот, был гуманным и справедливым. Например, 40 статей закона имеют предостерегающий характер. Например, одна из статей закона гласит следующее: "если преступник не задержан на месте преступления, то его нельзя наказывать".16 Также закон утверждает, что нельзя подвергать наказанию того, кто не дал показания.

Во второй главе - "Исторические условия возникновения закона "Их засаг" рассматриваются исторические предпосылки и необходимость образования единого монгольского государства. Образование Монгольского государства и монгольской народности относится к началу XIII в. До это-

1:1 Сайшиял Чингис хааны товчооп. - Т.1. - С. 494 - 508.

16 Рашид ад-Дин. - ТЛ. - Кн. 2. - С. 241.

го монголы жили отдельными племенами и племенными объединениями.

Кочевое скотоводческое хозяйство монголов в конце XII в. вступило в начальную стадию развития феодального способа производства.

Основной ареной развертывания крупнейших исторических событий в жизни монголов становится бассейн трехречья - Онона. Керулена и Тола. Именно там в XII в. было создано крупное государственное объединение "Хамал Монгол Улус" во главе с Хабул-хаган. Оно являлось непосредственным предвестником будущего единого монгольского государства. Государство типа "Хамаг Монгол"существовало также у других племен - кереитов. найманов.

На территории Монголии существовали тогда Кэрэитское, Найман-ское, Онгутское, Татарское и собственно -' Монгольское (Хамаг-Монгольское) раннефеодальные ханства, Мэркитскнн, Ойратский племенные союзы и другие.

Монгольские племена с точки зрения своего общественного развития не представляли единства. Е.Я.Владимирцов в своей книге "Общественный строй монголов" (1934 г.) вслед за Рашид-ад-Дином разделил их на "лесных" и "степняков-кочевпиков". Они находились на разных уровнях общественного развития. Кочевые скотоводческие племена составляли большинство монгольского общества и играли в его жизни ведущую роль.

В трудах российских и монгольских историков дана в целом правильная характеристика монгольских племен и их расселения в конце XII - начале XIII в. Крупными монгольскими племенами в то время были хамаг-монголы, джалаиры, тайчиуты, кереиты, меркиты, найманы и др. Хамаг-монголы обитали в бассейне Онона, Керулена и Толы. Многочисленным и сильным племенем были дж&лары, кочевавшие в долине р. Онон. В долине рек Онона и верховьев Селенги жило племя тайчиутов. Крупным и влиятельным племенем были кереиты. Они обитали главным образом между

Хангайским и Хэнтэйскими хребтами, в долинах рек Орхона и Толы.13 По данным Л.Н.Гумилсва: " в 1109 г. ксреиты приняли христианство по не-сторианскому исповеданию."

Основное богатство монгольских скотоводческих племен составляли овцы, козы, крупный рогатый скот и лошади. Верблюдов было немного, да и те принадлежали главным образом найманам. Овцы играли в хозяйстве монголов первостепенную роль. Их мясо, кожа, шерсть, молоко - все шло как на внутреннее потребление, так и на рынки оседлых соседей и прежде всего Северного Китая.

Монголы - кочевые скотоводы - для ведения своего хозяйства перекочевывали с места на место, причем летники и зимники того времени были определены. Кочевали монголы куренями (кольцом). По данным Рашид-ад-Дина, в один курень входило около тысячи кибиток-семей.

По мере разложения первобытной общины, т.е. по мере классового расслоения все чаще происходило кочевание аймаками, т.е. отдельными семьями, а не родами, как это практиковалось раньше. Классовое расслое7 ние в монгольском обществе в конце XII- начале' XIII вв. достигло такой ступени, когда выделялся сильный класс в лице нойонства, которое не могло закрепить свое господствующее положение старыми формами и нуждалось в мощном аппарате насилия в виде государства. В начале XIII в., а именно в 1206 г. завершилась борьба за создание единого общемопгольско-го государства, в рамках которого произошло слияние разрозненных родовых и племенных объединений в единую монгольскую народность.

На Великом Курултае, состоявшемся в 1206 г. на р. Ононе, монгольское нойонство провозгласило Темучжина Чингис-ханом, т.е. великим ханом. Новое монгольское государство по сравнению с предыдущими раннефеодальными объединениями носило ярко выраженный классовый характер. В его основу было положено военно-административное устройство.

Образование единого монгольского государство имело огромное значение в истории монгольского народа. Оно положило конец непрерывным родо-племенным междоусобицам, содействовало укреплению государственного единства. Монгольские племена, носившие ранее различные названия, получили единое - монголы, а монгольское государство, простиравшееся на севере от Верховьев Селенги, на юге - до Великой китайской стены, на востоке - от Хинганского хребта, на западе до Алтайских гор, стало называться Великим монгольским государством (Jeke mongo! ulus). Одновременно на Великом курултае в 1206 г. был принят "Их засаг" или "Яса" Чингис-хана -свод постановлений, обнародованный Чингис-ханом при избрании его великим ханом.

В третьей главе - "Влияние закона "Их Засаг" на развитие монгольской государственности" рассматривается непосредственное воздействие закона "Их Засаг" на становление монгольского государства.

Первый параграф посвящен трудному процессу создания единого Монгольского государства. Начала формироваться новая сильная нация на центрально-азиатской возвышенности. Молодой Темучин реализовал совершенно новый подход к управлению страной, приближая к себе новых людей не зависимо от происхождения, вероисповедания, людей, которые могли честно служить великому делу.

Во втором параграфе автор сделал попытку проанализировать закон "Их засаг" в качестве первоисточника монгольского права. Единый письменный закон был утвержден в 1206 году на Курултае. Начиная с указа Чингис-хана, изданного на Курултае 1218 года, он стал называться законом "Их засаг". По классификации ученого Сайшияла, "Их засаг" включает в себя "Общий закон", "Закон о ханском государстве", "Закон о войне и воинах". ''Гражданский закон", "Специальный закон", "Закон о коммерции и торговле". "Закон Уртэ и дорог", "Родовый закон" и "Уголовный закон".

Автор предлагает ряд конкретных идей по развитию правового государства в условиях сегодняшней Монголии.

В третьем параграфе доказывается, что Курултай, ставший ядром нового государства, имел парламентский характер. На Курултае утверждалась передача ханского престола. Курултай стал особым механизмом организации Монгольского государства.

В исследовании делается вывод о том, что переход всего общества в правовую среду со взаимной ответственностью ускорил утверждение правового сознания, согласно которому все равны перед законом. Вслед за законом "Их засаг" появилось поколение знаменитых представителей монгольского права, биографии, которых подробно описаны в данной главе.

Четвертая глава - "Общественный строй монголов в XIII веке и Закон "Их Засаг".

Первый параграф посвящен анализу действия закона "Их засаг" в общественно-бытовой жизни. Автор считает, что такое особое исследование имеет важное значение прежде всего для изучения истории монголов Х86В века и в этом смысле является новым направлением. В работе указано, что в числе первых был утвержден пункт закона, повышающий ответственность чиновников и десятников - как личную, так и профессиональную. По Б.Я.Владимирцову, даже сам хан империи должен был соблюдать законы, им же провозглашенные. В империи быстро установился примерный порядок, реже стали случаи убийств и расправ, воровства и разбоя, лжи и мошенничества, распутства и разврата. По мнению автора исследования, закон "Их засаг" внес огромный вклад в дело укрепления мощи империи.

Во втором параграфе рассматриваются положения закона "Их засаг" о статусе воина и войнах в общественной жизни монголов. Автор приходит к выводу, что расцвет Монгольской империи в XIII веке был вызван наличием единой структуры военно-государственной системы.

В третьем параграфе рассмотрено, влияние закона "Их засаг" на создание условий для сохранения первозданной природы Монголии.

В четвертом параграфе этой главы, "Их засаг", являясь единым законом единого Монгольского государства, устанавливал нормы, направленные на укрепление и развитие классической кочевой культуры. Эта точка зрения автора диссертации подтверждается примерами, взятыми из закона "Их засаг".

Далее автор делает выводы о том, что государство поощряло и поддерживало коммерцию и торговлю, что привело в свою очередь к накоплению большой массы товаров в империи. В середине ХШ века или в период действия закона "Их засаг" в рамках Монгольской империи действовала целая система как внутренней, так и внешней торговли. Первая в мире огромная система конской Уртэ обшей протяженностью около 10000 км, принцип и порядок пользования ею были также отражены в законе "Их засаг". Единая налоговая политика также регулировалась законом "Их засаг" Чин-гис-хана.

Автор поясняет, что прежде всего закон "Их засаг" был правовой гарантией защиты и развития классических форм скотоводства, ставшего основой хозяйственного строя монголов. Эта форма- хозяйствования не противоречила оседлой цивилизации, тоже вошедшей в состав империи.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы, даны некоторые практические рекомендации.

По теме диссертации опубликованы следующие работы (па монгольском языке):

1. Мои знания о Монголии эпохи Чингис-хана. - УБ, 1997. - Кн. 1-я. - 21п.л.

2. Наши знания о Монголии эпохи Чингис-хана. - УБ, 1998 - Кн. 2-я. - 21 п.л.

3. Всеобщие знания о Монголии эпохи Чингис-хана. - УБ, 1998 - Кн. 3-я - 22 п.л.

4. "Их засаг" - первый закон Монгольского государства//"Их засаг". - 1998. -Январь. - 0,5 п.л.

5. Монголия- страна самая близкая к небу//"Туух цаг уе". -1998.- №1

6. "Их засаг" - окно, через которое можно увидеть Монголию// "Их засаг". -1998.. - №2.

7. Взгляды на Монгольскую государственность// "Монгол" - №3. - 1998.

У