автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Исторический опыт и уроки решения национального вопроса в Литовской ССР

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Лакис, Юозас Юозович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Исторический опыт и уроки решения национального вопроса в Литовской ССР'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторический опыт и уроки решения национального вопроса в Литовской ССР"

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК при ЦК КПСС Специализированный совет Д.151.04.09

На правах рукописи

ЛАКИС Юозас Юозович

УДК 323.10(47)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В ЛИТОВСКОЙ ССР (идеологические аспекты)

Специальность 07.00.02 — История СССР

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук

Москва -1989

Работа выполнена на кафедре идеологической работы Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Официальные оппоненты:

академик

КИМ М. П.

доктор исторических наук, профессор РЕШЕТОВ П. Н.

доктор исторических наук, профессор СЕТКАУСКИС П. А. .

Ведущее научное учреждение — Минская высшая партийная школа.

Защита состоится 1990 г. на заседании

специализированного совета Д.151.04.09 при Академии общественных наук при ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре истории СССР АОН при ЦК КПСС.

Автореферат разослан 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета .^У^Д! В. С. Кожурин

Актуальность темы исследования. Идейно-политическая и нравственная атмосфера перестройки родила широкий интерес к историческому опыту жизнедеятельности общества. Этот интерес во многих случаях сложился в острую, отмеченную личными мотивами, потребность людей познать прошлое в его поступательном развитии и противоречиях, в его достижениях и деформациях. Так бывает на переломах общественного развития при кардинальных изменениях в его характере, затрагивающих государство, общество, судьбу общественных групп и отдельных людей.

Как известно, обращение к опыту всегда было ключевым звеном развития исторических и социально-политических наук марксизма-ленинизма. Опыт соединяет теорию и практику. Обществоведение черпает из него богатство жизненного материала, получает импульсы развития. А учитывающая деятельность становится более целенаправленной и разумной. "От съездов и собраний, обсуждавших общие вопросы, к съездам и собраниям, подводящим итоги практическому опыту, таков лозунг нашего времени. Учесть практический опыт, чтобы отбросить вредное, объединить все ценное, чтобы точно определить ряд ближайших практических мер и осуществить их во что бы то ни стало...Так ставил задачу В.И.Ленин на третьем году существования Советской власти. Так по-деловому, конкретно он подходил к опыту социалистических преобразований и видел возможности его использования. После Октября Ленин особенно внимательно относился ко всему примечательному в практической деятельности. Он спешил отметить новое и передовое, изучить его, дать ему научную оценку, предусмотреть пути его распространения и внедрения. Большинство ленинских работ строилось на историческом опыте. Опыт становится историческим в том смысле, что он вбирает в себя и отражает в наиболее концентрированном виде совокупные знания, навыки, культуру и систему деятельности общественных групп и индивидов и жизнедеятельности общества, функционирования государства. Опыт откладывается в исторической памяти общества, в его духовной и материальной культуре.

I. Ленин В.И. Поли.собр.соч. Т.40. - С.144.

Коммунисты рассматривают опыт как общезначимое достояние, как мощный ресурс дальнейшего развития, который используется тем эффективнее и производительнее, чем глубже, более всесторонне изучается. "Внимание обществоведов следует сосредоточить на изучении и всестороннем анализе опыта мирового развития, создания нового общества в СССР, в других социалистических странах"* - записано в Программе КПСС. Полагаем, что определение задач обществоведения не случайно начато с указания на важность изучения опыта: он рассматривается как необходимый элемент теории и как метод, с помощью которого приращиваются научные знания.

Широкое общественное внимание и заинтересованное отношение отмечено и к тому пласту исторического опыта, который складывался в развитии национальных отношений. Это объясняется прежде всего национальной многоликостью нашей страны. Как известно, национальная политика строилась в прошлом на некоторых необоснованных посылках. Это вело к грубым ошибкам, деформациям, которые исправляются нелегко и непросто. Далее. Сфера национальной жизни была и остается областью интенсивной идеологической борьбы. К национализм, и шовинизм, и национальный нигилизм во всех их разновидностях одинаково противостоят социалистическому идеалу, принципам социалистического развития. В переломный период общественного развития, когда существенно меняются основополагающие подходы и оценки общественных явлений, необходимо не просто академическое обобщение опыта прошлого. Требуется извлечение из него определенных уроков, которые будучи или позитивными, или негативными, интересны, поучительны и полезны для дальнейшей деятельности в этой области. Изложенное определило выбор диссертационной темы, подход к проблематике национального вопроса.

Идеология и политика перестройки вырабатывает новые оценки национальной жизни. В решении этой непростой задачи чрезвычайно важно объективное, всестороннее, освобождающее от надуманных идеологических схем обращение к опыту прошлого, осмыс-

I. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1У86. - С.168.

ление тех сторон и явлений общественной жизни, которые до сих пор оставались за пределами научных изысканий.

Это тем более важно, что многие десятилетия в прочтении опыта прошлого доминировал выборочный подход: изучались в основном его положительные стороны. Неудачам, ошибкам уделялось, как правило, мало внимания. Почти не исследовались неверные идейные установки, ошибки политического руководства и их последствия. В диссертации раскрываются не только положительные факторы, но и те, которые приводили к идеологическим деформациям, к снижению действенности социалистической идеологии. "Историка партии, да и любого обществоведа, - справедливо писал В.Доброхотов, - должен интересовать не только положительный опыт революционной борьбы. Анализ объективных и субъективных причин, неудач и поражений, заблуждений и просчетов, ошибок и недостатков имеет большое теоретическое, политическое и практическое значение, ибо учит лучше учитывать конкретную ситуацию, избегать серьезных промахов, неудачных решений, предвидеть грозящие опасности на пути к достижению цели"*. Обобщение опыта прошлого, извлечение из него уроков, подводит необходимую историко-теоретическую базу под решаемые в последние года судьбоносные вопросы национально-государственного строительства и устройства Союза ССР.

Рабочая гипотеза диссертации строилась на посылке, что национальный вопрос в Литовской ССР, как и в других республиках, имеет два измерения. Во-первых, и это главное, имеется в виду жизнедеятельность основной нации республики - в данном случае литовской - в определенных, исторически сложившихся условиях ее существования. Во-вторых, речь идет о взаимоотношении литовской нации с другими нациями страны, в том числе и с национальными группами русских, поляков, белорусов, евреев, татар в пределах республики. "Новые, социалистические

I. Доброхотов В.Я. Исторический опыт идеологической работы КПСС (содержание, структура) //Вопросы теории и практики идеологической работы. - И.: Мысль, 1987. - С.16.

аспекты национального вопроса - это проблемы определения оптимальных путей развития отдельных наций и народностей и наиболее правильного сочетания интересов кавдой из них с интересами всех остальных, проблемы расцвета наций и их интернационального сближения"*.

Следует также добавить, что на национальное самосознание литовцев в силу исторически сложившихся обстоятельств существенное воздействие оказывал римско-католический костел. Поэтому исследование актуально представленными историографическим обзором религиозного вопроса, а в конкретно-историческом анализе - определением роли костела в общественно-политической жизни Литвы.

Состояние научной разработки проблемы^. Марксизм-ленинизм всегда уделял пристальное внимание национальным и мировоззренческим проблемам. Отечественное обществоведение опирается на классические труды основоположников научного коммунизма.

Изучение темы национальных отношений в СССР в послевоенное время велось в нескольких направлениях. Абсолютное большинство разработок было посвящено положительному опыту формирования, развития и сближения социалистических наций, экономическому и культурному сотрудничеству советских народов, процессам интернационализации в обществе. Обществоведы сосредоточились на таких категориях, как "расцвет и сближение наций", "интернационализация", "дружба народов" и т.д.

Положительному опыту идейно-политического развития советского общества противопоставлялась идеология и политика буржуазного национализма и клерикального антикоммунизма, масштабы

1. Ким М.П. Соотношение национального и интернационального

в жизни народов: его типология // Братское единство народов СССР. - Кишинев, 1976. - С.28.

2. Анализ историографии национальной и связанной с ней религиозной проблематики, которому посвящена одна из глав диссертации, отражен во второй части автореферата.

критики которой постепенно нарастали. Сложилось также тесно связанное с названным и относительно самостоятельное направление - исследования, посвященные методам и формам интернационального воспитания.

С семидесятых годов исследователи постепенно отходят от однозначных установок и общих схем, все больше обращаются к этническим, социологическим разработкам национального аспекта общественной жизни. Однако этот сдвиг осуществлялся медленно. Публикации данного периода в значительной своей части не отразили масштабов и глубины реальных проблем в развитии национальных отношений.

К середине восьмидесятых годов в научной литературе все полнее отражается значение национального в жизни общества, советских народов. Обществоведение обратилось к противоречиям развития межнациональных отношений, более взвешенно рассматривалась неоднозначная роль церкви и религии в развитии наций.

Становление нового политического мышления вело к радикальному пересмотру подходов к национальной проблематике. На многочисленных научных конференциях и других форумах, в публичных дискуссиях ставился вопрос, как использовать созидательный потенциал национальных общностей, нравственный опыт религиозных объединений в деле духовного обновления, проведения политической и экономической реформы, как ликвидировать отчужденность и обеспечить идейно-нравственную консолидацию общества*. Знаменательной вехой в выработке новых подходов стал сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1989 года, посвященный национальной политике партии. На пленуме и в процессе обстоятельной подготовки к нему осмысливались со всей остротой поставленные проблемы национально-государственного устройства страны, национального возрождения, взаимоотношений

I. См., напр.: Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализма // Вопросы философии. 1968, №9; Советское федеративное... Конституционные проблемы развития советской федерации // Политич. самообразование. 1969, № 7; СССР - наш общий дом // Правда. 1988, 30 дек.; 1969, 3 аир. и др.

республик и центра, межнациональных отношений внутри республик*.

Произошли некоторые изменения и в трактовке идейного противника, ведения борьбы с ним по национальному вопросу. Обозначился отход от традиционного образа врага, от преувеличения возможностей его деструктивного воздействия на советское общество и вместе с тем более внимательно и тщательно изучались работы буржуазных советологов.

Осмысление национальной политики с учетом реаль-

ностей и потребностей современного развития советского общества начато серией публикаций в периодической печати^. Авторы публикаций критически обращаются к прошлому, стремятся оценить сложившуюся обстановку и определить экономические, нравственные, правовые, этнические и другие аспекты национальной политики.

Однако более крупных и комплексных исследований пока не имеется. Еще не отработан взвешенный, учитывающий не только позитивные, но и негативные стороны, научный подход к опыту прошлого. Испытывается острая потребность в конкретных исследованиях обстоятельств и закономерностей развития национального самосознания отдельных народов, межнациональных отношений в союзных республиках. Недостаточно раскрыты вопросы соотношения национального и интернационального в политической и эконо-

1. См.: Национальная политика партии в современных условиях (платформа КПСС). Проект // Правда, 1969, 17 авг.; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 19- 20 сентября 19В9 г. - М.: Политиздат, 1969.

2. См., напр.: Андреев А .Л. Исторический опыт Октября и развитие национальных культур // Воцросы философии. 1987, № К Бромлей С.В. Человек в этнической (национальной) среде // Вопросы философии. 1988, № 7; Гефтег) М.Н. "Сталин умер вчера..." // Раб. класс и совр. мир //1988, № I; ¿азутка В. Перестройка и национальная политика // Коммунист (Вильнюс) 1987, № 9; Ребане Я. Основные черты национальных процессов в республике // Коммунист Эстонии. 1978, № 6 и № 7; Социализм и религия // Коммунист. 1988, № 4; Шерстобитов В.П. Актуальные проблемы изучения национальных отношений в СССР на современном этапе П История СССР. 1986, № 5 и др.

мической жизни страны, сложная и противоречивая взаимосвязь национально-республиканских и союзных интересов. Нуждается в дальнейшем уточнении научный инструментарий, в частности, такие категории, как "национальный интерес", "национальное возрождение" и др.

В диссертации ставятся отмеченные вопросы и определяется отношение соискателя к ним на основе анализа исторических материалов развития Литовской ССР.

Цели и задачи исследования. Основной целью является анализ идей, концепций, политических решений, пропагандистской работы, оказавших влияние на развитие национальных отношений в стране, а в этой системе связей - на развитие национально-государственных структур Литовской ССР и самосознания общества в республике. Опираясь на диалектику общего и национально-особенного, диссертант представил историографию национального вопроса в стране, обобщил опыт идеологической работы в пределах одного национально-государственного образования и выработал научно обоснованные рекомендации по рассмотренный вопросам.

Поставленная цель реализована через решение следующих задач:

- учитывая новейшие разработки, опубликованные архивные и другие исторические материалы, уточнить интерпретацию процессов национального развития, представленных в трудах наших предшественников. Выявить существенные проблемы развития и современного состояния идеологической обстановки в одной из республик, соизмеряя их с более общими вопросами перестройки национальных отношений в стране;

- обобщить усилия партийных комитетов, идеологических учреждений, общественных движений Литвы в области идейной, интернациональной и нравственной консолидации общества;

- по отдельным аспектам исследования представить выводы и обобщения, необходимые для выработки современных подходов и решений по национальному вопросу.

Частные задачи сформулированы в отдельных разделах диссертации.

Методологическую основу исследования составляют классические произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, в которых раскрыты закономерности национальных движений за самоопределение народов, развития национального самосознания. Основоположники теории научного социализма определили причины и характер процессов интернационализации в экономическом и духовном развитии народов, обосновали идею пролетарской солидарности.

По мере нарастания революционной ситуации в России и в послеоктябрьский период В.И.Ленин особенно плодотворно трудился над национальным вопросом в поисках теоретического обоснования и политических принципов национально-государственного объединения народов. Диалектика этого поиска, сделанные выводы, логика их аргументации составляет идейно-теоретическое ядро национального вопроса, к которому обществоведение обращается на современном этапе перестройки национальных отношений и национально-государственных связей. Для диссертационного исследования, в основе которого лежит определение общих тенденций развития идеологии и политики национального вопроса в стране и анализ материалов одной республики, очень важны ленинские разработки общего и особенного в многонациональном обществе, обращение к национальным интересам и своеобразию развития народов. Поучителен также опыт идеологической борьбы, которую вел В.И.Ленин в процессе разработок национального вопроса, в обосновании принципа самоопределения наций.

В исследовании учитывались идейно-теоретические досылки государственных и политико-партийных решений по национальному вопросу. Среди них особое значение имеют документы, относящиеся к образованию СССР, а также те, в которых обобщен опыт семидесятилетнего развития многонациональной страны.

Важное значение дяя становления современного отношения к национальной жизни имеет новое политическое мышление, отрабатываемые им принципы международного сотрудничества, диалога, уважения к суверенитету народов. Идеология и политика перестройки предполагает внимательное и бережное отношение к духовным и культурным ценностям, раскрытие и использование созидательного

потенциала наций. Современное идейно-теоретическое понимание национальной проблематики формировалось под воздействием идей XIX Всесоюзной партийной конференции, ряда пленумов ЦК КПСС последних лет, Первого и Второго съездов народных депутатов СССР. Сентябрьский (1989г.) Пленум ЦК партии подвел итог интенсивным поискам путей и средств гармонизации национальных и интернациональных, республиканских и союзных интересов. "Весь наш опыт, и прошлый, и нынешний, свидетельствует, что нельзя рассчитывать на успех перестройки без решения проблем межнациональных отношений. И точно так же невозможно решить эти проблемы, дать новый импульс развитию федерации без развертывания перестроечных процессов, без демократизации и гуманизации социалистического общества"^. Сделан очень важный шаг на пути разрешения одной из наиболее сложных проблем развития советского общества и государства.

Теоретическая база исследования была пополнена важнейшими идеями, положениями, выводами советских и зарубежных марксистских авторов, работавших над национальной проблематикой в разное время.

Источниковая база исследования. Были изучены архивные материалы Института истории партии при ЦК Компартии Литвы за период с сороковых по восьмидесятые годы, Министерства иностранных дел Литовской ССР и республиканского правления общества "Знание" (семидесятые-восьмидесятые годы). В архивах был почерпнут богатый фактический материал, отражающий идеологическую деятельность партийных, государственных и общественных организаций в регулировании национальной жизни, их отношение к религии и церкви, их усилия нейтрализовать идейное воздействие на республику со стороны антисоветских центров. Были использованы публикации периодической печати (центральной и республиканской), современные буржуазные издания и периодика Литовской Республики (1919-1940гг.). Учтены воспоминания участников важнейших событий в Литовской ССР. Много ценных сведений опубликовано в отечественной периодике с 1985 года»

.Горбачев М.С. О национальной политике в современных условиях. Доклад и заключительное слово на Пленуме ЦК КПСС 19-20 сентября 1989 года. - С.22.

- 10 -

Использованы данные советов ЦК Компартии Литвы по изучению общественного мнения, по интернациональному и атеистическому воспитанию (название последнего менялось), в работе которых диссертант принимал участие свыше десяти лет. Диссертант оперировал результатами социологических исследований,проводившихся с 1980 года с его участием или под его руководством.

Хронологические рамки. Исследование охватывает период с 1940 по 1988 год. В 1940г. в Литве начались глубокие политические и социальные преобразования.

Верхняя временная черта обозначена несколько условно как линия первого этапа перестройки. В этот период выявились накапливавшиеся на протяжении десятилетий противоречия в состоянии национальных отношений и определились вопросы, требующие принципиальных политических решений. Осмысление сложившейся обстановки как бы подвело итог анализу исторического опыта во всей совокупности его не только положительных сторон, но и ошибок, просчетов, нерешенных проблем.

В определении теоретических основ и исторических истоков рассматриваемой проблематики мы обращались также к некоторым процессам и явлениям двадцатых-тридцатых годов.

Территориальные рамки. Диссертационное исследование выполнено на материалах Литовской ССР. Используются некоторые данные по другим прибалтийским республикам и по стране в целом.

Научная новизна исследования. Его логическое построение отражает новые трактовки рассматриваемых вопросов. Известно, что на определенном этапе исторического развития страны был сделан вывод о том, что национальный вопрос в СССР решен. Этот тезис получил неверную теоретическую и политическую трактовку. Постепенно ослабевало внимание к национальной проблематике. Идеология национальных отношений развивалась на протяжении десятилетий преимущественно как система обоснований и оценки процессов интернационализации. Национальные интересы и потребности не были отражены в достаточной степени или воспринимались с определенным предубеждением как нечто прямо или потенциально националистическое.

По мере освобождения идеологической деятельности от преимущественно ориентации на "положительные примеры", а идеоло-

гической борьбы - лишь на осуждение националистических замыслов и намерений противника формировалось конструктивное и взвешенное отношение к национальной проблематике. Эти изменения нашли отражение в диссертации.

Однако осознанное ныне понимание упрощений в идеологической деятельности прошлого не освобождает исследователя от обязанности придерживаться принципа историзма, принимать во внимание те ' критерии идеологической деятельности, которыми руководствовались в свое время ее субъекты. С учетом сказанного проделан анализ той стороны идеологической деятельности, которая оказывала влияние на национальную жизнь и межнациональные отношения. А в определении уроков исторического опыта мы руководствовались современным пониманием национальной проблематики. Представляется, что предложенное прочтение исторического опыта дает возможность избежать его искусственного осовременивания. Вместе с тем оно современно, не повторяет разработок прошлых десятилетий. Оно сориентировано на потребности нынешней перестройки национальных отношений.

Продуктивно использована диалектика общего и национально-особенного в соединении теоретического и конкретно-исторического уровней разработки темы - анализа общепартийных решений по национальному и религиозному вопросам, юс идейно-теоретической трактовки и изучения конкретной идеологической работы партийных и советских органов Литвы. Использование в указанном направлении логического и исторического методов, диалектики общего и национально-особенного создало надежную методологическую базу исследования, обеспечило комплексный подход, в котором учитываются теоретические и фактические данные, союзный и республиканский аспекты проблематики, разные уровни идеологической деятельности.

Положения диссертации, выносимые на защиту. В борьбе за социалистические преобразования большевики исходили из взаимосвязи классовых интересов трудящихся и национальных чаяний народов. Диалектическое сочетание национального и классового лежит в основе пролетарского и социалистического интернационализма, который В.И.Ленин определил как выражение политики и

миросозерцания коммунистов в национальном вопросе. Национальный интерес определяется как стремление народа к реализации своего исторически сложившегося созидательного потенциала, к поддержанию своей целостности и исторической преемственности через государственные и политические структуры, через развитие своей культуры, языка, самосознания.

В диссертации показано, как национальный воцрос, один из приоритетных в деятельности партии и государства после Октября, был постепенно изъят из сферы политического руководства после Ленина. Основное внимание было смещено на укрепление интернациональной общности, на развитие дружбы народов. Усиленно стимулировалось единообразие в образе жизни, культуре. В политической практике, почти не учитывались специфические интересы национальных меньшинств. На самостоятельности государственно-национальных образований сказалась централизация производства и управления, сделавшая весьма односторонним баланс полномочий союзных и республиканских органов. Игнорирование национальных интересов тяжело отразилось на развитии отдельных народов, породило противоречия, которые познаются во всей их сложности лишь в последние годы.

Историографический анализ национальной и религиозной проблематики послевоенных десятилетий свидетельствует, что в научный оборот было введено немало неточных, не соответствующих действительности обобщений и выводов. Допускались методологические ошибки в подходе к религиозности, к взаимосвязям национального и интернационального. Рассмотрены принципиальные изменения в трактовке национальной и религиозной жизни в свете нового политического мышления и под воздействием перестройки в политической и духовной жизни советского общества.

Прибалтийские ресцублики вступили на путь социалистического развития в период сталинских деформаций, и это заложило глубокие противоречия в основы их дальнейшего развития. Народы Прибалтики не познали дане тех кратковременных животворных пре образований в экономике, политике, культуре, которые пережили народы России и других регионов в течзние десяти лет после Октября. Несмотря н& ошибки и перегибы в идеологической деятель-

ности, общество жило прежде всего теми идеями и представлениями, которые отражали историческую правду, не противоречили политическим реалиям, национальному достоинству, ориентировали на подлинно социалистические ценности. На этой, здоровой и созидательной, идейной основе партийная организация республики консолидировала общество, вела воспитательную работу.

В исследовании определен новый подход к национальному вопросу, продиктованный общей стратегией перестройки и демократизации. Он заключается в установке на полнейшее раскрытие и использование национального фактора, на богатство национального самовыражения, на поддержку национального самосознания и улучшение самочувствия народов.

В Литовской ССР, как и в других республиках, широко развернулся процесс национального возрождения. Он затронул практически все сферы общественной жизни, родил идеи республиканского хозрасчета, экономической самостоятельности, достижения реального суверенитета.

Для партийных организаций и советских органов Литвы первый этап перестройки был периодом переосмысления опыта идейно-политической работы в свете нового политического мышления, временем психологической переориентации и радикальных нововведений в содержание и формы идеологической деятельности.

Диссертант показывает, как формировалась тактика Компартии Литвы ы условиях возрастающего плюрализма политической жизни. Поддерживая рабочие контакты с общественными движениями и организациями, выступая, где это было целесообразно, с критикой некоторых действий и заявлений последних, партийные комитеты стремились к опережению оппонентов в публичных дискуссиях, в выдвижении политических инициатив.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно проводилось в период глубокого переосмысления разработок, положений, установок отечественного обществоведения, политической и идеологической практики. Оно является частью коллективных усилий по обновлению идейно-теоретического багажа и перестройке идеологической деятельности партийных органов.

Соискатель стремился по возможности полнее ответить на вопросы, которые обсуждались научной общественностью и идеологическими работниками, сформулировать новые проблемы.

Теоретико-методологическое осмысление опыта идеологической деятельности партии на протяжении послевоенных десятилетий, предпринятое в данной научной работе, применимо в учебном процессе: в преподавании курса научного социализма, исторических дисциплин, теории и практики идеологической работы, в подготовке нового поколения партийных кадров.

Диссертант опирался на практику партийных комитетов, которая ему знакома по служебной, деятельности. Проводившиеся социологические исследования, обобщения опыта работы, которые легли в основу исследования, имели и более конкретное предназначение. Они направлялись в виде аналитических записок в Щ, городские и районные комитеты Компартии Литвы.

Значительная часть наблюдений, оценок и выводов сориентирована на текущие нужды перестройки идеологической деятельности. Речь идет, в частности, об отношении к плюралистичности общественного мнения и общественно-политической жизни, о расширении сотрудничества с организациями соотечественников за рубежом, о духовном обогащении патриотической, интернациональной, атеистической работы. Диссертант высказывался в печати по целому ряду актуальных политических и мировоззренческих вопросов.

В диссертации сформулированы предложения, направленные на уточнение концептуальных посылок и совершенствования политико-практической деятельности в сфере национальных отношений, на укрепление единства народов и союзных взаимосвязей. Отметим среди них следующие:

- основной и главной посылкой нормализации и совершенствования межнациональных отношений, интернационального сплочения народов является полное признание и поддержка их национальных интересов, стремление разумно согласовать эти интересы;

- назрела острая потребность в переосмыслении системы интернационального воспитания снизу доверху. Перестройка выявила богатство национального своеобразия в общественной жизни, которое необходимо постичь и научиться уважать. Бережное отношение

к национальным культурам, к национальному достоинству народов, к уникальности каждого этноса воспитывает и патриотические,и интернационалистские чувства;

- с учетом того, что рост национального самосознания имеет следствием повышение социальной активности общества, необходимо шире опираться на привязанность людей к родным местам, на чувства малой родины в развитии местного самоуправления, в работе по благоустройству, поддержанию порядка, охране окружающей среды;

- партийным комитетам и органам советской власти определиться на нейтральной позиции в отношении религиозных общин; учитывать религиозные традиции, народную обрядность в эстетическом и нравственном воспитании;

- вырабатывается механизм взаимодействия партийных организаций с общественными движениями и другими политическими силами. При этом предметом совместных действий должна быть прежде всего задача подъема экономики, обеспечения социальных гарантий, нравственного самоочищения общества;

- в решении хозяйственных, культурных цроблем, в развитии науки и высшего образования необходимо решительнее идти на сотрудничество с общинами и организациями соотечественников за рубежом.

Апробация работы. Важнейшие положения диссертации изложены в монографии, брошюрах, научных статьях, в газетных публикациях. Диссертант выступал на научно-практических конференциях в Вильнюсской высшей партийной школе (в 1965, 1966, 1969 гг), в Академии общественных наук (в 1966 и 1968 годах), на семинарах и конференциях, проводимых ЦК Компартии Литвы, партийными комитетами Литвы и Латвии, на республиканских курсах повышения квалификации партийных и советских работников. С сообщениями по вопросам национальной жизни, перестройки идеологических отношений, развития международного взаимопонимания диссертант выступал в ЧССР, ГДР, ПНР, а также в ФРГ.

В постоянном обмене мнениями, в научных и публичных дис-

куссиях сложились основные направления исследования, были проверены важнейшие теоретические выводы.

Диссертация обсуждалась на кафедре идеологической работы АОН при ЦК КПСС.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, девяти глав, заключения и списка литературы.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается идейно-теоретическая и политическая актуальность, практическая значимость работы, определяется состояние ее научной разработки. Сформулирована цель и задачи исследования. Характеризуется теоретическая и источни-ксвая база диссертации.

В первом разделе "Теоретические основы национального вопроса в СССР" рассматриваются важнейшие теоретические положения, которыми руководствовалась партия большевиков в проведении национальной политики накануне Октябрьской революции и после нее на различных этапах социалистического строительства. В центре внимания поставлена разработка В.И.Лениным национального вопроса, подготовка и принятие политических решений, которые привели к образованию Союза ССР. В первой главе "Ленинская разработка национального вопроса: научный поиск и идеологическая борьба" осмысливается диалектика ленинской мысли в определении классового и национального интересов, в обосновании права наций на самоопределение, в учете национального своеобразия при решении общих задач социалистического строительства.

В.И.Ленин и партия большевиков руководствовались принципиальной посылкой о том, что невозможно решать национальный вопрос, игнорируя классовые отношения, как невозможно рассчитывать на успех в классовой борьбе в обход проблем национального развития. Эта посылка нашла выражение в большевистской установке на интернациональное сплочение и единство рабочих в их борьбе за свои классовые интересы.

Удовлетворение национального интереса при капитализме возможно "лишь при последовательном, до конца демократическом,

республиканском устройстве государства"*. Однако при этом необходимо учесть следующее. Не все капиталистические государства характеризуются отмеченным типом устройства. Далее, отдельные классы видят национальный интерес по-разному, в разном наборе экономических, социальных, политических устремлений. Наконец, необходимо отметить, что национальный интерес исторически развивается.

Социалистические преобразования в обществе открывают возможность удовлетворения интереса каждой нации, его гармонизации с интересами трудовых классов. В партийных документах и ленинских работах после Октября забота о политических, хозяйственных, культурных потребностях отдельных народов обрела наиболее конкретное и практически направленное выражение. Их удовлетворение неизменно увязывалось с классовым интересом сближения пролетариев и полупролетариев разных национальностей^. В последней работе, посвященной национальному вопросу, Ленин еще раз в предельно выразительной форме подчеркнул эту принципиально важную зависимость: "ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость"^. Таким образом, идеология и политика пролетарского "интернационализма опиралась на диалектически понятое единство классового и национального. Это одно из узловых положений марксизма-ленинизма по национальному вопросу.

Провозглашение и отстаивание права наций на самоопределение стало центральным пунктом политической программы большевиков в решении национального вопроса. Однако против него высказывалось немало возражений, особенно со стороны леворадикальных представителей рабочего движения. Основной смысл ленинской аргументации заключался в том, что право наций на самоопределение является политической гарантией демократизма, равноправия

1. Ленин В.И. Поли.собр.соч. Т.24. - С.57.

2. См.: Программы и Уставы КПСС. - М.: Политиздат, 1969. - С.41

3. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.45. - С.360.

их взаимоотношений. Социалистические партии совершили бы измену делу социализма, демократии, если бы не доказали всей своей деятельностью, что они освободят порабощенные нации и будут строить отношения на основе свободного союза*. Самоопределение нации не сводится к вопросу о её принадлежности к государственному союзу с другими нациями. Это - более широкий вопрос национального самоутверждения, самочуствия, вынашивания общенациональных задач и целей и стремления к их достижению.

Формирование новых национальных отношений после Октября строилось на учете уровня, своеобразия, особенностей развития отдельных регионов страны, что поставило на повестку дня вопрос об исходных теоретических позициях национальной политики. Поэтому В.И.Ленин уделял особенно много внимания диалектике общего и национально-особенного в данный период. Примечательно в этом отношении письмо Ленина коммунистам Кавказа, в котором он предлагает осмыслить, уяснить своеобразие политического положения на местах, не копировать тактику центра, а понять её смысл, уроки и применять ее сообразно конкретным условиям^.

В.И.Ленин рассматривал идейную борьбу по национальному вопросу в контексте его конструктивного решения, в тесной связи с социалистическим переустройством общества. Он одинаково решительно и принципиально высказывался против великорусского, великодержавного шовинизма и против национализма, против всего, что разъединяло народы. Ленин боролся за федерацию равноправных республик, против автономизации как универсального способа объединения нерусских народов с Россией, за отказ от каких-либо мер принуждения. Имея в виду последующее развитие национальной политики, резонно задаться вопросом, постигло ли тогдашнее руководство страны эту глубокую суть пролетарского интернационализма? Материалы X и ХП съездов партии свидетельствуют о довольно острых дискуссиях, которые Сталин вел с пред-

1. См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.27. - С.252.

2. См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.43. - С.198-200.

ставителями республик и в которых побеждала отнюдь не всегда глубина мысли, гибкость политики, а скорее "железная" (и упрощенная) сталинская аргументация.

Учитывая важность религиозного вопроса в развитии наций, диссертант рассматривает некоторые особенности его теоретической и политической интерпретации. Ленинский вывод о непримиримости отношения революционной партии к церкви основывался на том, что церковь, располагая богатствами и привилегиями, взимая поборы с верующих, заинтересована в устойчивости политического положения, тяготеет к консервативным силам в политике. Религия нейтрализует социальную активность обездоленных, "оглупляет народ". Безусловно важный вопрос формирования материалистических, атеистических убеждений в противоположность идеалистическим и религиозным не должен однако ставиться на первое место в ряду требований к членам партии и в политической работе среди трудящихся.

Вместе с тем на том этапе деятельности партии атеистическая пропаганда и идеологическая борьба против клерикализма не были четко разграничены и рассматривались как однозначные. Преследуя в конечном итоге единую цель нейтрализации и ослабления религиозного мировоззрения, упомянутые направления деятельности имеют разные объекты - верующих и клерикалов и отличаются поэтому своим содержанием, языком, методами.

В изучаемый период политическое сознание общества квалифицировало религиозность, лишь как остаточное явление, как пережиток. Вопрос об историчности религии, об огромном социально-политическом опыте церкви, обеспечивающем её выживаемость, фактически не ставился"ебыл предметом научного исследования. Распространялась религиозная нетерпимость, нередко принимались дискриминационные меры в отношении церкви и даже верующих.

Сложившийся подход, объяснимый условиями острой классовой борьбы, не изменился и впоследствии, когда в стране уже в принципе был решен основной ее вопрос. Это вело к распространению логики, методов, языка борьбы на политику государственных органов в отношении культов, на повседневную массовую атеистичес-

кув работу.

Пришедшая к власти партия большевиков формировала новаторскую систему идеологической деятельности. Революционная идеология не могла укрепиться в общественном сознании, не будучи наступательной. Наступательность марксизма-ленинизма выражается прежде всего в его борьбе против идеологических течений, основанных на идеалистических, антиисторических, экспансионистских или националистических посылок, против воззрений и взглядов, чуждых коренным интересам рабочего класса и трудящихся. В более широком смысле наступательность заключается в способности научно обобщать новые данные общественного развития и исторического опыта, в открытости новым достижениям конкретных наук, в активности проникновения во все сферы общественного бытия.

Во второй главе "Национальная проблематика в идеологи- _ ческой системе сталинизма" определяется

природа и характер извращений, внесенных сталинизмом в складывавшуюся идеологическую систему, в трактовку национального и религиозного вопросов. Особенности подхода Сталина к национальному вопросу обнаружились достаточно определенно в ходе подготовки политической платформы образования Союза ССР. Разработанный им проект включения остальных республик в состав РСфСР на правах автономий противоречил ленинскому пониманию проблемы.

Предусматривалось, что включенные республики получают незначительное представительство в законодательных и исполнительных органах РСФСР, в заграничных миссиях и фактически лишаются самостоятельности. После энергичного вмешательства В.И.Ленина этот проект был переделан по существу и только тогда стал политической платформой объединения советских республик в союзное государство.

В трактовке преобразований, в т.ч. в национально-государственной сфере, Сталин исходил из посылки об их необратимости. Проведенные в хшзнь политические меры рассматривались им как объективировавшаяся реальность. Об этом свидетельствует, на-

пример, данная им в 1929 г. оценка состояния национальных отношений: "мы мимоходом разрешили задачу "полной демократизации страны", ликвидировали систему национального гнета и провели равноправие наций в нашей стране"*. Вполне очевидно механистическое понимание национальных процессов как развивающихся по восходящей линии и явное преувеличение субъективного воздействия на них. В конечном итоге это вело к забеганию вперед в политических оценках, к принятию направления развития за его результат.

Другая особенность сталинской трактовки национального вопроса - безусловное подчинение национального классовому, а в последующем - сведение первого ко второму. На ХП съезде партии Сталин заявил, что "бывают случаи, когда право на самоопределение вступает в противоречие с другим, высшим правом, - правом рабочего класса, пришедшего к власти, на укрепление своей власти... Первое должно отступить перед вторым . В традиции марксизма-ленинизма классовое и национальное рассматривается в их взаимной связи и зависимости, а главная проблема видится в разрешении имеющихся или возникающих между ними противоречий.

После образования СССР интерес Сталина к национальному вопросу заметно упал. В его последующих выступлениях (за исключением статьи "Национальный вопрос и ленинизм", в которой как бы подведена черта под все им написанное) эта тема затрагивалась эпизодически.

В развитии национальных отношений конца двадцатых и начала тридцатых годов были весьма положительные сдвиги, определяемые прежде всего общим подъемом хозяйственной и культурной жизни страны. Предпринимались активные усилия по обучению грамоте на родных языках, создавалась письменность малых народов, складывался народнохозяйственный комплекс, расширялись межреспубликанские связи. Но требовалось также вдумчивое отношение к развитию образа жизни, быта народов, сохранен™ и изучению

1. Сталин И.В. Соч. Т.Н. - С.353.

2. Двенадцатый съезд РКП(б). Стенографический ответ. - II.,

фольклорного пласта культуры каждого из них. Здесь исподволь накапливались специфические проблемы, которые в тех условиях не привлекали внимания ни политического руководства, ни интеллигенции .

По существу национальный вопрос был вытеснен из внутренней политики. От него осталась лишь забота по укреплению интернационализма.

В идеологической системе сталинизма формировалась установка на "безнациональный интернационализм", упрощенное представление, что чем меньше разнообразия, в том числе национального, тем более однозначна внутренняя спайка и прочность Союза. Трактовка национального вопроса проистекала из мышления в духе обострения классовой борьбы, из навязывания единообразия в общественной жизни, из концентрации политической власти, управленческих функций, из авторитаризма политического руководства. Становление единого народнохозяйственного комплекса с широкой сетью связей и взаимозависимостей было достаточным доказательством того, что национальный фактор не имеет особого значения. Он перестал восприниматься как особый вопрос политического руководства страной.

Религиозный вопрос также рассматривался в категориях классовой борьбы. Он соотносился с установками на достижение идейной чистоты и мировоззренческой зрелости общества, на формирование нового человека, не отягощенного пережитками прошлого. По мере того, как возрастали масштабы борьбы с "враждебными элементами", антирелигиозная работа все явственнее направлялась против духовенства и церкви. Один из наиболее активных организаторов атеистической работы Е.М.Ярославский писал в 1931 году: "В лице всех и всяких религиозных организаций мы имеем непримиримых врагов социализма"*. Политика в отношении культов не учитывала глубину влияния и множественность религий, их связь с национальным своеобразием, проникновение религиозного мировосприятия в самые глубинные поры общественной и личной жизни.

I. Ярославский Е.М. О религии. - М.: Политиздат, 1956. - С.209,

Таким образом, идеология первого послеоктябрьского десятилетия отразила глубочайшие перемены в общественно-политической жизни страны и способствовала успешному объединению республик в союзное государство, укреплению их взаимосвязей, раскрытию ресурсов социалистического развития.

Идейно-теоретическая трактовка национального и религиозного вопросов подверглась воздействию сталинского понимания путей и методов социалистического строительства. Дальнейший научный поиск все более "привязывался" к политическим лозунгам. Слабела его связь с реальностями социально-политической, экономической и духовной жизни. Насаждался единый подход и единое мнение в изучении различных сфер общественной жизни.

В третьей глава "Национальный вопрос в документах партийных, государственных органов и в научной литературе послевоенных десятилетий" представлен

анализ разработки национального и, поскольку требовалось для полноты раскрытия темы, религиозного вопросов. Рассмотрено, как складывалось отношение к национальному и религиозному вопросам, как воспринималась опасность национализма и клерикализма, какая аргументация выдвигалась против них.

В 1954 году были приняты два постановления по научно-атеистической пропаганде*. Первое из них потребовало от партийных организаций усилить борьбу "против религиозных предрассудков". Был положен конец относительно терпимому отношению к церкви военного и послевоенного периода. Борьба развернулась не столько против религиозного идеализма, сколько цро-тив церкви, духовенства и даже верующих. Второе постановление было выдержано в более конструктивном духе. Оно обязывало выправить грубые ошибки нажима, администрирования, дискриминации. Оно стало определенной вехой в усилиях придать атеистической работе более позитивное содержание, переключиться с борьбы против духовенства на борьбу против клерикализма. Однако эти усилия не были развиты, и в 60-70-е годы трактовка верующих как потенциальных идейных противников подспудно, а порой и прямо проводилась в практической работе^.

1. См.: КПСС в резолюциях... Т.8. - С.428-432, 446-450.

2. См. об этом: Социализи и религия // Коммунист. 1988, № 4. -С. 118, 120.

В 1960 г. ЦК КПСС принял постановление "О задачах партийной пропаганды в современных условиях", а в 1963 г. Пленум Центрального Комитета - "Об очередных задачах идеологической работы партии". Эти документы стали этапными в трактовке идеологической деятельности и борьбы с идейными противниками, в том числе буржуазно-националистическими и клерикальными силами. Они легли в основу теоретической и практической деятельности партии в последующем.

Однако в упомянутых документах содержались и недостаточно выверенные тезисы, которые были также развиты в исследовательских и пропагандистских публикациях и привнесли в идеологическую обстановку новые предубеждения, ограничения и запреты. Пленум осудил тех в стране, "кто с кислой гримасой встречает изображение светлых сторон нашей жизни"*, т.е. фактически выдал рекомендацию на славословие, лакировку действительности. Аналогично срабатывал и тезис о борьбе с пережитками прошлого. Он бьш повторяем часто и механически, что позволило прятать за данной форцулировкой практически любые недостатки.

Многие годы в партийных документах по вопросу национальных отношений и интернационального воспитания упор делался лишь на сближение наций, недооценивалась национальная основа этих процессов. Одним из важнейших идеологических средств укрепления интернационального единства советского общества оставалось по существу "борьба с любыми проявлениями".

Обществоведение фактически не изучало национальные интересы. В исторических и философских разработках доминировала тема общего и особенно, в изучении которой изначальными были не реальные жизненные процессы и явления, а определенные обобщения, умозрительные схемы. Такой подход уместен и в нередких случаях плодотворен. Однако основным в исследовании национального и интернационального должно быть восхождение от реального, от практики, которая несет на себе печать исторических, национальных и иных условий. Игнорирование данного принципа - одна из причин ограниченного познания сферы национального, декла-

I. КПСС в резолюциях... Т.Ю. - С.456.

ративности правильных и верных утверждений о социалистическом интернационализме и дружбе народов.

С началом перестройки выявлялись масштабы застаревшего дефицита внимания к национальной жизни больших и малых советских народов, к духовным, нравственным основам общественных отношений. Первый этап перестройки показал острую необходимость разрешения этих проблем, разработки всесторонне взвешенной национальной политики, приведения её в соответствие с диалектикой национального и интернационального. "Учет национального фактора, органическое сочетание национальных и интернациональных интересов должны стать неотъемлемым элементом всей партийной работы"*. Такова постановка национального вопроса сегодня.

С конца 40-х годов советские ученые обществоведы исследовали вопросы формирования социалистических наций в СССР, развития и укрепления пролетарского интернационализма. Постепенно диапазон научного поиска расширялся: осмысливались различные стороны социалистического развития многонациональной страньг. Нарастал объем публикаций, содержавших критику буржуазного национализма. Заметное место среди них заняла работа Э.Баграмова "Национальный вопрос и буржуазная идеология (И,: Мысль, 1960), в которой обстоятельно рассмотрены разновидности расизма, шовинизма, космополитизма в буржуазной идеологии, её антикоммунистическая, антисоветская направленность. Оригинальной постановкой вопросов, обстоятельной аргументацией характеризовались также другие труды, в том числе и те, в которых национальный вопрос ставился во взаимосвязи с религиозным"^.

1. Материалы Пленума Центрального Комитета К1ЮС 19-20 сентября 1939 г. - С.224.

2. Си. напр.: Бурмистрова T.D. Борьба большевистской партии за интернациональное сплочение трудящихся масс России в 1917 г.-Ленкнград: изд-во.Ленинградского ун-та, 1957; Двунусов U.C.

К вопросу о формировании киргизской социалистической нации.-Фрунзе: Киргизгосиздат, 1952; Кин Ы.П. 40 лет советской культуры. - М. : Госполитиздат, 1957 и др.

3. См. напр.: Великович Л.Н. Церковь и социальные проблемы современности. - 11.: Наука, 19о4; Кудиченко Ц.И. Национальные (См. елец. стр.).

В 60-е годы обществоведческая мысль, освобожденная от жестких требований сталинизма (но не освободившаяся окончательно от многих ограничений и самоограничений), была сориентирована на проблемный подход, на аналитическую разработку вопросов. Вместе с тем даже солидные разработки носили на себе печать не подтверждаемых ходом общественного развития идейных установок и посылок. Авторы обнаруживали "революционную нетерпимость" в оценке общемировых событий, подчеркивали неотразимость и полную победу социалистической идеологии над буржуазной. Заметно увлечение темой всемирно-исторического значения советского опыта. Соответствующие разделы имелись в теоретических и популярных, крупных и небольших по объему публикациях. Отмеченные тенденции отражают, с одной стороны начатый XX съездом партии процесс демократизации, а с другой -непоследовательность, прерывистость этого процесса в его отдельных направлениях. Окончательно освободиться от установок, посылок, сложившихся при сталинизме, не удалось.

Вторая половина 70-х и первая половина 80-х годов характеризовалась обострением международных отношений и значительными усилиями по активизации идеологической борьбы. Постановление ЦК КПСС 1979 г. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", а также июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г. определили идеологическую борьбу и контрпропаганду как ведущее направление идеологической и политико-воспитательной работы. В идеологическую борьбу включилось много новых, профессионально недостаточно подготовленных людей, которые увеличили вал общественно-политической литературы, но не способствовали повышению её теоретического уровня.

По мере того, как в стране обострялись недостатки и углублялись трудности, которые оставались за пределами научного анализа и публичного обсуждения, идейно-теоретическая борьба теряла в убедительности, аргументированности, глубине анализа. В атмосфере все более возвышенных лозунгов заметно слабела

отношения в СССР и тенденции их развития. - М.: Мысль, 1972;

Ыинкявичюс Я.В. Католицизм и нация. - М.: Мысль, 1971.

объективная потребность исследовать природу национального и религиозного, процессы и формы национальной и религиозной жизни.

Характерной для рассматриваемого периода была Всесоюзная научно-практическая конференция "Развитие национальных отношений в условиях зрелого социализма. Опыт и проблемы патриотического и интернационального воспитания", проходившая в Риге в 1982 г. По материалам конференции было издано 12 сборников, из которых половина посвящена теоретическим, методическим, организационным вопросам интернационального и патриотического воспитания. В них не нашли отражения назревшие в жизни вопросы, например, о воздействии усиливающейся централизации управления на состояние межнациональных отношений. Проблемы интернационализма и патриотизма по-прежнему рассматривались в отрыве от различных аспектов национальной жизни и межнациональных отношений как основы того и другого. Рекомендации конференции в основном сводятся к мобилизующим выражениям "усилить", "уделять больше внимания", "вести решительную борьбу", "широко разъяснять" и т.п.

В общем потоке публикаций были работы, которые выделялись оригинальной постановкой вопросов, стремлением отмежеваться от стереотипных схем. Отметим, например, коллективный труд "Критика фальсификаций национальных отношений в СССР". (М.: Политиздат, 1984). Авторы большинства глав ставили острые вопросы, по которым вели принципиальный спор с противником.

Среди трудов, в которых отрабатывались научные основы современного понимания национальных отношений ввделяется прежде всего коллективная монография "Социально-культурный облик советских наций" (М.: Наука, 1986). Книга обогатила научный инструментарий, категориальный аппарат исследований национального вопроса. Это новаторское для отечественного обществоведения направление было развито в новых публикациях*.

I. См. напр.: Сусоколов A.A. Этносы перед выбором // Социологические исследования. 1988, № 6; Бромлей D.B. Человек в этнической (национальной) срзде // Вопросы философии. 1988, № 7 и др.

Осмысливая процессы национального возрождения, духовного обновления в республиках, с оригинальными работами выступили ученые Прибалтики*. Отмеченные (и другие) публикации дали начало новой полосе исследований национальной проблематики, для которой характерна реалистичная постановка вопросов, стремление освободиться от распространенных в прошлом идеологических стереотипов, углубление в мало исследованные общественные взаимосвязи.

Отдельно рассмотрена историография национальной и религиоведческой проблематики ученых Литовской ССР.

Первое поколение литовских советских специалистов в области национальных отношений, религиоведения и атеизма сложилось на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Среди исследований, наиболее характерных для данного периода, следует отметить работы, посвященные анализу исторических событий, явлений политической и культурной жизни, которые обосновывали социалистические преобразования в Литве, её вступление в состав СССР2. Несомненно позитивное значение указанных исследований, без которых не могло быть дальнейшего наращивания знаний. Вместе с тем названные и другие публикации того времени были односторонне сориентированы только на положительный опыт.

В принципиальном споре с буржуазными идеологами наиболее активными были исследователи национального вопроса и религиозности. Работы Я.Минкявичюса, А.Гайгалайте, В.Дазутки, А.Гай-диса вывели рассматриваемое направление обществоведения в рес-

I. См.: Гинтер D.O., Титма М.Х. Сравнительный анализ социального развития союзных республик // Социологические исследования. 1987, № б; Реб»не Я. Основные черты национальных процессов в республике // Коммунист Эстонии. 1988, № 6 и 7; Лазутка В.А. Перестройка и национальная политика // Коммунист (Вильнюс). 1987, № 9; Алине И. Историческое сознание и интернационалистское воспитание // Коммунист Советской Латвии: I9Ö8, № 4.

2. üomasevicius K.Tarybinio valstybingumo vystymasis Lietuvo-je.- V.- 1966; Ilavickas K. TSRS vaidmuo ginant Lietuvsi nuo imperialietinés agresijoa 1920-1940 metáis.- V.:Mintis, I96b; Kancevicius V. 1940 metij birzelis Lietuvoje.- V.: Mint in, 1973 ir kt.

публике на более высокий уровень*.

Учитывались исследования буржуазных авторов, в том числе и авторов литовского происхождения, посвященные проблемам Советской Прибалтики. Продукция советологов рассматривалась как источник альтернативных идей, методик, оценок, которые "испытывают на прочность" наши собственные подходы и выводы, а также на предмет ее принципиальной критики.

Отечественное обществоведение располагает основательным багажом познания национальных отношений и религиозной жизни в стране. Оно вобрало в себя и обобщило опыт более семи десятилетий развития страны. В оценке идеологической обстановки и тенденций общественного развития многонациональной страны нельзя сбрасывать со счетов опасность националистических и шовинистических уклонов. Но недопустимы и излишние опасения, подозрительность, которые, как показывает опыт прошлого, сковывают внутриполитическую жизнь, сдерживают развитие демократии, привносят в идеологическую деятельность неверные установки.

В процессе перестройки идет переоценка накопленного идейно-теоретического багажа. Заново прочитываются ленинские работы, все классическое наследие. Восстанавливается в полном объеме история национального и религиозного вопросов, их места в идеологической борьбе за обновление общественных отношений.

Второй раздел "Характер и особенности духовно-идеологического процесса (национальный аспект) в Литовской ССР" содержит анализ конкретно-исторического материала и охватывает четыре десятилетия послевоенного развития республики. В четвертой главе "Противоречивость исторических обстоятельств социалистического выбора Литвы" дана характеристика идеологической обстановки, в которой решались вопросы исторического развития Литвы. В си-

I. Минкявичюс Я.В. Католицизм и нация. - М.: Мысль, 1971; Его же: Религия в многонациональном мире. - Вильнюс: Минтис, 1978; Гайдис A.A. Католический клерикальный антикоммунизм (Критический анализ философской и социально-политической проблематики). - Вильнюс: Минтис, 1982: Бальсис А. Мировоззрение в жизни общества и человека. - Вильнюс: Минтис,1981;

(См. след.стр.).

лу исторических и геополитических обстоятельств Литва, как и другие прибалтийские республики, была вовлечена в интенсивную идеологическую борьбу. Обретшая независимость в 1918 году, она развивалась в междувоенный период как буржуазное государство .

В буржуазной Литве была широко распространена концепция единого народа. Она рассматривалась как высшая цель литовского патриотизма. Несмотря на углубляющееся социальное размежевание, идейно-психологическая установка единого народа поддерживалась атмосферой национально-государственного возрождения, а с другой стороны - реальной угрозой, которую испытывало небольшое государство со стороны более сильных западных соседей. Правящая верхушка, буржуазные партии, имевшее большие привилегии духовенство использовали атмосферу национального согласия для укрепления своего политического положения, для создания и поддержания соответствующих идеологических образов. Именно в стремлении обойти, затушевать, сгладить углубляющиеся социально-классовые противоречия лозунгами национально-патриотического единения идеология правящей верхушки, буржуазных партий была националистична. Литовский буржуазный национализм бьш экспансивен не столько в отношении других наций, национальных меньшинств в республике, сколько в отношении собственного народа, его трудовых классов и групп.

Весьма ощутимое идейно-политическое воздействие на общественность оказывали организации буржуазной эмиграции из республик Прибалтики. Особо заметную роль сыграла эмиграция сороковых годов, когда на Западе оказалась значительная и наиболее квалифицированная часть литовской интеллигенции, опасавшаяся сталинских репрессий. В так называемых лагерях перемещенных лиц проживало 400 работников Вильнюсского и Каунасского университетов, около 70 процентов членов Общества писателей Литвы, 1700 учителей, 400 инженеров, 350 юристов, 200 врачей, 500

Gaigalaite А. Klerikalizmas Lietuvoje 1У17-1940.- V.: Min-■tia, Xüfcs Gaidys A., Deksnys В., Lazutka V. Ideologines aroves lietuviij iäeivijoje.- V.: :.:intis,Iy78 ir kt.

студентов*. В США, где статистика фиксирует национальное происхождение граждан, проживает 742 тыс. американцев литовского происхождения. Значительное число литовцев осело в странах Западной Европы, латинской Америки. Эмиграция создала и поддерживает десятки организаций и объединений политического, религиозного, просветительского характера, которые были вовлечены в антисоветскую деятельность. В последние годы отношения литовской диаспоры за рубежом с исторической родиной претерпели значительные изменения. Получает все большее признание принцип взаимного уважения.

Таким образом, в силу геополитических обстоятельств и характера исторического развития Литва и другие прибалтийские республики оказались вовлеченными в интенсивную идеологическую борьбу на протяжении послевоенных десятилетий. Идейные и политические противники видели в Прибалтийских республиках один из удобных объектов деструктивного воздействия на СССР. С другой стороны, учитывая заметный идеологический и политический напор из-за рубежа, нередко переоценивая его силу, партийные органы, учреждения Советской власти, общественные организации проводили жесткую линию на идейную сплоченность общества, нередко создавая необоснованные барьеры на пути гражданского, творческого, научного самовыражения наиболее активной части общества.

В пятой главе "Формирование системы идеологической деятельности в переходный к социализму период"

----:-=-э-ГТ—"ТТ—

рассматривается развитие общественно-политической обстановки в республике на протяжении сороковых и начала пятидесятых годов. Идеологическая система социалистического типа складывалась в Литве под воздействием глубоко укоренившегося во всех сферах общественной жизни сталинизма. Недостаточно учитывались или полностью игнорировались исторические, национальные особенности, своеобразие обстановки в республике.

I. Ех<31г^ав А. Ь1е1;иУоа еп^гас:Уа // Мокз1ав л.г gyvenimas. 1987, Нг II.- Р.27.

Не считаясь с относительной кратковременностью переходного к социализму периода, партийные организации Литвы использовали понятия и категории, которые характеризовали идейное состояние общества в других республиках. Установки на преодоление "пережитков", "остатков", в том числе в национальной и религиозной жизни, не были подтверждены объективным ходом событий.

Борьба против национализма и клерикализма, хотя и имела вполне реальную основу, квалифицировалась как ведущее направление идеологической деятельности. Она во многом вытеснила творческую работу по развитию национального самосознания, духовности, нравственности, внесла элемент воинственности, нетерпимости в идеологическую деятельность.

Проводившиеся в республике массовые репрессии коснулись не только противников социализма, но и людей, заподозренных в неблагонадежности. Всего за семь послевоенных лет (по 1952 год) общее число пострадавших от различных форм сталинских репрессий составило около 8 процентов всех жителей Литвы*. Массовые репрессии не привели к ликвидации противников Советской власти. Наоборот, они подталкивали далеких от политики людей в их ряды. Значительные масштабы приобрела вооруженная борьба. Жертвами насилия вооруженных организаций т.н. "лесных братьев" стало свыше 25 тыс. жителей республики, в том числе женщины и дети^.

Методы насилия и подавления были привнесены и в идеологическую деятельность. Сложившаяся идеологическая система была глубоко противоречива в своей основе. Сориентированная на утверждение основ социализма, мобилизовавшая большинство общества его идеями, она была вместе с тем невосприимчива к гуманизму, демократии, к национальному своеобразию. По этим причинам возможности её воздействия на сознание народных масс были ограничены. Она прочно утвердилась лишь в официальной сизни республики. Большинство установок и представлений, ко-

1« См. 1988 11ероа 7 а.

2. См. :Т1вва. 1У88 Ыгге11о 5 й. ; 198у.Иеров 19 (1.

- 33 -

торыми руководствовались люди в повседневной жизни, расходились с официальными. Наряду с официальной идеологией в известной степени особняком функционировали установки и представления обыденного сознания.

В шестой главе "Оздоровление идеологической обстановки в послесталинский период " анализируется противоречивый процесс демократизации общественной жизни на протяжении большей части пятидесятых и первой половины шестидесятых годов. Атмосфера политической и идеологической борьбы на международной арене в определенной степени сказывалась на оценках идеологической обстановки в стране. Сохранилось представление о потенциальной идейной угрозе внутри общества, о наличии сил, способных нанести урон идейным основам социализма.

В республике уже не было организованной силы, которая оказывала бы противодействие социалистическому развитию. Однако руководящие партийные органы настоятельно подчеркивали сохраняющуюся важность идеологической борьбы: "там, где ослабевает наша идеологическая работа, создаются благоприятные условия для проникновения буржуазного влияния"*.

Идеологическая деятельность партийных организаций в рассматриваемый период велась более комплексно и целенаправленно по сравнению с предыдущим. Сформировалось первое поколение работников идеологической сферы социалистической республики, профессионально более подготовленное к ведению идейно-воспитательной работы с учетом местных исторических и национальных особенностей. Однако, как и во всей стране, в Литовской ССР не удалось создать нормальной, здоровой, творческой обстановки, сориентированной на фундаментальные ценности - демократизацию, свободу творческого самовыражения, духовность, социальные гарантии.

I. Снечкус А.Ю. Отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Литвы X съезду партии. - Вильнюс: Газетно-журнальное изд-во, 1958. - С.53.

Некоторая часть старой интеллигенции, люди, принадлежавшие к имущим классам, вовлеченные в прошлом в националистическое подполье, составляли среду, в которой неприятие социалистической идеологии было наиболее выраженным. Во второй половине 50-х годов в республику вернулось из мест заключения, спецпоселений и ссылок свыше 40 тыс. репрессированных в период культа личности людей*. И те, кто заслуженно понес наказание, и те, кто без вины пострадал, острее воспринимали социальную несправедливость, необоснованность некоторых идеологических тезисов.

Давало себя знать увлечение пропагандистскими кампаниями. В отмеченных обстоятельствах разрыв между официальной идеологией и повседневными жизненными представлениями людей оставался значительным.

В седьмой главе "Дальнейшая идеоло-

гизация общественной жизни. Нарастание противоречий в национальном и религиозном вопросах" охвачен продолжительный период - со второй половины 60-х годов до начала перестройки. По мере того, как страна теряла динамизм развития, возрастала опасность девальвации духовных ценностей, разочарования людей идеологическими установками. В этих обстоятельствах политическое руководство страны пошло по пути интенсификации идеологической деятельности, в том числе и борьбы против советологии и антикоммунизма.

Компартия Литвы, претворяя в жизнь общую стратегию КПСС, значительно расширила масштабы идеологической работы. В сферу политической пропаганды были включены вопросы социалистического образа жизни, правового и нравственного воспитания, политического информирования общества. Развернувшаяся дискуссия по вопросам образа жизни была полезна прежде всего тем, что позволила осмыслить его как сложное общественное явление. Даже при весьма упрощенном противопоставлении социалистического и буржуазного обрезов жизни она будила общественную

I. Партийный архив Института истории партии при ЦК Компартии Литвы. - Ф.1771. - Оп.196. - Д.29. - Л.73.

мысль, гражданскую озабоченность.

Решения по вопросам совершенствования информированности населения предусматривали некоторые новые формы пропаганды. Однако во главе угла ставилась прежде всего интенсификация пропагандистского воздействия, а не восполнение политической информации. Возросшие потребности в политической информации отчасти удовлетворяла система устной пропаганды, в которой допускались сообщения "не для печати". Проведенные нами в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов опросы в коллективах промышленных предприятий, колхозов, на судах морского и рыбного флотов, в учреждениях города и села показывают, что в оценке источников информации на одно из первых мест люди ставили лекции, беседы, политинформации. Предпочтение этой форме получения сведений объяснялось прежде всего неудовлетворительной информативностью и однообразием интерпретации событий в печати, на радио и телевидении. Однако такая практика не сняла саму проблему недомолвок. Она делила общество на посвященных и непосвященных, на актив и пассив и создавала прецеденты неоднозначности конфиденциальной и публичной информации.

Обострялась идеологическая борьба в международном масштабе,и это неоднозначно сказывалось на публичной жизни, на идейно-политической обстановке в стране. В обществе поддерживалось состояние напряженности, подчеркнутой политической бдительности, идейной однозначности. Но это усугубляло духовную замкнутость, скованность, ограничивало возможности творческого самовыражения.

Исследования социалистических преобразований в Литве 1940-1941 годов и послевоенных лет были сфокусированы лишь на показ поступательного развития. Не была в достаточной мере раскрыта внутренняя противоречивость этого процесса, допущенные ошибки и нарушения законности периода культа личности. Нуждалось в снятии многих запретов культурное наследие прошло-

- 36 -

го. Между тем социализация молодежи проходила под знаком ее возраставших духовных потребностей, более глубокого интереса к собственной истории, к культуре и прошлому своего народа.

Требовался свежий взгляд на отмеченные явлений, новый подход к национальной, духовной проблематике, нуждались в переосмыслении исходные тезисы классовой и идеологической борьбы. Однако возрастающие запросы и потребности национального самовыражения не находили концептуального объяснения, и это увеличивало несоответствие идеологической деятельности жизненным реалиям. Хотя официально рекомендовалось открыто ставить вопросы внутренней жизни, на которых спекулировал противник, исследователи и пропагандисты обходили наиболее острые из них, отдавая себе отчет в их сложности, в неразрешимости или просто по перестраховочным мотивам.

Несмотря на очевидные сегодня ошибки, просчеты, заблуждения партийные организации, советские органы и идеологические учреждения республики консолидировали общество, активно поддерживали развитие культуры, образования, вели разностороннюю воспитательную работу.

В третьем разделе "Национальный фактор в процессе перестройки: уроки прошлого и поиски новых решений" определяются новые методологические посылки, методы идеологической деятельности в решении национального и религиозного вопросов. Рассматриваются идеологические процессы в Литовской ССР.

Общетеоретические вопросы раскрываются в восьмой главе "Новые подходы к исследованию национального и религиозного вопросов". Глубокое влияние на идеологическую деятельность последних лет оказывает новое политическое мышление. В частности, оно способст-

вовало отказу от образа коварного врага, от объяснения распространенных в обществе негативных явлений его кознями или дурным примером Запада.

Национальный и. религиозный факторы имеют принципиальное значение для характера и хода перестройки. Разумное, взвешенное отношение к ним, опора на них дает существенный ресурс демократизации и гуманизации общественных отношений.

На повестку дня политической жизни страны были поставлены принципиально важные для перестройки вопросы о республиканском хозрасчете, о суверенитете республик в составе союзного государства, о праве на самостоятельное формирование ими системы просвещения, образования, воспитания, о закреплении статуса национальных языков. Страна и партия вступили в самый отвественный период согласования национальных, национально-государственных и общесоюзных интересов и принятия соответствующих политических решений.

Была определена формула уравновешивания национальных и интернациональных, республиканских и союзных интересов: "сильный Союз - сильные республики; сильные республики - сильный Союз".

Вместе с тем возросшая активность в национальном и религиозном самоутверждении сопровождалась националистическими и шовинистическими перехлестами. Десятилетиями формировавшееся в общественном сознании отношение к национальному и интернациональному, к религии и атеизму обладает известной устойчивостью и инерцией. Оно генерирует, с одной стороны, тягу к привычным порядкам, к единообразию, к догматизму. С другой стороны, оно активизирует мещанский радикализм, который приобретает националистическую или шовинистическую окраску, воплощается в центристских или местнических, сепаратистских тенденциях.

В диссертации анализируются характерные для современной общественно-политической жизни проявления догматизма, мещанского радикализма. Новейшая политическая практика свидетельствует,

что для обеспечения идейной устойчивости общества необходима определенность, последовательность в отношении к непопулярному, но сохраняющему влияние догматизму и к эгоцентристскому крайнему радикализму.

Девятая глава "Национальный и религиозный вопросы в общественно-политической жизни Литовской ССР ¡•в поисках новых резервов перестройки" придает определенную завершенность анализу исторического опыта в рассматриваемой области жизнедеятельности.

Становление курса на перестройку имело в Литовской ССР (как, вероятно, и в других республиках) свою логическую последовательность. Критическое осмысление накопившихся проблем, застойных явлений, все более глубокое проникновение в судаость противоречий к их причинам и истокам сопровождалось неоднозначными сдвигами в общественном сознании. Это показало, например, проведенное нами в начале 1967 г. анкетное обследование рабочих, колхозников и служащих одного из районов Литвы. Данный опрос проводился повторно по аналогичной программе и в тех же коллективах сцустя три с половиной года после предыдущего. Он выявил, в частности, что люди начали относиться к идеологическим стереотипам менее однозначно, проявляя гораздо большую самостоятельность мышления. Они стали более активными в решении проблем своего коллектива, возросло их участие в общественных делах, стала более выраженной гражданственность. Ответы свидетельствовали и о критическом отношении к содержанию той пропаганды и контрпропаганды, которая строилась на огульном осуждении идейного противника, которая в освещении внутренних проблем умалчивала недостатки и приукрашивала

положение дел.

Общественное сознание постепенно трансформировалось из малоподвижного, опиравшегося на целый ряд догматизированных положений и установок состояния в динамичное, впитывающее в себя публичные споры, сопоставление разных мнений, духовную борьбу.

В Литовской ССР активно разворачивались процессы национального возрождения, широкие масштабы приобрели общественные движения и гражданские инициативы.

Партийные и советские органы республики испытывали в новой "нештатной" обстановке значительные затруднения в ведении идейных дискуссий с оппонентами, в прогнозировании событий ближайшего будущего, в разработке оптимальных политических решений. Решались троякого рода задачи. Обновлялось содержание, формы и методы партийной работы. Продвигались вперед поставленные жизнью и общественностью вопросы, от которых зависела судьба перестройки и национального возрождения в республике. Изучались и оценивались общественно-политические и гражданские позиции различных движений и в соответствии с этим вырабатывалось отношение к каждому из них.

В решении целого ряда жизненно важных вопросов (подготовка концепции экономической самостоятельности, восстановление попранной сталинизмом национально-государственной атрибутики и т.д.) усилия партийных организаций и общественных движений, таких, как Саюдис, движение зеленых и некоторых других, носили однонаправленный характер. Партийные комитеты постепенно становились поисковыми, дискуссионными, аналитическими центрами политической жизни республики, освобождаясь (хотя и с трудом) от хозяйственных и других несвойственных им функций.

Основным вопросом, в котором обнаружилось принципиальное различие между интернационалистской и националистической позициями в политической жизни Литовской ССР, был вопрос об отношении к СССР как уникальному союзу народов. Конструктивный подход к нему выразился в стремлении укреплять Союз республик, совершенствовать систему союзных отношений, увязывая эти усилия с национальным возрождением, демократизацией, упрочением правовых основ общественной жизни. Здоровые национально-патриотические силы рассматривали национальное возрождение и ду-

ховное обновление как очень важный, тем не менее - один из участков перестройки, тесно связанный со всем спектром преобразований. Однако действовали и иные силы, которые мыслили изоляционистскими категориями, искусственно разделяли республиканские и союзные проблемы на "свои" и "не свои".

Последним нередко удавалось завладеть общественным мнением, задавать тон публичным дискуссиям.

Для партийных организаций, государственных органов республики первый этап после апреля 1935 года был нелегким периодом самокритического анализа идейно-политической работы в свете нового политического мышления, временем поиска новых подходов, определения концептуальных основ применительно к своей деятельности. Эта перестройка осуществлялась весьма противоречиво, в условиях острейшей политической конкуренции.

В заключении подводится итог исследованию, сделаны наиболее общие выводы. Отмечается, что при достигнутом уровне развития общества, при богатстве и разнообразии накопленного им опыта социалистический плюрализм - основа его единства, гарантия самовыражения различных общественных групп. Однако до демократии нового типа необходимо "доработаться". Требуется время для формирования новых демократических институтов, принципов взаимодействия различных общественных сил.

Укреплению идейного потенциала социализма способствует более взвешенное отношение к собственному опыту. Его невозможно в буквальном смысле повторить. Опыт поучителен прежде всего своей диалектической противоречивостью.

Основные публикации по теме исследования

1. Новое политическое мышление и идеологическая борьба. -Ы.: Знание. 1988, - 2.8 п.л.

2. Проблема национального и идеологическая борьба // Коммунист (Вильнюс). 1988, № 3. - 0.6 п.л.

3. Борьба против националистической и клерикальной идеологии (из опыта работы партийных организаций Литовской ССР) // Вопросы теории и практики идеологической работы. - М.: Мысль, 1967. - I п.л.

4. Нравственное обновление и мещанство // Коммунист (Вильнюс). 1987, № 5. - 0.7 п.л.

5. Трибуна марксистской мысли // Коммунист (Вильнюс). 1986, № 6. - 0.4 п.л.

6. Буржуазные концепции современности и антикоммунистическая пропаганда. - Вильнюс: Знание, 1966. - 0.9 п.л. (на литов. яз.).

7. Антикоммунизм и действительность. - Вильнюс: Минтис, 1964. - 10.2 п.л. (на литов. яз.).

8. Требования растут // Коммунист (Вильнюс). 1984, № 6. -0.7 п.л.

9. Советологические интерпретации // События и время (Вильнюс). 1983, № 4, 5. - I п.л.

10. Антикоммунизм неоконсерваторов США // Коммунист (Вильнюс). 1983, № 4. - 0.5 п.л.

11. Воинственность 8 стратегии империализма: истоки и доктрины // Коммунист (Вильнюс), 1961, №11. - 0.6 п.л.

12. Буржуазная система массовой информации и антикоммунизм.-Вильнюс: Знание, 1980. - 3.85 п.л. (на литов. яз.).

13. Антикоммунизм в период разрядки напряженности // События и время (Вильнюс), 1979, № 21. - 0.5 п.л.

14. Созидательная функция социального опыта // Культурос ба-рай (Вильнюс). 1978, № 12. - 0.5 п.л. (на литов. яз.).

15. Современная идеологическая борьба: новые аспекты и особенности . - Вильнюс: Знание, 1977. - I п.л. (на литов. яз.).

16. Советский опыт развитого социализма // Проблемос (Вильнюс). 1977, № I. - 0.6 п.л. (на литов. яз.).

17. В.И.Ленин об использовании опыта в период революционных преобразований // Вопросы истории Компартии Литвы. 1977, Т.20. - I п.л.

18. Политическая консолидация рабочего класса Литвы в переходный к социализму период // Вопросы истории Компартии Литвы. 1976, Т.18. - I п.л. (на литов. яз.).

19. Об интернационализации многонационального рабочего класса СССР // Национальное и интернациональное. - Вильнюс: Минтис, 1976. - 0.8 п.л. (на литов. яз.).

20. Опыт социалистического строительства и его использование // Научный коммунизм. 1975, № 5. - 0.8 п.л.

21. Процессы интернационализации в развитии мировой системы социализма // Вестник Московского ун-та. Серия ХШ. Теория научного коммунизма. 1975, № 4. - 0.7 п.л.

22. Политическая консолидация рабочего класса в переходный к социализму период // Рабочий класс в развитом социалистическом обществе. - Грейфсвальд: изд-во Грейфсвальдского ун-та, ГДР, 1975. - 0.5 п.л. (на немецком яз.).

23. Интернационализация национальных отрядов рабочего класса СССР // Социализм - динамичное общество. - Грейфсвальд: изд-во Грейфсвальдского ун-та, ГДР, 1974. - 0.5 п.л. (на немецком яз.).

24. Преемственность социального опыта и самовоспитание // Яунимо грятос. (Вильнюс), 1974, № 9. - 0.2 п.л. (на литов. яз.).