автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Историческое развитие польско-русских музыкальных связей в области смычкового исполнительства

  • Год: 1987
  • Автор научной работы: Вуйтевич, Ежи
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Историческое развитие польско-русских музыкальных связей в области смычкового исполнительства'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Вуйтевич, Ежи

ВВЕДЕНИЕ.стр. I.

Глава I. Истоки польско - русских связей в смычковом искусстве .стр. 25.

Глава П. Польские скрипача и виолонче&ииты в России XIX - Начала XX веков . стр* 56.

Глава 1. Польские скрипачи и виолончелисты воспитанники русских консерваторий . . . стр. 118.

Глава 1У. Развитие польско - русских связей в области смычкового искусства . стр. 168.

 

Введение диссертации1987 год, автореферат по искусствоведению, Вуйтевич, Ежи

Развитие национальных культур /а в период до образования наций - культур отдельных народностей/, имеющее своей основой социально-исторические процессы, происходит в непрестанном общении друг с другой. История мировой художественной культуры включает в себя истории разнообразных и всеобъемлющих связей, по-раз= ному проявляющихся на разных исторических этапах, взаимно обогащающих национальные культуры в процессе их развития. Исторически складывающиеся и разливающиеся между народами и странами культурные связи играют огромную роль в процессе духовного, в том числе и художественного развития человечества, являясь одним из важнейших факторов прогресса каждой национальной культуры и мировой культуры и искусства в целом, складывания мирового культурного наследия как общего достояния всего человечества, взаимного Познани! и сближения народов.

Изолированного развития отдельных национальных культур история не знает; ни одна культура мира не развивалась в культурно! пустого, в изоляции от культур других народов. Вместе с тем, опыт развити! народного творчества в различных странах мира, опыт про* фессионального искусства в его наивысших классических образцах убедительно свидетельствуют о постоянном и плодотворном обмене идеями, художественными достижениями и творческим опытом между культурами многих народов и стран. Без этого не было бы прогресса в искусстве, было бы невозможным завоевание новых художественных высот, отвечающих изменяющимся требованиям времени. В лучших достижениях мирового искусства отчетливо проявляется настойчивое стремление творцов всех эпох выйти из узкого круга только своих национальных художественных традиций, использовать, опыт, темы и мотивы, заимствованные у других народов. В частности, величайшие гении музыки творили на основе широкого освоения всего многонационального omasa современного искусства. Известно, как восприимчив был к достижениям итальянской, французской, английской культур Й.С.Бах. 1Ьч-но так же и ФЛопен и П,Чайковский, и другие видные польские и русские композиторы впитывали все наиболее близкое и нужное им в творчестве крупнейших западных современников. Как справедливо замечает И.Неетьев: «Даже самые одаренные и» классиков не достигли бы и малой доли успеха, еели бы судьба лишила их возможностей музыкального обмена. /./ Опасность застой, духовной ограниченности и самоуспокоения не раз угрожала тем художникам, которые пытались глухо замкнуться в пределах только собственного национального опыта w /91, 14-15/.

Как доказывает история, ни одна даже самая великая культура самого многочисленного народа не может развиваться без контактов с культурами других стран. Красота и самобытность казной отдельно взятой национальной культуры вовсе не исключает многовековых процесс©! ее активного взаимообмена с культурами других народов. Более того, художественная практика убеидает: чем теснее национальная культура связана с другими, чем интенсивнее вбирает она в себя те черты духовного и художественного опыта других народов, которые приобрели интернациональное значение, тем быстрее и плодотворнее она развивается, тем больший вклад она вносит в обогащение духовной жизни всего человечества, всей мировой культуры. Констатация о связях какой-либо национальной художественной культуры с другой отнюдь не умаляет ее значения и самобытности. Один из крупнейших худоиников и теоретиков социалистической литературы Иоганнес Бехер писал, что "подлинно национальная литература может возникнуть и развиваться только в плодотворных взаимоотношениях с литера^рами других народов" /9В, £56/. Известные слова К.Маркса <ш том, что всякая нация может и должна учиться у других" /4, 10/ всецело относятся и к взаимообмену национальных культур.

Связи и взаимодействие культур - процесс, имеющий давнте историю, увеличивающий свою интенсивность в ходе исторического развития. Духовный взаимообмен наций стал важнейшим элементом развития европейских национальных культур. На рубеже РШ-ХИ вв. активным участником межнациональных культурных общений становятся многие народы, кулы^рное развитие которых было задержано в силу ряда историчесжих причин и которые живо воспринимав}® из современной им культуры других стран та, чаю может наиболее способствовать потребностям развитии их собственной национальной культуры. Европейские культуры все более расширяют границы взаимодействия, вбирая в себя новые для них фольклорные и художественные богатства народов, чье творчество до того времени было относительно мало известно за пределами национальной культуры. Культурные ойцения Европы и Востока перестаю« быть более или мене© случайными и занимают свое место в процессе художественного развития многих народов. К.Маркс и Ф.Энгельс ® "Коммунистическом манифесте11 отмечает огромный революционный скачок, происшедший г 350 время в развитии материальных и духовных общений между народами, установлении между ними все более всесторонних и всеобъемлющих связей: "На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходи® всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наци! друг от друга» Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовншу производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из многих национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература11 /7, 428/.

Стремительное развитие на протяжении последних столетий меянациональных культурных связей является проявлением второй из двух тенденций национального развития при капитализме, сформулированных В.И.Лениным: "Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациши, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т.д." /I, 124/.

Превращение социализма в мировую систему, рост рабочего и демократического движения в капиталистических странах, освободительной борьбы в странах Африки и Азии, борьба за мир - все это привело к небывалому расширению не только общественных, но и культурных международных связей в наши дни, взаимно обогащающих демократические и социалистические ^льтуры. Духовный взаимообмен наций является на современном этапе законом художественно-эстетического прогресса, мощным двигателем художественного развития.

Итак, межнациональные связи культур представляют собой важнейшую закономерность культурно-исторического процесса. Но вместе с тем взаимные связи с другими культурами - это составная и неотъемлемая часть самого развития национально! даьтуры, а внешни© контакты и влияния составляю® определенную сторону художественного процесса. Характерные черты каждой национальной художественно! культуры обусловлены не только комплексом "внутринациональных" факторов, но и особенностями ее внешних связей. То самобытное, что рождается внутри каждой из национальных культур под воздействием особых, ей присущих социальных §акторов, неизменно входит в соприкосновение с достижениями иных близких культур, "образуя невиданные ранее сплавы и сочетания1' /91, И/. Связи между национальными культурами пронизывают все уровни художественного процесса, все его основные компоненты, Притом они не только синхронны» но и диахронны, т.е. включаю® в себя и использование предшествовавшего инонационального опыта. При посредстве этих связей национальная культура одновременно становится составной часть© более широкого культурного контекста - например» славянской, или европейской, или мировой культуры. Однако следует всегда пошить, что внешние контакты и влияния не определяют в целом развития национально! культуры. Развитие каадо! национальной культуры определяется прежде всего специфическими ' факторами национальной жизни, особенностями культурных традиций, внутренней логикой художественного процесса, Художественные же .связи с культурами других народов своеобразно подчиняются этой логике, во многом зависят от нее, оказывая в то же время существенное воздействие на развитие; художественного процесса, содействуя ему, убыстряи и обогащая его.

Музыка, не нуждащаяся в переводе с одного языка на другой, особенно органично осваивает инонациональный опыт. Специфические свойства музыкального искусства в высшей степени способствуют возникновению и развитию разнообразных связе! между национальными культурами, обмену достижениями и творческим опытом между ними. "Музыкант-профессионал или народный певец охотно подхватываю?, ассимилирую® полюбившиеся ичужиеи мелодии, интонационные, ритмические, ладовые формула, незаметно "присваивают" их, подчини своим прочно сложившимся традициям" /91, Г?/. Связи и взаимовлияния между музыкальными культурами отличаются особой интенсивностью, шею® действительно всеобъемлющий характер, разнообразно проявляясь как в области музыкального творчества, так и музыкально-исполнительского искусства, стимулируя развитие национального историко-музн= кального процесса, накладывая свой отпечаток на облик каждой из национальных культур.

Поэтому исследование ттории национальной музыкальной культуры, в том числе и истории отдельных областей национального музыкально-исполнительского искусства, невозможно без учета контактов данной культуры с другими, оно требует глубокого и всестороннего изучения ее внешних связей, выявления их роли и значения в процессе развития этой культуры. Важнейшая задача состоит в том, чтобы представить пути и художественный облик национально! культуры не как замкнутые в себе,, но в том реальном историческом окружении, в тех реальных связях, в которых формировалась и развивалась эта культура. История взаимосвязей является частью истории национальной культуры. Кроме того, исследование отношений одной культуры к другим является средством и составной частью познания этой культуры, раскрытия общих закономерностей ее развития и своеобразия ее национального проявления, помогает выявить ее специфический вклад в общее развитие, определись место музыкальной культуры страны в контексте мирового музыкального процесса. Притом первостепенное значение имеет исследование ее связей с культурами близкими, родственными, е культурами, с которыми она на протяжении длительного времени развивалась в наиболее тесном шаимодей-ствии. В случае польской культуры, также музыкальной, такими связями являются ее традиционные взаимосвязи с родственными культурам ми соседних славянских народов, и в первую очередь - ее тесные, многовековые взаимосвязи с русской культурой. В обстановке все расширяющегося плодотворного культурного сотрудничества социалистических стран, укрепления и развития культурных взаимосвязей, дружбы и единства между народами Польской Народной Республики и Советского Союза остро современная проблема изучения взаимосвязей и взаимодействия польской и русской, и польской и советской музыкальных культур стала одним из важных направлений польской, а также советской музыкальных наук. Все это определило выбор темы и научную значимость данной проблемы,

В диссертации исследуется историческое развитие польско-русских музыкальна связей в области смычкового искусства. Оно является важнейшей частью традиционных польско-русских культурных взаимодействий, восходящих своими штоками еще в эпохе формирования в недрах народной польской и русской культур смычковых инструментов и традиции игры на них. Это взаимодействие, отчетливо проявившееся еще на ранних этапах истории, получило особенно интенсивное развитие, начиная с XXX столетия. Постоянно шепнувшие и расширяющиеся взаимосвязи меад польской и русской смычковыми культурами обогатшш как польское, так и русское музыкальное искус ство, сыграли существенную роль в развитии общеславянской смычковой культуры. Многие польские музыканты концертировали, учились, жили и работали в России, испытывая благотворное воздействие со стороны русской музыкальной культуры. Со своей стороны они вносили ценный вклад в развитие русской музыкальной жизни. Самые вид-вые из них - КЛипиньскиЙ, А.Контский, Г.ВенявскиЙ и АЗержбило-вич оказали значительное влияние на развитие русского скрипичного и виолончельного искусства. В свою очередь, через видных польских скрипачей и виолончелистов - воспитанников русских консерватория - русские скрипичная и виолончельная школы заметно повлияли на развитие польского смычкового искусства.

Актуальность проблемы определяется необходимостью всестороннего исследования музыкально-исподнмтельекой культуры польского народа, в частности, изучения ее связей с музыкальными культурами других стран, в нерву© очередь ее связей с родственно! руссшй музыкально! культурой; раскрытия, в связи с этим, нонкретно-исто= рического вклада польского народа в развитие общеславянской и шире - мировой смычковой культуры, в том числе и роли польских музыкантов в развитии русского смычкового искусства; выявления источников, приведших к расцвету польского смычкового исполнительского искусства в XIX веке, занявшего по праву одно из ведущих мест в европейском смычковом исполнительстве, факторов его дальнейшего успешного развития на современном этапе, в чем существенную роль безусловно сыграли постоянные и тесные взаимосвязи с русским, а затем и советским скрипичным и виолончельным искусством; выявления роли взаимосвязей польской и русской смычковых культур в развитии традиционных культурных взаимосвязей наших народов, плодотворного польско-советского культурного сотрудничества» Историческое развитие польско-русских музыкальных связей в области смычкового искусства раскрывается при этом как одна из закономерностей историко-культурного процесса, способствующая взаимопроникновении и взаимообогащению национальных культур поль~ ского и русского народов.

О необходимсЙ^и^ исследования взаимосвязей музыкально-испол= нательеких культур славянских стран писал еще свыше четверти века тому назад в своей статье "О задачах славистики в музыкознании", опубликованной в польском журнале -"Музыка11 /1958, № 3/ крупный советский исследователь и глубокий знаток польской музыкальной культуры и проблемы взаимосвязей славшских культур И.Ф.Бэлза. Отмечая появление к тому времени целого ряда работ, поевщенньщ исполнительскому искусству славянских музыкантов, взаимным связям и общности национальных школ славшских стран, он указывал, что проблема творческого сотрудничества славшских музыкантов в области исполнительского искусства, в том числе и смычкового, требует еще более глубокого изучения и что насущной становится задача создания труда, "который освещал бы эту общность во всей полноте11 /Ш, 89/,

G того времени в Советском Союзе был опубликован ряд ценных работ, в частности, труды й.Бзлзы, I.Гинзбурга, В.Григорьева, й.Ямпольского, в которых многие важные вопросы истории взаимных связей и взаимодействия польской и русской смычковых культур получили углубленную разработку и научное осмысление. Но до сш пор историческое развитие польско-русских музыкальных связей s области смычкового искусства не было объектом специального исследования. Нами сделана попытка впервые последовательно проанализировать исторически! путь становления и развития этих связей, их роль в истории музыкально! культуры наших народов.

Разработка различных аспектов и вопросов проблемы культурных связей и культурного сотрудничества между народами Польши и Советского Союза, в том числе и изучение истории, исследование богатых традиций взаимных связей в разных областях культуры и искусства, имеет не только современное научное, но и важное актуальное общественно-политическое значение. Глубокое и всестороннее изучение: этих проблем может способствовать разработке вопросов интернационального воспитания, дальнейшему процессу культурного сближения польского и советского народов, служить укреплению и развитию братской дружбы, связывающей народы Польши и Советского Союза. 1 частности, в двенадцатой етатье Договора @ взаимном культурном и научном сотрудничестве между Польской Народной республикой и Союзом Советских Социалистических республик от ШО года, являющегося юридической основой польско-советского культурного сотрудничества и в наши дни, указывается, что стороны договорились всемерно содействовать широкой популяризации среди народов наших стран знаний о традициях их взаимных культурных и научных связей /114, 501/. Исследование проблемы, которой посвящена нас тощая работа отвечает насущным потребностям процесса реализации поста

- II

- показать место и определить роль этих связей в польском художественном процессе ХННКХ веков в целом;

- исследован, влияние конкретно-исторических условий, в которых проходило взаимодействие польской и русской музыкальных культур в области смычкового искусства, показать их определяющую: роль в этом процессе;

- вскрыть значение национальных - шире - общеславянских -традиций в области смычковой культуры в процессе творческого взаимодействия польского и русского смычкового искусства, становления творчества выдающихся скрипачей и виолончелистов Х1Х-ХХ веков;

- исследовать деятельность польских скрипачей и виолончелистов в России, обучение польских музыкантов в русских консерваториях, творческие и дружеские связи польских и русских музыкантов;

- раскрыть роль прогрессивной русской и советской музыкальной критики в формировании творческого облика и эстетических взглядов польских музыкантов; проследить развитие богатых традиций взаимосвязей между польской и русской смычковыми культурами в польско-советском культурном сотрудничестве.

Огромное значение для познания многообразных и сложных механизмов общения и взаимодействия национальных культур имеет ленинская теория двух культур. Объясная социальные причины того, что развитие национальных культур происходи через борьбу исторически враждебных сил, она помогает понять идейно-художественную близос® социально и духовно родственных направлений в разных /в том числе и весьма далеких по своим художественным традициям/ национальных художественна культурах, помогает понять закономерность наиболее интенсивного их взаимодействии на главных направлениях современного развития. Весь огромный опыт развития мировой художественной культуры подтверждает, что борьба двух культур происхоновлений этого договора, главным направлениям современного этапа развития братских взаимоотношений и всестороннего сотрудничества между народами Польши и Советского Союза.

Межнациональные культурные, в том числе и музыкальные, связи - эт© сложная, вющчащая в себя множество разнообразных аспектов, исследовательская проблема. Сложность ее разработки состоит не:;г л столько в собирании и описании многочисленных фактов самих связей, сколько в их теоретическом истолковании при исследовании творчества отдельного художника или изучении национального; художественного процесса. Кроме того, проблема культурных связей включает в себя не только вопросы той области художественной культуры, на материале которой она исследуется /в настоящей работе - вопросы собственно музыкальные/, но затрагивает и историко-культурные, общественно-идеологические области. В частности, изучение взаимосвязей и взаимодействия культур требует выяснения тех шнкретно-исто= ричвских условий, в ксшэрых происходи® данное взаимодействие, а также учета национально! специфики и национальных традиций отдельных художественных культур. В связи с этим возникли следущие пели и задачи исследования;

Цель данной работы - на основе исследования и обобщения обширного собранного материала раскрыть процессы взаимопроникновения национальных смычковых культур польского и русского народов, выявить общие закономерности в развитии польско-русских музыкальных связей в смычковом искусстве, связанных с творческим обогащением польской и русской смычковых культур. В связи с этим представлялось необходимым: - по возможности исчерпывающее и всестороннее выявление как прямых, так и опосредованных прльско-русских связей в области смычкового искусства; дит не только в пределах отдельных национальных культур, она выходит далеко за национальные границы, являясь одной из центральных проблем социального развития общества, его духовной культуры, С расширением духовных связей между народами, сложное взаимодействие культур, особенно социально близких культур разных наций, вставших на путь социалистического развития, становятся все более значительным фактором мегнду на родной художественно! жизни. Литературе и искусству буржуазного общества, во многом испытывающим на еебе иде©-логичесше давление империалистической "интеграции", противостоят силы демократической И социалистической культуры народов, культуры, связанной с идеями революционного гуманизма и социалистического преобразования мира.

Польская культура всегда была в своем историческом развитии культурой в значительной мере открытой, многообразными путями связанной с куль^рами многих народов, с общим поступательным развитием мировой культуры, активно умствующей в духовном взаимообмене и культурном сотрудничестве наций. Уже свыше тысячи лет она развивается, постоянно обогащаазь внешними импульсами, обильно впитывая мировой художественный опыт и лучшие достижения мировой культуры, художественные богатства других народов, воспринимав влияния других национальных культур и, вместе с тем, оказывая воздействие на культуры других народов и внося свой значимы! яркий и неповторимы! вклад в развитие мировой культуры.

В средние века развитие польской профессиональной художественной культуры определяло в большой мере преобладающие воздействия латинской культуры, в эпоху Возрождения /в Польше - конец ХУ и ХУ1 столетие/ - гуманистические веяния итальянского Ренесанса, широкое распространение в Польше итальянского искусства. Расширялись связи и с другими европейскими культурами. Значительные влияния итальянской культуры б Польше сохранились и на протяжении последующих столетий, но все более сильными становились влияния французской культуры, особенно начиная с эпохи Просвещенна. Вместе с тем, в развитии польской культуры определенную роль в связи с территориальным соседством и событиями истории - сыграли ее отношения с немецкой культурой, которые, как известно, характеризовались как связями, значительными влияниями, так и противоборством. Но наиболее творческими и постоянными были связи польской культуры с культурами славянских народов, в первую очередь с русской и чешской, отчетливо проявившиеся в развитии польекой литературы и искусства особенно в ИХ и нашем столетиях. Следует отметить, что в польской художественной культуре запечатлелись также ее контакты с английской культуро! и культурами других народов Европа - венгерской, фламандской, испанской, шведской, а также восточными, например, турецкой. В последние десятилетия, в связи со значительным увеличением меаднародных контактов польской культуры, увеличилось и разнообразие испытываемых ею влияний.

Многочисленные и очень разносторонние влияния, воздействия других культур, воспринимаемые на протяжении веков польской культурой, сыграли несомненно значительную роль в ее развитии - обогащали ее, увеличивали ее разнообразие, придавали особенные краски, ускоряли ее развертывание, способствуя расширению художественного кругозора и обогащению творческого опызеа польских мастеров. Но вос-принимаа духовные богатства других народов, впитывая гуманистическое наследие и художественный опыт мировой культуры, польска® куль^-тура во все эпохи своей история всегда умела творчески усвоить воспринятые идеи и ценности, подчинить их специфике собственного развития, претворить их и переосмыслить в духе собственных национальных традиций, гармонично сочетать со своими собственными богатствами и традициями. В результате польски! народ смог создать новые, оригинальные, неповторимые культурные ценности, которые обогатили мировую кульгуру и духовную жизнь других народов, оказали воздействие на развитие других национальных культур, особенно в области инструментального искусства.

Зарождение профессионального смычкового искусства, возникновение классической скрипки во многом оказалось связанным с польскими народными традициями. Это произошло в начале ХУ1 века, когда Польша была одним из активных центров культурного развития, воздействующим и на соседние страны. Это был период расцвета польской культуры, именуемы! ее ''золотым веком1** Польша и ее культура вызывали в то время огромный интерес в западноевропейских странах, где получили известность и трактаты польских писателей-гуманистов, и творчество польских композиторов. Активную роль в европейской культуре сохранила польская культура и на протяжении следующих столетий.* И.Ф.Бэлза указывает, что в период ХУП-ОТ веков "заметное воздействие на западноевропейскую музыкальную культуру оказывала также польская музыка. Наряду с произведениями Баха, Генделя и других немецких композиторов, неоднократно обращавшихся к польским танцевальным жанрам, меежно напомнить и о клавесинной пьесе Фр.Купе-рена, озаглавленной "Песня в польском стиле" /А»ъ Лауч> fe $ илЛь » 17,21/» и о польской танцевальной сцене р^е ро^ ¿{еикРо1он&и в"^ рамо и о некоторых других произведениях французских мастеров, также оценивших богатство и красоту польской музыки1*. "Вопрос, - продолжает он, - о распространении и восприятии польских влияний в музыкальной культуре Запада вплоть до самого последнего времена был гораздо менее изучен, чем вопрос о западных влияниях в официальной культуре Речи Поспо-литой* Следует заметить, однако, что материал, постепенно накапливашцийся в трудах русских, польских, чешских, отчасти также немецких и венгерских исследователей, уже дает возможность; утверздать, что достижения польской народномузыкально! культуры и передового профессионального искусства е давних пор играли весьма значительную роль в развитии мировой музыкальной культуры /29, т.1, Ш2/.

Высочайшие достижения польской литературы и-искусства XIX столетия, символом которых стало творчество Д.Мицкевича и Ф.Шопена, навсегда ставшее общечеловеческим достоянием, утвердили видное место польской культуры в мировой культуре. Высокие идеалы свободы и справедливости, идеи национально-освободительной борьбы, сплетавшиеся с идеями борьбы против социальной несправедливости, прожив всякого угнетения, одухотворяющие творчество передовых представителе! польской культуры, главные направления развития которой во все эпохи были связаны с идеалами гуманизма и с силами прогресса, увеличивали ее мевднародное звучание в прошлом и нашем столетиях - в эпоху нарастания национально-освободительной борьбы народов и социальных битв.

В прошлые эпохи культурного развития Польши довольно значительную роль в культурной жизни страны играли деятели культуры других стран. Особенно в период ХУ1-ОТ веков служба в Полые множества зарубежных, презде всего итальянских, французских, немецких позтош, драматургов, композиторов, музыкантов, архитекторов, скульпторов, живописцев, актеров всячески поощрялась королевским двором и правящей верхушкой нередко в ущерб интересам талантливых польских мастеров и польской национальной культуре, тем боле©, что в числе иностранных артистов, подвизавшихся в Польше в разнве времена и пользующихся поддержкой влиятельных кругов, много было второстепенных, посредственных художников. Но в то же время приезжали в Польшу и вели здесь творческую деятельность многие выдающиеся представители европейской художественной культуры, Многие из них прибывали сюда в долгие периоды религиозных войн и преследований в остальных странах Европы, находя условия, благоприятствующие творчеству, В целом приезды и деятельность иностранных мастеров искусств, также и в более близкие нам времена сыграли положительную роль: способствовали распространению прогрессивных идей, новых течений в литературе и искусстве, ознакомлению польской культурной общественности с достижениями художественной культуры других стран. Многие иностранные мастера внесли ценный вклад в развитие культурной жизни Польши и ее культуры. Многие, испытав воздействие польской культуры, отразили художественные ее черты в своем творчестве, способствуя ее популяризации за рубежом.

Вместе с тем следует помнить, что Польша на протяжении большей части своей истории была многонациональным государством, что крупнейшие центры польской культуры, прежде всего Вильно и Львов, находились и на территорий Украины, Белоруссии и Литвы, и в польской культурно! жизни участвовали и шосили ево! вклад в развитие польской культуры также многие представители украинского, белорусского, литовского и других народов. В историю польской национальной культуры навсегда вошли имена ее выдавдихся представителей иностранного происхождения, тесно приобщившихся к не! и внесших большой, иногда неоценимый вклад в ее развитие, таких как Саму эль Богумил Линде, Юзеф Зльснер, Оскар Кольберг и многих иных.

С другой стороны, с давних времен многие представители польской художественной культуры вели свою творческую деятельность за рубежш и вносили4 вклад в развитие культур других народов. В частности, на рубеже ХУ1 и ХУЛ столетий большой славо! в странах Западной Европы пользовался знаменитый польский лютнист Якуб

- Г?

Рейс, которого игеновали там Якубом Поляком. В списках капелл 2ЛНШ столетий разных стран и в других документах часто встречается при именах музыкантов обозначения "поляк0.

В XIX - начале XX вв., в период тяжелейшего национального угнетенна, испытываемого польским народом и польской кульэурой, многие представители польской художественной культуры были вынуждены жить и творить за рубежом. На эмиграции оказался Шопен и все четыре великие писатели-романтики: Мицкевич, Словацкий, Красинь-екий и Норвид» создавшие вдали от родины многие шедевры своего творчества, в которых 0в высшей степени показательна для польского романтизма органическая связь национально-патриотических чувств с общечеловеческими проблемами* /29, т.Ш, III/. Думается, что ко всем великим польским творцам того периода можно отнести слова, высказанные И.ф.Бзлзой о Шопене: каждый из них "всем своим творче-ством утверждал национальную самобытность польской культуры и право родного народа на жизнь, на веками складывавшееся своеобразие жизненного уклада, а вместе с тем создавал в своем искусстве грандиозные общечеловеческие обобщения* /29, т.1, XII-IXE/. Sa сохранение и развитие польской национально! культуры боролись и другие польские художники, творившие за рубежом. Вместе с тем они принимали активное участие в культурной жизни разных стран, многие из них внесли существенный вклад в развитие художественной культуры других народов. Их творческая деятельность, разумеется, развивалась в меру возможностей каждого из них. Но подобно творчеству Попена, которое, заслужив международное признание, "тем самым уви-лило значение элементов польского и вообще славянского, музыкального искусства в развитии мировой музыкальной культуры" /29, т.1, 157/, т.е. в целом создавала славу польской культуре, расширяла ее влияние, укреплша ее связи с культурами других народов.

Современная художественная культура Народной Польши, успешно развивающаяся на основе социалистических преобразований, продолжает и развивает лучшие традиции международных связей польской культуры, Она постоянно обогащается, вбирая в себя гуманистическое наследие мировой культуры и ее современные достижения, присваивая все то, что является прогрессивным в искусстве других народов, что отвечает магистральному пути развития современно! польской кужьзу-ры, основывающейся на принципах социалистического гуманизма, патриотизма и интернационалистической солидарности с силами прогресса, справедливости и мира во всем мире. Вместе с тем польская культура, присутствие которой в мире постоянно увеличивается, вноси® весомый вклад в развитие мирового искусства и во многих областях, в частности, в музыке оказывает заметное воздействие на развитие мировой художественно! культуры и других национальных культур.

В системе международных связей польской культуры на всех этапах ее развития особо видное место занимали ее связи с культурами соседних славянских народов, в первую очередь - связи с русской культурой. Постоянно крепнувшие и расширяющиеся на протяжении столетий польско-русские культурные связи отражаю* сущеетвувдий с давних времен среди наших народов большой взаимный интерес к культуре другого народа, их стремление к культурному общению и сближению, основывающееся на исторической общности польского и русского народов. Разнообразно проявлявшиеся связи между польской и русской культурами сыграли существенную роль в их развитии, способствуя, в частности, укреплению их самобытности и национального своеобразия, а также развитию взаимоотношений между нашими народами, особенно в трудные моменты истории этих отношений. Как справедливо замечает Г.ВисьневекиЙ: ЯВ развитии и укреплении отчетливо проявлявшейся в истории, несмотря на различные исторические коллизии и противоречий, тенденции к братскому единению наших народов, литература и искусство сыграли исключительно большую роль*' /206, 43/.

Научная новизна работы состоит в том, что диссертация авляет-ся первым исследованием, обобщающим пути развития взаимных связей между польской и русской музыкальными кулыурами в области смычкового искусства. Впервые во всей полноте рассматриваются в ней истоки взаимосвязей между польской и русской емычковыми культурами, последовательно анализируется исторический путь становления и развития процесса взаимодействия и взаимообогащени® этих культур. Впервые исследуется и деятельность в России некоторых видных, а также менее известных, но заслуживших внимания польских скрипачей и виолончелистов, внесших ценный вклад в развитие музыкальней жизни русских городов и укрепление польско-русских музыкальных связей. В научную литературу вводитса новый неопубликованный материал, полученный автором при работе в советских и польских архивах, библиотеках и музеях, при изучении научных трудов, монографий, русской и польской периодики. Доминирующим являете® здесь исторический аспект, который определяет основную направленность анализа.

Методологической базоИ исследования являются принципы марксистско-ленинской эстетики и теорий культуры, фундаментальные положения польской и советской исторической науки, теоретические основы польского и советского музыкознания, истории и теории исполнительского искусства.

Практическая значимость- диссертации состоит в том, что ее материал и выводы могут быть использованы в музыкознании в ходе целостного анализа развития польской и русской музыкальных культур, исследования путей развития славянского и мирового смычкового искусства. Материал исследования может быть применен в курсе

- 20 лекций по истории и теории смычкоюгс искусства.

Обзор литературы. В польской литературе вопросам польско-русских связей в области смычкового искусства посвящено сравнительно немного работ. Эта проблема затронута частично в монографии Ю.РеЙсеа "Генрик ВенявскиЙ" /189/, его же работах "Скрипки и скрипачи" /192/, "Польские скрипки и польские скрипачи" /191/, "Поповские виолончелисты" /193/, в очерке С.Сьледзиньского "Братья Конт-ские в России" /201/, в монографии 0.Поврозьняка, посвященной К.Ли^ пиньскому /185/, а также в работе И.Красиньской "Ян и Мечислав Карловичи и их роль в развитии польско-русских связей" /НО/. Некоторые сведения по данной теме срдержатся в работах Л.Блащика /183/ и Е.Голоса /183/. Для освещения польско-советских связей и сотрудничества польских и советских музыкантов очень полезной оказалась книга Г.Висьневского /206/.

Главным образом материал, относящийся к данной теме, разработан в советской литературе. Основополагающее значение для исследования польско-русских музыкальных связей, в том числе и в области смычкового искусства, имеют фундаментальные работы И.Ф»Бэлзы, в первую очередь его труд "История польской музыкально! культуры" /29/, представляющий собой наиболее полное и подробное исследование истории польской, музыки, не имеющее себе равного ни в польской, ни в советской литературе по объему фактического материала, глубине анализа, широте обобщений. В трех томах, изданных до еиж пор и охватывающих развитие польской музыкальной культуры до половины XIX века, большое внимание уделено ее взаимосвязам с культурами славянских народов, и прежде всего - с русской музыкальной культурой* в частности, во многих местах своего труда И.Ф.Бэлза указывает на общность славянских исполнительских школ, в том числе и смяч-ковых, выявляет их характерные общие черта, освещает связи с Россие! и русской музыкальной культурой видных польских музыкантов -И.Козловского, М.Е.Огиньского, К.Липиньского. Взаимные связи польской и русской музыкальных культур представлены здесь в контексте широких культурных контактов и связей между польским и русским народами, развивавшихся и расширяющихся на протяжении истории как процесс, сыгравший существенную, благотворную роль в развитии национальных, в частности музыкальных культур наших народов. 'Заметим здесь, что в польских изданиях, обобщающих развитие польской музыкальной культуры /176; 155/, польско-русские музыкальные связи появляются лишь эпизодически, как отдельные факты. То же самое следует сказать о труде З.Лиссы, посвященном истории русской музыки /Ш/С

Однако сказанное выше вовсе не означает, что польско-русские музыкальные связи не привлекают внимания польских музыковедов. Об этом свидетельствуют два сборника - советски!, под общей редакцией И.Ф.Вэлзы, опубликованный в 1963 году /НО/ и польский /183/, под редакцией З.Лиссы /1967/ - оба содержат статьи польских и советских исследователей, посвященные разным вопросам польско-русских музыкальных связей, в том числе и связям в области смычкового искусства. Первьй из них открывав® обширная вводная? статья И.Ф.Бэя-зы "Пути развития русеко-польеких музыкальных связей", обобщающая истоки и развитие этих связей в разных ойдастях музыкального искусства. В частности, отмечается, что "серьезное значение имели руе-ско-польские музыкальные связи в области исполнительского искусства" /НО, 37/ и освещаются связи с русской музыкально! кульзурой знаменитых польских скрипачей К.Липиньского, Г.Венявского, С.Бар-цевжча, а также сыгравших видную роль в развитии польс ко-русских связей в области смычкового искусства Яна и Мечислава Карловичей.

Глубокое освещение получили польско-русские взаимосвязи в области смычкового искусства в трудах Л.С.Гинзбурга, прежде взего в его капитальном труде "История виолончельного искусства" /60/; Взаимосвязи польского и русского виолончельного искусства рассмотрены в главе, посвященной развитию виолончельного искусства в Польше до конца ОТ века, в первом томе книги. Во втором и третьем томах представлена деятельность польских виолончелистов в России в XIX. и в начале XX века. Упоминаются также связи с русской музыкальной культурой и русскими музыкантами выдающихся польских скрипачей КЛиншьского, А.Контского, Г.Венявского. Четвертый том посвящен зарубежному виолончельному исполнительскому искусству ПХ и XX столетий. Связям Г.Венявского с Россией и русской музыкальной культурой посвящена обширная и содержательная статья Л.С.Гинзбурга "Генрик Венявский в России" /110/, она отмечена яркими новыми фактами и глубокими наблюдениями. О закономерности славянских взаимосвязей в области игры на смычковых инструментах и родственности смычкового инструментария славян писал Л.С.Гинзбург также в своем очерке о русском гудке /59/ и в статье, опубликованной в чешском журнале " ИиАёп! гог-АМ^ и д§е/«

Большое значение для изучения взаимосвязей польского и русского смычкового искусства в ранний период их развития имеет ценный труд И.Ямпольскош "русское скрипичное искусство" /134/, в котором указывается на взаимосвязи польского смычкового инструментария с русским инструментарием, содержатся сведения о взаимосвязи польского и русского скрипичного искусства, о деятельности польских скрипачей в России. Материал о пребывании Г.Венявского в России приведет й.ймпольским в его брошюре "Генрик Венявский" /12В/. Ему же принадлежит статья о ведающемся польском скрипаче Павле Коханьском, начавшем свой творческий путь в России: "Павел Кохань-ский в России" /182/.

Ценный вклад в исследование взаимных связей польской и русской скрипичных культур внесла докторекащ диссертация В.Ю.Григорьева "История польского скрипичного искусства XIX века" /1981/, в которой, в частности, показано, что "огромное значение для развития польской скрипичной школы имели ее тесные связи и взаимодействия со всей славянской культурой, в первую очередь - русской" /68а/. При исследовании деятельности и творчества польских скрипачей большое внимание уделяется их связям с русской культурой, концертной и педагогической деятельности в России, воздействию на их творчески! облик русской культуры,их вкладу в ее развитие. Важное значение имеет таете статья В.Григорьева "Истоки польского скрипичного исполнительского ис^сетвай /70/. Связям с русской культурой К.Липиньского посвящена работа В.Ю.Григорьева "Кароль Липит-скиё в России" /7В/. Эти вопросы обширно освещаются также в его ценной монографии "Кароль ЖипиньскиЙ" /78/. Русские связи Г»Веняв-ского интересно представлены в его книге "Генрик Венявский" /69/. Объективная оценка противоречивого искусства дана в очень интересно! статье В. Ш. Григорьева "Аполлинарий Контский и некоторые проблемы творческого наследия Паганини" /68/, в которой он убедительно показывает, что известный польский скрипач как исполнитель был одной из наиболее ярких фигур на русской концертной эстраде в сере~ дине прошлого века и как последователь Паганини оказал заметное влияние на судьбы русского скрипиэдого искусства.

Среди работ других авторов следует указать на статью Т.Грум= ских стилях* /74/, освещающуй значение полемики вокруг искусства Ап.Контского для складывания эстетических принципов русской классической школы, и содержательную статью К.ЖамаеБоЙ, посвященную видному советскому украинскому виолончелисту польского происхождения С.В.Вильконскому /198/, 0 польских музыкантах-педагогах и

Братья Контские и полемика о муз ыкально-ис полнитель воспитанниках русских консерваторий, в том числе скрипачах и виолончелистах, писала ШКорабельникова /183/.

Структура работы определялась в соответствии с целями и задачами исследования. Диссертаций содержит как обобщающие исторические главы, так и разделы, посвященные виднейшим польским музыкантам - скрипачам и виолончелистам, работавшим, концертировавшим и учившимся в России и СССР. Такое выделение представлялось необходимым для более ясного и конкретного анализа взаимовлияния культур.

Лпробапи! работы« Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории и рекомендована к защите. Основной материал диссертаций нашел применение в педагогической практике в курсе лекци! по истории виолончельного искусства, который диссертант ведет в Музыкальной академии имени Ст.Монювшо в Гданьске.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Историческое развитие польско-русских музыкальных связей в области смычкового исполнительства"

Заключение

Всесторонний анализ обширного конкретного материала показывает богатство» многообразие, интенсивность и значимость исторически развиваичихся польско-русских музыкальных связей в области смычкового искусства, взаимные связж польской в русской музыкальных культур в области смычкового искусства на протяжении истории усиливались и расширялись, они приобрели особенно активен! характер в период JJX ж XX столетий. Эти контакты и взаимодействия свидетельствуют о давних и богатых традициях дружбы двух культур, столь характерной для нашего времени»

В диссертации выявляются наиболее существенные связж поль-окой i русской смычковых культур. Они представлены прежде всего прямым творческим сотрудничеством польской и русской смычковых ■кол, в первую очередь - в области воспитания исполнительских и педагогических кадров. В частности, польские музыканты, в в том числе Скрипача и виолончелисты, преподавали в русских консерваториях, вели педагогическую деятельность в различных городах России. Особо выделяется педагогическая деятельность Генрика Венявского - первого профессора скрипичного класса Петербургской консерватории и Александра Вержбнловича, преемника К.Ю.Давыдова на посту профессора виолончели в первой русской консерватории. Плодотворной, хотя не очень продожжвтельной, была педагогическая работа в Петроградской и Киевской консерватории Павла Хеханьс ко го. Русские скрипачи учились также у йародя Липинь-ского в Аполлинария Кон тс ко го. Многие русские исполнители» в их числе АЛьвов, Н.Дмитриев-Свечин, Н.Афанасьев и другие испытав ли с их стороны значительное влияние. Навболее мощным в широким было воздействие искусства Г.Венявского, которое оказалось в на

- 379 русс кой композиторской школе /П.Чайковский, Н.РимскиЙ-Корсакев/, и на исполнительской и педагогической школе Д.Ауэр, В .Безекир-ский и многие другие русские исполнители и педагоги/.

Свой вклад в воспитание русских скрипачей и виолончелистов внесли также ученик К.Дипиньского, первый преподаватель скрипки в музыкальных классах! положивших начало Московской консерватории К.Кламрот, С«Таборовекий, Э.Млынарекий, К.Горский, Г.фриман, А.Германовский, З.Буткевич, Я.Горский и другие польские музыканты, работавшие в России. Их деятельность способствовала становлению русской педагогической омычково® школы. В то же время, в Петербургской, Московской и Киевской консерваториях обучались многие польские музыканты, в частности, скрипачи и виолончелисты. Так, в Петербургской консерватории в развое время учились скрипачи Э.Млынарекий, К.Горский, &.ЯжембокиЙ, М Ледник, И.Доб-яинец; виолончелисты А.Вержбилович, С.Вильконский, Я.Горский, X« Чернявс кий, К.Скаржинский, а в Московской - скрипачи С .Барцевич, А.Вилкомирский, виолончелисты Б. Адамове кий, К.ВильшмирскиЙ и другие. Многие из них затем работали в России, многие сыграл и видную роль в развитии польской музыкальной жизни и польского смычкового искусства.

Под воздействием русской с крили «ой школы и русской цуоыкаяь-ной культуры сформировалось выдающееся исполнительское искусство Павла Коханьского, сыгравшего значительную роль в мировой исполнительской культуре, известного своими творческими связями с С.Прокофьевым и К.Жимансвским. Значительное влияние русской смычковой школы испытали польские музыканты, долгие годы связанные с Россией и русской музыкальной культурой - А.ГернановскиЙ, Я.Карлович, З.Буткевич и другие. С другой стороны, в Варшаве учились некоторые русские музыканты - например, скрипач Жонстантин Гавриков, внос

- 180 л еде тв ии профессор Музыкального института я Като видах.

Важное значение имели творческие связи и сотрудничество) польских и русских композиторов и исполнителей, в том числе С.Нонювжо с А «С .Даргомыжским» К.Липиньского с М.И.Глинкой, Н#Б. Голицыным, Матвеем и Михаилом Вельгорскими, А.С.Львовым, творческие контакты со многими русскими музыкантами Ап.Контского, дружба и творческое сотрудничество Г.Венявского с Антоном и Николаем Рубинштейнами, П.И.Чайковским, МЛ.Балакиревым, М.П.Мусоргским, К.В.Даввдовым и многими другими. С П.И.ЧаЙковоким дружески и творчески орались С.Барцевич, А.Вержбилович, К.Горский, Ю.АдамовскиЙ и другие пол веки е музыканты. Такие же связи существовали между А.Вержбиловичем и Н. А .Риме ким-Корс а ко вым, А.К.Глазуновым, А.Г.Рубинитейном, Ц.Кюи, А.Зилоти; между П.Ю-ханьским и А.Глазуновым, С .Прокофьевым* Это только некоторые примеры дружеских и творческих общений польских и русских музыкантов, в ходе которых закреплялась и углублялась их творческая общность, происходил обмен творческим опытом, различные влияния.

Огромную роль в развитии взаимных связей польской и русской музыкальных культур сыграла широкая концертная деятельность польских скрипачей и виолончелистов в России, и русских музыкантов в польских городах. Она способствовала популяризации среди широких кругов наших стран культуры родственного славянского народа, приобщению к ее богатствам и достижениям, обогащала духовную жизнь наших народов* Польские и русские музыканты проявляли всегда живей интерес к культуре друг друга, своей исполнительской деятельность« способствовали распространение в мире как произведений польских, так и русских композиторов.

Именно в России польские музыканты встречали наибольшую поддержку овоим передовым художественным устремлениям, понима

- 181 ние целей и задач. Больиую» а во многой и определяющую род» в становлений художественного маотбротва польских исполнителей о играла русо кал музыкальная критика« Она неизменно акцентировала и поддерживала художественные, национальные сторона их игры, направляла их творчество по пути следовании высоким демократическим традициям« В диссертации доказывается, что рол» и место взавнос визой о руос кой смычковой культурой в польском художественном процессе весьма существенны, и они во многом определили направление художественного процесса, стимулируя развитие общо* славянских традиций, демократических и реалистических тенденций в польском смычковом искусстве.

Исследование польско-русских музыкальных связей в области смычкового искусства показывает, что они вытрали благотворную роль в сближении культур в эпох? сложных исторических взаимосвязей Польши и России, когда определенные политические тенденции могли играть деструктивную рол» в развитии взаимных отношений между польским и русским народами* культурные отношения всегда объединяли наши народы, способствовали их взаимному сближению, их культурная общность никогда не нарушалась, а неизменно усиливалась и углублялась.

Взаимосвязи между польской и русской смычковыми шшлами приобрели совершенно новый качественно характер с момента образования Народной Польши« Они является органичной частью жировою процесса всестороннего братского польско-советского сотрудничества, основой которого является нерушимая дружба гольевого и советского народов. На протяжении этого периоде неизмеримо возрос обмен исполнителями* 1 Польше концертировали ведающиеся советские исполнители: Д.Ойс трах, Л.Коган, С .Кнушевицкий, Д.1афран, Ф«Дружинин и цельй ряд замечательных скрипачек, в иол он чел исто®, альтовиол истов * лауреатов иевднар одних конкурсов, а также ведающиеся камерные коллективы, в их числе: квартеты ин.Бетховена, им,Прокофьева, камерные оркестры. Лауреатами Меадународных ыонкурсов им.Генрика венявсгог®, сыгравших значительную роль в укреплении польеко-советских связей в области смычкового искусства, стали9кроме Д.ОЙстраха,- й.01ст-рах, е.СитковецкиЙ, О.Крьва, Т.Гринденко и другие советские скрипачи. В Советском Союзе вью ту пал и Е.ЗГминьека, Г .Бац ев ич, ТЛЗронь-сюШ, В^Вилкомирская, А.Кулька, Н.Данчовока, К.Якович; виолончелисты Е.Вилкомирский, Р.Ябноньский, С.Фирлей; альтист С .Камаса и други

Скрипачи, виолончелисты, альт^7Г1исты принимали также участие в презентации достижений польской музыкальной культуры и музыкальных культур народов СССР в рамках Дней польской культуры и Фестивалей польской музыки в Советском Союзе и Дне! советской культуры и фестивалей советской музыки в Польше.

В ведущих консерваториях были воспитаны многие польские исполнители, которые сейчас играю? видную роль в музыкальной жизни Польши, успешно ведут концертную деятельность, преподают в польских музыкальных вузах* В их числе скрипачи К.Данчовска, С.Чер-мак, М.Грабарчик; виолончелисты Р.Яблоньский, С.Фирлей, Б.Решке, контрабасист П.ЧервиньскиЙ и другие* Обмену творческим опытом способствуют стажировки польских музыкантов в советских дане ер-га ториях. Разв ива етс я обмен между музыкальными вузами я as их стран, в частности, между Московской консерваторией и Музыкальной академией в Варшаве; между Музыкально-педагогическим институтом имени Гнесиных в Москве и Музыкальной академией в Кракове.

Плодотворные результаты дало сотрудничество видных композиторов В.Лютоелавекого, К.Пендерецкого, К.Мейера с советскими исполнителями - виолончелистами Н.Гутман, й.Монигетти, скрипачом Г Диод иным.

Взаимодействию художественных культур наших народов способствует исследовательская работа музыковедов й.Бэлза, Л.Гинзбурга, й.Ямпольского, В.Григорьева и других. Советские ученые внесли большой вклад в исследование польского смычкового искусства. Достижения советских смычковых школ притягиваю« все большее внимание польских исследователей.

Плодотворно развивающееся сотрудничество польских и совет«* ских музыкантов в области смычкового искусства способствует взаимообогащению и расцвету музыкальных культур наших народов, культурному сближению, укреплению и развитию братской дружба между польским и советским народами*

 

Список научной литературыВуйтевич, Ежи, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Маркс К* и Энгельс ф. Манифест Коммунистической партии. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Собр.соч.,2-е изд.,т.4, с.423-459.

2. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма.- К.йаркс и Ф.Энгельс. Собр.соч.,2-е изд., с. 11-52.9# Знгельс Ф* За Польву. К.Маркс и Ф.Энг®|ЬС. Собр.соч.,т.18,с*553-556. '

3. Ю* Энгельс Ф. Эмигрантская литература* I. Польская прокламации* К.Маркс и Ф.Энгельс. Собр.соч.,2-е изд.,т.18,с.508 II. Алексеева 1* и др. Венявский в России* - "Советская музыка", 1953,№11,

4. Б.В. Русская музыка XXX и нашла XX века. Л.,1979,- Х85

5. Асафьев Б .В. Шопен, Опыт характеристики. М., 1922, с .50.14* Асафьев Ё.В* Избранные труды в 5*ти томах. Т*1, М., 1952, еДОб* " " ; "

6. Ауэр 1. Ноя ввода игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965, с»272.

7. Аузр 1. Среди музыкантов* М., 1927, с,196.

8. Вадакйрев М. Письма о Жонеае* "Советская музыка6, 1919, É Ю» С5Ш6-Ш "

9. Ш Баренбойм JI.A. Антон Григорьевич Рубинштейн. T.I, Л., 1957, • е,455^ Т.П. Л., 1962, C*4Sg. . . .

10. Вареном Л. Николай Григорьевич Рубинштейн* Щ, 1982,с^277.20* БезекирскиЙ в* Из записной книжки музыканта. Спб., 19Ш>

11. Белинский ВШ Полное собрание сочинений, т*В, М*, 1956,штт . '

12. БеркОв П.Н. Руоско-подьские литературные связи в Ш в* tfí, I9S8, . . .

13. S3. Бесс ель щв* Генрих Фадеевич Венявский /из неизданных вое** помшаний. В вн.: Финдейзен Н.Ф. Василий Васильевич Жес-0ШЙ енб^-ti, 1Í09, OÍI82-P8Í " . .:. *

14. Бзлза И* Вклад Нольсшго народа в культуру человечества /к тысячелетие Польского государства/* "Советское славяноведение", Р66» &6» с.3-16.

15. US* Залза И* Восстание 1763 года и русские музыканты* "Муза* кальная жизнь", £ а, е«18~19*

16. Бэлза И. Глинка и польская музыкальная культурам- в кн.: Памяти. Глинки* I*, 1968, cí368~S76*

17. Бзлза И. Забытые польские музыканты. М., 1963, с.142.

18. Ш* Бэлза И* Михая Кдеофас Огиньский. M., 1965, с.ХЗЗ.

19. Бэлза И* Моншко и его связи с русской музыкажьной культурой. В кн.: Станислав Моншко. М., 1952, с.7-46.

20. Бэлза Ш Мицкевич и музыка.- в сб.: Литература славянскихнародов.Вып.1, М.,1956, с.144-162.

21. Бэлза И. Польская музыка в Советском Союзе.-"Культура и , 1958, Ш 3, 0*48-5®.§91 Бэлза И. 'Польская музыка в Советском

22. Бэлза И. Польские друзья Глинки* "Советская *^ви^мв«,. fe с*§4-ЩИ .

23. Бэлза М. 'Польскбе музыковедение в послевоенные годы. В кн.: $збранные труда польских музыковедов* Сб.второй. М*, 1959, 018-Ш.

24. Бэлза И. Польско-русские литературные связи в XIX веке. -^Вопросы литературы*, 1978, fe.$9 С5Е77»^80*

25. Бэлза И* Пути развития русско-польских музыкальных связей* Ш сб.; Русско-польские музыкальные связи. М.,1963,с.7-47.

26. Бэлза И. Пушкин и польская культура* В кн.: Польсш-руеока© литературные связи. М./1970, с •156-01.

27. Бэлза И. Русские классики и музыкальная культура западного славшства'. M.-Si, 1950, с#67.

28. Волынский Э. Кароль Шимановский. М., 1974, с.86.

29. Гинзбург 1. А.А.Брандуков. М.-Л., 1951, с.80.

30. Гинзбург Л. А.В.Вержбилович. Советская музыка", 1974,Ife 4 с;87~89. - .~ . "

31. Гинзбург 1. Александр Верхбилович. "Советская музыка", 1961, Ä Si оЙВМШ53« Гинзбург Jfi Генрик Венявский в России. В с б.: Руссда-польские музыкальные связи. М., 1963, с.£56-281.'

32. Гинзбург!. Исследования, С9атьи, очерки, 1«, 1971, с.899.

33. Гинзбург Ii История виолончельного искусства. Нн.Х, M.4IV,1.5G, 0*511; кн.П, f.,1957, е.579; ш.1, М.,1965, еШ7; КН.1У, М., 1978, с.407.1. T.I. М.-Л., 1965| С6IS Гинзбург Л. К.®.Давадов. 1950, с.69*

34. Гинзбург Л. Паши ГЗенявского. *- "Музыкальная жизнь", :, »6, е.7.

35. Л» Польская книга © скрипичных мастерах. "Советская музыка®, 1958, Ш 12, е.133-134.

36. Гинзбург Л. Фердинанд Лауб. II.-Л .,1951, с.59.

37. Гинэвбург Л.С. Ценный труд польского ученого. В сб.: Сообщения Института истории искусств АЕ СССР. Вып.15. Музыка. М., 1959, с,Х74-Ш.

38. Глазунов А.К. Письма. Статьи. Воспоминании«1958, с|549.

39. Гпиэр Р. Статьи. Воспоминания. Матер® с.390; Т.П. Ж*, 1967, с.352.

40. Грабковский i. Мёвднародные конкурсы им.Генрика Венявского. Познань, ШО, 0*77

41. Григорьев В.Ш Караль липиньский в России. В ©6Í1? Русс ко-Польские музыкальные связи; М., 1963, с. 182-198.- 1ЭЭ

42. Грум-Гржимайло Т.Н. Братья Контокие и полемика о музыкально-исполнительских о тилях. В об.: Вопросы музыкально-иепол= нительского искусства. Вып. 4. M., 1967, с.22-45.

43. Зарубежные славяне и русская'культура. Сб. Отв.ред.М.Алексеев 3., 1278, е.2Ш76. 1з истории Ленинградской консерватории. Сост.А.Л.Биркенгоф И др. Л., 1964» с.323.

44. Избранные статьи польских музыковедов. Сб.Е. Ред. и вст* статья Й.Бэлза. M., 1959, с.132.77а. Калашников И.Г. Записки Иркутской жизни. "Русская старина", 1905, ишь, 0 ♦210-218.

45. Калинников В. Письма, документы, материалы. T.I, M., 1959, с*838. Т.П, M., 1959, с«559«78а. капилфв А.Л. Развитие с^ипишого искусства в Белоруссии в ИХ начале XX вв. Автореферат кандидатской диссертации. M., I98X, 24 с.

46. Карасиньская И* Ян и Мечислав Карловичи и их роль в развитии русско-польских музыкальных связей. В сб.: Русско-польские музыкальные СВЯЗИ« M.,1963» с.283-292.

47. Келдыш m Яжршя русской музыки. Til. M. »1947 ,с .471; т.П-М.,1948, с.388.; т.1-М*,1954, с.53©* '80а. Котляров Б.Я. О скрипичной культуре Молдавии. Уишинев, 1955, 100 с *

48. Кремлев Б.А. Фридерик Шопен. Изд.2-е, М.,1960, с.704.

49. Кюи Ц.А. Избранные статьи. Вып.4. Л.,1977, с.320.83« Ленинградская консерватория в воспоминаниях* Ред.Тигранов и др. Л*, 1962, с.415*

50. Мазель Л. Ф.Шопён. М.-Л., 1947, с.47.

51. Нестьев И«К« ШимановскиЙ в России. "Советская культура", 1962, fell, с.128-188,90« Нестьев И* 0 национальной специфике мушки* В сб. г Советская музыка. Теоретические и критические статьи. М«, 1954, с«аМ§.

52. Й есть ев И, Пути взаимодействия /о взаимообогащении музыкальных национальных культур/ В кн.: Советская музыка на современном этапе. Статьи и интервью. 1.,1981, с.8-41.

53. Одоевский В.Ф« Музыкально-литературное наследие. М.,1956, с«78§«

54. Ойстрах Д.Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма« Сост. в;Трйгорьев. М., 1978, с .288.

55. Пасхалов В. Шопен и польская народная музыка« 3-е изд. 1.-М.» 1949, с.1X5.96« Польское освободительное движение XIX-XX вв. и проблемы истории культуры. Сб.статей. Ред.юлл.: И.Ф.Бэлзаи др. М.,1966, с.240.- I эх

56. ЭТ. Польско-русские литературные связи* Ред.иолл.: М.И.Балашов и др. М«,1970, с.496.98. протопопов Вл* Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена* G6.: Фридерик Шопен. М., Х96®, с.111-125*

57. Протопопов Вл. О сонатно-циклической форме в произведениях Шопена*- В сб*; Вопросы музыкальной формы. Вып^. Ред.

58. Вл«Протопопов. М., 1972, с.166-180. 100. Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания* Изд.2-е.

59. М.,1961, с.707. 1СШ РаабеиЛ. Леопольд Ауэр. Л*» 1962, е.Г78. 102. Раабен I. Жизнь замечательных^ крипа чей. М.-Л. 1967, с .312. 103* Раабен Л. Жизнь замечательных с крипа чей и виолончелистов. 1*, 1969, с.262.

60. ХОЗ. Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители* М.,1891, с.188. ÍG9. РудзиньскиЙ В. Станислав МонюшЯо. М*,1960, с.234. IIQ. Русско-польские музыкальные связи. Ред.И.Бэлза.'М.,1963, с .455.

61. XIOa. СенковскиЙ 0. Ап.Контский. "Библиотека для чтения", 1851, НЁ4, с .207-210.

62. XIX* Серов А.Н. Критические статьи. T.I- Спб., 1892, с,738; Т.П. Спб*,1892,с.739-1212; т.1. Gtí6.,I895, с.1213-1580; Т.1У. Спб.,1895, CíI58X-2l8X.- 192

63. Ш« Славяне и запад. Сб.с тате! к 70-летию И.Ф.Бэлзы. Отв.ред, В.А.Рыбаков. М.,1975, с,282.

64. Станислав Монюшко. Сб.статей. Ред. И.Бэл за. M.-I,, 1952,"

65. Финдейзен Hi Очерки по истории музыки в России, ТЛ. M.-I., М, с. ; т.п. М.-Л., 1929, с.

66. НО* Фридерик Шопен, Статьи и исследования советских музышредев. Сост. и ред. Г.Вдельман. М., I960, &.4II.

67. S£* Чернышевский Н.Г. Полной собрание сочинений* f»11. П., Ш9, с,941.

68. Штёлин Я. Музыка и балет в России Ш века. Л., 1935, с*

69. Знтелис Л* Встречи с современной польской музыкой. Л.,1978, с*Ш*

70. Ямпольскнй И. Генрик Венявский. М.,1955, с.40.

71. Ямпольский И. Генрих Венявский. "Советская музыка", 1935, » 12, 0*69-74*130* Никольский И* Еароль Лнпиньский и его русские связи. Советская музыка", Х96Е, 17, с*Ш-1Ш.

72. ЯмпольекйЙ И. Никколо Паганини* Йзд*2-е* М.,1968, с.447.

73. Ямпольский И* Павел Коханьский в России*- В сб.; Мастерство музыканта-исполнителя* Вып.П, М.,1376, с.123-146*

74. ЯМпольский И* Польский скрипач II. Коха ньс кий. "Советская музыка", 1954, Л7, c.I3S-X86*

75. Ямпольский И* Русское скрипичное искусство* T.I. М.-Л. ,1951, с.516.

76. Agrícola M. Música instrumentalis deudsch . Wittenberg, 1545. Neudruck: Leipzig, 1895, s.295.

77. Antologia polskiej krytyki muzycznej XIX i XX w. /do roku 1939/. Opr. S.Oarociñski. Kraków, 1955, s.523.

78. Belza I. Michal K.Ogirtski i jego zwigzki z kulturg rosyjskg. -"Muzyka", 1954, nr 1-2, s.31-35.

79. Be4za I. Mickiewicz a muzyka rosyjska. -"Muzyka", 1955, nr 11-12, s.28-36.

80. Belza I. Muzyka polska w Rosji. -"Przyjazri", 1955, nr 8-9, s .7-8 .140 .Belza I. Muzyka polska w Zwigzku Radzieckim. -"Muzyka", 1954, nr 11-12, s.30-32.

81. Belza I. Muzyka polska w Zwi^zku Radzieckim. "Literatura Radziecka", 1963, 1963, nr 2, s.11-13.

82. Belza I. 0 zadaniach slawistyki w rouzykologii. --Muzyka**, 1958, nr 3, s.83-94.

83. Belza I. Recepcja wspólczesnej muzyki polskiej w Zwi^zku Radziecki m. -"Muzyka", 1975, nr 3, s .64—73.

84. Belza I. Rosyjsko-polskie stosunki muzyczne. "Kwar-talnik Instytutu Polsko-radzieckiego", 1955, nr 1-2s .303-314.

85. Belza I. Rosyjsko-polskie stosunki muzyczne w wieku XSXI i XVIII. "Muzyka", 1960, nr 3, s.61-75.

86. Belza I. Tematyka mickiewiczowska w twórczosci

87. B .Latoszyrtskiego. -"Muzyka", 1957, nr 2, s.62 75.

88. Belza I. U zródel muzyki slowianskiej. "Ruch muzyczny", 1957, nr 8, s.11-18.

89. Beiza I. Z dziejôw polsko-rosyjskich kontaktôw muzycznych. Krakôw, 1964, s.231.

90. Blaszczyk L, Z dziejôw polsko-rosyjskich kontaktôw muzycznych w Krôlestwie Polskim w latach 1864-1818. -In: Polsko-rosyjskie misce.llanea muzyczne. Krakôw, 1967, s. 398-420.150.8ruckner A. Dzieje kultury polskiej. Krakôw, 1930, s.223.

91. Chabielski 0. Barcewicz épiewak polski. -"Scena i Sztuka", 1910, nr 46, s.15-18.

92. Chybirtski A. Instrumenty muzyczne ludu polskiego na Podhalu. Krakôw, 1924, s.123.153 .Chybiriski A. Slownik Muzykôw dawnej Polski do roku 1800. Krakôw, 1949, s. 163.

93. Dulçba W. Wieniawski. Album. Wyd.II. Krakôw,1974, s .255.

94. Dzieje muzyki polskiej. Red. T.Ochlewski. Warszawa, 1977, s.181.

95. Ginzburg L. K otazce slovanské vzajemnosti v oblasti hry na smyccove nastroje. -"Hudebni rozhledy", 1957, nr 22, s.34-35.

96. Ginzburg L. Wieniawski w Rosji. "Ruch Muzyczny", 1959, nr 9, s.16-19.

97. Grigoriew vv. Mlodziericza tw6rczo^c Karola Lipiriskiego. In; Z dziejdw muzyki polskiej , nr 14, Bydgoszcz,1969.

98. Huberman B. Z warsztatu wirtuoza. Katowice, 1964,s.52.164 .Oachimecki Z. Muzyka polska w rozwoju historycznym.

99. Kamiriski W. Instrumenty muzyczne na ziemiach polskich. Krak6w, 1971, s .171.

100. Kaminski W. Skrzypce polskie. Krak6w, 1969, s.97.f

101. Kleczyriski J. Stanislaw Barcewicz. -"Echo Muzyczne, Teatralne i Artystyczne", 1884, nr 5, s.22-28.

102. Korabielnikowa L. Polacy w pierwszych konserwatoriach muzycznych. Ins Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne. Kraköw, 1967, s.421-427.

103. Korzon A. Polsko-radzieckie kontakty kulturalne w latach 1944-1950. Wroclaw, 1981, s.257.

104. Lipiriski K. Pieäni Poäskie i Ruskie Ludu Galicyjskiego. Lwöw, 1833, s .252 *

105. Lissa Z. Historia muzyki Rosyjskiej. Kraköw, 1955, s.504.

106. Lissa Z. Muzyka polska w ZSRR w latach wojny 1941-1945. Ins Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne. Red. Z.Lissa Kraköw, 1967, s.443-454.

107. Mlynarski E. Pawel Kochartski, czlowiek i artysta. -"Muzyka", 1934, nr 12, s.51-55.

108. Muzyka polska. Red. S.Sledzirtski. Krakow, 1967, s.506.

109. Nikolska I. Penderecki w ZSRR. "RUch Muzyczny", 1981, nr 3, s.3-4.

110. Nikolska I. Ponowne spotkanie z Krzysztofem Penderec-kim. -ORuch Muzyczny", 1983, nr 14, s.18-19.

111. Olejniczak M. Polsko-radzieckie kontakty kulturalne po II wojnie ¿wiatowej. Wroclaw, 1977, s.190.

112. Plaza B. Kultura zbliza narody. Warszawa,1978, s.378.

113. Polirtski A. Dzieje muzyki polskiej w zarysie. Lwöw, 1907, s .260.

114. Polsko-radzieckie stosunki kulturalne .1918-1939 . Dokumenty i materialy. Red. W.Balcerak. Warszawa,1977, s .830 .

115. Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne. Red. Z.Lissa. Kraköw, 1967, s .469.

116. Polsko-rosyjskie zwigzki spoleczno-kulturalne na przelomie XIX iXX wieku . Red. M.Leczyk. Warszawa, 1980, s .398.

117. Powroiniak 3. Karol Lipirtski. Kraköw, 1970, s.260.

118. Powroiniak 3. Paganini. Krakow, 1968, s.225.

119. Praetorius M. Syntagma musicum. T.2. VVol fenböt tel, 1618. Neudruck; Kassel, 1958, s.342.

120. Przybylski T. Henryk Wieniawski. Kraköw, 1979,s.37.189 .Reiss 3. Henryk Wieniawski. Krakow, 1970, s.203.190 .Reiss 3. Karol Lipirtski. "Wiedza i 2ycieM, 1951,nr 3, s.260-283.

121. Reiss 3. Polskie skrzypce i polscy skrzypkowie. L6ä±, 1946, s. 198.

122. Reiss 3. Skrzypce i skrzypkowie. Kraköw, 1955, s.239.

123. Reiss 3. Wiolonczelisci polscy. "Muzyka", 1955, nr 3-4, s.3-14.

124. Rudzi$ski UV. Moniuszko. Studia i materialy.

125. T.I.Kraköw, 1955, s.475. T.II. Kraköw, 1961, s .888.

126. Ruch Muzyczny", 1960, nr 4, s.22-32.203.§witala T. Mi§dzynarodowe konkursy im.Henryka Wie-niawskiego. 1935 1966. Poznafl, 1967, s.220.

127. Wilkomirski K. Wspomnienia. Krak6w, 1971,s.627.

128. Wilkomirski K. Wspomniert cigg dalszy. Kral<6w, 1980, s .387.206 .Wi^niewski G. Polsko-radzieckie stosunki kulttiralne w latach siedemdziesigtych. Poznart, 1980, s.280.