автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Историческое сознание
Текст диссертации на тему "Историческое сознание"
/ /
/
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
КАМЕНСКАЯ РИНАТА АЛЕКСАНДРОВНА
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Специальность 09.00.11.- социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Никонов К.М.
ВОЛГОГРАД -1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Сущность и структура исторического сознания 9
Глава II. Форма исторического сознания 30
Глава III. Обыденный и теоретический уровни
исторического сознания 52
Глава IV. Историческое сознание в контексте
российской действительности 78
Заключение 107
Библиография 113
Актуальность темы исследования
Социо-культурная динамика современного мира, противоречивость в эволюции ментальных установок, негативные тенденции в духовном развитии, - все эти процессы усиливают интерес к исследованию не только перспектив развития человечества, но и к его истории, историческим ценностям. Одной из таких проблем является проблема генезиса исторического сознания. Эта проблема приобретает особую значимость для российского общества, переживающего глубокий системный кризис, который все глубже охватывает и духовные основы жизнедеятельности человека. Существенно деформировано и историческое сознание, следовательно, и способность самоопределения на шкале времени в мировой истории и в современном социальном пространстве.
Современная ситуация ставит под вопрос само существование исторического сознания, особенно на индивидуально-личностном уровне. Все это выдвигает задачу дальнейшего исследования сущности и значимости исторического сознания, его структуры, механизма формирования, закономерностей функционирования.
Понятие " кризис культуры " прочно вошло в духовную жизнь общества. Переоценка ценностей - явление, свойственное каждому новому поколению людей. Но в XX столетии трансформация жизненных установок и ориентиров сопровождается переосмыслением, казалось бы, вечных ценностей . XX век вновь поставил вопрос о сути истории, о природе самого феномена историчности. Динамизм социальных процессов , рост межнациональных конфликтов и , одновременно , превращение национальной и региональной истории во всемирную актуализировали проблему смысла истории . Понять социально-психологическую, ценностную сущность исторического процесса невозможно, элиминируя социопознавательную деятельность общества, субъекта истории.
Неопределенность и многозначность понятия "историческое сознание" представляет определенную сложность для его анализа. Трудность состоит в отсутствии общей концептуальной основы решения этой проблемы, определения временных характеристик, содержания, "пределов" данного духовного феномена. В этих условиях представляется наиболее адекватным использование философских методов анализа исторических явлений и процессов. Такой подход позволяет дать не только объяснение сущности
многообразных форм исторического сознания, но и показать его роль в системе общественного сознания.
Актуальность исследованию исторического сознания придает переориентация самого исторического познания, отказ от одностороннего сосредоточения на экономике и игнорирования духовной жизни людей. Качественное изменение исторического познания, утверждение в исторической науке и философии истории новых концептуальных схем, более богатого и разнообразного видения истории, - все это позволяет более эффективно исследовать природу исторического сознания.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучением различных аспектов исторического сознания занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. Анализ работ, посвященных историческому сознанию, показывает, что в центре внимания, как правило, находятся отдельные аспекты данного феномена. В отечественной философии данная проблема только начинает рассматриваться в качестве самостоятельной темы научного поиска.
Наибольший интерес вызывает анализ содержания исторического сознания. В изучении этой проблемы можно выделить несколько основных подходов:
- гносеологически й (В. В. Бал ахонски й, И.С.Кон, В.И.Копалов, Б.Р.Могильницкий, А.И.Ракитов, А.К.Уледов), трактующий историческое сознание, в основном, как познавательное отношение к прошлому, раскрывающий роль исторической науки в историческом сознании;
онтологический (Г.А.Антипов, С.И.Дегтярев М.А.Киссель, Л.К.Нагорная, А.И.Ракитов, Ф.А.Селиванов и др.), исследующий генезис исторического сознания посредством определения его места в общественном сознании в целом;
аксиологический (М.А.Барг, А.В.Гулыга, В.А.Ельчанинов, Ю.А.Левада, В.М.Межуев, А.Самиев), оценивающий историческое сознание как основу и механизм преемственности, как осознание исторической идентичности (социальную память- Ю.А.Афанасьев, В.П.Яковлев);
- функционально-социологический (Л.М.Дробижева, О.Ф.Гаврилов, Г.Т.Журавлев, А.М.Коршунов, М.В.Литвинов, В.И.Меркушин, Л.Г.Новикова, А.А.Овсянников, Д.Г.Ротман, А.И.Скворцов,
Ю.К.Фомичев), представители которого акцентируют внимание на социальных функциях исторического сознания, его роли в формировании исторического самосознания;
типологический (В.Т.Маклаков, А.И.Панюков, А.Самиев и др.), объясняющий генезис исторического сознания как процесс постепенного становления его форм.
В центре внимания зарубежных ученых находятся проблемы философии истории как более высокого уровня развития научно-теоретического исторического сознания. Наиболее значительный вклад в разработку проблемы «бытия» исторического процесса, смысла истории, социального детерминизма был внесен О.Шпенглером, А.Тойнби и др. Изучению предмета философии истории, в качестве которого выступают логико-теоретические и методологические проблемы исследования исторического прошлого, посвящены работы В.Дильтея, Г.Зиммеля, Р.Арона, Р.Коллингвуда.
Особое направление составляют труды ученых, относящихся к так называемой школе «Анналов», которая выдвинула концептуально новое видение истории и общества. Представители французской школы «Анналов» (М.Блок, Ф.Бродель, Ж.Дюби, Ж.Ле Гофф и др.) и их последователи в отечественной науке (Ю. А. Афанасьев, А.Я.Гуревич, Ю. Л .Бессм ертны й и др.) способствовали появлению «новой исторической науки», с обогащенной и обновленной проблематикой исследований, более углубленному изучению методологии истории, осмыслению ее понятийного аппарата.
В отечественной социально-философской литературе различные аспекты проблем исторического сознания, философии истории стали предметом обсуждения в начале 80-х годов. Можно отметить, в частности, исследования А.А.Бутенко, И.А.Гобозова, Л.С.Васильева, В.М.Межуева, С.Э.Крапивенского, С.Ф.Мартыновича, К.М.Никонова, А.И.Ракитова и др.
Отмечая основные направления в исследовании исторического сознания, необходимо подчеркнуть, что многие проблемы еще не нашли должного освещения. В предварительной стадии изучения, по-нашему мнению, находятся вопросы, связанные с выяснением общей природы исторического сознания, его структурных элементов и уровней организации. Недостаточно внимания уделено и процессам деформации исторического сознания в современном российском обществе, тенденциям формирования различных исторических концепций.
Цели и задачи исследования. Направления анализа проблемы и степень ее разработанности определяют цель и задачи
исследования. Цель данной работы состоит в социально-философском осмыслении сущности исторического сознания, его структурных особенностей и уровней организации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач;
уточнить, исходя из анализа различных точек зрения, содержание понятия « историческое сознания », исследовать его функциональные компоненты и эвристические возможности;
исследовать механизм функционирования исторического сознания, раскрыть диалекти ческую связь его структурных элементов;
выявить закономерности существования и основные тенденции эволюции форм исторического сознания;
раскрыть в контексте системного исследования качественную специфику основных уровней исторического сознания;
исследовать состояние исторического сознания в современной России, выявить причины девальвации его ценностей, качественные изменения в его содержании, перспективы его возрождения.
Методологической основой логики диссертацион ного исследования явились принципы диалектического мышления, различные методы познания социальных процессов: исторический и логический, системный подход, метод сравнительного анализа, элементы структурного метода и феноменологической методологии. Существенное значение при изучении гносеол огич ее кого аспекта исторического сознания имели работы Р.Арона, Дильтея, Г.Зиммеля, Р.Коллингвуда, Б.Г.Могильницкого, А.И.Ракитова. При рассмотрении аксиологического аспекта проблемы автор опирался на труды М.А.Барга, М.Блока, А.Я.Гуревича, Г.Г.Дилигенского, Ж.Ле Гоффа, К.Ясперса. Анализ специфики уровней исторического сознания основывался на использовании некоторых идей, содержащихся в работах Д.В.Вичевой, Н.Н.Козловой, Т.И.Ойзермана, А.К.Уледова. Кроме того, автором были использованы данные, представленные в работах по истории культуры, социологии, исторической психологии.
Диссертационное исследование ориентировано на комплексный характер анализа проблемы.
Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. Впервые осуществляется социально-философское обоснование природы исторического сознания. Пре дпри ним ается попытка дать обобщенную характеристику сущности исторического сознания, его имманентных свойств.
Результаты проведенного исследования могут быть сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
историческое сознание - как специфичная форма духовного освоения действительности, характеризующаяся способностью субъекта к самоопределению во времени мировой истории и в современном социальном пространстве, проявляет свои сущностные характеристики и внутренние механизмы эволюции в интеракции эмпирического и теоретического, чувственно-эмоционального и интеллектуально-понятийного;
структурообразующим принципом исторического сознания выступает взаимосвязь его конституентов: исторического познания, как познавательного отношения к исторической реальности, исторического знания, как результата этого процесса, и исторических чувств, являющихся ценностно-психологическим аспектом исторического сознания;
специфика содержания форм исторического сознания обусловлена степенью осознания социальным субъектом своей историчности, фундаментальности исторического времени и общественной потребности в данном типе духовного освоения действительности;
эволюция форм исторического сознания, как имманентного способа его существования, определяется ростом транслируемой информации, совершенствованием средств и методов познания исторической реальности;
историческое сознание как сложное структурное образование имеет свои уровни отражения прошлого в его связи с настоящим и будущим, характеризующиеся особыми способами выражения, хранения и передачи исторического знания;
- современное состояние исторического сознания, его « распыленность» и «неустроенность» определяется тенденцией инверсионных процессов и смешением ценностных ориентаций.
Теоретическая и практическая значимость предлагаемого диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы как методологические принципы при дальнейшем исследовании данной проблемы в философии, социологии, исторической науке. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подготовке и изложении специальных курсов по социальной философии, так и для широкой аудитории.
Апробация работы. Основные положения и выводы работы обсуждались на ряде научных конференций 1995-1998 г.г.
Материалы исследования нашли свое отражение в научных
публикациях.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I
Сущность и структура исторического
сознания.
<
"... Лишь история человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время" [117;29]. Такими словами определил главное предназначение истории немецкий философ XX в. Карл Ясперс. Действительно, история есть воссоздание живыми и для живых жизни умерших. Она порождается современным интересом. Люди, живущие в настоящем, нуждаются в изучении прошлого, поскольку "человек... имеет прошлое лишь в том случае, если он это осознает" [4;254].
Первое представление об истории и историческом процессе появляется в эпоху античности. Вместе с интеллектуальным развитием человека, ростом его потребностей и интересов получают развитие различные формы духовного освоения действительности, в том числе и исторической действительности, отражение которой постепенно складывается и оформляется в особую форму сознания -историческое сознание. Само слово "история", как известно, греческого происхождения, однако у ранних греческих историков оно означало "исследование" в смысле "расследования", "расспросы", тщательное накапливание сведений, рассказов о делах людей прошлого и настоящего. История эпохи античности представляется совокупностью "сырых фактов" и пересказов этих фактов. В ней нет знания как такового, нет науки. До появления самостоятельной науки о прошлом сведения об исторических событиях существовали преимущественно в литературе, в частности, в рано выделившейся исторической прозе. "История" Геродота (V в. до н.э.) - первое прозаическое произведение европейской цивилизации - пестрит новеллами о царях и героях, нравах и обычаях, чудесных происшествиях и предзнаменованиях. В существование времен богов и героев Геродот верит, добросовестно пересказывает легенды и предания, однако сомневается в способности людей правильно рассуждать о событиях, превосходящих их понимание.
Представления греческих мыслителей о прошлом и настоящем основывались либо на вечном ритме бытия, либо на существовании царства сверхъестественных, но абсолютно не исторических, безвременных, сверхиндивидуальных форм. Античные историки.
еще не поднявшись до идеи исторической закономерности, несомненно, испытывали интерес к этой стороне исторической действительности: объяснялась ли она замыслами богов или другими сверхъестественными причинами. В прошлом можно было усмотреть нечто такое, чего нельзя было увидеть при прямом и непосредственном восприятии данного момента - современности и что вызывало острый исторический интерес. Позднее история приобретает у древнегреческих мыслителей умопостигаемую форму. Ею выступает по преимуществу форма циклического развития, в котором историческое бытие человека представлено и осмысленно как совокупность вечно повторяющихся фаз в трансформации общественного устройства - в первую очередь форм государственного правления.
Идея цикличности, господствовавшая в философии Древней Греции, делала невозможным "объективное" изучение прошлого. Так, даже непревзойденный до Нового времени по точности, скрупулезности Фукидит (V в. до н.э.), автор "Истории Пелопонесской войны", методом которого было критическое сопоставление событий, признавал, что целью его исследования является "...ясное представление о минувшем, могущем по свойству человеческой природы повториться когда-либо в будущем в том же самом или подобном виде..." [69;45]. Таким образом, принцип античности - все повторяется; по истечении космического цикла события и люди могут воспроизводиться с точностью до деталей -лишая исторический процесс будущего, так как будущее - это уже известное прошлое.
В рамках древнегреческой философии можно обнаружить и предпосылки, ведшие к преодолению взгляда на историю как на круговорот событий. Одной из таких развитых концепций является учение Полибия (II в. до н.э.) о римском общественном устройстве.
В период античности формируются и предпосылки исторического самосознания. С возникновением социально-классовых отношений происходят фундаментальные изменения в бытии человека. Поскольку динамизм отношений становится общим явлением, то приобретает существенное значение и отнесение событий, связанных с этими отношениями, к определенной временной, исторической связи. Вместе с тем оказывается возможной и рефлексия человека относительно исторического времени, обращение его на себя для познания самого себя как субъекта.
Грекам было чуждо понятие исторического универсума (идея "всемирной и