автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: История и современность в прозе С. Залыгина и Е. Носова 60-х - 70-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "История и современность в прозе С. Залыгина и Е. Носова 60-х - 70-х годов"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИНСТИТУТ имена Н.К.КРУПСКОЙ
На правах рукописи »
ЗАПЯОБА Виктория Богдановна
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ПРОЗЕ С.ЗАЛЫГИНА- И Е.НОСОВА Ю-х - 70-х ГО*ОВ.
Специальность 10.01.02. -литература народов СССР /советский периов /
: • ЧТ-. !
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
МОСКВА - 1991
Работа выполнена на кафедре русской литератур! XX. века Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института им.Н.К.Крупской.
Научный руководитель — доктор филологических наук,
профессор Л.П.Кременцов
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор Л.П.Егорова...
кандидат филологических наук, доцент.Г.М.Благасова
Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет имени В.И.Ленина.
*та состоится «¿у» ми^ /т. часов на заседании специализированного совета
Д.113.11.02 по литературоведению в Московском ордена Трудового
Красного Знамени областном педагогикегком институте
им.Н.К.Крупской по адресу: 107005, г;Москва, ул.Энгельса-2Га"„
С диссертацией моавдо ознакомиться в библиотеке МОПИ им.Н.К.Крупской по адресу: 107005, г.Москва, ул.Радио,д.10"а".
Автореферат разослан * //« /0/г.
Ученый секретарь специализированного совета
каидадат филологических наук, доцент
Т.К.БАТУРОВ
Актуальность данного исследования продиктована необходимостью изучить литературный процесс 60-70-х годов XX века, определить в нем место писателей, внесших значительный вклад в развитие 1.анров, обращенных к истории страны. Это связано с тенденцией к преодолению в современном литературоведении неоправданного противопоставления различных периодов отечественной истории, описанных в* художественной литературе 60-70-х годов. Необходимо восполнить пробел в освещении роли и места писателей, обратившихся к исторической тематике, в восстановлении истоков историко-культурных ценностей России и порвавшейся "связи времен:".
Современное литературоведение уходит от односторонней и идеологизированной трактовки художественных произведений, которое долгие годы вело к деформации авторских концепций, заложенных в художественном полотне. Среди таких деформаций, которым подвергался литературный процесс в годы культа Сталина, было отступление от принципов историзма, имевшее,быть может, саше тяжелые последствия. Первые симптомы "болезни" обнаружились яразу¡после революции 1917 года, когда Пролеткульт настойчиво пытался отбросать все, что было достигнуто человечеством, и начать отсчет.новой жизни с нуля. Попытки противостоять этой точке зрения имели лишь частичный успех. Требован!:.: ле социалистического реализма изображать жизнь "в революционном развитии" и т.п., сформулированные в. 30-е годы, вновь сузили возможности искуцства.
Положение стало медленно изменяться лишь после XX съезда партии. Идею связи эпох, традиций, взаимодействия и взаимовлияния прошлого и настоящего "... пришлось отстаивать, утверждать, укреплять в сознави/ нескольких поколений, выросших в убеждениях, что-до 1917 года н'лкакой истории вообще не было".-^
Более всего пострадало в литературе от внеисторическо-го подхода осмысление жизни советского времени: оно выступало собранием разрозненных эпизодов, каждый из которых искусственно изолировался от'общественно-политического контекста, имея самодовлеющее значение - будь то коллективизация в "Под-1) Белая Г. Затонувшая Атлантида. И.,1991, с.25
нятоё целине" у Шолохова или Сталинградская битва в подавляющем большинстве рассказов, повестей и романов. Поэтому рэбота по восстановлению глубоких и широких связей истории и современности, которую предприняла литература в 60-70-е годи, не может быть переоценена. Речь фактически ила о ьосстановлении правда в художественном творчестве, о воэ-г-ращении искусства к многогранному исследованию жизни во всем разнообразии и богатстве "сцеплений" фактов, событий,
( Термин Ji. Толстого).
Наиболее интересным!в этом плане нам представляются jjj«Поведения С.Залыгина и Е.Носова, которые стали объектом :;се,лодования в диссертации, хотя эти авторы лишь лучше дру-Tivf. выразили общую тенденцию литературного процесса 60-х- ' 70-х годов, который представлял собой сложное многогранное /"ллчение.
Именно с отого времени писатели все чаще ощущают подробность осмыслить исторические события дореволюционной норы и послеоктябрьского времени в ик сложных связях с современностью» Благодаря s то-ду, литера туре удалось обрети-'■i ci к актуальным, центральным проблемам.
Те процессы и экономической и общественной жизни, которые привели,- как ныне принято говорить, к застойным явле-;п-гям, в ыеньшай стопони коснулись литератур;.
Шепно в эти годы а литературу вошла целая плеяда пи-ептечяой, которпе с болью и состраданием говорили о судьбах современной деревни. Они первыми вабили тревогу: современная деревня стоит на порога балызой беды. Уничтожение дерев-
гро«пжо ле только эконог.отосксй и экологической катастрофой. Гуоскэя дэрозня была источником нравственности. Г1мен-
и дэрехмэе^главнкм образом,формировались в прежние годы чп-яд русского национального характера. Именно там, в дерев-«е,сох]япплпсь воковка традиции парода, передававшиеся из локоденга у нажине. С уничтозаняом деревни рушился этот фундшопг нравса-ловвоеги, создававшийся на протякенш веков Г'иотт поколениями.
Научная новизна реферируемой диссертации заключается в' усточопить взаимосвязь меаду освещением событий из
ч
истории нашего отечества и современностью в творчестве С.Залыгина и Е.Носова.
До настоящего времени не предпринимались попытки дат*, сравнительный анализ важнейших произведений этих авторов, написанных в 60-70-е годы. Подобный анализ позволил выявив общность подходов к проблемам истории и современности, затронутых С.Залыгиным в " сибирской трилогии" и произведениях о Великой Отечественной войне Е.Носова.
Исследование проблем нравственности, духовности, экологи;: и экономической жизни страны, поднятых С.Залыгиным и Е.Носовым, позволило установить общность их творческих и философских позиций.
Выводы о традициях и новаторстве в произведениях С.Залыгина и Е.Носова сделаны на основании наблюдений за ходом развития литературного процесса 60-70-х годов.
Цель диссертации заключается в* сравнительном изучении
творчества писателей С.Залыгина и Е.Носова и определении их вклада в решение проблем истории, и современности в художественной литературе.
Цель определяет и основные задачи, которые могут быть сформулированы следующий образом: .
I.Охарактеризовать основные тенденции развития прозы 60-70-х годов, выделяя основные теш и проблемы, акцентируя внимание на соотношении истории я современности, особое место отведя при характеристике прозы этого периода проблеме традиции и наваторства; установить связи с предшествующей
• прозой и с творчеством классиков русской литературы IX вэка-г~ М.Горьким, А.Толстым,. М.Шолоховым, 1.Леоновым.
2.Дать характеристику основных особенностей творчества С.Залыгина, обратив внимание на решение проблемы истории и современности в его произведениях "На Иртыше" (1963), "Соленая Падь" (1963-1967), "Комиссия" (1975) с учетом их жанровой специфики и осмысления проблемы героя и его времени.
3.Дать характеристику особенностей творчества Е.Носоза, выделив произведения 60-70-х годов о героическом подвиге народа в года Великой Отечественной войны (рассказы "Красное вино Победы", 1969, "Шопен, соната номер два", 1973), охд-
—о-
рактеризовать повесть "Усвягские шлемоноот" (1977), предс-тавлявдую новый этап в отражении народного подвига в соотношении с героическим прошлым России.
4.Показать связь прозы С.Залыгина и Е.Носова, которые подняли и осветили важнейшие проблемы жизни общества, с современностью, охарактеризовав художественное мастерство писателей и связь с предшествующей литературой и фольклором, указав на роль этих писателей в дальнейшем размтик литературного процесса.
Указанные цели и задачи определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав и заключения.
/Методологической основой диссертации является сравни-телы;о-типологическяй метод исследования, позволивший решить поставленные в работе задачи.
Автор опирался на труды литературоведов и критиков Г.Белой, Р.Коминой, К.Дедкова, А.Нуйкина, Б.Чалмаева, А.Ов-' ^аренко и других.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров, е лекциях по советском литературе не факультетах русской филологии педагогических институтов, а также на курсах иовыпения квалификации, при подготовке к фекультативным зв-пя-тш по творчеству С.Залыгина и Е.Носова.
Основные положения работы легли в основу трех статей,
опубликованиях в научных сборниках и отдельными брошюрами, диссертация обсуждалась на заседании кафедры советской литературы Московского ордена Трудового Красного Знамени об-.ичет.чеч.о педагогического института им. Л.К.Крупской.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из авадезш, трех глав и заключения. Общий объем основного текста _ машинописных страниц. Основной текст лопол-
наз; донской испольэовшшой литературы, включавдим иячмгноланий.
Во введении дается обоснование те:лк, определяются цела а етдач;: дйгсертацитс, э также дастся краткий библиографи-
ОбЗОр. ...
ц .1_тутавй "Основные тенденция развитая прозы G0-70-x
годов" осмысливаются основные тенденции развития, прозы. 60-70-х годов.
В диссертация отмечается,, что а ато вршдя интенсивна развивались все виды прозы," но. особые урпехи дастшэдтьь в жанрах повести л романа. Романы ВЛкзндарева Торядий снег" (19С9), "Берег" (1074), Н.Ш2ШШШ "ДпЛярягеыГ СЕбЕ)). "Я пришел дать вам волю" (19741,, ¿.Абрамова Пряатпта*' (1955-1978), С.Залыг.ша "Соленая Падь" С1363-1Э67), сия" (1975) и другие- привлекали, вниманий читатели. в адеувааг-ли новые страницы в литературе^
Наряду с романом большую популярность приобретает повесть, разнообразная по проблематика. Т&кова воваетя. яз> жаа-ни деревни С.Залыгина "На Иртыша" СШ64.), К-Алексеева "ХдвО— имя существительное" (1964), С^рутилина "Лшшги" С12651, Б.Белова "Привычное дело" (1966);, а Великой. Отечественной, война В.Астафьева "Пастух и. пастукл" (1972), гро-
мит война" (19о7), Е.Носова "Жзвятекие шлемашхада" С1377)я В.Быкова "Сотников" (1970), "Долить, до рассвета" (.1й721, "Обелиск" (1972) а многие другие.
В обзор ,прозы 60-70-х гидов включены незбалва значите— льны» произведений, занявшие ключевое место в исторсзсиовхе— ратурцом процессе тех лет. 1С их числу отнесена тетралогия: Ф. Абрамова "Пряслшш" ("Братья и сестры", 195вг "Два ззш п •г.ж лета", 1968, "Пути-перепутья",.. 1373, "Дои", ШТаХ-
Автор диссертации вслед за И .Золоту сским, башни— ним и другими оценивает тетралогии Ф.Абрамова как философское произведение. Осмысляя жизнь двревйи ва йрохяжааиз: дв-сятилетий, писатель показывает, как обривается кареняыа связи человека с родним домом, зешшй, вековыми трвдщяшшЕ своих предков.
Об этом, главным обрезом, идет речь в романа "Дам."* к.'.'орыИ, завершая тетралогию, является последним богышш: аакш— ченнш произведением писателя и о которой подробнее, всага говорится в диссертации.
Ф.Абрамову удалось передать богатство духовного мира крестьянства, красоту деловоческих чувств.
Выдающимся достижением в освещении деревенской, темы.
является зшорч&стаю IBJLIIfrxmBa (1929-1974), краткий обзор которого твша ^содержится в первой -главе диссертации.
Рассказы Б,йузащша и его публицистические выступления даиг 'основание автору диссертации прийти к выводу, что сельский заетель В.10уклина живет не только современностью, е характер его тероев — слиееый, многогранный, иногда противо-реаивый, шо зоеаде неповторимый - показан в развитии. ВЛ&гкшинв привлекал сложный духовный шр человека - носителя ¡ввкавых '.традтптлй л исторического опыта народа, человека, пережившего и лдввдана^ую войну, и. коллективизацию, трудные тстдн ©тбчвстевнвой войны ж восстановления разрушенного хозяйства в лшЕлевознвое зреет.
ЗиЩушшва, и.всех ваших современников, волнует вопрос: jb ней щргшша растущей бездуховности общества? По его тан шит, забвешшм зековкх традиций объясняется отчуждение ладей, отошедших от тех нравственных ценностей, кото- ' рые определяли поведение гх отцов и дедов. •
"¡Нл5ршшн — лисатель-1^1яанист в лучшем смысле этого слове — чуивя увидеть ъ жизни людей, стремящихся к выражению . своего П-Яп„ зыдедящихея своей непохожестью. С:; называл их "чудакшги"» "ЧЗесканзоЁвыщГ, "странными лвдши",
Бдр-д^црв ЗЛукшива содержит ответ в на многие вопросы сщрвнвавсезД. Лгсатедь показал трудолюбие народа, его спо-сойвость шовать л освоить саше сложны епроцессы времени, lis род з ХЕОЗрвжЕЕЛж В.11{укш2а не толькЩсила, создапдая материальные л Духонина денное та, но хранитель и огромного, еще ке гвскрнвшегоса хштелл актуального потенциала.
-Творчество В.Щушвива соззучно времени, когда на пороге катастрофа зз социальной, экологической, экономической и нравелвеняах сферах оказалось целое общество.
.Значительное место в литературе 60-70-х годов занимают произведения Б. Астафьева (р. 1924), в которых разрабатывается рл,1,; актуальных тем: человек и природа - "Стародуб" (i960). "Попевал", IS5S, "Царь-рыба" (1972-1975), "Ода русскому огороду" £257,2}; тема Великой-Отечественной.войны - ("Пастух л впссугадз?-ДО71). "Звездопад" (i960), "Ifce-ro гремит войт ;;я"{1967); автоЗвогра^азеская тема - "Последний поклон'.'(1957-
-91977). При анализе произведена! В. Астафьева, SO-TOhe годов. решается проблема традиция а. новаторства; взащк за üJfenar-скш, А.Иапченко и другими говораяжя о-ааировой сшщл]?1иш повестей,, об умении писателя создать яркие, зяшми нницингог характеры, отмечается современное зиачш&з его творчества!.,
Диссертант обрадует внишшш- на Ероизвадешв! В-Аетш^ье— ва о деревне,, затрагивает автобишграфгчесзув повесть "Qbé следний поклон" (1957-1977), детаишго рессиатрявает'произведения о Великой Отечественной войне — повести TCup-ras хромит. война", входящую в повеотваванже "Посаадвжй nrmrm'*» "Пастух и пастушка". В этих произведениях соединены; два временных пласта - настоящее к прошов.
Наряду с В.Астафьевым значительное место в прозе j 70-х годов принадлежит В.И.Б&шву, которому тшта удглшо внимание в первой главе диссертации. Ввдшлщшвя: дрсдгавещ-нием В.Белова является повесть "Привычное ■ дало"» щщршЗйа рассмотренная в диссертации»; где охарактеризованы гдюннн герои - Иван Африкаяович и его sana Катерина, а татого говорится о глубине прставлеиных проблем, о художавпввннш! ша-стерстве в изображении жизни соврвманной деревни.
В.Распутин внес- существенный вклад в развитии* cmqyñft— • ной прозы о деревне. В главе анашЕздвуитск ото таааеяс" "Последний срок" (1970), "Живи и пшни" (1974), "Пдоцаниа с Итерой" (1976). Образы «анщин, созданные В.Распуизнш^ — Анны из "Последнего срока", Настааы из "Живи и. помви** Да—• рьи йз "Прощания с. Матерой", оцениваются вслед за С^Сшяево-вой и другими как большая удача писателя.
В.Распутин и его современники с тревогой наЛотеше аса. учащающиеся случаи проявления равнодушия- лвдей крадЕОТ© ДО»-му, забвение традиций, которые веками передавалась из пташге-ния в поколение. Движение жизни, истории — процесс веостшо-вимый, и долг человека противостоять негативным тмтц-шпияж а. нем. Одну из таких тенденций писатели вядят в усшшващЕИСя: безразличии к деревне. Они предупреадавг с ненредЕяаэзтеинг результатах разрушения? огромного количества деревевь, первым, следствием которого будет падение нравственности, духовное-обнищание всего народа: "Только при этой ойлвгчанности.(ялзг-: ни - В.З.) и себя чувствуешь как-то не во весь свой вес, без
-ю- .
твардзсгп! л ¡вадеквослж, -зЗудто любому дурному ветру ничего не стоит лодасвашшь хейн ih хорвать - ищи потом, где ты ййеь,; закая-тв ироишная .-неуверенность исподтишка точит и точит- шы зто или .Ее ты? А если ты, как ты здесь оказался?"1'
_Ыевоамсшво мириться с тем, например, что ыолодекь забывает свои лшлую Рвдину,, не выполняет долга перед родителями, которые еще живы. Так, В.Распутин осуждает детей старой Анны, проявивших черствость и равнодушие к матери ("Последний срок")- 0 .том же .писал и B.lify.oiJiH, поднявший в своих рассказах анашшчнве проблаиы. ¡,!астер слова выражает свое уважение старшему поколению деревенских жителей, сумевшему передать свой опыт детям л внукам, как например,бабушка ^Екатерина Швтровнв р-Астафьев' "Последний с гслон").
Щ^аза 6D-7D-x тодов стала ношм шагом в изображении деревенской .«азид. Она показала необходимость обновления и . верес тройки деревни. 3 то же время В.Распутин, Б.Болов, В.Ас1вфьев и .другие сзремятся возродить и укрепить лучшие аридицаи русскою зуэестьннства, сделзть их достоянием все-то яврзда. Писатели .призывав? изменить отношение к деревне, dejeouoxpexb •сложевщгюся идеологию, которая стала тормозом развитая общества.
Обзор гворчаства ведущих писателей 60-70-х годов, выявление гдшвнтс мотивов а их прозе дозволили обрисован в диссертации дагторвво-датерззурный ионтскст, в котором по достоинству ыиут быть раскаты и оценены художественные открытия С. Залыгина ж ЕЛосова.
Прозе £0-70-х годов готошла общество к тем перемешу, . которые ¡начались* в IiJBG году - в период обновдяния, порос тройки, гласности,
Зо £ торой главе диесертацлл "*1стор^я и сивремииность в прозе С^Залтша 60-70-х годов" исследуется творчество писателя 60-70-х годов.
Существует обширная критическая ллгерелури о творчестве -Зышгива, Предков, A.liy£Uuui, С.Торикошш создали монографии -о жизненном и творческой пути G.Залыгина. С.Сиихг-xjqs., £.Сеадон» А.Илыш, В.Ковалии а другио иосватили свои • ■jefittru ставовжнлю фалосо$мчес1сого родана в творчоство С.оа-т)$вштз!ш ъ. £ее2 и пшни. -'в кн.: ¿¿ивл^пошш. Повести. -U.:-'Жвигия", 1977,с.441«
' лыгияа, традициям даяшЯ литературно" классики в его творчества, вопрасаг формирования жанровых особенностей произведений С. Залыгизб-^
Указанные раббти: помогли увидеть многие закономерности развития творчества писателя. В диссертации проза писателя рассматривая®» В- многообразных связях с творчеством В.Шукшина-,. Ф„Аб-рвйОй&,. В.Астафьева, В.Белова и: других " писателей, обойношвввтбя связь творчества С.Заашгива с традициями-, заложенными классиками русской лгтервтур»" XI века. Значительное влияние на эволюцию С,Залыгин« как. художника яхяззш связи с редакцией журнала "Новый мир", руководимого А»Т*Твардовским. ■ ,
КруйнШГ творческим достижением писателя явилась повесть "На ЙрйШа" (1964г.). Во второй главе диссертации 2ссле,я»ёФ&£ ее жанровай специфика и современное звучание. Время коллбктшгзацйа, время переворотов тревожило воображение Сергея Зйз&ЁРйиа, Главным критерием оценки прошедшего . и происходшцеЮ" дл» писателя всегда были потребности настоящего, желание осйыслать и оценить это настоящее: "Современность бывает тем значительнее и одухотвореннее^,чем больше она проникнута историей, чем больше она про себя знает -когда, откуда, каким йбразом и чего ради она явилась сегодня, составляет а: о сегодея ж владеет им. '
Созданию повести "На Иргаве" предшествовали раздумья над отношением общества к крестьянству в послеоктябрьской период, над современными его оценками. Писатель отчетливо понимал, что жизнь крестьян и в дооктябрьский период, ж в послеоктябрьский была тяжела и сложна. Крестьянский труд-всегда называли каторжным - от зари до зари, без отдыха и сна. Коллективизация могла бы облегчить этот труд, но бы- . ли допущены извращения, которые усложню® я бее того нвлепттз жизнь крестьян. Эти сложные процессы ваходятся в центре по- о вести "Ш Иртыше" (1964г.), в которой налицо философское осмысление действительности, глубоко исторический подход к событиям, точные оценки. Острый социальный конфликт, как к во многих других произведениях.писателя, служит главной цели - увидеть описываемые события с позиций современности.
иЗалыгив 0. Собеседование. -11. Молодая гвардяя, 1982,0.122
..." 1 г
•'.'"■; -12-Худсшнкку удается раскрыть связь прошлого с настоящим.
Большое*место в разговоре о повести традиционно занимает образ Степана Чаузова.Несомненное достоинство произведения - многогранное изображение главного героя. За личным переживзвиеа Степана Чаузова угадывается главные конфликты времени. Звлнган сумел воссоздать крестьянский характер, в котором благородство, человечность, внутренняя порядочность„ готовность стоить за новую жизнь уживаются с собственническими интересами, с ограниченным мужицким мышлением. Он не боится показать противоречивые переплетения положительного и отрицательного в характере Степана Чаузова.
Много проблем, связанных с художественным своеобразием повести "На Иртыше", оде вдут своего решения. Важен, в частности, вопрос о композиционных санкциях характеров персона-' жей.
С повестью "На Иртыше" тесно связав роман "Соленая Падь"(1967). В нем описываются события гражданской войны в Сибири/партизанская война сибиряков против старого строя а колчаковцев.:
В' дюзсертапдя дапается заключение о справедовшости утвбрн$зшЕя, что в эт<^ произведезйи писа'тель по-новому подошел" к созданию характеров лццейиз народа. Ф.Ы.Досто-евский считал, что главное два писателя - открыть челове-яесклй тип, воплотить характер. Эта точка зрения разделялась С.Залыгиным. Он ставит в центре литературного .произведения характер, в котором воплоарются духовные и нравственные ценности народа, увязывает становление и деятельность персонажей. В произведениях С.Залыгина формирование характеров протекает в' борьбе за идеалы, в процессе утверждения их жизненной философии."
В романе события разворачиваются, в большом торговом сибирском селе "Солевая Падь", давшай название произведению.
Центральные герои романа - главнокомандующий партизанским движением Ефрем Мещеряков и начальник штаба Иван Бру-сенков. Во второй главе подробно анализируются характеры главных героев произведения, отмечены их сильные и слабые
стороны и конфликтная ситуация, которая возникла между
яши.
В 80-е годы, когда появилась возможность по-новому осмыслить литературу предшествующих лёг; произведения С.Залыгина открылись в ином ракурсе.
• - - Деидеологизация общества позволила увидеть в героях С.Залыгина не только политических борцов, но и живых людей с вх сложным внутренним миро..;. События гражданской войны, часто трагическая участь её героев, оказываются связанными в произведениях С.Залыгина с свременностью.
Содержание романа С.Залыгина представляется с позиции наших дней гораздо более глубоким, объемным, обобщенным, чем это казалось в 60-70-е' годы. В работе отмечается, в частности, что конфликт Мещерякова и Бйусенкова видится'йе проявлением внутренней личной неприязни, а конфликтом, имеющим исторический смысл.
. В образе Мещерякова С.Залыгин показал полководцу гражданской войны, впоследствии подвергшегося репрессиям ¡в гонениям в период бесправия и произвола сталинского времена.
• Харзктер Мещерякова в романе разработан глубже, чеь! ¿арак-тер Брусенкова, что показано в исследовании.
, |3ы присоединяемся к мнению А.Нуйкина, Г.Колесниковоа чи Згак&е' показываем; что повесть "На Иртыше", рошны "Соленая х!адь" л "Калиссия" составлдЮт в творчестве Сергея Залыгина
• своеобразную ^сибирскую трилогию? Определяя пафос . 'трилогии, моянЪ сказать, что писатель утверждает в ней современности историй и отражает историческую йравду. Пра этом основную задачу Вн дзщтт в том, чтобы с позиций современности глубже . оценить сЪбытия коллективизации ("На Иртыше"), граждакской войны ("Соленая Падь"), события яослереволвдижзне и предшествующие гражданской войне ("Комиссия").
В романе "Комиссия" (1975г.) действие происходит осены? 1318 в сибирской деревне Лебяжки: "Жизпь с каздвд даом отановилась непонятнее: порядка гее меньше, страха - все больше, война - все блихо, власть.- неизвестнее".
События, описанные в о той книге, по времена .продаюсь вуют тем, которые описаны в романе "Соленая ДадУУ ИУашгьн Комиссия, собрание сочинений в 4-х ,М.: "Молодая гвардия»", 1900, т.4,с.8 ' .
Рйзвивая философскую концепцию, лежащую в основе романа, автор утверждает, что народ является движущей силой истории, он -обладатель качеств не только строителя я созидателя, но я мыслителя, оценивающего происходящее ц определяющего свою роль в историческом хаосе.
Анализ романа "Комиссия", его главвых героев свидетельствует об обобщающем характере произведения, о художественном и композиционном своеобразии, где значительную роль играют вставные новеллы, пейзажные зарисовки, описание жизни и быта крестьян.
Анализ содержания романа "Комиссия" приводит 'к выводу о том, что "философским смыслом (в традиции Л.Ленова) пронизаны все звенья, начиная от общей концепции романа и кончая эпизодами, сценами, мотивами, репликами". '
Развертывание сюжета соответственно происходит в двух аспектах: о одной стороны, осложнение отношений между Устиновым комиссией - Сухих, с другой стороны - приближение сил, начинающих граждански войну.
Философичность ромаш подчеркивают вставные новеллы. Наиболее нвтервсн&иа*них об Алексее] - божьем человеке, который выступает как бы прототипом характера Устинова. Именно сейчас, когда возрождаются религия, милосердие, прощение, любовь, образ Николая Устинова оказывается близок к тем идеалам, к .которым стремится общество.
Роман "Комиссия" имеет актуальное современное звучание еще и потому, что в нем поэтизируются крестьянский труд, вн-•сокие нравственные качества человека, и, несмотря на то, что решав заканчивается трагически - начинается гражданская, война, зверски.уничтожают членов комиссии, - читатель верит, в то, что победа злых сил над светлым народным началом временная, что народ непобедим и неистребим. ■
Опыт простого убеждает, что и наше смутное время закончится победой здорового начала, здравого смысла людей труда.
Критиками, отмечено, что "вставные новеллы" углубляют эпичность повествования, раскрывают многомерность человеческого бытия. Цветные события и частные случав приобретают новый смысл, требуют от людей активного размышления. Каядая 1) йуйкин А. Зрелость художника, -и.-Современник, 1У85,с.258
из этих новелл заклинает определенные уроки прошлого, которые потомкам забывать нельзя.
Роман Сергея Залыгина "Комиссия" стал событием в литературной жизни 70-х годов. I •■
Творчество С.Залыгина определяется в диссертации как . важный этап в развитии прозы 60-70-х годов. Писатель в своей сибирской трилогии сумел увидеть историю глазаж современника, поегогу его произведения звучат актуально п сейчас.
Третья глава "Художественные открытия Е.Носова" посвящена прозе писателя 60-70-х годов.
В £9-70-е годы в советской литературе явно обозначились процессы отталкивания от тех тенденций, которые связывались. с книгами типа "Кавалер Золотой звезды". Большинство писателей - фровтовиков(В.Быков, Е.Носов, В.Астафьев, К.Воробьев и другие) активно отстаивали свое право на индивидуальное восприятие и независимое изображение пережитого. Не случайно именно в эти годы восстанавливалось в .своих правах само ' . понятие - художественное открытие, - неразрывно связанное с выявлением творческой индивидуальности писателя. *
В диссертации показано, что для Е.Носова, как.впрочем, и длй ряда других писателей, возвращение к принципам подлинного историзма оказалось эффективным средством такого выявления. Кго скромные художественные открытия стали воаыожаыми благодаря, с одной стороны, незаурядному таланту, оплодотворенному верной эстетической позицией, а с другой - общему дружному повороту литературы к событиям недавнего исторического прошлого.
В реферируемой работе определяется место Е.Носова в историко-литературном процессе, характеризуется его предшествующее творчество, сопоставляются произведения Е.Носова с творчеством писателей-современников С.Залыгина, В,Бедова, В.Астафьева, В.Распутина, В.Быкова, К). Бондарева я других .
Многие рассказы Б.Носова, такив как "Красное вяво Победы" (1969г.), "июлей, соната номер два" (1975г.) а поезс?ь "Усвятскпе шломоносци" (1977г.) выделяются своеА фалософакоЗ глубиной, занимают особое место в литературе 60-70-х годов.
'От"дая последнего" -ко "дню первому" - так можно назвать внешнюю и внутреннюю динамику произведений Евгения Носовё- о войне.
В произведениях Е.Носова' о войне присутствуют традиции Ы.Шолохова и других писателей.
В исследование пристальное внимание уделяется рассказу "Красное вино Победы", в котором писатель сумел передать настроение народа, состояние бойцов, находившихся в госпитале в День Победы. При этом отмечается, что Победа в произведениях Евгения Носова - это не только торжество над врё-гом, не только окончание неимоверных физических и нравственных страданий, не только освобождение от трудностей военной жизни, но и итог нравственных испытаний, это рубеж, через который дано было пройти дашь сильным духом.
На трогательно-щемящей ноте заканчивается рассказ. Е.Носов утверждает, что для'оставшихся в живых не будет безымённых героев и фронтовики будут восстанавливать разрушенную войной жизнь вместе, с теми, кого они защищали, * Анализ рассказа "Шопен, соната номер два", позволяет увидеть особенности'характеров, созданных в произведении. В рассказе показано, как восстанавливается "связь времен". Траурная музыка Шопена заставила молодых оркестрантов с другой точки зрения увидеть мир, увела их от бездумного созерцания.
Зам представляется, что особое место среди проидведе-. ний Е.Носова занимает его повесть "Усвятские шлемоносцы" • (1977).
В этой повести писатель описал события войны, соотнося их с предшествующими событиями русской истории. "Усвятские щлемоносцы" стали новым этапом в изображении Великой Отечественной войны. Повесть дает о войне представление более углубленное п ¡.цс-табпоо, чей предшествующие. События отражены через приз;лу народного сознания. Описывая.деревню Усвяты, находящуюся в самом центре России, автор неоднократно напоминает о том, что она расположена вблизи пода.Куликова, где происходила одна из грандиознейших битв далекого прошлого, живущая в памяти народной. И Усвятские мужики, отправляясь
-17в далекий путь, чувствуют значение той далекой эпохи, потому что им, как шесть веков назад их предам, предстоит оборонять свою землю от захватчиков. J ••
Простые мужики из курского села Усвяты воспринимаются писателем как преемники героической славы предков.
Сшволична сцена, когда дед Селиван как драгоценную реликвию показывает односельчанам, теперь воинам, уходящим на войну, свой Георгиевский крест, полученный за героический подвиг еще в дореволюционное время. Он гордится им и хранит как драгоценную реликвию.
Повесть "Усвятские шлемовосцк", по нашему мнению, ценна глубокой трактовкой чувства. Родины, выраженной в напутствен-• ных словах усвятским новобранцам председателем Прохором: "Оборонять вы идете не просто вот этот флаг, который на нашей конторе... А главное ~ тот, который над всеми наш. Где бы • ми ни были.-Он у нас ода на всех, и.ш не дадим его уронить . и залапать... Потому что не из материалу, но из сатану ила. там еще из чего. А.из нашего дела, работы, пота и крови, из' нашего понимания, кто мы есть..."1' Русской народной песней . заканчивается летопись десяти дней из жизни Касьяна Тимофеевича из деревни Усвяты, идущего на защиту своей Родины.
В своем исследовании мы подчеркиваем, что' время Великой Отечественной войны и поворотные события русской истории ,-. Е.Носов показывает как звенья одной цепи. Ему интересна гизнь .крестьянина "от момента, когда человек должен оставить плуг, до момента, когда необходимость'заставила его взят5ся зэ винтовку. Это время - большая дистанция ¿..упсихологического.характера, связанная с мучительной ломкой устоявшихся представлений, привычек, вживанием в навалившуюся беду, перевоплощением пяхэря в солдата*.у Вдумайтесь: ведь слово "война" сразу как-то не воспринимается,„потому что оно чуждо человеку. Его тоже надо осознать, к вшу надо привыкнуть, как к ношению шлема, каски".
Этому перевоплощению пахаря в солдата я пссвящзвэ
повесть. Неторопливое повествование раскрывает бога-ш! ряут-
тосоЗПСТсыискйе шлемонооцы, Ú кн.:*1зоряшйв нрокгедайЭТ
в 2-Х томах. - М.:Советская Россия, 1983, т,2(о.Ы 2)Носов К. "Касьян - и пахарь, и солдат V Дюорачгягач а«®»*"-» 1977, 6 апреля.; ** '
реннйй мир главного действующего лшв повести - Касьяна Тимофеевича. Фамилия "была ему не вужна. Но имя я ему дал не случайное. 'Касьян означает "носящий шым".
Тридцати шесть лет прожил на земле Касьян Тимофеевич, растил двух сыновей, оавдая рождения третьего. Сельский житель, он не знал ничего радостнее исконно крестьянского труда. Повесть начинается с картины покоса, показана счастливая умиротворенность Касьяна, его нежность и горячая забота о жене, огромная любовь к сыновьям. Повесть, мы подчеркиваем, звучит как своеобразная летопись, и начала у нее былинное: "И то ¿это, как быть тому Касьян косил с усвятскиш мужиками сеао"^
В этой летописи не только перечисляются события, следую- . ¡дне одно за одним в течение десяти дней, £ рскрываются постепенно через судьбу, настроения, мысли, поступки, действия героя духовная сила и величие народа.
Через призму исследования видно, что само название "Усвятские шлемоносцу" - подчеркивает связь с древностью. Носов пишет, что традиции предков помогли потомкам совершать всемирно-исторический подвига разгромить врага, освободить. роддой дом, родную землю.
Будучи участником войны, писатель сумел воссоздать героизм народа, завоевавшего победу в нелегкой борьбе с гитлеровцами. Великая Отсчэственная война постоянно соотно-' ситоя в повести с историей русской земли на протяжении веков, к неслучайно эпиграф к ней взят из "Слова о полку Игореве..."
На примере героического подвига народа в года войны произведения Е.Носова воспитывают патриотизм и ответственность молодого поколения.церед подвигом отцов и дедов, отстоявших от врагов родную землю, на которой мы лшвем, которая нас кормит и которая завещана нам предками.
Произведения Е.Носова обращены и к будущим поколениям, которим суждено принять эстафету от наших современников.
В заключении диссертация шоказывается мысль о том, что необходимость выявлять связь между прошлым и нас-.-эящим оказалась для литературы периода "застоя" спасительной. Игнорирование реальных обстоятельств жизни, фальсификация, двоемыслие, иллюстративность губительны для искусства.
ГТНосов Ё. "ласьян и пахарь, и солдат*, - Лит.газ., 1977, бапреля. 2;Носов Е. - В кн. Избранные произведения
в 2-х т. :Советская Россия, 1983, т.а.
Создание высокохудожественных произведений возможно только на путях поиска истины.
Для С.Залыгина и Е.Косова одним из таких путей оказалось обращение к событиям недавней прошлого. Увиден-нэи с позиции острейших потребностей современности, позволил им дать этим событиям принципиально новую и более близкую к истине оценку.
Анализ творчества С.Залыгина и Е.Иосова выявляет общность их позиции: переломные моменты истории - гражданская война, Великая Отечественная война • у них выступают, помимо прочего, своеобразным нравственным испытанием человека, что и позволяет писателям протянуть из прошлого в настоящее скрепляющую нить.
Отсюда в их-книгах слон-лая скжетно-композиционная структура, для которой характерны оригинальность художественного врэменп: глубокая ретроспекция рядом со злободневно- ■ с ты», развитая система образов-сшврлов, фолыслорно-ипфо-' логическая образность.
Анализ "сибириады" С. Залыгина п произведений Е.Носова,, затрагивающих тему Великой Отечественной войны, показал, что творчество этих художников, развиваясь в русле основных тенденций прозы G0-70-X голов, внесло в литературу новые конфликты, характеры, композиционные и стилевые приемы.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях: '
I.Народ и герой в произведениях Е.Носова о Великой Отечественной войне: Советская-проза о Великой От#чествен-ноП воПнс и ее изучение з ежоле и вузе.(Межвузовский сборник научных трудов), М.,1388, 0,5 п.л.
Композиция и язык повести С.Залыгина "На Иртыша" (Пособие для учителя), М., 19?1, Хп.л.
3.Традиция и новаторство в прозе 60-70-х годов.(Посо-бис для учителя), M..I99I, I,25п.л.
г^гкп Злк- 5 Тw.tOO