автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История культуры Азербайджана (на материалах Азербайджанского музыкального театра) (1920— июнь 1941 гг).
Полный текст автореферата диссертации по теме "История культуры Азербайджана (на материалах Азербайджанского музыкального театра) (1920— июнь 1941 гг)."
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
На правах рукописи
КУРБАНОВА НИГЯР ШИХАЛИ кызы
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЗЕРБАЙДЖАНА (на. материалах Азербайджанского музыкального театра) (1920 — июнь 1941 гг).
Специальность 07. 00. 02 — Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени .V: / г • кандидата исторических наук:~: л.-"'..- г >
Баку- — 199^
Работа выполнена в Музее 'истории "Азербайджана АН Азербайджанской Республики.
Научный руководитель:
Заслуженный деятель науки Азербайджанской Республики, академик АН Азербайджанской Республики, профессор Азизбгкова П. А.
Официальные оппонепты:
доктор исторических паук, профессор Мусаева Т. А.
кандидат исторических наук, доцент Керимоз С. М.
Ведущее учреждение: Азербайджанский Государстсзнпый Педагогический Университет им. Н. Туей-
Защита состоится » 1992 г- в . _03£-
часов на заседании Специализированного совета (Д. 004. 02. 01) го зтаите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальностям: 07. 00. 02 — Отечественная история. 07. 00. 06 — Археология, 07. 00. 07 — Этнография при Институте истории Академии наук Азербайджанской Республики.
Адрес: 370143, г. Баку, пр. М. Азизбгкова, 31-
С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Азербайджанской Республики.
Автореферат разослан «¿¿Ъ » ¿Л- 1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, доктор исторических наук
7 ПИРИЕВ В. 3.
I. ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В -'<аше бурное, полное событий рево-л¿иконного значения время. с особой остротой зстзит вопрос с духовном аспекте существования личности в обществе, А это, естественно, усиливает необходимость беречь ужа оозданные духовные цонч</стг и •с&р*еэявйшим образом заниматься дальнейиими исслв'до^ занияуи а'это» иб'торичбски богатом направлении.
Сэгздня, кзгг никогда раньше, должен быть да.'г гтростор раэвк-тх®' литературу к искусства - важным компонентам нашей национальной культуса, должно Очть уделено пристальное энкмаяио тому» чтобы ляда могли обогацатъ свой духовный дар ценностями мировой- я .ч рцчональноЯ к у л ь г у ры.
, '.Имэшю отмеченное« зше побудило нас к разработке данной -в-чбо.яослйдорянив "История культура Азербайджана / на матепи- • -•лах азербайджанского «уэахального театра / 1920- июнь 1941 гг.//" лс?5с,*ачля»т собой болыгой янтврео, так' как исторический период, ог.?з^'?нннй п представленной работе, исключительно богат содержа- ■ «иям. Разработка вопросов азербайджанской музыкальной культуры, яяуъгяап. страяоние в данном исследовании, дополнит историческую -нр^г-гяу состояния азербайджанской культуры 1920-1930-х годов.
Национальный музыкальный театр возник в Азербайджана в на-ччлз Ж лета я вслед за этим стал интенсивно развиваться. Для .чаогояпкозой чстории культуры азербайджанского народа это явле-ч.".? було совершенно новым. Указанный период'был временем роста •:Зпр;.'.?Ееннсго движений я Азербайджане и'аго культурного разви-тв">„ парэав национально-культурные учреждения и основная силе чочпс эзчрбайетанскоЧ интеллигенция были сконцентрированы в ото-чяцл Азербайджана, ставшей центром новой культуры азербайджанского народа.
Ксзую сезвкватаапося прогрессивную культуру азербайджанского народе отвечали следующие черты: формирование литературной околи, .':отор"я пропагандировала демократичвско-просветителнскиа идеи; основать национального театра и печати, о усююнивм зла-
k9«vob народности в искусство g ¿ht.jjuvvjc-j оижащеНол ма тепиаяистичзоксй напр-г^нн-лл ь.-,
Конечно же, азербайджанский аузыКаЛЬКЙ а.- ;:.■:-::...■.
голом месте» Исторически <5шщ созданы усяо&а« дл/ ore г^ол;.-..-., В этой связи особого внимания заслуаювао?,псй!&«ствои$Ю'.ч рождению азербайджанского музыкального театре, о сим:.1;; л.? -аального драматического театра. 8 историк культура окого народа ему отведена роль яредаоотвзнклкй йгзрбаИ.'-чшаь-: национального опзр.чеге театра. Именно высокий интерес,, прос-у;-.-.-. ны£ а учесах даят«льнооть» азербайджанского драматического г--.. • рз» создал предпосылка для основания одаикального к, s частно.:?/-., опорного театра.
"'оворя о заровданйк музыкального театра в числе одно£ is предпосылок его создания :гэльзя не отметить и передававшееся поколения в поколений йогатяйвее народяо-пссошое творчество азербайджанского народа.
Особое моего в распространении музыкальней культуру й Азербайджане сыграло музыкальное соразование, первыми очагам: которого были музыкальные еколв в Шуше. Itai руководи®? Харрат Гулу и Молла Ибрагим» Была тзкаа школа, в когорт* преподавал Кер Халкфа»' Я этому времени относятся также пош. ?ки создания теоретических- работ в области музыки. Печаля теоретиками музыки были здечь Ы.М.Навваб я молодой музккак.-жбатель А.Аливердибвкэа,
. С конця XIX столетия наблюдается интенсивное проникновенна в Азербайджан влияния русского и западно-еваопейского музыкального искусства, что, ..зеомненно, яеилось одним из источников возникновения жанра музыкального театра в Азербайджане в начале XX века. Налицо также положительное элиянке ш развитие национальной музыки знакомства с русской и европейской музыкальной культурой в сирокок смысле этого понятия,
. Бол-агто роль в процессе исследования данного периода играет периодическая печать того времени, цедро освецагдая события му-аыкал^яэй гизни Боку,
Зое вышеизложенное позволяет сделать вывод о том. что воз-нйкнодйниз национального оперного театра било подготовлено са-ходом истооического оаээитвя азербайджанской культуры, а не льлялось, отнюдь чем-то спонтанным. В процесса его создания чет--о обозначилось отеествовааяе исторически целого ояда фактооов.
Г'.-r:,. ~рсЛ.™;-я/[н-1 зЗ'ЭсЗяЙджапскиы о.тзрнш театром со дня его ; >■!■■■ я -о 1417 толп >;злагок. Основателя« тэатга прихода. -io-r.öy со слоаноетюел. гсзнихаьдтз па твор-- -с:■'•■> try:,и .Vwsi'.o г/дугпты зто2 самоогвггзегшсЯ непвииирлчой гать зэсокуз оценку деятольнсстз национального •."з^чо-п vwrrs ч пээрсо дэсятялотле ого стцвствогзвия.
г '908 по 191" год» - время гезвякнозегаш я стеновлв-■■•,>;\лсляль;:ого улгзчэтлъ.чсго театра. Б лт;* год.!-; л прогзощло ра~ клсоднух тзлаптсл, знесслл лепту s cia.gr; дело пол—'
■ ууо?::." лулознол лул:,сурл азербайджакс.кого часэда. Тзатр -•лт -rit'esct'On "колой псахтаняя лучгях сил .ууззкзлгае» хульту-
г£>гса(5сткя »сторкя ;.<угк;--2льно" культура Азер-'- у;':?:-:.:::-:егл гэр^елл кэляотся х:: лллуллйних аспзк-
0: ■;?.•"•;.•>•!-■•.•! ? I.вторил п.зерСзйлгаке:^: культур:;,
.:)■,:■■-■•.• "л:-'->лолсл власти .элз С:!ли ссздз-
•: •—лг^м длл гсзсгорс'чйбто рззвятзя агорбвйдг^; oxoii культура. ->''-"гл'лс::л- л лл р'-л^лтлл луаикалыю»! культур;-;» лсторая у::со
■ дне!-, -cio.'i :•".к тзг./.галясь с.огллм оЗразсм. Kö~ !'•„•• г-'Л'кг- сал- р-ль гедуглх "зстессз русот.-Л сцеьк в ста-
••win-rs .тр-^йсскснальяого .мубя.-етлького искуост-
^»Т! зкллл -n-erw. чус-ыказгоз а в ргэза?:.«? музыкального об.. „0-,чч,.,; „ р^ппуСЛЛЛО,
"'"с -- "'оллллл, глубокого ^оелел.оз.укил, й ртзу-
■ vovoccr^ луллг з",ссозлвт лстлая кар?лзг рлеютяд музшеаль-
•/л-ля? огкрлгн т?лл-э аирокло погколностл длл проведения •> тзстЛгаке леллчдораял;; ? гбгжча лстерпл мугкльлы-юИ гсульгури. л^ллгллл пкллд л рзлрт'отлу ото!; сблсстл нау:л: ллеелл Уз.Г«дгл~ <i04'0s, 3»3л:-пгряд0.е, л.Мчуьхола, Р.Глиор, Г.Ху'-оз. Й.Рыхчян. З.Бв-лязв, В.Вэрсояа, Х.Лпллл -д другие» .
Исследование уогор^л? кугкгуааоЗ культут; -ззэрйайдяайокого зароди з созотсккй пэрлод покаганазт» что разаятао азербайджанской !£узы:<9льноЙ культуру ело параллельно о рззйаткеи музыкальной культура русского и других вародоа 'страна. Upovyc .газ раазктия алвр^айдтлкгчой музикаллюй ¡гух^турк под ол5ггс.л:ол!;-;л.; пляянаем русской ку^акальисй культуры яалл^тся ярсцз^сом з-п.АУ.?^акйяййя а
вкаимообогаценкв культур двух народов. Ярчайшм кргагрок тсяу олуха* уае первые страигцн историк музыкально«! культуру Ccx-Vït:-.-го Азербайджана, насыщенной гшгкзыи видных предстамтедсг. ;л: музыкальной культуры» способствовавших создав;:» «cposxoiv д-ч-аанга, опираясь на который музыкальная культур;; «того оьркэдг. с первых дней своего развития отличалась яктекггоагм- pcovc.j.
Музыкальной искусство Советского Азербайджана - .-жыг*. ио-клачитольно вирокомассштабное. Многогранности его доопг&н::», выдвижение- на арену ,.:.:ровой музыкальной культуры .заставляв"- sa-думзться над истоканж этого самобытного искусства го народа v которой отличав? прогрессивность содержания ь бор,,';. Икеняо рассмотрения первых аагов, оделенных музыкальна искусо';-а0:.: лзербайдаака на пути своего исторического развития î:ûob,v,;2-ко данное диссертационное исследование,.
Актуальность избранной теки оярсдсдлат ее аадосгаточ^ы, р-ь-работанность в азврсайлланской историография. Автсрок «г. осаст,-оольаюго фактического иатеркзла, значительная честь которого • впервые вводится в научный оо^.,от, предпринята попытка создать оообцаюц'лй труд по ис ело дуемой проблеме,
Значимость, представленного ксследу анил проблема разаитвл музыкального театра к подготовки музыкальных кадров ь лзербай-дга:-:е / Ï920 - ашь Î94I гг /, особенно возрастает в связи с определением места азербайджанской .музыкальной культуры, как нс>-отьамлемой составной части обцешрово?. музыкальней культура, так как сегодня, когда Ааарбайдин вступил на путь самостоятельного развития, это особен«о б&тно.
Все эти факторы определяют актуальность к жизнеспособность данного исследования.
Залачи, поставленн"а в данном научно.»,: исследовании было зозкох-h'i.'.v: решть .тдыь прибегнув к тцателькому изучение к глубокому ска-л;:з;у научи?, х трудов, включая монографии, диссертационные работы ■/. научите статьи» по направлениям, затронутым в диссертации Несмотря и. наличие целого ряда работ, как известно, котораогрз-фиа кой культуры отличает богатство научного материала,
'прлАле^ы, доставленные в представленной работе но Свлх есе пред-ww» скецсгльиого обобщающего исследования.
В ппсл-2дн>'.е десятилетий активи: :ровалась работа по изучена»
пройдем истории совсс г;. культуры и закономерностей «а ;ормиро-
Создан цплай ряд фундаментальных трудов по истории развития агтолзвнх ^направлений яультгры» Tax» к примеру, образопакия, нал ясхусстда. Считаем яеобЯодкмкм отметить пря зтом, что яопрсзн рззггсчя музыкальной культуры '20-30-х годов XX отслотяя нз moa достаточно полного отрсжояяя в яоторичвскоЯ ля— торутурзf' ?сла ;.'ñ- счг^ать ряда диссертационных работ по национа-. льне?..?? музихал&ясм* строительству, .которое бнлл созданы в разные года ч различных регионах бУЭИвго."СССР. ^.
Ккм М.П» 0 культур* как поддаете исторического изучения. Вопросы истоойи, 19?4', Ä II; -Он se.. Проблем развитая социалистической культуры. 3 кн.: Культура ^азвятего социал>:з:лз ¡Кахотосне эопрссн тоорйЗ я исторай. Й., Г978; Иозчук 1.Ы. Коган JÍ.H¡ Сойотская социалистическая культу га:" ксторачесгскй опыт я соаре- ; •узнныз проблема, Ш., 1979; ¿емирбае» K.M., Укг-'йацев В.В.Счер-хя'хсторха соеетскоа культуры. d,. 1920; Ссг-г.-.-хая культуоа: История а зсвсшанйость. ¡.1,*, 1383; Советская культура. 70*лат -сазвития. М., 1967; Вопрос« история й историогзафии социала-' отичэокей культусч. М.. 1987. •
* Зэк Л.М. Зоярояы хультуокого- стрситольства.п советской, исторко-гетфачееяей литаозтуре*.'См. в кн.: Хультуоная раволвция в СССВ.
.1517-19S5'гг. }L~, Iöo7j Она яо. История изучения советской нултаурн, М.1991; Очерк котории азербайджанской советской, ли» тарату&я4 И,, 1563; Мамзд Аркф. История азербайджанской лита-ратуш. Еяк-у, 1971; Клпнвй A.A. Азербайджанский театр за 100 .. лот, Баку, 1974,• НиклзайЕс^.ая Н.М. Стайовленка и развитие- ио-куссгря социалистического реализма в Советском Азербайджане, Ií)2C-I345. .Баку,. 2S?4: Расцвет -азербайджанского советского искусства, Баку, C2S6 к др.
п
* Вайде й4К. Великий Охтябьь'а музыкальное строительство в Татария / 1917 - 1927 гг.А Аэтореф. дао.канд.ист.наук. Казань,
Гоопгя.чаашз/гч 3„'s» йстооия музыкального образования а Грузии, з пвркод строительства*социализма / 1921-193?тг.Л Авторам. дао.канд.ист»наук. Тбилиси; 1Ш6;.Ис-з,-дв.А,И. Азер-. -баЗглакскач гародяэя музнка / ?. стоки, г^облема собирания и ис-• йл^дсйаняя/;- А£з?среф.дво.д-ра искусствоведения, Киев, 1988;. , Лях-заю Д.М. Сгзновлевие и развитг4 музыкальной фольклорис-TüK-J п ходз культурной рвзолщид-й Азеобайдтаке / I920-I94I гг./ Баку, 1500 и Лр. , ■ .
В сравнении с исследованием других областей, кг тория «ул*-«-кальной кулс'урч 20-30-х годов Солее полис с траке яа а ¡'.ссхедо**-ниях советских музыковедов.
В приведенных исследованиях задайстЕсг.дн богатый архякн:-..''. матесяал,. что позволяло их авторам аналятичеогж подойти к ному и многогранному процессу развития социалиста «геокс;;: чу?у «сальной гсультуры.
Считаем необходим:«* упомянуть в это." сея«:: таю» коногр^.-фии, бровгры и статьи азербайджанская ученах-историкоз, занкааг-цу.хся серьезным азу'чеапеа кардинальных вопросов, связанна* с, культурном строительством.2
Была изучена литература по истории аззрба£д~.анекого метра и музыкального образования в республике. Подспорьем ягл разработки данного дйсззртьцйонного ксслёдовакид поолужилз трехтомная. "История Азербойдазна",^ "История гзарЗай^инокс^ дхтаргтуры", сборники "Искусстве Азербайджана"»"Азербайджанская музыка","Рас-цвот азербайджанского советского искусства", ?.:ноготоми»гк "Кстср;:/< мировой оотетическоИ мысля" :: другкэ.
Г
Гусин К. Советское- государственное кус-сальное стсоительство. См. з кн.: В пернкз годы советского г.г.ечкалького бтроительст-ва. Л., IS59;' D.B. ICC лет Mdckoscäck государственной
консерватопта, У.', IC6S; опия ¡/.узики каоодов СССР, т.1 / 191? - Ii32 Л а.. 1970; Дквакова 'Г. Ks предлоге советской музыкальной .культуры. .«,, 1975; Лезка С. Из истории становления советского му'гнхознанкя. См. в кн.: Вопоссы теоойй и эстетики куэккг., Ьыс. 15, Л,, 1977; Советская музыкальная культура, Исторг.-, трздаичн, современность. , 1560 к др.
2
Велики» Октябрьская оаволюдия и сасивег ссцдалястической Kyjbtvp-.j АзербэЯдазза. Баку, 1955 /"на азерс.яз./; КурСанов М.К. Ьльтг'.а Советского Азербайджана. Баку» 1959; Па-аев H.A. Очвоп»' vcrSnza к льтуркого строательствз Советского АзерЗай-ячадл. IbSS-; Исаева Т.А. Культурное строительство в
л::йг."'-г:л>мла / IS2C-I94Ö гг.Л В кн.: Культурная, равэлвцая в СССг." :r=I7-I965 rr. I.!.» IS67} Пзааев H.A. Победа культурной в Советском Азеобайджане. Баку, 1S7S; Культура Со--.а-ско-'о Азербайджана. Баку, I9B0 к Др.
3 йотордй Аззрба2дзаН8. Т.З, ч.1. "Баку. 1953.
Оажнсе зкач»г:к жо.та также труда г.е£стэят?льнсгоч члена АН Аюрдчкх-игско* ССР М.А.Дздаазаде, члека-корреслэидонта АН Азербайджанской ССР £х.Г.Д*а$зрова, zw ададата исторических наук H.A. Каоямова, ламглдгто'л. искусствоведения О.АбасозоК, А.Алиевой, Г, Ееуу ХЛ'зглковл, преподавателя Азербайджанской Государственной кечеерз&торкь им.Уз.Гадзябекога Хурид хзнум паевой, видного советского музыковеда В.Вяногр-'ДСйэ и других, я которых был рассмотрен ряд вопросов истории и теория азербайджанского театра.'
Ъ библиографии диссертационной работы мехно встретить целый 1 ряд ксслвдо2йний других авторов, освевдкянх гак р-гзлйчкые направления культурного строительства, так и вслрсс» народного обрэзо-завчя, искусства р целом и некоторые вопроса которая а теории эгзсслнекого драматического и музыкального театроэ.
Й хотя ни одно из лер-гГ:гло«нах исслэлоэ.чкнЛ н» является абсолютно созервеннн«, тем'не :/онге сам рак? «х появления i® свет-' я выеззй стеганл положителен, ибо тек сагам е-'-: заложена основа создания систематизированной истории азерга.1г;"а;-окого музыкального театра, А отсюда, использование этих ясточпнлов для написания даячой работы, окззрло неоценимую домозь.
Еэжне"гдм событие» в азербайджанце:.: музцксг>«д<$нии явилось появление фундаментального труда осяоэояодожяккз ."рофзесиональ-аого музыкального искусства Уэеира Гадаибексва - •''Основа азербайджанской народной музыки" / Г?-¡5 г./.' В последу:»® годы появился целый ряд критических трудов по вопросам, становления различных облаете" музыкального искусства Азербайджана."
Иоследоэаярпо исторического периода 20-20-х голов XX столетия, которому поспгдена данная диссертация, для гаиболве полного aro отображения будет посвящен,' вероятно, еде ни один-научный труд. Представленное де доследование являет собой первую 'обоб-«авдуп работу по историографии и'ис^очяиковвдейи» становления музыкального театра к музыкального образования а-нааей республике, автор которой старался .дать целостную картину разпяткя азербайджанской музыкальной кулыуры,
* Летопись музыкальной х уня Советского Азербайджана / Га20-1925/. Баку, 1965; Гаджяооков Уз. О м*'лнкальном- искусства Азербайджана. Баку, '1965;.-1:п*ь-Бюль, избранное ста' ~>и и речи. • Ьаку, 1568 /на азарб.яз./; Abacosa З.Г., Касимов к.А, "(лерка музыкального искусства Советского.Азербайджана.I92C-ISbv. Баку, 1970;' Магомаев V« О музыкальном искусстве Азербайджана,Ба-138? др.
• ܧ5!..ÍL2B£§32-E2S5S$2§5SB8¿. Ссио.вной целью .иаигего исследования являете я'изучение.и ойрбцзкие которая развитие азер?аВ-Джанского музыкального .театра' я музыкально: о' оооазованпя а сю-публике i' 20-ЗС-х года?: XX столетия. В этой.са.язк в из пот а пвод-полагается роадгь сл^дувдге задачи;
- освэггть псоцэсс становления музыкальной культуру Азо&-байдавна на когекных пазоЗоазо^анАЁ,' проксходлакх л наследуемый период ео всех сферах общественной киакк;
- дать акаяаз. пооцесга. зароадекая г мзвкткя -музыкального театра з республике;
- показать эволющ:;с музыкального образования В'Аз?обайд?,а~ нз; '
- от.четвтъ ззакковлияяиа г взакмообегацвняе музыкальных культур Азе сбей глани i: России."'
МетсгщсгйчеаЬ'^^
Исгочниковэдчаскей базой исследоЕонкл яййдксь. материалы Центрального Государстввййогб архива Новзимай йстозакАзербайджанской Республики / ЦГАШ Азесбзйджь;.ской Рос^убдяхй в частности . фонд 57 - Каркошроса Азерб.ССР; фонд I50SАзербайджанского республиканского.Еокхтв^а-'.профзссаонального coma.'работников не- ' кусства / АзРаеге /; фонд 2683 - Цеятсал^ого. ¿горца культуры трудящихся езарСайдазибк ем. /ли Байсамова п лйугда,
В дисоертацасняск; исследоЁааиг" ояределенйоэ.кзетр' уделено материалам «ввтоальвоЗ и республиканской яеряодзчзской-печати, незакедлитвлькэ. рзагироааваой на собатгя музыкальной хвали Азербайджана и екгравье! больгую соль в' распространений яооуреосквной культуры вреда.народа
■ К числу йспользсза.нкых исто следует .отнести асеяо.\ж- ' иания ветеранов азербайджанской культуру а сцены, стодд^х у истоков создания азе^айданского драматического я музыкального театров» г^еялоь.яйвл» аодаюоаняем'ноторяи,. эти -лждл .своими йоепо--смога*» з'оаедоому воссозданий событий прошлого. К иг относятся йосйожваййя' Уаеара гЪдогёекоеа, Гусейн Куля Са-lu с с к ого. Сейкст гайум йамэдовой., Ь'лрза Ara "Алиева, ГаДжа Ara АЙа-cobíi ,' Кусбана, Зршова, Гусе£к Ara Гагкибабабехова, Мурада.Мусадо-» 'Лустьфы }/.арданода к. других деятелей азербайджанского "Театра.
'ч5ШёЛ~395Я§й9JJSf> "л заключается з том, что данная
рабогг лзля-зто.-т ллр:.." попыткой интеграции исследования поторзд
-^атра.'к музыкального образования 0 Азербайджана, ибо ©бгэк? mvf'-f-o'i .рзоотн никогда еще ке рассматривало» имакао иол уаюм углок зракзя. Аятср аперэыэ делай? попытку дать обцую г:уя>туоногс строятодьстаа а Азербайджане а 20-30-х годах л" столетия, определят я нам роль деятелей русской музыкальной лулвтуры.
Дряа.чнмэ документа и материалы периодической печати позволяет знозйткт* яркие которйа пзербайдяапскоЁ, музыкальней культура, тоззолнияке судить о значимости исследуемого па-
р:;ода.
Г,ри эгс>1, т чя * лояй спрг ив беремся утаерядать, что дап-ра(,отл о-зш? точку та ясслодозании поставленной проблемы. Вползе дегуатгме, что csvo время "сколихяет вовне наяэаеотнна вггеп :«to'.v."!?.ckot-o прозло^о ссядяот мм сашр/ позмогность до-^ровУлыг.сгшр уче.чдал оезосенчой в д ¡ияом исследовал г^сстг гэрдд? з экзлуосоу в наторяп возкичяопания и раз--'•«л;; л дтерйзйляачэ "¿угппе.яыюго театр/» и становлением музикаль-•ого сб,г?зоадния, пэча?аз тэрмястыЗ путь нх достижений в 20-30-х
XX пака. "5,"пт?яя то, что денная тема-на была вцо до сих лор прадлотом с;гйцулль!!огй яооледовзния, ми старались в опрадз-2P44i>fi ЛТЭ-КИЛ ПООПОЛПИТЬ оушастэувдий пробел. Несомненно я то, •JTO .^ассмстрчйвв язяко5. проблв?лн а указанный период поможет в
я я?учекик вопросов музыкального театра и музыкального обгагогячвя эпо зло дукере десятилетия XX века, вплоть до на-¡ж дней.
С^КаЗЗаиЗ-З-аЗёЙЕйоггЬ-НоегвЙоиаШд Разработка исследуемого периода приобретает на современном этапа развития большое актуальнее згапаяяэ. В рабом продаваетоя свет на цель; ряд мало-¡£3уточных аспа'ктея указанной темы.
Мат8рвал, ■ 'задзйствсванннй в исследовании, выводы и обобщения. сделанйно азторо» работа, позволь« исиользова'..» ее результат'; tips создан?«! ойобт»щих грудо.9 s области культурного строя-:з.'ла?га э Азербайджана.Результата'исслвдоваш i могут быть ио-Пйд^эойаиы, в чаотноота, а разделах, посвяцеиных становлению а,,.. разватия яшдвсна^яогЬ ^аыкальногб искусства.
Материалы дассеетациг. могут бить »т^-л^ки в курсе лекщ«". по "Моторки /чербайдсанг" / раздоя coii-";:.-;oio гкргодк /, ь спиц-курсах: "Развитие науки в Азербайджане г XX о •.•;.-;зткя'*. "Становление музыкальной культуры в Азербайджане ь XL-l стотки", в ярый.» даваняж дисцишашк "Азбрбайлканская куг^к*.в др^икоч-¡¡ой пропаганде доставький азербвйяаеьакс-гс' муза^лькогс ос.-ва с целью популявязедяи с научной точ:-.,; arc::::.- музыгтявшх -ний.
Апробация,работа. Основные выводи з результата eaatvr.c.r.i накяк отражение в докледах к виогузлвгш>зс на ¿-о?. -•.!.•-
арактичеокой кокфвр-знцлк холодых ученых ее. с--v.v.-
•экокомичэокого разьзтяя г.Баку в XI пятил2тк" ; :
/ Баку., 1883 г./., научной сессии,' поовяззь.йс:. ;.;ега~ •>
следовательских работ Музея истерли Агерба:::^.^:-:;. за 1£ь7 гаг. / к.~ я? = 1988 г./.
Структура диссертации. Лизсестаэд 005тэ.;т вдедси.:«, глав, заключения к описка йспадьзевзякых историков ?: jncspsTyj.'.
II, ОСКОШСЕ.СОЕРЗА&З РАБОТА
обссноззна актуальность темы исследоваизй к ее научней значимость, отмечена стэгз.чь научно?, разработанности проблема, (формулированы основные цеди г. задача исследования, хан историографическая обзор литература г характеристика источвгкоя, опрз'даязна научная нозхзна г практическая значимость isocaртаци-ойной работы.
3-первой главе - "Становление ;; passzrze музыкального театра в- АвербаХдагаке" - ксоледувтоя вопроса -становления а ггззитая " азербайджанского музыкального театра в 1920 - ягае 1941 гг»
Большой' вклад в разватие вацйояальйоЙ аультура «зер$5йдай-ското народа внес азербайджанский музыкальный театр, Src зарезде-нке отессвтся к началу XX века,- Это собктае .заложило ccscsy нс-вото," дегзле ивизвзотйого аззрбайдсгвсхочу г.схуоству, сперюге жзкгз, поязлваие которого затребовало создания ватсквльзой: иузц-кадьь-йг-хсяслийтедьской школы.
Становление азербайджанской одер» явилось толчком для раз-других форы профессионального музыкального кокусотза.
Сазданиг национального музыкального театра в Аззрйгйдгане ' •С-ОШЧЙТвДЬЯС важно'555 2 потому, что это <5зя паевым подобного \о,;ь театр аа ssss хусгтйканаком ВеоТове. йгекно о« сп:>:обст2&-
- и -
гаг. •»зрохдпни*? « ряде стран Ближнего н Среднего Воотока .
йпу.'сй'^лгах ояеряях. театров' 'и возникновения и развитию там до~ арочеаивзс иузукальйых точений а школ,
У •,».г7СК08 зароядечия'- азербайджанского опе?«ого искусства. столбу.' ¿угя^'ес- деятели иацйойалькоЯ уузкколъчс" культуры, УЕ<*роннче « правоте начатого дола, а. прогрессизкс« значении оперного кскусетаа, э тяигалейшах условиях яэстояогэ колониального • гнотй <у>р?'зма, в бор-бэ яротиэ реакционных взглядов, они прото--сил;* путь для нового искусства азербайджанского народа.
Наадло яозо2 ары я готоряи Азербайджана было положено в за-' роле 1Э20 года. Не новне рельсы были переведена н«г .только промчш-ла.чнсоть к зхоясмкко республика, но я ее яультуркзя жпзяь. О тр-г>чх Х'.'Вл у становления Советской власти бил осупеетглеч целый ряд кер сблзстк искусства. Прежде всего Онлн национализированы по-тз,етя " ;:,«уцо'отзо, чмесцие отношение к искусству з целом я му-зи^клькоД культура в честности. Бея область яог-'сства, включая я ' чуечку, бнлз отдана э рукя Народного Комасварг.г.- « Просвещения, состоящего ■я? ряда отделов. 3 их -асло был и муэкяэльнай отдел, т.?" ^азнйаетаП УУЗО.
Самоз активнее участие в строительстве новсЗ музыкальной зуллтуры приняла Уазкр я Зульфугар Гадяибековы, Муслим Магомаев, ЛбдураггдаЗек 4гзерлоз, Гусейн Кули Сарабский, Гусейн Бала Араб-ляяевчй, Карга "ухтар Мамедоа. Ахмед Агдамоний, Машд Хаиафи Те-регулов, Курбач Призов. Ширин. Ахундов, Азии Азкм-заде, Хадодаа-«шуй Гапбоаь, Абдулла Шааг "д другие.
. В яервк% период развития азербайджанского музыкального теП ООО Л й К.! 5 6 ТС я воздействие русской культуры в творчества :АЛЛе.регулозе. В отлачие от Г.К.Сарабского, который я первый пе~ ;рмод езеего т?орчеотва отталкивается от традиций народного асяол-нятольотЕЗ, а .з дальнейшем основательно усваивает традиции русского артистизма, У.ХЛерэгулоа о оакого начала своей деятельности :? огарком теягрз заступал с позиций ярко выраженного профессионализма.
Коллекма'аззрба^таанс.кой труппы, не располагавший я тог период зреыэия яасококвалифишроаеннк.л оркестром, хором и Оалэ-тсм, бнл подкреплен силам из русской труппы, зачастую уютво-тввятл в азербайджанских спектаклях,
Волчка заслуга мастеров дореволюционной школы, к чглсгу которых следует отнести.Г.К.Сарабского, М.Х.Тарагулова, К.Прийова,
Г,А.Гадаиб£С?сЮвкоэа, 0:ш к оосггаелгля с.оы.чил;: ядро а&«рсаи;.л-.;г ouoii труп,ты. Постепенно з?о" кос.»як оОг.ос ьойккй а&гвгти.«; ши Ъшъ-Ътъ., М.Т.Багарои, Ц,М5код«:з, Сона ¡Ъдкз&к:» -
Лгите1? Рзаою, дурынд Кадаар, Суройя Ксдсср, Дьсхас ¿»лыжог и другйэ tta»i ?акае в чиолэ арьзда** h.î cusbj- mm^ûw;; :.*!,«'. • огира после ре>;одюцмх.
Неоцзйккий вклад в дело разсктш, нузджпдьнэго ясидг.с-/«-Ааврбаьдеше якеслм, живуцие s Бику - Я,Гроссман, •
ккй, Ь.А.НййОЛьскяй 'А другяо. Нельзя обо;, г;: иаадяквй ?. ar„v в мо дуло вдаквйших музыкантов Соьед-сзо': rooçau »'Г.Оформи. .. Б.С'.Сибора s кногйх других. ото бил; лед>:- яо жзлшдгш с»:л теп расцаита сзербайдг.масасй ыузыльдьлоЛ »яльуури ьзього : ; mu Рог, что iracw.- о них Ь,ЬЛутчьргжи*. « .голсдкли, c?f м, z асо го злуг&лк, как уиглк, s osa к дсавсдч до изо -■ что. ьаа теперь яоно азом, пан ку»ис."~
2 отот здрздд л ooTpuSœtx дискуссия:: по вопросам разнит;;-яадионашюгс музакальяого театра в кубыкалиного образою:^« отрицалась, нвпришр, ценность .".ороватвадокаих опер к иуод&лгкгг. ao.vrJKiiii, ставилась под. сомявкяе возможность исполнения ев всрок-ешс аиотрушитах яроизвпдаквй комаозкздрзшго творчзотва» Вкзс*-; о "с-:-.-! очнталсоъ, что обогащение и&циовзльио« ладозо-йнтонацкой-HCÎi основы классическими зродстЬаш ыгразигальности лмааст во ш:-дазкдуалвиоотй в своеобразие» -Взгляд» ити бали в развой отепекв иавернк. В борьбе с ними утвврвделке*. дадекнутиа Узенром бахозыы ^ поддержанные Цусл^иок г,!агс-:,;аеным и другими предогаак-s«5»»îa aaapeaâj»«. дско" музыкальной культура, подлинно реалиотк-чзекго я демократические принципы «
• ИдаЗинв дискуссии вокруг е?ой ароблеиц в процессе ее обсуждения вюш; далеко за рамкк одной ароблемы и вшшлиоь я аирокое обоукденм целого ряда вопросов, от рсавния которых впрямую за~ Bv,z,zirx развитие азербайджанского искусства с целом.
В 30-е года в театре Опери я балета определяется уже постоянны?.' творческий колж&ктйа. Деятельность этого важнейшего s республика гчага 'культуру определяет вгднейшэ мастера сцены; ра-
1 Основа театральной политики Советской сласти. IL ,ГНЗ, 1928.
, ЗЛПкаг-оХ'й,. с --'л.;::;^ ;•'..*; лсм::', ;;'г;г>:-1.
'у;с> с!':^;'.;-"'-". '.уг;.-.' I итог' -:^рпоп ¡и>
■/:■•..;■■. -: "V":"О. ". '.г. С^ГЪЧЛ'.УУСЛ л.-.г ('.; -
' .г.-оггоупр;. 7 У л : ТСУП сца», -Г.С'Л'ХП >г-
чат.
с'1-;; го г. е.- от-. ' .
«п*!Г".ого тгзтрг Д:;?с'-.,.:;л'.::;. -л-:;. .-'.«г о", ^гэхттп:: .-ч5,го- и>» 3.-.С-9 г»»;.. ;г;г:;-\- • о. • ' ц о.апо:¡П'П 3501. •
У" пруу ^ л ч с о "у;--. . : чло ,'.сяуо<г:->"»( '-'о V/г
., ■ ' гсо-; суг.г''. йр".::';!:.'.■■: .¡у'У^ур ' '.Г'Зл'с.: ■.
'.'."*-г"!'"! , со1"'.Лк пг.сг о "■ 'к'.'--.
" ■-■■•г/' • л Л\/
, ? ".'л''" :: опл'>
л:-.':-."-' ."".".у у : "щ;-: уя л; : . .п;:о:;о,.'0 '
'.у;, г ".-о"} -:■;•■:?> "»г:;.. '■<•,.: -лсу.лнслгД сал
г,г; '.''ус—гс^':'- н: опар--:
'тНйргл:г',
опзр::;:-- лолупо":-;! - ■
сглгаТО'".." с;¡5су ::::г-,)Г
рЯЗиУ^Я сое.".
л ЗО-.т гол.згз -гг-^с;'^?. уу/гсо;:»,
-^хс.гл'луз для сег^ск;:;! - колг-хч: глнра. .ар-.1--
^'ЗСОлО^пл^г'С:: ^упггч п сгапулг:'---., ;*,:-С7г.': «■: <-,.-:'..' с ло-:;,---рга •тст;'. СС/У: рз?:'.".":1'- лслд'.р^С:.--~
¡ей ЗС~х - нпчолг, ■'С-:: гог~"
ч 194С голу , тагг, аггг? с^^рЗз^^.^-^.яс'хпГ. би -
"Цаанчьа с^^ор;.. погопхо ил л
Уззяр Гзспоаког пзедл- пто зго (Ззлгг, "огкрввзвдпЙ конуп !трзняцу в истории раззятгя изиого нецяоаакьзого «очестна.
Гаданйэяоз Уз. О музыкальпом вокусство Азерйййдааиа.. Баку, 1966, О««
Е это se время уякделя сае? новые ссэрбаЯддаиокие музикаль-¡ше комедии ва соярь^еннуа тематику:"Баш манатд*г г-лгзн'У "Пята-рубленая невеста*/ С.Рустямова / 1938 г./ и "Гызия гюяь"/■[■ и:,с"/ С.Гаджибекоза / Ï940 г./.
Прошедшая в 1938 гпгу в Москве Декада азербайджанского искусства явилась ярким свидетельством страдательного взлета республиканской музыкальной икода. Это бзло истинно национальное искусство, обловленное и обогащенное последними дост&гекияки азербайджанской советской музыка я приобретите интернациональную зна-чимосгь.
То . •■ образом, в рассматриваемый период, били редонн такие ,чаг<не.>.;:.из задач« развития национальной музыкальной культуры, как организация «узикального театра, освоение долого ряда канрог музыкального искусства, внедрение ноэых форм исполнительства, создам« дзкнейших теоротячзоккх разработок я указанной области.
2S_2SSS9Î'_E5SBS - "Подготовка национальных музыкальных кадров в Азербайджана" - анализируется зарождение и развитие музыкального образования s Азербайджане.
Профзооиональкоа музыкальное образование зародилось а Азербайджане в конце 90-х годов XIX столетия,
В 1900 году была открыта первая бакинская чаотпл икола А.Н.ЕрмолаевоЙ, которой праиадлакат большая роль в история развития музыкального образования в Азербайджане.
В 1901 году начало слое существование бакинское отделелес Русского Музыкального Обг*ства / FM0 / о музыкальными классам*»"
19 ноября 1916 года • музыкальные курсы РМО били прзобразове-8« з музыкальное учгнодэ.
В 1919 году произошло замечательное для культурной и кузк-кальяой жизни Баку событие « была открыта музыкальная отудая пс-?рэбительской кооперации Прикаспийского Союза, разЕеркузиая бур-куй музикальио-просгзтитвльокую деятельность. '.
Се«тры А.Н. и Е. Ht. Ермолаевы, О.А.Зайцева» телодасавизя по классу й^птепиано я С.Р.Кроагольд - педагог по классу скрипку. пояэ-к ян начало пзс чодзлгнии s музакалькых класса::.
Начало 1920~х гг. было променом создания в Баку целого ск~ да клубов о хрздкзде художественной самодеятельности и мушкель»
mm орудиями. 3 кх чкслв: Явктрзль.чаЙ рабочий клуб. Рабочий клуб им."III йнуврзацяонала'Ч клуб "¡'орякоь Российского si Азер-бэй/ж^с^ого Красного {Korif.TKpR оляага" и
кли'1! ггп ортзн-.'.зу.-тс-я оркестр н^роавых
У.теир i'3,i"-:/>C<;;i0Dt с.;едуот о?к>; тксъ ар-;
?тт гугзстзопзяия ггр--; ол-здчгм ау^юи, йл<го.-
"-'cip.-jzb^r.ic j кякзрнйз н no ¡.;, актлшю1;
.■:0i0p;-..i ;тр?!;имли, л эйбсл":':-;.--.! г; -jr.-.:
z ^»'{чрнзхойски".
Ь год>,= уст9ксйЛ;гя:!я Советской пласта ч^г:.-;:--;. :.а.гч.-
ногво-яздлгелъового делгч
прошгаидироталчст» э ;:obCf;v¿г? я-
ох?ач«йз ifG.4 сйстемгг обрезогвнкя / ;; о'гко' nasoj-^v.';;.:^,; „игле- сглн з:;йт:з!Ш уроки ¡киля /„ так г. ;• f^cr;por:p3hohM стч-нт! культура / кокцзргц, кузакзль'пе спгктяклг др./. Кс яаряду с перечисленным особо? уделялось эсдрсгу опзиу-г. ль но го музыкального обрззоьакля. 217 ярахая-злссь государства-•¡05 зьвчекае.
Наравне со «сеж вулатурдо-лросззтят«лкаь'.«.'л учр-г.^гзйяяа» расе наем Народного Яоэшссаряатз Цркеэцвйия бнлу, кацис.г тазлрс,-ssbs а все музыкальяве учебки ззгедзгг.<5, каходгку.чся з республика .
ГТрогрзссиввке процзгоу £ сбкзстзевнсй гязкг Азербайджана подготовил?, основу для созлзалк дузикального ВУЗа.
По степеггл зна..тностя особо выделяется оозлакке улк з вв* года Советской глаотгг а Азербайджана Госудгрсгь-%:'!гсЛ ион?".-рваторгз.* Нет гок-геаня, что это был n-эрный агг гутл стальник ггро*зсс;-скальаого музыкального сераэозвгяя? - :.-•.'•<-
В Азерба2д=а:?сксй Государотвзяиой ксьсзр-тс,?^-.* -
роваж £ортеяганоэ, эс-чальпоэ, оркестровое и T*cp-i?.'.
26 августа 1521 года Декретом СНК к>лг.б5;г.дчг..-хл.* С'Г/ ••••• Ä 65 была учреждена АзесбаЗдйансяай Го;.-.,-,; гатсркя» хмехашг обычяыЯ тал ¿73а.
70COKQ3 'л-д&йошш. сообенностьи в so структуре ба-
ла яалтгчлв, тек нааыеаеггго месз;х-:;:гт>и / агорбаВггакзяого / от-дэлвная, se котором обуч;:.-.го'г. ТОО 'учацахся. С'-'-'^им, что его часто называли "восточной акадзплей". Зто ! отделена ú¿¿s одумано поначалу для прохождения всотоадой музыка. Здесь обучали arpa г: азербайджанская: народных инструментах. Во главе азербайджанского отделения стоял блеотядаЯ taopáwx азарбаВдаокскей уузыки -Уэеир Гадагабеков. ..■ -, '
В годы, явявшеся для. музыкального образования а республика, па словам Уз^ддпбакоЕа,- "органнзационнныи''-, была залоге ча уропкая основа,- опоссЪтвопавшёя его дальнейшему развития.
Подготовка А'ггосконсерваторяай квалифицированных музыкальных кадроэ имела огромное огачегшэ 'дяа развития нацчокяльког-о us-Вдгкальйого искусства.
Вьсокой опеняз йпояр-ч*?*? *!:'Л2Д ч дзло куг^псльуого сбрьо» зека?? вь^охокзая^шугоовапнах «пдешкготов-творетккой - S.B.îfcpa-icniss, Л.Е.Аба, Рудольфа, Н.С.Чугакова; паанкстоз - М*Л.11рзо.
М.С.Айоберга, Г.Г.Йзрогг*, А.А.Александровой;скрзс&чаЕ « ■Zг/-Б,сзтпйУв:жге, Б.В.КоряСзлл» З.И.ЗЗдязпа; А.А.Гросскзйа; »и-о;:о,т-;г.л-,сто1з «• ?сотсокоэ?ча, Л.Шзарца; флейтисте - FJ?iKe-ддтозд: ьокаллотсз - ВЛ:„Сйзр5кссото, "..С.-Ксаченко, Г,.'¿.Горской, Е.А.Нпк&лмкого, g.Kirssrmose; хормзйстара -- Я,£„ "'ссо^^на; днрх^са « УЛиЧгрч/сскского я др. Ял достоЗкигл! пра~--'.ûkkcimï ^ахл вокал^сгг - Бзлъ^Б^ь, и.Уакедоса; таорй.таки -¿»¿.■лягз, Э.К.Какоазр'И??, Г.З.Буу.кэ&и; пганяотн - К»Сгфарвя£- • ога, îf.P.BcasHûp; компг • ¡гор - др.
В '?0-ü годы прсфоооиопслькоб иугпкаяькое обрззоаЕйие.'бндо гэяздто до уровня требовали"; .-ф^гня, Кчтенсзвао росли нздчсна«-чагдаг в области ыуэ^кя. Особого упожгнаняя здесь sacлугн-SQCT .ч рагаиренаэ доля даятагышти кассовой иузмкально-продвв- -гггздьэпэ&'я аокцертной дактальвосяй, • .
2 только хлиь а Баку, с пралосаяия». к ве«У цефтя-
» рвйоЕащ, яхгдооа» 12 еачаяышг нузнкашшз школ, Начальные ' а?8акялыае вкояв бвяв открыты s Агдаша, Агкамз, Степанакерте : / 7ж гканда/, Еах2 :ава.нк, Нухе./ййкя/, Кубе а другах' городах 'ре-онуйлакя, Ваш открыта муэнкальще-увдянда. э Кировабаде /Гяз-'да?./ з.Шушз. Всэ это-является свадетвльством "ог\, что в ja-, сяу&шю действовала большая сеть музыкальных учебных заведений."
- г?
В 1938 - 1933 гозвзх Музыкальный техникум Наркомкроса вид;-.-лился в самостоятельный коллоктие / позднее он Сил .переименован в Кузнкальноз учялйгю /.
В нзчплб яе 30-х годов Музыкальный тохапку!.; БОНО ¿ал прообразован в музыкальный комбинат-с филиалами-' ¡три рабочих дворцам г.Гзяу л иго районов. ? 1933 году кембкгат был переименован а Му-закнлм'оэ учклицч "Л 2.
В Г940 году оба муз;ггплпда объединялись в Азгосмузучилицэ.
Особого уиоьганачяя заслуживает музикола-дасятилетка / яцне Средняя специошля музыкальная. ккола -одпннадцзтялэтяа им.Бюдь-Бяля / лра АГК - со колкое Среднее огоцлальноэ музыкальное учебное заЕсдзнет республика. В сентябре 1940 года з. ,эсь была открыты такяэ обгробрззоватольйые классы с обучение;,« на азербайджанском I! русском лэдках.
29 июня Г932 год.?, коллегия Ияркоутроса Азербайджанской СС? приняла Постанозлонйо о созданий НИКМузэ / Каучко-гссдгдоватедь-ского Кабкнега 1',у:<ит /. Цэльч; Кебаната, созданного пря АГК, являлось изтчениё. конар&тнчзс путей дзльквЯазго -рзвдтхч азербайджанской музыкальной культуру. .
Азгослонсергаторал сбеспйчилз реет рациональных л.эдрои по всем музыкальным опецаальвбетям. Здесь аропэх'андарсвадясь дсог?-явная профессиональной »угнкя, изучался фольклор» стг-адя;! въг.. вей составной частью .соврекенчого кузкпгшюго творчества.
Выпускники АГК с Усп^хсу прэпэдзэт э Москве, Ленинграде /Санкт-Петербург/ и многих других городах страна.
В подготоеке к.аерве* .Сзкадо искусства Азербайджана,прсно-дачой а Моешь приняло' уггетае оольаое число.преподавателей я студентов ДГХ. .. ., •
Уззир Га;та:сеяев, долгие год-,' яозгдарлАззи2 АГК, боролся за пвр5до».ое яскусотго озеро -.ск^го народа. Им били залагз-»х уузндального Рука об руху о Уз.Га^.,чб-:;коБк:,! -
ад лейр-пз' трудились я5дагоп«->-!у?икяг{ть1 .песдольялх чсколе-- росг.а?анкгйа- Петвроургсдой,аозгшез Яеаглграмоксз, 1*оскоп~ ской, СярдтоЕскоЗ п другдх донсарсзторУЙ страна.
С-кясаяное ваше «остояякз 'рвзгятля нацабкаладого музн::аль~ ега аскус'стЕа я ягрзуо жв^йл* солрззул-ззавг гад соссЯ «кгез-скано* рааазт:« сброзсгг "
ie -
¿Р1'1ья_глава - "Роль взаимообогацеш;:: к взаимовлигч/я му-31!кальках культур в _>аззатаи азербайджанского 'ьногс театра". Б послереволюционном Азербайджана была продольна рйб^тг по созданию произведений опорного жанра. Само время требовало создания новой, обогащенной техническими достижениям»! ККрО'-ОЙ музыкальной культуры, оперы.
Обстановка, сложившаяся вокруг проблемы создания нсуой пзор-байлканекой оперы была сложной. И-потому, вполне оправданно то, что кмеыо в это время, для 'работы над оперой' классического типа иа национальную азербайджанскую тематику "Шахсенем", в Баку по кницав--: -j Наркомцроса."Азр-рбайдяанской ССР приезжает вхлник деятель советского музыкального искусства Р.М.Глиэр, вяесалй исключительно пенный вклад а решение этой сложной, стояазй перед деятелями азербайджанской,музыкальной культуры, задачи.
Премьера- опары состоялась. на. русском языке 17 марта 1927 года на сдана опзркого театра в Баку, Однако, здесь следует отмс-ткть, что в силу-того, что в это время..ясподнительокяа силы в азербайджанском'музыкальном театре были- недостаточны, автору не уда.-ось осуществить все'х• намеченных "им -для 'сценической постановки пзрво'л редакции-.оперы засолов. /
Вторая редакция оперы ."Шахов»ем" / либретто Дж.Джабарлы и М.Гальперина /, .представленная.на -оуд -азербайджанской музыкальной общественности*--, полностью'отвечала'закшелу автора',-(.оздав-шаго целый ряд новых эпизодов и сцен и была-высоко оценена'зрителями, как важвык шг -д-" • пути развития национальной оперы. Большой успех- ей 'принеслс- '.-о, что ana бала исполнена на азербайджанском языке; •
l':o re помогло "Глизоу создать столь удачную .редакцию оперы, что со сути явилось частно всей -его. плодотворной работы в Азербайджане? Без- сомнения ысяаи'констатировать,- что, прежде воего, ото были любовь и бережнее относанке русского-советского кокпо-ввтора к азе^бзйдяанекой- гароднбй .музыке г исключительно болызз ¿гланке помочь развитая н-щябнальной --музыкальной культуры. Вдох-
т - - ■ ■ ■ '. - .
1 П-psce подставление втогюй редакции опары "Еахсенем" состоялось f л'йя 1934 года'в Бак„. 2а. дирижерским пультом - автор, &з юге сер спектакля - И,Лпосторов, декорации выполнены художни ?:оа С.ВирсалаДзо-. Здесь ыди -задействованы основные силы азер-байдокског • one с.-.ого тчатра: Ш.МамедовЕ /Лахсенем/, Б и-Баль / аиж. Гар-'С/, 3',Никольский /. Бахрамбак/ и М."агаров /:Шахве-
нспенхе и мастерство Гл:;зра помогли оку внести большой вклад з история вззр&зЗглчнской музыки,
Р.М.Глхэр ггасеятяд оперу "Шахсенем" Шэвкет хаи ум ;,{зуе дозой, которая и подала композитору мысль о созданий оперу на ззерба.1-дзикс-яяй свае?.
ЗддвкЛ деятель со*"?тского музыкального яскусстяа, т-лан?д?~ ни? композитор ?..';.Глкэр проя?.л п Агарбг.^дтане несколько лет, Г^г-я з Аззрбс£д?яр.е, Р.У.Глкэр ззп:{г.'<шя заивсьо а^ербзйдггзйскг.}. народных мелодий в ясполкеназ •Ш.йакзяодоЯ, К.Пргкоэа, Дя.&прягдг: я :;зутанкем эзугсякх песен. С это": цаш> он эздкл ас сэленяя;.», подолгу бродил до бакинским улицам,' часто :твахал а ¡Зуау к Гянджу, где посещал народные празднества, старался быть 5 гущз народа.
Тосю» кгктакты деятеле азербзйдяэнсксго музыкального те~ атрз о продета: ;.?еляки яеродоао* русской антеллкго.чднн споззбот-зонзля росту реал;: ста язекпх т-мдекцаЯ и рззеятии театра.
Болыгуп подазржку уолодо«у. азербайджанскому театру оказала руоскге артистч, р&:?.иесеры, музыканта, прожив;-' ая? в тот пэрчед 2 Баку. СО ото:-/ глгз'лк а' сэсйх гво.уялеягях Уз.ГадЕДбскоз и ого соратник;'.,
Особо следует отметить роль деятелей русского муэнх.зльного сценического искусства ,ч дуле прироззния азербайджанского нэр да к ооярозгаам мирового музыкального театра, которая совпадает с ■целью прогрессивной азербайджанской гнтвллкгенцвя.
С изучением лучших традиций русской спорней и балатво," едены тесно озязан рзецзет озорбаадяа'нского оперно-испслкдтельокогс искусства.
Нз сцене театра бал;' тес: злена г-гие аидоосуооя онеру, "лк "Пяхоаая да:,«", "Аида", "Садко", "Керне Годунов","Турандот", "Кармк}*, "Лознгран , взлети "Газель",\л:'л,:лнсо озеро"♦ Театр стгт явггрся ■¿у:;:--; лль'-сй .~'.знг республики. Успз^.чза йбота я о?с:л аасрззлек:'»'. яр.'яда Л РЛ.Г8Я?» ОбГ»СЛ!8ЧГЬ к одном театре «зерезгдяанехуй к о.тзр-щз трупп»;.
3 годы о садзтас.Ч трувде Азербайджанского театра им
пн з Оалета работала оеячгягЗстеря М.З.Мс/сг-м), З.АчКояоясйяч, \'?«ольцов, И.К.Арб-тоа, З.К.'ЛоУЛйоз, Д.Ь'хтотаг. К.ВярсгнЯ и 2р. Им ..рряздлзЕял* посгеасвко гэяцзп в '¡вцхсгад&жи осчрзх то--о пеоиолй.
В балетной группе театра в разаиз года работали: З.Бандак, ОЛоаровсвак» сестры А.к В.Урусовы, •Т.Гласо, Л.Цхо.чслкдзв,
В.НездаЕсв>-Т,Я32як2кяй, В.Вронский. Нзмкогс ;;;"»»таа в театр пришли И.Гермая и Р.цогадова. Впоследствии многие из ни:; сбрела большую популярность как соластн.
Большое положительной- 'воздействие на развитее азербайджанской национальной хореографий .оказывали, частые гастролькнз . заступления балетных .трупп .и концерты приезжих балетках -'артистов,
Обсгацзннв азербайджанской культуры способствовали выоту-ш:ан>:й -видных мастеров руос.:рЯ:оиены-В.Ф.-]{ошссарэ-:едско81' ф.Й.!1!а-. ля.тина. пркезжав'Лйх. в Баку, с- гастролями. '.Бакинская .опера-'-шилась г те годы местом,-.-куда' стекались лучшие- голоса -России,
ГГоложета-льнае Еоздейстеке-русской, исполнительской школы iie-пои&ишуло сказаться,-'Ухе с' 19'22-года; ¿.-труппе театра-плодотворно трудится • первая--ой*ряая .певиса-'А^еЬбэЙ'дйзяа' Шевиот хануу йаыз-довг, пилучивмя.«уЭык^льпое;'обраэование 'вначале в -Киевской .консерватории» 'а -затем в -Италия. ' -.; .'.' Л-" - .-■ .'- •/,■..-.';■"-
. Благодаря плодотворной работе' двух трупп опертого ;теа„тра; ./ сады его росли» .'-Уже з ЗО-е- годы 'Диапазон .постановок театра исключительно r^ipoK;.- Ojb - русская -к Зарубежная•..клаес-икаi Ж.репв-jptvap« оперы "Чайкобокрто,- Ваю^ото^Корса'к^ва, Мусоргского, 'Бородина,. йьр-т, Пуччк»и, -Россини,-Вагя'ера. Следует-о-гмзтит^',';;что ишцио: 20-е, года, 'При :?ом, -что.ойв.ры:-йэ.-реяер?уйра .'запшгаэгропайскок к/рус-схой классика' а - ранее ставились в.'Бак.У!. хврактерваувтся • значительна«'ребшрэнЯвм'рё^Д^рвбго даапа'зона. '•'■..' -' -.-.
Коайчвй,' нельзя :.яг'-<5тмзтять и сслиетов-раст-Ёрлероз» обла-даадгх 'эзликолепиимг'данном. Б -яг числа .певца:\Л.Сйбяноэ.В.Вар-по9э, "згз.й, ,А1Нааданова., А,Степанова.,. З.Дврканская, АЛирогов, . ТТДгсйз-дч, М,Рсйэа.н/.5,"Слл1?кнс1гай, -ДД'слов-кн,::'А«Алексеева, С.Яа-иеайз;. «нструмвята^иата:. А.ТйЛ-ьденвейзвр,- Т.Нйгауз, Я.Оборак, М.Пслякйн-, М.Эрдйака,;."Б.Ф-та<аг1,' С.йурер, В.БбрбвскаЯ/'диракоры; ШзоаскнЙ! Б,Сук,. Й. Голое л нов, Л.»Штей1гберг, А. Павлов-Арбенин, «.'.Тзх/львт, Ы'.Бераявч, .З.'Сиолоавн, А.Сдосш, Б.Кравгнский.А.Га-ун, Я.М«ль'ко. и другиа. '■ - ' : •. ; '
Наряду с блзотяадки чтоютокикв. «узыкантами & laky г^троли- .' у >гли а видающиеся, ;эарубегшав з-тора'-'?зкэ Батоа. /фрсмиодД. •■' а-а-^мкр С«5ЙЧ-/СНА/,. Ось+р йрад 7 .Гарвяяя/i -Оскар На'дСаЛа "'.' . /11&xgc.xc>4ski::~./ , ¿ънс Итамберг /Герма чй-'', Ужен. Гчккаг/ /АвЬтрия/,
- 2Г -
Ма,-"гн;-; Стчдъяра /Галсаидая/, Зэки-бей /Гураяя/, К. Яг яда --'Яяо-
Гг-йьц /нгзз /Г^рхаихя/, Гаорг Сзбсстьяк /Гэрмзнкя/, £95*9* Рлгг /Бмъгия/. А.Соколов /СНА/, ".Счгатк /Взнг>згя/, -чауаяк«.?
.-агидз Изрвзн Андорсоя, чопский скрипач Як Кубадяк, сярятчка йнэ? Кзеэ, коисцкйЗ охрип«ч Борис Ивзрц, нкакюгнявй -¡крнгтч Г^'чм Цпмбалтет, польская пээша Эл^за "л-Эрй.-:счал. •п&ароккЗ зиодояч«лас? некзцкяе пианиста
Зт'О" ¡Т-т:рн, 1?,о >рэтч и :'-.огг'2 другпэ.
В "гс год« ? слвра» русская а зспзд:^-;рропзЗсхих композиторов года язхш 3.ййк-,>Д!>скя~? К.Кяглнякоа, Ф.Мухта-гюг.ч, 3*Есвгв». 'Мйлац^!. Рукойод~лм тзгл'роч тплэитлавиз дяр?.-л.^зго^ч», А.П-^доя-Арбвяян п Д.ХтзЛнбврг» и !*.сдт-чуч" -Ас-лк :! :>' ">->"," '4'гла ,-лл алан" Тз.Гздтабзковз, Ясш-■'.уитз'.ъъь'*. "а"л'.г ■гирлб" з.ГЪдгк.'.з^огд, дедяг*днс?ся доекво-г.7г.:т.-п:п лрс':?-состаалллл сспозу рг<эцвт.-.-уч^ азарбсй-опгря.
Из азврбаЙдганск;:П дзак были яврзглдчна ''з-гиз п'лсзелчосхгв сгт^ряаз пиоизввланал, "Хакиэ" /1921 г./, г .тсзгз "Караои" оаояу из "Евгения Сяэгячя" / 30-40-1 гг./. Этот ста? кквл Золь-вс«( швченво в рззватяз •зоэрбпЛдглнот'о оп^рчого йс.-:уссгс5,
В Т524-1525 года тручгы театра биля обилгклну дамдгггмс одгрвого театра им.М.О.Адупдоде / капе Аззр^жнс..:1.' Л.сугь-'-с?**чи»й Акадеугг'ескай театр спар^ :: бол а га г^.к.кдрзчвал артиста молодого азербайджанского лузыкалькогз театра тчгшдо 7 сусскях яртистоз развивать тряллзтя балета^ оперной я-зсснкв.
Азообайджаяскяз яввцч / "."'.увдопз, Еть-Б* чзстс кокэд« яялд партах в операх русских эап.-)Дчсез?опе}-'с:сих кскдозрто:.ов.
Артксть- других национал:-- чс.тей рктуяздк >> азг 1*2гуас»".г»г операх, что снгсколо им особуг ..'спулг.:- '-сть в ячр^да. '."-к, якм яз яо¡юл ггвлей взртм *•• "-:*ха я ок.)»е Тг».ч 7* ;
.' . " -v -б? кз в опчсз исахс9и0"" '"л , ;:
!' «; г.оуадхях Уз.Гадта?б.чко5?. г":4.'1. З.С.з-?5ке<?.
Вз.гаэ52кь< смотром твси-п.-кч/. достиг-^.;::; ззв>5а?'Пк^.'сЯ лузыкп яаклась, дроаодгял в пг.» ХП78 «огл в "сек:'.; '«кч.гп 1 я■•гйаЯд^аксксгс исг-.'сст^а, Зп.'!оъ предс^о;:>
г?1аняя музикал? чог! Лтееб^Лдчвяа. Та кг« •:<?«• ль»
«,4» сценические пргггвчдеягл, оде^т» "Х^г-огл-!",
^2352235522 - Давооршш подводятся стоп, л^оввдтжого исследования, формулгрултоя осиоздие вывода, вытекагцй* 1"-' г^т
- Ко сенные преобразоданая, яроясходяяяо в раолячяш: гздгс-тях общественно" зогяи, ваояз в ?.0-50-о года о^рахкюке а в духовно?. жизни азербайджанского В чгстновтп, сто сарзза-лось а развитии исторически ело^авзейоя дровней музыкальной куль-
Азербайджана, в стштлакая гговой езовбайшшеког; мую&ии-иай культура.
- ¡Целый ргд Дзкрвтоз А а&рсч» едзаяског;/ Правительства, в >со?о-подчеркивалась вакквя и-сскг.-дтодыюя, {.осггататпдмш!. прея.;-
13йдкотс: ия я оргввяза торс чая рол* «увыгсй в цязш: (афода, .тис»; ' оыгп.гллъстас^ оуксводст?;' ку^пччльяа:.: строительством со ч'Л.рта; члауучоо^за, -со, ¡!Эосм.!!е««&. л.лчо большой политическое ^ЧЧ'.-
- год;,! П ¡д.,....."оргъкагбц^оиеазд года»»*''
строцгелю'г:-^ Е счогг/Злиис, харсктарк&^(ии;иаь -> л .чччучч. гг'тч соу^^ссйл-эки.': кассового музикалького ооразоеа-чль <: ¿0"Т„: ^чсчуелич'е„ ч.'о со?д:;лс условия- для формкроги.--'
ччацсгч.чуслчч.лы-лл: :м:;рол ¡: отвечало ц;л;гл культурно!, соголч:;..;:.,
- -О/.-. дал^ чачЕИ'.чч: :л лпсалън^л культура
ч/ .■.'огс.'ъу.;^' ччрло/' у.-.-орчесьал калии;-:
ч.уччлчччо:, - /ч-ав:г.-;лчч рус:с. :-чч .' лругнл народов,.
- -.ччлич чч I;: чослсрусиа! гч;.!ч гмзлс-;; л;,. ч^счолч!г, ::стс рлч рловегкл
.'ч \iire . :: :>. Л:-.........-:;Го г .-лд. ; ;;чч:;ч о рлялч^чг
ч ч о,.>л,:ч. ч ¡чу:;,уьиьч: ч^л-
ч;, чч.< - :-. ::,/2ь:;и,:лчу.ч.гуч'- огс ч^раСлЛ
- ;.4.:. чч >. . : . 7.с;ччл . чч/нчлкч чт;.г;0ч рчг ; чглч г.ст г "л-;-,:
: ч тг.г-с . ч..';. : ::ч Лччрчиллччи-.. силам:; чулел' Изтср и: Дэсл.Рл':
- ' лрплч;. ;угл; v л-л азурб^лплчглипо''
•■ г ч.-; к.^У-'-^га Пиг-Лч^кова^
- ....... чгь и^уч^ипо язакоьы;г.ка^ ..ультурм ■ч^дчь ...¿аи:.:;;-
- ч.ч; .■,.:'■.;•.)гуоа. театра, и;к/СОс;эательксг'о вскусстя-:..
. -ч.. г.^йаолкт 'вьедставать •нзцйонйльно,1 .•чкусотво -
ч.,..ч.ч.ечзтпп. друх'гма• .• оипшштбця культуры / к«г/к&й, образе-
: гя па,."
Есслздоиат'я, йроптдэяянэ по тзко и;Гс?огод »г-тьтурн ог'7г::эк~ / на кате риалах азе рСайдгакского музыкального «театр;
- и^нь гг,,/7" позволяют гзссегсша» асслелуреди пз-р;;од как дераол упропвяяя йуйлсу'пг'~ г.пгэа!уг.авсвого музггкзл»-
искусства, ,:тг> дз-?т яог^слког:;, для ¿го дзльавдазго "'о ;.зус;.л5Я п по"?одяв7 -«м сзм'.;:-: ¡.пиний г клад и раз^лту
ч-уя-нсяльяо'; г А^рОаЛ.Т'пг.'?
1, С кузыкзлыш связях яародог Закавказья.- Тйзгс: доддк-дот? 2-г;'. научно-пгактйчоокоЗ конфорездяа молодых учэннх ко тооолс-ка> соцзальао-эйсвошпссиого эазвитхя г.Ваяу з XI пятилетке к порсдчкталч». - Баку, 1933, - о.^Х»
?,. Театральные связи республик Закавказья. - Материала сх»--годнккз "Досглуг" /"Хоугда"/ Республиканского Дворца Двужди а?~ родо? СССР АН Аз-эрб.ССР. -- Баку: 3-1935. - В 1.- о.Г48-152.
3, Великий Октябрь и музыкальная культура Советского Азербайджана.- Материал« научной сессии, посвяпеййой атогаи ■ау-з--яеслздсвательокгу работ Музея истории Ачорбайднана за Т9й? год.-Баку: Злм, 1988. - с.177-179. •