автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: История образования в Синде
Полный текст автореферата диссертации по теме "История образования в Синде"
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
На правах рукописи
НОВОСЕЛЬСКИЙ Игорь Владимирович
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СИНДЕ
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Калуга - 1997
Работа выполнена*' на * кафедре, всеобщей истории Калужского государственного ; педагогического
университета.
Научные руководители: доктор исторических наук,
профессор Б.Ф.Агеев кандидат исторических наук, доцент В.А.Лыткин
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор А.М.Родригес кандидат исторических наук О.Д.Третьякова
Ведущее учреждение: Московский государственный
открытый педагогический * '^университет
Защита состоится "7 '" * "1997г. в 13
часов на заседании диссертационного совета К 113.31.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Владимирском государственном педагогическом университете по адресу: 600024 Г.Владимир, проспект Строителей, д.11, ауд.336.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Владимирского государственного : педагогического университета. • >■ " '¡- "■:'.•<'■'■
Реферат разослан * И * ноября 1997г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор исторических наук, профессор Г.П.АННИН
' АКТУАЛЬНОСТЬ' ИССЛЕДОВАНИЯ
Образование - одна из важнейших движущих сил истории человечества,* его. цели, содержание и формы зависят от исторической ситуации, включая экономические потребности, социально-психологические и политические обстоятельства и множество иных факторов. Образовательный уровень населения непосредственно воздействует на социокультуру конкретного общества, а последняя, в свою очередь, обуславливает особенности образовательной системы.
В каждом обществе, которое базируется на превалирующем а нем относе, образовательная политика и результаты ее имеют своеобразные черты, но и немало общего • с положением дел в других государствах. Поэтому взаимное изучение опыта весьма полезно. Что касается вопросов . развития образования в Синде, их интерес для нашего читателя актуализировался из-за того,, что в ходе так называемой ^перестройки" социально-экономическая и психологическая парадигмы России стали во многом аналогичны синдским: эасилие иностранного капитала, сбои в экономической системе, нехватка средств, безработица, усиление религиозных настроений, межэтническая напряженность, избыток оружия у населения, внешняя и внутренняя вестернизация, несоблюдение законности, и т.п.
Известно, что положение в сфере образования в разных субъектах Российской Федерации не является абсолютно одинаковым. Оно зависит от экономических возможностей, культурных традиций, одаренности руководителей и т.д. С этих позиций изучение особенностей региональной системы образования в Синде также представляет интерес. В частности, это касается использования многоканального финансирования: через региональный, федеральный, муниципальный бюджеты, государственные и частные предприятия, частные пожертвования, путем оплаты обучения родителями. В этом отношении в Синде накоплен значительный опыт.
В связи с открытием в нашей стране многочисленных учебных заведений интерес представляет изучение зарубежного опыта, в том числе в Синде. Вплоть до второй половины Х1Хв. образование в нем
носило исключительно конфессиональный характер. До арабского завоевания обучение происходило преимущественно в буддийских и индусских монастырях и ашрамах. ЛЬзднее начальные школы содержались эа счет мусульманской, индусской и сикхской общин. В одном поселении успешно сосуществовали школы разных конфессий..-. •• -.гк.--.-. г.: • ..-!•> .:-.• •■
Не ■ потеряла • актуальности. • методика ! обучения, которая складывалась \втн Синде , на протяжении тысячелетий. В ходе - преподавания большую роль продолжает играть личность учителя, идентификация с которым является, важным аспектом обучения-воспитания. В диссертации рассмотрена организация и : содержание образования в различных видах учебных заведений..
• Следует --отметить; ' еще. одно -. дискуссионное направление, которое п продолжает привлекать специалистов: .-отношение к западным ценностям и методам-. образовательной- ■ политики.'. Восприятие западного образования на Востоке,. да и в России, всегда. .трактовалось неоднозначно: давно оамдаемого синтеза обоих подходов пока не наблюдается.
Представляет интерес исследование механизма, при котором современное образование/ : определяя, . уровень профессиональной компетенции и знаний граждан, становится важнейшим регулятором социально-политической ; сферы.... Шдтверждение тому
чрезвычайная .активность студентов, преподавателей, учителей т и учеников старших.-классов в политической жизни-Синда-. - п- • . ■•:. :-.-•-••■■ ••'•.:. . • •••
Известно, что . - образование , оказывает решающее воздействие на культурогенез человека и является непременным условием . для поступательного движения общества.- Ученых-теоретиков и: специалистовгпрактиков всегда интересовали вопросы диспропорции между потенциями национальной культуры и культурным уровнем масс, разрыва .-между .высшими. достижениями, профессиональным мастерством выдающихся личностей и общей образовательной ситуацией, эффективности взаимодействия системы- 'учитель - ученики",, проблемы спроса и предложения в;.сфере образования.
Существует еще: одинобъект изучения, .который до сих пор исследован крайне. недостаточно: каково влияние этно-национальной: среды на. образовательные
процессы, -как соотносятся ; общемировые и внутринациональные тенденции развития образования. С этой точки зрения научно-практическая ценность диссертации, являющей собой . итог многолетних исследований, не вызывает сомнения.
При изучении образовательных тенденций, диссертант не просто рассматривает их как систему, состоящую иэ системы и подсистем, но стремится выявить существенные направления взаимодействия этих структур и уровней. Это помогло ему обнаружить факторы, влияющие на качество обучения.
Наконец, необходимость изучения истории восточных обществ определяется продолжающейся недооценкой исследования стран Азии и Африки. Иэ рекомендованных Министерством общего и
профессионального образования России 31 вопроса билетов школьного аттестационного экзамена по всеобщей истории по истории Востока только три Между тем, основная часть населения земного шара проживает а, государствах Азии и Африки и игнорирование их уже сейчас приводит к серьезным геополитическим последствиям.
дкга И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Выявить основные тенденции в противоречивом процессе совмещения традиционных восточных и европейских форм обучения и воспитания.
2. Определить объективные и субъективные факторы, влияющие на образовательную политику в синдском обществе прошлом и в настоящее время.
3. Раскрыть воздействие системы образования на социокультурное и политическое положение синдхского общества. .
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования состоит в том, что, опираясь на достижения отечественной и зарубежной историографии, впервые в преемственности и развитии, проанализированы общие и специфические черты развития образовательного
1 Вестник образования. -1997. С.37-38.
процесса в Синде в новое и новейшее время, определены особенности его - складывания в 'древности и средневековье. • - . • -• • - • -
В ходе исследования .выявлены условия политические, социальные, психологические - условия, которые обуславливали трансформацию 'идеологии и практики образовательной политики. 1
система образования рассмотрена как сложная функциональная система^ . .-.■-. изменявшаяся под ыногофакторным • воздействием социально-экономических, культурных, политических и правовых связей в синдском
обществе. .....
Автором введены в научный оборот новые источники и фактический материал на восточных и европейских языках. • • . " - ' •: .■•
"" СТКИКНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Работ, специально посвященных вопросам образования в :древних государственных образованиях в Индской долине, немного. Самым •■ фундированным исследованием является монография А.С.Аптекаря 1. Однако те или иные стороны проблемы рассматривались в трудах общего характера г, а также работах, посвященных культуре Древней Индии э.
1 AJtckar, A.S. Edication in Ancient India. - Benares, 1948.
2 Бонгард-Левин, Г.М. и Ильин, Г.Ф. Древняя Индия ■ М., 1969; Их же. Индия в древности. - М., 1985; Marshall, F. Mohenjo-Daro and the Indus Civilization. - 3 vols. - L., 1931; Wheeler, M. The Indus Civilization.
- Cambridge, 1968; Mackay, E. Chanhu-Daro Excavations. - New Haven, 1943; Khan, FA. Preliminary Report on Kot-Diji, 1957-1958. -Karachi, 1959; Sastri, K.N. New Li ¿it on the Indue Civilization. - Delhi.
- Vol.1., 1957; Vol.2,1965.
3 Щербатский, Ф.И. Теория познания и логика позднейших буддистов. - 4.1,2 - СПб., 1903, 1909; Бэшем, А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977; The History and Culture of Indian People. - Vol.1. • L., 1951; Vol.2 - Bombay, 1951; Vol. 3. - Bombay, 1954; Nambiar, GJV. A Cultural History of India and Pakistan, -Nileshwar, 1957.
Цели, содержание, ■ методы и последствия британской образовательной политики в колониальных странах Сжной Азии давно привлекают внимание отечественных, исследователей.
По мере накопления фактического материала и отчасти по конъюнктурным соображениям, выводы ученых менялись.
Б дореволюционное время интерес к проблеме в значительной мере • объяснялся необходимостью проведения комплекса мероприятий в сфере просвещения в присоединенных к России территорий Средней Азии. Царские . чиновники изучали индийский опыт, чтобы избежать ошибок, допущенных англичанами. Специалисты-индологи, отмечая излишнюю прямолинейность действий колониальной администрации, в целом положительно оценивали европеизацию системы народного
просвещения 1.
В трудах советских ученых английская образовательная политика оценивалась крайне негативно, поскольку востоковеды старались обосновать историческую необходимость национально-освободительного движения 2. Пикантность ситуации заключалась в том, что требовалось подтвердить вовлечение индийцев в современный, явно западного направления, мировой революционный процесс. Автором приходилось выпутываться из дилеммы ""янь-инь" череа
1 Успехи образованности в Индии/уСын Отечества. - 1840. - Т.6., отд. 10; Казимбек, М.А. Начало просвещения в нынешней Индии//Журнал Министерства народного просвещения. - 1857. -4.94. ■■ № 5; О состоянии образованности в современной Индии//Общ«эанимательный вестник. - 1858. - Т.2. - № 12; Феоктистов, Е.А. Очерк народного образования в Индии//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1869. - 4.14]. -№1.
2 См.например: Дамский,- 71.: Народное "просвещение" в Индии//Материалы по национально-колониальным проблемам. -М., 1936. • № 35; Константинов, Н.А. Школьная политика в колониальных странах (XIX - ХХвв.). - М., 1948.
употребление предложных и . союзных : оборотов типа "несмотря . на.*вопреки политике британских колонизаторов"- - и . т.п. ... Вместе с . тем научная значимость фактического . материала в работах тех лет сохраняет свою актуальность. ■
Более объективный ., подход к проблеме удалось осуществить Л.Л.Суйруновой, которая в опубликованных работах показала сложное и неоднозначное воздействие колониализма на развитие- содержания :и : структуры образования, в том числе отметила его положительное влияние^
Невозможно.переоценить классические исследования Е.В.Ганковского >и. Л.Р.Полонской, - ' . посвященных истории Пакистана,, отдельных его.' г- •
народов с щедрым, фактологическим, материалом . по духовной культуре в целом и образовательной сфере в том числе 1.
Крайне мало исследований по истории просвещения народов, населяющих в настоящее время, территорию Пакистана. В 1970г. защитила кандидатскую диссертацию по вопросам народного• образования в ::Пакистане ■и опубликовала несколько статей на эту тему работавшая в Институте . ..востоковедения •••АН , Узбекистана Ф.Г.Болохонская г.~>г ■ . - - •
В трудах Ф.Г.Волохонской было проанализировано состояние просвещения, эа первые два десятилетия существования пакистанского государства. Главное внимание она уделила начальному и неполному среднему
1 Ганковсгсий, Ю.В., Гордон-Полонская, Л.Р. История Пакистана. -М., 1961; Ганковский, Ю.В. Народы Пакистана..'Основные этапы этнической истории. - М., 1964; Его же. Национальный вопрос и национальное движение в Пакистане. - М., 1967; Гордон-Полонская, Л.Р. Мусульманские течения в общественной жизни Индии и Пакистана. -М., 1963. . п •
2 Волохонская, Ф.Г. Народное образование в Пакистане. - Ташкент, 1970 (рукопись диссертации); Ее же. К вопросу о введении всеобщего начального образования в Пакистане//. Вопросы истории, экономики и культуры государств Средней Азии и стран Зарубежного Востока.-Вып. 1.- Ташюгнт, 1970.
образованию в.. рамках государственной системы. Деятельность частных религиозных заведений оказалась отраженной схематично. В качестве источниковедческого материала исследовательница широко использовала периодическую печать.
В. 19.78г., защитила очень сложную по замыслу и успешную по исполнению .. кандидатскую диссертацию Н.Г.Пруссакова в своем труде она пришла к выводу о том, что даже в альма-матер мусульманских богословов Пжной Азии усиливается секуляризация содержания и особенно форм обучения.
Спустя 14 . лет. кандидатскую диссертацию, посвященную истории просвещения в Пакистане и его структурным проблемам, защитила И.М.Серенко. •
В,,отличии от предшественницы она исследовала весь комплекс системы: начальное,• среднее, среднее специальное и высшее образование и определила основные тенденции его развития. В • ее работах 2 аргументированно проанализированы задачи и результативность учебных программ на разных ступенях обучения.
■ В 1997г. защитил кандидатскую диссертацию ""Формирование и развитие системы народного образования в Пакистане" М.А.Казак.
1 Пруссаюээа, Н.Г.. Идейно-политическая: борьба в Индии по проблемам, секуляризации высшего образования (на примере Алигархского мусульманского университета). - М., 1978 (рукопись диссертации). См. также: Ее же. Идеи и деятельность Сайид Ахмад-хана в буржуазной историографии// Современная историография стран Зарубежного Востока. Сб. статей. - М., 1977; Ее же. Педагогические воззрения Сайид Ахмад-хана//Индия: Проблемы истории национально-освободительного движения и современного политического развития. Сб. статей. - М., 1980.
2 Серенюэ, И.М. Народное образование в Пакистане и тенденции его развития. - М. 1992 (рукопись диссертации); Ее же. Начальное образование в Пакистане. • Пятигорск, 1988; Ее же. Среднее образование в Пакистане. - Пятигорск, 1989; Высшая школа Пакистана. - Пятигорск, 1988; Ее же. Шюэла: традиционализм или интегрированная модель?//Азия и Африка сегодня. - 1997. - № 8.
В. ней/' а также в опубликованных статьях он показал противоречивость принимаемых правительствами страны образовательных программ, презде всего из-за их слабой - финансовой ■ обеспеченности,
декларативности, отсутствия оптимального
соотношения: государственного, частного и смешанного образования, бюрократизацией органов управления.
Отдельные-вопросы истории педагогической мысли и школьного, образования нашли освещение в работах Д.Р.Артыкова г, пакистанского ученого С.А.Хана э, 3.Д.Баженовой О.К.Дрейера 5, Б.А.Сухина 6.
В работах пакистановедов определены местные и общемировые • условия,: которые заставляли- власти трансформировать идеологию- образовательной-'политики; образовательные структуры были представлены как сложная функциональная система, постоянно
1 Казак, MJL Формирование' и развитие системы народного образования в Пакистане. - М., 1997 (рукопись диссертации); Его же. Народное обраэование/ЛТакистан. Справочник. - М., 1991; Его же. Народное образование в Пакистане в 80-е гг.: основные тенденции и проблемы развитияУ/Социально-экюномичесюэе и историческое развитие Южной и Юго-Западной Азии. Сб. статей. -М. - Калуга, 1992.
2 Артыюэв, Д.Р. Развитие педагогической мысли и народного образования в Пакистане.' Диссертация канд.пед.наук. Самарканд, 1992.
3 Хан, С А. Луги совершенствования обучения в начальной школе Пакистана. Диссертация канд.пед.наук - М., 1978.
* Баженова, З.Д. Кризис школьного образования в Пакистане //Сб.научных трудов: Общеобразовательная школа и учитель развивающихсястран. М., 1985.
5 Дрейер, O.K. Народное образованием/Справочник Пакистан. -М., 1977. . ■ ' ' ' =■■••■.■'■'
4 • Сухин, ВА. - Реформы системы образования в Пакистане//
Пакистан. Очерки истории, экономики, культуры. - Ташкент, -1977.
изменяющаяся ■ •■:.. под----- .многофакторным
воздействием -социальных, политических,
экономических и культурных связей в . пакистанском обществе. Все исследователи: отмечали- противоречия между' официальными заявлениями о важности естественнонаучных дисциплин, и реальным положением дел, , когда.: ввод предметов исламиата усилил гуманитарную часть образования.
..Единственную, монографию, посвященную истории образования в Синде, подготовил видный синдхский историк и публицист, много лет проработавший на различных должностях в органах народного образования провинции Хабибулла . Карим Бахш Сиддики 1. Это фундаментальное исследование, снабженное научным аппаратом, приложением документов, где автор в рамках 10 глав попытался проследить развитие синдского образования в период с .эпохи Котх Диджи до начала 1980-х годов.
Значимость глав, не одинакова по двум основным причинам: их содержание и объем диктовалось наличием . исторических фактов;, методология в
отношении структурного размещения материала оказалась несколько .аморфной. При . изложении событий и их объяснении . над автором довлело вынужденное или осознанное стремление исходить из ..исламских позиций. В книге .- X. Сиддики имеется много информации об организации.системы синдского просвещения в прошлом и настоящем? об.официальных документах, определявших и определяющих , образовательную политику; о синдских деятелях, которые внесли существенный вклад, работая в учебных заведениях. -
Следует отметить полезность публикаций синдхских ученых, призванных раскрыть особенности национальной культуры 2. ,
1 Siddiqui, Н. Edication in Sind: Past and Present. - Jamshorb, 1987.
2 Sayyid, .G.M; Sindhi Culture. - Karachi, 1972;. -¡v
Thakur, U.T. Sindhi Culture. - Bombay, 1959 (первая написана с промусульианских, втораяс просиндхских позиций).
Базой- для диссертационного исследования послужили ИСТОЧНИКИ, которые можно сгруппировать в следующие .виды. ..: г-, - 1\. :
Домусульманские сочинения, где затрагивались те или иные стороны образовательно-воспитательного процесса. Это прежде всего "Артхашастра",- "Законы Ману", "Вопросы короля Милинда", "Бхавагатгита" и Араньики. В эпоху индуизма знания -считались важнейшим условием проникновения • ■■ в сущность мироздания. Полагалось, чтобы каадый, не исключая брахманов, с целью диалогового обсуждения вопросов находил учителя-наставника. В индуистских сочинениях утверждалось, что изучение материального мира не менее важно, чем • постижение божественной сущности бытия. Древнеиндийские источники свидетельствуют, что высказанные некогда идеи -. в значительной своей части сохранялись и продолжали развиваться. Особенностью обучения в буддийских монастырях было то, что наставник не только учил,• но просил учеников высказывать собственные мнения и сомнения.
Сочинения-хроники историков Смейядского и Аббагидского халифатов, написанные на арабском языке, посвящены периоду,- когда Синд входил' в эти империи. То была эпоха ; интенсивного • взаимодействия культур индийских и арабских обществ. О Синде упоминается в нескольких десятках арабских книг; из них' наибольшую ценность . представляют, труды исследователя истории образования ал-Мукаддаси, ар-Рамхурмози где
описывается образ жизни принадлежавшего к разным религиозным общинам .населения Индской долины.
С ХШв. основная часть хроник создается на персидском языке.
Это персидские и афганские- хроники, где описываются набеги на Синд, рассказывается о • месте страны в военно-политической, административной и экономической жизни в системе персидской и афганской империй; вместе с тем в них встречается материал о тенденциях в культурной сфере.Заслуживает внимания
1 См. характеристику, этих источников: Любимов Н.В. Арабоязычные и псрсоязычные источники по истории Синда VIII -юонца ХУШав7/Синд и Синдхи. Сб. статей. - Калуга, 1997. - С.13.
"Чач-нама? -автор которой жил в синдском городе Уччх. В книге, посвященной арабскому завоеванию Синда, помимо подробного описания военно-политических событий, содержатся сведения о быте и деятельности местного населения в домусульманский период.
На фарси издавались могольские документы, сочинения Великих моголов и их придворных летописцев. Богатую информацию о .культуре синдхов содержат "Табакат-и-Акбари" Биэамыуддина Ахмада, "Айн-и-Акбари" Абдул Фазла, *История Синда" Мохаммада Масуми, письма императора Аурангзеба,
которые он писал . отцу, занимая пост губернатора Мультана и Синда, "Тархан-нама" Мир Мухаммада, "Тарих-и-тарихи" Тахира Насьяни, "Маасир-ул-умра" Самсам-уд-Даула, "тухфат-ал-кирам" Алишера Кани. Почти все перечисленные источники многократно переиздавались на языке оригинала и в переводах г.
Следующая группа источников представлена
различными изданиями_справочно-статистического
характера, которые начали выходить вскоре после британской аннексии Синда и публикуются пакистанским и синдским правительством по сей день. Ряд справочников издан на русском языке (см. библиографию в диссертации). Особый интерес представляет информация о состоянии традиционной и европейской систем образования в газет.тирах; они выходили в разные годы и позволяют путем сравнительного анализа
1 The Chachnamar. An Ancient History of Sind. -Lachore, 1985 (полный пер. на англ.яэык выполнен - синдским энциклопедистом Мирза Калич Бегом).
гНизануддин Ахмад. Табакат-и-Акбари (Жизнеописание Акбара). - ,4.1-2. - Калькутта, 1952; Abu! Fazi. "Ain-i-Akban". - Vol.2. -Calcutta, 1948; Мир Мохаммад Масуми. "Тарих-и-Масуми". -Хайдарабад, 1953; "Адаб-и-Аламгири". - В 2т. - Лахор, 1971; Мир Мухаммад. Тархан-нама. - Хайдарабад, 1964; Мир Тахир Мухаммад Насьяни. Тарих-и-тарихи. • Хайдарабад, 1964; Самсам-уд-Даула. Маасир-ул-уыра. - Лахор, I960; Мир Алишер Кани Тхаттави. Тухфат-ал-кирам (Дар благородных). - Хайдарабад, 1989. "
определить, тенденции- * сфере образования. Богатые сведения.имеются в-информационных бюллетенях, которые издаются органами управления народным образованием.
К этой группе . примыкают. ; официальные правительственные документы; которые ■ содержат законодательные и административные акты.
Наконец, ■ отдельную - категорию источников составляют дневники и путевые заметки.агентов Ост-Индской компании, -которые ■■-.< в ' большом числе направлялись в Синд в канун англо-синдхской войны, а также воспоминания синдхских общественно-политических деятелей, наиболее полными из • нихг- являются ; книги Хусаыуддина Рашди и Гулям Муртаэа Саеда 1.
В основу МЕТОДОЛОГИИ г '' исследования :■ доложен проблемно-исторический подход, поскольку содержание и механизм образования, постоянно видоизменяются, так как органически ■ связаны . с социально-экономической формацией, включая политическую 'и -правовую надстройку, в рамках, которой они формируются и действуют. При этом:с каждой последующей исторической эпохой возрастает роль государства.' -•■•
Наряду с - общеметодическими -принципами-• в ходе работы над диссертацией применялись .различные методы и техника, в -том числе из других наук: психологии, педагогики, социологии, ( религоведения. При факторном анализе материала использовались как индуктивное, так и дедуктивное направления исторического исследования, а также структурно-функциональный метод.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основополагающие теоретические положения и выводы, аргументированные фактическим материалом, изложены диссертантом в научных публикациях- Диссертация., обсуждалась и Сьша рекомендована к защите на заседании кафедры всеобщей истории Калужского государственного педагогического университета имени К.Э.Циолковского.,./. . ...
1 Саед Хусамуддин Рашди. Ху дотхи ху динх (Люди и их дела).- -Хайдарабад,-1977;-Г.М. Саед. \Цжанаб гузарим джан син (По жизни вместе шли). - В 2г. - Хайдарабад, 1967.
С докладами и: сообщениями о "результатах исследования • автор . выступал на научных
конференциях, семинарах, в том числе на
Международной .конференции "История и культура Пакистана", посвященной 50-летнему юбилею Исламской Республике Пакистан.
- ., Материал - г- диссертации -используется при разработке основных и •' факультативных курсов на историческом, факультете Калужского педуниверситета и старших классах средней школы № -4 ч,г .Калуги, где работает учителем соискатель. ■ • •■
■ Во ВВЕДЕНИИ к диссертационному исследованию определяется предмет исследования, обосновывается его актуальность, научная' новизна, дается обзор основных источников и анализируется степень изученности в отечественной и зарубежной науке. Кроме того, во введении формулируется • методология работы с фактическим материалом, • аргументируется структура диссертации. . ■ • -
ПЕРВАЯ. ГЛАВА- "Становление традиционной системы образования в Синде" охватывает период, начиная с Ежно-Индской цивилизационной системы (Амри, Котх-Диджи, Мохен- джо даро) до середины ХУШв.
Соискатель-•• приходит • к- выводу о том, что конструирование, архитектура, строительство, другие сферы хозяйствования свидетельствуют о наличии уже в глубокой древности какой-то формы обучения.
Древнеиндийская литература зафиксировала
некоторые особенности в обучении и воспитании. Около V в. в Синде сложились своеобразные школы с небольшим числом учеников, . где изучались не только веды, но история, эпические предания, грамматика, счет, военное дело,- астрология-астрономия, логика.
Обучение начиналось ■ и завершалось торжественными ритуалами, сам его процесс не бьш стихийным.
Одной из самых распространенных методологий образования с VI в. становится теория Шанкара, согласно которой структура приобретения учениками знаний .выглядела следующим образом: готовность учащегося к учебе, процесс восприятия и усвоения информации, источник информации.
Характерной чертой преподавательского мастерства буддийских учителей была не только готовность, но и, основанное на методических приемах, провоцирование сомнений и споров, которые в действительности (ученики этого . . не замечали) являлись
кваэидискуссионными. . .
После завоевания Синда арабами в ' стране действовали несколько систем образования, их цели и содержание контрастировали друг с другом, однако, в организационном плане по существу имели много общего. Состояние образования в VIII - Хвв.
характеризовалось использованием просветительского опыта буддийской общины, сохранявшейся тогда веры в индуизм большей части населения и тем обстоятельством, что первоначально ислам среди синдского населения. 'распространялся через формы исмаилизма и буддизма.
Если учеба в мактабах имела много общего с индуистской системой "брахмачарья*, когда ученику предписывалось *ить вместе с наставником и прислуживать ему, медресе - как вид учебного заведения - был привнесен из Персии не ранее конца XI в. .
В диссертации . отмечается, что. относительная свобода передвижения внутри мусульманских империй позволяла религиозным деятелям, ■ ученым и• педагогам плодотворно - взаимодействовать, друг с другом. В рассматриваемое время становятся известными в мусульманском- мире такие центры просвещения, как Сехван, Бхаккар, Агхамкотх,.. Тхатта, Уччх. Множество учебных . заведений - были ^открыты - переселенцами из Центральной и. Западной Азии.
Автор тщательно- останавливается на
неординарности суфийского подхода к образованию. Если отвлечься от религиозной подоплеки . взаимоотношений муршида и мюрида и обратиться к средствам обучения детей, подростков, взрослых, которые разрабатывались и совершенствовались в течение длительного времени, поражает современность методики преподавания и воспитания. Такие идеи, как понимающая педагогика, герменевтика, . символический интеракционизм,
интроспективная психология, . когнитивизм, давно используются суфиями-наставниками. Правда, при этом
они обращаются -к .собственной, а не к западноевропейской терминологии.
¡•м- Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ '"Образовательные процессы в колониальный период (1843 —. 1947гг.)" рассматриваются вопросы, связанные с целями и последствиями политики англо-индийского правительства в области образования. Автор выдвигает тезис о том, что колониальный вариант образовательной системы -в-- Синде- представлял собой противоречивый синтез традиционного и европейского просвещения, причем последняя составляющая оказалась превалирующей. ■
Образовательная система формировалась исходя иэ интересов британского капитала? политика местных властей в Синде определялась документами Британской Ост-Индской компании (до 1858г.), лондонского правительства, . администрацией вице-короля Индии, чиновниками Бомбейского . президентства и
провинциальными органами власти (с 1936г.).
.Неприятие служащими колониальной. .администрации традиционного образования объяснялось
невостребованностью тех знаний, и. навыков, которые давали мактабы и патхшалы - чисто религиозными программами обучения/ непрофессионализмом (с позиций западных. критериев) наставников; отсутствием конвертируемых свидетельств об образовании.
Исламские ..учебные заведения начали
воссоздаваться со второй.половины 80-х годов XIX в. по -инициативе Синдской: .тмусульманской ассоциации. Тогда же по" инициативе синдхов-индусов и парсов были открыты колледжи с европейской программой обучения. Первый мусульманский колледж открыл двери в 1943г.
Таким образом, •развитие образования в Синде в колониальный период прошло три этапа. На начальном этапе политика англо-индийского правительства, несмотря на контраргументы . оппонентов, базировалась на. рекомендациях докладной записки президента Комитета просвещения-.Т.Б.Маколея (1832г.) о введении европейской модели . обучения и воспитания. Еще в 1835г ..-генерал-губернатор- Индии издал указ, согласно которому :все средства на нужды просвещения стали отпускаться ?на содержание, учебных заведений с английским языком .. обучения. .... распространению
европейского образования в Синде способствовал указ лорда Гардинга (1844г.) "О преимущественном приеме на государственную служйу лиц, владеющих английским языком. Следующим.. шагом на пути вытеснения традиционных мусульманских, индусских и сикских учебных заведений явился Закон 1854л., в котором предписывалось организовывать таким образом "туземные* школы, чтобы они знакомили автохтонное население с европейскими достижениями науки посредством местного языка. Закон предусматривал запрет на преподавание религии в правительственных учебных заведениях и невмешательство в религиозное обучение и воспитание в частных и общинных школах. Исходя из этого закона, в Бомбее бьш учрежден департамент ■ образования, ■ который, в частности, курировал Синд.
В соответствии с рекомендациями Комиссии по образованию . в :• 1882г. в старших классах ввели специализацию - (а) академическую, предназначенную для поступления .выпускников в ,университет^, и (б) прикладную, когда ¡преподавание носило выраженную практическую направленность.
Учебные пособия, которые стали во всё возрастающем количестве поступать в синдские школы с конца 1860-х гг., знакомя учащихся- с достижениями западной цивилизации, слабо отражали многовековую культуру синдхов. Помимо того, в них навязывалась идея о незыблемости существующих порядков и мысль о необходимости быть преданными.колониальным властям.
Второй этап реформирования системы образования в Синде (1883 т- 1936гр*) тесно связан со становлением и развитием синдхского освободительного движения, как составной я части -■:. общеиндийской национально-освободительной борьбы." ■ ■
> 1 - сентября 1885г. было основано Синдское медресе,: ' где наряду, с традиционными для -исламского среднего учебного заведения ? дисциплинами: бьши введены1 предметы .< естественно-научного цикла« • Ва рубеже Х1Х-ХХ вв. вновь стали открываться мактабы*"-;
. Характерными*-чертами;-мусульманских и индусских образовательных учреждений ' были - финансовая независимость колониальных. властей, . отказ от
официальных учебных программ и учебников, включение
в уроки по истории и • : • литературе тем, раскрывающих вклад синдхов в мировую культуру, возрождение прежних способов организации учебного процесса. Однако удельный вес школ традиционного типа составлял незначительную часть общей численности учебных заведений.
В 1920-е годы были открыты частные колледжи в Карачи и . Хайдарабаде, они стали аффилиативными подразделениями Бомбейского университета.
Третий этап развития народного образования в Синде в колониальный период падает на 1936-1946гг ., когда он выделен в самостоятельную провинцию, были проведены выборы и было создано национальное правительство. •
В структуру •правительства включили департамент образования,, возглавляемый министром просвещения. Правительство, состоящее . г преимущественно . из мусульман, сделало упор на образование мусульман (грамотность синдхов-индусов была намного большей). Соотношение детей мусульман и индусов устанавливалось 6 : 4. Власти организовали кампании "Грамотность -взрослым", учредили при правительстве Отдел по ликвидации неграмотности.
В 1936 - 1946гг. Законодательное собрание Синда приняло три закона об образовании, которые предусматривали обязательное обучение детей землевладельцев, специальный налог на образование. Вне их действия остались дети арендаторов-хари; следует отметить, что законы были направлены в первую очередь на развитие образования среди детей мусульманской общины. Кроме того, был принят Закон об организации Синдского университета.
На результатах реформ -сказались противоречивые интересы английских колонизаторов и синдхской общественности, что нашло отражение в подходах к образовательной политике, механизму ее проведения и, конечно, на результатах.
Из-за несовместимости мнений не . удавалось выработать долгосрочную комплексную программу развития образования.
На ситуацию влиял 1 явный оттенок
конфессиональное^ у лидеров мусульманской общины.
Неудачно закончились попытки эффективно и гармонично синтезировать традиционное и европейское обучении.
Положение в области образования
характеризовалось неравномерностью приоритетов развития: упор на обучение мальчиков- и юношей обусловил незначительность женского образования; не были преодолены формальные и неформальные препятствия для учебы детей из семей трудящихся классов? углубился разброс показателей уровня образованности между различными регионами Синда; осталось слабой по сравнению . с гуманитарной естественнонаучная и прикладная подготовка,* возникла несоразмерность качества обучения в разных школах и колледжах.
В целом в системе народного образования в Синде произошли серьезные положительные сдвиги. Намного возросло число учебных заведений и увеличился контингент учащихся.•Удалось создать взаимосвязанную структуру начального, и среднего образования. Были изысканы источники финансирования и определена стабильная схема управления образовательными учреждениями. >
■ ТРЕТЬЯ ГЛАВА "Особенности образовательной политики в Синде после создания Пакистана" посвящена анализу изменявшейся ситуации а провинции после 1947г. • .. . ; , ...■/.
Глава состоит из двух разделов.
В первом "Государственная политика' в сфере просвещения и развитие системы шкального образования" рассматривается официальная политика в области образования, реформы содержания и структуры обучения школьников и их результаты.
Автор констатирует, что Синд пострадал от вынужденного массового вывода в Индию .синдхов-индусов: учителей, преподавателей,- профессоров, научных работников, специалистов, управления народным образованием. Многие школы и колледжи оказались закрытыми. . -.л ^ : ■ .
В таких условиях синдскому • правительству пришлось привлекать в . учебные заведения лиц, не имевших требуемой подготовки. Образованная часть мухаджиров почти вся осела в Карачи и Хайдарабаде,
тогда-как система обучения в сельской местности была в состоянии коллапса. Перед синдскими властями встала тяжелейшая . задача .в предельно ^короткий срок подготовить тысячи • учителей... и преподавателей. Задачу эту пришлось решать на протяжении трех десятилетий.
Первоначально -. упор <■. • делался на расширение начальных, форм обучения. В 1947г. -был принят закон о начальном <. образовании в Синде, благодаря которому вплоть до четвертого класса давалось обязательное бесплатное образование.' Однако, из-за препятствий со стороны родителей или■отсутствия у них минимальных средств,. полностью;. его выполнить не удалось, а в 1957г. уже после того, как Синд вошел ■ в провинцию Западный Пакистан, новые власти Закон упразднили.
Согласно Закону о начальном образовании 1962г. обучение не являлось . обязательным и допускалась деятельность школ разных форм собственности. Контроль и курирование государственных школ было возложено на дистриктные комитеты . по образованию, которые возглавлял помощник- комиссионера. Прежняя система, когда -(в отличие от других регионов) начальная школа состояла - из семи- классов с выпускным экзаменом по синдхи -...ото позволяло- занимать должности- низших чиновников, - бьша отменена. .
В- годы режима М.Аюб-хана .были введены новые учебники, где.-значение истории и культуры синдхов преуменьшалось. . В тот- период для финансирования учебных заведений власти начали привлекать - западных инвесторов, которые потребовали пересмотра методологии.' и . методики> обучения,: исходя из их понимания целей образования. -
Пришедшая в 1971г..к власти Партия Пакистанского народа, в руководстве которой было немало синдхов, провозгласила новую- политику в области просвещения и воспитания. На . ее и; основе .• ■был принят ■ ряд образовательных программ (о всеобщей грамотности, обучении взрослых,- национализации учебных заведений и т.д.), которые носили. -. декларативный, популистский характер и не были претворены в жизнь к моменту военного переворота М.Зия-уль-Хака:в 1977г.
•В 1978г. был утвержден очередной документ, о политике в области ..образования. Он .- сводился к обоснованию исламской -системы просвещения и намерению
поддерживать-м преимущественно; учебные- заведения религиозного типаЦентрами образования и -воспитания на местах.объявлялись .мечети. Позднее власти изменили школьные- программы, .введя обязательными предметами исламият и арабский язык.. >г-
Политика г администрации М.Зия-уль-Хака удалась только частично: наряду с исламским - просвещением достаточно быстро развивалось светское образование. Эта тенденция сохранялась в 1990-е годы.
Второй, раздел третьей - главы ""Высшее и среднее специальное образование" освещает вопросы развития университетского образования, институтов, колледжей и медресе, имеющих вузовский.статуе.
Изложены условия, определившие открытие государственных и частных - университетов, анализируется их специализация. На примере университета *Хаыдард" рассмотрены структуры учебных подразделений и управления.
Уделено ..внимание последствиям для вузов образовательных реформ, -которые ■•■ проводились различными властными группировками. Отмечены перманентные -.трудности: нехватка-! материальных ресурсов, нестабильность финансирования, политизация студентов и преподавателей, безработица выпускников вузов. ;По мнению соискателя,, учитывая сегодняшние возможности и потребности Синда, учреждение большого числа новых высших учебных заведений себя не ОПраВДЫВаеТ. V Л : . !чГ. ..■«.-.... -.ч.-.
В г ЗАКЛЮЧЕНИИ .....отражены основные • выводы
исследования. В нем констатируется, что развитие образования в Синде носило сложный и противоречивый характер. Его цели ■ изменялись по мере изменения социокультурных и • политических условий и экономических потребностей общества.
Вплоть до. сегодняшнего - дня образованность не является синонимом грамотности. В древности и . в средние века многие выдающиеся мыслители не владели письмом и чтением, , основным- .способом обучения была речь и личный пример.: Удельный вес грамотных был крайне незначительным, грамотой владели, как правило, государственные служащие и придворные поэты, да и то не все. Как ни парадоксально, даже теперь, в
преддверии нового тысячелетия, писать и читать могут не Солее половины населения Синда.
■ Понятие знания в древности отличалось от современного.: Б священных индусских и буддийских книгах немало страниц посвящено необходимости знания каждым человеком, но подразумевалось преимущественно умение, хотя бы частично, проникнуться сущностью божественного бытия • или, как у буддистов, бесконечности и вечности бытия. В ашрамах и монастырях ученикам внушали мысль о пассивности существования человека и недопустимости вмешательства в дела материальной и духовной природы.
Технические и технологические знания носили, за редким исключением, корпоративный характер и передавались из поколения в поколение благодаря семейному опыту; При сооружении жилищ, каналов, при занятии сельским хозяйством не ставился вопрос ""почему?". Специалисты той эпохи ограничивались ответом на вопрос ^как?". Благодаря этим безымянным практикам развивалась страна.
Как до, так и после арабского завоевания, обучение строилось на конфессиональной основе. Учебные заведения централизованно не курировались, хотя нередко правители или их приближенные оказывали отдельным ашрамам, монастырским школам и мактабам при мечетях щедрую помощь.
Образование зиждилось на личности учителя, оно, в - принципе, : при .тогдашней предельно
децентрализованной системе обучения не могло быть универсальным, несмотря на то, что, в основном, источники знания были одинаковыми: священные книги, легенды, фольклор и т.д.
Лишь . с XII в. появляются мусульманские и индусские учебные заведения, где обучается одновременно•несколько десятков человек по более или менее схожим учебным программам, куда входят логика, право, медицина, история, философия, счет, но все указанные предметы .были призваны подтверждать истинность веры. Так, провести грань межиу астрономией и астрологией было невозможно.
Процесс обучения и воспитания был нерасторжим, поэтому огромную роль играла психология. Толчок к качественно.новому. подходу, к.взаимоотношению учителя
и учеников -дало распространение в: Синде. суфизма. В первой главе отмечалось* что такие модные, ныне -идеи, как понимающая- ^ педагогика,. интроспективная психология, • 'герменевтика,' ; • символический
интеракционизм, когнитивизм испокон " • веков использовались пирами -и -шейхами. .ы-ч ■■ ■■. ■:< ■ < ■
Включение ' Синда'-;в состав Британской империи привело к усложнению ситуации в ..сфере образования. Если прежде рубиконоы противоречий здесь ■ служила принадлезяость к разным религиям и их сектам, после 1843г. водораздел '-¡ свелся ! < к-. противопоставлению "восточное образование '-'западное .образование" .•■ : ...
Первая школа европейского- образца открылась в 1845г., а вскоре^ на1 синдскую/'почву.п; без особой коррекции была- пересажена■■традиционная английская модель образования. Особенностью новой модели явилась общность методологической основы/- - системность, универсальность содержания и методики обучения. Естественно,^-колонизаторы ^не бьши заинтересованы во всеобщем образовании, ибо оно затруднило :бы
эксплуатацию страны. Европейские школы и колледжи должны были учить небольшую часть местных жителей, необходимую " для эффективной '".работы колониального аппарата. '■><'>•. "> .? ;
Автохтонные мактабы, медресе,патхшала пришли, в упадок, лишь на рубеже XIX - ХХвв.--;-.' наблюдается их возрождение,' но и теперь их деятельность -стала соотноситься с'; -- распространившимся.-г.:'¿европейским образованием. Данное-' обстоятельство---привело :к. двойственности, -непоследовательности 1 и
противоречивости : ^возрождаемого ■ -традиционного образования. Социально-политическая -г история
свидетельствует/ ' что все видные деятели религиозных движений в первой половине ХХв-.- *~были знакомы ю европейской ;культурой ' и' хорошо -владели ¡английским
ЯЗЫКОМ.'- •• --■: -
Синтез восточных • и европейских образовательных ценностей, если и имел место, был' незначительным: иначе трудно объяснить существенные параметры национально-освободительного движения, основанного, на религиозной " идеологии/с- Нельзя'..утверждать, что синдхская специфика 'ладностью .; растворилась • в британской -модели-- образования Вместе с тем, нет
оснований утверждать/ что "самую глубокую древность, о которой дошли сведения (например, Мохенджо Даро), и сегодняшнюю впечатляющую ситуацию в сфере образования Синда связывает никогда не . прерывавшийся .процесс развития, ассимиляции, консолидации, сохранения" Существование местной и западной моделей просвещения доказывает жизненность и историческую правомерность той и другой. - -
■ Какие бы-; цели не преследовали британские колонизаторы, они внесли серьезный вклад в развитие дошкольного, • школьного и высшего образования; благодаря ' их . деятельности (начиная с комиссара Б.Фрера) в Синде впервые эа всю его историю открылись учебные заведения естественнонаучного, технического и технологического профиля.
Характеризуя сегодняшнее состояние образования, следует иметь в виду, что многие его недостатки не являются порождением синдхского общества, они присущи во все 1 времена • для всех стран, ибо вызваны самим процессом исторического • развития.- объективным противоречием между возможностями, потребностями и желаниями. - •■
Это не всегда учитывается: в реальной жизни, власти провозглашают' заведомо нереальные в нынешних условиях задачи •типа "всеобщее бесплатное образование",1 "всеобщая грамотность" и т.п. Принимаются соответствующие законодательные акты, но экономический потенциал и. демографический обвал не позволяют их претворить в жизнь. ■
Одна иэ: бед синдхского образования - отсутствие стабильности, бесконечное его реформирование не на основе тщательно выполненных научных проработок, а исходя из идеологических и политических соображений как следствие отсутствия преемственности в череде политических режимов Пакистана. Решения, которые принимаются в верхних эшелонах очередного режима, носят волюнтаристский характер, ужэ после их принятия правительство приглашает специалистов для их аргументации и оправдания. В качестве примера можно привести законы президента З.А.Бхутто о всеобщем
1 НаЫЫЬиИаЬ 31<Мяие. ЕсКса^оп т Бтс!..., Р. 407.
огосударствлении учебных заведений,'.-или. законы;М.Эия-уль-Хака о всеобщ&й > их исламизации. Адаптация учителей и преподавателей к .подобным зигзагам образовательной-политики болезненна. •••■:. •
Ряд проблем не могут считаться-.специфическими для Синда; нехватка или плохое состояние учебных помещений и общежитий; отсутствие современного оборудования; количественная нехватка .и недолжное качество учебников, пособий, методических материалов, вызывающих оправданную - критику учебные планы и программы; отсутствие хорошей . системы • .повышения квалификации учителей; маленькая заработная плата учителей и -.-. их - - бытовая • неустроенность; эабюрократизированность < - органов ■• управления образованием и многое иное - присущи и Синду, и России и всем странам, которые мы не молем отнести к понятию "развитые*. : .-•■•■ -
То жй самое относится к. вопросу об эффективности взаимодействия районных, областных и федеральных уровней администрации. Провозглашенный еще в 1917г. лозунг о- децентрализации сферы просвещения,г так и остался благим пожеланием. Зависимость ■> -учебных заведений л от бюрократических структур• остается чрезвычайно сильной. Эта проблема -...одна из самых острых. Де случайно, в резолюции-. Международного конгресса ""Планирование и - /управление развитием образования" отмечалось, -. что . "особенно ¡-актуальным становится .: поиск. . : правильного-, соотношения между централизацией и . децентрализацией, • между национальными целями и, региональными или местными интересами, ....,,■
Частный ' сектор - образования также г вызывает головную боль у синдского • правительства. Если исключить единицы элитарных, учебных: заведений, здесь те же проблемы, что в государственных школах и колледжах, : однако социальное и: правовое . положение учителей хуже: они получают меньшую, зарплату и постоянно находятся^ под угрозой^ увольнения. Ранее предполагалось, что все мактабы-и-медресе-при мечетях
1 UNESCO. Le Congress International. Planification et Gestion Du De'velopment de l'Edication. • P., 1991. -P.8 -
будут - существовать исключительно- на пожертвования населения. Жкэнь перечеркнула эти мечтания. Провинциальное правительство вынуждено финансировать религиозные школы, причем сразу же возник вопрос о контроле над расходованием средств, поскольку муллы полагают, что они не подотчетны властям.
Частный сектор, учитывая формационную парадигму, может быть соучастником эффективного решения многих задач. Исторический опыт подтверждает важность государственных форм обучения. Б древнем Синде государственное обучение отсутствовало, тем не менее налицо бьши достижения в науке и технике. "Частные учебные
заведения в нынешних условиях сдергавают бюрократизацию и политизацию образовательной политики.
По нашему мнению, не является оправданным стремление совершенствовать систему образования за счет перманентного открытия новых учебных заведений. Расширение контингента учащихся возможно на базе уже существующих школ и колледаоай, увеличение средств им позволит поднять качество обучения.
В настоящее время выпуск специалистов нельзя признать удовлетворительным прежде всего в структурном плане: налицо избыток лиц с гуманитарным образованием и острая нехватка в сфере наиболее перспективных в настоящее время технико-технологических направлений.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Историография истории и культуры Синда в России//Синд и синдхи в прошлом и настоящем. Сб. статей, Вып.1. - Калуга, 1997 0,9 п\л:)г
2. Из истории образования в Синде//Там же (0,7 п.л.); к с »р ••! - -л- .*..••.?-■•••• г- •• •
3. Техническое образование. .в I Синде//История и культура Пакистана. Материалы научной'■ конференции, посвященной 50-летнему юбилею Исламской Республики Пакистан. - Калуга, 1997 (0,08 п.л.);
4. Институт синдологии//Там же (0,15 п.л.)/
Текст диссертации на тему "История образования в Синде"
«г
Калужский государственный педагогический у нив ерси'Тв1? имени К.Э.Циолковского
НОВОСЕЛЬСКИЙ Игорь Владимирович
ИСТОРИЯ ОБРАЙОВМШЯ В СИНДЕ
Диссертащ1я
на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Калуга, 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...........................................3
Глава I. Становление традиционной системы образования в Синде ........... .................... . 16
Глава II. Образовательные процессы в колониальный период (1843-1947гг. )...............................55
Глава III. Школьное образование в Синде в конце
194 0-х - 1990-х годах...............••■'•.> •...........95
I '-
Глава IV. Высшее образование: основные тенденции развития............................................133
Заключение .........................................163
Библиография ...................................... -169
Приложение 1........................................183
Приложение 2........................................188
о
ВВЕДЕНИЕ
Образование - одна из важнейших движущих сил истории человечества; его цели, содержание и формы зависят от исторической ситуации, включая экономические потребности, социально-психологические и политические обстоятельства и множество иных факторов. Образовательный уровень населения непосредственно воздействует на социокультуру конкретного общества, последняя, в свою очередь, обуславливает особенности образовательной системы.
Многоплановая роль образования в обществе, его связь с экономикой, социальными структурами, культурной жизнью и идеологией, позволяет определить образование как "относительно самостоятельную систему, целевой функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, причем содержание этих процессов, в конечном итоге, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества, его материально-технической базой"1.
В каждом обществе, которое базируется на превалирующем в нем этносе, образовательная политика и результаты ее обладают своеобразными чертами, хотя они имеют немало общего с положением дел в других государствах. Поэтому взаимное изучение опыта весьма полезно не только в теоретическом, но и практическом отношении. Что касается вопросов развития образования в Синде, их интерес для нашего читателя актуализировался из-за того, что в ходе так называемой "перестройки" социально-экономическая и психологическая парадигмы России стали во многом аналогичными ситуации в Синде: засилие иностранного капитала, сбои под флагом модернизации экономической
V Образование и социальная структура.-М.,1976.-С.б.
системы, нехватка средств, безработица, усиление религиозных настроений, межэтническая напряженность, избыток оружия у населения, внешняя и внутренняя вестернизация, несоблюдение законности и т.п.
Известно, что положение в сфере образования в разных субъектах Российской Федерации не является абсолютно одинаковым. Оно зависит от экономических возможностей, культурных традиций, одаренности руководителей и т.д. С этих позиций изучение особенностей региональной системы образования в Синде также представляет интерес. В частности, это касается использования многоканального финансирования, в том числе через региональный, федеральный, муниципальный бюджеты, государственные и частные предприятия, частные пожертвования, путем оплаты обучения родителями. В этом отношении в Синде накоплен значительный опыт.
В связи с глубокими структурными реформами, которые проводятся в последние годы в России, его изучение представляет большой интерес. Вплоть до второй половины Х1Хв. образование в Синде носило исключительно
конфессиональный характер. До арабского завоевания обучение происходило преимущественно в буддийских и индуистских монастырях и ашрамах. Позднее начальные школы содержались за счет мусульманской, индуистской и сикхской общин. В одном поселении успешно сосуществовали школы разных конфессий.
Не потеряла актуальности методика обучения, которая складывалась в Синде на протяжении тысячелетий. В ходе преподавания большую роль здесь играла личность учителя, идентификация с которой является важным аспектом обучения-воспитания. в диссертации рассмотрена организация и содержание образования в различных видах учебных заведений.
■че
следует отметить еще одно направление, которое продолжает привлекать специалистов: отношение к западным ценностям и методам образовательной политики. Восприятие западного образования на Востоке, да и в России, всегда трактовалось неоднозначно: давно ожидаемого синтеза обоих подходов пока не наблюдается.
Представляет интерес исследование механизма, при котором современное образование, определяя уровень профессиональной компетенции и знаний граждан, становится важнейшим регулятором социально-политической сферы. Подтверждение тому - чрезвычайная активность студентов, преподавателей, учителей и учеников старших классов в политической жизни Синда.
Известно, что образование оказывает решающее воздействие на культурогенез человека и является непременным условием для поступательного движения общества. Ученых-теоретиков и специалистов-практиков всегда интересовали вопросы диспропорции между потенциями национальной культуры и культурным уровнем масс, разрыва между высшими достижениями, профессиональным мастерством выдающихся личностей и общей образовательной ситуацией, эффективности взаимодействия системы "учитель - ученики", проблемы спроса и предложения в сфере образования.
Существует еще один объект изучения, который до сих пор исследован крайне недостаточно: каково влияние этно-национальной среды на образовательные процессы, как соотносятся общемировые и внутринациональные тенденции развития образования. Ценность подобного подход 3 к проблемам этнопедагогики представляется очевидной.
Обратившись к структурно-функциональному подходу при изучении образовательных тенденций, мы попытались рассмотреть их как систему, состоящую из подсистем, и
выявить существенные направления взаимодействия этих структур и уровней, чтобы обнаружить факторы, влияющие на качество обучения.
Наконец, необходимость изучения истории восточных обществ ■ определяется стремлением к преодолению продолжающейся недооценки социокультурного наследия стран Азии и Африки.
Из рекомендованных в 1997г, Министерством общего и профессионального образования России 31 вопроса билетов школьного аттестационного экзамена по всеобщей истории по истории Востока только три1.
Между тем, основная часть населения земного шара проживает в государствах Азии и Африки и игнорирование их уже сейчас приводит к серьезным геополитическим последствиям.
В основу методологии диссертационного исследования положен проблемно-исторический подход, поскольку содержание и механизм образования постоянно видоизменяются, так как органически связаны с социально-экономической формацией, включая политическую и правовую надстройку, в рамках которой они формируются и действуют. При этом с каждой последующей исторической эпохой возрастает роль государства.
Наряду с общеметодическими принципами в ходе работы над диссертацией применялись различные методы и иследовательская технология, в том числе из других наук: психологии, педагогики, социологии, религоведения. При факторном анализе материала использовались как индуктивное, так и дедуктивное направления исторического исследования.
Принималось во внимание распространение в Синде непривычной для нас методики усвоения знаний через интуицию, для которой необходимо состояние мистического
1 См.: Вестник образования.-1997.-№ 2.-С.37-38.
А
г—" »
переживания: достигается оно только с помощью опытного учителя1.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- опираясь на достижения отечественной и зарубежной истории, впервые в преемственности и развитии проанализированы общие и специфические черты развития образования в Синде, определены особенности его складывания в древности и средневековье;
в ходе исследования выявлены политические, социальные, психологические условия, которые обуславливали трансформацию идеологии и практики образовательной политики;
система образования рассмотрена как сложная функциональная система, изменявшаяся под многофакторным воздействием социально-экономических, культурных,
политических и правовых связей в синдском обществе.
Автором впервые введены в научный оборот новые источники и фактический материал на восточных и европейских языках.
Базой для диссертационного исследования послужили источники нескольких видов.
домусульмзнские сочинения, где затрагиваются те или иные стороны образовательно-воспитательного процесса. Это прежде всего л\Артхашастра", "Законы Ману", "Вопросы иарЯ' Милинда", "Вхагаватгита" и Араньяки. В эпоху индуизма знания считались важнейшим условием проникновения в сущность мироздания. Полагалось, чтобы каждый, не исключая брахманов, с целью диалогового обсуждения вопросов находил учителя-наставника. В индуистских сочинениях утверждалось,
1 саед Г.М. Джанаб гузарим джан сия .-Т.1.-С.12,89,126; Т.2.-С.79,182.
что изучение материального мира не менее важно, чем постижение божественной сущности бытия. Обучение брахманов в значительной степени сводилось к подготовке к самообразованию, готовности критически оценивать положения изучаемых книг. Так при изучении Упанишад, отмечал Дж.Неру, "упор делается главным образом на самопознание, на познание личного"я" и абсолютного "я", причем оба ион объявляются тождественными в своей сущности. Объективный внешний мир не считается нереальным. . .1,1.
Сформулированные в древнеиндийских источниках выводы свидетельствуют, что высказанные некогда идеи и положения в значительной своей части сохранялись и продолжали развиваться. Особенностью обучения в буддийских монастырях было то, что наставник не только учил, но просил учеников высказывать собственные мнения и сомнения.
Сочинения-хроники_историков_Оме йя дек ого_и
Аббасидского халифатов, написанные на арабском языке, посвящены периоду, когда Синд входил в эти империи. То была эпоха интенсивного взаимодействия культур индийских и арабских обществ. О Синде упоминается в нескольких десятках арабских книг; из них наибольшую ценность представляют труды исследователей истории образования ал-Мукаддаси, ар-Рамхурмози2, где описывается образ жизни принадлежавшего к разным религиозным общинам населения Индской долины.
С XIII в. основная часть хроник создается на персидском языке.
Персидские, и афганские хроники рассказывают о месте страны в военно-политической, административной и
1 Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в -Индии XX века.-М.,1987.-С.бб.
2 См. характеристику этих источников: Любимов Н.В. Арабоязычные и персоязычные источники по истории Синда XVIII - конца XVIIIвв.//Синд и синдхи. Сб.статей.-Калуга,1997.-С.13.
г—" -
х:: „
экономической жизни в системе персидской и афганской империй; вместе с тем содержат материал о тенденциях в культурной сфере.
Заслуживает внимания старейшая синдская хроника "Чач-нама"1, автор которой жил в городе Уччх. В книге, посвященной арабскому завоеванию Синда, помимо подробного описания военно-политических событий, содержатся сведения о быте и деятельности местного населения в домусульманский период.
На фарси издавались монгольские документы, сочинения Великих моголов и их придворных летописцев. Богатую информацию о культуре синдхов содержат "Табакат-и-Акбари" Низамуддина Ахмада, второй том "Айн-и-Акбари" Абдул Фазла, "История Синда" Мохаммада Масуми, письма императора Аурангзеба, которые он писал отцу, занимая пост губернатора Мультана и Синда, "Тархан-нама" Мир Мухаммада, "Тарих-и-тарихи" Тахира Насьяни, "Маасир-ул-умра" Самсан-уд-Даула, "Тухфат-ал-кирам" Алишера Кани. Почти все перечисленные источники многократно переиздавались на языке оригинала и в переводах2. Интересный материал об обучении детей при шахском дворе содержит "Маасир-ул-умра"3.
Следующая группа источников представлена различными изданиями справочно-статистического характера, которые начали выходить вскоре после британской аннексии Синда и
1 The Chachnama. An Ancient History of Sinci.-Lahore, 1985 (полный пер. на англ. языке выполнен синдским энциклопедистом Мирза Калич Бегом).
2 Низамуддин Ахмад. Табакат-и-Акбари (Жизнеописание Акбара).-Ч.1-2.-Калькутта,1952; Ahul Fazl. "Ain-i-Akbari".-Vol.2.-Calcutta,1948; Мир Мохаммад Масуми. "Тарих-и-Масуми".-Хайдарабад, 1953; "Адаб-и-Аламгири".-В 2 т.-Лахор,1971; Тархан-нама.- Хайдарабад,1964; Мир Тахир Мухаммад Насьяни. Тарих-и-тарихи.-Хайдарабад,1964; Мир Али Шер Кани Тхаттави. Тухфат-ал-кирам.-Хайдарабад, 1989.
J Самсам-уд-Даула. Маасир-ул-умра.-Лахор,I960.-С.64,67,
публикуются пакистанским и синдским правительствами по сей день. Ряд справочников издан на русском языке (см. библиографию в диссертации). Особый интерес представляет информация о состоянии традиционной и европейской систем образования в газеттирах; они выходили в разные годы и позволяют путем сравнительного анализа определить тенденции в сфере образования. Следует выделить газеттиры,
составленные Э.Эткиным и Х.Т.Сорли, где помимо количественных показателей дан анализ условий изменения образовательной системы в условиях колониального управления1. Богатые сведения имеются в информационных бюллетенях, которые издаются органами управления народным образованием.
К этой группе примыкают официальные правительственные документы, которые содержат законодательные и административные акты.
Наконец, отдельную категорию источников составляют дневники и путевые заметки агентов Ост-Индской компании, которые в большом числе направлялись в Синд в канун англо-синдхской войны, а также воспоминания синдхских общественно-политических деятелей. Наиболее полными из них являются книги Хусамуддина Рашди и Гулям Муртаза Саеда'.
Проблема, поставленная в диссертации, специально в отечественной историографии не рассматривалась.
1 [E.H.Aitkenl Gazetteer ox the Province of Sind.-Karachi, 1907; [H.T.Soriey] Gazetteer of west Pakistan. The Former Province of Sind.-Lahore,1968 (Chapter XVI - Education).
2 Хуссамуддин Рашди. Xy дотхи xy дихн (Люди и их дела).-Хайдарабад,1S77; Г.М.Саед. Джанаб гузарим джан син (По жизни вместе шли).-В 2т.-Хайдарабад, 1967.
Значительным подспорьем для автора оказались комплексные труды отечественных востоковедов, посвященные общим вопросам:
Развивающиеся страны: закономерности, тенденции,
перспективы (М.,1974); Восток: рубеж 80-х годов (М.,"1983); Интеллигенция и социальный прогресс в освободившихся странах (М.,1981); эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного (М., 198 4) и ряд других важных в методологическом отношении коллективных монографий.
Невозможно переоценить классические исследования Ю.В.Ганковского и Л.Р.Гордон-Полонской, посвященные истории Пакистана, отдельных его народов, с щедрым фактологическим материалом, по духовной культуре в целом и образовательной сфере в том числе1.
Исследований по истории просвещения народов, населяющих в настоящее время территорию Пакистана, крайне мало.
В 1970г. защитила кандидатскую диссертацию по вопросам народного образования в Пакистане и опубликовала несколько статей на эту тему работавшая в Институте востоковедения АН Узбекистана Ф.Г.Волохонская2.
В трудах Ф.Г.Волохонской было проанализировано состояние просвещения за первые два десятилетия
Ганковский, Ю.В., Гордон-Полонская, Л.Р. История Пакистана.~М.,1961; Ганковский, Ю.В. народы Пакистана. Основные этапы этнической истории.-М., 1964; Его же. Национальный вопрос и национальное движение в Пакистане.-М.,1967; Гордон-Полонская, Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысМ/1 Индии и Пакистана.-М., 1963.
2 Волохонская, Ф.Г. Народное образование в Пакистане.-Ташкент,1970 (рукопись диссертации); Ее же. К вопросу о введении всеобщего начального образования в
Пакистане//Вопросы истории, экономики и культуры государств Средней Азии и стран Зарубежного Востока.-Вып.1.-Ташкент,1970.
существования пакистанского государства. Главное внимание она уделила начальному и неполному среднему образованию в рамках государственной системы. Деятельность частных религиозных заведений оказалась отраженной схематично. В качестве источниковедческого материала исследовательница широко использовала периодическую печать.
В 1978г. защитила очень сложную по замыслу и успешную по исполнению кандидатскую диссертацию Н.Г.Пруссакова1. В своем труде она пришла к вьтоду, что даже в альма-матер мусульманских богословов Южной Азии усиливается секуляризация содержания и особенно форм обучения.
Спустя 14 лет кандидатскую диссертацию, посвященную истории просвещения в Пакистане и его структурным проблемам, защитила И.М.Серенко. В отличие от предшественницы она исследовала весь комплекс системы: начальное, среднее, среднее специальное и высшее образование и определила основные тенденции его развития. В ее работах2 аргументи�