автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История становления и развития музыкального образования в Курском крае
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Брежнева, Татьяна Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ (вторая четверть XIX - 70-е годы XIX века).
1.1. Условия формирования общего музыкального образования.
1.2. Матвей Петрович Гердличко как организатор специального музыкального образования в Курске.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1880-1917 годы).
2.1. Общая характеристика музыкального образования в школах.
2.2. Частная музыкально-педагогическая практика.
2.3. Музыкально-педагогическая деятельность А. М. Абазы.
2.4. Музыкальные классы Курского музыкального кружка.
2.5. Императорское русское музыкальное общество (ИРМО) в Курске.
Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Брежнева, Татьяна Анатольевна
Актуальность исследования. Среди российских регионов Курская губерния выделяется своими давними музыкальными традициями. Недаром одним из символов нашего края стал курский соловей. Народное песенное творчество курян занимает достойное место в сокровищнице отечественного искусства. Еще в XVIII веке один из первых сборников русских народных песен был создан курянином В. Ф. Трутовским1. В XX веке традиционными стали фольклорные экспедиции студентов и преподавателей Московской консерватории в Суджанский район Курской области. По итогам этой работы в центральной печати вышел нотный сборник2, а также написана докторская диссертация А. В. Рудневой, посвященная Курским танкам и карагодам3 как самобытнейшему хороводному творчеству русского народа. Глубокие корни имели в Курском крае церковно-певческое искусство, любительские и профессиональные театры и просветительская деятельность местной интеллигенции, знакомившие курян с хоровой, камерной, симфонической и оперной музыкой русских и зарубежных композиторов. Если богатейшее народное музыкальное творчество можно причислить к разряду одной из природных «аномалий», характерных для нашей земли, то концертная и просветительская деятельность курской интеллигенции есть не что иное, как результат последовательной и целенаправленной работы многочисленных поколений профессиональных музыкантов, посвятивших свою жизнь приобщению детей и молодежи к музыке.
История музыкального образования - один из пластов духовного наследия края, который вобрал в себя творческий опыт лучших земляков-музыкантов. В настоящее время в Курской области формируется система высшего музыкально-педагогического образования4, однако обобщающей работы по истории его становления в крае нет, хотя наличие документальных сведений уже позволяет предпринять попытку комплексного анализа процесса его развития в губернии во второй четверти XIX - начале XX века.
Актуальность работы определяется тем, что изучение истории музыкального образования Курского края, являющегося составной частью истории России, позволяет более точно и полно представить отдельные её события, дает новый материал для исследования.
Объектом и предметом исследования являются практическая деятельность государственных органов, общественных организаций и частных лиц по созданию и укреплению системы музыкального образования в Курском крае в XIX - начале XX веков, а также сам процесс становления и развития музыкального образования в Курской губернии в рассматриваемый период.
Проведение исследования предполагает применение понятия музыкальное образование. Различают общее образование и специально-музыкальное: инструментальное, дирижерско-хоровое (светское и духовное -регенты), композиторское. Общее музыкальное образование направлено на просвещение учащейся молодежи. Специальное музыкальное образование призвано профессионально подготовить учащихся к будущей деятельности.
Хронологические рамки исследования определены на основе изучения генезиса проблемы становления и развития музыкального образования в Курской губернии и охватывают период со второй четверти XIX века, начала деятельности первых организаторов музыкального образования в крае, по рубежный для России 1917 год.
Географические границы диссертационного исследования охватывают территорию Курской губернии, представлявшую типичную российскую провинцию, которую отличали аграрный характер экономики, наличие значительного слоя поместного дворянства, преобладание сельского населения, слабое развитие городов и промышленности.
Методологической основой диссертации стали принципы историзма и научной объективности. Анализ становления и развития музыкального образования был осуществлен в рамках формационного и системного подходов, что позволяет видеть целостность проблемы в ее составных частях. Проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы исследования фактического материала обеспечили создание достоверной и полной картины становления и развития музыкального образования в Курской губернии в XIX - начале XX веков. Были использованы и такие методы, как изучение, классификация, анализ и систематизация архивных материалов, статей периодической печати, педагогической и методической литературы, а также историко-биографический, сравнительно-сопоставительный анализ, комплексный подход к изучению явлений действительности.
Историографию вопроса можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.
В дореволюционный период историографии первые исследования истории провинциального музыкального образования были предприняты современниками и участниками рассматриваемых событий5. Они знакомили общественность с историей создания и деятельностью музыкальных обществ6, частных и общественных музыкальных учебных заведений7. Однако эти работы своей задачей главным образом ставили популяризацию лишь той или иной формы музыкально-образовательной деятельности. о
Показательны в этом отношении работы С. И. Миропольского и А. И. Пузыревского9. Вопросы музыкального образования рассматривались П. А. Щуровским10. Публиковались проекты реформирования музыкального образования11, где делались первые попытки обобщения и анализа накопленного опыта.
На рубеже XIX—XX веков появляются первые справочные издания о музыкальной жизни России. Обзоры состояния и деятельности музыкальных учебных заведений приводились в работах Н. М. Лисовского12, А. С. Габриловича13. Наиболее важным для изучения персоналий представляется издание первой в России Музыкальной энциклопедии
Г. Римана, в составлении которой принимали активное участие П. П. Веймарн, Н. Ф. Финдейзен, Ю. Д. Энгель14.
В специальных музыкальных изданиях, таких, как «Гитарист» В.А.Русанова (1904-1906) и «Музыка» В. В. Держановского (1910-1916), рассматривались отдельные стороны общественной и частной инициативы в области музыкального образования в работах по музыкальной культуре, исполнительству, истории отдельных учебных заведений или попутно. Ценность публикаций «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзена (1894—1918)15 состоит в накоплении фактического материала по изучению музыкального образования как в столицах, так и регионах.
На рубеже Х1Х-ХХ веков было положено начало изучению состояния и развития школьного дела и в Курской губернии. Первым исследованием истории образования в губернии стала статистическая работа И. П. Белоконского16, в которой собраны основные сведения о начальном народном образовании. Вместе с тем на вопросах и проблемах музыкального образования автор не останавливается.
Важное место в дореволюционной историографии занимают работы курского краеведа А. А. Танкова, посвященные истории Мариинской
1 7 женской гимназии и деятельности Курского общественного клуба . Они сохранили сведения о музыкальной жизни этих организаций: программы концертов, тематику литературно-музыкальных вечеров, констатационные сведения об участниках. Но и они очень ценны, поскольку дают информацию об уровне общего художественного образования в гимназии.
Наиболее ценными для воссоздания философско-эстетических взглядов курской музыкальной педагогики конца XIX - начала XX века являются статьи одного из создателей специального музыкального учебного заведения в Курске - А. М. Абазы18.
Итак, дореволюционная историография накопила определенный фактический материал по истории музыкального образования в России и
Курского края в частности. Однако ни в одной из публикаций не ставилась цель воспроизведения целостной картины развития музыкального образования как в Курске, так и в губернии в целом, что естественно на этапе становления образовательной системы.
Советские исследователи также обращались к рассмотрению вопросов состояния российской дореволюционной школы и истории музыкального образования.
Подробную картину становления и развития музыкального искусства и отдельные вопросы развития музыкального образования в России находим в работах Н. Брюсовой19, В. Г. Сахновского20. Проблеме сохранения источниковой базы для изучения развития музыкального искусства свои
01 исследования посвящал А. Н. Римский-Корсаков . В трудах О. А. Апраксиной22, А. П. Зориной23, Д. Л. Локшина24 излагаются важнейшие вопросы истории музыкальной жизни и образования в дореволюционной России, раскрывается теоретическая и практическая педагогическая деятельность выдающихся педагогов. Затронуты вопросы музыкального образования в работах Т. А. Дынник и Н. А. Елизаровой . Сведения по истории отдельных учебных заведений содержатся в публикациях, посвященных юбилейным датам26.
Наиболее важную группу представляют труды, которые содержат материал, позволяющий расширить источниковую базу исторических исследований. В этом отношении следует отметить работу А. С. Калейса об архиве ИРМО и библиографический словарь периодической печати Т. Ливановой28.
Система образования пореформенной России была подробно рассмотрена в коллективной монографии «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.», вышедшей в свет в 1976 г. В этом труде нашли отражение правительственная политика, эволюция школьного законодательства, формы общественнопедагогического движения и многие другие вопросы. Вместе с тем региональные особенности школьного дела даны фрагментарно, а вопросы музыкального образования практически не затрагиваются.
29
В 1970-е годы начата работа по публикации литературного наследия организаторов музыкального образования изучаемого периода и начинает выходить десятитомная История русской музыки. В работе Л. 3. Корабельниковой нашли отражение общие современные подходы к изучению процесса становления музыкальной культуры в России в XIX веке
1А и важнейшие вопросы развития музыкального образования . Продолжается работа по созданию музыкальных энциклопедий31.
Важный вклад в изучение истории музыкального образования в России внесла И. Ф. Петровская32. Её заслуга состоит в систематизации архивных данных о развитии музыкального образования в дореволюционной России.
Приходится констатировать тот факт, что историография почти не проявляла интереса к истории музыкального образования в Курском крае. До 1980-х гг. об истории музыкальной жизни Курской' губернии не опубликовано ни одной статьи в научных сборниках. В периодической же печати вышла всего одна небольшая заметка научного сотрудника Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки В. Трофимова33, которая хотя и основывалась на документах, но несла весьма претенциозный идеологический оттенок. История музыкального образования выпадала из сферы интересов историков-курян. Только в 1980-е годы появляются первые публикации краеведа Ю. А. Бугрова34, музыковеда М. Л. Космовской35.
В постсоветский период начинает активно обсуждаться проблема духовного возрождения России. В связи с этим вопросам исследования проблем художественной культуры придается приоритетное значение . В 1990-е годы заметно активизировалось научное изучение и региональной музыкальной истории37. В целом ряде диссертационных исследований рассматривается педагогическая и просветительская деятельность музыкальных и общественных организаций по развитию музыкального образования38. В последние годы существенно возрос интерес к изучению педагогических аспектов музыкального образования39. Следует отметить сборники научных трудов Петровской академии наук40. Среди работ, освещающих инициативу общественных сил в области музыкального образования и просвещения, обращает на себя внимание энциклопедия И. Ф. Петровской41.
Вопросам музыкальной педагогики посвящена работа Н. А. Терентьевой42. Особое место занимают труды Е. В. Николаевой, посвященные музыкальному образованию в стране. В 2003 году вышло её учебное пособие «История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия», в котором впервые прослеживается изменение методов музыкального образования в связи с эволюцией древнерусского музыкального искусства43.
Отдельные факты по истории музыкальной жизни края упоминаются в работах курских историков и музыковедов, посвященных культурологическим вопросам (П. И. Кабанов44, А. Ю. Друговская45, 3. Д. Ильина46 и другие ). Следует отметить исследование И. Г. Косихиной , рассматривающую деятельность общественно-культурных организаций (в частности, Курского музыкального кружка) в губернии и их участие в организации музыкальных учебных заведений в Курском крае. Несомненный интерес представляет работа Т. Д. Прониной, одним из аспектов которой является музыкальное искусство в Курской губернии на рубеже Х1Х-ХХ веков49, однако вопрос развития музыкального образования в ней не рассматривается.
Некоторые разрозненные факты, характеризующие состояние музыкального образования в Курском крае содержатся в исследованиях Л.А. Лернер50, Р.Н. Балицкого51.
Многочисленные сведения о музыкальной жизни края можно найти в краеведческом словаре-справочнике . Однако даже такие специализированные издания не в полной мере отражают материал о музыкальных учебных заведениях в Курске рубежа XIX-XX веков.
Надо отметить, что именно в 1990-е годы в периодической печати публиковалось большое количество материалов в связи с празднованием 150-летнего юбилея музыкального образования в городе . Впервые отдельная глава «Музыкальная жизнь Курского края» в 1993 году включена в региональное учебное пособие54. В этих работах приводятся нередко факты, не имеющие документального подтверждения.
И только в начале 2000-х годов курское музыкальное краеведение вступает в фазу научных подходов к изучению региональной истории. В 2002 году появляется статья М. J1. Космовской55, в которой поднимается, как наиболее острая, проблема музыкального краеведения - создание документальной базы для последующих исторических исследований.
В первые годы XXI века продолжают выходить работы описательного характера местных краеведов56. Трехтомник «Свет Курских рамп»57 несет немало интересных и разнообразных сведений о театрально-концертной жизни Курской губернии. Из недавно вышедших в свет следует отметить со обобщающий труд по истории народного образования в Курском крае , где затрагиваются вопросы преподавания музыки в учебных заведениях губернии. Отдельные аспекты изучаемой проблемы получили освещение в научных статьях А. О. Анохиной59, В. Н. Кирносова60; J1. С. Ласочко61; JI. А. Марченко62, Н. А. Синянской63, И. Ю. Татарской64.
Диссертация Ю. А. Бугрова65- новый и весьма существенный рубеж в изучении не только региональной истории, но и курского музыкального краеведения. Эта работа дает импульс к исследованию самых разнообразных аспектов истории XIX-XX веков, одним из которых и является история музыкального образования в Курской губернии.
Особенно следует отметить новые формы популяризации краеведческих знаний, рожденные XXI веком: открытое информационное пространство (сеть Интернет), где представлены отдельные статьи краеведов, посвященные музыкальным деятелям Курского края66.
Анализ историографии проблемы исследования показал, что к настоящему времени нет ни одной работы, рассматривающей историю музыкального образования в крае ни с исторических, ни с искусствоведческих, ни с педагогических позиций. Вопросы музыкального образования Курской губернии второй четверти XIX - первой четверти XX в. все еще остаются малоисследованными и нуждаются в объективном и всестороннем анализе. Научная разработка этих проблем может дать много полезных сведений для понимания характера образовательных процессов в Курской губернии в рассматриваемый период, выявить региональную специфику. Исторический опыт прошлого востребован в наше время, когда большое внимание уделяется проблемам художественного образования в России.
Цель исследования: на основе изучения архивных источников и опубликованных материалов проанализировать процесс становления и развития музыкального образования в Курском крае как составной части системы образования России со второй четверти XIX века по 1917 год. Определены следующие задачи:
1. Провести систематизацию, анализ материалов и документов из архивных собраний, периодической печати, литературы XX века и определить источниковую базу исследования.
2. Исследовать механизмы реализации государственной политики в сфере музыкального образования на региональном уровне.
3. Изучить состояние общего музыкального образования, систему подготовки и комплектования преподавательских кадров в Курском крае.
4. Выявить роль частной инициативы в распространении музыкального образования.
5. Осветить процесс становления специального музыкального образования в Курской губернии
6. Проанализировать итоги работы общественных организаций по созданию, развитию и поддержке музыкального образования в крае в различные периоды.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами документов и материалов.
Первая группа - архивные коллекции. Наиболее ценный источник сведений - три архивохранилища России: Центрального государственного исторического архива (ЦГИА), Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (ОР РНБ), фондов Государственного архива Курской области (ГАКО). Ценность документов, хранящихся в ЦГИА (Ф. 408 ИРМО), состоит в том, что они раскрывают и уточняют различные аспекты жизнедеятельности музыкальных профессиональных учебных заведений. Важным источником, позволяющим представить повседневную деятельность музыкальных учебных заведений, являются их рукописные отчеты, направляемые в центральные и местные органы власти: губернаторам, учебному отделу, учредителям. Анализ их позволяет проследить, как изменялось состояние материальной базы, количество, социальный состав учащихся, учебные планы. Отсутствие в ГАКО личных фондов курских музыкантов, творивших в этот период, затрудняет исследование, поэтому диссертацию значительно обогатило привлечение документации ОР РНБ: Ф. 124. (собр. П. JL Вакселя), Ф. 773 (Г.Н.Тимофеева и М. В. Яновой); Ф. 805 (А. С. Фаминцына), Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзена).
О становлении общего музыкального образования дает немало информации ГАКО. По фондам Курской мужской гимназии (Ф. 185), Курских женских гимназий (Ф. 183), Курской учительской семинарии
Ф. 193) в целом можно раскрыть круг проблем учебно-воспитательного и хозяйственного процесса, которые эти учебные заведения решали в своей повседневной практике, включая и музыкальное образование. Интересные материалы обнаружены также в фондах Канцелярии губернатора (Ф. 1), Городской управы (Ф. 195), Начальных народных училищ Харьковского учебного округа на территории Курской губернии (Ф. 211), Рыльского уездного предводителя дворянства (Ф. 448), Рыльского начального училища Харьковского учебного округа (Ф. 548), духовных семинарий, училищ и церковно-приходских школ (Ф. 792).
Основную группу документов составляют законодательные акты (уставы, циркуляры, положения). Учредительные и отчетные документы учебных заведений — это интереснейший блок материалов, в которых четко представлена их организационная структура, источники финансирования, состав учредителей, требования к учащимся и педагогическому персоналу, системе учебно-воспитательного процесса. Большую группу источников составляют подзаконные акты: правила, инструкции, циркуляры попечителей учебных округов. Особо следует отметить, что далеко не все документы опубликованы. Так, к примеру, если количественный состав учащихся классов А. М. Абазы можно восстановить по ежегодным отчетам Курских музыкальных классов67, то о том, кто учился в музыкальных классах Курского отделения ИРМО, сведения сохранились только в фонде ЦГИА в Санкт-Петербурге68.
Вторая группа источников - статистические материалы и сборники документов. Сведения о преподавании музыки в различных учебных заведениях находятся в памятных книжках и адрес-календарях Курской губернии и иных справочниках. Они дают сведения об учебных заведениях Курской губернии, публикуя перечень предметов изучения и списки преподавателей в уездных гимназиях и училищах. Это порой единственный источник, так как в ГАКО не сохранились документы этой категории учебных заведений.
Третья группа — периодическая печать, которая является летописью изучаемого периода и зеркалом музыкальной краеведческой историографии дореволюционного этапа музыкального образования. Столичная специально-музыкальная периодическая печать - наиболее весомый, но фрагментарный источник. «Русская музыкальная газета» на протяжении 25 лет своего существования собрала более двадцати сообщений о музыкальной жизни Курска, Рыльска, Обояни, Тима и населенных пунктов Курской губернии69. В центральной печати публиковались труды курских педагогов-музыкантов: проблемные статьи70, некрологи71, в которых дана оценка деятельности первых организаторов музыкального образования в крае.
Самыми информативными для работы были местные издания: «Курские губернские ведомости» (1838-1916), «Курская быль» (1906-1916), «Курский листок» (1879-1906), «Курский листок объявлений» (1899-1905), «Справочная газета» (1907-1916). Ценные публикации найдены в «Епархиальных ведомостях» (1871-1917). Сообщения о музыкальной жизни губернии находятся и в краткосрочно существовавших изданиях: «Голос курянина» (1906), «Курская весть» (1906), «Курская жизнь» (1906), «Курская речь» (1906), «Курские записки» (1906), «Курское эхо» (1906).
Эти издания позволяют значительно пополнить уже созданные персональные библиографии деятелей музыкального образования, а также широко раздвинуть круг источников. В местной прессе накапливался ценный документальный материал, начиная с сообщений М. П. Гердличко72, И. Бесядовского73, Кулжинского74, О. Г. Кашменского75и заканчивая материалами начала XX века И. Стрельского76, Б. П. Пушкарева77, В. В. Ястремского78 и других авторов. Некоторые фрагментарные сведения
70 по истории учебных заведений содержатся в объявлениях , публикацияхо/ч о 1 сообщениях , хроникальных заметках , которые чаще всего помещались в ол периодике анонимно . Псевдонимы мало говорят нам об авторстве материалов. Так, к примеру, в «Русской музыкальной газете» встречаются ол ол о« сообщения курян под инициалами: «В. Донецкий» , «К. Г. И. » , «JI» , «Z»86, а в «Курских губернских ведомостях» под статьями было подписано «Бемоль»87, «Дилетант»88, «До диез»89, «Allegro»90, «Bon ami»91.
Одной из первых статей о специализированном музыкальном образовательном учреждении в Курском крае была публикация Н. Карского 92, в которой автор освещает вопрос развития Курских музыкальных классов А. М. Абазы. Подробно исследовать систему работы этих музыкальных классов стало возможным благодаря отчетам о деятельности классов за определенный учебный год, которые на протяжении нескольких лет публиковались в «Курском листке»93 и других изданиях94. В 90-х годах XIX века были опубликованы Краткие отчеты Курских музыкальных классов в виде отдельных брошюр. В Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) хранятся отчеты, использованные впервые нами в освещении данного вопроса95.
Газетные и журнальные материалы позволили значительно пополнить и расширить круг источников по проблеме изучения истории музыкального образования в Курском крае.
Отдельной, но малочисленной группой источников являются мемуары96. Воспоминания помогли восстановить множество фактов, отсутствовавших в других документах, а также воссоздать живую картину описываемых событий; дополнили наши представления о сведениях, изложенных в других источниках, передали колорит эпохи. Однако источники личного происхождения больше, чем какой-либо другой источник, несут на себе отпечаток симпатий и антипатий автора.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка комплексного изучения становления и развития музыкального образования в Курском крае во второй четверти XIX - начала XX века. Всесторонний исторический анализ проведен на конкретном фактическом материале. Автор систематизирует и вводит в научный оборот большое количество ранее неизвестных источников дореволюционной печати и архивных материалов, включая неопубликованные материалы из фонда Императорского русского музыкального общества (ИРМО).
На основе детального изучения источников подробно проанализирована деятельность общественных организаций и частных лиц по созданию системы музыкального образования в Курской губернии; раскрыта внутренняя организация наиболее крупных музыкальных классов; уточнены даты открытия первых специализированных музыкальных учебных заведений в крае; внесены дополнения в биографии организаторов музыкального образования в Курской губернии. Впервые исследована деятельность частных учителей музыки, чья педагогическая практика была связана с Курским краем (в частности, выявлено более двадцати публикаций
97
А. М. Абазы в центральной и губернской периодической печати ).
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована при написании обобщающих трудов по истории профессионального образования, а также для разработки лекционных курсов по истории региональной культуры, спецкурсов по проблемам музыкального краеведения. Опыт работы музыкальных классов может быть использован в практике работы современных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области музыкального искусства.
Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в публикациях общим объемом 9,4 п. л. Результаты диссертации докладывались на региональных научно-практических конференциях, обсуждались на кафедре методики преподавания музыки и изобразительного искусства факультета искусств и на кафедре истории Отечества Курского государственного университета.
Заключение научной работыдиссертация на тему "История становления и развития музыкального образования в Курском крае"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате комплексного изучения состояния общего музыкального образования, системы подготовки преподавательских кадров и процесса становления специального музыкального образования в Курской губернии во второй четверти XIX - начале XX века, можно сделать вывод о том, что это был сложно развивавшийся процесс, в котором действовали государственные учреждения, частные лица и общественные организации.
Внимание структур всех уровней к развитию системы музыкального образования в крае неуклонно возрастало от десятилетия к десятилетию и привело к созданию специального музыкального учебного заведения в 1915 году, которое и стало фундаментом формирования музыкально-педагогической культуры в губернском центре в советское время. Уже первые годы деятельности Музыкальных классов ИРМО оказали воздействие на общемузыкальную культуру России. Достаточно вспомнить, что в 19151916 учебном году именно здесь начинал свое музыкальное образование (по классу скрипки и фортепиано) один из выдающихся композиторов-песенников советской музыкальной культуры - Матвей Исаакович Блантер. А правопреемник классов - Курский музыкальный техникум (с 1922 года) — стал первой профессиональной школой для таланта одного из гениев русской музыкальной культуры XX века - Георгия Васильевича Свиридова.
Музыкальное образование находилось под определенным вниманием и контролем со стороны государства. Направление и формы музыкального образования в различных учебных заведениях определялись циркулярами Министерства народного просвещения. Однако, поскольку считалось, что занятия музыкой требуют особых способностей, то не могут быть обязательными для всех обучаемых. Об этом говорилось как в Уставе гимназий, училищ уездных и приходских 1828 года, который не включал музыку в основные предметы преподавания, так и в Уставе гимназий и прогимназий 1864 года, закрепившем положение о том, что для желающих могли преподаваться пение, музыка, гимнастика и танцы. Уставом 1871 года, хотя и вводилось бесплатное обучение пению «желающих», но в целом проблема всеобщего музыкального образования не решалась. Необходимо отметить, что если государственные циркуляры заведений рекомендовали принять «музыку, в виде забавы в свободное время», то организаторы частных учебных заведений в Курске уделяли весьма существенное внимание музыкальному образованию.
Во второй четверти XIX века начинает развиваться частная музыкально-педагогическая практика. А во второй половине XIX столетия приведенными уставами 1864 и 1871 годов разрешались новые формы работы: обучение инструментальной музыке за особую плату, создание хоров, проведение музыкально-вокальных вечеров. И это распоряжение в отдельных общеобразовательных учебных заведениях губернии исполнялось весьма активно.
В свою очередь музыкально-педагогическая практика оказывала влияние на изменение государственной политики. В результате продолжительных педагогических дискуссий было признано, что музыкальное образование, как в целом художественное образование, является важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения для формирования нравственной личности. На рубеже 70-80-х годов XIX века в государственной политике произошли значительные изменения по отношению к общему музыкальному образованию. Распоряжение Министерства народного просвещения «Об усилении преподавания пения в учительских семинариях» 1879 года предписывало учительским семинариям усилить музыкально-педагогическую подготовку обучающихся педагогических кадров. Оно явилось важным условием для решения вопроса кадрового обеспечения низших учебных заведений губернии. Циркуляр 1889 года попечителям учебных округов предлагал распространить опыт
Кавказского учебного округа по активизации внимания к эстетическому и художественному воспитанию юношества, для чего рекомендовалось ввести обучение пению, музыке в средних и низших мужских и женских учебных заведениях, учреждать хоры и оркестры и устраивать вокально-музыкальные вечера. Эти документы на правовом уровне закрепляли сложившуюся образовательную практику в учебных заведениях Курской губернии.
В конце XIX - начале XX века все возрастающее значение в пополнении музыкально-педагогических сил играли учебные заведения губернии - женские гимназии с педагогическими классами, духовная семинария и епархиальное женское училище. Музыкальная подготовка будущих учителей в Курской земской учительской школе велась, как показало исследование, на весьма серьезном уровне.
Традиционно большое внимание уделялось музыкальному образованию в учебных заведениях Святого Синода (духовной семинарии, женском епархиальном училище и церковно-приходских школах).
Финансирование музыкально-образовательной практики осуществлялось, в основном, за счет местных средств и частных инициатив. Существенный вклад в финансирование учебно-музыкальной работы вносили земские учреждения, меценаты. Это позволяло решать проблемы организации музыкального обучения в тех учебных заведениях, в которых пение и музыка были необязательными дисциплинами, а их преподавание осуществлялось без централизованных финансовых субсидий.
Правительство постепенно осознавало значение развития общего музыкального образования, но при этом сохранялось главное препятствие — недостаток финансирования. Руководителям учебных заведений предлагалось изыскивать самостоятельно средства, как на бесплатные курсы, так и на дотацию для платных курсов по выбору, что отнюдь не способствовало их разнообразию и популярности среди учащихся и гимназистов. И в этом проявлялась провинциальность системы. Каждый руководитель учебного заведения стремился к выполнению циркуляров, однако это становилось нереальным из-за материальных рамок, в которые заключено было общее образование. Именно удаленностью от столицы можно объяснить факт незначительного субсидирования дисциплин художественно-эстетического цикла. Как известно, в Санкт-Петербурге каждое как высшее, так и среднее учебное заведение имело свою систему музыкальной подготовки. Особенно это имело значение в женских учебных заведениях, о чем говорят многочисленные факты, приводимые И.Ф.
ГЛ/'
Петровской в ее энциклопедии . Сравним, к примеру, систему общемузыкальной подготовки в Смольном институте (Императорское воспитательное общество благородных девиц, .где изучалось семнадцать специально-музыкальных дисциплин. В Курской женской Мариинской гимназии, одном из самых прогрессивных учебных заведений губернии, число музыкальных предметов ограничивалось хоровым пением, инструментальной подготовкой и, в лучшем случае, индивидуальным вокалом. Естественно, что при такой постановке дела и уровень общего музыкального образования был в провинции существенно ниже, чем в столице.
Тем не менее, исследование показало, что в большинстве учебных заведений Курской губернии проводилась активная музыкально-художественная работа. Сведения о многочисленных праздниках (утрах, тематических вечерах, музыкально-литературных композициях) сохранили не только отчеты и редкие брошюры, выпускавшиеся, как правило, к юбилейным датам, но и, в основном, периодическая печать. Проведение концертно-просветительских и благотворительных мероприятий в учебных заведениях технического, сельскохозяйственного профиля способствовали еще более широкому распространению музыкальных знаний, совершенствованию исполнительских навыков учащихся, являясь тем самым своеобразной формой музыкального образования.
Одной из проблем в деле развития музыкального образования в школах была частая смена учителей музыки. Среди причин можно выделить низкую оплату педагогического труда. Небольшой объем учебной нагрузки в одном учебном заведении, выделяемый на музыкальные предметы, заставлял совмещать работу в нескольких местах. К особенностям педагогической деятельности учителей музыки следует отнести и творческий характер, что порой заставляло работать безвозмездно (например, «управление пением учениц» A.M. Абазой в Курской женской Мариинской гимназии), однако не возлагало на музыкально-педагогических деятелей постоянной ответственности.
Итак, в рассматриваемый период распространение практики музыкального образования в учебных заведениях Курской губернии характеризовалось включенностью в этот процесс государственных, общественных творческих сил, серьезным вниманием прессы.
И все же существеннейшую роль в музыкальном образовании и просвещении российской провинции во второй половине XIX века играли частные учителя пения и инструментального исполнительства в общеобразовательных учебных заведениях, работавшие с воспитанниками, обучавшимися музыке платно. Именно они становились ведущими педагогами-музыкантами в государственных учебных заведениях. В Курске сложилась целая система приглашения частных учителей, зарекомендовавших себя в городе наилучшим образом, к работе в гимназиях и других учебных заведениях Министерства народного просвещения (A.M. Абаза, С. М. Аркадьева, К.Э. Фукс). Именно их усилиями и талантом организовывалась насыщенная музыкальная жизнь учебных заведений, передавались из поколения в поколение знания, умения и навыки инструментального исполнительства; они же выступали инициаторами создания и бессменными руководителями первых Музыкальных школ в губернском центре.
Среди частных учителей музыки Курска выделяются Э. Билецкий, капельмейстер К. Э. Фукс, Б. Л. Лавцевич, скрипач О. С. Розенцвит, Иван Антонович Ляховский, Розалия Николаевна Нейман, Надежда Васильевна Румянцева, Мария Александровна Офросимова. Не удалось восстановить многих имен, а о большинстве деятелей найдены лишь упоминания. Но и эти разрозненные сведения позволяют говорить о том, что число преподавателей иностранного происхождения было весьма незначительно по сравнению с Санкт-Петербургом или Москвой. Среди курских «иностранцев» наиболее часто упоминаются имена Максимилиана Шмидгофа, госпожи Фиаль, И. Зискинд (Парижская консерватория), Чарноцкой (Варшавская консерватория). В целом, отмечалась положительная динамика в росте числа педагогов, повышался их профессиональный уровень.
Роль частной инициативы в распространении музыкального образования в Курском крае двояка. С одной стороны, для организации начального специального образования деятельность частных лиц была положительной и прогрессивной: сначала М. П. Гердличко и его Музыкальная школа для крепостных мальчиков (1842-1861), а затем А. М. Абазы и созданные им Музыкальные классы (1882-1915).
С другой стороны, отсутствие скоординированной деятельности частных лиц и общественных организаций тормозило открытие отделения Императорского русского музыкального общества и музыкальных классов при нем, имевших государственную поддержку. Причины кроются в личных взаимоотношениях между представителями музыкальной интеллигенции (в частности, профессионально-личностные отношения А. М. Абазы и руководителей Курского музыкального кружка), наличие притязаний на приоритет в истинности и правильности собственной точки зрения.
В то же время, именно деятельность этих частных учебных заведений стала для истории музыкального образования Курской губернии определяющим фактором роста уровня общемузыкального просвещения и образования, что и легло в основу предлагаемой в исследовании исторической периодизации.
Поскольку деятельность частных лиц не требовала строгой государственной отчетности, документов о Музыкальных школах Курска XIX века почти не сохранилось, что внесло некоторые искажения в представления музыкальных краеведов XX столетия. В результате последовательного и планомерного изучения материалов периодической печати уточнен ряд сведений, наиболее существенными из которых для истории курского музыкального образования являются два факта.
Во-первых, Музыкальная школа М. П. Гердличко учреждена была, как показывают первоисточники, годом ранее общепринятой ныне даты: в 1842 году, а не в 1843. В общепринятую же дату - 5 июля 1843 года - в «Курских губернских ведомостях» лишь был обнародована программа деятельности школы, что отнюдь не следует показателем начала ее работы.
Во-вторых, указание многих словарей на имя А. М. Абазы как организатора музыкальных классов ИРМО в Курске в 1881-1882 годах ошибочно и не нашло документального подтверждения ни в периодической печати, ни в архиве Императорского русского музыкального общества.
Во второй период истории курского музыкального образования работа частных учителей музыки значительно активизировалась. Классы А.М.Абазы уже не были единственными в губернском центре, как когда-то школа М.П.Гердличко. Сохранились сведения о деятельности классов В. В. Жиляевой (1882-1888), выпускницы Варшавской консерватории; курсов П. А. Щуровского (1899-1905), закончившего Московскую консерваторию; школа пения «домашней учительницы» С. М. Аркадьевой (1904-1906).
Но и на рубеже веков Музыкальные классы А.М.Абазы были наиболее авторитетным специальным учебным заведением в Курске. Практику их деятельности отличало введение традиции проведения публичных экзаменов и вечеров, которые существенно обогащали музыкальную жизнь губернского центра, что было следствием разнообразия учебных дисциплин и привлечения к работе инструменталистов всех специальностей (пианистов, гитаристов, струнников, духовиков), а также постоянной репертуарной музыкально-педагогической и просветительской политики, ориентированной на исполнение лучших образцов инструментальной и вокальной музыки мировой музыкальной культуры и включение классических русских и иностранных сочинений в обиход провинциального слушателя.
Значительный вклад в становление и развитие музыкального образования в Курском крае внесли общественные организации. В шестидесятые годы XIX века идея о создании Филармонии с целью распространения и поддержания музыкального знания в Курске не увенчалась успехом. В 1882 году образовалось общество любителей музыкального и драматического искусства. Приоритет в своей деятельности организаторы отдавали драматическим постановкам. Курский музыкальный кружок (1891-1911) делал попытку организовать собственные Музыкальные классы, которые действовали в 1895-1896 годы. Но главная заслуга руководителей этой организации состоит в том, что они вели работу по открытию в губернии отделения Императорского русского музыкального общества и музыкального учебного заведения при нем.
19 декабря 1911г. Главная Дирекция ИРМО постановила разрешить преобразование Курского музыкального кружка в Отделение ИРМО и утвердить первыми Директорами Курского отделения Н. Н. Павловского, В. Д. Ястремского, Э. Э Готм, Н. Н. Лоскутова, и барона В. В. Розена. Открытие же Музыкальных классов ИРМО, первого среднего специального музыкального учебного заведения, субсидируемого государством, в Курском крае состоялось 26 сентября 1915 года. Педагогический коллектив составили музыканты, отличавшиеся высокими профессиональными качествами (П.А. Юрьян, A.A. Даугулл, М.А. Крутянский, H.H. Буслов, Ф.Ю. Лерль, И.А.
Егудкин). Положительная динамика отмечалась в росте числа учащихся в музыкальных классах ИРМО. Именно это учебное заведение можно рассматривать как основу развития системы среднего специального музыкального образования в Курском крае в XX веке.
В результате исследования собраны сведения о документах и материалах по истории музыкального образования в Курском крае со второй четверти XIX по 1917 год, составлен хронологический список публикаций в прессе о музыкальной жизни в Курском крае в XIX - начале XX века. Однако этот пласт регионального наследия требует дальнейшей разработки в нескольких ракурсах: с точки зрения культурологических, музыкально-эстетических и педагогических проблем (по статьям А. М. Абазы, П. А. Щуровского, Ю. М. Штокмана и др.). Весьма интересным представляется научное обобщение фактов музыкальной жизни Курского края указанного периода с музыковедческим анализом уровня гастролеров и их исполнительского мастерства, отраженных в рецензиях и воспоминаниях современников.
Особо следует подчеркнуть, что не сохранилось документов основателей музыкального образования, их рукописей (A.M. Абазы, М.П. Гердличко), отсутствуют композиторские сочинения, упоминающиеся в энциклопедической литературе. Фрагментарны сведения и о деятельности музыкальных учебных заведений. Все это говорит о том, что такие исторические факты как сведения об учащихся, выпускниках, уровне их подготовки и т.п., необходимо собирать и систематизировать еще в годы работы учебных заведений. Так опыт исследования актуализирует необходимость своевременного создания полного и многогранного источникового фонда о современных учебных заведениях, о тех, кто составляет сегодняшнюю музыкальную жизнь города и области.
По-прежнему актуальным остается сбор и систематизация сведений о музыкальной культуре края в центральных хранилищах. Если еще недавно, в
1990-е годы, утверждалось, что все сочинения М. П. Гердличко канули в лету, то повторное исследование нотохранилищ привело к возрождению марша «Рысь». Впервые после более чем векового перерыва это сочинение прозвучало в детской школе искусств №1 им. Г. В. Свиридова г. Курска в день празднования 160-летнего юбилея музыкального образования (19 февраля 2003 года). Не менее существенным явлением для музыкальной жизни Курска было новое обретение в 2004 году хоровой партитуры А. М. Абазы «Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию», которое было исполнено женским хором под управлением профессора Е. Д. Легостаева в дни славянской письменности и культуры, проводимые в Курском государственном университете в 2004 году. Ноты этих сочинений, как, впрочем, и всех собранных романсов А. М. Абазы переизданы, что делает возможным введение произведений курских композиторов как в научный оборот, так и в педагогическую практику.
Можно обозначить направления дальнейших научных поисков по теме. Прежде всего, необходимо продолжать исследование в хронологическом плане: 1917-1941 год - период не менее интересный, чем предреволюционный, а вторая половина XX века еще имеет и своих современников и свидетелей музыкальных событий и явлений. Более того, активно работает и летописец музыкальной жизни Курского края с 1954 года - И. Ю. Татарская.
В крае развивается высшая ступень музыкального образования. Изучение истории дает возможность провести сравнительный анализ проблем музыкального образования прошлого и настоящего, что необходимо для более четкого видения задач, стоящих перед современной системой музыкального образования и для определения перспектив дальнейшего развития в сфере музыкально-педагогической мысли. Специальное изучение музыкального образования Курского края как историко-культурного явления, являющегося одновременно фундаментом музыкальной жизни губернии и составной частью истории музыкальной жизни России позволяет более и полно представить отдельные события культурной жизни страны.
Список научной литературыБрежнева, Татьяна Анатольевна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
2. ЦГИА) Санкт-Петербург Фонд 408 Императорское Русское Музыкальное Общество
3. Журнал общих собраний Русского музыкального общества / Журнал заседаний с 1881-1885//ЦГИА.-Ф. 408.-Он. 1.-Д. 240.-Л. 1-96.
4. Протокол заседания Главной Дирекции от мая 8 го дня 1897 // Журнал Главной Дирекции Императорского русского музыкального общества // ЦГИА. Ф. 408. - Оп. 1. - Д. 294 - Л. 99.
5. А. Г. Благотворительный концерт по инициативе кн. Голицына // Курские губернские ведомости. 1850. - 11 февр. - № 6.
6. А. Г. Местные известия. Курск: Концерт для бедных при участии оркестра Нелидова // Курские губернские ведомости. -1851.-10 февр. № 6.
7. Абаза Аркадий Максимович // Русская музыкальная газета. 1915. - № 6/7. -Стб. 133-134.
8. Абаза А. М. Концерт // Курский листок объявлений. 1882. - 18 апреля. - № 10.
9. Абаза А. М. Концерт // Курский листок объявлений. 1882. - 8 июля. - № 42.
10. Абаза А. М. Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию. М.: А. Гутхейль, 1885.-4 с.
11. Абаза A.M. Камерный вечер // Курские губернские ведомости. 1895. - 5 сент. -№ 192.
12. Абаза А. М. Театр и музыка: Полемика с Куряниным Курский листок. -1895.-№80.
13. Абаза А. М. О музыкальном образовании в точном смысле // Баян. 1889. - № 10.-С. 77-79.
14. Абаза A.M. К вопросу о пополнении музыкального отдела в Курском историко-археологическом музее // Курские губернские ведомости. 1908. -март. - № 39.
15. Абаза A.M. К вопросу о пополнении музыкального отдела в Курском историко-археологическом музее // Труды Курской архивной комиссии. Вып. 1. -Курск, 1911.-С. 169-171.
16. Абаза А. М. Концерт Гофмана // Курские губернские ведомости. 1907. - 8 февр. -№ 30.
17. Абаза А. М. Концерт М. И. Долиной // Курские губернские ведомости. 1906.- 19 марта. № 63-64.
18. Абаза A.M. Концерт певицы В. Ф. Анджиолетти // Курские губернские ведомости. 1907. - сент. -№ 209.
19. Абаза А. М. О концерте В. К. Шевченко и В. Йодко // Курские губернские ведомости. 1905. - 20 марта. - № 63.
20. Абаза А. М. Рецензия на концерт Гофмана // Курские губернские ведомости.- 1903. 10 янв. -№ 7.
21. Абаза А. М. Рецензия на концерт капеллы А. А. Архангельского // Курские губернские ведомости. 1907. - № 237.
22. Абаза А. Рецензия на концерт Альмы Фострем // Курские губернские ведомости. 1903. - 26 нояб. - № 253.
23. Абаза А. Рецензия на концерт Л. Г. Яковлева и Н. А. Большакова // Курские губернские ведомости. 1905. - 16 марта. - № 59.
24. Абаза А. Рецензия на концерт Осипа Габриловича // Курские губернские ведомости. 1903. - 13 нояб. - № 243.
25. Абаза А. Рецензия на концерт Пабло-де Сарсате // Курские губернскиеведомости. 1904. - 28 янв. - № 22.
26. Абаза А. Концерт пианиста виртуоза Льва Сироты // Курские губернские ведомости. 1906. - 25 февр. - № 44.
27. Абаза А. М. Духовный концерт // Курские губернские ведомости. 1908. - № 38.
28. Абаза А. М. Концерт // Курский листок объявлений. 1882. - 8 июля. - № 42.
29. Абаза А. М. Концерт Л. С. Ауэра // Курские губернские ведомости. 1906. -10 ноября.-№242.
30. Абаза А. М. Концерт Никита // Курские губернские ведомости. 1891. - 16 января. -№ 5.
31. Абаза А. М. Концерт пианиста Льва Сироты // Курские губернские ведомости. 1906. - 13 декабря. - № 266.
32. Абаза А. М. Концерт С. Н. Гладкой и И. Н. Неурова// Курские губернские ведомости. 1907. - № 213.
33. Абаза А. М. К учащимся музыки // Курские губернские ведомости. 1905. -13 июля. -№ 145.
34. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курский листок объявлений. -1882.- 10 января.-№3.
35. Абаза A.M. Курские музыкальные классы // Курский листок. 1884. - 9 августа. - № 63.
36. Абаза А. М. Курские музыкальные классы. Личный штат классов // Курский листок. -1885.-15 августа. № 64.
37. Абаза А. М. Концерт Музыкальных классов // Курский листок. 1886. - 23 марта. - № 24.
38. Абаза A.M. Курские музыкальные классы // Курский листок. 1886. - 18 мая. - № 39.
39. Абаза А. М. Музыкальный вечер Курского реального училища // Курский листок. 1883. - 5 мая. - № 32.
40. Абаза А. М. Музыкальные классы // Курский листок. 1887. - 4 янв. - № 2.
41. Абаза А. М. Музыкальные классы // Курский листок. 1887. - 6 авг. - № 62.
42. Абаза А. М. Театр и музыка. Концерт гг. Сионицкой, Васильева и Муратовой
43. Курский листок. 1888. - 24 марта. - № 24.
44. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курский листок. 1888. - 26 июня. - № 50.
45. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курский листок. 1888. - 7 авг. -№62.
46. Абаза А. М. Экзамены в музыкальных классах // Курский листок. 1888. - 14 авг. - № 64.
47. Абаза А. М. Занятия в бесплатном классе хорового пения П Курский листок. -1888.-24 сент. -№78.
48. Абаза А. М. Курские музыкальные классы: приглашение преподавателей // Курский листок. 1888. - 15 нояб. - № 99.
49. Абаза А. М. О музыкальном образовании в точном смысле / Речь, произнесенная 5 февраля на акте музыкальных классов // Курские губернские ведомости. 1889. - 7 февр. - № 11/12.
50. Абаза А. М. Класс хорового пения // Курские губернские ведомости. 1890. -12 окт. -№ 78.
51. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курские губернские ведомости.- 1891. 12 янв. -№ 4.
52. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курские губернские ведомости.- 1895.-5 авг.-№ 168.
53. Абаза А. М. // Курский листок объявлений. 1900. - 17 авг. - № 74.
54. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курские губернские ведомости. -1902.-23 авг. № 18.
55. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курские губернские ведомости.- 1906.-№97.
56. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Курские губернские ведомости.- 1906. -№ 188.
57. Абаза А. М. Курские музыкальные классы // Справочная газета. 1910. - 27 мая. -№ 179.
58. Белоконский И. П. Народное начальное образование в Курской губернии. -Курск: Тип. Губернского земства, 1897. 487 с.
59. Биографии композиторов с IV по XX век с портретами / Под ред. А. Ильинского, Г. Пахульского. М.: Издание К. А. Дурново, 1904. - 986 с.
60. Благотворительный концерт любителей в зале благородного собрания (оркестры А. Нелидова и И. П. Денисьева) // Курские губернские ведомости. -1852.-27 сент. № 39.
61. Благотворительные и другие общества и учреждения / Памятная книжка Курской губернии на 1894 / Сост. Т. Вержбицкий. Курск, тип. Курского губ. правл., 1894.-С. 100.
62. В Дирекции отделений русского музыкального общества (по делу с Проектом Устава кассы взаимопомощи служащих в ИРМО и его отделениях) СПб., 1911.-13с.
63. В Дирекции отделений русского музыкального общества / О заготовлении удостоверений для учащихся, подлежащих призыву в 1916 г. и нуждающимся в отсрочке. СПб., 1915.-15 с.
64. Вебер К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884-1885. -М, 1885.
65. Внутренние известия. Из Белгорода. Корреспонденция: О Духовном концерте 23 марта, о литературно-музыкальном вечере 25 марта // Курские губернские ведомости. 1869. - 4 апр. - № 26.
66. Вокальное утро в Ямской в училище (образцовом) // Курская быль. 1915. -30 окт. -№ 305.
67. Г. В. Концерт Курских музыкальных классов // Курский листок. 1887. - 13 дек.
68. Гарновский И. А. Крепостной театр помещика Хорвата // Наша старина. — 1916. -№ 4/5. С. 289-305.
69. Гердличко М. П. Объявление об открытии музыкальной школы в Курске // Прибавление к Московским губернским ведомостям 1842. - 22 авг. - № 34.
70. Гердличко М. П. Рысь. Партитура. М.: К. Венцель, 1840. - 5 с.
71. Гердличко М. П. Объявление: Около 25 лет занимаясь приготовлением молодых людей к музыке. // Курские губернские ведомости. 1849. - 4 июня. -№23.
72. Горич. Театр и музыка: концерт Курского музыкального кружка // Курские губернские ведомости. 1900. - 27 апр. - № 90.
73. Господину министру внутренних дел / Доклад о деятельности ИРМО со времен его основания и об увеличении субсидий для учреждения Общества. -СПб., 1908.
74. Дилетант. Рецензия на бенефис дирижера оркестра, преподавателя училища Курского отделения ИРМО Егудкина // Курская быль. 1916. - № 194.
75. Доклад в Главную Дирекцию РМО образованной по постановлению Главной Дирекции от 31 янв. 1910 г. Комиссии (по результатам деятельности отделений Общества и их финансового положения) СПб., 1910.
76. Донецкий В. Музыка в провинции. Курск // Русская музыкальная газета. -1909. № 39. - Стб. 830-831.
77. Зимний сезон в Курске 1865/66 годов // Курские губернские ведомости. -1866.-22 февр. № 7.
78. Златоверхников Н. И., Танков А. А. Путеводитель по городу Курску. Сборник. Курск: Изд. Курск, губ. стат. комитета, 1901. - 48 с.
79. И. Б. Беглая записка о Коренной ярмарке 1866 года // Курские губернские ведомости. 1866. - 25 июня. - № 26.
80. И. Б. Бесядовский. Хроника общественной жизни: Идея образования в Курске филармонического кружка // Курские губернские ведомости. 1866. -20 авг. - № 34.
81. И. Б. Хроника общественной жизни. Из музыкального мира // Курские губернские ведомости. 1866. - 8 октября. - № 41.
82. И. Б. Хроника общественной жизни: Концерт любителей и семейный вечер в пользу Курской женской гимназии // Курские губернские ведомости. 1867. -11 фев. - № 6.
83. Из деятельности отделений ИРМО за 1904-1905 // Русская музыкальная газета 1906. -№39. - Стб. 850; - №45 - Стб. 1039.
84. Императорское РМО в 50 лет его деятельности 1859-1909. Составлено по поручению Главной Дирекции Императорского РМО проф. СПб консерватории А. И. Пузыревским СПб.: Тип. В. Я. Мильштейн, 1909. - 48 с.
85. К вопросу о музыкальном образовании в Курске // Курские губернские ведомости. 1891. - 4 дек. - № 97.
86. К предстоящей постановке в Курске оратории Гайдна // Курские губернские ведомости. 1896. - 20 февр. - № 39.
87. Календарь и Памятная книжка Курской губернии на 1860 год. Курск: Губ стат. ком., 1860. - 363 с.
88. Календарь и Памятная книжка Курской губернии на 1884 год. Курск: Губ стат. ком., 1884. - 73 с.
89. Календарь и Памятная книжка Курской губернии на 1888 год. Курск: Губ стат. ком., 1887. - 477 с.
90. Календарь и Памятная книжка Курской губернии на 1889 год . Курск: Губ стат. ком., 1889. - 445 с.
91. Карский Н. Краткие воспоминания о деятельности Курских музыкальных классов // Курские губернские ведомости. 1902. - № 65.
92. Кашменский О. Г. Курский музыкальный кружок // Курские губернские ведомости. 1896. - 18 окт. - № 220.
93. Кирило-мефодиевское празднество в Курске // Курский листок. 1885. - 11 апр. -№ 28.
94. Компанейский Н. Взгляд дилетанта на музыкальное образование в России // Русская музыкальная газета. 1907. - № 15. - Стб. 436.
95. Корганов В. Д. Музыкальное образование России (проект реформ) СПб.: Типо-лит. М. Д. Рудометова, 1889. - 24 с.
96. Критический обзор деятельности ИРМО // Русская музыкальная газета. -1907-№ 50-Стб. 1153-1157.
97. Кулжинский. Некролог подполковника Гердличко // Курские губернские ведомости. 1869. - 10 окт. -№ 77.
98. Курская губернская ученая архивная комиссия и историко-археологический икустарный музей / Отчет за 1909 год // Обзор Курской губернии за 1909 год. -Курск: Тип. губ. правя., 1910. С. 168-177.
99. Курские музыкальные классы // Курский листок. 1886. - № 39.
100. Курские музыкальные классы В. П. Жиляевой // Курский листок. 1888. - 7 авг. - № 62.; 14 авг. - № 64.
101. Курские музыкальные классы (Абазы) // Курские губернские ведомости. -1889. 7 нояб. - № 85, 86.
102. Курские музыкальные классы // Курские губернские ведомости. 1891. - № 98.
103. Авторефераты и диссертации
104. Балицкий Р.Н. Меценатство и благотворительность в Центральном Черноземье в конце XIX — начале XX века: Дис. . канд. ист. наук. Курск, 2004. - 200 с.
105. Беляев С. Е. Историко-педагогические' основы развития музыкального образования на Урале: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Оренбург, 2000. - 37 с.
106. Бугров Ю. А. Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII начале XX вв. (на материалах Курской губернии): Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Курск, 2004. — 27 с.
107. Бугров Ю. А. Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII начале XX вв. (на материалах Курской губернии): Дис. . канд. ист. наук. - Курск, 2004. - 207 с.
108. Егоян К. Д. Музыкальное образование и воспитание в досоветской армянской школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ереван, 1990. - 23 с.
109. Жданов И. В. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине Х1Х-начале XX века: Автореф. дис. . канд. пед. наук, -г Саранск. 25 с.
110. Козлов К. В. Политика русской Православной церкви в области образования и её реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884—1914: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Курск, 2004. - 25 с.
111. Коренелюк О. Из истории музыкального образования в Киеве в XIX—начале XX века: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1972. - 17 с.
112. Косихина И. Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е годы XIX века-февр. 1917 г.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Курск, 1998. -23 с.
113. Косихина И. Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX в. февраль 1917г.: Дис. . канд. ист. наук.- Курск, 1998. - 240 с.
114. Лернер Л.А. Частная жизнь русского провинциального купечества в XIX веке (на примере Курской губернии): Дис. . канд. ист. наук. Курск, 2003. - 212 с.
115. Пронина Т.Д. История развития провинциальной культуры Центрального Черноземья на рубеже XIX -XX веков: Автореф. дис. . канд. ист. наук. -Курск, 1999.-23 с.
116. Самсонова Т. П. Становление музыкального образования в светских учебных заведениях Петербурга: Автореф. дис. . канд. иск. Л., 1990. - 20 с.
117. Семичев В. В. Музыкальное воспитание в системе военного образования России 1700-1917: историко-педагогический анализ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1994. - 16 с.
118. Сковикова Е. Г. Музыкально-театральная-жизнь Симбирска конца XVIII -начала XX века: Автореф. дис. . канд. иск. СПб, 1997. - 16 с.
119. Тарасова Н. И. Художественная культура российской провинции в конце Х1Х-ХХ веков (по материалам губерний Центрального Черноземья): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Курск, 1998.1. ЦЕНТРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
120. КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАс.1. Дмпфям**1. Щшры1. КУРСК1. Гардл |1. Р»пьс>1. Сгарнй1. Ковочл1. Масштаб 1 2 ООО ООО1. Хоркош1. Напии Оссач1. ГрЛИЕОрОг!
121. Публикации М. П. Гердличко
122. Первая публикация М. П. Гердличко в Курской прессе (Прибавление к Курским губернским ведомостям. 1842. - 25 июля. - № 30.1. С. 306)1. ОБЪЯВЛЕН! Л.а) О музътть.
123. Публикация М. П. Гердличко в столичной прессе (Гердличко М.П. Об открытии музыкальной школы в Курске // Прибавление к Московским губернским ведомостям. 1842. - 22 авг. - №34)1. ОБЪЯВЛЕН1Е.
124. МОСКВА. В» ТгжагвожоЛ Т>аоггд«и.
125. Программа деятельности музыкального учебного заведения1. М. П Гердличко
126. Объявление отставного подполковника М.П. Гердличко // Курские губернские ведомости. 1843.-5 июня. - №23. - С. 238 - 239)
127. Ученики, отдаваемые к учению, должны быть не моложе десятилет.
128. Владельцы, желая поместить своих мальчиков, обязаны учинить контракт, в котором именно обозначить, на каком инструменте желают учить отданного ученика.
129. В продолжение времени учения воспитанники сверх изучения музыки будут обучаться российской грамоте, арифметике, пению с соблюдением строжайшего надзора за их нравственностью.
130. Желающие отдавать на фортепиано платят в год 800 рублей ассигнациями за каждого ученика на тех же основаниях, какие выше объявлены.
131. Долгом поставляю предуведомить всех любителей музыки, что воспитанники будут обучаться со всеми правилами новейшей методы.
132. Господа помещики, имеющие уже у себя музыкантов и желающие их более усовершенствовать, могут отдавать на других условиях, о которыхлично должны будут условливаться, смотря по положению обстоятельств и требованию владельцев.
133. Современные известия. 1869. -21 ноября)
134. М. П. Гердличко умер на 102-м году жизни. Он родился в Богемии от знатных и богатых родителей; получил воспитание и образование самое светское, после которого отправился на службу в полк, где мог ожидать быстрого повышения.
135. Что же касается того, до какой степени он был религиозен, считаю долгом сказать только одно, что у него была комната (когда еще не продал дома) вся увешана разными иконами, где на коленях молился по нескольку часов.
136. Частные учителя музыки и пенияпо материалам периодической печати)1. Источник Текст объявления
137. Объявление / Курские губернские ведомости. 1852 - 1 марта. - № 9. Федор Боландт с женою, знающие музыку, французский и немецкий языки желают обучать детей в провинции. Жительство имеют в Курске дом Воеводиной.
138. Курский листок объявлений. 1879. -№30. Уроки музыки и пения дает особа с дипломом Варшавской консерватории. 2 Мещанская, дом Петрова
139. Курский листок объявлений. 1879. -9 сент. -№ 38. - СЛ. Учитель музыки Э. Н. Билецкий извещает желающих брать уроки музыки о переходе на новую квартиру по улице Золотой, дом Войцеховича. (528-2-1)
140. Курский листок объявлений. 18799 сентября. - № 38. Учитель музыки Э. Н. Белецкий извещает желающих брать уроки музыки о переходе на новую квартиру по Золотой ул. Д. Войцеховича.
141. Курский листок объявлений. 1880. - 6 апр. -№ 15. - С.1 (повтор № 16. прибавление № 10) Уроки музыки дает бывшая ученица петербургской консерватории. Угол Пастуховской и Спасской. Д. Чистякова №7.
142. Курский листок объявлений. 1880. -8 июня. - № 24. - С. 1. (Повтор 22 апреля. - №25, №26). Уроки музыки предлагает давать у себя на дому опытная дама по сходной цене. Золотая ул. Д. Гринева верхний этаж.
143. Курский листок объявлений. 1880. -13 июня.-№29.-С. 1. (Повтор 20.06-№30) Уроки музыки и пения. Дает особа с дипломом Варшавской консерватории. Мещанская ул., д. Петрова № 16. Женское заведение 3. А. Шоф (4 класса, а также музыка)
144. Курский листок объявлений. 1880. - Уроки музыки желает преподавать Розалия Николаевна Нейман. Адрес: оптический магазин С.14 сент. -№ 38. Нейман
145. Курский листок объявлений. 1880. -21 сент. - № 39.(Повтор 28 сент. -№40). Уроки музыки желает преподавать специально знающая музыку дама приезжая из Одессы. Нижняя Лазаретная д. Зубкова № 168.
146. Курский листок объявлений. 1880. -12 окт.-№42. Уроки музыки желает преподавать Розалия Николаевна Нейман. Адрес: оптический магазин С. Нейман.
147. Уроки музыки желает преподавать особа, основательно знающая музыку. Условия узнать в доме Грота в мастерской дамских нарядов. Лавцевич.
148. А. Ф. Кожевина. Учительница музыки по случаю перемены своей квартиры, покорнейши просит желающих брать уроки обращаться к ней 1 Мещанская д. Мальцевой
149. Курский листок объявлений. 1880. -окт.-№43,44 Уроки музыки желает преподавать особа, основательно знающая музыку. Условия узнать в д. Грота в мастерской дамских нарядов. Лавцевич
150. Курский листок объявлений. 1880. -14 дек.-№ 51. Уроки музыки и приготовлять в учебные заведения желает особа кончившая курс института. Покровская дом №2 1
151. Курский листок объявлений. 1880. -30 дек.-№53. Уроки желают давать по всем предметам гимназического курса и музыки. Московская ул., дом Артивачера
152. Курский листок объявлений. — 1881. — №1. Уроки музыки. Нейман
153. Курский листок объявлений. — 1881. — 18 января №3; 25 января. - №4. Уроки музыки и фр. яз. Желают давать по 60 и 50 коп. Княжеская ул., д. Алтухова. Немка знает языки и музыку ищет место.
154. Адрес в лютеранской церкви.
155. Пианист предлагает свои услуги. Дает также уроки музыки. Европейская гостиница № 24.
156. Курский листок объявлений. 1881. -19 апреля. -№ 16. Ищу уроков, а также музыки Филипповская ул.
157. Курский листок объявлений. — 1881. — №21.-24 мая. Уроки музыки желают давать по недорогой цене. Московская ул., дом Дмитриева № 93 спросить г-жу Блюм
158. Курский листок объявлений. 1881. — 22 сентября. - № 38. Уроки музыки дает особа хорошо знающая музыку. Верхняя лазаретная в дом Толкачева
159. Курский листок объявлений. 1881. -4 октября. - № 40. Учитель Э. Билецкий дает уроки музыки. Дом Ромашовой. Квартирует ул. Сергиевская.
160. Курский листок объявлений. 1881. -21 октября. - № 42. Уроки музыки и пения преподают по консерваторской методике. Можаевская дом Осторовской, квартира Ильина. Обращать от 12 до 5 часов.
161. Курский листок объявлений. 1881. -8 ноября. - № 45. Уроки пения и музыки г. Орлова. Пансион г-жи Шоф Дом Алехина (ученица СПб консерватории).
162. Курский листок. 1883. - 26 июня. -№ 47. Парижанка образованная, знающая музыку желает место. Г-жа Фиаль. л
163. Курский листок. 1883.-7 июля. - № 50. Прогимназия Шоф. Музыка по 30 рублей в месяц.
164. Курский листок. 1883. - 13 сентября. -№87. Уроки музыки желает давать по умеренным ценам, играть на вечерах для танцев. Московская ул. Дом Канакова кв. Кулжинской.
165. Курский листок. 1886. -18 сент. - № 74. Яцкевич. Даю уроки музыки.
166. Курский листок. 1887. - 13 августа. -№ 64. - С. 4. Уроки музыки госпожа Лавцевич. Московская улица дом Беседина.
167. Курский листок. -1888.-25 авг. № 67. - С. 4 Учительница музыки В. Л. Чарноцкая с дипломом Варшавской консерватории
168. Курский листок. 1891. - 28 мая. - № 47.-С. 4. Уроки музыки. Консерваторист, бывший несколько лет капельмейстером предлагает брать уроки на разных инструментах, уроки пения, композиции, оркестровки. Дом Чаплыгина, московская улица. К. Ф.
169. Курский листок. 1891.-22 авг. - № 82.-С. 1. (Повтор в №83, 98). Окончившая Санкт-Петербургскую консерваторию Мария Александровна Офросимова дает уроки музыки с 1 сентября. Улица Слядневская, дом Воронцова
170. Курский листок. 1891. - № 92. - С. 4. Учительница музыки Чарноцкая (Варшавская консерватория).
171. Курские губернские ведомости. -1891.-№67-С. 1 № 68. С. 1 Окончившая СПб консерваторию Мария Александровна Офросимова дает уроки музыки с 1 сентября. Письменно адресоваться: Слядневская ул., Дом Воронцова. (3-1)
172. Курские губернские ведомости. -1891.-№95.-27 нояб. Уроки музыки предлагаю на рояле, скрипке, на всех струнных и духовых инструментах. Капельмейстер К. Фукс. Дом Чаплыгина.
173. Курские губернские ведомости. -1893. 5 янв. -№ 217. Даю уроки музыки на рояле, скрипке, виолончели флейте, корнете. Фукс К. Э.
174. Курский листок. 1895. - 24 авг. - № 71.-С. 3. Даю уроки музыки. Рояль. Плата умеренная. Садовая улица, дом Балашовой.
175. Курский листок. 1897. - № 78. Учительница музыки В. А. Хрущевская на вакации остается в городе и дает уроки на фортепиано у себя и по домам. Цены по условию. Садовая улица, дом Антимоновой с 3 до 6. Рояль на прокат.
176. Курский листок объявлений. 1900. -17 авг. - № 74. - С.2. Ученица музыкального училища М. И. Николаенко дает уроки музыки.
177. Курский листок объявлений. 1899. -23 сент.-№5.-С. 2. Дает уроки ученица Харьковского музыкального училища. Моск. улица, № 8. Берингер.
178. Курский листок объявлений. 1902. -№ 1. Даю уроки на скрипке. 1 рубль в час. Ул. Херсонская, квартира Креслера, дом Ручьевской
179. Курский листок объявлений. 1902. -№7. Даю уроки на скрипке. Сергеевка, дом Андреева, квартира Чзон
180. Курский листок объявлений. 1902. -5 нояб. - № 63 Известный учитель танцев Н. Жученко дает уроки на мандолине
181. Курские губернские ведомости. -1904. 16 янв. - № 12. - С. 4. Учительница музыки (рояль) дает уроки 1-я Сергиевская № 59 (между Веселой и Мирной)
182. Курские губернские ведомости. -1904.-1 мая-№94, №95. Даю уроки музыки (рояль) 5 рублей в месяц (по 3 раза в неделю). Сергиевская ул., Д. Алексеевой (№ 286-6-3)
183. Курские губернские ведомости. -1904. 9 окт. -№ 218. - С.4 Классы пения С. М. Аркадьевой. • Постановка голоса, разучивание ойерных партий, подготовка в консерваторию. Прием от 3-5 часов. Флоровская. Д. Пуговошников (624-10-3)
184. Курский листок. 1904. - 25 нояб. -№ 114.-С. 4. (№ 122) Опытная музыкантша желает иметь уроки музыки за умеренное вознаграждение. К. Л.
185. Курские губернские ведомости. -1905.-№204, 210. Даю уроки музыки. Надежда Васильевна Румянцева. Ртищевская ул., Д. Пузановой. № 804-12-2 ■
186. Курские губернские ведомости. 8 янв. -№ 6. (№ 8, И, 13, 17) Классы пения С. М. Аркадьевой. Можаевская, дом Голубева. Прием ежедневно от 5до 7.
187. Курская жизнь. 1906. - № 4. Уроки музыки окончившая музыкальные классы и 8 класс Мариинской женской гимназии
188. Курская жизнь. 1906. - № 6. Уроки музыки (рояль) и теории композиции ученик петербургских музыкальных курсов Чефранов
189. Курская весть. -1906. 27 июня. - № 3. Уроки на скрипке уч. московской консерватории по классу проф. И. В. Гржимали
190. Курская весть. -1906 20 июля. - № 22. Капельмейстер дает уроки на струнных и духовых инструментах Арончик Я.
191. Курские губернские ведомости. -1906.-7сент.-№ 193 Женская гимназия и интернат г-жи А. Каменевой. Музыка по соглашению
192. Курские губернские ведомости. -1906. 23 сент. - № 204; 30. 09 - № 209; 3.10 -№211; 5.10- №2 13; 7.10-№214. Музыкальные курсы П. А. Щуровского. Можаевская ул., дом Треповского
193. Курские губернские ведомости. -1906.-20 дек.-№272. Музыкальные курсы П. А. Щуровского переведены на Кондыревскую ул., дом Лебедевой во дворе.
194. Справочная газета. 1908. - 19 янв. -№ 1.-С. 1. Уроки музыки дает окончивший Варшавскую консерваторию. Семеновская между Чикинской и Садовой, дом Святославской. Вржосек.
195. Справочная газета. -1909. 4 янв. - № 96. Даю уроки музыки. Беру недорого. Адрес: Чумаковская ул., Дом Трудолюбия. Спросить в конторе.
196. Курская быль. 1916. -№ 37. Объявление уроки игры на скрипке. Дешево. Гоголевского 21 кв. 2
197. Списки прошений о приеме на работу преподавателей прогимназии // ГАКО. Ф. 183. - Оп. 2 л. - Д. 73. - Л. .134-135
198. Сведения о служащих «Курской женской трехгодичной прогимназии», раздел «Преподаватели и преподавательницы»:должность, звание и вероисповедание В службе В должности Последняя награда
199. Пение, дв<орянин> Аркадий Мак. Абаза (преподаватель пения в Курском реальном училище), вера православная 150 руб. 1 окт. 1883 по найму 1 окт. 1883