автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Из истории общественно-политических движений Индии, 1920 - начало 30-х гг.

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Кабаев, Дмитрий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Из истории общественно-политических движений Индии, 1920 - начало 30-х гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кабаев, Дмитрий Александрович

Введение.••••••.

Глава 1. ДлШЦ ^ШШлОЖШ и£^АХ1ШС&)Г далаш и богъи изиллаш за падшов прйдяашяшдгйо"- в органах вяасгл шлол тдм.

1.1. Зарождение антибрахманских тенденций в политической жизни юга Индии«

1.2. Позиция "Партии справедливости" по вопросу "общинного представительства" в индийской политической системе.

Глава 2. ДОГШЫОСХЬ И ¿№1Ш 1КХЩЯЛ Ч1АгГ,1Л аТРАШДОЛЗОСГЛ'Ч КгЮЛВ ЙШ^А£ШС;£0Г

ДШ2Ш В кащ 20-х - НАЧАЛА 30-х гг. 2.1. Кон1дэпция "дравидизма" и ее пропаганда в '4 1 Йшой Лндии.••••••.

2.2. Общинные указы правительства Ыадрасского президентства и фракционная борьба внутри "Партии справедливости".«.

2.3. "¿деияенне самоуважения" •••••••••.•••••••

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по истории, Кабаев, Дмитрий Александрович

Актуальность проблемы. Исторические изменения, которые продолжают происходить во всем мире, выявили некоторые общие для всех стран закономерности общественного развития, которые неизбежно присущи для того или иного общества на определенном историческом этапе. Оно всегда имеет свою четкую иерархическую структуру, т.е. оно разделено на различные социальные группы, которые находятся в постоянном развитии. Дальнейшие экономические и политические изменения в обществе ведут к бурным социальным преобразованиям, к слому старых порядков и традиций, а также присущим км взаимосвязям. Изменения, происходящие в какдой стране и каждом регионе, как правило, приводят к возникновению качественно новой политической обстановки.

Ярким примером тому служит одна из крупнейших стран Азии -Индия. Социально-политическая структура современного индийского общества чрезвычайно сложна.Зто определяется не только многоуклад-ностью экономики, пестротой расового, национального и религиозного состава населения, но и наличием различных социальных институтов, сохранившихся от предшествовавших исторических эпох и продолжающих воздействовать на формирование общественной жизни страны. Возникающие в этой связи противоречия становятся важным элементом внутрипартийной борьбы. Особое место среди таких институтов занимает кастовая система, влияние которой весьма значительно в социальной, культурной и политической жизни современной Индии.

Изучение небрахманского движения периода 20-х и начала 30-х годов XX века актуально с научной и политической точек зрения еще и потому, что на определенных его» этапах кастовое противоборство и политическое соперничество переплетались с этническими и религизньмя, кланов сгд раздорами, что привносило качественно нобытэ момента в развитие национально-освободительного движения Индии, социально-политической обстановки в этом регионе. В настоящее время подобные тенденции, тесно связанные с групповыми и клановыми интересами определенных социальных слоев общества развиваются не только в Индии, но и во многих дуугих странах, в том числе и в некоторых государствах СЛГ, в частности в Таджикистане.

Комплексное исследование этой проблемы будет способствовать не только выявлению обште закономерностей макклановой борьбы в Индии, но и осьшен'ла специфических особенностей этой борьбы,присущих для А&ноЯ Индии, Оно позволит так«е воссоздать более полную картину социально-политической эволюции этого региона,особенности взаимодействия облхеиндияских и региональных процессов развития, оказавашх влияние на ваэ последующую исторт страна вплоть до сегодняшнего дня. ,

Степень изученности .теш« историография вопроса и литература. Тема диссертации недостаточно исследована как в индологии Республики Узбекистан, стран СНГ, так и за рубе&ом, хотя эволюция индийских каст, их влияние на политику на общественном уровне з период новой и новейшй истории Индии в целом являются объектом исследования многих ученых.

Исследование небрахманского движения в Индии,опирающегося на кастовуо структуру индийского общества, было бы невозможные без общетеоретических разработок видных российских исследователей: Г.Г.Котовского, ¡¿.К.Кудрявцева, А.А.Куценкова,А.А.11разаускаса^.

X Кудрявцев i4.K. Сблина и каста в Хиндустане. - М.: Наука, i/lxi К^т^аский Г.Г. Касты в Ллд/и. - i*.: Наука, i^Oüj Куценков A.A. с-воллцил индийской касты. - »«.: Лаука, Л^азаускэс A.A. тнос, политика и государство в современной Индии. - !4»: Лаука, i J jQ *

В этих работах дана исчерпываздая оценка роли и кеста касты, как социального института, в политическом и культурном развитии Индии. В них также указаны те специфические особенности, которые характерны для иедийской политической системы. В частности, воздействие религии (индуизма) и кастового фактора на идейпо-полити-ческие процессы, а также использование кастового фактора,в своих целях теми или иными политическими лидерами. Неоценимую помощь в разработке исследуемой тематики оказали также результата исследований этнографов, социологов и экономистов, нашедших комплексное отражение в трудах указанных выше ученых. * :

В частности, важный вывод о том, что, несмотря на ослабление роли касты в экономической жизни Ицдии, значение этого института в культурной и политической сфере усиливается, представляется крайне важным для осознания причин зарождения небрахманского движения и осмысления более общих закономерностей всего механизма политической борьбы в Индии*.

В работе К.К.Кудрявцева дан комплексный анализ результатов 2 социологических исследований индийского общества . Проблемы общины и касты здесь увязываются с развитием форм собственности в доколониальной и колониальной Индии, что позволяет лучше понять место касты в социальной структуре общества.

Диалектике межкастовой борьбы и ее трансформации в политическую посвяцено исследование известного ученого А.А.Куценкова. В нем подробно освещаются происхождение, история каст в Индии,анализируются изменения в их внутренней структуре и функциях. Особое внимание уделяетея влиянию кастовой структуры на социальную

1 Кстовский Г.Г. Касты в Индии. - С.З.

2 Кудрявцев U.K. Сб^цина и каста в Хиндустане. - С. 15,

- G и политическую г.игнь Индии*.

Следует отметить, что изучение политических; движений на юге Индии в исследуемый период без должного знания истории националь но-осБобсдительного движения в этом регионе имело бы ' весьма ограничению направленность. Указанная проблематика подробным обра зом отражена в работе А.И.Левковского . Его освещение общественно-политических процессов, происходивших в 1'адрасском президентстве в начале XX в., помогло автору диссертации глубже разобрать ся в причинах роста национально-освободительного движения в последующей период и его трансформации в 2С-30-е годы в небрахман-сное движение.

При исследован::» вопроса взаимосвязи религии, каст и их влия ния на идейно-политические региональные процессы в Индии автор диссертации опирался на известные труды таких востоковедов, как А. Т. Белье кий, Т.Ф.Девяткина, В.И.Клюев, А.Д.Литман, Л.Р.Полонская, О.ВЛ'езенцева, Р.Б.Рыбаков и другие.

Богатый материал по этой проблеме представлен в книге В.И. Казакова . IIa примере конкретного фактологического материала показана дсформированность, крайняя неравномерность.в социально-экономическом развитии различных этносов в условиях колониальной Индии, историческая специфика формирования социальных слоев индийских этносов, в частности на юге Индии.

В этом же исследовании нашло свое отражение и влияние кастовой проблемы на региональные "этнические" движения. Автор педчер

I Куценков A.A. Эволюция индийской касты. - С.8.

Z Хевковский А.И. Рабочее движение и дальнейшее нарастание освободительной борьбы в Индии. I9C5-ICC3 гг. - К.: Академкнига, 1975. - С.5.

3 Казаков В.И. Борьба за создание национальных штатов в независимой Индии. - lä.: Наука, 1967. - С.5. кивает, что по сравнению с другими регионами Индии на 1ге традиционная социальная структура отличалась особой твердостью и устойчивостью, высокой степенью солидарности многочисленных касто-* вых и субкастовых групп.

Особенно важным для исследуемой теш в работах Г.Г.Котовско-го, Е.С.Каловой, М.К.Кудрявцева, Ю.Кутиной, А.А.Куценкова, А.И. Левковского, Б.И.Казакова, А.А.Бразаускаса, И.М.Хашимова является вывод о том, что к £0-м годам XX века кастовые интересы тесно переплетались с социально-классовыми интересами формирующейся национальной буржуазии, средних слоев города и деревни и защищали их*. \По мнению этих ученых, многоукладность социально-экономической структуры южноиндийского общества, сложный процесс формирования социально-классовых сил, отно-национального самосознания в условиях колониального гнета предопределили особую роль кастового фактора в жизни провинции.

Наиболее близкими к изучаемой проблематике из исследований российских ученых являются труды индолога Е.С.Орловой. В них она дает подробный анализ как положению неприкасаемых в Индии в целом, так и особым формам их угнетения на юге Индии , ццесъ также рассмотрены причины участия неприкасаемых в массовом небрахмансксм движении. Однако Е.С.Голова в основном исследует роль неприкасаемых в небрахманском движении.

Все отмеченные выше работы касаются преимущественно общих закономерностей функций и структуры каст, роли кастового фактора в развитии общеицдийского национально-освободительного движения в Индии и его идеологии. Круг же ученых Республики Узбекистан,стран СИГ, работавших или работаясз!х кад исследованием региональных про

1 Подробнее см. Библиограф изо диссертации.

2 Ендова Е.С. Неприкасаемые в Индии. - 15.; Наука,1971. -С.¿5. цссссв в Индии Скгис в прошлом, так и на современном этапе) и прежде всего социально-политических движений псд небрахманскими лозунгами, довольно узок.

Приоритет в изучении данной проблемы в странах бывшего СССР принадлежит ученым-индологам Республики Узбекистан М.М.Путиной и И.М.Хашимову. В их работах подробно рассматривается расстановка социально-политических сил в Хкной Индии накануне реформ Монтегю-Челмсфорда 1919 года, роль ИШ, характер и направленность политических движений, а также спектр участвовавших в них социальных сил. В работе М.М.Кутиной анализируются основные предпосылки возникновения антибрахманских тенденций в политической жизни ХкноЙ Индии в последней четверти XIX - начале XX в.* Цифровые данные и богатый фактологический материал, приведенный в ее работах, позволили в более полной степени отобразить в диссертации начальный период небрахманского движения в юясноицдийском регионе до 1920 г.

Таким образом, индологи Республики Узбекистан и стран СНГ сделали большой вклад в исследование общих закономерностей развития национально-освободительного движения, обстановки в различных индийских регионах в начале XX века, а такяге влияния кастовой системы, этнических и религиозных особенностей индийского общества ' на политическую жизнь. Шесте с тем, очевидно, что антибрахманские тенденции в политической жизни юга Индии в особенности небрахманское социально-политическое движение в 20-30-х годах до сих пор не получили должного освещения.

Не изучена также и межклановая борьба за власть в Кадрасском президентстве. В целом, в индологии стран СИГ не в полной мере отражена проблема регионализма в национально-освободительном движе

I Х&шимов И.М., Кутина !».1£. Деятельность Ипд-/£ского Национального Конгресса и других регионалыслх общественных организаций. -Ташкент: Сан, 1933. - С.£04. няи, анализ позитивных и негативных его сторон на формирование антиколониальной борьбы.

Недооценка регионального фактора в развитии национально-освободительного движения характерна и для большинства работ зарубежных исследователей. Например, известные индийские исследователи Д.Б.Ыисра, Б.С.Балидда и Р.С.Кадауаддар, несмотря на обширный фактологический материал о взаимоотношениях брахманов и небрахманских каст в экономической и культурно-бытовой сферах, расценивают возникновение антибрахманских тенденций в политической жизни &ад-расского президентства в начале века только как проявление дальнейшего раскола ю&ноицдийского общества, углубление непримиримых противоречий между различными его социальными группами*.

В работах этих авторов обособляются религиозный и кастовый I факторы, которые рассматриваются порой вне влияния экономических -и политических процессов. Вместе с тем зарубежные исследователи стремятся проанализировать, объективно оценить социальные, политические результаты деятельности британских колониальных властей, роль; традиций, каст и их устойчивость в процессе развития индийского общества.

В отом отношении особый интерес представляют труды американских и английских исследователей Е.Ф.Иршека, Д.А.Уошбрука, И.О. Кдриота, Б.Р.Томлинсона, С.Д.Бсйхера . Проблемы религии и касты являются ключевыми в этих работах. Эти исследования также имеют большое значение для понимания специфики уникальных ферм самоорганизации индийского общества, формирования антибрахманских тенденций в региональных небрахманских ассоциациях. Сборный фактический материал сочетается с аргументированиями выводами авторов

I Хапг.шов И.К., Кутина ££.№. Указ. соч. - С.235.

С» J* 'ilio A'olitiCL; о £ .outil la^lo, \jZJ-\)2>U - ti^LriJ^

1 J VjI iTU&C» • iolitico . OCi^J, cor.rii.ct 1Л «.outil Ir^xû. -i-OO rfjncoloci 4>crl.clcyt по отдельным аспектам идейно-политических процессов в &«:нсЯ 1а-здии в 20-х и 30-х годах. Исследования Е.С.Иршека и С.Д.Еейкера отличаются также и тем, что они в наибольшей степени касаются антибрахманской проблематики. Авторы справедливо указывают на елитерный * характер ©того движения, его узкогрупповую направленность. В отих работах также дается убедительный анализ кастовой основы иебрах-манского движения, его тесной взаимосвязи с социально-политическими процессами, происходящими не только в Индии, но и в Британской империи в целом. Положительной стороной трудов вышеуказанных ученых такте стало изучение диалектики общественно-политических процессов в Кадрасском президентстве в 20-30-х годах.

Однако при анализе зарубежными авторами вышеуказанных общест- ' венно-политических процессов явно в недостаточной степени рассмотрены некоторые положительные стороны небрахшшизма для усиления антиколониальных тенденций в общеицдийских политических процессах. Несмотря на то, что в работах как индийских,так и западных авторов i подробным образом рассмотрены кризисные процессы в небрахманском ► движении в 30-х годах, в них отсутствует комплексный анализ их причин. Многими исследователями роль региональных процессов представляется в одностороннем плане, довольно ограниченно рассматривается межклановая политическая борьба.

В целом, несмотря на наличие ряда работ в индологии стран СНГ, Республики Узбекистан и за рубежом, в которых затрагиваются различные аспекты темы диссертации, она остается еще малоисследованной. Кроме того, надо отметить, что именно развитие в 80-90-х « гг. социологического направления в востоковедении и появление новых методологических подходов к изучению социально-политических движений, в частности, позволили осуществить комплексный анализ предпосылок и эволюции небрахманского движения в Ккной Индии в

0-30-е годи. Цель и задачи исследования. Цель диссертации - дать комплексный анализ специфики общественно-политических процессов а ожно-индийском регионе, причин возникновения и эволэции небрахманского движения в Скной Шдии в 20-30-х годах XX века, деятельности "Партии справедливости** как авангарда этого движения, а такяе роли и места антибрахманских политических тенденций в развитии национально-освободительной борьбы в Индии.

Целью работы такхе является не только восполнение пробелов в социально-политической истории отдельных регионов Индии, но и исследование объективных причин возникновения и развития небрах-< майского движения, обоснование его объективной роли в процессе м становления антиколониального движения в Индии.

Из указанной дели вытекая* следупшие задачи исследования:

- показать на конкретных примерах механизм использования небрахманской концепции и антибрахманских настроений подавляюае-го) большинства небрахманов Ыадрасского президентства в узкогрупповых» порой клановых, целях небольшой группировки политиков, банкиров, крупных коммерсантов и помещиков;

- рассмотреть процессы религиозно-этнического характера» которые способствовали возникновение националистических тенденций в социально-политическом движении Шной Индии, становлению социально-культурной оппозиции» использование религиозно-обдинной неоднородности разных регионов Индии в политических целях»

- на конкретном историческом материале выявить главную цель» которую преследовали лидеры небрахманского движения;

- исследовать результаты деятельности правительства "Партия справедливости" и предпосылки ожесточенной политической конфронтации меаду представителями брахманов, традиционных привилегированных слоев Ыадрасского президентства с одной стороны, и лидерами новой нарождашейся небрахманской элита - о другой;

- раскрыть причины возникновения кризисных процессов в руководстве небрахманского движения в конце 20-х - начале 30-х го* дов и проанализировать его значение для развития социально-политической активности широких масс;

- воссоздать объективную картину взаимосвязи социально-политических процессов на ore Индия в 20-30-е годы о политической жизнью Индии и Британской империи в целом*

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды индологов государств ШГ и * в первую очередь« исследователей Республики -Узбекистан. Богатый теоретический и фактический материал» содержащийся в работах этих исследователей такке по-сдужил важной основой для выполнения задач» поставленных перед автором исследования, # Дня раскрытия темы диссертации автор руководствовался комплексным цивилизованным подходом к исследованию конкретных исторических проблем. Построение исследования на его основе позволило выявить и систематизировать воздействие обзих исторических закономерностей в конкретной политической и социально-экономической среде, схожесть функционирования многих закономерностей политической борьбы не только в Кадрасском президентстве» но и в Индии в целом*

Хронологические еэук;| исследования охватывает 20-е - начало

30-х годов социально-экономического и политического развития период^

4 Мадрасского президентства и обусловлены тем, что именно в это*г небрахманское движение получило наибольшее развитие.

И о т о'Ш т t но о л е до ва и ил условно мояно разбить на несколько групп:

- 13

К первой группэ относятся протоколы, резолюции, меморандуму манифесты и отчеты общественно-политических организаций Мадрасского президентства, ¿Ш, официальные документы британских колониальных властей, в том числе отчета губернаторов Мадрасского президентства, представителей как исполнительноЯ, так и законодательной власти британской империи.

Ко второй группе можно отнести речи, письма, мемуары, личную переписку и дневники многих политических лидеров юяноиндийсхого региона, игранаих в 20-30-х годах немаловажную роль в общественной жизни Мадрасского президентства*

Третью грусц/ источников составляют материалы индийской и британской прессы конца XIX века и первой половины XX века, а такке современные индилскиэ и западные научные издания.

Наиболее ценным источником являются документы общественно-политических организаций и движений, а также письма и дневники видных «шминдийских политиков первой половины XX века* Эти источники дают наиболее полную картину динамики политических процессов в Мадрасском президентстве в 20-30-х годах и позволяют оценить ее о максимальной объективностью* Личная о целка этих политиков событий того времени способствует более жогогранном/ рассмотрение различных аспектов небрахманского движения. Особенно ценным для раскрытия темы диссертации представляются ме^ары организаторов движения и создателей "Партии справедливости", а которых мохно проследить весь комплекс противоречий, связанный с политическим оформлением небрахманской группировки в качестве ^ ве^пулей политической силы Мадрасского президентства в начала

20-х годов* .Это в первую очередь относится к личнъы документам лидеров небрахмзнского движения ДЛ1аира, Т.Четти, Р.Нанагала, других известных политиков того времени, таких как Р.АЕер,Д.Рад

- 14 жагопалачар, Р.НаНпер, Р.Романатан*.

Отчеты губернаторов и других представителей британских властей выявляю * политическое и социально-экономическое воздействие« которое оказывало набираааее силу небрахманское движение на процессы, происходившие в Индии, и на колониальную политику британского руководства.

В работе такие использованы справочные издания конца XIX -начала XX века, в которых содержатся статистические сведения о положении тех иди иных социальных групп я сдоев населения, о состоянии общественно-политической жизни в южноиндийском регионе* Ото относится прежде всего к переписям 19II и 1921 годов, справочным материалам Иадрасского государственного архива.

Критический анализ отдельных источников дается по мере раскрытия а диссертации отдельных вопросов исследуемой темы.

Научная новизна диссертации. В ней впервые в индологии Узбв- Д кнстана и стран СНГ на основе широкого круга оригинальных источников и литературы дан комплексный анализ социально-политических процессов на юге Индии в 20-х - начале 30-х годов XX века, особенностей становления, развития и кризиса небрахманского движения на основе новых методологических подходов и реалий. Исследование антибрахманских процессов на юге Индии в этот период позволило более полно раскрыть как положительные, так и отрицательные их стороны, а так*е степень воздействия на национально-освободительное движение страны. ' \

Впервые на основе обширного круга исторического материала показан элитарный характер социально-политической группировки небрахманов - "Партии справедливости*. Вместе о тем автор указывает на объективность появления и развития антибрахманских тенден

I Подробнее см. библиограф диссертации. циа именно в отот период истории Индии. г!а основе многостороннего анализа вышеуказанных источников раскрывается становление небрахманской политической группировки как неизбежное следствие социально-экономических процессов в Индии в конце XIX - начале XX века, а таксе колониальной политики британских властей.

Автором также обращено внимание на диалектическую взаимосвязь процесса регионализма о общеиндийским национально-освободительным движением на фоне развития небрахманского движения.

Особое внимание в работе уделяется кастовому аспекту кебрях-манекого движения. Впервые на основе богатого фактического мате-- ' риала» а такяе деятельности конкретных политиков показано» что небрахманское движение являлось в исследуемый период не столько кастовым по своей сути, сколько социальным.

В целом исследование социально-экономических и политических процессов на юге Индии в 20-30-х годах» способствовавших развитие небрахманского движения, а затем и его кризису» является первой попыткой в индологии Узбекистана и стран С1Г проанализировать обширный исторический материал по небрахманскому движению, рассмотреть ряд малоизученных проблем я оценить их роль и значение в развитии национально-освободительного движения в Индии*

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может способствовать комплексной разработке проблемы развития национально-освободительного движения на юге Индии, генезису специфических процессов, влиявших и продолжающих влиять в настоящее время на баланс политических и социально-экономических сил в этом регионе. Материалы диссертации могут быть использованы в высших учебных заведениях, при подготовке общих или специальных курсов по истории Индии. Теоретические вяводы и фактический материал могут быть полезны для политологов при многостороннее анализе политических процессов в шн о индийском регионе.

Дпзобация диссертации. Основные положения диссертации были отражены в ряде научных статей и докладах автора.

Автор выступал о научными докладами на научных конференциях ~ молодых ученых в 1932 и 19-J3 годах в Шституте востоковедения АН Республики Узбекистан.

Настоящая работа была обсуждена на заседании отдела "Политического развития и общественных движений стран £хной Азии" Института востоковедения All Республики Узбекистан.

Гласа I. гкг-шл ьсзля-лэ^ш аЕ^Ахлла;ого

ДО И ШЪЬА ИЕ^АХШОа ЗА ЧВДШОЕ

В ОРГАНАХ ЫАСГЛ КШОЯ Ш&1Л

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Из истории общественно-политических движений Индии, 1920 - начало 30-х гг."

Небрахмансков движение сыграло противоречивую роль в развитии ^ национально-освободительного движения в 11нд11и, наложило своеоб разный отпечаток на его идеологию, С одной стороны, оно расшатыва ло патриархально-^^'еодальные устои индийского o6i:;ecTBa, кастовый институт, который тормозил социально-экономический, политический процесс в стране, стремилось х упрочению б^-ржуаэных отношений,кон солидировало и стимулировало политическую активность патриотиче ски настроенных слоев юяшоицдийского общества в лице представите лей небрахманских каст. С другой сторо1ш, вцдвижение на первый план кастовых, узкорегиональных интересов в ущерб общеивдийскому единству в национально-освободительном движении, тормозило про цесс освободительной борьбы И1^дийцев, способствовало обособлен ности 1иадрасской провинции, росту регионализма. Ота противоречи вость небрахманского движения наиболее полно просматривается на примере деятельности "Партии справедливости" в борьбе ва "общин ное пре;дставительстбо" в законодательных органах власти и поли тического противостояния против брахманов на выборах. Деятельно сть "Партии справедливости" раскрыла перед небрахманами их потен циальные возможности, сплачивала их ряды и сыграла большую роль в становлении политического самосознания небрахманов, составлявших большинство населения провинции.В результате общинных указов правительства "Партии справедли вости" постепенно начало меняться соотношение сил брахманов и ие брахманов на государственной службе в пользу последних, которые начинали занимать доминир^тощие позиции в политической жизни Кад расского президентства. Сто привело к фсрмированиэ новой полити ческой элиты, отражавшей узксрогиональные интересы. Илогих не- л/

брахманов из "Партии спрйведл;1Б0Сти'* уыа не устраивали сграии^^ен ныв, цели этой группировки. Политически активное, патриотически ; настроенное большинство небрахманской общитш Кадрасского прези дентства все в большей степени начинало вослриншгать призывы И111< к общеиндийскому единству в антиколониальной борьбе и стало всту пать в ряды этой организации, )J,i -Л'- ( Возникновение небрахманского движения было крайне своевремен- А но и для английских колониальных властей* В условиях активизации 1 Ж , дрзтюс региональных антиколониальных организаций, роста ос вободительной борьбы в Индии в целом, деятельность "Партии спра ведливости* и, в особенности, пробританские лозунги ее лидеров были на руку англичанам. Британские колонизаторы сти1|2улировали и поддеркивали кастовую направле^шость небрахманского движения на юге Индии, подогревали межкастовые, межэтнические и межрелигиоз ныв противоречия в целях раскола национально-освободительного движения в стране. Однако, уже ко второй половине JSO-x годов ста ло очевидным, что политическое движение небрахманов южноивдийско го региона имеет не столько кастовую, сколько социальн^'Ю направ ленность.Попытка овладеть основными рычагами исполнительной и законо дательной власти была основной причиной пропаганды деятелями "Пар тии справедливости* "дравидистской* концепции. Национализм был лишь одним из средств для лидеров небрахманов в их стремлении .прийти к власти. Руководство "Партии справедливости* всегда стрв-v милось действовать легаль!{ыми методами. Но их национализм в ис след^'емый период не перерос в сепаратизм. Требования автономии, особого стношэния к небрахманам в политике, создание специфиче ских условий для (|[.ункционироЕак;1я местных органов власти были главными лоз>'нгшш движения.Сторонники антибрахманской концепции суиелА пробудить полити ческую активность у населения самых отдаленных и гл^'бинных райо нов £^ :адрасского президентства. Небрахманское движение в конечном счете закрепило на политической арене Ицдии специфику социально ©кономических и культурно-исторических процессов кскноиадийского региона, усилило идентификацию этого региона^ в массовом сознании как отдельной и самостоятельной культурно-исторической обцности.Антибрахманизм стал основой этих процессов. V Шесте с тем, после прихода представителей верхушки небрахман ской общины R власти и создания благоприятных условий для вытес нения брахманов с государственной службы, стало очевидно, что по зитивный потенциал "Партии справедливости" был исчерпан» Сб этом свидетельствовал отход от небрахманского движения большого числа его бывших сторонников из среды интеллигенции. Трансформация не брахманского движения в середине 20-х годов, а также изменения в самой "Партии справедливости" в это время, объясняются прежде все го узкогрупповыми политическими целями лидеров этой группировки, достижение которых на определенном промежуточном этапе требовало привлечения значительно большего числа сторонников из других со циальных слоев. Этот процесс сопровождался усилением ее консерва тивного крыла и сужением его социальной базы.1^оме того, узость социальной ориентации была не единственной Л причиной региональной ограниченности движения небрахманов. Самым главным препятствием на пути распространения небрахманского движе ния на другие регионы йздии стало нежелание большей части небрах манского руководства выступить против англичан и лишиться тем са мым всех преимуществ исполнительной власти в президентстве, поте рять политическую инициативу и пойти на союз с ГЛИС. Это было ецв одним свидетельством с^тубо региональной направленности движения. Шесте с тем, политические акции ^^ртии справедливости", не смотря на их ограниченный характер в отношении социальных преоб- , разеваний, проб^71Или рост политического самосознания многих не брахманов, создали атмосферу, способствовавшую развитию антиколо ниальных и ре^^орматорских идей llllli в регионе. Однако, специ.^ика у юга 1!цдии с преобладанием в его населении небрахманов привела к тому, что антиколониальные и другие политические акции Ш1К не всегда здесь полссхительно воспринимались. Политические настроения Л большинства небрахманов создали благодатную почву для восприятия более агрессивных антибрахманских теорий. Результатом именно этих процессов стало возникновение "Движения самоувакения", которое было направлено на упразднение традиционного социального превос ходства брахманов.С начала 30-х годов кризис в небрахманском движении углубил ся. Этому способствовал жестокий экономический кризис. Капитали стические процессы начали разрушать традиционные социальные струк т^ 'ры, которые усиливали поляризацию различных общественных сил, обостряли социальную мотивацию юс политических программ. Кроме то го, економичесхие процессы начала 30-х годов в значительной сте пени подорвали традиционные межкастовые и внутрикастовые связи.Несмотря на то, что каста в значительной степени продолжала опре делять уклад Еизш, на передний план начали выходить интересы бо лее широких социальных слоев и групп. Представляется, что именно в это время стало ясно, что небрахманское движение является резу льтатом политических процессов, характеризовавших переходное со стояние южноиндийского общества от региональной обособленности к ' более полному включению в общенациональные экономические и поли тичес1сие процессы.