автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социально-культурные факторы изменений сельской семьи на примере Вьетнама

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Нгуен Чи Чунг
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Автореферат по социологии на тему 'Социально-культурные факторы изменений сельской семьи на примере Вьетнама'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-культурные факторы изменений сельской семьи на примере Вьетнама"

Р V Б ОЛ

российская л.члазяя наук

ШСТИТУТ со! [ЯАЛЬП 0-!ЮЛ1ТТ!П Й'.У-!'X ИССЛ КОПАНИЙ

Ка правок рукописи

нг/ш та ЧУНГ

сощшшо-куяътуншв фактош изменений сельской семы! на примере Вьетнама

Специальность 22.00.04, - социальная структура

социальные институты и образ Еизак

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

Москва - 1994

Работа выполнена б Отделе социальной структуры и социальной стратификации Института Социально-политических исследований РАН.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор СТАРОВЕРОВ В.И.

I

Официальные оппонента - доктор социологических наук ' профессор КОЛЕСНИКОВ А.Н.

кандадат философских наук ЛАДЕНКОВ Н.В.

• Ведущая организация -кафедраГсоцчалог ии "сёмьи

социологического ф-та МГУ им.М.В.Ломоносова

Защита состоится _1994 г. в_Г1ас0в

на заседания специализированного совета Д.200.13.01 Института Социально-политических исследований Российской Академиинаук по адресу : Москва. ул.Писемского,13,отр.З * С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСПИ РАН.

Автореферат разослан " " _^994 г.

Учений'секретарь Специализированного Совета Д.200.13.ОТ,

кандидат философских наук Т.В.Ковалева

ОЗШ «РШТЕРЙиТИКА РЛЕ01Ы

• Псагедаяя чз?вер*& Х5 Езка стгаа периодом ки?ея$:??1тоЗ ?»5е^:пзаиии буквально веет с$ер спвсдьяой пргсикзаики »»мг-очест-аа. 3 оо-ново ее лв-ат -¿"кжз гяооалоые фзк-г&ри как'научно-техническая тсиое д^хэяга* прксяоссбтпейся к запросам времени ягштиглстпчесйой система» проягляжееся-в интернационализации кив??г.та и поступательном расааре-вяа сфера раючянх отнееэизй{ развал Советского Ссюза а, как следствие, социалистической сястеиы как относительно организованной «елсстяостк; и другие.

Более хрупкой и уяэтшмой 3 связи с этими препесейм. стала я первичная ячзйка социальной оргавиаадик .любой нацаа я любого об-дестеа - семья. Модернизация ее я городах сопрог«--ждалась не только позитивными обновления?,-я t но и серезинмз утратам«. В теяг числа определению« распадом семья как социального института. Однакоуже с началя 80-х годов стало ясно, что но обходят эти .«тления и сельскую семью. В то« чяслв в ток-гл, еще далеких казалось бы от современных кризисных явлений индустриального и постиндустриального обществ странах, как Вьзтнам, с его гта преимуществу крестзупгскям обществом.

Нарастание негативных явлений в функционировании и развитии современной семьи ставя« перед обществоведа*® актуарную задачу познания кэханиэтов а характера проио-ходясях изменений, поиска более вффвктюгах адаптивны?/ механизмов, обсспочивавщих эволюционное обновление сежа, при сохранение всего того позитивного в ней, что делав? > этот социальный институт ваяяейшей составной любого -жизнеспособного общества н главннм условием сохранения к будущности любой нации, нардаости. Центральным моментом . такого познания являются установление факторов, влияющих на изменение семьи в современных" условиях, их сопод-чиненности, механизмов действия, поэитавннх и негативных аспектов их влияния на те или няне аспекты функционирования а развития семья.

Актуальность вышеназванной исследовательской задачи тем -более насущна ствосятельно социаяьно-^ультурных факторов жизнедеятельности семья. Сельской семья, в особен-»

нсстч. Об этом свидетельствует анализ рортряния ^ддлд— лованностч проблематики семьи в целом. Социологической исс^едованностн ее, в частности.

В принципе анализ жизнедеятельности семьи, воздействующих на нее факторов исторически восходит к аристотелевским временам. Именно от Аристотеля идет традиция рассматривать семью как самую маленькую, и вместе с тем основную общественную ячейку. К анализу ее обращались крупнейшие ученые всех времен и народов, в том числе Г. Мчурер, Л.Г,'орган, Ф.Энгельс, А.Бебель и многие другие , подготовившие современны!! взгляд на семью. Класики со-щплогии семьи З.Огберн, М.Нимкофф, Х.Шельский, Р.Кениг, В.Гуд у. друше, а также известные российские исследователи'семьи А.Г.Харчев, А.И.Антонов, З.А.Янкора, М.С.Мац-ковский создали основы комплексного социологического изучения семьи, н тел числе механизмов ее изменений.

Вместе с трм основное внимание их уделялось выявлению природы, структуры, облика семьи, ее. ре продукт ивного поведения, экономических, воспитательных и социально-пси-хотогических функций и т.п. аспектам. В принципе довольно устойчивое, тысячелетиями отшлифованное функционирование семьи практически не ставило проблему ее модернизации.Эта проблема рассматривалась в срезе веков и формации, а потому интересовала по преимуществу историков, этнографов, отчасти экономистов. И только в последние годы явственно обнаружившийся "кризис" семьи заставил пристальнее всмотрелся не в длшшоволновые эволюционные трансформации этого Социального феномена, а в противоречия бурно начавшейся модернизации семьи.

В первую очередь внимание привлекли экономические факторы, смена сопяально-психологических стереотипов поведения л!?дей, изменения в социальной организации общества, визьтагацие сдвиги в структуре семьи, отношениях между поколения!®, в том числе в семье, в репродуктивном поведении, Большое внимание уделялось влиянию на семью роста уровня образования и культурных запросов населения, организации общественных форм бытого обслуживания и т.п. важным факторам.

И только в последние годы стала настойчиво ставиться

праблй:?,а исключительной роли п общественних, в том тослз а сеглейлих секзох социально-культурных архетипов сознания. В связи с от та усилился интерес социологов к разработкам а особенно я фактическим материалам, получении?.«-' в данной области этнографами, издавна изучающими с ела, но в спг-цк$ичосксм аспекте, год углом связи с культу ро-духовшдяг ргалилга ее функционирования.

Вся зта работа осуществлялась по преимуществу на пр:.*-мэрг европейской и исключительно городской семьи. Считалось, что консервативность сельской социальной организация столь велика, что ее социально-культурные архетипы п по сей день пзмзняктсл предельно медленно, а потому аналогичные городским противоречия в сельской семье П01са' еще не возникают.

Однако в последни.Ч период все больше появляется тревожных факторов я явлений, похазнваккдах, что деревня не обходят никакие "оби:ец:ншлкзацяошше" болезни. В том числе противоречия модернизациошшх процессов в сеиьс. Это и побудило нас попытаться осмыслить некоторые стороны ланчах процессов.

Цель и задатл исследовании состоят, с одной стороны, а выявлении места и роли соцяально-культургпяс факторов в модернизацяониых изменениях сельской семьи, с другой, в анализе на примере вьетнамской деревни конкретного характера влияния этого фактора на основные аспекты функционирования и развития сельской семьи. В связи с этим в работе ставится следующие задачи : * .

- уточнить социальные ¡механизмы изменения семья с позиций не длиноволновой эволюции, как это имеет место в ■ традиционных исследованиях, а через призму модернизацией-/ ного скачка, как это имеет место в современных условиях;

- рассмотреть в свете этого культуру и юциально-культ турные ценности семьи;

- выяснить в этом же ключе специфику сельской семья и ее культурных основ и, соответственно, установить особенности методики конкретно-социологического изучения социально-культурных факторов изменения современной сельской семьи;

- проанализировать влияние социально-культурных факторов на современную вьетнамскую семью, ее-основные фун-

кцпи иг на этой основе ьнработать рекоь-.енг.тш » облает?, политики се&.ьй и условных внтонеявчой ломии грццп да окнах устоев вьетнамской деревня.

ДрШШХ нашего исследования. татем образои, состав-» ллст влияние социально-культурных факторов на еодерциза-пшо современной сельской семьи.

££ШШН! исследования явились сеаьские семьи разного тина.

Теоретическое и Уэтодологическд{;__осчзд^ диссертация явились труды вышеназванных авторов, а такие работы вьетнамских ученых, исследователей сельского общества. Таких, к^к. Ккед Эиснг, Нгуен Хонг Фонг, Нгуен Ты Ч«5 Ло Тхай Зкзнг, Буй Куагг Зунг и другие. Автором ис»ольэоваг;ы труду российских ученые по социологии деревня и сельской семьи В.И.Лгаровероиа, М.Г.ПанкраговоЙ, Ю.В.Арутюняаа, В.П.Крас-яекоэоГг, И.Н.Сальниковой. А.Н.Колесникова, К.Т.Л'.-внкина и других.

Эмпирической осяот,Оу1 нашего исследования явилась социальная статистика Статуправления Вьетнама, а так ке дан.те* репрезентативного дзя вьетнамской вере вин конкретно социологического яссльдоааяня» проведенного Ханойским Институтом социологии Вьетнамской АН, где автофаботал до аспирантуры, п так же селедование в обшпне Таияон пра~ вянш?п Хабак /уезд Тиеншон/. проведенного в 13Э0 году.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней:

и Установлены изменения в структуре и репродуктивном повелении сельской семы под влиянием модернизации ее социапьно-нультурннх ценностей.

2, Выявлено влияние социально-культурных факторов в^, экономическую жизнедеятельность современной сельской ^а-

3. Рассмотрено усиление воспитательной функции сельской се^ьи под влиянием ее социально-культурного развития.

А, проанализирован механизм взаимодействия традици-с'иостй и модернизма социально-культурных ценностей, сельской семьи, позволяющий нейтрализовать негативные и усиливать позитивные аспекты влияния социально-культурного фактора на .изменений сельской семьи.

Тедп^гкческая значимость работы определяется установлением, воКервых. места и роли социально-культурного фактора в системе основных факторов модернизации сельской

_ ? -

семьв, Ео-Бтсрих, относительной свобода проявления детер-мяшиисккой рола ссци?лько-культуряах факторов, в-третьи", природы устойчивости социально-культурных архетипов сознания сельского населения п ез "азиатской" особенности.

Практическая значимости диссертации заключается а возможности использовать получоянцг результаты а работе пс уточнен™ государственной пелктвкя в областя семьи з переходный период, вервииваемый вьетнамским обществом, а такте в методическом обоснования познавательного процесса, позволяющем развивать ачологичнне исследования вглубь, з направления системно-мониторинговых социологических исследований. ' , "

Дпробаиия диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите 29 июня 1994 года на совместном засе- . дании Сектора социологии сельского хозяйства т Отдела Социальной структура и стратификация ИСПЙ РАЯ. ДОатеркаяы диссертация получили отражение в 3 публикациях а тавде в выступлениях автора на заседаниях постоянно действующего при ЙСПИ РАН семинара "Социальные проблемы аграрных рефорУ в 1992-1993 годах я на секции Общероссийской конференции "Россия на пороге XXX зека" /октябрь 1994 г..Москва/. ,

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиография.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введения обосновывается актуальность, новизна исследуемой темы, выясняется степень ее исследоваяности, определяются цели я задачи исследования, характеризуются ее методологические основы, излагается научная новизна, теоретическая я практическая значимость.

Цетгаая глчяа - "Теоретиго-методологически<5 вопросы ро- > апологического изучения социально-культурных факторов изменения сельской семьи посвящена взаимосвязанному рассмотрению не только общих, сколько специфических- аспектов ' теории и методологии социологического исследования гнте-ресующей нас проблемы. Она состоит из четирех параграфов.

В первом параграфе рассматриваются социальные механизмы изменения семьи. В ней освещаются основные пр'знаьл семьи как „одной из форм социальной общности люде::, первичной ячейки общества, в которой фокусируются разнообраз -ные стороны социальной жизнедеятельности, в силу чего анализ ее требует даогоаспектного подхода, базирующегося на .

даьнух большой совокуггности наук, идеологической основой" которых является философия человека и общества - экономики, нрава, этнографии, истории, психологии, педагогики, демографии, социологии и т.п. Охарактеризовав специфику подхода различных наук к проблемам изменения семьи, автор делает в^вод, что целостное понимание этих изменений выходи.- за рамки большинства названных наук в экономику "п социологию. И это особенно характерно для понимания процессов во Вьетнаме, связанных с переходом большой неразделенной семьи к иным ее типам, я параграфе на основе а-налчза конкретного материала процессов исторической эволюции семьи в обществах разных типов / в Европе, Лфрнке, Азии / прослеживается сквозная линия ее на современном этапе, характеризующаяся нуклеаризацией семьи. Это не только объективное явление, отражающее доминирующие социально-психологические установки современного человечества, но в основной фактор Ъсех прочих изменений в функционировании семьи. Сдешсивание этого процесса обусловлено, как правило. неэкономическими, привходящими Факторами, однако везде о-развитием экономического благосостояния общества эта тенденция реализуется все в больше^тепени. 1" Вьетнам здесь не исключение.

с указано, что социальные воздействия ко. семью в значительной степени опосредованы ее полифункш'.ональностыо, являются сянтеэом реализации этих функции. В связи с этим характеризуется сущность основных функций семьи - репго-дуктивнфй, хозяйственной, воспитательной, рекреационной, ¡оммуниЬат-шноВ, поклзана их взаимосвязь. Рдесте с тем показано, что механизм социального воздействия семзю не моА^т быть понять, буду>1 и взят сам по себе, в отрыве от-огюсредувщей ролй с о ци ал ь и о - к у л ь т урн н х архетипов семьи, ее состава. Это относится не только к таким регуляторам, как комллскл этических, мировояренческих, нравственных, реги-лио.зНых регуляторов, но и Экономических регуляторед базисных отношений семьи с природой и обществом.

В связи с этим выводом, во втором параграфе первой глг~ еч характеризуются ¡культура и социально-культурные ценности семьи. .опрёделяющие характер ее жизнедеятельности.-:-дч: При

этом культуру мы понимаем как все то, что противостоит девственной природе, как нечто созданное и взлелеянное -трудом человека. Как совокупность материальных и духов» них ценностей, а также способов их создания, умение и^ пользовать их для д&чънейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Как меру человеческого в человеке, характеристику развития его как общественного существа. Семья является одной из фош социаль- , кого бытия культуры, ее производства, хранения, распространения и потребления. В параграфе рассмотрена специфика преломления общих культурных ценностей в культуре семьи. Показано, что урогзнь культуры семьи определяется степенью ее социализированности, приобщенности к социокультурным ценностям общества, а тшие степенью развития индивидуальных способностей ее членов. В обыденном сознании уровень культуры ассоцируется с освоением необходимого минимума научных знаний, воспитанностью вообще к, в частности, с эрудицией,художественным вкусом, знание норм поведения, моральной ответственности, В семье эти качества ее членов формируются в основном через систему отношений между супругами, а также в процессе -воспитания детей, а реализуются в виде социокультурной активности в часы досуга, которая носит самые разнообразнее формы и зависит от общего уровня культурн в том или ином социуме. Существенно зависит ее реализация от типа семьи.

Рассмотрев особенности воздействия на жизнедеятельность семьи, ее социально-культурных ценностей, диссертант отмечает известный параллелизм влияния на семью комплекса глобальных социокультурных ценностей и совокупности соцй-,' алънш: отношений показывает, что каждые из н'лх воздействуют на семью через свои институты. Глобальные социокультур-ные-ценности - труд, свобода, справедливость, красота,* истина, добро..,г с необходимостью соотносятся с системой производственных отношений, власти в лице государства, права, выраженного в законах, наука, создающей картину мира, эстетическими и этическими отношениями. Здесь мч имеем Дело с ценностным представлением социальных ориен-т таций, которые и есть те социальные механизмы, посредством

котопых общество имеет возможность влиять на поведение семьи, формируя ее культуру. И сутаественным здесь будет усвоение комплекса культурных ценностей не столько осоз-нано-^ационально, сколько на уровне социально-психологическом, собственно и соответствующим ценностному уровню социальных ориентация.

В третьем параграфе первой главы характеризуется специфика сельской семьи и ее культурных основ. В последних с необходимостью трансформируются особенности сельского оораза жизни. В"связи с этим диссертант ре кал двоякую задачу : характеризовал •• ____специфику сельской семьи вообще, как семьи по преимуществу крестьянской или в наибольшей мере по сравнению с городской семьей сохранившей свои крествянские родовые корни; показывал специфику вьетнамской сельско? семьи, обусловленную, с одной стороны гтациональным характером ее, с другой, уровнем или стадией естественно-исторического развития вьетнамской деревни , только-только еще подходящей к. эпохе индустриальной годер-пиэтми ее скстемообразушего комплекса - сельского хозяйства.

,В силу значительного преобладания сельского населения в республике, демографические процессы на селе определя-ют'^щую ситуацию во Вьетнаме. При низкой смертности, здесь . высокий уровень рождаемости и естественного прироста. По-"'- ■ , этому проводится политика регулирования численности семьи. Но о"а малоэффективна, естественный прирост снижается медленно,!!! состазля^т более 20 промиллей. К этому надо добавить низкую миграционную подвижность сельского населения из-за трудностей устройства в городах, а такге 6 млн. демобилизованных и бе.кенцеЕ, возвратившихся после войны в деревню. Все это накладывает отпечаток не только на трудо-зваятость, но и на характер развития сельской семьи.С од-нс/й стороны, она перестает бнть монолитной, ибо возвращенцы привнесли нетрадиционные установки и социально-культурные ценности, новее пониг/ание жизнедеятельности семьи, во многом, несовпадающее с традиционным. С другой стороны^ , ¿ложности трудоустройства, экономические реформы, реализующие курс на индивидуализацию сельского хозяйства создают экономические предпосылки сохранения большой семьи.

Особенно, если принять во внимание, что во вьетнамском земледелии еще велика доля ручного труда. С-третьей, та же реформа, характер- такой важной составной <.'% как земельная реформа, в соответствии с которой только семья имеет право на земельный надел, провоцирует деление больших семей в тех районах, где есть резервы выдела ново-хозяевам земля. Отсюда противоречивость процессов изменения сельской семьи во вьетнамской деревне.

В параграфе рассматриваются основные сопиально-куль- . тургше традиции вьетнамской семьи и кратко характеризуются важнейшие тенденции их модернизации, а тагоге основные факторе, которые обусловливают такую модернизации, показаны наметившиеся противоречия между традиционными формат, которые усваиваются в основном молодым поколением. Что порождает определенный кризис вьетнамской крестьянской семьи.

О характере и основных чертах этого кризиса можно сулить только на основе эмпирического социологического материала. Отсюда воз> ;кчет необходимость в коыкретно-со-циолорическок изучении соцузльно-культурннх Факторов изменения современной вьетнамской сельской семьи, методика которого характеризуется в четвертом параграфа, первой главы.

В своем конкретно-социологкческом исследовании темы мы исходим из того, что социально-культурные факторы на уровне всеобщности - это те установки, те ценностные ориентации, которые складываются в семье под влиянием.социально-культурных ценностей как ответ на требования к ной социума. '

Сопло ".'льтурнне ценности проявляются во всех Функциях, кот.„ ле реализуктся семьей. Вместе с тем их проявление во всех функциях будет опосредовано основным содержанием каждой из функций и лишь в случае рекреационной Функции, реализуемой в свободное время, за пределом необходимого, они могут в::ступать ка самодостаточные.Связь же между структурой свободного времени и долей в ней активных форм проведения досуга, с одной стороны и участием людей в управлении производством, в хозяйствовании и с реализацией других функций далеко выходит за рамки прямой

зависимости от форм поведения в свободное время.

В параграфе даются уточнения я операционализация таких основных, йспользываемых в исследовании понятий как культура и социально-культурные архетипы, рассматривается вопрос о самодостаточности культ,урно-досуговой активности. Социокультурная деятельность типологизируется в зависимости от тяпологизации свободного времени. В связи с этим выделяется шесть типов ее. Они не исчерпывают все типы отношения к досугу, но достаточны для дифференцированного подхода к анализу культуры досуга в семье.

Существенным моментом анализа социальных воздействий на современную семью является классификация состава семьи и индентефикация процессов, связанных с его изменениями, Вадача эта не простая, ибо осложняется множеством вариаций в подходах в зависимости от естественно-исторических особенностей разных стран мира, В диссертации эта задача решается, естественно, с учетом традиций в состояния вьетнамского общества.

В параграфе характеризуются основные технические приемы, использованные в процессе сбора и анализа бмпиричес-кого материала, а также характеризуются сами источники эмпирических данных, особенно данных базового опроса, материалы которого использовались в диееартации.

- "Влияние сациалыю-культурных фактов на со ¡1 ременную вьетнамскую а ел ье кую семью" посвящена анализу реальных процессов во вьетнамской семье. Она содержит :;трн параграфа, каждый из которых посвящен наиболее существенным аспектам такого влияния.

В первом параграфе второй главы анализируются изменения в структуре и репродуктивном поведении селыркой сем^и ш тщтц.мрдерщтт' ее срциалщ-культурщ .ценностей

При всех заметных изменениях в облике и организационно-производственной основе вьетнамской деревни, произошедших после революции 1945 года, и особенно после окончания войны, семья здесь по-прежнему называется "ня", что. по мнению известного российского этнографа А.И.Мухменова соответствует понятию "малой семьи феодального периода", которую некоторые исследователи индентефицируют с большой патриархальной семьей. Во многом это связано с привычным

восприятием ее как ценностного типа, как формы традиционной культуры, представляющей собою своеобразный симбиоз буддиских ценностей, хотя и в менее сложной и глубокой форме чем в Индии, и ценностей конфуцианства, не отягощенного политикой, как в Китае, а трансформированных в соответствие с более "демократическим" характером вьетнамской деревни. Перемешавшим--соединившись друг с другом , они в результате образовали естественную форму социальной организации, весьма подходящую для вьетнамского варианта ' азиатского способа земледелия, самого превратившегося за множество веков своего функционирования в определенную традиционную культурную ценность.

В координатах этих ценностей рьетнамская семья реализует обобщающий смысл различных форм существования по замкнутому кругу, основу которого составляют воззрения и представления о "переселении душ", кармы, воздаяния за деяния, совершенные в предыдущих воплощениях. В соответствии с э-тиг/и представлениям;- брак, семья, репродукция важны и необходимы прежде всего потому, что чесез рождения сына вое--станавлпвается целостность системы, главными составляющими которой являются "предки", "род" /"раса"/. Ценностный тип такой традиционной культуры обладает определенной директивной силой в деле организации и единении деревень и родов, социума /общностей/, разбросанных в разных сельских районах. В таком социуме никто, никакой человек - даже сыно-~ вья - не может существовать отдельно, обособленно, как индивидуальные личности на Западе. Каждый принадлежит к одной семье, к определенному роду, и миссия каждого человека - исполнить свою роль в этом круге.

На '.„овнй взгляд эмпирический материал говорит не столько - 5 устойчивости ссмьи "ня", сколько об интенсивном разрулении ее. Под воздействием производственной кооперации в 50-70-е гг. большая патриархальная семья утратила свою экономическую основ* в виде необходимости ведения крестьянского хозяйства на принципах семейной производственно-бытовой кооперации. Так, по данным обследования в обшинах Куангби и Дайлен /уезд Тьыонгми, провинция Ха-

-14-

шонбинь/, проведенного в 1989 г. в рафиках проекта ИЕ/88/Р20 нуклеарньгх семей было уже около 60%, В общине Каткуэ 61,5$ семей были двухпоколенными /супруги + дети/, 29,4? трех-поколенными /супруги + дети + дед-бабушка/, а большинство остальных бшш неполными. Многопоколенные семьи бшш уже редкостью.

Однако социометрический анализ социальных связей в 8-тих же общинах показывает, что определенные основания по-прежнему называть сельскую семью семьей "ня" имеются. В трансформированном виде она реализуется через явление "хо". Так на вьетнамском языке называется ие только "двор", "хозяйство", но и специфическая семейная организация патронимического типа, охватывающая группу родственников по прямой мужской линии, объединенных общим культом предков и экономической взаимопомощью, И именно это обстоятельство обусловливает устойчивость традиционных ориентация вьетнамских крестьян в сфере репродуктивного поведения. По данным обследования в общине Тамшоя в 1990 году 62,5% их хотели бы иметь трех и белее детей, подавляющее большинство предпочли бы следующий вариант : 2 мальчика +■ 1 девочка. При этом у менее образованных крестьян эти установки сохранились в наибольшей степени.

Тем не менее определенные, притом довольно существенные перемени сегодня на лицо. Наиболее образованные, приобщившиеся к достижениям городской культуры крестьяне, не порывая с традиционным! ценностями и традициями, в том числе с установками на рождение сына как субъекта реализации освященного многовековым бытием смысла существования, подходят к этому вопросу все более рационально-осмысленно и все охотнее разделяют принципы государственного регулирования рождаемости. ..К этому их подталкивают и реалии экономического бытия,

С одной стороны, смена ориентаций в сельском хозяйстве с коллективно-кооперативного производства на арендный и затем индивидуально-семейный тип скова ставит в центр проблему большой семьи, имеющей достаточно рабочих рук для нового хозяйствования. С другой, наделение земгей по семьям заставляет взрослых сыновей торопиться с выделом, до того . как вся земля будет перераспределена. Поскольку земли ма-

ло, ю в ¡гзяообесяечекнах о» районах надолы небольшие, что дедяз? огономическк неоправданной усгднозку нп рог-дезие и воспитание большого количества детей. В таких районах срея!"е размеры семей намного меныко, чем в рай-снах, болае об-'-спечет"« зг.мелутчи угодьями.

Зтв лроцесси разпигагтея с тем сольтзй мягкостью, что традиционная крестьянская се\?.ья "ня" в принципе издавна стала сочетать в себе, нукдезрнке семь-/. Притом, § период коллективизации и довольно значительны масштабах. Псе это придает современной сельской семьз во Вьетнаме переходной характер. Однако движение этого перехода лишь з маю Я степени ассимилирует черты европейской семьи, а в целом сохраняет свою азиатскую природу и вьетнамскую специфику, в;;ра?ает Трансформацию и тем более не интенсивный модернизм, а плавную зволяцто, характеризующуюся сохранением я приспособлением к новым условиям традиционности. Это характерно дате для вьетнамских городов, а в деревне зысагеио допольяо отчетливо.

К такому выведу подводит нас и осуществленный во втором параграфе вторе'- главы анализ влияния срциально-куль-

пмы? ушздшшшудь

Нынешнее состояние вьетнамской деревни характеризуется мелким производством. Средняя возделываемая площадь на душу населения - самая низкая в мире. Так на равнинах Бакбо в среднем на одного труженика приходится 1-2 шао.т.е. 4-7 соток возделываемой площади. При нынешнем уровне агротехники земли достаточно, чтобы обеспечить работой лишь 1/3 трудоспособного населения деревни. Отсрда традиционный поиск дополнительной работы в других сферах экономики - в кустарной и ремесленной промышленности, в сфере услуг и торговли. В этих условиях семейная экономика оказывается белее гибкой, приспособляемой к ситуации по сравнению с коллективно-кооперативном производством. К ней и стала переходить вьетнамская деревня в соответствии с решениями партии и правительства уже с 1Э81 года. Сегодня даже там, где кооперативы сохранились, они. как в сфере сельскохозяйственного производства, так я в других отраслях сельской экономики реализуются по преимуществу в различных формах в семейных дворах.

Таким образом, традиционные социально-культурные архетипы трудовой деятельности делают современную экономику' вьетнамской деревни довольно гибкой и эффективной.Однако это же обстоятельство детерминирует характер такой экономики как "экономики выживания", а не прогресса.Естественно, что такое положение не может удовлетворять вьетнамское общество и оно стремиться модернизировать эту экономику, придать ей необходимую динамичность. Но не вопреки естественно-историческим социально-культурным условиям деревни, а используя их.

Опыт последних сорока лет показал, что ни смена собственности, ни модернизация организационных форм хозяйствования сами по себе не решают задачу динамизации сельской 'экономики. Она может быть решена лишь при условии оптимизации и взаикоувдаки изменений в формах собственности, организационно-производственных форм хозяйствования и.социально-культурных архетипов трудовой деятельности.

Анализ данных обследований свидетельствует, что при всей инерционности последних подвижки в них под воздействием роста образования и культуры сельского населения довольно существенны. Во-первых, уходит в прожлое безраздельное управление мужчины-главы семейством всеми основными компонентами семейно-хозяйственной экономики. С ростом образования жен они становятся равнощ^нымн партнерами хозяйственного управления. По'данным опросов среди жен с образованием школы 1!) степени /Ю-12 лет обучения/ более 40% совместно с мужем занимаются решением производственных и хозяйственно-экономических вопросов семьи, тогда кйк среди жен с низким уровнем образования только 5-65?. Во-вторых, более самостоятельными в этих вопросах становятся и дети, особенно сыновья. Уровень их образования и культуры намного выше, чем у родителей, те не-редко, исходя из своего жизненного опыта, не в состоянии достаточно верно оценить положительное и негативное в экономическом поведении младшего поколения и все , чаще полагаются на разумность решений детей. Свойственная крестьянству естественно-демократическая культура хозяйствования, исходившая из раннего взросления и ранней трудодеятельности детей, а также из решающей роли женщин в домашних хозяйственных работах все более смек.п-

ется рационально-осознанным демократизмом, протекающим из изменений в соотношении хозяйстаенн%омпетенции членов семьи. Что однако не Надрывает традиционные социально-культурнвз ценности семьи, связанные с представлениями о смысле жнэнп гг организационным типов "Хо".

С возвратом к семейному типу хозяйствования п условиях. когда cai.ro сельское хозяйство уже не мотет обеспечить благополучие и зто хозяйствование начинает базироваться на сочетании занятости в сельском хозяйстве и в неаграр— ных отраслях экономики и когда последние становятся более весомым источником благосостояния семьи, подвижки в перераспределении ролей становятся еде более существенными.

Однако, большая самостоятельность членов семьи в сфере экономики, обусловившая в Западной Европе и России интенсивную нуклеаризацию сельской семьи, во Вьетнаме не имеет столь прямо выратеняых последствий. Наш анализ подтверждает справедливость тезиса проф. Нгуен Ты Ти, что если в европейских странах понятие "нуклеарной семьи" достаточно четко очер .¡твает определения круг явлений, то во Вьетнаме оно итеет весьма расплывчатое содержание. Таете, впрочем, как и понятие "традиционной семьи?.

Специфический т;»п, а отсюда и специфика учета его в управлении, семейной организации во Вьетнамской деревне подтверждается осуществленным в третьем параграфе второй гла»к анализом усиления воспитательной Функции сельской семьи под влиянием ее соцгальир-культусного разват'/д. Помимо всего прочего он показывает выдвижение этой функции на первый план, что является существенным моментом устой--чквост" традиционности сельской семьи и вместе с тем из-менчиюс-и форм реализации этой традиционности.

Наболев существенным фавором этой изменчивости является образование. По европейским меркам оно во вьетнас&ой деревни еще невелико. Так, среди глав семейств лишь 5-6% окончили школу Ш ступени, 5-7 классов, т.е. школу П ступени окончили в разных районах от 30 до 60%, остальные -это те, кто имеет образование в пределах:начального. Однако. ликвидация в целом неграмотности раскрыла духовный потенциал вьетнам^ого крестьянства, позволила ему более осознанно реализовать те или иные установки, в том числе

в 'с$сре' воспитания и' образования детей. Опрос в облике Хайзш! показал, что почти все родители сегодня орпонтируется на то, чтобк дать своим детям большее образованна, нежели они име^ют сами.

Интересно однако, что именно в этой области современные установки вьетнамского крестьянства наиболее П;ч;-тишречявц относительно традиционных социал£№~куль?ур-них архетипов "ня" и "Хо". С од:;ой стороны предполагается различный уровень образования для мальчиков к девочек: для мальчиков определяется э основном Школа Ш ступени, для девочек П ступени. В этом невольно просматривается традиционное конфуцианское отношение к сыну, как главкому "проводнику" в круге смысле жизни. Но в этом ж просматривается и иной мотив, который особенно отчетливым становится в ответах на вопросах о желаемом будущем для детей. В мальчиках /сыне/ поощряется стремление к самостоятельности /62.6% ответов глав семей/, в девочках /дочерях/ - стремление оставаться в родном домз и заниматься се- 1ьскнм хозяйством : 46,6$. Но етпть самостоятельным -йю означает оторваться от деревенского социума, работать чаще всего б государстве!; и о?» учреждении, а в конечном счете, отораать<от сферы влияния семьи.

Думается, однако, что такая интерпретация только частично, отражает реальную ситуацию, вытекающую из практицизма крестьянина и высокой оценки им "образованных людей".

другие ответы характеризуют довольно глубокую уверенность респондентов, что самостоятельность их сыновей отнюдь ue biííat за рамки семейной организация типа "Хо", а только расширит ее социально-пространственные границы.

Тенденция ста имеет свойство' роста, ибо в наибольшей степени ориентируются на усиление самостоятельности своих сыновей главы семей, имеющие образование на уровне школы Ш степени - 84,6 процента. Более того, среди них наблюдается и довольно высокая ориентация на отрыв, обособление девочек - 54,0 процента ответов.

Без}словно, в-реальности эти ориентации далеко не всегда совпадают с возможностями. С переходом к рыночной экономики стабильность благополучия крестьянских семей снизилась в с годами в ответах крестьян на вопросы, до

какого класса будут учиться ах детп" становятся все менее уверенным. Я последнее вре?.ш растет доля учеников, которые бросют учебу. Причем, чем старше класс, тем. больше доля "выпавших". Эти явления отражают переходный этап в развитии социально-культурпнх ориентация, когда реальная жизнь недостаточно четко подтверждает сбою потребность в более образованных и культурных кадрах. II только формирование такой потребности, а оно зависит от темпов изменении в производстве и экономике, традиционно высокая ценность в глазах вьетнамских крестьян обра- ' зования и культуры получит прочную опору в самой материальной жизни. Пока же эта ценность опирается больше на усиление воспитательной функции сельской семьи под влиянием ее социально-культурного развития, получившего довольно мощное ускорение в годы культурной революции и по тглерции продолжающего свое поступательное движение. Закрепившись в социокультурных архетипах поведения семьи по причинам прежде всего их жизненносмысловой направленности.

Общий вывод на:;:::го исследования таков социально-культурные факторы изменения в сельской семье более инерционны, нежели факторы экономические, организационные и т.п., но влияние их по своей силе не уступает последним, . а в переходные периоды, "подобные тому, который переживает современная вьетнамская деревня, и превосходит их. В силу этого вьетнамская семья, отражая некоторые глобальные цивилизационные, общечеловеческие факторы прогресса и медленно ассимилируя некоторые общие для современной семьи стандарты и тенденции, сохраняет свою существенную специфику, а потому требует особого подхода к проблемам ее бытиг.

В з-" точении даны обобщающие вот ода и рекомендация.

По теме диссестации опубликованы следующие работы:

1. Социально-культурные архетипы крестьянской семьи/, газета "Нянзан" /"народ"/, на вьетнамском языке, Ханой, .«63, 05.03.1991.

2. Современная сельская семья Вьетнама : новь и традиционность. М..ИАС, 1994, в соавторстве, 3,6 а.л.

3. Социально-культурный аспект семейной экономики.

/Россия накануне 21-ого века.Вып.Ш.ИСПИ РАН.Л,

/в печати/.

■' !

¿-Шуей ЧУ Чунь