автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Изобразительное искусство Приморья конца XX - начала XXI века

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Левданская, Наталья Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Автореферат по искусствоведению на тему 'Изобразительное искусство Приморья конца XX - начала XXI века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Изобразительное искусство Приморья конца XX - начала XXI века"

На правах рукописи УДК 7.036

Левданская Наталья Андреевна

Изобразительное искусство Приморья конца XX — начала XXI века: «неомодернистские» и постмодернистские тенденции

Специальность: 17.00.09 — теория и история искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

1 9 ФЕВ 2015

005559205

Санкт-Петербург 2015

005559205

Диссертация выполнена в научно-образовательном центре «Центр изучения русского искусства и художественной культуры Дальнего Востока» Школы искусства, культуры и спорта федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет»

Научный руководитель: Алексеева Галина Васильевна, доктор искусствоведения, профессор, руководитель образовательных программ магистратуры и аспирантуры «История искусств» Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета Официальные оппоненты:

Грачева Светлана Михайловна, доктор искусствоведения, доцент, декан факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина

Гуменюк Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры дизайна и технологий медиаиндустрии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет»

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова»

Защита состоится «8 » апреля 2015 г. в 14 часов на заседании Совета Д 212.199.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп.5) и на сайте университета по адресу: http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Karta/karta 000000115.html

Автореферат разослан « О Я//520|Ч 2015 г. Ученый секретарь диссертационного Совета

кандидат искусствоведения, доцент

Александр Георгиевич Сечин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена исследованию «неомодернистских» и постмодернистских тенденций, определивших вектор движения изобразительного искусства Приморья в конце XX — начале XXI века. Этот период очень важен, поскольку является переломным. Заканчивается эпоха безраздельного господства метода социалистического реализма. В 1980 творческая группа «Художники на Курилах» успешно демонстрирует на всероссийском уровне свою трактовку «сурового стиля». В середине 1980-х становятся доступными для изучения архивные материалы об авангарде на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах (группа «Зеленая кошка» (Хабаровск) и «Литературно-художественное объединение» (Владивосток). В 1988 проводится первая выставка владивостокских нонконформистов, ставшая сигналом для начала активного освоения и переработки модернистских течений. А в 1990-х художники — «неомодернисты» уже представляют изобразительное искусство края в крупных международных выставочных проектах в России, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе.

Всестороннее исследование и анализ предпосылок, условий и результатов приобщения изобразительного искусства Приморья к «неомодернистским» и постмодернистским тенденциям является своевременным и важным.

Гипотеза формирования приморской школы изобразительного искусства (как полного цикла профессионального художественного образования и как определенной формально-стилистической общности в творчестве ведущих приморских художников) и затронутая в связи с этой гипотезой проблема определения понятия «школа» в современном искусствоведении безусловно актуальны не только для приморского, но и для российского искусства.

Обращение к назревшей проблеме определения стилистических доминант в конкретных произведениях, творчестве одного художника или творческой группы с помощью проведения формально-стилистического анализа большого

массива произведений изобразительного искусства конца XX—начала XXI века представляется важным и необходимым для формирования навыков экспертной оценки у профессионалов, занимающихся комплектованием коллекций в государственных, муниципальных музеях, для арт-критиков и практического искусствоведения.

Выявление господствующих и специфических тенденций в изобразительном искусстве Приморья конца XX - начала XXI века актуально для определения его места в контексте изобразительного искусства России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Степень изученности проблемы.

Тема, заявленная в названии диссертации, ранее не становилась предметом специального научного исследования.

Российское (и приморское в частности) искусство социалистического реализма 1930-1970-х годов многократно становилось предметом фундаментальных исследований (B.C. Манина, Д.В. Сарабьянова,

A.Д. Чегодаева, В.И Кандыбы и многих других). Процессы же, связанные с приобщением российских художников к модернистским течениям и постмодернизму, лишь в последнее время получили отражение в трудах исследователей. Так, философские и эстетические аспекты исследуемой темы освещены в исследованиях В.В. Ванслова, В.М. Диановой, В. Тупицына, H.A. Хренова и других ученых. Искусствоведческому аспекту проблемы уделялось внимание в трудах Е.Ю. Андреевой, М.Ю. Германа, М.Я Гробмана, Н.В. Злыдневой, B.C. Манина, Н.Б. Маньковской, А.И. Морозова,

B.М. Полевого, Д.Я. Северюхина, B.C. Турчина, А.К. Флорковской, А.К. Якимовича и других.

В книге «Двадцатый век» (1989) В.М. Полевой одним из первых обозначил новые тенденции в советском искусстве 1950-1980-х годов как авангардистские или модернистские. Важным в контексте диссертационного

исследования стал труд B.C. Манина «Русская живопись XX века» (2007), в котором автор, помимо воссоздания целостной картины российского изобразительного искусства, высказал идею, что пришло время акцентировать внимание на «региональных ответвлениях от единого русла российского изобразительного искусства», иными словами, — на процессе становлении региональных школ изобразительного искусства.

В статьях и монографии «Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва — Ленинград 1946 — 1991» (2012) Е.Ю.Андреева рассматривает историю московского и ленинградского нонконформизма сквозь призму проблем внутри и вне движения, судеб его представителей, анализа их творчества. Искусствоведческие публикации Е.Ю. Андреевой и других авторов, воспоминания самих участников нонконформистского движения (М.Я. Гробмана, A.J1. Хлобыстина и других) позволили диссертанту выявить сходство и различия в условиях существования, формах проявления и влияния на художественный процесс нонконформизма столичного и периферийного, в частности приморского.

Этапу развития модернистского искусства на Дальнем Востоке 1918—1922 посвящена монография Е.Ю. Турчинской «Авангард на Дальнем Востоке. «Зеленая кошка», Бурлюк и другие» (2011), в которой автор рассматривает деятельность «Зеленой кошки» и «Литературно-художественного объединения» (периода участия в нем Давида Бурлюка) как этапа авангарда в искусстве Дальнего Востока. Новыми тенденциями в искусстве Приморья 1980-1990-х годов занималась М.Э. Куликова (1957-2000), старший научный сотрудник Приморской картинной галереи. Ей принадлежат первые эссе, аннотации, статьи о выставках и творчестве приморских художников-нонконформистов и «неомодернистов». Большинство из этих материалов стали доступны широкому кругу профессионалов и любителей искусства благодаря объемному историографическому труду О.Г. Дилакторской «В потоке времени и памяти...» (2006).

Объект исследования — изобразительное искусство Приморья конца XX

— начала XXI века.

Предмет исследования — «неомодернистские» и постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Приморья конца XX — начала XXI века.

Целью исследования является показать роль, значение и место «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в изобразительном искусстве Приморья конца XX — начала XXI века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— дать характеристику явлений, предвосхитивших или предшествовавших появлению «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в изобразительном искусстве Приморского края в конце XX века;

— выявить доминирующую роль «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в искусстве Приморья конца XX века через анализ деятельности и творчества участников групп: «Владивосток», «Штиль», «ЛИК», «Цветы мира»;

— дать толкование понятию «школа изобразительного искусства» или «художественная школа» в современном искусствознании;

— проанализировать особенности формирования приморской школы изобразительного искусства и определить влияние «неомодернистских» и постмодернистских тенденций на этот процесс;

— показать позитивную роль «неомодернистских» и постмодернистских тенденций на изобразительное искусство Приморья рубежа XX — XXI века (успешное участие в крупных российских и международных проектах);

— провести сравнительный формально-стилистический анализ произведений изобразительного искусства и на его основе показать специфику проявления «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в творчестве художников Приморья;

— проанализировать изменения социокультурной ситуации в начале XXI века и их влияние на художественную жизнь Приморья;

— показать эволюцию «неомодернистских» и постмодернистских тенденций от

доминирования (конец XX века) к стилистическому плюрализму,-«полистилизму» (начало XXI века).

Источниками исследования явились: художественные (изобразительные), документальные и литературные материалы.

Первую группу составили произведения приморских художников конца XX — начала XXI века из государственных, частных коллекций и мастерских художников, отражающие «неомодернистские» и постмодернистские тенденции. Во вторую группу вошли документы (приказы, акты временного и постоянного хранения, протоколы заседаний фондово-закупочной комиссии) Приморской картинной галереи, материалы личных дел художников-членов Приморского отделения Союза художников России), материалы из архивов галереи «Арка» и Фонда «Артэтаж» (Владивосток) рукописи статей, эссе; записи бесед с художниками, интервью, составившие личный архив автора. Третья группа представлена искусствоведческими изданиями (монографии, статьи в научных журналах, материалы научных конференций разных уровней, каталоги, альбомы, буклеты); эпистолярными источниками (письма и мемуары); материалами периодической печати (не носящими научного характера, но важными для восстановления, например, точной хронологии событий.

Методы исследования. В основу методологии исследования положен принцип комплексного подхода к проблеме, заявленной в диссертации. Он включает историко-теоретические и эмпирические методы исследования, сравнительное изучение искусствоведческой и культурологической литературы, художественных и архивных источников. Историко-проблемный метод позволил обозначить поле исследования, определить его структуру и очертить круг источников. Сравнительный историко-диахронный метод позволил сравнить особенности дальневосточного модернизма 1918—1922 годов и «неомодернистских» тенденций в искусстве Приморья конца 1980-х — 1990-х,

выявить общее и особенное в нонконформизме столичном (Москва и Ленинград, 1946—1991) и периферийном (Приморье, 1960-е — конец 1980-х); обосновать хронологические границы явления, а также определить роль «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в формировании приморской школы изобразительного искусства. С помощью персонологического метода изучена и проанализированы биографии и творческая деятельность художников Приморья, развивающих «неомодернистские» и постмодернистские тенденции. Применение метода формально-стилистического анализа позволило проследить стилистическую эволюцию творчества художников Приморья и оценить созданные ими произведения неомодернистских и постмодернистских тенденций с точки зрения их художественных достоинств.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Формирование «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в искусстве Приморья явилось результатом внутренней эволюции изобразительного искусства Приморья, а также внешнего воздействия на него со стороны столичного российского и зарубежного искусства.

2. В изобразительном искусстве Приморья во второй половине XX века сложились объективные (географические и образовательные) условия формирования школы. Субъективные факторы данного процесса (иносказательно-метафорический тип образности, декоративизм, проявляющиеся в живописи, графике, скульптуре, а также присущее приморским художникам стремление к стилистическому многообразию) сформировались в конце XX — начале XXI века, в определенной мере, под влиянием «неомодернистских» и постмодернистских тенденций.

3. Формально-стилистический анализ произведений изобразительного искусства Приморья исследуемого периода позволяет выявить основные «неомодернистские» и постмодернистские тенденции в творчестве ведущих художников Приморья, дать оценку созданным ими произведениям с точки

зрения художественных достоинств последних.

4. Преодоление кризисных явлений в художественной жизни Приморья, возникших в результате изменений в социокультурной ситуации первых лет XXI века стало возможным благодаря своеобразному «запасу прочности», приобретенному искусством края в конце XX века. Расширение международных контактов, развитие традиционных и появление новых видов творческой активности способствуют органичному развитию самых разных стилистических тенденций, стилистическому « плюрализму.

Научная новизна исследования:

— диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным созданию целостной картины изобразительного искусства Приморья конца XX - начала XXI века;

— рамки и внутренняя периодизация исследования предложены автором. Нижняя граница исследования — 1988 (год проведения первой выставки художников-нонконформистов Приморья в Приморской картинной галерее); верхняя — 2009 (год проведения VI Владивостокской биеннале). Внутри обозначенных границ автором выделяется последнее десятилетие XX века (1988—1999) — время развития и доминирования «неомодернистских» и постмодернистских и первое десятилетие XXI века (2000—2009) — время изменений в социокультурной ситуации, приведших к «полистилизму»;

— в научный оборот введены художественные и документальные материалы, посвященные жизни и творчеству художников Приморья XX века;

— выявлены и проанализированы региональные предпосылки формирования «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в Приморье («авангард на Дальнем Востоке», приморский нонконформизм, «суровый стиль» Шикотанской группы);

— выявлены и введены в научный оборот новые биографические и изобразительные материалы о первых художниках-нонконформистах Приморья:

Викторе Ивановиче Грачеве (1939—1967), Викторе Аврамовиче Федорове (1937— 2011), Владимире Николаевиче Самойлове (1924-1989);

— определены и описаны черты сходства и различия столичного (московского, ленинградского) и приморского нонконформизма в изобразительном искусстве; особенности «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в изобразительном искусстве Приморья конца XX — начала XXI века;

— показано позитивное влияние «неомодернистских» и постмодернистских тенденций на развитие изобразительного искусства Приморья конца XX — начала XXI века;

— проанализированы объективные условия и субъективные признаки формирования школы изобразительного искусства в Приморском крае;

— дана характеристика процессов, происходящих в изобразительном искусстве Приморья начала XXI века, выявлено существенное отличие этого периода от предыдущего, состоящее в стилистическом «плюрализме», «полистилизме», предваряющем появление в будущем новых стилевых доминант.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы способствуют более глубокому пониманию «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в изобразительном искусстве Приморья конца XX — начала XXI века и их роли в процессе формирования приморской художественной школы. Введенные в научный оборот произведения современных художников-«неомодернистов» Приморья расширяют представление об изобразительном искусстве этого региона и демонстрируют общность стилистических тенденций в искусстве Приморья и художественных центров России. Материалы диссертации вписывают новую страницу в историю изобразительного искусства Приморья, продолжают исследования В.И. Кандыбы, М.Э. Куликовой, Г.А. Камалова и других приморских искусствоведов, открывают перспективу дальнейшего изучения

изобразительного искусства Приморья как форпоста отечественной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы уже используются при составлении перспективных планов комплектования коллекции Приморской государственной картинной галереи, при организации и проведении научно-практических конференций «Художественная жизнь Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (2006, 2008, 2010, 2012, 2014), при организации и проведении международных, региональных и краевых выставочных проектов, творческих конкурсов; при проведении экспертизы и атрибуции произведений художников, работавших в исследуемый период; в научно-просветительской деятельности (подготовка лекций, экскурсий, мастер-классов); в ходе образовательного процесса - при составлении курсов лекций по истории и проблемам изучения изобразительного искусства Дальнего Востока России, по организации выставочной деятельности, по менеджменту в искусстве; при подготовке монографий и статей для искусствоведческих изданий.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть применены в научных исследованиях, образовательных программах и практической деятельности искусствоведов, сотрудников музеев и галерей современного искусства как в России, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, коллекционеров, историков русского изобразительного искусства и культуры; при разработке лекционных курсов, учебных программ, специальных семинаров, при составлении научных каталогов, справочных изданий, при организации выставок и аукционов.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, тщательным и многоаспектным анализом источников, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования; соответствием результатов поставленным задачам; участием диссертанта в разработке и осуществлении ряда выставочных и научно-просветительских проектов, в том числе

международных (первая выставка художников-женщин Приморья (1993), «Художественная выставка дружественных народов Восточной Азии» (1992 и 1999), открытием и введением в научный оборот новых имен, новых произведений художников-неомодернистов Приморья.

Апробация исследования. Основные результаты исследования изложены в ряде статьей диссертанта, общим числом 14, опубликованных в научных сборниках и специальных научных изданиях (объем публикаций по теме исследования составляет 2,8 п .л.). В их числе пять статей, напечатанных в рецензируемых научных журналах и изданиях. Прочитаны доклады на международных научных конференциях «Культура Тихоокеанского побережья» (Владивосток, 2010), «Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай — Корея — США -Австралия — Россия» (Владивосток, 2012); XII международной научно-практической конференции «Визуальная культура, дизайн, реклама, информационные технологии» (Омск, 2013); на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Морозовские чтения» (Москва, 2011), «Художественная жизнь Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона» (Владивосток, 2006, 2010, 2012, 2014). Материалы исследования использовались диссертантом при чтении лекций в рамках лекционных курсов «Проблемы изучения искусства Дальнего Востока», «Экспертное дело», «Менеджмент в искусстве» и «Организация выставочной деятельности» в Дальневосточном федеральном университете.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из 2-х томов. Первый том включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список сокращений, список литературы, список приложений. Второй том состоит из приложений: списка иллюстраций и альбома иллюстраций (192). Основной текст исследования с постраничными примечаниями составляет 197 с. Общий объем диссертации — 308 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается обоснование выбора темы и ее актуальности, формулируются объект и предмет исследования, определяются его цель и задачи, приводятся источники и методы исследования, выявляется степень изученности проблемы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов диссертационной работы.

Первая глава — «Тенденции «неомодернизма» и постмодернизма в изобразительном искусстве Приморья конца XX века и формирование приморской художественной школы» — посвящена выявлению причинно-следственных связей между возникновением и развитием «неомодернистских» и постмодернистских тенденций, явлениями, предшествующими и подготовившими этот процесс, позитивным влиянием этого процесса на дальнейшее развитие искусства Приморья, а также условия формирования в крае школы изобразительного искусства.

«Суровый стиль», пришедший на смену искусству «лакировки» действительности в период хрущевской оттепели, нашел своеобразное лирико-романтическое проявление в творчестве участников группы «Художники на Курилах» (конец 1960-х - 1980-е), основу которой составили приморцы. В закрытом пограничном Владивостоке латентно существует нонконформизм (1960-е — 1988). Наиболее ранние его проявления выявлены автором в творчестве начинающего В.А. Федорова и талантливого самородка В.И Грачева, о котором до недавнего времени почти ничего не было известно. «Суровый стиль» Шикотанской группы и нонконформизм подготавливают развитие «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в творчестве целой плеяды художников Приморья, — и опытных, и молодых. Анализируются особенности практики освоения приморскими художниками в конце XX века известных направлений и течений мирового искусства. Уточняются дефиниции понятий и явлений, таких как модернизм, авангардизм, авангард на Дальнем Востоке, «неомодернистские» тенденции, постмодернизм и «полистилизм».

Термин «неомодернизм» обычно применяется в стилистическом анализе произведений архитектуры 1970-1980-х годов и обозначает возврат к формообразованию и композиционным решениям, характерным для модернизма. Автор для целей диссертации использует термин «неомодернистские» тенденции, чтобы подчеркнуть, что освоение модернистских течений художниками Приморья конца XX века шло в условиях восстановления утраченных ранее связей с традицией «классического» отечественного модернистского искусства.

Постмодернистские тенденции также являются новыми для приморского искусства конца XX века, и несмотря на то, что они не получили широкого распространения в крае, им также уделяется внимание в данной работе. По мнению диссертанта, ведущими в исследуемый период становятся «неомодернистские» тенденции. Они позволили приморскому искусству выйти на международный уровень, занять определенное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявить о себе как о значимом и оригинальном явлении. Эти тенденции были подготовлены течением художественного процесса в крае. В 1960-1980-е годы в Приморье существовали два явления, определившие дальнейшую судьбу изобразительного искусства территории. Это «суровый стиль» и нонконформизм. С «суровым стилем» связано творчество участников группы «Художники на Курилах», или Шикотанской группы. «Суровый стиль» «шикотанцев» — своеобразное художественное явление, с присущими только ему стилевыми особенностями изображения, отбором предметов, героев и природных явлений. Их живописный язык отличают звучные, сочные цвета, смелые светотеневые контрасты, навеянные своеобразной природой Курильских островов. Для приморского искусства, как и для изобразительного искусства страны, «суровый стиль» сыграл роль силы, разрушавшей монополию социалистического реализма и утверждавшей возможность многообразия выразительных средств в искусстве.

Приморский нонконформизм, с точки зрения историко-хронологического подхода, может быть сопоставлен с явлением авангарда на Дальнем Востоке,

имевшим место в период гражданской войны и интервенции (1918—1922), а именно — с деятельностью творческой группы «Зеленая кошка» и «Литературно-художественного общества», благодаря которой дальневосточное искусство 1920-х годов избежало провинциальной замкнутости. Приморский нонконформизм имел как сходные (по сути), так и отличительные (в области организации деятельности и межличностных отношений художников-нонконформистов) от московского и ленинградского нонконформизма черты. В контексте диссертационного исследования нонконформизм важен как явление, которое оказало безусловное воздействие на развитие «неомодернистских» тенденций в изобразительном искусстве территории. Художники-нонконформисты В.И. Грачев, В.А. Федоров В.М. Шлихт, Р.В. Тушкин, В.Г. Ненаживин, Ю.В. Собченко, A.A. Пырков и Ф.М. Морозов, В.Н. Самойлов открыли новые пути для творчества, обогатили палитру стилистических, формальных приёмов в живописи, графике, скульптуре Приморья, подготовили почву для организации других творческих объединений.

В связи с деятельностью объединения «Штиль» (1989—1993: A.B. Камалов, И.Ф. Зинатулин, C.B. Симаков, Е.Е. Макеев, А.И. Ионченков, A.B. Куценко, В.Н. Погребняк, В.И. Серов) можно говорить как о дальнейшем развитии «неомодернистских», так и о появлении постмодернистских тенденций в приморском искусстве. Особенностью группы «ЛИК» (1986—1989: A.B. Гунзенов, Де Сон Ён, В.П. Ерофеевский, В.Г. Поспелов, О.В. Подскочин, Н.В. Казанцев, С.П. Слепов) является её многонациональный состав (представлены малые народности Дальнего Востока и этнический кореец). Позже возникает первое международное творческое объединение художников-женщин «Цветы мира» (с 1997): Приморье в нем представляли O.K. Никитчик, A.C. Щеголева, Л.Т. Убираева и Л.А. Козьмина). В 1990-е годы бывшие художники-нонконформисты и их молодые коллеги не только входят в состав Приморской организации Союза художников, но занимают в ней ведущие позиции, определяют художественную политику организации, благодаря

которой в конечном счете изобразительное искусство Приморья выходит на международный уровень.

Для выявления значения новых тенденций для формирования школы изобразительного искусства Приморья ставится проблема определения понятия «школа» в отечественном искусствознании. В качестве рабочей версии принимается тезис: для формирования школы изобразительного искусства как оригинального явления необходимы: приверженность определенным традициям, наличие полного цикла художественного образования, преемственность опыта от учителей к ученикам в течение нескольких поколений художников, географические особенности территории и наличие признаков формально-стилистической общности в творчестве ведущих художников. В диссертации анализируются условия, способствующие формированию школы изобразительного искусства в Приморье, объективные и субъективные.

К объективным можно отнести своеобразное географическое положение края (отдаленность от центра страны, тайга, океан, своеобразные климатические условия), которое оказывает непосредственное и перманентное влияние на характер приморского изобразительного искусства, а также полный цикл художественного образования: сеть детских художественных школ, Владивостокское художественное училище (с 1944) и художественный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (с 1962, ныне

— Дальневосточная государственная академия искусств).

Субъективные факторы вытекают из объективных: влияние природной среды формирует общие для приморского изобразительного искусства качества

— иносказательно-метафорический характер образа, декоративизм, который достигается стремлением художников к обобщенности и лапидарности формы, линеарности рисунка, цветовым контрастам, а профессиональное становление молодых художников под руководством преподавателей, которые представляли как ленинградскую, так и московскую школы, стало предпосылкой стилистического многообразия в творчестве ведущих художников края.

Творчество и деятельность художников-нонконформистов и тех, кто развивал «неомодернистские» и постмодернистские тенденции в последнее десятилетие XX века, дали новый импульс формированию приморской школы изобразительного искусства. С их творчеством связано успешное участие искусства Приморья в крупных международных и российских выставочных проектах 1990-х годов: «14 из Владивостока» (1992, США); «Ветер с Востока» (1994, Москва); «Владивосток - Роттердам — Владивосток» (Россия, 1994, Нидерланды, 1996); «Художественная выставка дружественных народов Восточной Азии» (1992 и 1999, Япония). Эти проекты получают положительную оценку со стороны японских, американских, голландских искусствоведов, помогают искусству края занять достойное место в современном искусстве.

Во второй главе - «Стилистическая эволюция «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в творчестве художников Приморья: от доминирования к «полистилизму» — проведен формально-стилистический анализ «неомодернистских» и постмодернистских тенденций в творчестве ведущих художников Приморья; раскрыто влияние новых социокультурных условий на изобразительное искусство Приморья начала XXI века, показана эволюция «неомодернистских» и постмодернистских тенденций от доминирования к стилистическому «плюрализму» или «полистилизму».

На искусство Приморья, как, впрочем, и на мировое искусство XX века в целом, огромное влияние оказал постимпрессионизм: большинство из них пришли к различным тенденциям «неомодернизма» через период увлечения постимпрессионизмом. Многим художникам Приморья стремление постимпрессионистов отражать не сиюминутное, а длящееся состояние природы, жизни, используя при этом плоскостную композицию, упрощенные формы, интенсивный цвет, — оказалось близким, это продиктовано особенностями природы Приморья, которые требуют адекватного визуального их воплощения. Постимпрессионистские тенденции стали главными в творческой судьбе для Ю.В. Собченко (1937 - 2001), В.М. Шлихта (1930-1994),

B.А. Федорова (1937-2011), В.П. Цоя (р. 1938), Е.Е. Макеева (р.1959). При этом творческая манера каждого из них индивидуальна и интересна по-своему.

Своеобразные формы принимают экспрессионистические тенденции в творчестве скульптора и графика В.Г. Ненаживина (р. 1940), а также живописца Ф.М.Морозова (р. 1946). У Валерия Ненаживина — это социальные вызовы времени (он создает скульптурные портреты Осипа Мандельштама, Андрея Сахарова, Александра Солженицына в те годы, когда этих имён только коснулась политическая реабилитация). Ф.М. Морозов, увлеченный глубоким изучением современного мирового искусства, пришел к экспрессионизму через мизерабилизм, привнеся в него не свойственный последнему декоративизм цветового решения.

В творчестве В.Н.Самойлова (1929 - 1989), C.B. Симакова (р.1959) и

C.Д. Горбачева (р. 1952) рождается новое понимание символизма, у каждого — свое. Общим для их произведений является высокое эстетическое качество и эмоциональная наполненность. Особенность символизма В.Н. Самойлова состоит в том, что художник черпал вдохновение для формальных поисков не из готовых европейских переработок искусства Древнего Востока, Африки, а напрямую — из народного творчества современных ему малочисленных народов Крайнего Севера, где он проводил много времени.

В русле примитивизма решают свои творческие задачи художники В.Н. Погребняк (р. 1956), Л.А. Козьмина (р. 1946) , H.A. Савченко (р. 1958) и другие.

«Неомодернистские» авангардистские тенденции — сюрреализма, абстрактного искусства и соц-арта — также находят отражение в искусстве Приморья исследуемого периода. Черты сюрреализма проявились в произведениях Р.В. Тушкина (1924-2006) и В.В. Мечковского (р. 1945). Если творческое воображение Рюрика Тушкина подпитывается погружением в подсознание, то Всеволод Мечковский — художник, который с помощью сюрреалистических композиций демонстрирует абсурдность советского и постсоветского общества, нравственные пороки современного человека.

Вариации абстрактного искусства можно наблюдать у A.A. Пыркова (1946-2014), И.Ф. Зинатулина (р. 1964), Г.А. Омельченко (р. 1936), А.И. Ионченкова (р. 1960) и др. Формальные поиски приморских художников в русле абстрактного искусства своеобразны по целям и результатам, к которым стремятся авторы, каждый из которых творчески независим.

Творчество A.B. Камалова (1955—2002) сложно ограничить рамками определенных видов искусства, стилистических тенденций. Он проявил себя в графике (станковой, экслибрисе, книжной иллюстрации), живописи (станковой, театральной, прикладной), декоративно-прикладном искусстве, скульптуре. A.B. Камалов создавал интересные и яркие произведения, используя выразительные средства постимпрессионистских, экспрессионистских, символистских тенденций, соц-арта и постмодернизма. Это — знаковая фигура для искусства Приморья исследуемого периода, значение которой еще предстоит оценить в полной мере.

Постмодернистские тенденции получили в искусстве Приморья конца XX века не столь активное развитие, как «неомодернистские», но имели место в творчестве Кати (Екатерины Витальевны) Кандыба (позже — в соавторстве с Игорем Демиденко), О.В. Подскочина (р. 1958), в ряде работ A.B. Камалова, созданных в соавторстве с Е.Е. Макеевым и В.И. Серовым.

Анализ состояния изобразительного искусства Приморья в начале XXI века осложняется отсутствием временной дистанции, невозможностью, в связи с этим дать объективную оценку процессам, происходящим в изобразительном искусстве». Однако важно составить общую картину, вычленить отдельные доминанты, чтобы появилась основа для дальнейшего изучения и анализа.

В первые годы XXI века произошли значительные изменения в социокультурной ситуации, в связи с чем перераспределились роли между художественными институциями, существовавшими в советское время: Союзом художников, его региональными отделениями и организациями, музеями, органами власти, обществом. Появились новые институции: частные и корпоративные коллекционеры, в том числе, зарубежные, картинные галереи,

выставочные залы, дилеры. Художественный процесс в целом, судьбы, творческие устремления и принципы профессиональной деятельности отдельных мастеров также претерпели изменения. Обретенная свобода творчества обернулась для художников потерей гарантированного материального благосостояния. Диктат партийно-политического заказа сменился ощутимым давлением рынка, зависимостью от вкусов и запросов покупателя. Тем не менее, во второй половине 2000-х положение выровнялось. Характерной особенностью последних лет стали периодически повторяющиеся международные выставочные проекты: «Владивостокская биеннале визуальных искусств», «Выставка художников Северо-Восточной Азии», выставка-конкурс произведений молодых художников и студентов «Арт-Владивосток» и другие. Заслуживают профессионального внимания и оценки такие краевые проекты, как «Художники в Сидеми, на островах и берегах Приморья», «Приколы нашего городка», «Фуникулер» (Фонд «Артэтаж»), «Проект 12», «94-й километр» (галерея «Арка»).

Художественный процесс в крае также вошел в нормальное русло. Владивостокское художественное училище, художественный факультет Дальневосточной государственной академии искусств ежегодно выпускают профессиональных художников; число членов Приморского отделения ВТОО «Союз художников Российской Федерации» растет за счет молодых живописцев, графиков, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Выставки произведений приморских художников экспонируются не только в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но и в Европе. В Приморье проходят выставки произведений художников из других стран. На месте утраченной системы взаимосвязей и взаимоотношений художников с властью и обществом советского периода выстраивается новая, соответствующая требованиям постсоветского периода. По мнению автора, этому способствовали прочные позиции изобразительного искусства Приморья, завоеванные им в конце XX века.

«Полистилизм» становится характерной чертой изобразительного искусства Приморья в середине 2000-х. В мастерских и на выставках сосуществуют произведения, созданные на основе множества стилевых потоков: «неомодернистского», постмодернистского, реалистического и других. В 1990-е также сосуществовали тенденции реалистического, «неомодернистского», постмодернистского искусства. Но относительно того десятилетия речь шла о ведущей роли «неомодернистских» тенденций. Их первенство определилось в ходе борьбы с социалистическим реализмом и теми, кто его олицетворял, за право свободы творчества. Средствами борьбы являлось само творчество, несохранившиеся манифесты, дискуссии, в которые включались помимо художников критики, журналисты, зрители. Для «полистилизма» характерна всеобъемлющая толерантность по отношению к любым стилевым тенденциям, отказ от деления их на «хорошие» и «плохие». Оцениваются теперь сами произведения: с точки зрения профессионализма, творческого наполнения, идеи, эмоционального воздействия на зрителя. Актуализируется роль искусствоведа, критика. Вплоть до конца XX века большинство искусствоведческих статей в крае носили комплиментарный характер по отношению к любому автору, работающему в «правильном» стилистическом и идейном направлении и резко критический — по отношению ко всем другим. В культурной ситуации «полистилизма» подобные критерии теряют актуальность, зритель и покупатель произведений изобразительного искусства теперь ощущает потребность в помощи профессионалов. Задача искусствоведа значительно усложняется, а требования к его профессиональным качествам — повышаются. Период «полистилизма» - время анализа, осмысления, накопления изобразительным искусством края созидательной энергии в преддверии очередного качественного изменения, что не раз имело место в истории изобразительного искусства в периоды между упадком одного стиля и зарождением другого.

В Заключении подводится общий итог исследования, определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения, и формулируются следующие выводы:

1. Творчество художников, чье творчество лежит в русле «неомодернистских» и постмодернистских тенденций, определило вектор движения приморского изобразительного искусства, позволило последнему выйти на международный уровень и стать полноправным участником художественного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. В конце XX — начале XXI века в Приморье имели место объективные и субъективные условия для формирования приморской школы изобразительного искусства. Объективные условия: географические особенности территории; создание полного цикла профессионального художественного образования (сеть детских художественных школ, Владивостокское художественное училище и Дальневосточный государственный институт искусств) - сложились окончательно к 1962-му году (дата основания художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств). Фактором, давшим новый импульс формированию школы в Приморье, стало развитие «неомодернистских» и постмодернистских тенденций, послуживших выработке характерных признаков, объединяющих творчество ведущих художников Приморья: иносказательно-метафорический характер образности, декоративизм, проявляющиеся в живописи, графике, скульптуре, а также присущее приморским художникам стремление к стилистическому многообразию.

3. Всесторонний искусствоведческий анализ биографического и изобразительного, документального и литературного материала позволил определить:

— модернистские течения постимпрессионизма, экспрессионизма, символизма, примитивизма, а также сюрреализма и абстракционизма как основу для «неомодернистских» тенденций в изобразительном искусстве Приморья конца XX — начала XXI века;

-постмодернистские тенденции как свидетельство широты спектра стилистических поисков в современном искусстве Приморья;

— творческую деятельность художников конца 1980—1990-х годов, развивавших «неомодернистские» и частично постмодернистские тенденции как фактор, благодаря которому искусство Приморья обрело новые возможности для дальнейшего профессионального развития и выхода на международный уровень.

4. Для изобразительного искусства Приморья начала XXI века характерен «стилистический плюрализм», или «полистилизм» — всеобъемлющая толерантность по отношению к любым стилевым тенденциям, сосуществование их на равных правах, что, следуя логике развития мирового искусства, свидетельствует о появлении в будущем новых стилевых доминант.

Своеобразные условия, в которых проходило приобщение изобразительного искусства Приморья к мировым тенденциям XX века, способствовали органичному соединению в творчестве художников воздействия природных факторов, художественных традиций и новаторства. Потому достижения изобразительное искусство Приморья конца XX — начала XXI веков, подтверждённые на международном уровне, являются значимой составляющей и форпостом изобразительного искусства России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях

1. Левданская, H.A. Творческая группа «Владивосток» и ее место в изобразительном искусстве Приморья конца XX века. / H.A. Левданская // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. Вып.1 (13). С. 7-11. (0,2 п. л.)

2. Левданская, H.A. Условия формирования приморской школы изобразительного искусства в конце XX века. / H.A. Левданская // Вестник РГГУ. 2012. № 11. С. 199-205. (0,3 п. л.)

3. Левданская, H.A. Юрий Собченко и владивостокский андеграунд. / H.A. Левданская // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. Вып. 2.С. 9-14. (0,25 п. л.)

4. Левданская, H.A. Основные тенденции в изобразительном искусстве Приморья на рубеже XX—XXI вв. К истории вопроса / H.A. Левданская // Омский научный вестник. - 2013. -Вып. 5 (122). - С. 229-232. (ОД п. л.)

5. Левданская, H.A. Приморское изобразительное искусство начала XXI века. Культурная ситуация «полистилизма» / H.A. Левданская // Омский научный вестник. - 2014. Вып. 2 (126). - С. 261-263. (0,1 п. л.)

б.Левданская, H.A. Вариативность влияний христианского мировоззрения на творчество современных художников Дальнего Востока России / H.A. Левданская // Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай — Корея — США — Австралия — Россия / Материалы международной научной конференции. -Владивосток: Дальнаука — 2012. — С. 71—75. (0,2 п. л.)

7.Левданская, H.A. Художественные проекты приморских художников 2000-х

годов. Проблемы и достижения / H.A. Левданская // Регионы. Города. Ракурсы

и параллели / Материалы II Всероссийской творческой лаборатории. — Омск: изд-во ОмГТУ. - 2011. - С. 121-126. (0,25 п. л.)

8.Левданская, H.A. К вопросу о подготовке бакалавров специальности 035400 «История искусств» по предмету «Менеджмент в искусстве» в Дальневосточном федеральном университете / H.A. Левданская // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в подготовке специалистов в области дизайна и рекламы». - Омск: изд-во ОмГТУ. - 2012. - С. 69-72. (0,1 п. л.)

9.Левданская, H.A. Особенности пластических и композиционных решений в живописи Сергея Черкасова как матрица для дизайнерских проектов H.A. Левданская И Теоретические и прикладные исследования в области архитектуры, искусства, дизайна и медиа технологий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Омск: изд-во ОмГТУ, — 2012.-С. 47-49. (0,1 п. л.)

10.Левданская, H.A. Состояние и перспективы развития художественного процесса в Приморском крае: направления, тенденции и особенности // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2008,- Вып. 1. - С. 51-54. (0,1 п. л.)

11 .Левданская, H.A. «Шикотанская группа» как явление в художественной жизни Дальнего Востока России / H.A. Левданская // II Потаповские чтения, 18 октября 2008 г.: науч. конф. к X региональной художественной выставке «Дальний Восток»: доклады, сообщения / науч. ред. Г.Г. Неустроева. Якутск: реклам, агентство «Апрель». — 2009. — С. 115—118. (0,2 п. л.)

12.Левданская, H.A. Юрий Собченко. Живопись. Каталог выставки / авт.-сост., авт. вступ. ст. H.A. Левданская. — Владивосток: Типография № 1 — 2008. — С. 9-14. (0,25 п. л.)

13.Левданская, H.A. 40 лет. «Художники на Курилах». Каталог выставки. / авт.-сост., авт. вступ. ст. H.A. Левданская. - Владивосток: Типография № 1. — 2007.-С. 2-13.(0,5 п. л.)

14.Левданская, H.A. Молодёжные выставки конца 1980-х годов в Приморье: поиск творческой самобытности. / H.A. Левданская // Материалы международной научной конференции «Морозовские чтения». Москва, ноябрь 2011 - [Электронный ресурс] / URL: http://www.ais-aica.ru/ais-ica/index (дата обращения: 10.12.2012). (0,2 п. л.)

Подписано в печать 29.01.2015 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 3695.

Отпечатано в ООО «Издательство "J1EMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д.28 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru