автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
К проблеме нормирования и системного описания интонации современного немецкого языка

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Алимаева, Людмила Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'К проблеме нормирования и системного описания интонации современного немецкого языка'

Полный текст автореферата диссертации по теме "К проблеме нормирования и системного описания интонации современного немецкого языка"

Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков

На правах рукописи

АЛШЕВД Людмчла Миновна

К ПРОБЛЕМЕ ШШРОВ/ШШ И .СИСТЕМНОГО ОПИСАНИЯ ИНТОНАЦИИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Специальность Л 10.02.04 - гарланскиа языки

А

Автореферат /

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алма-Ата - 1992

Работа выполнена на кафедре немецкой филологии Алма-Атинского педагогического института иностранных языков

НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ кандидат филологических наук, доцент Карпов К.бП

доктор филологических наук, профессор Комаров А.П.

официальные оппоненты: доктор филологических наук.

профессор Р03£Н Е.В., кандидат филологических наук, доцент ДАЫЕТОВА Г,Р. Ведущая организация - Казахский государственный университет им. Аль-Фараби.

Защита диссертации состоится" " 1ЭЭ2 г.

в_. час. _мин. на заседании специализированного совета

4 присуждению ученой степени кандидата наук при

Алма-Атинском педагогическом института иностранных языков по едросу:

48007^, Алма-Ата, ул. Муратбаева, 200.

С диссертацией молшо ознакомиться в библиотеке Алма-Атинского педагогического института иностранных языков

Автореферат разослан "___ 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета /•— Буркктйаеьа Г.Г.

Реферируемая работа посвящена исследовашга проблемы нормирования я ситемного описания интонации современного немецкого язика. Как слоящий комплекс ваапмэдсйствущих просодических ¡иг-личин интонация описана на материале английского, русского я других славянских языков; однако скстомлоо описшше яптовоции немецкого языка до настоящего■времени отсутствует.

Актуальность настоящего"исследования обусловлена потребностью представить интонационный строй языка как целостное, системное яздение. Это дополнит общую'картину организации т только звукового пространства языка, но и системой организации языка в делом.

Новизна исследования заключается, в-первую очередь, в обосновании относительно самостоятельного лингвистического статуса интонации в фонетико-фонологическом строе языка и в иерархии его подсистем; во-вторых, в раскрытии диалектики бинома "инто-нвма-интоноид" и в раскрытии сущности категории нормы как посредствующего звана в этом диалектическом единства и, наконец, в обосновании 16 типов интонем современного немецкого языка, взаимодействующих на базе общего для них набора диффврэтшаль-ных признаков.

Основной целью диссертации является раскрнтие используемой в современном немецком языке совокупности интонационных моделей в вида достаточно строго орга:шзованно2 системы. Соде ржанием шли исследования обусловлена постановка следующих амэд: I/ установление двухуровневой организации ингоиацмнного строя языка и обоснование конститутивных единиц обоих уровней: инт««м-вд - единица фонетического уровня; илтонема - едлишя фонологического уровня.

2/ .Раскрытие диалектической связи мозду разноуровневым» вами-

нами «нтонемой и интоноидом.-'

3/ Определение методологической функции посредствующего эвена в диалектике бинома "ин-тонема-цнтонойд" и обоснование тазиоа о том, что функция посредствующего звана реализуется единицами нормы; тем самый уточняется традиционно остававшееся неоцреде-лвшшм место норма среди лингвистических категорий. 4/ Обоснованна сущности интояемы как некоторой абстрактной модели, конституирующей себя 'набором дифференциальных признаков, в качества которых выступают такие субстанциональные свойства как той, шсота, скорость, интенсивность.

6/ Установлении реальных комбинаций дифференциальных признаков и их разновидностей в формировании 16 типов интонем, образующих в своей совокупности цалостностнуы систему.

Дяь решения конкретных задач в работе использована методы и приёмы лингвистических исследований, а именно, диалектический анализ сущности лингвистических единиц, как.единства субстанционально-звукового и идеально-семантического моментов, компонентный анализ, метод экспериментального исследования.

Исследование проводилось на материалу данных многочисленных экспериментальных исследований интонации отдельных типов предложений немецкого языка¿ его основных коммуникативных моделей, а также учитывалось собственное практическое владение этими моделями. ....•■'•■-. ■

Пуак-гичедкая и .уюсть и теоретическая значимость работы определяются' возможностью использования полученных в результате наблвдвнш: /и обобщений .данных как в лекционных курсах по теоретической-фонетика,- истории немецкого языка, так и на семинарских а практических занятиях по фонетика. Материал может быть

- 2 -

включён в орфоэпический справочник современного немецкого языка. Теоретические шводы работы могут бить использованы в описаниях языка как целостной система.

X X

X

Формирование литературного языка предполагает нормирование всех его аспектов: лексического состава, грамматического строя, орфографии и орфоэпии. В любом языко правила орфоэпии имеют свою истории и обычно складываются в качестве норм национального языка значительно медленнее и позднее, чем, например, нормы в области грамматики и лексика.

Большую роль в унификации произношения немецкого языка в ко1ще XIX начале XX вв. сыграли В.Фиетор, Т.Зибс, К.Дуден, а позднее лингвисты ГДР. Произносительные нормы фиксировались в орфоэпичег :<их справочниках, которые неоднократно переиздавались, однако каздое последущае издание включало в себя лишь незначительные изменения, касавшиеся произношения отдельных звуков или звукокомллоксов. Вопросы иптопящю, фразового удароняя затрагивались попутно, лишь в практических рекомендациях., связанных с произношением слов. Исключение интонация, вз нормативных и вариативных форм из области орфоэпии влечёт за собой нарузгашш по менызай мере двух фундаментальных принципов. Во-первых, принципа системности (целостности); постулируя произносительные нормы немецкого языка, авторы игнорируют один из постоянных и существенных аспектов звукового восприятия языка - интонацию. Являясь необходимым элементом языка, непосредственным ингродиои-том его плана выражения, интонация не только подчиняет себе

субстанциональную сторону звуков, слов, словосочетаний, не толъ-

- 3 -

ко включает их в себя, ио делает их субстанциональный статус реальным, целесообразным, живым. Рассматривать звуковую манифестацию языка, устанавливать произносительные нормы, игнорируя интонацию, значит нарушать не только целостность звукового строя, но и системность языка вцелом.

Во-вторых, орфоэпический справочник должен отражать произносительные норма живого, разбивающегося литературного языка. Исключив из него интонацию, авторы противоречат замыслу, ибо вне интонационной ткани совокупность звуков, слов любого объёма превращается в сухой, бескровный реестр единиц вспомогательного инвентаря. 'Реальная жизнь звуков, звукокомплексов осуществляется лишь в речи, через речь, и дяя рэчи. Единство звукового оформления языка заключается не только в правильном использовании в речи нормированных звуков, слов, но и в правильное её интонационном оформлении.

Отношение к фразовой интонации в исследованиях как зарубежных, так и отечественных лингвистов не однозначно. Одни рассматривают интонация как факт внелннгьистический, следовательно, не имевдий своего лингвистического статуса и не подвергающийся лингвистическому анализу. Другие считают интонацию фактом лингвистики, но из-за иадискретности её характера она не может быть описана в виде упорядоченной системы.* Тем самым интонации отказывается в обладании собственными семасиологическими и коммуни- ... катиьными значениями. Однако, именно коммуникативное?* в широком смысле.слова часто признаётся основным и главным евр&едам интонации. Актуализируя и организуя высказывания, а именно данное сло.Чстьо приписывается интонации Ф.Данешем, Ш.Балли, А.И.Иош-1. См.: Николаева 7.Ы. Фраз овал интонация славянских языков.

- К.: Наука, 1977. -С. 4-6.

ковским, интонация одновременно членит речевой поток на сегменты. Это позволило Л.В.Щербе сформулировать теорию синтагматического членения, которая вводит интонацию в лоно лингвистики.

Посредством своих просодических элементов интонация не только членят высказывание на определенные сегменты, но одновременно дялаот связным поток речи. Этими связующими-и организующими элементами являются мелодика, акцентные и временные характеристики, - супрасегментные единицы, - каждый из которых накладывается на линейно протяжённую сегментную единицу. Супрасег-ментный уровень речевогфигнала рассматривается нами как своеобразная модуляция звуковой последовательности на фразовом уровне.

Рассмотрение супрасагмантной организации в её интонационном проявлении представляет наибольший интерес, поскольку интонация, с одной стороны, является сейовнкм, облигаторным выразителем коммуникативного намерения; с другой стороны, именно на примарэ её рассмотрения можно полнее всего показать взаимодействие сегментного и супрасегаентного уровней. Для выявления основных линий взаимодействия уровней акустического сигнала интонация является наиболее репрезентативной, так как 5на непосредственно ви-ражаб1* коммуникативное намеренна.

Принятие изложенной точки зрения с необходимостью предполагает важные гносеологические и методические следствия. Признав интонацию органической состагз.-эй частью звуковой субстанции Языка, мы тем самым признаём необходимость её специального изучения. Образуя супрасегментный уровень языка, интонация представляет собой относительно самостоятельный обьокт- со своими единицами, своей структурной-организацией и со своими функциями, требующий использования своих особых приёмов и методов, обусловленных спецификой этого объекта. Следовательно, интонация обла-

- 5 -

дает, относительно самостоятельным лингвистическим статусом. Представляется вполне целесообразным развитие особой отрасли в рамках орфоэпической науки - интонологии.

Вторая глава посвящена рассмотрению диалектики единиц фонетического и фонемичеокого уровней языка; во-первых, диалектического единства - фонема-звук, во-вторых, диалектического единства - шшшема-интоаоид.

С накоплением материала о законах развития звуковой субстанции языка и его семантики стало очевидно, что развитие значения слов и их звуковой оболочки может идти различными путями, подчиняться различным закономерностям. В результате этого звуковая субстанция языка и его смысловой аспект предстали в изолированном друг от друга виде. Такое воззрение привали к исчезновению целостности языка; он распался на два самостоятельных явления: фонетику и семантику. Сладует признать, что звуковая субстанция принадлежит сущности языка, органически взаимодействуя с его формообразованием и семантикой.

Однако не любой звук человеческого голоса является языковом. Языку принадлежат лаиь ЗЕуки, обработанные и оформленные в строго организованную систему. В ней каздн!1 зьук противостоит всам другим звукам по тем или другим признакам, выступая тем самым относительно оамоатоятельннм ее членом, дискретной едаш-Ц'ЗЙ. Это обстоятельство заставляет вычленить три аспекта в звуковой системе языки. I) артикуляторный (физиологический), отра-жаадий способ производства звука, участие речевых органов в его порождении; 2) акустический (физический), отрачсаздий физические свойства звука, ого чисто субстанциональные признаки; 3) лингвистический (саотемный), отражающий место звука в звуковом арсенале языка, системные характеристики звука..

Лингвистической (системной) характеристикой звука является факт его принадлежности к языку. Для обозначения звука языка в лингвистике стал использоваться термин "фонема" (ф.де Соссюр). В совершенно ином значении стал использовать термин "фонема" И.А.Бодуэн де Куртэне. Поскольку реальное воспроизводство языкового звука всегда индивидуально, яарьируемое в различных речевых актах и в разном звуковом окружении, то обеспечивать единство звуковой субстанции'должна общность представления о звуке, его образ. Поэтому фонема,' по мысли И.А.Бодузна де Куртене, - это не сам звук в его материальной данности, но лишь его психический образ, его абстрактная модель. Отсюда берёт начало разделение звука и фонемы.

Таким образом, фонемой оказывается то, что скрыто за реальными звуками языка, непосрадствзнно но наблюдаемое, не воспринимаемое, но реально существующее в виде абстракции.

В решении вопроса о соотношении звука и 'фонемы' обнаружились столь глубокие разногласия, что сформировались целые направления, предлагающие то или иное толкование этого соотношения. Представляется, что взаимоотношение фонемы и звука мэжат быть раскрыто лишь при условия диалектического подхода к ним, при условии рассмотрения их как противоположностей, исключающих и одновременно предполагавших друг друга, переходящих друг в друга, образующих тем-самым единство, тоздество протиЁоположностей.. Неразрешимым становится вопрос о соотношении фонемы и звука лишь в случае одностороннего, метафизического к ншл подхода, рассмотрения их вне связи и вне зависимости друг от друга. На самом доле. отношение фонемы и звука есть отношение взаимообусловленности: фонема предполагает наличие звука, без которого она невозможна, немыслима, ибо есть абстракция звука, его идеальное отра-

жение. Фонема невозможна без^авука, как невозможно отражение без отражаемого объекта. Фонема есть идеальный образ звука, обобщение материального звучания. Однако и звук, чтобы быть языковым, должен быть "осмыслен", т.е. явиться как общее для говорящих представление, как мысль о звука, как абстракция, извлечённая из бесконечного разнообразия реального звучания. Звук дол-кан предстать идеальным образом, ыитчённым в совокупность других идеальных образов строго закономерными отношениями, приобрести статус элемента система идеальных образов. Звук должен предстать фонемой. Звук становится языковым звуком лишь благодаря своей фонемной обусловлааностя. Следовательно, как фонема обусловлена звуком, так и языковой звук обусловлен фонемой. Б этом обнаруживается их диалектическое тождество, отражающее диалектику бинс-ла "фонема-звук".

Если звуковой состав языка достаточно легко поддаётся разграничении на признаки языковые и речевые, системные и индивидуальные, фонологические и фонетические, то в области интонации, несомненно принадлежащей субстанциональной сфере языка, подобное разграничение встречается с большими трудностями. Поэтому большинство интонационных исследований 50-60-х годов остаётся на уровне пусть и чрезвычайно детального,, изысканно тонкого, но по существу всё-таки эмпирического описания. На отсутствие основательных попыток четко разграничить фонетические и фонологические ыомантц в интонации указывает М.Ромпортль. Лишь значительно позяе исследователи интонации стали вычленять в интонационной тканл элементы индивидуальные, речевые, вариативные и элементы системные, языковые, нормативные; иначе говоря, представлять интонацию 'со .стороны её фонологических и фонетических моментов, устанавливать, какие из них считать релешштныыи, необходимыми,

- Ь -

а какие - ирреловантными, случайными.

Совершенно очевидно, что интонация облапает чертами, свойственными звуковой стороне языка вообще и поэтому долина обнаруживать свойственные ей сечения. Здесь также, как и в области звуков, должны выделяться черты субстанциональные и абстрактные, варьируемые и константные, индивидуальные и общие; одним словом интонация должна обнаруживать моменты двух уровней: фонетического и фонологического.

Звуковая субстанция языка обладает гибкостью, эластичностью, следовательно, допускает чёткую диф^еренцированность, вариативность звучания. Податливость, мобильность звуковой субстанции обусловливает возможность образования разнообразных форм - дискретных (сегментных) и континуумных (супрзсегаентных). Если внутренняя структура сегментных форл установлена ужо с достаточно большой точностью, то внутренняя структура супрасегментпых образований: раскрыта ещё недостаточно адекватно.

Раскрытие внутренний структуры-супрасегментпых образований тесно связано с выделением элементов этих образований - интонационных единиц. Проблема выдэления интонационных единиц, определения их ЕнутроннзЗ структуры является одной из слетай)-, но получиважс до настоящего времени однозначного решения.

Интонационная единица может рассматриваться как со стороны чисто субстанциональной, фонетической (материальное звучания), так и со стороны фонол о пив с кой (Психическое представление). Чтобы отличить одну интонационную единицу от другой и, следовательно, одно значение от другого, эти единицы должпи бнть, согласно теории Н.С.Трубецкого, противопоставлены друг другу, т.о. должны.составить оппозицию, в которой устанавливается соотношение компонентов внутренней структуры. Они 'подчкнятмгся тр»чбо»«~

- 9 -

1ишм фонологического анализа, поскольку излают статус фонологического явления. Эти фонологические единицы получили название "интонеы". Учение об интонемах как о социально значимых интонационных вариантах чрезвычайно важно, так как оно позволяет во поём многообразии интонационных явлений выделить на первый план социальную сторону внешнего, интонационного выражения речи.

Как относительно самостоятельный феномен, интонация рассматривается, нами в двух ипостасях: как реальное звучание - субстанциональный аспект интонации, допускающий индивидуальную, субъективную вагжантность в рамках строго определённых границ, и как психическое представление, акустический образ этого звучания - фонологический аспект интонации, отражавдий инвариантную модель ("интонема"), лингвистической традицией, нормированную и социально закрэолённую. Естественным представляется вывод: интонема есть совокупность интонационных характеристик, каздая из которых связана со значением и участвует в дифференциации высказываний. Интонема - это общее, существующее в отдельном и через отдельное. Но в каадом отдельном, частном высказываний с : необходимостью присутствует общее - определённая, интонема. Как общее, интонема представляет собой абстракцию и принадлежит, следовательно, фонологическому (эиичаскому,генотшшчаскому) уровню языка. Как только интонема реализуется в конкретных физических свойствах, она превращается винтоноид, т.е. одщшцу другого уровни - фонетического (субстанционального, вти-ческого). . '

Система, интонации кавдого языка, определяется соотношением существующих'в ней интонем, кавдая из. которых имеет'свой набор ■■. различителышх признаков, по которим она противопоставлена всем остальным. Катсцая. интонема определяется.презде-всего тем, что

- 10 - .

отличает ее от других интопом данного языка, благодаря чему вое интонемы данного языка образуют единую систему. Мы рассматриваем интонему как единицу системы язнка,. способную самостоятельно выражать значения синтаксически различных уровней. С функциональной точки зрения-интонема - это совокупность просодических признаков', существенных для различения, значений. Просодические признаки - частота основного тона, интенсивность, длительность - это дифференциальные признаки.

Б чём же заключается диалектическая сущность интонемы ?

Интонема, как чисто абстрактная величина, может быть вычленена лишь на основе её конкретного.проявления, через её материальную реализацию. Следовательно, объективное признание интонем с необходимостью предполагает рассмотрение их на. уровне речевой реализации. Поэтому для более адекватного, и полного, описания интонем, как единиц системы языка, необходимо исследовать "закономерности перехода от абстрактной системы, от абстрактных системных единиц к материальным'репрезентантам.'Материальным репрезентантом интонемы на уровне речи является интонация конкретной фразы - интоноид.-Встаёт вопрос кардинального значения: как соотносятся -друг с другом интонема и интоноид. Интонема -это мыслительный образ, абсгракц-ш. Интоноид - это предметаое, субстанционально-звуковое явление. Естественно предположить, что интонема и интоноид представляют собой явления, прямо противоположные , исключающие друг друга. Однако тогда встаёт вопрос, как объяснить их необходимую, саязь, их прямое взаимодействие друг с другом.

Взаимоотношение интонемы и интонозда раскрывается нами на I. ласпранскнй P.P. Очерк теоретической и нормативной фонетики.

. - Горький, 1376..- С. 14

' - II -

основе диалектического подхода к ним, на основе рассмотрения их как противоположностей, исключающих и одновременно предполагающих друг друга. Интонема есть идеальный образ звукового субстрата, обобщение бесконечно большого количества его пропитаний. Мысль о придмете невозможна без самого предмета, но мысль о предмета'не есть сам предает. Интонема невозможна без звукового субстрата, т.о. без интоновда, но в то же время она не есть сам субстрат. Образ звукового субстрата, его обобщённое представление, его абстракция ость по природе своей явление идеальное. Однако как отражоше материального субстрата это идеальное со-доржат в себе одновременно и сбои противоположность - отражавши .субстрат. Следовательно, интонема, как абстракция, по природе своей ьнутцзнно противоречива, она содержит в себе и "своё иное", овоы противоположность - момсн< материального, звукового субстрата. Поэтому интонема не отделима от интоноида, предполагает ого и обусловлена им.

Определение интонаыы как голой абстракции, как чистой идеальности, щшо противостоящей языковому субстрату, является несостоятельным, потому что нодиалектическим. Диалектика питонами состоит в том, что она, как идеальное, содержит в сабе, одновромимно и момент идеального, ибо едеальноо, по известному положению К,Маркса, есть из что иное, как"штериашюе, пересаженное в человеческую голову.и преобразованное а ней." Интонема есть внутренне противоречивое образование; она есть тавдвотво противоположного - идеального я материального, в котором фиксированным шстуиа'бТ идеальный момент.- Структуру интонеыы мы предстаиляеы схемой: И *А , гдо И - идеальный момент,

•Vj - имплицитно содержащийся материальный момент.*

Чтобы стать фактом языка, звуковое субстрату недостаточно иметь акустяко-аргикуляторные свойства. Он должен быть "обработан" сознанием, слиться с идеальным, войти в систему, т.е. стать фонеиатичес ,<им, приобрести лингвистическую функцию. Чтобы ст&ть смыслоносптелам, звуковой субстрат должен стать элементом системы, а аго значит, что он должен быть оплзан с идеальным иомэнтом, найти отражение в идеальной сфере, стать предметом отражения, возвыситься до мыслительного образа, до вдел; одним словом, стать интонекой. Звуковой субстрат, не ставтай абстракцией , не перешедший в свод противоположность - в вдев, - не прянадлеяит языку, не есть интоноид. Звуковой субстрат становится интокондом, только если ок "ос!"'слсня, т.е. реализует идею, абстракцшэ, иначе говоря, - интокему. Если звуковой субстрат, будучи по природе явлением материальным, "хочет" стать элементом языка, он непременно долкзи содертать в себе свою противоположность, "своё ккое" - идеальное. Звуковой субстрат становится элементом языка, интонопдом, лишь благодаря своему идеальному (■омекту, т.о. благодаря своей непосредственной связи с интоне-мой. Дидактика интоноида состоит в то;?, что он, как материальное, содержит в себе одновременно и момент идеального. Интоноид есть диалектическое тождество противоположностей - материального и идеального; тоадество. в котором фиксированным выступает катериальннЯ момент. Структуру интоноида isi представляем схемой: Н + '/;, где М - материальный мокент, ;У! - имплицитно содерта-щийся идеальный момент. Интоноид, как звуковой субстрат, содержит в себе момент идеального;интонема, как мыслительный образ, I. Имплицатность моментов мы обозначаем пунктирными, буквами, эксплицатность обычными.

V/ - 13 - ■■

абстракция, содержит в себе 'цемент материального. Следовательно, каадая из единиц внутренне противоречива, ибо содергит в себе "своё иное", свою' противоположность, Интонема и интоноид, предполагая и обусловливая друг друга, образуют единство противоио-лолшостей. ■

Однако дат диалектического познания недостаточно установить нротивополбздости, зафиксировать наличие противоречия - это лишь первый этап. Важна вскрыть переход противоположностей друг в друга. Могут ли противоположности - интонема и интоноид - перэ-ходить друг в друга и тем салим образовать диалектическое тождество ?

АЬториалистичэсная диалектика представляет переход противоположностей друг в друга не прямо, но непосредственно, а через промер точные'звенья. Промежуточное звено выполняет ролфосрад-ника только потому, что оно обладает свойствами соединяемых им противоположностей. Интонема и интоноид, будучи противоположностями, образуя диалектическое тождество, должны иметь промежуточное звено, обаспечивавдеа их переход друг в-друга и тем самим их товдество. Что выступает звоном, связующим ннтонему и ин-топоид ? Промежуточным звеном может выступать, лишь то, что со-диргат в. себе черты противоположностей интонемы и иитоно1ща. Такш явлением может быть то, что принято шленовать нормой .

Орфоэпическая норма соединяет в себе признаки абстрактного и конкретного, идеалыюго и материального, общего и особенного. Уровень 1юршг может рассматриваться как промежуточный пласт мазду системой а речь», ыеаду интонвмой и интоноидом. По своей природе норма обнаруживает две -ипостаси: это шслп-гелышй образ и его реальное, воплощение. Причём оба компонента равнозначны.

- Х'1 -

Функция одного компонента детерминирована функцией другого; отношение доминирования, субординации здесь исключается. Поэтому справедливо будет утверздать, что в сущности нормы ратифицированными являются оба компонента: идеальный (мыслительный "образец) и материальный (реальный, единичный, "случайный). Структуру нормы можно представать схемой:.норма-- И + М, где И и М являются равн.офиксиро ванными.;

Следует подчеркнуть, что определение лингвистической норглы полностью совпадает с её философе;, ">Й трактовкой, что показано во второй главе данного исследования.

Таким образом, через привлечение широко.используемого в языкознании понятия нормы т определяем, во-первых, внутренний механизм взаимодействия интонеыы а интоноида, во-вторых, уточняем лингвистячзскай статус категории "норма"; к сожалонию, до сих нор в языкознании нэ определён статус этой категории и не установлено её место, в системе лингвистических категорий.. В излагаемой в данной работе концепции категория нормы представляется в качестве связующего зЕ8на ме;аду уровнем абстракции, идеального, скстег-ш, с одной стороны,, и.уровнем конкретного, материального, речи, с другой. В применении к конкретному материалу нашего исследования норма выступает посредником иезду интонамой и.интонои-дом. Обладая свойствами полярных противоположностей, она обеспечивает их вэшшопереход друг в друга и тем самым, представляет ах как диалектическое единств:). Схематически это взаимодействие ми иллюстрируем следующим образом: .

Приведённая ниже схема отражает соотношение единиц трёх уровней; она иллюстрирует реализацию функциональных единиц системы (ии- . тонем) через единицы нормы (интонационные конструкции - термин Е.А.Брызгуновой) в единицах речи (интоноиды):

СИСТЕМА ИИГОНЕЖ (набор дифференциальных

признаков)

НОЙЛА ' ИНТОНАШЮННАЯ КОНОТЕШЩ (набор

интегральных признаков)

РЕЧЬ 1ШТ0Н0ИД (набор акустико-артику-

. лягорных признаков)

Система представляет собой высшую ступень языковой абстракции. Единица системы - ингодема, отвлачённая от всего индивидуального, не содержит ни одного на существенного с точки эре-ния смыслоразличения признака. Она представляет собой как бы "остов" дифференциалышх сшслоразличительных признаков.

Третья глава данной работы посвящена исследовани системно-структурной организации интонационного-уровня языка.

Известно, что интенсивное исследование интонации и связанных с ней проблем - структура, функции, уровни, единицы - началось в конце 30-х -начале 40-х годов. В связи с бурным развитием экспериментальной фонетики'интонация становится объектом многочисленных специальных исследований. Инструмэнтально-фонети-ческие наблюдения позволили изучать интонацию в трёх аспектах: физиологическом, акустическом и функциональном. Последний аспект привлёк интерес языковедов к интонации как средству выра'кения смыслового содержания высказывания. Функциональный аспект обусловил новый подход к физиологическому и акустическому аспекта*'

- 16 - ■

интонации, заставил рассматривать ее как систему взаимосвязанных элементов - движения тона, длительности, интенсивности. Рассмотрение интонации как системы, представляющей собой внутренне организованную совокупность мелодических, динамических и темпоральных единиц, связано с раскрытием категории "система". Системный подход к интонации упирается в две главные проблемы; во-порвых, необходимо установить инвентарь элементов, обслужи-ыаицих эту систему, во-вторых, необходимо установить отношения Мижду этими элементами, которые существенно перестраиваются в процессе функционирования системы. Концепция системного характера интоншдо! неоднократнфюдтвервдалась данными многочисленных экспериментальных исследований.

Согласно теории М.Ромпоргля системность интонации проявляется в том, что никакой фонетический элемент фразы не может характеризоваться одним, рассматриваемым в качества релевантного, признаком, но только комплексно', пучком признаков, иерархия которых ыолгет иметь опродел'знное зпачэнио.

Рассматривая мелодию, силу и теш как основные характеристики интонации, Х.Руайе считает, что все они могут выступать как в "чистом" виде, так и в комплексе: чисто мелодический компонент; мелодический + силовой, мелодический + темпоральный, ме-'лоднческий + силовой + темпоральный, чисто силовой, чисто темпоральный, силовой +■'темпоральный. •

Гаким образом,, понимание' интонации как совокупности просодических величин является доминирующим и способствует выделению интонации в относительно самостоятельную систему наряду с такими языковыми явлениями как фонемный состав, грамматический строй. • Исходным пунктом исследования интонации как системы должно явиться описание просодической системы, выделение и всестороннее опи-

. - 17 -

с ш 1 л щш т о н ацп о иных единиц не только на уровне системы, нормы, но и на уровне речевых единиц,и'лх вариантов, а также условий их позиционной, стилевой,!дистрибуции. .. .

Системный подход к рассмотрению интонации должен охватить всю совокупность акцентуационных, просодических и фонологических фактов в их взаимных сцеплениях и взаимной обусловленности. Только такое рассмотрение материала, на наш взгляд, может раскрыть внутренние закономерности, обусловливающие целостность интонационной системы языка.

Понимание интонации как системы оказалось тесно связанным с рассмотрением автономности данной системы, а также с анализом интонации с аедстико-физиологической, фонологической и функциональной точек зрения. Выявление интонационно-акустических характеристик определённых отрезков речи способствовало выделению интонационных уровней, интонационных единиц, конструирование абстрактных единиц (например, интонемы) и установление их дифференциальных признаков по аналогии с фонемами. Через эти единицы, их взаимодействия раскрывается весь механизм функционирования интонации.

Будучи компонентом, органически присущим любому виду высказывания, интонация приобретает лишь б семантике детерминирующий её фактор; более того, будучк единственным критерием различения типов интонационных структур, семантика является в то же время общим для них всех основанием, объединяющшд всввозко;кше её разновидности в целостную систему .. . .

Признано, что для общей теории интонации вопрос о её функциях является одним из. основных.. Его ршение предопределяет место интонации в общей системе языка. Традиционная классификация функций интонации предстанляет собой довольно пёструю кар-

тину, отражающую многообразное понимание функций, различный их "набор. В разные названия функций авторы часто вкладывают одни и те яе понятия. На основе изложенных в данном исследовании точек зрения на интонацию и её функции мы вццеляем следующие основные функции интонации: I) коммуникативную, 2) синтаксическую, 3) модальную, 4) стилистическую, 5)орфоэпическую. Следует подчеркнуть, что.все эти функции интонации тесно взаимосвязаны друг с другом.

Функциональный анализ интонации это не просто перечисление её функций. Сущность функционального анализа вытекает из того, что функция формирует соответствующую единицу языка. Специфика интонации'заключается в том,что все её функции проявляются в-речевом отрезкфдноврешзнно к при помощи одних и тех жэ средств. Самостоятельность функций интонации является относительной; она заключается в том, что каздая из функций имеет свой набор единиц, выделяемых на различной основе. Эти. единицы, как например, морфологические категории, могут быть описаны на основании фактических языковых, дшпшх.

Таге или иначе, но исследование функций интонации оказывается тесно связанным с проблемой определения роли интонации и Еыражзнии:.смыслового содержания речи, функционирования интонации в различных синтаксических образованиях, и вытекающей отсюда проблемой синтагматического членения потока речи.

Проведённый нами анатаз отечественных и зарубежных работ, посвященных исследовании нэдеегмбнтных явлений языка, показпва-ег, что большинство лингвистов считает интонацию способной дифференцировать значения только во. фразе. Именно фраза латается актуализированной единицей коммуникации, которая обладает особой супрасегментпол структурой -.интонацией.

-19-

Определение синтагмы как минимальной единицы функциониро^. вания интонации на синтаксическом уровне обусловлено тем, что'' -синтагма рассматривается ккк единица речевого общения, характеризующаяся линейной последовательностью составляющих её компонентов, и тем, что в её основе лежит единство фонетического, синтаксического и семантического принципов. Такое определение синтагмы, с одной стороны, концентрирует внимание на принципа синтагматического членения речевого потока при установлении фонологической зависимости интонационных средств, позволяет сделать вывод о том, что синтагма представляет собой исходную единицу как функционирования интонации, так и изучения процесса её нормирования.

Установление интонационных единиц - интонеы - на уровне системы тесно связано с методом их выявления.

Одним из способов является выявление единиц через контраст-, ное сопоставление синтагм в потоке речи, опираясь на оправдавшую себя и потому плодотворную в лингвистическом исследовапгл теорию оппозиций. Согласно этой теории противопоставляться могут но только целые предложения, но и нх сегменты, в нашем понимании - синтагмы, причём не любые синтагмы, а конечные, если речь идёт о структурно простых конструкциях, в которых слова, несущие логическое ударение, с'тоят в конце предложения. Это <56-стоятельство важно потому, что .коночная синтагма, несущая фразовое ударение, является отрезком высказывания, на котором происходит разграничение коммуникативных типов фраз.

Составление интонационных оппозиций оказывается тесно связанным с установлением дифференциальных акустических признаков. Сложную задачу представляет собой определение номенклатуры уров-

- 20 -

ней, а также выявление системы в пределах каздого уровня на основе одного и того же критерия. Гетерогенность критериев, их субстанциональная и функциональная разнородность не позволяют сфорлулировать универсальные требования к количественно-качественному составу интонем. Эмпирический материал, предлагает бесконечное многообразие просодических характеристик. Его теоретическое осмысление предполагает его системологическуы интерпретацию, обобщение и моделирование, а значит, и известное упроще-•й}1е, огрубление.

При составлении оппозиций для выделения интонем ведущим моментом является тональный--признак. С одной стороны, по тону, видимо, легче составить схемы интонационных' оппозиций, посколь-. ку противопоставить можно уровни тона, завершители тона, а также контуры или конфигурации уровней. С другой стороны, по изменению мелодии можно констатировать закончен акт ко:.муиикации или нет.

Наиболее надёжным индикатором интонационных моделей языка как элемента его системы следует признать такие его акустические характеристики, как частота основного тона, интенсивность, длительность. ;

Частота основного тона ( ЧОТ ) - акустический коррелят высоты тона - является одним из наиболее универсальных супраоег-ментных параметров. Для выражения просодической и интонационной информация частотшо характеристики выступают ведущими. Опираясь на экспериментальные данные об особенностях вое приятия ЧОТ, важным является то обстоятельство, что изменения ЧОТ, но воспринимаемые на слух, не имеют лингвистической • значимости, следовательно, но дэлад приниматься во внишниэ.

К числу наиболее" обидах параметров ЧОТ относятся:.■средний - 21 - .

уровень ЧОТ, частотой диапазон, частотный интервал, скорость изменения (подъёма, падения) ЯОГ»1 Все частотные изменения, на • главноударном слоге сопрбьоддаются максимальной в предложении интенсивностью и длительностью. Будучи одним из воспринимаемых компонентов интонации, тон не исчерпывает еб в перцептивном плане, поэтому ошибочно сводить речевою интонацию к мелодии. Экспериментально; доказано, что интонации присущи частотные, силовые, тешюральные диапазоны, интервалы, уровни, а тону - абсолютные значения ЧОТ, интенсивности и длительности^, которые не являются индикаторами языковых особенностей интонации.

Дистинктивными признаками интонации являются не сами физические характеристики интонации как таковые, но с т р у к т у -р а её физических характеристик,формообраэованиё]её воспринимаемых качеств, структура, которая несёт на себе языковое значение данного вида интонации, выражает, смысловое содержание предложения и указывает на его коммуникативный тип.

Среди интонационных компонентов,. способствующих выражению коммуникативно оценочных значений, мы выделяем в'качества основных следующие четыре: I) уровень движения тона, 2)направление движения тона, 3) скорость движения и 4) интенсивность.

Уровень движения тона.

Изменения высоты тона э5го суть речевой мелодии. Интервал мезду высшей и Низшей точками называется тональным диапазоном. Диапазон голоса (как высокого, так и низкого) можно рассматри-

1. Артёмов В.А. Об шггонеме и интонационном инварианте.// Интонация и звуковой состав. -М.: -.ТУ, ГЭоо. - С. 12. .-,

2. Там.же¡Артёмов В.А. Интонация и просодия// Вопросы филологии и фонетики,- М.: Наука, 1371. - С.. 11-16; Артёмов Б.А. летод . структурно-функционального изучения речевой интонации,/Дчеб-ное пособие. - М., 1974.. - С. 160.

вать как интервал меяду самой высокой и самой низкой точками голоса, в котором выделяются несколько регистров: от трёх до пяти. Такое деление на регистры по своему характеру относительно, т.к. диапазон голоса говорящих на различных языках различный. Представляется целесообразным принять четырёхуровневое деление диапазона; естественно предположить, что наличие высокого и низкого уровней предполагает средний и нейтральный уровни. Расстояние медду уровнями может быть различным. Уровни сами по себе не могут передавать значения, эту функцию выполняют контуры.

Графически диапазоны и регистры могут быть изображены по принципу нотной системы, принятой в германистике: на четырёх лилиях накладывается мелодический контур высказывания:

высокий

_. ■ средний

_____________ нейтральный

_. низкий

Для низкого уровня характерным является наименьшее напряжение

голоса, символизирующее обычно отрицательные значения, а также

повествование.

lia нейтральном уровне, как правило, начинается речь, имеющая в своём начале безударные элементы; напряжение голоса здесь минимальное. '■■-..'

Средний уровень отражает вопросителъность высказывания; здесь реализуются слоги, имеющие логическое (фразовое) ударение; тон повышен.

Наибольшим напряжением голоса характеризуется высокий уровень, который, в основном, передаёт значения вопроситольности.

Направление движения tour.

Поскольку интонационные модели представляют собой единиц» дискретные, то они могут накладываться на слоговой состав; при

- 23 -

этом происходят изменения основного тона. Структура тона зависят от количества и характера слогов. Ядро образует, как правило, ударный слог слова,'несущего фразовое удареше. Безударные слоги до ядра образуют предтакт, за ядром - затакт. Изменения движения тона ь этих элементах протекают в различных направлениях. В ддре, например, различаются простые и сложные тоны. К простым тонам относятся ровный /——/, восходящий / /. нисходящий / /; к сложным - ровно-восходящий / —/ /, восходяще-нисходящий / /, нисходяще-восходящий / Изменение нанрааяення движения тона, протекающее от одного уровня к другому, создаёт, своеобразную мелодию, характерную для того или иного типа высказывания и является релевантным просодическим признаком. С направлением изменения высоты тона в контуре в пределах ядра ассоциируется прежде всего противопоставление по цели высказывания.

Скорость движение тона.

Изменение направления движения тона тесно связано со скоростью его изменения. Чем больше скорость изменения высоты тона в определённый отрезок времени, тем круче подъём/падение тона. Меньшая скорость изменения высоты тона характеризуется более шлогям подъомом/пош!.шнием тона. Скорость движения тона непосредственно зависит от коммуникативного задания. Так, например, побуздешо характеризуется большой скоростью и крутым падением тона, а пояснение - малой скоростью и плавным его падением. Графическое изображение скорости движения тона:

большая скорость средняя скорость малая скорость

I. Норк О.А., Милюкова Н.А. фонетика немецкого языка. - И.: просвещение, 1977.-0*56-60

Интенсивность.

Экспериментальные наблюдения над динамическим рисунком (интенсивностью) высказывания свидетельствуют о том, что интенсивность является результатом взаимодействия различных факторов; в первую очередь факторов, связанных о просодическом структурой высказывания. Посредством интенсивности поредается степень выделанности отдельных слогов. Силовой компонент учпст-вует в выражении степени ватшости элементов высказывания, для -различения высказываний с нейтральной и омфатичоской интонацией, в создании целостности.интонационных единиц; последнее осуществляется через свойственный интонационной единице собственный динамический контур. Варьирование степени и градации выдо-ленноста в мелодическом контуре пародаёт внутрентою структуру высказывания и ьго частей. Степень важности отдельных синтагм всего контура ударного слога вниз или вверх но шкале интенсивности. Крутизна или плавность контура интенсивности, характер её спида оказывается в тесной взаимосвязи с темпоральным компонентом (длительностью). Интенсивность тона графически отобра-каетсн насыщенностью линии: / / - большая интенсивность, / -У /-- средняя и / / - малая.

Таким образом, каадая интонема представляв'!1 собой конъюнл-иию четырёх признаков а соответствующей маркировкой их мери.

На основании использования определяющих детерминант и их компонентов нами предложена система основных интонационных моделей немецкого языка. При дополнительном исследовании дпнкгш система может быть дополнена.'

В заключении обожаются основные результаты и выводы исследования, н^лечаится пути использования полученных данных е теоретическом' н прикладной планах;

- 25 -

Библиография содержит список использованной научной литературы по проблематике исследования.

В приложение включёна таблица, иллюстрирущая системную организацию 16 типов интонем на основа 4-х основных параметров с указанием их меры, структура и графическое изображение инто-

1ЮИДОВ.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. К проблеме нормирования и кодификации интонационного строя современного немецкого языка. - Рук.деп. в ИНИ011 АН СССР. - В 1312

2. Интонация немецкого языка и произносительная норма // Норды реализации. Варьирование языковых средств. - Горький: ГЕЛИ им. А.М.Горького, 1978. - С. 148 - 157. ,

3. К вопросу отбора интонационных единиц для обучения нормированной интонации немецкого языка //Лингвистические основы обучения иностранным языкам. - Алма-Ата: КазГУ 'им. С.М.Кирова. 1937. - С. 77 - 79.