автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Камерно-инструментальные фортепианные ансамбли С.И. Танеева. Проблемы интерпретации

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Киреева, Татьяна Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Камерно-инструментальные фортепианные ансамбли С.И. Танеева. Проблемы интерпретации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Камерно-инструментальные фортепианные ансамбли С.И. Танеева. Проблемы интерпретации"

I I и V л

1 -> Г:

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДВЛ№ ОРДЕНА ЛЕНИНА КОНСЕРВАТОРИЯ имени П.И.ЧАЙКОВСКОГО

На правах рукопиои УДК 784.3

КИРЕЕВА Татьяна Ивановна

КАМЕРНО -ИНСТРЖЕНТАЛЬННВ ФОРТЕПИАННЫЕ АНСАМБЛИ С.И.ТАНЕЕВА. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

Специальность 17.00.02. Музыкальное иекусотво

А В Т О РВ §В.Р А Т • .

диссертации на сонсканио учэиой с те гюни кандидата искусотвоввдэнпя .

Мооква - 1993

Работа выполнена в Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П.И.Чайковского

Кафедра теории и истории исполнительского искусства

Научный руководитель -..доктор искусствоведения, профессор СМИРНОВ М.А.

i

Официальные опроненты: доктор искусствоведения, народный

артист Армении, профессор ДАВИДЯН P.P. кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ПАЛА1ЧЕНК0 И.Р.

Ведущее учреждение - Московский государственный педагогический университет имени В.И.Ленина ,

i

Защита состоится п'/г> " .■')) >'.-'.' 199;/' года в 17 чаоов на заседании специализированного Совета Д 092.00.01 по присуждение ученых степеней Московской государственной дважды ордена , Ленина консерватории имени П.И.Чайковского, I03871, Москва, ул. Герцена, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской консерватории. .....

, , . > - с'

Автореферат рагоолац " ( / ''■ 199 - года

Ученый оекретарь специализированного Совета, доктор иокуоствоведения

Т.В. Чередниченко

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

, Настоящая диссертация посвящена исследованию камерно-инструментальных .фортепианных ансамблей С.И.Танеева в аспекте исторического развития и проблемам интерпретации.

Актуальность теми. Камерно-инструментальная музыка С.И.Танеева - едва ли не самое яркое, значительное явление в данной сфере отечественного искусства конца XIX начала XX столетия., Она представляет собой одну из наиболее весомых и интересных сторон наследия великого русского художника, своим творчеством венчающего огромнуп историческуо эпоху. Процесс формирования таневвского камерно-инструментального стеля, кристаллизация характерных эстетических принципов протекали в постоянном общении с твор<&ствпм русских и западноевропейских композиторов, что обусловило широту взглядов и интересов. Поэтому, ансамблевое искусство С.И.Танеева явилось с одной'йтороны обогащением целого ряда достижений западноевропейской и русской музыкальной культуры, с другой - активно воздействовало на становление и развитие отечественной кгшэрно-инструиенталыюЯ пколы. Отсвда возникает многочисленные историко-типологические связи и параллели с различными художественными направлениями, соотносимыми как в горизонтальной, так г в вертикальной плоскостях, а результате чэго образуется широкий синзфоино-диахронный срез.

.Проблема камерно-инструментальных фортепианных ансамблей приобретает все больпуп значимость на современном этапе, что связано о активный ростом национального самосознания.

Важность избранной теш определяется так» богатством и разнообразием самого материала, высокими худоаствеккнми достоинствами произведений С.И.Такэева. Завоевания Танеев-

ской мысли, открытие неведомых ранее музыкально-эстетических ' ценностей, художественных средств отражается в музыкальной науке, исполнительстве и педагогике. Музыковедением накоплен значительный исследовательский материал, освещающий камерно-инструментальную музыку С.И.Танеева в различных исторических и теоретических^аспектах. Назовем работы русских авторов: П.Чайковского, Ц.Кюи, ГЛароша, Н.Кашкина, Ю.Энгеля, Б.Асафьева, В.Каратыгина, И.Стравинского, А.Луначарского, В.Яковлева; фундаиентальные| исследования отечественных музыковедов -Б.Асафьева, В.Протопопова, Ф.Арзаманова, Л.Корабельниковой, С.Савенко, А.Михайленко, Г.Савоскикой, Н.Юденича, Г.Ольховой; разделы, посвященные творчеству С.И.Танеева в книгах Д.Алексеева, Л.Раабена. Вместе с тем, попытка целостного изучения фортепианных ансамблей С.И .Танеева в их связях с камерными сочинениями отечественных и зарубежных композиторов и задачами исполните ль скшш до сих пор в музыковедческой литературе не предпринималась, несмотря на то, что многовековой путь камвр-но-ннструментальной музыки демонстрирует многообразный спектр типов взаимодейотвия культур. Лишь учитывая всю сложную сиота-му взаимовлияний*, можно исследовать проблемы интерпретации ансамблей С.И,Танеева в аспекте "сторического развития жанра.

Камерно-инструментальная музыка занимает большее место' в истории русской музыкальной культуры, наряду с симфонической и оперной непосредственно откликалась на значительные события в жизни русского народа. Будучи мобильной (небольшое количэ-отео участников: дуэт, трио, квартет, квинтет), ока получила широкое распространение и признание. Жизненность существования и интенсивность развития данного раздела музыкального искусства подтверждает многочисленные камерно-инструментальные циклы

русских, отечественных композиторов, программы в исполнительском творчестве ансамблистов, камерно-инструментальные разделы в республиканских, международных конкурсах исполнителей. Фортепианный ансамбль, развиваясь, вбирал в себя и культиви-; ровал яркие национальные признаки русского музыкального.искусства, которые проявились и в камерно-инструментальном материале творчества С.И.Танеева, давшее в дальнейшем черты обновления для отечественного искусства камерно-инструментального жанра.

Актуальность темы исследования определяется и тем, что в отечественной теоретической литературе данная проблема специально не рассматривалась, хотя высказывания отдельных исследователей, затрагивающих область камерио-инструменталькой музыки, свидетельствуют об интересе к. этому вопросу. Кроме этого данная .проблема' привлекает внимание в качестве теоретической основы курса "Истории и методики камерно-инструментального йскусотва" в музыкальных вузах. ' '

Таким образом, в диссертации ставится и исследуется про-блома широкого теоретического и практического профиля, имвю-дая значение для дальнейшего развития камерно-инструментального исполнительства как важной областа русского музыкального

искусства......

Целью работы является раскрытие новаторства С.И.Танеева в сфере камерно-инструментальных фортепианных ансамблей, установление роли творчества композитора в эволеции данного яаира, характеристике задач интерпретации, во многом определивших принципы современного камерно-инструментального испол-. нительства. ' ■ .

. Поставленная цель обусловила необходимость ревемня ряда задач: ©

1. Выявить культурно-исторические предпосылки формирования ансамблевого творчества С.И.Танеева.

2. Раскрыть множественность связей танеевской камерно-инструментальной музыки с различными стилевыми направлениями западноевропейского и русского музыкального искусства.

3. Установить параллельность целого ряда процессов в ка-мерно-инструмейтальном творчестве С.И.Танеева и других отечественных композиторов.

Рассмотреть художественные и композиционные концепции

фортепианных ансамблей. <

5. Изучить своеобразие интерпретации произведений С.И.Танеева ведущими отечественными исполнителями.

6. Обосновать закономерности эволюции интерпретационных стилей и выявить черты художественной самобытности русской камерно-инструментальной исполнительской школы.

Научная новизна диссертации связана с отбором материала и избранным курсом его исследования. Впервые в камерно-инструментальном музыкознании освещается фортепианное ансамблевое творчество .С.И.Танеева в контексте обще художественных тенденций и традиций, выявляются особенности танеевского мышления. С современных позиций дается оценка фортепианных ансамблей, обосновывается внутренняя обусловленность возникновения ансамблей, в камерно-инструментальной музыке как результату всего предшествующего развития национальной музыкальной культуры, определяется их роль в эволюции исполнительской школы в отечественном камерно-инструментальном жанре. Использование ' сравнительно-типологического метода анализа дало возможность

рассмотрения под новым углом зрения фортепианных ансамблей, ■ как уже получивших ранее освещение, так и впервые ставших

объектом исследования.

Выдвинутые автором задачи предопределили несколько ракурсов исследования: исторический, связанный с освещением эво-лгации русской камерно-инструментальной музыки и места в нем ансамблевого творчества С.И.Танеева; теоретический, предполагающий выявление особенностей драматургии, композиции и стиля фортепианных янсамблей; эстетический, обусловленный необходимостью применения оценочных критериев к исследуемым явлениям; методический, базирующийся на изучении интерпретаций ведущими ■ отечественными исполнителями.

Методологической базой диссертации послужили фундамен-талыше поломэния философской и эстетической.наук, являющиеся основополагавщими для отечественного музыкознания, а именно, диалектико-материалистического учения о преемственности, о категории общего, особенного и отдельного, научные работы по | вопросам национального и интернационального, традиций и нова- ■ торства.

Музыкально-теоретическая сторона работы базируется на ; материалах и вывода?, разработанных музыкальной наукой, исследующих общие проблемы теории музыкального искусства, композиторского творчества, проблемы теории и истории музыкального исполнительства. В качестве материала исследования использован":

I.. Произведения С.И.Танеева.

2. Труды отечественных и зарубежных музыковедов.

3. Записи танеевских произведений отечественными исполнителями - мастерами ансамблевого искусства.

В исследовании автор такте опирался в какой-то мере на собственный слушательский, исполнительский и педагогический опыт.

Настоящая.работа - первое монографическое исследование по данной теме. В ней впервые делается попытка разработки целостного анализа ведущих компонентов фортепианных ансамблей С.И.Танеева и впервые делается попытка обосновать закономерности и особенности процесса становления интерпретации.

работы определяется возможностью использования г1олучэнных выводов в концертной и педагогичоской исполнительской практике, в разделах лекций по истории и теории камерно-инструментального исполнительского искусства для 1

ассистентов-ста.жеров и студентов музыкальных вузов.

Апробация. Диссертация обсуждалась на кафедрах истории .и теории исполнительского искусства Московской консерватории. Основное содержание исследования нашло отражение в публикациях по теме (12), докладах на республиканских, всесоюзных, международных научных конференциях (Новосибирск, 1991; Донецк, 1991; Львов, 1991; Киев, 1992; Львов, 1992; Ростов, 1992; Ростов, 1993).

Применение в диссертации широкого историко-культурного подхода к исследуемому материалу в сочетании с его разносторонним теоретическим и методическим .осмыслением, отразившем сформулироваирые цели, обусловили следующую структуру работы: введение, три главы, заключение. В первой главе рассматриваются вопросы создания фортепианных ансамблей С.Й.Танеева, во второй - особенности драматургии, композиции и стиля фортепианных ансамблей, в третьей - проблемы их интерпретации. Общий обвдм 156 страниц машинописного текста, библиография ( 217 наименований) и нотные примеры (.151 ).

ОСНОВНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальнооть.

рассматриваются важнейшие достижения отечественных ученых в области исследования камерно-инструментального творчества С.И.Танеева. Сформулированы цели и задачи работы, определены методологические основы, теоретическая база исследования,раскрыты главные особенности диссертации и ее структура.

Пе2вая_глава - "С.И.Танеев и его камерно-инструментальная музыка" посвящена великому русскому композитору, его камерно-инструментальным ансамблям, выявлению культурно-исторических предпосылок создания'фортепианных ансамблей. Б созданных С.И.Танеевым произведениях нашла свое естественное продолжение эволюция отечественного камерно-инструментального музицирования. Ее национальные истоки видятся в далеком прошлом - в творчестве славянских музыкантов-гусляров, "киф;~ристов" (УI в.), ансамблевой игре скоморохов (1Х-ХП в.в.), светском музицировании (ХУП-XIX в.в.); И сквозь все столетия развивалось, обогащалось и крепло это искусство, завоевывая все новые возможности воздействия на слушателей, расширения любительской аудитории. Мощный взлет профессионального музыкального творчества, выразившийся с в формировании на национальной почве новых музыкальных жанров в ХУШ веке, в том числе в жанре камерно-инструментальной музыки, отмечен ярко выраженными самобытными чертами, презкде всего,' за счет национально-специфического интонационного наполнения.

Отмечается, что развивая музыкальное мастерство на основе общи-х европейских законов классического искусства конца ХУШ века и опираясь lia интонационную сферу русской песни, М.Березовский и Д.Бортнянский создавали первые национальные инструментальные ансамблевые произведения, закладывая фундамент развития профессиональной русской камерно-инструцентальной музы-^ ки XIX-XX веков. Здесь же, пусть и смутно, силуэтио, скрываются отдаленные национальные истоки камзрно-инструмэнтального

творчества С.И.Танеева. Так, например, можно отметить сдельные выразительные штрихи в камерных опусах М.Березовского, Д.Бортнянского, свидетельствующие о родстве с сочинениями С.И.Танеева. Результаты исследования позволяют увидеть целый ряд ценнейших художественных свойств и приемов, которые впоследствии блистательно развивал С.И.Танеев. Среди них - стройность структуры; ясность формы, мелодическая, интонационная живость и выразительность, смелые диссонирующие созвучия в рамках строго^логического начала, естественно сочетающиеся с импровизационностью. отдельных музыкальных реплик и фраз.

Кристаллизация ансамблевых принципов мышления в отечественном искусстве отражает общие закономерности, свойственные европейской профессиональной музыке, о чем свидетельствует наличие параллелей между отдельными тенденциями в творчестве композиторов веков. Поэтому становление камерно-инст-

рументального жанра в российском искусстве нельзя рассматривать как простое перенесение западноевропейских жанров и форм на национальную почву. Влияние законов шнра, сложившихся в западноевропейском искусстве, не стало определяющим и в камерно-инструментальном -творчестве, С.И.Танеева, поскольку в каждом из его оочинетй ярко обозначены неповторимые, уникальные черты, что позволяет говорить не о внешней перенесений принципов классического сонатного цикла на национальную почву, а су глубоком взаимодействии национальных и инонациональных факторов. Диалогическое взаимодействие и синтез национального и инонационального в камерно-инструментальном творчестве С.И.Танеева явилось оледотвием сложной системы культурных взаимосвязей ряда стран. С одной стороны, это национальные традиции, о другой - влияние западноевропейских тенденций.

Одновременно обращается внимание на то, что стиль художе-

ственкого мышления А.Алябьева, М.Глинки, А.Рубинштейна,П.Чайковского, А.Бородина, А.Аренского оказал влияние на С.И.Танеева, выразившееся особо специфично в преобладании посенного начала в классических сонатных формах. В.Моцарт был высшим идеалом для С.И.Танеева (как и для его великого учителя -П.И.Чайковского). Ансамбли В.Моцарта оказали благотворное воздействие на развитие мирового камерно-инструментального жанра, в частности, и на творчество С.И.Танеева. Столь же явно прослеживается связь танеевского творчества с романтическим искусст-. вом (Ф.Шуберт, Р.Шуман, Я.Брамс). Приобщение С.И.Танеева к европейским школам обеспечило но только свободное владение формой, но и высокую культуру инструментального мышления, что в первую очередь сказалось на драматургическом строении произведений, цельности и глубине идейно-эстетического содержания сочинений.

Доказательством рано определившихся ганровых симпатий молодого композитора, которые проявились позднее в .зрелые годы, могут служить сочинения инструментальных произведений, активная с ансамблевая концертная деятельность в обществе знаменитого скрипача, педагога, выдающегося артиста Л.С.Ауэра. Данные фак-

»

ты, а также-то, что С.И.Танеев был первым и многократным исполнителем фортепианной партии трио П.И.Чайковского, подаренные С.Франком партитуры в Парижа, восхищение скрипичной сонатой Г.Фбре получают определенное толкование в свете складывающихся жизненных и творческих.обстоятельств на пути к ансамблевым фортепианным произведениям. Подчеркивается, что интересы С.И.Танеева всегда поражали окружающих поистине энциклопедическим размахом. Но все-таки, думается, и в ученические дни и в зрелом . возрасте главным ориентиром, центром всестороннего притяжения

был для него П.И.Чайковский. Глубокое знакомство С.И.Танеева с западноевропейской музыкой и изучение ее на протяжении всей творческой жизни обусловили широту слухового и интонационного опыта.

Отмечается, что неповторимость личности С.И.Танеева скорее удастся понять и объяснить, если обратить внимание на сферу его пристрастий но только в музыке, но и в литературе, философии. Любовь к И.Баху, Л.Бетховену, В.Моцарту воодушевляла композитора до последних его дней. Литературные интересы и философские наклонности сочетались у музыканта с интуитивным уст ремлением к современной ему жизни. С.И.Танеев искал и нашел собственный неповторимый, уникальный путь в мире искусства. Глубокие его основы находятся в самом миропонимании композитора. Источник, питающий творчество С.И.Танеева, коренится в идеализации традиций венских классиков. Соединив романтичесШ лиризм (М.Глинка, П.Чайковский) с классицистскими тенденциями (И.Бах, Л.Бетховен, В.Моцарт, Г.Гендель), С.И.Танеев создал фундамент для безграничных возможностей гармонического развития музыки XX века.

Обращается внимание на то, что богатый интеллект, зрелая художественная.культура влекли С.".Танеева к масштабным конце| цияы, монументальным формам. Есть основание предполагать, что сочинение поздних произведений проходило с напряжением, творческими приостановками, несмотря на огромный художественный опыт тетера. Приводятся доказательства сказанного, дневниковые оаписи, высказывания современных ему критиков. Выборочные письменные свидетельства говорят об интересе С.И.Танеева к ка мерно-инотрументальному жанру и воодушевляет на мысль об универсальной связанности и взаимозависимости всего звучащего ма,

гориапа вокруг композитора с идеями создания фортепианных квартета, трио, квинтета, скрипичной сонаты.

Отмечается, что поздние сочинения С.И.Танеева находятся > глубочайшем родство с созданными к тому времени отечественны-ш фортепианными трио П.Чайковского, А.Аронского, С.Рахманино-;а, Г.Катуара, А.Катуара, Л.Гречанинова, квартетом Рубинштейна, яинтетами А.Бородина, А.Аренского. Безусловно, музыкально-слу-:овая ориентация, условно говоря, объединяя прошлое и будущее, тверждает смысл музыки Х1Х-ХХ веков в слиянии ряда историко- . тилистичоских и жанрсвых разновидностей. Отличительным призна-ом общности вышеперечисленных произведений русских композито-ов является опора на европейские классические традиции, отече-твенное профессиональное искусство V. фольклор.

Вместе с том, сонатная форма, особенности камерного искус-тва композитором были восприняты не механически. В условиях шобытиой национальной культуры С.И.Танеев раздвинул границы эивычных для конца XIX века представлений о художественных ззможностях камерного жанра. Вследствие этого в формы, апроби- Го >ванныо в европейской музыкальном искусстве, благодаря орга-[чному приятии сферой камерно-ансамблевого музицирования эти-|-философской проблематики, характерной для. русского оперного симфонического жанров, органично влилось национальное интона-онное содержание. Поэтому правомерно говорить"о национально-ра'ктерном преломлении европейских традиций в отечественной зыкальной культуре. у

Подчеркивается, что танеевское камерно-инструмснтальиоо следив воило в сокровищницу отечественной музыкальной классй-. Загадки творческого процесса, парадоксы, идеологические облекы времени и игра общественных настроений - все это вол-зт композитора и отражается в музыка. При всей изменчивости

творчества С.И.Танеева, ансамбли с фортепиано в стилистическом отношении представляется по авторской манере единым, внутри-контрастным циклом.

Отмечается, что существующие рецензии современников композитора на его ансамблевые композиции нередко весьма противоречивы. Наряду с .признанием весьма высоких художественных результатов, достигнутых композитором, они порой поражают неумением постичь новаторский дух и стиль творений мастера. Подобные опшбоч:. • .еретические установки (обвинения в сухости, надуманности, учености), догматические по своей сути, к сожалению, довлевшие над частью музыкантов и любителей привели к весьма длительному ослаблению внимания общественности к этому интереснейшему камерно-инструмонтальному пласту русской музыки и выпадении танеевских сочинений из исполнительского, концертного~ и педагогического репертуара. Ныне проблема'их изучения и исполнительского освоения весьма актуальна.

Вторая глава - "Черты стиля". В настоящей главе исследуются те черта образной системы и музыкального языка изучаемых наци произведений С.И.Танеева, которые могут быть определены как характерные для'ого стиля, а подчас и новаторские. Среди них избираются для рассмотрения особо вакныз и необходимые, с напей точки зрения, ради лучшего понимания исполнительских .

Одним из самых ярких и важных признаков стиля С.И.Танеева служит нравственное начало еуо искусства. На этом сходятся все исследователи, пишущие о композиторе. Фортепианный квартет по наблюдению выдающегося отечественного музыковеда, профессора Б.В .Протопопова, явился опытом создания в камерно-инструментальном нанре "некоей отико-философсхоЯ концепции, подобно той, которая лежит в основе "Орестеи" и симфонии е-по11. Драматургические концепции камерных танеевских произведений обильно насы-

нены тяготением к созерцательным ситуациям, к длительному, устойчивому пребыванию в "высших" сферах, где властвует внутренняя гармония, уравновешенность духа. Лирико-фило с опекая область - царство танеевского гения. Одновременно, общеизвестна "громадная'роль в музыке С.И.Танеева трагедийных с./туаци.,, суровых чувстз, строгих дун, мужественного, волевого фактора. Манера выражения чувств находится в полнейшем и необходимейшем соответствии с их содержанием, структурой, со всем смыслом глу-бочайк^р внутренноп жизни такеевских "героев".

Русский национальный стиль в камерно-инструментальных произведениях С.И.Танеева предстает в своеобычном, ярко индивидуализированном варианте. Он рас кривее ^ типичные образно-выразительные тенденции, характерную русскую "психологическую драматургию"» В танезвекой музыке отражайся те ко "силы борения", могучие порывы духа, огонь противления, те же особенности лиризма, юмористических образов, та »в ширь ликующе-радостных, часто Ёэнчающих пережитые события песнопения, которыми наэлектризованы творения П.И.Чайковского и М.И.Глинки, Л.П.Бородина и 'Л.Н.Римского-Корсакова, Н.П.Мусоргского и С.В.Рахманинова. Сочинения С.И.Танеева с ианорой развития образов, их контрастировать, со всем складом души, с ритцо^ чувств - часть подлинной русской' духовной, внутренней жизни (подробнее "об этом см. монографии профессора И.Л.Смирнова: "Русская фортепианная музыка" и "Эмоциональный мир музыки").

Отмечается, что С.И.Танеев, изучая сочинения композиторов Щ начала XX веков, способствовал развитию смысловых связей Искусства с множеством разных культурных явлений. Ценность творческого вклада'С.И.Танеева, его специфика проявляются и определяются не только таи, что композиторская индивидуальность являла себя через усложнение музыкальных форм, но также и через

интерпретацию различных музыкальных стилей, принципов построений композиции камврно-инструментального ганра.

Обращается внимание на огромное воздействие творений Л.Бетховена на С.И.Танеева. Композитор рассматривает бетховен-' скую композицию как результат величия художественной гениальности и как подчинение эстетического отичоскому. Сохранив установившиеся в классическом стиле основные закономерности, сонатная форма у С.И ..Танеева обогатилась новыми чертами. Приводится примеры, рецензии музыковедов. Подчеркивается, что едва -ли не решающую роль в становлении танеевских композиционных принципов сыграло наследие П.И.Чайковского. Есть все основания говорить о чертах симфонического мышления, например,..в трио С.И.Танеева, если обратим внимание хотя бы на следующее: I) архитектонический план с ясной устремленностью к кульмина-

• г

ции; 2) интонационное "прорастание" тематизма (термин Б.В.Протопопова), ведущее к постояннЪму обновлению интонационного материала и сквозному развитию драматургии в целом; 3) последовательное использование полифонических приемов фактурного развития. В квинтете рельефно выражен важнейший Танееве кий компо-> зиционный принцип целенаправленности формы, четко ориентированной на конечный путь' развития как точку логического завершения

цикла. Это ценнейшее редкостное свойство музыкальной драма)

тургии С.И.Танеев унаследовал в первую очередь от Л.Бетховена и П.И.Чайковского.

Отмечается, что именно темы побочных партий становятся важнейшим цементирующим фактором, обеспечивающим целостность всего сонатного цихла. В интродукции квинтета "запрограммированы" интонации XVк будущих побочных партий. Сам по себе прием предвосхищения во «вступительных разделах сонатной формы далеко, не нов, однако, танеевский вариант роадения мелодий по' Л

г?

бочных партий и создания тематических арок совершенно уникален и несет в себе глубочайшее неповторимое образное содержание. Делая упор d произведении на лирический строй интонаций, который обычно уравновешивает резко драматические, "агрессивные" порывы, композитор и вносит то просветление, "вознесение духа" над мирскими страстями, ту душевную гармонию которая является для него всегда желанной конечной целью. В финале квинтета постепенно функции главной и побочной партий тесно переплетаются и в то я время выясняется внутреннее превосходство тем побочной партии. Таким образом, драматизм постепенно сглаживается до слияния по характеру, образности в финале и в дальнейшем достигает утверждение нового лидера.- сферы тем побочной партии. Изменения, происходящие в развитии тематического материала,его драматизм сказались на динамике финала. В первой части темы главной партии оказались ведущими от начала до последнего такта. Наиболее яркие звучности приходились на их долю, они вершили судьбами тематизма. В финале динамика соотношения звучностей резко меняется в пользу тем побочной партии, в которых заложена двигательная пружина драматургии. Подвижная сложная, постоянно действующая, система взаимосвязи, проходя через ряд нарастаний и спадов, единой мощной волной устремляются к коде. Среди приемов, обеспечивающих целостность танеевских прЗизве&ений (кроме монотематизма и других, упомянутых ранее) большое значение имеют разнообразные формы сцепления, как бы стыковки частей цикла, предопределяющие слитность исполнительского развертывания.

Подчеркивается, что ярким доказательством симфонизации lea's

мерного стиля, монументализации его через сложные развитые формы является квартет, трио и высшее достижение в данном жанре квинтет. Как истинный мыслитель и творец, С.И.Танеев тонко чув-

м

ствует законы пропорции и контрастности, поэтому и в циклах образные концепции, характер и темпы способствуют достижению художественной убедительности. В квинтете мы вплотную сталки- • ваемся с многоплановым способом изложения фактуры, где ясно просматривается регистровая рассредоточенность, самостоятель- . ность к взаимосвязь тем, голосов, индивидуальность ритмики каждого инструмента, что в совокупности создает перспективу образного толкования концепции частей и цикла в целом. Обобщая исследуемый материал, приходим к выводу: несмотря на "просветленность" репризы и активно-устремленный, утвердительный характер коды, первая часть цикла не дает разрешения, а экспонирует и развивает конфликт, предстает не в образо качественных трансформаций, а в виде логического монолита, выполняющего функцию завязки драмы.

Отмечается, что анализ'таноевских ансамблей показал структуру н драматургию, выступающих как единство устойчивых взаимосвязей иевду их элементами. Драматургический метод С.И.Танеева замечательно соединяет . живом диалектическом единстве два взаимопротивополокных устремления:' к яркой контрастности, порой словно замкнутых эпизодов, и к непрерывности, слитности, внутренней целостности"музыкального действия. Несомненно, С.И.Танеев не миновал шумановского влияния с его любовью к трепотиой, гибкой и быстрой изменчивости настроений, столкновениям самых неожиданных, казалось бы далеких образных сфер. Недаром исследователи С.И.Танеева указывают нам и на романтичэские корни 01*0 творчества, на нити, тянущиеся вглубь времен и к §.Шуберту, и к й.Брамсу. У С.й.Танеева все эти тенденции выражаются собственным. неповторимыми решениями. Подчеркивается, что стилевая широте. ,чсамблево1;о творчества С.И.Танеева явилась следст-

\ ■

вием и осмысления доклассических жанров: пассакалии, фуги и других, использования драматургических и конструктивных особенностей классической сонатной формы в сочетании с принципами полифонических и вариационных форм, тяготением к монотематизму.

Приобщение с молодых лет С.И.Танеева к строгому стилю (Г.Гендель, И.Бах), музыке В.Моцарта, Л.Бетховена (сонатная форма) с использованием русских народных песен имело исторический смысл для развития отечественной камерно-инструмзнтальной музыки (влияние на композиторов XX века). Многочисленные полифонические упражнения сформулировали собственную мелодику, пронизанную русскими интонациями, самобытный национальный язык, мелодическую основу' танеевского стиля. В интонационном строе танеевских камерных ансамблей прямого цитирования народных песен нет, однако, i гибкостью, широтой развития теттических фраз он близок к свободным, текучим, пластичным построениям народной песни. В результате, Adagio в камерных ансамблях С.И.Танеева служат вершинами лирических, философских состояний в циклах. Оригинальность и своеобразие заключены в иодитации сосредоточенного размышления, созерцания •( Adagio из скрипичной сонаты), с эмоциональной активностью ( Adagio из квартета). Andante трио и

Largo квинтета - выработанные варианты танеевских-медленных

.. * I '

частей со свойственными им неторопливостью восхождения к кульминациям и драматизмом (традиции позднего JI.Бетховена). В соответствии с общими музыкальными тенденциями XX века усиливается значение ostinato в камерно-инструментальной жанре вообще, а в произведениях С.И.Танеева особо.

В интонационном складе танеевских камерних композициях прослеживаются две взаимодополняющие тенденции, создание широких мелодических линий двиявния и речитативности, которая выражается

в частых остановках, паузах, ritenuto, генеральных паузах. Чаще всего это происходит перед появлением нового тематического или контрастного материала, крупным разделом сонатного А1-' legro, кульминационными пластами, завершением экспозиций об- ■ разных сфер, после завершения экспозиций рбразных сфер.

Подчеркивается, что классико-романтическая структура произведений С.И.Танеева, олицетворяющая во многом идеи полистилистики есть результат перенесения на сочинение стилевых норм целого ряда исторических периодов. Примером стилевой многоликости может служить и вторая часть Allegro molto - цикл, состоящий из темы и восьми вариаций. Отмечается внимание С.И.Танеева к фольклору усилением в позднем творчестве композитора использования символики, традиционной-в русской музыке. Так, роль .музы- „ кальных метафор наиболее ярко проявляется в имитировании коло-кольности. Звукоподражание колокольному ззону сказалось на об-, разно-эмоциональном содержаний и драматическом настроении квинтета и трио, отчасти квартета и сонаты. .

Обращается внимание на танеевскую инструментовку - один из чрезвычайно показательных аспектов драматургии и стиля сочинений композитора. Исключительный интерес.-представляет инструментовка полифонической фактуры. В сложном гармоническом развитии ансамблей звучащая фактура pácnmpfleTca до шести-восьмиголо-сия, С.И.Танеев, благодаря умелому сочетанию различных фактур и использованию их при инструментовке, пользуется всеми возможными вариантами распределения полифонической ткани между инструментами. Детальное исследование музыкальной инструментовки, ее закономерностей, дает широкое знание о содержательной стороне произваденЛ С.И.Танеева.

Третья тгада - "Проблемы интерпретации". Истоки столь

сложного, многомерного явления, каким предстазляется исполнительское искусство, уходят своими корнями в глубины богатейшего пласта отечественной музыкальной культуры. На фоне великих традиций прошлого происходит развитие настоящих и готовится почва для будущих творческих, смелых решений, оригиналу и съоеоб-I разных трактовок произведений.

В первом разделе "Становление интерпретаторскйх традиций" рассматривается одна из ярких страниц, входящих в историю музыкального исполнительского искусства, по праву принадлежащей С.И .Танееву - первому толкователю шедевров отечественной камерно-инструментальной музыки. Исследуя путь становления интерпретаций фортепианных ансамблей С.И.Танеева, можно отметить, что.мастер исполнения и сочинения был в ту пору на вершине своих достижений. Признанный пианист-виртуоз, от игры которого исходит радость полнокровных жизненных сил, оптимистический тон музицирования, претворял в интерпретациях своих сочинений сложность и противоречивость творческой личности. С одной стороны композитор-полистилист, с другой - исполнитель романтического направления, но с оговоркой, заключающейся в возрождении подлинности текста, что в дальнейшем приобрело значение новой ступени в истории музыкального исполнительского искусства. Таким образом С.И.Танеев, как деятель искусства начала XX вепса, ¿вился одним из создателей нового артистического стиля, инициатором широкой репертуарной переориентировки отечественных исполнителей.

Во втором разделе "Исполнительские принципы ведущих отечественных ансамблистов" дается сравнительный анализ трактовок танеевских сочинений известными артистами, отмечается общее й различное, что свидетельствует об индивидуальности исполнения, его своеобразии. Поскольку каждому ансамблю присущи лишь для

него характерные черты, "исполнительский стиль - сложный комплекс как художественных приемов, так и диктующих их психологических признаков, свойств, закономерностей" (профессор М.А.Смирнов), интерпретации крупных мастеров отличаются национальной самобытностью и различием эстетических установок исполнительской манеры. Отмечается глубокая связь отечественных интерпретаторов камерных танеевских ансамблей с общими исполнительскиг ми принципами А.Г. и Н.Г.Рубинштейнов, С.И.Танеева, C.B.Рахманинова, Н.К.Метнера, А.Н.Есиповой и других выдающихся артистов, выразившуюся в мастерстве тончайшего интонирования, монумента-

лизации, оркестровом размахе, богатстве тембровых красок, раз* ' ' 1 ' ! нообразии эмоциональной палитры и воплощению других характеристик и ценнейших свойств русского ансамблевого искусства./

В третьем разделе - "Педагогический аспокт проблемы" ставится перед мо л одами исполнителями, учащимися ряд важных воп-' росов, среди которых выделяется проблема современного'прочтения фортепианных.ансамблей С.И.Танеева.

Заключение - "Значение фортепианных ансамблей в отечест- 4 венном камерно-инструментальном творчестве и исполнительстве", фортепианные ансамбли С.Й.Таиеева за более "чем 90-летний исторический путь не были'изолированы от музыкальных культур других народов. Вобрав и? интернационального опыта то, .что наиболее соответствовало художественным принципам С.й.Танеева, они оказались благодатный источником.идей для последующих поколений отечественных и зарубежных композиторов. Осуществлялось диалектпчоское взаимодействие :и.синтез национального и инонационального. Как композитор С.И.Танеев оказал значительное влияние н£. развитие-отечественной камерно-инструментальной музыки, а ка>. выдающийся ^ртист-ансамблист - на формирование

идеалов исполнительской школу. Он был тем "связующим звеном" уходящего века салонно-виртуозного романтизма, который наравне с выдающимися исполнителями соединил ростки новых традиций,так ярко заявивших о себе в исполнительском стиле XX века. С.И.Танееву принадлежит значительная роль в отношении н^вых установок, открывших следующую страницу истории исполнительского искусства. Основные принципы исполнительских интерпретаций тане-евских произведений отечественными ансамблистами, рассмотренные в данной работе, подтверждают высказанное положение. Одновременно исследованы процесс становления интерпретаций фортепианных ансамблей и факторы, стимулировавшие их эволюцию, дальнейшее бытование, без чего невозможно создать целостную картину формирования отечественного концертного и педагогического камерно-инструментального репертуара. Отмечается глубокая причастность С.И.Танеева как исполнителя к становлению своих произведений и й то же время органичной связи с исполнительскими принципами Интерпретаций ведущих отечественных артистов, а также некоторыми аспектами, педагогического воздействия, имеющих целью активизацию творческого процесса молодых исполнителей, учащихся над произведениями выдающегося русского композитора. Такая постановка вопроса практически необходима как для развития исполнительства, так и педагогики, поскольку ставит, разносторонние творческие задачи в воспитании ансамблистов и деле- пропаганды творчества С.И.Танеева.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

. I. С.И.Танеев и его инструментальные ансамбли. Киев.-Донецк, 1990, 4 п.л.

2. С.И.Танеев. Фортепианный квартет в-<1иг (проблемы ис-

-24 .

полните ль ского анализа). Донецк, 1988. Рукопись деп. в Информ-культуре, » 1853, 1,5 п.л.

3. С.И.Танеев. Соната для <'.рипк/ И фортепиано а-пю11* /Проблемы исполнительского аьялиза/. Донецк, 1988. Рукопись доп. в Информкультуре, № I п.л.

4. С.И.Танеев. Фортепианное трио с-¿иг ор. 22. Донецк, 1989. Рукопись деп. в Информкультуре, № 2101, 1,5 п.л.

5. С 7.Танеев. Фортепианный квинтет е-тоИ ор. 30. Донецк, 1989. Рукопись деп. ь Информкультуре, К 2102, 2 п.л.

6. К вопросу о межкультурных взаимосвязях в камерно-инструментальном творчестве С.И.Танеева. - В кн.: Русская музыка Х1Х-ХХ в.в. в контексте традиций Запад - Восток Огезисы Всесоюзной научно-теоретической конференции). - Новосибирск. 1991. - С. 100-102.' ' |

7. Традиции С.И.Танеева в камерно-инструментальном творчестве С.С.Прокофьева. - В кн.: Прокофьев и мировая музыкальная культура (тезисы республиканской научно-практической конференции). - Донецк. - т.991. - С. 9-10.

8. Стилевые черты камерно-инструментального творчества С .В .Рахманинова в аспекте национальных и-западноевропейских традиций (тезисы докладов международной научной конфере^щии).-Ростов-на-Дону. - 1993. - С. 101-103. - " |

9. МЛ.Лисенко та його рос1йсыс1. зв'язки у камерно-1нст-рументальн1й творчост1* - В кн.: Фестиваль Лисенка у Львов! (тези республ1кансько1 науково-теоретично1 конференцН). -Льв1в. - 1992. - С. ЧЭ-ЧЧ.

10. Традиции В.йоцарта в камерно-инструментальном творчестве русских композиторов. - В кн.: Моцарт - Прокофьев (тези-