автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проза Османа Хубиева в свете формирования эпических традиций карачаевской литературы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шаманова, Зухра Беляловна
ГЛАВА
I. ПУТЬ О. ХУБИЕВА К ЖАНРУ. ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА РОМАНА
ГЛАВА
II. ЭВОЛЮЦИЯ РОМАННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОЗЕ О. ХУБИЕВА 60-80 гг
§1. ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «НАРОДИ ВОЙНА» В РОМАНЕ О ХУБИЕВА «АМАНАТ»
§2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЗМ РОМАНА «АССЫ» И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Шаманова, Зухра Беляловна
Формирование и дальнейшее развитие карачаевского литературного эпоса тесно связано с именем крупного прозаика Османа Хубиева.
Исследователи по праву считают О. Хубиева основоположником повествовательных жанров карачаевской литературы. Он автор первого панорамного романа «Аманат», положившего начало эпическому осмыслению жизни и судьбы карачаевского народа в исторической динамике. Характеризуя роль О. Хубиева в развитии прозы, А.Караева отмечает, «что он начинает там, где остановился Х.Аппаев - обращается к послереволюционной действительности, воссоздает живые черты современника». О. Хубиев внес значительный вклад в становление и развитие как поэтических, так и повествовательных жанров карачаевской литературы. В этом смысле можно говорить о том, что он принял активное участие в формировании и дальнейшем развитии жанровой системы карачаевской литературы.
О. Хубиев пришел в карачаевскую литературу в конце 30-х годов. Пришел тогда, когда в ней работали такие замечательные карачаевские литераторы как Азрет Уртенов, Даут Байкулов, Тохтар Борлаков, Исса Каракотов, Гемма Гебенов, но прежде всего Хасан Аппаев, который в 1935 г. издал первый карачаевский роман «Къара кюбюр» («Черный сундук»). В этот период, по мысли Караевой А.И., «.закладывались основы эпического освоения жизненного материала, художественного осмысления судьбы народа на переломном этапе его жизни» [64:16]. Роман Х.Аппаева «Черный сундук» - это объективизированное повествование о жизни карачаевцев до революции и после нее. Историческое время романа охватывает дореволюционный период, революцию и период коллективизации. Х.Аппаев впервые предпринимает попытку эпического воссоздания жизни народа, изображения его судьбы во времени, в ходе исторической динамики. К сожалению, роман не был закончен. Писатель был репрессирован в 30-х годах. В этот же период, когда закладывались жанровые основы карачаевской литературы, свои первые шаги делает и драматургия. Автором первых пьес, написанных по законам жанра, был Гемма (Имауддин) Гебенов. В основе первого романа «Черный сундук», как и в основе драматургических произведений Г. Гебенова, лежал социальный конфликт, социальные противоречия, имевшие место в классовом обществе и приведшие, в конечном итоге, к революционному преобразованию мира. Художественная концепция первых произведений прозы основывается на гуманистической мысли о том, что Октябрь освободил угнетенный народ и дал ему возможность строить новую жизнь по законам братства, свободы и равенства. Этой идее подчинены художественные приемы, используемые писателями. Характеризуя нового героя, как носителя гуманных социалистических идеалов, авторы резко противопоставляют положительным героям отрицательные.
И Хасан Аппаев, и Гемма Гебенов строго следуют идеологической схеме о том, что все бедняки, это - положительные герои, носители самых достойных человеческих качеств. Положительным героям противостоят вчерашние богатеи, князья, дворяне, служители религии, которые, в отличии от выходцев из беднейших слоев, являются кровопийцами, злодеями, аморальными личностями.
Палитра молодой литературы на первом этапе ее становления была преимущественно черно-белой, хотя сквозь такую жесткую схему пробивались этнографические детали, словесные характеристики, отличавшиеся образностью языка и свидетельствующие о возможностях литературы использовать весь арсенал как языковых, так и фольклорных средств карачаевского народа.
О. Хубиев пришел в карачаевскую литературу в конце 30-х годов. В его арсенале были и первые стихи, и первые опыты прозы. Примечательно в этом отношении повесть «Абрек», которая в 1936 г. была напечатана на страницах газеты «Красный Карачай».
Повесть посвящена борцу за социальную справедливость, герою - одиночке, вступившему на путь абречества. В основе этого образа лежит реальный прототип, герой, который вступил в конфликт со своим хозяином и в ответ на оскорбление ушел в абреки, чтобы продолжать мстить. Необходимо отметить, что молодая национальная литература в поисках положительных героев для своих произведений на историко-революционную тему, как правило, обращалась к образам героев-протестантов, абрекам. Конфликт отдельной личности, уход в абреки ложился в основу художественных произведений и давал возможность проследить социальное положение народа в условиях классового неравенства. Характеристика абрека, его достоинств, имеющаяся в карачаевском фольклоре, служила ориентиром для изображения нового героя, новой героической личности, которая, вступив в ряды борцов за революцию, как бы реализовывает на деле те достоинства, которыми характеризует его народ. Это был новый герой-революционер, выходец из народа, который, несмотря на схематизм, являлся продолжателем нравственных и духовных традиций народа. Тем самым он становился близким и понятным народу.
Художественная концепция героев первых образцов эпической прозы О. Хубиева на историческую тему основывается на принципах художественного осмысления нового идеала, рожденного революцией. О. Хубиев в то же время не прерывает связи с традицией, стремится обогатить традиционный идеал, проследить своих героев, героическую личность в эпическом времени, в контексте событий, связанных с переломными моментами истории. Образ абрека как социального типа воссоздан О. Хубиевым в его первой повести под одноименным названием. Он явился своего рода прототипом положительных героев и в первом масштабном эпическом полотне героико-эпической темы - романе «Аманат», вышедшем в свет после четырнадцатилетнего вынужденного перерыва, который наступил в карачаевской литературе вследствие насильственного выселения карачаевцев в Среднюю Азию.
В этой же связи следует воспринимать само стремление писателя к эпическому охвату жизни и судьбы карачаевского народа, воссозданию связи времен.
Наше обращение к исследованию вклада прозаика О. Хубиева в карачаевскую литературу после вынужденного долгого перерыва обусловлено тем, что он, как никакой другой художник, восстановил своим творчеством оборванную связь времен, проследил во времени жизнь народа, лучших его представителей - носителей духовных и нравственных достоинств карачаевского народа.
На современном этапе, когда происходят глубокие изменения не только в обществе, но и в общественном сознании, когда назрела необходимость переоценки духовных ценностей и приоритетов, необходимо, на наш взгляд, начать процесс не только перечтения, но и переоценки того, что было сделано писателями за период существования советской власти. При этом стоит оговориться и заявить о необходимости разработок по теории и истории литературы, выработки новых подходов к исследованию всех жанров карачаевской литературы. Особенно актуальны в этом смысле исследования вопросов формирования и развития эпических жанров прозы, формирования в ней крупных жанровых форм повести и романа. Творчество О. Хубиева - классика карачаевской литературы - дает возможность в свете новаторских поисков исследовать этнохудожественные основы и истоки карачаевской прозы, процессов становления жанровых разновидностей романа - социального, панорамного, философского, романа судьбы и т.д. Творчество О. Хубиева дает возможность по-новому взглянуть и исследовать кардинальную проблему взаимодействия литературы и фольклора как двух ветвей художественной культуры народа, проследить пути становления и развития новых художественных традиций прозы - проблемы художественного историзма, как на уровне героев, так и на материале жизни.
Анализируя жанровые формы прозы О. Хубиева, мы хотим осмыслить его вклад, определяемый нами как новый уровень художественности, как новое достижение карачаевской литературы 60-80 г.г. В этой связи нам показалось плодотворным обращение к новаторскому произведению О. Хубиева -роману «Ассы», вышедшему в 1988 г.
Этот роман дает возможность исследования актуальных проблем национального мировидения, уяснения этнонациональных и этнохудожествен-ных основ творчества прозаика О. Хубиева. Перечитывая эпическое наследие писателя, включая и последней роман «Ассы», мы поставили своей целью исследовать этнохудожественные и этнокультурные традиции карачаевского народа как основу его мировосприятия на всех уровнях поэтики и стилистики его произведений. В этой связи мы поставили целью исследовать принципы художественного воссоздания героя, его историзм, способы изображения человека во времени и выявить то, как человек, будучи представителем своего народа, видит себя в окружаемом мире, осознает свою принадлежность к народу. Кроме того, наша задача состоит в исследовании поэтики и стилистики романов и повестей Хубиева, их обусловленности этнохудожественными и этнокультурными традициями карачаевского народа. Процесс формирования эпических традиций нами будет рассмотрен в типологическом плане с учетом того, что на Северном Кавказе функционируют генетически близкие литературы, схожие по типу своего исторического развития, такие как балкарская, кабардинская, черкесская, абазинская, адыгейская и др.
В решении этих вопросов мы будем опираться в своей диссертационной работе на труды отечественных и северокавказских литературоведов, особенно на работы карачаевских и балкарских литературоведов, посвятивших свои труды исследованию отдельных аспектов творчества О. Хубиева.
В этой связи следует остановиться на характеристике некоторых трудов, в которых осмыслены проблемы формирования повествовательных жанров младописьменных литератур Северного Кавказа, в первую очередь, на работах карачаевских литературоведов, где говорится непосредственно о прозе О. Хубиева. Теоретическую и методологическую основу нашей диссертации помогли сформулировать труды таких известных отечественных литературоведов, как Г.И.Ломидзе, Н.Н.Воробьевой, К.К.Султанова,
A.Л.Зелинского, А.Х.Мусукаевой, Н.С.Надьярных, М.Н.Пархоменко,
B.Л.Якименко, В.Оскоцкого, Ю.Шиянова, И. Золотусского, Л.Климович, И.Варфаламеева.
Проблемам романа и повести, как эпическим формам жанра, теории жанра, посвящены работы: В. Оскоцкого, Л. Климович, Ю. Тынянова, Н. Воробьевой и др. Непосредственно формированию жанров романа и повестей в северокавказских литературах посвящены работы А.Мусукаевой, Ю.Тхагазитова, З.Толгурова, У.Панеш, С.Ахмедова, Р.Фидаровой, Л.Бекизовой, А.Караевой, С.Акачиевой, З.Караевой, Н.Кагиевой и др.
Относительно нашей темы интерес представляют работы, в которых исследуется творческая биография О. Хубиева, а также его проза, дается идейно-тематический анализ романа «Аманат» и повестей. В этом смысле необходимо начать с «Очерков истории карачаевской литературы», автором которых является А.И.Караева. Автор посвятил монографическую главу творчеству О. Хубиева, его поэзии и прозе. А.И.Караева указала на то, что карачаевская проза конца 50-х годов ознаменовалась романом-трилогией «Аманат» [164, 165, 166]. В масштабном эпическом произведении «Аманат» впервые получила художественное осмысление судьба карачаевского народа. А.Караева отметила значимость охвата жизненных событий. Их протяженность на большом отрезке времени, охватывающем жизнь народа и строителей новой жизни до войны, во время войны и мирное строительство. Говоря об эпичности А.Караева указала и на панорамность романа, и на многогерой-ность, и на то, что историческое время воссоздается на примере трех поколений.
Первые исследователи жанра романа С.Акачиева, Н.Кагиева, А.Караева определили его художественную природу, рассмотрели фольклорные истоки. Эти и другие работы позволили нам выйти на новый уровень анализа, который диктуется новыми потребностями развития литературоведческих мыслей.
Сегодня литературоведы имеют возможность говорить о литературе, не оглядываясь на ранее имевшие место идеологические запреты. Актуальными в этой связи становятся проблемы национальной самобытности художника, уяснение роли этнохудожественных традиций, а также опыта развитых литератур.
Как и перечисленные авторы, касавшиеся различных аспектов творчества О. Хубиева, мы рассматриваем выдвинутые в диссертации проблемы в их обусловленности временем и считаем, что проза писателя О. Хубиева вобрала в себя основные приметы времени, отразила философию бытия народа на различных этапах развития исторических судеб народа. Проза О. Хубиева не лишена автобиографичности. Автор принадлежал поколению, которое выступило творцами новой истории своего народа.
Не случайно критик Н.Кагиева назвала свою книгу об О. Хубиеве «Судьба страны - судьба твоя». Вехи жизни и судьбы, воссозданные в этой книге, это вехи исторической судьбы карачаевцев, изображенные в романах Хубиева в динамике исторического развития.
О. Хубиев начал постижение материала жизни как автор художественной публицистики: очерков, рассказов, эссе. Первые очерки писателя содержат материал о строительстве колхозов, о героях колхозного движения, о героях гражданской войны. Эти герои выступают как носители новых идеалов, рожденных новым временем. Художественная концепция героя была опробована, в первую очередь, в жанрах малой прозы. Этому принципу он следует и в дальнейшем, продолжая исследовать материал жизни в динамике его развития. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, книги очерков и рассказов «Разговаривают горы», вышедшие в 1978 г., «Годы» - опубликованные в печати в 1974 г., «Жизнь и знание» - 1982 г. издания.
В центре внимания оперативных жанров оказываются события, связанные с основополагающими проблемами и темами. Это героика подвига в годы Отечественной войны, восстановление разрушенного войной хозяйства, проблемы исторической памяти народа, обращение к именам реальных лиц, сыгравших свою роль в тот или иной период истории с революционных времен до современности.
Эпос О. Хубиева складывается из органического сплава истории и современности. Все это вместе составляет основу концепции героя и действительности и в романах, и в повестях Хубиева. Национальная самобытность писателя предопределяется умелым использованием этнохудожественных традиций народа в сплаве с опытом развитых литератур.
Проза Хубиева рассматривается в диссертации как новаторское явление не только потому, что он исследовал эпически масштабные темы, но и сумел осмыслить их в национально-художественном выражении. На всех уровнях анализа поэтики и стилистики романов и повестей О. Хубиева нами прослеживается их обусловленность национальным художественным миро-видением и творческой индивидуальности писателя.
Цели и задачи диссертационного исследования исходят из необходимости рассмотрения этих проблем, актуальных для северокавказского литературоведения, на прозе О. Хубиева, внесшего весомый вклад в формирование повествовательных жанров карачаевской литературы.
В карачаевской литературе 30-40х годов активизировалась переводческая деятельность, как и во всех регионах Северного Кавказа. Это послужило залогом успешного взаимодействия литератур. Великий балкарский поэт К.Кулиев начинал свою творческую деятельность с переводов русской литературы. (В 1941 году вышел его перевод драмы В. Иванова «Бронепоезд 1469»),
О. Хубиев является одним из основателей романного жанра в карачаевской литературе. Он, как и его предшественник Х.Аппаев, осознавал свою эпоху как веху исторического развития народа. Это позволило ему не только живописать историю, но и создать образ человека, представителя своего времени, рожденного историей.
Поэтика и стиль эпических творений О. Хубиева дают возможность выявить основные закономерности развития повествовательных жанров в карачаевской литературе. Проза О. Хубиева в своем развитии прошла путь от очерка, рассказов и повестей - к роману. Выявление социально-эстетического начала в процессе жанровой эволюции прозы О. Хубиева, рассмотрение его в историко-литературном контексте и в ходе идейно-художественного анализа важнейших произведений писателя дает возможность с самого начала вести разговор о важнейших литературоведческих проблемах. Этим обусловлена необходимость исследования закономерностей и эволюции жанрового развития, изучение проблем зарождения и развития эпических жанров, процесса формирования нового эпоса в карачаевской литературе. Как было сказано, начало эпических традиций в прозе О. Хубиева следует отнести к 30-50 гг., когда писатели осваивали такие жанровые формы, как повесть и рассказ. гораздо важнее для истории карачаевской литературы первые шаги О. Хубиева в прозе», - пишет исследователь карачаевской литературы А.Караева. Следует подробнее остановиться на критических работах члена союза писателей СССР, к.ф.н. Кагиевой, которая, как и А.Караева, сделала акцент на творческих открытиях писателя, на его достижениях в ходе эпического постижения темы судьбы народа. Необходимо сослаться на верное наблюдение автора, касающееся национальной темы в связи с исследованием эпических традиций, динамики их развития. Н.Кагиева отмечает: «Талант Хубиева - в противоположность своим предшественникам и современникам - преимущественно эпический. Каждая новая его книга свидетельствует о все более широком выражении эпического начала, о полноте проявления творческой индивидуальности» [60:25]. Перекликается с мнением Кагиевой и мнение С.Акачивой о том, что «романы Х.Байрамуковой и О. Хубиева, посвященные национальной интеллигенции, перекликаются с романами современности» [2:18].
В свете исследуемой темы необходимо вспомнить о том, что советская многонациональная литература рождалась и развивалась как героический эпос революции, новой жизни. Содержание эпических жанров, их поэтика и стиль во многом обусловлены гуманистическим актом революции, сквозь призму которой писатели рассматривали историю жизни своих народов, их судьбы, постигали человека. Интерес к истории, пройденной народом, неотделим в карачаевской литературе с первых лет ее возникновения от интереса к человеческой личности и ее судьбе. Вот почему с самого начала становления и развития жанров карачаевской литературы, эпических, в первую очередь, диалектика значимых событий, связанных с историей, сопряжена с судьбами отдельных людей, с судьбами героев повестей и романов.
Все это определяло и объясняло, в конечном счете, характер отношений искусства и действительности нового времени, объясняло характер происходящих в жизни общественных процессов.
Эпическая сущность крупных жанровых форм, появившихся в прозе О. Хубиева как продолжателя традиций Х.Аппаева, автора первого историко-революционного романа, заключается в стремлении писателя к созданию образа мира и анализу обстоятельств и условий, в которых люди, в ходе участия в историческом процессе, создавали самих себя.
Эпическая суть романов О. Хубиева, являющихся несомненным вершинным достижением его прозы, состоит в способности художественно исследовать сущность человека («как совокупность общественных отношений» К.Маркс). Необходимо подчеркнуть и то, что «родовая» эпическая сущность романов Хубиева - это результат овладения реалистическим методом, мастерством художественного повествования.
Романы и повести О. Хубиева характеризуются «разветвленным» сюжетом, умением сплести различные судьбы героев. Хубиев владеет разнообразными средствами, с помощью которых он достигает конечную цель. Отсюда исповедальность его прозы, смелое вхождение в нее авторского «я» на уровне лирических интонаций, сочетание лирических и эпических элементов и т.д. Жанровые искания О. Хубиева, как создателя нового эпоса в карачаевской литературе, неотделимы от социально-философских и нравственных исканий советской многонациональной прозы 60-80 гг. Нравственный элемент становится преобладающим в его произведениях военной и исторической темы. Тема дружбы, доверия и побратимства, составляющая фундамент концепции героического и эпического в романе-трилогии «Аманат», осмысливается писателем с глубоко нравственных позиций. Тема доверия, «аманат» исследуется писателем в качестве важнейшего фактора, оказавшего влияние на судьбы героев романа, на судьбу главного героя. Дружба и доверие, реализуемые в романе «Аманат», способствуют проявлению высоких гражданских и нравственных чувств героев романа, выявлению истинной сущности мотивов их поведения. Подвиг в романе «Аманат» - как выражение героико-эпического начала - осмысливается писателем с нравственных позиций, как выражение нравственных качеств в личности героя. Так смыкаются воедино нравственно-этические понятия гражданской ответственности и подвига, рожденные доверием и дружбой. Заслуга О. Хубиева состоит в умении пропустить время через конкретные исторические судьбы, аккумулировать в них исторически значимое, закрепить это в созданных характерах как нравственно ценное и значимое в качестве этого времени. Хубиев умело реализует в своем творчестве эпический принцип соотнесения судьбы человеческой личности с жизнью общества. В этом состоит важнейшая эпическая традиция, заложенная О. Хубиевым. Как историк и аналитик своего времени, О. Хубиев во всех своих произведениях обнаруживает способность художественно воссоздать эпическое время в его конкретных проявлениях. Особенно наглядно это проявилось в романах и повестях эпического размаха «Бессонные ночи», «Месть», «Ассы», «Люди». В этих произведениях сполна реализован роман-но-эпический принцип соотнесенности судьбы личности с историческим движением времени.
В этой связи необходимо говорить о возросшем художественном историзме мышления писателя, об умении расширять горизонты изображаемого времени, проникнуть в глубь исторических событий. Творчество О. Хубиева дает основание говорить о возросшем исследовательском пафосе прозаика, об аналитическом начале его прозы. Все это несомненно явилось вкладом в карачаевскую прозу 60-80 гг., определив ее новый уровень художественности. В прозе О. Хубиева, обращенной к различным периодам истории карачаевского народа, его жизни на различных этапах развития общества, прошлое всегда рассматривается с позиций современности, в оценках писателя - повествователя, выражающего свою гражданственность.
С этих позиций осмыслены страницы, связанные с эпической темой махаджирства (роман «Ассы»). Автор опирается в исследовании этой проблемы на исторические факты, связанные разлукой с Родиной, которую сполна испытал карачаевский народ, подвергшийся насильственной депортации.
Тема разлуки с Родиной и случившиеся в историческом прошлом события рассматриваются Хубиевым в причинно-следственной обусловленности явлений, что вполне соответствует эпичности замыслов его произведения. Исторические ситуации, положенные в основу исторического романа «Ассы», дали возможность создать драматическое повествование. Но коллизия романа сложна и драматична по своей социальной сути. События, связанные разлукой с Родиной, становятся поводом для выражения глубоких обобщающих мыслей писателя. Художественно исследуя историческое время, обращаясь к переломным эпохам в жизни народа, писатель становится на гражданские позиции, сквозь призму которых он видит анализируемое время. Возросшее мастерство писателя выводит его на новый уровень повествования. Он отходит от описательности, от привычного противопоставления прошлого настоящему и стремится увидеть прошлое романа в соотношении с новым временем, в преемственных связях прошлого, настоящего и будущего. Если всмотреться в прозу Хубиева, то в ней легко обнаружить перекличку с другими произведениями советских литераторов 60-80 гг., где отчетливо прослеживается стремление осмыслить историческое время, рассказать о гуманистических истоках.
Художественный колорит романов и повестей О. Хубиева, как правило, несет исторический характер. О. Хубиев тяготеет в разработке характеров своих героев к психологической углубленности. Писатель осмысливает, в первую очередь, и раскрывает взгляды своих героев на жизнь и историческое время.
Являясь продуктом социалистического реализма, романы Хубиева социальны по своей сути, вот почему он осмысливает судьбы своих героев в качестве итога, продукта определенных обстоятельств. Поэтика жанра романа О. Хубиева характеризуется глубиной и шириной освоения жизненных явлений, бытия народа.
В исследовании жизни народа у Хубиева присутствует философско-нравственное начало, этим обусловлено то новое, что находит он в характеристиках и судьбах своих героев. Лицо воссоздаваемого времени во многом предопределяет художественные типы и характеры, живущие в этом мире, критерии их нравственных оценок.
Хубиев заметно расширил арсенал изобразительных решений, он опробовал в своей прозе различные жанровые приемы, особо в этой связи следует сказать о роли автора - повествователя. Автор -повествователь обеспечивает
16 в его прозе достоверность происходящих событий, подтверждая его документами и воспоминаниями.
Эпос О. Хубиева проявляет пристальное внимание к переменам в общественной жизни, изменившимся отношениям.
Эпос Хубиева во всех жанрах эпического повествования обращен к истории, к человеку, который связан с ней жизненными нитями. Словом, Хуби-ев в своей прозе художественно исследует человека и время.
Всем выше указанным аспектам подчинено в диссертации содержание глав, в которых ведется проблемный анализ эпических жанров, созданных родоначальником карачаевской прозы - О. Хубиевым.
Кроме того, на защиту выносятся все те вопросы, которые составляют понятие эпического. Задача состоит в осмыслении пути, пройденного О. Хубиевым в жанре - повести и романе, выяснении идейно-эстетического новаторства его эпической прозы. Кроме того, задача состоит в исследовании проблем индивидуальности стиля О. Хубиева, в осмыслении его роли в формировании эпических жанров в карачаевской литературе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза Османа Хубиева в свете формирования эпических традиций карачаевской литературы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
60-80 гг. ознаменовались повышением удельного веса повествовательных жанров карачаевской литературы. Значительным достижением прозы этого периода является формирование жанра романа и повести. О. Хубиев обозначил эпическое русло развития монументальных жанровых форм прозы в карачаевской литературе. С его именем связано становление и формирование новой эпической повествовательной традиции карачаевской литературы. Творческое наследие О. Хубиева дает возможность проследить эволюционное развитие эпических жанров, осмыслить движение прозы на пути к роману в том числе и к роману - эпопее, понять особенности формирования эпического сознания писателя. Проза О. Хубиева формировалась в контексте развития карачаевской литературы. Писатель О. Хубиев пришел в карачаевскую литературу в конце 30-х годов, когда закладывались ее жанровые основы. Роман Х.Аппаева «Черный сундук» и повесть О. Хубиева «Абрек» составили первую ступень дальнейшего развития повествовательных жанров, положили начало эпическому исследованию жизни и судьбы карачаевского народа. О. Хубиев внес значительный вклад в становление и дальнейшее развитие малых жанровых форм прозы-очерка, рассказа, новелл, составивших определенную ступень на пути к эпосу.
В этих жанрах О. Хубиев учился характеризовать бытие народа, исследовать национальное самосознание народа, вглядываться глазами историка и аналитика в жизнь своего народа. Проблемно-тематический анализ малых жанровых форм прозы дает возможность ответить на вопросы, связанные с генезисом, истоками жанра романов, созданных О. Хубиевым. Зарождение крупных эпических форм повести и романа в карачаевской литературе связано с рядом фактов и обстоятельств. Исследование проблем генезиса нового эпоса карачаевской литературы дает возможность сделать вывод о том, что роман в своем рождении опирался на эпические традиции фольклора и на реалистические традиции русской реалистической прозы. Этому способствовал и процесс взаимодействия национальных литератур, в частности, карачаевской с русской. Об этом свидетельствует переводческая деятельность О. Хубиева. Роман О. Хубиева «Аманат», «Бессонные ночи», «Месть», «Ассы» и другие, рассмотренные в диссертации в контексте идейно-тематических и философско-нравственных исканий советской многонациональной литературы, дали основание для следующих выводов и обобщений.
Карачаевский роман сформировался как новая жанровая структура в 60-80 гг. Романы, созданные О. Хубиевым, прежде всего роман-трилогия «Аманат» свидетельствует о рождении нового героического эпоса в карачаевской литературе. Типология этого жанра свидетельствует о том, что он стал возможен в результате взаимодействия национальных литератур.
Первый карачаевский роман о Великой Отечественной войне О. Хубиева обнаруживает типологически схожие черты с произведениями, посвященными военной теме в советской многонациональной литературе, литературе народов Северного Кавказа. В ходе сопоставительного анализа романа «Аманат» с произведениями этой темы балкарских писателей делается вывод о том, что писателям молодых литератур оказалось под силу решение глобальный проблемы «человек и война» на материале жизни карачаевского народа, на судьбе которого сказались во всей полноте события военных лет.
Анализ малых жанров прозы, посвященных военной теме, подчинен решению проблем формирования эпических традиций карачаевской литературы на новом этапе ее развития, в 60-80 гг. В малых жанрах О. Хубиев, как и другие карачаевские писатели 60-80 гг., опробует тему войны, выявляет ее философские и нравственные аспекты. Осмысливая военную тему, О. Хубиев опирается на реальные факты, имевшие место в жизни народа, на конкретные биографии героев и участников войны, на их воспоминания.
Уже в малых жанрах прозы О. Хубиев обращается к исследованию фи-лософско-нравственных проблем, углубляет конфликт, здесь же расширяет тематические границы художественного мышления, создает образ героя, носителя лучших нравственных достоинств народа. О. Хубиев в своей прозе создал различные жанровые модификации романа. В романе «Аманат» О.Хубиев решает проблемы героического на философско-нравственном уровне и в тесной связи с важнейшей идейно-эстетической темой «человек и война» и «народ и война». В рамках этой задачи писатель обращается к теме насильственного изгнания карачаевского народа из родных мест. Понятие эпического и героического в романе «Аманат» за счет обращения к этой и другой темам, связанным с драматической судьбой карачаевского народа, обретает глубину и художественную достоверность, О. Хубиев сумел увидеть процесс исторического формирования жизни и судьбы народа сквозь призму «истории души человеческой», раскрыть внутренний мир человека, как творца и продукта социальной практики в богатстве разнообразных связей мира с объективным содержанием жизни.
Роман позволил О. Хубиеву в рамках реалистического метода исследовать жизнь народа, соотнесенность человека и истории.
Эпическая проза О. Хубиева отличается широтой охвата событий, глубиной психологических характеристик героев. Романы О. Хубиева «Аманат», «Бессонные ночи», «Месть», «Ассы», рассмотренные в контексте жанрово-стилевых и философско-нравственных исканий национальных литератур в 60-80 гг., свидетельствуют о расширении диапазона художественных исканий писателя, о поисках глубинной связи социально-исторической обусловленности человека как общественного существа.
Углубляется понимание и трактовка диалектического проникновения частного и общественного, обогащается художественная концепция личности. Об этом свидетельствуют масштабные характеры представителей народа в эпосе О. Хубиева. Проблема человека осмысливается Хубиевым как проблема социальной активности героя. Таков герой романа «Аманат» - Хасан, а так же главный герой романа «Ассы» - Джашау.
Опыт прозы О. Хубиева помогает уяснить возросший интерес писателей к миру нравственного самоопределения, к сфере индивидуального самосознания. Философско-нравственная проблематика романов и повестей О. Хубиева становится основой художественной концепции героев. Примером тому - герои романа «Бессонные ночи», повести «Люди».
Романы и повести О. Хубиева отмечены глубиной философских обобщений. Пристальное внимание к внутреннему миру человека дало возможность О. Хубиеву расширить и разнообразить приемы художественного изображения человека, повысить смысловую и образную емкость прозаического повествования. Прав Казбек Султанов, заявляя о том, что «идея обновления самое важное в жизни миропонимания народов Северного Кавказа после Великого Октября, сместило издавна сформированные принципы мышления, привычное, в устойчивое соотношение характера и обстоятельств. Осознать смысл качественно иной социальной динамики на уровне духовно-нравственной динамики художественных познаний - вот точка приложения усилий прозаиков Северного Кавказа. Пафос исследования развернутого в новом социальном пространстве человека во многом определяет существо поисков северокавказской прозы. Поэтому не случайно историческая революционная тема заняла в ней лидирующее положение» [131:13].
В своем стремлении эпического исследования жизни народа О. Хубиев развил жанр исторического, историко-революционного романа, обозначил героико-эпическую традицию карачаевской прозы 60-80 гг.
В романе «Ассы» О. Хубиев осваивает историческое время, связанное с темой махаджирства - исхода карачаевцев в Турцию. В связи с этим романом в диссертации решается проблема освоения писателем принципов художественного мышления.
В этом романе, обращенном к исторической теме, писатель О. Хубиев широко опирается на этнокультурные, этнохудожественные традиции народа. Он умело сочетает событийную, сюжетную канву романа с психологическим анализом состояния души как героя, так и автора-повествователя. Роман «Ассы» отмечен философским началом, философским осмыслением исторической темы. Впервые в этом романе получает художественное воплощение историческое прошлое карачаевского народа в контексте проблемы «человек и история».
Как показывает опыт О. Хубиева, поэтика жанров, его эпическая проза, его «эпос», романы и повести становятся во главу всех других родов поэзии, которые, по определению Белинского, являются широким и всеобъемлющим, ибо «В нем соединяются все другие поэзии - и лирика как излияние чувств автора по поводу описываемого события, и драматизм как более яркий и реальный способ заставляет высказываться данные характеры. Отступления, рассуждения, дидактика, нетерпимые в других родах поэзии, в романе и повести могут иметь место» [16:28].
История развития жанров прозы О. Хубиева есть и история реализации поэтических возможностей автора. В эпосе Хубиева эпос лирики и драмы являются источником развития художественной мысли автора. Особенно это ощутимо в повести и романе. В этих жанрах О. Хубиев стремится к эпическому осмыслению жизни, судьбы человека, к синтезу и обобщению событий, связанных с бытием народа.
Военная проза О. Хубиева, его роман «Аманат», его очерки и рассказы военной темы являются весьма показательными в плане изображения герои-ко-эпической темы.
Героико-эпическое подтверждается в них исторической биографией народа, выступающего в качестве важнейшей части содержания и структуры в прозе О. Хубиева. Подобные герои созданы в повести «Люди», в романе «Месть». В них ощутима как и в романе «Аманат» героико-эпическая интонация, пафос долга, стремление к преодолению трагических ситуаций. В героях, рожденных войной, обнаруживается стремление писателя раскрыть правду переживания писателя, раскрыть правду военных лет. Герой романа «Аманат» является представителем поколения солдат, защитников Родины. На судьбе героев повести «Адамла» и романа «Дерт» война сказалась на ходе их жизни. Писатель воссоздал нравственную биографию своих героев, биографию молодого человека, прошедшего испытания на прочность, на верность Родине в тяжелые годы войны. Проблематика повестей героической и героико-эпической темы неотделима от проблематики романов «Аманат», «Адамла», «Дерт», «Ассы». Структура этих романов подчинена утверждению нравственных ценностей народа. Выработанная Л. Толстым форма эпического повествования давала возможность молодому жанру северокавказских литератур - роману - художественно осмыслить время, концепцию времени, воплощенную в характерах героев, в их судьбах. О. Хубиев значительно расширил рамки художественного отображения жизни. В рамках художественного изображения он исследовал посредством эпической формы, в первую очередь, отношение личности и времени во всех аспектах. Все эти тенденции характерны для развития младописьменных литератур
Северного Кавказа, в первую очередь, генетически близкой карачаево-балкарской литературы.
В прозе О. Хубиева, как. и в других младописьменных литературах Северного Кавказа, формирование эпических жанров представляет собой сплав этнохудожественных традиций своего народа с достижениями русской и мировой культуры. Этот сплав способствовал обращению ко времени и истории. В эпосе О. Хубиева тесно сплетены национальные и общечеловеческие мотивы. Человек в произведениях О. Хубиева изображен не только в ситуациях сегодняшнего дня. Писатель изображает его исторически, проверяет нравственный опыт прошлого народа с современностью.
Определенную формообразующую роль в произведениях О. Хубиева играют легенды и притчи. Хапары, рассказанные отцом главного героя романа «Аманат» Муссой, старой Апуаджан, героиней повести «Люди», органично вплетаются в систему воссоздаваемых в романе событий, являются поэтическим иносказанием, способствующим углублению темы. Легенды и предания помогают выразить эмоциональный мир переживаний героев, осмыслить историческое время. Развитие эпических форм, романов, в первую очередь, в карачаевской прозе в творчестве О. Хубиева определяется стремлением писателей к познанию общества, истории своего народа. Историзм мышления помог О. Хубиеву создать социальный эпос об историческом бытие народа.
О. Хубиев овладел эпической структурой романа с развитыми формами нравственного аспекта изображаемых событий и человека. От фольклорной формы эпического мышления, от хапаров, таурухов и легенд О. Хубиев в своем эпосе переходит к многоплановому роману, в котором действуют не нартские герои, а живые люди, реальные герои жизни. Особо следует сказать о социально-философской направленности эпоса О. Хубиева. Он дает нам знать о том (через судьбы своих героев), что их характеры закалялись в борь
125 бе за справедливость и счастье народа. Нравственный элемент различных жанров прозы О. Хубиева является необходимым для освещения эпического материала. Следует отметить, что относительно эпоса Хубиева мы можем говорить о рождении карачаевской литературы, реалистического романа с исторической определенностью характеров. В прозе Хубиева налицо познавательная сущность реалистического романа, проявляющаяся в реалистически созданных картинах национального бытия.
Опыт О. Хубиева свидетельствует о том, что успешное развитие романов и повестей, как и других жанров эпоса, тесно связано со стремлением художественно исследовать глубинные слои жизни народа, человека и общества. Поэтика и стиль эпических жанров О. Хубиева, романы и повести, в первую очередь, дают основание говорить о результативности действий в обогащении культур, о роли и традициях русской культуры в зарождении и становлении молодых культур, развитой жанровой системы.
Реалистические романы О. Хубиева - детище реализма, в них художественно решены такие важнейшие задачи, как отношение человека и природы, среды, человека и истории, человека и современной ему социальной действительности.
126
Список научной литературыШаманова, Зухра Беляловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Азадовский М.К. Фольклор и литература. - М., 1960.
2. Акачиева С.М. Карачаевский роман. Становление и развитие жанра. (Карачаево-Черкесское книжное издательство)- Черкесск, 1980.
3. Алиева А., Бекизова JL, Ортабаева Р. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. (Карачаево-Черкессое книжное издательство)-Черкесск, 1986.
4. Аннинский Л. Искусство нравственное и безнравственное. М., 1969.
5. Астафьев В. Посох памяти. (Художественная литература)-М., 1986.
6. Байрамукова Н. Дорогой раздумий. Ставрополь, 1969.
7. Баков Х.И. Национальное и интернациональное в литературе. Литература народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. «Меоты»- Майкоп, 1994.
8. Батчаев М. Мои земляки. Повести.(Художественная литература) Черкесск, 1972 (на карачаевском языке).
9. Бахтин М.М. Из истории романного слова. М., 1986.
10. Бахтин М.М. Эпос и роман. Литературно-критические статьи. -М., 1986.
11. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. (Карачаево-Черкесское книжное издательство)- Черкесск, 1974.
12. Бекизова Л.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа. Традиции и современность. Метод и жанр. -Черкесск, 1986.
13. Бекизова Л.А., Караева А.И., Тугов В.Б. Жизнь, герои, литература. (Карачаево-Черкесское книжное издательство)- Черкесск, 1978.
14. Белая Г. Литература в зеркале критики: современные проблемы. -М., 1986.
15. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
16. Белинский В.Г. Полн. собр.соч. т. 5 М., 1954.
17. Берберов Б. Крик камня. Заман. Нальчик, 1999.
18. Богатырев Х.У. За Отечество. Черкесск. 1960.
19. Богданов А.И., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. -М., 1975.
20. Бондарев. О нравственности в литературе. Литературная Россия. -1987, №21.
21. Боташева А. Пьеса. Грамотная и неграмотная женщина. Кисловодск, 1931.
22. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М., 1982.
23. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. (Наука) М., 1977.
24. Бритиков А.Ф. Современная военная проза Проблемы русской советской литературы. — 50-70-е годы. - Л., 1976.
25. Бурилова Н. Нравственно-эстетический идеал в современной литературе. Саранск, 1983.
26. Быков О., Сотников. Повести. (Художественная литература)- М., 1972.
27. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
28. Веселовский А.Н. История или теория романа. Л., 1939.
29. Виноградов В.О. О языке художественной прозы. М., 1980.
30. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
31. Воробьева Н.Н., Хитарова С.М. На новых рубежах. М., 1974.
32. Гамзатов Г. Литература народов Дагестана. Дооктябрьский период. -М., 1982.
33. Гасанов М.М. Неугасимый свет дружбы и братства. О литературных связях Кабардино-Балкарии и Дагестана. Нальчик, 1983.
34. Гебенов И. Пьесы. Микоян-Шахар, 1926-1928.
35. Гейдеко В. Постоянство перемен. Социально-нравственные проблемы прозы. М., 1985.36.37,38