автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 1860-64 годов в Царстве Польском

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Щеголев, Сергей Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 1860-64 годов в Царстве Польском'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 1860-64 годов в Царстве Польском"

^САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

^(Ш^йа Ьо^о

Ч ■ V,

^ ^ Л о.

ч>

На правах рукописи

Щеголев Сергей Игоревич

Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 1860-64 годов в Царстве Польском

Специальность 07.00.03-всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург 1999 г.

Работа выполнена в Санкг-Петрбургском Государственном университете

Научный руководитель профессор, доктор исторических наук

В.Г.БуркоЕ

Официальные оппоненты: Член-корреспондент РАС профессор, доктор исторических наук Лимонов Ю.А.. кандидат исторических наук, старший преподаватель Яковлев М.Н.

Ведущая организация: Санкт-Петербургский филиал Института истории РАН

Защита состоится • 1999 г. в часов на

заседании диссертационного совета Д.063. 57.11 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук Санкт-Петербургского Государственного университета (Адрес: 199055, Санкт-Петербург переулок Декабристов, 16, зал заседаний ученого совета).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки им. М.Горького Санкт-Петербургского Государственного университета.

Автореферат разослан » . 1999 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, профессор А.Я.Лейкин

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Предметом данного исследования является участие католической церкви в национально-освободительном движении в Польше 1860-64 гг. Выбор темы обусловлен большим значением и той исключительно важной ролью, которую играла и продолжает играть католическая церковь в общественно-политической жизни Польши. Влияние польского клира на манифестационный процесс 1860-62 гг. и восстание 1863-64 гг. можно признать почти неисследованным.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ

До настоящего момента в России не существовует ни одной специальной работы на эту тему. Произошло это потому, что советская историческая наука разрабатывала в основном вопросы, связанные с классовой сущностью национально-освободительного движения Польши, с крестьянским вопросом и его влиянием на ход восстания, а также тем международным резонансом, который был порожден польскими событиями. Что же касается работ польских исследователей, то для них характерны большие, панорамные исследования в области истории польской католической церкви, где оценке ее роли в национально-освободительном движении отводится немного места.

По сути это только констатация факта. В больших же исследованиях на тему январского восстания 1863 г. основное внимание всегда уделялось тщательному анализу внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Царстве Польском, как перед, так и во время восстания.

Анализировали» те наиболее важные проблемы, которые вставали перед Российской империей и Польшей, как ее составной частью, в начале второй половины XIX в. Однако, тема участия церкви в восстании либо не затрагивалась вообще, либо лишь упоминалась в общем контексте работы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цель и задачи работы состоят в восстановлении этапов развития национально-освободительной борьбы польского народа в свете влияния на этот процесс польской католической церкви, выявления степени значимости этого влияния и установления меры ответственности руководителей польского клира за поражение восстания.

Диссертационная работа основана на архивных данных и обширной литературе по истории польского национально-освободительного движения. Наиболее интересны хранящиеся в Российском

Государственном Историческом Архиве несколько записок статс-секретаря Н.А.Милютина1, в которых он указывает на активное начато духовенства в польском освободительном движении. Эти записки, находящиеся в РГИА, пока не опубликованы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ

Диссертация является первой в российской историографии работой, в которой рассматривается указанная тема, поскольку советская историческая наука разрабатывала в основном вопросы, связанные с классовой сущностью национально-освободительного движения в Польше. Что же касается польской историографии, то в ней также отсутствуют панорамные исследования по теме «Национальная католическая церковь и польское общество в освободительной борьбе» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ Практическое значение диссертации состоит в том, что данная тема вводится в научный оборот, а материалы и выводы диссертации могут представлять интерес для использования в общих и специальных исторических трудах, в работах современных исследователей истории польской католической церкви, а также в лекционной работе.

1 Милютин H.A. Записки об участки польского духовенства в восстании. //РП1А, ф.869, оп.1, д,621, лл.1-62

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Апробация работы была осуществлена в ряде научных публикаций автора и участия в ряде научных конференций.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и других источников, а также приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВО ВВЕДЕНИИ дается обоснование темы, рассматривается степень ее изученности, определяется цель работы, упоминаются использованные источники. Здесь же говорится о своеобразной «перекличке эпох», о нынешней роли Костела в общественно - политической жизни Польши.

Уже в третий раз за последние сто лет возникает в Польше этот своеобразный политико-религиозный «ренессанс», сопровождавшийся почти теми же ломками, метаниями и вопросами, что и в XIX в. Опять польская нация обращается с вопросами к своему прошлому, пытаясь найти и находя ответы для грядущего. Весь XX в. был для Польши одним огромным, невероятно сложным и драматичным экзаменом на выживание, на право остаться суверенной державой в ряду европейских

держав. И подобно тому как это происходило в XIX в., также и в наше время можно увидеть как польская церковь была и остается с польским народом, чутко реагируя на все его нужды и чаяния. Роль католического духовенства в жизни страны весьма велика. В этом своеобразие общественно-политического движения в Польше и, более того, в нем следует искать и те причины чрезвычайно высокого авторитета католической церкви, который можно наблюдать на протяжении всего XX в.

ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА. В данной главе, разделенной на три параграфа («Российская дореволюционная историография январского восстания 1863 года в Польше», «Польская историография январского восстания 1863 года» и «Советская литература по истории январского восстания 1863 года»), рассматривается определенный круг до и послереволюционной литературы, затрагивающий следующие проблемы: внутриполитическая и внешнеполитическая ситуация в Царстве Польском накануне восстания; классовая сущность национально-освободительного движения; национальная структура Польши в XIX в.; идейно-политическая борьба в польском освободительном движении 50-60 гг. XIX в.; церковь и польское общество.

Без попытки осмысления этих проблем не возможно адекватное понимание роли польского католического клира в восстании, наиболее яркого выразителя настроения польского общества в середине XIX в. Именно католическая церковь выражала тот поиск путей решения национальной проблемы, те противоречия, которые были характерны для польского общества в тот период. Необходимо отметить, что литература по истории польского восстания 1863-1864 гг. очень обширна. О восстании писали охотно и много уже тогда, когда царские войска подавляли последние его очаги. Разумеется первыми по времени были труды царских чиновников, занимавшихся расследованием по вопросу о причинах, которые вызвали восстание, а также самого его хода и степени вовлечнности в восстание польских общественных институтов. Это была группа чиновников под руководством сенатора Н.А.Милютина. Позднее все материалы, собранные комиссией Милютина были оформлены в один труд, который был немедленно опубликован и увидел свет уже в 1864 г. Необходимо отметить, что Н.А.Милютина очень интересовала роль католического духовенства в восстании и степень его влияния на польский народ. Несмотря на понятную монархическую тенденциозность, записки Милютина содержат богатый фактологический материал,

поэтому их невозможно обойти в работе по вопросу «Польская Церковь и восстание». Однако интерес к теме январского восстания 1 863 г. не был потерян и в последствии, Уже после второй мировой войны к этой теме возвращаются крупнейшие польские и советские историки.

Одной из наиболее фундаментальных работ на эту тему является книга Стефана Кеневича «Январское восстание»1, увидевшая свет в 1972 г. В этой работе С.Кеневич тщательно анализирует буквально все аспекты восстания - внутриполитический, внешнеполитический, уделяет большое внимание предпосылкам восстания, периоду манифестаций. Последний аспект особенно интересен в контексте данного исследования, так как польская католическая церковь сыграла огромную роль именно в период манифестаций.

С. Кеневич уделил много внимания роли католического духовенства в подготовке восстания, отметив его значимость в консолидации всех слоев польского общества в едином национально-освободительном движении.

1 Юешешс?. 51еГап. Рстлатс 5ЛХ7-шопс. \Varszawa, 1972.

К теме восстания 1863-64 гг. обращались и другие видные польские историки, такие как Витольд Дабровский,1 Хенрих Катц,2 Стефан Котарский,3 Ежи Клозовский4 и ряд других.

Что же касается советской исторической науки, то она, по понятным причинам, разрабатывала в основном темы, связанные с классовой сущностью польского национально-освободительного движения, с крестьянским вопросом, а также идейной борьбой в стане польских революционеров. Пожалуй, только работа Е.А.Адамова «Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма» представляет конкретный интерес для историка, изучающего вклад польской католической церкви в освободительное движение. Однако, в этой работе, материала касающегося взаимоотношений между Ватиканом и Варшавой в начале второй половины XIX в., очень немного. Тем не менее, следует отметить тот большой вклад, который сделали в изучении польского вопроса такие советские историки как С.Н.Драницын5, В.Д.Королюк6, В.А.Дьяков7,

1 Dabrowski Witold, Pöwstanie styczniowe w Puszczy Kozicnickicj. Warszawa. 1974

2 Katz Henryk. Robotnicy angielscy wobcc powstania styczniowego. Lodz. 1964..

3 Kotarsky Stefan. Opatow w Latach 1861-1864. Opatov Krajoznawczego. 1935.

4 Jetzy Kloczowski. Zaiys dziejow Kosciola katolickiego w Polsce. Krakow. 1986

5 Драницын. C.H. Попытка восстания 1863 г. и его классовая сущность. Л., 1937

6 Восстание 1863 г. и русско-польские революционные связи 60-х годов. Сборник статей и материалов. /Под ред. Королюка В, Д., Миллера И. С., М., 1960

Дьяков В. А Маркс, Энгельс и польское освободительное движение., М., 1968

И.С.Миллер1, М.В.Миско2, В.Г.Ревуненков3, С.М.Фалькович4 и ряд других. Советские историки стремились показать закономерность январского восстания в Польше в контексте общей национально -освободительной тенденции в мире и, нужно отметить, что им удалось показать органическую связь польских событий с событиями, происходившими в других европейских странах, а также и в колониях.

За ходом восстания напряженно следила вся Европа. Оно безусловно сказывалось на европейских международных отношениях. Поэтому не удивительно, что интерес к этому событию не иссякает и поныне.

Наиболее фундаментальным трудом по истории восстания 1863 - 64 гг. является 25-томное издание источников - плод научного сотрудничества Польской академии наук и АН СССР. 5 Огромная работа по их сбору и изданию заняла целых двадцать лет с 1957 по 1978 год. Поскольку невероятное обилие и разнородность материалов сделало невозможным опубликование их всех, то объединенной польско-

' Миллер И.С., Дьяков В. А. Революционное движение в русской армии и восстание 1863 г, М.,1964

2 Миско M.B. Польское восстание 1863 г., М., 1962.

3 Ревуненков ВТ. Польское восстание ¡863 г. и европейская дипломатия. Л, 1957.

4 Фалькович С М.. Идейно политическая борьба в польском освободительном движении 50-60-х годов XIX века. М., 1966,

'Восстание 1863 г. Материалы и документы. Москва-Wroclaw. 1968-1978.

советской комиссией по изданию было принято решение пойти по пути специализации каждого тома, собрав в нем однородный материал, наиболее полно освещающий его тематику. Издание освещает не только историю восстания, но и предшествующий ему период - период религиозно-политических манифестаций 1861-62 гг. В связи с этим необходимо отметить, что даже в таком капитальном труде материалы, касающиеся роли Костела в восстании довольно фрагментарны и разрозненны.

Глава П. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПОЛЬШЕ 1860-1864 гг. Данная глава, разделенная на семь параграфов («Положение польской католической церкви накануне манифестации», «Начало манифестаций», «Кульминация манифестационного движения», «Углубление внутриполитического кризиса в Царстве Польском», «Архиепископ Фелиньский и польский католический клир», «Духовно-революционные организации и Центральный Национальный Комитет», «Церковь в восстании»), посвящена непосредственно теме диссертационного сочинения. Она основана на архивном (фонды РГИА), а также на большом историографическом материале из фондов Национальной

библиотеки, Библиотеки Академии Наук, библиотеки Петербургского университета. Сразу необходимо отметить, что вопрос об участи национального католического духовенства в вооруженном восстании 1863-64 гг. очень важен, так как раскрывает своеобразие общественно-политического движения в Польше.

Необходимо отметить следующее - отличительной чертой польского народа, наряду с горячим патриотизмом, является сильная приверженность исповедуемой религии. Поэтому неизменно борьба за свободу родины в Польше имела религиозную окраску. После того как в 1795 г. независимое польское государство, разделенное Россией, Австрией и Пруссией, исчезает с политической карты Европы и особенно с начала второй четверти XIX в., то есть с момента воцарения на российском престоле императора Николая I, начинается планомерное наступление русского правительства на позиции католической церкви в польских землях, отошедших к России. Запрещались коллегии и консилиумы католиков. Дела католической церкви находились под постоянным надзором русских чиновников. Вся церковная политика была направлена на дискредитацию католической церкви в глазах поляков ради укрепления позиций православия в Польше. Естественно, что подобная

политика не могла не предопределить оппозиционного настроения в среде польского священства. Это настроение на протяжении всего царствования Николая I только укреплялось, наиболее явно проявляя себя там, где народное недовольство действиями русского правительства принимало характер открытой борьбы.

Одной из наиболее сложных и деликатных проблем, являлась проблема взаимоотношений польской католической церкви с Ватиканом. Как известно, в описываемый период Польша не имела папского легата, что грубо противоречило установившимся правилам во взаимоотношениях между Святым престолом в Риме и национальными составляющими мировой католической церкви. Русское правительство было крайне недовольно пусть даже формальной экстерриториальностью католической церкви в западных и юго-западных губерниях империи, а позиция Ватикана вообще была двоякой - с одной стороны Святой престол должен был поддерживать собратьев по вере в России, а с другой он был связан с Петербургом заключенным в 1847 г. конкордатом, направленным против нарастающего в Европе революционного движения. Эта двойственность и предопределила шаткую и туманную позицию Ватикана по отношению к национально-освободительному

движению в Польше, которая в конечном итоге привела по сути к предательству польских католиков в 1863-64 гг.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Ситуация в Польше показала, что политика Ватикана по отношению к национально-освободительным движениям явно устарела и не отвечала требованиям момента. Поэтому между позициями Рима и национальным епископатом в Польше, который не мог не реагировать на настроения своей паствы, возникла пропасть. Конечно, высшее католическое духовенство не было инициатором движения. Оно лишь пошло за его светскими руководителями, но пошло сразу без колебаний, и встав на путь борьбы, не сошло с него до самого конца.

Действия духовенства никак нельзя назвать пассивными и выжидательными. Январскому восстанию предшествует почти трехлетний период религиозно-политических манифестаций. Размах манифестаций был огромен, он захватил всю страну в ее исторических границах. Без активного участия духовенства такой размах был бы невозможен, а без манифестаций не стало бы возможным само восстание.

Могла ли церковь занять иную позицию? Нет, не могла, так как она представляла собой одно неразрывное целое с польским народом, могла

дейсговать только в едином порыве с ним, ничем не изменяя ему, ради одной мечты - национального и государственного возрождения Польши. Конечно, оставался открытым вопрос о степени участия клира в движении. Однако духовенство было очень быстро захвачено пафосом борьбы, а стремительный рост авторитета церкви в самом скором времени превратил ее в надежный оплот польских революционеров.

Январскому восстанию предшествовал длительный и очень напряженный период религиозно-политических манифестаций, начало которому было положено духовенством. Костелы и монастыри превратились в духовные центры оппозиции. Именно здесь стали собираться все сочувствующие национальному движению для пения гимнов патриотического содержания. Очень скоро эти собрания стали носить массовый характер.

С ноября 1860 г. манифестации становятся регулярным явлением. Затем в манифестационном процессе наметился некоторый спад, который объяснялся организационными причинами - происходила подготовка к 25 февраля 1861 г., именно на это число была намечена новая грандиозная по размаху манифестация. Таким образом, с начала 1861 г. манифестации возобновились. Постепенно в монастырских церквях начинают

появляться знамена с гербами Польши и Литвы, что должно было символизировать единство страны в ее границах 1772 г. Необходимо отметить, что именно под такими знаменами в Варшаве происходили те огромные процессии, которые привели к первому столкновению с царскими войсками в конце февраля 1861г.

Деятельность польского духовенства, несмотря на значительную опасность подвергнуться жестким репрессиям со стороны русского правительства, при отсутствии поддержки Ватикана, приобретала все больший и больший размах. Манифестации приобретали все более и более откровенный характер пропаганды идеи необходимости силой вернуть стране независимость и возродить Польшу как суверенное государство.

Осенью 1861 г. революционный процесс в Польше вступил в новую фазу. Известную роль в этом сыграла скоропостижная смерть в мае наместника, князя М.Д. Горчакова. Горчаков пытался решить польский вопрос путем компромисса и играл роль своеобразного буфера между Прльшей и правительством Александра II.

После смерти М.Д.Горчакова русским наместником в Польше был назначен генерал И.О.Сухозанет. Это была неудачная замена. Сухозанет

был человеком куда менее гибким. Он ни в коей мере не был дипломатом и плохо ориентировался в польских делах. Вскоре он был заменен графом К.К.Ламбертом, который также был наместником очень недолго (август-октябрь 1861 г.), но с ним связан целый ряд важных событий и самым главным из них было введение военного положения. Граф Ламберт не желал обострения обстановки в крае, но к осени 1861 г. ухудшение положения в Польше для русского правительства приняло лавинообразный характер. К новому наместнику польское духовенство относилось с той же резкой антипатией, что и к его предшественникам. Впрочем, трудно представить, чтобы поляков в этот момент мог удовлетворить кто-то из числа окружения русского императора.

Надо полагать, что высший клир явно переоценил свои возможности и слабость власти русской администрации. Ответом наместника стало введение в крае 15 октября 1861 г. военного положения. Ситуация обострилась еще больше. В ответ на аресты, проведенные русскими властями прямо в костелах, по распоряжению варшавского генерального викария Антония Белобржеского были закрыты все столичные костелы. Это было уже прямым вызовом правительству и призывом к открытой борьбе. Казалось, что восстание может вспыхнуть в любой момент, нр

этого не произшло. Процесс подготовки к восстанию затянулся и к январю 1862 г. все еще не был завершен. Только к октябрю 1862 г. началось формирование повстанческих отрядов. Все, вступавшие в эти отряды, приносили присягу либо в Бернардинском монастыре в Калеше, либо в Ясногорском монастыре в Ченстохове. Так духовенство начало деятельно готовиться к вооруженной борьбе. Встав на путь подготовки вооруженного восстания, польское духовенство начало превращать монастыри в его опорные пункты. К концу 1862 г. почти каждый монастырь стал таким пунктом. Именно здесь собирались денежные средства, оружие, печатались революционные прокламации.

В то же время по всему Царству Польскому стали устраиваться секретные съезды католических священников. Эти съезды были вызваны рядом причин. Главная из них - необходимость окончательного определения роли церкви в восстании, в условиях кризиса движения и непрекращающихся противоречий между группировками «красных» и «белых» в Центральном Комитете. Здесь необходимо отметить, что к концу 1862 г. в сложном положении оказались обе противостоящие стороны. Моральная победа польских революционеров (и в этом большая заслуга Костела) была полной и русское правительство в Польше могло

опереться только на свою армию. Оно не имело достаточного количества сочувствующих ни в одной части польского общества. С другой стороны, польские революционеры не представляли собой единого целого. В ЦНК не прекращались склоки между представителями умеренного и радикального крыла движения. Подготовка к восстанию затягивалась, позиция польского крестьянства, не смотря на все усилия революционных пропагандистов, оставалась весьма неопределенной, возможность помощи великих держав была сомнительной. В этих условиях роль духовенства, как силы, цементирующей все движение, трудно переоценить. Именно этот аспект и подвигнул Центральный Комитет на укрепление отношений с церковью. Это выразилось в попытке создания отдельной духовной организации, которая бы активно поддерживала ЦК, вселяя в него необходимую уверенность и подталкивая его к более решительным действиям. С началом восстания отдельная духовная организация распалась и превратилась в составную часть повстанческой организации. С января 1863 г. и на протяжении всего восстания, католическое духовенство принимало в нем самое непосредственное участие в качестве капелланов отрядов или даже в качестве их командиров.

Можно отметить следующие этапы революционной деятельности польского католического духовенства. Первый этап - с осени 1860 до осени 1862 г., - период грандиозных манифестаций, время безусловного духовного лидерства восставших. Второй этап - октябрь1862 г. - январь 1863 г. Внутренние распри революционеров начинают серьезно вредить общепольскому делу. Необходимость примирения враждующих группировок становится очевидной. Посредником в их споре, решило стать духовенство. Да другого посредника и не могло быть. Духовные организации имели одной из главнейших целей именно посредничество между «красными» и «белыми». Третий этап - с января 1863 г, и до разгрома восстания. Духовные организации сами превращались в подразделения повстанческих сил, теряя при этом какое-либо арбитрирующее влияние на ход событий.

Глава III. РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МАНИФЕСТАЦИИ И ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1863 года. Глава разделена на четыре параграфа («Католический клир как политическая оппозиция», «Католическая церковь в период военного положения», «Манифестации в провинциях», «Значение манифестаций») и посвящена анализу действия польского католического клира в период манифестаций и определению

меры его ответственности за поражение восстания. Для того, чтобы дать ответы на все эти вопросы нужно вспомнить, что оппозицию по отношению к русскому правительству составлял, по сути, весь польский клир. Поэтому ответ на вопрос о единстве церкви по отношению к освободительному движению может быть однозначным. Также необходимо отметить, что подобная ситуация возникла из общего положения в крае, сложившегося к середине XIX в. под влиянием настроен™ польского народа, с которым духовенство составляло одно нераздельное целое. Все выше изложеное позволяет утверждать, что крайняя степень вовлеченности Костела в события 1860-64 гг., вполне объяснима. Но можно ли утвержать, что действия священства были в целом верными в контексте происходивших событий? Нет. Ибо последствия этих действий были весьма трагичными. Восстание было подавлено, а Царство Польское, ранее имевшее еще какое-то подобие самоуправления, превратилось в обычную губернию - Привислинский край.

Духовенство, оказывая полное содействие революционерам, подвергало все движение большой опасности лишения его стабилизирующего центра, так как с самого начала манифесгационного

периода, Костел слишком тесно связан с оппозиционными кругами, причем, как с умеренными «белыми», так и с радикалами «красными». Активно включившись в манифестационное движение, клир очень скоро стал его заложником. Польское духовенство не замечало, что оно постепенно перерождалось и с каждым днем все более отступало от своего чисто духовного назначения, превращаясь в профессиональных революционеров.

Очень важным аспектом изучаемого вопроса, является отношение к национально-освободительному движению польского крестьянства. Отношение крестьянства к манефестациям было настороженным и неоднозначным. Необходимо было разрушить эту стену отчуждения и непонимания. Важным проявлением этого стремления являлось основание приходскими ксендзами большого количества импровизированных деревенских училищ. Однако, необходимо сразу отметить, что движение просвещения польского крестьянства несло на себе отпечаток революционного романтизма и слишком грешило элементом грубой пропаганды, что сильно снижало его эффективность.

Что же важно отметить, говоря о роли Костела в период подготовки к восстанию?

Без периода монифестаций восстание в январе 1863 г. было бы не возможно. Без активной поддержки польской католической церковью не возможны были бы сами манифестации. Ведущаяя роль церкви в манифестационном процессе - бесспорна, как бесспорна неоднозначность этой роли. Манифестации слишком затянулись, «перегрев» польское общество, с одной стороны, и дав возможность царскому правительству подготовиться к подавлению восстания. Отсюда - потеря фактора внезапности. Манифестации накалили страсти в обществе до такой степени, что какой бы то ни было компромисс стал невозможен. А вместе с тем, руководство движением допустило серьезнейшие просчеты, как в оценке собственных сил, так и в оценке позиции Англии и Франции по отношению к польскому вопросу. Крайняя вовлеченность Костела в процесс подготовки восстания в составе радикального крыла, лишило национально-освободительное движение арбитрирующего центра, который был так необходим его руководству. Польский католический клир слишком увлекся азартом борьбы и не использовал тот огромный интеллектуальный и организационный потенциал, которым располагал будучи составной частью мировой римско-католической церкви. Путь к отступлению предусмотрен не был. Ставка в борьбе была слишком

высока, а противник слишком силен. В этой ситуации поражение восстания было неизбежно. Тщательное изучение истории манифестационного периода движения позволяет сделать такой вывод.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ работы дается анализ тех социально-политических процессов, которые происходили в Польше на протяжении второй четверти XIX в., логическим завершением которых явилось январское восстание 1863 г., в подготовке и проведении которого такую большую роль сыграла польская католическая церковь. Восстание 18631864 гг. оставило глубокий след в сознании всех сословий, классов и слоев польского общества и существенно повлияло на специфику польской общественно-политической мысли, что выразилось в неизменном присутствии национальной проблемы в идеологии всех общественных течений, политических лагерей, партий и организаций. Капитализм, начавший свое развитие в Польше после восстания, демократизировал польское общество сравнинительно с предыдущей феодально-сословной эпохой. Следовательно, происходят фундаментальные изменения социально-классовой структуры, глубокие изменения в общественном движении. В стране складывается

принципиально новая расстановка общественных сил, происходит формирование новых политических лагерей.

Восстание 1863-64 гг. открыло новый этап социально-экономического, политического, идеологического и культурного развития польского народа.

Поэтому на вопрос - а не было ли ошибкой январское восстание 1863 г., не следовало ли польским революционерам и священству остановиться на стадии манифестаций, удовлетвориться достигнутым и обещаниями русского правительства о реформах и расширении самоуправления, можно дать определенный ответ - нет ошибки не произошло. Ведь в истории невозможно объяснить все процессы чисто рационалистически и очень трудно объяснить, почему самые продуманные предприятия заканчивались провалом, а самые казалось бы безумные, пусть в исторической перспективе приносили золотые плоды. Поэтому если бы польский клир занял умеренную позицию в движении, и в конечном итоге, оказался «над схваткой», то возможно у царского правительства не было бы столь весомых оснований обрушить репрессии на польскую католическую церковь и ощ сохранила бы формально лидирующую позицию, как официальная религия в крае. Но она никогда

не приобрела бы столь высокого авторитета в народе, который позволил католической церкви стать подлинным духовным лидером поляков, и в качестве такого лидера, пройдя все испытания, выпавшие на долю Польши в конце XIX и начале XX вв., увидеть зарю национального возрождения в 1918 году, а затем оставаться таковым на протяжении всего исключительно тяжелого для Польши XX века.

В ПРИЛОЖЕНИИ впервые публикуется архивный документ «Алфавитный список католических священников, высланных из Царства Польского за участие в восстании 1861-1863 гг. // РГИА, ф.821, оп.150, д.226, 1863г.», иллюстрирующий и конкретизирующий то тяжелое положение, в котором оказалась польская католическая церковь после подавления январского восстания.

Основные положения диссертации были опубликованы в следующих работах:

1. A.M. и М.Д. Горчаковы. Восстание 1863-64 гг. в Польше. //Горчаковские чтения: докл. научн. конф., июнь 1998 г. СПб., 1999. С.24-26 (0,3 п.л.).

2. Польское общество и восстание 1863 года. //Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 1860-64 гг. в Царстве Польском. СПб., 1999. С. 3-14. (0,7 п.л.).

3. Роль римско-католической церкви в идеологической подготовке восстания 1863-64 гг. в Польше. // Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 1860-64 гг. в Царстве Польском. СПб., 1999. С. 15-26. (0,7 п.л ).

4. Католические ордена в Польше в XIX в. (Антиклерикальная деятельность русского правительства Александра II и западноевропейских правительств в конце XVIII - первой половине XIX вв.) // Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 1860-64 гг. в Царстве Польском. СПб., 1999. С. 27-33. (0,7 п.л).

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Щеголев, Сергей Игоревич

Предметом данного исследования является участие католической церкви в национально-освободительном движении в Польше 1860-64 гг. Выбор темы обусловлен большим значением и той исключительно важной ролью, которую играла и продолжает играть католическая церковь в общественно-политической жизни Польши. Влияние польского клира на манифестационный процесс 1860-62 гг. и восстание 1863-64 гг. в отечественной историографии можно признать почти неизученным.

До настоящего момента в России не существовует ни одной специальной работы на эту тему. Произошло это потому, что советская историческая наука разрабатывала в основном вопросы, связанные с классовой сущностью национально-освободительного движения Польши, с крестьянским вопросом и его влиянием на ход восстания, а также тем международным резонансом, который был порожден польскими событиями. Что же касается работ польских исследователей, то для них характерны большие, панорамные исследования в области истории польской католической церкви, где оценке ее роли в национально-освободительном движении отводится немного места. По сути это только констатация факта. В больших же исследованиях на тему январского восстания 1863 г. основное внимание всегда уделялось тщательному анализу внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Царстве Польском, как перед, так и во время восстания.

Анализировались те наиболее важные проблемы, которые вставали перед Российской империей и Польшей, как ее составной частью, в начале второй половины XIX в. Однако, тема участия церкви в восстании либо не затрагивалась вообще, либо лишь упоминалась в общем контексте работы.

Цель и задачи работы состоят в восстановлении этапов развития национально-освободительной борьбы польского народа в свете влияния на этот процесс польской католической церкви, выявления степени значимости этого влияния и установления меры ответственности руководителей польского клира за поражение восстания.

Диссертационная работа основана на архивных данных и обширной литературе по истории польского национально-освободительного движения. Наиболее интересны хранящиеся в Российском Государственном Историческом Архиве несколько записок статс-секретаря Н.А.Милютина1, в которых он указывает на активное начало духовенства в польском освободительном движении. Эти записки, находящиеся в РГИА, пока не опубликованы.

Научная новизна работы определяется тем, что в отечественной историографии отсутствуют исследования об участии католической церкви в национально-освободительном движении в Польше 1860-64 гг. Практическая значимость работы состоит в том, что данная тема вводится в научный оборот, а материалы и выводы диссертации могут представлять интерес для использования в общих и специальных исторических трудах, в работах современных исследователей истории польской католической церкви.

Апробация работы была осуществлена в ряде научных публикаций автора и участия в ряде научных конференций.

1 Милютин Н А. Записки об участии польского духовенства в восстании. //РГИА, ф.869, оп. 1, д. 621, лл. 1-62

-3

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и других источников, а также приложения.

 

Список научной литературыЩеголев, Сергей Игоревич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1.Алфавитный список католических священников, высланных из Царства Польского за участие в восстании 1861-1863 гг. // РГИА, ф.821, оп.150, д.226,1863г.

2. Участники польского восстания 1863-64 гг. в тобольской ссылке (Очерк. Под ред. и со вступительной статьей кандидата исторических наук Д.И.Копылова). Тюмень 1963.

3. Милютин H.A. Записки об участии польского духовенства в восстании. // РГИА, ф.869, оп.1, д.621, лл. 1-62.1.. Книги и брошюры1 .Авейде О. Показания и записки о польском восстании 1863 года Оскара Авейде. М., 1961

4. Адамов Е.А. Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма.

5. Берг Н.В. Записки о польских заговорах и восстаниях 1831-64 гг. М.,1873.

6. Винтер Э. Папство и царизм. М. 1964.

7. Драницын С.Н. Попытка восстания 1863 года и его классовая сущность. JI., 1937.

8. Дьяков В.А. Маркс, Энгельс и польское освободительное движение. М, 1968.- 1507.3айцев В.М. Социально-сословный состав участников восстания 1863 г. М., 1973.

9. Исследования в Царстве Польском по высочайшему повелению произведенные под руководством сенатора статс-секретаря Милютина 1863-1864 гг. Т.1-6, СПб., 1864.

10. Миллер И.С., Дьяков В.А. Революционное движение в русской армии и восстание 1863 г., М., 1964.

11. Милютин Д.А. Дневник Д.А.Милютина. М., 1950.

12. Миско М.В. Польское восстание 1863 г., М., 1962.15,Обушенкова H.A. Документальные материалы о восстании 1863 годав архивах Советского Союза. М., 1964.

13. Ратч В, Сведения о польском мятеже в 1863 году в Северо-Западной России. Вильна, 1867.

14. Ревуненков В.Г. Польское восстание 1863 г. и европейская дипломатия. Л., 1957.

15. Смирнов А.Ф. Революционные связи народов России и Польши: 3060-е годы XIX века. М., 1962.

16. Смирнов А.Ф. Восстание 1863 года в Литве и Белоруссии. М., 1963.- 151

17. Снытко Т.Г. Русское народничество и польское общественное движение 1865-1881 годов. М., 1969.

18. Трусевич С.М, Галиция и польское восстание 1863-1864 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1965.

19. Фалькович С.М. Идейно-политическая борьба в польском освободительном движении 50-60-х гг. XIX века. М., 1966.

20. Федосова Т.С. Польские патриотические организации в Москве и их роль в развитии русско-польских революционных связей (1856-1866), М., 1967.

21. Штакельберг Ю.И. Фонды личного происхождения в хранилищах Советского Союза, как источник для изучения восстания 1863 года. М., 1967.

22. Штейнман М. От Пия IX до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет. М., 1966.

23. Arroult Eugene. La guerre de Pologne en 1863. Paris. 1864.

24. Dabrowski Witold. Powstanie styczniowe w Puszczy Kozienickiej. Warszawa. 1974 .

25. HistoiaKostiola wPolsce. T 1-4. Poznan-Warszawa, 1974

26. Jablonowski Wladyslaw. Pamietniki z lat 1851-1891. Wroclaw, 1967.

27. Katz Henryk. Robotnicy angielscy wobec powstania styczniowego. Lodz. 1964.

28. Kieniewicz Stefan. Powstanie styczniowe. Warszawa, 1972.

29. Kloczowski Jerzy. Zarys dziejow Kosciola katolickiego w Polsce. Krakow. 1986- 152

30. Koberdowa Irena. Wieliki Ksiaze Konstanty w Warszawie 1862-1863. Warszawa, 1962

31. Koberdowa Irena. Watykan a powstanie stycniowe. Warszawa, 1958

32. Kotarsky Stefan. Opatow w Latach 1861-1864. Opatov Krajoznawczego. 1935.

33. Krolik Stanislaw. Hierarchia koscielna w Krolestwie Polskim wobec przygotowania i wybuchu powstania stycniowego. Warszawa, 1962.

34. Lisniewski Adam. Bakunin a sprawy polskie w okresie wiosny ludow i powstanie styczniowego 1863 roku. Lodz. 1962

35. Lukaszewski Julian. Pamietnik z lat 1862-1864. Warszawa, 1973.

36. I. Статьи в периодической печати и сборниках

37. Брадовская Г. Крестьяне и их место в классовой и национальной структуре Польши XIX-XX веков. //Вопросы истории 1977 № 12. С. 76-93.

38. Восстание 1863 г. Материалы и документы. Москва Wroclaw. 1968-1978.

39. Восстание 1863 г. и русско-польские революционные связи 60-х годов. Сборник статей и материалов. /Под ред. Королюка В.Д., Миллера И.С. М. 1960.

40. Калябинский С. Историческая роль польского рабочего класса и исследование его истории. //Вопросы истории 1977 № 12. С.54-75.

41. Лебедев К.Н. Из записок сенатора Лебедева. 1863 год. // Русский архив. 1911. Т.1. Кн.4. С. 561.

42. Маевский И. Гродненская процессия 14 августа 1861 года // РСт,- 153 1891, №5, с.489-497.

43. Маркс К, Энгельс Ф. Польский вопрос в немецкой революции. Соч. 2-е изд. Т.6. С. 361-416.

44. Милютин Барятинскому, 12.02.1860 г. //Русский архив. 1903. Кн.2. С. 358.

45. Общественное движение на польских землях. Основные идейные течения и политические партии 1864-1914 гг. / Под ред. Орехова A.M., М. 1988.

46. Переписка наместника Королевства Польского в 1861 г. М., 1964. П.Пий IX как Папа, государь и человек. //Отечественные записки 1878 №2. С. 582.

47. Пшибышевский Э. История двух лет 1861-62 годов. История 1863 года. //Красный архив 1933. Т.2 (57).

48. Участники польского восстания 1863-64 гг. в тобольской ссылке. /Под ред. КопыловаД.И. Тюмень, 1963.- 154