автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Католическая церковь в Польше. 80-е - начало 90-х гг. (социально-политический аспект)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Католическая церковь в Польше. 80-е - начало 90-х гг. (социально-политический аспект)"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Гуманитарный центр
На правах рукописи
ТЫШКЕВИЧ ЗДИСЛАВ
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ. 80-е — НАЧАЛО 90-х гг. (социально-политический аспект)
Специальность 09.00.06 —теория и история религии, снободмыслип и атеизма Специальность 09.G0.11 — социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва —1992
ч . . ' ) Ч
Работа выполнена на кафедре философии Гуманитарного центра Российской академии управления.
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор ОВСИЕНКО Ф. Г.
доктор философских наук, профессор —
КАНТЕРОВ И. Я.
кандидат философских наук —
ОДИНЦОВ м. И.
Ведущая организация — кафедра философии религии и религиоведения философского факультета Московского го дарственного университета им. М. В. Ломоносова.
Защита состоится час. на заседа-
нии специализированного совета Д—151.04.01 в Российской академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.
С диссертацией можно ознакомиться в Гуманитарном центре РАУ.
Автореферат разослан 1992 года.
Ученый секретарь
Официальные оппоненты:
специализированного совета
/ / ЧЕСНОКОВI
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. 80-е годы нашего столетия -период радикальных изменений в Польше в сфере политических, социальных и экономических отношений. Данный период включает в себя возникновение мощного профсоюза "Солидарность", приход к власти в стране новых политических сил и формирование нового менталитета в польском массовом сознании. Учитывая особую роль католицизма в жизни страны и непосредственное отношение римско-католической церкви ко всем отмеченным выше явлениям, можно заключить, что научная разработка вопросов религии и церкви в Польше 80-х - начала 90-х годов в контексте происходящих социально-политических преобразований чрезвычайно актуальна как для теории религиоведения, так и для практики государственно-церковных отношений.
Не только в Польше - во всех странах Восточной Европы -изменения, произошедшие в 80-х годах, затронули практически все сферы общественной жизни, поставили вопросы, потребовавшие новых ответов и новых решений, К числу таких вопросов, возникших в ходе социально-политического обновления в странах бывшего социалистического содружества, следует отнести прежде всего вопросы о месте церкви и религиозных организаций в структуре общества (сегодня во всех этих странах, в гом числе и странах, прежде составлявших СССР, наблюдается усиление клерикальных тенденций), о характере та отношений с государством. Однако, несомненно, особую актуальность решение этого вопроса имеет в Польше с ее моноисповедным населением, декларировавшим в конце 80-х гг. свою принадлежность к като-тазкзму на уровне свыше 90$?.
Ограничивая свой анализ не только хронологическими, но I тематическими рамками, автор делает предметом исследование т?еяде -оего место и конкретную роль католической церсши ~ >'йес'.грс}1но--;1оли'шч5оксл жзнл Польши, теоретические основ?/ joisj&t ¿ао-поямточсс =ccsl до&раяы яатслй«ия*а в стране и %-zl-.» ж л-аткйлга я со1Я'сяьно£ №слз1 "папа-поляка4 Иоанна Лзз.;,:л Л
. Хоз'£одая>:1 J., Langer J., zagnjetrekl Т. Atlsa 'vj-j.r.as'. v
PcViM,- KrakXÄ.7, 1989- S.29.
на позиции польской католической церкви в 80-х гг. Наряду с этим диссертант не мог не коснуться - в силу особой их значимости - последних документов, касающихся регулирования отношений между церковью и государством. Ибо задачи, стоящие перед польским обществом после прихода к власти некоммунистического правительства, как и прежде, требуют единения и сотрудничества всех сил народа на выход из кризиса. Возможность осуществления этих задач находится в прямой зависимости не только от решения таких вопросов, как обеспечение равенства граждан в политической, социальной, экономической и культурной областях, но и в немалой степени от обеспечения гарантий свободы совести.
раскрывая тему исследования, автор пытался максимально учитывать специфику польского католицизма, его отличие от так называемого католицизма вселенского, а именно: его необыкновенную массовость, "народность", особую привязанность к обрядам, демонстративность, эмоциональность и довольно сильные клерикальные тенденции.
Диссертант ставил целью выявить специфический облик современного польского католицизма, т.е. проанализировать прежде всего процессы в нем в 80-х - начале 90-х гг. В то же время он счел необходимым постоянно обращаться к предыдущим годам польской истории, поскольку в противном случае, по его мнению, особенности идеологии, характерные приемн и методы деятельности церкви в конкретных условиях польской действительности будут непонятны без некоторых, хотя бы кратких, исторических сведений, без учета их определенной эволюции. Это обстоятельство заставляло автора не ограничиваться непосредственным анализом современной идеологической концепции католической церкви в Польше, но и показывать все те противоречивые тенденции, которые определенным образом сказывались на облике католицизма в стране, начиная с послевоенного периода.
Автор исходил также из того, что религиозные отношения в Польше формировались на протяжении веков в специфической для польского народа исторической ситуации (речь идет прежде
всего о разделах страны), влиявшей на характер политико-религиозных концепций, которые, в свою очередь, влияли на формирование определенной их модели. Эта зависимость проявлялась и в последнее десятилетие существования ПНР, то есть в тот период, который выбран нами для анализа наиболее важных проблем в контексте происходивших в это время радикальных социально-политических изменений.
Состояние научной разработанности проблемы. В польской научной литературе имеется немало трудов, посвященных социальному учению католицизма, роли религии и церкви в обществе, анализу взаимоотношений церкви и государства в Польше. Различные- аспекты этой теш рассмотрены в работах польских религиоведов: В.Мыслэка, Э.Гжеляка, Е.Годлевского, М.Сташевского, К.Конколя, Б.Кшивоблоцкой, В.Помыкало, С.Маркевича, Э.Сайдак-Михновской, Т.М.Яроиевского и др. Тем не менее целостный образ современного католицизма и анализ взаимоотношений государства и церкви в Польше с учетом ситуации 80-х - начала 90-х годов пока отсутствуют. Учитывая же факт ликвидации в сентябре 1990 г. Института религиоведения в Варшаве, монно предположить, что осуществление указанной задачи со светских позиций в ближайшее время вряд ли возможно.
Что касается советской литературы, то следует отметить» что монографических работ по исследуемой теме здесь очень мало. Лишь три советских автора в разное время обращались к проблемам религии и церкви в Польше - И.Д.Эльзин, Л.Ф.ШевцоБа, М.Е.Добрускин. Причем работы этих авторов были посвящены изучению указанных проблем в европейских странах социализма в целом, и религиозная ситуация 2 Польше рассматривалась в них в общем контексте. Разумеется, работы этих авторов не исчерпывали всей совокупности проблем взаимоотношений гсеудапства л г.еогеп з Польза. К тому г-е стреытельно развяваш'-иеся со •второй ¡пяоггшы 80-х гг. соСктия зо многом сделали еодеш ся Г; -:або->:ах названны:: авторов анаж неактуальннм и попросту
УС РЛ > "ГО 'У' ■ г\ т''г Г'Г: -г ^ ' Н'.'П! ГТС'Г'Л^ГК^й Т11С ?' - Л; ' '
■'у*л, '..До-.Чг'.'схгт»;;'! "''ол^гигт '.-г ~ -^^'опеискчл; по"-'-.'
стических странах", вышедшей б издательстве "Наука" в 1986 г.
В 60-80-е гг. советскими учеными были защищены кандидатские диссертации по различным аспектам идеологии и деятельности католицизма в Польше: Н.Н.Гусейнова "разработка марксистской концепции человека в философской мысли ПНР" (1985); Ф.Г.Овсиенко "Особенности идеологии и деятельности католической церкви в ПНР" (1959); Т.А.Поваркова "Римско-католическая церковь и государство в ПНР" (1987). Различные аспекты исследуемой проблемы рассматривались в работах Л.Н.Великовича, М.П.Мчеддова, й.Я.Кантерова, Б.А.Филиппова, Л.Ф.Шевцовой, И.Б.Ястребова.
Большое значение для уяснения роли религии и церкви в яизни польского общества имели подготовленные и защищенные польскими учеными в 70-80-х гг. в бывшем СССР следующие кандидатские диссертации: я.Мучко "Марксистско-ленинские принципы отношения коммунистических и рабочих партий к религии, церкви и верующим и их осуществление в процессе строительства социализма (на примере СССР и ПНР)"; В.Иванцио "Католическая церковь и проблема секуляризации общественно-политической жизни в ПНР"; Э.Снеговский "Клерикализм и проблемы его преодоления в ПНР"; Е.Редошн "Критика идеологического обоснования современной "восточной политики" Ватикана"; А.Жарздан "Критический анализ политической теологии Стефана Вышиньского"; Я.Коседовский "Идеологическая экспансия католической церкви в отношении рабочего класса ПНР"; К.Хяановский "Католическая церковь в Польше и крестьянство"; Я.ЯгодзиньскиЙ "Катодическа концепция христианской Европы (критический анализ)"; Е.Ясинь-ский "Проблемы преодоления влияния католической церкви на молодежь в ПНР" и др.
Несмотря на все отмеченное выше, можно заключить, что степень разработанности этой теш в настоящее время едва ли соответствует ее значимости, особенно в свете происходящих на рубеже 80-90-х годов процессов.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить особенности идеологии и деятельности католической церкви в Польше в 80-х - начале 90-х гг. Указанная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
- выявить специфику политизации религии в Польше и характер отражения в ней интересов различных сил;
- рассмотреть роль католической церкви в общественно-политических событиях страны в последнее десятилетие;
- вычленить философский аспект социальной доктрины католицизма в Польше;
- раскрыть специфику восприятия в Полыпе социальной доктрины Ватикана и учения Иоанна Павла П;
- проанализировать новые законодательные акты о гарантиях свободы совести и исповедания и об отношении государства
к римско-католической церкви; выявить характер взаимоотношений государства и церкви в начале 90-х гг.;
- составить определенный прогноз развития религиозной ситуации в Польше на ближайшие годы.
Научная новизна исследования. Новизна диссертации заключается в том, что зто первая работа, посвященная анализу нгса-логии и деятельности католической церкви з Польше з 80-х -начале 90-х гг., осуществленная на фоне рте завершаетося периода Народной Польши. Кроме того, данная работа учитывает международный аспект и польскую религиозную, политическую, национальную, мировоззренческую специфику, в ней дан совершенно иной подход к исследуемым вопросам, какого нет в других научных исследованиях.
Необходимость анализа изменений в ссциально-ло.атичес.;с:Л ¡тазик страны потребовала новых подходов к рассмотрев» проблемы отношения к г.еркБл как полноправному участнику существенной .жни страны и как субъекту праш; представлен сх-и-чиз новых законодательных актов, определяадих место л поэисгиэ церкви в современной общественно-политической жизни Польши,
В работе представлена современная католическая социально-политическая доктрина с учетом восприятия ее польской философско-теологической мыслью. Таким образом, по нашему мнению, можно полнее уяснить как общие черты, так и различия, которые в результате оказывали и оказывают влияние на общественно-политическую практику в стране. Такой подход, несомненно, является новым в исследовании настоящей проблемы.
Методологическая основа диссертации и источники исследования . При подготовке диссертационного исследования автор стремился быть свободным от каких-либо конъюнктурных соображений, Объективность и беспристрастность, диалектический подход и научный историзм - таковы основные принципы, которыми он руководствовался при написании настоящей работы. При решении поставленных задач были обстоятельство изучены монографические работы светских и религиозных авторов, исследован большой массив католических периодических изданий. Кроме то-го8 автор обращался к материалам архива Люблинского католического университета. Б работе использованы протоколы Конференций польского епископата.
Предметом анализа стали выступления представителей епископата по кардинальным ссциалькс-политичесетм проблемам, со-щгальныз энциклики Ватикана, публикации представителей разных течений католической социальной и политической философии.
Практическая значимость диссертации состоит ь тем, что ела вносив определенный вклад в разраоотку актуальней для гио рш религиоведения и практики государственно-церковных отноыз ний проблемы. Основные результаты проделаялой рабогы мсгух бы использованы в научно-исследовательской деятельности, б нрепо давании курса религиоведения при изучении таких разделов, ках, "Религия в современной политической глзнк Польши", ''Свобода с всстк в польском обществе", "Диалог государство - католически церковь в Польше". Вывода и конкретнее факты, излокешыс; ы сер^ащш, могут быть использована с качестве вспомогательного материала лекторами ь системе Обц-ззгш распространс-шв» светской культуры.
Апробация работы. Разработкой,настоящей проблематики диссертант занимался на протяжении ряда лет, используя собранный материал в выступлениях на семинарах и научных конференциях воеводства Белой Подляски.
Диссертация обсуждалась на проблемной группе и на заседании Ученого совета Гуманитарного центра РАУ и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ ССШЕРМИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении автор обосновывает актуальность темы исследования, формулирует цель и вытекающие из нее задачи, оценивает степень научной разработанности исследуемой проблемы, указывает методологические к теоретические основы работы, раскрывает структуру и научно-практическую значимость диссертации.
Первая глава - "Католическая церковь в социально-политической етзни современной Полыш" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Место католической церкви в жизни' польского общества" - выявляются причины активной вовлеченности римско-католической церкви в общественно-политическую жизнь Полыш. Автор отмечает, что в силу сложившихся исторических условий (в частности, из-за длительного противостояния Польши "православной России" к "протестантской Пруссии") в обыденном польском сознании католицизм выступает символом принадлежности к польской нации и культуре. Отождествление религиозной и национальной общностей, сформировавшееся на основе
длительной^борьбы против иноземных и иноисповедных захватчиков, ! *
до сего дня дает основание церковной иерархии для употребления понятий "католическая Польша" и "католический народ", но главное - для выступлений от имени этого государства и этого народа.
Характеризуя отношение католической церкви к государству на цротякении всего периода существования ПНР, диссертант прежде всего выделяет его конфронтационный характер. В еще большей мере указанная тенденция проявилась после известных кризисных событий 1980- 1981 гг. В этот период церковь еще более активно вышда на арену общественной жизни Польши; она укрепила свои позиции, взяв патронат над профсоюзом "Солидарность" и фактически идентифицировав себя с ним в политическом плане.
Отмечая конфронтационный характер взаимоотношений между церковью и государством в виде основной тенденции, диссертант в то же время указывает и на имевшие место периоды своеобразного диалога как между указанными институтами, так и между католиками и марксистами в 40-80-х гг. и выделяет пять этапов в ведении такого диалога.
Особое внимание в работе уделено последнему этапу диалога, проходившему в стране после августа 1980 года. В центре дискуссии христиан и марксистов стояла идея выработки общенациональной программы действий, направленной на выход страны иэ кризисной ситуации. По мнению автора, негативные политические и экономические процессы воспрепятствовали успешному ходу диалога между мировоззренческими противниками, хотя в начальной стадии его уже имелись довольно перспективные наработки, имевшие общий знаменатель - общечеловеческие ценности. Поворотным пунктом в заключительной стадии рассматриваемого периода, фактически приведшим к завершению теоретического диалога между католиками и марксистами в стране, стал переход власти в руки движения "Солидарность".
Говоря о возможностях диалога между католиками и марксистами в 90-х годах, диссертант отмечает, что для диалога как взаимного познания и сопоставления мнений в дискуссии, предполагающей возможность взаимообогащения и сотрудничества на основе признаваемых обеими сторонами гуманистических ценностей необходимо как минимум наличие двух партнеров. Диалог можно вести с кем-то. Характеризуя ситуацию в нынешней Польше, диссертант отмечает, что теоретического диалога между католи-
каш и марксистами здесь сейчас нет; левне силы, конечно, в стране есть и сейчас (особенно интенсивно сегодня начинает работать Социал-демократическая партия Полыш), но они полностью отстранены от власти и не воспринимаются религиозными кругами и прокатолическим правительством как достойные внимания партнеры по диалогу.
В параграфе показано, что, занимая видное место в жизни польского общества, церковь в лице своих идеологов постоянно прибегает к обосновании сложившегося статус-кво, однако апология места и роли католической церкви в жизни страны претерпела за последние года существенную эволшдю. Еще совсем недавно попытки церкви обосновать свое право на участие в реие-нии земных дел выражались в заявлениях ее иерархов о том, что социальные проблемы не могут быть решены без их участия, поскольку данные проблемы сами по себе тесно связаны с уровнем нравственности, а следовательно, и религиозности людей. Первородный грех является причиной морального зла в общественных отношениях, и осуществление социальных реформ без духовно-нравственного совершенствования человека лишено всякого смысла. В настоящее время церковь официально отказалась от социально-политической ангажированности на том основании, что ее власть якобы ограничивается исключительно сферой общественных проблей, в которой проявляются моральные факторы. На практике же подобные заявления ничего не меняют, так как никакой человеческий поступок для церкви не является безразличным, не подлежащим ее "моральной оценке". Акцентируя во все большей мере внимание на своих сугубо религиозных функциях, церковь,тем не менее, реализует на их основе свои социально-политические цели. Она стремится к тому, чтобы вовлеченные з мирские дела верующие осуществляли на основе принципов ¿са^олл-цизма ее "присутствие" в общественной жизни и тем самым реализовал!: задачу еЕастелизации страны.
Диссертант показывает, что, согласно приводимым тео.'о"Л1~ чесяик и философским аргументам, независимо от характера с^ло-шенпй между государством и церковью последняя всегда дсшн-4 выполнять функцию своеобразного института "моральной ошмв»-;циип.
Во всех случаях, когда, по мнению церковной иерархии, возникает угроза "общему благу", она имеет право занять позицию "моральной оппозиции". И хотя идеологи церкви обосновывают принципиальное различие между "моральной оппозицией" и оппозицией политической, факты свидетельствуют, что церковь -и Польша наглядный тому пример - выступает в роли значительной политической силы. Силой своего авторитета она бичует неугодную ей социальную систему, производственные отношения, выражает поддержку одним политическим группам и партиям и осуждает другие.
Функцию "моральной оппозиции" идеологи католицизма чаще всего поднимают на щит в периоды кризисного развития того или иного государства, пытаясь в этот момент с пользой для себя "перехватить инициативу". В силу отмеченного, как показывает диссертант, вопросы этой функции наиболее активно разрабатывались в 80-х гг_. на страницах польской католической печати.
Автор пытается вскрыть истоки явного противоречия - проповеди аполитичности при одновременной ангажированности церкв! в земные дела. По его мнению, церковь представляет себя страж« достоинства человека и всех его прав, "в том. числе и политических. Она не может решиться на своего рода политический и экономический индифферентизм, ибо такая позиция была бы чревата для нее потерей авторитета в глазах верукшх. Поэтому совреме] ная церковь пытается облечь свою идеологию в специфические религиозные одежды, перевести ее содержание на язык хриотиансш этики и теологии. Обращение к социальной проблематике, претензии на участие в ее решении сопровождаются одновременно затуш-выванием социально-политической функции церкви и изображении.', ее миссии как сугубо религиозной или религиозно-этической. Однако, независимо от способа и форм обоснования вовлеченности польской католической церкви в кизнь общества и государства, роль этой конфессии в стране по-прекнему огромна, а в 80-х - начале 90-х годов, когда к власти пришли прокатолическое правительство и ревностный католик-президент, она еще более возросла.
- II -
Во втором параграфе - "Свобода совести и государственно-церковные отношения в Республике Польша" - рассматривается специфика отделения церкви от государства (формального) и осуществление принципа свобода совести в отношении религии и свободомыслия.
Диссертант представил краткую эволюцию рассматриваемой проблемы в условиях прежней ПНР, начиная от решения вероисповедных проблем в Манифесте Польского комитета национального освобождения от 22 июля 1944 г. до современного законодательства о религиозных культах. Анализируя соответствущие статьи нескольких Конституций страны, автор отмечает, что формы регулирования государственно-церковных отношений в них имели общий характер, подчас формальный или символический. Это приводило к тому, что свобода совести не гарантировалась в полной мере правовыми средствами, что вызывало немало трудностей в ее практическом осуществлении. Создатели Конституций ПНР пошли путем, традиционным для других восточноевропейских стран, обходя вниманием тенденцию, акцентированную во многих документах ООН, которая предметом этой свободы объявляла человеческую личность. Подобными недостатками характеризовалась и последняя Конституция от 1976 года, главным из которых было непризнание за церковью права юридического линз, что не соответствовало истинному положению церкви в польском обществе и служило* причиной постоянных конфликтов меиду церковью и государством.
Диссертант показывает, что избрание в 1978 году римским папой польского кардинала Короля Войтылы, а также политические перемены, начало которым положили события 1980 года, создали новые условия для урегулирования отношений меяду государством и римско-католической церковью. Существенным фактором в этом плане стало появление в 1989 году двух законов - "Об отношении государства к римско-католической церкви" и "0 гарантиях свободы совести и вероисповедания". Анализируя указанные законы, автор приходит к выводу, что в целом в них доминирует церковная точка зрения.
В работе освещены различные Форш деятельности церкви, выступающие как своего рода "пастырство" - среди военнослужащих, студенчества, сельской молодежи, детей.
- 12 -
В аклкяение автор приходит к выводу, что основным источником конфликта между католической церковью и государством на протяжении всего сорокапятилетнего периода существования ПНР была позиция неприятия церковью так называемых социалистических преобразований в стране. Наряду с этим, по мнению диссертанта, предпринимая различные действия в целях ослабления позиций католической церкви, польское социалистическое государство ввиду своей мировоззренческой ангажированности не удержалось от ряда ошибок, которые нарушали, вопреки провозглашавшимся декларациям, право граждан на свободный выбор мировоззрения и религии.
Вторая глава диссертации - "Социальная мысль и социальная практика польского католицизма" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Проблемы общественных отношений в интерпретации польского католицизма" - отмечается, что в вопросах общественного устройства, отношения к собственности, труда, профсоюзного движения и других социальных проблем польская католическая церковь постоянно ориентируется на официальную папскую доктрину. В го ке время надо признать, что условия существования польского католицизма в рамках ПНР наложили свою специфику на подход к решению многих социально-политических и экономических проблем. Несмотря на все попытки Ватикана сделать свое учение универсальным, отдельные положения католической социальной доктрины получали в польском католицизме иногда самое неожиданное толкование.
Диссертант показывает, что в период существования Народной Польши в национальном католицизме параллельно существовали два типа идеологии. Первый представлял собой доктрину церкви, то есть ее официальную точку зрения., выраженную в виде выступлений епископата, пастырских посланий по социальным вопросам, разного рода директив. Второй тип - идеологические концепции, созданные общественно-политическим?; группировками светских (недуховного звания) католиков "Паке", "Знак", "Христианское социальное объединение", "Вензь". Oía эти течения
- 13 -
католической социальной мысли в Польше постоянно предпринимали попытки самоопределения относительно центральных проблем польской действительности, однако их подход к социальным проблемам нередко был диаметрально противоположным, В частности, концепции группы "Паке" носили просоциалистический характер.
Диссертант отмечает, что, согласно разработкам польских теологов и религиозных философов, основной функцией политической системы является ее служебная роль по отношению к человеку. Это - исходный пункт создания политической структуры общества в католическом варианте. Существовавший же до конца 80-х годов в стране строй не отвечал, по мнению идеологов церкви, указанному критерию, поэтому, ссылаясь на свое право выступать в качестве "моральной оппозиции", польская католическая церковь,собственно,и способствовала посредством осуждения этого строя и поддержки его косвенных и непосредственных противников уходу указанного строя с исторической арены.
Критическая оценка социально-политической и экономической коммунистической доктрины со стороны церкви несет на себе печать реалий существования польского католицизма в условиях социалистического эксперимента в стране. Церковь считала, что эта доктрина, противоречащая католической философии, содержит в себе угрозу для нее, так как провозглашает атеизм и объективно нарушает общественную гармонию. Такое видение коммунизма не давало возможности для ведения серьезного теоретического диалога о путях общественного развития Польши. Католицизм и марксизм выступали на протяжении всего периода существования ПНР как две мировоззренческие ориентации, исключавшие друг друга как в области философии, так и этики и экономических концепций.
Отмечая тот факт, что польская католическая мысль всегда характеризовалась критическим отношением к экономическим и социальным постулатам социализма, диссертант в то же время подчеркивает, что в года, когда у власти находились представители марксистской партии - ПОРП, эта критика была относительно сдержанной. Однако с 1989 года, когда начал рушиться лагерь социали-
- 14 -
стических государств, ситуация изменилась коренным образом. На основе анализа публикаций, католических авторов диссертант иллюстрирует направленность такой критики марксизма по вопросам философии, этики и экономики.
Особый интерес, по мнению автора, представляет эволюция толкования в доктрине польского католицизма проблемы классовой борьбы, самих классов и социальной структуры общества. Диссертант отмечает, что примерно с середины 70-х годов проблема классов в социальном учении польской церкви отошла на второй план. Если тогда указанный феномен можно было объяснять как определенную приспособительную реакцию на существовавшую в ПНР тенденцию к созданию в скором времени социально однородного общества, то в 80-х - начале 90-х годов его можно понимать как стремление епископата игнорированием проблемы снять возможную напряженность в обществе и посткоммунистическом государстве. И тем не менее это факт, что католическая доктрина ныне занимается в основном проблемами изменений в социальной структуре, социальной мобильностью, миграцией, вопросами разделения труда, а также взаимоотношениями между семьей, обществом и государством, которые косвенно хотя и затрагивают классовый вопрос, однако не выдвигают его на первое место. Правда, ныне, когда в Польше наблюдается усиление процесса социальной дезинтеграции, часть католических социологов вынуждена ставить вопрос о классах и классовых отношениях (особенно на фоне усилившихся в 1992 г. забастовок), однако большинство католические авторов по-прекнему игнорируют данную проблему.
К числу специфических особенностей социального учения церкви в Польше диссертант относит также своеобразный "агра-ризм", не встречающийся более ни в каком национальном католицизме. Причину этого .диссертант усматривает в сохранившемся в польской деревне традиционном укладе, воспроизводящем массовую религиозность. 13ы,двигая на первое место в изысканиях в области социальной структуры общества мелкотоварное крестьянство, теологи придают ему значение ведущего слоя, сохраняющего в первозданной чистоте "национальный дух". Существование мелкотоварного крестьянства представляется как условие зшзненности
- 15 -
нации, в то вреют как урбанизация Польши с необходимостью влечет якобы за собой упадок нации, ее сокращение и даже гибель .
Автор приходит к выводу, что в целом концепция классов и социальной структуры общества в интерпретации польского католицизма представляет собой сплав аграристских, националистических и клерикальных теорий. Истолкование классового вопроса польской церковной идеологией показывает, что она не во всем следует ватиканской концепции. Она трактует папскую доктрину избирательно, ссылается на нее лишь там, где ей это выгодно, и замалчивает не устраивающие ее положения, но главное - "дополняет" ватиканскую доктрину такими идеями, от которых папство в настоящее время отмежевывается (в первую очередь это касается национализма и аграризма).
В диссертации анализируется такое необычное для проходящего в Польше процесса рекапитализации, как ставка церкви на средне-мелкую и общественную собственность. По мнению автора, такая позиция церкви во многом обусловлена учетом того факта, что сорокапятилетний период Народной Польши оставил в общественном сознании поляков довольно прочное представление о социальной справэдливосте как о явлении, несовместимом с крупным капиталом, но связанном прежде всего с обобщественной собственностью.
Второй гтапа?;;.^ _ "нсанн Павел П и современная Польша" -гкс?чщен анализу ртпшепг нынеплото понифдаа на облик современного польского '"^олипдзка и на общественно-политическую ситуацию з стране в гт'лом,.
Анализируя теоретические работы допонтификального периода краковского архиепископа К.Войтылы, диссертант указывает на своеобразное соединение в них традиционного и оригинального. Т?олог, в частности, одним из первых в высших польских церковных кругах решился т-та дополнение неотокизча элементами таких течений, как-фртгуенотс'чт, экзистенциализм. При этом, допуская радикальное обновление в сфере католической философии, саг,; К.Войтыла резностко выступает за незыблемость традиции в
теологии.
Проблема человека - центральная тема творчества К.Вой-гылы - Иоанна Павла П. Именно антропологическая проблематика рассматривается в большинстве его работ, в ряду которых диссертант особо выделяет книгу "Личность и действие". Специфический подход Войтылы выразился в пересмотре вопроса об отношении человека к богу, о несовершенстве мира, созданного совершенным богом, но главное - в принятии концепции человека как творчески действующего и творчески преобразующего своей деятельностью мир субъекта.
Анализ политики Иоанна Павла П по отношению к Польше и другим восточноевропейским странам позволяет сделать вывод о серьезных колебаниях в ее осуществлении на протяжении всех лет понтификата. С одной стороны, для папы характерно стремление кардинальным образом пересмотреть стратегию отношения к коммунизму своих непосредственных предшественников - Иоанна ХХШ и Павла У1. С первых дней понтификата он демонстрировал свое стремление к отказу от стратегии на вживание в социализм (в прежних социалистических странах) и пассивного противостояния коммунизму в странах "третьего мира". В противовес принципам и политике своих предшественников, рассматривавших отношения со странами социализма как особюу региональную политику, Иоанн Павел П стремился превратить взаимоотношения Ватикана с миром социализма в составную часть единой глобальной политики "западного" наступления на коммунизм.
Диссертант отмечает, что Польша и польская католическая церковь занимают особое место в "восточной политике" Ватикана, События, которые произошли в стране в последнее десятилетие, в значительной степени были обусловлены как воздействием на тз национальной католической церкви, так и влияй первосвященника Рима на саму церковь и на общественно-политическую ситуацию в Польше.
В работе анализируется общаственно-пол/ш.чеекий характер визитов Иоанна Павла П на свою родину и их резонанс. По мнению автора, они существенно сказались на замедлении процесса секуляризации и в то ке время оживили деятельность кле-
рикалов.
Особое внимание диссертант уделяет анализу одной из центральных тем выступлений папы перед соотечественниками во время визитов, а именно проблеме труда. Согласно папе, только в католическом социальном учении труд выступает как "основа современного социального вопроса". Труд предстает в истолковании папн как божественное предписание; с последним связано и достоинство человека, и его ценность. Труд рассматривается Иоанном Павлом II как необходимое условие пришествия Христа и как своеобразная жертва ему.
Однако, как подчеркивается в диссертации, три первых визита Иоанна Павла П проходили в условиях массовых протестов трудящихся, подъема их борьбы за изменение сложившегося положения, роста популярности профсоюза "Солидарность". Папа не мог ограничиться лишь сугубо религиозным, теологическим истолкованием труда. Поэтому наряду с отмеченным выше Иоанн Павел П немало внимания посвятил и социальной его стороне, а именно вопросам справедливой зарплаты, правам трудящихся, рабочему самоуправлению и другим. Все они стали предметом критического анализа настоящей диссертации.
Диссертант делает вывод о том, что как посредством своих визитов-паломничеств в Польшу, так и своей "восточной политикой" Иоанн Павел П во многом определил "линию поведения" польской католической церкви в 80-х гг., а в итоге и реализованное через прокатолически настроенных идеологов "Солидарности" направление общественно-политического развития страны. Этот факт, в частности, признают и сами католические авторы,утверждающие, что "польский август 1980 года" был бы невозможен без поляка на папском престоле святого Петра. Однако, как показано в работе на основании последних социологических данных, в начале 90-х годов вместе с имеющим место в стране "моральным разочарованием" и усилением антиклерикальных настроений воздействие папы римского и самой национальной церкви на польское общество во многом ослабло. В каком направлении будет идти указанное воздействие Ватикана и его главы в 90-х годах
- покажет ближайшее время.
В заключении диссертации обобщаются основные итоги исследования, намечаются аспекты дальнейшей разработки теш, даются некоторые практические рекомендации.